Природоохранная деятельность предприятия

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,02 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Природоохранная деятельность предприятия

1. Материальное стимулирование природоохранной деятельности

Активизация природоохранной деятельности предприятии (природопользователей) обусловлена развитием системы мер экономической заинтересованности и ответственности.

Зарубежные государства все шире применяют прямые и косвенные методы стимулирования предпринимателей к увеличению затрат на финансирование охраны природы путем предоставления им займов, субсидий, налоговых льгот, установления платы и штрафов за загрязнение среды и т. д.

Опыт зарубежных стран с развитыми рыночными отношениями подтверждает необходимость усиления экономических методов стимулирования рационального природопользования. Среди многих экономических мер наиболее распространенными являются:

- субсидии для внедрения малоотходной и ресурсосберегающей технологии;

- прямые инвестиционные субсидии, покрывающие значительную часть затрат на разработку прогрессивных, экологизированных технологий;

- ссуды на приобретение и монтаж оборудования по стабилизации выбросов, снижению загрязнения и восстановлению качества среды;

- субсидии на выплату процентов с целью создания заинтересованности в целевых природоохранных займах;

- система налоговых льгот, в том числе снижение ставок налога, снижение базы налогообложения, ускоренная амортизация основных фондов.

Мировой опыт свидетельствует об эффективности сочетания налогового регулирования с кредитно-денежным. Налоги как форма доходов государства осуществляются в виде изъятия в пользу государства известной заранее и установленной законодательством части дохода самостоятельных хозяйствующих субъектов. Налоги, кроме фискальной функции, способны стимулировать внедрение достижений НТП, наиболее эффективное использование финансовых, материальных и природных ресурсов. Льготное налогообложение с целью стимулирования внедрения достижений НТП в природопользование направлено на достижение хозяйственных результатов путем рационального природопользования и. в первую очередь, уменьшения нагрузки на природную среду. «Помогает» этому процессу система платности ресурсов, платности выбросов. Система налогообложения должна предусматривать в отношении НТП значительное сокращение сроков списания стоимости оборудования, зданий, сооружений, а также специальные налоговые скидки па проведение исследований и разработок. Речь идет о практике ускоренной амортизации по отношению к современному очистному оборудованию, о сроках накопления капитала для более быстрого обновления техники и оборудования. В результате значительная часть стоимости продукции (производимой с эксплуатацией природных объектов, использованием природных ресурсов), которая ранее представляла налогооблагаемую прибыль, теперь проходит как стоимость плюса основных фондов (капитала). Тем самым, уменьшающий налогооблагаемую базу, процесс ускоренной амортизации, можно рассматривать как один из видов налоговых льгот. Заслуживает внимания и опыт стран но расширению инвестиционного налогового кредита - уменьшения суммы налога, уже начисленного по закону на прибыль.

Необходима и прямая государственная поддержка природоохранной деятельности. В США имеется опыт применения «баббл» - принципа и «торговли излишками выбросов», связанного с территориальной организацией природопользователей (имеющих выбросы в локальной зоне). Основным фактором внедрения этого принципа является наличие локального размещения ряда предприятий, имеющих выбросы в атмосферу в пределах ограниченной зоны - «пузыря», где в силу рельефно-метеоролого-климатических условий происходит «усреднение» выбросов загрязнений и где возможно достижение средней концентрации загрязняющих веществ. Взаимоотношения природопользователей внутри «пузыря» носят преимущественно экономический характер: предприятия, продающие излишки выбросов, получают дополнительную финансовую возможность и дальше совершенствовать технологию очистки и предотвращения выбросов, а предприятия-покупатели на этот период имеют возможность «обойтись» без крупных капвложений, грозящих им банкротством, т.е. получают «отдушину», время для реализации природоохранных затрат. Взаимоотношения участников такого принципа контролируются через специальный банк «купли-продажи излишков». Непременным условием реализации метода являются пространственные, природно-рельефные ограничения и необходимость тенденции (около трех лет) системного снижения выбросов предприятиями - потенциальными «продавцами излишков».

