Типы темперамента и возможности их измерения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,01 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Типы темперамента и возможности их измерения















Курсовая работа

По дисциплине: Общая психология

На тему: Типы темперамента и возможности их измерения

Содержание

Введение

. Историко-теоретические аспекты исследования темперамента

.1 История исследования темперамента

.2 Понятие о темпераменте и его физиологические основы

.3 Компоненты темперамента

. Характеристика типов темпераментов

.1 Типы темперамента по Гиппократу и И.П. Павлову

.2 Типы темперамента по Э. Кречмеру

.3 Типы темперамента по К.Г. Юнгу и Х.Ю. Айзенку

. Методология исследования темперамента

.1 Характеристика методов исследования темпераментов

.2 Исследования влияния темперамента личности на формирование ЗОЖ

.3 Влияния типов темперамента личности на его профессиональную деятельность и на стиль руководства

Заключение

Список использованных источников

Список сокращений

Введение

Проблема. Как наиболее важные и интересные разделы общей психологии, где осуществляется целостный подход к человеку, последний рассматривается в качестве присущих ему общечеловеческих свойств и его неповторимой индивидуальности. Среди различных свойств, которые проявляются при общественной деятельности человека, обусловленные психическими особенностями его личности, выделяют темперамент человека. Исследование темперамента определяется исследованием места и роли нейродинамической системы в структуре человеческой индивидуальности, знание которых позволяет повысить эффективность процесса деятельности человека. Единственным средством для всестороннего, глубокого исследования личности является исследование индивидуально-психологических особенностей, понятие которого будучи собирательным, включает в себя, в частности темперамент, определяющий степень своего влияния на поведение личности.

Исторически динамика исследований функционального и психологического компонентов темперамента характеризуется общим уровнем развития естественно научных или психологических представлений. Где выделяются специфические характеристики и очерчиваются границы психологического свойства.

На сегодняшний день существующее множество подходов к исследованию темперамента, большинство из которых подразделяется на исследование природных, биологических структур или гуморальных, морфологических и исследования нейрофизиологических основ темперамента, являются результатом трансформации представлений о биологически заданных, конституционных, биохимических, функциональных, нейродинамических аспектах индивидуальных различий, что обусловлено активным изучением психологической структуры темперамента. Что касается проблем исследования стиля руководства и зависимость стиля от нервной системы личности то они определяются критериями с целью обоснования зависимости стиля руководства от свойств темперамента руководителя.

Возможность исследования темперамента характеризуется индивидуальными тестами, исследующие темперамент как психологическое качество личности, определяющие качества отдельных индивидов, главное назначение которых - выявлении поведения человека в определённых ситуациях либо решение им определенного круга проблем.

Актуальность исследования. Темперамент как неотъемлемая часть человеческой сущности, изучение которой, являясь одну из главных задач человечества в области познания собственного бытия, обусловлен своим разнообразием. При этом знание индивидуальных личностных особенностей, скрытых от внешнего наблюдения имеет большое значение для успешности деятельности человека, где в зависимости от типа темперамента, разнообразно, противоположными методами, строиться практика воздействий на человека при организации его деятельности. При этом знание индивидуальных личностных особенностей, в частности темперамента, необходимо с целью, к примеру, профессионального отбора, подбора персонала, оценки персонала и формирования резерва, профконсультации и профориентации.

Степень разработанности проблемы. Кратковременное обозрение учебников и учебных пособий по теоретическим проблемам исследования темперамента и методологическим основам исследования данного компонента индивидуальных личностных особенностей санкционирует заключение о том, что тема «Типы темперамента и возможности их измерения» является не целиком выявленной, вызывающая дальнейшую разработку. В части применения методологических исследований темперамента надёжных и валидных по своему характеру, обуславливают современные социально-экономические и политические условия развития общества. Усугубляет ситуацию и отсутствие диссертационных исследований проблемы влияния темперамента на деятельность человека - воспитание, обучение и повышение уровня его профессиональной подготовки.

Цель исследования. Характеристика типов темпераментов людей, определив их положительные и отрицательные стороны, выявив методологию исследования темперамента, определив изменение темперамента на уровне саморегуляции до идеального темперамента.

Задачи исследования. Конкретные последовательные этапы проблематики исследования типологии темперамента и вероятности их измерения по достижению основной цели - возможности измерения темперамента:

) историко-теоретические аспекты исследования темперамента (история исследования темперамента, понятия о темпераменте, о его физиологических основах и компонентах);

) характеристика типов темпераментов - определение типологии темпераментов по Гиппократу, И.П. Павлову, Э. Кречмеру, К.Г. Юнгу и Х.Ю. Айзенку;

) методология исследования темперамента, то есть характеристика методов исследования темпераментов, исследования влияния темперамента личности на формирование ЗОЖ и влияния типов темперамента личности на его профессиональную деятельность и на стиль руководства.

