Малое и среднее предпринимательство: сущность, проблемы, государственное регулирование

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,3 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малое и среднее предпринимательство: сущность, проблемы, государственное регулирование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева»





КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине макроэкономика

на тему

Малое и среднее предпринимательство: сущность, проблемы, государственное регулирование

Выполнила студентка группы БЭФ 12-31

очной формы обучения

Макаренко А.П.

Руководитель:

канд. эконом. наук, Цветцых А.В

Зеленогорск 2013 г.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

Цель: Охарактеризовать малое и среднее предпринимательства в России, выделить особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Задачи:

1.Изучить историю развития малого и среднего предпринимательства в России.

2.Рассмотреть сущность , понятие малого и среднего предпринимательства.

.Анализировать роль малого и среднего бизнеса в предпринимательской деятельности.

.Рассмотреть современные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России.

.Выявить основные направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

.Охарактеризовать развитие и поддержка предпринимательства в Красноярском крае.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

1.1 История развития малого и среднего бизнеса в России

Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.

Централизованное управление экономикой имело своей целью обеспечение прогрессивных пропорций в развитии общественного производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого народного комплекса. Считалось, что это обеспечит более эффективное распределение ресурсов между отраслями и предприятиями. На практике должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более того, оно происходило на фоне больших противоречий.

К 80-м годам двадцатого столетия экономика России оказалась в кризисной ситуации, что требовало проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае я говорю об первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в 1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов ,формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.[3, стр. 14]

К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.[3, стр. 15]

В 1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим реформам малый бизнес развивался очень динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего, в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год». Данный период охарактеризовался появлением среднего и крупного бизнеса в России. [3, стр. 16]

Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и длительного пользования. [3, стр. 17]

Также происходит деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.[3, стр. 18]

С 1997 года совокупный прирост числа малых предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году. На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской деятельности весьма полезны и доходны.[3, стр. 22]

Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест. Таким образом, если подвести итог и рассмотреть после перестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:

. период интенсивного становления предпринимательства (1990-1995гг.);

. период насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.);

. период цивилизованной модернизации (с 1998г. По настоящее время).

1.2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.[8, стр. 15]

Важным фактором формирования рынка является развитие малого предпринимательства. История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства.[8, стр. 15]

Общее число показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

·средняя численность занятых на предприятии работников,

·ежегодный оборот, полученный предприятием (как правило, за один год),

·величина активов. [2, стр. 253]

Практически во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих человек.[4, стр. 5]

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.[4, стр. 5]

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

·в промышленности-100 человек;

·в строительстве- 100 человек;

·в сельском хозяйстве - 60 человек;

·в научно-технической сфере - 60 человек;

·в оптовой торговле - 50 человек;

·в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

·в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.[4 стр. 6]

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.[4 стр. 6]

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.[4 стр. 8]

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.[4 стр. 8]

Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 209-ФЗ, вступающий в силу с января 2008 года, вносит изменения в критерии отнесения субъекта хозяйственной деятельности к малому предприятию:

·для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов;

·средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

·выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.[5 стр. 2]

Таким образом, новый Закон вводит понятие средних предприятий, численность персонала которых не должна превышать 250 человек, тогда как численность малых предприятий ограничивается числом сотрудников равным 100 вне зависимости от сферы деятельности организации, и понятие микропредприятий, численность которых не должна превышать 15 человек. Данный закон также вводит ограничения на выручку организации и балансовую стоимость активов. При определении размеров организаций и отнесении их к субъектам малого предпринимательства все большее внимание уделяется финансовому состоянию организации, а не численности персонала. Характерные особенности малых предприятий.

Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику.

Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Малым предприятиям характерна быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т.п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе.

В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший предпринимательский эффект.

