ция - находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.
Физиогномика - ненаучный метод определения типа личности человека, его душевных качеств и состояния здоровья, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения.«Впервые термин, физиогномика , употреблен, Гиппократом, на которого ссылается Гален» .
Карл Ясперс писал: «Физиогномика - это исследование устойчивых соматических конфигураций как отличительных признаков сферы психического».
Характер - это совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.
Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания.
. Типология характеров по Кречмеру и Щелдону
Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический..
Астенический тип - это обычно худой человек среднего или выше среднего роста, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями.
Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.
Каждый из типов строения тела Кречмер связал с особым типом характера. Три типа характера он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик.
Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению.
Иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный.
Циклотимик имеет пикническое телосложение, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
В США наибольшую популярность приобрела концепция характеров У.Шелдона, им были выделены 3 типа телосложения:
Эндоморфный. Из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы. Людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани. Этот тип телосложения характеризуется преобладанием функций внутренних органов - висцеротонией ( «внутренности»).
Мезоморфный. Из мезодермы образуется мышечная ткань. Мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу. Этот тип телосложения характеризуется преобладанием функций мышц -соматотонией ( «тело»).
Эктоморфный. Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Эктоморфному типу свойственен хрупкий организм, плоская грудная клетка, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой. Этому типу телосложения соответствует преобладание функции мозга - церебротония ( «мозг»).
Типы характеров были названы Шелдоном в зависимости от типа телосложения. Лиц с преобладанием висцеротонии Шелдон назвал висцеротониками. Их характеризует любовь к комфорту, пристрастие к еде, любовь к компаниям и общественной жизни, приветливость со всеми. Такие люди ориентированы на одобрение окружающих, эмоционально ровные, терпимые, с замедленными реакциями, без взрывных эмоций и поступков.
Лица с преобладанием соматотонии - соматотоники. Они имеют склонность к физической деятельности, к риску, к доминированию. Характеризуются храбростью, решительностью манер, громким голосом, агрессивностью.
Лица с преобладанием церебротонии - церебротоники. Имеют склонность к уединению, к рассуждениям, тихий голос. Заторможены в общении, скрытны.
.Типология характера по Фромму, Леонгарду и Личко
Э. Фромма интересовали не индивидуальные особенности индивидов, а те, которые присущи большинству людей данной группы (социуму). По мнению Фромма, именно ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют его характер.
Ориентации позволили Э. Фромму выделить следующие типы социальных характеров:
мазохист-садист.
разрушитель.
конформист-автомат.
Немецкий врач-психиатр К. Леонгард и русский врач-психиатр А. Личко в середине XX в. предложили свои типологии характеров людей. Леонгард распространил созданную им типологию на взрослых, а Личко адресовал ее подросткам и юношам.
К. Леонгард выделил 12 типов акцентуированных характеров, которые часто встречаются у людей, больных различными неврозами. Это - следующие типы:
. Гипертимный тип. Для него характерны повышенная общительность, эмоциональность, нарушения логики мышления (частые отклонения в ходе разговора от первоначальной темы общения), нередкие конфликты с окружающими людьми из-за несерьезного отношения к своим обязанностям
. Дистимный тип. Он отличается необщительностью, немногословием, преобладающим плохим настроением, избегает шумных компаний, предпочитает быть один, находиться дома, вести замкнутый образ жизни, редко вступает в конфликты с окружающими людьми.
. Циклоидный тип. Отличается частой, периодической сменой настроения, манеры общения с людьми. В периоды хорошего настроения люди такого типа общительны и добры, а в периоды плохого настроения бывают замкнутыми и злыми.
. Возбудимый тип. Быстро возбуждается, часто выходит из себя, склонен к хамству, причем в конфликтах с людьми является активной, провоцирующей стороной.
. Застревающий тип. Отличается склонностью к нравоучениям, негибкостью мышления и упрямством
. Педантичный тип. Ведет себя как бюрократ, предъявляя людям много чисто формальных требований.
. Эмотивный тип. Чрезмерно эмоционален, слезлив. Имеет достаточно узкий, ограниченный круг общения.
. Демонстративный тип. Самоуверенный, имеет завышенные притязания, провоцирует конфликты, но при этом сам активно защищается, если на него нападают. Характеризуется легкостью в установлении контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы..
. Экзальтированный тип. Отличается высокой контактностью и общительностью, словоохотливостью и влюбчивостью. Привязан и внимателен к друзьям и близким.
. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, имеет массу знакомых и друзей. Словоохотлив, проявляет интерес ко всему. Редко вступает в конфликты с окружающими людьми, играя в них обычно пассивную роль.
. Интровертированный тип. Отличается замкнутостью, низкой контактностью, склонностью к философствованию, оторванному от реальности. Любит одиночество, редко вступает в конфликты с окружающими людьми, причем лишь тогда, когда кто-то пытается бесцеремонно вмешиваться в его жизнь.
В типологии характеров А. Личко представлены одиннадцать типов акцентуированных характеров подростков:
. Гипертимный тип. 2. Циклоидный тип. 3. Лабильный тип. 4. Астеноневротический тип. 5. Сензитивный тип.6. Психастенический тип. 7. Шизоидный тип. 8. Эпилептоидный тип. 9. Истероидный тип. 10. Неустойчивый тип. 11. Конформный тип.
