Роль макроэкономических показателей в оценке уровня развития национальной экономики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,86 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль макроэкономических показателей в оценке уровня развития национальной экономики

ВВЕДЕНИЕ

Национальная экономика Беларуси, как область хозяйственной практики, представляет собой сложную систему в границах суверенного государства, состоящую из организационных и хозяйственных комплексов, обладающую трудовым, инновационным, природно-ресурсным, экологическим и другими потенциалами.

Социальная ориентация экономики предъявляет повышенные требования к принятию решений по развитию страны в целом и регионов в частности. Эти решения должны основываться на тщательном анализе взаимоувязанных макроэкономических показателей, которые, естественно, должны быть при этом максимально достоверными.

Национальная экономика Беларуси развивается на нынешнем этапе в условиях мировой нестабильности и специфических инфляционных процессов. Многие макроэкономические показатели рассчитываются с учётом инфляции, поэтому вопрос оценки её уровня, особенно в будущих периодах, приобретает актуальное значение.

Целью, стоящей перед автором контрольной работы, является получение теоретических знаний о макроэкономических показателях и их использовании для оценки состояния и перспектив развития национальной экономики. При этом решаемой задачей является осмысление системы макроэкономических показателей, значимости их применения в определении направлений развития национальной экономики.

макроэкономический платёжеспособность индикаторное планирование

1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СОДЕРЖАЩИЕ ИХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ БАЛАНСЫ

Макроэкономические показатели представляют собой систему взаимосвязанных показателей для оценки уровня развития экономики страны. Составляющие этой системы подвержены воздействию многочисленных факторов основными из которых, на мой взгляд, являются человеческий и природный. Второй, впрочем, всё чаще становится следствием первого. Какими высокими ни были бы потенциалы страны: трудовой, экологический и другие, если принять неправильное управленческое решение, «разбазарить» трудовые ресурсы, нажать не ту кнопку на пульте управления атомным реактором, макроэкономические показатели изменятся, они - индикаторы уровня риска в экономике, прогресса или застоя в её развитии.

.2 Основные макроэкономические показатели

Ряд макроэкономических показателей для оценки и анализа результатов функционирования национальной экономики довольно широк и многообразен, как разнообразны процессы и связи в экономике.

Кандидат экономических наук, профессор А. И. Мороз в монографии «Экономическая эффективность использования социально-экономического потенциала региона: теория, методология и практика», рассматривая экономические факторы риска, отмечает следующие наиболее распространённые на практике макроэкономические индикаторы устойчивого развития страны и её регионов: внутренний национальный продукт (ВНП), внутренний валовой продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), паритет покупательной способности (ППС), индекс человеческого развития (ИЧР) инфляция, бюджетное сальдо, обеспеченность сырьевыми ресурсами, экспорт, импортозамещение, внешний долг и связанные с ним показатели, валютные резервы (золотой запас). [6, с.51]

Кроме того, автор монографии уделяет большое внимание валовому региональному продукту - макроэкономическому показателю для оценки экономической эффективности региона.

Доктор экономических наук, профессор Я. М. Александрович в статье «Экономика Беларуси в текущей пятилетке (2011 - 2015 гг.): проблемы и направления развития» выделяет девятнадцать основных показателей развития национальной экономики: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, экспорт товаров и услуг, импорт товаров и услуг, сальдо внешней торговли товарами и услугами (% к ВВП), внутренние затраты на исследования и разработки (% к ВВП), удельный вес отгруженной инновационной продукции в промышленности, реальные располагаемые денежные доходы населения, платные услуги населению, розничный товарооборот по всем каналам реализации, рентабельность продаж на конец периода в промышленности и в сельском хозяйстве, производительность труда, энергоёмкость ВВП, ввод в эксплуатацию жилья, профицит консолидированного бюджета (% к ВВП), индекс потребительских цен. [2]

Экономика не может обойтись без измерений и сопоставлений макроэкономических показателей. Без них невозможно решать задачи и проблемы, связанные с реализацией практики планирования и регулирования национальной экономики.

.2 Макроэкономическая статистика, источники информации

Данные для оценки состояния национальной экономики можно получить из четырёх основных макроэкономических балансов:

. В банковской статистике в основном представлен баланс сферы денег - монетарного сектора экономики.

. Данные о внешнем секторе экономики (международных хозяйственных связях) содержатся в платёжном балансе.

. Система статистики государственных финансов (движения денег) является балансом фискального (распределительного) сектора.

