Поведение фирмы в условиях олигополии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    131,76 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Поведение фирмы в условиях олигополии















Поведение фирмы в условиях олигополии

Введение

олигополия рынок экономика

Рынок, а точнее его тип и характер, оказывает существенное влияние на поведение фирмы, функционирующей на нем. Рынки подразделяются на типы в зависимости от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее и т.д.

В зависимости от характеристик выделяют следующие типы рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, монополии и олигополии. Рынки монополистической конкуренции (производство обуви, одежды, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильная, нефтяная и металлургическая промышленность) превалируют в странах с развитой рыночной экономикой. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются абстрактными моделями, так как встречаются намного реже. Поэтому на их основе чаще всего проводят анализ поведения фирмы на том или ином рынке. Анализ модели совершенной конкуренции помогает сравнить «идеальный» рынок с реальным.

В настоящее время олигополистический тип рыночной структуры является наиболее распространенным среди всех. Именно поэтому выбранная тема является актуальной. Современные исследователи отмечают, что олигополия сегодня имеет доминирующее положение из всех форм рынка, при котором несколько фирм продают дифференцируемый или однородный товар, вход, на рынок которого затруднен для других фирм, а контроль над ценами ограничен взаимосвязью и взаимозависимостью фирм, и где действует неценовая конкуренция. Основной причиной создания и формирования олигополий является экономия на масштабах производства - хозяйствующие субъекты стремятся сэкономить на издержках, чтобы получить большую прибыль.

Целью данной курсовой работы является изучение поведения фирмы в условиях олигополии. То есть рассмотрение особенностей олигополистического рынка, изучение поведения и модели фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, а также рассмотрение и изучение основных видов и моделей олигополии.

1.     
Олигополия и ее характерные особенности


1.1    Основные признаки и понятие олигополии


По одним данным, понятие «олигополия» ввел в экономическую науку английский экономист Э. Чемберлин, по другим - что создателем данного термина был Т. Мор. Олигополия - (от греч. oligos малочисленный и poleo - продаю, торгую) - господство небольшого количества фирм и компаний в производстве определенных товаров и на рынке этих товаров.

По-другому олигополия это такой тип рынка, при котором несколько фирм контролируют его основную часть. Продукция может быть однородной или обширной (дифференцируемой). Для олигополии характерны некие ограничения (барьеры) для входа новых фирм в данную отрасль. Эти барьеры связаны с эффектом масштаба, большими рекламными расходами, а также действия фирм с тем, чтобы не допустить в отрасль вхождения новых конкурентов.

Основные признаки олигополии.

1.      Небольшое количество фирм в отрасли.

Характерный признак олигополистического рынка - господство в отрасли нескольких крупных предприятий. Их крупный размер - это следствие их немногочисленности на рынке, как правило, от 3 до 15 компаний удовлетворяют большую часть рыночного спроса.

Еще одним следствием такого небольшого количества фирм являются их особая взаимосвязь, которая проявляется во взаимозависимости и остром соперничестве между существующими предприятиями. Такая взаимосвязь проявляется в ответной реакции конкурентов на любую деятельность одной из фирм. Эта взаимозависимость действий и поведения малочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополистического рынка.

Примеры классических олигополий: в США - «Ford», «General Motors», «Chrysler»; ОПЕК - страны-экспортеры нефти, авиастроение - «Airbus», «Boeing» и российский «Аэрофлот» и другие.

Два продавца на рынке олигополии - это дуополия. Условно считают, что 24 фирмы на олигополистическом рынке - это верхний предел, то есть если действуют 25 фирм, то рынок можно считать монополистической конкуренцией.

По концентрации продавцов олигополию подразделяют на «плотную» и «разряженную». К «плотным» относят ситуации, при которых действуют от 2 до 8 фирм. Если же фирм более 8, то это «разряженные» олигополии.

2.      Однородность или дифференцированность продукции.

Продукт, производимый на олигополистическом рынке, может быть как однородным, так и дифференцируемым.

-       Примерами однородной (чистой) олигополии могут быть такие виды продукции, как цемент, металлы (сталь, медь, алюминий), различные ткани, бумага. То есть тогда, когда покупатель не имеет особых предпочтений в фирменной марке того или иного товара, если товары являются товарами-заменителями.

-       Другая ситуация, когда для покупателя важна торговая марка продукта, т.е. товары не являются товарами-заменителями. Разница между такими товарами может быть как реальной (дизайн, качество), так и мнимой (упаковка, этикетка, реклама). Такими товарами могут являться автомобили, компьютеры, сигареты, бытовая техника, алкогольные и безалкогольные напитки.

3.      Степень влияния на рыночные цены.