.Взаимосвязь темперамента и характера
Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению.
.Структура характера
Определить структуру, или строение характера человека, - значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии.
В структуре сложившегося характера выделяют две стороны: содержание и форму.
К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. В содержании характера на первый план может выдвигаться то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности.
В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манере поведения. Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера относятся к форме.
В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Снмптомокомилексы - системы взаимосвязанных психических свойств.
. Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность чуткость отзывчивость, уважение к другим людям и противоположные им черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).
. Черты, показывающие отношение человека к своему дену (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность).
. Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность скромность и противоположные им - самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).
. Черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
Характер является следствием отражения всей сложности жизненных впечатлений, формируется в процессе активного взаимодействия личности и среды.
Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимике, а также накладывает печать на внешний облик личности и отражается в типической позе.
Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни.
Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества.
Характер - это целостное образование, система свойств личности, находящихся в определенных отношениях друг к другу. На характер влияют потребности, интеллект и способности, воля, эмоции, направленность, темперамент. Совокупность отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни людей.
Способности и деятельность
Способности определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одной или нескольких видов деятельности. Понятие способностей не сводится только к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека, а характеризуют глубину, быстроту, прочность овладения той или иной деятельностью. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью и тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может стать условием успешности различных видов деятельности.
.Чем отличаются общие и специальные способности?
Под общими способностями часто понимают способности, необходимые человеку для многих деятельностей, под специальными - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенной деятельности (музыкальной, сценической, литературной и т.п.).
Специальные способности неразрывно сочетаются с общими, предполагают наличие конкретных возможностей успешно осуществлять определенные виды деятельности.
Специальные способности характеризуются наличием у субъекта проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - умений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний. Для успешного выполнения той или иной деятельности важны не только специальные способности, но и общие.
Специальные способности неразрывно сочетаются с общими, предполагают наличие конкретных возможностей успешно осуществлять определенные виды деятельности. Специальные способности характеризуются наличием у субъекта проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - умений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний. Для успешного выполнения той или иной деятельности важны не только специальные способности, но и общие.
Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствия как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.
Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, - это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое - и даже может стать соответствующим навыком.
Специальные элементарные способности - это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.
Общие сложные способности - это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.
Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.
Под профессиональными способностями (специальными) понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности.
Под специальными способностями подразумеваются те, при которых деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т. п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике).
Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности.
.В чем специфика понятий: способности, одаренность, талант, гениальность?
Одаренность - это врожденная склонность к успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют человека, который имеет хорошие задатки к данному виду деятельности. Быть одаренным - не означает быть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это лишь означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.
Талант - это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Талантливый - это человек, который практически доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности. Более того, его можно назвать талантливым лишь тогда, когда он добился в данном виде деятельности значительных успехов, то есть выполняет ее на высоком уровне, превосходящем средний уровень выполнения этой деятельности многими другими людьми.
Гениальный - это человек, который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся и признанных успехов. Если одаренных людей очень много (практически каждый человек потенциально может быть в чем-то одаренным), способных - тоже немало, но несколько меньше, чем одаренных (далеко не все из них в силу разных причин могут полностью развить свои задатки и превратить их в способности), то талантливых довольно немного, а гениальных - только единицы.
.Как соотносятся понятия: способености и задатки?
Способности - психические свойства личности, позволяющие успешно овладевать конкретными <http://psyera.ru/vidy-deyatelnosti-386.htm> видами деятельности и совершенствоваться в них.
Развитие способностей происходит в процессе <http://psyera.ru/socializaciya-lichnosti-periody-ee-razvitiya-189.htm> социализации личности, под влиянием социальных обстоятельств в широком смысле слова. Сильные, виртуозные, гибкие, тонкие пальцы в равной степени необходимы и высококвалифицированному врачу-нейрохирургу, и пианисту, и вору-карманнику («щипачу»). А вот кем станет ребенок, обладатель таких пальцев, во многом будет предопределено именно социальными обстоятельствами.
Задатки создают предпосылки для развития способностей. Они весьма многообразны и многозначны (особенности психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, психических свойств и состояний, образований).
Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются.
Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они способствуют формированию способностей в процессе жизнедеятельности человека. По мнению абсолютного большинства психологов, человек далеко не в полной мере в процессе своей жизнедеятельности реализует свои задатки.
.Какие вы знаете методы исследования способностей?
В качестве способа измерения способностей используются различные тесты:
.Тест специальных способностей - измеряет одну какую- либо способность.
Тесты способностей делятся на:
общие (интеллектуальные - применяются тесты интеллекта).
специальные (применяются специальные тесты).
.Комплексные батареи способностей - измеряют ряд способностей и дают профиль, образуемый показателями каждой способности.
.Различают тесты математических, технических, музыкальны художественных и других способностей. 4.Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др.
.Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия.
.Современные тесты чаще всего создаются в форме бланковых методик.
. Наиболее известными являются батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способностей (ГАТБ).
.Для диагностики некоторых видов творческих способностей разрабатываются стандартизованные тесты.
.Тесты на интеллект предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека.