Разработка профессиограмм
План
Построение профессиограмм в целях прогнозирования успешного выбора профессии
Профессиограмма руководителя интернет-маркетинга
Профессиограмма сборщиц микросхем
Профессиограмма психолога-консультанта, работающего в хосписе
Список использованной литературы
Построение профессиограмм в целях прогнозирования успешного выбора профессии
Профессиограмма (от лат. Professio - специальность, Gramma - запись) - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.
Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности..
Разработка профессиограмм решает большое количество задач. Но в данной контрольной работе мы рассмотрим профессиограммы, составленные с целью помочь сделать нелегкий выбор- выбор будущей профессии.
Профессиограмма включает в себя описание сути данной профессии, что, в свою очередь, помогает человеку понять, будет ли она ему интересна. Но описание сути профессии не всегда дает понять, чем именно предстоит заниматься специалисту. Поэтому, это следующее, что должно быть в профессиограмме- описание того, чем конкретно будет заниматься сотрудник. Так же должна быть отражена информация о том, в каких условиях предстоит работать сотруднику. Это не менее важно, чем сам род деятельности, ведь человек проводит на работе много времени и не должен испытывать какие-то неудобства. Так же должны быть описаны перспективы карьерного роста сотрудника и приблизительные возможные доходы. На этом заканчивается список того, что человек должен знать о самой профессии. Дальше профессиограмма помогает человеку определить насколько он подходит для данного рода деятельности. В профессиограмме обязательно должны быть описаны личные качества и перечень знаний, которыми должен обладать сотрудник. Так же должны быть описаны медицинские противопоказания к данной профессии.
Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:
а) системность - в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;
б) целостность - оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;
в) практичность - результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;
г) научность и современность - методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;
д) эффективность - в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.
Важной составной частью профессиограммы является психограмма - описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.
В некоторых профессиях личностные качества, можно сказать, превалируют над профессиональными.
При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, - в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений.
Изучив профессиограмму, даже человек, который ничего совершенно не понимает в сфере, к которой относится данная профессия, должен понимать насколько она ему подходит и насколько он подходит для неё. Изучение профессиограмм могло бы стать хорошей практикой в выпускных классах школы, чтоб ученики могли понимать, что их ждет в будущем и насколько их выбор удачный и осознанный. Так же профессиограмма очень помогает в случае, если сфера, в которой ты планируешь работать, огромная, и стоит на определенном этапе жизни выбрать уже более узкую «дорожку».
Профессиограмма руководителя интернет-маркетинга
Слово «маркетолог» означает в переводе с английского языка «изучающий рынок». Любой фирме, производящей или реализующей какую-либо продукцию, необходимо владеть информацией, насколько результаты ее труда востребованы на рынке, что предлагают конкуренты, какую цену готовы платить за этот товар покупатели. Получить представление о предложении и спросе на конкретную продукцию призваны маркетологи. Так же часто маркетологи занимаются ещё и рекламой.
Перечень обязанностей:
1. Осуществляет разработку маркетинговой политики на основе анализа потребительских свойств производимой продукции и прогнозирования потребительского спроса на продукцию предприятия, технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции.
. Обеспечивает участие отдела в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении новых рынков сбыта и новых потребителей продукции.
. Координирует деятельность всех функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по маркетингу продукции предприятия.
. Организует изучение мнения потребителей о выпускаемой предприятием продукции, его влияния на сбыт продукции и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества.
. Осуществляет контроль над своевременным устранением недостатков, указанных в поступающих от потребителей рекламациях и претензиях, мотивацией определенного отношения потребителей к продукции предприятия.
. Организует разработку стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой для информирования потенциальных показателей и расширения рынков сбыта.
. Готовит предложения по формированию фирменного стиля предприятия и фирменного оформления рекламной продукции.
.Участвует совместно с другими отделами в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств и стимулирования сбыта.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
1.хорошо развитые аналитические способности;
.целеустремлённость;
.развитые коммуникативные способности;
.умение получать и обрабатывать нужную информацию;
.высокий уровень понятийного мышления;
.умение принимать решения;
.способность управлять собой;
.развитые организаторские способности;
.ярко выраженные лидерские качества;
.способность управлять людьми.
