Основные индексные формулы
Введение
потребительский
статистика цена
Цель учебной практики - углубление и
закрепление теоретических знаний, овладение навыками аналитической работы,
приобретение опыта практической работы с данными: изучения дополнительного
учебного материала по специальности, не вошедшего в основной курс обучения,
анализ содержания экономических текстов и статей, сбор и поиска экономической
информации, обработка статистических данных, позволяющих овладеть компетенциями
в сфере экономики, сбора, поиска и анализа экономической информации.
Практика направлена на достижение
следующих целей и задач:
– ознакомление
студентов с действующей в стране системой показателей экономической статистики,
методологией их исчисления и основными направлениями анализа на макроуровне, а
также методологией их взаимной увязки в СНС;
– получение навыков
экономических, статистических расчетов;
– получение
навыков обработки результатов, в том числе с использованием компьютерного
программного обеспечения;
– раскрытие
прикладного характера рассматриваемых в учебных дисциплинах базовых категорий;
– формирование
экономического образа мышления;
– закрепление
общих представлений студентов о принципах и законах функционирования рыночной
экономики;
– выработка умений
использования базовых категории экономической теории для анализа конкретных
ситуаций;
– закрепление
навыков расчета наиболее важных коэффициентов, индексов и экономических
показателей;
– формирование у студентов
навыков творческого мышления и самостоятельной деятельности при анализе
проблемы;
– формирование
навыков учебно-исследовательской работы;
– подготовка студентов к
осознанному и углубленному изучению специальных дисциплин;
– приобретение навыка
практического умения проведения исследований в социально-экономической сфере;
– освоение работы с
разнообразными источниками информации.
По результатам прохождения практики
написан отчет об учебной практике, который изложен на 24 страницах
машинописного текста, содержит 7 приложений.
В ходе прохождения практики
применялись следующие методы исследования: общенаучные методы, метод
наблюдения, анализа, статистический, математический, сравнения.
В качестве источника данных
использовались учебные пособия, периодические издания, интернет-ресурсы.
1.
Индексы потребительских цен
.1 Методология расчета
индексов потребительских цен.
«Индекс» в переводе с латинского -
указатель или показатель. В статистике индексом называют показатель
относительного изменения данного уровня исследуемого явления по сравнению с
другим его уровнем, принятым за базу сравнения.
Индекс потребительских цен и тарифов
на товары и платные услуги населению (ИПЦ) характеризует изменение во времени
общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для
непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного
набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах
предыдущего периода [2].
Наблюдение за изменением
потребительских цен возложено на органы государственной статистики. Росстат
осуществляет ежемесячный расчет системы индексов потребительских цен:
1) Все товары и платные услуги
населению;
2) Все товары без алкогольных
напитков;
) Продовольственные товары
без алкогольных напитков;
) Продовольственные товары
(включая алкогольные напитки);
) Непродовольственные товары;
) Платные услуги;
) Все товары и услуги
необязательного пользования;
) Все товары необязательного
пользования;
) Продовольственные товары
необязательного пользования;
) Непродовольственные товары
необязательного пользования;
) Платные услуги
необязательного пользования;
) Все товары и платные услуги
(без учета товаров и услуг необязательного пользования);
) Продовольственные товары
(без учета товаров необязательного пользования);
) Непродовольственные товары
(без учета товаров необязательного пользования);
) Платные услуги (без учета
услуг необязательного пользования);
) Все товары и платные услуги
(без овощей, картофеля и фруктов);
) Продовольственные товары
(без овощей, картофеля и фруктов).
Кроме того, осуществляется расчет
индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению, не вошедшие в
перечень товаров и услуг, используемого при расчете базовой инфляции.
Индекс потребительских цен
рассчитывается как результат деления суммы произведений цен текущего года на
выпуск базового года на сумму произведения уровня цен и выпуска базисного года:
Результат выражается в процентах
(домножается на 100%).
Можно выделить следующие свойства
индекса потребительских цен:
1) Основывается на
фиксированном уровне цен множества товаров и услуг потребительской корзины;
2) Основной инструмент для
расчёта инфляции в США;
) Распространенный показатель
изменения стоимости жизни;
) Является индексом
Ласпейреса, поскольку при расчёте ИПЦ используется потребительская корзина
базового года.
Целью расчета ИПЦ является выявление
наиболее устойчивой динамики цен, не подверженной воздействиям шоков
предложения и спроса, сезонного фактора, а также административному воздействию
федеральных и региональных органов власти на процессы ценообразования [4].
