Структура рынка и типы рыночных структур

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    346,92 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура рынка и типы рыночных структур

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

Кафедра ЭкУП





КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: «Экономика отрасли»

на тему:

«Структура рынка и типы рыночных структур»



Выполнил: ст. гр. ЭПП-08

Кутбудинова А.О.

Руководитель: к.т.н., доцент,

Краснова Т.Л.






г. Тюмень, 2011

Содержание

Введение

. Понятие и структура рынка

.1 Понятие рынка и структура рынка

.2 Показатели и факторы рыночной структуры

. Характеристика типов рыночных структур

.1 Чистая конкуренция

.2 Монополистическая конкуренция

.3 Олигополия

.4 Чистая монополия

. Особенность структуры рынков нефтяной и газовой отрасли

3.1 Олигополия в нефтяной отрасли

.2 Монополия в газовой отрасли

Заключение

Список использованных источников


Введение

В настоящее время Российское государство переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого - появление множества разнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.

Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности.

Целью курсовой работы является изучение структуры рынка и типы рыночных структур. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

изучить структуру рынка;

рассмотреть основные типы рыночных структур, присущих экономике современной России;

рассмотреть особенность структуры рынка в нефтяной и газовой отрасли.

Объектом исследования является товарные рынки. Предметом является структура рынка.

Нормативную основу работы составляет Российский статистический ежегодник, ежегодный сборник «нефтегазодобывающая и нефтегазоперерабатывающая отрасли», отчет Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральный закон о естественных монополиях.

Теоретическую основу курсовой работы составили научные труды таких профессоров как Райзберг Б.А., Бардовского В. П., Рудаковой О. В. и другие.

Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав и заключения, содержание которых определяется целью, задачами и логикой исследования и списком литературы.

В первой главе курсовой работы раскрывается понятие рынка и структура рынка, рассматриваются показатели и факторы рыночной структуры. Во второй главе рассматриваются типы рыночных структур. В третьей главе рассматривается структура рынков нефтяной и газовой промышленности.


1.     Понятие и структура рынка

.1     Понятие рынка и структура рынка

В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, то есть связь производителей и потребителей, производства и потребления.

К основным элементам рынка относятся: спрос </ekonomika/mikro/spros_predl.php>, предложение </ekonomika/mikro/spros_predl.php>, цена </ekonomika/mikro/firma/cena.php>.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги[8 с.50].

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.

Идентификация рынка, очевидно, будет зависит от широты или узости задания его границ. Следует выделить несколько типов границ рынка: продуктивные границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении, временные границы, локальные границы. Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависит, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа. Так для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определенны, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку будет относиться большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение локальных границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке, во-первых, и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок «внешних» продавцов, во-вторых.

Источник, предпосылки, признак, структуру и элементы рынка можно представить следующим образом (рис.1.1).

Поскольку рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и взаимосвязями, поскольку в основу изучения рынка должен положен системный подход. Рыночное пространство складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков (рис. 1.2).

       



Рис. 1.2. Подсистемы рынка

















Рис. 1.1. Природа, сущность, внутренняя структура и элементы рынка

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, - это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров - признаков отраслевого рынка:

. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, то есть на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.

. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой - наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.

. Характер реализуемой на рынке продукции - стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.

. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.

. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы [7 с. 36-37].

Структура рынков чрезвычайно многообразна. По структуре рынки можно подразделить по критериям, представленные в табл.1.1.

Таблица 1.1. Классификация рынков

Критерии

Рынки

По виду продаваемого товара

Рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест рабочей силы

По масштабам охвата территории

Мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране - внутренние и внешние

По уровню конкуренции

Высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые).


Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг [6 с. 375-376].

Между разными типами рынков, их субъектами устанавливаются сложные прямые и опосредованные связи, которые регулируются экономическими законами развития и функционирования современного рынка.

