Характеристики, определяющие структуру рынка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    362,71 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристики, определяющие структуру рынка

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА ФАКТОРЫ.1 Понятие и сущность рынка и рыночной системы.2 Типы рыночных структур.3 Особенности различных видов рыночных структур

ГЛАВА II. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ РЫНКА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ.1 Особенности антимонопольного регулирования в России.2 Анализ рынка топливно-энергетических ресурсов.3 Анализ конкуренции на рынке топливно-энергетических ресурсов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Из всех известных истории способов регулирования производства общества только рыночный механизм оказался работоспособным.

Именно на рынке взаимодействуют фирмы, а параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для исследователей. Чтобы прогнозировать поведение хозяйствующих субъектов, необходимо четко представлять какие факторы могут оказывать на них свое влияние. Фирма на рынке существует не в безвоздушном пространстве, она постоянно сталкивается с конкуренцией.

Определение структуры рынка является весьма актуальным для многих субъектов рынка. Государственные органы власти изучают рыночную структуру при оценке степени монополизации рынка с целью выявления нарушений и применения мер антимонопольной политики, в частности антимонопольного законодательства.

Входящим на рынок предприятиям знание состояния рынка необходимо для выявления сильных и слабых конкурентов, а также для определения необходимых объемов производства с целью завоевания определенных позиций на рынке.

Целью данной курсовой работы является исследование факторов и характеристик определяющих структуру рынка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.        Изучить теоретические особенности рынка, его сущность, структуру и факторы;

.        Провести анализ структуры рынка в России;

.        Исследовать основные результаты антимонопольного контроля и поддержания условий для конкуренции на рынках Российской Федерации.

 

ГЛАВА I. РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ РЫНКА

 

I.1 Понятие и сущность рынка и рыночной системы


Рынок представляет собой организованную структуру, в которую входят продавцы и покупатели, производители товаров (услуг) и их потребители. Их взаимодействие приводит к установлению рыночных цен. Структура рынка - это его наиболее существенные черты, к которым относятся: количество фирм и их размеры, степень отличия или сходства товаров, легкость входа на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации.

Рынок является формой реализации товарного производства. В современной экономической литературе встречается множество определений рынка, однако все они сводятся к тому, что рынок - это способ взаимодействия продавцов и покупателей:

·        рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

·        рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

·        рынок - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношения спроса и предложения;

·        рынок - это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом.

Основными принципами функционирования рыночной системы являются:

·        свобода экономической, хозяйственной деятельности;

·        многообразие форм собственности;

·        примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);

·        рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;

·        договорные отношения;

·        конкуренция;

·        открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность).

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, т.е. сделок купли-продажи: физические лица - покупатели, продавцы, предприниматели; юридические лица - предприятия, объединения, организации, ассоциации, фирмы, государство и т.д.

С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности, коллективной (групповой) собственности и частной собственности.

Объекты рынка - это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи: материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства, технические новшества и идеи.

I.2 Типы рыночных структур


Способность оказывать влияние на формировании и уровень цен зависит от структуры рынка. Структура рынка существует в 4 видах: - совершенной конкуренции. При этом виде существует большое количество мелких фирм с однородной продукцией. Вхождение и выход из отрасли не затруднено, имеется равный доступ к любой информации. Цена устанавливается рынком и роль организации в ее формировании мала. Конкурентная структура рынка наиболее развита, так как поддерживается государством. Существует в нескольких формах: функциональной конкуренции, видовой и предметной конкуренции. - монополии. Существует одна фирма, производящая уникальную продукцию. Доступ к информации частично ограничен, вход на рынок других организаций практически не возможен. При такой структуре организация сама устанавливает цены, которые выше чем могла бы быть при совершенной конкуренции.

Государство стремится проводить антимонопольную политику, создать конкуренцию в реализации товаров и осуществлении услуг.

Монополии существуют в следующих формах: закрытой, открытой и естественной. Первая защищена юридическими запретами на конкуренцию. Вторая специальной защиты не имеет. При третьей долгосрочные средние издержки фирмы являются минимальными, если она обслуживает весь рынок. - монополистической конкуренции. Такая структура рынка существует в виде множества небольших фирм. Продукция является неоднородной.

Вхождение и выход из отрасли не затруднены, а доступ к информации частично ограничен - олигополии. Свою деятельность осуществляет небольшое количество крупных фирм с однородной или неоднородной продукцией. Могут возникать затруднения при выходе фирмы из отрасли, доступ к информации частично ограничен. Обычно, такая структура рынка у технически сложный отраслей промышленности. Например, металлургии, автомобилестроении, самолетостроении, химии, электроники. Количество фирм такой структуры, осуществляющих деятельность на рынке, немногочисленно и они выпускают большую часть продукции. Существенная экономия на затратах обеспечивается за счет крупного размера фирмы, которая имеет значительное преимущество над более мелкими фирмами. Конкуренция в таких отраслях практически не возможна из-за больших затрат на оборудование и ограниченности емкости рынка.

Реальные рыночные условия более сложны и менее предсказуемы, нередко мы сталкиваемся с сочетанием характерных особенностей двух или трех ситуаций, однако выделение «идеальных типов» позволяет с определенной долей условности характеризовать планируемую сферу деятельности и определить наши конкурентные преимущества (сильные стороны) и возможные слабые стороны.

Монополия - это рынок одного продавца. Выделяют также понятие монопсонии.

Монопсония - это рынок одного покупателя. Производитель-монополист и покупатель-олигопсонист обладают значительными возможностями влияния на цены.

Монопольная власть - это возможность фирмы влиять на цену. В этом случае обычно говорят, что фирма обладает неценовыми преимуществами. Выделяют понятие естественной монополии. Естественная монополия - ситуация, когда для общества выгоднее иметь одну компанию, контролирующую определенную сферу, нежели несколько компаний.

Отсутствие конкуренции позволяет монополии устанавливать определенный контроль над ценой и качеством поставляемой продукции. В связи с этим особую значимость приобретает общественный контроль за деятельностью монополии. Возможность для контроля и наложения санкций определяет антимонопольное законодательство.

Степень монополизированности рынка олигополии достаточно наглядно демонстрирует показатель индекса Герфиндаля (иногда в переводной литературе индекс Херфиндаля). Для расчета показателя необходимо определить количество фирм в отрасли и рыночные доли каждой фирмы. Значение индекса представляет собой сумму квадратов рыночных долей всех фирм в отрасли:

H = Σ Sn2 (1)

где Sn - рыночная доля n-ой фирмы.

Выделим характерные черты олигополии:

• ограниченное число фирм;

• каждая фирма обладает значительной долей рынка;

• фирмы, как правило, обладают поддержкой государства;

• фирмы обладают неценовыми преимуществами;

• доступ в сферу деятельности ологополистов для других фирм крайне затруднен.

Ценообразование на рынке олигополии зависит от распределения рыночных долей фирм. В ситуации, когда одна фирмаолигополист контролирует значительную часть рынка (например, ее рыночная доля составляет 75%), она получает возможность определять цены в отрасли, а остальные фирмы будут ориентироваться на ценовую политику фирмы-лидера.

Такой метод ценообразования получил название лидерства в ценах. Рынок имеет собственную инфраструктуру. Под инфраструктурой рынка понимается совокупность государственных и коммерческих предприятий и учреждений, которые обеспечивают функционирование рыночных отношений. Существует инфраструктура рынка труда, товарного и финансового рынка. В зависимости от общественного разделения труда рынок бывает местным, национальным и международным. По виду конкуренции совершенной и несовершенной. Существует и много других классификаций. Основные элементы рыночной инфраструктуры - торговая сеть, таможенная и налоговая системы, банки и биржи. Функционирование рынка не может осуществляться без рекламы, консультативных и информаторских служб, учреждений ревизий и контроля. Рыночная инфраструктура ведет к облегчению осуществления товарообменных операций, юридическому и экономическому контролю над ними, повышению их оперативности и эффективности, предоставлению информационного обеспечения. В зависимости от типа и вида рынка и существует конкретная конфигурация инфраструктуры.

