Пути решения экономической бедности населения Челябинской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    923,27 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути решения экономической бедности населения Челябинской области

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты исследования уровня жизни и бедности населения регионов Российской Федерации

1.1 Понятие уровня жизни населения регионов Российской Федерации

1.2 Понятие и критерии определения бедности населения Российской Федерации

1.3 Экономические методы оценки уровня жизни населения и бедности

2. Сравнительный анализ уровня экономической бедности населения Челябинской области

2.1 Социально экономическая характеристика Челябинской области

2.2 Динамика уровня экономической бедности населения Челябинской области

3. Перспективы решения проблемы бедности в регионах Российской Федерации

3.1 Пути решения экономической бедности населения Челябинской области

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Уже ни экономисты, ни политики не провозглашают лозунги, что бедность нужно искоренить полностью. То, что это невозможно, во всяком случае, в обозримой перспективе, даже не нуждается в доказательствах. Это признано в самых богатых государствах - США, Канаде, европейских странах, которые тратят на борьбу с этим явлением огромные суммы. Однако это не означает, что с бедностью и со значительной дифференциацией населения по доходам не надо бороться. Соответствующие усилия предпринимались и предпринимаются.

Бедность для российского народа - достаточно новый феномен. При социализме общий уровень жизни, конечно, был невысоким, но откровенно бедных было сравнительно немного. При рынке пока далеко не все слои населения получили в материальном плане то, на что они надеялись. В начале рыночных реформ людям предлагают потерпеть "6-8 месяцев". Очевидно, что этот период для многих затянулся. Также очевидно и то, что потенциал рыночной экономики для обеспечения высокого уровня жизни для большинства населения пока не задействован в полной мере. Более того, вызывают беспокойство рост социального неравенства и высокая дифференциация населения по доходам. Эти и другие явления нельзя оставлять без внимания, нужен их экономический анализ, выработка и реализация соответствующих мер социальной политики.

Факторов, оказывающих влияние на степень неравенства, очень много. Основными как для России, так и для большинства стран с рыночной или переходной экономикой, можно считать региональный и отраслевой факторы, уровень безработицы, эффективность социальных программ государства (поддержка многодетных и неполных семей, инвалидов и пенсионеров), возрастной и половой фактор, уровень образования, размер семьи, количество несовершеннолетних детей и иждивенцев и пр.

экономическая бедность российское население

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблема бедности в России в настоящее время затронула значительную часть населения.

Цель данной курсовой работы - попытаться отразить картину бедности в регионе Российской Федерации, в частности на примере Челябинской области с точки зрения экономики, и при этом показать социальную и нравственную стороны этой проблемы.

Для достижения данной цели предполагается постановка и решение следующих задач:

.        определение понятия бедности;

2.      типология разновидностей бедности;

.        анализ причин возникновения бедности в Челябинской области;

.        исследование путей совершенствования законодательства России в социальной сфере.

Объектом курсовой работы выступают показатели уровня благосостояния современного Российского общества.

Предметом курсовой работы является взаимосвязь государственной политики и динамики бедности в регионах Российской Федерации на примере Челябинской области.

Информационной базой для написания учебно-исследовательской работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященным вопросам исследования уровня и качества жизни населения региона, периодическая печать, материалы Росстата, интернет.

1. Теоретические аспекты исследования уровня жизни и бедности населения регионов Российской Федерации

 

1.1 Понятие уровня жизни населения регионов Российской Федерации


Термин "уровень жизни" существует и используется вместе с целым семейством близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни, степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся, положение населения. Прежде всего - это народное благосостояние: сложное социально - экономическое явление, связывающее характеристики уровня, образа и качества жизни населения. Оно отражает развитие потребностей людей, состояние и способы их удовлетворения применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктивного поведения, общественно-политической жизни.

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Он характеризует материальное состояние определённого слоя или группы населения. Повышение уровня и качества жизни - результат экономического роста и его условие. Уровень жизни характеризует развитие и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей.

Качество жизни включает также социальные результаты экономического и политического развития - среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека и т.д. В рыночной экономике, важнейшими составляющими качества жизни становятся степень социальной защищённости населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, национальные и религиозные отношения.

Социологи выделяют четыре уровня жизни населения:

¾      достаток - пользование благами, обеспечивающими всесторонне развитие человека; бедность дифференциация доход;

¾      нормальный уровень - рациональное потребление по научно обоснованным нормами, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;

¾      бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы;

¾      нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека.