В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.[5 стр. 4]

Таблица Вступление в силу законов «дебюрократизации 1-ой волны»

Кроме указанных законов, существенно снизивших административные барьеры, существенную роль в развитии малого предпринимательства сыграло введение двух специальных режимов налогообложения: упрощенной системы налогообложения и системы единого налога на вмененный доход. В настоящее время существует множество публикаций различных исследовательских организаций, подтверждающих правомерность выдвинутой гипотезы. [6, стр. 168]

На рост количества малых предприятий существенное влияние оказывали и другие меры государственной политики. Среди них стоит выделить следующие:

реформа земельно-имущественных отношений: либерализация рынка земли, предоставления права льготного выкупа земельных участков - существенно упростившая ведения бизнеса в сельском хозяйстве;

·поправки в Таможенный кодекс Российской Федерации, упростившие процедуру переправки товаров через границу;

·поправки в Лесной кодекс, способствовавшие образованию малых предприятий в лесопереработке;

·проект «Доступное и комфортное жильё», стимулировавший повышение численности малых предприятий в сфере строительных услуг;

·меры по внедрению рыночного механизма в процесс исполнения ряда государственных функций в рамках административной реформы, стимулировавшие развитие соответствующих рынков для малых предприятий;

·кроме этого, определенное влияние на рост малых предприятий могла оказать судебная реформа.

малый предпринимательство государственный поддержка

1.3 РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важным фактором формирования рынка является развитие малого предпринимательства. История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства.[8, стр. 13]

При отнесении предприятий к малому бизнесу могут использоваться различные критерии. Это прежде всего численность работников, объем реализованной продукции и услуг, отраслевая принадлежность, величина годовой балансовой прибыли, возможности и характер деятельности и др. В большинстве стран основными считаются среднесписочная численность и отраслевая принадлежность. По своим возможностям малые предприятия можно условно разделить на два вида: не имеющие потенциала для роста (такие предприятия занимают небольшую нишу, например, охватывают малый по территории рынок или занимаются товарами, имеющими ограниченный спрос); быстрорастущие, которые имеют в будущем потенциал для роста деловой активности, но вначале создаются как малые предприятия. По мере роста масштабов деятельности и деловой активности они перейдут в категорию крупных предприятий. По характеру деятельности малые предприятия можно разделить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий.

Современная экономика развитых стран в подавляющем большинстве представлена малыми и средними предприятиями, их доля в общей численности зарегистрированных предприятий достигает 99 % (в Японии). Малый бизнес в рыночной экономике является сегодня ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Он относится к новаторскому, антибюрократическому стилю хозяйствования. Малые предприятия быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивают новую продукцию. Например, в Японии малые предприятия способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях этот процесс занимает гораздо больше времени. Роль малого бизнеса не всегда понималась правильно. [10 стр. 51]

В 1960-е годы преобладала тенденция на сворачивание малого бизнеса, когда происходило массовое поглощение малых фирм крупными компаниями. Считалось, что малый бизнес менее эффективен по сравнению с крупным. Резкое изменение отношения к малому бизнесу началось в 1970-е годы, когда значительно снизились темпы роста национального продукта и производительности труда. Большинство развитых стран столкнулось с огромной инфляцией и безработицей. Глобальный экономический кризис, вызванный гигантскими масштабами хозяйствования, привел к переоценке места и роди малого бизнеса в экономике. Пришло понимание того, что наемный работник не есть самый лучший работник, так как у него нет экономических и социальных корней в обществе. С этого момента начинается стремительное развитие малого бизнеса и становление класса мелких собственников, которые и составили ядро современного среднего класса, обеспечивающего экономическую и политическую стабильность государств.[10 стр. 52]

К достоинствам малого бизнеса относят: сравнительно низкая капиталоемкость и поэтому широкая доступность всем желающим открыть свое дело; гибкость и оперативность в действиях и решениях, что позволяет в короткие сроки наладить производство, торговлю разнообразными товарами и услугами; личное общение с клиентами, ориентация на потребителя, быстрая адаптация к особенностям местных условий, что значительно повышает вероятность выживаемости малого бизнеса. Индивидуальный предприниматель, например, идеально приспособлен для изучения пожеланий, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка; возможность быстрого накопления капитала, высокая его оборачиваемость, свободный и оперативный перелив капитала в наиболее доходные сферы деятельности, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться и изменяться. Благодаря высокому обороту доходность малых предприятий может быть нисколько не ниже, а нередко и выше, чем крупных фирм; независимость действий, возможность быстро реализовать свои идеи, изобретения, достичь личного успеха, что особенно важно для людей с ярко выраженными индивидуальными чертами характера. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, система принятия управленческих решений значительно упрощена, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, а энергичному и инициативному предпринимателю - свободу действий; мобильность на рынке и в сфере высоких технологий, что способствует достижению высоких научно-технических результатов.[10 стр. 53]

РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Предпринимательство, или предпринимательская деятельность - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов.[11]

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

·отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

·пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

·нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

·сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

·неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

·отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя; нестабильность экономической ситуации в стране;

·недобросовестность крупного бизнеса;

·доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования;

·правовая неграмотность самих предпринимателей;

·отсутствие явного развития производства;

·высокая планка единого социального налога;

·недостаточность кадрового потенциала;

·длительное оформление документации, особенно на землю.[11]

А также проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты. Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Но нельзя сказать что, в России всё очень плохо, многие проблемы решаются, принимаются различные программы по поддержанию малого и среднего бизнеса. Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешнеэкономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции. Государственная поддержка и регулирование в современных условиях рассматривается как наиболее действенный способ преодоления неэффективности рынка практически во всех сферах экономической деятельности. Однако в одних сферах экономики государственного регулирования явно недостаточно, а в других оно является избыточным и наносит вред развитию предпринимательской деятельности.[11]

Сейчас предпринимательство не стоит на месте и вместе с ним развивается государственное регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса. Так, например, в 2010 году «Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее - МСП) включала в себя широкий спектр направлений и механизмов поддержки: впервые масштабирована программа содействия малому инновационному предпринимательству и поддержки модернизации производства компаний, кратно увеличен объем поддержки малым компаниям, заключившим договоры лизинга оборудования и осуществляющим поставки продукции на экспорт. В качестве еще одного приоритета в 2010 году выделено развитие малых предприятий, расположенных на территории Северокавказского федерального округа и монопрофильных городов, при этом сохранены наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие программы. Государственная финансовая программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включала в себя субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации. [11]

Средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ, установленный постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», составляет 70% (ранее - 50 процентов). Для 60 регионов уровень софинансирования составляет 80 процентов. В 2010 году на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, Федеральным законом от 2 декабря2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» было выделено 9,97 млрд. рублей. В марте2010 г. Правительством российской Федерации было принято решение о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере 5 млрд. рублей по следующим направлениям:

·на реализацию мероприятий по развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства монопрофильных муниципальных образований, в размере 2 млрд. рублей;

·На реализацию мероприятий по развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, в размере 2 млрд. рублей;

·На реализацию мероприятий по развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северокавказского федерального округа, в размере 1 млрд. рублей.[11]

Таким образом, за 2010 год общий размер средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства составил 17,82 млрд. рублей. Бюджетные ассигнования перечислены в регионы в полном объеме.[11]

По состоянию на 1 января 2011 г. выполнены следующие мероприятия: организованы образовательные курсы по основам предпринимательской деятельности для 11867 человек, предоставлено 2134 гранта начинающим предпринимателям, выдано 281 поручительство и 313 микрозаймов субъектам МСП. В целом финансовую поддержку получили 4241 субъект малого и среднего предпринимательства, создано 10612 рабочих мест. Наибольшее количество рабочих мест создано в следующих секторах экономики: обрабатывающие производства - 38%, бытовые услуги населению - 15%, добыча полезных ископаемых - 11%, оптовая и розничная торговля - 10%, строительство - 5 %.

Основной целью реализации программ является вовлечение в предпринимательскую деятельность максимально возможного круга лиц, поэтому на первом этапе реализации программных мероприятий 35 - 40% всех средств направляется на предоставление грантов начинающим предпринимателям. В целях стимулирования развития малых и средних предприятий-экспортеров Правительством Российской Федерации принято постановление «О дополнительных мерах государственной поддержки в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта», в соответствии с которым выделено дополнительно 2 млрд. рублей. Для вовлечения большего количества регионов в реализацию данных мероприятий установлен уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации и федерального бюджета в пропорциях 5/95 процентов соответственно.[12]