Влияние на цены при олигополии также высоки, как и монопольная власть, но не в такой мере, как при чистой монополии. Рыночная власть на рынке определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек. Значение данного коэффициента (коэффициент Лернера) для олигополии больше, чем при любой конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии.

4.      Наличие барьеров для входа в отрасль.

Вход в отрасль ограничен различными барьерами, то есть доступ к рынку новым продавцам затруднен, но возможен. При рассмотрении барьеров различают несколько типов олигополистических рынков: медленно растущие рынки, молодые рынки и динамично развивающиеся рынки.

Для медленно растущих рынков характерны довольно высокие барьеры. Обычно это отрасли со сложной технологией, которому присуще крупное оборудование, а также высокие размеры минимально эффективного производства, значительные затраты и стимулирование сбыта. Для данных отраслей характерен положительный эффект масштаба производства, благодаря которому минимальные средние издержки (min ATC) могут быть достигнуты лишь при большом объеме выпуска. Также, внедрение на рынок, на котором господствуют всем известные марки, требуют значительных первоначальных капиталовложений. Вход на такие рынки могут позволить себе лишь крупные конкурентоспособные фирмы, которые имеют необходимые финансовые и организационные ресурсы.

Для молодых же развивающихся олигопольных рынков возможно появление новых фирм в отрасли, так как спрос на продукцию расширяется быстро, а увеличение предложения не оказывает понижающего воздействия на цены.

1.2   
Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах


На поведение фирмы в условиях олигополии в краткосрочном и долгосрочном периодах главную роль играет характер взаимоотношений между конкурирующими фирмами на рынке. В этом и состоит уникальность олигополистической структуры рынка, так при остальных типах рынка значение политики конкурентов не так велико. Только при олигополии решение каждого из участников существенно влияет на остальные фирмы и на всю отрасль в целом.

Для упрощенного рассмотрения поведения фирмы в условиях олигополии, рассмотрим простейшую ситуацию, когда на рынке действуют только две фирмы, то есть дуополию.

Дуополия - это олигополистическая ситуация, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от действий конкурентов, которые также стремятся максимизировать свою прибыль и выручку.

Первая модель дуополии была предложена французским экономистом О.Курно в 1838 году. Данная модель анализирует поведение фирмы, допуская то, что ей заранее известны цена и объем выпуска продукции, которые определила для себя фирма-конкурент. Задачей фирмы-дуополиста является поиск собственного размера производства, опираясь на решения конкурента, как на данность. На рис.1 показано поведение фирмы в условиях дуополии.

Рис.1 Поведение фирмы-дуополиста в краткосрочном периоде

 

Краткосрочный период.

На графике представлена такая ситуация, что оба дуополиста - это одинаковые компании, и их предельные издержки постоянны - кривая МС горизонтальна.

Допустим, что фирме А известно, что конкурент не собирается ничего производить. В таком случае фирма A будет являться монополией. Кривая спроса на ее продукцию  совпадет с кривой спроса всех отрасли. То кривая предельного дохода займет положение . При МС=MR фирма А достигнет оптимального для себя объема производства (на графике это 50 ед.).

Если же фирме А станет известно, что фирма конкурент В будет выпускать 50 единиц продукции, а фирма А установит для своей продукции цену , то спроса на нее не будет: те 50 ед., которые рынок готов принять по такой цене уже представлены фирмой В. Но если фирма А установит цену , то общий спрос рынка составит 75 единиц. Так как фирма В предлагает 50 ед. своей продукции, то для фирмы А останется (75-50=25) 25 единиц. Если цена опустится до уровня , то потребность в продукции фирмы А составит 50 единиц (100-50=50).

Значит, перебирая различные уровни цен, мы получаем различные уровни потребности рынка в продукции фирмы А. Таким образом, на продукцию фирмы А формируются новые кривые спроса  и предельного дохода . Также, использовав равенство предельного дохода и издержек (МС=МR) определим новый оптимальный объем производства для фирмы А (теперь он составляет 25 ед.)

Объем производства при олигополии больше того, который установился бы при чистой монополии, но меньше, чем при совершенной конкуренции:


Две фирмы выпускают 75 единиц продукции, когда как при чистой монополии выпускалось бы всего 50 единиц.

Цены же при олигополии меньше монопольных, но выше цен при совершенной конкуренции:


На графике показано, что цена, установленная фирмой А, и которую должна будет поддержать фирма В для возможности продажи своих 50 единиц продукции, установилась на уровне . только при таком уровне цен рынок будет в состоянии поглотить 75 единиц продукции, выпущенные обоими фирмами. Цена  ниже монопольной цены , но выше конкурентной цены .

Экономический механизм таков, что монополия, ограничивая производство и завышая цены, оставляет неудовлетворенной часть рынка. Этот остаток является рынком сбыта для второго дуополиста, позволяя ему выпустить продукцию, если цены будут, ниже монопольного уровня.