Экономический механизм природопользования на основе концепции устойчивого развития экономики при полном учете экологических факторов является частью целостной системы управления народным хозяйством и направлен на создание экологически безопасных условий жизни людей.

Формирование экономического механизма управления охраной окружающей среды должно осуществляться по следующим направлениям:

- установление жестких экологических ограничений по территориям и экосистемам, в рамках которых должно осуществляться развитие и размещение производительных сил, а также экономической ответственности природопользователей за нарушение экологических ограничений;

- развитие системы платежей за природопользование и учет экологических факторов при налогообложении;

- упорядочение источников финансирования мероприятий по охране, воспроизводству и сбережению природных ресурсов.

В качестве экологических ограничений устанавливаются:

- лимиты допустимых выбросов (сбросов, размещения) загрязняющих веществ в окружающую среду предприятиями и в целом по хозяйству территории;

- лимиты допустимого использования (изъятия) природных ресурсов по природным объектам, экосистемам и территориям.

Оба вида экологических ограничений устанавливаются в виде ступенчатых (ужесточающихся во времени) лимитов с доведением их в конечном счете до «нормативного» уровня.

Объемы выбросов загрязняющих веществ, оказывающих влияние на глобальные изменения в биосфере, а также на загрязнение окружающей среды в результате трансграничного переноса, устанавливаются на договорной основе (в СНГ с республиками, в республиках - с областями, в области - с городами - с предприятиями).

Система платежей за природопользование и налогообложение должна стимулировать природоохранительную деятельность предприятий и регионов, а также обеспечивать формирование централизованных (местных, республиканских, центральных) источников финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов.

В систему входят:

- платежи за право пользования природными ресурсами:

- платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями;

- компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий;

- платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду;

- дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии;

- штрафы и другие экономические санкции за нарушение правил и норм рационального природопользования;

- льготы по налогообложению прибыли предприятий.

В эту систему могут быть включены также нормы ускоренной амортизации природоохранных объектов и сооружений.

Платежи в природопользовании, особенно за загрязнение природной среды, призваны выполнять стимулирующую роль в достижении рационального природопользования. Эта роль может быть конкретизирована следующим образом:

. Установление платежей за загрязнение в зависимости от массы выбросов, сбросов, складирования отходов. Стимулирующим фактором является их сокращение, снижение и максимальное предотвращение.

. Дифференциация платежей в зависимости от массы выбросов, сбросов в пределах установленных объемов, лимитов и за их превышение.

. Возможность зачтения значительной части стоимости природоохранных мероприятий природопользователю при взимании платежей.

. Разрешение включить размер платежей за объемы выбросов, сбросов, не превышающих предельно допустимые (ПДВ, ПДС), в себестоимость продукции и оказываемых услуг.

. Снижение платы за размещение отходов на территории природопользователя с коэффициентом 0,3.

. Внесение платы за сверхнормативные и сверхлимитные выбросы, сбросы из прибыли природопользователя.

Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов определяются исходя из необходимых затрат на выполнение государственной, республиканских и местных программ охраны и воспроизводства соответствующих природных ресурсов, на создание и введение систем контроля и мониторинга состояния природных ресурсов.

Платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду в пределах установленных лимитов определяются исходя из затрат на снижение ущерба, причиняемого природной среде, предусмотренных республиканскими и местными природоохранными программами (без учета затрат предприятий).

За превышение допустимых объемов выбросов (сбросов, размещения) загрязняющих веществ платежи взимаются в кратном размере, исходя из затрат на предотвращение загрязнения.

Платежи за природные ресурсы, штрафы за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства в соответствии с законом «О местном самоуправлении в РСФР» направляются в местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Экономические санкции за нарушение природоохранного законодательства применяются исходя из хозрасчетного дохода предприятий.

Система налоговых льгот с учетом экологичности хозяйственной деятельности включает:

- уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий;

- налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, а также приборы и оборудование для мониторинга окружающей среды;

- дополнительное налогообложение прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасные технологии.

