Перспективы развития малого предпринимательства в российской экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,75 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Перспективы развития малого предпринимательства в российской экономике

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Владивостокский филиал

Кафедра экономической теории




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Перспективы развития малого предпринимательства в российской экономике»

студента Виноградского Алексея Александровича

группа 111

Руководитель:

В.Т.Сироткина,

к. э. н., доцент







Владивосток 2012

Содержание

Введение

1. Роль малого бизнеса в рыночной экономике

1.1 Понятие, функции, критерии малого бизнеса

1.2 Экономические и социальные функции малого бизнеса

2. Развитие и становление малого бизнеса

2.1 Процесс становления института российского малого бизнеса

2.2 Анализ статистических данных о состоянии предпринимательства в России на современном этапе

3.Тенденции развития малого бизнеса в современной России

3.1 Проблемы развития малого бизнеса в России

3.2 Методы поддержки малого бизнеса: реалии сегодняшнего дня

Заключение

Список использованных источников

Введение

малое предпринимательство бизнес

Одним из наиболее актуальных в последние годы направлений экономического роста является развитие малого бизнеса. Для России, развитие малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества в рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью российской рыночной экономики.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.

Цель данной курсовой работы: исследовать проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Раскрыть сущность предпринимательства, его характерные черты, цели, формы организации, показать критерии отнесения предпринимательских структур к малым, средним, крупным предприятиям и определить их роль в современной экономике.

. Показать формы государственной поддержки субъектов предпринимательства. Проанализировать тенденции становления и развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Рассмотреть особенности налогообложения малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Выявить причины, препятствующие интенсивному кредитованию предпринимателей в российской экономике, сравнить с зарубежным опытом.

. Проанализировать основные проблемы и перспективы российского малого предпринимательства на современном этапе. Рассмотреть мероприятия по созданию более благоприятных экономических условий для развития предпринимательства в России.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников

1. Роль малого бизнеса в рыночной экономике

.1 Понятие, функции, критерии малого бизнеса

Экономика России перешла на рыночные отношения. А в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малые предприятия», «малый бизнес», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.

Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие. Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. В большинстве определений подчеркивается, что бизнес - деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.

Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.

Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», малый бизнес, малое предпринимательство, в свою очередь, рассматривая большой бизнес, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Как правило, в качестве наиболее общих критериев отнесения организации к малому бизнесу относятся: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов и объем оборота.

Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, принятый 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек - малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей - к малым, и более 400 млн. рублей - к средним предприятиям.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется множество критериев. Но наиболее часто в отдельных странах применяются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот предприятия, полученный за год, величина активов.

Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным считается среднесписочная численность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления. Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и другие. [4, с. 48-56]

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные». Широко используемые за рубежом термины «малый бизнес», «малая организация» охватывают различные типы и разновидности предпринимательства. В качестве критериев отнесения организации к этому разряду используются величина капитала и объем продаж (Великобритания, Италия, Япония), немонополистическое положение на рынке (США), независимое или зависимое положение в крупной производственной структуре (Япония) и т.д.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100 человек, в других отраслях производственной сферы - 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - 25 человек, в розничной торговле - 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц - малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Для того чтобы наиболее полно раскрыть сущность понятия «малый бизнес», выделим основные социальные и экономические функции.[5, с. 45]

.2 Экономические и социальные функции малого бизнеса

Одним из ключевых элементов рыночных преобразований выступает малое предпринимательство. В России и других развитых странах малый бизнес является неотъемлемой частью рыночного хозяйства.

Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).

Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).

Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного, поиск, разработка и внедрение новых идей).

Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсы. Обеспечивает рост налоговых поступлений.

Субъекты малого бизнеса объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. [6, с. 22].

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

доля малого бизнеса в экспорте продукции;

доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме. С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны

Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55%.

Развитие малого бизнеса в России имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;

для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;

мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики;

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям;

более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;

улучшение качества обслуживания;

более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что под малым бизнесом (малым предпринимательством) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. В России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка.

Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. [6, с. 22-26]

2. Развитие и становление малого бизнеса

.1 Процесс становления института российского малого предпринимательства

Рассматривая процесс становления российского малого бизнеса, гораздо легче рассуждать о препятствиях на пути предпринимателей, чем определить, что же пробуждает людей взяться за это трудное, рискованное дело. Препятствий на пути у бизнеса много, о них пишут, их пытаются так или иначе преодолеть -одним словом, они на виду. Легко рассуждать о движущих моментах малого бизнеса на Западе - особенно в развитых странах, где существуют многовековые традиции малого предпринимательства, процветает семейный бизнес и секреты мастерства передаются из поколения к поколению, где, наконец эффективно функционирует система поддержки малого бизнеса. Другое дело - малый бизнес в России. Семьдесят лет советской власти практически уничтожили традиции малого предпринимательства.

Становление малого бизнеса России началось со второй половины 1980-х гг. через арендные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и новые кооперативы.

За это время малый бизнес в своем развитии прошел несколько этапов.

На первом этапе (1985-1992 гг.) он развивался в основном в виде кооперативов, главной сферой деятельности которых были мелкооптовая и розничная торговля и услуги. Кроме того, возникало большое число кооперативов при крупных государственных предприятиях и в сфере науки. С этого времени начались приватизация и акционирование в государственном секторе промышленности и разукрупнение государственных заводов на группы малых предприятий.

Второй этап (1992-1994 гг.) характеризуется количественным ростом малых частных предпринимателей, являющихся полными собственниками своего дела, на основе малой приватизации сферы торговли и услуг. Появился и новый вид деятельности - «челночный бизнес», получивший широкое распространение по всей стране.[2]

Современный, третий этап развития малого бизнеса начался с 1995 г. В этот период ввиду отсутствия институциональной сферы эффективного развития происходило снижение темпов увеличения числа субъектов малого бизнеса

Мировой опыт развития малого бизнеса свидетельствует о том, что «ставка» на него была сделана в начале ХХ в. (в период Великой депрессии) с целью выхода из экономического кризиса. Это своего рода тактическое отступление от практики крупного бизнеса стало отражением реальной ситуации - отсутствия адекватного рынку механизма управления крупной корпоративной собственностью. [9, c. 83-85]

Отступление к малому бизнесу в различных странах имеет свои особенности. Страной-лидером в этой среде оказалась Япония, менее всего подверженная воздействию мирового кризиса, поскольку широкая сеть единоличных, семейных и других малых хозяйств, функционирующих вокруг крупных японских компаний и подпитывающих их своей деятельностью, помогла последним выстоять, в то время как преобладающая крупная кооперативная собственность в Америке разрушалась под воздействием кризиса. Это обстоятельство побудило американцев позаимствовать опыт малого бизнеса у Японии.

