Анализ состояния современных банковских услуг России на примере ОАО 'Сбербанк'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    265,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ состояния современных банковских услуг России на примере ОАО 'Сбербанк'















Курсовая работа

Анализ состояния современных банковских услуг России на примере ОАО «Сбербанк»

Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические объекты аспекты банковских услуг России

§1. Характеристики банковских услуг

1.1.Понятие банковских услуг и этапы их формирования

.2.Структура банковского рынка

§2. Анализ банковских услуг России

§3. Современное состояние рынка банковских услуг

Глава 2. Анализ банковских услуг на примере ОАО «Сбербанк»

§1.Характеристика ОАО «Сбербанк»

§2. Анализ банковских услуг ОАО «Сбербанк»

Заключение

Список используемой литературы

банковский продукт инкассация расчетная операция

Введение

Одной из основных целей развития банковского сектора экономики России является все более полное удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах. Это должно обеспечить повышение устойчивости и прибыльности банков, укрепление доверия к ним клиентов, усиление конкурентоспособности банковской системы. Качество банковских услуг во многом зависит от уровня организации деятельности банка в целом. Особую значимость проблема качества банковских услуг приобретает в условиях либерализации рынка банковских услуг, возрастающей с приходом крупных иностранных банков и перспективой вступления России в ВТО.

В условиях плановой экономики проблема оказания банковских услуг различным категориям клиентов практически не рассматривалась, так как директивный метод управления банковской системой не учитывал интересы, как клиентов, так и самих банков.

С переходом к рыночной экономике изменилось содержание деятельности банков, которые стали оказывать юридическим и физическим лицам разнообразные услуги: по открытию и ведению счетов; переводу денежных средств; поиску стратегического инвестора; по налогам и финансовому консультированию; услуги по страхованию рисков.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что банковские услуги в условиях рыночной экономики, являясь традиционной сферой предпринимательской деятельности, становятся важнейшим источником увеличения банковских доходов и удовлетворения потребностей корпоративных клиентов и частных лиц. Однако, вопросы формирования и развития сферы банковских услуг, недостаточно изучены в литературе по банковскому делу, что делает исследование данной проблемы не только актуальным, но и своевременным.

В российской и зарубежной литературе по банковскому делу основное внимание уделяется вопросам функционирования коммерческих банков, оценке их роли в становлении рыночных отношений. Большой вклад в разработку проблемы развития банковского бизнеса внесли такие ученые и практики как: А. И. Ачкасов, Л. В. Аникин, Л. П. Белых, М. П. Березина, В. И. Букато, Н. И. Валенцева, О. И. Въюгин, В. С. Геращенко, Л. И. Гончаренко, Л. А. Турина, С. И. Долгов, С. Л. Ермаков, Е.Ф. Жуков, А. Н. Иванов, В. В. Иванов, С. М. Ильясов, Г. Г. Коробова, Л. Н. Красавина, А. А. Казимагомедов, О. И. Лаврушин, Ю. С. Маслеченков, А. В. Молчанов, Я. М. Миркин, Т.Н. Нестерова, Г.С. Панова, Е.А. Рассказов, А.Ю. Симановский, К.Р. Тагирбеков, В. В. Усов.

Отдельные стороны комплексной проблемы развития банковской системы и формирования стратегии реструктуризации и санации кредитных организаций рассматриваются в работах И. В. Ларионовой, В. М. Новиковой, М. А. Федотовой. Эти авторы критически обобщили сложившуюся в России практику управления банковской системой, проанализировали деятельность российских и региональных банков, связанную с выполнением ими своих обязательств.

Основная цель работы состоит в теоретическом исследовании содержания банковских услуг, выявлении тенденции их развития в настоящее время.

Для реализации данной цели в работе был поставлен и решен ряд задач:

рассмотреть основные тенденции развития банковской системы России;

провести анализ структуры банковской системы России

исследовать содержание и правовые признаки банковской деятельности в соответствии с действующим законодательством;

обобщить теоретические аспекты понятий «банковский продукт», «банковская услуга», раскрыть свойства банковской услуги как основного вида деятельности банка;

рассмотреть основные направления развития банковских продуктов и услуг на примере конкретного банка;

провести анализ путей совершенствования банковских продуктов и услуг;

сделать выводы по результатам проделанной работы.

Предметом исследования выступает совокупность банковских продуктов и услуг.

Теоретическую базу исследования составили классические и современные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам совершенствования банковского обслуживания клиентов, а также результаты научных исследований, освещающих основные аспекты рассматриваемых проблем.

В процессе выполнения настоящей работы были использованы такие общенаучные методы и приемы, как абстрактно-логический, проектный, метод синтеза и анализа, группировки, сравнения, а также инструментарий маркетингового исследования: интервью, анкетирование и анализ.

Информационная база исследования формировалась на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Банка РФ, официальных статистических данных, публикуемых Банком России, Росстатом России и другими официальными органами.

Работа состоит из следующих основных частей: введения, двух глав (теоретической и практической соответственно), каждая из которых разделена на параграфы, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Теоретические аспекты банковских услуг в России

§1. Характеристики банковских услуг

1.1 Понятие банковских услуг и этапы их формирования

По мнению В.М. Усоскина, коммерческие банки - это финансовые посредники, которые обеспечивают межотраслевое и межрегиональное перераспределение денежного капитала в обществе с помощью основных банковских операций, таких как прием депозитов и кредитование, денежные платежи и расчеты.

О.И. Лаврушин характеризует банковские операции как практическая реализация банковских функций, а банковские услуги - одна или несколько операций, осуществляемых банками и удовлетворяющие за определенную плату потребности клиента.

Е.Ф. Жуковым банковские операции были разделены на активные и пассивные. Так же им к финансовым услугам были причислены лизинг, факторинг, форфейтинг, трастовые операции. Однако, существует единая точка зрения отечественных ученых, которая показывает огромную роль банков в обслуживании реального сектора экономики и генерировании околорыночного пространства.

Под банковской услугой понимается профессиональный интеллектуальный продукт, который состоит из комплекса банковских операций, приводящий к оптимальному исполнению требований клиента и созданный с целью реализации его на рынке и извлечения прибыли.

Банковская услуга - результат банковской операции, то есть итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.). Операции: пассивные, активные и активно - пассивные (см. схему 1).

Схема 1 - Виды банковских операций


В российской практике не существует единого подхода к разделению понятий банковская операция и банковская услуга, поэтому обычно под банковскими операциями понимается весь спектр банковских услуг. Однако зарубежными учеными банковские операции рассматриваются в качестве разновидности банковских услуг.

Под банковским продуктом понимается комплекс взаимосвязанных банковских услуг и операций, который направлен на удовлетворение потребностей клиентов в отдельных видах банковской деятельности.

Таким образом, банковская услуга является частью понятия "банковский продукт", но между этими понятиями есть отличия, которые проявляются в:

физической неосязаемости, невозможности их увидеть или услышать;

неотделимости от своего источника, но продукт в его материальном виде существует независимо от присутствия или отсутствия источника его происхождения;

неспособности накапливаться и сохраняться, то есть услугой необходимо пользоваться только в момент, когда она предоставляется клиенту;

непостоянстве качества, так как одни и те же продукты имеют одинаковое качество (предоставляются клиенту на одном уровне качества), а одни и те же услуги могут оказываться на более высоком или более низком уровнях качества.

Однако банковские услуги имеют особенности, свойственные только им:

услуги абстрактны, потребитель видит их материальную субстанцию не в момент получения, а на базе заключенного договора между банком и потребителем банковских услуг;

их оказание связано с использованием денег в различных формах;

услуги покупаются и продаются в одной связи с протяженностью во времени, например, клиент при получении кредита вступает в продолжительные отношения с банком.

Одним из главных факторов успешного продвижения на рынке является проведение анализа и последующего планирования деятельности с учетом этапов жизненного цикла банковской услуги.

Основными этапами создания банковской услуги является:

поиск идеи создания новой услуги или модернизации существующей, а так же прогнозирование спроса на неё;

создание банковской услуги;

внедрение банковской услуги и расширение набора сопутствующих банковских услуг, создание различных модификаций услуги в зависимости от специфики конкретного потребителя для различных рыночных сегментов.

На этапе поиска идеи создания новой или модернизация существующей услуги происходит прогнозирование спроса, а так же вероятности успеха данной услуги в случае ее реализации с учетом величины затрат и сроков доведения новой услуги до клиента.

На этом этапе проводят анализ эффективности оказываемых услуг банка, исходя из целесообразности их развития в перспективе, рассматриваются рекомендации по внедрению конкретной услуги или модификации действующей.

