полуприцепы - 17.
На предприятии работает около 200 человек, в том числе более 80 водителей, которые имеют значительный опыт работы в международных перевозках.
На сегодняшний день на международных перевозках работает 31 грузовых автомобилей иностранного производства. Кроме того, предприятие активно развивает деятельность таможенного перевозчика, оказывает услуги предрейсового технического контроля и медицинского осмотра водителей для сторонних организаций, предоставляет территорию для стоянки автомобилей. Международные рейсы водителей данного предприятия затрагивают всю Европу, страны СНГ.
Характер выполняемой предприятием транспортной работы подразумевает условное разделение парка автомобилей на отдельные группы главным образом по критерию соответствия конструкции, экологических параметров требованиям различных стран.
Возрастная структура парка подвижного состава представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Возраст активной части основных производственных фондов.
Наименование и возраст активной части основных производственных фондовНа 01.01.2013 годКоличество единиц% от общего количестваПодвижной состав Грузовые автомобили:43100,00До 2-х лет818,60От 2-х лет до 5-ти лет1841,86От 5-ти лет до 10 -ти лет1125,58От 10 -ти лет до 15 -ти лет12,33От 15-ти до 20- ти лет36,98От 20-ти лет и свыше24,65Полуприцепы:38100,00До 2-х лет37,89От 2-х лет до 5-ти лет2155,26От 5-ти лет до 10 -ти лет821,05От 10 -ти лет до 15 -ти лет12,63От 15-ти до 20- ти лет25,26От 20-ти лет и свыше37,89Хозпарк:11100,00До 2-х лет218,18От 5-ти лет до 10 -ти лет327,27От 20-ти лет и свыше654,55
Более 60% автомобилей (60,46%) и полуприцепов (63,15%) парка имеют возраст до 5 лет. Все эти автомобили эксплуатируются при перевозках грузов в Западную Европу.
Таблица 2.2. Марочный состав подвижного состава предприятия
Наименование и возраст активной части основных производственных фондовНа 01.01.2013 годКоличество единиц% от общего количестваПодвижной состав Минск92 Грузовые автомобили:43100,00МБ Актрос 1844 LSNRL36,98МБ Актрос 1846 LS511,63МБ Актрос 1841 LS920,93Вольво FH1125,58Рено премиум 380.19Т24,65МАЗ-533603-220511,63МАЗ 5432924,65МАЗ 5432824,65МАЗ 5432312,33МАЗ-5336А 3-32012,33МАЗ-437043-32912,33Скания 113Н12,33Полуприцепы:38100,00Кегель2257,89Шмитц718,42Кроне37,89АЛКА Н-13 Х37,89МАЗ 975830-301612,63МАЗ 97583012,63ВИЛТОН 12,63Хозпарк:11100,00CHEVROLET CAPTIVA19,09ЛАДА 2190019,09Мерседес Бенц Е 32019,09ГАЗ 2310218,18МАЗ 5549 19,09Трактор МТЗ-8019,09Автопогрузчик436,36
Для перевозки грузов в международном сообщении из стран Западной Европы используются конкурентоспособные автомобили западноевропейского производства Мерседес-Бенц Актрос, Вольво FH с тентованными полуприцепами объемом 82 м 3 фирмы Кегель, Шмитц, Кроне.
Седельные тягачи и бортовые автомобили Минского автозавода используются на перевозках грузов по территории Республика Беларусь и странам СНГ.
Стандарты Euro, ограничивают токсичность отработавших газов (ОГ) выпускаемых автомобилей. Эти нормы все более ужесточаются.
Таблица 2.3. Структура парка автомобилей по экологическим нормам
ПоказательКоличество единиц% от общего количестваАвтомобили Евро 52455,81Автомобили Евро 3613,95Автомобили Евро 01330,23Итого43100,00
,81% парка автомобилей СОАО "АТЭП-5" соответствуют стандартам Евро 5. Все эти автомобили эксплуатируются на международном направлении перевозок.
Автомобили класса Евро 0 эксплуатируются только во внутриреспубликанском сообщении.
2.2 Анализ и оценка эффективности основных средств СОАО "АТЭП-5"
Для того, чтобы иметь представление о финансовой деятельности предприятия, а так же о направлении его работы, приведем основные технико-экономические показатели. Для большей наглядности сведем их в таблицу 2.4.