Т.к. индекс потребительских цен
рассчитывается по товарам и услугам из потребительской корзины, перейдем к
более подробному ее изучению.
1.2 Понятие о
потребительской корзине и методах ее формирования
Потребительская
корзина - это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий
типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или
семьи. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского
бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в
действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения
расчётных и реальных уровней потребления, а также основой для определения
покупательной способности валют [4].
Потребительская
корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и
услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его
жизнедеятельности.
В России
потребительская корзина рассчитывается в соответствии с принятым с 1 января
2013 г. законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
Российская потребительская корзина включает в себя три основные части:
1) Продовольственные
товары такие как, мучные изделия, крупы, овощные культуры, мясные, рыбные и
молочные продукты, др.
2) Непродовольственные
к которым относятся вещи для полноценного одеяния, лекарственные препараты,
техника.
) Услуги за
оплату жилья, тепло, воду, свет, вдобавок затраты по транспорту, культурным
мероприятиям и др. [1].
Расчет
потребительской корзины осуществляется по комбинированному методу - объемы
потребления продуктов питания устанавливаются в натуральных показателях, а
объем непродовольственных товаров и услуг установлен в относительном показателе
- 50% от стоимости потребительской корзины. По ранее действующей методике
потребление непродовольственных товаров устанавливали также как и потребление
продовольственных товаров в натуральных показателях. Нормы потребления
продуктов питания, включенных в продовольственную корзину (11 групп)
дифференцированы для основных социально-демографических групп по
природно-климатическим зонам [3].
C 1 января 2013
года вступила в силу новая потребительская корзина, которая будет действовать
до 2018 года.
В потребительскую
корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около
50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не
превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на
продукты питания также больше половины семейного бюджета.
В приложениях А, Б,
В представлены продукты питания, непродовольственные товары и услуги, входящие
в потребительскую корзину на 2015 год. Согласно расчетам правительства,
трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг.
овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг.
мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от
общей величины расходов в месяц.
Что это значит в
расчете на одного человека в день? А это значит, что обычный
среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального
существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки - 280 г., овощей
- 300 г., фруктов свежих - 160 г., сладкого - 60 г., молока и молочных
продуктов - 800 г., масла растительного и жиров - 40 г. А также 1 раз в 2 дня
съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за
неделю 350 г. рыбы. Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный
российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить
в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено [11].
Практически каждый
пятый год в России трехсторонним советом регулирующим социальные отношения
создается обновленная потребительская корзина, в которую входит стоимость
товара, услуги, дающие комфорт на целый год для жизни каждому гражданину, а так
же на удовлетворение основных человеческих потребностей. Данный ход действий
регулирует закон РФ.
В России на 2015
год в обиходе появляется все большее количество новых товаров и услуг, что
представляет незаменимую ценность в повседневности. Из этого следует, что
потребительская корзина должна быть более объемной и насыщенной. К примеру,
другие страны уже на 2015 год внесли существенные изменения, где
потребительская корзина пополнилась еще на девять позиций. Также до этого списка
были включены:
помощь няни;
платная медицина;
страховка;
Согласно
законодательству России на 2015 год, в список требуемых для населения продуктов
не будет внесено существенных поправок. Расчет установили на несоответствие в
численном соотношении. Новый объем потребностей на 2015 год должен содержать
более здоровое питание. Правительство России решило значительно уменьшить
хлебобулочные изделия до 127 кг и картофеля до 101 кг в год каждому жителю. С
другой стороны, произошло увеличение мясной продукции до 59 кг, рыбы до 19 кг,
молока, кефира, сметаны до 293 л на год на каждого жителя. Существенные
поправки коснулись в большинстве продовольственной части. Касательно по двум
другим частям корзины, здесь ощутимых изменений не вносилось.
Стоимость данной
корзины в 2015 году целиком обусловливается ее продуктовой долей. По средним
подсчетам ее размер увеличился примерно на 5%, что в переводе категорий
касательно жителей предоставляется, как:
для детей примерно
4,9%;
на рабочих,
получающих пенсию 9%;
для работающего
населения 4%.
После перевода
данных процентов в финансовый эквивалент, выходит удорожание:
на детей по 330
рублей;
рабочим по пенсии
до 490 рублей;
работающему
населению около 280 рублей [1].