На 1 января2011 г. в результате реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства в СКФО создано более 3 тыс. новых рабочих мест и сохранено более 4 тыс. рабочих мест. Всего в рамках реализации данного мероприятия будет создано около 9,5 тыс. новых рабочих мест и сохранено более 13,8 тыс. рабочих мест. Достижение указанных результатов стало возможным, в том числе за счет значительного финансирования из федерального бюджета. На реализацию государственной программы поддержки МСП в Федеральном законе от 13 декабря2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» расходы на государственную поддержку МСП в 2012 - 2013 гг. определены в значительно меньших объемах:

·2012 год - 10 млрд. рублей (из которых 4 млрд. рублей - субсидии на государственную поддержку МСП, 6 млрд. рублей - капитальные расходы);

·2013 год - 5,8 млрд. рублей (из которых 4 млрд. рублей - субсидии на государственную поддержку МСП, 1,8 млрд. рублей - капитальные расходы).[12]

С целью сохранения высоких результатов по занятости населения Правительством Российской Федерации дано поручение по сохранению объемов финансирования программы развития малого и среднего предпринимательства в 2012 - 2013 годах на уровне 2011 года. Такой темп финансирования позволит сохранить показатели вновь созданных и сохраненных рабочих мест. В 2011 - 2014 гг. планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на совершенствование законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства, по следующим основным направлениям:

·обеспечение доступности государственного имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет региональных перечней целевого имущества в субъектах Российской Федерации, а также перечней имущества во всех муниципальных образованиях;

·обеспечение доступности свободного от прав третьих лиц федерального имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательств, в том числе за счет создания перечня федерального имущества, установления долгосрочных договоров аренды;

·упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры;

·формирование налоговой среды, благоприятной для развития малого и среднего предпринимательства и так далее.[13]

Таблица Прогнозируемые показатели реализации Программы поддержки малого и среднего предпринимательства за период 2011- 2014 годы

Прогнозируемые показатели2011201220132014Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства от совокупного количества экономически активного населения, %2525,52626,5Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового внутреннего продукта, % ВВП21,221,521,822,1Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения Российской Федерации(без учет индивидуальных предпринимателей), ед.11,312,313,314,3Доля налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему на основе патента, в совокупном объеме налогоплательщиков, находящихся на специальных режимах налогообложения, %5121518Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся правом приоритетного выкупа арендованного имущества, ед. нарастающим итогом300004000045000

Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого и среднего бизнеса.[13]

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТНЛЬСТВА В РФ

В развитых странах сектор МСП играет важную роль в социально-экономическом развитии и повышении уровня благосостояния населения, обеспечивает значительную долю валового внутреннего продукта и занятость населения. Но при этом субъекты МСП нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государственных и общественных структур, поскольку в массе своей не в состоянии реализовывать всю полноту управленческих функций. Особенно это касается ресурсного обеспечения на старте бизнеса и минимизации затрат на сервисные управленческие функции, такие как исследование рынка, поиск партнеров и заказов, информационное и правовое обеспечение и т.п.[14]

В силу того, что развитие малого и среднего предпринимательства имеет региональный (местный) аспект, программа поддержки предпринимательства должна осуществляться в первую очередь субъектом РФ. Для обеспечения устойчивого развития МСП рекомендуется формировать мероприятия по следующим направлениям:

. Совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства;

. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования;

. Обеспечение доступа к муниципальному имуществу;

. Содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;

. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого предпринимательства, развитие инвестиционной активности предпринимательства.[15 стр. 53]

В 2010 году основной акцент в программе сделан на поддержку инновационных малых компаний и поддержку компаний, осуществляющих модернизацию производства, при этом были сохранены наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие программы.[15 стр. 55]

Среди основных мер поддержки начинающих малых инновационных компаний можно выделить гранты малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях.[16]

Также предусмотрено предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в т.ч. прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т.п.[17]

В число приоритетов включена поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, так как именно такие компании производят конкурентоспособную продукцию. Сейчас поддержка малых компаний-экспортеров минимальна: за 5 лет программы получили поддержку 540 компаний. Поддержка будет оказана 10-15 регионам, представившим комплексные программы поддержки экспортно-ориентированных малых компаний.[17]