I.3 Особенности различных видов рыночных структур


Рассмотрим теперь, от чего зависит преобладание той или иной структуры на рынке, почему одни отрасли характеризуются высокой конкуренцией, а в других она практически отсутствует, какое число фирм можно считать оптимальным для отрасли и почему.

. Вертикальная интеграция

Вертикальная интеграция означает соединение в рамках одной фирмы последовательных стадий производства товара. Например, вертикально-интегрированной является автомобильная фирма - собственник сталелитейного завода или нефтеперерабатывающее предприятие, владеющее сетью бензоколонок.

. Диверсификация производства

Диверсификация производства представляет собой выпуск в рамках одной фирмы разного рода продукции, связанной технологически. Например, выпуск легковых, грузовых автомобилей и автобусов, осуществляемый одной компанией. Диверсификация способствует укреплению позиций данной фирмы на всех рынках и используется как метод проникновения на новые рынки. Снижая риск банкротства, диверсификация ведет к тому, что временные трудности на одном из рынков могут компенсироваться устойчивыми доходами от деятельности на других рынках.

3. Дифференциация товара

Дифференциация может оказаться и новым методом конкурентной борьбы, поскольку различия между товарными марками зачастую являются скорее иллюзорными, ограничиваются внешним видом, а не реальными преимуществами высокого качества или принципиально иного назначения товара. Поэтому можно говорить о двойственном влиянии продуктовой дифференциации на структуру рынка.

4. Эластичность и темпы роста спроса

При росте спроса происходит изменение соотношения размера рынка и величины минимально эффективного выпуска отрасли. Это увеличивает число эффективных фирм на рынке, что в свою очередь ведет к ослаблению рыночной власти отдельной фирмы.

. Иностранная конкуренция

Наличие дополнительных конкурентов на рынке (в том числе и иностранных) сокращает рыночную власть отдельной фирмы, увеличивая степень конкуренции на рынке.

. Расходы на рекламу

Рост расходов на рекламу может, с одной стороны, увеличивать минимально эффективный выпуск отрасли, так как, при наличии рекламы, увеличиваются расходы, необходимые для входа на рынок и организации безубыточного производства. С другой стороны, реклама, постоянно воздействуя на потребителя, способствует созданию имиджа фирмы. И то и другое укрепляет позиции отдельной фирмы на рынке. Поэтому расходы на рекламу играют роль инструмента увеличения рыночной власти фирмы и снижения ценовой конкуренции.

Показателем рыночной власти компании, который характеризует относительное превышение цены товара над предельными издержками его производства, является Индекс Лернера (L).

Он рассчитывается по формуле:

 (2) (3)

где 1-L - повышательный фактор (наценка), который измеряет разницу между ценой и предельным продуктом.

Индекс Лернера показывает степень монополизации отрасли.

Индекс показывает, что с ростом монополизации отраслевого рынка происходит разрыв между ценой товара и предельными издержками. В условиях совершенной конкуренции индекс Лернера равен нулю.

Основной количественной характеристикой структуры рынка является концентрация - степень преобладания одного или нескольких независимых хозяйствующих субъектов (товаропроизводителей) в системе производства взаимозаменяемых товаров, поставляемых на один географический товарный рынок. Показатели концентрации отражают, в частности, соотношение числа фирм и распределения рыночных долей.

Индекс концентрации рынка (CR) измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке, т.е. как отношение объема реализации стандартных товаров или услуг предприятиями, обладающими наибольшим объемом активов, к общему объему их продаж за определенный промежуток времени.

,  (4)

где i=1,2:..k

где Yi - размер фирмы (например рыночная доля);- количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Для оценки степени монополизированности отраслевого рынка используют Индекс Херфиндаля -Хиршмана.

 (5)

где S1, S2 - выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объема продаж компании к объему всех продаж отрасли.

Высший показатель концентрации (при наличии полной монополии одной фирмы) - 10 000. Безопасным (с точки зрения отсутствия монополизации) рынок считается при показателе 1000.

Коэффициент Херфиндаля - Хиршмана показывает, какое место на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями рынка. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля - Хиршмана выделяются три типа рынка:тип - высококонцентрированные рынки: при 70% < CR-3 < 100%; 2000 < HHI < 10000;тип - умеренноконцентрированные рынки: при 45% < CR-3 < 70%; 1000 < HHI < 2000;тип - низкоконцентрированные рынки: при CR-3 < 45%; HHI< 1000.

Показателем концентрации фирмы на отраслевых рынках, который характеризует абсолютную степень стихийности компаний в принятии важнейших решений по ценам и объемам продаж, является показатель абсолютной энтропии.

,  (6)

где i=1,2:..n.

Показателем концентрации фирмы на отраслевых рынках, который характеризует относительную степень стихийности компании в принятии важнейших решений по ценам и объемам продаж товаров и услуг на данном рынке по сравнению с условиями свободной конкуренции, является показатель относительной энтропии.

 (7)

Индекс Ротшильда - измеряет эластичность спроса на продукт отрасли относительно эластичности спроса на продукт фирмы. С его помощью определяется чувствительность цены продуктовой группы, как целого относительно объема спроса единичной фирмы при изменении ее цены. Он определяется следующим образом:

(8)

где R, - эластичность спроса на все продукты рынка;

Е - эластичность спроса на продукт индивидуальной фирмы. Индекс Ротшильда имеет показатели от 1 до 0. Когда отрасль состоит из большого числа фирм, каждая из которых производит одинаковый продукт, индекс Ротшильда будет стремиться к нулю.

Основными характеристиками структуры рынка являются барьеры входа на рынок и выхода из него.

Барьеры входа на рынок - это факторы субъективного или объективного характера, из-за которых новым компаниям трудно начать свое дело в определенной отрасли.

Благодаря барьерам, уже действующие компании могут не опасаться конкуренции. К подобным результатам приводят барьеры выхода из определенной отрасли.

Барьеры входа на рынок носят структурный характер, обусловленный особенностями определенной отрасли. Сужение географических границ конкурентного рынка имеет особенно важное значение вследствие роста транспортных издержек.

Особое место занимают барьеры, вызванные действиями органов власти.

Барьеры выхода с рынка связаны со структурными характеристиками конкретного вида деятельности фирмы, а именно: замкнутость и связанность технологических цепочек, возможность диверсификации производства, ликвидность активов.

Выделяют следующие типы отраслевых рынков по уровню барьеров входа на рынок:

. Отраслевые рынки со свободным входом. Действующие на этих рынках фирмы не обладают никакими преимуществами и цена на них устанавливается на уровне предельных издержек.

. Барьеры входа на отраслевой рынок с краткосрочным периодом. Действующие на рынке фирмы могут получать прибыль в краткосрочном периоде. Однако в долгосрочном периоде преимущества исчезают.

. Отраслевые рынки с замедленным входом. На этих рынках старые фирмы длительное время сохраняют преимущества, особенно в ценовой политике. Они и в долгосрочном периоде будут иметь положительную прибыль.

. Блокированный вход на отраслевые рынки. Новые фирмы не могут попасть на отраслевой рынок, так как их вход полностью блокирован как в долгосрочном так и в краткосрочном периоде.

Благодаря преимуществу крупных компаний, положительная отдача от масштаба создает объективные барьеры входа для потенциальных конкурентов в издержках. Показателем, который характеризует барьеры входа на рынок, служит минимально эффективный выпуск (МЭВ, MES).