Методы исследования, использованные в ходе выполнения курсовой работы, в качестве инструментов в добывании фактического материала, выражаемые совокупностью приёмов, как часть метода, представляли собой: 1) изучение и анализ научной литературы; 2) изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; 3) анализ и синтез; 4) сравнение и моделирование.

Практическая значимость. На основе теоретического исследования проблемы темперамента личности, при разработке необходимого методологического аппарата, характеризуются исследования, которые позволяют выявить и описать стилевые особенности личности в зависимости от темперамента на основе разработанных критериев и показателей. Эмпирические исследования оптимизации стилевых особенностей личности, зависящие от её темперамента, который является организационно-психологическим условием успешной реализации личности в ходе её деятельности, где проведение первичной диагностики профессиональных знаний, навыков, умений, зависимых от темперамента, может способствовать оптимизации стилевых особенностей личности.

1. Историко-теоретические аспекты исследования темперамента

.1 История исследования темперамента

Учёные в древний период истории развития человечества при наблюдении внешних особенностей поведения людей, обращая внимание на большие индивидуальные различия в данном отношении, отмечали такую особенность как:

подвижность, эмоциональность возбудимость, энергичность одних людей и медлительность, спокойствие, невозмутимость других, общительность, легкое вступление в контакты с окружающими, жизнерадостность одних людей и замкнутость, скрытность других. При этом темперамент как один из наиболее древних терминов, который был введён около двух с половиной веков тому назад Гиппократом (около 460 - около 377 до н.э.):

) обусловлен противоречивостью своих признаков в дальнейших исследованиях: ненужная традиция старой и нелепой выдумки (Бэн, 1866); учение о темпераментах действительно уже отжило свой век (А.Ф. Лазурский, 1917);

) самой ранней из наиболее известных типологий темперамента (Клавдий Гален, II веке до н.э.), как первое анатомо-физиологическое описание целостного организма, содержит в себе - сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический типы темпераментов.

Дальнейшие исследования темперамента были выражены в анализе:

) формально-динамических свойств психической деятельности и свойств нервной системы; 2) психодинамических особенностей мозговой деятельности; 3) динамических характеристик психических процессов.

Анализируя формально-динамические свойства психической деятельности и свойства нервной системы, как основа исследования темперамент (В.С. Мерлин), необходимо выделить то, что основными параметрами темперамента являлись:

) эмоциональная возбудимость; 2) возбудимость внимания; 3) сила эмоций; 4) тревожность; реактивность непроизвольных движений (импульсивность);

) активность волевой, целенаправленной деятельности; 6) пластичность - ригидность; 7) резистентность; 8) субъективация.

В начале, в рамках учения И.П. Павлова, который отмечал, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», ссылалась на него в своём учении о типах ВНД, ВНД, диагностика свойств нервной системы осуществлялась по показателям динамики выработки, дифференцировки и учащения условных рефлексов.

Учение Павлова стало отправным направлением для деятельности Б.М.Теплова (1896-1965), выдвинувшего серьезную программу диагностики типологических свойств, на основе которой сложилась крупная научная школа дифференциальной психофизиологии, где важнейшим вклад - раскрытие свойств нервной системы, присущих человеку, где особенно значимая роль в развитии исследований, проводимых этой школой, принадлежит В.Д. Небылицыну (1930-1972). На основе использования электроэнцефалограммы, как полиэффекторного метода, прежде всего и метода вызванных потенциалов, стало реальным вне процесса выработки условного рефлекса изучение свойств нервной системы, где В.Д. Небылицыным было предложено различать:

) парциальные свойства нервной системы, которые являются соотносимыми с особенностями протекания условных рефлексов; 2) общие свойства нервной системы, выраженные анализаторскими характеристиками работы мозга, как нейрофизиологическая основа целостных особенностей индивидуального поведения.

Поэтому, представителями школы Б.М. Теплов - В.Д. Небылицын выделялось двенадцать свойств нервной системы, которая является присущей человеку, то есть четыре свойства: возбуждения и торможения нервной системы - сила, подвижность, динамичность и лабильность; уравновешенность по данным свойствам.

Исследования темперамента, выраженные в анализе психодинамических особенностей мозговой деятельности, обусловлено свойство активированности, поданное Э.А. Голубевой (1993), на основе выделения в электроэнцефалографических данных безусловнорефлектроных компонентов было определено новое типологическое свойство ВНД-активированность - с помощью ряда биоэлектрических показателей. Здесь, Я. Стреляу (1994) анализирует свойство активированности в качестве общей составляющей многих измерений темперамента.