Личностные качества, интересы и склонности:
.креативность;
.критичность;
.требовательность;
.ответственность;
.оригинальность, находчивость, разносторонность;
.эрудированность;
.наблюдательность;
.стрессоустойчивость;
.стремление к саморазвитию;
.уверенность в себе, принимаемых решениях;
.целеустремленность, настойчивость;
.тактичность, воспитанность;
.гибкость (умение гибко и быстро реагировать на разные изменения в ситуациях);
.наличие развитой интуиции.
Область базовых знаний и их уровень: экономика, социология уровень высокий (теоретический), психология, иностранные языки, математика, статистика уровень средний (практическое использование знаний).
Профессиограмма сборщиц микросхем
Содержание деятельности:
1.сборка всех типов микросхем
.армирование керамических плат микросхем на ручных прессах и полуавтоматах
.герметизация микросхем
.приготовление клея на основе эпоксидных смол
Должен знать:
1.конструкции и основные параметры микросхем
.требование стандартов
.условия и физические законы микросварки и микропайки
Профессионально важные качества:
1.высокая зрительно-двигательная координация;
.пространственное воображение;
.оперативная память;
.аккуратность;
.мышечно-суставная чувствительность;
.устойчивость к монотонии.
Медицинские противопоказания:
1.дефекты зрения;
.заболевания костно-мышечного аппарата кистей и пальцев рук;
.болезни, связанные с потерей сознания
Профессиограмма психолога-консультанта, работающего в хосписе
Квалификационные требования:
Должен знать: основы законодательства в области здравоохранения, образования, занятости населения, охраны труда, методические нормативные и др. руководящие материалы по практической психологии, общую и специальные психологии (педагогическую, инженерную, психологию труда и др.), основы психодиагностики, психологического консультирования, методы социально-психологического тренинга общения, диагностики и коррекции развития личности, передовой отечественный и зарубежный опыт.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
1.Высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредотачиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);
.Высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
.Хорошее развитие образной и словесно-логической памяти;
.Высокий уровень развития образного мышления;
.Высокий уровень логического мышления;
.Хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);
.Коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты);
.Умение слушать;
.Вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
.Ораторские способности (грамотное выражение мысли);
.Способность к самоконтролю.
Личностные качества, интересы, склонности:
1.Высокая степень личностной ответственности;
.Терпимость, безоценочное отношение к людям;
.Интерес и уважение к другому человеку;
.Стремление к самопознанию, саморазвитию;
.Оригинальность, находчивость, разносторонность;
.Любознательность и обучаемость;
.Тактичность, воспитанность;
.Склонность к сопереживанию;
.Инициативность;
.Сострадание;
.Целеустремленность, настойчивость;
.Интуиция, умение прогнозировать события;
.Находчивость;
.Умение хранить тайну;
.Творческое начало;
.Эрудированность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
1.Психическая и эмоциональная неуравновешенность;
.Агрессивность;
.Впечатлительность;
.Замкнутость;
.Нерешительность;
.Отсутствие склонности к работе с людьми;
.Неумение понять позицию другого человека;
.Ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
.Низкий интеллектуальный уровень развития
Доминирующие виды деятельности:
1.Исследование развития психики и закономерностей психических процессов;
.Изучение внутреннего мира и поведенческих особенностей человека;
.Изучение вопросов, связанных с творческой деятельностью людей, особенностями восприятия;
.Изучение особенностей поведения в стрессовых ситуациях;
.Подготовка человека к трудностям;
.Помощь принятия мысли о потере близкого/родного человека;
.Помощь в борьбе со страхами (страхом неизведанного);
.Исследовательско-аналитическая работа (работа с получаемой информацией, адаптация психодиагностических методик к условиям реальной практики);
.Информирование клиента о том, что с ним происходит;
.Психологическое консультирование, направленное на оказание помощи человеку в разрешении различных затруднительных ситуаций;
.Профилактика и коррекция нежелательных проявлений психики человека, а также укрепление и формирование необходимых психологических качеств личности;
Список использованной литературы:
1.© www.Япрофессионал.РФ - Бесплатный аудит современности знаний персонала путем тестирования //http://xn--80ajjnidcejma7a3k.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%89%D0%B8%D0%BA-%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC-2/
2.Интерактивный портал Государственной службы занятости населения города Севастополя //<http://sevtrud.ru/professiograms/detail/0263852f-c8e2-4f90-b744-52f085380d23>
.Профессиограмма психолога //http://p10401.edu35.ru/attachments/article/66/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.pdf
.Административно-управленческий портал. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА. // http://www.aup.ru/docs/di/107.htm