 

2.     
Поведение фирмы при разных видах олигополии


2.1    Нескоординированная олигополия


При рассмотрении модели Курно выяснилось, что при каждом изменении объема производства или цены конкурента приводит к появлению новой кривой спроса для данной фирмы. На Рис.3 показано, к каким последствиям может привести этот вывод, если не брать во внимание допущения Курно о том, что действия фирмы-конкурента заранее известны. Именно так происходит при нескоординированной олигополии. Модель ломаной кривой спроса была предложена в первой половине 20 века, а точнее в 1939 г., П.Суизи, К.Холлом и Р.Хитчем.

Рис.3 Модель ломаной кривой спроса.

Допустим, фирма находится в некоторой точке А (выпуск продукции , цена ) своей кривой спроса  и стремится перейти из нее в точку O, в которой достигаются максимальные прибыли, т.е. MR=МС. Конкуренты при этом не увидят угрозы, а поэтому ничего не станут предпринимать. Тогда фирме удастся достичь оптимальной для нее точки О.

Но более вероятно то, что фирмы-конкуренты почувствуют ущемление и снизят свои цены, тем самым расширив сбыт продукции. Для рассматриваемой фирмы данные действия обернутся снижением спроса. Если фирмы-конкуренты в ответ на снижение цены рассматриваемой фирмы до  также начнут снижать цену то, начиная с точки N, кривую спроса  сменит новая кривая . Также сменится кривая предельного дохода с  на . Если кривая спроса будет иметь ломаную форму, то для кривой предельного дохода будет характерен разрыв, то есть в ней появится вертикальный участок. Значит, точка О перестанет быть точкой оптимума, при которой обеспечивается максимальная прибыль.  и МС пересекаются в другой точке, то равенство MR=МС больше не выполняется для точки О. В соответствии с новой кривой спроса объем продукции  нельзя продать по цене , так как точка О находится выше кривой . То цель максимизации прибыли окажется нереальной.

Движение из N к новой точке  также приведет к неуспеху. На новое снижение цен фирмы-конкуренты могут ответить контрмерами. Следовательно, кривую  сменит новая кривая , которая будет находиться еще ниже. Точка  также будет недостижимой. Таким образом, снижая свою цену, фирма-олигополист может вызвать цепную реакцию ответных мер конкурентов и снижения спроса, тем самым уменьшив прибыль.

Такая же ситуация сложится, если фирма решит повышать цену. Только в этом случае изменение цены вызовет не введение определенных санкций со стороны конкурентов, а наоборот может привести к их поддержке. Фирмы-конкуренты могут присоединиться к повышению цен, и тогда потеря клиентов для рассматриваемой фирмы будет невелика.

Таким образом, при изменении цены кривая спроса на продукцию фирмы в условиях нескоординированной олигополии имеет ломаный вид. Движение по первой прямой это до активной реакции конкурентов, а после него - по другой.

Точка излома является довольно непредсказуемой, так как ее положение зависит от субъективной оценки действий фирмы фирмами-конкурентами. Надежная тактика следует принципу «Не делай резких движений», так как очень легко можно вызвать ценовую войну.

Таким образом, для нескоординированной олигополии характерны негибкие цены.

Общая логика доказательства преимуществ рыночной экономики основывается на механизме ценовой саморегуляции рынка. Но при нескоординированной олигополии данная саморегуляция если не отсутствует, то является блокированной. В условиях нескоординированной олигополии существует искажение объемов и цен рынка по сравнению с его объективными запросами. В таком случае могут возникать губительные ценовые войны между огромными предприятиями (корпорациями), когда диспропорции вырываются наружу, и конкуренты переходят к открытым действиям. Такие войны случались в конце XIX начале XX века, когда крупный бизнес только начинал зарождаться.

Такие сбои рыночных механизмов стали привлекать внимание различных экономических школ.

С точки зрения марксизма олигополизация рынка (а в его терминологии это монополизация) является начальным этапом разрушения капитализма, рыночная экономика превосходит другие типа рынка благодаря своей саморегуляции цен, а также наличие широкого спектра конкуренции. Но не все маленькие предприятия могут выдержать натиск конкуренции, они либо поглощаются, либо становятся банкротами. Так возникают крупные предприятия, а вместе с ними и олигополия.

Значит, конкуренция сама порождает олигополию. Олигополия в свою очередь ослабляет (а в некоторых случаях полностью уничтожает) механизм рыночной саморегуляции. Так, капитализм сам себя загоняет в «могилу». Если считать крах капитализма неизбежным, то нужно предпринимать усилия для создания нового строя - социализма. Однако не только марксизм, но и другие немарксистские школы не отрицают наличие разрушительного потенциала в олигополизации экономики. Но выводы из ситуации выглядят более оптимистичными.