. Макроэкономические показатели реального сектора экономики представляются в системе национальных счетов, имеющей всеобъемлющий характер. [1]

.2.1 Банковская статистика, платежный баланс

Обзор банковской системы, Национального банка проводится согласно Календарю предварительных сроков публикации данных, распространяемых Национальным банком Республики Беларусь в соответствии с требованиями Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда (ССРД МВФ) путём выпуска бюллетеня банковской статистики.

Бюллетень банковской статистики, публикуемый на сайте Национального банка, содержит шесть основных пунктов:

основные макроэкономические показатели Республики Беларусь;

основные денежно-кредитные показатели;

основные показатели и инструменты денежно-кредитной политики;

финансовые рынки;

отдельные показатели деятельности банков;

состояние платёжной системы. [3]

Судить о состоянии экономики страны можно по сальдо Платёжного баланса. Платёжный баланс, составляемый Национальным банком, содержит показатели экспорта и импорта товаров и услуг, показатели инвестиций и является важным источником информации об участии страны в международных связях, перспективе их упрочнения.

Дефицит текущего счёта платёжного баланса грозит стране сокращением золотовалютных запасов, продажей активов иностранцам, «попрошайничеством» у иностранных банков и правительств.

.2.2 Статистика финансов, система национальных счетов Беларуси

Одним из индикаторов роста экономики и благосостояния являются финансы. Показатели движения денег между государством и хозяйствующими субъектами, государством и населением, между регионами отражаются в статистике финансов, которая публикуется на сайте Министерства финансов. По показателям финансов можно судить о полноте выполнения ими своих основных функций: распределительной и контрольной, а также воспроизводственной и стимулирующей.[4, с. 95]

Система национальных счетов (СНС) представляет собой статистическую модель функционирующей национальной экономики.

СНС систематизирует и классифицирует статистические показатели, представляет их в виде счетов и таблиц и используется для выработки хозяйственной, бюджетно-налоговой, кредитно- денежной, социальной политик, анализа результатов их реализации. Специализированный сборник «Национальные счета Республики Беларусь», в котором представлены показатели системы национальных счетов Республики Беларусь, выпускает Национальный статистический комитет Республики Беларусь (Белстат).

В системе национальных счетов можно проследить движение стоимости продуктов и услуг от начальной стадии производства до стадий потребления и накопления. СНС включает показатели структуры производства ВВП, его объема и динамики и различные счета: товаров и услуг, производства, распределения, использования. Интегрированная таблица национальных счетов является заключительной в СНС, и отражает итоговые изменения в национальной экономике. [8, с. 30]

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ И РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рассматривая вопрос об уровне развития национальной экономики и показателях для его оценки, необходимо дополнить понятие экономического роста понятием устойчивого развития экономики.

Промышленный подъём в некоторых странах ведёт к снижению природного потенциала, ухудшению экологической обстановки. Количество выбросов парниковых газов на единицу ВВП велико, например, в Китае и это наносит вред не только жителям «поднебесной», но и ведёт к изменению климата планеты. Устойчивым развитие экономики может называться только тогда, когда в его процессе и результате нет негативных последствий для настоящего и будущего поколений. [6, с. 24]

.1 Использование основных показателей развития экономики

.1.1 Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, валовой региональный продукт

ВВП - рыночная стоимость вновь созданной добавленной стоимости товаров, работ и услуг во всех отраслях экономики внутри страны.

ВВП является обобщающим стоимостным показателем для оценки роста экономики, сопоставления его с другими странами, расчёта других макроэкономических показателей. В мировой практике считается, что когда уровень государственного долга в стране с переходной экономикой составляет не более 60% ВВП, дефицит бюджета - не более 3% ВВП, то это говорит о стабильности бюджетноналоговой системы и финансовой безопасности этой страны. [6, с. 50]

Кроме масштабных обобщающих выводов, показатель ВВП, исходя из конечного его использования, с применением межотраслевого баланса, позволяет провести анализ оптимальности отраслевой структуры экономики. Инфляция, ухудшение платёжного баланса даже при росте ВВП на душу населения могут привести к негативным последствиям. Потому производительности труда, инвестициям в основной капитал и другим показателям-индикаторам будущего роста должно уделяться особое внимание. [6, с. 52-53]

Ежемесячная оценка ВВП производится Национальным статистическим комитетом по утверждённой методике. Оценка ВВП в течение года ведётся с нарастающим итогом.

Алгоритм расчёта ВВП производственным методом представляет собой определение суммы валовых добавленных стоимостей, созданных в отраслях экономики, не включая материальные затраты.