МЭВ - объем производства, при котором заканчивается стадия экономии от масштаба и начинается стадия постоянной отдачи.

Рис.1. Минимально эффективный выпуск

В долгосрочном периоде все издержки считаются переменными. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства:

. Положительный эффект или увеличение эффекта от масштаба производства: среднесрочные и долгосрочные издержки убывают, и предприятию следует наращивать свои производственные мощности. Это позволит снизить издержки на единицу продукции. Это связано с:

·        Специализацией труда работников.

·        Повышением эффективности управленческого труда.

·        Применением технологий и технических средств повышения производительности труда.

·        Возможностью производства побочных продуктов из отходов.

. Постоянный эффект от масштаба производства. При повышении объема производства, издержки на единицу продукции не меняются.

. Среднесрочные издержки на единицу продукции повышаются. Здесь имеет место убывающий или отрицательный эффект от масштабов производства. При повышении объема производства, средние издержки возрастают. Это связано с:

·        Трудностями управления крупным предприятием.

·        Столкновением противоречивых интересов в структуре подразделений предприятия.

·        Снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде.

Отрицательный эффект масштаба производства обусловлен снижением экономической эффективности при увеличении масштаба, объема деятельности, возникающее в условиях, когда долговременные средние издержки возрастают по мере увеличения объема выпускаемой продукции сверх некоторого предела.

Рост управленческих расходов является основной причиной возникновения отрицательного эффекта масштаба. В основном он связан с появлением новых структур по управлению производством, реализации произведенного продукта и контролю.

В небольшой компании все важнейшие вопросы, которые касаются непосредственно функционирования предприятия может принимать одни главный администратор.

В крупной компании создается разрастание иерархического аппарата, это создает трудности в координации решений, обмена информацией и бюрократической волокиты. Решения принимаются с опозданием в результате чего снижается эффективность работы и наблюдается рост издержек производства. Таким образом рост количества всех ресурсов не приводит к пропорциональному росту отдачи.

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ РЫНКА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

рынок антимонопольный конкурентный регулирование

II.1 Особенности антимонопольного регулирования в России


Масштабные поправки антимонопольного законодательства длятся уже несколько лет, ряд нововведений ожидается и в 2015 году. Планируется, что существенные изменения в сфере защиты конкуренции будут внесены так называемым четвертым антимонопольным пакетом, положения которого активно обсуждаются сегодня на самых разных площадках.

Кроме того, на деятельность ФАС России и ее взаимодействие с представителями бизнеса напрямую влияют новая судебная и правоприменительная практика.

Совершенствование нормативно-правовой базы биржевой торговли нефтепродуктами позволило, в частности, установить минимальный объем их реализации на биржевых торгах, в ходе которых заключаются сделки по реализации нефтепродуктов, произведенных доминирующими на соответствующем рынке хозяйствующими субъектами. Кроме того, была обеспечена анонимность таких торгов и определены требования к ним, что, позволит сформировать на торгах справедливую цену нефтепродуктов.

Утверждение Федерального закона от 23.06.2014 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации ― О товарных биржах и биржевой торговле и отдельные законодательные акты Российской Федерации» создало условия для формирования репрезентативных ценовых индикаторов по внебиржевым сделкам, регистрирующимся на биржах. Закон вводит административную ответственность за уклонение от обязанности регистрировать внебиржевые сделки на товарной бирже. До вступления данного закона в силу административная ответственность за непредставление указанной информации отсутствовала. Внедрение и развитие практики разработки нефтяными компаниями «модельных политик» повысило информационную прозрачность отрасли, обеспечило публичность и доступность информации о порядке ценообразования и условиях реализации моторного топлива для всех участников рынка.

ФАС России во исполнение поручения Президента Российской Федерации (от 27 апреля 2012 г. № Пр-1092) доработал методику и сформировал рейтинг субъектов Российской Федерации по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды (далее - Рейтинг).

Показатель интенсивности конкуренции определяет степень соперничества между конкурирующими на рынке хозяйствующими субъектами и делает акцент на состоянии рынка как такового, а показатель состояния конкурентной среды в большей степени характеризует состояние институциональной инфраструктуры и различного рода барьеры (административные, экономические, социальные, инфраструктурные).

Факторы, вносящие неопределенность в построение рейтинга субъектов Российской Федерации: отсутствие общепринятых и доступных показателей, характеризующих интенсивность конкуренции и состояние конкурентной среды; трудности совмещения отраслевого и рыночного подхода, неоднозначность в оценке численных значений показателей, характеризующих состояние конкуренции в масштабах административных границ субъекта Российской Федерации, неопределенность в степени внедрении и реализации регионального Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Основные этапы формирования итогового рейтинга: сбор и предварительная обработка исходных данных, построение вспомогательных рангов и шкалирование; суммирование вспомогательных рангов и использованием весовых коэффициентов; построение итогового рейтинга.

Расчет рейтинга основан на построении ряда вспомогательных рейтингов (рангов), сгруппированных по следующим системам показателей:

. Группа показателей «Макроэкономические показатели, характеризующие состояние конкурентной среды в регионах Российской Федерации». Принималось во внимание, что относительно большее число хозяйствующих субъектов и лучшая динамика появления на рынке новых хозяйствующих субъектов косвенным образом свидетельствуют о более лучшем состоянии конкурентной среды в регионе.

Вспомогательные ранги формировались по показателям:

·        Количество хозяйствующих субъектов (нормировалось на численность населения);

·        Количество вновь образованных хозяйствующих субъектов за предыдущий календарный год (нормировалось на численность населения, показатель введен с 2015 года);

·        Прирост (уменьшение) общего числа хозяйствующих субъектов за предыдущий год, % (показатель введен с 2015 года);

По сравнению с 2014 годом исключены из расчета показатели, учитывающие миграцию населения и величину валового регионального продукта. Кроме того, по сравнению с предыдущим периодом использовались данные не Росстата, а ФНС России.

. Для оценки состояния законности в сфере защиты конкуренции использовались показатели «Количество заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, поступивших в территориальные органы ФАС России от граждан и организаций в расчете на одного хозяйствующего субъекта» и «Количество дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных территориальными органами ФАС России в расчете на одного хозяйствующего субъекта».

Указанные показатели рассчитывается на основе данных ведомственной периодической отчетности ФАС России за соответствующий отчетный период. Большее число заявлений о возможных нарушениях и ограничениях конкуренции (которые можно рассматривать как своеобразные отзывы заинтересованных лиц о состоянии конкуренции), а также большее число возбужденных дел о нарушениях могут свидетельствовать о худшем состоянии конкурентной среды на территории.

. Для оценки состояния конкуренции на сопоставимых товарных рынках использовались результаты анализа состояния конкуренции отдельных товарных рынков за 2013-2014 гг., проведенных ФАС России. По каждому из проанализированных рынков рассчитываются показатели рыночной концентрации - индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) и индекс концентрации (CR3). Для этих рынков предполагается оптимальным состояние с высокой степенью конкуренции, отклонение от этого состояния считается ухудшением состояния конкурентной среды, что отражается путем начисления штрафных баллов.

. Результаты опроса Росстатом хозяйствующих субъектов о состоянии конкурентной среды в ряде отраслей: строительство; розничная торговля (введено в расчет с 2015 года); оптовая торговля (введено в расчет с 2015 года).

·        Учитывалась доля положительных ответов в рамках данных государственного статистического наблюдения на вопросы:

·        За истекший период состояние конкурентной среды улучшилось?

·        За истекший период антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше?

·        За истекший период уровень недобросовестной конкуренции снизился?

