Проблема бедности и пути ее решения (на примере Российской Федерации)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    775,07 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема бедности и пути ее решения (на примере Российской Федерации)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)

Гуманитарно-экономический институт имени B. C. Черномырдина

Кафедра "Мировая и национальная экономика"

Курсовая работа

Проблема бедности и пути ее решения (на примере Российской Федерации)

по дисциплине "Экономическая теория"

Студента II курса очной формы обучения,

Петрова Олега Александровича

Научный руководитель: к. с. н., доцент,

Гурнина Д.А.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретическая сущность социально-экономического явления бедности

1.1 Бедность. определение, методы оценки и измерения

Абсолютная концепция бедности

Относительная концепция бедности

Субъективная концепция бедности

Депривационный подход к бедности

Вывод об относительной и абсолютной концепции бедности

Затруднения, связанные с современным определением бедности

Показатели бедности

1.2 Политика по борьбе с бедностью

Глава 2. Анализ явления бедности в России, причины бедности

2.1 Особенности бедности в России

2.2 Влияние санкций на рост уровня бедности

Глава 3. Пути преодоления бедности в России

3.1 Социальная политика рф по преодолению бедности

3.2 Предложения по развитию социальной политики для преодоления бедности

Заключение

Список использованных источников

Введение

Ввиду масштабов как социальной, так и экономической бедности практических во всех государствах мира, а в особенности в России, на примере которой будет исследоваться социально-экономическое явление бедности, возможности устойчивого экономического роста сильно ограничены. Бедность существовала на протяжении многих веков, однако именно в последнее время данное явление стало ощущаться все более остро. Увеличение разрыва между богатыми людьми и людьми, находящимися за чертой бедности, чувствуется очень сильно. В случае с Российской Федерацией это привело к фактической ликвидации среднего класса, и, как следствие, к расслоению населения на высший и низший классы. Интерфакс предоставил информацию о том, что на первый квартал 2015 года уровень бедности составил 15,9%. Данный показатель выше на 3% относительна первого квартала 2014 года, что свидетельствует об ухудшении обстановки. В первом квартале 2014 года 19,8 миллионов человек обладали таким низким заработком, а в первом квартале 2015 года 22,9 миллионов человек зарабатывали менее 9,6 тысяч рублей в месяц. По базовому прогнозу Всемирного банка, к концу 2015 года уровень бедности в России вырастет с 11%, установленных в 2014 году, до 14,2%. Данные показатели в полной мере объясняет актуальность проблемы бедности. Несмотря на текущий рост мировой экономики, уровень бедности изменяется в более медленных темпах, а во многих государствах наблюдается повышение уровня бедности. По прогнозам Всемирного Банка, доля людей, живущих за чертой бедности, впервые упадет ниже 10% к концу 2015 года, однако вопрос о искоренении бедности останется открытым, как минимум, вплоть до 2030 года. Все препятствия, мешающие избавлению от бедности, пока что сохраняются.

Именно поэтому необходимо искать способы прохождения через поставленные преграды на пути к искоренению бедности. Именно поэтому целью данной курсовой работы является доскональное изучение явления бедности и поиск способов уменьшения ее уровня.

Основная цель данной курсовой работы - изучение теоретической сущности явления бедности и поиск способов и путей искоренения, либо частичного преодоления бедности в России.

Задачи, которые необходимо выполнить для реализации данного исследования:

·        Проанализировать теоретическую сущность бедности, как социально-экономического явления.

·        Определить методологические основы оценки и измерения показателей бедности, выявить все факторы, влияющие на уровень бедности.

·        Исследовать внутриэкономические особенности и причины появления бедности рассматриваемого геополитического участка.

·        Разработать рекомендации по борьбе с бедностью в России, основываясь на текущих показателях и исследованных данных.

Объект данного исследования - социально-экономическое явление бедности.

Предмет данного исследования - явление бедности в России.

Теоретическую и методологическую основу данного исследования составляют социальные и экономические труды отечественных и зарубежных ученых, статьи, пресс-релизы, статистические данные официальных представителей экономического сектора Российской Федерации, а также прочие материалы, взятые из открытых источников.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Теоретическая сущность социально-экономического явления бедности


1.1 Бедность. определение, методы оценки и измерения


Под бедностью понимается такая характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при которой они не могут удовлетворить минимальные потребности, которые необходимы для поддержания стабильной жизнедеятельности, трудоспособности и продолжения рода.

Причины

Бедность - явление, которое возникает в виду ряда определенных причин. Их подразделяют на:

·        Экономические (безработица, низкий уровень заработной платы, невысокий уровень производительности труда, отсутствие конкурентоспособности исследуемой отрасли и другие);

·        Социально-медицинские (большое количество людей с инвалидностью, либо старых людей, а также высокий уровень заболеваемости);

·        Демографические (т.е. наличие большого числа неполных семей, либо большого количества иждивенцев в семье);

·        Образовательно-квалификационные (отсутствие должного уровня образования у населения, низкий уровень квалификации и компетентности);

·        Политические (санкции, направленные на исследуемое государство или отрасль, войны, либо другие военные конфликты, а также вынужденная миграция);

·        Регионально-географические (т.е. непропорциональное развитие регионов с концентрацией производства, населения, в конкретных регионах);

·        Религиозно-философские и психологические (самоограничение в виде аскетизма, как образа жизни).

Концепции определения бедности

В мировой практике принято выделять три концепции определения бедности: абсолютная, относительная и субъективная концепции бедности. Также можно выделить депривационный подход.