Рыночная структура включает в себя внутренние связи между частями единого целого - рынка, то есть отношения продавцов товара друг с другом; отношение покупателей товара друг с другом; отношение продавцов с покупателями; отношения продавцов с потенциальными покупателями и потенциальными конкурентами.

Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта (табл.1.2).

Таблица 1.2. Классификация структуры рынка

Природа продуктов

Количество продавцов


один

несколько

много

Однородные продукты

Чистая монополия

Однородная олигополия

Чистая конкуренция

Дифференцированные продукты


Дифференцированная олигополия

Монополистическая конкуренция


1.2   Показатели и факторы рыночной структуры

Для определения типа рыночной структуры можно использовать показатели рыночной власти фирмы.

Показатели рыночной власти фирмы подразделяются на прямые - их значение непосредственно показывает степень влияния фирмы на рынок - и косвенные - они характеризуют рыночную ситуацию в целом, исходя из которой можно понять степень независимости фирмы при принятии рыночных решений. К прямым показателям относятся индекс Бейна, Индекс Тобина, индекс Лернера. К косвенным - индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации, коэффициент относительной концентрации, коэффициент энтропии, дисперсия рыночных долей, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана.

Для каждого типа рынка эти показатели принимают свое значение. Следовательно, определив значение показателя рыночной власти, можно установить тип рыночной структуры и возможный (наиболее вероятный) вариант поведения фирмы.

Индекс Бейна - норма доходности - показывает степень использования денежной единицы инвестиций. Норма доходности должна обеспечить владельцу капитала альтернативные издержки использования капитала в другом месте и, следовательно, должна включать определенную доходность после вычета амортизации. Показывает экономическую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестированного капитала:

Б=(Пбн)/Кс,  (1.1)

где Пб - бухгалтерская прибыль;

Пн - нормативная прибыль;

Кс - собственный капитал фирмы.

Индекс Лернера является показателем степени конкурентности рынка. Его применение базируется на использовании о предельных издержках фирмы и эластичности спроса:

Л=(P-МС)/Р = -1/Ed, (1.2.)

где Р - цена;

МС - предельные издержки;d - ценовая эластичность спроса.

Индекс Тобина основан на сравнении рыночной стоимости активов фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акции) с восстановительной стоимостью активов, равной сумме расходов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени:

T=Cp/Cв, (1.3.)

где Cp - рыночная стоимость активов фирмы;

Св - восстановительная стоимость активов фирмы.

Коэффициент рыночной концентрации рассчитывается как процентное отношение реализации продукции определенным числом крупнейших продавцом к общему объему реализации на данном товарном рынке:

СRi = ∑ di,  (1.4.)

где di - доля продаж данной фирмы в объеме реализации рынка.

В табл. 1.3. приводится пример, когда сравнительный анализ концентрации продавцов на отраслевых рынках А и В приведет к разным результатам в зависимости от выбора числа фирм, для которых измеряется индекс концентрации. Если рассматривать индекс концентрации трех, то более высокий уровень концентрации мы обнаружим на отраслевом рынке А; анализ индекса концентрации четырех покажет одинаковую концентрацию на отраслевых рынках А и В; судя по индексу концентрации пяти, более концентрированным окажется рынок В.

Таблица 1.3. Сравнительный анализ индексов концентрации на рынках А и В

Отраслевой рынок А

Отраслевой рынок В

Фирмы (по убыванию долей)

Рыночные доли

Индекс кон-центрации при данном k

Фирмы  (по убыванию

Рыночные доли

Индекс кон-центрации при данном k

1

0,3

0,3

1

0,22

0,22

2

0,2

0,5

2

0,2

0,42

3

0,15

0,65

3

0,18

0,6

4

0,1

0,75

4

0,15

0,75

5

0,1

0,85

5

0,15

0,9

6

0,075

0,925

6

0,1

1,0

7

0,075

1,0







Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцом:

ННI = ∑ di2, (1.5.)

где  di2 - доля продаж i-ой фирмы в 2%.

Определение уровня концентрации по двум показателям приведено в табл. 1.4.