Во-первых, рынок обладает адаптационными возможностями. Олигополия не полностью ликвидирует конкуренцию, а в чистом виде встречается довольно редко. На олигопольном рынке как правильно 3-5 основных фирм и еще больше компаний второго ранга. К тому же кроме отечественных фирм, к рынку имеют доступ и иностранные компании. Более сложные модели олигополии показывают, что при росте числа фирм-олигополистов равновесие Курно приближается к конкурентному равновесию. Поэтому даже на рынке олигополии цены остаются механизмом саморегуляции экономики.

Во-вторых, мелкий бизнес обладает потенциалом выживания. Сегодня от 2/3 до 3/4 занятых продолжают работать на малых предприятиях. Таким образом, именно конкуренция способна определять общий климат на рынке.

В-третьих, политика государства, ведущая антимонопольную политику и снижающая степень несовершенства рынка.

 

2.2    Картели


Малое количество участников олигополистического рынка благоприятствует их взаимному соглашению. Главной идеей такого сговора является установление объема производства и уровня цен на таком уровне, при котором обеспечивается максимальная прибыль для всех участников сговора (монопольная прибыль). Этот объем делится между участниками в соответствии с определенной долей каждого из них в производстве, либо по географическому закреплению рынка. Значит, картель предполагает установление между фирмами-конкурентами соглашения: о единых ценах, объемах производства, о единой политике с поставщиками ресурсов.

Расцвет картелей пришелся на конец XIX века до конца 30-х годов XX века. Именно тогда они имели легальную (разрешенную) форму и поэтому были распространены. Тогда они создали монополистическую структуру рынка в разных ведущих отраслях на длительный период времени.

Однако картели оказали достаточно отрицательное воздействие на рыночную экономику. Благодаря деятельности картелей видны все недостатки чистой монополии. Именно они показали плохие последствия завышения цен и занижения выпуска продукции.

Также картелям было свойственно сознательное ухудшения качества выпускаемой ими продукции. Например картель «Феб», выпускавший электрические лампочки, выпускал те, которые служили 1 тыс.ч, хотя технологии позволяли создавать такие, которые служили бы до 3 тыс.ч. Смысл был в том, что чем быстрее сгорят старые лампочки, тем быстрее придут за новыми. Бывали случаи, что картели нередко тормозили НТП (научно-технический прогресс): для экономии издержек до конца использовалось то оборудование, которое могло производить продукцию только по старым технологиям.

Запрет картелей в большинстве капиталистических стран пришелся на 30-е годы XX века в период кризиса перепроизводства. Огромное количество производимой продукции не находили сбыта, но картели никак не снижали на них цены. Вместо этого они снижали уровень производства и увольняли огромное количество рабочих, что приводило к массовой безработицы.

Запрет на создание картелей действует и сегодня. Их деятельность разрешена только под контролем государства и только в тех отраслях, которые подвергаются «вымиранию».

2.3    Картелеподобная структура рынка


Данная структура рынка представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Также она называется «игра по правилам». Фирмы подчиняют свое поведение определенным правилам, при этом, не имея письменного соглашения. Такая политика помогает избегать юридической ответственности, а также уменьшает риск непредсказуемой реакции фирм-конкурентов.

Один из наиболее частых приемов при картелеподобной структуре является «лидерство в ценах». Все изменения цен сначала проводит одна фирма-участник - обычно самая крупная, а затем данные изменения повторяются другими фирмами. Такой ценовой лидер единолично определяет для всех цены и объем производства так, чтобы они устраивали других участников.

Таким образом, общественная эффективность олигополия различна для разных ее форм. В форме картеля олигополия наиболее неэффективна, так как ее можно считать как групповую монополию. При нескоординированной олигополии можно увидеть все недостатки несовершенной конкуренции. Из-за значительного контроля над рынком недостатки проявляется при олигополии много сильнее, а переход отрасли в олигополистическое состояние сопровождается увеличением объемов производительности в связи с экономией на масштабах производства.

3.     
Олигополия в России


3.1    Характеристика олигополий в России


Советское прошлое подарило российскому рынку ряд экономических особенностей. Обособленность от других государств, нерыночное хозяйствование, доминирование отраслей производства средств производства и военно-промышленных комплексов (ВПК) над производством средств потребления привели к высокой доле отдельных компаний в различных отраслях экономики. Тем самым олигополистический рынок является важным компонентом экономики России. Такие фирмы-олигополисты, как «Газпром», «АвтоВаз», нефтеэкспортеры, «металлурги» являются ключевыми для экономики нашей страны. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему производства (таблица 1).

Таблица 1. Крупнейшие компании по объему реализации продукции за 2012 г.