 

Абсолютная концепция бедности

Хронологически первой возникла именно абсолютная концепция бедности. Исследователи бедности из Великобритании в конце 19 в. - начале 20 в. опирались именно на нее.

Абсолютная концепция бедности очень тесно связана с таким понятием, как черта бедности. Черта бедности - уровень располагаемого либо валового дохода или потребления, при котором человек или хозяйство с еще более низким уровнем дохода считается бедным. Под абсолютной бедностью понимается общее количество людей либо домохозяйств, чей уровень дохода ниже черты бедности.

Принимая черту бедности за самый необходимый для поддержания жизнедеятельности уровень средств, можно определить все средства, что остаются выше этой черты, как дискреционный доход.

Во время определения абсолютной бедности необходимо решить две основные задачи:

·        Разработать показатель, который впоследствии может быть использован как граница (черта) бедности;

·        Определить систему показателей, необходимых для сравнительного анализа с установленной чертой бедности.

Всемирный банк устанавливает не менее 1,25 доллара США на существование в день, как порог абсолютной бедности. В 2015 году ВБ увеличил данный порог до 1,90 доллара в день (курс валюты рассчитывается по паритету потребительской способности).

Однако, данная концепция не идеальна. Ее минус в том, что она совершенно не учитывает хозяйства с доходом, незначительно превышающим черту бедности. В таком случае возможна парадоксальная ситуация, когда разрыв между бедными и богатыми, т.е. неравенство, растет, уровень бедности растет, а количество людей, находящихся за чертой бедности, снижается. Также, в социальном плане, существенным минусом является то, что человек, не стоящий за чертой бедности, но лишь приближенный к ней, теряет все льготы, доступные бедным людям, за счет чего он, фактически, может быть еще беднее официально признанных бедными людей.

 

Относительная концепция бедности

Относительная концепция бедности является противопоставлением для абсолютной концепции. В качестве меры для относительной концепции используют относительную черту бедности, примеряют к ней доходы населения. То есть, относительная концепция основывается на соотношении показателей благосостояния и преобладающего уровня материальной обеспеченности в рассматриваемом государстве. В данном случае, концепция относительной бедности - составляющая концепции неравенства. Однако это не является признаком того, что меньшее равенство влечет за собой меньшую относительную бедность, или наоборот.

Мера относительной бедности показывает, к примеру, какой процент людей получает доход ниже медианного. Данный подход очень удобен при изучении бедности в незнакомой социальной среде, либо в среде, в которой трудно осуществлять оценку стоимости некоторого набора благ.

Основоположник данной концепции, социолог П. Таунсенд, рассматривал бедность как состояние, характеризующееся невозможностью ведения для большинства членов данного общества привычного образа жизни ввиду нехватки экономических ресурсов. Анализ бедности основывался на понятии набора испытываемых лишений, а также понятии многомерной депривации, которую социолог понимал, как "Состояние наблюдаемого и доказуемого невыгодного положения индивида, семьи или группы на фоне сообщества, общества или нации в целом".

Данное понятие "многомерной депривации" было введено самим Питером Таунсендом ввиду того, что он использовал вместе понятия материальной и социальной депривации, совмещая их показатели: одежда, питание, условия проживания и труда, предметы длительного пользования, как часть материальной депривации, и особенности проведения досуга, занятости и образования и другие показатели, как часть социальной депривации.

Однако в наше время существует два направления трактовки данной концепции:

.        Упор первого направления делается на покупательную способность, на средства к существованию. То есть, в данном случае, при определении относительной черты бедности применяется показатель личного располагаемого дохода (медианного дохода). В США эта граница составляет 40% ЛРД, в странах Европы - 50%.

 

Субъективная концепция бедности

Под понятием субъективной бедности подразумевается концепция бедности, основанная на мнении, что лишь сам индивид определяет для себя, беден ли он. Для выяснения уровня субъективной бедности можно использовать различные способы. К примеру, можно провести социальный вопрос для выяснения количества граждан, которые считают себя, либо своих друзей, знакомых и т.п. бедными. Либо провести субъективную абсолютную черту бедности, основанную на мнении общественности, и сравнить ее с доходами населения.

 

Депривационный подход к бедности

При определении бедности выделяется также депривационный подход. Данный подход отличается собственными критериями к определению бедного человека. В рамках данного подхода, бедными являются не только те люди, которые не могут поддерживать принятого в данном обществе полноценного существования, имея минимальный набор необходимых благ, но и те люди, которые находятся в небольшом отрыве от ранее названных. То есть, бедными считаются люди, которые питаются низкокачественными продуктами, не имеют возможности получать качественное образование и качественные медицинские услуги, живут в низких жилищных условиях.

Таким образом, учитывая субъективную концепцию бедности вместе с депривационным подходом, можно сделать выводы о том, что бедность воспринимается населением не только как существование на грани выживания, но существование, не жизнь, а именно существование, в условиях, когда домашнее хозяйство не способно поддерживать более-менее приличный образ жизни, который характерен для рассматриваемого общества.

Именно из-за такого понимания бедности иногда используют не доходы, а потребление населения. Преимущество такого способа в том, что потребление - фактический показатель того, что население может себе позволить, в то время, как доход - лишь примерный показатель, так как у населения даже при низких доходах могут существовать мотивы, заставляющих их не использовать часть дохода для улучшения собственных жилищных условий. Потребление же учитывает действительность, именно тот объем дохода населения, что тратится на поддержание, либо улучшение уровня жизни. Также, преимуществом данного способа является то, что в развивающихся странах существует объемный теневой сектор, который не позволяет отслеживать фактический доход населения.

