Семейные правоотношения в Древнем Риме

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,2 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семейные правоотношения в Древнем Риме















Семейные правоотношения

Семья составляла основу жизни Древнего Рима. Вне принадлежности к семье, а через нее (семью) к роду нельзя было быть гражданином. То положение, которое гражданин занимал в семье плюс status libertatis и status civitatis давало правоспособность. Римская семья строго патриархальна. Патриархальная семья - это клан, во главе которого стоит paterfamilias, под его властью жена, дети, жены сыновей. Paterfamilias был абсолютным владыкой, господином в семье. В целом семья во вне представлялась только главой семьи. Юридическая власть paterfamilias абсолютна и юридически едина над всем в доме (над лицами и над вещами). Имя этой мощной власти - manus. Развитие гражданского оборота вело к ослаблению власти главы семьи, которая (власть) распадается на следующие направления:

  1. Термином manus mariti стала называться уже только власть над женой.
  2. Власть над детьми - patria potestas - отцовская власть.
  3. Власть над рабами называется dominica potestes.
  4. Власть над вещами - право собственности - dominium.
  5. Mancipium paterfamilias над манципированными лицами, то есть лицами которых paterfamilias продал в кабалу. Чаще всего такое положение занимали сыновья и дочери, женщины в браке cum manu. Богомолов пишет, что причина, вызвавшая образование института кабалы - нужда в чужих услугах в Древнем Риме. В дальнейшем такая потребность удовлетворяется путем заключения договора найма услуг. В дальнейшем такая потребность удовлетворяется путем заключения договора найма услуг. В древнейшее время эта проблема решалась путем продажи человека в рабство (за границу) или путем продажи в кабалу в пределах страны. Продажа детей в рабство за границу была запрещена императором Диоклецианом (280-305 г.н.э.). Продажа в кабалу сына или дочери была запрещена только Юстинианом (528-565 г. н. э.). С позиции status familiae все граждане Рима делились на persona sui iuris и persona alieni iuris. К первым относился paterfamilias. Покровский подчеркивал, что вовсе не обязательно, чтобы paterfamilias имел семью и массу подвластных. Главное, чтобы данное лицо не было никому подчинено. Только персоны sui iuris вполне самостоятельны в семье, только они могли иметь свое имущество и приобретать права для себя. Все остальные лица, то есть дети, внуки, в древности жена и т.п. были персонами alieni iuris. Суть их положения в следующем: они могли самостоятельно приобретать имущество, но все, что они приобретали, становилось собственностью paterfamilias. Все, чем наделяет их paterfamilias остается его собственностью, а подвластным принадлежит на праве пекулия. Статус персоны чужого права весьма напоминает статус рабов. В частности, обязательства их по сделкам, также как и обязательства рабов, первоначально ничтожны, а со временем они стали рассматриваться в качестве натуральных обязательств.

В древнем римском праве юридическое значение имеет исключительно агнатский родственный союз. С течением времени, однако, изменившиеся условия жизни и воззрения общества стали выдвигать семейный союз, основанный на кровном родстве, то есть когнатскую семью. Разница между двумя семейными союзами очевидна: союз кровных родственников шире союза, основанного на подчинении общей домашней власти, в него входят также родственник по женской линии и эмансипированные лица.

Когнатская семья к концу развития римского права во многих отношениях получает преобладание в юридической области над агнатской; в вопросах о законном наследовании и о призвании к опеке в основу положено расширенное, как указано выше, понятие когнатства. Кроме того, есть ряд иных отношений которые во время классиков и особенно Юстиниана определяются принципом когнатства, но не агнатства. (алименты).

Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права.

Сан Филиппо Чезаре настаивает на том, что брак основан на постоянной супружеской любви, которая сообщает совместному проживанию характер возвышенного достоинства.

Милан Бартошек определяет брак как постоянное сожительство мужчины и женщины с неизменного обоюдного согласия.

Римляне различали брачные связи и внебрачные половые связи. В первую группу входят:

  1. римский брак (iustum matrimonium), который был доступен только римским гражданам и перегринам, которым было даровано ius conubii. Только в таком браке дети были римскими гражданами, подчинялись отцовской власти и были его законными наследниками.
  2. неримский брак - брак между чужеземцами matrimonium iuris gentium. Такой брак правом признавался, но последствия имел несколько иные, чем законный римский брак. Если хотя бы один из супругов был перегрином, дети имели статус перегринов.