2. Основные индексные
формулы
.1 Понятие о методе
товаров-представителей
Основной целью
международных макроэкономических сопоставлений является перевод валового
внутреннего продукта (ВВП) и других агрегатов национальных счетов различных
стран в единую валюту для обеспечения их прямой сопоставимости. При решении
данной задачи предпочтение отдается расчету фактических паритетов покупательной
способности (ППС), а не использованию официальных валютных курсов для
перевода национальных валют [2].
ППС показывает
количество денежных единиц страны А, необходимых для покупки некоего
стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за 1 денежную единицу
страны Б (или базисной страны) или за 1 единицу условной (общей) валюты группы
стран.
В настоящее время
для осуществления международных сопоставлений макроэкономических показателей
используется индексный метод на основе товаров-представителей, по ценам которых
рассчитываются ППС.
Схема метода
выглядит следующим образом.
Исходный показатель
разбивается на большое число однородных первичных групп, внутри которых
экспертным путем подбирается некоторое число товаров-представителей; затем на
основании национальных цен отобранных товаров-представителей вычисляются
индивидуальные и групповые паритеты покупательной способности валют, которые
агрегируются разными методами в сводный ППС, который и используется для
переоценки показателей в сопоставимую валюту.
Согласно общей
схеме паритеты покупательной способности рассчитываются по каждой первичной
группе. Паритеты для более высоких уровней агрегирования рассчитываются в виде
взвешенных средних соответствующих первичных групп.
Тогда ППС по формуле Пааше имеет
следующий вид:
,
где PA,
QA, PB, QB - цены и количества товаров в
странах A и B (обозначения отдельных товаров для простоты опущены);A,
WB - стоимостные объемы товарных групп в странах A и B в
национальных валютах.
ППС по формуле
Ласпейреса имеет следующий вид:
ППС по формуле Пааше
корреспондируется с соответствующим индексом физического объема Ласпейреса и
наоборот. Обычно имеются довольно значительные расхождения между численными
значениями индексов Пааше и Ласпейреса. Как правило, индекс Ласпейреса больше
индекса Пааше по числовой величине. Это объясняется тем, что относительные цены
и количества между странами имеют тенденцию к отрицательной корреляции - так
называемый эффект Гершенкрона: институциональные единицы в стране обычно
покупают относительно больше продуктов и услуг, которые относительно более
дешевы в стране по сравнению с другими странами [7].
2.2 Различия между
индексами цен Ласпейреса, Пааше и Фишера, их взаимосвязь и области
практического применения
Сравнение цен
одного товара осуществляется с помощью индивидуального индекса цен:
где Pi0 - цена i-гo товара в базисном периоде,
Рi1 -
цена i-гo товара в отчетном периоде.
Основной формой
индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс.
В экономической
литературе считается, что первый индекс цен был построен итальянским
экономистом Карли в 1764 г. Этот индекс был построен по среднеарифметической
формуле без применения какой-либо системы взвешивания. В XIX веке при
построении индексов цен, в основном по агрегатной или соответствующей ей
среднеарифметической формуле, статистики начинают использовать систему
взвешивания. В зависимости от выбора базисных или текущих весов возникли две
формулы: Ласпейреса (1871 г.) и Пааше (1874 г.). Более широкое практическое
применение находят две другие их формы: в формуле Ласпейреса - средняя
арифметическая форма, в формуле Пааше - средняя гармоническая, которые отражены
на рисунке 1:
Рисунок 1 -
Агрегатные, арифметические и гармонические формы индексов цен
Преимущества
агрегатной формы - в ее ясном экономическом смысле. Она устанавливает изменение
цен при предположении, что количества товаров неизменны, при этом в формуле
Ласпейреса берется количество проданного товара в базисном периоде (Q0), а в формуле Пааше - в текущем (Q1).
Среднеарифметическая
форма не имеет такого ясного экономического смысла, но ее преимущества состоят
в том, что она позволяет более легко производить сам расчет индекса и облегчает
последующие его перерасчеты. В частности, при расчете по среднеарифметической
взвешенной формуле с базисными весами (формула Ласпейреса) значительно легче
установить веса, достаточно иметь данные о стоимости продаж указанных товаров в
базисный период, то есть P0Q0. Поэтому индексы цен в
большинстве развитых стран строятся по среднеарифметической взвешенной формуле
Ласпейреса.
