Малый бизнес в рыночной экономике, роль и перспективы развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    50,57 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малый бизнес в рыночной экономике, роль и перспективы развития

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МОРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики судостроительной промышленности






Курсовая работа

по учебной дисциплине: "ФИНАНСЫ И КРЕДИТ"

на тему "Малый бизнес в рыночной экономике, роль и перспективы развития"


Выполнила: Терещенко Е.А.

Учебная группа: 4301

Проверил: Когинов М.В.




Санкт-Петербург 2014г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Малый бизнес. Место и роль в современной рыночной экономике

.1 Понятие малого бизнеса

.2 Роль малого бизнеса в формировании антимонопольной структуры рынка

.3 Место малых предприятий в становлении новой социальной структуры нашего общества

Глава 2. Социально-экономическая деятельность малого предприятия

.1 Социально-экономические проблемы, которые не могут быть решены крупными хозяйственными структурами

.2 Экономическая эффективность малого бизнеса в ряде отраслей народного хозяйства

Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

.1 Малый бизнес в России

.2 Государственная поддержка малого бизнеса

.3 Проблемы в создании конкурентоспособности рыночного механизма России

.4 Государственная поддержка малого бизнеса в странах Западной Европы, США, Канаде, Японии

Заключение

Список литературы

 

Введение


Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Хотя лицо любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.

 

Глава 1. Малый бизнес. Место и роль в современной рыночной экономике

 

.1      Понятие малого бизнеса


Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях. Они могут быть установлены законом, государственными органами, или другими представительными организациями.

Само понятие «малый бизнес», «предпринимательство» множество научных работ определяет, как деятельность, которая исполняется группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Мировая практика показывает, что основным показателем, в первую очередь является средняя численность занятых на предприятии работников, за отчетный период. Их относят к субъектам малого предпринимательства, что непосредственно является основой предприятий различных организационно правовых форм.

Законодательно установлено понятие малого и среднего предпринимательства, к которому относятся:

·              зарегистрированные в установленном порядке граждане (в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ);

·              зарегистрированные в установленном порядке потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать 3 критериям.

Критерий 1. Участие в капитале для юридических лиц.

. Суммарная доля Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц.

Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

. Доля участия в капитале одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.

Исключение составляют хозяйственные общества (хозяйственные партнерства), деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности1, исключительные права на которые принадлежат следующим видам учредителей:

·              бюджетным, автономным научным учреждениям;

·              бюджетными учреждениям, автономным учреждениям, образовательным организациям высшего образования;

·              юридическим лицам, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности2 при условии соответствия определенным критериям.

Критерий 2. По средней численности работников.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий, в том числе до 15 человек для микропредприятий;

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Критерий 3. По выручке от реализации товаров (работ, услуг).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:

·              для микропредприятий - 60 млн рублей;

·              для малых предприятий - 400 млн рублей;

·              для средних предприятий - 1000 млн рублей.

Указанные значения установлены в 2013 г. и могут быть пересмотрены Правительством Российской Федерации через 5 лет в 2018 г.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению из условий, установленных критерием 2 и критерием 3. Например, если индивидуальный предприниматель, крестьянское (фермерское) хозяйство, юридическое лицо (ОАО, ЗАО и т.д.), удовлетворяющее критерию 1, имеют среднюю численность работников 15 человек, а выручку от реализации или балансовую стоимость активов 500 млн рублей, то такой субъект экономической деятельности попадает в категорию «среднее предприятие».

Или, наоборот, если выручка от реализации или балансовая стоимость активов у субъекта экономической деятельности менее 60 млн рублей, а средняя численность работников свыше 250 человек, то такой субъект не попадает под понятие даже среднего предприятия, то есть является крупным предприятием.

Важно! Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если значения, указанные в критериях 2 и 3, изменяются в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

1.2   

1.2 Роль малого бизнеса в формировании антимонопольной структуры рынка

Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Малое предприятие быстрее осуществляет изменения в номенклатуре и ассортименте производимой продукции. Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы, которые не могут быть использованы средними и крупными предприятиями.

О возможностях малого бизнеса можно судить по опыту промышленно развитых стран, в экономике которых ему по ряду показателей принадлежит заметное, иногда ведущее место. На малый бизнес здесь приходится до 90-95% всех предприятий и до 20-60% ВНП. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для российской, высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду направлений НТП, прежде всего в областях электроники, кибернетики и информатики. В США на малый бизнес приходится 50% научно-технических разработок. Заметен вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 70-80% новых рабочих мест.

Эти свойства малого предпринимательства содействуют образованию регулируемого, социально ориентированного рыночного механизма, преодолению нынешнего кризисного падения производства, стабилизации экономики и обеспечению предпосылок для быстрого и устойчивого экономического подъема в дальнейшем. Для эффективного функционирования российской экономики необходимо иметь 8-10 миллионов малых предприятий, сейчас же их около 300 тыс. Это означает, что предпринимательство как особый сектор экономики не сформировалось.

