Оформление и регистрация прав на недвижимое имущество

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,74 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оформление и регистрация прав на недвижимое имущество














Курсовая работа

Оформление и регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, расположенного по адресу Республика Бурятия, Тункинский район, с. Монды

Введение

кадастр право межевание недвижимость

Рыночные экономические реформы в Российской Федерации существенно повысили политическую, экономическую и социальную значимость земельных отношений. Земля, выполняя многообразные функции (включая и функции недвижимости) представляет собой в современных условиях один из важнейших ресурсов развития и функционирования экономики регионов.

Одновременно это вызвало необходимость развития государственного земельного кадастра как системы необходимых сведений о земельных участках и их собственниках (или пользователях). Такие сведения были необходимы на всех этапах развития государства.

На современном этапе земля становится объектом гражданского оборота и объектом налогообложения. Распоряжение землей (т.е. переход прав на целые земельные участки или их отдельные участки от одних землевладельцев к другим) начинает осуществляться по воле без издания нормативных актов органов власти. Это приводит к тому, что органы местной и государственной власти теряют информацию фискального характера о земле и не могут правильно исчислять и собирать плату за землю. Резко активизировался оборот очень большого числа мелких земельных участков, переданных в собственность граждан для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. Стали возникать постоянные межевые споры, которые невозможно разрешить цивилизованным путем из-за отсутствия в земельном кадастре сведений о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки. Все это создало предпосылки для возникновения необходимости зафиксировать границы земельных участков в земельном кадастре.

Полная и достоверная информация о земельных ресурсах и прочно связанных с земельными участками объектов иной недвижимости позволяет органам исполнительной власти принимать обоснованные решения по экономическому и социальному развитию города, административного района, субъекта Федерации и страны в целом.

Сбор, обработку, хранение и предоставление информации о земельных ресурсах в интересах рационального землепользования, управление земельно-имущественным экономическим комплексом регионов призвана обеспечить, создаваемая в России и ее субъектах, система государственного земельного кадастра.

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение оформления и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, его понятий, а также сам порядок государственной регистрации и ее участники.

Объектом курсовой работы является земельный участок, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, п. Монды, ул. Ленина, 33б.

Задачами данной курсовой работы является рассмотрение и изучение:

порядка проведения государственного кадастра недвижимости;

содержание государственного кадастра недвижимости;

процессов межевания;

процесса государственного кадастрового учета объектов недвижимости;

процесса государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

порядка предоставления кадастровых сведений в реестр недвижимости.

выяснение процесса предоставления сведений об объекте недвижимости;

детальное изучение порядка подачи заявления, переходящее в дальнейшее закрепление прав недвижимого имущества;

способы установления прав на объект недвижимости и земельный участок, в частности.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ГКН является систематизированным сводом сведений о недвижимом имуществе, сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом.

1. Государственный кадастр недвижимости в административном районе

.1Ведение государственного кадастра недвижимости в административном районе

ФГБУ ФКП Росреестра по Республике Бурятия, осуществляют прием документов на государственную регистрацию прав.

Филиалы федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» осуществляют функции федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», а также представляет его интересы и осуществляет их защиту.

Филиалы осуществляют следующие функции:

ведение государственного кадастра недвижимости (ведение ГКН);

государственный кадастровый учет недвижимого имущества (ведение КУН);

предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (выдача справок ГКН);

обеспечение ведения государственного технического учета объектов капитального строительства (ведение ЕГРОКС);

обеспечение предоставления сведений, внесенных в Единый государственный реестр объектов капитального строительства (выдача справок из ЕГОКС);

определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик;

прием документов для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдачу документов по результатам исполнения указанной государственной услуги (выдача справок ЕГРП);

прием документов для предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и выдачу документов по результатам исполнения указанной государственной услуги (выдача справок ЕГРП);

предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (выдача справок ЕГРП).

Принципы ведения государственного кадастра недвижимости:

. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

. Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Если документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные документы в соответствующий орган кадастрового учета.

. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.

. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

. В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

1.2 Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости

Государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений о конкретных объектах недвижимости. Поэтому в него вносится информация об уникальных характеристиках объекта недвижимости, позволяющих определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок);

) кадастровый номер и дата внесения номера в кадастр (03:20:150133:19, 16.08.2010);

) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (Республика Бурятия, Тункинский район, с. Монды);

) описание местоположения границ объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства (Республика Бурятия, Тункинский район, с. Монды, ул. Ленина 33б);

) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, описание местоположения помещения в пределах этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение (03:20:150133: 2:33);

) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение (1000 кв. м).