Состояние конкуренции оценивается с использованием системы определенных показателей (индикаторов). В такой системе показателей выделяются структурные, поведенческие и функциональные признаки наличия конкуренции. К структурным признакам относится достаточно большое количество покупателей и продавцов и отсутствие искусственных барьеров входа на рынок. Среди поведенческих признаков существенны для развития конкуренции независимость действий хозяйствующих субъектов, отсутствие неэффективных производителей, адекватная информация о рынке, отсутствие дискриминации. В числе функциональных признаков нужно выделить отсутствие сверхприбыли, соответствие товаров требованиям потребителей, инновационное поведение хозяйствующих субъектов.

В условиях непрерывного роста цен на ряде российских рынков, особенно на рынках услуг естественных монополий, в том числе регулируемых цен, оценка уровня конкуренции через снижение цен практически невозможна и в ряде случаев заменяется оценкой наличия условий, то есть оценкой возможностей для развития конкуренции. Прямой ответ на вопрос об уровне конкуренции можно получить путем опроса хозяйствующих субъектов.

Кроме того, представляется целесообразным выделить, помимо оценки состояния конкуренции, в качестве самостоятельного предмета исследования оценку состояния конкурентной среды, которая включает наличие таких предпосылок развития конкуренции, как стимулирующие конкуренцию состояние нормативной правовой базы, систему государственной поддержки, а также наличие необходимых институциональных предпосылок.

В данной курсовой работе приведены оценочные характеристики по данным:

государственного статистического наблюдения (Росстат);

Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации;

международных рейтингов;

предпринимательского сообщества.

II.2 Анализ рынка топливно-энергетических ресурсов


В настоящее время структура рынка России связана напрямую с состоянием конкуренции, которая оценивается с использованием системы определенных показателей (индикаторов). В такой системе показателей выделяются структурные, поведенческие и функциональные признаки наличия конкуренции.

В условиях непрерывного роста цен на ряде российских рынков, особенно на рынках услуг естественных монополий, в том числе регулируемых цен, оценка уровня конкуренции через снижение цен практически невозможна и в ряде случаев заменяется оценкой наличия условий, то есть оценкой возможностей для развития конкуренции.

В настоящее время рынок природного газа в Российской Федерации является высококонцентрированным и отличается сравнительно неразвитой конкурентной средой. Основной хозяйствующий субъект на данном рынке - группа лиц ОАО «Газпром» - добывает более 70% (см. рис. 2) и реализует конечным потребителям более 57% (см. рис. 3) природного газа.

Рис.2. Добыча природного газа в 2008-2014 гг.

Стратегия консолидации газодобывающих активов путем получения контроля над независимыми компаниями, осуществляющими добычу газа, а также получения лицензий на разработку новых месторождений привела к тому, что ОАО «Газпром» пользуется доминирующим влиянием на рынке природного газа в Российской Федерации.

Рис.3. Реализация природного газа в 2013-2014гг.

Кроме того, ОАО «Газпром» является собственником основной российской газотранспортной системы, что позволяет ему контролировать доступ независимых организаций к магистральным газопроводам и ограничивать их возможность наращивать долю реализации газа в общероссийском масштабе.

Потребителями услуг подземных хранилищ газа (ПХГ) (покупателями) на анализируемом рынке являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие добычу и (или) транспортировку газа, и заключившие договоры хранения газа с поставщиком услуг. Такими компаниями на рынке услуг хранения газа являются, согласно представленной в рамках запросов ФАС России информации, 4 хозяйствующих субъекта: ОАО «Газпром» (а также его дочерние и зависимые общества), ОАО «Иннефтегазстрой», ООО «НГК «ИТЕРА» и ОАО «НОВАТЭК».

За период с 1 января 2012 г. по 30 сентября 2014 г. в ПХГ, находящиеся на территории Российской Федерации, было закачано более 229,3 млрд. м3 газа.

Крупнейшим потребителем услуг ПХГ в означенный период стало ОАО «Газпром», чья доля в объѐме хранения составила 94% (см. рис. 4).

Рис.4. Потребители услуг ПХГ в Российской Федерации в 2012 - 3-м квартале 2014 гг.

В ходе опроса потребителей услуг хранения газа было выяснено, что хозяйствующие субъекты - газодобывающие и газотранспортные организации - пользуются для хранения газа именно подземными хранилищами и не допускают возможность их взаимозамены с другими типами хранения.

Основной причиной этого называется необходимость хранения больших объемов газа. В частности, поверхностные хранилища не могут являться альтернативой ПХГ, т.к. газ обладает низкой энергетической плотностью, в силу чего для его хранения требуется большое пространство, несоизмеримое с техническими характеристиками газгольдера. Газгольдеры (как и подземные поверхностные хранилища газа или ИХ СПГ) могут использоваться лишь для кратковременного (в среднем до 1-й недели) хранения газа в местах его добычи или потребления, а также для подачи газа в периоды резких похолоданий отдельным потребителям или регулирования суточной неравномерности их потребления. При этом, объѐмы хранения газа в газгольдерах обычно не превышают несколько тысяч м3, в то время как потребность в хранении для газодобывающих и газотранспортных организаций достигает десятков миллиардов м3. В свою очередь, размеры ПХГ составляют от 3,8х3,8 км до 42х30 км, а объѐмы их оперативных резервов могут достигать 20 миллиардов м3, что позволяет им осуществлять их основную функцию - обеспечивать гибкость и надежность поставок газа.

Также в числе причин, препятствующих возможности взаимозамены услуг подземного и наземного хранения газа, респондентами называются соображения эксплуатационной пригодности и промышленной безопасности.

Функционирующие в настоящее время ПХГ, принадлежащие ОАО «Газпром», в основном расположены в европейской части России. При этом в настоящее время ОАО «Газпром» занимается строительством новых ПХГ: Волгоградское ПХГ, Беднодемьяновское ПХГ, Калининградское ПХГ. Кроме того, дочерние компании ОАО «Газпром» эксплуатируют ряд ПХГ, располагающихся ближнем и дальнем зарубежье.

Важным фактором при определении географических границ рынка является то, что в силу технических особенностей добычи и транспортировки газа потребителями услуг ПХГ - газодобывающими или газотранспортными компаниями, - их непосредственное перемещение к месту оказания услуг физически невозможно, в силу чего потребители услуг используют ПХГ, находящиеся в непосредственной близости с местами добычи газа.

С другой стороны, функционирующая в настоящее время газотранспортная система (далее - ГТС) ОАО «Газпром» позволяет транспортировать газ по территории России в границах ЕСГ, функциональными составляющими которой, как уже было отмечено, являются ПХГ. Это означает, что при необходимости потребители услуг могут осуществлять закачку газа в любое ПХГ, находящееся на территории Российской Федерации.

Таким образом, географические границы исследуемого рынка можно определить как границы ЕСГ на территории Российской Федерации.

Поставщиками услуг ПХГ (продавцами) на рассматриваемом рынке являются собственники, либо иные законные владельцы хранилищ газа.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.11.1992 № 1333 «О преобразовании государственного газового концерна «Газпром» в РАО «Газпром», объекты, составляющие производственно-технологический комплекс газотранспортной системы ЕСГ были переданы РАО «Газпром» (ОАО «Газпром»). Таким образом, ПХГ являются неотъемлемой частью ЕСГ и являются собственностью ОАО «Газпром». Вместе с тем, ПХГ по договорам аренды недвижимого имущества переданы ООО «Газпром ПХГ» (дочернее общество ОАО «Газпром»), использующее основные фонды, относящиеся к хранению газа, по договору аренды с материнской компанией.

Таким образом, единственным поставщиком услуг ПХГ (продавцом) на рассматриваемом рынке является группа лиц в составе ОАО «Газпром» и ООО «Газпром ПХГ».

Для изменения сложившейся на рынке природного газа ситуации ФАС России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации. Проект направлен на оптимизацию существующей системы доступа организаций к магистральным газопроводам и вводит понятие «свободной мощности магистрального газопровода». Это создает равные условия доступа к мощностям магистральных газопроводов и должно упростить доступ потребителей к магистральным газопроводам.