Исследования темперамента, которое выражается в динамических характеристиках психических процессов, представлены характеристиками осуществления деятельности с формальными или содержательными, характеристиками, прежде всего, а не с количественными показателями психических процессов (B.C. Мерлин). Где показывают очень широкую вариативность такие показатели человека как утомление, стресс, возбуждение, а также наблюдаются большие индивидуальные различия. Что касается обусловливания, то в нейропсихологии рассматриваются как показатели работы первого и третьего блоков мозга данные психические процессы, являющиеся тесно связанными с работой таких неспецифических структур мозга коркового уровня как медио-базальные отделы коры лобных и височных отделов мозга.

Таким образом, учёные издавна, пытаясь выделить типичные особенности психического склада различных людей, сводя их к малому числу обобщенных портретов (типов темперамента), характеризовав данные типологии, обусловили практическое их применение, с целью предсказания поведение людей в конкретных жизненных ситуациях с их определённым темпераментом.

.2 Понятие о темпераменте и его физиологические основы

Существующее множество различных теорий темперамента, нашедших подробный критический анализ в исследованиях Я. Стреляу, Е.С. Егоровой, Е.А. Сергиенко, Е.П. Ильиным, В.М. Русаловым и других учёные, обусловлены динамической стороной личности, которая выражается в импульсивности, а также темпах её психической деятельности. При этом нейродинамическая система, занимающая ведущее место в определении психодинамических качеств человека, проявляется в динамике поведения, реакций и поступков в структуре человеческой индивидуальности. В этом случае, некоторые авторы темперамент определяют в качестве:

temperamentum - соразмерности, надлежащего соотношения частей (в переводе с латинского языка) (В.М. Блейхер и И.В. Крук ; В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова. Под общей редакцией Ю.Л. Неймера);

динамической характеристики психической деятельности индивида (С.Л. Рубинштейн) и психофизиологической характеристики деятельности индивида (В. Зимин);

- комплекса психодинамических свойств индивида, проявляющихся в особенностях его психической активности - интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности (М.И. Еникеев);

заданного от природы определённого индивидуального уровня особенности нервных процессов, определённый уровень обмена (активности) гормональной сферы и т.п., постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов, целей, других содержательных характеристик, неизбежно приводящий к обобщению определенных характеристик, выступающих как регуляторы расходования человеком своих энергодинамических возможностей (Э. Кречмер );

свойства, во многом предопределяющего то либо другое психическое состояние в конкретной ситуации (В.М. Козубовский ).

Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями ВНД. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.

При разработке теории темперамента, исходя из какого-либо определённого понятия, являясь обоснованным всеми предшествующими исследованиями, его понятие представляет собой конечный результат разработки теории темперамента, но не исходную предпосылку, которая выражена описанием признаков, по которым можно отличить темперамент от других индивидуальных психических особенностей. Здесь понятие темперамента может иметь следующее содержание. Психодинамические свойства человеческой индивидуальности, которые носят регулятивный характер, регулирующие эмоциональную сферу жизнедеятельности человека, его поведение, занимающие ведущее место в определении психодинамических качеств человека, проявляется в динамике поведения, реакций и поступков личности.

.3 Компоненты темперамента

Компоненты темперамента свойственные разным ингредиентам психической реальности, служащие описанием типов темперамента, предложенные В. Шелдоном, обращение к которым позволяет увидеть необходимость разработки и использования специальных процедур, направленных на дифференциацию соответствующих компонентов темперамента. При данном подходе в описание типа, включаемые темпераментные компоненты, указывается на необходимость дополнять статистический анализ семантическим анализом психологического смысла, которые учитывают признаки, понятия, используемые с целью описания психического облика человека, форм его активности.

Темперамент, как индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов и поведения, то есть темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, включая такие некоторые внешние особенности поведения человека как подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.п., имеет компоненты, которые его определяют.

Три главных компонента темперамента, которые относятся к сфере общей активности индивида, его моторике и его эмоциональности определяет В.Д. Небылицын, при проведении анализа внутренней структуры темперамента. Где в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности обусловлено общей активностью психической деятельности, а также поведения человека, имеет выражение общей активности у различных людей.

Как подчёркивает М.И. Еникеев, все регуляционные компоненты человеческой деятельности - познавательные, волевые и эмоциональные процессы - функционируют в неразрывном единстве и составляют психическую деятельность человека. По мнению В.Н. Мясищева, единство личности характеризуется направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой темперамента. Здесь, стоит выделить то, что:

) двигательная (моторная), активность, отображающая состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата - быстрота, сила, резкость, интенсивность мышечных движений и речью человека, его внешней подвижности, либо наоборот, сдержанности говорливости или молчаливости;

) эмоциональная активность, определяющаяся эмоциональной впечатлительностью либо восприимчивостью и чуткостью к эмоциональным воздействиям, импульсивностью, эмоциональной подвижностью, то есть быстротой смены эмоциональных состояний, где начало и прекращение их выражает темперамент, проявляющийся в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение, то есть некоторые свойства темперамента.

