Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,63 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества

Учреждение образования

«Институт предпринимательской деятельности»

Факультет экономики и бизнеса










КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Уголовное право

на тему: « Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества»


Студентки 5 курса

Гр. № з21по

заочной

формы получения образования


Минск 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём

1.1 Объективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём

.2 Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества приобретённых незаконным путём

2. Приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем

3. Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема весьма актуальна, поскольку легализация доходов, полученных преступным путем, стала одним из самых опасных и распространенных видов преступлений в сфере экономики. Борьба с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, является одним из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью, как в нашей стране, так и во всем мире. Поэтому противодействие легализации доходов от преступной деятельности признано необходимой мерой для обеспечения экономической безопасности Республике Беларусь и предотвращения сращивания преступного мира с легальным бизнесом.

Негативные последствия легализации незаконных доходов многоаспектны и значительны. Легализация преступных средств, с помощью которых криминальные капиталы попадают в легальный оборот, где их уже невозможно идентифицировать, все это наносит непоправимый ущерб экономике России. Высокая латентность данного вида преступлений, скрытые механизмы легализации с соответствующими финансовыми операциями, отсутствие действенных механизмов отслеживания «теневых» финансовых потоков и их последующей легализации, острейший дефицит квалифицированных кадров в правоохранительных органах, острая нехватка соответствующего методического обеспечения процессов выявления и расследования легализации - это лишь часть проблем, существенно тормозящих процесс выявления и раскрытия фактов легализации доходов, полученных преступным путем. Преступные капиталы, пройдя все стадии легализации, становятся источниками для воспроизводства многих видов экономических преступлений, служат для подпитки организованной преступности, экстремистских и террористических группировок. Легализованные средства используются для подкупа сотрудников государственной власти и местного самоуправления, что способствует разрастанию коррупции и проникновению преступных элементов в политические структуры. Именно легализованный теневой капитал позволяет организованной преступности скупать все виды собственности и устанавливать контроль над экономической, а далее и над политической системой страны. Таким образом, образуется цепь преступных элементов, представляющая серьезную угрозу экономической и в целом национальной безопасности. Важно понимание того, что, ведя борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, государство тем самым борется с экономическими преступлениями, коррупцией и наркоторговлей, а также с другими особо опасными преступлениями, теневой и криминальной экономикой в целом, не исключая и те их сегменты, которые работают на международный терроризм. Именно поэтому в борьбе с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, вопросы взаимодействия подразделений правоохранительных органов, финансово-кредитных учреждений и налоговых органов являются наиболее актуальными в современных условиях. Необходимо отметить комплексность проблемы борьбы с легализацией незаконных доходов, включающей в себя не только правовые, но и экономические, политические, оперативно-розыскные, нравственные аспекты. Поэтому решение этих проблем во многом зависит от успешности комплексного теоретического научного анализа понятия легализации доходов, полученных преступным путем, а также изучения мировой практики борьбы с данным видом преступлений и формирования эффективных методов и средств противодействия этому криминальному явлению.

Целью курсовой работы является непосредственный анализ статей связанных с легализацией денежных средств или иного имущества приобретённых незаконным путём, преступлением и наказанием.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предупреждения, пресечения, профилактики деятельности по легализации преступных доходов.

Теоретическую базу исследования, с использованием которой были рассмотрены основные ее проблемы, составляют труды отечественных правоведов и криминологов. Особо следует выделить работы, посвященные вопросам борьбы с экономическими преступлениями, таких авторов, как: Белай М.В., Рудая Т.Ю., Герасименко Н.В., Жубрин Р.И., Михайлов В.И., Тихомирова М.Ю, Лебедева В.М., Коростелев С.Ю и т.д.

1. Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём

Статья 235 Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, а равно использование указанных материальных ценностей либо полученного от них дохода для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности с целью утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав -

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Глава 25 действующего Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. За 6 лет действия УК РБ в эту главу было внесено около 30 изменений и дополнений. Это свидетельствует о том, что экономическая основа общества постоянно совершенствуется, и развивается параллельно политическому и социальному развитию общества. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 235 УК РБ). Цель данного уголовно-правового предписания состоит в том, чтобы не допустить утаивание или сокрытие истинного происхождения, местонахождения или движения денежных средств, воспрепятствовать использованию преступно полученных доходов в легальном финансовом обороте. Для однозначного понимания сущности процесса легализации и его общественной опасности необходимо раскрыть понятие отмывания денежных средств, сформировавшееся в белорусском законодательстве и в белорусской теории уголовного права. Законодатель дает следующее определение отмыванию денежных средств: «...легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления[1]. Не смотря на это, заслуживают внимания определения понятия «отмывание», даваемые отечественными и учеными-юристами, среди которых единства во взглядах не сложилось. Работники правоохранительных органов в своей деятельности должны руководствоваться исключительно тем определением, которое даёт законодатель, так как оно законодательно закреплено и, следовательно, имеет юридическую силу. На общественную опасность деяния, определяемого как преступление, законодатель указывает в ст. 11 УК РБ, которая позволяет понять, почему именно это действие (бездействие) признается уголовным правонарушением. В статье изложено общее определение понятия преступления, которое раскрывает его материально-правовое содержание путем указания на материальную (через общественную опасность) и формальную (через запрещение деяния уголовным законом) его стороны. Формальная сторона выражается в признании преступлением лишь того деяния, которое под угрозой наказания запрещено уголовным законом. Материальная сторона означает, что таковым может быть признано только деяние, обладающее общественной опасностью. В свою очередь, общественная опасность означает, что деяние причиняет или создает угрозу причинения определенного вреда общественным отношениям. При этом вред может быть физическим имущественным или моральным. Сама категория «общественная опасность» носит объективный характер. Необходимо также различать характер и степень общественной опасности преступления. Характер общественной опасности преступления - признак, позволяющий отличать преступление одного вида от преступлений другого вида. Он зависит от социальной ценности того блага, на которое совершено посягательство, а равно других объективных и субъективных признаков, учитываемых законодателем при формировании соответствующих составов преступлений. Степень общественной опасности преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, отличающих одно преступление от другого преступления, ответственность за которое предусмотрена той же статьей или той же частью статьи.

