Природоохранная деятельность зарубежных стран

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,54 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Природоохранная деятельность зарубежных стран

Содержание

Введение

. Природоохранная деятельность как объект государственного регулирования

.1 Сущность природоохранной деятельности и необходимость ее регулирования

.2 Методы государственного регулирования природоохранной деятельности

. Анализ мировой практики государственного регулирования охраны окружающей среды

.1 Правовая основа природоохранной деятельности зарубежных стран

.2 Методы государственного регулирования охраны окружающей среды, применяемые за рубежом

.2.1 Административные методы государственного регулирования охраны окружающей среды

.2.2 Экономические методы регулирования природоохранной деятельности

Заключение

Библиографический список

Введение

Ускоренное развитие промышленного производства и недостаточная подготовленность современного общества к осуществлению необходимых защитных действий приводят к возрастанию уровня аварийной опасности в техногенной сфере.

Промышленная катастрофа - крупная промышленная авария, влекущая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приводящая к серьезному ущербу окружающей природной среде. По данным мировой статистики, более половины крупных промышленных катастроф произошли в течение последних двух десятилетий XX в.

Однако не только катастрофические техногенные ситуации являются фактором экологической опасности. Накопленный производственный потенциал и в нормальном, безаварийном режиме работы создает серьезную экологическую угрозу в результате эмиссии разнообразных отходов производства, концентрация которых может привести к утрате жизнепригодных свойств среды обитания, поскольку ее ассимиляционные возможности ограниченны.

В соответствии с этим в курсовой работе поставлена следующая цель: проанализировать систему методов регулирования природоохранной деятельности в зарубежных странах.

Для достижения этой цели предполагается осуществление следующих задач:

определить понятия окружающая среда и природоохранная деятельность;

обосновать необходимость государственного регулирования природоохранной деятельности;

рассмотреть и проанализировать применение конкретных методов государственного регулирования природоохранной деятельности в ряде зарубежных стран.

Объектом исследования является непосредственно сама природоохранная деятельность зарубежных стран, предметом - методы государственного регулирования охраны окружающей среды за рубежом.

1. Природоохранная деятельность как объект государственного регулирования

.1 Сущность природоохранной деятельности и необходимость ее регулирования

Окружающая среда - среда обитания и производственной деятельности человечества. Как правило, под термином «окружающая среда» понимается окружающая природная среда; в таком значении он используется в международных соглашениях.

Человеческое общество существенно изменило окружающую среду в процессе её хозяйственного освоения.

Объектами, входящими в содержание данного понятия, являются «естественные, модифицированные, трансформированные экологические системы». В данном случае под естественными системами понимаются системы, сохранившиеся в той или иной степени от воздействия человека. Под модифицированными понимаются системы, измененные в процессе экономической и иной преобразовательной деятельности общества. Трансформированными являются естественные структуры, преобразованные человеком для удовлетворения своих хозяйственных и культурно-оздоровительных потребностей.

Природоохранная деятельность объединяет все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на природную среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала. Это создание и внедрение мало-, безотходных, энергосберегающих технологий, строительство и эксплуатация очистных и обезвреживающих сооружений и устройств, размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, контроль за состоянием природной среды и т.д.

Как показывает накопленный мировой опыт, для эффективной охраны природы в каждой стране и во всем мире необходимо, чтобы была принята комплексная система мер, в том числе:

-правовых - разработка и принятие соответствующих пакетов законов;

-политических - заключение и выполнение международных экологических соглашений;

-организационных (производственных) - контроль за состоянием окружающей среды (мониторинг), экологическая экспертиза проектов с участием населения, создание системы очистки, переработки отходов;

-экономических - финансирование природоохранных мер, разработка системы штрафов за загрязнение природы;

-социально-психологических - экологическое образование молодежи и взрослых, особенно управленцев и производственников, формирование общественного мнения и общественной активности в области охраны природы.

В современных экономических системах государство занимается решением множества проблем, вызванных недостатками в работе рыночного механизма. Ведь и рыночная экономика «страдает» от несовершенств, в результате чего появляются такие проблемы, как чрезмерное загрязнение окружающей среды, безработица и появление полюсов богатства и бедности. По этой причине правительства практически всех стран мира держат руку на «пульсе» экономики.

.2 Методы государственного регулирования природоохранной деятельности

Государственное регулирование природоохранной деятельности включает в себя следующие методы: прямое регулирование (государственное воздействие) и экономическое стимулирование (рыночные механизмы). Как следует из теории и практики последних десятилетий, решать экологические проблемы только на базе государственного регулирования или только рынка не удается. Имеется ряд принципиальных причин, определяющих «провалы» рынка и неэффективность государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В связи с этим наиболее приемлемы смешанные механизмы, позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.

Рассмотрим каждый из методов более подробно.

Административное регулирование подразумевает введение нормативных стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, указывающих производителю рамки, которые он должен соблюдать.

Основными стандартами, предусмотренными в рамках административного подхода, являются:

стандарты качества окружающей среды и стандарты воздействия на окружающую среду;

технологические стандарты, устанавливающие определенные требования для процесса производства или очистной технологии;

стандарты качества продукции (например, ограничение видов пластмасс, используемых для производства детских игрушек).

Сертификаты на использование земель и воды даются для ранжирования потенциально конфликтующих пользователей в целях обеспечения максимальной эффективности природопользования. Они, вместе с системой стандартов, служат для защиты от незапланированных выбросов. Обладание сертификатом дает право природопользователю на использование, временное или постоянное, конкретного участка земли, лесных угодий, на забор определенного количества воды и т.п.

Разрешения и лицензии могут быть необходимы для фирм, желающих активизироваться в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Обычно они связаны с технологией реализации проекта или стандартами качества окружающей среды. Лицензии и разрешения выдаются на определенный период и возобновляются через установленные промежутки времени.

