Правовое положение лиц в Древнем Риме

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,79 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое положение лиц в Древнем Риме

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Факультет: юридический

Кафедра: гражданского и трудового права







КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Правовое положение лиц в Древнем Риме

Дисциплина: Римское частное право


Выполнил: Фаградян Г.

Группа: ЮЮ - 101

Научный руководитель:

к.ю.н., стар. преп. Бадаева Н.В.






Введение

Понятие лицо, которое Гай использовал в своих Институциях, сегодня изучается самыми разными направлениями юридической науки. Нормы, которые определяют положение лица в обществе и государстве содержатся в конституционном законодательстве, а в новейшее время и международном публичном праве. В небольшом объеме отношения регулируются и гражданским правом, особенно вопросы правоспособности и дееспособности, основы которых были разработаны еще в Древнем Риме.

Понятие лицо в римском государстве отличалось от сегодняшнего. Далеко не все лица в Риме являлись правоспособными. Целью этой курсовой работы является рассмотрение правового положение разных слоев римского общества: полноправных римских граждан, латинов и перегринов, вольноотпущеников, колонов, а также и рабов, которые были неправоспособными.

. Понятие ,,лицо; Правоспособность лиц в Риме

Юридическим термином ,,лицо называется тот, кто является субъектом права, т. е. может иметь права и нести обязанности. Для того, чтобы быть субъектом права, нужно обладать правоспособностью - способностью иметь права и нести обязанности. Она возникает с момента рождения человека и заканчивается c его смертью, однако, зачaтый ребенок тоже обладал некоторыми правами (напр. наследственное), при условии того, что он будет рожден.

Для полного распоряжения правоспособностю лицо должно обладать дееспособностью. Дееспособность - это право самостоятельно пользоваться правами и нести обязанности.

Правоспособность и дееспособность являются юридическими категориями. Их содержание зависит от правопорядка, установленного в данном государстве.

Примитивные правовые системы не имеют таких понятий как правоспособнось и дееспособность. Причиной возникновения этих юридических категорий является развитие государства и общества и необходимость регулирования нововозникших общественных отношений. В Древнем Риме не было таких понятий, как правоспособность и дееспособность, однако они были разработаны римским правом. Данные понятия объединялись единым понятием юридическая способность - caput.

Далеко не все люди в рабовладельческих государствах, в том числе и в Риме, обладали юридической способностью. В девнейшей истории Рима ей в полном объеме обладали только патриции, а права плебеев, латинов и перегринов были значитенльно ограничены. Рабы никакими правами не обладали - оны являлись объектами права, юридически они являлись вещами (servi res sunt), а их также называли instrumentum vocale, т. е. говорящим орудием. Право лиц (ius personarum) в Древнем Риме принадлежало искллючительно сфере цивильного права.

Правовое положение римлян определялось тремя состояниями - tria capita: status civitatis, status libertatis и status familiae. libertatis - это состояние свободы. Для римлян свобода представляет собой нерабское состояние. ,,Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди - или свободные, или рабы'' (Гай, I.1.9). Между рабами не было различий - они никакими правами не обладали. В свою очередь, свободное население Рима делилось на свободнорожденных и вольноотпущеников. ,,Свободнорожденным бывает тот, кто тотчас по рождении свободен, будь то от брака двух свободнорожденных или вольноотпущенных, или от одного родителя вольноотпущенного, другого свободнорожденного" (Гай, I.1.4). civitatis - это состояние гражданства. Лица разделялись на граждан и неграждан Рима. Неграждане делились на латинов и перегринов. Разделение населения на римлян и латинов потеряло значение в I веке до н. э. когда, по окончании союзнической войны перегрины получили римские гражданские права. Перегрины получили гражданские права в 212 году когда был принят эдикт императора Каракалы.familiae - это семейное положение. В римской семьи властью обладал только домовладыка, все остальные ему подчинялись. Полностью правоспособным было только лицо, обладающее всеми тремя состояниями.