Системы показателей уровня жизни населения, как правило, отражают степень удовлетворения материальных и духовных потребностей домашних хозяйств и в то же время включают характеристики, расширяющие рамки чисто потребительского подхода. Так, при оценках и межстрановых сопоставлениях уровня жизни (благосостояния) (методики ООН и др.) наиболее часто используются следующие группы индикаторов.

. ВВП на душу населения. Доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств в ВВП;

. уровень реальных доходов населения. Уровень реальной заработной платы и пенсий;

. показатели распределения населения по уровню среднедушевого дохода;

. общий уровень потребления материальных благ и услуг, в том числе по элементам: продуктам питания, алкогольным напиткам, предметам гардероба, товарам длительного пользования и хозяйственного назначения, услугам;

. белково-калорийная ценность суточного рациона питания (потребление калорий, белков, жиров и углеводов на душу населения в сутки);

. обеспеченность жильем и основными предметами длительного пользования (на 1 семью / домашнее хозяйство и одного человека);

. ожидаемая продолжительность жизни у мужчин и женщин. Младенческая смертность;

. общий уровень безработицы (число безработных и их доля в численности экономически активного населения). Безработица среди молодежи (с 16 до 24 лет);

. доля государственных расходов на образование и здравоохранение в ВВП.

. обеспеченность населения услугами здравоохранения (число врачей и больничных коек на 10 000 чел);

. образовательный уровень населения (численность учащихся начальных и средних общеобразовательных школ, студентов ВУЗов на 10 000 чел).

 

1.2 Понятие и критерии определения бедности населения Российской Федерации


Бедность - характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ.

Бедность - неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни.

Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения.

Бедность - явление многоаспектное, поэтому понятие "бедность" является спорным и неоднозначным, включая в себя не только характеристики материальных ресурсов, таких как доходы, питание и жилье, но и здоровье, образование, ожидаемая продолжительность жизни - то, что определяет качество жизни. Чаще всего под бедностью понимается ограниченность дохода, но если исходить из широкого определения бедности, то отсутствие доступа к власти и управлению, невозможность влиять на проводимую государством политику и принимаемые решения также является бедностью.

В качестве показателей бедности используются следующие социально-демографические характеристики:

¾      детская смертность;

¾      процент грамотности;

¾      охват школьным образованием;

¾      здоровье нации;

¾      средняя продолжительность жизни;

¾      ВВП на душу населения;

¾      эмиграция населения и др.

Сформировавшаяся к настоящему времени концепция бедности оперирует понятиями абсолютной, относительной и субъективной бедности.

Абсолютная бедность - невозможность удовлетворения основных потребностей человека в пище, одежде, жилье. Для определения этого минимума составляется потребительская корзина и высчитывается ее стоимость. Поскольку черта бедности устанавливается государством и зависит от возможностей бюджета финансировать социальные программы, то и количество бедных в одной и той же стране, в одно и то же время может меняться в зависимости от того, на каком уровне определена эта черта.

Рисунок 1 Состав понятия бедности населения Российской Федерации

Границы абсолютной и относительной бедности не совпадают, в обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохраняется бедность относительная. Она имеет место даже тогда, когда стандарты жизни всех слоев общества повысились. При этом важно подчеркнуть, что бедные не являются экономически самостоятельной категорией, так как неспособны обеспечить материальное благополучие семьи, не прибегая к помощи государства (дотациям, пособиям, разовым выплатам). Хотя они теряют экономический суверенитет, они не должны быть лишены социального минимума, т.е. суммы благ и услуг, необходимых для удовлетворения основных биологических и социальных потребностей, суммы материальных и духовных благ, гражданских прав, гарантированных данным обществом и необходимых индивиду или социальной группе.

В развитых странах чаще пользуются понятием прожиточного минимума, основанного на понятии относительной бедности. Прожиточный минимум сопоставляется с доходами домохозяйств, в которые входят зарплаты, доходы от предпринимательства, доходы от собственности, социальные выплаты, как в денежной, так и в натуральной форме. Для определения черты относительной бедности используется понятие среднедушевого дохода; бедными считаются те, чьи доходы составляют от 40% до 60% (в разных странах по-разному) среднедушевого (дохода).

Субъективная бедность определяется в ходе опроса общественного мнения самими респондентами. Сопоставляется уровень текущих доходов с представлениями людей о минимально необходимых доходах.

В некоторых случаях бедность определяется через депривацию или относительные лишения. Под депривацией в данном случае понимается "вынужденное неполное потребление материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей личности", то есть недопотребление.

Также различаются бедность хроническая (устойчивая, застойная) и временная ("плавающая").

Временная бедность характеризуется тем, что порой людям удается вырваться из ее тисков, не только в силу личных способностей, но и при использовании возможностей, возникающих в обществе.

Та или иная трактовка понятия бедности определяет выбор способов измерения уровня бедности и соответствующую социальную политику государства. Существует множество способов определения уровня бедности, присущего тому или иному обществу. В зависимости от применяемых методов оценки масштабы и глубина распространения бедности могут меняться. Оценка бедности может быть как количественной, так и качественной. Количественные оценки, к которым в первую очередь относятся статистические данные, используются для определения масштабов распространения бедности в обществе. Как правило, статистическая оценка основывается на показателе прожиточного минимума. Качественная оценка позволяет определить социальный состав бедного населения ("профиль бедности"). Измерение бедности может производиться в абсолютных величинах, при этом определяется количество людей, живущих за "чертой бедности". Также можно измерять бедность, рассчитывая удельный вес бедных людей в обществе, выражаемый в процентах.

Для измерения бедности применяются как индикаторы общего характера (например, уровень жизни), так и частного (различные показатели бедности - уровень душевого дохода, потребительская корзина, индексы материального благосостояния и т.д.).

 

1.3 Экономические методы оценки уровня жизни населения и бедности


Для измерения уровня бедности устанавливается порог денежных доходов, ниже которого лица или домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой минимальными потребностями. Различают следующие методы измерения бедности населения:

¾      абсолютный, исходя из совокупной стоимости оценки прожиточного минимума, который определяется нормативным методом с помощью научно обоснованных нормативов потребления;

¾      относительный, исходя из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определения минимального потребительского бюджета (МПБ) статистическим методом;

¾      субъективный, основанный на обследовании общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходов. При субъективном определении черты бедности уровень благосостояния таких семей выявляется в ходе проведения опроса домохозяйств.

Размер дохода, указанного респондентами, существенно превышает официальную черту бедности.

Интегральный, обобщающий в едином показателе ряд статистических характеристик, определяющих нищету населения (индексы нищеты населения: ИНН-1 и ИНН-2).

Государственная статистика различает домашние хозяйства, живущие ниже черты бедности, а среди них выделяются домохозяйства, живущие в постоянной бедности (на протяжении обследованного года) и в глубокой бедности (доход ниже половины прожиточного минимума) или на уровне нищеты.

Кроме этого используются следующие показатели:

¾      уровень бедности - удельный вес населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;

¾      дефицит дохода - сумма денежных средств, недостающая бедному населению для повышения доходов до величины прожиточного минимума;

¾      промежуток низкого дохода - величина дефицита дохода в % к прожиточному минимуму;

¾      коэффициент глубины бедности выражается величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенного с общим числом обследуемых семей;

¾      коэффициент остроты бедности (индексы Фостера-Грира-Торбека) характеризует среднее взвешенное отклонение обследуемых семей от величины прожиточного минимума и выражается величиной суммарного квадратического дефицита доходов, соотнесенного с общим числом обследуемых семей;

¾      масштабом бедности называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), находящегося у официальной черты (порога) бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины "уровень бедности", "границы бедности" и "коэффициент бедности". Иногда они используются в качестве синонимов, но нередко им дают разные определения.

Рассмотрим более подробно:

Дефицит денежного дохода (D):

, (1)

где  - черта бедности отдельного домохозяйства h, которая зависит от его состава;

 - уровень дохода отдельного домохозяйства h;

S - Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума

Индекс глубины бедности (Р1) показывает, насколько доходы домашних хозяйств в среднем ниже прожиточного минимума и зависит от того, насколько ниже относительно черты бедности расположены доходы бедных, и рассчитывается по формуле:

, (2)

где H - общее количество домохозяйств в данном регионе;

 - черта бедности отдельного домохозяйства h, которая зависит от его состава;

 - уровень дохода отдельного домохозяйства h;

Данный показатель полезен для определения размеров минимальных

финансовых средств, направляемых на ликвидацию бедности с использованием конкретно целевых выплат.

Индекс остроты бедности (Р2) (или индекс жесткости бедности), рассчитывается по формуле:

, (3)

где q - количество бедных домохозяйств;- номер каждого домохозяйства.