Вторая группа:

  1. конкубинат (concubinatus) - постоянное внебрачное сожительство свободных лиц, имевшее место, когда законный брак между лицами был по каким-то причинам не возможен, например, из-за социального неравенства. Конкубинат достаточно распространен в древнем Риме. Но заметных правовых последствий он не влек. Однако некоторые правовые последствия возникали для детей, родившихся от конкубины. Они назывались - liberi naturalis - природные дети. Они могли притязать на содержание отцом - алименты, имели право наследования по закону после отца, а с помощью легитимации (узаконения) могли приобрести статус законных детей.
  2. контуберниум. (contubernium) - это длительное сожительство раба и рабыни или раба со свободным лицом. Правовых последствий никаких нет. Однако естественное родство, возникающее из контуберниума как цивильное родство являлось препятствием к вступлению в брак.

Римский брак iustum matrimonium прошел две формы: cum manu и sine manu. В браке cum manu жена занимает положение дочери по отношению к мужу и положение сестры по отношению к детям. Мужу принадлежит право ее продажи и право ее жизни и смерти, он мог потребовать ее выдачи от всякого третьего лица, даже от родителей и даже против ее воли, посредством vindicatio; он имел ничем не ограниченное право наказания. Брак cum manu существовал в трех формах:

. сonfarreatio - религиозный акт, совершается в присутствии 10 свидетелей, которых считают представителями 10 курий, при участии жрецов и состоит в целом ряде различных сакральных обрядов, сопровождаемых "ясными и торжественными словами". Среди обрядов центральное место занимает освещение и вкушение женихом и невестой особого хлеба, откуда эта форма и получила специальное название.

. соëmptio, то есть покупка жены у домовладыки или ее опекуна, которая совершается посредством манципации в присутствии 5 свидетелей и весовщика с весами. Во время этого обряда жених произносит соответствующую формулу и затем передает металл домовладыке невесты.

. usu представляет собой фактическое брачное сожительство в течение года. В данном случае к семейным правоотношениям применяется вещно-правовой институт приобретательной давности: по аналогии как владение вещью в течение двух лет для недвижимого имущества и одного года для движимого имущества превращалось в собственность, так и здесь сожительство в течение года давало мужу manus над женой. В древнейшем своем применении usus имел, вероятно, своей целью санкционировать брак, заключенный с каким-нибудь пороком в форме, или брачное сожительство, возникнувшее вовсе бесформально, например, путем похищения.

В браке sine manu жена остается вне агнатской семьи и юридически сохраняет свое прежнее добрачное положение. Она остается под властью своего отца или продолжает быть персоной своего права, если до брака она была таковой. В отношениях мужа и жены действует принцип равенства. Это выражается в том, что жена - хозяйка дома, мать своих детей. Именно мужу в древнем Риме принадлежит право выбора места жительства и право воспитания детей и т.д.

По общему правилу, браку предшествовала помолвка (sponsalia). Договор в классическую эпоху заключался родителями жениха и невесты или последними при согласии первых без каких-либо формальностей. Требовалось, чтобы жених и невеста были не моложе 7 лет и чтобы в будущем между ними был возможен брак.

Согласно позднейшему праву расторжение помолвки без достаточных на то оснований влечет за собой для виновного потерю данного им задатка или предбрачного дара или же обязанность возвратить полученный им задаток в двойном размере. Заключение помолки без предварительного заявления о расторжении первой уже преторский эдикт установил infamia.

Брак sine manu заключается не формально, достаточно простого соглашения между женихом и невестой. Тем не менее, в Риме заключение брака сопровождалось обыкновенно торжественными церемониями и составлением письменных документов; в Византии брак часто совершался в церкви, но это обычай лишь на много позже получил юридическое значение. Поэтому доказать, что это брак, а не конкубинат на практике было трудно. Для подобных случаев император Феодосий II и Валентиниан III установили следующую презумпцию: если в сожительство вступают два лица равного общественного положения, то в случае сомнения предполагается, что они вступили в брак, а не в конкубинат.