. Правовое положение римских граждан

Romani - римские граждане являлись единственными полноправными жителями Римского государства.Их правовое положение в обществе и государстве регулировало ius civile. Главным способом приобретения римского гражданства было рождение в законном римском браке - matrimonium iustum, в котором хотя бы отец является гражданином Рима. Ключевым моментом был не момент рождения, а зачатия ребенка. Если отец терял состояние гражданства в течение беремености матери, ребенок становился римским гражданином и получал всю полноту прав. Перегрины могли получить гражданские права путем натурализации - законом, а позже эдиктом принцепса иностранцы получали гражданские права за особые заслуги перед римским государством. В 89 году до н. э. все население Италии было наделено правами, а в 212 году эдиктом императора Каракалы (constitutio Antoniniana) их получило все свободное население римского государства.

Все римские граждане были объединены в Civitas - общину, сообщество свободных граждан. Этим термином часто обозначалось и римское государство, res publica. Термин civitas Romana обозначает права, которыми обладали граждане.

Лицо, которое обладало всеми гражданскими правами, без всякого ограничения и и умаления правоспособности, называлось civis optimo iure, т. е. гражданин с наилучшим правовым состоянием. Граждане, которые терпели какое-то умаление правоспособности, назывались civis minuto iure.

Возможность пользования правовыми институтами и участия в политической жизни в классический период выражалось четырьмя основными гражданскими правами:

Ius conubii - право вступать в законный римский брак со всеми юридическими последствиями, особенно по отношению к власти над детьми. Сначала данное право принадлежало только патрициям, а с принятием закона Канулея в 445 г. до н. э. и плебеям. С принятием этого закона перестала действовать норма из Законов двенадцати таблиц о запрете брака между патрициями и плебеями.

Ius comercii - право заключения цивильних сделок и право защиты своих интересов в суде. Им тоже сначала пользовались только граждане Рима, а в 89. г. до н. э, после Союзнической войны его получили и латины. Со временем его получают и все перегрины. С принятием эдикта Каракалы 212 года н. э. данным правом обладало все население Рима

Ius suffragii - право участия в собраниях - комициях (активное избирательное право). Сюда входило право избирать магистратов и участвовать в принятии законов (rogatio).

Ius honorum - право быть избранным на должность магистрата (пассивное избирательное право). В древнейший период оно тоже было доступно только патрициями. С 494 года начали избираться народные трибуны, которыми могли стать только плебеи. Они имели право вето на решение, принятое любым магистратом кроме диктатора. Сначала избирались 2 трибуна, а потом десять. В V веке до н. э. плебеям стала доступна должность квестора. С принятием закона Лициния и Секстия один из консулов обязательно должен был быть плебеем. С 364. года плебеи могли быть избранными на дожность курульного эдила, с 356 года диктатора, а 337. претора. Когда произошло полное уравнение прав патрициев и плебеев, все свободнорожденные могли быть избранными на любую государственную должность, если они выполняли требования: возраст, отсутствие умаления правоспособности, инфамии. suffragii и Ius honorum принадлежало только взрослым мужчинам.

Кроме этих четырех прав, существовали и другие права, которыми обладали только римские граждане, как Ius militiae - право служить в римской армии и tria nomina - право на три имени.

. Особенности правового статуса латинов и перегринов

Все население Италии было объединено в Латинский союз. После изгнания царей в 508 году до н. э. в Союз вступило и римское государство. После Латинской войны 338 года Латинский союз был превращен в часть римского государства с особым правовым положением. Жители латинских городов, так называемые старые латины - Latini prisci или veteras, обладали всеми правами кроме ius honorum, а его они могли получить переселением в Рим (ius migrandi). Всю полноту гражданских прав они получили после Союзнической войны 89. года до н. э.