Если в Америке распадающаяся крупная собственность сразу же переходила в руки мелких предпринимателей, то в Европе под влиянием коммунистических идей она была национализирована в госсектор. А когда госсектор не справился с управлением, правительства европейских стран вынуждены были проводить реприватизацию в мелкий бизнес

Попробуем оценить предпринимательский потенциал российского общества. По-видимому, наименьшее значение предпринимательский потенциал имеет при советском строе. В Советском Союзе предпринимательство преследовалось по закону и осуждалось официальной пропагандой. Оно существовало, но по большей части носило латентный характер. Кроме чисто криминальных (наркотики, проституция и другие) В СССР осуществлялся так же ряд теневых, в основном производство и реализация товаров массового спроса, и вполне легальных (например производство сельхозпродукции и её реализации). В городах были широко распространены такие виды нелегальной деятельности, как репетиторство, оказание частных медицинских услуг, частное обучение музыке и иностранным языкам, частный ремонт квартир и другие. На селе процветали шабашники, т.е бригады строителей. Все эти виды нелегальной деятельности были предопределены одним фактором - наличием платежеспособного спроса.

В советские времена были и люди, которые полностью соответствовали вышеприведенному определению предпринимателя, но деятельность их нелегальной.

Толчок к развитию малого предпринимательства дали появившиеся в 1987 году индивидуальная трудовая деятельность и кооперативное движение. Экономика Советского Союза находилась в глубоком застое, практически начался спад Чтобы переломить эту отрицательную тенденцию, необходима была новая экономическая политика. Развитие индивидуальной трудовой деятельности и кооперации стала одной из элементов этой экономической политики, проводившейся под лозунгом «перестройки и ускорения» Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (май 1987г.) был первым законодательным актом, подрывающим основы советского строя. Он создал правовое поле для индивидуальной правовой деятельности (ИТД), фактически разрешая вести частною- предпринимательскую деятельность, т.е свободно реализовывать товары, сделанные своими руками. Количество занимающихся итд увеличилось с 429 тыс. человек на 1988 г. До 723 тыс. человек в 1989 г. 9на 69 %) Очень быстро ИТД получило распространение во всех регионах и среди слоёв населения, в том числе пенсионеров (25,8 % общего числа занимающихся ИТД), (10,3%) и инвалидов (5,4%). В основном граждане занимались кустарно-ремесленными промыслами, на долю которых приходилось 55,1% общего числа ИТД, далее шло бытовое обслуживание населения -33,7% социально- культурная сфера - 4,6 народохудожественные промыслы - 1%.

В 1988 г. Был принят закон «О кооперации в СССР» Большие льготы для всех видов кооперативов, в том числе за счёт госбюджета. Экономическая стабильность, поддержка госаппарата позволяют охарактеризовать этот период как «золотой век» малого предпринимательства. В 1990 г. Функционировало 192 тыс. кооперативов, в которых работало 5 млн человек. В 1990 г. Количество граждан, проявивших себя как предприниматели, составляло всего десятую долю населения России. [9. с. 85-88]

Конец кооперативному движению положил закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. Политическая обстановка тогда была сложной, и конфронтация между верховными советами СССР и РСФСР предопределило быстрое принятие этого плохо подготовленного закона. В спешке в него, по-видимому, забыли включить такую организационно- правовую форму, как кооперативы. В результате кооперативы выпали из правового поля, и их пришлось перерегистрировать в другие организационно-правовые формы, разрешённые новым законом. Самой популярной формой ведения бизнеса в этом законе было товарищество с ограниченной ответственностью. В этой Уродливой организационно правовой форме оказались смешаны два совершенно разных по содержанию понятия, « товарищество» и «общество с ограниченной ответственностью».Этот закон положил начало становлению Института российского малого предпринимательства. Он гарантировал гражданам право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия для осуществления всех видов деятельности, запрещённых законодательством, приобретать необходимое имущество. Для всех субъектов предпринимательской деятельности декларировалось равное право доступа на рынок, к материальном, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам независимо от вида собственности и организационно-правовой формы предприятия. Закон запрещал монопольное положение на рынке отдельных предприятий и их объединений, недобросовестную конкуренцию.

Принятие этого закона, пусть и не совсем доработанного, дало толчок к регистрации малых предприятий в первые годы после ввода его в действие (Малое предпринимательство в России, 2002, 2005, 2008). Видно, что каждый год в России регистрировалось более 250 тыс. малых предприятий, что беспрецедентно для её новой истории. Эти 865 тыс. малых предприятий, а следовательно, и предпринимателей примерно определили количество людей, склонных к ведению собственного бизнеса, составившее около 0,6% населения страны. Россия вступила в экономическую реформу, обладая очень небольшим количеством потенциальных предпринимателей.

Кто же эти люди, которые первыми начали заниматься бизнесом? Во-первых это были представители партийной, комсомольской, с советской номенклатуры, а так же хозяйственники, занимавшие командное положение в промышленности в 1980-е гг. Во-вторых, наиболее предприимчивые «нормальные» люди, в основном высокоинтеллектуальные, образованные и инициативные. В-третьих, дельцы «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Если первый тип предпринимателей больше присутствовал в большом бизнесе, то второй и третий на этом этапе в основном занимались малым.

Одними из первых российских бизнесменов стали кооператоры, которые не могли эффективно действовать вне правового поля и поэтому были вынуждены перерегистрировать свои кооперативы в другие разрешённые организационно-правовые формы.

В планах работы министерств и ведомств в этот период появился новый вид деятельности - поддержка малых предприятий. То есть министерствам и ведомствам было положено в соответствии с планом пропускать часть своих финансовых средств через малые предприятия.

Шоковый характер российской экономической реформы, по- видимому, не дал возможности подготовить и провести реформирование правоохранительной системы. И хотя многие статьи УК РСФСР, трактующие предпринимательство как уголовно наказуемую деятельность, к началу 1992 г. Были отменены, правоохранительная система оказалась не готова к защите зарождающего нового класса собственников. Этим воспользовался криминал. Наряду с предпринимательской деятельностью он стал оказывать услуги по защите прав собственности, но не только оказывать, но и навязывать, т.е. заниматься рэкетом. Впоследствии это породило новое явление в российской экономике - охранную деятельность.