Степень общественной опасности зависит, в первую очередь, от тяжести наступивших последствий, их содержания, а также от способа совершения преступления, формы вины, стадии совершения преступления и иных обстоятельств. Степень общественной опасности преступления, имея относительно самостоятельное значение, тесно связана со степенью общественной опасности лица, совершившего это преступление.

Выяснить в чем заключается общественная опасность легализации (отмывания) денежных средств и причиняется ли какой-либо вред вследствие совершения данного деяния или создается только угроза его причинения достаточно сложно, ведь при отсутствии материальных последствий трудно определить вред, причиненный преступлением. В случае легализации денежных средств материальный вред обычно не причиняется, так как имеет место перемещение имущества, полученного в результате преступления, из криминального оборота в легальный. Само по себе это деяние может нанести материальный (имущественный) вред только в ограниченном числе случаев и лишь по отношению к финансовым организациям. Для государства введение в легальный оборот указанного имущества означает увеличение налогооблагаемой базы и, следовательно, поступление дополнительных налоговых платежей в бюджеты соответствующего уровня. Что касается конкретных законопослушных граждан, то отмывание денег вообще не затрагивает их интересов (если не считать влияния на общее качество и уровень жизни в стране).

.1 Объективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём

Считается правильным мнение, что совершение финансовых операций образуют такие действия, как размещение на счетах в банках по договору банковского вклада; приобретение на эти средства акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями; обмен таких средств на иностранную валюту и т.п. Безусловно, финансовой операцией будут действия по кредитному договору, когда "грязные" деньги проводятся как банковский кредит.

Сферой применения комментируемой статьи являлись легальная и нелегальная предпринимательская деятельность различных видов, в которых в силу их характера, наличия объективных и субъективных трудностей осуществления контроля возможно получение правонарушителем имущественных результатов заведомо незаконных действий путем придания денежным средствам или (и) иному имуществу действительного или мнимого статуса легитимности (легализация). Статья распространялась и распространяется на действия, связанные с использованием незаконно полученных средств от банковской деятельности, оптовой и розничной торговли, игорного бизнеса, услуг, деятельности в некоторых областях производства и пр. При определении сферы применения данного уголовно-правового запрета учитывались социально-экономические закономерности движения денежных ресурсов, возможности их использования и контроля над их происхождением.[3] Преступление имело формальный состав и считалось оконченным в момент проведения операции, признаваемой финансовой, или другой сделки (перевод денег, приобретение валюты и др.) либо в момент заключения сделки.[4] Объективная сторона данного преступления включала в себя действия в виде финансовых операций или других сделок либо использование денежных средств, а равно иного имущества, полученных незаконным путем, т.е. предпринимательскую или иную экономическую деятельность. Предметом анализируемого преступления считались денежные средства, ценные бумаги в белорусской и иностранной валюте и иное движимое или недвижимое имущество, приобретенное незаконным путем в Беларуси и за ее пределами.

Однако, прежде всего, предметом легализации являлось имущество, полученное в результате совершения таких преступлений, как: хищение, контрабанда, вымогательство, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, оружия, незаконное предпринимательство и банковская деятельность, организация и содержание притонов для занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов, получение взятки, уклонение от уплаты налогов и ряда других.

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконно, по сложившейся практике образовывало основное деяние, предусмотренное данной статьей. Характерно, что законодательное регулирование ответственности за отмывание "грязных" денег необходимо, прежде всего, в интересах борьбы с организованной преступностью, с тем чтобы подорвать финансовую основу этой преступности. "Под отмыванием денег в УК РБ следует понимать все операции, осуществляемые с целью утаить или сокрыть наличие, происхождение или целевое назначение финансовых средств (первая стадия), чтобы затем приступить к извлечению из них регулярных доходов (вторая стадия). Таким образом, отмывание представляет собой, прежде всего, легализацию преступного происхождения денег".

Объектом преступления являлись правоотношения, складывающиеся в сфере экономической деятельности. С легализацией незаконно полученных доходов могут быть связаны сделки купли-продажи, мены, сдача имущества в наем, аренду и многие другие. Приобретение имущества заведомо незаконным путем представляло собой завладение имуществом либо получение фактических прав на него без необходимых правовых оснований, в частности путем недействительной сделки, совершения преступления, неосновательного обогащения, незаконной переработки, самовольной постройки и другим способом. Такое понимание незаконности соответствовало тексту закона, однако нуждалось в чётком толковании. Незаконность заключается в нарушении уголовно-правового запрета, иначе применение данной статьи само было бы незаконным в силу п.4 ст.11 УК РБ ввиду отсутствия общественной опасности деяния.