Экономическое регулирование предполагает использование косвенных рычагов воздействия в виде платежей и налогов на загрязнение, штрафов т др., т.е. системы экономического принуждения.

Экономические методы регулирования охраны окружающей природной среды позволяют предоставить предпринимателю свободу в совершении природоохранных действий в соответствии с его выгодой.

Преимуществом экономического метода является предоставление свободы загрязнителю в минимизации издержек через выбор стратегии в сочетании степени очистки и платы за остаточный выброс. В зависимости от величины природоохранных издержек фирма будет либо производить выплаты, либо сокращать выбросы.

Платежи за сбросы и выбросы загрязняющих веществ являются, по сути, ресурсными платежами, поскольку в данном случае загрязнитель фактически оплачивает право пользования природным ассимиляционным потенциалом.

Платежи пользователей на покрытие административных расходов могут включать плату за получение разрешения или лицензии, а также другие номинальные платежи, соответствующие величине выбросов и покрывающие издержки на выдачу разрешений и лицензий. Эти платежи по сути являются лицензионным сбором и не имеют самостоятельного значения. Их следует рассматривать скорее как оплату услуг по уменьшению загрязнения, чем как инструмент экономического механизма охраны окружающей среды.

Налогами, помимо выбросов, зачастую облагаются первичные ресурсы, потребление определенного продукта, производства, конечная продукция, применение каких-либо технологий и т.д., т.е. негативная для окружающей среды деятельность.

Системы обязательной ответственности. Если считать, что права ответственности на окружающую среду принадлежат всему обществу в целом, то фирмы-загрязнители должны нести ответственность за причиненный ущерб. Нанесшая ущерб фирма обязана его каким-то образом компенсировать, либо провести восстановление нарушенного природного объекта, либо и то и другое.

Страхование ответственности и компенсационные фонды могут использоваться на добровольных началах, так и порядке обязательного страхования и резервирования.

Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов (залога) и возврата взносов (налог-залог) направлена на создание стимула у потребителей к осуществлению дополнительных издержек: в момент покупки товара, предопределяющей загрязнение, осуществляется вклад, который возвращается после утилизации отходов.

Информационные системы в виде обеспечения полноты информации и свободного доступа к ней играют роль, подобную экономическим стимулам. Потребители, оповещенные о размерах загрязнения или вреде продукции, воспринимая эту информацию как антирекламу, предъявляют меньший спрос на продукцию, обеспечивая сокращение загрязнения.

Субсидии представляют собой временную или безвозмездную государственную денежную помощь природопользователям во время введения новых экологических требований.

2. Анализ мировой практики государственного регулирования охраны окружающей среды

.1 Правовая основа природоохранной деятельности зарубежных стран

К основным международно-правовым источникам в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов относятся международные конвенции, договоры, соглашения.

Принятая 18 декабря 1862 г. резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы» содержит 3 основных положения: рассмотрение окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны как целостной системы; интеграция термина «охрана природы» в более широкое понятие - «охрана окружающей среды»; концепция органического сочетания интересов охраны окружающей среды и экономического развития.

Впервые принципы международного экологического сотрудничества были изложены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 г. Затем в сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений». Резолюция призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по разработке мероприятий, направленных на охрану окружающей среды.

Следующим шагом систематизации международно-правовых принципов охраны окружающей среды и регулирования природопользования стала Всемирная хартия природы, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН и торжественно провозглашенная в резолюции от 28 октября 1982 г.

Сейчас наступил такой период развития, когда обеспечение безопасности человечества становится даже более важным, чем дальнейший технический прогресс. Приоритетным направлением оказывается не дальнейшее наращивание производства, а его реконструкция и преобразования.

Устойчивое развитие станет реальностью при соблюдении следующих условий:

стабилизации численности населения;

сбалансированном сельском хозяйстве, не истощающем почвенные и водные ресурсы и не загрязняющем землю и продукты питания пестицидами;

рециклизации, т.е. повторном использовании отходов и вышедших из строя вещей;

освоение экологически чистых источников энергии, например солнечной;

переходе к более энерго- и ресурсосберегающему образу жизни.

Эти технологии уже разработаны, но надо их шире внедрять. Важно, чтобы люди поняли: губить природу и безнравственно, и экономически невыгодно. Необходимо перейти к менее потребительскому образу жизни и к экотехническому типу экономики, учитывающему потребность восстановления и сохранения природы.

В этот период многое было достигнуто в плане осознания необходимости гармонизации экономического роста и развития окружающей природной среды. За относительно короткое время была сформирована система международного сотрудничества в области защиты окружающей среды, ориентированного на устранение причин ухудшения экологической обстановки. Она включала в себя сотрудничество в рамках международных межправительственных и неправительственных организаций; сотрудничество в рамках многосторонних и двусторонних соглашений. Главным же итогом можно считать формирование целостной Концепции устойчивого развития.

Современные принципы международного сотрудничества в природоохранной области изложены в Декларации по окружающей среде и развитию, которая была единодушно принята участниками конференции ООН, состоявшаяся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия).

Правовое и смысловое содержание декларируемых в нее принципов следующее:

приоритеты прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие;

суверенитет государств на использование природных ресурсов;

ориентация на предотвращение загрязнения окружающей среды и других вредных воздействий на природу.

Предполагается также тесное и эффективное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды с обеспечением права на информацию, устанавливаются обязательства в области охраны природной среды в случаях вооруженных конфликтов.

С учетом рекомендаций и принципов, изложенных в документах этой Конференции, решений Комиссии ООН по устойчивому развитию странами мира, в том числе и Россией, приняты национальные программы по окружающей среде и развитию.