1.3    Место малых предприятий в становлении новой социальной структуры нашего общества


Субъекты малого предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса.

Развитие малого предпринимательства способствует формированию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Малое предприятие определяет свое место в хозяйственном механизме в тот момент, когда определяет собственную экономическую стратегию. Экономическая стратегия малого предприятия формируется на основе бизнес-идеи исходя из особенностей экономической среды, в которой будет действовать это предприятие. Выделяются следующие типы хозяйственной стратегии компании, определяющие ее место в механизме воспроизводства национальной экономики: виолентная стратегия (силовая), патиентная стратегия (нишевая), комутантная стратегия (приспособительная), эксплерентная стратегия (пионерская).

В классическом варианте виолентная стратегия предполагает доминирование компании на обширном сегменте рынка; для малого производства это не характерно. Виолентная стратегия малого производства в общем виде - это конкуренция на основе низких издержек производства; это возможно в отраслях с небольшим минимальным эффективным масштабом производства (МЭМП) либо с широким диапазоном МЭМП, позволяющим конкурировать по издержкам малым и крупным предприятиям. Виолентная стратегия малого производства предполагает конкуренцию на рынке сравнительно дешевых товаров среднего качества.

При патиентной стратегии малые предприятия специализируются на производстве продукции высокого качества, ориентированного на специфический спрос, доминируют на узком сегменте рынка.

Эксплерентная стратегия характерна для инновационных фирм; стратегия малого предприятия ориентирована на разработку новых продуктов и технологий, внедрение их на рынок и получение на этой основе высокой прибыли.

Комутантная стратегия малого предприятия предполагает ориентацию на удовлетворение небольшого по объему краткосрочного спроса, отсутствие постоянных клиентов, быструю смену не только видов производимой продукции, но и видов деятельности в соответствии с изменением спроса.

В целом роль малого бизнеса в национальной экономике необходимо анализировать по следующим направлениям.

В области хозяйственного механизма малый бизнес позволяет бороться с монополизмом, обеспечивает его необходимую гибкость благодаря повышению скорости реагирования на изменение потребностей общества. Малые предприятия как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкурентное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности малых предприятий лучше удовлетворяются потребности общества за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства. Малые предприятия обеспечивают возможность специализации производства крупных фирм в результате отказа в пользу мелких специализированных предприятий от вспомогательных и заготовительных производств.

В области общественной психологии малый бизнес воспитывает у участвующих и связанных с ним людей психологию собственника, способность самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной к конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, малый бизнес позволяет реализовать себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные задачи.

В области социальной структуры общества МБ является основой формирования так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа.

Малые предприятия являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности малых предприятий создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов.

Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых предприятий.

Среди конкурентных преимуществ малого предпринимательства необходимо выделить следующие:

большая динамичность, оперативность в принятии решений, возможность быстрого перелива капитала из-за небольших безвозвратных потерь;

низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство;

короткий технологический цикл, сокращенные запасы в незавершенном производстве, ускорение оборачиваемости средств. Например, у мелкой фирмы оборот капитала в 2 - 2,5 раза выше, чем у концерна; это повышает уровень доходов, которые получает предприниматель, позволяет быстрее окупить инвестиции, уменьшает уровень экономического риска;

более низкие накладные расходы за счет предельно рациональной организации и управления производства;

устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей;

быстрая приспособляемость к меняющимся требованиям рынка;

высокая скорость прохождения управленческой информации, что позволяет малым фирмам оперативно реагировать на любые изменения условий конкуренции.

Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности. Эффект от деятельности малых предприятий достигается и благодаря развитию системы субподрядных отношений с крупными компаниями, это обеспечивает последним экономию капитала и повышает гибкость производства.

По данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию с января по сентябрь 2014 года.

 

Таблица 1

Число малых предприятий (без микропредприятий) и их распределение по видам экономической деятельности


Тысяч

В % к итогу

 

Всего

 235,5

100

 

 из него: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

 10,3

4,4

 

 рыболовство, рыбоводство

 0,5

0,2

 

 добыча полезных ископаемых

 1,0

0,4

 

 в том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

 0,3

0,1

 

 добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

 0,7

0,3

 

 из нее добыча металлических руд

 0,2

0,1

 

 обрабатывающие производства

 33,6

14,3

 

 из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

 6,2

2,6

 

 текстильное и швейное производство

 2,8

1,2

 

 производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

 0,4

0,2

 

 обработка древесины и производство изделий из дерева

 2,1

0,9

 

 целлюлозно-бумажное производство; издательская и  полиграфическая деятельность

 2,4

1,0

 

 в том числе: производство целлюлозы, древесной массы,  бумаги, картона и изделий из них

 0,5

0,2

 

 издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации

 1,9

0,8

 

 производство кокса и нефтепродуктов

 0,1

0,0

 

 химическое производство

 1,1

0,5

 