Заведомо незаконное приобретения означает, что в отношении приобретения лицо действовало с прямым умыслом, безусловно зная о том, что способ, каким оно приобретает денежные средства или иное имущество, является незаконным. Под экономической деятельностью в контексте данной статьи понималась деятельность, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели, но требующая затрат денежных средств или использования иного имущества для достижения других целей, например охраны здоровья, оказания юридической помощи и т.д.[5] Суть разграничения предпринимательской и иной экономической деятельности состоит в том, что некоторые виды деятельности, требуя значительных затрат и предполагая оплату труда и получение различных выгод, все же не признаются предпринимательскими. Использование денежных средств или иного имущества означало совершение любых видов сделок или иных активных действий в целях осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, например, заключение договоров купли-продажи, кредитование, оплату производимых работ и услуг. Под укрытием понималось тайное хранение денег, золота, ценных бумаг в личных сейфах, тайниках, помещение ценностей в банк по фиктивным документам. Основная цель ст.235 УК РБ - охрана экономической системы страны и прежде всего денежного обращения от поступления больших объемов неконтролируемых денежных средств либо иного имущества, а также предупреждение преступной деятельности, направленной на извлечение прибыли и осуществляемой организованными преступными группами или отдельными преступниками. Текст ст.235 УК РБ не оставляет никаких сомнений в умышленном характере этого преступления. Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем, необходимо установить и доказать (что чрезвычайно сложно) их желание совершить такие действия, и осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность осуществляются с денежными средствами или другим имуществом, приобретенным незаконным путем.

Дополнительным непосредственным объектом легализации будут являться общественные отношения, связанные с интересами правосудия. Интересы правосудия страдают в результате того, что затрудняется обнаружение преступно приобретенного имущества, могущего служить вещественным доказательством по делу, затрудняется его возврат потерпевшему или обращение в доход государства.

В литературе встречается мнение о необходимости выделения факультативного объекта анализируемых составов. Факультативный объект легализации - общественные отношения, находящиеся под уголовно-правовой защитой, но терпящие вред не во всех случаях совершения данного преступления, т.е. это интересы потерпевших (физических лиц, предприятий, учреждений или организаций). Нередко, материальный ущерб достигает значительных размеров и свидетельствует о высокой общественной опасности совершенного деяния, что должно учитываться при определении вида и размера наказания.[9]

Предметом (вещами материального мира, воздействуя на которые преступник нарушает общественные отношения, охраняемые уголовным законом) рассматриваемых составов преступлений, являются денежные средства и иное имущество, приобретенные исключительно преступным путем. Объективная сторона деяния представлена в виде легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. Способы легализации (отмывания) денежных средств перечислены в диспозиции ст.235 УК: совершение в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенным другими лицами преступным путем, за исключением указанных выше преступлений. Таким образом, легализация может быть осуществлена двумя способами: совершение в крупном размере финансовых операций и совершение в крупном размере иных сделок с денежными средствами или иным имуществом. Законодатель счел целесообразным таким образом построить принципиально важную для квалификации преступления фразу о способах легализации - "совершение... финансовых операций и других сделок". Грамматическое толкование характеристики способов совершения преступления не оставляет вариантов: деяние может быть признано преступным, если субъект помимо финансовых операций совершает и другие сделки. Союз "и" имеет в данном случае определяющее значение. В такой ситуации возникает необходимость выяснить истинную цель законодателя, поскольку легализация может быть весьма успешной, если субъект ограничивается лишь одним способом, например осуществлением финансовых операций. Видимо, законодатель все же именно такой вариант объективации преступной деятельности имел в виду, однако недостаточно корректная конструкция диспозиции вынуждает к расширительному толкованию нормы, что в сущности противоречит принципу законности.

Финансовые операции как один из способов легализации не имеют четкого определения. Однако на основе анализа норм гражданского и валютного законодательства, а также исходя из положений и рекомендаций финансового права к финансовым операциям относятся отношения, возникающие в процессе аккумуляции, распределения и использования денежных средств. Прежде всего это, конечно, валютные операции, к которым относит: операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылка в Беларусь, а также вывоз и пересылка из Беларуси валютных ценностей; осуществление валютных денежных переводов. Поскольку финансовые операции представляют собой род сделок, постольку иные сделки, связанные с движением капитала, также составляют структуру финансовых операций. К ним относятся, например, договоры финансирования под уступку денежного требования, банковского вклада и т.д. Иным сделкам следует придавать такое значение, которое придает сделкам гражданское законодательство: действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. К иным сделкам относятся такие операции, как купля-продажа, мена, дарение, рента, аренда, наем жилого помещения, подряд и т.д. Сделка считается оконченной процедурой с момента ее заключения, соответственно чему деяние считается оконченным с момента совершения указанных в законе действий (формальный состав).

1.2 Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества приобретённых незаконным путём

уголовный законодательство незаконный доход

Факты, характеризующие субъектов преступления, их преступные связи, имеют большое значение для раскрытия и расследования преступлений. Данные о профессиональных и личностных качествах субъекта преступления позволяют высказать суждение о мотивах содеянного, средствах и способах преступного посягательства, использованных для этого хозяйственных и финансовых операциях, месте совершения преступления и т.д. Субъектом легализации является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности и, кроме того, наделенное гражданско-правовыми возможностями осуществлять финансовые или иные сделки. Специальное условие, согласно которому субъект должен быть правомерно наделен возможностями осуществлять сделки, является обязательным для квалификации деяния. Только в таком случае преступно приобретенному имуществу или денежным средствам может быть придан правомерный вид.

Согласно Уголовному законодательству возраст наступления ответственности за данное преступление определяется с шестнадцати лет. Это объясняется следующим. Каждая сделка предполагает ответственность сторон. Отвечать по сделкам и иным заключенным договорам может лишь лицо, которое способно осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Такая способность наступает лишь с момента достижения лицом совершеннолетия. С этого момента субъект признается полностью дееспособным. Значит, субъектом легализации может быть лишь лицо, признанное полностью дееспособным. Как правило, признание лица дееспособным наступает по достижении субъектом 18 лет. Однако возможны ситуации, когда субъект, в силу различных обстоятельств, например психического заболевания, ограничивается в дееспособности. Следовательно, даже в том случае, если субъект достиг совершеннолетия, но по объективным причинам ограничен в дееспособности, он не может быть субъектом рассматриваемого преступления. Возможна, однако, ситуация, когда субъект, дееспособность которого по тем или иным причинам ограничена, обманным путем заключает сделку, хотя ответственности за неисполнение обязательств нести не может. В таком случае сделка признается недействительной с правом реституции - восстановлением нарушенных прав. В итоге все приводится к нулевому варианту и фактически легализации не происходит. Из общего правила о свойствах субъекта легализации гражданское законодательство дает возможность сделать исключение. Статья 26 ГК РБ устанавливает правило, согласно которому несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация). Будучи полностью дееспособным, несовершеннолетний свободен в распоряжении имуществом, приобретенным за счет заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности, и вместе с этим имуществом отвечает по своим обязательствам перед другими лицами. Значит, если несовершеннолетний, достигший 16 лет, официально признан эмансипированным, он может быть также признан субъектом легализации.

На практике, к уголовной ответственности, главным образом, привлекались лица, совершившие основное преступление. Иногда подсудимым выносился оправдательный приговор на том основании, что субъектом преступления по ст. 235 УК РБ не могло быть лицо, совершившее основное преступление.

Сложность самого процесса легализации предопределяет достаточно широкий круг лиц, вовлекаемых в «отмывание» преступных доходов.

Анализ уголовных дел показал, что легализация может совершаться следующими категориями лиц:

. лицом, получившим преступные доходы;

. лицом, организующим процесс «отмывания»;

. лицом, действующим от имени и по поручению владельца денежных средств или имущества, полученных преступным путем;

. любым другим лицом, сознающим, что им совершаются финансовая операция или сделка, направленные на легализацию денег или иного имущества, полученных преступным путем.

Определение признаков субъективной стороны и субъекта легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных заведомо преступным путем, имеет важное теоретическое и практическое значение. Отсутствие четких, научно обоснованных представлений о форме и специфических характеристиках вины лица при совершении этого преступления, а также распространенность диаметрально противоположных точек зрения относительно качеств субъекта легализации преступных приобретений, может заметно затруднить применение ст. 235 УК РБ в следственно-судебной практике. Преступная деятельность во многом обусловлена психическими особенностями субъекта посягательства. Являясь элементом легализации, как реального явления действительности, психическая деятельность включает в себя психические и физиологические процессы, управляющие поведением виновного при совершении преступления. Прежде чем приступить к деятельности по легализации преступных доходов, виновный должен осознать факт преступного происхождения средств, подлежащих легализации, а также определить условия, на которых другое лицо передаст ему для легализации денежные средства или иное имущество. Принятие решения о согласии или несогласии на участие в легализации преступных средств обусловлено привлекательностью таких условий, объемом информации об объекте действий, а также оценкой нормативно-правового регулирования сфер деятельности, где может быть осуществлена легализация. Психическое отношение лица к выполнению действий, образующих объективную сторону состава легализации преступных приобретений, характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает фактический характер и общественную опасность своих действий и желает их совершения. Осознание общественно опасных последствий остается за рамками формального состава рассматриваемого деяния. Эта точка зрения является практически общепринятой среди отечественных ученых-криминалистов, обращавшихся к теме исследования признаков состава легализации преступных приобретений[19] . Особенностью интеллектуального момента прямого умысла при легализации преступных приобретений является сознание виновным преступности завладения предметом преступления. Сознание лицом общественной опасности своих действий при совершении рассматриваемого деяния как раз и определяется осведомленностью виновного о преступном способе отчуждения денежных средств или иного имущества, поскольку, как неоднократно отмечалось ранее, действия, образующие объективную сторону легализации преступных приобретений вне связи с предметом, не представляют самостоятельной общественной опасности, и предмет преступления становится, таким образом, центральным элементом состава легализации преступных приобретений, что оказывает влияние на формирование особого набора субъективных признаков исследуемого состава преступления. Необходимо в этой связи отметить, что в Общей части отечественного уголовного закона трудно найти правовые основы определения формы вины в составе того или иного преступления, когда общественно опасное деяние не является центральным признаком состава преступления. Для признания умышленной вины, в действиях лица совершающего сделки или финансовые операции с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным преступным путем, или использующего таковые при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности, необходимо установить, что степень осведомленности виновного о преступности приобретения предмета была исключительно высока. С этим отчасти связано и указание законодателем на заведомое знание виновного о преступности отчуждения имущества или денег. Это обстоятельство повышает значение интеллектуального момента умысла для состава легализации преступных приобретений. Заведомость не является факультативным признаком субъективной стороны состава преступления. Это есть неотъемлемая черта интеллектуального момента умысла в отдельных составах преступлений. О заведомости в тексте норм Особенной части Уголовного кодекса РБ, законодатель упоминает лишь постольку, поскольку для некоторых составов преступлений характерны такие объективные признаки, которые зачастую не являются очевидными для любого лица (беременность потерпевшей при квалифицированном убийстве, малолетство потерпевшей при особо квалифицированном изнасиловании, ложность сообщаемых сведений при клевете и т. п.). Таким образом, используя термин «заведомо», законодатель подчеркивает необходимость присутствия осведомленности виновного о подобного рода неочевидных признаках для наличия в содеянном единственного основания уголовной ответственности всех признаков состава преступления. В тех случаях, когда наиболее значимые объективные признаки деяния являются очевидными или общеизвестными как для виновного, так и для других лиц, необходимости законодательного указания на заведомое знание совершающим преступление об их наличии не возникает.