Под экологически устойчивым или просто устойчивым развитием человечества понимается такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в настоящее время, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Численность населения, запасы капитала и используемые технологии должны обеспечивать гарантированный уровень жизни, материальный достаток для всех. Темпы потребления возобновимых ресурсов (лес, животный мир, почвы) не должны превышать темпы их восстановления. Темпы потребления невозобновимых ресурсов (углеродосодержащие топлива, уран) не должны превышать темпов разработки их возобновимой замены.

Чтобы обеспечить устойчивое развитие, требуется изменить мировую экономику (учитывая расходы на сохранение окружающей среды), демографическую политику (ограничить рост народонаселения развивающихся стран), переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни (ограничивая свои потребности и воздействие на окружающую среду).

Непосредственно с этой целью в мировой практике применяются различные методы регулирования охраны окружающей природной среды.

.2 Методы государственного регулирования охраны окружающей среды, применяемые за рубежом

Развитие системы экологического регулирования на современном этапе требует изучения, осмысления и критического анализа зарубежного опыта в этой области, особенно опыта промышленно развитых стран. Известно, что механизм экологического регулирования в этих странах отрабатывается, по сути, с начала XX века, и те модели, которые существуют в США, Японии, Западной Европе - это результат многолетних поисков. Анализ их опыта необходим для выявления некоторых общих закономерностей, конкретных подходов и оптимизации природопользования и оценки их эффективности.

.2.1 Административные методы государственного регулирования охраны окружающей среды

Государство сохраняет за собой право регулировать в интересах всего общества использование природных ресурсов, что решается на основе рыночных принципов через продажу экологических сертификатов.

В Европейском Союзе (ЕС) правомочность осуществления нормирования в сфере охраны окружающей среды поделена между ЕС и правительством страны-члена. Общее требование ЕС о том, чтобы принятию любого решения о крупных проектах предшествовало проведение оценки их воздействия на окружающую среду, относится также и к проектам в энергетическом секторе.

Совет Министров ЕС принял ряд специальных природоохранных постановлений с учетом особенностей энергетического сектора, а также некоторые постановления общего характера, которые широко применяются в сфере охраны окружающей среды. Нормирование ЕС осуществляется в форме директив, которые должны быть реализованы в законодательстве стран-членов. В частности, изданы директивы, касающиеся удаления твердых отходов и сточных вод, а также сохранения качества почвы и воды. Они не всегда специально направлены на сектор энергетики, но могут иметь к нему отношение. Например, когда водосбросы с мест размещения отходов, образовавшихся при выработке электроэнергии, загрязняют грунтовые воды, а значит, и питьевую воду, вследствие чего могут быть нарушены требования ЕС, перечисленные в директиве.

Прямое нормирование по выбросам и стандартам качества воздуха, почвы и воды является в странах-членах ЕС основным инструментом для выполнения природоохранных мероприятий и достижения национальных экологических целей.

В странах-членах ЕС используются также и такие административные инструменты, как системы государственных разрешений, которые требуют, чтобы электроэнергетические компании получали разрешение до начала строительства установки для выработки электроэнергии на проектирование и расположение места отходов (золы и шлака), их переработки, например, для производства цемента, дорожного строительства.

Пионером экологической политики во многих областях считается Германия, где закон по рециркуляции и управлению отходами требует избегать образования всех побочных продуктов от индустриальных процессов. Если это невозможно (при использовании твердого топлива), они должны быть утилизированы. Только если доказано, что утилизация невозможна (например, по техническим причинам), их можно размещать в отвалах. Для их складирования в отвалах при получении лицензии на деятельность ТЭС необходимо доказать органам лицензирования, что утилизация отходов невозможна.

Зола и шлак, используемые в стройиндустрии и промышленности строительных материалов, должны отвечать некоторым техническим требованиям и требованиям по охране окружающей среды в зависимости от специфики использования. Эти требования устанавливаются не законами, а техническими стандартами или другими нормативными документами.

Современное законодательство США в области охраны окружающей среды основано на трех главных традициях.

Первая связана с наличием общего законодательства в отношении предотвращения ущерба и выплаты компенсации в случае, если такой ущерб имел место. В результате стали разрабатываться государственные стандарты в отношении опасного уровня загрязнения окружающей среды. В отдельных штатах стали создаваться комиссии по установлению «безопасного» уровня загрязнений, на основе которых разрабатывались соответствующие государственные стандарты.

Вторая связана со здравоохранением и профилактикой. Законодательство в области здравоохранения направлено на предотвращение возникновения и ликвидацию определенных заболеваний. Устанавливаемые стандарты обычно основаны на медицинских исследованиях.

Третья традиция: стремление к защите природы и приведению существующей экономической системы в соответствие с экологическими требованиями.

Для обеспечения выполнения природоохранным задач Агентством по охране окружающей среды реализуется политика, основанная на снижении степени риска - вероятности вредного воздействия определенных веществ на здоровье человека и окружающую среду.

Население должно быть информировано в отношении того, чего удалось достигнуть на основе осуществления принципа снижения степени риска и чего стоят данные достижения в сопоставлении с общественными ценностями.

Регулирование производства, транспортировки и размещения (включая захоронение на поверхности земли и в ее недрах) твердых отходов, в том числе опасных, осуществляется в рамках Закона о сохранении и возобновлении ресурсов 1976 г. с поправками 1984 и 1986 гг. Закон установил строгий федеральный контроль за передвижением опасных отходов «от колыбели до могилы», то есть с момента их производства до утилизации или складирования.

