Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,26 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности

Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Разрешительная документация в области обращения с отходами в зарубежных странах

.2 Лицензируемые виды деятельности в России

1.2.1 Отходы производства и потребления и их классификация

1.2.2 Виды деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности

1.2.3 Профессиональная подготовка на право работы с отходами I-IV классов опасности

.2.4 Производственный контроль

.2.5 Санитарно-эпидемиологическое заключение и заключение Государственной экологической экспертизы

.2.6 Транспортирование отходов I-IV классов опасности

.2.7 Ответственность за осуществление деятельности без лицензии, либо с нарушением лицензионных требований и условий

Глава 2. Характеристика УМТСиК ООО "Газпром трансгаз Уфа" как источника негативного воздействия на окружающую среду

.1 Краткая характеристика УМТСиК ООО "Газпром трансгаз Уфа"

2.2 УМТСиК ООО "Газпром трансгаз Уфа" как источник загрязнения атмосферы

.3 Водопотребление УМТСиК ООО "Газпром трансгаз Уфа

Глава 3. Материалы и методы исследования

.1 Инвентаризация отходов на предприятии

.2 Паспортизация отходов I-IV классов опасности

Глава 4. Результаты и их обсуждение

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Природоохранные разрешения являются ключевым инструментом сокращения воздействия промышленности на окружающую среду.

Необходимость охраны окружающей среды в целом привела к внедрению в большинстве стран комплексных разрешений для крупных промышленных установок и предприятий.

Общей целью природоохранных разрешений является охрана здоровья человека и окружающей среды путем определения юридически обязательных требований к отдельным источникам существенного воздействия на окружающую среду (Кибардина, Соколов, 2010).

В Российской Федерации отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом (Бельдеева, Комарова, Лазуткина, 2006). Основы лицензирования установлены Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности (Гумонков, Кичигин, 2009).

Хозяйственная деятельность производственных предприятий и перерабатывающих предприятий вторичных ресурсов, так или иначе, связана с использованием или образованием отходов (Матвеев, 2003).

В соответствии с действующим законодательством собственники опасных отходов и лица, вовлечённые в деятельность по обращению с ними, могут быть допущены к деятельности, связанной с их обращением, только при наличии сертификатов, подтверждающих их квалификацию, а также на основе специальной лицензии (Петрова, 2008).

Целью данной дипломной работы является рассмотрение порядка проведения и подготовка документов, необходимых для получения лицензии на деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности на примере Управления материально-технического снабжения и комплектации ООО "Газпром трансгаз Уфа".

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

. Проанализировать, собрать и подготовить документацию, необходимую для получения лицензии на осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I-IV классов опасности;

. Охарактеризовать Управление материально-технического снабжения и комплектации ООО "Газпром трансгаз Уфа" как источник негативного влияния на окружающую среду;

. Провести инвентаризацию отходов Управления материально-технического снабжения и комплектации ООО "Газпром трансгаз Уфа".

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Многие страны в настоящее время изучают возможность постепенного внедрения системы комплексных разрешений, которая заменит большое число существующих обременительных и неэффективных разрешений и лицензий (Кибардина, Соколов, 2010).

Выдача разрешений по отдельным компонентам окружающей среды - традиционный подход к регулированию - проистекает из того, что природоохранное регулирование развивалось по мере решения отдельных экологических проблем (касающихся охраны атмосферы, вод, управления отходами и т.д.). В результате оператор промышленной установки обязан получать большое количество природоохранных разрешений в различных органах, которые не обязательно координируют и сотрудничают друг с другом

При такой форме контроля лимиты на экологическое воздействие установок устанавливаются так, чтобы защитить соответствующий компонент окружающей среды (воздух, воду или почву) лишь до определенного уровня, выраженного стандартом качества окружающей среды. При выдаче разрешений по отдельным компонентам окружающей среды загрязняющие вещества могут переноситься из одного компонента в другой. Кроме того, разбавление и рассеяние выбросов/сбросов в окружающую среду для решения локальной проблемы качества окружающей среды может привести к причинению ущерба окружающей среды на более дальних расстояниях. Вытекающая из этого необходимость рассматривать окружающую среду как единое целое и минимизировать загрязнение посредством оптимального проектирования и эксплуатации установки привела к появлению комплексного подхода к предотвращению и контролю загрязнения окружающей среды (Епифанова, Хохлявин, 2005).

Все стационарные источники загрязнения, имеющие значительное воздействие на окружающую среду, должны по закону быть обязаны получать природоохранные разрешения в качестве предварительного условия их эксплуатации. Выдача природоохранных разрешений промышленным установкам - это основополагающий элемент процесса регулирования загрязнения.