Таким образом, формула интеллектуального элемента прямого умысла при легализации преступных приобретений может быть определена как такое состояние сознания виновного, когда он знал или, по крайней мере, допускал с высочайшей степенью вероятности, что преобразуемые им материальные ценности приобретены уголовно-противоправным способом, и не мог этого не допускать. Особое внимание заслуживает процесс определения виновным целей деятельности. При легализации основной целью действий виновного выступает стремление создать гражданско-правовые основания для приобретения права собственности на денежные средства или иное имущество, приобретенное преступным путем. В то же время для практической реализации этой цели виновный мысленно планирует преступление, определяет промежуточные цели своих действий, представляет себе их результат, ищет способы, средства их выполнения, выбирает время, место, сферу, благоприятную для использования при легализации, соучастников, формы отношений с ними, у него вырабатывается определенное отношение к действиям и их последствиям. Для легализации характерно, что в большинстве случаев помимо основной цели преследуются и иные цели. Так, достаточно часто целью становится увеличение средств, приобретенных преступным путем, и получение дополнительной прибыли при их введении в гражданский оборот. Легализация как сложная система предполагает необходимость определения виновным также целей промежуточных этапов легализации преступных доходов. К промежуточным целям легализации могут относиться предварительное отмывание (преобразование в другие виды валют, ценных бумаг и т.д.), отделение преступных доходов от источника их происхождения, инвестирование в легальную экономику. Промежуточные цели зависят от использования субъектом способа преступления. Мотивы действий субъекта легализации преступных доходов могут быть самыми разнообразными. Они обусловлены личностными особенностями виновного, его воспитанием, мировоззрением, влиянием личных и деловых связей, социальной средой. Данное преступление совершают в основном люди, достаточно обеспеченные, обладающие властными полномочиями или же зависимые от лиц, которые в результате преступления приобрели подлежащее легализации имущество. Основными мотивами совершения легализации являются желание жить не по средствам, стремление заработать как можно больше любым способом; покрытие расходов на приобретение дорогостоящих вещей, давление со стороны начальства, ложные представления о дружбе. В то же время для тех, кто профессионально занимается легализацией преступных доходов других лиц (финансовые консультанты, своеобразные брокерские фирмы в офшорах), участие в этом преступлении является основным источником доходов.

. Приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем

Статья 236. Приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем

. Заранее не обещанные приобретение, хранение или сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем, при отсутствии признаков легализации («отмывания») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, − наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

. Те же действия, совершенные повторно либо в крупном размере, - наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет.

Как следует из ч. 1 данной статьи, УО подлежат заранее не обещанные приобретение, хранение или сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем, при отсутствии признаков легализации («отмывания») материальных ценностей, приобретенных преступным путем.

Непосредственными объектами данного преступления является порядок осуществления экономической деятельности.

Предметом преступления могут выступать любые материальные ценности, которые были добыты в результате совершения какого-либо преступления, независимо от его характера и степени тяжести. Однако имущество, приобретенное на средства, добытые преступным путем, предметом данного преступления не является.

Если предметом преступления являются материальные ценности, нарушение порядка обращения с которыми предусмотрено специальными статьями (оружие, наркотики, драгоценные металлы или камни и т.п.), то применяться должна не данная статья, а статья, предусматривающая ответственность за незаконные действия с такими предметами.

Состав данного преступления формальный с несколькими альтернативными деяниями.

Объективная сторона рассматриваемого преступления образуется совершением любого из указанных в статье деяний: приобретения, хранения или сбыта материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем.

Хранение означает нахождение материальных ценностей во владении виновного. Место хранения и его длительность не влияют на квалификацию. Юридически оконченным преступлением хранение является с момента принятия материальных ценностей во владение для его хранения. Хранение предполагает наличие у виновного определенных «полномочий» по отношению к хранимому имуществу (контроль за его сохранностью, выдача по распоряжению определенным лицам и т.п.).

Приобретение и хранение материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем, само по себе является преступлением безотносительно к наличию или отсутствию у виновного цели сбыта таких ценностей.

Приобретение, хранение или сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем, квалифицируются по данной статье, если совершение таких действий не было обещано заранее, т.е. до момента окончания того преступления, которым добывались материальные ценности. В противном случае ответственность должна наступать за пособничество участникам преступной добычи материальных ценностей.

Необходимо отметить, что если лицо систематически приобретало похищенное имущество у одних и тех же лиц, то это все равно не будет основанием для признания такого лица пособником совершаемых этими лицами хищений, даже в том случае, когда похитители рассчитывали на такое его поведение в будущем, но само лицо не давало обещания приобрести намеченное к похищению имущество.

Одним из условий применения рассматриваемой статьи является отсутствие в действиях виновного признаков легализации («отмывания») материальных ценностей, приобретенных преступным путем (ст. 235). Так, состав комментируемого преступления будет иметь место в том случае, когда указанные в статье действия совершаются при отсутствии цели утаить или исказить природу, происхождение, местонахождение, размещение, движение или действительную принадлежность указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав. Количество сделок с материальными ценностями, предшествующих возникновению намерения придать законный статус предмету, не имеет значения. Однако уже совершение первой сделки, равно как любой из последующих, с материальными ценностями, добытыми преступным путем, при наличии означенной цели придать им законный статус квалифицируется как легализация материальных ценностей по ст. 235.

Приобретение имущества, которое в гражданском обороте подлежит регистрации (дом, автомобиль, судно и т.п.), квалифицируется по рассматриваемой статье лишь при условии, что лицо намеревалось эксплуатировать такое имущество без его регистрации в. установленном порядке. В противном случае ответственность должна наступать за легализацию материальных ценностей, приобретенных преступным путем (ст. 235.).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла: виновный сознает, что приобретает, хранит или сбывает материальные ценности, добытые преступным путем, и желает совершить такие действия. Для привлечения к ответственности по данной статье достаточно осознания виновным лицом преступного характера происхождения имущества в общих чертах и не требуется знания конкретных обстоятельств совершенного преступления (кем и когда оно совершено, квалификация преступления и т.п.).

Мотивы и цели совершения преступных действий, соответствующих ст. 236, не влияют на их квалификацию по этой статье, за исключением цели легализации материальных ценностей, что является основанием для ответственности по ст. 235.

Субъект преступления общий, ответственность предусмотрена для лиц, достигших 16-летнего возраста на момент совершения преступления. Лица, которые совершили преступление или участвовали в совершении того преступления, которым добыты материальные ценности, ответственности по данной статье не подлежат. В случае совершения этого преступления должностным лицом с использованием своих служебных полномочий ответственность должна наступать по данной статье и за злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424) по совокупности преступлений.

Состав приобретения либо сбыта материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем, является квалифицированным (ч. 2),если те же действия совершены повторно либо в крупном размере.

Повторность данного преступления является тождественной и предполагает совершение аналогичного преступления в течение сроков давности или судимости за предшествующее преступление. Не будут рассматриваться как повторные действия, объединенные единым умыслом и реализуемые поэтапно.

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3)предполагает наличие таких признаков, как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо совершение действий с имуществом в особо крупном размере.

3. Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём

В статье 235 УК Беларуси произведены корректировоки предлагаемые Законом 2014 г. новации уголовного законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов.

1. В первую очередь в новой редакции статьи избран иной подход к определению предмета преступления. Действующая редакция статьи 235 УК к предмету преступления относит «денежные средства, ценные бумаги или иное имущество, приобретенные заведомо преступным путем». Изменениями, вносимыми в данную статью, с содержательной точки зрения предмет преступления не меняется: под ним будут пониматься «средства, полученные заведомо преступным путем». Указанное изменение обусловлено тем, что соответствующее понятие, раскрываемое в Законе 2000 г., корректируется Законом 2014 г. В этой связи потребовалось уточнение и уголовно-правовой терминологии.

2. В процессе рассматриваемого совершенствования статьи 235 УК претерпела изменения и объективная сторона преступления. Разработчики проекта упростили понимание объективных признаков данного состава, редакционного ограничив его термином «совершение финансовых операций» и исключив указание на совершение «других сделок». Однако в соответствии с Законом 2000 г. под финансовой операцией понимается сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. Таким образом, термином «финансовая операция» абсолютно полно охвачены, по сути, любые сделки, совершаемые со средствами, полученными заведомо преступным путем, включая их использование в предпринимательской и иной хозяйственной деятельности (с учетом того, что данные виды деятельности без заключения сделок не представляются осуществимыми).

3. Действующая редакция статьи 235 УК не предусматривает ответственности за легализацию преступных доходов исполнителя преступлений, предусмотренных статьями 225 «Невозвращение из-за границы валюты», 231 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» и 243 «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов» УК, посредством которых приобретены легализуемые ценности (так называемое «самоотмывание» преступных доходов).