При этом темперамент не определяет отношений личности, её стремлений, и интересов, её идеалов - всего богатства содержания внутренней жизни человека, характеризуя динамическую сторону, имеет существенное значение с целью понимания сложного образа поведения человека. В этом случае, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, характеризует его качественные особенности личности и её возможности, которые определенным образом складываются в деятельности индивида. Темперамент, органически входя в структуру характер, обуславливает жизненные впечатления, воспитание и обучение, складывающиеся на естественной основе компонентов темперамента - тип ВНД.

Где отношение личности, её убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, развивая иные, организовывает своё поведение, руководствуясь общественными нормами, когда, темперамент сам, преобразуясь под влиянием качеств характера, обуславливает своё развитие как взаимообусловленный процесс развития своих компонентов. Таким образом, темперамент, наличествуя тремя главными своими компонентами - моторный или двигательный компонент, динамические качеств личности и эмоциональность - обуславливаются психодинамической характеристика деятельности индивида, то есть импульсивностью и темпом психической его деятельности.


.1 Типы темперамента по Гиппократу и И.П. Павлову

Гиппократ, предложивший типологию темпераментов, которая является основанной на постулировании четырёх основных элемента, соотношение которых определяет течение физических и душевных болезней в человеческом теле. По Гиппократу, орган мышления и ощущений - это мозг. Где, исходя из представления о соотношении в теле человека таких четырёх соков как кровь, слизь, желтая и черная желчи, на основе данного гуморального принципа было дано описание различных эмоциональных проявлений:

при душевном возбуждении одни люди являются склонными вести себя по маниакальному типу поведения, другие люди по депрессивному поведению, считавший, что существует определенное влияние климато-географических условий на свойства характера человека и его общественную организацию. При этом в качестве типа темпераментов, носителя которые являются обозначенными как сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, где проявляется доминирование какого-либо одного элемента.

Сангвиника характеризуют в качестве: 1) живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности; 2) быстрое приспосабливание к новым условиям, быстрое схождение с людьми, лёгкие возникновения и смена чувств, характеризуемые богатой мимикой, подвижностью, выразительностью, иногда поверхностностью, непостоянством.

Холерика характеризуют: 1) как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, однако неуравновешенного и склонного к бурным эмоциональным вспышкам, а также резким сменам настроения; 2) свойственность к повышенной возбудимости, сильной эмоциональности, а иногда раздражительность, аффективность.

Флегматикахарактеризуют: 1) как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний; 2) новые формы поведения его, которые вырабатываются медленно, однако долго сохраняются;

) редко выходящего из себя, не склоненного к аффектам; 4) свойственность ровности, спокойствия, выдержки, иногда вялости, безучастности к окружающим и лень.

Меланхолика же характеризуют следующим образом. Легко ранимого, склонного к глубокому переживанию даже незначительных неудач, однако внешне вяло реагирующего на окружающее. Меланхолик тормозится, которому трудно долго сосредотачиваться на чем-либо одном, когда сильные воздействия приводят к ступору, а иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность.

Типы темперамента, которые предложены И.П. Павловым, выражаются таким образом:

) построение на основе типов нервной системы;

) в основе ВНД лежат такие три компонента как сила, уравновешенность и подвижность.

) сила выражается сохранением индивидом высокого уровня работоспособности при длительном и напряженном труде, быстрое восстановление, отсутствие реакции на слабые раздражители;

) уравновешенность обуславливается тем, что индивид остаётся спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания;

) подвижность характеризуется индивида на изменения ситуации, при лёгком приобретении новых навыков.

В этом случае, сочетание компонентов ВНД - сила, уравновешенность и подвижность, объясняет классические темпераменты Гиппократа:

) сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД;

) холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД;

) флегматик - сильный, уравновешенный, инертный тип ВНД; меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный тип ВНД.

.2 Типы темперамента по Э. Кречмеру

Типы темперамента, которые были предложены Э. Кречмером, характеризуются: 1) первоначально соотнесением конституции тела - лептосомный, пикнический, атлетический с психическими заболеваниями - маниакально-депрессивным психозом и шизофренией; 2) такими основными типами его строения как чётко выраженные основные типы - лептосомный, или психосоматический, пикнический, атлетический, и менее определенный основной тип - диспластический.