На основе рекомендаций коммерческая служба банка принимает решение о продвижении или модификации конкретной услуги и приступает к разработке бизнес-плана внедрения (корректировки) банковской услуги.

Этап создания банковской услуги включает в себя:

маркетинговое обследование рынка с расчетом возможных объемов предоставления новой услуги клиентам и контрагентам;

анализ потребности в дополнительных функциях, кадровых изменениях и технической оснащенности служб банка и на этой основе координация, подготовка приказов, распоряжений и их реализация;

обеспечение оптимальных затрат на создание услуги исходя из возможного спроса и дохода на внедряемую услугу;

определение стимулов сотрудников банка при создании и внедрении услуги.

На этапе внедрения банковской услуги внимание уделяется рекламе, способам стимулирования сбыта, личным продажам, осуществляемым через комплекс коммуникаций.

Такие факторы, как реальный уровень качества и наличие (или отсутствие) марки определяют реальную услугу. Это реальный набор услуг, предлагаемый банком своим клиентам, включает все виды сервисного обслуживания (дополнительное кредитование, особые условия при оформлении некоторых банковских услуг, таких как лизинг, факторинг, трастовые операции).

Таким образом, услуга получает общественное признание, которое обуславливает возможность развиваться и приносить прибыль.

На конечном этапе банк проводит анализ результатов внедрения новой услуги, состоящего из:

анализа клиентской базы услуги - изучается динамика количества пользователей, территориальное распределение пользователей, динамика структуры клиентской базы, анализ финансового состояния клиентуры банка.

анализа объемов предоставления услуги - изучается динамика объема предоставления услуги, динамика объема сопутствующих услуг.

анализа затрат на предоставленные услуги - изучается динамика используемых трудовых ресурсов, динамика технического обеспечения, динамика эффективности затрат.

расчетов по эффективности внедрения новой услуги с предложениями по ее дальнейшей перспективе.

Маркетинговые мероприятия, способствующие оповещению клиентов о новой банковской услуге являются:

рассылка клиентам банка информационных писем как традиционных, так и электронных;

исходящие звонки клиентам банка;

приглашение клиентов с улицы (листовки, флаеры);

наружная реклама (особенно результативна в районе шаговой доступности от отделений банка). Она обладает такими достоинствами, как гибкость, высокая частота повторных контактов, невысокая стоимость, слабая конкуренция. Но к ее негативным сторонам можно отнести такие, как полное отсутствие избирательности контактной аудитории, ограничение творческого характера.

разработка и выпуск рекламно - полиграфических материалов для размещения в отделениях банка;

другие способы.

Вторым методом распространения банковских услуг является персональная продажа, в процессе чего менеджеры банка должны убедить своего потенциального покупателя отдать предпочтение именно их продукту или услуге. Таким образом, персональную продажу банковских услуг можно считать также одним из методов стимулирования сбыта, который в последнее время приобретает всё большее значение.

К третьему методу для информирования клиентов о новом банковском продукте (услуге), а так же для его продвижения относится реклама.

К четвертому способу относится стимулирование сбыта. Стимулирование сбыта в банковской сфере, как и в любой другой, является средством кратковременного воздействия на рынок и используется для повышения спроса, осведомленности клиентов о предполагаемых услугах, для создания необходимого имиджа.

Преследуемые цели стимулирования сбыта должны быть согласованы с общей стратегией банка, а так же приняты во внимание возможные ответные действия конкурентов. После всех манипуляций по созданию и продвижению банковских продуктов и услуг, проведенных банком, следует проверка их качества. Проверка качества нового продукта или услуги, подразумевает под собой предложение её ограниченному кругу клиентов банка, с целью проверки их реакции на данный банковский продукт. Если новая услуга отвечает всем требованиям клиента, то банк предлагает ее уже широкому кругу потенциальных и реальных клиентов.

Основное направление деятельности любого банка - эффективное предоставление банковских услуг. Для получения прибыли и осуществления своей деятельности, банковское учреждение должно произвести свою услугу, определить её цену и выйти с ней на рынок.

То есть банковская услуга - это продукция, удовлетворяющая какой-нибудь спрос и предназначенная для продажи на рынке. Товар банка специфичен - это банковские услуги, которые представляют собой операции с деньгами или ценными бумагами - эквивалентом денег. Таким образом, под банковской услугой понимается профессиональный интеллектуальный продукт, состоящий из комплекса банковских операций, которые приводят к оптимальному исполнению требований клиента и созданный с целью реализации его на рынке и извлечения прибыли. На основе исследований банки разрабатывают стратегии, позволяющие выйти на рынок с новой банковской услугой. Планирование банковских услуг - это непрерывный процесс принятие решений по всем аспектам разработки и предоставления банковских услуг.

Для укрепления определенных позиций на рынке и повышения соответствия услуги потребностям конкретных клиентов производится ее позиционирование, то есть определение её особенностей, характерных черт, которые отличают действующую услугу от услуг-аналогов или услуг - заменителей.

1.2 Структура банковского рынка

Банковские услуги, прежде всего можно подразделить на специфические и неспецифические услуги. Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия(см. схему 2)

Схема 2 - Структура банковского рынка


§2. Анализ банковских услуг в России


Начиная с января 2008 года отмечался средний ежемесячный прирост вкладов граждан в российских банках в долларовом выражении на уровне 3,5%, и определялся приростом вкладов в государственных, частных и иностранных банках. Так же за этот же период портфель депозитов физических лиц в государственных банках имел ежемесячный прирост в среднем на 3%, а в иностранных и в частных российских банках - на 4%. Таким образом, в 2008 году в российской банковской системе наблюдался стабильный рост портфеля депозитов физических лиц, а общий объём средств граждан в банках РФ достигал в августе 2008 г. 236 млрд. долларов (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура портфеля вкладов физических лиц в банках РФ по состоянию на август 2008 г. (в %).

По данным диаграммы видно, что доля государственных банков составляла 61 % от общего количества вкладов физических лиц или 144 млрд., частных российских банков - 34 % или 79 миллиардов от общего портфеля вкладов физических лиц, иностранных банков - всего 5 % или 13 миллиардов. Однако в 4 квартале 2008 года (впервые с 1999 года) произошло изменение характера экономических процессов, что привело к падению спроса и сокращению производства во многих основных видах экономической деятельности.

Данная тенденция привела к сокращению доходов к концу года, что повлекло к снижению внутреннего спроса и уменьшению объемов производства в ключевых отраслях экономики. Еще в самом начале кризиса подавляющее большинство граждан стали активно изымать свои накопления из банков, таким образом, во второй половине 2008 года населением ежемесячно изымалось по 12 млрд. долларов и привело к уменьшению депозитов на 70 млрд. долларов. Такая тенденция показала, что во время кризиса российские клиенты банков выбирали другие способы вложения денежных средств, например 53,7 % москвичей хранят свои денежные средства на банковских депозитах, 17 % - вкладывают средства в покупку автомобиля, 7 % - в недвижимость, 4,1 % - хранят деньги у себя дома, а только 1,8 % хранят свободные средства в банковской ячейке (Рисунок 2).

Рисунок 2 - Предпочтения москвичей в выборе инвестиционного инструмента для сохранения денежных средств, (в %).

В России кризисные явления 2008 года стали причиной множества изменений на рынке банковских услуг, например, произошло сокращение количества банков с 1 136 до 1 108, отозваны лицензии у 36 кредитных организаций, исключены из реестра государственной регистрации кредитных организаций в связи с реорганизацией в форме присоединения 5 кредитных организаций, появилось 13 новых кредитных организаций.

Количество филиалов действующих кредитных организаций без учета Сбербанка увеличилось с 2646 до 2695, однако общее число региональных банков сократилось с 568 до 552. Прибыль от деятельности региональных банков составила 56,7 млрд. рублей (ниже на 24,7 % по сравнению с 2008 г.)

К началу 2009 г. российские банки потеряли более 28 млрд. долларов и уменьшили свою рыночную долю на 3%. За этот же период у иностранных банков эта же доля выросла до 6%, а у госбанков до 64% (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Структура портфеля вкладов физических лиц в банках РФ январе 2009 года, (в %).

Однако, по данным национального агентства финансовых исследований (НАФИ), в целом, по России за год количество потребителей финансовых услуг не изменилось, но в обеих столицах доля пользователей снизилась с 61% до 54%, в малых городах с 55% до 50%, а в селах, наоборот, выросла с 42% до 46%. На рисунке 4 показана динамика пользователей банковскими услугами в населенных пунктах различной численности населения по состоянию на апрель 2010 г.