В отечественной
статистике до 1992 г. общий индекс цен рассчитывался по формуле Пааше,
используя гармоническую его форму. Связано это было с простотой получения
данных о текущем товарообороте (P1Q1) в связи со сплошной
ежемесячной статистической отчетностью и незначительным изменением цен. Однако
после 1992 г., когда был осуществлен переход к рыночным отношениям и принята
новая методика расчета индекса потребительских цен, он стал рассчитываться так
же, как и в большинстве стран, по формуле Ласпейреса.
Статистическим
анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное
изменение цен вследствие отрицательной корреляции проданного количества товара
и цены, а в случае долгосрочных и международных сопоставлений разница между
индексами, взвешенными разными способами, составляет несколько процентов.
Значения индексов, вычисленных по формулам Ласпейреса и Пааше, совпадают лишь в
случае почти невозможного на практике совпадения структуры товарной массы
базисного и отчетного периодов.
Теоретически и
формула Ласпейреса, и формула Пааше имеют определенный экономический смысл.
Каждая из них может использоваться в соответствии с той или иной экономической
задачей.
Четкость
интерпретации, экономический смысл и удобство практического расчета формулы
Ласпейреса сделали ее очень популярной в мире для расчета индекса
потребительских цен(ИПЦ), который показывает, во сколько раз изменились бы
потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при
изменении цен уровень потребления оставался прежним.
Другой важный
показатель - дефлятор валового национального продукта в большинстве стран рассчитывается
по формуле Пааше, и тем самым расчет максимально приближен к совокупности
товаров, произведенных в отчетном периоде.
Индекс Фишера,
который называют «идеальной» формулой, вычисляется как средняя геометрическая
из индексов Ласпейреса и Пааше:
Однако все
представленные формулы индексов для практических расчетов индексов цен
применяются редко.
Индексы цен
строятся на основе определенного товарного набора, который, в свою очередь,
состоит из товаров-представителей, представляющих значительное число
других товаров, не включенных в товарный набор. К цене каждого товара,
включенного в индексный набор, приписывается не вес данного товара, а вес той
товарной группы, изменение цен которой он представляет в индексе, за
исключением тех товаров, которые представляют только самих себя. Эффективность
системы представительных весов полностью определяется тем, насколько
представителен сам товарный набор.
При расчете индекса
необходимо решить вопрос о выборе базы для индекса цен. Под базой
индекса цен, или, точнее, под базой для сравнения, понимается тот период,
уровень цен которого принимается за исходный пункт сравнения, то есть за 100. В
принципе при наличии готового индексного ряда любой период, охваченный им,
может быть принят за базу - для этого достаточно значение индекса для других
периодов разделить на значение индекса для этого периода. [6].
2.3
Основные направления использования данных статистики цен
Статистика цен представляет собой
важный раздел экономической статистики. Ее показатели являются значимым
компонентом системы макроэкономической информации, необходимой для анализа
социально-экономического развития страны. Данные статистики цен используются
органами государственного управления для принятия решений по вопросам
формирования социально-экономической политики, разработки мер по регулированию
рыночной экономики.
Система показателей статистики цен
охватывает следующие индексы:
) индексы цен потребителей;
) индексы цен производителей;
) индексы цен промежуточных товаров
(сырья, материалов и т.д.);
) индексы цен инвестиционных
товаров;
) индексы цен экспорта и
импорта;
) индексы средних цен
отдельных товаров;
) индексы цен (тарифов) на
услуги;
) индексы цен ценных бумаг и
объектов недвижимости;
) индекс-дефлятор ВВП.
Можно выделить три основных
направления в использовании данных статистики цен. Эти данные используются:
) органами государственного
управления - как инструмент реальной экономической политики (анализ
инфляционных процессов как основы для принятия соответствующих решений
правительством, индексация платежей из государственного бюджета и др.);
) хозяйствующими субъектами -
для принятия различных экономических решений (например, по вопросам
инвестирования, индексации различных выплат);
) статистическими ведомствами
- для дефлятирования показателей экономической статистики с целью исчисления их
в постоянных ценах и определения на этой основе индексов физического объема
ВВП, динамики конечного потребления, накопления основного капитала, реальных
доходов населения и др. [1].
3. Взаимосвязь индекса
потребительских цен, индекса цен производителей и индекса-дефлятора ВВП
.1 Динамика индексов по
России и Оренбургской области
Для наглядного
отражения динамики экономических процессов проанализируем собранную информацию
по трем показателям (индекс потребительских цен на мясопродукты, индекс цен
производителей по производству мяса и мясопродуктов в РФ, дефлятор ВВП).