В этом смысле, данные типы конституций Э.Кречмер соотнёс с психозом и шизофренией, где существует следующая определенная связь. Более склонными являются люди с пикническим типом конституции к маниакально-депрессивным психозам, а с лептосомным типом конституции - к шизофрении.

Далее Э. Кречмер предполагал, что:

) особенности темперамента, являющиеся ведущими при душевных заболеваниях, могут быть обнаружены, только при меньшей их выраженности, и у здоровых индивидов;

) различие между болезненным и здоровым состоянием выражается только количественными показателями, при том, что любому типу темперамента свойственны психотический, психопатический и здоровый варианты психического склада темперамента;

) каждому из основных психических или психотических заболеваний соответствует определённая форма психопатии - циклоидная, шизоидная, включая определённый «характер», а точнее, темперамент здорового человека - циклотимический, шизотимический; 4) наиболее предрасположены к психическим заболеваниям являются пикник и психосоматик;

) при чрезмерной выраженности циклотимический характер может доходить - через уже анормальную циклоидную вариацию характера - до маниакально-депрессивного психоза;

) при шизотимической форме темперамента, в случае отклонения от нормы, возникает шизоидия, трансформируемая, при форсировании болезненных признаков, в шизофрению.

В этом смысле, стоит выделить то, что Э. Кречмер определил такие семь темпераментов, которые являются соотнесёнными с тремя основными группами:

) циклотимический - на основе пикнического телосложения: гипоманический, синтонный и флегматичный; 2) шизотимический - на основе лептосомной конституции: гиперэстетический, собственно шизотимический, анэстетический; 3) астенический наделяется шизоидным (шизотимическим), темпераментом, обуславливаемый замкнутостью, уходом в себя, несоответствием ответных реакций внешним стимулам, повышенной ранимостью при эмоциональной холодности, переживанием астенических чувств;

) вязкий темперамент или viskose Temperament, основывается на атлетическом телосложении, в качестве особого вида темперамента, выраженный вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям. Поэтому, основные свойства темперамента по Э. Кречмеру - чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности, психомоторика, индивидуальные особенности, в конечном счёте, обусловленные химизмом крови.

.3 Типы темперамента по К.Г. Юнгу и Х.Ю. Айзенку

Типология темпераментов, которая была предложена К.Г.Юнгом, представленная интроверсией и экстраверсией, определяется личностной ориентацией в теории аналитической психологии, выступающая в качестве одной из двух интегральных установок, характеризующая индивида как:

1) сознающего, думающего и судящего индивида (интроверсия <#"justify">3. Методология исследования темперамента

.1 Характеристика методов исследования темпераментов

На основе использования полиэффекторного метода, прежде всего электроэнцефалограммы и метода вызванных потенциалов, оказалось возможным исследовать свойства нервной системы вне процесса выработки условного рефлекса.

В соответствии с этим В.Д. Небылицын предложил различать парциальные свойства нервной системы, соотносимые с особенностями протекания условных рефлексов, и общие свойства, которые представляют собой сверханализаторные характеристики работы мозга и служат нейрофизиологической основой целостных особенностей индивидуального поведения. С целью диагностики импульсивности используют такие специальные тесты и опросники, как, к примеру, опросник импульсивности Х. Айзенка и Matching Familiar Figures Test Дж. Кагана, где немаловажным является различение скорости и импульсивности, когда: 1) медленное и точное выполнение задания свойственно рефлексивной личности; 2) быстрое и неточное - импульсивной личности;

) быстрое и точное выполнение не представляет собой признак ни импульсивной, ни рефлексивной личности.

На основе «трёхфакторной модели личности» Х.Ю. Айзенком были созданы психодиагностические методики EPI и EPQ, продолжившие ряд ранее созданную методологию - MMQ, MPI. Для выявления индивидуальных особенностей большой пятерки интегральных личностных черт личности служит NEO Personality Inventory, опросник Abridget Big-Five Dimensional Circumpex Model, при использовании таких шкал как:

) экстраверсия; 2) склонность к соглашательству; 3) добросовестность; 4) эмоциональная устойчивость; интеллект (открытость для опыта). Где большая пятерка интегральных личностных черт факторно-аналитической модели личности характеризуется такими интегральными личностными чертами как экстраверсия, желательность, сознательность, эмоциональная стабильность и интеллектуальная открытость. Х. Бидструп, изобразив реакцию четырёх людей на одно и то же происшествие - некто нечаянно сел на шляпу отдыхающего на скамейке человека, в результате чего холерик пришел в ярость, сангвиник рассмеялся, меланхолик страшно огорчился, а флегматик невозмутимо надел шляпу на голову. В этом случае, методологическая основа исследования типа темперамента представляет собой тестирование.