В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости:

1) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный), если такой номер был присвоен до принятия нового Федерального закона, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, который присвоил такой номер в установленном законодательством порядке;

) кадастровый номер иного объекта недвижимости в результате раздела, выдела доли в натуре, с которым далее преобразования объекта недвижимости был образован объект недвижимости, если последний был образован в результате преобразования иного объекта недвижимости;

) кадастровый номер иного объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости, если последний является объектом недвижимости из которого образован иной объект недвижимости;

) кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здания, сооружения или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок;

) кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната;

) адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (Республика Бурятия, Тункинский район, с. Монды, ул. Ленина 33б)

) сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

) сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения) в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

) сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости;

) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;

) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;

) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок (Земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства);

) назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание (многоквартирный дом);

) назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение (жилое помещение);

) вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенного в многоквартирном доме (квартира);

) назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение (для ведения личного подсобного хозяйства);

) количество этажей (этажность), в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (одноэтажный);

) материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание;

) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости или, если объектом недвижимости является земельный участок, с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (далее - почтовый адрес и (или) адрес электронной почты правообладателя объекта недвижимости) (Республика Бурятия, Тункинский район, с. Монды, ул. Ленина 33б);

) сведения о кадастровом инженере, выполнявшем кадастровые работы в отношении объекта недвижимости (ООО «ТОПОГРАФ», № номер квалификационного аттестата кадастрового инженера ОГРН 1060326023658;

Почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с кадастровым инженером г. Улан-Удэ, ул. Строителей 42, каб. 26);

23) год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или год завершения его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение;

) сведения о прекращении существования объекта недвижимости, если объект недвижимости прекратил существование.

В государственный кадастр недвижимости должны быть включены иные сведения, которые касаются, к примеру, адреса объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект РФ, муниципальное образование, населенный пункт и т.д.), сведений о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и многие другие.


2. Порядок представления сведений внесенных в государственный кадастр недвижимости

.1 Кадастровая выписка об объекте недвижимости

Кадастровая выписка об объекте недвижимости - это выписка из государственного кадастра недвижимости, которая содержит необходимые (запрашиваемые) сведения о нем.

Определение, что такое кадровая выписка об объекте недвижимости, было сформулировано в Федеральном законе РФ от июля 2007 г.

Сроки получения кадастровой выписки, выписки из кадастрового паспорта и других вышеуказанных документов могут варьироваться. Обычно это от 10-15 дней (многое зависит от полноты сведений и наличия всех необходимых документов у клиента). Получение кадастровой выписки требуется наряду с выпиской ЕГРП или ДЖП и ЖФ при оформлении сделок с недвижимостью, наследовании, дарении, внесении изменений в объект недвижимости или земельный участок. Получение кадастровой выписки осуществляется в органах Роснедвижимости в срок от 10 до 30 рабочих дней. Для этого необходимо обратиться в территориальные органы Роснедвижимости и написать заявление, с указанием типа запрашиваемой информации - кадастровая выписка, выписка из кадастрового плана, выписка из кадастрового паспорта, кадастровая выписка о земельном участке или объекте недвижимости. Также получение кадастровой выписки требует предоставления документа, удостоверяющего личность, а в некоторых случаях и оплаты госпошлины. В настоящее время для собственников, их законных представителей и органов государственной власти получений кадастровой выписки бесплатно, однако, копирование документов и их доставка являются платными. После оплаты пошлины и других платных услуг необходимо предоставить соответствующую квитанцию, без которой кадастровая справка не будет выдана. Для получения информации по земельному участку или объекту недвижимости, собственником которого вы не являетесь, необходимо представить дополнительные документы, в соответствии с требованиями законодательства.

В случае непредставления необходимых документов или иных предусмотренных законодательством причинах, в органах Роснедвижимости могут отказать в получении кадастровой выписки. В этом случае вам заявителю направляется письмо с мотивированным отказом, по итогам которого он вправе обратиться в суд или подать повторное заявление.

Состав и назначение разделов кадастровой выписки

Наименование разделаНазначение раздела№ бланкаОбщие сведенияОтражение в текстовой форме общих сведений о земельном участке.КВ.1План (чертеж, схема) границ земельного участкаОтражение в графической форме сведений о границах земельного участка и его частей.КВ.2Сведения о частях и обременениях земельного участкаОтражение в текстовой форме сведений о частях и обременениях (ограничениях прав) земельного участка.КВ.3План (чертеж, схема) границ части земельного участкаОтражение в графической форме сведений о границах частей земельного участка, не отраженных в разделе «план границ земельного участка» (В.2), а также границ земельных участков, входящих в единое землепользование.КВ.4Описание местоположения границ земельного участкаОтражение в текстовой форме сведений о границах земельного участка и его частей, сведений о номерах смежных участков, а также для описания ориентиров местности, по которым проходят границы участка.КВ.5Описание поворотных точек границ земельных участковОтражение в текстовой форме сведений об узловых и поворотных точках границ земельного участка и его частях.КВ.6

2.2 Кадастровый паспорт объекта недвижимости

Кадастровый паспорт - выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости. Необходимость получения собственниками помещений кадастрового паспорта при регистрационных действиях определена Законом о государственном кадастре недвижимости. Кадастровый паспорт - один из элементов формирующейся современной системы учета объектов недвижимости в РФ.

С 1 марта 2008 г. вступил в законную силу Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ, где государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом об учтенном недвижимом имуществе. Основная цель закона вместо технического учета зданий, строений и сооружений, и государственного учета земельных участков ввести единый кадастровый учет всех объектов недвижимости, который будет отражаться в так называемом кадастровом паспорте. Приказом Минюста от 18 февраля 2008 г. №32 утверждены формы кадастровых паспортов. Так после 1 марта 2008 г. Федеральная регистрационная служба для регистрации сделок с объектами недвижимости принимает только кадастровые паспорта, поэтому в территориальных органах БТИ требуется точно указывать, какой документ вам требуется и для чего.

Состав и назначение разделов кадастрового паспорта земельного участка.