Однако, и такой подход не идеален. К примеру, в странах с суровыми погодными условиями потребление может колебаться значительно сильнее, чем доход.

 

Вывод об относительной и абсолютной концепции бедности

Так или иначе, уровень относительной бедности отличается от абсолютной. Абсолютная бедность в любом обществе может быть полностью искоренена, ведь она заключается лишь в количестве людей, находящихся за чертой бедности. Соответственно, как только население выйдет из-за черты бедности, абсолютная бедность пропадет. Однако это совершенно не отменяет факта наличия относительной бедности. Напротив, относительная бедность может расти вместе с ростом стандартов во всех слоях общества. Относительную бедность, как таковую, довольно трудно преодолеть, так как она основывается на неравенстве, постоянно присутствующем в нашем современном обществе.

 

Затруднения, связанные с современным определением бедности

Однако, в наше время развития социальных государств, понятие бедности крайне отличается от понимания этого состояния, скажем, несколько веков назад. Бедные люди современности живут несравнимо лучше, чем бедные люди нашего прошлого. Со временем, в различных государствах изменялся состав бедного населения. К примеру, в Великобритании в 70-х годах XX века бедную прослойку населения составляли пенсионеры и одинокие родители. В 80-х годах эта прослойка была заполнена, в основном, многодетными семьями.

Но это не единственная проблема современности, связанная с определением бедности. Среди реальных проблем есть проблема использования лишь одного параметра (дохода) при определении бедности. Человек, живущий в достатке, в собственной квартире, может находиться за чертой бедности, имея невысокий доход, в то время, как человек, обладающий более высоким доходом, может отдавать большую его часть на оплату арендованной квартиры, но такой человек уже не считается бедным, так как его доход выше черты бедности.

Именно по этим причинам, современные социологи рассматривают различные альтернативные определения для бедности. Самое распространенное из них определяет бедность, как невозможность иметь доступ к самой базовой корзине услуг. Для различных стран эта базовая корзина варьируется в соответствии с конкретными условиями. К примеру, в США в данную корзину входит медицинская страховка.

 

Показатели бедности

Для измерения основных показателей бедности существует формула, которую разработали Джеймс Фостер, Джоэл Гриер и Эрик Торбеке:

 (1)

Где P - Общий показатель бедности;

a - Параметр, показывающий о каком именно показателе бедности идет речь;

 - Черта бедности домохозяйства h, зависящая от его состава;

 - Уровень дохода этого домохозяйства h;

q - Общее число бедных домохозяйств;

H - Общее число домохозяйств.

При использовании данной формулы Фостера-Гриера-Торбеке, существуют три различных варианта параметра a. Рассмотрим их:

·        - коэффициент бедности и уровень бедности, т.е. доля бедных домохозяйств среди общего числа домохозяйств:

 

Данный коэффициент показывает лишь долю бедных хозяйств, но не показывает, насколько именно доходы этой доли хозяйств ниже черты бедности;

·        - индекс глубины бедности, который показывает, насколько именно доходы бедных хозяйств ниже черты бедности:


·        - индекс остроты бедности. Его отличие от индекса глубины бедности заключается в том, что больший удельный вес получает домохозяйства, обладающие наиболее низкими доходами:


Также, существует иной подход для измерения уровня бедности, а именно подход А. Сена с использованием синтетического индикатора бедности. Данный индикатор учитывает такие факторы, как: доля домохозяйств, находящихся за чертой бедности, уровень дефицита этих домохозяйств, а также уровень дифференциации по доходному признаку именно среди бедных домохозяйств.

Он рассчитывается по следующей формуле:

 (2)

Где S - Sen-индекс, индекс Сена, синтетический индикатор бедности;

L - Доля бедного населения;

N - Отношение между средним дефицитом бедности и чертой бедности;

d - Средний доход хозяйств, признанных бедными;

P - Черта бедности;

 - Коэффициент Джинни для данных хозяйств.

 

1.2 Политика по борьбе с бедностью


После досконального изучения явления бедности необходимо перейти к самой трудной части этого явления, а именно выявление способов, направленных на уменьшение уровня бедности.

бедность уровень россия экономический

На самом деле, в мировой практике имеется ряд методов, используемых в борьбе с бедностью. Среди них выделяют:

1.      Увеличение доходов населения через создание условий для роста объемов производства. Регулируя условия для роста объемов производства, правительство повышает объемы доходов предприятий, что влечет за собой повышение доходов отдельных домашних хозяйств и общего уровня жизни, уводя часть домохозяйств от черты бедности.

2.      Поддержание общей макроэкономической стабильности. Безусловно, высокий общий уровень жизни населения может быть обеспечен лишь при стабильной экономике, поэтому государство должно проводит политику, направленную на стабилизацию макроэкономических показателей и общее развитие экономике государства.

3.      Переход на социально-ориентированный тип рыночной экономики, при котором доходы в обществе будут распределяться более равномерно и справедливо.

4.      Проведение антиинфляционной политики. В условиях высоких темпов инфляции преодоление бедности невозможно, поэтому государству необходимо предпринимать все возможные меры для поддержания умеренного роста инфляции, либо, по крайней мере, искусственного замедления темпов инфляции, чтобы слой населения, находящийся за гранью бедности, либо находящийся крайне близко к черте бедности мог приспособиться и перестроиться, не потеряв все материальные средства на малую часть товаров первой необходимости.