Крупные источники загрязнения, которые определены в национальном законодательстве, должны получать комплексные природоохранные разрешения на индивидуальной основе, в которых все экологические аспекты рассматриваются одновременно, предотвращение загрязнения, а не контроль "на конце трубы", является основополагающим принципом, и учитываются местные условия. Окружающая среда является последним местом захоронения отходов, используемым только тогда, когда остальные решения практически или экономически нецелесообразны (URL: #"justify">Комплексные разрешения были внедрены в 1969 г. в Швеции, в 1972 г. в Дании и в 1990 г. в Великобритании до того, как в 1996 г. их использование стало обязательным во всем Европейском союзе в соответствии с Директивой 96/61/EC о комплексном предотвращении и контроле загрязнения (IPPC), Директивой № 75/442/ЕЭС об отходах (Епифанова, Хохлявин, 2005).

Директива № 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 г. об отходах (рамочная директива), носит основополагающий характер как для современного законодательства ЕС об отходах, так и для национальных законодательств государств-членов ЕС в этой сфере. В преамбуле рамочной директивы отмечается, что "сущность цели всех положений, касающихся отходов, должна сводиться к защите здоровья людей и окружающей среды от вредного влияния накопления, транспортировки, переработки, хранения и размещения отходов на свалке".

Именно рамочная директива содержит базовую терминологию по отходам, которая используется сейчас в большинстве актов законодательства ЕС об отходах и отличается от российской. Ключевой термин "управление отходами" (management of waste) близок привычному для нас термину "обращение с отходами" - сбор, транспортировка, утилизация и удаление отходов, но включает еще и надзор за такими операциями, и обслуживание мест свалки отходов (Епифанова, Хохлявин, 2005).

Сбор отходов - это сбор, сортировка и/или перемешивание отходов с целью последующей транспортировки (Директива Совета 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 года "Об отходах". Ст. 3).

Термин "удаление отходов" в рамочной директиве охватывает 15 операций и включает по российской терминологии как захоронение, так и обезвреживание отходов. Европейский термин "утилизация (восстановление) отходов" охватывает 13 видов операций и близок российскому термину "использование отходов"

Кроме терминологии рамочная директива обозначила основополагающие направления деятельности государств-членов ЕС и обязанности государственных органов, производителей и/или владельцев отходов. Если выполняется любая из операций, перечисленных в рамочной директиве, необходимо получить у компетентного органа разрешение, имеющее срочный характер (выдается на определенный период), которое может быть пересмотрено (аналог в России - лицензия). В выдаче разрешения может быть отказано, если "предполагаемые методы удаления отходов неприемлемы с точки зрения охраны окружающей среды" (Кудрявцев, 2010). В разрешении должно быть указано:

- виды и количества отходов;

технические требования;

необходимые меры предосторожности;

место сброса отходов;

метод переработки.

Разрешения могут выдаваться на определенный период, они могут обновляться, они могут быть зависимы от обстоятельств и обязательств или, особенно в тех случаях, когда предполагаемые методы удаления отходов неприемлемы с точки зрения охраны окружающей среды, в их выдаче может быть отказано. В большинстве стран ОЭСР природоохранные разрешения или действительны от пяти до десяти лет, или остаются в силе, пока другие факторы не потребуют их пересмотра (Кибардина, Соколов, 2010).

Все учреждения или предприятия, которые осуществляют операции по удалению отходов, обязаны вести записи о количестве, природе, происхождении и, если уместно, назначении, частоте сбора, виде транспортировки и методах переработки в отношении отходов перечисленных в директиве № 75/442/ЕЭС; обеспечивать доступность этой информации по требованию компетентных органов (Директива Совета 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 года "Об отходах". Ст.5).

У общественности тоже есть возможность комментировать заявки на получение разрешений до того, как правомочный орган примет решение, и доступ к информации, связанной с разрешениями, после выдачи разрешения. В целях проведения консультаций с общественностью целесообразно вести реестр разрешений, доступный общественности, в который будут помещаться заявки и, в конечном итоге, разрешения, с учетом соображений коммерческой тайны и государственной безопасности.

.2 ЛИЦЕНЗИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Согласно ст. 17 ФЗ-128 "Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов I-IV классов опасности для окружающей природной среды, в том числе опасных отходов, образующихся в процессе производственной деятельности соискателя лицензии" (Каримова, Марцева, Петров 2009).

Не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности (Василенко, 2009).