Рисунок 4 - Динамика пользователей банковскими услугами в населенных пунктах различной численности населения по состоянию на апрель 2010 г. (в %).

Чтобы иметь полную картину об изменении динамики пользователей банковскими услугами в населенных пунктах различной численности населения на рисунке 5 рассматриваются данные по состоянию на апрель 2011 г.

Рисунок 5 - Динамика пользователей банковскими услугами в населенных пунктах различной численности населения по состоянию на апрель 2011 г. (в %).

Уже в начале 2010 года в банковской системе России замечен рост депозитного портфеля примерно на 3 % каждый месяц и таким образом, общий рост за 8 месяцев 2010 года составил 37% или 44 млрд. долларов. Из них 4 млрд. принесли в иностранные банки, 15 млрд. - в частные российские банки и 25 млрд. долларов - в государственные банки.

Активный рост был отмечен в доле иностранных банков - 7 %, частные российские банки ежемесячно прибавляли 3,3 %, а госбанки - 2,7 %. Таким образом, октябре 2010 года иностранные банки занимали долю на рынке в размере 6%, частные российские банки - увеличили долю до 32% за счёт падения доли государственных банков, которая в настоящее время составляет 62% (Рисунок 6).

Рисунок 6 - Структура портфеля вкладов физических лиц в банках России в октябре 2010 года (в %).

По данным национального агентства финансовых исследований (НАФИ) по состоянию на апрель 2010 года, россияне чаще всего пользуются пластиковыми картами для получения пенсии, зарплаты, стипендии, потребительских кредитов, а также имеют текущий счет или вклад "до востребования" (Рисунок 7).

В настоящее время динамика развития российского банковского сектора определяется макроэкономической ситуацией в стране. В экономике России в 2010 году наблюдался слабый рост на уровне 1,7%, который усилился в 2011 году. В этой связи многим банкам потребовалось снизить размер активов, определить возможности для привлечения нового капитала и погашения внешнего долга, а также пересмотреть свою стратегию фондирования.

Рисунок 6 - Доли банковских услуг в апреле 2010 г. (в %).

На сегодняшний день среди жителей России растет спрос на банковские услуги, при этом наиболее популярны депозиты, пластиковые карты и платежи. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ).

Как отмечается в исследовании, количество пользователей банковских услуг растет на протяжении последних лет. Так, в 2008 году только каждый второй россиянин пользовался услугами банков (52%), в 2011 году таких было 74%, а в 2012 году - уже 77%. При этом рост доли пользователей в 2012 г. Наблюдается в большинстве сегментов банковских услуг. Исключение составили кредитные продукты: в частности, наметилась тенденция к снижению доли заемщиков по потребительским кредитам.

По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), наибольший рост в прошлом году показал сегмент депозитов, а именно по количеству срочных вкладов, вкладов «до востребования», второе место по приросту показали банковские пластиковые карты. В 2011 году произошло увеличение количества владельцев зарплатных карт, дебетовых и кредитных карт.

Согласно опросу в марте 2012 г. Пластиковой картой для получения зарплаты, пенсии, стипендии и т.д. пользовались 44% респондентов, 42% осуществляли через банк регулярные платежи (оплата ЖКХ, телефона, штрафов и т.д.), 19 % брали в банке потребительский кредит (за исключением кредитной карты), а 15 % имели текущий счет. Срочный вклад в банке имели 14 % опрошенных, а 23 % респондентов отметили, что вообще не пользуются банковскими услугами.

Как отметил заместитель директора департамента банковского аудита Р. Кениксберг: «Рост спроса на пластиковые карты и интернет-банкинг закономерен, поскольку повышается доверие населения к этим инструментам. Об этом свидетельствует статистика Центробанка, согласно которой доля расчетов пластиковыми картами для оплаты товаров и услуг увеличивается. Люди все больше верят в этот инструмент и используют его не только для того, чтобы снять зарплату. В будущем будет нормой иметь несколько карт для разных целей - для зарплаты, оплаты товаров и услуг, поездок за рубеж и так далее. Что касается депозитов, их доля растет и практически не снижалась в кризис, потому что сегодня нет альтернативы вложений. До кризиса были востребованы вложения в ценные бумаги, в недвижимость, поскольку это обеспечивало большую доходность, чем проценты по вкладам. Однако сейчас в связи с неопределенной экономической ситуацией банковские вклады выигрывают, банки научились гибко повышать процентные ставки. Наблюдается устойчивая тенденция к тому, что они будут нарастать, хотя темпы роста, скорее всего, замедлятся».

Данные исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) подтверждают и представители кредитных организаций. В частности, как отметил заместитель председателя правления «Банк Связной» Е. Давыдович: «Розничный банковский рынок в принципе показал очень хорошие результаты в прошлом году, и локомотивом этого роста стали как раз простые банковские продукты. С одной стороны, они позволяют накапливать деньги (вклады), с другой - пользоваться кредитными средствами банка в случае необходимости (кредитные карты). По словам эксперта, рост этих сегментов связан с тем, что в прошлом году экономика страны полностью стабилизировалась после кризисных явлений 2008 - 2010 годов. У населения появились свободные средства, которые можно было бы разместить на депозиты. Также начал расти и потребительский спрос на те покупки, которые можно совершать с помощью кредитов. Причем кредитные карты начали становиться более популярным способом «одалживать» деньги у банка - кредитным лимитом можно пользоваться в течение всего срока действия карты, а ставка по кредитам сейчас по рынку меньше, чем по многим потребительским и «экспресс-кредитам»».

Еще одним из направлений развития банковских услуг в России является предоставление услуг «быстрые деньги».

Несмотря на массированную рекламу, кредиты от микрофинансовых организаций (МФО) пока не пользуются ажиотажным спросом. Опыт сотрудничества с МФО имеют всего лишь 1,6% россиян или 1,2 млн. человек, которые воспользовались услугой получения быстрых займов в микрофинансовых организациях, свидетельствует исследование компании Synovate Comcon, в ходе которого было опрошено 14 тысяч граждан по всей территории России.

Меньше всего займы от МФО пользуются спросом в Москве - ими воспользовались всего лишь 1,1 % респондентов. Вдвое больше клиентов МФО в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек - 2,1%. По данным исследования, наиболее частые клиенты МФО - студенты и люди, выходящие на пенсию (они обращаются за микрозаймами в три-четыре раза чаще прочих категорий граждан). В пять раз чаще за быстрым займом обращаются в связи с разводом, со сменой работы.

В 2010 году таких заемщиков МФО было 41,1 %, однако в первом полугодии 2012 года - уже на 2 % меньше. Успех данной услуги в том, что много граждан не имеют доступа к банковским продуктам из-за несоответствия требованиям по возрасту и уровню дохода, сюда же включается население городов с численностью менее 100 тысяч человек, где банковская инфраструктура представлена слабо.

К концу года ожидается рост до 45 - 47 млрд. руб. за счет новых заемщиков. Однако так же наблюдается среди многих банков продвижение таких же продуктов, очень похожих на те, что предлагают микрофинансовые организации.

В настоящее время российские банки применяют способы прямого привлечения розничных клиентов:

прямые адресные рассылки коммерческих предложений;

выезд специалистов на территорию клиентов - физических лиц;

работа консультантов в точках продаж товаров и услуг;

работа специалистов по привлечению сотрудников организаций - корпоративных клиентов банка.

Новшеством на российском рынке банковского ритейла стала дистанционная розница. Примером может послужить появление розничного банка «Тинькофф Кредитные Системы», действующего без создания стандартной сети продаж в виде филиалов и дополнительных офисов, а именно на основе дистанционных методов работы с клиентами. Речь идет о «пластиковом» кредитовании, что достаточно перспективно в России: на каждого россиянина приходится всего 1,5 карты, в то время как в Европе - 5, а в США - 8.


Рисунок 7 - Банки-лидеры на рынке банковских карт в России

Растет в России и количество банков, оказывающих полноценный мобильный бэнкинг. У некоторых банков, например «Альфабанк» и «Райффайзенбанк», в 2012 году количество их клиентов приближается к 20 тысячам. Себестоимость операции при дистанционном обслуживании на порядок ниже, чем непосредственно в отделении. Однако у большинства банков услуги ограничены рассылкой SMS-сообщений об операциях по счету и нет возможности дистанционно управлять счетами.