Существуют два принципиальных метода экологической оценки объектов. Один основан на так называемой «предварительной оценке» всех или большинства проектов, в результате которой принимается решение о проведении или не проведении экологической оценке. Поскольку в США за проведение экологической оценки полностью отвечает федеральное агентство - инициатор деятельности, то именно оно принимает решение о необходимости проведения экологической оценки. В других странах такое решение может приниматься органами власти на основе предварительной оценки, представляемой заказчиком.

Достоинство системы отбора проектов с помощью предварительной оценки является ее гибкость.

В то же время у этой системы существует и ряд недостатков. Во-первых, она не гарантирует проведения экологической оценки опасных проектов, оставляя это на усмотрение участников процесса, что в определенных условиях может привести к злоупотреблениям. Во-вторых, она все-таки требует проведения оценки (хотя и предварительной) всех проектов, что накладывает определенное бремя на ресурсы органов власти и заказчиков.

Второй метод отбора проектов основан на явном указании в нормативных актах видов деятельности, которые являются (или не являются) объектами экологической оценки. Чаще всего законы содержат так называемые «позитивные» списки, то есть перечисление экологически опасных видов деятельности, в обязательном порядке проходящие экологическую оценку. Иногда применяются «негативные» списки, составляющие «категориальное исключение» - для них никакой (даже предварительной) экологической оценки не требуется.

Достоинства системы, основанной на нормативных списках видов деятельности, - в простоте применения и в гарантированном проведении экологической оценки экологически опасных проектов. Ее недостатки - в отсутствии гибкости и в невозможности участия общественности и заинтересованных сторон в принятии решения о необходимости проведения экологической оценки.

В Японии также существуют и действуют система экологических стандартов и строжайшая система контроля. В последнее десятилетие в экологической политике Японии происходит смещение центра тяжести в сторону усиления экономических рычагов, что, однако, не означает отказа и от прямого регулирования.

Формируется новый сектор по производству экологически ориентированных товаров и услуг - экобизнес, имеющий признаки нового, общественно необходимого и динамично развивающегося межотраслевого комплекса. Он включает производство оборудования для уменьшения экологической нагрузки, производство экологически дружественных товаров, оказание услуг по защите окружающей среды.

Экобизнес представляет сегодня привлекательную сферу приложения капитала. Он поддерживается правительством и в него вовлечены компании практически всех отраслей промышленности и сферы услуг.

Так, автомобилестроительные фирмы разрабатывают и производят экологически чистые автомобили с электрическими и газолиновыми двигателями; изготовители канцелярских принадлежностей освоили выпуск продукции из рециклированных материалов; хорошо зарекомендовали себя на мировом рынке производители мусоросжигателей, воздухоочистителей и другого природоохранного оборудования. Появились энергетические компании, специализирующиеся на выработке энергии из нетрадиционных экологически чистых источников.

Важнейшее условие развития экобизнеса - поддержка со стороны потребителей. Судя по опросам общественного мнения, она существует в отношении производства экологически чистой продукции и товаров из рециклированных материалов.

При разработке современной концепции отношений общества и окружающей среды в Японии исходят из того, что среда и экономика неразрывно связаны между собой и хозяйственная активность улучшает человеческую жизнь только в том случае, если она сопровождается сохранением и защитой природы. Поэтому, по мнению японских экспертов, современная экономическая система должна быть инкорпорирована со средой. Нужно окончательно отказаться от точки зрения, что окружающая среда является бесплатным товаром, который можно эксплуатировать бесконечно, и прийти к пониманию того, что она представляет драгоценный актив, который следует сохранить для следующих поколений. Это предполагает в свою очередь платность использования всех природных ресурсов и возложение финансового бремени по восстановлению среды на все общество.

В условиях глобализации загрязнения и усложнения технико-экономических систем все труднее выявить субъекты ответственности, которые должны нести финансовое бремя по устранению причин и последствий экологического ущерба.

По мнению японских специалистов, на повестке дня стоит вопрос об интеграции экологии и экономики как необходимом условии перехода к «устойчивому обществу», где будут одновременно учитываться интересы сохранения среды и обеспечиваться условия для хозяйственной деятельности.

.2.2 Экономические методы регулирования природоохранной деятельности

Если обратиться к мировому опыту, то можно заключить, что первоначально сформировавшийся механизм административного регулирования природопользования постепенно претерпевает изменения и эволюционирует в сторону развития рыночных методов. В последние годы наметилась общая тенденция к усилению рыночного регулирования экологической политики в США и странах Европы. Мировой опыт показывает, что рыночные механизмы обеспечивают более благоприятный экономический климат для природосбережения, внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, чем жесткое административное принуждение. Очевидно, что рыночный механизм ценообразования несовместим с занижением цен на природные ресурсы, что культивировалось административно-командной системой управления экономикой. Законы рыночной экономики, исходя из уровня естественной ограниченности природных ресурсов, диктуют более высокий уровень цен на них относительно цен конечной продукции. Тем самым расширяются границы прибыльных инвестиций в сбережение природных ресурсов с учетом их дефицитности, чем и объясняются в конечном итоге достижения стран с рыночной экономикой в области снижения природоемкости общественного продукта.

Роль экономических методов заключается в стимулировании природоохранной деятельности через поиск путей минимизации экономических затрат, которые несут государство и субъекты хозяйственной деятельности ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов. Широко используются в целях охраны окружающей среды налоговые инструменты - вводятся специальные налоги или устанавливается особый налоговый режим.

На Западе применяются две разновидности экономических методов регулирования экологической сферы - ценовое (налоговое регулирование) и собственно рыночные механизмы.