Потери бюджетных доходов за счет введения налоговых льгот должны компенсироваться за счет поступлений но дополнительному налогообложению прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасные технологии.

Кроме того, следует создать фонд обеспечения экологической безопасности. При этом необходимо иметь в виду, что взимание платежей с предприятий, создание региональных фондов не освобождает предприятия от проведения мероприятий по рациональному природопользованию.

Весьма важно повысить требования и обязательность учета экологического фактора на этапе проведения планово-проектных работ и проектов приватизации. От степени надежности их экологического обоснования зависит состояние среды после реализации проектов и величина затрат на предотвращение ухудшения среды. Затраты на обоснование (экологическое), включая затраты на изыскания, необходимо включить в сметную стоимость проекта, т.е. издержки, необходимые для воспроизводства и охраны среды, в случае принятия данного решения из разряда «нагрузочных», «дополнительных» (по остаточному принципу) перейдут в разряд внутренне необходимых для предотвращения возможного снижения ПРП.

Стимул в рациональном природопользовании возникает тогда, когда есть не только необходимость, но и возможность удовлетворения потребностей в этой сфере деятельности. В противном случае сама необходимость, без создания условий ее реализации, остается только теоретической возможностью.

. Принципы недропользования, принятые в зарубежной и отечественной практике

Все компании, осуществляя недропользование на территории США, строго руководствуются законами США на единых условиях. Законы штатов в значительной мере представляют Повторение федеральных законов. Конституция США предусматривает приоритет законов Федерации перед законами штатов. В связи с этим законы штатов в основном уточняют и детализируют законы Федерации применительно к условиям конкретного штата или вводят иные правила использования минеральных ресурсов, если они не противоречат законам Федерации.

До сдачи участка в аренду Бюро по земельному управлению рассматривает вопрос - подлежит ли данный участок сдаче, пригоден ли для этого и на каких условиях может быть осуществлена аренда. Многие законы налагают ряд ограничений по использованию земель, чистого воздуха и воды.

Важнейшим законодательным документом является Акт о Землях Внешнеконтинентального Шельфа, в соответствии с которым предусмотрена процедура отчисления доходов, размещение средств на счетах министерств. Даны полномочные права взаимодействия федерального правительства и правительства штатов по планам разработок (проектов) и координации взаимоотношений со штатами. Сбор и распределение доходов на индейских землях от лицензирования составляет примерно $4 млрд в год.

Процедура проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами, контроль за недропользованием на условиях лицензий и определение ставки роялти в США имеют следующие основные отличия от российской системы. Прежде всего, размер каждого участка, сдаваемого в аренду на федеральном шельфе, строго фиксирован и не может быть больше 23,31 км2. Компании выплачивают Федеральному Правительству ежегодную арендную плату за стандартный участок - $5 за акр, до тех пор, пока не начинается добыча углеводородного сырья. Для участия в конкурсе вносится залог под геолого-геофизическое изучение, имеющий следующие фиксированные значения: на лицензионный участок - $50 тыс.; на все месторождение - $300 тыс.; под разведку на лицензионном участке - $200 тыс.; под разведку всего месторождения - $1 млн; под разработку лицензионного участка - $500 тыс.; под разработку всего месторождения - $3 млн.

Сумма минимально допустимого бонуса составляет $144 тыс. за 23,31 км2 площади лицензионного участка ($25 за 1 акр). Невыполнение любого из этих требований приводит к потере права аренды и конфискации первоначального взноса.

Сумма самого высокого предложения должна быть признана адекватной с определенной рыночной ценой. Высокие предложения сразу вносятся на федеральный банковский счет. Они анализируются с точки зрения соответствия каждого участка конкурса и каждого предложения юридическим и финансовым требованиям, описанным в окончательном сообщении о проведении конкурса.