Таблица 1.4. Оценка уровня концентрации по двум показателям

Показатель

Концентрация


низкая

средняя

высокая

Индекс концентрации CR3

менее 45%

45-70%

70-100%

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Менее 1000

1000-2000

2000-10000


Коэффициент Джини определяется как процентная доля размера отрасли, приходящаяся на процентное число фирм, действующих на рынке:

=D/N, (1.6.)

где D - кумулятивный процент размера рынка;- кумулятивный процент числа фирм на рынке.

Максимальное значение коэффициента, равное единице, свидетельствует о ситуации абсолютного неравенства (на одну фирму приходиться весь объем выпуска отрасли). Минимальное значение показателя, равное нулю, означает абсолютное неравенство: каждая фирма производит одинаковую долю отрасли (или одинаковый процент фирм производит одинаковый процент совокупного выпуска).

Коэффициент Джини иллюстрируется кривой Лоренца (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Кривая Лоренца

Индекс Холла-Тайдмана рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм рынка следующим образом:

=1/(2∑Riqi - 1) (1.7.)

где Ri - ранг фирмы на рынке (по убывающей, самая крупная фирма имеет ранг 1); i - доля фирмы[5 с.167-172].

Рассмотрим теперь, от чего зависит преобладание той или иной структуры на рынке. В связи с чем одни отрасли характеризуются почти максимальной конкуренцией, а в других она практически отсутствует, какое число фирм можно считать оптимальным для отрасли и почему.

Главным детерминантами рыночной структуры являются факторы технологического характера, которые в соотношении с величиной спроса ведут к преобладанию на рынке большого или малого числа фирм. Рассмотрим эти факторы.

Минимально эффективный выпуск (МЭВ) - это объем производства (или сбыта), соответствующий минимуму средних издержек отрасли. Эффективное число фирм рынка определяется как отношение размера рынка (спроса в отрасли) к минимально эффективному выпуску. Если на МЭВ приходится 50% рынка, рынок допускает только две эффективные фирмы; если МЭВ покрывает 2% спроса отрасли, в отрасли возможно 50 фирм. При одинаковом спросе чем больше величина МЭВ, тем меньше число фирм допускает отрасль.

Величина МЭВ определяется, как правило, технологическими особенностями производства, хотя в издержки могут входить также расходы на рекламу, НИОКР, излишние административные затраты, чрезмерную дифференциацию товара.

Дифференциация товара - это выпуск различных марок какого-либо товара на одной фирме. В рамках дифференциации возможна специализация фирмы на одной-двух товарных нишах относительно небольшой группы потребителей, предпочитающих данную товарную марку. Критериями дифференциации служат внешний вид товара, его качество, дополнительные услуги по сбыту, предоставляемые фирмой, сроки гарантии. Места продажи товара. Дифференциация товара усиливает рыночную власть фирмы путем создания и поддержания стереотипов поведения потребителей, их приверженность определенной товарной марке через внедрение на рынок имиджа фирмы.

Эластичность и темпы роста спроса. Чем больше эластичность и чем выше темпы роста спроса (изменения числа потребителей данного товара), тем меньше оказывается рыночная власть фирмы. Эластичность спроса ограничивает возможности увеличения цены, поскольку в условиях эластичного спроса рост цен не компенсирует падение объемов сбыта: совокупная выручка фирмы при увеличении цены начинает падать. Тем самым обостряются проблемы конкуренции для фирм, действующих на рынках с эластичным спросом. Темпы роста спроса, изменяя соотношение размера рынка и величины минимально эффективного выпуска отрасли, увеличивают число эффективных фирм на рынке. Что в свою очередь, ведет к ослаблению рыночной власти отдельной фирмы.

Иностранная конкуренция. Наличие дополнительных конкурентов на рынке (в том числе иностранных) сокращает рыночную власть отдельной национальной фирмы, увеличивая степень конкуренции на рынке [7 с.43-47].