Наименование разделаНазначение раздела№ бланкаОбщие сведенияОтражение в текстовой форме общих сведений о земельном участке.В.1План (чертеж, схема) границ земельного участкаОтражение в графической форме сведений о границах земельного участка и его частей.В.2Сведения о частях и обременениях земельного участкаОтражение в текстовой форме сведений о частях и обременениях (ограничениях прав) земельного участка.В.3План (чертеж, схема) границОтражение в графической форме сведений о границах земельного участка, не отраженных в разделе «План границ земельного участка» (В.2), а также границ земельных участков, входящих в единое землепользование.В.4

2.3 Кадастровый план территории

Кадастровый план территории - это план кадастрового квартала, оформленный в электронном виде, либо на бумажном носителе. Такой кадастровый план состоит из форм КПТ1КПТ5, содержащих в себе графические и семантические данные обо всех земельных участках, находящихся в границах кадастрового квартала.

Текстовая часть при оформлении кадастрового плана земельного участка содержит сведения о кадастровых номерах, площадях, разрешенном использовании, адресах и кадастровой стоимости земельных участков, расположенных внутри квартала. В графической части кадастрового плана территории содержится картограмма листов и отдельные части территории кадастрового квартала с отображением границ земельных участков. Информация, содержащаяся в кадастровом плане территории необходима для проведения различного рода кадастровых работ.

Установленный законом срок оформления кадастрового плана земельного участка не превышает 15ти рабочих дней.

Состав и назначение разделов кадастрового плана территории

Наименование разделаНазначение раздела№ бланкаТитульный листОтражение общих сведений о кадастровом квартале, составе документа и способе представления сведений КПТ (на бумажном или электронном носителе).КПТ.1Общие сведения о земельных участках в кадастровом кварталеОтражение в текстовой форме общих сведений о земельных участках, расположенных в пределах кадастрового квартала.КПТ.2Схема размещения листов планаОтражение в графической форме сведений о делении изображения графической части КПТ на листы (в случае размещения графической части КПТ на нескольких листах).КПТ.3План (чертеж, схема) земельных участков, расположенных в кадастровом кварталеОтражение в графической форме сведений о границах земельных участков и их порядковых номерах в разделе «Общие сведения о земельных участках в кадастровом квартале».КПТ.4Сведения о пунктах опорной межевой сетиОтражение в текстовой форме сведений о пунктах опорной межевой сети кадастрового квартала.КПТ.5

2.4 Кадастровая справка

Кадастровая справка - систематизированный свод кадастровых сведений об объектах недвижимости, расположенных на указанной в соответствующем запросе территории.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок не может превышать пятнадцать или тридцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.

Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса данный орган выдает (направляет) в письменной форме обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке.

За предоставление сведений, внесенных в ГКН, предоставление информации, указанной в ч. 6 ст. 14 Закона о кадастре, взимается плата. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Внесенная плата подлежит возврату только в случае ее внесения в большем размере, чем предусмотрено настоящей частью, при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.

3. Проведение работ по межеванию объекта недвижимости

.1 Понятие и этапы межевание объектов недвижимости

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.

Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Процедура межевания земельных участков регламентируется Законом «О землеустройстве», Законом «О государственном кадастре недвижимости», форма межевого плана регламентируется Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 24 ноября 2008 г. №412 г. Москва «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» и иными нормативными актами.

Межевание - сложная процедура, которая состоит из ряда этапов:

·Подготовительный этап заключается в сборе необходимого пакета документов. В данный пакет входят: картографические документы (топографические карты и планы), а также геодезические и правоустанавливающие, выписки из книг регистрации, договоры купли - продажи, постановление районной, городской (поселковой) или сельской администрации о предоставлении гражданину или юридическому лицу земельного участка, сведения о наличии межевых споров по данному земельному участку, чертеж границ или кадастровые карты (планы) с границами земельного участка, фотопланы и фотоснимки местности, приведенные к заданному масштабу, схемы и списки координат пунктов ГГС, схемы и списки координат пунктов ОМС, списки координат межевых знаков, затрагиваемых проектом землеустройства, а также проектные координаты вновь образуемого или трансформируемого земельного участка, сведения об особом режиме использования земель.

·Исследуется местность, т.е. земельный участок. Оценивается состояние пунктов геодезической сети и опорных межевых знаков, выбора наиболее выгодной технологии работ и размещения пунктов опорной межевой сети. Результаты обследования отражаются на схемах ГГС, ОМС или ранее изготовленном чертеже границ земельного участка. В результате полевого обследования выясняют возможности применения тех или иных методов и приборов для закрепления пунктов ОМС, межевых знаков и определения их координат.

·Особенно важно на этом этапе уведомляются все заинтересованные в земельном участке физические лица и организации - собственники, владельцы, пользователи. Им сообщают о том, что будет проводиться межевание. На этом этапе могут возникнуть те или иные споры, когда кто-то попытается оспорить право на участок.

·Согласование и закрепления границ участка при помощи специальных межевых знаков.

Установление границ земельного участка производит на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

·Сдача пунктов опорной межевой сети и наблюдения за их сохранностью, определяется координаты межевых знаков и опорной сети.

·Оценивают площадь земельного участка - именно официальную, юридически обоснованную и закрепленную по итогам межевания.

·Составляется чертеж с четким указанием его границ в соответствии с межеванием.

·Завершительный этап - состоит в осуществлении государственного контроля над проведенными работами. Проверяется наличие и сохранность межевых знаков, формируется межевое дело и сдается в архив.