Условия действительности брака:

  1. Возраст лиц, вступающих в брак, должен быть не менее 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков.
  2. Если в брак вступают лица alieni iuris, то кроме согласия жениха и невесты требуется также согласие их домовладык. Лица sui iuris вступают в брак свободно; но девушки и вдовы своего права по законодательству позднейшей империи имеют право на это лишь с 25 летнего возраста; до тех пор они должны испрашивать согласия отца, а если его нет - матери, если нет и ее - ближайших родственников. Если домовладыка без серьезного на то основания не дает согласия своему подвластному на вступление в брак, то со времени брачного закона Августа он понуждается магистратом.
  3. Наличие родства и свойства между лицами, вступающими в брак препятствовало заключению брака. Ничтожен брак между близкими кровными родственниками по прямой линии и в боковой линии между братьями и сестрами, дядьками и тетками и племянниками, между двоюродными бабками и дедами. Усыновленный не мог вступать в брак со всеми своими агнатами, которые делаются для него также когнатами.
  4. Не могут вступать в брак кастраты.
  5. Ничтожен брак между опекуном и бывшей опекаемой, а также между куратором и находившейся под его попечительством девушкой до тех пор, пока девушка не достигнет возраста, когда уже не сможет добиваться restitutio in integrum против своего опекуна.
  6. Провинциальный магистрат не мог жениться в провинции, если он не был помолвлен раньше, чем вступил в должность или сам не происходил из этой провинции. Мотивы этого запрещения сводятся к стремлению предохранить провинциалов от вымогательства и насилия магистрата, а также предупредить чрезмерное усиление власти и силы магистрата благодаря родству с могущественными в провинции семьями.
  7. Запрещения сословного характера. Например, были запрещены браки между сенаторами и вольноотпущенниками, актерами. Это ограничение было отменено лишь в позднейшее время Юстинианом. Запрещены браки при Юстиниане лишь между христианами и евреями. Запрещены браки между сообщниками в прелюбодеянии, а также между похитителем и похищенной девушкой, вдовой или монахиней, даже при наличности желания последней вступить в брак с похитителем.

Если брак был заключен с нарушением любого из вышеперечисленных правил, то он был ничтожен абсолютно, и на ничтожность его могло сослаться любое заинтересованное третье лицо. В некоторых случаях заключение подобных браков было уголовно-наказуемым преступлением.

Имущественные отношения между супругами в браке cum manu строились на основе целостности семейного имущества, управлявшегося высшей властью отца семейства. Все, что жена имела до брака и что она приобрела после брака, принадлежало ее мужу, как полному и бесконтрольному собственнику. Он свободно распоряжался этим имуществом. У женщины в распоряжении оставались предметы домашнего обихода, которые она приносила с собой в качестве пекулия и количество которых увеличивалось за счет подарков или за счет работ и домашней утвари, бывших в ее распоряжении.

Жена в браке sine manu приобретает все для себя. Но в случае спора с мужем о том, кому принадлежат известные вещи, находящиеся в руках одного из супругов, допускается особая презумпция, согласно которой каждая вещь считается принадлежащей мужу, пока жена не докажет своей собственности на нее; иными словами, эта презумпция переносит тяжесть доказывания на жену.

Влияние брака на имущество супругов обнаруживается лишь в том, что брак дает повод к установлению приданного - dos - со стороны жены и предбрачного дара - donatio propter nuptias - со стороны мужа. Кроме того, брак приводит к запрещению дарения между супругами.

По предписанию Юстиниана приданное и предбрачный дар должны быть равны между собою.

Следующие события приводят к расторжению брака:

  1. смерть одного из супругов;
  2. потеря свободы одним из супругов:

- в классическом праве брак расторгался в случае, если муж на войне попадает в плен, и в отличие от отношений, связанных с potestas, не возобновляется по возвращении пленника в соответствии с восстановлением в правах, и необходимо заново начинать совместную супружескую жизнь. В более позднее время это правило претерпело изменения. При взятии одного из супругов в плен другой супруг мог расторгнуть брак и вступить в новый, не подвергаясь неблагоприятным последствиям, если со дня плена прошло 5 лет и не было удостоверено, что пленный еще остался в живых.

вследствие наказания по приговору суда, которое влекло за собой обращение в рабство.

если один из супругов становился рабом другого лица.