Отличие индекса остроты бедности от индекса глубины бедности состоит в том, что при его расчете придается больший удельный вес домохозяйств с более значительным дефицитом доходов (расходов или потребления).

Коэффициент зажиточности (К) отражает во сколько раз средние доходы населения имеющего доходы выше прожиточного минимума, превышают величину прожиточного минимума, и рассчитывается по следующей формуле:

, (4)

где Р - покупательная способность доходов.- удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Высокий коэффициент зажиточности свидетельствует о том, что доходы обеспеченных слоев населения относительно высоки, четко видна грань между "бедными" и "зажиточными" слоями населения, в регионе имеются группы относительно богатых людей.

Существуют и другие показатели бедности. К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов относятся коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини (6)), коэффициент фондов. К показателям, которые делают акцент на бедности бедных в обществе, относится индекс Сена (5), который одновременно учитывает распространенность бедности, величину дефицита денежных средств и уровень расслоения бедных.

Амартья Сен <#"723024.files/image010.gif">, (5)

где S - индекс Сена;

L - доля бедного населения;

D - отношение среднего дефицита дохода к черте бедности;

d - средний доход бедных домохозяйств;

P - черта бедности;

 - коэффициент Джини <#"723024.files/image011.gif">) - статистический показатель степени расслоения общества данного региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку.

Рассчитать коэффициент можно как отношение площади фигуры, образованной кривой Лоренца и кривой равенства, к площади треугольника, образованного кривыми равенства и неравенства. Иначе говоря, следует найти площадь первой фигуры и поделить её на площадь второй (рисунок 1).

В случае полного равенства коэффициент будет равен 0; в случае полного неравенства он будет равен 1.

Иногда используют индекс Джини - процентное представление коэффициента Джини.

Рисунок 1 Соотношение Кривой Лоренса и Кривой равенства

Коэффициент Джини можно рассчитать по формуле Брауна:

, (6)

где  - коэффициент Джини,

 - доля население предварительно ранжировано по возрастанию доходов,

 - доля дохода, которую в совокупности получает

Таким образом, в силу различий свойств, показатели бедности могут быть использованы для характеристики вариантов проводимой государством политики борьбы с бедностью. Так, более существенное сокращение индекса бедности по сравнению с другими индексами говорит о том, что государство проводило мероприятия, направленные на рост благосостояния не какой-либо отдельной группы населения, а стремилось создавать условия, при которых общие доходы людей в стране будут расти. Если же быстрее всего сокращается индекс квадратичного дефицита бедности, это означает, что правительство оказывает адресную помощь путем трансфертов и тем самым стремится сократить наиболее бедную группу населения. Ускоренное сокращение показателя дефицита бедности говорит о том, что в поле зрения правительства находятся все группы бедных.

2. Сравнительный анализ уровня экономической бедности населения Челябинской области

 

2.1 Социально экономическая характеристика Челябинской области


Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. Среди регионов России Челябинская область занимает 5 место по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, 6 место по объему иностранных инвестиций, 12 место по обороту розничной торговли и объему сельскохозяйственной продукции, 13 место по вводу жилья. Область обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, развитой инфраструктурой и выгодным транспортно-географическим положением, уникальными природно-климатическими условиями.

По территории области проходят федеральные автотрассы и Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали.

Область располагает богатейшими туристскими ресурсами, включающими природные, исторические и культурные достопримечательности.

Подтверждение долгосрочного рейтинга в течение последних лет отражает устойчивое социально-экономическое развитие области, твердую бюджетную политику, а также хорошую кредитную историю.

В области разработана система взаимосвязанных нормативных правовых актов, направленная на государственную поддержку и предоставление гарантий инвесторам.

В Челябинской области большое внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства, способного наиболее быстро и эффективно решать проблемы демонополизации, формирования и насыщения рынка потребительскими товарами и услугами, создания новых рабочих мест.

Челябинская область образована 17 января 1934 года, в современных границах существует с 6 февраля 1943 года.

В состав области входят 314 муниципальных образований, в т. ч.16 городских округов, 27 муниципальных районов, 27 городских поселений и 244 сельских поселения. Кроме того, города Челябинск и Магнитогорск включают в свой состав 10 городских районов.