Индекс цен производителей -
индикатор с фиксированным набором весов, отслеживающий изменения в ценах, по
которым продают свои товары национальные производители на оптовом уровне
реализации. Индекс охватывает все стадии производства: сырье, промежуточные
стадии, готовую продукцию, а также все сектора: промышленность, добычу,
сельское хозяйство. Главное отличие его от индекса потребительских цен в том,
что он охватывает только товары, но не услуги, и на оптовом уровне их
реализации.
При расчете индекса не учитываются
цены на импортные товары и услуги. В условиях ожидания повышения основных
процентных ставок рост его значения приводит к росту курса доллара. Динамика
промышленных цен обычно опережает индекс потребительских цен, и поэтому она
используется многими аналитиками в качестве предварительного при оценке
инфляции. Рост PPI приводит к инфляции издержек, которая, по мнению современных
аналитиков, является худшим видом инфляции, так как оказывает более глубокое
влияние на экономику по сравнению с инфляцией спроса [2].
Рисунок 3 - Индексы
цен производителей по производству мяса и мясопродуктов в РФ с начала отчетного
года в% к соответствующему периоду предыдущего года
В России индекс цен
производителей по производству мяса и мясопродуктов достиг максимума, т.е.
128,17% в январе 2015 года, минимума - в январе 2014 г.
Рисунок 4 - Индексы
цен производителей по производству мяса и мясопродуктов по Оренбургской области
с начала отчетного года в% к соответствующему периоду предыдущего года
Увеличение индекса
цен производителей по производству мяса в России и Оренбургской области в 2014
году свидетельствует о скором повышении уровня инфляции.
Индекс
потребительских цен (ИПЦ, индекс инфляции) - один из видов индексов цен,
созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской
корзины) за определённый период в экономике [4].
Рисунок 5 - Индексы
потребительских цен на мясопродукты в РФ с начала отчетного года в% к
соответствующему периоду предыдущего года
Индекс
потребительских цен на мясопродукты в РФ достиг максимума в апреле 2015 года,
минимума - в январе 2014 г.
Рисунок 6 - Индексы
потребительских цен на мясопродукты по Оренбургской области с начала отчетного
года в% к соответствующему периоду предыдущего года
Индекс
потребительских цен на мясопродукты в Оренбургской области достиг максимума в
апреле 2015 г., что указывает на наибольший уровень инфляции в этот период.
Дефлятор валового
внутреннего продукта (дефлятор ВВП) - ценовой индекс, созданный для измерения
общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый
период в экономике [7].
Таблица 1 -
Индекс-дефлятор ВВП В РФ
Год
|
2012
|
2013
|
2014
|
Индекс-дефлятор
|
107,4
|
105
|
107,2
|
Рисунок 7 -
Динамика индекса-дефлятора ВВП в рыночных ценах в РФ
Дефлятор ВВП в
России существенно увеличился с 2013 до 2014 года, что означает рост общего
уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за этот год.
И дефлятор ВВП, и
ИПЦ являются инструментами для расчёта уровня инфляции в стране; эти два
индекса существенно различаются. Во-первых, дефлятор ВВП, в отличие от ИПЦ,
основывается на размере текущей потребительской корзины (имеется в виду
текущего, а не базисного года), то есть является индексом Пааше. Также, индекс
потребительских цен включает в себя только конечные потребительские товары, в
то время как дефлятор - все конечные товары и услуги, учитываемые в ВВП. ИПЦ
переоценивает уровень инфляции, в то время как дефлятор ВВП наоборот,
недооценивает. При подсчёте ИПЦ учитываются импортные товары, а дефлятор - лишь
товары и услуги, произведённые на территории данной страны. К тому же, дефлятор
ВВП не имеет того недостатка, что ИПЦ, а именно включает в себя изменения цен
на новые товары и услуги, в отличие от последнего [2].
Можно сделать
вывод, что в России, в том числе в Оренбургской области в 2015 году наблюдается
высокий уровень инфляции, что подтверждает рост цен на товары и услуги, а также
индекс потребительских цен, достигший в этот период наибольшего значения. Этого
и следовало ожидать, так как в 2014 году наблюдался рост цен производителей по
производству мяса. Увеличение инфляции всегда ведет к росту ожиданий участников
рынка относительно уровня процентных ставок, который устанавливает центральный
банк. В случае, если инфляция неожиданно ускоряется, рынки начинают ожидать от
центрального банка более высоких процентных ставок. Это приводит к росту курса
доллара, так как увеличивается привлекательность вложения средств в валюту с
большей процентной ставкой.