Производство серы твердой газовой на территории Российской Федерации в 2012-2014 гг. осуществлялось 23 хозяйствующими субъектами, указанными в Таблице 1.

Таблица 1. Производители серы твердой газовой на территории Российской Федерации

Наименование х/с

Регион местонахождения

ГК «ГАЗПРОМ», в т.ч.:

ООО «Газпром добыча Астрахань»

Астраханская обл.

ООО «Газпром добыча Оренбург»

Оренбургская обл.

ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ»

Омская обл.

ОАО «Газпромнефть-МНПЗ»

Московская обл.

ГК «Роснефть», в т.ч.:

ОАО «Куйбышевский НПЗ»

Самарская обл.

ЗАО «Нефтегорский ГПЗ»

Самарская обл.

ЗАО «Отрадненский ГПЗ»

Самарская обл.

ОАО «Ачинский НПЗ»

Красноярский край

ООО «РН-Комсомольский НПЗ»

Хабаровский край

ГК «Лукойл», в т.ч.:

ООО «Лукойл-Ухтанефтепереработка»

Республика Коми

ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»

Нижегородская обл.

ООО «Лукойл - Пермнефтеоргсинтез»

Пермский край

ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка»

Волгоградская обл.

ОАО АНК «Башнефть»

Республика Башкортостан

ОАО «Орскнефтеоргсинтез»

Оренбургская обл.

ООО «КИНЕФ»

Ленинградская обл.

ОАО «ТАИФ-НК»

Республика Татарстан


Согласно данным Росстата, совокупный объем производства и реализации с учетом импорта/экспорта серы твердой газовой на территории Российской Федерации в 2013 - 2014 гг. и I квартале 2015 года составил:

Таблица 2. Совокупный объем производства и реализации с учетом импорта/экспорта серы твердой газовой на территории Российской Федерации в 2013 - 2014 гг.

(тонн)

2013год

2014 год

Iкв. 2015 года

Производство

4 426 234

4 295 764

1 163 10450

Реализация

947 956

555 374

149 812


При этом доли, занимаемые основными участниками рассматриваемого рынка, распределены следующим образом:

Таблица 3. Доля, занимаемая основными участниками рынка серы в 2013-2015 гг.

Наименование х/с

Доля на рынке


2013 год

2014 год

Iкв. 2015 года

Производство

ГК «Газпром»

90,4%

89,18%

89,1%

 

ОАО АНК «Башнефть»

4,59%

5,12%

5,07%

 

ГК «Лукойл»

2,63%

3,36%

3,2%

 

ГК «Роснефть»

1,16%

1,27%

1,33%

 

ОАО «ТАИФ-НК»

0,73%

0,71%

0,68%

 

ООО «КИНЕФ»

0,39%

0,27%

0,54%

 

ОАО «Орскнефтеоргсинтез»

0,1%

0,1%

0,08%

 

Реализация

ГК «Газпром»

62,43%

57,13%

55,76%

 

ОАО АНК «Башнефть»

14,84%

26,97%

25,17%

 

ОАО НК «Роснефть»

5,62%

9,3%

9,14%

 

ГК «Лукойл»

0,95%

3,38%

5,16%

 

ООО «КИНЕФ»

1,76%

2,11%

4,01%

 

ЗАО «Фортеинвест»

0,49%

0,82%

0,56%

 

ОАО «ТАИФ-НК»

0,26%

0,28%

0,15%

 

Импорт

13,64%

0,01%

0,05%

 


Крупнейшим производителем серы твердой газовой на территории Российской Федерации является группа компаний «Газпром» в составе ООО «Газпром добыча Астрахань», ООО «Газпромнефть-ОНПЗ», ОАО «Газпромнефть-МНПЗ». Необходимо отметить, что при производстве ООО «Газпром добыча Астрахань» серы твердой газовой собственником наибольшего объема произведенного товара является ОАО «Газпром», реализующее практически весь объем продукции на экспорт.

Также, по давальческой схеме производство серы твердой газовой осуществляют все предприятия группы компаний «Роснефть» (ОАО «Куйбышевский НПЗ», ЗАО «Отрадненский ГПЗ», ОАО «Ачинский НПЗ», ООО «РН-Комсомольский НПЗ», ОАО «Саратовский НПЗ»), где собственником товара является ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Орскнефтеоргсинтез», где давальцем и собственником продукции является ЗАО «Фортеинвест».

Исходя из данных, представленных в Таблице 3, можно сделать вывод, что за период с января 2013 года по апрель 2015 года общее состояние рынка было стабильным. Наибольшую долю на рынке серы твердой газовой с совокупной долей в размере более 50% занимает группа лиц в составе ОАО «Газпром». За исследуемый период доля группы лиц в составе ОАО «Газпром» не изменялась более чем на 10%.

Также необходимо отметить, что в настоящее время российский рынок серы твердой газовой полностью обеспечивается внутренними производителями, а большая часть объемов произведенного российского товара экспортируется в связи с насыщенностью внутреннего рынка. Крупнейшим производителем серы твердой газовой - группой лиц в составе ОАО «Газпром» неоднократно нарушалось антимонопольное законодательство на данном товарном рынке.

Рассматриваемый товарный рынок серы твердой газовой в границах Российской Федерации в исследуемый период времени являлся высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией. При этом барьеры входа на рынок серы твердой газовой, ограниченный круг хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу газа на территории Российской Федерации, а также наличие у производителей возможности удовлетворить внутренний спрос ограничивает возможности появления новых производителей.

Доминирующее положение на данном товарном рынке занимает группа лиц в составе ОАО «Газпром» с совокупной долей более 50%.

С целью недопущения ограничения конкуренции особое внимание на данном товарном рынке необходимо уделять контролю процессов ценообразования на данный товар. Сырую нефть, реализуемую на экспорт и сырую нефть, реализуемую для производства на территории Российской Федерации, нельзя отнести к различным рынкам по показателю отличия цен, так как согласно действующему налоговому законодательству, в Российской Федерации при отпуске в производство цена нефти определяется на основе сложившихся, на мировом рынке цен на нефть.

Министерство энергетики Российской Федерации контролирует выполнение экспортных контрактов на поставку нефти крупнейшими ВИНК, что определяет условия обращения товара, в том числе и снижение поставок на внутренний рынок в условиях сокращения добычи нефти при необходимости обеспечения экспортных поставок.

Доли хозяйствующих субъектов осуществляющих добычу нефти и газового конденсата в Российской Федерации в 2014 году приведены в на рисунке 4.

Рис.4. Добыча нефти и газового конденсата в Российской Федерации в 2014 году (по данным ЦДУ ТЭК)

Доли хозяйствующих субъектов осуществляющих поставки сырой нефти на внутренний рынок Российской Федерации в 2014 году приведены на рисунке 5.

Рис.5. Поставка сырой нефти на рынок Российской Федерации (по данным ЦДУ ТЭК)

Необходимо отметить, что в 2014 году ОАО «НК «Роснефть» приобрела ОАО «ТНК-ВР Холдинг», что привело к изменению состава участников на рынке сырой нефти и к увеличению доли ОАО «НК «Роснефть» в части добычи нефти на 15,4%, в части поставки нефти на внутренний рынок на 14,5%. Размеры долей остальных вертикально интегрированных нефтяных компаний в течение длительного периода (на протяжении года) подвержены малозначительным, доступ на рынок бензинов автомобильных в Российской Федерации новых конкурентов затруднен.

Объемы поставок бензинов автомобильных в натуральном выражении и доли хозяйствующих субъектов - продавцов приведены на рисунке 6.