 производство резиновых и пластмассовых изделий

 2,2

0,9

 

 производство прочих неметаллических минеральных продуктов

 2,3

1,0

 

 металлургическое производство и  производство готовых металлических изделий

 3,8

1,6

 

 в том числе: металлургическое производство

 0,4

0,2

 

 производство готовых металлических изделий

 3,5

1,5

 

 производство машин и оборудования

 4,1

1,7

 

 производство электрооборудования,  электронного и оптического оборудования

 2,6

1,1

 

 производство транспортных средств и оборудования

 0,9

0,4

 

 прочие производства

 2,7

1,2

 

 производство и распределение электроэнергии, газа и воды

 3,4

1,4

 

 из них производство, передача и распределение  электроэнергии, газа, пара и горячей воды

 2,8

1,2

 

 из них: производство, передача и распределение электроэнергии

 0,7

0,3

 

 производство и распределение газообразного топлива

 0,1

0,0

 

 строительство

 28,9

12,3

 

 оптовая и розничная торговля;   ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,   бытовых изделий и предметов личного пользования

 75,7

32,1

 

 в том числе: торговля автотранспортными средствами и  мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

 7,1

3,0

 

 оптовая торговля, включая торговлю через агентов,  кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

 45,7

19,4

 

 розничная торговля, кроме торговли автотранспортными  средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий  и предметов личного пользования

 22,8

9,7

 

 гостиницы и рестораны

 10,3

4,4

 

 транспорт и связь

 13,6

5,8

 

 из них: деятельность железнодорожного транспорта

 0,2

0,1

 

 транспортирование по трубопроводам

 0,0

0,0

 

 связь

 1,6

0,7

 

 операции с недвижимым имуществом,  аренда и предоставление услуг

 46,1

19,6

 

 из них научные исследования и разработки

 1,5

0,6

 

 образование

 0,2

0,1

 

 здравоохранение и предоставление социальных услуг

 4,0

1,7

 

 предоставление прочих коммунальных,  социальных и персональных услуг

 5,7

2,4

 

 из них деятельность по организации отдыха  и развлечений, культуры и спорта

 1,8

0,8


В январе-сентябре 2014г. на малых предприятиях (без микропредприятий) число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями и работавшими по договорам гражданско-правового характера составило 6822,4 тысячи.

 

 

Глава 2. Социально-экономическая деятельность малого предприятия

 

.1 Социально-экономические проблемы, которые не могут быть решены крупными хозяйственными структурами


Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема малых предприятий - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций. В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема - это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ). Но трудность, однако, в том, что: Во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; Во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса. В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п.

Так, с 1993 г. было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше (например, потому, что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее. Только в 1996 г. это положение было отменено.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют.

Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна важная проблема - кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться: Во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, Во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, урожденных музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой.

Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом. Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям - новому социальному слою - тем более.

Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «0 первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» (№ 446) отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Эти приоритеты остаются в силе. Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства.

Согласно постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

На Министерство экономики Российской Федерации возложены разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

 

.2 Экономическая эффективность малого бизнеса в ряде отраслей народного хозяйства

малый бизнес рынок государственный поддержка

Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее. Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. К сожалению, производственное предпринимательство в составе малого бизнеса в России не получило еще преобладающего развития.

Распределение малых предприятий по отраслям экономики составляет:

·        промышленность - 15,5%;

·        строительство - 16,6%;

·        торговля и общественное питание - 43,5%;

·        наука и научное обслуживание - 5,1%;

·        общая коммерческая деятельность - 4,0%;

·        транспорт и связь - 2,4%;

·        другое отрасли - 12,9%.

Общая численность работающих на малых предприятиях - 6,1 млн. чел., из них в промышленности занято 1,4 млн. чел. и в строительстве - 1,5 млн. чел., т. е. менее половины от общего числа. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние годы в Западной Европе, США и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их - это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России. Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе:

·        в обрабатывающей промышленности - 21%,

·        строительстве - 80,

·        оптовой торговле - 86,

·        сфере обслуживания - 81%.

На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные. В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции и в часовой промышленности Швейцарии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов.

Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась. Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

 

.1 Малый бизнес в России


Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями.

К ним относятся:

o   совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности;

o   отсутствие четкой специализации, стремление к максимальной самостоятельности;

o   низкий технической уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

o   относительно высокий уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость к сложной экономической обстановке;

o   неразвитость инфраструктуры поддержки малых предприятий, препятствующая стремлению успешно функционирующих малых предприятий выйти на международные рынки, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных услуг

Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.