Таблица 2.4. Технико-экономические показатели предприятия
Показатели2011 г.2012 г.Отклонение, +/- Темп роста, %1.Выручка от реализации без налогов, млн.руб.300754456314488,00148,172. Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, млн. руб.202653257212307,00160,733. Валовая прибыль, млн. руб.9810119912181,00122,234. Уровень валовой прибыли32,62%26,73%-0,06-5. Управленческие расходы, млн. руб.8758112642506,00128,616. Уровень управленческих расходов29,12%25,28%-0,04-7. Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб.1052727-325,0069,118. Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, млн. руб.3157643-2514,0020,379. Чистая прибыль (убыток), млн. руб.5240558-4682,0010,6510.Среднесписочная численность работников, чел.206202-4,0098,0611. Производительность труда на 1 работника, млн. руб.145,99220,6174,62151,1112. Фонд заработной платы, млн. руб.5560,29650,14089,90173,5613. Среднемесячная заработная плата, руб.224927239810651731793,00176,9914. Среднегодовая стоимость основных средств, млн.руб217884181620028,00191,9215. Фондоотдача1,381,07-0,3177,5416. Фондоемкость0,720,940,22130,5617. Фондовооруженность105,8207101,20195,65
Исходя из приведенных данных таблицы, можно сделать следующие выводы.
Выручка от реализации, исключая налоги, в 2012 году составила 44 563 млн. руб., что на 14 488 млн. руб. больше по сравнению с 2011 годом и, таким образом, возросла на 48,17%.
Тем не менее, себестоимость реализованных товаров, работ, услуг увеличилась на 60,73% и составила 32 572 млн. руб., что на 12 307 млн. руб. выше по сравнению с 2011 годом.
В результате валовая прибыль предприятия за 2012 год составила 11 991 млн. руб., что на 22,23% больше в отличие от 2011 года.
Прибыль от реализации, инвестиционной, финансовой и иной деятельности в 2012 составила 727 млн. руб. и 643 млн. руб. соответственно, что меньше на 30,89% (325 млн. руб.) и 79,63% (2514 млн. руб.), чем в 2011 году.
Чистая прибыль также уменьшилась (на 4 682 млн. руб.).
В результате сокращения среднесписочной численности работников на 4 человека, производительность труда увеличилась на 51,11%. Также увеличилась и среднемесячная заработная плата (практически на 80%).
Также следует отметить, что произошли обновления основных средств, и их среднегодовая стоимость на конец 2012 года увеличилась на 91,92%.
Величина рентабельности капитала 2012 года говорит о том, что предприятие в 2012 году работало рентабельно, то есть организовало эффективное производство, однако эффект незначителен по сравнению с 2011 годом: рентабельность капитала 2011 года составила 24,1 %.
Рассчитав рентабельность реализованной продукции можно установить, что деятельность по реализации в 2011 году принесла предприятию больший эффект, чем в 2012 году.
Для того, чтобы иметь представление о деятельности предприятия, а так же о направлении его деятельности приведем основные технико-экономические показатели его деятельности. Для большей наглядности сведем их в таблицу 2.5.
Таблица 2.5. Технико-эксплуатационные показатели работы СОАО "АТЭП-5"
ПоказательЕд.2011 г.2012 г.Абсолютное изменениеТемп роста, %Коэффициент технической готовности 0,9150,9230,008100,84Коэффициент выпуска на линию 0,6950,7250,031104,42Коэффициент использования пробега 0,8200,8250,005100,63Коэффициент использования грузоподъемности 0,5190,5270,008101,54Объем перевозоктыс.т137,425139,7852,360101,72Грузообороттыс.ткм58 96858 218-75098,73Общий пробег всех автомобилей тыс.км4 5064 266-23994,69Пробег с грузом всех автомобилейтыс.км3 6933 519-17495,29Автомобиле-дни в хозяйстве 25 55023 790-1 76093,11Автомобиле-дни в работе 17 75017 257-49397,22Автомобиле-дни простоя в ремонте 2 1721 840-33284,71Среднее расстояние перевозки грузовкм429416-1397,06Среднесуточный пробег одного автомобилякм254247-797,40Средняя продолжительность рабочего дня авточас8,2998,3720,073100,87Часы пребывания всех авто в нарядетыс.час147,308144,469-2,83998,07Возможные тонно-километрытыс.ткм113 660110 518-3 14297,24
Одним из наиболее значимых показателей работы любого автотранспортного предприятия является объем произведенной транспортной работы, выраженный в тоннах и тонно-километрах, который характеризует конечный результат деятельности АТП за определенный промежуток времени.