  1. развод. В архаическом Риме для расторжения брака требовались специальные церемонии, по форме и содержанию противоположные тем, которые проводились во время заключения брака. Брак cum manu, сущностью которого являлась односторонняя власть мужа, мог быть расторгнут только по одностороннему же решению мужа (но не по желанию жены). Чтобы расторгнуть коэмпционный брак, была необходима процедура реманципации, или продажи, при которой муж отказывался от своей власти над женой. Чтобы расторгнуть конфарреационный брак необходимо было провести другой обряд (diffarreatio), посредством которого жена отрекалась от семейных культов и богов своего мужа. Основания развода в древнем праве носят больше религиозный характер: супружеская измена, причинение выкидыша, употребление вина или похищение ключей, чтобы достать вино, являются позорными действиями для женщины, которая, подчиняясь чуждому внешнему влиянию, действует, будучи как бы не в себе, и нарушает супружескую верность. Брак sine manu мог быть расторгнут как по взаимному соглашению, так и в виде одностороннего отказа одного из супругов от продолжения брака. В позднейшем праве при христианских императорах были установлены невыгодные последствия на случай неосновательного одностороннего развода и за подачу другому супругу повода к такому разводу. Развод по взаимному согласию был полностью запрещен Юстинианом. Односторонний развод в законодательстве Юстиниана был дозволен в следующих случаях: 1. По уважительной причине, но без вины другого супруга (вступление в монастырь, неспособность к половому сожительству); 2. По вине другого супруга, признанной в законе достаточным основанием для развода (прелюбодеяние, покушение на жизнь другого супруга). Односторонний развод хотя и прекращал брак, но влек за собою тяжелые штрафы для того супруга, который подал на развод. Такие штрафы были установлены и для супруга, своей виной давшего повод к разводу.

Между восходящими и нисходящими родственниками право устанавливает определенные права и обязанности на основании самого факта родства. При рождении в браке эти отношения, как и родство, возникают между нисходящими и восходящими как со стороны отца, так и со стороны матери, при усыновлении - между усыновленным и агнатами усыновителя, при незаконном рождении, по общему правилу, они возникают только по отношению к восходящим со стороны матери. Между этими лицами должна господствовать взаимная любовь, а со стороны нисходящих еще почтение.

Отцовской властью (patria potestas) именуется особый вид господства одного лица над другим, рожденным от него в законном браке или приравненным законом к рожденному в браке. Это господство установлено не в интересах лица, которое ему подлежит, но в интересах субъекта господства - отца, а не родителей вообще. Мать по отношению к своим детям от того же брака никаких родительских прав не имеет - не только при жизни мужа, но и после его смерти.

Наибольшее влияние отеческая власть оказывает на имущественное положение подвластного. Однако с течением времени намечается постепенное ослабление отеческой власти. По древнему праву и даже по классическому праву, все, что приобретает семья, принадлежит домовладыке. Потому подвластные дети, хотя и являются право- и дееспособными и могут заключать сделки с третьими лицами, но, находясь под отцовской властью, они сами становятся только субъектами обязанностей из этих сделок; все же, что они приобретают в качестве актива, принадлежит домовладыке: собственного активного имущества подвластный иметь не может. Рост имущественной самостоятельности подвластных детей изначально идет теми же путями, что и у рабов. По аналогии с рабами отцы часто выделяли своим достигшим определенного возраста детям некоторое имущество для ведения самостоятельного хозяйства - peculium. Но затем появились существенные отличия в дальнейшей регламентации имущественного положения детей. Первым отступлением от этого правила стало появление военного пекулия при Августе и квази-военного пекулия при Константине. Все, что сын приобретал на военной или светской службе находилось в его свободном пользовании и распоряжении, как его собственное, независимое от отца, имущество. Сын мог даже это имущество завещать и лишь в случае его смерти без завещания оно переходило к отцу не в порядке наследования, а jure peculii. Константин принял ряд указов, которые расширили количество ограничений отцовской власти. Константин установил, все, что получено детьми (независимо от их пола) по наследству от матери, является их собственностью, которой отец распоряжаться не вправе, а сохраняет ли право пожизненного пользования. В дальнейшем это правило распространилось и на случаи наследования имущества после всех родственников по материнской линии. Юстиниан установил уже в качестве общего правила, что все то, что сын домовладыки приобретает на свое имя не из имущества отца, он приобретает в свою собственность; отцу принадлежит, самое большее, узуфрукт и право управления на такие приобретения сына. За счет имущества отца подвластный не может приобретать ничего для себя, а приобретает все для отца.

Отцовская власть возникает при рождении в законном римском браке. Ребенок становится под власть отца, если последний находится сам под властью домовладыки, то он становится под власть домовладыки отца и лишь со смертью последнего переходит под власть своего отца.