При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

 

Таблица 2

Оборот малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в январе-сентябре 2014 года в действующих ценах


Млрд. рублей

В % к итогу

 

Всего

11907,1

100

 

 из него: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

223,9

1,9

 

 рыболовство, рыбоводство

22,8

0,2

 

 добыча полезных ископаемых

57,9

0,5

 

 в том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

20,3

0,2

 

 добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

37,6

0,3

 

 из нее добыча металлических руд

13,2

0,1

 

 обрабатывающие производства

1291,9

10,8

 

 из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

280,0

2,4

 

 текстильное и швейное производство

45,7

0,4

 

 производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

6,9

0,1

 

 обработка древесины и производство изделий из дерева

43,1

0,4

 

 целлюлозно-бумажное производство; издательская и  полиграфическая деятельность

85,4

0,7

 

 в том числе: производство целлюлозы, древесной массы,  бумаги, картона и изделий из них

26,7

0,2

 

 издательская и полиграфическая деятельность,  тиражирование записанных носителей информации

58,7

0,5

 

 производство кокса и нефтепродуктов

6,0

0,0

 

 химическое производство

80,5

0,7

 

 производство резиновых и пластмассовых изделий

100,5

0,8

 

 производство прочих неметаллических минеральных продуктов

110,3

0,9

 

 металлургическое производство и  производство готовых металлических изделий

159,2

1,3

 

 в том числе: металлургическое производство

21,4

0,2

 

 производство готовых металлических изделий

137,9

1,2

 

 производство машин и оборудования

139,4

 

 производство электрооборудования,  электронного и оптического оборудования

108,4

0,9

 

 производство транспортных средств и оборудования

35,2

0,3

 

 прочие производства

89,7

0,8

 

 производство и распределение электроэнергии, газа и воды

86,7

0,7

 

 из них производство, передача и распределение  электроэнергии, газа, пара и горячей воды

77,5

0,7

 

 из них: производство, передача и распределение электроэнергии

31,7

0,3

 

 производство и распределение газообразного топлива

1,9

0,0

 

 строительство

1169,9

9,8

 

 оптовая и розничная торговля;   ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,  бытовых изделий и предметов личного пользования

6920,9

58,1

 

 в том числе: торговля автотранспортными средствами и  мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

822,0

6,9

 

 оптовая торговля, включая торговлю через агентов,  кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

4746,1

39,9

 

 розничная торговля, кроме торговли автотранспортными  средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий  и предметов личного пользования

1352,8

11,4

 

 гостиницы и рестораны

236,5

2,0

 

 транспорт и связь

463,4

3,9

 

 из них: деятельность железнодорожного транспорта

6,9

0,1

 

 транспортирование по трубопроводам

0,5

0,0

 

 связь

54,8

0,5

 

 операции с недвижимым имуществом,  аренда и предоставление услуг

1215,9

10,2

 

 из них научные исследования и разработки

58,3

0,5

 

 образование

2,8

0,0

 

 здравоохранение и предоставление социальных услуг

95,4

0,8

 

 предоставление прочих коммунальных,  социальных и персональных услуг

116,1

1,0

 

 из них деятельность по организации отдыха  и развлечений, культуры и спорта

48,1

0,4


В диаграмме:

 

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) в январе-сентябре 2014 года в действующих ценах


Млрд. рублей

В % к итогу

 

Всего

267,4

100

 

 из них: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

43,2

16,2

 

 рыболовство, рыбоводство

0,9

0,3

 

 добыча полезных ископаемых

2,7

1,0

 

 в том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

1,4

0,5

 

 добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

1,3

0,5

 

 из нее добыча металлических руд

0,5

0,2

 

 обрабатывающие производства

34,3

12,8

 

 из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

11,6

4,3

 

 текстильное и швейное производство

0,3

0,1

 

 производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

0,1

0,0

 

 обработка древесины и производство изделий из дерева

1,7

0,6

 

 целлюлозно-бумажное производство; издательская и  полиграфическая деятельность

2,0

0,7

 

 в том числе: производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

1,5

0,6

 

 издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации

0,5

0,2

 

 производство кокса и нефтепродуктов

0,1

0,1

 

 химическое производство

1,8

0,7

 

 производство резиновых и пластмассовых изделий

2,9

1,1

 

 производство прочих неметаллических минеральных продуктов

5,5

2,1

 

 металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

2,8

1,0

 

 в том числе: металлургическое производство

0,8

0,3

 

 производство готовых металлических изделий

2,0

0,8

 

 производство машин и оборудования

2,6

1,0

 

 производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

1,2

0,4

 

 производство транспортных средств и оборудования

0,4

0,1

 

 прочие производства

1,2

0,5

 

 производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1,0

0,4

 

 из них производство, передача и распределение  электроэнергии, газа, пара и горячей воды

0,9

0,3

 

 из них: производство, передача и распределение электроэнергии

0,7

0,3

 

 производство и распределение газообразного топлива

0,0

0,0

 

 строительство

82,5

30,9

 

 оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,  мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

29,3

11,0

 

 в том числе: торговля автотранспортными средствами и  мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

4,9

1,8

 

 оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли  автотранспортными средствами и мотоциклами

19,2

7,2

 

 розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами  и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

5,2

1,9

 

 гостиницы и рестораны

3,0

1,1

 

 транспорт и связь

11,6

4,3

 