В 1992 году прошла экономическая реформа, в результате которой российская экономика была переведена из разряда плановых в разряд рыночных. Реформа положила начало парадоксальному этапу в развитии малого предпринимательства. Экономическая ситуация в стране ухудшалась (спад производства, безработица, галопирующая инфляция, приведшая к обесценению сбережений населения, резкий скачёк процентных ставок и дефицит денежных средств и т.д.), а количество малых предприятий росло.

Ещё одним фактором, способствующим появлению новых малых предприятий, явилось использование крупными предприятиями льгот, установленных для малых. Крупные предприятия стали организовывать дочерние малые предприятия, передавая им ряд функций по обороту товаров, в первую очередь по реализации выпускаемой продукции. Это позволяло им значительно уменьшить налогооблагаемую базу налогов на добавленную стоимость и прибыль. Около трети всех создаваемых предприятий образовывалось на базе крупных. Если учесть, что связь между крупными и малыми предприятиями по тем или иным причинам часто не афишировалась, то степень зависимости малых предприятий от крупных кажется даже выше. [7. с. 88-90]

Экономический кризис и резкое ухудшение уровня жизни заставило людей держаться друг за друга. Намного легче бороться с неприятными обстоятельствами артелью, т.е группой людей, связанных семейными или дружескими узами. Можно выделить несколько моделей российских семейных (клановых) фирм. Первыми были предприятия, организованные членами одной семьи (например, ресторан, сеть фитнес - центров, автомастерская, интернет-кафе и др.). Следующей моделью можно считать предприятия, руководимые членами одной семьи (клана), на которых работает большое количество наёмных работников.

Предприятия, созданные чиновниками одного учреждения (создавались в основном в первой половине 1990-х годов на волне кризиса государственных структур и перехода госслужащих в частные компании; это банки, созданные бывшими комсомольскими работниками и т.д.

Предприятия, созданные выпускниками одного вуза или сослуживцами по армии.

В начале третьего тысячелетия доля российского населения, выбравшего малый бизнес в качестве основного занятия, выросла до 3,2%. По результатам социологических вопросов, проведённых с 200 по 2003 г. В девяти регионах России (всего опрошено порядка 1500 владельцев и директоров МП), моно нарисовать следующий типовой портрет владельца малого предприятия: это мужчина в возрасте от 30 до 40 лет, имеющий высшее техническое образование, потерявший работу по основной специальности или имеющий недостаточно средств, чтобы прокормить семью.

На разных этапах развития российской рыночной экономики у людей были совершенно разные причины для того, чтобы заниматься малым бизнесом. В бурные 90-е годы приобщаться к предпринимательству людей зачастую пробуждали неоправданные ожидания капиталистического чуда. После финансового кризиса 1998 г., когда экономика пошла на подъём, бюджет стал бездефицитным, уменьшился государственный долг, за счёт государственного заказа стал оживать военно-промышленный комплекс, и в результате инженеры стали возвращаться в свои НИИ и КБ, а источник пополнения ряда малых предпринимателей за счёт инженерно-технических работников иссяк.

К 2005 году пополнение рядов предпринимателей заметно помолодело. В 90-е г. Наиболее популярной специальностью высших учебных заведений была экономика, а точнее менеджмент. Выпускники экономических факультетов стали базой для пополнения малого бизнеса. За последние годы в малый бизнес пришли молодые (30-летние), хорошо подготовленные (образование плюс опыт работы в различных компаниях), энергичные люди. Они сознательно выбрали путь предпринимательства и готовы напряженно трудиться, реализуя свои замыслы. Это даёт основание верить, что российский малый бизнес в дальнейшем будет развиваться и станет наконец той экономической и социальной базой, опираясь на которую экономика России сможет обеспечить достойную жизнь российским гражданам. [9. с. 90-93]

.2 Анализ статистических данных о состоянии предпринимательства в России на современном этапе

В настоящее время перспективы развития и роль малого бизнеса в экономике России находится под пристальным вниманием общественности. Вместе с тем, на современном этапе малое предпринимательство как образ жизни миллионов людей не имеет глубоких исторических корней, а его уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность широких слоёв общества «изначально» возникла не эволюционным путём, как в странах с традиционной рыночной экономикой, а в результате экономических преобразований «сверху», разрушения централизованной плановой экономической системы государства.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в России за 2000-2009 гг.[10]

№ п/пПоказатели2000 г.2001 г.2002 г.2003 г.2004 г.2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.Средний прирост %123456789101112131Численность малых предприятий (на конец года), тыс. ед.879,3843,0882,3893,0953,1979,3 1032,81137,41347, 41602,56,902Численность малых предприятий в расчёте на 1000 чел. населения, ед.6058616266697380951137,293Средняя численность работников (без совместителей), тыс. чел.6596,86483,57220,37458,97815,18045 ,28582,89239,210436,910247,55,024Средняя численность внешних совместителей, тыс. чел.617,4697,0502,9546,9608,6630,4656,5640,2690,5669,00,905Средняя численность работников, выполняющих работы по гражданским договорам, тыс. чел.406,9345,3252,9249,0243,5258,1229,3377,9248,7276,4-4,216Оборот малых предприятий,* млрд. руб.613,7852,71160,81686,.02229,69612,612099,215468,918727,616873,144,527Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.29,843,551,067,399,2120,5171,3259,1472,3346,131,328Доля работающих на малых предприятиях в общей численности занятых (без совместителей), кофф.0,136,0,1280,1430,150,1590,1670,1780,1890,2110,2175,339Доля внешних совместителей на малых предприятиях в общей численности внешних совместителей, коэфф.0,4070,3890,3440,3660,3870,3960,4050,3950,420,4320,6610Доля работников, выполнявших работы по гражданским договорам в общей численности работников, выполняющих работы по таким договорам, коэфф.0,3020,2460,2140,2260,2200,2280,1980,2440,2270,228-3,0711Доля оборота малых предприятий в обороте организаций, коэфф.0,0540,0410,0680,0810,0850,2600,2630,2660,2580,24518,3012 Доля инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в общих инвестициях в основной капитал, коэфф.0,0260,0290,0280,0240,0350,0330,0360,0390,0540,0446,02

Как свидетельствуют данные таблицы 1, с 2000 г. По 2009 год количество российских малых предприятий заметно возросло - Увеличение почти в два раза, при этом за последний год - на 250 тыс. ед. на 18,9%. Средний прирост за анализируемый период составил почти 7%. В целом необходимо заметить, что современное состояние малых предприятий всё же оставляет желать лучшего. В в 1997-2003 гг. число малых предприятий практически не увеличивалось и из года в год составило 850-900 тыс. ед. Позитивная динамика в росте количества малых предприятий с 2003 г. Может быть объяснена вступлением в действие с 1 июля 2002 г. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также ряда других сопутствующих нормативно-правовых актов, значительно упростивших процедуру организации бизнеса.