На рублевых депозитах физических лиц в российских банках к 1 мая 2012 года скопилось 10,082 триллиона рублей. Об этом сообщается в ежемесячном обзоре социально-экономического положения России Росстата. По сравнению с апрелем вклады выросли на 2,5 процента, и впервые в истории превысили отметку в 10 триллионов рублей.

Общий объем вкладов, включая валютные, составил 12,26 триллиона рублей, увеличившись на 2,3 процента. Доля Сбербанка в объеме депозитов составила 46,3 процента, увеличившись на 0,1 процентного пункта.

Объем депозитов, в том числе и рублевых, в российских банках бурно растет после кризиса 2008 года. Во многом это связано с тем, что ставки по вкладам долгое время находились на высоком уровне. В то же время инфляция в последние годы стабильно снижалась.

По сравнению с маем 2011 года общий объем депозитов увеличился на 19,8 процента, а рублевые вклады подросли на 20,7 процента. Рост Сбербанка за год оказался более умеренным - на 18,1 и 12,9 процента соответственно.

В таблице 2 рассмотрена структура пользования банковскими услугами среди населения в 42 регионах по результатам опроса НАФИ в марте 2012 года (см. приложение Д).

Таким образом, до кризиса 2008 года портфель депозитов физических лиц в России стабильно рос. Данный прирост был характерен для государственных, частных и иностранных банков. Кризис 2008 года привел к сокращению доходов населения - началось активное изымание накоплений из банков, резко упало доверие к банкам и увеличилось количество иных способов вложения средств. В настоящее время ситуация стабилизируется, увеличилась доля частного банковского сектора. Нынешних клиентов банков можно охарактеризовать как более внимательных к выбору банка, в котором они планируют открыть сберегательный счет, а именно наиболее популярны банки, поддерживаемые государством.

В настоящее время увеличился поток информации о банках, объем рекламы с целью удержания и привлечения новых клиентов. Основным лидером среди банков России (по узнаваемости, популярности, доверия) является ОАО «Сбербанк».

§3. Современное состояние рынка банковских услуг в России

В развитии отношений между банками и их клиентами большая роль отводится таким моментам, соблюдение которых позволяет раскрыть сущность банка как кредитной организации.

Отношения банка с клиентами должны быть объективными. В этом смысле банк является таким субъектом, который производит продукт, отличающийся от любого другого. Этот продукт является товаром, так как он содержит в себе деньги: они способствуют развитию сфер обслуживания, производства, распределения, обмена и потребления, и тем самым развивают денежно-кредитные отношения с клиентами.

У каждого банка есть своя стратегия, и на ее основе идет ориентация на интересующие его группы потребителей своих продуктов, будь то предприятие, учреждения или простое население. В каждом сегменте рынка изучается клиентская база, состоящая из физических и юридических лиц.

Как расширить свою клиентскую базу банк должен думать заранее, чаще всего выигрывают банки, предоставляющие наиболее большой спектр услуг. Необходимо понимать, что работая с определенными сегментами, нужно четко знать, что предлагать каждому потребителю. Деятельности банка на различных рынках банковских услуг, ее результаты всегда фиксируются в определенных источниках, а дальше служат основой маркетингового анализа всего комплекса отношений банка с клиентами.

За счет здоровой конкуренции в российском банковском секторе без аналитики межбанковской ситуации не обойтись. В каждом банке есть маркетинговый отдел, который анализирует множество различных аспектов. Наиболее важные из них для данной статьи, это:

) Изучение конкурентов, которым в той или иной мере удается лидировать на рынке кредитования, вкладов и др.;

) Сопоставление конкурентов со своим банком.

Следует отметить, что успехи банков в создании и реализации продуктов или услуг во многом определяется операциями, при помощи которых услуги банка <http://art.thelib.ru/search.php?q=%E1%E0%ED%EA%E0> становятся достоянием многочисленных клиентов.

Взять относительно недавно введенную бесплатную услугу для клиентов как электронная очередь. За рубежом данная услуга внедрилась уже давно, получила большую распространенность и добилась популярности.. Большой процент банков начал внедрять данную услугу, и, заметим, что должного результата она позволяет достичь, это: снижение недовольства граждан, понижение шума в помещении, регулирование очереди. Все это позволяет ускорить процесс осуществления банковских операций. При относительно недорогом оборудовании достигается результата. Можно сделать вывод, что электронная очередь введется во всех банках России.

Рынок банковских услуг характеризуется свободным выбором партнеров и наличием конкуренции. Развитие этих отношений способствует увеличению спроса и предложения на услуги банков, стимулирует к расширению ассортимента и качества услуг.

Формирование рынка банковских услуг представляет собой сложный процесс, требующий мобилизации не только внутренних ресурсов, но и широкого использования опыта мировых банков.

Не только в банках, но и во всех отраслях экономики лишь отдельные коммерческие организации уделяют большое внимание изучению зарубежного опыта. Можно отметить, что в банковской сфере этот аспект очень важен. Так как за границей банки развиваются более эффективно. Многие российские банки представлены во многих регионах, особенно если взять такие банки как Внешторгбанк, Сбербанк, Альфа-банк и другие. Как никто другой такие банки должны стать инициаторами в использовании опыта иностранных банков в улучшении структуры и качества услуг, а так же развитии банковского маркетинга.

Российский банковский стремится к улучшению обслуживания, возникновения новых банковских услуг, которые будут наиболее полно затрагивать интересы общества. Но по мере развития кредитных отношений у банков появляются многочисленные обязанности, аккуратное выполнение которых способствует увеличению объема банковских услуг. Тем самым нужно расширенно изучать международный опыт, совершенствовать и вводить на российский рынок качественные продукты, которые будут пользоваться спросом, и будут удовлетворять потребности различных слоев населения.

Глава 2. Анализ банковских услуг на примере ОАО «Сбербанк»

§1. Характеристика ОАО «Сбербанк России» и оценка его положения на финансовом рынке России

История Сбербанка России началась более 170 лет назад, в XIX веке. За почти два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны.

Сбербанк сегодня - это современный универсальный банк, который предлагает широкий спектр услуг для всех групп клиентов, активно участвует в социальной и экономической жизни страны.

Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками - залогом его успешной работы. По итогам 2010 года 47,9% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку.

Кредитный портфель Сбербанка включает в себя около трети всех выданных в стране кредитов (31% розничных и 31% корпоративных кредитов). В 2010 году Сбербанк активно кредитовал крупнейших корпоративных клиентов, предоставляя средства на финансирование текущей деятельности и инвестиционных программ, рефинансирование кредитов в других банках, приобретение активов и совершение сделок по слиянию и поглощению, финансирование лизинговых сделок, расходов по участию в тендерах, строительства жилья. Как и в предыдущие годы, Сбербанк принимал непосредственное участие в реализации государственных программ.

Сбербанк продолжил работу по улучшению качества клиентского сервиса. Наиболее значимой услугой Сбербанка остается прием платежей населения. Их объем за год вырос в 1,4 раза и достиг 1 621 млрд. руб., количество принятых платежей увеличилось на 6,5% и превысило 1 134 млн. Доля платежей, принимаемых по биллинговой технологии, увеличилась за год до 65,7%. Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и около 20 тысяч подразделений по всей стране. Сбербанк постоянно развивает торговое и экспортное финансирование, и к 2014 году планирует увеличить до 5% долю чистой прибыли, полученной за пределами России. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. В соответствии со Стратегией развития, Сбербанк России расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае.

Надежность и безупречная репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте “BBB”, агентством Moody’s Investors Service - долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте “Baa1”. Кроме того, агентство Moody’s присвоило Банку наивысший рейтинг по национальной шкале.

С января 2010-2012 гг. «Сбербанк России» продемонстрировал высокую эффективность деятельности, улучшил финансовую отчетность, что явилось объективным показателем успешного, эффективного и динамичного развития бизнеса.

Капитал Банка в течение анализируемого периода 01.2010-01.2012 увеличился с 848,2 млн.руб. до 1156,9 млн.руб.

За 2010-2011 год совокупные активы возросли на 3322млн.руб.(42,3%) и составили на 01.2012 - 10419 млн.руб. (01.2010 - 7097млн.руб., 01.2011 - 8523млн.руб.). Указанный рост был вызван ростом портфеля ценных бумаг и увеличением объема кредитования клиентов.

§2. Анализ банковских услуг ОАО «Сбербанк России»

В 2010 году в Сбербанке было создано специальное подразделение по работе с клиентами, чья годовая выручка не превышает 25 млн. руб. и чей предельный объем кредитования по технологии «Кредитная фабрика» не превышает 1,5 млн. руб., а по другим кредитным продуктам -- 7 млн. руб. Работа с данным сегментом была направлена на поддержку малого бизнеса в условиях сложной макроэкономической ситуации, расширение линейки кредитных и некредитных продуктов и внедрение системы интернет-банкинга.