Подобные ограничения следует признать существенным препятствием в борьбе с легализацией преступных средств. Основу теневой экономики, используемую для дальнейшего обогащения и развития преступного бизнеса в существенной мере, составляют средства, полученные от неуплаты налогов, сборов, таможенных платежей. Во многих странах Европейского союза и странах-соседях Республики Беларусь действия по легализации доходов, полученных от уклонения от уплаты налоговых, таможенных и иных платежей, криминализированы. Кроме того, стандартами ФАТФ предусмотрено включение налоговых преступлений в число преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности.

В этой связи Законом 2014 г. из примечания к статье 235 УК исключается указание на неприменение данной нормы в отношении исполнителей преступлений, предусмотренных статьями 225, 231 и 243 УК.

4. Согласно действующему законодательству исполнитель отвечает за легализацию преступных доходов только в случае использования преступно добытых материальных ценностей для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности. Таким образом, неоткорректированная редакция статьи 235 УК фактически допускает возможность безнаказанного вывода преступных доходов за пределы Республики Беларусь путем размещения на счетах в банках или использования их для покупки недвижимости. В подобных случаях основание возбуждать уголовные дела по статье 235 УК в отношении исполнителей преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности, в настоящее время отсутствует.

Вместе с тем УК не исключает ответственности остальных соучастников преступного приобретения материальных ценностей (организаторов, подстрекателей, пособников) за легализацию в иных формах (помимо хозяйственной деятельности). Однако наибольшая заинтересованность во введении в легальный оборот средств, приобретенных преступным путем, помимо организаторов, исходит именно от исполнителей преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности. Данные субъекты являются основными и наиболее активными участниками процесса «отмывания», а иные лица, оказывающие содействие процессу легализации, в действительности могут быть и вовсе не осведомлены о криминальном происхождении вводимых в законный оборот средств.

Анализ законодательства зарубежных стран, устанавливающего уголовную ответственность за действия, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, показывает, что в большинстве из них не только отсутствуют ограничения по преступлениям, посредством которых приобретены легализуемые ценности, но и предусматривается уголовная ответственность за «самоотмывание».

В этой связи Законом 2014 г. вводится уголовная ответственность исполнителя преступления, в результате которого добываются легализуемые ценности, за совершение любых финансовых операций со средствами, приобретенными преступным путем, в целях утаивания или искажения их происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности. При этом изменение видов и размеров санкций, установленных в настоящее время в статье 235 УК, Законом 2014 г. не предусматривается.

Важно отметить, что перечисленные цели, для достижения которых совершаются финансовые операции с преступными доходами, являются обязательным признаком состава статьи 235 УК. Именно эти цели обуславливают общественную опасность и составляют суть легализации - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению средствами, полученными преступным путем.

Поэтому криминализация «самоотмывания» отнюдь не означает автоматического привлечения к ответственности по статье 235 УК каждого лица, которое приобрело преступный доход, поскольку нужно отличать легализацию и, в первую очередь, «самоотмывание» от обычного распоряжения виновным похищенными денежными средствами и иным имуществом без вышеуказанных целей. Состав легализации могут образовать лишь такие финансовые операции, в результате которых происходит прерывание связи преступных доходов с источником их происхождения, а виновные лица получают возможность использовать их под видом собственных легальных доходов.

С учетом этого нормы об ответственности за легализацию преступных доходов не должны применяться, в частности, в случаях, когда средства, полученные заведомо преступным путем, расходуются преступником на приобретение тех или иных материальных ценностей либо зачисляются на банковские счета без совершения каких-либо действий по приданию таким средствам вида законного дохода.

Таким образом, мотив совершения соответствующих деяний имеет ключевое значение для привлечения к ответственности по статье 235 УК.

Представляется, что изменения, вносимые Законом 2014 г. в определение состава преступления, предусмотренного статьей 235 УК, позволят:

·своевременно выявлять и пресекать вывод за рубеж из теневого сектора экономики преступно добытых доходов, устанавливать их местонахождение, производить арест и возврат в республику;

·активно противодействовать созданию и функционированию лжепредпринимательских структур (в том числе «финансовых пирамид») и, соответственно, вводу в теневой оборот денежных средств от совершения таких преступлений, посредством которых приобретены легализуемые ценности, как незаконная предпринимательская деятельность, уклонение от уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и ряда коррупционных преступлений;

·эффективно применять конфискацию имущества, оформленного на третьих лиц, приобретенного в результате совершения преступлений;

·предупреждать совершение преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности, отмывание и «самоотмывание» средств, полученных преступным путем.

Необходимо также упомянуть и об отдельных изменениях, которые вносятся Законом 2014 г. в КоАП. В частности, им корректируется статья 11.72 «Невыполнение мер, направленных на предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» КоАП. Согласно Закону 2014 г. к административной ответственности по указанной статье будут привлекать не только банки или небанковские кредитно-финансовые организации (как в настоящее время), но и любое лицо, осуществляющее финансовые операции, и на которое законодательством возложены обязанности по выполнению мер по предотвращению, в том числе, легализации доходов, полученных преступным путем. За данное деяние предусматривается ответственность в виде штрафа:

·на физическое лицо - в размере от двадцати до ста базовых величин;

·на индивидуального предпринимателя - от пятидесяти до пятисот базовых величин;

·на юридическое лицо - от пятидесяти до тысячи базовых величин.