Следующий блок поддержки - это развитие лизинга малых и средних компаний и развитие специализированной инфраструктуры имущественной поддержки предприятий. Рынок лизинга в России очень мал - около 90 млрд. рублей, из которых только четверть - это лизинг оборудования. Направив на развитие лизинга 3 млрд. рублей, власти РФ действительно смогут существенно расширить предложение для малых компаний по данному направлению.[17]

В этот блок включены субсидии федерального бюджета на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства предоставляются на реализацию следующих мероприятий: субсидирование процентов и предоставление целевых грантов на уплату первого взноса в размере, не превышающем 1,0 млн. рублей.[17]

Еще одно направление - предоставление широкого доступа населения к обучению основам предпринимательства. Приоритет будет отдан краткосрочным курсам (до 100 часов). Такое обучение позволяет сориентироваться людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации: безработные, уволенные военнослужащие. Планируется увеличить число обучаемых в 2 раза до 50000 человек.[16]

Таким образом, государственная политика в отношении МСП может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставит. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.[14]


Долгосрочная целевая программа на 2011-2013 гг.

Среди регионов Сибирского федерального округа (далее - СФО) по итогам 2009 года по количеству малых предприятий (без учета микропредприятий) на 100 тыс. жителей Красноярский край (162,6) занял 2 место после Томской области (192,6), среди регионов России (160,4) - 23 место. В 2008 году - 25 место по России и 4 место в СФО. При этом по общему количеству малых предприятий (4,7 тыс. ед.) Красноярский край занимает 12 место в России и 1 место в СФО. В 2010 году по рейтингу количества малых предприятий в целом по России и СФО планируется сохранить позиции края, достигнутые в 2009 году.[13]

Учет индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого и (или) среднего предпринимательства (далее - индивидуальные предприниматели), органами государственной статистики осуществляется только с 2008 года, с даты вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ). Количество индивидуальных предпринимателей на начало 2010 года возросло на 8,5% по отношению к аналогичному периоду 2008 года и составило 77,9 тыс. человек.[13]

Средняя численность работников малых предприятий в 2009 году увеличилась почти на 8,3% к аналогичному периоду 2007 года и снизилась на 3,5% по отношению к 2008 году. Прогнозируется, что в 2010 году среднесписочная численность работников малых предприятий возрастет на 1,1% и достигнет 189,2 тыс. человек.[13]

Кроме того, происходят изменения доли средней численности работников на малых предприятиях: вырос удельный вес занятых на малых предприятиях в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (с 6,8% в 2007 году до 8,7% в 2009 году), в предоставлении коммунальных, социальных и прочих услуг населению (с 1,5% в 2007 году до 3% в 2009 году). При этом произошло сокращение числа занятых на предприятиях оптовой и розничной торговли, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и в строительстве.[13]

Одним из основных показателей, характеризующих ситуацию с малым предпринимательством в Красноярском крае, является изменение доли занятых на малых предприятиях к среднегодовой численности занятых в экономике. Ежегодный прирост данного показателя начиная с 2008 года составляет 1,8% (в 2008 - 16,1%, в 2009 - 16,4%, в 2010 - 16,7%).[13]

Оборот малых предприятий за 2009 год снизился на 5,1% по сравнению с 2008 годом и составил 145,7 млрд. рублей. Доля оборота малых предприятий в обороте всех организаций края в 2009 году составила 12,6%, что выше аналогичного периода прошлого года (11,4%). В 2010 году планируется дальнейший рост показателя "доля оборота малых предприятий в обороте всех организаций края".[13]

В 2009 году произошло снижение показателя - "оборот организаций малого предпринимательства на одного жителя края" - на 12,5%, однако в 2010 году прогнозируется рост данного показателя относительно 2009 года на 6,2%.[13]

За отчетный год субъектами малого предпринимательства края было привлечено 5,3 млрд. рублей инвестиций, основная доля которых направлена в строительство (76,7%).[13]

С 2009 года в крае действует 60 муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (в 2008 году - 37), на финансирование которых ежегодно закладываются средства как краевого, так и местных бюджетов. При этом доля расходов города Красноярска в общем объеме средств, направляемых на поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, составляет более 50%.[13]