Особенностью деятельности предприятий является то, что отходы используются в качестве сырья, а также образуются в процессе производственного процесса. Предложение непонятное! Несмотря на кажущееся разнообразие видов отходов, с точки зрения управления окружающей средой виды отходов следует определять на основании Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) и не стремиться к излишне широкой номенклатуре. Так, например, различные сорта макулатуры не всегда означают разные виды по ФККО. Стальной лом, при всем разнообразии его марок, также составляет один вид отходов по ФККО (Бубнов, Гриневич, Кувыкин, 2004).

Лицензию на деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности до 2010 года выдавали органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Указом Президента РФ от 23 июня 2010 года № 780 функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (Гулгонова, 2011).

Управления Росприроднадзора выдают лицензии юридичесим лицам и индивидуальным предприятиям на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (Гулгонова, 2011).

Лицензия действует на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет. Действие лицензии может быть продлено (Квашнин, Клевакина, 2009).

.2.1 ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

В соответствии с ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89 "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (Каримова, Марцева, 2009).

Отходы классифицируются:

. По происхождению:

·отходы производства (промышленные отходы);

·отходы потребления (коммунально-бытовые).

. По агрегатному состоянию:

·жидкие;

·газообразные.

3. По видам воздействия на природную среду и человека выделяют:

·токсичные;

·радиоактивные;

·пожароопасные;

·взрывоопасные;

·самовозгорающиеся;

·коррозионные;

·реакционно-способные;

·отходы, вызывающие инфекционные заболевания (Калыгин, 2007).

. По классу опасности для окружающей природной среды:

·I класс - чрезвычайно опасные: отходы гальванических производств; ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки; хром шестивалентный; прочие отходы I класса опасности;

·II класс - высоко опасные: кубовые остатки; нефтепродукты; мышьяк; серная кислота; прочие отходы II класса опасности;

·III класс - умеренно опасные: нефтешламы; отходы лакокрасочных средств; прочие отходы III класса опасности;

·IV класс - малоопасные: мусор от бытовых помещений организаций, прочие промышленные отходы, представляющие незначительную экологическую угрозу;

·V класс - практически неопасные: лом черных металлов, отходы (мусор) от уборки территории и так далее.

Действующее законодательство определяет все отходы как опасные, за исключением отходов V класса опасности для окружающей природной среды, которые не имеют прочих опасных свойств (Колесников, 2007). Опасные отходы - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами: токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасность, высокой реакционной способностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (Семенова, 2009).

Класс опасности отходов устанавливается с применением экспериментальных или расчетных методов по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее (Кузнецов, Панюшкин, Разин, 2007).

Юридической основой для классификации отходов служит Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), который классифицирует отходы по происхождению, агрегатному состоянию и опасности.

В ФККО отходы имеют 13-тизначный код, характеризующий их общие классификационные признаки: первые 8 цифр используются для кодирования происхождения отхода; 9-я и 10-я - для кодирования агрегатного состояния и физической формы; 11-я и 12-я - для кодирования опасных свойств и их комбинаций; 13-я - для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (Тушонков, 2007).

Предприятия, участвующие в обращении с отходами, делятся на три категории (группы) с учетом класса опасности отходов, объемов их образования на предприятии и порядка обращения с ними.

К I категории (группе) природопользователей по обращению с отходами относят предприятия (организации), имеющие технологические циклы образования (обращения) отходов производства I и II классов опасности и/или применяющие в своей деятельности технологические операции по приему, сортировке, захоронению, обезвреживанию, рекуперации отходов, и прочие способы их утилизации.

Ко II категории (группе) природопользователей по обращению с отходами относят: предприятия (организации), имеющие технологические циклы (участки), где образуются производственные отходы III и IV классов опасности; природопользователей, не отнесенных к I и III группе.

К III категории (группе) природопользователей по обращению с отходами относят организации непроизводственной сферы, отвечающие следующим критериям: суммарное количество образующихся отходов не превышает 30 тонн в год; основную массу отходов составляют отходы V и IV классов опасности; масса отходов III класса опасности не превышает 1% от общей массы образующихся отходов; обустроенность мест размещения отходов исключает их вредное воздействие на окружающую среду (URL: #"justify">.2.2 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ I-IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

В случае, когда производится работа с отходами производства и потребления, следует определиться с видами деятельности, так как лицензированию подлежит только сбор, использование, транспортирование, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности (Масленников, 2009).

Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Следовательно, под сбором отходов следует понимать удаление отходов из мест образования для дальнейших операций, а также вывоз отходов из мест временного накопления.

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования (Кузнецов, 2009).

Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду. (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. № 524 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов". Ст. 5).

Похожие работы на - Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!