Для субъектов малого предпринимательства в 2010 году представлены кредитные продукты «Бизнес-авто» и «Коммерческая недвижимость», запущены пилотные проекты «Экспресс-лизинг» и «Микрокредит субъектам малого бизнеса» с ускоренной процедурой рассмотрения кредитных заявок. Разработан проект офиса нового формата, ориентированного на работу с малым бизнесом. Начато консультирование компаний в режиме реального времени на интернет-портале www. opora-credit.ru и в круглосуточном центре телефонного обслуживания.

Кроме того, в ряде подразделений г. Москвы и г. Самары стартовал пилотный проект системы интернет-банкинга для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн».

Продолжилось активное сотрудничество Банка с администрациями республик, краев и областей Российской Федерации в части финансирования региональных программ, направленных на развитие регионов и повышение их инвестиционной привлекательности, стабилизацию социального климата.

Основной вид услуг, предоставляемых банком корпоративным клиентам, - услуги расчетно-кассового обслуживания. Комиссионные доходы Группы Сбербанка за расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц по итогам года составили 36,9 млрд. руб., или 35% всех комиссионных доходов Группы.

В 2010 году возрос интерес крупнейших, крупных и средних компаний-холдингов к комплексным продуктам на базе систем дистанционного обслуживания, называемых «Корпоративное казначейство». Эта услуга позволяет холдингам контролировать операции по своим счетам, получать информационные сервисы (выписки и отчеты), осуществлять корпоративное бюджетирование и интеграцию с корпоративными учетными системами холдинга. В 2010 году стартовали проекты по созданию комплексных продуктов управления финансовыми потоками холдингов и контроля платежей на соответствие бюджету.

Подразделениями инкассации Банка на 31 декабря 2010 года обслуживалось 86,6 тыс. точек клиентов -- юридических лиц, включая коммерческие банки. За год служба инкассации Банка проинкассировала ценностей клиентов в объеме 2,6 трлн. руб. -- на 4,6% больше, чем в 2008 году. Доставлено в интересах клиентов -- юридических лиц более 370 млрд. руб.

Комиссионный доход банка по операциям инкассации увеличился за год на 11,6% и составил 4,1 млрд. руб.

В 2011 году Банк планирует повысить технологичность выполнения и сопровождения операций инкассации, доставки, приема и пересчета денежной наличности, в т.ч. максимально внедрить безакцептное списание комиссий за услуги инкассации и упростить процедуру заключения договоров.

В результате роста объема предоставленных за юридических лиц банковских гарантий за год на 55% до 135 млрд. руб., комиссионный доход Группы по этому направлению увеличился в 1,6 раза и составил 1,9 млрд. руб.

В течение 2010 года Банк активно развивал операции с банковскими картами, опираясь на обширную географию приема карт, востребованную различными категориями клиентов продуктовую линейку и конкурентные тарифы.

С 1 июля 2010 года началось внедрение новой, более удобной для клиента модели обслуживания, в основе которой лежит Универсальный договор банковского обслуживания.

В Москве клиентам, заключившим с Банком такой договор (с начала 2010 года в пилотной зоне, а с мая -- по всему городу), в рамках проекта по трансформации модели обслуживания клиентов («Базовый продукт») предоставляется целый комплекс новых возможностей. Теперь через банкомат, информационно-платежный терминал или «Сбербанк ОнЛ@йн» клиент может увидеть свои вклады, карты, кредиты, постоянные поручения, металлические счета в «личном кабинете» и осуществить в режиме реального времени операции перевода средств между своими счетами и картами. Операции отражаются по счетам в течение нескольких минут, их проведение осуществляется без использования сберегательной книжки. К концу 2010 года количество клиентов, заключивших с банком Универсальный договор банковского обслуживания, превысило 1,3 млн. В 2011 году планируется распространение указанной технологии в пилотном режиме по всей системе Банка.

В июле Банк подготовил к выпуску карты Platinum платежных систем Visa и MasterCard, призванные подчеркнуть высокий статус их обладателей. Держателям этих карт доступны значительные объемы кредитования и круглосуточная связь по выделенной линии с центром телефонного обслуживания Банка.

С декабря 2008 года Сбербанк выпускает карты Visa «Подари жизнь» в сотрудничестве с Благотворительным Фондом помощи детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь». Банк расширил линейку карт Visa «Подари жизнь» кредитными и платиновыми картами и привлек к сотрудничеству по программе более 600 торговых точек.

В июле-августе Банк провел масштабную рекламную кампанию по продвижению карт Visa «Аэрофлот». Кампания принесла реальный эффект: эмиссия карт во втором полугодии увеличилась в 5 раз.

В ноябре Банк подготовил к выпуску карты Visa Infinite -- наиболее привилегированный продукт в линейке международных карт Visa. Карты выпускаются для бизнесменов и политиков в рамках программы VIP-обслуживания, принятой Сбербанком.

Активное продвижение новых услуг и расширение инфраструктуры обслуживания банковских карт закономерно привели к росту комиссионных доходов Сбербанка по операциям с банковскими картами -- за год их объем увеличился на 21,3% и составил 17,7 млрд. руб.

В 2010 году Банк упрочил свои позиции на рынке предоставления расчетно-кассовых услуг физическим лицам. Комиссионные доходы по приему платежей, денежным переводам и другим расчетно-кассовым услугам выросли по сравнению с 2008 годом на 16,8% и составили 34,4 млрд. руб.

Общий объем платежей физических лиц, принятых Сбербанком в 2010 году составил 1179 млрд. руб., а количество платежей увеличилось с 1034 млн. до 1065 млн. Большую часть принятых платежей составила оплата жилищно-коммунальных услуг, объем которой вырос в 1,2 раза -- до 445 млрд. руб. Объем налоговых и других платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды вырос в 1,1 раза -- до 187 млрд. руб.

Сбербанк обладает рядом конкурентных преимуществ при приеме платежей: разветвленной филиальной сетью, наличием отлаженной технологии ежедневной обработки большого количества платежей, предоставлением возможности безналичных платежей по длительным поручениям клиентов, конкурентными тарифами. Высокая доля платежей осуществлялась бесплатно для клиента -- физического лица при наличии договоров с юридическими лицами -- получателями платежей.

В рамках повышения качества обслуживания клиентов и сокращения времени проведения операций продолжено развитие современных способов приема платежей: биллинговой и штрих-кодовой технологии, платежей через устройства самообслуживания. Среди их преимуществ: отсутствие платежных документов, значительное сокращение времени обслуживания, получение сведений о задолженности в любом пункте приема платежей. Используя новые технологии, Банк проводит оплату потребленной электроэнергии, коммунальных услуг, услуг стационарной телефонной связи, пополнение баланса операторов мобильной связи, налоговые платежи. Доля платежей, проведенных по биллинговой технологии, от их общего объема за год возросла с 48 до 60%.

Таблица 9. - Результаты работы с банковскими картами Сбербанка России за 2008-2010 гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.


 


Зачислено, млрд. руб.

Млн. чел.

Зачислено, млрд. руб.

Млн. чел.

Заработная плата

2353

18,8

2915

21,1

789

14,6

1043

15,7

Пенсии силовых ведомств РФ

201

2,0

211

2,0


По таблице 9 видно, что в банк перечисляются значительные суммы на счета по вкладам и счета банковских карт в виде заработной платы и пенсий. В подразделениях Банка получают заработную плату 21,1 млн. человек, что составляет 45% всех работников, занятых в экономике. Пенсии получают 17,7 млн. пенсионеров, или более 40% от их общего числа.

Количество денежных переводов физических лиц в 2010 году выросло в 1,3 раза -- до 21 млн. Несмотря на это, общая сумма переводов снизилась на 2% -- до 498 млрд. руб. -- за счет уменьшения средней суммы денежного перевода. Наибольший рост достигнут по срочным денежным переводам «Блиц», позволяющим перевести в течение 1 часа денежные средства между подразделениями Сбербанка в России, Казахстане и Украине. За год Банк осуществил 11,3 млн. «Блиц»-переводов на сумму 256 млрд. руб. Сеть подразделений, подключенных к данной системе, расширена с 9,1 тыс. до 10,3 тыс.