Барьеры для входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры для входа на рынок - это такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам фирмы, уже действующие на рынке, могут практически не опасаться конкуренции, в результате чего данный рынок становится рынком несовершенной конкуренции.

К таким же результатам приводит и наличие барьера для выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками (например, производство товара требует узкоспециализированного оборудования, которое нелегко было бы реализовать в случае банкротства фирмы), - следовательно, высок риск деятельности в отрасли, - вероятность входа на рынок нового продавца относительно невысока.

Существует классификация отраслевых рынков по уровню характеристик входных барьеров. Так, входы на отраслевой рынок подразделяются следующим образом:

. Легкий вход - тип рынка характеризуется конкуренцией, близкой к совершенной, с высокой мобильностью капиталов, свободой приобретения ресурсов, а также ценой, стремящейся к равновесной. На таких рынках отсутствуют фирмы, имеющие существенные и устойчивые преимущества в отношении издержек производства;

. Слабо затрудненный (предоствляемый) вход - отдельные функционирующие фирмы могут иметь ощутимые преимущества в отношении затрат, реализуемые, как правило. Посредством минимального повышения цен по сравнению с издержками. Однако, с точки зрения долгосрочной перспективы, этим фирмам выгоднее допускать вхождение на рынок новичков, чем нести затраты по возведению входных барьеров;

. Сильно затрудненный (сдерживаемый) вход - укоренившийся фирмы стремятся максимально затруднить вход новичков; здесь функционируют явно доминирующие фирмы;

. Блокированный вход - функционирует фирма, являющаяся естественным монополистом, или число участников стабильно.

Можно различать два типа входных барьеров: стратегические, формируемые как следствия поведения фирм, и нестратегические (или структурные), выступающие для любых хозяйствующих субъектов как внешняя данность.

Нестратегические барьеры, связанные с фундаментальными условиями функционирования отрасли, имеют три основные разновидности: административные (государственные), социально-экономические и гражданские.

Административные (государственные) барьеры - это как правило, правообеспеченные (посредством законодательных или подзаконных актов) ограничения на ведение определенных видов деятельности (лицензирование на определенные виды бизнеса, распределение квот между фирмами, сертификация оборудования и продукции, установление норм экономического контроля, всевозможные регламенты ввоза и вызова ресурсов, и т.п.). Преодоление таких барьеров требует от хозяйствующих субъектов временных и финансовых затрат.

Однако рассматриваемые барьеры в каждый конкретный период времени способны быть важным рычагом регулирования экономики и приносить доход в казну государства.

Кроме чисто административных барьеров любое государство в рамках законодательного поля задействует барьеры социально-экономические: определяются правила функционирования отраслевых рынков и на них проводиться та или иная промышленная, структурно-инвестиционная политика, налоговая, таможенная и иная экономическая политика.

В хозяйственной практике есть примеры того, как вследствие применения административных и организационно-экономических барьеров подавлялись те или иные виды предпринимательской деятельности. Поэтому от таких административных барьеров нужно отказаться и искать формы гражданского контроля.

Гражданские инициативы обеспечивают состыковку возможностей и интересов государства и бизнеса с многообразием потребностей и интересов как отдельных граждан, так и их объединений. Так, в объединениях разрабатываются кодексы корпоративного поведения. Развивается система отраслевого социального партнерства, куда вход строго ограничен. К гражданским инициативам примыкают барьеры входа, связанные с социально-экономическим характером рынка, характеризующегося степенью насыщенности рынка товарами и платежеспособностью населения (покупателей), наличием системы надежных взаиморасчетов между продавцами и покупателями, системы страховых услуг, оптимистичностью поставок и т.д. Укоренившиеся на рынке фирмы несут меньшие издержки в уровне затрат, а для фирм-новичков эти затраты могут быть и непомерными.

Стратегические барьеры входа на рынок делятся на ценовые и неценовые. Ценовая политика активных фирм определяется объемами предложения и спроса. Возведение барьеров возможно путем ценообразования, ограничивающего вход, например, путем установления цен ниже уровня, максимизирующего прибыль.