Таким образом, межевание является необходимой процедурой для закрепления собственности на землю. Ее рекомендуется проводить при осуществлении сделок купли продажи, при наследовании и дарении земли, а также в тех случаях, когда нет уверенности в юридической чистоте существующих границ участка.

3.2 Межевой план

Межевой план - представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в ГКН сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей:

В графической части межевого плана воспроизводится сведения кадастрого плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

К графической форме:

·схема геодезических построений

·схема расположения земельного участка

·чертеж земельного участка и их частей

·абрисы узловых точек границ земельного участка.

В текстовой форме межевого плана указываются необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке в объеме, установленных органом нормативно - правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном в законе случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).

Разделы текстовой формы:

·исходные данные

·сведения о выполненных измерениях и расчетах

·сведения об образуемых земельных участках и их частях

·сведения об измененных земельных участках и их частях.

·Сведения о земельном участке, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельных участков.

·Сведения об образуемых частях земельного участка.

·Заключение кадастрового инженера.

·Акт согласования местоположения границы земельного участка.

Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» договора подряда на выполнение кадастровых работ.

В результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, передает заказчику таких кадастровых работ следующие документы:

·межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка);

·технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части);

·акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства).

В межевой план включаются сведения о:

·земельных участках, образуемых при разделе, объединении, перераспределении земельных участков (преобразуемые (исходные) земельные участки) или выделе из земельных участков.

·земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

·земельных участках, из которых в результате выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности образованы новые земельные участки, а также земельных участках, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами после раздела сохраняются в измененных границах, и ранее учтенных (до 1 марта 2008 г.) земельных участках, представляющих собой единое землепользование (измененные земельные участки);

·земельных участках, в отношении которых осуществляются кадастровые работы по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о местоположении границ и (или) площади (уточняемые земельные участки).

Состав межевого плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ по образованию земельного участка путем объединения земельных участков, включаются следующие разделы: «Исходные данные», «Сведения об образуемых земельных участках и их частях», «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам» и Чертеж.

Разделы «Сведения об образуемых земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участком» включаются в состав межевого плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ по образованию земельных участков путем раздела, перераспределения или выдела.

Раздел «Сведения об измененных земельных участках и их частях» включается в состав межевого плана в случае, если межевой план подготовлен в результате кадастровых работ по образованию земельных участков путем:

·выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на измененный земельный участок;

·раздела исходного земельного участка (в случаях, установленных

Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными органами, либо в случае раздела земельного участка, представляющих собой единое землепользование).

Раздел «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» включается в состав межевого плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ по уточнению сведений ГКН о местоположении границы и (или) площади земельного участка.

Раздел «Сведения об образуемых частях земельного участка» включается в состав межевого плана в случае, если кадастровые работы выполнялись в целях образования части (частей) существующего земельного участка и при этом не осуществлялось уточнение местоположения границы земельного участка или образование земельных участков. В иных случаях сведения о частях земельных участков включаются в состав следующих разделов межевого плана: «Сведения об образуемых земельных участках и их частях», «Сведения об измененных земельных участках и их частях, «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».

Раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:

·в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков;

·имеются неснятые возражения по поводу местоположения земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, или возражение о местоположении границы земельного участка;

·в иных случаях, в том числе, если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).

Раздел «Абрисы узловых точек границ земельных участков» включается в состав межевого плана в случае, если кадастровые работы осуществлялись в целях образования земельных участков или уточнения местоположения границ земельных участков при соблюдении условий, указанных в пункте 87 Требований.

В зависимости от вида кадастровых работ в состав межевого плана может включаться приложение.

Межевой план оформляется на бумажном носителе, а также на электронном носителе в виде электронного документа.

Межевой план, необходимый для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на кадастровый учет образуемых земельных участков, может быть оформлен в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью кадастрового инженера. Представление в орган кадастрового учета межевого плана на бумажном носителе в указанном случае не требуется.

Межевой план на бумажном носителе оформляется в количестве не менее двух экземпляров, один из которых предназначен для представления в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением, а второй и последующие экземпляры в соответствии с договором о выполнении кадастровых работ - для передачи заказчику кадастровых работ.

Межевой план на бумажном носителе должен быть прошит и скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера.

На титульном листе указывается дата подготовки окончательной редакции межевого плана кадастровым инженером (дата завершения кадастровых работ).

Оформление межевого плана на бумажном носителе может производиться с применением средств компьютерной графики, а также комбинированным способом. Внесение текстовых сведений вручную (от руки) производиться разборчиво тушью, чернилами или пастой синего цвета. Опечатки, подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления не допускаются. Все исправления в межевом плане должны быть заверены подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера.

Межевой план оформляется на листах формата А4. Разделы «Схема геодезических построений», «Схема расположения земельных участков» и Чертеж могут оформляться на листах больших форматов.

Нумерация листов межевого плана является сквозной в пределах документа. Документы, включаемые в состав Приложения, не нумеруются.

Если сведения не умещаются на одном листе какого-либо раздела, допускается размещать их на нескольких листах либо на обороте соответствующего листа. В указанном случае на каждом листе либо на каждой странице соответствующего раздела воспроизводится следующие сведения: слова «Межевой план» и название соответствующего раздела межевого плана.