 из них: деятельность железнодорожного транспорта

0,6

0,2

 

 транспортирование по трубопроводам

0,0

0,0

 

 связь

1,2

0,5

 

 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

55,0

20,6

 

 из них научные исследования и разработки

1,5

0,5

 

 образование

0,0

0,0

 

 здравоохранение и предоставление социальных услуг

2,1

0,8

 

 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

1,8

0,7

 

 из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

1,2

0,4

 

.2 Государственная поддержка малого бизнеса


Стабильные субсидии малому бизнесу являются необходимым фактором для его успешного развития. Стабильная финансовая поддержка малого бизнеса всегда является показателем грамотного формирования экономики в стране. Никто не станет спорить с утверждением о том, что любая вновь созданная компания нуждается в укреплении своих позиций на рынке, для чего ей требуется прочная материальная база.

К сожалению, не все компании, появляющиеся в нашей стране, имеют собственную базу средств, благодаря которой развитие бизнеса налаживается практически сразу же. Большинство из них выходит «в плавание» практически нулевыми и требует поддержки для нормального функционирования.

На сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. Реализация ее может осуществляться посредством едино разового пособия для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.

Согласно мнению специалистов, создание многочисленных программ поддержки малого бизнеса способно объединить не только усилия властей на ведомственном уровне, но и охватить региональные структуры. Следовательно, данная тактика может и должна привести к оформлению устойчивого делового климата в стране. Грамотная финансовая поддержка малого бизнеса является необходимым фактором для его развития и процветания.

Основным стимулом развития любой компании выступает комплекс мер, направленный на поддержание среднего и малого бизнеса в устойчивом состоянии, и организованный местными властями в каждом отдельно взятом регионе. На сегодняшний день субсидии малому бизнесу могут быть самыми разными. В первую очередь, осуществляется финансовая поддержка компаний и выделение бюджетных средств на их развитие. Кроме того, стимулирующими действиями также является упрощенная система сертификации и лицензирования <http://www.reghelp.ru/licenzirovanie.shtml> продукции, участие в выставках и рекламные акции. Выдача целевых субсидий на развитие бизнеса также практикуется государственными органами. Такие субсидии обычно выдаются для возмещения затрат по договору лизинга, на частичную компенсацию ставки по кредиту.

В большинстве случаев государственная финансовая поддержка малого бизнеса направлены на новичков, переживающих период стартапа. В данном случае новоявленным компаниям доступен ряд бесплатных консультаций в сфере юридических и финансовых областей, координируемых центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны. Существующие государственные программы для малого и среднего бизнеса уже позволили многим их участникам получить гарантированный доступ к субсидиям, льготные кредиты, а также иметь возможность использования прочих механизмов.

Регулирование развития бизнеса осуществляется Федеральным Законом ФЗ-209. Кроме того, существуют прочие федеральные законы и нормативы субъектов России и органов местного самоуправления.

Любая из программ имеет определенный период действия, утвержденный бюджет, а самое главное - четкие направления действий поддержки бизнеса. К примеру, с помощью государственных программ поддержки бизнеса можно получить некоторую сумму компенсации на обновление технологий и материалов, провести рекламную кампанию или принять участие в тематической выставке.

Структура поддержки малого и среднего бизнеса представляет собой набор определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на должном уровне. Это могут быть коммерческие или некоммерческие организации <http://www.reghelp.ru/necom_org.shtml>, созданные в качестве подрядчиков и размещающие заказы на выполнение работ для государственных нужд.

Кроме того, в инфраструктуре присутствуют и фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки и прочие организации. Рассмотрим подробнее каждый в отдельности.

Общественные организации предлагают возможность принятие участия в формировании инициатив Законодательства, помогают налаживать контакты с иностранными партнерами, предоставляют правовую защиту.

Муниципальные и государственные фонды в настоящее время являются действующими более, чем в 70 российских регионах. Их цель - проведение экспертизы предпринимательских проектов, их финансовая поддержка, финансирование региональных программ поддержки.

Содействие в кредитовании обеспечивают фонды поручительства и гарантийные фонды. В данном случае предоставляется гарантия по банковскому кредиту, также осуществляется поручительство (запросить которое можно непосредственно в банке). Кроме того, фонды оказывают поручительство по лизинговым договорам.

Бизнес-инкубаторы предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация пользуется определенными льготами (офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения). На сегодняшний день в стране насчитывается 50 таких бизнес-инкубаторов. Они могут выступать самостоятельно или же в составе техно центров и технопарков (созданных на базе ВУЗов).

За повышение квалификации руководителей и непосредственно персонала предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку отвечают бизнес-школы. В категорию обучаемых входит не только руководство и сотрудники компаний, но и учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие открыть собственное дело. Чаще всего обучение проходит в виде тренингов, курсов и семинаров.