Анализ показателя ВВП по добавленной стоимости за ряд лет дает представление об отраслевой структуре валового внутреннего продукта, ее динамике, эффективности структурной политики.

Метод расчёта ВВП по доходам:

ВВП = заработная плата + процент + рента + доход от собственности + + прибыль корпораций + амортизация + косвенные налоги.

Данный метод используется только для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определения его номинального объема или динамики. [8, с. 26]

В анализе часто используется показатель ВВП на душу населения. Он определяет уровень экономического развития государства, но не является обобщающим и точным, учитывающим равномерность распределения, отраслевую структуру производства, качество выпускаемых товаров и т.д.

Сопоставление ВВП разных стран традиционно происходит в долларах США. Но 1 USD в основном везде имеет разную покупательную способность. Поэтому в конкретной стране кроме ВВП в долларах по рыночному курсу рассчитывают ВВП по паритетному курсу, который сопоставляет общий уровень цен в двух разных странах (подобно индексу цен, сопоставляющих цены, но во времени). Сравнивая ВВП по паритету покупательной способности (ППС) Беларусь, например, может занять более высокое место в списке стран, чем при сравнении реального ВВП, при условии, что на 1USD в Беларуси можно приобрести больше товаров, чем в рассматриваемых странах. При этом, имея примерно одинаковые показатели, ВВП по паритетному курсу на душу населения будет меньшим у страны с большим населением. [1]

Следующий обобщающий макроэкономический показатель - ВНП.

Если определить разницу между первичными доходами из-за границы и первичными доходами инвесторов в данной стране, прибавить эту разницу к ВВП, то получим валовой национальный продукт, т.е. ВНП учитывает производство товаров и услуг за рубежом и в основу его расчёта заложен национальный принцип. [8, с. 26]

Если рост ВВП будет происходить в большей мере за счёт вложенных не в модернизацию инвестиций чем за счёт повышения производительности труда, может сложиться отрицательное сальдо расчётов с зарубежными странами. Объём ВНП при этом будет меньше объёма валового внутреннего продукта.

Чистый национальный продукт (ЧНП), в отличие от характеризующего национальный объём производства ВНП, характеризует производственный потенциал экономики, так как включает в себя чистые инвестиции и не включает инвестиции на восстановление (амортизацию). Чтобы получить чистый национальный продукт нужно эту амортизацию вычесть из валового национального продукта.

Валовой региональный продукт (ВРП), требующий особо пристального внимания, представляет собой сумму вновь созданных добавленных стоимостей по видам экономической деятельности отдельного региона (аналог ВВП). Методологические принципы расчета ВРП аналогичны принципам определения ВВП на уровне экономики в целом. Суммарный ВРП, рассчитанный по всем регионам, отличается от ВВП страны на нераспределенную по регионам часть, включающую услуги обороны, государственного управления, другие нерыночные услуги.

.1.2 Национальный доход, личный располагаемый доход

Национальный доход (НД) является одним из обобщающих показателей экономического развития страны. Он равен чистому национальному продукту за вычетом косвенных налогов. Государство изымает с помощью налогов часть доходов, но, в то же время, возвращает их некоторым слоям населения (трансфертные платежи) в виде пенсий, пособий и т.д. После вычета из национального дохода налога на прибыль, взносов на социальное страхование и добавления трансфертных платежей образуется ещё один макроэкономический показатель - личный доход (ЛД).

Личные доходы также облагаются налогами, и только после их уплаты часть личных доходов поступает в полное распоряжение граждан. Этот показатель - личный располагаемый доход.

Систему основных макроэкономических показателей, рассмотренных выше, можно отобразить в таком виде:












Рис 2.1. Система основных показателей валового национального продукта

Источник: [4, с. 47]

.1.3 Инфляция

Инфляция - многогранная и сложная, открытая и скрытая проблема с негативными социально-экономическими последствиями. Объективно дать оценку инфляции очень сложно. В анализе и стратегических расчётах важное значение придаётся определению уровня инфляции в будущем.

Инфляция может измеряться исходя из данных изменения денежной массы, используя индексы расходов, доходов и цен. Что представляет собой индекс потребительских цен?

Индекс потребительских цен определяет изменение во времени стоимости набора товаров и услуг, потребляемых населением:

где ,  - стоимость «рыночной корзины» в текущем и базисном периодах соответственно. [5, с. 172]

Если от индекса потребительских цен в прогнозном периоде отнять индекс потребительских цен в базисном периоде, разделить результат на индекс в базисном периоде и умножить на 100, получим темп инфляции в процентах.