В 2011 году Банк продолжит внедрение безбумажной технологии приема и перечисления платежей физических лиц, в том числе планируется дальнейшее развитие биллинговых технологий приема платежей с передачей информации в режиме реального времени, а также приема платежей с передачей организации-получателю информации о принятых платежах с использованием электронного реестра. ОАО «Сбербанк России» оказывает своим клиентам услуги по валютному контролю - обеспечение соблюдения клиентом требований валютного законодательства и предупреждение штрафных санкций в его адрес со стороны органов валютного контроля.

. Полный комплекс валютных и рублевых сделок по экспорту/импорту товаров, услуг со стороны дальнего и ближнего зарубежья (обслуживаются сделки любой сложности), в том числе:

консультации по составлению внешнеторговых договоров, позволяющих обеспечить экономические интересы клиента при точном соблюдении норм валютного законодательства;

оформление паспортов сделок, покупка /продажа иностранной валюты, международные переводы;

информирование клиентов об изменениях в валютном законодательстве;

обслуживание международных операций клиентов, связанных с получением кредитов, приобретением ценных бумаг, формированием уставного капитала, финансированием научных работ и т.д.

. Услуги по осуществлению документарных операций, торгового и экспортного финансирования:

организация постимпортного финансирования с использованием документарных аккредитивов;

организация постэкспортного и преэкспортного финансирования с использованием документарных аккредитивов;

организация финансирования внешнеторговых операций с привлечением экспортных страховых и кредитных агентств;

организация подтверждения импортных аккредитивов ОАО «Россельхозбанка» ведущими зарубежными банками;

авизование, исполнение и подтверждение экспортных документарных аккредитивов, в том числе аккредитивов, открытых банками стран СНГ;

открытие документарных аккредитивов, в том числе импортных, револьверных, с «красной оговоркой», резервных (standby);

трансферация аккредитивов в страны СНГ, Балтии и дальнего зарубежья;

операции с покрытыми и непокрытыми аккредитивами, номинированными в рублях Российской Федерации, при расчетах на территории Российской Федерации;

авизование, проверка подлинности, направление документов для получения платежа по гарантиям банков-контрагентов;

проведение инкассовых операций (документарное и чистое инкассо);

анализ платежных условий контрактов, консультационные услуги при проведении предконтрактной работы по выбору наиболее выгодных и удобных форм расчетов в целях максимальной защиты Ваших интересов.

Объем покупки и продажи Банком наличной иностранной валюты составил экв. 20,8 млрд. долл. США, из которых у населения куплено экв. 8,6 млрд. долл. США, продано -- экв. 12,2 млрд. долл. США.

В условиях высокого спроса клиентов на наличную иностранную валюту в начале 2010 года, в период роста курса доллара и евро к рублю, Сбербанк обеспечивал рынок наличными долларами США и евро в объеме, необходимом для совершения операций во всех точках продаж на конкурентоспособных условиях.

Количество подразделений Банка, осуществляющих покупку и продажу наличной иностранной валюты, в 2010 году увеличилось на 277 ед. и составило 8922 ед.

Квартира или офис -- не самые надежные места для хранения документов и ценностей. Сбербанк России предлагает вам воспользоваться индивидуальными банковскими сейфами, установленными более чем в 900 хранилищах филиалов Банка на всей территории Российской Федерации: от Калининграда до Хабаровска, от Архангельска до Сочи. Сеть хранилищ постоянно развивается, приближая услугу к Вашему дому или офису.

Хранилища ценностей клиентов Сбербанка России оснащены современным банковским оборудованием, системой охраны и средствами противопожарной сигнализации.

В хранилищах Банка установлены индивидуальные сейфы самых разных высот: от 4 до 60 см и более, а также различной ширины. В зависимости от конструкции сейф может быть оборудован внутренним контейнером, в котором удобно хранить ценности.

Индивидуальные сейфы открываются совместно клиентом и работником Банка. Для открытия сейфа сотрудник Банка использует механический ключ либо осуществляет разблокировку сейфа при помощи электронной системы контроля доступа. Ключи от арендованных сейфов клиенты хранят самостоятельно.

Сбербанк России не требует внесения залога за ключ от индивидуального сейфа, выдаваемый клиенту.

Основными приоритетами Сбербанка России при предоставлении в аренду индивидуальных сейфов были и остаются:

обеспечение сохранности имущества клиентов;

соблюдение принципа конфиденциальности (сотрудники Сбербанка России не осуществляют контроль за ценностями, помещаемыми на хранение);

повышение качества обслуживания клиентов;

гибкая тарифная политика, обеспечивающая конкурентоспособность тарифов и льготы клиентам, арендующим сейфы на длительные сроки;

комплексный подход к развитию услуги, предусматривающий предоставление сопутствующих услуг, которые максимально удовлетворяли бы запросы различных групп арендаторов индивидуальных сейфов.

Правильность концепции развития услуги подтверждает постоянный рост числа наших клиентов, многие из которых доверяют нам хранение своего имущества годами. Москвичей и гостей столицы арендовать индивидуальные банковские сейфы приглашают более 180 офисов отделений Сбербанка России г. Москвы. Вы также можете арендовать индивидуальный сейф по месту Вашего пребывания в отпуске или командировке. Получить информацию об адресах хранилищ ценностей клиентов и тарифах на услугу в различных регионах Российской Федерации можно на сайтах территориальных банков Сбербанка России.

Банк оказывает услуги по предоставлению в аренду: индивидуальных сейфов; индивидуальных сейфов автоматизированного хранилища ценностей клиента; индивидуальных сейфов нотариусам; индивидуальных сейфов для осуществления расчетов по сделкам с недвижимостью; индивидуальных сейфов риэлторским фирмам; а также оказывает услуги по допуску к индивидуальному сейфу расширенного круга лиц.

Сбербанк России является активным участником российского и международного рынков драгоценных металлов.

При совершении операций на первичном рынке драгоценных металлов Сбербанк России применяет схемы комплексного обслуживания золотодобывающих предприятий и предприятий смежных отраслей с использованием различных банковских инструментов:

ведение обезличенных металлических счетов, ведение счетов и совершение расчетов в рублях и иностранной валюте;

выдача займов в драгоценных металлах добывающим предприятиям, производителям драгоценных металлов из лома и отходов;

предоставление краткосрочных кредитов для обеспечения сезона добычи драгоценных металлов; покупка добытых и произведенных драгоценных металлов;

предоставление долгосрочных финансовых ресурсов для оплаты импортного оборудования с использованием документарных аккредитивов, открытых в счет кредитных линий зарубежных банков;

хранение драгоценных металлов и т. д.

Для страхования риска неблагоприятного изменения цен на драгоценные металлы Сбербанк России предлагает следующие инструменты:

форвард - сделка покупки/продажи определенного количества драгоценного металла за российские рубли в определенный момент времени в будущем по цене, согласованной в момент заключения сделки.

опцион - покупка права покупки («колл») / продажи («пут») определенного количества драгоценного металла за российские рубли по определенной цене в определенную будущую дату (европейский опцион) или в любой момент до ее наступления (американский опцион).

Сбербанк России является активным оператором межбанковского рынка драгоценных металлов. Операции осуществляются с драгоценными металлами в обезличенном виде и физической форме исходя из цен международного и внутреннего рынков, складывающихся в режиме реального времени.

Купля-продажа драгоценных металлов в физической форме может осуществляться на условиях приема-передачи драгоценных металлов в хранилище Сбербанка России, в хранилище клиента/контрагента или с поставкой на аффинажном заводе.

Крупным корпоративным клиентам Сбербанк России предоставляет возможность осуществления операций с драгоценными металлами на принципах и условиях функционирования межбанковского рынка драгоценных металлов.

На розничном рынке драгоценных металлов Сбербанком России предоставляются следующие услуги: открытие и ведение обезличенных металлических счетов в золоте, серебре, платине и палладии; предоставление займов в золоте, серебре, платине и палладии профессиональным участникам рынка драгоценных металлов (в том числе ювелирным компаниям и индивидуальным предпринимателям); продажа и покупка драгоценных металлов в обезличенном виде (с использованием обезличенных металлических счетов), стандартных и мерных слитков, в том числе слитков из золота (массой от 1 до 1000 граммов), серебра (массой 50, 100, 250, 500 и 1000 граммов), платины (массой 5, 10, 20, 50, 100 граммов); палладия (массой 5, 10, 20, 50, 100 граммов) изготовленных аффинажными предприятиями и соответствующих российским государственным и международным стандартам; продажа и покупка памятных и инвестиционных монет из драгоценных металлов: российских монет, выпущенных с 1980 года в СССР и Российской Федерации из золота, серебра, платины и палладия, а также иностранных монет.