Также Законом 2014 г. вводится новый состав административного правонарушения (статья 11.79 КоАП), устанавливающий ответственность юридического лица за совершение финансовой операции должностным лицом этого юридического лица, повлекшей легализацию доходов, полученных преступным путем. Указанный состав позволит наряду с привлечением к уголовной ответственности за легализацию преступных доходов должностного лица по статье 235 УК привлекать за указанное деяние к административной ответственности в виде штрафа в размере до ста процентов от суммы операции также и юридическое лицо.

В заключение отметим, что на фоне развития предпринимательской инициативы и проработки вопросов об оптимизации ответственности за некоторые преступления против порядка осуществления экономической деятельности не возникает сомнений в необходимости усиления борьбы, в том числе и посредством уголовно-правовых мер, с отдельными особо опасными формами теневой экономики. Для противодействия таким явлениям на международном уровне вырабатываются единые согласованные позиции, а также рекомендации по совершенствованию методологии борьбы (в том числе посредством установления законодательных запретов, ограничений и ответственности).

Законодательство Республики Беларусь также воспринимает современные тенденции развития правовых механизмов противодействия легализации преступных доходов, о чем наглядно свидетельствуют рассмотренные новеллы законотворческой деятельности.

Следуя положениям международных договоров и Рекомендациям ФАТФ, Республика Беларусь посредством Закона 2014 г. приняла на себя максимально широкие обязательства в части предотвращения и борьбы с легализацией преступных доходов. Реализация рассмотренных в настоящей статье нововведений позволит с наименьшими затратами воздействовать на уровень и распространенность легализации средств, полученных преступным путем, уменьшит ее латентность, а также создаст необходимые предпосылки для эффективной борьбы с корыстной преступностью в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования вопросов, связанных с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, я пришла к следующим выводам:

1) легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытого преступным путем, относится к преступлениям, появившимся на определенном этапе развития общества, борьба с которым началась лишь в начале XX века;

2) родовым объектом преступлений, предусмотренных ст.235 УК, является сфера экономики, под которой понимается единый народно-хозяйственный комплекс.

Видовым объектом экономических преступлений и, соответственно, преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, является совокупность общественных отношений, возникающих в целях осуществления законной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг.

Непосредственный объект легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, - это общественные отношения в сфере законной предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных ст.235 УК, является предмет преступления, под которым понимаются денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем, то есть в результате совершения любого преступления.

4) существуют две модели, описывающие структуру процесса легализации преступных доходов.

Трехфазная модель была разработана экспертами ФАТФ и нашла поддержку среди теоретиков борьбы с легализацией преступных капиталов. Она предполагает выделение в едином процессе легализации преступных доходов следующих стадий: размещение, расслоение, интеграция денежных средств.

Четырехфазную модель к структурированию процесса отмывания используют эксперты ООН. В соответствии с этой моделью основными стадиями легализации являются: а) освобождение от наличных денег и перечисление их на счета подставных лиц; б) распределение наличных денежных средств; в) маскировка следов совершенного преступления; г) интеграция денежной массы;

5) субъектом преступления, предусмотренного ст.235 УК, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое само денежные средства или иное имущество преступным путем не получало.

Субъект преступления в ст.235 УК - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое само получило указанные предметы преступным путем;

) крупный размер, который является конструктивным признаком состава преступления, предусмотренного ст.235 УК, означает совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, на сумму, превышающую шесть миллионов рублей;

) легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, совершенная группой лиц по предварительному сговору, означает совершение указанного деяния двумя и более соисполнителями, до начала выполнения объективной стороны договорившихся о совместном совершении преступления, предусмотренного ст.235 УК;

) главным отличительным признаком преступлений, закрепленных в ст. 235 УК и ст.236 УК, является специальная цель. В случае приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, виновный не стремится придать правомерный вид владению, пользованию или распоряжению указанным имуществом, тогда как с случаях легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, эта цель является обязательным признаком субъективной стороны данных преступлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Пилипенко, А.А. Финансовое право / А.А.Пилипенко. - Минск: Книжный дом, 2014. 2.

2.Указ Президента Республики Беларусь от 14.09.2014г. №408 «Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь»

.Закон Республики Беларусь 19.05.2014г. «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем»

.Лукашов А.И. Преступления против порядка осуществления экономической деятельности / А.И. Лукашов. - Минск: Тесей.-2015.

. Гаухбах Л.Д., Максимов С.В., Преступления в сфере экономической деятельности. М., 2014.

. Данилова Н. А. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Юридический консультант. 2015. С.

. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Ветров Н.И. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

. Кругликов Л.Л., Дулатбеков Н.О. Экономические преступления (вопросы дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания). 2015.

. Мамедов А.А. Справедливость назначения наказания. СПб., Юридический центр Пресс, 2013.

. Якимов О.Ю. Легализация доходов, приобретенных преступным путем.СПб., 2015.

11. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: Учеб. пособие /Н.Ф.Ахраменка, Н.А.Бабий, В.В.Борода и др.; Под ред. Н.А. Бабия и И.О.Грунтова. - Мн.: Новое знание, 2014.

Похожие работы на - Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!