Численность населения Челябинской области на 01.01.2012 г. - 3479,6 тыс. человек. В городах области проживает 2856,6 тыс. человек, что составляет 82,0% от общей численности населения, в сельской местности - 623,0 тыс. человек.

Административный центр - город Челябинск, с населением 1143,2 тыс. человек, расположен на расстоянии 1919 км от Москвы.

Численность населения Челябинской области на 01.01.2010 г составляет 3508,4 тыс. человек, занимает 3 место из 8 регионов Урала и 9 место в РФ. Область наиболее плотно населенная на Урале (занимает 1 место из 8 регионов Урала - плотность населения 39,6 чел/км2). В городах области проживает 2851,8 тыс. человек, что составляет 81,3% от общей численности населения. В 2009 году в Челябинской области на долю 10 процентов наименее обеспеченного населения приходилось чуть более двух процентов денежных доходов, а на долю 10 процентов наиболее обеспеченного населения - 29,4 процента (в 2008 г. - 2,0% и 29,6% соответственно). При этом среднедушевой доход в первой группе (с наименьшими доходами) составил 3 тысячи 104 рубля, в десятой группе (с наивысшими доходами) - 43 912 рублей. Ниже величины прожиточного минимума в 2009 году проживало 391,4 тысяч южноуральцев или 11,2 процента от общей численности населения (в 2008 г. - 10,7%). Крупные города: Магнитогорск - 409,3 тыс. человек, Златоуст - 175,8 тыс. человек, Миасс - 166,1 тыс. человек, Копейск - 140,5 тыс. человек (рисунок 2).

Рисунок 2. Административно-территориальный состав Челябинской области

Челябинская область характеризуется отрицательным естественным приростом населения - 5,6, коэффициент рождаемости в составляет 10,7, коэффициент смертности - 16,3. В этнической структуре населения абсолютно и относительно доминируют русские (82,3%), доля которых даже выросла с 1989-2002 гг. благодаря стрессовой миграции русскоязычного населения Казахстана и Средней Азии. Второе место среди этнических групп занимают татары (5,7%).

2.2 Динамика уровня экономической бедности населения Челябинской области


Согласно определенному в третьем квартале 2012 года среднему месячному прожиточному минимуму в 6084 рубля, 11,3% или более 390 тысяч жителей Челябинской области живут за чертой бедности.


Таблица 1 Динамика величины прожиточного минимума для пенсионеров регионов Уральского Федерального округа с общероссийскими показателями за период 2008-2012 гг.

Показатели

Годы


2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

3508

4044

4395

5122

4963

Свердловская область

3068

3957

4543

4666

5187

Челябинская область

2928

3410

4234

4640

4689


Величина прожиточного минимума жителя Челябинской области в 2012 года выросла на 1,1% или 49 рублей. Соответствующее постановление подписал губернатор области Михаил Юревич.

Поддержание жизненных сил пенсионеров в 2011 обходится в 4640 рублей (на 406 рубль больше, чем в предыдущем году, на 26 рублей меньше, чем в Свердловской области и на 482 рубля меньше чем в общем по России (рисунок 2).

Законодательное собрание области определило для пожилых южноуральцев величину прожиточного минимума на 2013 год в размере 5534 рубля. Те пенсионеры, чей доход не дотягивает до установленного уровня, будут получать социальные доплаты из федерального бюджета до указанной суммы.

Рисунок 3 Величина прожиточного минимума Челябинской области за период 2008-2012гг.

Как видно из рисунка 2 величина прожиточного минимума имеет положительную тенденцию во всех рассматриваемых регионах Российской Федерации, но Челябинская область только в 2009 году имеет явный подъем показателей прожиточного минимума в 482 рубля, по сравнению со Свердловской областью, которая имеет подъемы и в 2009, и в 2010, и в 2012 году.

Для того что бы проанализировать уровень бедности населения Челябинской области необходимо рассчитать важнейшие характеристики степени распространения бедности населения, к которым относятся коэффициент Джини, рассчитывающийся по формуле (6).

Для расчета коэффициента Джини по Челябинской области за 2012 год используются данные из таблицы 2.

Таблица 2 Исходные данные для расчета показателя коэффициента Джини за 2012 год

Показатели

 (Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума)  (Доля дохода населения с доходами ниже прожиточного минимума)




Челябинская область

11%

11,3%

104,1%

107,7%

Свердловская область

8,6%

10,5%

114,6%

113,9%

Российская Федерация

11%

12,7%

128,8%

103,98%


Рассчитаем коэффициент Джини для Челябинской область за 2012 год и по аналогии для Свердловской область и России в целом за период с 2008-2012 гг. (таблица 3).