Сохраняется существенное расслоение муниципальных образований края по уровню развития малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого и среднего предпринимательства тяготеют к развитым промышленным районам, транспортным узлам, заполняя таким образом имеющиеся ниши и имея стабильный спрос на свою продукцию (услуги). Именно поэтому 72,3% всех субъектов малого предпринимательства сосредоточено в Центральной ассоциации городов и районов края, из них в Красноярске - 93,5%. В Северной ассоциации - 8,71%, в Западной ассоциации - 7,55%, в Восточной - 8,42%, в Южной - 3,06%. Количество субъектов малого предпринимательства на 10 тысяч жителей в Центральной ассоциации составляет 191,2, в Северной - 55,0, в Западной - 39,6, в Восточной - 49,5, в Южной - 37,8.[13]

В 24 муниципальных образованиях края согласованы документы территориального планирования с учетом положений по предоставлению земельных участков для субъектов малого предпринимательства. В 39 муниципальных образованиях края утверждены перечни имущества, предназначенного для передачи в аренду на льготных условиях субъектам малого и (или) среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и (или) среднего предпринимательства.[13]

Нормативно-правовое регулирование поддержки и развития малого и среднего предпринимательства осуществляется общими нормами, установленными Федеральным законом N 209-ФЗ, а на территории края - Законом Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2528 "О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае". Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства также регулируется другими нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти края по различным вопросам хозяйственной, градостроительной, имущественной, экономической политики.[13]

Данная Программа разработана исходя из принципов ее преемственности с краевой целевой программой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае" на 2008 - 2010 годы, утвержденной Законом Красноярского края от 20.12.2007 N 4-1130, в рамках которой субъектам малого и (или) среднего предпринимательства предоставлялась финансовая, информационно-консультационная, методическая и образовательная поддержка, в том числе на муниципальном уровне.[13]

В соответствии с решениями Президента и Правительства Российской Федерации, а также планом действий по внедрению "Системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа" развитие субъектов малого и среднего предпринимательства является приоритетной государственной задачей. Программа должна обеспечить:

·систематизацию мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с точки зрения максимальной эффективности расходования бюджетных средств, обеспечение единого комплексного подхода к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства в крае со стороны органов государственной власти края, общественных организаций предпринимателей, объединений граждан, средств массовой информации, а также взаимодействие субъектов базовых отраслей промышленности и крупного бизнеса с субъектами малого и (или) среднего предпринимательства;

·определение приоритетов, правовых, организационных, информационных и финансовых инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с использованием средств краевого бюджета;

·создание системы стимулов для органов местного самоуправления, организацию мониторинга и контроля исполнения полномочий органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.[13]

В крае недостаточно развита инфраструктура поддержки и развития малого и (или) среднего предпринимательства, особенно производственная и инновационная. Сохраняется высокий уровень административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, затруднен доступ к финансово-кредитным и иным материальным ресурсам, ощущается дефицит квалифицированных кадров, очень остро стоит проблема реализации мер поддержки на муниципальном уровне.[13]

Разработка Программы обусловлена необходимостью решения в среднесрочной перспективе вышеперечисленных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в крае.[13]

Реализация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля позволит не только достичь целевых показателей, но создаст предпосылки для дальнейшего, более динамичного, развития этого сектора экономики.[13]

Кроме того, Программой предусматривается реализация мер, прямо или косвенно стимулирующих органы местного самоуправления внедрять на территориях различные формы поддержки малого и среднего предпринимательства.[13]

Основные цели, задачи, этапы и сроки выполнения Программы, целевые индикаторы и показатели.[13]

Целью Программы является создание благоприятных экономических и правовых условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства на территории края.[13]

Первоочередной задачей Программы является обеспечение функционирования целостной системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в крае как условия для дальнейшего роста количественных и качественных показателей субъектов малого и среднего предпринимательства.[13]

Программой предполагается применение как мер прямого воздействия на уровень предпринимательской активности, так и мер, направленных на формирование благоприятной для роста предпринимательской активности среды. Поэтому все мероприятия Программы условно разделены на четыре взаимодополняющих блока.[13]

Задача первого блока заключается в создании системы стимулов и контроля для муниципальных образований края по реализации действенных мер поддержки малого и среднего предпринимательства на местном уровне.[13]

Задачи второго блока:

·создание на территории края устойчивой, взаимосвязанной, многоуровневой системы инфраструктурной поддержки малого и (или) среднего предпринимательства;

·развитие системы микрофинансирования и предоставления поручительств;

·снижение стоимости информационных и консультационных услуг для субъектов малого и (или) среднего предпринимательства края.

