Формы и специфика поддержки малого и среднего предпринимательства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,54 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы и специфика поддержки малого и среднего предпринимательства

Введение

Малое и среднее предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической стабильности, динамичного общественного развития, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг, эффективной инновационной политики и формирования среднего класса.

Однако, сохраняются острые проблемы, сдерживающие создание и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно: недостаточный уровень профессиональной подготовки многих предпринимателей, отсутствие достаточного стартового капитала, сложности с поиском помещений, их арендой и выкупом, организацией сбыта продукции и услуг, недобросовестная конкуренция.

Поддержка малого и среднего предпринимательства: региональный аспект

Отрицательное влияние на развитие малого и среднего бизнеса оказывает низкая активность и платежеспособность населения. Из этого следует, что необходима государственная поддержка малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направление на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В малом и среднем предпринимательстве занято значительное количество людей, которые воспринимают развитие собственного дела как часть социального и экономического успеха страны в общем и региона в частности.

Динамичное развитие России невозможно без формирования развитого сектора малого и среднего предпринимательства.

Данная проблема стала предметом обсуждения на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 27 марта 2008 года. В сфере развития малого и среднего предпринимательства в последнее время принят ряд нормативных правовых актов, в том числе Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». На федеральном и региональном уровнях формируется комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В результате реализации органами государственной власти области мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, малое и среднее предпринимательство области в настоящее время представляет эффективно развивающийся сектор экономики, во многом обеспечивающий успешное решение социально-политических и финансово-экономических задач.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, в настоящее время количество субъектов малого предпринимательства превысило 45000 единиц, в том числе зарегистрировано более 40000 индивидуальных предпринимателей и более 1100 крестьянских (фермерских) хозяйств. В сфере малого предпринимательства области работает свыше 160 тысяч человек, что составляет более 25% работающего населения области.

Все это свидетельствует о том, что в Вологодской области создана определенная база для развития малого и среднего предпринимательства. В Вологодской области принята долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009-2012 годы».

Основные задачи данной программы являются:

обеспечение благоприятных условий для дальнейшего динамичного устойчивого развития малого и среднего предпринимательства через:

совершенствование правового регулирования оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

улучшение инвестиционного климата, повышение деловой активности, расширение экспортных возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства;

внедрение принципа "одного окна" в работу органов исполнительной государственной власти области с субъектами малого и среднего предпринимательства;

усиление рыночных позиций малого и среднего предпринимательства области через: Имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

внедрение новых форм финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;

удовлетворение потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в комплексных консультационных услугах путем развития и совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в получении профессиональных знаний и навыков;

Меры, предусмотренные областной программой развития малого и среднего предпринимательства, - это совершенствование работы областного «Бизнес-Инкубатора», который сейчас объединяет 33 субъекта малого бизнеса. Ими создано 356 рабочих мест привлечено более 17 миллионов рублей инвестиций. Это снижение до 5 % ставки по налогу, взимаемому по упрощённой системе налогообложения, что позволило субъектом малого бизнеса сэкономить оборотные средства в объёме 20 млн. рублей. Это сохранение налоговой нагрузки по единому налогу на вменённый доход на уровне 2008 года. Это льготные тарифы для малых предприятий за технологическое присоединение к электрическим сетям. Это снижение на 30 % ставки арендной платы за пользование имуществом, находящимся в областной собственности, а также льготные условия приватизации нежилых помещений. Кроме того действительной мерой является предоставление малому бизнесу грантов на развитие дела и субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам. В 2009 году Советом по развитию малого и среднего предпринимательства рассмотрено 597 заявок на получение грантов, из которых 158 получили положительный ответ, а также одобрено 175 заявок на получение субсидий.

Франчайзинг в предпринимательской деятельности

Франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную систему его ведения. В РФ франчайзинг начал появляться только в 1990-е гг. В настоящее время франчайзинг охватил такие сферы, как розничная торговля (56% от общего числа франшиз), общественное питание (19%), услуги (21%), производство и строительство (1%). По данной системе работают такие предприятия, как INCANTO, Majorica, ЦентрОбувь, BORN, Планета Суши, Gulliver и многие другие.

Франчайзинг обладает рядом преимуществ, отличающих его от других способов ведения предпринимательской деятельности. Покупая франшизу, франчайзи приобретает право использовать проверенную бизнес-систему. Используя чужой товарный знак, франчайзи получает возможность удачного выхода на рынок, при этом обладая экономической и юридической самостоятельностью, он в дальнейшем может открыть собственное дело. Одним из условий соглашения является то, что франчайзер обязан предоставлять продукцию франчайзи, а последний обязан оплатить ее. Таким образом, франчайзи гарантируется система поставок и получение продукции по минимальной цене, а франчайзер получает гарантированный стабильный объем продаж. У франчайзи снижаются предпринимательские риски, и он имеет возможность с минимальными затратами участвовать в рекламных мероприятиях франчайзера. Франчайзи проходит обучение на предприятии франчайзера, что позволяет участвовать в данных отношениях молодым предпринимателям без соответствующего опыта. Обучение, как правило, включает в себя обучение маркетингу, технологии производства товара либо предоставления услуг, ремонту товара, общему порядку осуществления предпринимательской деятельности (бухгалтерский учет, учет продаж в кредит, кадровый учет, налоговый учет, инвентаризация и другое). Франчайзер освобождается от дополнительных расходов на содержание магазинов под своим брендом. Также он получает дополнительный доход от продажи франшизы, специальных услуг, специального оборудования франчайзи, а последний ежемесячно уплачивает роялти.