Кроме старых Латинов, латинами назывались и некоторые другие категории жителей римского государства, которые этнически не были латинами. Это были Latini coloniarii - бедные граждане Рима, которым Сенат давал земельные участки в колониях в обмен за потерю гражданства. Данные колонии формально были государствами - союзниками Рима. В своих городах они обладали всеми правами , а в Риме только ius suffragii и ius commercii. Как и Latini prisci, они получили гражданские права после Союзнической войны 89. года до н. э. Iuliani были единственной категорией латинов, которые получили права персонально. Это были бывшие рабы, которых римские граждане освободили либо неформально, либо в неправильной форме. Их правовое положение было урегулировано законом Юния, принятым в 19. году н. э. (lex Iunia Norbana), по которому они получили название. В течение жизни они обладали только ius commercii. Они имели право обладать имуществом, но после их смерти их имущество переходило в собственось бывших хозяев: в Риме говорилось, что они живут как свободные, а умирают как рабы.

Кроме положения латинов римское право регулировало и положение иностранцев - перегринов. Оно регулировалось правом народов - ius gentium, правовой системой, существующей наряду с римским цивильним правом, которая сложилась в результате деятельности преторов перегринов - praetor peregrinus. Причиной ее возникновения было то, что перегрины не могли пользоваться римским цивильным правом, так как они не являлись гражданами Рима.

Термином перегрины обозначались чужеземцы, чьи государства заключили договоры с Римом. Эти договоры определяли степень их автономии. Уже в конце республиканского периода такие договоры с Римом заключило большинство государств-провинций. ,,Различались формально независимые общины - civitates peregrinae liberae et foederatae, подчиненные общины - civitates nostro iure obstrictae и покоренные общины - peregrini dediticii, поставленные под прямое управление римской провинциальной администрации. Граждане автономных общин жили в соответствии со своим местним правом. Жители тех общин, которые не обладали автономией, подчинялись римскому наместнику, однако, на практике продолжали действовать нормы местного права.

Эдиктом императора Каракалы 212 года кардинально меняется правовое положение перегринов. Все перегрины, проживающие на территории римского государства, получают гражданские права. Исчезают все перегринские общины и основной системой права становится цивильное право.

.Правовое положение рабов и вольноотпущенников

До Пунических войн в Риме рабов было немного. В большинстве случаев они работали на участках патрициев. Их положение не очень резко отличалось от положения других членов семьи, которые находились под властью домовладыки.

После больших завоеваний численность рабов значительно увеличилась. Рабский труд ,,стал основой всего производства''. Началась эксплуатация рабов с стороны рабовладельцев и государства. Это стало причиной большого числа восстаний рабов в республиканский период.

Рабы являлись объектами, а не субъектами права, и не обладали никакими правами - servus nullum caput habet. Они входили в категорию манципируемых вещей, что показывает, что они являлись одной из наиболее необходимых вещей в хозяйстве.

В Институциях Гая было закреплено правило: ,,Рабами, однако, либо рождаются, либо делаются''. Естественным источником рабства было рождение от рабыни. Если отец являлся свободным лицом, а мать рабыней, ребенок становился рабом, а в случае, если бы мать хотя бы некоторое время в течение беременности была свободной, ребенок признавался свободным. Такое благоприятствование свободе утверждается в классический период. Если на оборот, мать являлась свободной, а отец рабом, ребенок признавался свободным.

Рабовладелец обладал бесконечной властью над рабом. Он мог его продать, убить, подарить. Под влиянием эллинизма, естественного права, а позже и христианской церкви, стала ограничиваться власть хозяина над рабом. Это выразилось в принципах, закрепленных прежде всего в конституциях императоров. ,,Но в настоящее время никому, кто находится под римским владычеством, не позволено свирепствовать в отношении рабов сверх меры и без причины, признанной законом. Ибо, согласно конституции божественного Антонина, тот, кто без причины убьет раба, наказывается не в меньшей степени, как если бы убил чужого раба. И большая жестокость господ наказывается согласно конституции того же принцепса'' (Д.1.6.2.).