5.      Установление обоснованного МРОТа. Если установленный минимальный размер оплаты труда мал, и не соответствует доходу, необходимому для удовлетворения минимальных потребностей человека, то об искоренении бедности не может быть и речи, поэтому государство должно устанавливать МРОТ с поправкой на основную потребительскую корзину.

6.      Разработка различных социальных программ для повышения уровня жизни, включая разработку механизмов для их корректной реализации. Естественно, если государство не будет разрабатывать социальные программы, не будет устанавливать льготы, то населению с невысокими доходами будет значительно труднее, чем той части населения, что обладает высокими доходами. Бесплатное образование и медицинские услуги обязательно должны существовать, в противном случае у бедной части населения не будет возможности получить эти услуги первой необходимости, либо им придется жертвовать иными первоочередными услугами, либо товарами, необходимыми для поддержания хоть какой-то жизнедеятельности.

7.      Введение безусловного основного дохода. Такой шаг себе может позволить далеко не каждое государство, однако он вполне оправдывает себя. Выплата определенной, одинаковой для всех, суммы денег, автоматически поднимает уровень жизни населения в государстве. Это позволяет нетрудоспособным людям жить более-менее приемлемо, а домохозяйствам, близким к черте бедности, уйти дальше от нее, что сокращает общий уровень бедности.

8.      Сокращение импорта бедности, то есть установления контроля над экономической иммиграцией из бедных стран. Вне всяких сомнений: если государство будет принимать слишком большой объем бедного населения, общий уровень жизни будет снижаться, а количество людей за чертой бедности - увеличиваться.

Глава 2. Анализ явления бедности в России, причины бедности


2.1 Особенности бедности в России


В современном Российском обществе определение роли человека в социальной структуре, в первую очередь, зависит от его позиции на рынке труда, которая, в свою очередь, зависит от его уровня образования, социально-профессионального статуса и других классовых особенностей. Однако, значительное влияние на позиции человека также имеют социально-демографические особенности, такие как: возраст, пол, наличие болезней (общее состояние здоровья), состав домохозяйства, частью которого он является (к примеру, наличие в семье инвалида, либо маленького ребенка). Проще говоря, все те особенности, которые мешают его трудоспособности.

Исследователи, анализирующие наше общество, выделяют определенный ряд таких социально-демографических факторов: гендер (пол), возраст (особенно, если человек перешел за грань пенсионного возраста), состояние здоровья, состав домохозяйства (сюда включается наличие в семье иждивенцев), тип населенного пункта, в котором проживает индивид, и регион проживания.

Для дальнейшей характеристики бедных были использованы концепция абсолютной бедности и депривационный подход. Именно такая комбинация позволяет выделить те группы населения, которые не в состоянии поддерживать сложившиеся в нашем современном обществе нормы и стандарты потребления. В результате этого подхода, на основе абсолютной концепции рассматриваются домохозяйства, стоящие за чертой бедности, а на основе депривационного подхода, к ним добавляются люди, страдающие от лишений, те, кто испытывает многомерную депривацию, что нехарактерна для большинства россиян. Таким методом охватываются бедные "по доходам" и бедные "по лишениям".

При детальном рассмотрении гендерного состава бедных в России можно заметить, что доля женщин среди бедных (54%) примерно равна доле женщин от всего населения России (52%) . Такая закономерность нетипична для развитых стран. В них отмечается преобладание женщин над мужчинами в бедной прослойке населения. Однако, если переключиться на бедных "по доходам", уже заметна разница. Доля женщин среди бедных "по доходам" уже практически составляет две трети, причем это качается и хронически бедных (людей, которые по собственным оценкам уже более трех лет являются бедными). Такая же закономерность касается и риска бедности "по доходам". Постепенно, риск бедности "по доходам" для женской половины населения увеличивается.

При рассмотрении гендерного состава бедных "по лишениям" ситуация немного иная. Соотношение бедных мужчин составляет 45 и 55% соответственно, однако риски бедности остаются примерно одинаковыми. Что интересно, тенденция по изменению риска также отличается. Со временем, риски бедности "по лишениям" выравниваются.

Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что хоть женщины и обладают более низким уровнем среднедушевого дохода, они могут лучше управляться с собственными заработками, что позволяет им избегать реальных лишений, которые могли бы значительно снизить их уровень жизни, они обладают большей рациональностью при распределении расходов. При этом, не стоит забывать, что именно на женскую долю в сложившихся традициях выпадает уход за детьми и иными нетрудоспособными членами домохозяйства.

Однако, статистика такова, что брачный статус для современной России является одним из важных факторов, существенно влияющих на риск бедности. Среди людей, которых можно отнести к бедным, 59% состоят в браке, 5% - в гражданском браке, 14% никогда не состояли в браке, 9% вдовы и вдовцы, 12% - разведены. Среди небедного населения: 62% состоят в браке, 3% состоит в гражданском браке, 22% никогда не состояли в брачных отношениях, 6% вдовых, 7% разведенных. Такая статистика указывает на значимость фактора распада официального брака для бедности.

Среди бедных, состоящих в браке, лишь 46% считают свои отношения в семье хорошими, 47% оценивают их удовлетворительно, 7% считают их плохими. Среди хронически бедных 34, 56 и 10% соответственно. В то же время, для небедных людей эти показатели составляют 69, 30 и 1% соответственно. К сожалению, это неудивительно, потому что в семьях с низким уровнем жизни, как правило, именно материальные проблемы являются причиной большинства конфликтов, что имеет отражение на семейных отношениях.