Индексы потребительских цен (ИПЦ) и дефляторы ВВП используются для пересчёта макроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые.

ВВП в текущих ценах, деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. Дефлятор ВВП - отношение номинального ВВП к реальному. Он характеризует изменение прибыли (включая смешанные доходы) и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов и оплаты труда. [8, с. 27]

.1.4 Бюджетное сальдо

Перераспределение ВВП, стимулирование и регулирование экономики, обеспечение финансами социальной политики - основные функции бюджета.

Как всякий баланс, государственный бюджет предусматривает равенство сумм всех расходов и доходов. Доходной частью бюджета являются налоги, неналоговые поступления, расходной - затраты на дотации предприятиям, субсидии, государственные программы, платежи по государственному долгу и др.

Когда расходы правительства за определённый период превысят доходы бюджета возникает бюджетный дефицит. Как уже отмечалось выше, нормальным явлением считается если он не превышает 3% от ВВП. Если показатель растёт, правительство применяет определённые методы: кредитование Центральным (Национальным) банком государства в лице Министерства финансов, кредитование небанковским сектором, привлечение внешних источников финансирования, денежную эмиссию. Образуется внутренний и внешний долг.

.1.5 Государственный долг, валютные резервы

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВВП, расчет задолженности на душу населения. Пороговым значением внутреннего госдолга в Беларуси считается 20% от ВВП. По итогам 2013 года он составил 5,4% от ВВП (по данным Министерства финансов).

Для оценки внешнего долга определяют степень вовлеченности во внешний долг, которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга к валовому продукту. В Беларуси по итогам 2013 года внешний долг составил 17,4% от ВВП (по данным Министерства финансов).

Платежеспособность страны характеризуют еще два годовых показателя. Один из них показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки. Второй показатель определяет долю годовых поступлений от экспорта, которая должна пойти на обслуживание внешнего долга, критическим значением этого показателя считается 25 %. [4, с. 115]

Первый из этих показателей позволяет рассчитать возможный промежуток времени погашения внешней задолженности.

Второй из показателей, так называемый, коэффициент обслуживания долга (DSR) определяет тяжесть бремени внешнего долга для национальной экономики, хотя и может быть не вполне объективным в связи с невозможностью точно и своевременно учитывать произведённые выплаты.

Ликвидность, платёжеспособность государства, наряду с вышеуказанными показателями, определяется объёмом золотовалютных резервов. Оценивать состояние экономики страны, её возможности, можно по степени покрытия импорта, определяемому как отношению валютных резервов к импорту товаров и услуг. Риск страны снижается с увеличением данного показателя. [6, с. 59]

.1.6 Экспорт и импорт

Довольно часто доводится слышать и читать в СМИ высказывания на различных уровнях о наращивании экспорта и импортозамещении. Вроде бы всё просто: произвёл - продал за валюту, наладил производство аналога - сэкономил валюту. На самом деле за данными понятиями стоит сложная система с множественными нюансами, ограничениями, показатели которой являются показателями экономического, инновационного потенциала, платёжеспособности страны.

Спрос и предложение на мировом рынке постоянно изменяются. Трудно найти рынок сбыта для продукции, произведённой на старом оборудовании, по старым чертежам, неквалифицированными работниками, в условиях, когда рост зарплат опережает производительность труда, при непродуманной налоговой системе и т. д., когда в итоге товар становится неконкурентоспособным по качеству и цене. Поэтому индикатор экспорта может быть использован как сигнал к определённым перестройкам в экономике, постановки её на инновационные рельсы.

Сократимость импорта может высвободить некоторый объём валютных средств и направить их для расчетов по внешним долгам. Сократить импорт можно командными методами и последовательным, продуманным воплощением в жизнь программы по импортозамещению.

Степень сократимости импорта может быть определена как отношение объёма потребительских товаров (непродовольственных) к общему объёму импорта. Уровень риска страны возрастает с уменьшением степени сократимости импорта (увеличением доли несократимого импорта). [6, с. 55]

Рост импорта в нынешних условиях может быть оправдан только по тем позициям товаров и услуг, которые позволят модернизировать производства, создавать новые и внедрять на них высокие технологии.