·Задачи третьего блока:

·выравнивание территориальных диспропорций в размещении информационных ресурсов;

·повышение уровня предпринимательской грамотности;

·информирование жителей региона о действующих мерах поддержки малого и (или) среднего предпринимательства и условиях ее предоставления.

·Задачами четвертого блока являются:

·поддержка субъектов малого и (или) среднего, в том числе молодежного предпринимательства, в приоритетных для края областях, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;

·поддержка субъектов инновационного предпринимательства;

·модернизация промышленного производства, развитие перерабатывающих отраслей.[13]

Решение поставленных задач направлено, с одной стороны, на формирование условий для совершенствования внешней среды развития малого и среднего предпринимательства в крае, с другой - на повышение экономической устойчивости и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории края. Обязательным условием при этом является комплексный подход к решению поставленных задач с учетом отраслевых и территориальных особенностей, которые должны быть отражены в отраслевых и муниципальных программах.[13]

Одним из основных требований, предъявляемых к муниципальным программам поддержки малого и среднего предпринимательства, является преемственность предусмотренных Программой мероприятий и их логическое развитие с учетом территориальных особенностей, а также четкое разграничение функций.[13]

Срок реализации Программы: 2011 - 2013 годы.

Целевые индикаторы и показатели результативности Программы:

в 2013 году по сравнению с 2009 годом планируется:

·повышение доли занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых в экономике края до 17,7 процента;

·рост количества малых и средних предприятий на 1000 человек населения края с 11,0 единицы до 12,7 единицы;

·увеличение оборота малых и средних предприятий на одного жителя края на 15,0 процента;

·повышение объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий с 7913,6 млн. рублей до 10180,1 млн. рублей. [18]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малое и среднее предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого и среднего предпринимательства представляет собой стратегическую задачу экономической политики.

Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней.

Важным фактором формирования рынка является развитие малого предпринимательства. История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства.

Анализируя развитие малого и среднего бизнеса в Красноярском крае, можно сделать вывод о том, что в нашем государстве правительством сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке малого бизнеса, и специальные фонды, созданные государством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агеев А.И. Предпринимательство :проблемы собственности и культуры А.И. Агеев.-М.: 2006 - 306 с.

2.Алейников А.Н. Предпринимательская деятельность: Учебно-практическое пособие.- М.: Новое знание, 2003.-304с.

.Антилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике / Актуальные проблемы современной науки, №6, 2006.

.Анисимова Т. Буев В. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей /Анисимова Т. Буев В. // вопросы экономики.-2008.- №11.

.Артемьев Ю.К. Аргументы и факты.- 2008.-№14

.Блинов А.О., Шапкин И.П. Малое предпринимательство: теория и практика: Учебник.- М.: Дашков и К, 2003.-356с.

.Гражданский кодекс РФ: части первая и вторя :официальный текст по состоянию на 1 ноября 2000 г.-М.:НОРМА-ИНФРА.- 2000.-372 С.

.Иоффе А. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики /Иоффе А. // бизнес для всех.-2008.-№10

.Круглов Н.Ю. Хозяйственное право / Круглов Н.Ю.: учебное пособие .-М.:КНОРУС, 2009- 912 с.

.Москаленко А. Игра по маленькой / Москаленко А.// профиль .-2010.-№17

.Шпатов А. Зарубежный опыт стимулирования инновационной активности предпринимателей // Вопросы экономических наук.-2009.-№2.

.Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. №308 «о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 года»

.Федеральный закон от 13 декабря 2010 года №357 «о федеральном бюджете на 2011год на плановый период 2012 и 2013 года».

.Федеральный закон РФ « о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 г. №209.

Похожие работы на - Малое и среднее предпринимательство: сущность, проблемы, государственное регулирование

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!