Рис.6. Отгрузка с НПЗ автобензином на внутренний рынок Российской Федерации в 2014 году (по данным ЦДУ ТЭК)

Размеры долей остальных вертикально интегрированных нефтяных компаний в течение длительного периода (на протяжении года) подвержены малозначительным, доступ на рынок бензинов автомобильных в Российской Федерации новых конкурентов затруднен.

Еще одной группой топливно-энергетических ресурсов является энергетический уголь.

Основными группами потребителей энергетического угля в Российской Федерации являются:

. Энергоснабжающие предприятия - используют уголь в качестве технологического вида топлива для производства электрической и тепловой энергии.

. Население и коммунально-бытовые предприятия - используют уголь в качестве топлива для обогрева помещений.

Около трети от общего объема поставки энергетического угля используется в теплоэлектроэнергетике. При этом крупнейшим направлением поставки российских углей энергетических энергетического угля является экспорт.

Добываются угли энергетические, согласно данным Минэнерго России и ФГУП «ЦДУ ТЭК», в 4-х основных угольных бассейнах, находящихся в 22 субъектах РФ. Около 70% разведанных запасов энергетического угля сосредоточено в Сибири (Кузнецкий и Канско-Ачинский угольные бассейны). При этом в европейской части России, где расположены основные потребители угольной продукции, находится менее 10% разведанных запасов энергетического угля (Печорский и Донецкий угольные бассейны).

Покупателями энергетического угля на оптовом рынке могут выступать генерирующие компании, индустриальные (металлургические, химические, перерабатывающие и другие) предприятия, предприятия сферы ЖКХ и АПК, оптовые сбытовые организации, а также индивидуальные предприниматели.

В 2013-2014 гг. в Российской Федерации было добыто более 557 млн. тонн угля (см. рисунок 7), крупнейшим производителем энергетического угля за исследуемый период стало ОАО «СУЭК», добывшее более 94 млн. тонн угля в 2012 г. и более 92 млн. тонн угля в 2013 г.

Рис.7. Добыча угля энергетического в РФ в 2013-2014 гг.

На экспорт в тот же период было поставлено порядка 235 млн. тонн энергетического угля, а ввезено в РФ - 57 млн. тонн.

Данные об объеме поставок энергетического угля на внутренний рынок РФ по различным направлениям в 2013-2014 гг. (см. таблицу 4) представлены в соответствии с информацией, полученной как от хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом рынке, так и от ФГУП «ЦДУ ТЭК».

Таблица 4. Поставки энергетического угля на внутренний рынок Российской Федерации в 2013-2014 гг.

Хозяйствующий субъект

Доля, %


2013 г.

2014 г.

Общие объемы поставки энергетического угля

ОАО «СУЭК»

29,5

29,9

ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»

8,9

7,1

ООО «Востсибуголь»

7,9

8,1

ОАО «Приморскуголь»

3,7

ОАО «Красноярскрайуголь»

3,1

3,3

ОАО «ДГК»

2,3

2,2

Прочие российские поставщики

28,3

29,6

Импортные поставщики

16,3

16,6

Всего

100,0

100,0


Доля группы лиц крупнейшего производителя угля в РФ ОАО «СУЭК» в течение исследуемого периода не подвергалась значительным изменениям (29,5% в 2013 г. и 29,9% в 2014 г.). Доли групп лиц его ближайших конкурентов в том же периоде составляли соответственно:

ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» - 8,9% в 2013 г. и 7,1% в 2014 г.;

ООО «Востсибуголь» - 7,9% в 2013 г. и 8,1% в 2014 г.

Таким образом, сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих оптовый рынок угля энергетического, позволяет вывод о том, что оптовый рынок угля энергетического, - является умеренно концентрированным с недостаточно развитой конкурентной средой.

II.3 Анализ конкуренции на рынке топливно-энергетических ресурсов

Топливно-энергетические ресурсы, реализуемые на экспорт и сырую нефть, реализуемые для производства на территории Российской Федерации, нельзя отнести к различным рынкам по показателю отличия цен, так как согласно действующему налоговому законодательству, в Российской Федерации при отпуске в производство цена нефти определяется на основе сложившихся, на мировом рынке цен на нефть.

Министерство энергетики Российской Федерации контролирует выполнение экспортных контрактов на поставку нефти крупнейшими ВИНК, что определяет условия обращения товара, в том числе и снижение поставок на внутренний рынок в условиях сокращения добычи нефти при необходимости обеспечения экспортных поставок.

Действующие тарифы на транспортировку железнодорожным и трубопроводным транспортом позволяют обеспечить перевозку с принадлежащих различным добывающим предприятиям сырой нефти на такое расстояние в границах России. Большая часть нефти поставляется посредством магистральных нефтепроводов порядка 85-95%, железнодорожном транспортом порядка 5-10%, автомобильным транспортом 1-5%.

ОАО «Газпром нефть» в 2014 году осуществляло поставки нефти в Оренбургскую, Самарскую, Рязанскую области и Краснодарский край.

ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2014 году поставляло нефть в Нижегородскую, Тюменскую, Волгоградскую, Омскую, Оренбургскую, Рязанскую, Ростовскую, Московскую области, Пермский и Краснодарский края, Республики Башкортостан, Коми, Марий Эл, Ненецкий и Ханты-Мансийский АО.

ОАО «Сургутнефтегаз» в 2014 году осуществляло поставки нефти в Тюменскую область, Ханты-Мансийский АО и Республику Саха (Якутия).

ОАО «НК «Роснефть» в 2014 году осуществляло поставки нефти в Тюменскую, Кемеровскую, Самарскую, Курганскую, Иркутскую, Воронежскую, Омскую, Оренбургскую, Орловскую, Рязанскую, Саратовскую, Ярославскую, Белгородскую, Калужскую, Ульяновскую, Смоленскую, Новосибирскую, Ленинградскую, Ростовскую, Тюменскую, Архангельскую, Волгоградскую, Тверскую, Свердловскую области, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Алтайский, Ставропольский края, Республики Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкарскую, Удмуртия, Марий Эл, Северная Осетия-Алания.

Таким образом, географические границы рынка сырой нефти определены как территория Российской Федерации. По результатам анализа поставки сырой нефти установлено, что 47,91% нефти экспортируется, 52,09% нефти поставляется на внутренний рынок.

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС (хозяйствующие субъекты входящие в одну группу лиц ВИНК (ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Альянс», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина) и независимые хозяйствующие субъекты).

Географическими границами розничного рынка автомобильных бензинов в Российской Федерации являются либо локальные розничные рынки (например, административные границы муниципальных образований) либо административные границы субъектов Российской Федерации.

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС (хозяйствующие субъекты входящие в одну группу лиц внешне интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) (ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Альянс», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина) и независимые хозяйствующие субъекты).

Общий объем розничной реализации автомобильных бензинов в Российской Федерации в период с 01.04.2013 до 01.04.2014 составил: А-76 (АИ-80) - более 1,3 млрд. л.; АИ-92 - более 24,7 млрд. л.; АИ-95 - более 13,3 млрд. л.; АИ-98 - более 418,9 млн. л.

В таблице 1 приведена информация о хозяйствующих субъектах, занимающих на рынках розничной реализации автомобильных бензинов долю более 35%, но менее 50% (таблица 5).

Таблица 5. Информация о хозяйствующих субъектах, занимающих на рынках розничной реализации автомобильных бензинов в 2014 году долю более 35%

ВИНК

Количество субъектов Российской Федерации

Количество локальных розничных рынков


А-76 (АИ-80)

АИ-92

АИ-95

АИ-98

А-76 (АИ-80)

АИ-92

АИ-95

АИ-98

ОАО «НК «Роснефть»

-

8

8

5

5

58

62

20

ОАО «ЛУКОЙЛ»

-

2

5

2

3

47

48

11

ОАО «Газпром нефть»

1

-

-

-

10

15

14

3

ОАО «НК «Альянс»

-

-

-

-

9

11

8

4

ОАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина

-

-

-

-

10

8

4

-

ОАО «АНК «Башнефть»

-

-

-

-

5

5

5

-

ОАО «Сургутнефтегаз»

-

-

2

1

3

7

2

-


Продавцами на розничных рынках дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле дизельным топливом на АЗС (хозяйствующие субъекты входящие в одну группу лиц ВИНК (ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Альянс», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина) и независимые хозяйствующие субъекты).