 или (0,398)

Таблица 3 Показатели коэффициента Джини для Челябинской области за период с 2008-2012 гг. в сравнении со Свердловской областью и Россией в целом

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Челябинская область

0,402

0,400

0,401

0,395

0,398

Свердловская область

0,420

0,410

0,420

0,395

Российская Федерация

0,421

0,422

0,420

0,425

0,422


Коэффициент Джини изменяется в интервале от 0 до 1. В случае полного равенства в распределении доходов коэффициент равен 0, а при полном неравенстве равен 1. По данным 2012 года индекс Джини в Челябинской области был равен 39,8%, что на 0,03% выше, чем в 2011 г. Таким образом, выявляется низкая степень расслоения общества. Среди рассматриваемых регионов самый низкий коэффициент Джини в свердловской области - 39,5%. По Российской Федерации он составляет 42,3%.

Значение индекса Джини интерпретируется следующим образом: если показатель равен 0,400, это означает, что разница между двумя случайно выбранными доходами составляет 80% от среднего дохода. Для измерения уровня бедности устанавливается порог денежных доходов, ниже которого лица или домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой минимальными потребностями. На основе данных о доходах бедного населения (таблица 4) рассчитывается показатель дефицита дохода по формуле (1) на примере Челябинской область за 2012 год, равный суммарному доходу населения, недостающему до величины прожиточного минимума.

Таблица 4 Исходные данные для расчета дефицита дохода за 2012 год для рассматриваемых регионов

Показатели

 среднедушевые доходы минимальныеS Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (млн. чел.)  среднедушевые доходы фактические



Челябинская область

17015,7

0,39

17952,4

Свердловская область

21268,98

0,45

22179,2

Российская Федерация

22764,64

15,6

22810,7


Рассчитаем дефицит дохода для Челябинской область за 2012 год и по аналогии для Свердловской область и России в целом за период с 2008-2012 гг. (таблица 5). Показатели дефицита низких доходов относятся к числу важнейших характеристик степени распространения бедности.

 тыс. руб.

Таблица 5 Показатели дефицита дохода для Челябинской области за период с 2008-2012 гг. в сравнении со Свердловской областью и Россией в целом (тыс. руб.)

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Челябинская область

326,7

354,8

375,0

424,1

365,3

Свердловская область

293,9

312,9

363,6

411,4

409,6

Российская Федерация

718,5

799,4

835,3

913,6

718,5


Дефицит денежного дохода малоимущего населения определяется как сумма денежных средств, необходимая для доведения денежных доходов малоимущего населения до величины прожиточного минимума.

Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения составлял в 2012 г.: в России - 718,5 тыс. руб.; Свердловской области - 409,6 тыс. руб.; Челябинской области - 365,3 тыс. руб. Что на 44,3 тыс. руб. меньше чем в Свердловской области и на - 353,2 чем по России в целом (рисунок 4).

Рисунок 4 Динамика изменения дефицита денежного дохода населения Челябинской области за период 2008-2012 гг.

Улучшение макроэкономической ситуации в регионе и создание дополнительных рабочих мест, повышая доходы населения, уменьшает, прежде всего, численность "почти бедных", т.е. людей с доходами, незначительно превышающими черту бедности. Если же быстрее всего сокращается индекс дефицита бедности, это означает, что руководство Челябинской области оказывает адресную помощь путем трансфертов и тем самым стремится сократить наиболее бедную группу населения. Ускоренное сокращение показателя дефицита бедности говорит о том, что в поле зрения руководства Челябинской области находятся все группы бедных.

На основании данных о фактических душевых доходах бедного населения и минимального душевого дохода рассчитываются показатели:

1.      Индекс глубины бедности (Р1) оп формуле 2.

2.      Индекс остроты бедности (Р2) по формуле 3.

Индекс остроты бедности в отличие от индекса глубины бедности придает больший удельный вес домашним хозяйствам с более значительным дефицитом доходов.

Для расчета этих показателей по Челябинской области за 2012 год, рассмотрим таблицу 6.

Таблица 6 Исходные данные для расчета индекса глубины бедности и индекса остроты бедности за 2012 год для рассматриваемых регионов

Показатели

 среднедушевые доходы минимальныеH общее количество домохозяйств в данном регионе среднедушевые доходы фактические



Челябинская область

17015,7

2,6

17952,4

Свердловская область

2,5

22179,2

Российская Федерация

22764,64

2,7

22810,7


Можно рассчитать индекс остроты бедности для Челябинской области за 2012 год.