Подача одинаковых предложений несколькими участниками требует совместного предоставления нового совместного предложения, одобренного всеми участниками, подавшими одинаковое предложение прежде, чем федеральное правительство будет рассматривать такие предложения, иначе второй раунд не имеет юридического права и лицензия снимается с торгов и выставляется через один год.

В США аренду имеет право получить любое частное лицо, которое в конечном итоге может выкачать «легкую» нефть, обанкротиться, бросить скважину. В случае если скважины пробурены на незаконном основании или брошены, то закрытием таких скважин занимается Бюро, которое осуществляет отчуждение залогового бона компании на закрытие брошенных скважин (минимальный залоговый бон $10 тыс.). Министр внутренних дел заносит эту компанию в «черный» список, и компания не сможет в будущем получать аренду.

По мнению специалистов, основными дефектами российского недропользования на условиях лицензии являются:

- псевдоконкурсы, представляющие собой, по сути, узаконенный коллегиальный произвол, поскольку отсутствуют четкие критерии отбора (ограниченное число параметров, без использования применяемых в практике международных конкурсов формул, несопоставимость предложений);

- отсутствие надлежащего учета и контроля над деятельностью недропользователя;

- отсутствие надлежащих санкций к нарушителю лицензионных соглашений;

- приватизация компаний-недропользователей с автоматической передачей за бесценок прав на недропользование;

- отсутствие гарантий стабильности условий хозяйствования.

Происходит процесс активного отторжение режима недропользования, основанного на условиях лицензий: в рамках лицензионных соглашений недропользователям навязываются планы работ и совершенно обходятся вопросы «неизменности прочих условий». Ситуация была бы иной, если бы государство, требуя обязательную инвестиционную деятельность, гарантировало бы стабильность условий работы на срок действия лицензии или, хотя бы, на срок окупаемости. Подобных обязательств государство на себя не принимает, а значит, и впредь не гарантирует стабильности условий.

Инвентаризация лицензий на право пользования недрами по Российской Федерации, осуществленная Министерством природных ресурсов РФ еще за период 2013-2014 гг., выявило огромное количество нарушений.

Наиболее распространенными нарушениями выполнения лицензионных соглашений являются срыв установленных сроков введения в промышленную эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, невыход на проектный уровень добычи в сроки, установленные лицензионными соглашениями, что приводит к недополучению бюджетами различных уровней значительных сумм.

Бездействующий и законсервированный фонд скважин на ряде предприятий составляет 60% и более, с тенденцией дальнейшего роста, что приводит к разбалансированию системы разработки, выборочной отработке запасов, снижению конечной нефтеотдачи, т.е. к безвозвратной потере нефти (Республика Коми, Ханты-Мансийский АО и др.).

Практически все недропользователи в нарушение лицензионных соглашений имеют существенные задолженности по ресурсным платежам в бюджеты различных уровней.

Нарушения существенных условий лицензионных соглашений недропользователями вызваны следующими основными причинами: недостаточной оценкой со стороны органов, выдающих лицензии, финансового состояния, технической оснащенности потенциального недропользователя; недисциплинированностью недропользователей; недостаточностью контроля, отсутствием экономических и административных рычагов воздействия на недропользователя.

. Природоохранная деятельность на предприятии

природоохранный экономический государственный материальный

Природоохранная деятельность в ОАО «Сургутнефтегаз» является неотъемлемой частью политики устойчивого развития и одним из ее приоритетных направлений.

Затраты на выполнение природоохранных мероприятий постоянно растут, например, в 1993 г. они составляли 15,1 млн. руб., в 2010 г. - 3056.8 млн. руб., в 2014 г. достигли 4530 млн. руб.

Основной стратегической задачей природоохранной деятельности ОАО «Сургутнефтегаз» является постоянное и планомерное уменьшение влияния производства на окружающую среду и прежде всего предупреждение аварийности, в том числе трубопроводов.

. В 2013 г. продолжены работы по выведению напорных нефтепроводов из коррозионно-опасного режима эксплуатации. Для этого ежегодно вводятся в эксплуатацию установки предварительного сброса воды (упсв). Все напорные нефтепроводы будут pa6отать и режиме транспорта обезноженной нефти, что снизит энергоемкость и металлоемкость трубопроводного транспорта (всего эксплуатируется 56 УПСВ).