Общий объем розничной реализации дизельного топлива в Российской Федерации с 01.04.2013 до 01.04.2014 составил более 17,58 млрд. л.

В таблице 2 приведена информация о хозяйствующих субъектах, занимающих на рынках розничной реализации дизельного топлива долю более 35%, но менее 50% (таблица 6).

Таблица 6. Информация о хозяйствующих субъектах, занимающих на рынках розничной реализации дизельного топлива долю более 35%, но менее 50%

ВИНК

Количество субъектов Российской Федерации

Количество локальных розничных рынков

ОАО «НК «Роснефть»

9

56

ОАО «ЛУКОЙЛ»

2

52

ОАО «Газпром нефть»

1

24

ОАО «НК «Альянс»

-

10

ОАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина

1

6

ОАО «АНК «Башнефть»

-

5

ОАО «Сургутнефтегаз»

2

2


Общий объем мелкооптовых поставок автомобильных бензинов в Российской Федерации за 2014 год составил 9,145 млн. тонн.

Показатели рыночной концентрации указываю на высокий уровень концентрации рынка с неразвитой конкуренцией, большинство из существующих барьеров входа на рынок являются труднопреодолимыми.

В результате анализа рынка установлено, что в географических границах товарных рынков

долю более 35% (но менее 50%): ОАО «Газпром нефть» занимает на 5 рынках, ОАО «Газпром» - на 2, ОАО АНК «Башнефть» - на 1, ОАО «ЛУКОЙЛ» - на 1, ОАО «НК «Роснефть» - на 1, ЗАО «КиТЭК» - на 1;

долю более 50% ОАО «НК «Роснефть» занимает на 14 рынках, ОАО «Газпром нефть» - на 10, ОАО «Газпром» - на 7, ОАО АНК «Башнефть» - на 6, ОАО «ЛУКОЙЛ» - на 4, ОАО «Сургутнефтегаз» - на 1, ЗАО «Никифор» - на 1, ГУП ЧАО «Чукотснаб» - на 1.

Далее рассмотри показатели рыночной концентрации рынка розничной реализации дизельного топлива.

Таблица 7. Показатели рыночной концентрации рынка розничной реализации дизельного топлива за период с 01.04.2014 по 01.04.2015

Показатели рыночной концентрации

Количество субъектов Российской Федерации

Количество локальных розничных рынков

Высокий уровень рыночной концентрации

27

857

Умеренный уровень рыночной концентрации

10

125

Низкий уровень рыночной концентрации

-

4


Показатели рыночной концентрации за период с 01.04.2014 по 01.04.2015 указывают на высокий уровень концентрации рынка розничной реализации дизельного топлива в границах большинства регионов Российской Федерации. Также стоит отметить, что в большинстве субъектов существуют труднопреодолимые барьеры в виде экономических ограничений и наличия на розничных рынках дизельного топлива ВИНК, которые существенно снижают возможность входа на рынок новых хозяйствующих субъектов.

В связи с этим, можно сделать вывод о неразвитости (недостаточной развитости) конкуренции на большей части рынка розничной реализации дизельного топлива, характеризующийся стабильным и неизменным составом таких крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, как ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Альянс», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина, ОАО «Сургутнефтегаз».

Вместе с тем, следует отметить тенденцию снижения фактов нарушений антимонопольного законодательства ВИНК, занимающих доминирующее положение на товарном рынке автомобильных бензинов, по отношению к независимым участникам рынка путем злоупотребления ВИНК своим доминирующим положением.

Основными потребителями прямогонного бензина являются предприятия нефтехимической и химической промышленности, расположенные в Самарской, Нижегородской, Оренбургской, Пермской, Томской областях, Ставропольском крае, Республиках Башкортостан и Татарстан.

Совокупный объем прямогонного бензина, произведенного за исследуемый период производителями, представившими данные в антимонопольный орган, составляет до 85% от объема прямогонного бензина, произведенного в Российской Федерации за тот же период по данным Росстата.

В число опрошенных ФАС России хозяйствующих субъектов не вошли независимые мини-НПЗ, объемы производства прямогонного бензина ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» также не были учтены в связи с отгрузкой практически всего объема произведенного указанным хозяйствующим субъектом прямогонного бензина на экспорт.

В соответствии с представленной информацией прямогонный бензин, производимый НПЗ группы ОАО «Газпром нефть», группы ОАО «Татнефть», ООО «Марийский нефтеперегонный завод», ЗАО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод», ЗАО «КНПЗ-КЭН», ОАО «Славнефть-ЯНОС», ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод», поставляется на экспорт.

Часть НПЗ, такие как ЗАО «КНПЗ-КЭН», ОАО «Славнефть-ЯНОС», ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «ТАНЕКО», ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод», работают по давальческой схеме.

Часть произведенного прямогонного бензина используется для внутризаводских нужд, как, например, ОАО «Орскнефтеоргсинтез» основную часть производимого прямогонного бензина использует для внутренних нужд (в качестве сырья для установок каталитического риформинга и установок изомеризации), избыток (менее 1 % от объема произведенного прямогонного бензина) поступает на реализацию.

Ввоз прямогонного бензина на территорию Российской Федерации в 2013-2014 гг. отсутствовал. Доли хозяйствующих субъектов на рынке прямогонного бензина в 2013-2014гг. приведены в таблице 8.

Таблица 8. Доля хозяйствующих субъектов на рынке прямогонного бензина в 2013-2014гг.

Хозяйствующие субъекты

2013 год

2014 год

НПЗ группы Роснефть

7 %

3,4 %

НПЗ группы ЛУКОЙЛ

79,7 %

73,9 %

НПЗ группы ОАО АНК «Башнефть»

4,3 %

7,7 %

ЗАО «НефтеХимСервис» (филиал - Яйский НПЗ)

7,3 %

13,3 %

ОАО «ТАНЕКО»

1,7 %

1,2 %

ООО «Томскнефтепереработка»

0,5 %

ОАО «Орскнефтеоргсинтез»

<0,1 %


Как видно из таблицы 4.14, наибольшую долю на рынке прямогонного бензина с совокупной долей в размере более 50% занимает группа ОАО «ЛУКОЙЛ». За исследуемый период доля группы ОАО «ЛУКОЙЛ» не изменялась более чем на 10%.

Объем реализации прямогонного бензина на внутренний рынок в 2014 году вырос более чем в два раза по сравнению с 2013 годом, что объясняется отсутствием поставок прямогонного бензина на экспорт у группы ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2014 году, а также проведением модернизации и, соответственно, увеличением мощностей переработки уже существующих НПЗ, и вводом в действие вновь строящихся НПЗ. Так, например, Яйский НПЗ был введен в эксплуатацию в четвертом квартале 2013 года.

Показатели уровня концентрации рынка топливно-энергетических ресурсов приведены в таблице 9.