Отцовская власть устанавливается через легитимацию (legitimatio), то есть узаконение незаконнорожденных детей. В римском браке узаконить можно было только детей от конкубины. В силу легитимации эти дети получали все права законного рождения. Легитимация предполагает согласия или хотя бы отсутствие возражений со стороны узаконяемых детей.

Отцовская власть возникает через усыновление. Усыновлением в классическом римском праве называется акт, путем которого одно лицо искусственно становится под отцовскую власть другого. Разница с узаконением состоит в том, что усыновлению могут подлежать лица, не происходящие по рождению от усыновителя. Усыновление бывает двух видов: adoptio и arrogatio. Adoptio - усыновление лиц alieni iuris путем занесения воли прежнего домовладыки и усыновителя в судебный протокол, усыновляемый должен присутствовать и не противоречить. Arrogatio - усыновление лиц sui iuris - совершается путем рескрипта императора по просьбе усыновителя и при согласии усыновляемого. Если последний находится под опекой, то необходимо согласие всех опекунов.

Материальные условия усыновления:

  1. усыновителями по общему правилу могут быть только мужчины, женщины могут испрашивать рескрипт на усыновление только в случае, если они имели детей и лишились их. При этом усыновитель не должен состоять под отцовской властью. Он должен быть не менее чем на 18 лет старше усыновляемого. Он не должен быть кастратом, впрочем, лицам от природы не способным к зачатию разрешено усыновлять.
  2. Не могут быть усыновляемыми дети от конкубины, для них существует узаконение.
  3. Усыновление не допускается на срок или под условием.
  4. Для arrogatio существуют особые условия:
  5. усыновитель не имеет законных детей и ему уже более 60 лет;
  6. он не состоит опекуном и не был опекуном усыновляемого, имеющего менее 25 лет от рождения;
  7. дело не идет об усыновлении богатого бедным с корыстной целью;
  8. магистрат не должен допускать arrogatio нескольких лиц сразу.

Следующие события являлись основанием для прекращения отцовской власти:

  1. Смерть домовладыки; при этом становятся лицами своего права те подвластные, которые непосредственно стояли под властью умершего; прочие подвластные меняют домовладыку.
  2. Смерть самого подвластного.
  3. Потеря статуса гражданства со стороны подвластного или домовладыки (например, осуждение к выселению).
  4. Потеря статуса свободы со стороны домовладыки (например, осуждение к каторжным работам на рудниках). Взятие домовладыки в плен имело следующие последствия: если домовладыка возвратится из плена, то он снова осуществляет свою отцовскую власть как будто она не прекращалась; если же он умрет в плену, то его власть считается прекратившейся с момента пленения.
  5. Потеря статуса свободы со стороны подвластного. Подвластный, взятый в плен, по возращении считался не вышедшим из-под власти; если он умер в плену, он считался умершим в момент пленения.
  6. Домовладыка мог быть лишен отеческой власти в наказание за некоторые преступления: если покинул или оставил подвластного без помощи; за сводничество дочери; за вступление в кровосмесительный брак.
  7. Приобретение детьми некоторых почетных званий. По постклассическому праву отеческая власть прекращается с получением подвластным звания епископа или патриция (которое давалось бывшим консулам, военным магистратам, сельским и городским преторам).
  8. Отдача подвластного в усыновление.
  9. Эмансипация. Она совершается домовладыкой с согласия подвластного, если только последний не малолетний. Законодательство Юстиниана знает три способа совершения эмансипации:

- через рескрипт императора, который вносится в суд, чтобы дать эмансипированному возможность изъявить свое согласие;

через заявление домовладыки, сделанное в присутствии подвластного и занесенное в протокол судебного заседания;

путем предоставления подвластному свободы в течение длительного времени.

Эмансипация может быть вынуждена:

если домовладыка дурно обращается с подвластным;

если усыновление (arrogatio) оказывается невыгодной для несовершеннолетнего по достижении им 12-14 лет.

Список литературы

семья патриархальность наследование конкубинат

1.Барон Ю. Система римского права. - СПб.: Питер, 2004.

2.Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). М.: Юристъ, 2003.

.Косарев А.И. Основы римского права: Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов - М.: Инфра-М, 2004.

.Кудинов О.А. Римское право. - М., 2005.

.Новицкий И.Б. Римское право - М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 2004.

.Покровский И.В. История римского права. - СПб.: Питер, 2004.

.Римское частное право: Учебник / Под. ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского, - М.: Дело, 2006.

Похожие работы на - Семейные правоотношения в Древнем Риме

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!