Более 30 городов страны на сегодняшний день предлагают организованные на их территории агентства, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. Это негосударственные структуры, хотя деятельность свою осуществляют при поддержке и участии местной администрации. Это консалтинговые компании, предлагающие услуги получения инвестиций малыми предприятиями, и обучение персонала.

Венчурные фонды на региональном уровне представляют собой коммерческие организации, за их счет малые предприятия инвестируют средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и прочие субстанции, связанные с научно-техническим прогрессом. Финансирование фондов осуществляется Министерством экономики и развития, местной и региональной администрацией, иногда частными (заинтересованными) инвесторами. В настоящий момент в стране действует порядка 20 таких венчурных фондов, средства на развитие которых выделяются из бюджета. Но гораздо больше присутствует частных венчурных фондов.

При центрах занятости действуют социально-деловые центры, создающие новые рабочие места посредством развития малых предприятий. Чаще всего такие центры представляют собой государственное предприятие, единственным учредителем которого является центр занятости. В данный момент на территории России зарегистрировано чуть более 20 таких центров.

Существующая система микро займов представлена коммерческими предприятиями, предоставляющими займы на развитие бизнеса, сумма которых составляет до 1 миллиона рублей. В стране насчитывается чуть меньше 3000 таких организаций.

 

.3 Проблемы в создании конкурентоспособности рыночного механизма России


«Конкуренция является движущей силой рынка, она является его главным механизмом и ведет к наилучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ достигнута именно путем состязания, путем конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность».

Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция - это особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому. Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях. Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

Вполне очевидно, что эти два условия полностью выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль.

Говоря об эффективности распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

. отсутствие причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;

. распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;

. отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;

. конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

 

.4 Государственная поддержка малого бизнеса в странах западной Европы, США, Канаде, Японии


Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России, так как данному субъекту экономических отношений придается большее значение: в настоящее время МСБ представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики зарубежных стран. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах предприятия МСБ составляют примерно 70-90% от общего числа предприятий, например, в США в секторе МСБ работает около 53% всего работоспособного населения, в Японии - 71,7%, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Более того в странах-членах Европейского союза средние предприятия составляют всего 1% от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего оборота предприятий и 17% от общей занятости населения.

Чем именно интересен сектор МСБ в зарубежных странах? Почему малые и средние предприятия (МСП) имеют такую значимость в развитых европейских странах и в США? Какова государственная политика в области поддержки МСБ и как она реализуется? На эти и многие другие вопросы постараемся ответить в рамках данной статьи, проведя обзор развития МСБ в зарубежных странах.

Малый и средний бизнес в Европе

Многолетний опыт развития МСП в европейских странах, показал, что данный субъект экономических отношений играет огромную роль в экономике страны, которая заключается в стимулировании конкуренции, что побуждает крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, следовательно, эффективность всей экономики европейского союза (ЕС) напрямую зависит от успешной деятельности МСБ. Поэтому, главная цель осуществляемой в рамках Евросоюза политики поддержки МСП заключается в установлении баланса интересов государства и бизнеса, обеспечении оптимальных условий для предпринимательской деятельности, а также увеличении конкурентоспособности субъектов МСБ.

Уникальная система регулирования и поддержки МСБ в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого века и продолжает складываться до сих пор путем внедрения различных программ и создания фондов поддержки МСБ. На сегодняшний день основными направлениями политики ЕС в отношении развития МСП являются [1]: финансовая поддержка МСП; упрощение нормативной базы, административных процедур в области поддержки МСБ; участие ассоциаций, представляющих интересы МСП, в принятии решений в рамках деятельности ЕС; содействие МСП в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров; устранение нарушений в функционировании «единого рынка» и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности МСП; повышение конкурентоспособности МСП, в том числе, в целях их выхода на внешние рынки; культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства и поддержка различных форм сотрудничества между МСП.

В ЕС сложилась достаточно отлаженная инфраструктура поддержки МСП, так, например, все страны-члены ЕС имеют хорошо развитую сеть как государственных, так и частных организаций по регулированию развития и поддержке МСП. При этом политика по развитию МСБ в каждой стране ЕС разрабатывается министерствами экономики, промышленности и торговли, причем другие правительственные органы, например, министерство занятости, также участвуют в поддержке МСП, оказывая помощь данному слою предприятий в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д. Государственные учреждения, в частности торгово-промышленные палаты, занимаются обучением и повышением квалификации, технологическим консультированием кадров, задействованных на МСП, стимулированием международной торговли и сотрудничества, выдачей сертификатов качества, предоставлением деловой информации представителям МСП. Частные финансовые учреждения, а именно коммерческие банки, венчурные компании предоставляют кредитную поддержку МСП, а частные исследовательские и консалтинговые структуры консультируют по различным вопросам менеджмента, маркетинга, развития и внедрения информационных технологий и т.п.