Также, следует упомянуть и об иждивенческой нагрузке. Несмотря на то, что данный фактор воспринимается далеко не первостепенным, его реальная роль действительно существенна. В качестве причины ее называют 7% бедных и 16% хронически бедных.

Исходя из статистики, бедность человека может зависеть и от размера домохозяйства. Среди домохозяйств бедных "по доходу" 42% имеют не менее 4 человек в семье, однако среди хронически бедных этот показатель меньше трети, в таких семьях, в основном, 1-2 человека, что довольно похоже на бедных по депривационному подходу. По средним размерам, домохозяйства бедных "по доходу" составляют 3,25, "по лишениям" - 2,92, хронически бедных - 2,95, а небедных - 3,05 человека. Разница между бедными и небедными хозяйствами, в основном, состоит в количестве несовершеннолетних детей. В бедных "по доходу" хозяйствах в среднем 0,82 ребенка, у бедных "по лишениям" - 0,62, у хронически бедных - 0,72, в то время как у небедного населения - 0,49.

Роль детей, как фактора риска бедности, подобно гендерному фактору, ослабевает по отношению к бедным "по лишениям". Такие хозяйства с разным количеством детей практически в равной степени рискуют стать бедными. Семьи с детьми являются бедными в объеме 21-29%, в зависимости от количества детей, а бездетные - в 26% случаев. Как правило, это обусловлено наличием факторов, облегчающих нагрузку, созданную детьми.

Домохозяйства бедных, как правильно, имеют довольно высокую нагрузку, в которую входят не только несовершеннолетние дети, но и прочие иждивенцы. В бедных семьях, в том числе хронически бедных, обычно, на одного иждивенца приходится один работающий человек, в то время, как у небедных хозяйства обычно два работающих человека на одного иждивенца. При этих данных, критической считается иждивенческая нагрузка при одном работающем человеке на троих иждивенцев. Именно в таком случае вероятность попадания в число бедных составляет до 50%, когда средняя вероятность равна 29%.

Тем не менее, важен не только количественный, но и качественный состав иждивенцев. Рассмотрим статистику, содержащую в себе количество бедных и небедных среди различных типов домохозяйств:

Рисунок 2.1 Статистика бедности среди различных типов домохозяйств за 2013 г., %

Источник: Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

Как видно по статистике, типы домохозяйств среди бедных довольно разнообразны.

В 30% домохозяйств отсутствуют пожилые и несовершеннолетние дети, в 37% - не более двух несовершеннолетних детей.

Что интересно, именно у бедных "по доходам" хозяйств чаще представлены безработные в качестве иждивенческой нагрузки, а также инвалиды 1,2 групп.

Однако, если наличие безработных носит примой характер влияния на риск попадания в прослойку бедных "по доходам", то наличие инвалидов имеет опосредованный характер.

Инвалиды 1,2 групп влияют на возможности в сфере труда, занимая время и силы человека.

Недаром, 32% хозяйств с инвалидами обладают очень высокой иждивенческой нагрузкой, а 45% - высокой нагрузкой. Но при этом, нагрузка от студентов более характерна для небедного населения.

Рассмотрим таблицу, содержащую статистические данные по процентному соотношению разных типов иждивенцев в различных домохозяйствах:

Таблица 2.1 Соотношение типов иждивенцев в различных домохозяйствах за 2013 г., %

Источник: Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

Исходя из данных приведенной таблицы, именно наличие безработных и инвалидов значительно повышает риск попадания домохозяйства в число бедных. Однако, разница риска при измерении на основании абсолютной концепции и депривационного подхода очень высока в рамках семей, в которых есть инвалиды и пенсионеры. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим следующую статистику:

Рисунок 2.2 Статистика вероятности попадания в число бедных при наличии иждивенцев, 2013 г., %

Источник: Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

Можно ли прийти к выводам, что пенсионный возраст в купе с плохим состоянием здоровья являются основными для России факторами бедности, особенно хронической, учитывая, что среди хронически бедных высок процент тех хозяйств, в которых есть заболевающие неработающие пенсионеры?

Прежде чем дать конкретный ответ, необходимо отметить, что в период с 2008 г. по 2013 г., доля пенсионеров среди бедных упал с 43 до 25%. Риск для пенсионеров попасть за черту бедности сократился до 15% в 2013 г. с 50-55% в 2008 г. Из этого следует, что если раньше статус пенсионера практически предопределял попадание за черту бедности, то на сегодняшний день статус пенсионера не так сильно влияет на попадание в состав бедных "по доходам". Более того, сами пенсионеры в большинстве случаев оценивают свое состояние бедным скорее по реально испытываемым лишениям, нежели по их реальным доходам.

Однако, несмотря на частичное улучшение положения пенсионеров, риски связанные с состоянием здоровья пока не компенсируются социальной политикой. Но, стоит отметить, что хоть болезни и инвалидность и входят в список самых распространенных причин бедности, они, зачастую, являются следствием недостаточности пособий социального обеспечения и долгосрочной безработицей. Хотя, даже при этом, плохое состояние здоровья все еще является серьезным факторном, влияющим на бедность. Уже в 2008 г. риск бедности по здоровью сильно разделял шансы на падение за черту бедности между населением. Среди бедных людей с хорошим здоровьем было 24%, с удовлетворительным - 35%, с плохим - 55%. В 2013 г. лишь 7% россиян, обладающих хорошим здоровьем, попали за черту бедности, 15 и 20% - из россиян с удовлетворительным и плохим здоровьем соответственно. Плохое состояние здоровья значительно увеличивает риски бедности "по лишениям". Среди таких бедных: 13% людей с хорошим здоровьем, 27% с удовлетворительным и 50% с плохим.