Если разделы межевого плана размещены на листах с оборотом, при заполнении реквизита «Лист N_» соответствующего раздела межевого плана дополнительного через запятую приводится номер страницы.

Общее количество листов межевого плана, включая количество листов документов Приложения, указывается на титульном листе.

Межевой план оформляется в виде одного документа в случае, если:

·в результате раздела одного исходного (измененного) земельного участка образуется один или одновременно несколько земельных участков;

·в результате перераспределения нескольких исходных земельных участков образуются несколько земельных участков;

·в результате выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на измененной земельный участок образуются один или одновременно несколько земельных участков;

·одновременно образуются земельный участок (земельные участки) и части земельного участка (земельных участков) либо одновременно с образованием земельных участков уточняется сведения о существующих частях исходных земельных участков;

·одновременно образуются несколько частей одного земельного участка;

·одновременно уточняется местоположение границы земельного участка, и уточняются сведения о частях земельного участка;

·одновременно образуются один или несколько земельных участков и в результате таких кадастровых работ уточнено описание местоположения границ смежных с ними земельных участков.

Если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.

Незаполненные реквизиты разделов текстовой части межевого плана не исключаются, в таких реквизитах проставляется знак «-» (прочерк).

Межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке (кадастровой выписки) и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории). При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Полномочия по государственному кадастровому учету и ведению ГКН осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года №457.

4.1 Основания, сроки и порядок осуществления кадастрового учета

Основания осуществления кадастрового учета:

. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

. Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7-17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в пункте 7, 11, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений).

. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Сроки осуществления кадастрового учета:

·постановка на учет объекта недвижимости, учет изменения объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятия с учета объекта недвижимости осуществляется срок не более чем 20 рабочих дней со дня получения (органом государственного кадастрого учета) соответствующего заявления о кадастровом учете.

·учет адреса правообладателя - срок не более, чем 5 рабочих дней со дня получения в органе государственного кадастрового учета, о соответствующем заявлении.

Даты завершения государственного кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:

·сведения о присвоенном соответствующему объекту кадастрового номера (при постановке на учет).

·новых сведений о соответствующем объекте недвижимости при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости, учете адреса правообладателя.

·сведения о прекращении существования объекта недвижимости при снятии с учета объекта недвижимости.

4.2 Состав необходимых документов для кадастрового учета

Для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости Вам следует предоставить следующие документы:

·Заявление по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 №529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастре недвижимого имущества» вступил в силу 11 января 2012 г.

·Документ, удостоверяющий личность заявителя, либо его представителя, при наличии у него доверенности;

·Документы о межевании земельных участков (Межевой план оформленный, в соответствии с приказом Минэканомразвития России от 24.11.2008 №412.);

·копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением сведений о категории земель земельного участка);

·копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением сведений о разрешенном использовании земельного участка);

Перечень необходимых документов:

·межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка);

·копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

·документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

·копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

·копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

·копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением сведений категории земель, к которой отнесен земельный участок);

·копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением сведений о виде разрешенного использования земельного участка).

4.3 Приостановление осуществления кадастрового учета

Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:

·имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

·одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);

·местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);

·не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

4.4 Отказ в осуществлении кадастрового учета

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:

·имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом;

·заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре;

·объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

·объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;

·с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

·истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

·межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;

·размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

·доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута; одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта

·такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев. При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

·в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

·при уточнении указанных границ нарушен установленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с Законом о кадастре не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Выдача заявителям документов, подготовленных по результатам осуществления кадастрового учета

При постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета начиная с рабочего дня, следующего за днем истечения срока осуществления государственного кадастрового учета, обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку:

·кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет такого объекта недвижимости)

·кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости);

·кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав (при учете части такого объекта недвижимости);

·кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости)

5. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

.1 Понятие и общее положение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В качестве основного регистрационного документа был введен Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правила его ведения были утверждены постановлением Правительства РФ от 28.02.98 г. №219.

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) предназначен для ведения записей о правах на недвижимое имущество, о сделках с ними, а также об ограничениях (обременениях) этих прав.

ЕГРП состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества, приводятся сведения о праве собственности, вещные права, наименование правообладателя, записи об ограничениях (обременениях) этих прав и наличии сделок с этим объектом.

Каждый раздел ЕГРП идентифицируется кадастровым номером объекта. Разделы располагаются по принципу от общего к частному: земельный участок, здания, помещение.

Каждый раздел ЕГРП состоит из трех подразделов:

·подраздел I - описание объекта недвижимого имущества;

·подраздел II - запись о праве собственности, вещных правах на объект недвижимого имущества, имени (наименовании) правообладателя;

·подраздел III - записи об ограничениях (обременениях) праве собственности, вещного права на объект недвижимого имущества.

5.2 Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

·прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;

·правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

·установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

·внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

·совершение надписей на правоустанавливающих документах, и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Государственная регистрация прав проводится в течении 20 календарных дней, со дня приема заявления и документов необходимых для государственной регистрации прав, если иные сроки не установлены ФЗ «О государственной регистрации прав».

Отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав не допускается.

.3 Правило ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Представленные на регистрацию права на землю и сделки с землей подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который ведется в соответствии со статьей 12 Закона и постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» которым утверждены правила заполнения данного реестра, его структура, заполнения его разделов, а также записи о прекращении, ограничении (обременении) прав и об изменениях, не влекущих за собой прекращения или перехода прав, а также структура и форма удостоверения государственной регистрации прав и сделок.