Характеризуя в целом становление малого предпринимательства в России за годы рыночных преобразований, можно сказать, что решительного поворота в сторону его развития сделано не было. Так, на начало 2010 г. зарегистрировано 1602,5 тыс. малых предприятий, что в среднем составляет 11,3 предприятий на 1000 человек, тогда как в государствах Европейского союза этот показатель колеблется от 35 до 68.

Численность занятых в анализируемый период также стабильно увеличивалась. Так, с 2000 г. по 2009 г. численность основного персонала возросла с 6596,8 тыс. чел. до 10247,5 тыс. чел. более чем на 3,65 млн. чел. или на 55,3%. При этом средний темп прироста составлял 5%. Однако за последний год наблюдается снижение показателя на 190 тыс. занятых. Это может быть обусловлено как сокращением масштабов деятельности вследствие финансово-экономического кризиса, так и резким увеличением налоговой нагрузки малых предприятий, находящихся на УСН и уплате ЕНВД, в части утери льготы по ЕСН и уплате страховых взносов.

В целом, наблюдаемый положительный тренд более достоверно характеризует развитие малого предпринимательства, что подтверждается постепенным увеличением доли работающих на малых предприятиях в общей численности занятых: если в 2000 г. она составляла 13,6%, то в 2009 г. - 21,7%. При этом за последний год, не смотря на сокращение абсолютного числа занятых, имеет место рост относительного показателя на 0,6%. Тем не менее так же как и по динамике количества малых фирм, говорить о революционных преобразованиях не приходится. Для сравнения, на Западе во многих странах эта величина составляет 50-70%.

В 2000-2004 гг. выпуск продукции, работ, услуг малых предприятий устойчиво возрастал: с 613,7 млрд. руб. до 2229,6 млрд. руб. более чем в 3,6 раза, что оценивается позитивно. В связи с изменением методологии в обследовании деятельности малых предприятий органами статистики вместо показателя объема продукции, работ услуг стал применяться показатель оборота малых предприятий, включившего также розничный и оптовый товарооборот малых предприятий. В 2005-2008 гг. оборот малых предприятий постоянно увеличивался: с 9612,6 млрд. руб. до 18727,6 млрд. руб. на 9115 млрд. руб. или почти в 2 раза. Однако в 2009 г. произошло снижение показателя до 16873,1 млрд. руб. или на 10%, что также объясняется неблагоприятной экономической конъюнктурой.

Анализ удельного веса малых фирм в обороте всех хозяйствующих субъектов свидетельствует о положительной динамике. Так, в 2000-2004 гг. доля объема продукции, работ услуг возросла с 4,6% до 8%, а в 2005-2009 гг. доля малых фирм в совокупном обороте фактически не менялся и составлял 24-26%. Это также говорит об адекватных темпах прироста оборотов малых фирм по сравнению с экономикой в целом, когда «взрывного» развития не происходит.

Положительным моментом деятельности малых предприятий можно назвать устойчивый рост вложений в основной капитал. Так, за 2000-2008 гг. инвестиции в основной капитал возросли с 29,8 млрд. руб. в 2000 г. до 472,3 млрд. руб. в 2008 г. почти в 16 раз. Но за последний год произошло снижение показателя на 126,2 млрд. руб. или на 26,7%. Также следует отметить факт повышения доли малых фирм в общих инвестициях в основной капитал: с 2,9% в 2000 г. до 5,4% в 2008 г., хотя она по-прежнему остается неоправданно низкой. При этом по итогам 2009 г. показатель сократился до 4,4%. Выявленная тенденция может свидетельствовать как о повышении инвестиционной активности малых предприятий в целом, так и о развитии этого сектора, прежде всего, в не капиталоемких отраслях.

Наиболее обобщающим показателем, характеризующим уровень развития сектора малого предпринимательства, является удельный вес продукции малых предприятий в ВВП. Если в большинстве стран Запада этот показатель превышает 50%, а в некоторых доходит и до 70%, то в России за счет малого бизнеса создается не более 17% ВВП. Это свидетельствует о том, что система поддержки малого бизнеса до сего времени показала недостаточную эффективность. [1]

3.Тенденции развития малого бизнеса в современной России

.1 Проблемы развития малого бизнеса в России

За последние годы в России Формально сложилась разветвлённая система государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. Так, с начала 90-х годов в Москве и некоторых других регионах России стала формироваться институциональная инфраструктура, которая теоретически должна создавать комфортные условия для появления и развития предпринимательства. Эта инфраструктура признана была оказывать малому бизнесу те услуги, в которых малые предприятия нуждаются в первую очередь: бизнес-образование и подготовка кадров, услуги агентств поддержки малого предпринимательства (юридические, маркетинговые, бухгалтерские, консалтинговые; подбор и оценка персонала), услуги фондов поддержки предпринимательства (кредитование, залоговая и гарантийная поддержка при кредитовании предпринимателей, лизинг и т.п.), услуги бизнес - инкубаторов (комплекс мероприятий в области имущественной и иной поддержки стартующих малых предприятий), услуги технологических парков (как форма кооперации малого бизнеса с научно-исследовательскими и крупными предприятиями) и другие.

Кроме того, для разработки и координации, а также оценки итогов реализации политики в области содействия малому предпринимательству как на федеральном уровне, так и в регионах созданы департаменты поддержки малого предпринимательства или иные структуры органов государственного управления. Существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции в ряде региональных структур исполнительной власти. В результате деятельности инфраструктуры государственно-общественной поддержки малого предпринимательства не демонстрируют существенных достижений в этой сфере, оказывая, скорее, контрпродуктивное воздействие на малый бизнес. Возможно, из-за отсутствия четкого понимания всего комплекса проблем малого бизнеса законодателями, правительством и самими предпринимателями. В силу этого предлагаемые решения и деятельность указанных выше структур не могут принести ощутимого результата для развития малого бизнеса.

Важным отправным пунктом здесь является цель, которая ставится при решении задач развития малого предпринимательства. Малый бизнес не стоит рассматривать как источник «сиюминутного» фискального дохода государства, что, к сожалению, присутствует в прямых или косвенных высказываниях ряда чиновников и руководителей регионов. В первую очередь, это- важный социальный ресурс общества, направленный на повышение социальной активности населения, его вовлечённости в экономические процессы.