Компания

Объем реализации в 2012 г. (млн.руб)

ОАО «Газпром»

4 637 090

ОАО «ЛУКОЙЛ»

3 275 015

ОАО «НК Роснефть»

1 858 035

ОАО «ТНК-ВР Холдинг»

1 223 064

ОАО АФК «Система»

969 318

ОАО «Сургутнефть»

787 854

АК «Транснефть»

620 270

ОАО «Татнефть»

615 867

ОАО «Северсталь»

464 996

ГМК «Норильский никель»

415 045


На сегодняшний день крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую рентабельность, чем средний и малый (таблица 2). Крупные предприятия более устойчивы к различным экономическим проблемам, которые могут возникнуть в стране.

Таблица 2. Рейтинг отраслей по рентабельности продаж за 2012 год

Отрасль

Рентабельность продаж, %

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

53,9

Добыча топливно-энергетических ископаемых

27,7

Химическое производство

24,6

Металлургическое производство

12,9

Производство кокса и нефтепродуктов

12,7

Пищевое производство

11,6

Машиностроение

6,2

Деревообрабатывающая промышленность

4,8


Производительность труда растет высокими темпами и превышает средний бизнес в несколько раз. В нефтегазовой сфере производительность труда составляет 27977 тыс.руб/чел., а в текстильном производстве всего 642 тыс.руб в год.

Основные олигополистические рынки.

1.      Черная металлургия.

Черная металлургия является классической отраслью для рынка олигополии. Так как Россия является одним из лидеров по запасам железной руды, то эта отрасль является ключевой. Сегодня на рынке представлено более 20 компаний, но 75% рынка держат 5 металлургических компаний (таблица 3).

Таблица 3. Крупнейшие компании черной металлургии за 2012 год

Компания

Объем реализации в 2012 году, млн.руб.

ГРУППА «ММК»

289 885

ГРУППА ЧТПЗ

116 882

ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат

112 969

Челябинский металлургический комбинат

93 567

Уральская сталь

50 948


Сегодня российская металлургия, также как и нефтяная промышленность, остается ключевым столпом для экономики страны и важнейшим источником российского экспорта. В настоящее время доля металлургии в ВВп страны составляет 5%. Россия занимает 5 место в мире по выплавке стали, производя около 70 млн.т в год. Но на долю мирового производства приходится лишь около 5%, а на Китай (1 место) приходится 50% в мировом производстве.

2.      Нефтяная промышленность.

Россия является одним из лидеров мирового энергетического рынка. Она является ключевым поставщиком нефти для европейских стран. В России добычу нефти осуществляют 9 основных компаний ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании), а также около 150 средних и малых компаний. На долю 9 крупных компаний приходится около 90% всей добываемой нефти в стране. Примерно 3% нефти добывает крупнейшая нефтяная компания «Газпром».

Вертикальная интеграция в нефтяном бизнесе это объединение различных звеньев цепочки добычи и переработки углеводородов. Данная интеграция позволяет достичь многих конкурентных преимуществ, к примеру, снижение затрат при выпуске продукции.

Лидерами нефтегазовой отрасли в России являются ОАО «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» (таблица 4).

Таблица 4. Добыча нефти и газового конденсата крупнейшими нефтяными компаниями России, 2012 г.

Компания

Объем добываемой продукции, млн.т

122,7

ОАО «ЛУКОЙЛ»

90,1

ОАО «ТНК-ВР Холдинг»

71,7

ОАО «Сургутнефтьгаз»

59,5

«Газпром нефть»

29,9

ОАО «Татнефть»

26,1

ОАО «Славнефть»

18,4

ОАО «Башнефть»

14,1

ОАО «Газпром»

13,5

ОАО «Русснефть»

13,0


Автомобильная промышленность.

Цветная металлургия.

Рынок операторов сотовой связи.

Рынок операторов сотовой связи стал бурно развиваться в начале 2001-04-х годов. Период с 1995 по 2004 год следует называть ценовой олигополистической войной между операторами сотовой связи. На тот момент количество телефонов стало превышать количество жителей страны и на фоне этого операторы стали снижать цены на свои услуги, тем самым, увеличивая конкуренции между собой.

На сегодняшний день операторы используют неценовые методы борьбы. Всего в России существует 5 операторов сотовой связи (таблица 5).

Таблица 5. Доли операторов на рынке сотовой связи России, 2012 г.

3.2    ОАО НК «Роснефть» - лидер нефтяной отрасли


ОАО «Роснефть» является не только лидером российской нефтяной отрасли, но и крупнейшей нефтегазовой компанией мира. Деятельность ОАО «Роснефть» направлена на поиск и разведку месторождений углеводородов, добычу нефти, газа и газового конденсата, реализацию проектов по освоению морских месторождений, переработку добытого сырья, реализацию нефти, газа и продуктов их переработки на территории России и за ее пределами.