В ведущих странах Запада в настоящее время используют следующие основные инструменты ценового экологического регулирования:

-платежи за загрязнение окружающей среды - выплата предприятиями-природопользователями определенных сумм в бюджет государства за «услуги» разбавления и ассимилирования их отходов, сбросов сточных вод в водоемы, выбросов в атмосферу, складирование твердых отходов;

-платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями (административные налоги) - по существу, это плата за услуги местных органов власти. Применяются единые, а также индивидуальные тарифы платежей - в зависимости от объема и состава загрязнений (стоки, твердые отходы и др.), переданных на очистные сооружения и мусороперерабатывающие заводы. Во многих странах этот вид платежей учитывается в тарифах за муниципальные услуги;

-ресурсные платежи - плата за право пользования природными ресурсами, их воспроизводство и охрану. Для исчерпаемых ресурсов применяются следующие их виды:

а) налог на объем продаж, который способствует снижению темпов извлечения ресурса на ранних этапах, так как приводит к повышению цен на данный ресурс;

б) налог на прибыль, иначе называемый рентным, также способствует снижению темпов извлечения ресурса природы;

в) роялти - выплата компаниями правительству определенного процента стоимости извлеченного ресурса - по сути, на валовой доход от продаж;

-продуктовые налоги - надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на окружающую среду. Служит средством вытеснения с рынка экологически грязных продуктов и технологий. Так, по рекомендации Института экологических прогнозов в г. Гейдельберге (Германия) предложено ввести такой налог на тропическую древесину, алюминиевую фольгу, пестициды, синтетические моющие средства, бензин и т.п.;

-дифференциация налогов на прибыль - система применения налоговых льгот для предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию, и, наоборот, завышенных нормативов налога для предприятий, которые выпускают «грязную продукцию». Недостатком такой дифференциации является нейтрализация поступлений в бюджет, в то время как налоги должны его пополнять;

-субсидии - государственная помощь природопользователям в проведении природоохранных мероприятий. Субсидии могут получать только те предприятия, продукция которых является необходимой обществу, обеспечивает его жизнедеятельность или безопасность государства. Осуществляется в виде:

а) грантов (стипендий) - безвозмездной финансовой помощи государства предприятию для реализации крупномасштабного проекта по значительному снижению загрязнения окружающей среды;

б) «мягких» ссуд или низкопроцентых кредитов предприятиям на осуществление экологизации производства (совершенствование технологий);

в) налоговых льгот в налогообложении предприятий. Гранты применяются в тех случаях, когда предприятие-загрязнитель намерено, но не обязано реализовывать важные природоохранные мероприятия, имеющие общегосударственное или региональное значение. Мягкие ссуды или низкопроцентные кредиты предоставляются предприятиям для реализации определенных природоохранных мероприятий.

Льготы в налогообложении стимулируют предприятия-загрязнители к реализации природоохранных мероприятий. Этот инструмент широко распространен в странах Запада, поскольку налоговые льготы непосредственно отражаются на доходах и дополнительных прибылях предприятий в отличие от дифференциации налогов на прибыль, которая реализуется через механизм цен. В частности, ссуды предоставляются на установку очистного оборудования, на выплату процентов по льготным кредитам для осуществления природоохранных мероприятий.

Так, правительство Финляндии из 10% обычной ставки по займам для инвестиций на строительство объектов по борьбе с загрязнениями, со своей стороны субсидирует в течение первых четырех лет - 7% и 8,5% - следующие четыре года. Субсидии могут предоставляться в виде инвестиций, направленных на покрытие части расходов на разработку новых технологий, уменьшающих или полностью устраняющих загрязнение окружающей природной среды.

В свою очередь, субсидии, направляемые в энергосберегающие и безотходные технологии, позволяют уменьшить объемы сжигаемого органического топлива. В некоторых странах, например, в Испании, на исследовательскую деятельность по предотвращению загрязнения воздушной среды субсидии выделяются в размере до 30% от суммы инвестиционных расходов, направляемых на эти цели. О сложности определения эффективного уровня налогообложения свидетельствует, в частности, большой разброс экспертных оценок. Исследования не подтверждают прямой связи между установлением экологических налогов и международной конкурентоспособностью национальной промышленности, однако не исключается, что с их введением промышленность может устремиться за рубеж, где экологическое регулирование носит менее жесткий характер;

-экологическое страхование - страхование экономической (имущественной) ответственности предприятий - источников повышенного экологического риска за причинение экономического ущерба третьим лицам в связи с аварийным и внезапным загрязнением окружающей среды. Целью экономического страхования является компенсация ущерба, причиняемого окружающей среде, и экономическое стимулирование предотвращения аварий, в результате которых этот ущерб возникает. Во многих индустриально развитых странах распространено добровольное страхование ответственности за возмещение ущерба от аварийного загрязнения окружающей среды в рамках общего страхования гражданской ответственности предприятий. В некоторых государствах (Бельгия, Нидерланды, Швеция) существует обязательное экологическое страхование, осуществляемое частными компаниями. Из средств от продажи страховых полисов образуются страховые экологические фонды, необходимые для компенсации ущерба от аварийных загрязнений.

В странах ЕС налоги являются одной из основных мер регулирования охраны окружающей среды. Экологические преобразования налогообложения в странах ЕС проходят под лозунгом - взимай налог не с хороших, а с плохих.

К рычагам налоговой политики развитых стран относятся:

введение механизма ускоренной амортизации, что не только обеспечивает понижение налогооблагаемых доходов корпораций, но и высвобождает их оборотные средства для дальнейших инвестиций;

предоставление инвесторам налоговых льгот при реинвестировании прибыли;

предоставление налоговых льгот для предприятий добывающей промышленности;

предоставление отраслевых налоговых льгот (железнодорожный транспорт, авиастроение и т.д.);

предоставление налоговых льгот при экспорте;

предоставление налоговых льгот на проведение научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В мировой практике налогового стимулирования экологической деятельности широко используется ускоренная амортизация основных фондов природоохранного назначения:

амортизационных отчислений и регламентации срока службы оборудования; увеличения амортизационных отчислений для основных фондов природоохранного назначения;

амортизационных отчислений по определенным группам оборудования, нуждающегося в более быстром обновлении (контрольно-измерительное оборудование).