.1.7 Инвестиции

Основным источником инвестиций является накопленная разница между объёмом ВВП и текущего потребления - валовые накопления. В последнее время проявляются тенденции снижения в инвестициях доли республиканского бюджета в пользу местных бюджетов, собственных средств юридических лиц, населения и иностранных инвесторов. Особое значение для нашей небогатой сырьевыми ресурсами страны имеет инновационная направленность инвестиций. Подавляющая часть инвестиций приходится на основной капитал для модернизации производственных фондов и наращивания тем самым экспортного потенциала. Значение валютной выручки мы уже рассматривали, так что показатель инвестиций, скажем так, стратегически важен для экономического анализа и принятия хозяйственных (и политических) решений.

.1.8 Общесистемные индикаторы устойчивого развития

Данные индикаторы характеризуют взаимосвязи всех процессов устойчивого развития и позволяют проводить сравнения с другими странами.

Кроме показателя ВВП, рассмотренного ранее, к общесистемным индикаторам относятся:

интегральный показатель устойчивого развития, базирующийся на индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП);

уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду. [8, с. 159]

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, образования и фактического дохода её граждан. По этим направлениям оцениваются индексы ожидаемой продолжительности жизни, доступа к образованию, валового национального дохода на душу населения (в долларах США по паритету покупательной способности).

Если средняя продолжительность жизни в стране достигает 85 лет, обеспечен доступ к образованию для всех, граждане имеют достойный уровень доходов, то ИРЧП = 1. Если средняя продолжительность жизни составляет менее 25 лет, население неграмотно и голодает, то индекс стремится к 0.

В настоящее время семейство индикаторов для измерения индекса человеческого развития пополнено решением ООН на индексы, учитывающие социально-экономическое неравенство, гендерное неравенство и многомерную бедность.

Для определения интегрального показателя устойчивого развития в расчёт ИРЧП вводят показатель, определяющий уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду - индекс « объёмы выбросов вредных веществ в расчёте на единицу ВВП», который отражает степень непосредственного воздействия на здоровье человека, животный и растительный миры. [8, с. 160]

Экономика страны развивается устойчиво только тогда, когда высоким уровнем использования передовых технологий защищена экология и нет оправдания доводам некоторых стран, мол, дадим «на гора», разбогатеем, тогда и займёмся природоохранными мероприятиями.

.2 Индикаторное планирование национальной экономики

В развитии экономике необходимо наличие практического инструмента по реализации целей на кратко- и среднесрочный периоды. Таким инструментом является индикаторное планирование. [5, с.14]

Индикаторное планирование предусматривает структурные, организационные изменения в экономике, т.е. её регулирование, на основе набора индикаторов - макроэкономических показателей, основные из которых рассмотрены выше.

Индикаторный план содержит концепцию и прогноз социально-экономического развития, систему экономических регуляторов и государственные целевые программы. Данное планирование имеет характер рекомендательный и зависит от множества факторов.

Так как при планировании используются макроэкономические показатели, то все неучтённые при их исчислении неточности и возможные из-за необъективности информации ошибки могут негативно повлиять на реальность планов и, как итог - на эффективность организационных решений. Так, например, определение объёма ВВП на душу населения не учитывает дифференциацию в его распределении, есть масса нюансов при определении уровня инфляции, структура импорта не имеет детальной информации, не искоренены случаи приписок и так далее. Кроме того, на значения показателей в любой момент резко могут повлиять внезапно изменившиеся внешние и внутренние политические факторы.

.3 Анализ развития экономики Беларуси в 2013году

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь

Показатели

Годы

Январь- декабрь

Валовой внутренний продукт, млрд. руб.  (в текущих ценах)   темпы роста в сопоставимых ценах  к предыдущему году, в процентах

2012 2013 2012 2013

530356 636784 101,7 100,9

 дефлятор ВВП, в процентах

2012 2013

175,4 119,0

Объём промышленного производства, млрд. руб.  (в текущих ценах)  темпы роста в сопоставимых ценах   к предыдущему году, в процентах

2012 2013 2012 2013

615862 609214 105,8  95,2

Объём продукции сельского хозяйства, млрд. руб. (в текущих ценах)  темпы роста в сопоставимых ценах   к предыдущему году, в процентах

2012 2013 2012 2013

96696 105329 106,6  95,8

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.  темпы роста в сопоставимых ценах   к предыдущему году, в процентах

2012 2013 2012 2013

154442 202696  88,3 107,4

Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации, млрд. руб.  темпы роста в сопоставимых ценах   к предыдущему году, в процентах

2012 2013 2012 2013

202309 258933 114,1 118,2

Индекс потребительских цен в процентах к предыдущему году

2012 2013

159,2 118,3

Удельный вес отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) в общем объеме отгруженной продукции организаций промышленности, процентов