В последние несколько лет в Европе широкое распространение получили интерактивные инструменты поддержки МСП, такие как информационные порталы, вебинары, видеоконференции и т.п. В качестве примера выступает Континентальная сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise Network) - портал с бесплатными информационными ресурсами по поддержке МСП, который объединил в себе более 600 агентств и организаций, выполняющих роль посредника между МСП и Евросоюзом. Любой представитель МСП может относительно быстро и просто узнать обо всех возможностях развития компании, новых методах и технологиях, повышении квалификации сотрудников, оценить рискованность работы в другой стране ЕС и, главное, получить прямые контакты и всю необходимую информацию о конкретном Европейском фонде, который может софинансировать проект развития данного предприятия.

Таким образом, основные цели регулирования и поддержки МСБ в Европе состоят в укреплении единого внутреннего рынка ЕС, устранении административных барьеров для ведения МСБ, унификация законодательной базы, а также усиления взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества с другими странами.

Роль государства в поддержке МСБ в США

На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн. предприятий МСБ, которые обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения страны. По подсчетам американских ученых каждая третья американская семья занята в бизнесе, а некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000-5000, и более половины из них менее чем за 2-3 года увеличивают свой ежегодный доход до $1 млн.

В отличие от Западной Европы и России, МСП в США выглядят достаточно крупно: согласно американскому законодательству к категории МСБ относятся хозяйствующие субъекты экономики с численностью персонала не более 500 человек, при этом МСП, в зависимости от того, в какой отрасли оно работает, может называться компания с числом сотрудников от 1 до 1500 человек и годовым оборотом, не превышающим $15 млн.

Принципы поддержки МСБ в США сформировались в середине 50-х годов прошлого столетия с момента создания Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), защищающей интересы МСБ на правительственном уровне и имеющей представительства во всех крупнейших городах страны, что позволяет распространять политику на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Государственная стратегия развития МСБ определяется «Законом о малом бизнесе», в котором говориться, что экономика страны, основанная на частном предпринимательстве и свободной конкуренции, не может развиваться без развитого сектора МСБ, который нуждается в постоянной поддержке со стороны государства, которую и обеспечивает АМБ по следующим направлениям: доступ к финансовым ресурсам, размещение в секторе не менее 23% государственного заказа, оказание финансовой, а также консультационной, технической и организационной помощи предприятиям МСБ [2]. При этом помощь, которую оказывает государство МСП, весьма многообразна: от проведения технологической модернизации производства, содействия при осуществлении НИОКР до защиты интересов МСБ на всех уровнях власти. К настоящему времени АМБ является одной из наиболее крупных правительственных организаций, специализирующихся в поддержке МСБ, в мире: она имеет более 100 представительств во всех регионах страны с общим штатом свыше четырех тысяч сотрудников. Государственная поддержка МСП оказывается не только непосредственно структурными подразделениями АМБ или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес-центрами и т.п.

Региональные представительства АМБ тесно взаимодействуют с Центрами развития предпринимательства (ЦРП), основными задачами которых является обучение представителей МСП навыкам предпринимательства и ведения бизнеса, поиск источников финансирования и предоставление консультаций по расширению действующего бизнеса. Помимо АМБ в США существует немало разнообразных программ, направленных на развитие различных сегментов МСБ, причем особенное значение придается развитию инновационного предпринимательства, что обусловлено высокой эффективностью капиталоотдачи инновационных разработок и относительно высоким количеством патентов, выданных на одного работника МСП.

Таким образом, основными направлениями поддержки и развития сектора МСБ в США являются сложившаяся устойчивая государственная система регулирования и поддержки предприятий МСБ, развитая система государственных заказов, предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам, а также инвестиционное кредитование МСП, в основе которого лежит создание сети частных инвестиционных компаний, которые, используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал, осуществляют различные инвестиции в МСП.

Развитие малого и среднего предпринимательства в Японии

В настоящее время Япония входит в число наиболее развитых государств, причем страна добилась таких значительных результатов за счет быстрого развития экономики в послевоенные годы путем совершенствования и внедрения технических достижений, разрабатываемых, в основном, сектором МСБ. На сегодняшний день ситуация значительно изменилась: хотя доля МСП в экономике страны составляет около 40%, МСП представлены, в основном, в сфере строительства, легкой промышленности и оказания услуг, а вот в производстве автомобилей, технической продукции большую долю занимают наукоемкие компании и крупные концерны. Это послужило причиной содействия правительства Японии развитию технического и наукоемкого производства именно в сфере МСБ.

Регулирование деятельности МСП в Японии осуществляется за счет правительственных организаций, таких как Управление малых предприятий, основными направлениями политики которого являются контроль выполнения МСП антимонопольного законодательства, обеспечение и поддержка интересов МСБ, ограничение контроля владельцев бизнеса, определение ответственности заказчиков и исполнителей при заключении договорных отношений и т.д. Законодательство страны устанавливает статус предприятий МСБ и размер льгот для них в соответствии с видом деятельности, а также проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой ими продукции, что позволяет правительству страны контролировать рост цен и сдерживать рост инфляции.