Рабы не имели права обладать имуществом. Однако, после захватнических войн, в хозяиственной системе римского государства возросло значение деятельности рабов, так как многие из людей, превращенных в рабов, были специалистами в разних сферах экономики (управляющие предприятиями, ремесленники, капитаны торговых судов и т. п.). В Риме существовал принцип, что раб может только улучшать положение господина. Из данного принципа и из того, что раб не являлся правоспособным следует, что если раб причиняет кому-то ущерб, никто не несет ответственности за содеянное рабом. Но обстоятельства, которые сложились в римском государстве по окончанию Пуническийх войн, требовали правового регулирования данных проблем. Претором были выработаны особые иски, посредством которых за действия раба отвечал его хозяин. Так косвенно признавалась правоспособность рабов, поскольку их действия имели определенные юридические последствия. Наиболее важными были три вида исков:

Actio de peculio- иск в размере пекулия (слово, наверно, произошло от pecus - скот) - термином пекулий называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба для ведения хозяйства. Рабов, имеющих пекулий, признавали правоспособными нести обязанности, но не приобретать права для себя.

Actio institoria - иск из действий приказчика (institor - приказчик) - когда господин назначает раба приказчиком в предприятии.

Actio exercitorio - иск из действий капитана (exercitoria - хозяин корабля, раб-капитан корабля назывался magister navis).

За действия раба ответственность нес хозяин, но ответственность распространялась лишь на те действия, на которые он его уполномочил.

В разные эпохи существовали особые источники рабства. В древнейший период это была продажа в рабство за долги и обращение в рабов лиц, которые совершили тяжкие преступления. Со временем, основным источником рабства становится взятие в плен лица в условиях войны.

Рабское состояние прекращалось смертью или манумиссией, отпущением на свободу. В древнейший период существовало 3 формы манумиссии:

manumissio vindicata - отпущение на свободу в форме фиктивного судебного спора.

manumissio testamento - освобождение путем завещания.

manumissio censu - запись раба в список свободных граждан.

Позже возникли и разные формы неформальных манумисией: manumissio per epistolam - рабовладелец освобождает раба в обычном письме, manumissio inter amicos - манумиссия в присутствии друзей, manumissio per mensam - хозяин разрешает рабу сесть с остальними гостями на банкете. Данные манумиссии защищались не цивильным, а преторским правом и поэтому они получили название manumissio praetorica.

Рабы, отпущенные на волю, которым было менее тридцати лет получали латинское гражданство и могли получить римское, когда ребенку от законного брака исполнялся год.

В классическом римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего на волю: например, раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретал права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на преторский эдикт приобретал латинское гражданство. При Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия выполнена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гражданином. Однако, вольноотпущеник по объему прав не приравнивался свободнорожденному. Вольноотпущеник находился в честичной зависимости от своего патрона. Он должен был помагать ему в беде и не мог против его подать иск. Патрону также в известной мере принадлежало право на наследование после вольноотпущенника.

.Правовой статус колонов

К конце принципата римская экономика постепенно перестает основываться на принудительном труде рабов. В пользу этого было много причин - самой важной было уменьшение количества рабов из-за прекращения захватнических войн.

Рабовладельцы перестали наделять рабов пекулиями. Все чаще они стали их освобождать и давать им землю в аренду. Кроме вольноотпущеников, землю в аренду брали и свободные граждане. Так в Риме возник колонат.

Термином колон в классическую эпоху обозначался арендатор земли, мелкий фермер. Колоны формально были свободными, но экономически зависимыми от землевладельца.

До конца эпохи принципата колонат остался социальним явлением, а положение колонов правом не регулировалось. Первый раз это было сделано императором Константином, в чьих конституциях видна тенденция закрепить колонов за землей. Прикрепление к земле первоначально было предусмотренно в отношении арендаторов на землях императора. Поэтому им запрещалось уходить по собственной воле.

Юридическое оформление института колоната завершилось в конце IV века, когда утвердился принцип наследственности членства в профессиональных союзах и местных советах и фиксации функциональной принадлежности имущества таких объединений.

Конституция императора Феодосия I, Аркадия и Гонория закрепила статус колонов как ,,рабов земли'': „хотя по положению они представляются свободнорожденными однако рассматриваются как рабы самой земли, на которой они родились.