Данный реестр содержит информацию о существующих и об прекращенных правах на землю, данные об указанных и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью реестра являются дела с правоустанавливающими документами и книги учета документов. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия наступившими со дня внесения записи о праве или сделке в Единый государственный реестр.

Регистрация прав на недвижимость будет проводиться учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимости. Они будут проверять действительность поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у лица или органа власти, подготовивших документы, а также существование ранее зарегистрированных и заявленных прав. На них возложена выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав, а также информации о зарегистрированных правах.

Единый государственный реестр прав фактически состоит из трех частей. Первая часть - это книги учета документов, вторая - непосредственно записи о конкретных объектах недвижимого имущества, существующих и прекращенных правах на эти объекты, правообладателях, существующих и прекращенных ограничениях (обременениях) прав, произведению в соответствии с установленными требованиями, третья - дела правоустанавливающих документов.

Единый государственный реестр прав, дела правоустанавливающих документов, книги учета документов являются вечными. Их уничтожение, изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускается.

Единый государственный реестр прав ведется на бумажных носителях и в электронном виде, с использованием персональной компьютерной техники и специального программного обеспечения.

Регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возглавляющий учреждение юстиции по регистрации прав назначается на должность и освобождается от нее органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На должность регистратора прав назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование или опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее двух лет, прошедшие специальные курсы и сдавшие квалификационный экзамен в соответствии с установленными требованиями.

Регистратор прав является государственным служащим, замещающим ведущую государственную должность.

Учреждение юстиции по регистрации прав в обязательном порядке ведет книгу учета документов, принятых на государственную регистрацию.

Книга содержит информацию обо всех поступивших на регистрацию документах. Если на основании документов принято решение об отказе в государственной регистрации, то об этом делается отметка в книге и регистрационная запись в этом случае не производится, номер регистрации не присваивается.

Если же принимается решение об осуществлении государственной регистрации, то информация о произведенной регистрации отражается в книге учета выданных свидетельств о государственной регистрации прав. Книга учета выданных свидетельств о государственной регистрации прав содержит информацию о том, что правообладатель или иное лицо, обратившееся за регистрацией ограничения (обременения), извещено о результатах произведенной по его заявлению государственной регистрации и получило документ о зарегистрированном праве или сделке.

Кроме этого, учреждение юстиции должно иметь также книгу учета выданной информации из Единого государственного реестра прав. Эта книга содержит данные обо всех поступивших запросах на получение информации из Единого государственного реестра прав, а также учитывает выдачу выписок, справок и иных документов из Единого государственного реестра прав. Также учреждение юстиции по регистрации прав может вести и иные книги учета, необходимые для его работы.

Сам Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов - на каждый объект недвижимого имущества, о регистрации прав на который или сделок с ним было подано заявление. Каждый раздел Единого государственного реестра прав идентифицируется кадастровым или условным номером объекта. Все записи об объекте недвижимого имущества, правах на этот объект, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях) вносятся в соответствующий, открытый именно для этого объекта недвижимости раздел Единого государственного реестра прав, то есть на земельный участок, здание, стоящее на этом земельном участке, конкретное помещение в этом здании (или иной объект, входящий в состав здания) заводятся отдельные разделы реестра. Но при этом разделы в Едином государственном реестре прав размещаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества.

Каждый раздел Единого государственного реестра прав идентифицируется кадастровым номером, который соответствует кадастровому номеру объекта. Отсутствие кадастрового номера объекта недвижимости не является основанием для отказа в государственной регистрации прав. В этом случае идентификация объекта осуществляется по условному номеру, который присваивается учреждением юстиции по регистрации прав и определение структуры и порядка присвоения которого отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.

Каждый раздел Единого государственного реестра прав состоит из трех подразделов, в которые вносится строго определенная информация.

В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (по кадастровому паспорту объекта недвижимого имущества или иному документу, предусмотренному настоящим Федеральным законом и содержащему описание объекта недвижимого имущества), назначение и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия.

Существует 4 формы подраздела I: для земельного участка; здания или сооружения; жилого, нежилого помещения и прочих составляющих здания или сооружения; участка лесного фонда.

Если объект прекращает свое существование (например, в связи со слиянием объектов), то связанный с ним раздел Единого государственного реестра прав закрывается, на листе реестра проставляется штамп о ликвидации объекта, в котором указываются дата ликвидации и имя регистратора, заверенные его подписью, а в графу «Запись о ликвидации (преобразовании) объекта» заносятся реквизиты документов, на основании которых происходит закрытие раздела.

Подраздел II формируется из записей о праве собственности и об иных вещных правах на основании сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах. В данном подразделе присутствуют следующие графы:

·«номер регистрации» - данный номер присваивается отдельно каждому регистрационному действию и формируется при приеме документов на государственную регистрацию прав на основе входящего номера, указанного в книге учета входящих документов; записывается следующим образом: номер субъекта Российской Федерации - номер регистрационного округа - номер книги учета входящих документов - порядковый номер записи в книге учета входящих документов (например, 18-01.26-13/2001-12);

·«вид права» (указывается право собственности или иные вещные права);

·«доля» (заполняется, если объект находится в общей долевой собственности);

·«правообладатель» - в этой графе, если владельцем права является физическое лицо, указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, удостоверяющий личность документ и его реквизиты, адрес постоянного места жительства; если же владельцем права является юридическое лицо, то указываются его полное наименование, индивидуальный номер налогоплательщика, юридический адрес, дата и место государственной регистрации, номер регистрационного свидетельства, адрес фактического местонахождения;

·«документы-основания» (указываются основные реквизиты тех правоустанавливающих документов, на основании которых принято решение о государственной регистрации).