В 2012 году объем перевозок предприятия составил 139785 тонн и вырос по сравнению с 2011 годом на 2360 тонн.
Грузооборот предприятия в 2012 году сократился на 750 тыс.ткм.
Среднее расстояние перевозки грузов в 2012 году сократилось по сравнению с 2010 годом на 2,94%. Это сокращение связано, в первую очередь, со спецификой перевозок:
в 2012 году сократилось количество рейсов на дальнюю Европу (Испания, Португалия) и дальнюю Россию.
Коэффициент использования грузоподъемности колеблется в пределах от 0,519 до 0,527. Причины этого колебания:
неполная загрузка автомобилей по организационным причинам;
неполная загрузка автомобилей при перевозке легковесных грузов.
Коэффициент технической готовности за анализируемый период увеличился, хотя и незначительно - на 0,84%, что связано с сокращением количества автомобиле-дней простоя в ремонте.
Коэффициент выпуска на линию увеличился на 4,42% вследствие уменьшения количества автомобиле-дней простоя в исправном состоянии (без груза, документов) за счет лучшей организации работы отдела эксплуатации.
Причины невысокого значения данного коэффициента:
снижение спроса на перевозки, осуществляемые АТП;
понижение их конкурентоспособности.
2.3 Анализ и оценка эффективности трудовых ресурсов СОАО "АТЭП-5"
Целью анализа является качественная оценка трудовых ресурсов АТП, уровня эффективности их использования, выявления внутрипроизводственных резервов повышения производительности труда.
По мере ускорения научно-технического прогресса значение трудовых ресурсов усиливаются. Современное производство с его высокой фондовооруженностью предоставляет в распоряжение каждого работника принципиально новые, сложные типы машин и механизмов, а также все увеличивающийся объем материальных ценностей, усиливая его ответственность за их рациональное использование.
Высокий квалификационный уровень современных работников, увеличение конечных результатов их труда повышают цену каждой ошибки и потерянной минуты, требуют нового подхода к анализу эффективности использования рабочего времени, выявлению внутрипроизводственных резервов роста производительности труда.
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами служит основой для разработки эффективных управленческих решений, направленных на ликвидацию дефицитности работников отдельных профессий и специальностей путем реконструкции и технического перевооружения предприятия;
В процессе анализа трудовых ресурсов изучаются степени:
качественного использования трудовых ресурсов (рабочего времени) в процессе производства;
эффективности использования трудовых ресурсов (изменение выработки продукции на одного работающего и изменение производительности труда).
Таблица 2.6. Анализ состава работающих и показатели оплаты их труда
Категории работающихСреднесписочная численность, чел.Фонд оплаты труда, млн. руб.201120122012/2011,%201120122012/2011,%Рабочие всего из них:14213695,772646,24865,8183,881 Водители878496,551680,62935,3174,662 Основные РР9666,67176,5209,4118,653 Вспомогательные РР4646100,00789,11721,1218,10Служащие всего6466103,132512,94142,4164,851 Руководители211780,951293,51823,1140,942 Специалисты4349113,951219,42319,3190,20Всего по основной деятельности---401,1642,0160,05Договор-подряда, совместители---401,1642,0160,05ИТОГО20620298,065560,29650,1173,56
Производительность труда - это обобщающий показатель эффективности использования трудовых ресурсов, который определяется количеством продукции, приходящейся на одного работающего (рабочего) или на единицу отработанного времени. Для оценки выполнения плана и динамики производительности труда важное значение имеет анализ средней выработки рабочего за период, день и час. Результаты приведены в таблице 2.6.
Таблица 2.7. Темпы роста производительности труда и средней заработной платы
Наименование показателяПериодАбсолютное изменениеТемп роста, %2011 год2012 год2012/ 20112012/ 2011Выручка по предприятию (без НДС), млн. руб.300754456314488148,17Среднесписочная численность работников, чел.206202-498,06Среднемесячная производительность труда, млн. руб./чел12,16618,3846,218151,11Средняя зарплата, руб.2 249 2723 981 0791 731 807176,99
Средняя заработная плата по предприятию возросла в 1,77 раза и на конец 2012 года составила 3 981 079 рублей.
Для анализа эффективности персонала предприятия важным показателем является соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы работников.
К 2012 = 176,99/151,11=0,85.
Расчеты показывают, что темпы роста средней заработной платы превышают темпы роста производительности труда.