Колоны, в отличие от рабов, имели право обладать имуществом. Оно называлось peculium и не могло быть отчуждено без согласия собственника имения.

Невозможность для колона покинуть участок, за которым он был закреплен, дополнялась запретом хозяину сгонять колонов с земли: он мог только перевести их с одного имения на другое. Это было связано с тем, что в интересах государства было сохранить экономику страны стабильной.

В гражданско-правовом плане отношений между колоном и хозяином регулировались контрактом найма (locatio conductio operarum) или аренды (locatio conductio rei). После заключения контракта расторжение его было невозможно и не относилось только к сторонам, которые его заключили, но и к их потомству, так как положение колона было наследственным. Если колоном был только один из родителей, ребенок следовал положению матери. Лицо, имеющее статус колона более тридцати лет на данной территории, к земле прикреплялось в силу давности.

Нарушение условий контрата между колоном и собственником земли преследовалось судом, так как колон формально являлся свободным и мог выступать в суде.

Собственник имения мог от своих прав на колона отказаться только вместе с правами на землю. Освободиться колон мог по давности, если тридцать лет жил как свободный или был членом местного органа власти или если колон становился монахом с разрешения своего хозяина.

.Утрата и умаление правоспособности в Риме

В римском государстве, как уже отмечалось, полноправным гражданином был тот человек, который обладал тремя состояниями - tria capita: состояния свободы, гражданства и семейное состояние. Ни одно из них не было неизменным. С изменением состояния меняется и объем прав, которым человек обладает.

Capitis deminutio maxima - наибольшее умаление правоспособности. Под этим в Риме понималась потеря свободы, которая за собой влекла и потерю римского гражданства, семейного состояния и всех других гражданских прав. В республиканском периоде это осуществлялось продажой trans Tiberim (за берега Тибра). В классическом праве римский гражданин становился рабом в результате самопродажи в рабство или военного пленения, но это не называлось capites deminutio maxima. В случае, если он успел убежать и возвращался в Рим, все его права восстанавливались.

Capitis deminutio media - среднее умаление правоспособности вступает в силу, когда римский гражданин становится латином или перегрином, т. е. теряет римское гражданство. В случае, если гражданин терял свободу и становился рабом, он автоматически терял и гражданство. Это бывает, главным образом, в случае aquae et ignis interdictio (лишение преступника священного огня и люстральной воды, употребляемой при жертвоприношениях). В императорское время это бывало в случае ссылки - deportatio. Лицо, которое подвергалось среднему умалению правоспособности теряло цивильные права, но сохраняло права, которые оно имело по ius gentium.

Capitis deminutio minima, наименьшее умаление правоспособности, наступало в случае изменения семейного положения. Это могло произойти в следующих случаях: лицо своего права превращается в лицо чужого права путем усыновления (arrogatio) или женщина, не подчиненная ничьей власти, выходит замуж (conventio in manum); лицо своего права переходит из-под власти одного домовладыки под власть другого - сын отдается кому-нибудь в усыновление (adoptio); лицо чужого права посредством искусственного акта манципации делается лицом своего права - например, сын освобождается своим отцом из-под его власти (emancipatio) - в этом случае лицо не подвергается capitis deminutio minima, а освобождается от него.

Кроме трех основных состоянии для правоспособности в римском государстве было важно и состояние гражданской чести (status dignitatis). Лица, в силу тех или других причин опороченные, подвергаются гражданскому бесчестью (existimatio minuitur) и ограничиваются в некоторых правах. В истории римского права гражданское бесчестье встречается в нескольких видах:

Intestabilitas является древнейшим видом умаления гражданской чести. Оно предусматривалось еще Законами XII таблиц: ,,Qui se sierit testarier libripensve fuerit, ni testimonium fatiatur, improbus intestabilisque esto (кто будет сведителем (или весовщиком) при заключении сделки и потом откажет в своем свидетельстве (в случае спора), да будет improbus intestabilisque)'' - это означало что он больше не может быть сведителем, а также и приглашать себе свидетелей.