. Для защиты трубопроводов от внутренней коррозии ежегодно закупается в среднем 1500 т ингибиторов коррозии. Имеющееся оборудование мониторинга коррозии трубопроводов фирмы Cormon позволяет контролировать коррозионный процесс в трубопроводе и оптимизировать ингибиторную защиту. Ведутся стендовые и промысловые испытания новых ингибиторов коррозии для выбора наилучших. Эффективная работа вводимых УПСВ в 2003 г. позволила снизить расход ингибиторов коррозии, применяемых для защиты напорных нефтепроводов, до 300 т/год.

. Капитальный ремонт трубопроводов составляет в среднем 400 км/год. В 1999 г. в ОАО «Сургутнефтегаз» заменено 359 км, в 2010 г. - 445 км, в 2013 г. - 372,1 км аварийно опасных участков трубопроводов.

. Для строительства и ремонта трубопроводов закупаются только трубы повышенной коррозионной стойкости по техническим условиям, разработанным для ОАО «Сургутнефтегаз».

Принимаемые меры стабилизировали положение с аварийностью трубопроводов, и прогноз обвального роста аварийных разрушений трубопроводов не оправдался.

Для ликвидации разливов нефти осуществляют прежде всего сбор и откачка нефти с водной поверхности или рельефа. Далее, в зависимости от местных условий, проводится рекультивация торфом с подсыпкой песка либо рыхление торфогрунта, либо обработка бактериальным препаратом. Иногда комбинируется несколько технологий одновременно. Для сбора и откачки нефти с 1995 г. применяется оборудование фирмы Vikoma. В настоящее время ОАО «Сургутнефтегаз» располагает значительным парком оборудования.

в оао «Сургутнефтегаз» ежегодно рекультивируется до 100 га нефтезагрязненных земель, которые снимаются с учета Управлением по охране окружающей природной среды ХМАО по результатам сравнения с фоновыми значениями содержания нефтепродуктов в грунтах.

Рост добычи нефтяного газа происходит за счет ввода новых месторождений и залежей. Строительство мощностей сбора и транспорта газа с отдаленных месторождений с его малыми ресурсами не всегда экономически целесообразно. Проблема утилизации нефтяного газа решается путем его использования на собственные нужды (котельные, подогрев воздуха для автотранспорта. предварительный сброс попутно добываемой воды и подготовка нефти, выработка электроэнергии на собственных электростанциях, газотурбинный привод компрессорных станций).

Валовые выбросы по каждому загрязняющему веществу не превышают нормативы предельно допустимых выбросов. Плановые затраты на капитальное строительство объектов по охране атмосферного воздуха в 2014 г. составляют 298634 тыс. руб.

Природоохранная политика предприятия, основанная на концепции устойчивого развития (принята на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г.), направлена на внедрение природоресурсосеберегающих и малоотходных технологий.

В ОАО «Сургутнефтегаз» вместо строительства «могильников» для захоронения токсичных нефтесодержащих отходов закуплено и внедрено оборудование для обезвреживания таких отходов и рекуперации нефти. В 2013 г. с помощью этого оборудования переработано 5297,7 м3 нефтезагрязненного грунта и 48485,5 м3 нефтесодержащей жидкости, поступивших с собственных промышленных объектов, а также сторонних организаций и предприятий.

В ОАО «Сургутнефтегаз» эксплуатируются три мобильные установки по отмывке и зачистке резервуаров. В 2013 г. с их помощью зачищен 31 резервуар.