Таблица 2.2 Возрастная структура бедности за 2013 г., %

 

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Однако, и это не все социально-демографические факторы бедности. Также, в них входит тип населенного пункта, в котором индивид проживает. Некоторые бедные (18%) признаю причиной их собственного неблагополучия проживание в бедном регионе. И действительно, 46% бедных "по доходам" проживают на сегодняшний день в сельской местности, в том числе в поселках городского типа, причем 36% - только в селах. Число небедных, проживающих в сельской местности, составляет 29%, в селах - 23%. Но хронически бедные гораздо чаще проживают именно в городах, особенно в мегаполисах.

Таблица 2.3 Распределение малоимущего населения в зависимости от места проживания в 2002-2013 гг.,

 

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Дело в том, что риск попасть за черту бедности максимален именно для сельских жителей. У 24% среднедушевые доходы ниже, чем прожиточный минимум. Такая доля для людей, к примеру, проживающих в районных центрах, составляет 12%, для жителей мегаполисов - 4%.

Доля бедных женщин, как в городской, так и в сельской среде, примерна равна, это 60 и 55% соответственно. Если брать в учет возраст, то бедные сельские жители (средний возраст равен 42,1 года) моложе городских (средний возраст равен 45,5 года). Однако, сельские бедные лучше оценивают свое здоровье. 14% бедных из городов считают свое здоровье хорошим, а 26 - плохим. Бедные люди из сел имеют показатели в 20 и 22% соответственно.

Таким образом, самые значимые социально-демографические факторы, связанные с риском попадания в бедность "по лишениям" - те признаки, которые отражаются на возможностях эффективного труда домохозяйств. К примеру, это пенсионный возраст и неудовлетворительное состояние здоровья, будь то хронические болезни или инвалидность. Для бедности "по доходам", особо значимы иждивенческий фактор, а также гендерный фактор. Для обоих случаев бедности важен территориальный фактор. Бедность "по доходу" чаще наступает в сельской черте, в то время, как бедность "по лишениям" ярче проступает в городской черте.

 

.2 Влияние санкций на рост уровня бедности


Помимо основных, прямых факторов, влияющих на уровень бедности, существуют и косвенные. Не является секретом то, что на уровень бедности в государстве влияет экономический кризис, однако уровень его влияния зависит от действий, предпринимаемых государством, для поддержания населения в столь трудный период. Россия пережила далеко не один кризис, из недавних можно вспомнить кризис 1998 и кризис 2008. Однако, это далеко не конец. После присоединения Крыма в 2014 году, на Российскую Федерацию обрушился пакет санкций со стороны Евросоюза, США, Австралии, Новой Зеландии и Канады. Это привело к валютному кризису, который длится и по данный момент. Исходя из официальных данных Федеральной службы государственной статистики и пресс-релиза интерфакса, уровень бедности, в период каждого из названных кризисов, поднимался.

Таблица 2.4 Статистика изменения уровня бедности за 1996-2013 гг., %.


Источники: Федеральная служба государственной статистики, пресс-релиз ВБ.

Исходя из приведенных данных, уровень бедности вырос на целых 8,2% в период с 1997 по 2000. Во время кризиса 2008 года, благодаря успешной политике нашего государства, рост бедности был приостановлен, однако сдержать полностью его не удалось. Сейчас же мы наблюдаем довольно высокие показатели увеличения уровня бедности. Прогнозы Всемирного банка обещают нам увеличение уровня бедности на 3,4 % с 2013 по 2015. Количество бедных вырастет, по прогнозам, на 4,8 миллиона человек. Эти цифры являются следствием наложенных на Россию санкций, в результате которых курс рубля сильно упал относительно других мировых валют. Стоимость потребительской корзины россиян ввиду инфляции, а также запрета на импорт некоторых товаров, возросла в несколько раз, прожиточный минимум вырос с 7688 до 9662 рублей в период с первого квартала 2014 по первый квартал 2015, что привело к попаданию значительной части населения за черту бедности.

*для 2015 года расчет производился от октября 2015 года к декабрю 2014.

Рисунок 2.3 Уровень ИПЦ на товары и услуги за 2013-2015 гг., %.

 

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Общий уровень жизни временно понизился, ввиду отсутствия некоторых качественных импортных товаров, однако уже ведется политика импортозамещения, которая в дальнейшем должна повысить общий уровень жизни, сделать жизнь для россиян более доступной.

Рассмотрим данную круговую диаграмму:

Рисунок 2.3 Распределение населения по размеру среднедушевых денежных доходов, в % к итогу за 2015 г.

 

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Из данной статистики становится ясно, что очень высокий процент населения находится за чертой прожиточного минимума (к примеру, для трудоспособных жителей Москвы он составляет 13 896 рублей, а самый низкий по всей России составляет 4 628,4 рубля для трудоспособных жителей Севастополя, и 3 606,2 рубля для пенсионеров этого же региона). Так, если бы по всей стране был установлен прожиточный минимум в 4 тыс. рублей, то приблизительно 5-7% населения имело бы среднедушевые доходы ниже. При установлении прожиточного минимума в 15 тыс. рублей уже целых 53,6% опустились бы ниже этой границы.

Глава 3. Пути преодоления бедности в России


3.1 Социальная политика рф по преодолению бедности


В Российской Федерации, безусловно, уже давно ведется политика по преодолению бедности. Государство поддерживает бедных, и, как их часть, безработных, с помощью различных льгот, пособий, а также особенных методов социальной политики.