Компания включена в перечень стратегических предприятий России. Основным акционером ОАО «Роснефть» является ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ», владеющее почти 70% акций и полностью принадлежащее государству, 20% принадлежит ВР, а оставшиеся 10% находятся в свободном обращении.

ОАО «Роснефть» добывает более 40% российской нефти. Она осуществляет разработку силами 12 предприятий, расположенных в Западной и Восточной Сибири, Тимано-Печоре, Центральной России, южной части Европейской части России и на Дальнем Востоке. Компания также владеет 20 % долей в проекте Сахалин-1, включаемой в отчетность «Роснефти» по методу пропорциональной консолидации, а также ведет добычу нефти и газа силами четырех добывающих совместных предприятий, учитываемых по методу участия в капитале: «Томскнефть» - 50,0 %, «Удмуртнефть» - 49,54 %, «Полярное Сияние» - 50,0 % и «Верхнечонскнефтегаз» - 25,94 %.

Добыча нефти.

«Роснефть» добывает более 40% российской нефти и успешно реализует стратегию устойчивого роста добычи, в том числе благодаря внедрению самых современных технологий. Добыча нефти и жидких углеводородов увеличилась на 72% и составила 4 196 тыс. барр./сут. (органический рост 1%).

Компания стабилизировала добычу нефти на крупнейших предприятиях Западной Сибири, включая Самотлорнефтегаз, Нижневартовск, Варьеганнефтегаз и Няганьнефтегаз. Эффективность работы на зрелых месторождениях обусловлена, прежде всего, применением новых, повышающих коэффициент нефтеотдачи технологий, включая массовое внедрение горизонтальных скважин с многостадийным гидроразрывом пласта, зарезку боковых стволов, управление заводнением, а также одновременно-раздельную добычу и закачку. В Самаранефтегаз в 2013 году достигнут рост добычи жидких углеводородов в 2,9% благодаря разбуриванию залежей, открытых на лицензионных участках, приобретенных в 2011-2012 годах, и повышению эффективности геологоразведочных работ за счет расширения использования 3-хмерной сейсмики.

В 2013 году добыча на новых действующих месторождениях (Ванкор, Верхнечонское и Уватская группа) составила 19% от общего объема производства жидких углеводородов.

При этом Компания продолжила реализацию мероприятий по повышению эффективности и контролю за операционными затратами по добыче, которые в 2013 году составили 4,8 долл. США/барр., что является лучшим удельным показателем среди публичных нефтяных компаний в мире.

Добыча газа.

По итогам 2013 года ОАО «НК «Роснефть» стала третьим крупнейшим производителем газа в России, добыв 38,17 млрд куб. м. Рекордный рост добычи газа более чем в два раза связан, прежде всего, с интеграцией крупных газовых активов в результате приобретения ТНК и консолидацией НГК «Итера». В 2013 году были созданы предпосылки для дальнейшего развития газового бизнеса Компании путем органического роста добычи. Так, активно развивается проект Роспан (разработка Восточно-Уренгойского и Ново-Уренгойского лицензионных участков), утвержден интегрированный проект разработки газовых залежей Харампурского месторождения. В 2013 году реализация газа составила 39,07 млрд куб. м., в том числе в Западной Сибири - 24,02 млрд куб. м, в Европейской части России - 10,42 млрд куб. м, а также за пределами РФ - 0,94 млрд куб. м.

«Роснефть» обладает огромным потенциалом для дальнейшего наращивания добычи благодаря наличию значительного объема запасов.

Реализация газового потенциала - одна из стратегических задач «Роснефти». Компания планирует расширять свое присутствие на газовом рынке и уже сегодня активно развивает это направление бизнеса, заключая долгосрочные прямые договора на поставку газа с крупнейшими потребителями. К 2020 году Компания планирует добывать 100 млрд куб м газа в год, вдвое увеличив свою долю на внутреннем газовом рынке (до порядка 20%).

Выход на рынок СПГ - один из вариантов монетизации газовых запасов «Роснефти». Совместно с ЭксонМобил Компания рассматривает возможность строительства завода по производству сжиженного природного газа на Дальнем Востоке мощностью 5 млн т в год. «Роснефть» рассматривает различные варианты сбыта продукции будущего завода. Компания уже законтрактовала объемы СПГ с японскими компаниями Marubeni и Sodeco. Устойчивый спрос на СПГ в странах АТР гарантирует «Роснефти» устойчивый рынок с этого проекта.

Часть объемов продукции будущего завода законтрактованы одним из крупнейших мировых трейдеров - компанией Vitol, что позволяет «Роснефти» диверсифицировать возможные риски на мировом рынке торговли СПГ.