Таблица 9. Показатели уровня концентрации рынка топливно-энергетических ресурсов

Показатель

2013 год

2014 год

Коэффициент рыночной концентрации CR1

79,7

73,9

Коэффициент рыночной концентрации CR2

87

87,2

Коэффициент рыночной концентрации CR3

94

94,9

Индекс Герфиндаля-Гиршмана ННI

6475,76

5710,64


Согласно опросам хозяйствующих субъектов, осуществляющих постоянную деятельность на рынке услуг ПХГ, к барьерам входа на него в Российской Федерации относятся:

. Экономические ограничения:

длительный срок окупаемости средств, вложенных в строительство ПХГ;

высокие издержки в случае выхода с рынка;

ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующим субъектом, уже действующим на рынке;

. Административные ограничения:

длительность и сложность процедур получения разрешения на строительство недвижимых объектов рынка и земельных участков для указанного строительства;

наличие искусственных бюрократических барьеров со стороны региональных органов власти.

. Технические ограничения:

необходимость присутствия на земельном участке, где предполагается сооружение ПХГ, специфических геологических условий, которые обеспечивали бы надежное, эффективное и безопасное хранение газа;

необходимость наличия достаточной пропускной мощности газотранспортной системы для обеспечения закачки газа в ПХГ и его транспортировки до потребителей при отборе.

Помимо этого, наличие среди действующих на рынке услуг хранения газа хозяйствующих субъектов собственника ГТС, также влечет за собой усложнение выхода на рассматриваемый рынок новых компаний - поставщиков услуг.

Анализ существующих барьеров входа на рынок услуг хранения позволяет охарактеризовать их как достаточно высокие и/или труднопреодолимые.

В результате анализа оптового рынка услуг ПХГ в РФ установлено следующее.

Рынок услуг ПХГ является высококонцентрированным с неразвитой конкурентной средой. Группа лиц в составе ОАО «Газпром» и ООО «Газпром ПХГ» занимает доминирующее положение на рынке услуг хранения газа в Российской Федерации.

Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально интегрированных компаний приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе, создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

В целях создания реальных конкурентных условий на внутреннем рынке нефтепродуктов Российской Федерации, создания прозрачности ценообразования, а также устойчивого развития рынков нефти и нефтепродуктов и устойчивого роста экономики Российской Федерации необходимо обеспечить принятие внесѐнных ФАС России в Правительство Российской Федерации законопроектов «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов» и «О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Важным является то, что многие положения, закреплѐнные в данных законопроектах, уже применяются на практике.

Так, в частности:

в настоящее время в Российской Федерации рыночный уровень цен уже определяется на основе биржевых котировок наличного товара, индекса внебиржевых цен по регистрируемым контрактам, а также цен сопоставимых зарубежных рынков;

нефтяными компаниями ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» уже закреплены в своих торговых политиках положения о недискриминационном доступе к услугам по хранению моторных топлив, разделении сбытовой деятельности в области бензинов и дизельного топлива на опт, мелкий опт, розницу и хранение;

ФАС России разработан проект Соглашения по совершенствованию механизмов реализации нефти и нефтепродуктов (далее - Соглашение) для заключения его между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и участниками рынка, тем самым завершающую стадию проходит процесс создания Биржевого комитета.

Стоит отметить, что и другие положения, предусмотренные данными законопроектами, уже находят понимание у заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Так, в частности, Минэнерго России разделяет позицию ФАС России о необходимости согласования нефтяными компаниями вывода нефтеперерабатывающих мощностей в ремонт и необходимости публикации информации по остаткам нефтепродуктов в нефтехранилищах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании всего выше изложенного можно сделать вывод, что определяющей характеристикой рынка, представляющей собой специфическую конкурентную ситуацию, существующую на рынке в данный момент времени является структура рынка.

Рыночные структуры находятся под воздействием множества экономических и неэкономических, эндогенных и экзогенных факторов. В процессе взаимодействия друг с другом влияние факторов может как усиливаться, так и ослабляться.

Изменение рыночных структур в условиях становления информационной экономики под воздействием научно-технического прогресса (далее НТП) в сочетании с развитием и распространением информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и человеческий капитал.

Среди основных направлений влияния данных факторов можно назвать организацию временного и пространственного взаимодействия на рынке, конкурентные стратегии, организационные формы функционирования фирм на рынке, изменение отраслевых пропорций, появление новых отраслей и сфер деятельности и пр.

Наиболее значимым условием трансформации, на наш взгляд, является развитие инфраструктуры и институтов. Из последних в информационной экономике особую роль играют институты:

·        интеллектуальной собственности;

·        взаимодействия науки и бизнеса;

·        науки и образования;

·        культуры труда и предпринимательства.

Институты оказывают разнонаправленное воздействие на рыночные структуры, выступая как источники рыночной власти и конкурентных преимуществ, барьеры входа на рынок, изменяя характер конкуренции, стратегии и преобладающие методы конкурентной борьбы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.      «Газпром на российском рынке» http://www.gazpromquestions.ru/

.        Дерипаска О.Е. Какими быть естественным монополиям: «Экономика России: ХХI век» № 11. М. - 2013

.        Доклад Министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко в рамках Правительственного Часа в Государственной Думе РФ «О ходе реформирования электроэнергетики» 2013 г.

.        Информационный меморандум http://old.lenenergo.ru/

.        Официальный сайт РАО «ЕЭС» http://www.rao-ees.ru/

.        Саакян Ю.А. Российские естественные монополии: монопольные поставщики и монопольные потребители. "Промышленный Еженедельник", М. 2013 г.

.        Саакян Ю.А. Российские естественные монополии: монопольные поставщики и монопольные потребители. "Промышленный Еженедельник", М. 2013 г.

8.      Айвазов А. Почему растут цены на нефть? // Полит. класс. - 2008. - N 5. - С.49-54.

.        Анализ итогов деятельности электроэнергетики России в 2014 г., прогноз на 2015 г.» - Минэнерго, 2015.

.        Бакман Ю.А. Прогнозирование цен производителей нефтепродуктов на внутреннем рынке // Пробл. прогнозирования. - 2014. - N 1. - С.34-47.

.        Бурлачков В. Денежная эмиссия и ценовая динамика: еще раз об известной проблеме // Экономист. - 2013. - N 4. - С.77-79.

.        Кузовкин А.И. Современная методика долгосрочного прогноза мировых цен на нефть / Кузовкин А.И., Лабзунов П.П., Степченков В.И. // Микроэкономика. - 2014. - N 1. - С.32-40.

.        Популярные эксперименты стратегий ценообразования // По материалам conversionxl.com - август 2013 - Режим доступа: http://lpgenerator.ru/blog/2013/08/21/populyarnye-eksperimenty-strategij-cenoobrazovaniya/

.        Расулев А. Механизмы усиления воздействия ценообразования на инновационные процессы / А.Расулев, С.Воронин // Общество и экономика. - 2014. - N 10-11. - С.67-80.

.        Рейтинг крупнейших компаний - «Эксперт-400». 2014 // Рейтинговое агентство «Эксперта РА». URL: http://raexpert.ru/ratings/expert400/2011/ (дата обращения: 10.04.2015).

.        Сараев С. Еще раз о новых правилах трансфертного ценообразования / С.Сараев, Д.Сурченко, Е.Гойдина // Налог. вестник. - 2014. - N 8. - С.12-17.

.        Селиверстова П.О. Ценовая дискриминация и ее применение в сфере информационных технологий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/10/6077 (дата обращения: 05.04.2015).

.        Смирнова О.О. Регулирование ценовой дискриминации: нормативное определение и особенности выявления // Приволжский научный вестник. - 2013. - № 9 (25). - С. 43-45.

.        Смирнова О.О., Богданов Д.Д. Ценовая дискриминация третьего типа: вопросы выявления и регулирования // Научное обозрение. - 2013. - № 6. - С. 92-95.

.        Федоров С. В. Монополисты-энергетики // Рисковик. Профессиональный портал для риск-менеджеров. 01.05.2011. URL: http://www.riskovik.com/journal/stat/n2/mono/ (дата обращения: 10.04.2012).

.        Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. - 2014.

Похожие работы на - Характеристики, определяющие структуру рынка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!