3.2
Корреляционно-регрессионный анализ индекса цен производителей, индекса
потребительских цен на мясопродукты в РФ и индекса-дефлятора ВВП
Проведем
корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи индекса цен производителей и
индекса потребительских цен. Исходные данные для анализа представлены в
следующей таблице:
|
Инд.цен прозводителей
(x)
|
Инд.потребительских
цен(y)
|
2012
|
104,99
|
108,51
|
2013
|
105,34
|
106,88
|
2014
|
97,72
|
100,74
|
2015
|
128,17
|
122,38
|
Построим график
зависимости результативного признака Y от фактора X:
Рисунок 8 - Поле
корреляции
Согласно приведенному рисунку
наблюдается рост показателя y с ростом показателя , т.е. можно предположить о наличии прямой связи между
рассматриваемыми показателями.
На основании поля корреляции можно
выдвинуть гипотезу (для генеральной совокупности) о том, что связь между всеми
возможными значениями X и Y носит линейный характер.
Линейное уравнение регрессии имеет
вид y = bx + a
В соответствии с
требованиями метода наименьших квадратов значения параметров a, b находятся
путем решения следующей системы уравнений:
a∙n + b∑x = ∑y
a∑x + b∑x2 = ∑y∙x
где: n - количество наблюдений
[1].
Подставив
полученные значения в систему уравнений, имеем:
4a + 436,22 b = 438,51
,22 a + 48096,16 b = 48180,96
Решив систему уравнений, получаем:=
0,6853, a = 34,8868
Таким образом, линейное уравнение
имеет следующий вид:= 0,6853 x + 34,8868
Подставив в данное уравнение
соответствующие значения X, получим выровненные значения величины индекса потребительских
цен в зависимости от индекса цен производителей (Yx). Результаты
представлены в таблице:
Выравненные значения результативного
признака Y
|
x
|
y
|
y(x)
|
2012
|
104,99
|
108,51
|
106,8416
|
2013
|
105,34
|
106,88
|
107,0814
|
2014
|
97,72
|
100,74
|
2015
|
128,17
|
122,38
|
122,7279
|
Для измерения тесноты связи между
факторным и результативным показателем при нелинейной зависимости исчисляется
корреляционное отношение, формула которого имеет следующий вид:
где
Корреляционное отношение может
принимать значение от 0 до 1. Чем ближе его величина к единице, тем более
тесная связь существует между изучаемыми явлениями [9].
Корреляционное
отношение показывает, на сколько процентов в среднем изменяется результативный
признак Y при изменении факторного признака X на 1%.
Нами было получено
значение корреляционного отношения, равное 0,992. Это означает, что связь между
факторным и результативным признаком сильная и при изменении индекса цен
производителей на 1% величина индекса потребительских цен изменится на 0,992%.
Достаточно высокий
уровень корреляционного отношения позволяет сделать вывод о возможности и
целесообразности прогнозирования и планирования индекса потребительских цен с
использованием методов регрессионного анализа.
Квадрат (множественного)
коэффициента корреляции называется коэффициентом детерминации, который
показывает долю вариации результативного признака, объясненную вариацией
факторного признака [7].
Чаще всего, давая интерпретацию
коэффициента детерминации, его выражают в процентах.2= 0,9922
= 0,9832
Следовательно, на
98,32% изменение индекса потребительских цен обусловлено изменением индекса цен
производителей и только на 1,68% связано с влиянием прочих факторов, не
исследуемых в данной модели.
Для оценки качества
построенной модели рассчитывают среднюю ошибку аппроксимации (А), которая
показывает, на сколько процентов в среднем отличаются фактические значения
результативного показателя (Y) от значений, рассчитанных по построенной модели.
Модель регрессии
считается хорошо подобранной и достаточно точно описывающей связь между
фактором и результативным показателем, если величина средней ошибки
аппроксимации не превышает 10%.
Средняя ошибка
аппроксимации определяется по формуле:
,
где
-
отклонение выравненных значений Y от фактических, взятое по модулю [6].
=0,78%
В среднем,
расчетные значения отклоняются от фактических на 0.78%.
Таким образом,
полученное значение средней ошибки аппроксимации не превышает 10%,
следовательно, можно говорить о хорошем качестве построенной модели. Это
означает, что полученную модель можно использовать для прогнозирования величины
индекса потребительских цен.