 = 0,07118 или 7,1%

Так же рассчитываем индекс глубины бедности:


Таким образом, в силу различий свойств, показатели бедности могут быть использованы для характеристики вариантов проводимой государством политики борьбы с бедностью. Так, более существенное сокращение индекса бедности по сравнению с другими индексами говорит о том, что государство проводило мероприятия, направленные на рост благосостояния не какой-либо отдельной группы населения, а стремилось создавать условия, при которых общие доходы людей в стране будут расти.

Расчеты индекса остроты и глубины бедности по России в целом Челябинской и Свердловской области за 2008-2012 гг. представлены в таблице 7 и 8.

Таблица 7 Показатели индекса остроты бедности () Челябинской области за период с 2008-2012 гг. в сравнении со Свердловской областью и Россией в целом (%)

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Челябинская область

7,2

5,2

5,0

5,3

7,1

Свердловская область

7,0

7,4

5,7

7,2

7,4

Российская Федерация

7,9

10,4

7,9

7,0

7,8



Таблица 8 Показатели индекса глубины бедности () Челябинской области за период с 2008-2012 гг. в сравнении со Свердловской областью и Россией в целом (%)

Показатели20082009201020112012






Челябинская область

3,3

2,1

1,9

2,2

1,2

Свердловская область

1,9

1,8

1,4

1,5

1,6

Российская Федерация

3,0

4,5

3,0

1,9

2,8


В таблицах 7 и 8 приведены значения коэффициентов глубины и остроты бедности в динамике за 2008 - 201 гг. Проанализировав данные можно сказать, что по сравнению с 2008 годом коэффициент глубины бедности в Челябинской области уменьшился на 2,1 %, а коэффициент остроты бедности - на 0,1%. Хотя тенденция снижения коэффициента глубины бедности в течение пяти лет была нарушена скачком вверх в 2011 году, после чего наблюдается опять уменьшение. По сравнению со Свердловской областью и Россией в целом, видно, что показатели этих двух коэффициентов гораздо ниже, это свидетельствует о том, что говорит об улучшении положения бедного населения в Челябинской области, о сокращении дефицита доходов у бедных людей и о сокращении неравенства среди бедного населения.

Вместе с тем одинаковые темпы сокращения индексов остроты и глубины характеризует тот факт, что руководство Челябинской области проводило также активную политику, направленную на создание новых мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции, оказание помощи малоимущим из средств областного бюджета на развитие личных подсобных хозяйств, семейного, частного предпринимательства, т.е. создавало условия, позволяющие повысить уровень жизни населения в регионе.

Подводя общий итог, необходимо отметить, что происходящие сегодня изменения в сфере социальной защиты населения - переход от льгот к адресным субсидиям, развитие программ самообеспечения на фоне наблюдаемого экономического роста в регионе - позволяют лучше расходовать бюджетные средства и намного эффективнее помогать незащищенным категориям граждан.

3. Перспективы решения проблемы бедности в регионах Российской Федерации

 

3.1 Пути решения экономической бедности населения Челябинской области


Проблема борьбы с бедностью многогранна и многочастная. Ее решение лежит в плоскости экономики, политики, права, культуры, образования, медицины.

Борьба с бедностью - это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения.

Важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в Челябинской области являются:

¾      создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

¾      формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения региона (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях;

¾      создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе;

¾      повышение роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.

Целью борьбы с бедностью в Челябинской области является уменьшение численности и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию сказано: "Только от нас зависит успех решения первоочередных общенациональных задач. Задач, которые хорошо известны. Это удвоение за десятилетие валового внутреннего продукта, уменьшение бедности, рост благосостояния людей и модернизация армии".

Таким образом, решение проблемы бедности является одной из важнейших стратегических задач развития.

Главное стратегическое условие для решения проблемы бедности сформулировано в Послании Президента: "действительно надежную основу для долговременного решения социальных проблем, в том числе и борьбы с бедностью, может дать только экономический рост".