В случае если объект находится в общей долевой собственности, то право каждого сособственника регистрируется в Едином государственном реестре прав в виде отдельной записи, если же регистрируется право общей совместной собственности, то все сособственники указываются в одной записи.

В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) вещных прав. Этот подраздел разбит на специальные части, каждая из которых заполняется по мере регистрации соответствующих ограничений (обременений) прав:

·подраздел III-1 - для записей об аренде;

·подраздел III-2 - для записей об ипотеке;

·подраздел III-3 - для записей о сервитуте;

·подраздел III-4 - для записей о сделках;

·подраздел III-5 - для записей об аресте (запрещении заключения сделок с имуществом);

·подраздел III-6 - для записей о прочих ограничениях (обременениях);

·подраздел III-7 - для записей о безвозмездном пользовании участком лесного фонда (леса).

На листе записей об аренде заносятся данные об арендуемом объекте недвижимости или его части (в случае аренды участка лесного фонда также указываются виды лесопользования), сроке аренды, арендодателе и арендаторе.

На листе записей об ипотеке заносятся данные о заложенном объекте недвижимости, сроке ипотеки, сумме обеспеченного залогом обязательства или данные о порядке и условиях определения этой суммы, залогодателе и залогодержателе.

На листе записей о сервитуте заносятся данные об объекте и условиях сервитута, сроке сервитута, гражданине, юридическом лице или объекте, в пользу которого установлено право ограниченного пользования.

На листе записей о сделках заносятся данные об объекте недвижимого имущества, с которым совершается сделка, цене сделки (на основании договора), указываются стороны сделки и сторона, для которой право может наступить при выполнении условий сделки, а также условия сделки, в результате которых может возникнуть или прекратиться право, подлежащее государственной регистрации.

На листе записей об аресте заносятся данные о содержании ареста (запрещения заключения сделок с имуществом), лице, в отношении которого действует наложенный арест.

Лист записей о прочих ограничениях (обременениях) предназначен для регистрации иных видов ограничений (обременений), которые не вошли в иные части подраздела III, например, о регистрации доверительного управления имуществом, опеки, связанной с недвижимым имуществом и т.п. В него заносятся данные о содержании ограничения (обременения), его сроке, лице, права которого обременяются (ограничиваются), и о лице, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права.

При регистрации договора концессии (безвозмездного пользования) участка лесного фонда на листе записей о безвозмездном пользовании участком лесного фонда (леса) указываются данные о сроке концессии, лесхозе, лесопользователе, а также видах лесопользования.

В случае прекращения права или ограничения (обременения) права на листах реестра в графе «Особые отметки регистратора» проставляется штамп погашения регистрационной записи. Если при этом регистрируется переход права, то в штампе погашения указываются номера листов реестра, на которых зарегистрирован этот переход. Если же право либо ограничение (обременение) права прекращается полностью и без перехода к новому правообладателю, ссылка на новую регистрационную запись не проставляется. При этом в Единый государственный реестр прав вносится запись о прекращении права, ограничения (обременения) права, в которой, в графе «Документы-основания», указывается сведения о документах, на основании которых было прекращено право или ограничение (обременение).

Правила ведения Единого государственного реестра прав предусматривают также внесение записей об изменениях, не влекущих за собой прекращения или перехода права. Для этих целей предусмотрен специальный лист, на который и вносятся такие сведения. К таким сведениям, в частности, относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица или его юридического адреса, уточнения площади объекта, изменения при незначительной конструкции здания и пр.

Для внесения сведений об изменениях, не влекущих за собой прекращения или перехода права, на листе, к которому относится изменение, в графе «Особые отметки регистратора» проставляется штамп о внесении изменений в регистрационную запись. На штампе указываются дата внесения изменений и имя регистратора, заверенные его подписью. При внесении еще одного изменения ставится дополнительный штамп о внесении изменений.

На каждый объект недвижимого имущества открывается дело правоустанавливающих документов. В дело помещаются все документы, поступающие для государственной регистрации на этот объект.

Следует отметить, что в деле хранятся, в основном, копии документов, поскольку п. 5 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что после государственной регистрации подлинник возвращается заявителю. Документы подшиваются в дело по мере их поступления. Наличие документа в деле отражается в описи, находящейся в деле. Если один и тот же документ следует поместить в несколько дел, то документ может быть помещен в одно из дел, а в другом ставится отметка о том, где хранится недостающий документ. Дела правоустанавливающих документов также идентифицируются кадастровым номером объекта, а, кроме того, дополнительно могут идентифицироваться и его адресом.

Согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Единый государственный реестр прав, дела правоустанавливающих документов, книги учета документов должны храниться вечно. Также следует упомянуть о том, что ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» запрещается уничтожение, а равно изъятие из Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов и книг учета документов каких-либо документов или их частей. Данная норма вступает в противоречие с нормами Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (ст. 167, 171, 176), которыми предусмотрено проведение выемки при расследовании уголовного дела, в ходе которой могут быть изъяты документы, которые приобщаются к материалам уголовного дела и хранятся в нем вечно.