Увеличение амортизационных отчислений, с одной стороны, заинтересовывает предприятия обновлять природоохранное оборудование, поскольку оно окупается в более короткие сроки; с другой - повышенная амортизация через себестоимость продукции уменьшает налогооблагаемую базу налога на прибыль, повышая возможности предприятия в части вложения средств в природоохранное оборудование.

Во многих странах мира действуют системы экономического стимулирования природоохранной деятельности в виде платежей за загрязнение окружающей среды, экологических налогов и их сочетания. При этом платежи за загрязнения окружающей среды аккумулируются в экологических фондах, а экологические налоги - как в экологических фондах, так и в соответствующих бюджетах. Объекты и формы экологического налогообложения достаточно разнообразны.

В США действует налог на продукцию, содержащую озоноразрущающие химические соединения. Во Франции, Германии, Италии установлен налог на смазочные масла. В Австралии, Австрии, Великобритании и ряде других стран взимаются налоги на пользование топливным и нефтяными продуктами.

В странах Европейского экономического сообщества действуют в основном акцизные налоги:

на одноразовую упаковку и тару;

смазочные масла;

нефть и нефтепродукты;

минеральные удобрения и пестициды;

аккумуляторы, содержащие кадмий и ртуть;

старые автомобили.

В Финляндии широкое распространение получил налог на использование тары (упаковки). Введение налога в значительной степени способствовало росту использования стеклопосуды. В стране также существует акцизный налог на смазочные масла, сырую нефть и нефтепродукты.

Во Франции действует акцизный налог на смазочные масла. Его плательщиками являются производители и импортеры. Доходы от поступления налога расходуются на цели организации сбора и переработки отработанных масел. В качестве критерия эффективности введения налога принят процент использованных масел, правильное хранение и использование которых не наносит ущерб окружающей среде.

В Нидерландах применяется налог на топливо, поступления от которого используются для финансирования государственных природоохранных задач и стимулирования снижения выбросов двуокиси серы. Производителям предоставляется налоговая скидка, если они внедряют технологии, способствующие снижению этих выбросов. За счет налога покрывается 50% затрат Министерства экологии, включая затраты на предотвращение и возмещение ущерба, субсидирование внедрения передовых прогрессивных технологий по очистке и переработке, а также финансирование размещения химических отходов. Эффективность налога достаточно высока.

В Норвегии действует акцизный налог на одноразовую упаковку для напитков и пищевых продуктов, способствующий развитию залоговой системы и снижению объемов перерабатываемого мусора. Действующий в Норвегии налог на нефть состоит из двух частей: общей ставки и дополнительного платежа, величина которого зависит от концентрации соединений серы. Налог введен с целью стимулирования потребления нефти снизких их содержанием.

С 1989 года в стране действует налог на аккумуляторы, содержащие кадмий и ртуть. Налог на смазочные масла используется для финансирования различных природоохранных программ Министерства экологии, а поступления от налога на минеральные удобрения и пестициды - для реализации экологических программ в сельском хозяйстве страны.

В Швеции существует два вида налогов на нефть и нефтепродукты:

первый введен с целью замещения нефти другими энергоносителями;

второй применяется для финансирования мер, препятствующих асидификации окружающей среды, особенно для известкования озер.

Этот налог распространяется также на импортеров, поскольку и они являются виновниками ухудшения состояния природной среды в Швеции.

В стране действует и налог на одноразовые упаковочные материалы, величина которого недостаточна для стимулирования внедрения экологически ориентированной залоговой системы.

Особенностью использования налогов в Японии является их стимулирующая функция. Широко применяется система ускоренной амортизации для оборудования и сооружений, связанных с защитой среды и обезвреживанием отходов, а также скидки по некоторым видам государственных и местных налогов для предприятий, устанавливающих такое оборудование. В то же время собственно «экологические налоги», как и пошлины, штрафы, платежи, непосредственно нацеленные на сокращение масштабов загрязнения или улучшение экологических свойств товаров, до последнего времени не получили большого распространения.

В разные периоды вводились дифференцированные по отдельным районам налоги на автотранспорт для контроля над выхлопными газами; специальные налоги для электромобилей; надбавки к налогам за опасные производства и товары; платежи за выбросы сверх установленных норм двуокиси серы.

Страны с переходной экологической политикой (Польша, Чехия, Венгрия) также применяют экологические налоги. С 1996 года в Венгрии введены пять экологических налогов на транспортное топливо, шины, холодильники и хладагент, упаковку, элементы питания.

Сбор за изменение климата

В соответствии с протоколом, подписанным в Киото, Великобритания, как и другие страны этого протокола, приняла на себя обязательства по снижению парникового эффекта от выбросов газообразующих вредных веществ.

Сбор за изменение климата взимается за пользование энергией в промышленных и коммерческих целях. Сюда входит как первичное, так и вторичное топливо для освещения, отопления, движущей энергии и энергии для приборов потребителей:

в промышленности (включая топливные отрасли);

сельском хозяйстве;

сфере государственного управления;

других сферах оказания услуг.

Таким образом, смещение налогового бремени должно быть направлено на деятельность, наносящую вред окружающей среде, на основе соблюдения принципа фискальной нейтральности, путем частичной замены экологическими налогами и платежами традиционных налогов.