В качестве основной цели развития малого предпринимательства следует ставить формирование так называемого среднего класса, причём в короткие сроки (доля «среднего класса» по словам президента РФ Д.А Медведева, должна к 2020 году достичь 60-70% населения). Сделать это без интенсивного развития малого бизнеса вряд ли возможно.

Если намерение достичь указанной цели, первым делом следует выделить те задачи и проблемы, которые являются первоочерёдным для самих предпринимателей. На основе вопроса, проведённого среди руководителей ряда московских малых предприятий, были выделены и проранжированы следующие проблемы малого бизнеса (по мере уменьшения значимости) : конкуренция, административные барьеры, кадры, финансирование развития малых предприятий, доступ к информации, внедрение инноваций, аутсорсинг (как спектр услуг, необходимых малому бизнесу).

Полученные результаты в значительной мере подтверждаются результатами исследований Центра экономических и финансовых разработок, Национального института системных исследований проблем предпринимательства, а также рядом других исследований. Рассмотрим выявленные проблемы и возможные пути их решения. .[7, с. 175-177]

Проблема конкуренции и обеспечения конкурентоспособности малого предприятия многогранна. С одной стороны, именно конкуренция создают атмосферу неустойчивости для предпринимателей и отпугивает желающих открыть собственный бизнес. С другой, конкуренция - это важный рыночный инструмент, заставляющий предпринимателей искать пути более полного удовлетворения потребностей покупателя и, следовательно делать свою работу более эффективно. К сожалению, рассматривая проблему конкуренции в малом бизнесе, говорят, главным образом, о преференциях, которые государство может дать малым предприятиям. Например, в области государственных или муниципальных закупок. Но и здесь налицо серьёзные проблемы: ведь возможно создание «псевдо» малых предприятий, формально или неформально интегрированных в более крупное предприятие для использования полученных льгот.

Не следует забывать о том, что конкуренция есть необходимая составляющая эффективного ведения бизнеса: невозможно достигнуть цели формирования среднего класса через создание «бизнес - богаделен». Нужен справедливый уровень конкуренции равный доступ к конкурсам и торгам по государственным заказам, например, через помощь в подготовке конкурсных документов. Необходимо развивать предпринимательские таланты у руководителей малых предприятий, так как число людей, обладающим от природы развитым предпринимательским талантом (в первую очередь интуитивным маркетинговым ведением), ограничено способностями и личными приоритетами.

Отсутствие предпринимательского таланта приводит к «рыночной слепоте», усугубляющей проблему конкуренции для малых предприятий. Ведь, в отличии от более крупных предприятий, у малого бизнеса отсутствуют кадровые ресурсы, позволяющие «разложить» конкурентную задачу по специалистам разных направлений (продажи, маркетинг, НИОКР, производство т.д.). Предпринимательский талант можно заменить знаниями, и, что особенно важно, умениями (способностью применять полученные знания на практике). В некоторых случаях необходимо довести данную способность («умения») до автоматизма («навык»). Это в первую очередь касается знаний и умений в области маркетинга и менеджмента (следует учесть, что проблема делегирования полномочий и ответственности в управлении обычно становится острой при численности более 10-12 человек).

Для любого малого бизнеса важно и умение устанавливать и поддерживать деловые коммуникации, чему можно научиться с помощью коммуникативных тренингов. Но практичность существующих программ обучения предпринимателей (по опыту Москвы) сомнительна: Во-первых, тендеры на проведение обучения часто выигрывают непрофильные учебные заведения, во-вторых, для проведения занятий часто привлекаются преподаватели, слабо представляющие особенности малого бизнеса.

Для решения этой задачи следует использовать существующие образовательные и содействующие малому бизнесу структуры (учебные комбинаты, технопарки и т.п.). именно туда привлекать по конкурсу специалистов для создания обучающих программ и проведения занятий, а также, что очень важно, последующего консультационного сопровождения предпринимателей. Данные программы должны иметь сугубо практическую направленность, чтобы позволяли в короткий срок выработать необходимые умения по изучаемой дисциплине. Нужна и последующая долгосрочная поддержка и консультации по практическому использованию полученных знаний и умений.

Второй, не менее важной задачей таких учебных центров может стать помощь малым предприятиям в подготовке к участию в тендерах и торгах по государственным и частным закупкам. Это позволит реализовать принцип справедливой конкуренции между малыми и более крупными предприятиями. .[7, с. 177-179]

Административные барьеры рассматриваются как «абсолютное зло» - происходит снижение эффективности деятельности малого предприятия и повышения уровня коррупции в целом. Но в ряде случаев они во благо малому бизнесу, например, защищая определённые предприятия от конкуренции. Многие предприятия малого бизнеса и работают, потому, что сумели установить «деловые» контакты с представителями организаций, создающих административные барьеры. Не даром одной из важных составляющих таланта предпринимателя считается умение устанавливать нужные деловые контакты. Образовавшийся «союз» во многом препятствует появлению новых предпринимателей и справедливой конкуренции.

Одним из самых критических факторов, влияющих на успех начинающих, и особенно в сфере инноваций, является недружелюбие уже существующих объединений предпринимателей. Говард Алдрич и Марлен Фиол предложил четырёхуровневую систему развития отношений, позволяющую постепенно привести начинающего предпринимателя к «легетимности» в отрасли. Система перекликается с российской практикой создания малого предприятия, начинающегося со знакомства с «пожарником» и врачом СЭС.

Решение проблемы основано на создании на базе существующих центров поддержки малого бизнеса «скорой помощи» - службе по защите интересов малых предприятий во всём, что касается их взаимодействия с различными органами власти, проверяющими и регламентирующими организациями. Например, через обязательное присутствие представителей такой службы при любой проверке предприятия малого бизнеса, при взаимодействии с разрешительными и регламентирующими органами при получении различных разрешений и согласований. Существующая сейчас, например, в Москве система по преодолению административных барьеров действует медленно. Как уже упоминалось, владельцы и управляющие малыми предприятиями лишены возможности выделить собственное время или время своих сотрудников для решения подобных проблем (или же у них отсутствует необходимая для этого квалификация). Если учесть, что длительный процесс решения может просто привести к банкротству и прекращению деятельности малого предприятия, то принцип «скорой помощи» малому бизнесу трудно переоценить. [6, с. 179-180]

Проблема кадров насущная для предприятий различных размеров и форм собственности. И хотя в работе на малом предприятии есть ряд преимуществ, следует сосредоточиться на тех отрицательных сторонах, которые влияют на выбор лиц, ищущих работу, в пользу более крупных предприятий. Обычно считается, что работа в малом бизнесе требует от персонала, в первую очередь, «универсальности». И это многих отпугивает. Но настоящей причиной выбора крупного предприятия автору представляется нежелание специалистов работать в малом бизнесе. Во-первых, несмотря на формально одинаковые условия, социальных гарантий в малом бизнесе существенно меньше. Численность сотрудников малого предприятия заставляет предпринимателя всячески сокращать реальное время их отпусков, избавляться от тех, кто часто использует «больничный», студентов заочных и вечерних учебных заведений, беременных женщин и молодых матерей. Кроме того, трудности найма неквалифицированного персонала вынуждают предпринимателей привлекать граждан других государств, не устанавливая с ними официальных трудовых отношений, поскольку предприниматели не могут выполнить требования, заложенные в Трудовом кодексе и правилах привлечения иностранной рабочей силы.