В 2010 году цены драгоценных металлов на мировых рынках достигли многолетних максимумов, что стабилизировало спрос со стороны клиентов. При этом инвестиционный спрос на драгоценные металлы в обезличенном виде значительно превысил спрос на драгоценные металлы в физическом виде.

За 2010 год Сбербанк реализовал физическим лицам более 7 тонн драгоценных металлов в слитках, что в рублевом эквиваленте составляет около 3,5 млрд. руб. Объемы продаж слитков соответствовали уровню 2008 года.

Через обезличенные металлические счета физическими лицами было приобретено 125 тонн драгоценного металла, что составляет 62% от показателя 2008 года. Остаток средств на обезличенных счетах физических лиц увеличился на 27% и составил эквивалент 1,8 млрд. долл. США.

Годовой оборот по операциям Банка с монетами из драгоценных металлов увеличился на 27% и достиг 11 млрд. руб.

За 2010 год филиалами Банка было реализовано около 1 млн. монет, приобретено у населения -- 220 тыс. монет. Общий объем реализованных драгоценных металлов в виде монет составил за год 22,8 тонны.

В 2010 году в Сбербанке стартовал первый этап проекта по формированию современной системы розничных продаж.

Целью проекта является переход от продуктового принципа управления к управлению по каналам продаж: в подразделениях Банка, через удаленные каналы, предприятия и партнеров.

Начата реализация комплексной программы по активизации продаж и улучшению качества обслуживания частных клиентов путем построения системы мониторинга и контроля качества сервиса, а также профилактики работы с жалобами клиентов.

В отчетном году реализованы совместные программы автокредитования с ОАО «АВТОВАЗ», ООО «Коммерческие автомобили -- Группа ГАЗ», Группой компаний «РОЛЬФ» и другими компаниями. В результате количество автокредитов, выдаваемых в рамках совместных программ, к концу года превысило треть от всего количества выдаваемых автокредитов.

Сбербанк продолжает активное развитие удаленных каналов продаж. По итогам 2010 года сеть устройств самообслуживания расширена на 45% -- до 33,5 тыс. устройств (банкоматов и информационно-платежных терминалов). Количество клиентов «Мобильного банка» увеличилось в 1,9 раза -- до 12,6 млн., клиентов системы «СбербанкОнЛ@йн» -- с 30 тыс. до 330 тыс.

Расширен перечень получателей платежей, в пользу которых возможно проведение операций через удаленные каналы обслуживания.

Объем комиссионных доходов по операциям с ценными бумагами увеличился по итогам 2010 года на 21,8% и составил 1,4 млрд. руб. Основу этих доходов составляют доходы от оказания услуг по организации выпуска и размещения ценных бумаг, услуг брокерского обслуживания и депозитарных услуг. Андеррайтинговые услуги: В 2010 году Сбербанк продолжил укрепление позиций среди банков -- лидеров на рынке первичных размещений облигаций. За год Банк разместил и участвовал в размещении 42 выпусков облигаций сторонних эмитентов с общим объемом участия 145,5 млрд. руб. по номинальной стоимости, увеличив тем самым свою долю в объеме рыночных размещений рублевых облигаций с 9,6 до 12,6%.

Банк оказывал услуги по размещению облигационных выпусков как эмитентам -- российским компаниям, так и администрациям субъектов и муниципальных образований Российской Федерации.

Согласно рейтингам инвестиционных банков, публикуемым порталом Cbonds, по итогам 2009 года Сбербанк занял 2 место в рейтинге андеррайтеров по всему российскому облигационному рынку.

Услуги брокерского обслуживания: Во II полугодии 2010 года Сбербанк приступил к публичному предложению нового вида брокерских услуг на фондовом рынке -- интернет-торговли с использованием системы удаленного доступа Focus IV Online. Его внедрение позволило Банку сохранить позиции на рынке брокерских услуг, а также войти в тройку лидеров рейтинга ФБ ММВБ по количеству активных клиентов. В целом объем брокерских операций Банка на фондовом рынке за год увеличился в 2,2 раза -- до 430 млрд. руб.

Депозитарий Сбербанка является одним из крупнейших российских банковских депозитариев: рыночная стоимость активов на хранении составляет около 2 трлн. руб., из них 1 трлн. руб. приходится на активы клиентов. В Депозитарии обслуживается 249 тыс. счетов депо, из них 242 тыс. -- счета физических лиц. Депозитарий принимал непосредственное участие в сопровождении операций Банка и его клиентов в части проведения торговых, залоговых операций, оформления выкупов ценных бумаг, реструктуризации задолженности по облигационным займам. Кроме того, Депозитарий выполнял функции по хранению базового актива для выпуска и погашения депозитарных расписок на акции крупнейших российских эмитентов. В рейтинге международного журнала Global Custodian, составленном по отзывам клиентов о качестве предоставляемых услуг, в 2010 году Депозитарию Сбербанка присвоен статус Domestic Commended как депозитарию, рекомендованному инвесторам, в том числе иностранным, для обслуживания на внутреннем российском рынке.

В 2010 году Сбербанк развивал услуги по индивидуальному доверительному управлению на финансовых рынках. Благодаря эффективному управлению портфелями клиентов удалось сохранить базу действующих учредителей управления и привлечь новых. В конце года Банком были представлены новые стратегии инвестирования по индивидуальному доверительному управлению, что позволило значительно расширить продуктовый ряд Банка в части инвестиционных услуг.

В течение 2010 года в филиалах Сбербанка действовало 430 агентских пункта по приему заявок на операции с паями 32 паевых инвестиционных фондов, находящихся под управлением 6 управляющих компаний. Объем операций по покупке/продаже паев за 2010 год составил 111 млн. руб.

Заключение

Коммерческие банки, безусловно, являются неотъемлемой частью кредитно-финансовой системы любой страны. Основой деятельностью, которых является предоставление услуг, как юридическим, так и физическим лицам, которые имеют большой спрос на рынке и являются актуальными в настоящее время.

В первой главе были рассмотрены теоретические основы организации банковского продукта, банковской услуги и банковской операции.

Было выяснено, что совокупностью взаимосвязанных действий банка по решению единой экономической задачи, направленных на достижение конкретного экономического результата является банковская операция.

С понятием банковской операции тесно взаимосвязаны понятия банковской услуги и банковского продукта. Банковский продукт - это предмет договора между банком и клиентом где предметом договора могут быть любые операции и услуги, предлагаемые банком, и их комбинации.

Банковская услуга представляет собой банковские операции по обслуживанию клиента.

Во второй главе объектом исследования выступал ОАО «Сбербанк России», на примере которого исследовались банковские продукты и услуги.

Был произведен анализ финансового состояния банка и рассмотрена динамика прибыльности банка.

В ходе проведенного анализа финансового состояния банка было выявлено, что динамика ключевых показателей баланса изменилась.

Произошел рост активов, что является положительным моментом и говорит о том, что банк обладает достаточно большим количеством денежных средств, которые он может разместить с целью получения прибыли. Данный рост обусловлен ростом величины обязательных резервов банка, чистых вложений в ценные бумаги, средств кредитных организаций и прочих активов.

Возросли и обязательства Сбербанка, это связано с тем, что произошел рост вкладов физических лиц, средств клиентов, средств кредитных организаций и прочих обязательств (пенсионные и страховые фонды). Привлекательные условия для открытия депозитов привлекли сбережения клиентов, что привело к росту средств клиентов в банке.

Прослеживается тенденция увеличения капитала банка, это произошло за счет прироста от переоценки основных средств и возросшей нераспределенной прибыли прошлых лет.

При рассмотрении динамики показателей прибыльности банка было выявлено, что произошел рост чистых процентных доходов, это обусловлено превышением процентных доходов над процентными расходами.

Наблюдается снижение чистой прибыли, причиной чего послужил экономический кризис, на фоне которого произошел резкий рост расходов на создание резерва под обесценение кредитного портфеля, а снижение чистой прибыли способствовало снижению, как рентабельности собственных средств, так и рентабельности активов.

Проанализировав динамику обязательных нормативов банка, было выявлено, что достаточность собственных средств банка превышают нормативное значение, это обусловлено ростом величины капитала банка.

В динамике показателей мгновенной и текущей ликвидности так же наблюдается превышение над нормативами, что говорит о достаточности у банка текущих активов для покрытия своих краткосрочных обязательств.

Высокие показатели обязательных нормативов говорят о устойчивой финансовой системе банка.

Произведя анализ клиентской базы, было выявлено, что кредитование занимает особое место в деятельности Сбербанка.