Infamia (бесчестье) является одной из самых серьезных форм умаления чести. Она наступала как следствие осуждения за уголовное преступление (iudicium publicum) или за особо порочащее частное правонарушение (как например кража, грабеж, мошенничество, оскорбление чести - furtum, rapina, dolus malus, iniuria), в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность или непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака. В древнейшем периоде она осуществлялась путем удалением из записи цензора (nota censoria) - он был вправе вычеркнуть то или иное лицо из списка сенаторов, из всаднических центурий и т. п. Позже гражданина претор лишал прав путем эдикта. В классическом праве ограничения, связанные с infamia были достаточно большими. Лицо, которое ей подвергалось, не могло занимать должности магистратов, представлять себя и других в судебном процессе а также и быть свидетелем.

Turpitudo (позор) представляет собой умаление чести, связанное с занятием некоторыми профессиями (проституцией, актерством и т. п) или как результат презренного, с точки зрения общины, образа жизни человека. Данное умаление чести отменил Юстиниан, потому что его жена была актрисой.

.Особенности правового положения детей, душевнобольных и расточителей

римский перегрин правовой

Для самостоятельного распоряжения своими правами в римском государстве, также как и сегодня, требовалась определенная зрелость воли и развитость рассудка. Данные качества зависят от возраста и психического здоровья человека.

В зависимости от возроста все население делилось на puberes - совершеннолетных и inpuberes - несовершеннолетних. Для мальчиков совершеннолетие наступало с 14 лет, а для девушек с 12. Достигая этот возрост, римский гражданин приобретал полную правоспособнось. Очевидно, что в таком возрасте у граждан отсуствует жизненый опыт и что ошибки неизбежны. Квиритским правом не были разработаны нормы, которые защищали граждан от собственных ошибок, обмана и принуждения. Большое число исков, поданных претору молодыми гражданами с просьбой о защите нарушенных прав, привели к выработке особого средства защиты - реституции. Реституция - это восстановление в первоначальное положение, то есть приведение сторон сделки в такое имущественное положение, в котором они находились до совершения сделки. В этом титуле претор многократно приходит на помощь людям, сделавшим промах, или обманутым, или потерпевшим ущерб вследствие страха, либо (чужого) лукавства, либо возраста, либо своего отсутствия... (Ульпиан , D.4.1.).

Данный способ защиты дееспособных, но недостаточно опытных граждан, не был достаточно эффективным - молодые граждане пользовались данным правилом чтобы получить прибиль. Это привело к созданию того, что в современном праве обозначается термином частичная дееспособность. С этим связаны институты опеки (tutela) и попечительства (cura) . Правоспособные лица, в отношени которых право усматривает общий дефект формирования воли, связанный с половозрастными и психическими особенностями личности, и соответствующую неспособность к распоряжению, ставятся под опеку или под надзор дееспособного лица, которое, восполняя указаный недостаток, способствует их участию в обороте.

Над малолетним лицом, если оно было лицом своего права, до совершеннолетия устанавливалась опека (tutela impuberum). Для совершения сделки малолетным лицом требовалось согласие опекуна, иначе она признавалась недействительной. Опекун управляет имуществом подопечного (bonorum administratio). Отошения опеки основывались на fides - личной связи, воспринимаемой в сфере оборота как единство участвующих лиц.

Опекун мог распоряжаться имуществом только в пользу подопечного. Нарушение fides опекуном называлось fraus - коварство. По Законам двенадцати таблиц оно каралось crimen suspecti tutoris и вело к бесчестию - инфамии. Для архаической эпохи следует предполагать процесс в форме legis actio sacramento in personam.

Над душевнобольными (furiosus) и расточителями (prodigus) устанавливалось попечительство (cura). Оно предусматривалось еще Законами двенадцати таблиц. Безумные и расточотели формально не были лишены правоспособности, однако на самом деле не могли участвовать в гражданском обороте самостоятельно, а только с согласия попечителя - curator. Если станет безумным, пусть над ним и над его имуществом будет установлена власть агнатов и сородичей.