Рассчитаем
прогнозные значения потребительских индексов на 2016 и 2017 гг.
Предположим, что
планируется каждый год увеличивать индекс цен производителей на 5% по сравнению
с предыдущим годом. Тогда в 2016 и 2017 гг. сумма индексы цен производителей
будут составлять:
,17+ 0,05·128,17
=134,6 - 2016 г.
,6 + 0,05·134,6
=141,33 - 2017 г.
Подставив
рассчитанные значения в уравнение регрессии, получим прогнозные значения
величины индекса потребительских цен:
0.6853 *134,6 + 34.8868 =127,1 -
2016 г.
.6853 *141,33+ 34.8868 =131,7 - 2017
г.
Таким образом,
построив регрессионную модель зависимости величины индекса потребительских цен
от индекса цен производителей и рассчитав по ней прогнозные значения индекса
потребительских цен, мы установили, что для увеличения индекса потребительских
цен по итогам двух планируемых лет на 5% индексы цен производителей составят
134,6 и 141,33 в 2016 и 2017 гг. соответственно.
Проведем
корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи индекса цен производителей,
индекса потребительских цен и индекса-дефлятора ВВП. Исходные данные для
анализа представлены в следующей таблице:
|
Индекс
цен-производителей (x)
|
Индекс потребительских
цен (y)
|
Индекс-дефлятор
|
2012
|
104,99
|
108,51
|
107,4
|
2013
|
105,34
|
106,88
|
105
|
2014
|
97,72
|
100,74
|
107,2
|
X= -
матрица значений независимых переменных.
Y=
Далее с помощью матричных операций
вычисляем (используем табличный процессор MS Excel и функции ТРАНСП,
МУМНОЖ и МОБР в нем):
Находим обратную матрицу:
Вектор оценок коэффициентов
регрессии равен [1]:
Y(X)= (7)
Y(X)=
Уравнение регрессии: Y =
108.96-1.26X1 + 1.2X2
Матрица, составленная из Y и X:
A=
ATA=
Полученная матрица имеет следующее
соответствие:
Найдем парные коэффициенты
корреляции.
Можно дать следующую качественную
интерпретацию возможных значений коэффициента корреляции (по шкале Чеддока):
если |r|>0.3 - связь практически отсутствует; 0.3 ≤ |r| ≤ 0.7 -
связь средняя; 0.7 ≤ |r| ≤ 0.9 - связь сильная; |r| > 0.9 -
связь весьма сильная [1].
, что
говорит о наличии средней связи между индексом-дефлятором и индексом цен
производителей.
, т.е. между индексом цен производителей и индексом потребительских
цен наблюдается весьма сильная связь.
Матрица парных коэффициентов
корреляции R:
R=
Наибольшее влияние на индекс-дефлятор
ВВП оказывает индекс цен производителей (r = -0.47), значит, при построении
модели он войдет в регрессионное уравнение первым.
С целью расширения возможностей
содержательного анализа модели регрессии используются частные коэффициенты
эластичности, которые определяются по формуле:
Частный коэффициент
эластичности показывает, насколько процентов в среднем изменяется
признак-результат у с увеличением признака-фактора хj на 1% от
своего среднего уровня при фиксированном положении других факторов модели [6].
, т.е. с увеличением
индекса цен производителей на 1% от своего среднего уровня при неизменном
индексе потребительских цен индекс-дефлятор ВВПв среднем изменится на 1,21%.
Индекс цен производителей существенно влияет на индекс-дефлятор ВВП, т.к.
частный коэффициент корреляции больше 1.
, т.е. при увеличении
индекса потребительских цен на 1% от своего среднего уровня при неизменном
индексе цен производителей индекс-дефлятор ВВП в среднем увеличится на 1,19%.
Индекс потребительских цен существенно влияет на индекс-дефлятор ВВП, т.к.
частный коэффициент корреляции больше 1.
Тесноту совместного
влияния факторов на результат оценивает индекс множественной корреляции.
Таким образом, при
значении R близком к 1, уравнение регрессии лучше описывает фактические данные
и факторы сильнее влияют на результат. При значении R близком к 0 уравнение
регрессии плохо описывает фактические данные и факторы оказывают слабое
воздействие на результат [5].
R==1,
т.е. связи между
индексом-дефлятором ВВП и индексами потребительских цен и цен производителей
сильная, положительная.