С целью облегчения механизма финансовой поддержки субъектов МСБ правительством Японии была создана Корпорация страхования МСП и ассоциации по гарантированию кредитов подобно созданию Государственных фондов для развития и поддержки МСБ Китая, США и прочих стран. Правительство Японии выделяет субсидии, займы и оказывает помощь в получении кредитов на всех этапах развития субъектов МСБ, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство поддерживает МСП, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров, оказывая организационную помощь.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в Японии сложились хорошие условия для развития МСП в различных сферах бизнеса, так как правительство страны осуществляет строгий контроль за организацией и развитием данного субъекта экономических отношений путем обеспечения выполнения антимонопольного законодательства, установления различных льгот для МСП, регулирования цен на выпускаемую продукцию, а также оказания финансовой и консультативной поддержки МСП на всех уровнях их развития.

Развитие экономики Китая: становление сектора МСБ

Доля МСП в ВВП Китая составляет 55% - это намного меньше, чем в странах Евросоюза, тем не менее, правительство Китая, достигнув таких показателей за 30 лет, считает МСП важнейшим фактором экономического роста и оживления рынка и отводит большую роль развитию МСП в экономике страны.

Правительство Китая старается различными способами содействовать экономическому росту МСП, совершенствуя законодательные акты, направленные на регулирование экономики и налогообложения субъектов МСБ, предусматривающие одинаковые возможности для предприятий по поводу кредитования, инвестирования, совершенствования производства, внедрения новых наукоемких технологий в экономику страны. В Китае активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности МСП, основная направленность которых заключается в обеспечении гарантийными обязательствами МСП с целью получения банковских кредитных средств на развитие бизнеса. Одним из самых популярных является Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства, создание которого финансировалось за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов субъектов МСП по сравнению с субъектами крупного бизнеса во всех экономических направлениях и обеспечивает определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование.

МСП Китая можно назвать научным двигателем страны, благодаря тому, что данный субъект экономики производит наибольшее количество инновационной продукции и технических изобретений в стране, большая часть которых идет на экспорт.

Поддержкой малого предпринимательства также занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке МСБ. Еще одним важным органом, содействующим развитию экономики Китая, является государственная информационная служба CSMEO, которая была создана в 2001 году. Эта служба занимается предоставлением услуг по информационному консультированию населения в вопросах деятельности МСП через свой интернет-сайт. Сеть CSMEO охватывает все регионы Китая, что дает возможность своевременно информировать население о состоянии рынка труда, изменениях действующего законодательства, последних достижениях в области науки и технологических изобретениях, о развитии и состоянии субъектов МСБ.

Таким образом, именно сектор МСБ создает новые рабочие места в экономике Китая, активно участвуя при этом в освоении инновационных технологий. Китайское правительство в свою очередь уделяет большое внимание развитию МСП в стране путем совершенствования правового законодательства в области регулирования деятельности и налогообложения МСП, создания фондов поддержки МСБ, привлечения инвестиций в данный сектор, расширения программ кредитования данного субъекта экономики.

 

 

Заключение


Малый бизнес играет важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, его развитие позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. У участвующих в малом бизнесе людей проявляется способность самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной к конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, малый бизнес позволяет реализовать себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные задачи.

Так же, важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.

Стабильная финансовая поддержка малого бизнеса всегда является показателем грамотного формирования экономики в стране. Никто не станет спорить с утверждением о том, что любая вновь созданная компания нуждается в укреплении своих позиций на рынке, для чего ей требуется прочная материальная база. На сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. Реализация ее может осуществляться посредством едино разового пособия для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.

 

Список литературы

 

1.      Акимов О.Ю. //Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2004.

.        Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса// Финансовый бизнес. 2005.

.        Гинзбург А.И. //Экономический анализ для руководителей малых предприятий. - СПб.: Питер, 2007.

.        Государственная политика и малый бизнес в США // Экономика и упр. В зарубеж. Странах. - 2002

.        Колесникова Л.А. //Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2000

.        Круглов С. И.// Малый бизнес: проблемы и перспективы. // Логинфо. - 2005.

.        Малое и среднее предпринимательство в России. //2009: стат.сб. / Росстат. - M., 2009.

.        Пиндайк Р., Рубинфельд Д. //Микроэкономика. М.: Экономика, 2004.

.        Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

. http://investmoscow.ru/investor-guide/small-and-medium-business/which-business-is-small-or-medium/

.        http://mbgar.ru/malyj-biznes.html

.        http://www.finwords.ru/wfirs-1047-1.html

.        http://smb.gov.ru/statistics/officialdata/?q=&y1=2013&y2=2015

. http://www.mspbank.ru/ru/analytical_center/otchety_partnerov/niisp/dynamics_of_small_business_development_in_Russia

.        http://oldsmb.economy.gov.ru/statistics/

.        http://rcsme.ru/ru

.        http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

Похожие работы на - Малый бизнес в рыночной экономике, роль и перспективы развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!