Так же хотелось бы заметить, что ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено ведение записей Единого государственного реестра прав как на бумажных носителях, так и на магнитных, но при этом приоритет отдается записи, произведенной на бумажном носителе.

Таким образом, после завершения данного этапа регистрации сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими. То есть с этого момента заявитель считается вступившим в свои права и может уже совершать юридические действия, направленные на возникновение, изменение или прекращение прав на объект недвижимости. В ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указано, что регистрация ограничений (обременений) права, ипотеки, аренды или иной сделки с объектом недвижимого имущества возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Особо следует отметить, что было постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2006 г. №710 «О внесении изменений в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Изменения направлены на совершенствование порядка регистрации, в том числе на обеспечение более полной защиты гражданских прав и законных интересов участников рынка недвижимости в соответствии с действующим законодательством.

В частности, изменениями учтен порядок внесения записей в связи с предоставлением Федеральным законом от 30 июня 2006 г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» нотариусам выступать в качестве заявителей о государственной регистрации права при удостоверении ими сделки или иного нотариального действия.

Внесены изменения в порядок записей при регистрации прав на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с положениями нового Жилищного кодекса, в котором исключены положения о кондоминиумах и введены положения о многоквартирных домах.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» правила дополнены нормами, касающимися регистрации прав на объекты долевого строительства.

Уточнен порядок составления описи разделов Реестра с учетом дополнительных листов.

Учитываются интересы правообладателей при наличии обременений в связи с возникновением права собственности. В особых отметках устанавливаются записи о признании гражданина недееспособным, о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника жилого помещения, находящихся под опекой, либо несовершеннолетних членах семьи собственника, оставшихся без родительского попечения.

Предусмотрен порядок ведения записей при регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимость, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, в случае отсутствия в ЕГРП соответствующей записи о регистрации права собственности, а также порядок ведения записей в отношении объектов незавершенного строительства, объектов переменной этажности, объектов, являющихся сложными вещами, и при регистрации права общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Дополнительно учтены порядок внесения записей при регистрации прав на недвижимое имущество, входящее в состав паевого инвестиционного фонда, а также особенности внесения записей при регистрации залога недвижимого имущества, обеспечивающего требования, составляющие ипотечное покрытие, доля в праве общей собственности на которое удостоверяется ипотечным сертификатом участия.

Правила дополнены положениями, касающимися заверения записей, вносимых регистратором в Реестр, в соответствии с которыми каждая запись Реестре заверяется не просто подписью регистратора и печатью, а подписью регистратора с указанием его фамилии и инициалов и гербовой печатью, а также проставляется дата совершения записи. Устанавливается, что при удостоверении регистрации прав и сделок записи в регистрационном штампе на документах заверяются не только подписью регистратора, как было ранее, но и гербовой печатью.

Заключение

В итоге, в курсовой работе был детально изучен процесс государственной регистрации на конкретном примере. Были оформлены необходимые документы в соответствии с существующими нормами, требованиями и правилами. Недвижимость является социально значимым объектом, поэтому современное законодательство должно отводить значительную роль правовому инструментарию, призванному охранять и защищать права и законные интересы отдельных физических и юридических лиц, общества и государства.

В данной курсовой работе для регистрации прав было взято землеустроительное дело по Республике Бурятия, Тункинского района, поселок Монды. Смысл работы заключается: для начала необходимо получить сведения о земельном участке, содержащиеся в Едином государственном реестре земель. Они предоставляются после подачи заявления в виде выписок в форме кадастрового плана земельного участка. На основании полученных сведений происходит процесс межевания земельного участка и оформление документов по результатам межевания. Эти документы совместно с заявкой необходимы для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка. Далее следует процесс формирования объекта кадастрового учета, в нашем случае земельного участка. Результатом формирования является описание и индивидуализация объекта кадастрового учета, создание документов, подтверждающих существование объекта и характеристики, позволяющие однозначно выделить его из других объектов. Результатом всех этих работ является государственная регистрация права на недвижимое имущество. При регистрации проводится экспертиза предоставленных для ее проведения документов, внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Результатом регистрации является получение Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество.

Для правильного оформления документов, необходимых для государственной регистрации, необходимо соблюдать единые правила, закрепленные в законодательстве. Развитие рыночных отношений, их усложнение, возможно в ближайшем будущем приведет к появлению судебных органов, специализирующихся на земельных отношениях и способных быстро и качественно разрешить возникающие споры. Рационально выстроенная процедура оформления и регистрации прав на землю способна гарантировать безопасность, устойчивость прав собственников, арендаторов и владельцев, что минимизирует возникновение разногласий.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

. Земельный кодекс РФ от 15 марта 2011 г.

. Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000, №28-ФЗ.

. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007, №221.

. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997. №122-ФЗ.

. Варламов А.А. Земельный кадастр. Учебное пособие. - М.:ГУЗ, 2000 г.

. Пушкарева А.С. Земельный кадастр и мониторинг земель: Учебное пособие. - Улан-Удэ: БГСХА, 2011 г.

8. http ///www. Yandex.ru

. http ///www. Google.ru

.http ///www.help-realty.ru

11.http ///www.kadastr.ru

Похожие работы на - Оформление и регистрация прав на недвижимое имущество

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!