В настоящее время успешно «Роснефть» реализует программу по увеличению уровня использования попутного нефтяного газа до 95%.

Переработка.

На долю «Роснефти» приходится более 20% российской нефтепереработки. На территории России Компании принадлежит 11 крупных нефтеперерабатывающих заводов, имеющих выгодное географическое положение. Это позволяет значительно увеличить эффективность поставок производимых нефтепродуктов. Кроме того, Роснефть владеет долями или контролирует семь НПЗ за пределами Российской Федерации.

В 2013 году российскими и зарубежными НПЗ Компании переработано более 96 млн т нефти (органический рост 1 %). В 2013 году выпуск автобензинов и дизельного топлива стандартов Евро-4 и Евро-5 составил 18 млн т.

В настоящее время «Роснефть» реализует проекты расширения и модернизации своих НПЗ с целью улучшения баланса между добычей и переработкой, а также для увеличения выпуска качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, соответствующей самым современным экологическим стандартам.

В рамках программы модернизации заводов в октябре 2013 года была запущена крупнейшая в России установка первичной переработки нефти АВТ-12 на Туапсинском НПЗ мощностью 12 млн тонн в год. В IV квартале было доставлено основное крупнотоннажное производственное оборудование на Комсомольский НПЗ, Ачинский НПЗ, Новокуйбышевский НПЗ, Куйбышевский НПЗ, Ангарская НХК и Сызранский НПЗ. Компания успешно конкурирует на розничном рынке нефтепродуктов и рынке авиатоплива. Расширена клиентская база высокопремиального канала «в крыло» за счет привлечения новых контрагентов. По итогам 2013 года объем поставок по контрактам с авиакомпаниями увеличился до 67,8 млрд руб., что на 23% больше, чем в 2012 году.

Экспортные терминалы.

Отличительная черта «Роснефти» - наличие собственных экспортных терминалов в Туапсе, Де-Кастри, Находке, Архангельске, которые позволяют существенно повысить эффективность экспорта продукции Компании. «Роснефть» в настоящее время осуществляет комплексные программы их расширения и модернизации с целью обеспечения соответствия этих мощностей планируемым объемам экспорта.

Сеть АЗС.

Одной из стратегических задач «Роснефти» является увеличение объемов реализации собственной продукции напрямую конечному потребителю. С этой целью Компания развивает розничную сбытовую сеть.

Основной целью сбытовой деятельности Компании является увеличение объемов реализации качественной продукции с высокой добавленной стоимостью напрямую конечному потребителю. Для достижения этой цели «Роснефть» расширяет свою сбытовую сеть, прежде всего, в стратегически важных регионах, планомерно наращивая количество автозаправочных комплексов, оснащённых торговыми площадями, кафе, мойками и станциями техобслуживания. Компания владеет одной из крупнейших сбытовых розничных сетей. Сегодня это более 2400 автозаправочных станций и комплексов по всей территории России.

Экологическая безопасность

В сфере охраны окружающей среды в Компании уделяется особое внимание мерам предупреждающего характера, направленным на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Компания «Роснефть» реализует Целевую экологическую программу на 2009-2014 гг., направленную на модернизацию природоохранных сооружений и оборудования. В связи с активизацией работы Компании на шельфе в 2012 году была сформирована программа экологических работ для Арктического научного центра Компании, подготовлены проекты соглашений о сотрудничестве с МЧС России, Роскосмосом и Минтрансом Российской Федерации.

В современных условиях уровень технологического развития является одним из основных факторов конкурентоспособности нефтяной компании. Технологическое лидерство обеспечивается инновационной деятельностью, которая заключается в постоянном внедрении новейших технологий и оборудования, использовании передового мирового опыта, повышении качества управления и контроля над бизнес-процессами, а также в непрерывном повышении компетенции специалистов. Компания Роснефть осознает необходимость инновационного пути развития, активно накапливая научный потенциал в тесном сотрудничестве с отраслевыми НИИ, ВУЗами, малыми и средними инновационными предприятиями отрасли.

Программа инновационного развития НК «Роснефть» - важнейшая часть концепции ее развития. Инновации направлены на модернизацию производственной базы, создание и внедрение новых технологий для решения производственных задач. Это восполнение запасов, увеличение коэффициента извлечения нефти, максимально полное использование попутного нефтяного газа, эффективная реализация шельфовых проектов, увеличение глубины переработки нефти, повышение энергоэффективности, минимизация капитальных и операционных затрат, а также обеспечение экологической и промышленной безопасности. Программа инновационного развития ОАО «НК «Роснефть» призвана ответить на стоящие перед ней глобальные вызовы и обеспечит достижение ее стратегических целей.

Система целей Программы инновационного развития включает:

1.      Обеспечение развития «НК «Роснефть» как высокотехнологичной энергетической компании.