По расчетам рентабельность труда 2012 года сократилась по сравнению с 2011 годом на 136,6 %.
Производительность труда формируется под влиянием всей совокупности трудовых факторов, характеризующих состав и структуру кадров, уровень технической оснащенности труда и обеспеченности предприятия кадрами, уровень организации труда и др.
Повысить среднемесячную выработку можно за счет:
·интенсификации режима работы предприятия (рост сменности);
·снижения цельно сменных простоев, что зависит от снижения заболеваемости (а это, в свою очередь, - от совершенствования техники безопасности и охраны труда, совершенствования медицинского обслуживания, улучшения жизненного уровня и жилищных условий), отвлечения на выполнение государственных и общественных обязанностей в рабочее время, самовольные невыходы на работу, невыходы с разрешения администрации.
Таблица 2.8. Расчет показателей движения рабочей силы
ПоказательПериодАбсолютное изменениеТемп роста, %201120122012/ 20112012/ 2011Приняты работники, всего7543-3257,33Выбыло работников, всего597213122,03Среднесписочная численность персонала всего, чел.206,0202,0-498,06Коэффициента оборота рабочей силы по приему0,3640,213-0,15158,47Коэффициента оборота рабочей силы по выбытию0,2860,3560,070124,45Коэффициента общего оборота рабочей силы0,6500,569-0,08187,52
Коэффициент общего оборота по приему в 2012 году составил 21,3%, что ниже данного показателя в предыдущие годы. Это можно считать положительной тенденцией в работе предприятия.
За 2012 год среднесписочная численность персонала сократилась на 4 человека. Темп снижения численности работников в 2012 году составил 98,06%.
За 2012 год на предприятие устроилось 43 человека (в 2011 году - 75 чел.), в то же время уволено - 72 человека.
На 2013 год запланированы следующие мероприятия по совершенствованию кадрового потенциала предприятия:
проведение мероприятий по приведению в соответствие количественной и качественной потребности в персонале за счет снижения непроизводственных потерь рабочего времени на отдельных рабочих местах;
совершенствование организационной структуры предприятия (снижение количества работников аппарата управления);
совершенствование структуры кадров, повышения квалификации сотрудников (дополнительное специальное обучение, непрерывное обучение на местах);
улучшение условий труда, внедрение автоматизированных систем управления производством (новое ПО);
совершенствование систем оплаты труда, повышение их стимулирующей роли. Необходимо более полно использовать систему нематериального стимулирования как один из компонентов эффективной системы мотивации персонала.
2.4 Пути повышения экономической эффективности предприятия
Анализируя основные показатели деятельности предприятия и оценивая его производственный потенциал по основным экономическим факторам (техническим, материальным, живому труду), можно прийти к выводу, что дальнейшее развитие необходимо связывать с организацией инвестиций.
. Инвестиции - это совокупность долгосрочных вложений капитала в экономические объекты с целью получения предпринимательского дохода, прироста капитала и других выгод. Экономическая эффективность - это мера целесообразности принятия решения в отношении осуществления капиталовложений, или инвестиций.
Только предметно занимаясь обновлением материальной части анализируемого предприятия, инвестируя денежные средства в расширение его деятельности, можно достичь роста доходности и должного конкурентного статуса на рынке транспортных услуг.
В настоящее время предприятие изыскивает возможности снижения себестоимости оказываемых услуг. Так, коэффициент использования подвижного состава или парка предприятия составляет 0,79, что говорит о высоком уровне использования основных средств и по мощности, и по времени. Таким образом, можно сказать, что внутренние резервы предприятия по интенсификации его деятельности мобилизованы, практически, полностью. Трудно рассчитывать, что предприятию будет возможно и впредь наращивать объемы оказываемых транспортных услуг, продолжая техническую политику простого воспроизводства.
С другой стороны, Беларусь все больше интегрируется в мировое экономическое пространство, рыночные отношения прочно вошли в оперативную деятельность предприятий. Конкуренция, присущая рынку, заставляет предприятия изыскивать пути не только физического роста объемов производства и услуг, но и снижать затраты на их оказание.
В этих условиях единственно верным направлением развития является инвестирование денежных средств в обновление, расширение и модернизацию технической базы предприятий.
Критерии отбора инвестиционного проекта, его привлекательности таковы, чтобы прирост капитала (экономическая прибыль Пэ) прибыль проекта должны компенсировать инвестору отказ от имеющихся финансовых средств в текущем периоде, вознаградить риск инвестора и возместить потери от инфляции в будущем периоде.