Методика Яна Стреляу для диагностики уровня процессов возбуждения и торможения, исследуя подвижность нервных процессов, при тестировании темперамента, выделяет набор биологических особенностей личности, типы нервной системы, которые соответствуют типам темпераментам - меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик, которые не влияют на способности испытуемых. Поэтому, с целью определения типа темперамента разработано множество методик, тестов, которые позволяют определить, при использовании закрытых вопросов («Да» и «Нет») процентное соотношение каждого типа темпераментов и выделить его основной тип, которые является присущим каждому человеку.

3.2 Исследования влияния темперамента личности на формирование ЗОЖ

Тип темперамента, влияющий на успешность формирования ЗОЖ, при своём двояком воздействии, где низкая внушаемость и безразличное отношение к новому, присущее сангвинику, с одной стороны, помогают ему противостоять негативным для здоровья информационным воздействиям, а с другой - ограничивают его в осмыслении и принятии элементов ЗОЖ. Ещё более данные качества выражены у личности с преобладанием флегматических черт, у которых слабая внушаемость и отрицательное отношение к новому, скорее всего, позволяющая устоять и не выкурить «на слабо» сигарету с марихуаной, но заставят воздержаться от похода в спортзал, как альтернатива. При этом условия формирования установки на ЗОЖ для данных двух типов темперамента должны быть постепенность и аргументированность.

Ко всему новому априорно положительно относящийся холерик с одинаковым энтузиазмом способен воспринимать и интегрировать в свою жизнь не только положительное, но и отрицательное. Где свойственная ему умеренная внушаемость позволяет всё же с определенной долей критики относиться к предлагаемым стереотипам поведения и, вероятно, чаще делать осмысленный выбор в пользу концепции ЗОЖ. Но тогда, когда с холериком всегда существует опасность переоценки им своих сил и, соответственно, того, что методичное, ежедневное выполнение взятых на себя обязательств по соблюдению принципов ЗОЖ довольно быстро его утомляет и перестает интересовать. Вероятность же выбора ЗОЖ неуравновешенным и внушаемым меланхоликом в основном определяется направленностью коллектива, в который он попадает в процессе обучения в вузе (учебная группа, комната в общежитии).

Положительными качествами характера личности, которая предполагает его приверженность к ЗОЖ, считается цельность, определённость, сила и твердость. Человек, который занимает активную жизненную позицию по отношению к своему здоровью, свойствен волевой, деятельный, самостоятельный тип характера. При этом характерологические особенности противоположного знака, особенно достигающие формата акцентуаций, создают предпосылки для образа жизни, весьма далекого от здорового - конформный тип и неустойчивый тип. Следовательно, формирование ЗОЖ личности осуществляется в сложном его взаимодействии, во всем многообразии её индивидуально-психологических свойств, к которым относится темперамент, с условиями окружающей действительности, способные оказывать позитивное и негативное воздействие на систему ценностей личности.

.3 Влияния типов темперамента личности на его профессиональную деятельность и на стиль руководства

Исследование влияния темперамента на профессиональную деятельность по методике выявления КОС-2 руководителей по типу темпераментов - меланхолик-интроверт; сангвиник-экстраверт; флегматик-интроверт; холерик-экстраверт, отображает такие общие результаты. Меланхолик-интроверт:

) низкие коммуникативные и организаторские склонности; 2) энергичность в работе выше, чем в общении с людьми; 3) высокая ригидность говорит о трудном переключении с одного вида деятельности на другой; 4) предпочтение среднего темпа в работе, но при этом низкий уровень реакций на постороннее воздействие; 5) обладание высокой эмоциональностью в работе и в общении с людьми; 6) высокая активность; 7) больше внимания уделяет своей работе, нежели общению с людьми.

Сангвиник-экстраверт: 1) низкие коммуникативные и организаторские склонности; 2) примерно одинакова, хотя в целом средняя энергичность в работе и в общении с людьми; 3) не мешает средней пластичности в работе высокая ригидность, при трудном переключении с одного человека на другого;

) предпочтение среднего темпа в работе и среднего уровня реакций на постороннее воздействие; 5) эмоционально уравновешенность, при обладании очень высокой активностью.

Флегматик-интроверт; 1) средние коммуникативные и организаторские склонности; 2) низкая энергичность в работе и в общении с людьми; 3) обладание низкой пластичность, при сильной затруднённости переключения с одного вида деятельности на другой; 4) предпочтение низкого темпа в работе, при замедленной реакции на внешние раздражители; 5) эмоциональная уравновешенность, при обладании низкой активности.