В постклассическую эпоху происходит сближение институтов опеки и попечительства. Эффект сделок, заключенных опекуном, воплощается непосредственно на стороне подопечного, и утверждается принцип, по которому со снятием опеки бывший малолетний получает actiones utiles из таких сделок, а также отвечает по ним. При Юстиниане эти иски уже считаются прямыми (directa). Утраченное на Западе различие между auctoritas tutoris и consensus curatoris восстанавливается Юстинианом: опекун должен утвердить сделку в устной форме во время ее заключения, тогда как куратор может дать согласие на акт задним числом и в письменной форме.

Заключение

В данной работе было рассмотрено правовое положение различных видов лиц в Риме. Как видно из изложенного материала, римское право тщательно регламентировало положение каждого субъекта права, что положительно влияло на функционирование всей правовой системы в целом и реализации отдельных правоотношений в частности.

Понятием лицо обозначается тот, который имеет возможность обладать правами и нести обязанности. Объем прав зависел от социального положения лица.

Все население Рима разделялось на свободных и рабов. Рабы были объектами права, считались вещью и не могли обладать правами и нести обязанности. Их действия не несли юридические последствия. Однако, в конце республиканского периода преторским правом был разработан институт пекулия, который давал возможность хозяевам наделять рабов правом совершать некоторые сделки от их имени.

Субъектами права в первую очередь были полноправные граждане Рима, которые обладали всей полнотой прав, затем латины и перегрины, колоны, вольноотпущеники, а также и объединения. Особыми нормами регулировалось правовое положение детей, жен, расточителей и душевнобольных, правоспособность которых была ограниченной.

Правовое положение граждан в Риме не было неизменимым: существовали разные пути его улучшения. Рабы становились свободными, если их освобождал хозяин; латини и перегрины получали всю полноту прав переездом в Рим или получали гражданство в силу заслуги перед римским государством. Объем прав, которым лицо обладает также мог уменьшиться. Существовали три основных вида умаления правоспособности: потеря свободы, гражданства и изменение семейного состояния. Потеря свободы автоматически влекла за собой и потерю гражданства. Для римлян также важным являлось состояние гражданской чести. Основные видами умаления гражданской чести были infamia и turpitudo.

Большинство норм, регулирующих положение лиц в Риме, потеряло свое значение с исчезновением рабовладельческого общества. Однако, высокий уровень рационализации и систематизации римского права привел к последующему заимствованию его норм и положений другими странами. Современные гражданские кодексы РФ и зарубежных стран романо-германской правовой системы содержат большое число положении римского права. Таким образом, изучение римского права лежит в основе изучения всех правовых дисциплин.

Литература

Законы двенадцати таблиц, Лысенко О. Л., Трикоз Е. Н. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран, Т. 1: Древний мир и средние века, М.: Норма, Инфра-М, 2010

Институции Гая, Лысенко О. Л., Трикоз Е. Н. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран, Т. 1: Древний мир и средние века, М.: Норма, Инфра-М, 2010

Дигесты Юстиниана, Лысенко О. Л., Трикоз Е. Н. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран, Т. 1: Древний мир и средние века, М.: Норма, Инфра-М, 2010

Гайбатова, К.Д. Правоспособность физического лица в римском частном праве и современном гражданском праве // Махачкала.: Вестник Дагестанского государственного университета, № 5. С.80-81, 2004

Дождев, В. Б. - Римское частное право, М.: Норма, 2008

Новицкий, И. Б. - Римское право, М.: Зерцало-M, 2008

Покровский И. А. - История римского права, С-Пб.: Летний сад, 1991, #"justify">Спиченко, Н.К. Правовое положение городского вольноотпущеника в эпоху Римской империи // М.: Вестник древней истории, №3, 2006, С. 40-43

Романовская В.Б., Курзенин Э.Б. Основы римского частного права Нижний Новгород.: Право, 2000

Ульянийщев, В. Г. - Римское право. Учебное пособиe M.: РУДН, 2000

Похожие работы на - Правовое положение лиц в Древнем Риме

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!