Так, безработные получают пособие по безработице, государство помогает им найти работу, основываясь на их способностях и личных качествах, а в случае невозможности найти для безработного место трудоустройства - направляют его на курсы повышение квалификации, либо иные обучающие курсы, чтобы помочь безработному найти свое место для получения стабильного заработка.

Существуют и иные, особенные методы социальной политики, направленной на безработных. К примеру, существует социальная программа для учителей, которая заключается в том, что учитель, к примеру, из мегаполиса, может отправиться в другой регион, в котором существует нехватка специалистов его профиля. Для такого учителя будет выделено жилье, а также выплачена некоторая сумма средств, чтобы он мог адаптироваться и прижиться на новом месте.

Также, государство ведет активную политику в отношении иждивенческой нагрузки всех типов. Существуют пособия и льготы для многодетных семей, пенсионеров и инвалидов.

Существует материнский капитал, который с 1 января 2015 года вырос на 23,6 тыс. рублей по отношению к 2014 году, и составляет 453 тыс. 26 рублей на данный момент. Это помогает домохозяйствам справляться с дополнительной финансовой нагрузкой, связанной с появлением новых детей.

Помимо материнского капитала, есть и иные виды поддержки со стороны государства для многодетных семей. Домохозяйствам, в составе которых есть 3 и более несовершеннолетних детей. Для таких семей существуют льготы на оплату коммунальных услуг, дети из таких семей встают на первые места в очереди в детский сад, лагерь, либо медицинские учреждения, а также в очереди на получение жилья от государства, если им требуются улучшения жилищных условий. Также, многодетным семьям выдаются льготные кредиты, в случае, если такая семья запланировала купить или построить дом.

Для пенсионеров также существует значительный объем льгот, начиная от бесплатного проезда и основного набора бесплатных лекарств, заканчивая выплатами пенсий, которые постепенно увеличиваются, чтобы пенсионеры не страдали лишениями из-за ежегодного роста инфляции.

Тоже самое касается и инвалидов. По отношению к ним существуют действующие льготные программы и пособия. Более того, пособия для инвалидов точно также постепенно растут, что помогает им жить в современных условиях, невзирая на физическую ограниченность, которая ограничивает их способность к труду.

 

.2 Предложения по развитию социальной политики для преодоления бедности


После изучения и анализа всех приведенных данных, связанных с социально-экономическим явлением бедности, особенностей явления бедности, как такового, и явления бедности в реалиях социальной структуры Российской Федерации, необходимо реализовать цель данного исследования, а именно - найти правильные пути и способы преодоления бедности в России.

На основании всех исследованных данных, я пришел к выводам, что для преодоления такой острой социально-экономической проблемы, как бедность, у Российской Федерации есть ряд возможных путей решения, основанных как на развитии экономического сектора, так и на развитии социального сектора, с использованием названных ранее способов с поправкой на современные реалии нашей социальной структуры.

Прежде всего, я бы хотел выделить данные экономические пути решения:

1.      Направление большего объема средств в социальный сектор. В это должно входить установление полностью бесплатной медицины, так как плохое состояние здоровья является одной из важных причин наличия бедности в России. Это обусловлено дорогостоящими лекарственными средствами, а также невысоким резервом оборудования в бесплатных больницах и поликлиниках, что в отдельных случаях заставляет население прибегать к помощи дорогостоящих платных клиник. (На данный момент, на социальную политику, по данным министерства финансов РФ выделяется 615,91 млрд. рублей из Федерального бюджета при его общих расходах в 2 958,70 млрд. рублей.)

2.      Введение безусловного основного дохода. Это позволит людям, получающим доход ниже, чем установленный прожиточный минимум, выбиться из-за черты бедности "по доходам".

3.      Введение прогрессивного подоходного налога. Это спасет значительную часть населения, страдающего лишениями, либо населения, что стоит за чертой бедности, за счет высоких заработков богатой части населения и сниженных нагрузок на доходы бедного населения. Это позволит уменьшить неравенство между богатым и бедным слоями населения, что приведет к уменьшению бедной части населения.

4.      Увеличение объема социальных пособий и введение дополнительных льгот для малоимущего, либо нетрудоспособного населения. Да, безусловно, пособия выплачиваются, а льготы действуют. Но в нынешних условиях, бедному населению необходимы большие объемы внимания и материальной поддержки, именно поэтому и следует выделить такой путь развития социальной политики.

5.      Создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, что повлечет за собой появление значительного объема рабочих мест, и, как следствие, уменьшение уровня безработных и уровня бедности. Среди мер по улучшению условий для развития малого бизнеса следует выделить уменьшение ставки налогообложения, уменьшение ставки по кредитам, а также реализация доступности кредитов для малого бизнеса. Установление стабильных и постоянных правовых норм, регулирующих взаимоотношения малого бизнеса и государства, чтобы малому бизнесу было проще адаптироваться в текущей экономической структуре. Также, следует облегчить требования по отчетности связанной с данным бухгалтерского учета.

Среди социально-направленных способов мне кажутся наиболее верными данные пути преодоления бедности:

1.      Признание бедности, как одной из ключевых проблем социального сектора. Именно после этого действия государство развернет более масштабную политику по искоренению бедности и общему повышению уровня жизни.

2.      Установление и определение четкой социально-направленной политики. Только определившись с направлениями развития можно будет рационально и корректно составить план государственного бюджета, и, соответственно, внедрять средства государственного бюджета в наиболее важные сектора.