Во-вторых, в малом бизнесе возможностей для карьерного роста и регулярного повышения квалификации практически нет. Поэтому, несмотря на (обычно) широкий круг обязанностей и разносторонний характер работы, специалисту на малом предприятии закрыт путь профессионального совершенствования. Основным источником трудовых ресурсов для малого бизнеса остается семья и ближайшее окружение. Но из-за демографических особенностей центральной России семейные малые предприятия неконкурентоспособны в отношении возможности привлечения кадровых ресурсов.

Решением проблемы стал бы перенос тяжести социальной ответственности с малого бизнеса на государственные или самоорганизующиеся организации (профсоюзы или т. п ). В определённой мере этому бы способствовал «аутстаффинг»- система найма сотрудников для малого бизнеса, позволяющая повышать эффективность малых предприятий и увеличивать социальные гарантии для их сотрудников, не экономя на ЕСН. Система аутстаффинга упростила бы малым предприятиям и привлечение иностранных рабочих, взяв на себя все организационные функции. .[7, с. 180-182]

Рассмотрим проблему финансирования развития малых предприятий. Несмотря на все усилия в данном направлении, проблема финансирования развития малых предприятий так и не была до конца решена. Осложняют жизнь предпринимателей и подготовка документов для получения кредита, и требования по залогу и поручительству. Безусловно, высокие банковские проценты являются сильным сдерживающим фактором. Но самым важным остаётся вопрос залога. Конечно, существует фонд содействия кредитованию малого бизнеса, предоставляющий поручительство, но оно распространяется на кредиты сроком до одного года на сумму, не превышающую 50% испрашиваемого кредита. Если к указанным расходам присовокупить стоимость оформления кредита, то вряд ли можно вести речь об организации производства и внедрения инноваций.

На взгляд автора,[7] наиболее большая финансовая поддержка требуется именно на начальной стадии создания предприятия. И наиболее правильный путь- предоставлять кредиты вновь организующимся малым предприятиям через венчурные или подобные фонды, финансируемые из государственного или регионального бюджетов, и некоммерческие организации. При этом основой получения кредита должен быть подготовленный предпринимателем совместно с указанными выше учебными центрами или технопарками бизнес-план с его обязательной оценкой независимыми экспертами. Имеет смысл вхождение указанных фондов в число учредителей предприятия на время предоставления займа как для осуществления контроля, так и для помощи при реализации утверждённого бизнес-плана.

К сожалению, очень наибольшее число малых предприятий обращались, например, к образовательным программам для малого бизнеса или пользовались иными услугами. Причина заключается в том, что их руководителям некогда следить за теми или иными открывающимися дополнительными возможностями. Поэтому рассчитывать на активный поиск с их стороны по указанным причинам не следует. Льготами и преференциями пользуются, в первую очередь, предприятия, где есть юридические службы и подразделения, отвечающие за развитие или оптимизацию деятельности предприятия.

Применяемые способы распространения информации-выставки, брошюры в центрах поддержки малого бизнеса, интернет ресурсы- недостаточны, так как предполагают активный поиск информации со стороны предпринимателей, у которых нет или времени, или технических возможностей, или умений. Поэтому, по мнению автора, необходимо использовать «пассивные» методы распространения информации для малого бизнеса, чтобы она попадала непосредственно к предпринимателю. Например: набор информационных материалов, которые предприниматель получает при регистрации предприятия, почтовые рассылки, журналы, газеты и брошюры, распространяемые по адресам предпринимателей, информационные сообщения через банки и налоговые инспекции, информационные стенды, расположенные в тех же банках и налоговых инспекциях, а также пропаганда с использованием различных средств массовой информации.

Одно из важнейших конкурентных преимуществ малого предпринимательства состоит в возможности быстро, без длительных бюрократических проволочек принимать и использовать инновации. Инновация - любое новшество, повышающее эффективность предприятия. Поэтому инновационные решения могут быть не только в производстве, но и торговле ( так появилась сеть магазинов IKEA), и в сфере энергетики, и в сельском хозяйстве.

Но поиск инновационных решений зачастую похож на «изобретение велосипеда» поскольку на малых предприятиях, как правило, нет специалистов и необходимых финансовых и технических возможностей, чтобы искать и отслеживать имеющиеся инновационные решения.

Между тем в России немало различных научно-исследовательских и учебных учреждений, обладающих необходимыми ресурсами и опытом для осуществления научного и информационного поиска. Они могли бы создавать и активно предлагать малым предприятиям описание инноваций в соответствующих сферах деятельности. Концентрация информационных возможностей в рамках существующих учебных центров и технопарков позволит стать «информационным спонсором» тех инноваций, которые появились в самих малых предприятиях и требуют для своего внедрения участия в инвестициях. Здесь важнейшим фактором будет доступность информации, активность её предложения для предпринимателей, её своевременность и посильная стоимость, что вполне может регулироваться со стороны государственных органов, так как указанные источники в большинстве своём финансируются за счёт федерального и регионального бюджетов. .[6, с. 182-184]

Сейчас крупные предприятия всё чаще переводят профильные виды деятельности аутсорсерам, повышая таким способом собственную эффективность за счёт привлечения высококвалифицированных специалистов этих предприятий. Для малого предприятия всё гораздо сложнее. С одной стороны аутсорсинг позволяет высвободить ресурсы (в первую очередь управленческие) и сосредоточить всё внимание на основной деятельности. С другой стороны, есть и серьёзные проблемы: неумение и отсутствие привычки пользоваться услугами аутсорсинга, недоверие к аутсорсерам относительно высокая стоимость их услуг и недостаточное количество фирм, предлагающих необходимые аутсорсиноговые услуги.