Коэффициент
детерминации: R2= 12 = 1, т.е. изменение
индекса-дефлятора ВВП на 100% обусловлено изменениями индекса потребительских
цен и индекса цен производителей.
Заключение
За время
прохождения практики была достигнута ее цель: углубление и закрепление
теоретических знаний, овладение навыками аналитической работы, приобретение
опыта практической работы с данными.
Цель была
достигнута посредством выполнения следующих задач: ознакомление с системой
показателей экономической статистики, методологией их исчисления и основными
направлениями анализа на макроуровне, получение навыков экономических,
статистических расчетов, получение навыков обработки результатов, в том числе с
использованием компьютерного программного обеспечения, раскрытие прикладного
характера рассматриваемых в учебных дисциплинах базовых категорий, выработка
умений использования базовых категории экономической теории для анализа
конкретных ситуаций, закрепление навыков расчета наиболее важных коэффициентов,
индексов и экономических показателей, приобретение навыка практического умения
проведения исследований в социально-экономической сфере, освоение работы с
разнообразными источниками информации.
Был произведен
анализ зависимости индекса потребительских цен от индекса цен производителей и
анализ зависимости индекса-дефлятора ВВП от индекса цен производителей и
индекса потребительских цен с помощью корреляционно-регрессионного анализа.
Корреляционно-регрессионный
анализ - классический метод стохастического моделирования хозяйственной
деятельности. Основной задачей корреляционно-регрессионного анализа является
выяснение формы и тесноты связи между результативным и факторным показателями.
По результатам
прохождения практики выявлено:
) при изменении
индекса цен производителей на 1% величина индекса потребительских цен изменится
на 0,992%;
) на 98,32%
изменение индекса потребительских цен обусловлено изменением индекса цен
производителей и только на 1,68% связано с влиянием прочих факторов, не
исследуемых в данной модели;
) для увеличения
индекса потребительских цен по итогам двух планируемых лет на 5% индексы цен
производителей составят 134,6 и 141,33 в 2016 и 2017 гг. соответственно;
) с увеличением
индекса цен производителей на 1% от своего среднего уровня при неизменном
индексе потребительских цен индекс-дефлятор ВВПв среднем изменится на 1,21%;
) при увеличении
индекса потребительских цен на 1% от своего среднего уровня при неизменном
индексе цен производителей индекс-дефлятор ВВП в среднем увеличится на 1,19%;
Можно сделать вывод
о наличии весьма сильной связи между индексом цен производителей и индексом
потребительских цен, наличии сильной положительной связи между
индексом-дефлятором ВВП и индексами потребительских цен и цен производителей, а
также о том, что на индекс-дефлятор ВВП больше влияет индекс цен
производителей, нежели индекс потребительских цен.
Список
использованных источников
1) Федеральный
закон РФ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ. 2012. №227. Ст. 4562.
2) Агапова, Т.А.
Макроэкономика: учебник / 8-е изд., исправл. и доп. / Т.А. Агапова, С.Ф.
Серегина - М.: Дело и Сервис, 2009. - 496 с.
3) Байкова, Е.И.
Сравнительный анализ методик формирования потребительских корзин Казахстана,
России и Канады // Российское предпринимательство, 2013. - №22. - С. 96-104.
) Вечканов, Г.С.
Макроэкономика: учеб. пособие / 2-е изд., доп. и перераб. - Питер, 2008. - 240
с.
5) Графов,
А.В. Методы регрессионного анализа при планировании и прогнозировании
потребности в оборотных средствах / А.В. Графов // Аудитор. - 2013. - №1.
6) Есипова, В.Е. Цены и
ценообразование: учеб. Для вузов / 3-е изд., исправл. и доп. / Питер, 1999. -
325 с.
7) Иванов, Ю.Н.
Экономическая статистика: учеб. для вузов / 2-е изд., доп. / М.: Инфра-М, 2002.
- 480 с.
8) Индексы
цен производителей по производству мяса и мясопродуктов в РФ / Индексы цен
производителей по производству мяса и мясопродуктов в Оренбургской области /
Индексы потребительских цен на мясопродукты в РФ / Индексы потребительских цен
на мясопродукты в Оренбургской области // М. - 2015. - Режим доступа:
http://www.gks.ru.
9) Минашкин,
В.Г. Статистика: учеб. для вузов / М.: Проспект, 2006. - 272 с.
) Шмойлова,
Р.А. Статистика: учеб. для экон. вузов / 4-е изд., доп. и перераб. - М.:
Финансы и статистика, 2007. - 656 с.