В результате, общая налоговая нагрузка не будет увеличиваться, а финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов станут оптимизироваться по критерию «чистого развития» производства. Оценка зарубежного опыта в использовании такого метода регулирования охраны окружающей среды, как экологическое налогообложение, позволяет сделать следующие выводы:

первым шагом на пути экологизации налогообложения должна стать разработка четкой законодательной базы;

экологическое налогообложение необходимо строить на основе государственной программы по охране окружающей среды, с установлением целевых ориентиров по сокращению вредного воздействия;

экологизация налогообложения должна сочетаться не только с экономическими целями развития государства, но и с другими инструментами регулирования природоохранной деятельности, например, с добровольными соглашениями и штрафами;

полученные средства следует направлять на предотвращение и ликвидацию соответствующего вредного воздействия на окружающую среду, поэтому управление большинством экологических налогов целесообразно делегировать региональным и местным властям.

Основными элементами рыночного регулирования являются:

а)баббл-принцип (принцип «пузыря», или «облака»), в соответствии с которым норматив выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный вариант обеспечения этого норматива. Цель «баббл-принципа» - представить предприятиям свободу маневра для достижения наибольшей экономической эффективности за счет оптимального перераспределения выбросов между участниками рынка. Например, если на одной территории расположены крупная электростанция и несколько мелких котельных, то оказывается выгоднее улавливать оксиды серы и азота на крупном источнике, чем пытаться бороться с выбросами от каждого мелкого загрязнителя. Принцип «пузыря» создает условия для торговли правами на загрязнения на уровне региона;

б)политика компенсаций выбросов позволяет предприятиям, уменьшившим выбросы, приобретать тем самым право на выбросы, фиксируемое в виде соответствующего документа - лицензии, или разрешения на выбросы. Эту лицензию можно продать фирме, желающей разместить в данном регионе свои предприятия и нуждающейся в разрешении на эмиссию своих загрязнений. Иначе говоря, появление новых выбросов компенсируется снижением ранее существовавших в регионе. При этом продавцы обязаны сократить выбросы на величину большую, чем будут осуществлять покупатели. Так, в Лос-Анджелесе, в соответствии с местным законодательством, каждая тонна загрязнителя, произведенная новым предприятием, должна компенсироваться снижением выбросов на других предприятиях на 1,67 т.;

в)банки выбросов - специальные банки, в которые фирма, сократившая объемы своих выбросов ниже уровня, предусмотренного нормативами, может положить аккредитив, полученный на разницу, чтобы впоследствии продать права на выбросы или использовать их при необходимости. Это облегчает потенциальным покупателям лицензий поиск подходящих продавцов. Банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования;

г)биржи прав на загрязнения - посреднические организации, необходимые при расширении рынка прав для проведения сделок по купле-продаже прав на выбросы.

Механизм торговли правами на выбросы в США, где он получил наибольшее распространение, показал высокую эколого-экономическую эффективность, обеспечивая значительную экономию средств на охрану окружающей среды за счет разницы в себестоимости мероприятий по снижению загрязнений на различных предприятиях.

Нужно отметить, что в период становления рыночной экономики экономические рычаги регулирования тесно связаны с административными. Административные методы как бы очерчивают область применения экономических механизмов, поскольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестоко регламентируемой системе государственных стандартов.

В разных вариантах существуют залогово-возвратные системы.

В некоторых странах они используются для экологически грязных и нежелательных продуктов (согласно этой схеме залог возмещается, как только этот продукт надлежащим уничтожается), в некоторых - для финансового обеспечения системы сбора утильных фракций отходов потребления.

Воздействие государства на экологическую ситуацию связано с регулированием уровня взимаемых налогов путем прямых либо косвенных дотаций, предоставления кредитных льгот предприятиям с целью интенсифицировать осуществление ими инвестиций экологического характера.

Государство сохраняет за собой право регулировать в интересах всего общества использование природных ресурсов, что решается на основе рыночных принципов через продажу экологических сертификатов.

В таблице 1 приведен обобщенный обзор применяемых экономических методов регулирования охраны окружающей среды ряда зарубежных стран.

Таблица 1 - Применяемые экономические методы регулирования охраны окружающей среды в ряде зарубежных стран

СтранаПлата за загрязнениеПлата потребителяПлата за продукциюСтраховая платаДифференциация оборотного налогавоздухаводыотходамишумомАвстрия+++++Бельгия+++Великобритания+++Германия+++++Дания++++Италия+++Канада+Нидерланды+++++++Норвегия++++США++++Финляндия++Франция+++++Швеция++++Швейцария++Япония++В 15 проанализированных странах находят применение около 130 разных экономических инструментов (в среднем по 10 нормативов на одну страну), из которых свыше половины составляют платежи, около 25% - субсидии, остальное приходится на долю прочих экономических стимулов.

Из данных таблицы 1 видно, что сочетания экономических методов, используемых в разных странах, весьма отличаются друг от друга.

Это обусловлено спецификой стран, их традициями, природными условиями, технологической культурой производства, отраслевой спецификой.

Возникает вопрос: какие из перечисленных и применяемых в различных странах методов могут быть использованы для более эффективного регулирования охраны окружающей природной среды?

Для этого необходимо оценить, насколько каждый из этих методов удовлетворяет следующим условиям: простоте контроля, минимуму дополнительно привлекаемых ресурсов, отсутствию необходимости создания специальных производств, минимуму времени для реализации метода, методической простоте реализации метода.

Оценка удовлетворения рассматриваемых методов приведенным условиям представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Оценка удовлетворения экономических методов регулирования охраны окружающей среды условиям их реализации

Формулировка условийПлата за загрязнениеПлата потребителяПлата за продукциюАдминистративные налогиДифференцированные налогиСубсидииСистема залоговРыночные (торговля лицензиями)Простота контроля+++++Минимум дополнительно привлекаемых ресурсов+++++Минимум времени для реализации+++++Методическая простота+++++++Отсутствие необходимости создания специальных производств+++++++

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что наиболее полно условиям реализации методов соответствуют административные налоги, механизмы дифференциации налогов и субсидирования.