Предприятия - аутсорсеры, по мнению автора, могут стать важнейшим элементом инфраструктуры малого бизнеса. Возможно, следует развивать систему аутсорсинга, сначала пол эгидой учебных центров и технопарков.

На начальном этапе целесообразно структурирование и расширение спектра услуг, предлагаемых малыми предприятиями. На сегодняшний день территориальные агенства по развитию предпринимательства Москвы предлагают наибольший набор услуг, в основном связанные с некоторыми видами обучения ( не всегда отвечающими интересам малого бизнеса), регистрацией предприятия, предоставлением почтово-секретарского обслуживания и некоторых видов юридической консультации. И даже - что особенно важно для малого бизнеса - Услуги по регистрации в ФСФР выпусков акций…

Московское отделение «ОПОРы России» предлагают консультацию финансового брокера и юридические консультации, Межрегиональные коммерческие центры (МКЦ)-информационную помощь в поиске партнёров для межрегионального сотрудничества и некоторые виды маркетинговой информации. В то же время ни одна из перечисленных организаций не предлагает более широкого и собранного в одном месте спектра услуг, например в сфере маркетинга, лизинга оборудования или автотранспорта, подбора персонала или др.

Создание упрощённой системы налогообложения, введение единого налога на вменённый доход, несомненно, способствовали тому, что проблема налогообложения перестала быть главной бедой для предприятий малого бизнеса. Но для малого бизнеса есть серьёзная опасность, заложенная в проекте бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г. : могут возникнуть осложнения в результате замены единого социального налога на страховые выплаты в фонды, что не только увеличит налоговую нагрузку на малый бизнес, но и существенно повысит расходы на ведение налогового учёта.

Следует отметить, что с системой налогообложения связана и проблема справедливой конкуренции. Так, в результате задержки ведения единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для некоторых видов деятельности в ряде регионов условия конкуренции оказались несправедливыми.

Был проведён выборочный анализ малых торговых организаций, расположенных в Северо-Восточном округе Москвы и примыкающем к нему Мытищенском районе Московской области. [8]

Исследовались микропредприятия, имеющие близкий торговый ассортимент, стационарную торговую площадь от 12 до 20 м2 в торговых центрах и на ярмарках (малые торговые предприятия имеют не более одного кассового аппарата; число сотрудников, занятых в их бизнесе, не превышает 10 человек). Исследования проходили на основе глубинного, частично структурированного интервью. Некоторые из полученных результатов приведены в таблице.

Из таблицы можно увидеть, как использование ЕНВД становится немаловажным фактором снижения коррупции: в этом случае малым предприятиям нет смысла уклоняться от использования контрольно-кассовых машин. В процессе исследования было выявлено, что ряд московских малых торговых предприятий вообще предпочитают «чёрные» схемы ухода от налогов, приобретая из года в год предприятия, с подставным директором, и контрольно-кассовыми машинами, что обходится значительно дешевле, чем оплата минимального налога по УСН. У аналогичных малых предприятий, имеющих возможность применения ЕНВЭД в Московской области, «теневых» прецедентов в процессе исследования отмечено не было.

Таким образом, более «ловкие» предприниматели в условиях отсутствия ЕНДД могут практически налогов не платить. В то же время использование ЕНВД позволяет вывести конкуренцию между малыми предприятиями на более справедливый уровень: когда налог становится прозрачным и простым, предприниматели сосредоточены на повышении эффективности обслуживания своих покупателей, а не поиске методов уклонения от него. [7, с. 184-187]

Таблица 2

Влияние на использование разных систем налогообложения на расходы малых торговых предприятий.[7, с. 187]

РасходыПредприятияНе применяющие ЕНВД, МоскваПрименяющие ЕНДВ, Московская областьЕжемесячные расходы на бухгалтерское обслуживание аутсорсинговой организацией или «переходящео» от бухгалтера12-15 тыс. руб. В месяц3-5 тыс. рублейДополнительные управленческие расходы на ведение налогового учёта (анализ отчётности, контроль первичной документации и т.п.)Обязательны, носят постоянный характерМинимальныЗависимость налоговых платежей от выручкиНапрямую зависят от размера выручкиОграничены максимальным размером годовой выручкиПоквартальные налоговые платежиНе менее 10 тыс. руб. (мин 1% от борота)Около 6 тыс. руб. (ЕНВД)Связь налога с торговлей без контрольно-кассовых машинСтимулирует (источник коррупции)Не стимулирует

.2 Методы поддержки малого бизнеса: реалии сегодняшнего дня

В России в настоящее время около 5,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, их доля в ВВП страны составляет 24%. Много это или мало? Если сравнивать с развитыми рынками, то ответ вряд ли порадует. Например, в Германии доля малого бизнеса в ВВП составляет 49%.Такими данными поделился директор департамента проектов малого и среднего бизнеса "Внешэкономбанка" Алексей Эскиндаров на российско-германском форуме "Посткризисное развитие: перспективы устойчивого роста и инновационного развития". Однако малый и средний бизнес будет развиваться. Тем не менее, жизнь предпринимателей в России связана со множеством проблем, решить которые помогут объединенные усилия власти, бизнеса и банков

Предпринимательское сообщество малого бизнеса на территории РФ разнородно и разным предпринимателем требуется разная поддержка. Наряду с этим в России есть немало людей, желающих работать на себя. Однако, даже имея средства на создание собственного бизнеса, малые предприниматели зачастую не имеют возможности его развивать. Нередко основным барьером в становлении бизнеса становится низкий уровень информированности о существующих программах поддержки, нормативных актах и возможностях, которые существуют в сфере малого бизнеса, а также низкая активность самих предпринимателей. Совокупная программа поддержки малого предпринимательства охватывает не более 1-2% предпринимателей, остальные 98% - остаются один на один со своими проблемами.

Среди них можно выделить проблемы разного рода: в правоприменительной практике, в налоговой сфере, в области финансирования и получения кредита. Сами банкиры говорят, что поддерживать малый и средний бизнес должно в первую очередь государство. Однако возможности программ государственной поддержки слишком ограничены, на финансирование может рассчитывать только один из пятидесяти предпринимателей. [3]

В начале мая 2011 года был проведен очередной раунд опроса представителей российского бизнеса. Сводный «Индекс деловой среды РСПП» показал уверенную позитивную динамику и достиг максимума с ноября прошлого года на уровне 52,5 пунктов. Субъективное восприятие экономической среды бизнесом по-прежнему в отрицательной зоне -3.1 пункта. И хотя, согласно данным Росстата, рост промышленного производства в апреле ускорился, а темпы роста цен показали минимальные значения в 2011 году, общая неопределенность, усугубляемая началом предвыборного цикла, ведет к негативным оценкам деловой среды.