2012 2013

17,8 17,8

Сальдо торгового баланса, млн. долларов США

2012 2013

(-) 412,7 (-) 5766

Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета, млрд. руб.  в процентах к ВВП

(+)2786 (+)1583 0,5 0,2

Золотовалютные резервы, млн. долларов США на 1января    динамика в процентах

2013 2014

7848,1 6650,9 (-) 18

Государственный долг (общий), млрд. руб. на 1января  динамика в процентах

2013 2014

128800 154000 (+) 19,6

Коэффициент обслуживания внешнего долга (DSR) (процент от экспорта товаров и услуг)

2012 2013

14,9 15,1


Профицит бюджета сектора государственного управления за 2013

год составил 1,0 трлн рублей, или 0,2 процента к ВВП (в 2012 году - 3,6 трлн рублей, или 0,7 процента к ВВП). Профицит в определенной мере

был обусловлен необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов.

В условиях замедления темпов экономического роста бюджетную

политику целесообразно ориентировать на поддержание основных факторов экономического роста, в качестве которых определены модернизация и инновационное развитие. Эти направления должны получать бюджетную поддержкув первоочередном порядке.

На снижение объема золотовалютных резервов оказало влияние погашение Правительством и Нацбанком страны внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте в полном объеме, падение цены на золото на международном рынке драгоценных металлов, а поддержанию - размещение валютных облигаций Минфина Беларуси на внутреннем рынке страны, перевод нерезервных активов в резервные, а также поступление первой части кредита Российской Федерации.

По итогам 2013 года (как и в 2012 году) обеспечено выполнение прогнозного параметра инновационного развития. Удельный вес инновационной продукции, отгруженной в 2013 году организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции промышленности, за год практически не изменился и составил 17,8% (в 2012 году - 17,9%). Несмотря на выполнения целевого параметра 2013 года, доля отгруженной инновационной продукции пока находится ниже порога научно-технологической безопасности - 20%, определенного Концепцией национальной безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важная роль макроэкономических показателей в оценке уровня развития национальной экономики бесспорна, так как их расчёт и определение их тенденций позволяет совершенствовать экономический механизм, корректировать различные направления политики государства.

При изучении вопроса об использовании макроэкономических показателей, можно заметить некоторую разницу в цифрах их характеризующих в различных источниках, даже если сравнивать данные Белстата и Статистического комитета СНГ. По прошествии полугода на сайте Белстата опубликованы только предварительные данные за 2013год, некоторые вообще отсутствуют. Это говорит о недостатках в методике расчёта макроэкономических показателей, о нехватке и большой инертности предоставления статистических данных.

Повышение качества определения региональных и общенациональных макроэкономических показателей позволит разрабатывать более эффективные планы экономических реформ, основанные на реальных оценках потенциала развития отдельных отраслей национальной экономики и национального хозяйства в целом.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Акулич, В. А. Основные макроэкономические показатели и пропорции Лекции по курсу « Национальная экономика Беларуси» / В. А. Акулич// Белорусский экономический портал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ekonomika.by/akulich - Дата доступа: 02. 04. 2014

. Александрович, Я. М. Экономика Беларуси в текущей пятилетке (2011 - 2015 гг.): проблемы и направления развития/Я. М. Александрович// Белорусский экономический журнал, №4, 2012

. Бюллетень Банковской статистики. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/bulletin/?menu=public - Дата доступа: 02. 04. 2014

. Головачев, А. С. Макроэкономика/А. С. Головачев (и др) - Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 265с

. Кандаурова, Г. А. Прогнозирование и планирование экономики: учебник/(и др.); под ред. Г. А. Кандауровой, В. И. Борисевича. - Мн.: Современная школа, 2005. - 476 с

. Мороз, А. И. Экономическая эффективность использования социально-экономического потенциала региона: теория, методология и

практика: моногр. / А.И. Мороз; под науч. ред. Я.М. Александровича. -

Гродно: ГрГУ, 2012. - 443с

. Фадина Т. В. Национальная экономика Белоруссии: учебно-методический комплекс / Под науч. ред. Б. В. Сорвирова. - М.: Интеграция, 2013. - 185с

. Шимов, В. Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / В. Н. Шимов (и др.); под ред. В. Н. Шимова. - 3-е изд. - Мн: БГЭУ, 2009. - 751с

Похожие работы на - Роль макроэкономических показателей в оценке уровня развития национальной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!