Административные налоги представляют собой плату за контролирующие действия местных природоохранных органов. Они носят характер перераспределения средств и в мировой практике считаются неэффективными.

Дифференциация налогов предполагает использование льготных налогов для предприятий, выпускающих «чистую» продукцию и завышение нормативов налога для предприятий, выпускающих «грязную» продукцию. Недостатком метода является то, что его применение ведет к нейтрализации поступлений в бюджет.

Анализ рассмотренных выше экономических методов позволяет прийти к следующему выводу: в условиях сложной экологической обстановки, которая сложилась в мире, наиболее эффективным средством являются государственные субсидии в виде мягких кредитов и налоговых льгот. Использование рыночного механизма купли-продажи лицензий на загрязнение окружающей природной среды следует развивать, однако этот метод в своей основе имеет отрицательные нравственные корни. В то же время возможна модификация данного метода, тогда метод получает другую, нравственно оправдываемую основу - выполняется принцип «загрязнитель платит». Метод играет стимулирующую роль и участвует в функции перераспределения денежных средств.

Важная особенность формирующейся новой системы экологического регулирования - ее нацеленность на достижение компромисса между компаниями, государством и населением по вопросам охраны среды. Это оказывает влияние на методы действий экологических групп и организаций. Если раньше они выступали против потенциальных и реальных загрязнителей путем возбуждения судебных исков, устройства пикетов, демонстраций, бойкотирования «агрессивной» продукции, то теперь их деятельность направлена и на помощь компаниям - производителям «экологически ответственных» товаров.

правовой природоохранной зарубежный страна

Заключение

В условиях перехода на путь экологически приемлемого развития экономики существенно возрастает роль государства в качестве координатора процессов, направленных на усиление учета экологического фактора. Это обусловлено обострением проблем сохранения природной среды. Необходимость ее сохранения приобретает широкое международное признание. Многие страны присоединяются к глобальным международным документам по устойчивому развитию на основе взаимодействия с международными организациями. Государства берут на себя ответственность за реализацию подписанных и ратифицированных международных документов в области экологии. Любая деятельность должна быть ориентирована не только на достижение экономической эффективности, но и на обеспечение экологической безопасности, которая стала одним из главных критериев развития. Речь идет не только о государственном ограничении выбросов вредных веществ в окружающую среду, о прямой и косвенной финансовой поддержке государством реализации экологически приемлемых технологий и организационных решений, проводится большая работа по осмыслению экологических проблем населением и привлечению его к их решению.

Важное значение придается рыночному саморегулированию при решении экологических проблем в рамках, очерченных государством приоритетов, и при государственном экономическом стимулировании природоохранных действий бизнеса. К числу важнейших позитивных сдвигов следует отнести осознание обществом необходимости учитывать экологический фактор. Сложился более или менее отработанный набор форм и методов государственного регулирования проблем экологии, используемых в зависимости от конкретных условий стран.


1Анисимов, А.В. Экологический менеджмент: учебник / А.В. Анисимов. - Ростов н/Дону: Феникс, 2009. - 348 с.

2Гирусов, Э.В. Экология и экономика природопользования: учебник / Э.В. Гирусов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 607 с.

Думнов, А.Д. Развитие статистики затрат на охрану окружающей природной среды / А.Д. Думнов // Вопросы статистики. - 2011. - № 5. - С. 19 - 39.

Июдина, Е. О государственной политике обеспечения экологически приемлемого развития экономики / Е. Июдина // Общество и экономика. - 2011. - № 8-9. - С. 215 - 227.

Кручинина, Н.В. Регулирование охраны окружающей среды в США / Н.В. Кручинина // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2012. - № 5. - С. 110 - 116.

Кручинина, Н.В. Экологизация налогообложения как экономический инструмент управления охраной окружающей среды / Н.В. Кручинина // Финансы и кредит. - 2011. - № 28. - С. 58 - 63.

Лукьянчиков, Н.Н. Экономика и организация природопользования: учебник / Н.Н. Лукьянчиков, И.М. Потравный. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 588 с.

Морозова, В.Н. Мировая экологическая политика и международное экологическое сотрудничество: учебно-методическое пособие для вузов / В.Н. Морозова. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010. - 120 с.

9Мысляева, И.Н. Государственное регулирование экономики: учеб. Пособие / И.Н. Мысляева, Н. П. Кононкова. - М.: МГУ, 2010. - 440 с.

10Рустамов, Ф. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов / Ф. Рустамов // Общество и экономика. - 2011. - №1. - С. 177-186.

Семенова, О.В. Налогообложение природных ресурсов в развитых странах / О.В. Семенова // Налоговый вестник. - 2010. - № 4. - С. 109 - 116.

Соколов, В.И. Экологическая повестка дня правительства Б. Обамы / В.И. Соколов // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2012. - № 3. - С. 99 - 114.

13Тимонина, И. Использование экономических инструментов в экологическом регулировании: опыт Японии

14Холодков, В.В. Государственное регулирование природоохранной деятельности / В.В. Холодков // Экология и жизнь. - 2010. - №6. - С.38 - 41.

15Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учебное пособие / Ю.Л. Хотунцев. - М.: Академия, 2008. - 480 с.

Целыковский, Ю.К. Законодательная и экономическая природоохранная политика зарубежных стран / Ю.К. Целыковский // Энергия: экономика, техника, экология. - 2009. - № 4. - С. 12 - 18.

Похожие работы на - Природоохранная деятельность зарубежных стран

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!