На федеральном уровне власти часто заявляют о приоритете и важности малого предпринимательства и необходимости его всесторонней поддержки. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который, казалось бы, должен был значительно улучшить положение частных предпринимателей. Однако данный закон не предусматривает одну из важных составляющих организации малого бизнеса - специальные кредиты на льготных условиях. Поэтому решение проблемы кредитования малого бизнеса ложится на плечи местных органов власти и банковских структур. И, хотя за последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%, потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%.

Закономерно возникает вопрос о наличии определённых факторов, которые не дают возможность для интенсивного развития сферы кредитования малого бизнеса. К наиболее важным проблемам кредитования малого предпринимательства относят непрозрачность российского малого бизнеса, отсутствие надежных залогов (поскольку большинство представителей указанной сферы не являются владельцами ликвидного имущества) и недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. На сегодняшний день свыше половины заемщиков оформляют банковские кредиты для покрытия текущих затрат. Около 25% клиентов в качестве цели получения займа указывают покупку оборудования, транспортных средств, специальной техники. Остальные предприятия за счет заемных средств планируют приобрести коммерческую недвижимость либо открыть новое направление в бизнесе. Однако свыше 15% заявок на получение бизнес кредитов банкиры отклоняют.

Таблица 3

Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2011 г. [4]

Федеральные округаКоличество зарегистрированных МП на 1 января 2011 г. в расчете на 100 тыс. чел. населенияединицприрост/ сокращение за период 01.01.2010-01.01.2011в % от среднего по РФРоссийская Федерация154,8-5,7100,0Центральный ФО184,1-12,8118,9Северо-Западный ФО230,5-0,5148,9Южный ФО130,2-26,684,1Северо-Кавказский ФО62,5-2,840,4Приволжский ФО157,61,4101,8Уральский ФО116,53,975,3Сибирский ФО128,1-2,982,7Дальневосточный ФО154,55,999,8

По-прежнему остаются нерешенными проблемы малого предпринимательства в налоговой сфере. Ссылаясь на данные мониторинга за 1 полугодие 2009 года, необходимо отметить, что 8% опрошенных предпринимателей указывают на увеличение давления со стороны налоговых органов за последние полгода, в марте этот показатель не превышал 2%. 14,5% респондентов отмечают случаи противоправных действий со стороны налоговых органов (в марте - 11%)[2]

Анализ динамики развития малого бизнеса показывает, что по состоянию на 1 января 2011 года в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,8 ед. Рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в трех федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост на 4,0% или 5,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральский федеральный округ (прирост на 3,5% или 3,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,9% или 1,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). В остальных федеральных округах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 17,0% или на 26,6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,5% или 12,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа). В Северо-Кавказском федеральном округе показатель сократился на 4,3%, в Сибирском федеральном округе - на 2,2%, в Северо-Западном федеральном округе - на 0,2%

Становится очевидным тот факт, что для достижения определённого количества малых предприятий (свойственного странам с развитой и растущей экономикой), требуется создание четкой и отлажено действующей структуры государственной поддержки. [4]

Заключение

Российский малый бизнес активно участвует в разрешении комплекса экономических и социальных проблем в регионах. Его деятельность способствует активизации структурной перестройки экономики, насыщению рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, развитию рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, формированию новых субъектов собственности и становлению среднего класса общества.

Малый бизнес в современной России является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Важность существования мощного сектора малого предпринимательства в экономике любого развитого государства не ставится под сомнение. В частности, во вступлении Закона США о малом бизнесе выделено: «Сущность американской экономической системы частного предпринимательства заключается в свободной конкуренции. Только полная и свободная конкуренция может освободить рынки, освободить вхождение в бизнес и возможности для выражения и роста личной инициативы и обеспечения личного суждения. Такая ситуация достигнута быть не может, если имеющиеся и потенциальные возможности малого бизнеса не развиваются и не поощряются». В полной мере это можно отнести и к экономической системе России, когда в условиях структурной перестройки всей системы хозяйствования развитие малого предпринимательства должно быть одной из приоритетных задач, как на федеральном, так и на региональном уровне.

В настоящее время перспективы развития и роль малого бизнеса в экономике России находятся под пристальным вниманием общественности. Вместе с тем, на современном этапе малое предпринимательство как образ жизни миллионов людей не имеет глубоких исторических корней, а его уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность широких слоев общества «изначально» возникла не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономических преобразований «сверху», разрушения централизованной плановой экономической системы государства. Этот фактор обуславливает малоэффективное развитие малого предпринимательство в нашей стране на протяжении долгих лет со времён перестройки.

Многие характерные особенности малого предпринимательства напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Поэтому в ближайшей перспективе принимаются комплексы мер для динамичного и эффективного развития малого бизнеса.

Список использованных источников

Бурлуткин, Т.В. Анализ современного состояния и проблем функционирования малого предпринимательства в Российской Федерации / Т.В Бурлуткин // Экономические исследования [Электронный рессурс] - URL: <http://www.erce.ru> - 2011

Виленский, А Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. - 1996. - № 7. - С. 20-27.

Информационный бюллетень ТПП РФ по вопросам малого предпринимательства в Российской Федерации за сентябрь 2010 года [Электронный источник] <URL:http://smb.gov.ru/content/download/attached,987/download.php/> 2011

Климова, Г.Г., Марченкова, О.О. Методы поддержки малого бизнеса: реалии сегодняшнего дня / ЭГО Экономика государство общество. Журнал научных публикаций студентов и молодых учёных. Выпуск №2(6) июнь 2011г. [Электронный источник] <http://ego.uapa.ru/issue/2011/02/08/>

Лапуста, М.Г. Предпринимательство. - М., 2009. - 230 с.

Малое предпринимательство в России: Стат. Сб. М.: Госкомстат России, 2002, 2005, 2008.

Сидорчук, Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса / Р.Р. Сидорчук //ЭКО. - 2009. - № 1. - С. 174-187.

Сидорчук, Р.Р. Есть ли проблемы у малого бизнеса? [Электронный источник] <http://www.nisse.ru/admin/html?mjde=admin&id=experts>

Тореев, В.Б Движущая сила малого бизнеса / В.Б Тореев // Экономическая наука современной России. - 2010. - № 1. - С. 83-93.

Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: стат.сб. / Росстат. - M., 2009. - 151 с.

Похожие работы на - Перспективы развития малого предпринимательства в российской экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!