Холерик-экстраверт; 1) наличие средних показателей по организаторским качествам и низких по коммуникативным склонностям; 2) более высокая энергичность в работе, по сравнению с энергичностью в общении с людьми, при общем среднем уровне энергичности; 3) высокая пластичность, характеризующая хорошее переключение с одного вида деятельности на другой вид деятельности;

) предпочтение среднего темпа в работе, при наличии высокого уровня реакций на постороннее воздействие; 5) эмоциональная неуравновешенность, при обладании очень высокой активности; 6) преобладание экстраверсией характера, сопутствующая общению с людьми, в отличии от концентрации на работе.

Основание теоретического исследования проблемы стиля руководства и темперамента личности обусловлено использованием необходимого разработанного методологического аппарата, что характеризует результаты исследования, позволяющее выявить и описать стилевые особенности руководства, отталкиваясь от темперамента руководителей.

Исследование влияния темперамента, на стиль руководства, проводимое на основе разработанных критериев и показателей - выборка, представляющая собой возраст, образование, срок работы, род деятельности до назначения на должность, коррелирует с полученными результатами, устанавливающие наиболее представительную категорию, назначаемой на должности руководителей.

При этом методологией исследования являлись методики:

) ИФДСИ В.М. Русалова, где проводилось исследование по шкалам - ЭП, СЭ, ПП, СП, ТП, ТС, ЭМП и ЭМС; 2) ЕРР Г. Айзенка, когда исследование осуществлялось по таким шкалам как Об, Ак, Ас, Тр, Нп, Пд, Ср, Им и Бо;

) определения стиля управления руководителя с помощью «Самооценки А.Л. Журавлева» со шкалами Авт, Дем и Либ; 4) «Цикл управленческих умений» К. Вильсона, при использовании шкал - A, C D, E, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, T, U, V и W. В первую группу входят опрошенные с высоким и выше среднего уровням выраженности экстраверсии и активности личности, а также респонденты с низким и ниже среднего уровням выраженности нейротизма и эмоциональности личности. Во вторую - испытуемые с высокими и выше среднего уровнями выраженности экстраверсии и активности личности, а также со средним и выше среднего уровням выраженности нейротизма и эмоциональности личности.

В третью - респонденты со средним, низким и ниже среднего уровням выраженности экстраверсии и активности личности, а также со среднем, низкому и ниже среднего уровням выраженности нейротизма и эмоциональности личности.

При решении задачи исследования влияния темперамента на стиль руководства было проведено сравнение показателей выделенных по психодинамическому критерию с помощью критерия H-Краскела-Уоллеса и корреляционное исследование с помощью ранговой корреляции - rs или po Спирмена. Следовательно, исследование влияния темперамента личности на стиль руководства выявляет связанные между собой показатели, которые являются наиболее коррелируемыми показателями функционально-управленческого и деятельностно-опосредованного критериев с показателями психодинамического критерия характер связи либо отсутствие её, при оценке некоторых показателей психодинамического критерия со стилевыми показателями.

темперамент профессиональный психодинамический

Заключение

Выводы. Учёные издавна, пытаясь выделить типичные особенности психического склада различных людей, сводя их к малому числу обобщенных портретов (типов темперамента), характеризовав данные типологии, обусловили практическое их применение, с целью предсказания поведение людей в конкретных жизненных ситуациях с их определённым темпераментом. При этом темперамент является психодинамическими свойствами человеческой индивидуальности, носящие регулятивный характер, регулирующие эмоциональную сферу жизнедеятельности человека, его поведение, занимающие ведущее место в определении психодинамических качеств человека, проявляется в динамике поведения, реакций и поступков личности.

В этом случае, типы темперамента, представляя собой сангвинический тип темперамента, холеристический тип темперамента, флегматический тип темперамента и меланхолический тип темперамента, выражают различные сочетания закономерно связанных между собой таких свойств темперамента как индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и другие свойства темперамента.

Личность представляет собой человека с его социально обусловленными психологическими характеристиками, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являющиеся устойчивыми, определяющие нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Обычно в структуру личности включают перцептивные процессы, способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки, где темперамент вбирает в себя качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства, выбор способа достижения цели.

Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека относят лишь условно, скорее всего, составляющие индивидные его особенности, по той причине, что в основном личностных качеств человека являются биологически обусловленными и врожденными качествами. В этом смысле, темперамент, оказывая существенное влияние на формирование характера и поведение человека, иногда определяя его поступки, индивидуальность, где нельзя полностью отделить темперамент от личности, выступает в качестве связующего звена между организмом, личностью и познавательными процессами.

Поэтому, индивидуальный стиль во многом обеспечивающий гармоничное развитие личности, успешность процесса социализации, на сегодняшний день приобретает особое значение по той причине, что со значительными социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе, бесспорно, становятся залогом полноценной жизни человека в социуме качества человека - личностная активность, самостоятельность в суждениях, волевые черты характера.