Инвестиции на автотранспорте могут иметь место, как в новое строительство, так и в реконструкцию и техническое перевооружение:
техническое перевооружение предусматривает замену оборудования без проведения строительно-монтажных работ;
реконструкция предусматривает проведение строительно-монтажных работ на действующих площадях без остановки производства с частичной заменой активной части основных фондов;
новое строительство предусматривает расширение действующих производств, участков с проведением строительно-монтажных работ и приобретением оборудования.
В условиях анализируемого предприятия целесообразно говорить об инвестициях в обновлении действующего автопарка. Современный уровень развития техники и технологии предлагает к тому большие возможности. Это новые передовые марки автомобилей и других видов подвижного состава, которые по своим техническим свойствам отвечают мировым стандартам и могут существенно увеличить объемы выполняемых работ, во-первых, а во-вторых обеспечить высокую экономичность выполняемых работ.
Однако реализация этого направления, безусловно, требует существенных инвестиций. В современных условиях хозяйствования, когда экономика в Беларуси остается нестабильной, а часто и непрогнозируемой, привлекать внимание инвестиции сложно. В этой связи реальным инвестиционным источником являются только внутренние.
Помимо привлечения инвесторов немаловажную часть повышения экономической эффективности предприятия составляет привлечение новых, надежных клиентов. Данный метод может быть осуществлен, например, путем рекламирования услуг СОАО "АТЭП-5" по грузовым перевозкам как во внутриреспубликанском, так и в международном сообщениях. Также возможным вариантом удержания нынешних клиентов может стать внедрение системы скидок для тех компаний, которые регулярно пользуются услугами СОАО "АТЭП-5".
Для повышения экономической эффективности данного предприятия возможно сокращение расходов на содержание основных средств, а именно, сдача в аренду неиспользуемых помещений.
Важную роль в эффективности работы предприятия играют организационные моменты. Так, может быть предложено введение обязательного курса по заполнению и ведению документации, на которых будут рассматриваться инструкции по заполнению документов, возможные ошибки при их заполнении, а также нововведения в законодательство.
Заключение
Система хозяйствования, ориентированная на экономическую самостоятельность предприятий, на активное использование рыночных отношений, предъявляет ряд требований к работе предприятий, в частности, делает необходимым расчет альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительную оценку, выбор наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, т.е. их воздействие на конечный финансовый результат - прибыль. Получение прибыли от хозяйственной деятельности неразрывно связано с реализацией продукции. Качество, конкурентоспособность продукции, ее приемлемая цена для потребителя, развитая система сбыта являются залогом успеха любого предприятия. Производство и реализация продукции являются основными показателей деятельности предприятия. В условиях рынка большое значение имеют оперативный учет, анализ и контроль за ходом выполнения плана поставок, отслеживание получения оплаты от реализации продукции и получением финансового результата (прибыли или убытка).
В ходе выполнения данного курсового проекта произведена оценка результатов хозяйственной деятельности и экономической эффективности СОАО "АТЭП - 5". В заключение сделаем основные выводы.
В отчетном (2012) году произошло увеличение объема реализации продукции на 14488 млн. руб., больше, чем в полтора раза увеличилась себестоимость, на 12307 млн. руб., но произошло значительное падение уровня прибыли от реализации продукции - на 325 млн. руб. по сравнению с базисным (2011) годом. Показатель рентабельности фирмы в отчетном году упал до 1,71% по сравнению с 25,86% в базисном году.
За анализируемый период обеспеченность основными средствами возросла и составила 41816 млн. руб. В целом активная часть основных средств (оборудование и транспортные средства) росла высокими темпами по сравнению с пассивной частью. Все это свидетельствует о правильной экономической политике, проводимой на предприятии для повышения эффективности использования основных средств.
Таким образом, поставленные в курсовом проекте цель и задачи были успешно выполнены.
Список использованной литературы
1.Экономика предприятия (организации). Ч. 1: учеб. пособие / А.С. Головачев. 2-е изд., перераб. - Минск: Выш. шк., 2011. - 463 с.
2.Тозик, А.А. Экономика автомобильного транспорта/А.А. Тозик. - Минск: УП "Технопринт", 2005. - 140 с.
.Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Дашков и к, 2009. 351 с.
.Экономика организации / Под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 316 с.
.Экономика предприятия. Под ред. Смирновой О.Л. - М.: Инфра-М, 2009, - 412 с.