2.      Обеспечение технологического лидерства по ключевым компетенциям: нефтегазодобыча, нефтепереработка.

.        Поддержание удельных капитальных и операционных затрат на уровне лучших мировых отраслевых показателей.

.        Повышение энергоэффективности производства до достижения лучшего мирового уровня.

.        Соблюдение высоких международных стандартов экологической и промышленной безопасности.

В 2013 г. - Компании «Роснефть» и «ЭксонМобил» подписали итоговые соглашения по созданию Арктического научно-проектного центра и обмену технологиями. Арктический центр будет предоставлять полный спектр услуг в области научных исследований и инженерно-технических разработок.

В 2009 год ОАО «Роснефть» была оштрафована (на 5,3 млрд.руб) за на рушение антимонопольного законодательства. Штраф был возложен за злоупотребление монопольным положением на оптовом рынке нефтепродуктов, которое выразилось в изъятии товара из обращения, что привело к росту цен в оптовом сегменте рынка нефтепродуктов, создании условий дискриминации при реализации нефтепродуктов отдельным контрагентам. Эти действия привели к росту цен на оптовых рынках автомобильных бензинов, дизельного топлива и авиационного керосина в начале 2009 года.

В 2011 году ОАО «Роснефть» вновь была оштрафована на 1,8 млрд.руб. за злоупотребление доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высокой цены на дизельное топливо и авиационный керосин в начале 2011 года.

Заключение

олигополия рынок экономика

Таким образом, олигополия - это вид рыночной структуры, рыночной монополии, синоним конкуренции между немногими.

Основные признаки олигополии:

-       Небольшое количество участников (фирм) в отрасли.

-       Возможность производства не только однородной, но и дифференцированной продукции.

-       Наличие барьеров для входа в отрасль.

-       Объемы производства каждой из фирм влияют на отраслевое предложение, так как фирмы достаточно велики.

При общей оценки олигополистических структур можно выявить необходимость их существования, а также наличие недостатков и достоинств этой рыночной структуры.

Четко понять поведение фирмы на данном рынке позволяет анализ дуополии, т.е. когда на рынке действуют только два продавца. Модель дуополии О. Курно анализирует поведение фирмы на основе того, что ей уже заранее известно поведение конкурента (какой объем выпуска продукции он уже выбрал для себя). Перебирая различные уровни цен, в итоге, возможно, получать различные уровни потребностей рынка в продукции фирмы.

При олигополии объем выпуска продукции выше, чем при монополии, но меньше, чем при конкуренции. Однако цены на олигополистическом рынке ниже монопольных, но выше конкурентных.

Для каждой фирмы-олигополиста объем рынка прямо зависит от действий конкурентов. Однако существует точка равновесия Курно - при которой ни у одной из фирм нет стимулов для изменения объемов выпуска. То есть прибыль у фирмы максимальна тогда, когда конкурент сохраняет данный объем выпуска. Большое значение для достижения данного равновесия играет понятность действий конкурента.

Выделяют следующие возможности поведения фирмы в условиях олигополии:

1.      Нескоординированная олигополия.

Фирмы-олигополисты не вступают в контакт друг с другом и не пытаются найти точку оптимального равновесия для каждого из них.

.        Картель.

Под этим подразумевается так называемый сговор фирм, который ориентируется на поиск подходящего равновесия Курно. Цены и объем производства устанавливаются на уровне монополии. После достижения цели (точки равновесия) конкуренты делят между собой монопольную прибыль.

3.      Картелеподобная структура или «игра по правилам».

Фирмы сознательно делают свое поведение предсказуемым для конкурентов, что облегчает достижение равновесия. При такой ситуации фирмы получают олигополистическую прибыль.

Общественная эффективность олигополии как особого его типа различна для ее форм. В форме картеля олигополия неэффективна более всего.

Список использованной литературы


1. Иохин В.Я. Экономическая теория / М.: Юристъ - 2008.

2. Караваев В. Региональное развитие и сотрудничество // Внешняя торговля. - 2009. - № 4.

3. Мэнкью Н. Г. Принципы экономики / СПб.: ПитерКом - 2008.

4.      Нуреев Р. М. Курс микроэкономики / М: Норма - 2009.

.        Слуцкий А. Г. Вехи экономической мысли / СПб.: Экономическая школа - 2008, №7.

6. Федеральный закон РФ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г.

7. Юданов А. Ю., Грязнова А. Г. Микроэкономика. Теория и российская практика / М.: ИТД «Кио Рус» - 2008.

8.      www.ekslovar.ru - Краткий экономический словарь.

9.      www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.

10.    www.rosneft.ru - ОАО НК «Роснефть».

Похожие работы на - Поведение фирмы в условиях олигополии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!