Типология темпераментов, предложенная: 1) Гиппократ <#"justify">Список использованных источников

1.Алфимова, М.В. Психогенетика [Текст]: хрестоматия / М.В. Алфимова, И.В. Равич-Щербо. - М.: Академия», 2011. - 432 с.

.Балин, В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учебное пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и другие авторы. Под общей ред. А.А. Крылова, С А. Маничева. - С.Пб: Питер, 2010. - 560с.

.Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов [Текст]: словарь / В.М. Блейхер и И.В. Крук - М.: Аспект-пресс, 2012. - 734 с.

.Гусев, А.Н. Измерение в психологии: общий психологический практикум [Текст]: учебное пособие / А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская - М.: Смысл, 2010. - 286 с.

.Данилова, Н.Н. Психофизиология [Текст]: учебник / Н.Н. Данилова - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 373 с.

.Елисеев О.П., Практикум по психологии личности [Текст]: учебное пособие / О.П. Елисеев - С.Пб.: Питер, 2011. - 560 с.

.Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст]: учебник - М.: НОРМА, 2009. - 331 с. - ISBN 5-89123-359-2.

.Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней [Текст]: учебник для ВУЗов / А.Н. Ждан - М.: Академический Проект, 2009. - 576 с.

.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учебное пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов - М.: Академия, 2010. - 208 с.

.Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст]: учебное пособие / Э.Ф. Зеер - М.: Академический Проект, 2013. - 336 с.

.Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст]: учебное пособие / А. Карелин - М.: Эксмо, 2010.- 416 с.

.Копорулина, В.Н. Психологический словарь / В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова. Под общей редакцией Ю.Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 640 с..

.Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность [Текст]: учебное пособие / В.М. Козубовский. - Мн.: Амалфея, 2013. - 224 с.

.Консультант [Текст]: информ.-аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Винтив»». - М.: Винтив, 2013. - ISSN 0315-7480. 2013, № 3

.Кречмер, Э. Медицинская психология [Текст]: учебник / Э. Кречмер. Под редакцией В.А. Лукова. - С.Пб.: Союз, 2010. - 464 с.

.Кречмер, Э. Строение тела и характер [Текст]: монография / Э. Кречмер - М.: НО Научный Фонд «Первая Исследовательская Лаборатория имени академика В.А. Мельникова», 2010. - 208 с.

.Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник / А.Г. Маклаков - С.Пб.: Питер, 2010. - 592 с.

.Марцинковская, Т.Д., История психологии [Текст]: учебное пособие / Т.Д. Марцинковская - М.: Академия, 2011. - 544 с.

.Марютина, Т.М. Психофизиология [Текст]: учебное пособие / Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев - М.: УРАО, 2009. - 240 с.

.Большой психологический словарь [Текст]: словарь / Под редакцией Б. Мещерякова, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - 672 с.

.Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг [Текст]: учебное пособие / Под редакцией Ю.М. Жукова. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 256 с.

.Морозов, А.В. История психологии [Текст]: учебное пособие / А.В. Морозов - М.: Академический Проект, 2009. - 288 с.

.Общая психология [Текст]: учебник / Под общей редакцией проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2009. - 232 с.

.Общая психология [Текст]: учебник / Под редакцией Р.X. Тугушева и Е.И. Гарбера - Саратов «Научная книга», 2009. - 480 с.

.Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие / Р.В. Овчарова - М.: Академия, 2013. - 448 с.

27.Первушина, О.Н. Общая психология [Текст]: методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2011. - 44 с.

.Помогайбин, В.Н. История психологии: личности, взгляды, концепции: от античности до XX столетия [Текст]: учебное пособие / В.Н. Помогайбин - М: СГУ, 2009. - 190 с.

.Практическая психология [Текст]: учебник / Под редакцией М.К. Тутушкиной - С.Пб.: Дидактика Плюс, 2011. - 368 с.

.Психологическое сопровождение выбора профессии [Текст]: научно-методическое пособие / Под редакцией Л.М. Митиной - М.: Флинта, 2011.- 184 с.

.Психология для студентов вузов [Текст]: учебное пособие / Под редакцией Е.И. Рогова - М: Март, 2009. - 560 с. - ISBN 5-241-00227-8.

.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн - С. Пб: Питер, 2010. - 712 с.

.Сонин, В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / В.А. Сонин - С.Пб.: Речь, 2009. - 408 с. - ISBN 5-9268-0293-8.

.Шапарь, В.Б. В лабиринтах психологии личности [Текст]: учебное пособие / В.Б. Шапарь - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 512 с.

Похожие работы на - Типы темперамента и возможности их измерения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!