3.      Проведение более четкого и подробного анализа демографической составляющей бедности, чтобы установить наиболее точные ее причины, с которым впоследствии нужно будет бороться, для каждого социального сектора. К примеру, если на данном этапе развития основной уровень бедности будет поддерживаться за счет безработных, а государство будет вести политику для поддержания пенсионеров, это нисколько не снизит уровень бедности. Напротив, такая политика может даже усугубить ситуацию. Именно поэтому подробный анализ необходим. И он необходим не один единственный раз, напротив, он должен проводиться с определенной периодичностью, дабы можно было заранее определяться с формированием госбюджета, основываясь на реальных и актуальных проблемах.

4.      Признание факта наличия коррупции, и, как следствие, ведение политики, направленной на нее искоренение.

 


Заключение


В ходе данной курсовой работы были исследованы теоретические, методологические и статистические материалы, связанные с социально-экономическим явлением бедности, его признаками, особенностями, а также с явлением бедности в реалиях социальной структуры Российской Федерации. Исходя из всех приведенных данных, можно сделать многочисленные выводы, связанные с явлением бедности, начиная от теоретических пониманий и обоснований бедности, заканчивая современным ее представлением и возможными способами ее преодоления.

При исследовании были проанализированы ключевые признаки и особенности бедности, а также установлены подходы к определению бедности с помощью абсолютной и относительной концепции, субъективной концепции, и депривационного подхода к бедности, причины возникновения данного явления, имеющие как социальный, так и экономический характер, а также способы измерения таких показателей бедности, как уровень бедности, глубина и острота бедности.

Были исследованы ключевые особенности данного социально-экономического явления и его проявления в России, сгруппированы основные факторы, влияющие на уровень бедности, на основании особенностей данного общества. Как итог, стало ясно, что для бедности "по доходам" важны факторы, которые малозначительны для бедности "по лишениям", и соответственно, соответственно, факторы, крайне важные для изучения бедности "по лишениям", практически не влияют на уровень бедности "по доходам".

На основании всех проанализированных и исследованных статистических данных и особенностей явления бедности был сформирован ряд предложений, направленных на преодоление явления бедности. Из ключевых направлений хотелось бы отдельно выделить именно эти направления политики: увеличение как внимания, так и материальных вложений в адрес социального сектора, и, возможно, введение безусловного основного дохода, могло бы сильно повысить общий уровень жизни, и, как следствие, вывести значительную часть населения из-за черты бедности, как "по доходам", так и "по лишениям".

К сожалению, явление бедности не стоит на месте, поэтому со временем обязательно придется искать новые методы ее преодоления, основываясь на новых социально-экономических условиях, анализировать изменения в статистике бедности, изучать демографическую составляющую населения, а также искать принципиально иные способы решения данной проблемы. По прогнозам Всемирного банка, преодоление вопроса бедности возможно только к 2030 году, однако под этой бедностью подразумевается понятие бедности, основанное на абсолютной концепции. Понимание же относительно бедности, основанное на неравенстве населения, предположительно, будет сохраняться еще очень долгое время, так как в реалиях современного общества, фактически невозможно искоренить относительную бедность. Однако, это не значит, что государства должны приостанавливать свою политику, направленную на преодоление бедности, а напротив, должны продолжать и развивать ее, и, быть может, когда-то это приведет к полноценному искоренению бедности, не неся за собой саморазрушения сформировавшегося общественного строя.

Список использованных источников


1.       Бедность [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic. nsf/ruwiki/103258, свободный (дата обращения: 25.11.2015).

2.      Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению: Коллективная монография / Под ред. Т.М. Малевой. М.: Моск. центр. Карнеги, 1998. - С.282

3.      Бобков В. Российская бедность: измерение и пути преодоления // Общество и экономика. 2005. №3. - С. 19-37.

4.      Всемирный банк [Электронный ресурс]: Прогноз Всемирного банка. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.worldbank.org/ru/news/press-release/2015/10/04/world-bank-forecasts-global-poverty-to-fall-below-10-for-first-time-major-hurdles-remain-in-goal-to-end-poverty-by-2030, свободный (дата обращения: 25.11.2015).

5.      Зубаревич Н.В. Мифы и реалии пространственного неравенства // Общественные науки и современность. 2009. №1. - С.38-53.

6.      Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" [Электронный ресурс] - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://demoscope.ru, свободный (дата обращения: 25.11.2015).

7.      Интерфакс [Электронный ресурс]: уровень бедности в России в 2015. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/447073, свободный (дата обращения: 25.11.2015).

9.      Министерство финансов [Электронный ресурс]: Структура расходов. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://info. minfin.ru/kons_rash. php, свободный (дата обращения: 25.11.2015).

10.    Пенсионной фонд РФ [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/press_center/~2015/01/14/83289, свободный (дата обращения: 25.11.2015).

11.    Показатели статистики бедности [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://bibliotekar.ru/economicheskaya-statistika/263. htm, свободный (дата обращения: 25.11.2015).

12.    Соболева Н.Э., Пашинова Т.Р., Карабчук Т.С. Бедность домохозяйств в России: что говорят данные РМЭЗ ВШЭ // Мир России. 2013. Т.22.

13.    Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный (дата обращения: 25.11.2015).

14.    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

15.    Ярошенко С. Новая бедность в России после социализма // Laboratorium. 2010. №2.

16.    Townsend P. Measuring Poverty // British Journal of Sociology. - 1954. - 5 (a). - С.9.

Похожие работы на - Проблема бедности и пути ее решения (на примере Российской Федерации)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!