Франчайзинг имеет некоторые недостатки. Для франчайзи они заключаются в следующем: контроль со стороны франчайзера, ежемесячная выплата роялти, соблюдение специальных правил и ограничений, установленных соглашением. Так соглашение может предусматривать необходимость утверждения (одобрения) участка размещения точек. Также франчайзеры могут давать указания относительно дизайна предприятия и требовать его периодического обновления или сезонных изменений. Франчайзи обязан обеспечивать соответствие качества производимых товаров, услуг, работ качеству аналогичных товаров, работ, услуг, производимых непосредственно франчайзером. Для этого последний составляет специальные инструкции, в которых может указать сорт, вид, класс, серию, выпуск и другие показатели товаров, необходимых к использованию. Франчайзер может установить ограничения на продаваемые товары и услуги, предлагаемые на продажу.

Договор может содержать указания на соблюдение определенного метода работы. Требования могут касаться использования определенной униформы персонала, формы рекламных объявлений, ведения определенной документации, режима работы, способа осуществления производства и другие. Франчайзер может ограничить ведение предпринимательской деятельности на определенной территории. Договор может предусматривать график развития франчайзинговой сети на территории, переданной франчайзи. В графике указывается, какое количество предприятий и в какой срок должно быть открыто на данной территории. Франчайзер рискует несвоевременным получением роялти, возможностью распространения коммерческой тайны. В случае недобросовестного отношения к работе франчайзи может быть нанесен урон деловой репутации франчайзера. Еще одним недостатком является сложность выхода из договора.

В целом, для франчайзера это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему. Франчайзи получает возможность открыть свое собственное дело на базе проверенной бизнес-модели. Развитие данных отношений выгодно и для государства, так как эффективное ведение предпринимательской деятельности приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет. Также франчайзинг выступает одним из способов поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ.

Существуют определенные проблемы в регулировании данных отношений, в частности, это отсутствие специального закона о франчайзинге в РФ. На основе фактического использования данных отношений в стране была разработана глава 54 ГК РФ «Коммерческая концессия», в которой не упоминается термин «франчайзинг», но фактически законодатель ставит знак равенства между данными понятиями. Однако, предусмотренное в ГК РФ определение договора коммерческой концессии уже, чем договор франчайзинга, по которому франчайзер передает франчайзи комплекс прав на объекты интеллектуальной собственности; право на использование охраняемой коммерческой информации, а также оказывает постоянную всестороннюю помощь, в том числе организационную и техническую, в ведении предпринимательской деятельности. На практике заключение договора коммерческой концессии вызывает ряд трудностей, многие из которых связаны с двойной регистрацией договора. Во-первых, данный договор подлежит регистрации в территориальном органе ФНС России, осуществившем регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. Также если используется объект, охраняемый в соответствии с патентным законодательством (например, товарный знак, патент на изобретение и т. п.), договор регистрируется в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

В целом, положения главы 54 ГК РФ регулируют основные вопросы франчайзинга, но в РФ складывается практика, по которой происходит отказ от применения единого договора и замена его рядом других договоров (индивидуально разработанных для конкретной франшизной системы). Например, сеть магазинов "Красный куб" фактически осуществляет франчайзинг, но при этом заключает несколько самостоятельных договоров: договор комиссии, договор займа, лицензионный договор и договор продажи оборудования (может быть заменен на договор лизинга). Это обусловлено отсутствием законодательного регулирования договора франчайзинга, и отказом большинства российских предпринимателей отождествлять договор франчайзинга и договор коммерческой концессии.

Таким образом, для более эффективного развития франчайзинга в РФ необходимо принять специальный закон о франчайзинге и внести изменения в ГК РФ.

Заключение

Выделенные проблемы в развитии малого бизнеса, которые требуют решений на федеральном уровне. Во-первых, необходимо изменить долю софинансирования при реализации федеральных программ. Во-вторых, необходимо продлить, как минимум на год, срок действия Федерального закона, предоставляющего преимущественное право выкупа арендуемых помещений субъектам малого и среднего предпринимательства. В-третьих, есть ещё одна проблема, связанная с несогласованностью законодательства в части предоставления субсидий субъектам малого и среднего бизнеса. Дело в том, что ФЗ «О защите конкуренции» приравнивает субсидию преференции. В этой связи возникает необходимость согласования выдачи субсидий с антимонопольным органом. Хотя решение о предоставлении предпринимателям субсидии выносит Экспертный Совет с соблюдением всех необходимых конкурсных процедур, в его состав входят депутаты, представители бизнеса и общественных организаций. А результаты, условия работы Совета и порядок выделения средств размещаются в СМИ. Следовательно, распределение бюджетных средств абсолютно прозрачно. Поэтому необходимо совершенствование федерального законодательства, направленное на оперативное содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Список литературы

малое среднее предпринимательство

1.Постановление Главы г. Вологды от 13.03.2009 г. № 1244 «Об утверждении Программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Вологда» на 2009-2011 годы».

2.Гражданское право. Учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2010.

.Еременко В.И. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции в зарубежных странах. М., 2007.

.Дементьев В.Н. О некоторых вопросах защиты интеллектуальной собственности в рамках законодательства о конкуренции // Международная конференция «10 лет антимонопольным органам Российской Федерации. Итоги и перспективы». М., 2009.

.Еременко В.И. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции в зарубежных странах. М, 2007.

.Еременко В.И. Особенности пресечения недобросовестной конкуренции в Российской Федерации // Адвокат. 2009. № 7.

.Паращук С.А. Гражданско-правовая ответственность за недобросовестную конкуренцию по законодательству России // Право и экономика. - 2005. - № 17-18.

.Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 30 (ч.II). - Ст. 3127.

.Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 № 563 «Об утверждении положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 38.

.Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 № 564 «Об утверждении положения оформления и подачи заявок на создание особой экономической зоны» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 38.

Похожие работы на - Формы и специфика поддержки малого и среднего предпринимательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!