В сентябре 2011 г. введен в эксплуатацию комплекс оборудования для термической переработки нефтяного шлама. Это оборудование позволит перерабатывать нефтесодержащие отходы производства, содержащие значительное количество асфальтосмолопарафиновых веществ, которые не подвергаются утилизации. Производительность установки по переработке твердого шлама 5-10 м3/ч. По этой технологии нефтешламы будут сжигаться с минимальными выбросами загрязняющих веществ, а очищенные частицы («зола») использоваться для создания асфальтобетонной смеси и других целей. Завершено создание замкнутой технологической цепочки ОАО «Сургутнефтегаз» по полному обезвреживанию нефтешламов (в 2013 г. переработано 96,3% образовавшегося объема).

Мероприятия по снижению объемов и утилизации отходов производства охватывает также область бурения.

Обоснована и внедряется новая технология рекультивации шламовых амбаров - лесная, которая является рациональной как с экологической, так и с экономической точки зрения Разработаны и согласованы нормативные документы, позволяющие внедрить эту технологию на всей территории деятельности ОАО «Сургутнефтегаз». В 2013 г. работы по рекультивации выполнены на 224 шламовых амбарах. ОАО «Сургутнефтегаз» не имеет задолженности но сдаче земель краткосрочного пользования.

Водоохранная деятельность предприятия направлена прежде всего на предотвращение загрязнения водных объектов сточными, промышленными водами и жидкими отходами, что обеспечивает особый порядок хозяйствования в водоохранных зонах.

Водоохранная деятельность предполагает снижение потребления воды из поверхностных и подземных водных объектов. С 2010 г. ОАО «Сургутнефтегаз» не сбрасывает сточные воды в водные объекты. После очистки их утилизируют в систему поддержания пластового давления, для этого сточные воды либо перекачиваются по трубопроводу либо транспортируются автотранспортом. Использование оборотного водоснабжения, полная утилизация попутно добываемой воды со снижением потерь при транспорте (совмещение площадок УПСВ с ДНС и КНС резко уменьшает протяженность водоводов), утилизация буровых сточных вод в эксплуатационном бурении позволили в 2013 г. снизить удельное водопотребление на 12% по сравнению с 2012 г. Плановые затраты на капитальное строительство объектов водоохранного назначения в 2013 г. составляют 326924 тыс. руб.

Для снижения воздействия добычи нефти на окружающую среду за счет отчуждения земель на вновь вводимых месторождениях начато строительство многоствольных скважин, что позволяет значительно уменьшить потребность в землях и многократно снизить образование отходов бурения за счет замены одной многоствольной скважиной нескольких добывающих наклонно направленных. Так, для повышения нефтеотдачи на старых месторождениях в 2014 г. планируется пробурить 193 боковых ствола, в том числе 17 многоствольных скважин, для вовлечения трудноизвлекаемых запасов - 7 многоствольных вместо 18 вертикальных. Данная технология позволяет размещать площадки скважин дальше от водных объектов, что снижает риск аварийных загрязнений.

Внедрение новых природоресурсосберегающпх технологий позволило сэкономить в 2013 г. около 109,2 млн. руб.

Контроль состояния окружающей среды на территории деятельности ОАО «Сургутнефтегаз» проводится восемью лабораториями, осуществляющими постоянный ведомственный экологический мониторинг окружающей среды и источников выбросов, сбросов, полигонов отходов

Централизованный контроль выполняется Центральной базовой лабораторией экоаналитических и технологических исследований Инженерно-экономического внедренческого центра ОАО «Сургутнефтегаз», который имеет аккредитацию Госстандарта России по 198 показателям.

Общая характеристика экологической обстановки в зоне деятельности «Сургутнефтегаза» удовлетворительная, т.е. экосистема изменяется обратимо при исключении факторов отрицательного воздействия.

Список литературы

1.Экология и экономия природопользования: Учебник для вузов / Под ред. проф. Э.В.Гирусова. - М.: Юнити, 2014. - 455 с.

2.Голуб А.А., Струкова Е.В. Экономика природопользования. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 188 с.

.Яндыганов Я.Я. Экономика природопользования: Учебник. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2015. - 764 с.

.Охрана окружающей среды: Учебное пособие. - М.: Экономика, 2014. - 310 с.

Похожие работы на - Природоохранная деятельность предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!