Портфель кредитов корпоративным клиентам вырос, за счет увеличения доли специализированных кредитов в портфеле банка, что привело к росту процентных доходов по корпоративному кредитованию.

Портфель кредитов физическим лицам сократился за счет снижения спроса по потребительские ссуды, что повлекло и сокращение объема кредитов физическим лицам. Это вызвано экономическим спадом, ростом безработицы, что привело население к возврату сберегательной модели поведения. В динамике процентных доходов по кредитованию физических лиц наблюдается незначительный рост.

Динамика процентных расходов по привлеченным средствам клиентов показывает, что большую часть процентных расходов банка составляют расходы по средствам физических, это обусловлено тем, что частные клиенты продолжали увеличивать остатки на депозитах, которые были открыты во время высоких процентных ставок.

В условиях возросших кредитных рисков в начале 2010 года кредитная политика Банка была пересмотрена в сторону ужесточения - были сформулированы новые принципы кредитования клиентов, предусматривающие применение более консервативного подхода в оценке рисков, финансового состояния и перспектив деятельности заемщиков. Были предусмотрены изменения в технологии кредитного процесса, в том числе усилен мониторинг за текущей ссудной задолженностью, изменены требования к существующим и новым клиентам по выдаваемым кредитам, условия пролонгаций, рефинансирования и реструктуризации уже выданных кредитов.

Несмотря на негативные тенденции макроэкономического характера, Банк активно кредитовал реальный сектор экономики. За год российским предприятиям было выдано кредитов на сумму около 4 трлн. руб., при этом наиболее высокими темпами кредиты выдавались в конце 2010 года, по мере оживления деловой активности в экономике.

Рассмотрены и проанализированы услуги Сбербанка России.

Выявлено, что банк предоставляет своим клиентам следующие виды услуг: расчетно-кассовое обслуживание, инвестиции и ценные бумаги; кредиты; банковские карты; размещение денежных средств; валютно-обменные операции; аренда сейфов; торговое финансирование; доверительное управление; драгоценные металлы и монеты; инкассация; хеджирование валютных рисков; аккредитация страховых компаний.

Основной вид услуг, предоставляемых банком услуги расчетно-кассового обслуживания. Комиссионные доходы Сбербанка за расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц по итогам года составили 36,9 млрд. руб., или 35% всех комиссионных доходов.

Комиссионные доходы по приему платежей, денежным переводам и другим расчетно-кассовым услугам физических лиц выросли по сравнению с 2008 годом на 16,8% и составили 34,4 млрд. руб.

Депозитарий Сбербанка является одним из крупнейших российских банковских депозитариев: рыночная стоимость активов на хранении составляет около 2 трлн. руб., из них 1 трлн. руб. приходится на активы клиентов.

Банк активно развивает операции с банковскими картами, опираясь на обширную географию приема карт, востребованную различными категориями клиентов продуктовую линейку и конкурентные тарифы.

ОАО «Сбербанк России» оказывает своим клиентам услуги по валютному контролю - обеспечение соблюдения клиентом требований валютного законодательства и предупреждение штрафных санкций в его адрес со стороны органов валютного контроля.

Сбербанк России является активным оператором межбанковского рынка драгоценных металлов. Операции осуществляются с драгоценными металлами в обезличенном виде и физической форме исходя из цен международного и внутреннего рынков, складывающихся в режиме реального времени.

Объем комиссионных доходов по операциям с ценными бумагами увеличился, основу этих доходов составляют доходы от оказания услуг по организации выпуска и размещения ценных бумаг, услуг брокерского обслуживания и депозитарных услуг.

Были реализованы совместные программы автокредитования с ОАО «АВТОВАЗ», ООО «Коммерческие автомобили -- Группа ГАЗ», Группой компаний «РОЛЬФ» и другими компаниями. В результате количество автокредитов, выдаваемых в рамках совместных программ, к концу года превысило треть от всего количества выдаваемых автокредитов.

Продвижение данных видов услуг подразумевает под собой использование рекламных ресурсов (например, реклама на телевидении, радио, журналах, баннерах) и стимулирующих мероприятий, таких как проведение различных акций для клиентов, в которых они получат скидку, за длительное время сотрудничества или за пользование несколькими видами услуг; рекламные подарки и сувениры с наименование банка; проведение демонстраций банковских продуктов, таких как проведение семинаров и презентаций.

Проделанная работа дает возможность понять, что выбранная тема является актуальной, так как изучение рынка банковских продуктов и услуг позволяет банкам выбрать более перспективные направления в развитии услуг и продавать те, которые востребованы на рынке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 29.06.2012 № 97- ФЗ.

. Абрамова М.А. Финансы и кредит. Учебное пособие. / М.А. Абрамова М.А. - М., 2011. - 280 с.

. Балабанов И.Т. Банки и биржевое дело: учебник / И.Т. Балабанов. - М.: Питер - 2009. - 280 с.

. Банковское дело: дополнительные операции для клиентов. Учебник / Под ред. А.М. Тавасиева. - М.: Финансы и статистика - 2009. - 416 с.

. Банковское дело. Учебник / под ред. Г.Г Коробовой. - М., 2010. - 766 с.

. Березина М.П. Банковское дело. Экспресс-курс / М.П. Березина - М., 2012. - 440 с.

. Бурлак Г.Н. Правовое регулирование банковских операций. / Г.Н. Бурлак. - М., 2011. - 87 с.

. Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки / М.П. Владимирова. - М., 2011. - 288 с.

. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики / Ю.В. Головин. - М.: Финансы и статистика - 2009. - 440 с.

. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / под. ред. Г. Н. Белоглазовой. - М.: Высшее образование - 2009. - 392 с.

. Деньги, кредит, банки. Учебник / под ред. Лаврушина. - М., 2010. - 560 с.

. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков. - М., 2009. - 320 с.

. Жуков Е.Ф. Банки и небанковские кредитные организации, и их операции. Учебник / Е. Ф. Жуков. - М., 2009. - 528 с.

. Киселев И.А. Коммерческие банки: модели и информационные технологии в процедурах принятия решений. / И.А. Киселев. - М.: УРСС - 2012. - 33 с.

. Круглов В.В.Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношении. Учебник / В.В. Круглов. - М.: ИНФРА-М - 2012. - 432 с.

. Кузьменко Т.Н. Финансы и кредит. Учебник для вузов / Т.Н. Кузьменко. - М.: Кнорус - 2010. - 340 с.

. Лаврушин О.И. Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования / О.И. Лаврушин. - М., 2012. - 650 с.

. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс / О.И. Лаврушин. - М., 2011. - 580 с.

. Лаврушин О.И. Банковский менеджмент / О.И. Лаврушин. - М., 2011. - 440 с.

. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. / О.И. Лаврушин. - М., 2011. - 360 с.

. Максютов А.А. Банковский менеджмент. / А.А. Максютов. - М.: Альфа-пресс - 2009. - 270 с.

. Маркова О.М.. Коммерческие банки и их операции. / О.М. Марков. - М.: ЮНИТИ - 2009. - 120 с.

. Международный рынок услуг / под ред. В.Ф.Медведева. - М., 2010. - 264 с.

. Основы банковской деятельности. Учебник / под ред. К.Р. Тагирбекова. - М.: Финансы и статистика - 2009. - 340 с.

. Панова Г.С. Банковское обслуживание частных лиц. / Г.С. Панова - М.: ДИС - 2009. - 352 с.

. Турбанов А.В. Банковское дело. Учебник / А.В. Турбанов - М.: Финансы и статистика - 2009. - 608 с.

. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. / В.М. Усоскин - М.: 2009. - 340 с.

. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов / под ред. Л.Г. Батракова. - М.: Логос - 2009. - 320 с.

. Эриашвили Н.Д. Банковское дело. Учебник / Эриашвили Н.Д. - М., 2009.- 655 с.

. Алексеева А. Банки и общество // Аргументы и факты. - 2010.- № 2. - С. 16 - 18.

. Алиева, М. Кликать всем // Банковское обозрение. - 2011. - №2. - С. 32 - 36.

. Евсеева Н.В. Особенности развития банковских услуг в России. // Банковский маркетинг. - 2012.

. Дзансолова Б. С. Новые банковские продукты и проблемы их внедрения на Российском рынке. // "Актуальные проблемы теории и практики. - 2012. - №2. - С. 14 - 16

. Лаврушин О.И. Особенности и направления развития кредита в экономике России // Банковское дело. - 2011. - №3. - С.35 - 41.

Похожие работы на - Анализ состояния современных банковских услуг России на примере ОАО 'Сбербанк'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!