) равная ответственность государства, бизнеса и населения за преодоление бедности: не только государство и местное самоуправление, не только собственники предприятий, но и сами граждане ответственны за борьбу с бедностью. Бедность может быть преодолена только совместной реализацией государственных и муниципальных программ, предпринимательских усилий и повышением производительности труда работников;

) адекватная оценка труда: повышение уровня оплаты труда и доли оплаты труда в валовом доходе по мере роста качества трудовых ресурсов и повышения эффективности труда, обоснованное снижение дифференциации в уровне оплаты труда;

) адресная борьба с социальной бедностью: бедность неоднородна и имеет свою специфику для разных групп граждан (возрастная, территориальная, продолжительная бедность), поэтому необходимы разные подходы к борьбе с бедностью среди разных категорий граждан;

) поэтапные и комплексные действия: бедность не может быть побеждена какой-то одной чрезвычайной мерой; необходим целый комплекс мер, которые поэтапно приведут к решению проблемы бедности.

Основными задачами борьбы с бедностью в Челябинской области на ближайшие годы являются:

¾      уменьшение числа бедных до 10 процентов от общей численности населения Челябинской области при росте среднедушевого прожиточного минимума;

¾      ежегодное повышение заработной платы работников бюджетной сферы в размере до 20 процентов заработной платы;

¾      обеспечение условий, при которых государственная социальная помощь будет поступать гражданам адресно в зависимости от фактического уровня их доходов и социального благополучия;

¾      выравнивание относительных показателей бедности между городом и селом.

Основными организационными условиями для решения проблемы бедности являются ее выделение в качестве самостоятельного предмета управления, определение целевых показателей и разработка плана мероприятий по борьбе с бедностью на уровне исполнительных органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, Федерации профсоюзов Челябинской области и Челябинского областного Союза промышленников и предпринимателей.

Заключение


Проблема бедности - одна из острейших социальных проблем всех регионов Российской Федерации. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

Потенциал рыночной экономики для обеспечения высокого уровня жизни для большинства населения пока не задействован в полной мере. Более того, вызывают беспокойство рост социального неравенства и высокая дифференциация населения по доходам.

Можно прийти к выводу, что бедность нельзя искоренить полностью. Однако это не означает, что с бедностью не надо бороться. Соответствующие усилия предпринимались и предпринимаются.

В данном случае огромные усилия возложены на само государство и благодаря правильно, разумно проведенной социальной политики снизить степень ее остроты вполне реально.

При этом, нет единого метода, как к определению бедности, так и к ее измерению. Необходимо использовать комплексный подход, чтобы наиболее полно отразить состояние общества на данный момент.

Главной особенностью бедности в Челябинской области является то, что большинство лиц из данной категории - это семьи трудоспособных и, как правило, работающих людей (при этом нередко тех, кто имеет всего лишь начисленную, а не выплаченную вовремя заработную плату).

И поэтому, необходим пересмотр трудового законодательства.

А в целом, необходима координация совместных усилий как государства в целом, так и каждого гражданина (активизация внутреннего потенциала).

Список использованной литературы


1.       Социологический энциклопедический словарь, под. Ред. Г.В. Осипова. - М., 1998.

2.      Власть - 1999. - №9. - с.30-43.

3.       Бобков В. Трудное выздоровление. // Человек и труд. 2003, №7.

4.      Буздалов И. Бедность закономерна при нынешней социальной структуре российского общества. // Общество и экономика 2005, №3.

.        Ванеев О. Проблемы городской бедности: муниципальная политика и практика. // Человек и труд 2010, №2.

.        Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учебное пособие. / Под ред. М.Р. Ефимовой. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560с.

.        Моисеев В., Почему в богатой стране так много бедных? // Человек и труд 2010, №6.

.        Нещадин А. Бедность - порок России. // Человек и труд 2004, №1.

.        Суринов А. Проблемы измерения социального неравенства и бедности в России. // Общество и экономика 2004, №3.

10.    http://do. gendocs.ru <http://do.gendocs.ru/> // Уровень бедности населения России.

.        <http://www.gks.ru/> // Прожиточный минимум по Челябинской области.

.        <http://www.gks.ru/> // Уровень бедности Челябинской области.

.        <http://www.gks.ru/> // Доходы, расходы и условия проживания домашних хозяйств.

.        http://www.ersds. e-burg.ru <http://www.ersds.e-burg.ru/> // Уровень жизни Свердловской области.

.        http://www.ersds. e-burg.ru <http://www.ersds.e-burg.ru/> // Социально-экономические показатели Свердловской области.

Похожие работы на - Пути решения экономической бедности населения Челябинской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!