Неценовые барьерные стратегии осуществляются либо путем дифференциации продукта труда, либо дополнительного инвестирования в рост производственных мощностей, либо интеграции с третьими лицами. Действующая фирма опять же несет меньше издержек на проведение этой политики, а новичкам такие затраты, как правило, не по плечу [4 с.66-69].

2.     Характеристика типов рыночных структур

.1     Чистая конкуренция

Хорошо известно, что классификация рыночных структур включает модели совершенной и несовершенной конкуренции. При этом модели несовершенной конкуренции подразделяются на монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию [5 с.211].

Рынок, где господствует чистая конкуренция, - исторически самый развитый и простой для ценообразования и обмена. Он состоит из множества продавцов и покупателей одноимённого товара. Ценообразование здесь складывается на основе спроса и предложения. Механизм обмена прост и удовлетворяет всех продавцов и покупателей. Если кто-то из продавцов назначает повышенную цену, его товар не покупается или не реализуется. В то же время некоторые продавцы определяют цену ниже рыночной, так как не хотят терять часть дохода. Продавцы на таких рынках не тратят много времени и средств на реализацию политики цен.

Так как на рынке совершенной конкуренции имеется в наличии большое число продавцов и покупателей, множество фирм, отсутствие ценовой дискриминации, когда производители и покупатели приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели, то доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна. Ни одна из фирм не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (т.е. абсолютно эластична).

Особенностью рынка совершенной конкуренции является то, что цены на продукцию соответствуют точке равновесия спроса и предложения (рис. 2.1).


Р

        Предложение

        А

       

Спрос

        Q

Рис. 2.1. Точка равновесия (А) спроса и предложения

Важным фактором также является мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из неё. В качестве предпосылки рассматривается однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции и абсолютная информированность всех производителей и потребителей [4 с.59-60].

Преимущества чистой конкуренции:

. способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

. вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

. создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

. обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

. нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.

Недостатки свободной конкуренции:

. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

. отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

. не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

. не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

. не гарантирует право на труд, на доход на отдых;

. не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

2.2   Монополистическая конкуренция

Конкуренция в условиях монополистической конкуренции выражается в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция, таким образом, отличается от чистой конкуренции и от чистой монополии численностью субъектов рынка: здесь действует не один монополист и не масса продавцов, их число умеренное. В силу этого каждая отдельно взятая фирма монополизирует не весь рынок, а его часть и имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа субъектов рынка не позволяет им достичь сговора в области объема производимой продукции и политики цен. Следует также иметь в виду, что большое число фирм делает их действия независимыми друг от друга. Реакцию конкурентов в этих условиях можно не учитывать, ибо их много и действия каждой отдельно взятой фирмы не могут быть значимыми.

Лёгкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. В отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.

Важную роль в дифференциации продукции играет неценовая конкуренция. Потребитель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот (и головной боли) при его потреблении. Если купленный товар постоянно ломается, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара[5 с.226-227].

.3     Олигополия

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

Под олигополией следует понимать ситуацию на рынке, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов. Об олигополии обычно говорят тогда, когда господствует малое число фирм на рынке однородного или дифференцированного продукта. Такое положение характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, а также для оптовой торговли.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 10 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида - это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий; олигополия второго вида - положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары.

Если в модели совершенной конкуренции однородность продукции является одним из важнейших факторов, то в случае олигополии продукция может быть как однородной, так и неоднородной.

Немногочисленность продавцов, которым противостоит множество мелких покупателей, также является основной чертой олигополии. Это значит, что покупатели на олигопольном рынке являются ценополучателями. Сами олигополисты являются ценоискателями, каждый из которых понимает, что его поведение оказывает ощутимое влияние на цены, которые могут получить за свои продажи соперники.

Количество субъектов олигополии может быть различным, оно зависит от концентрации продаж продукции в руках той или другой корпорации или фирмы. Обычно фирм бывает не больше десяти. В свою очередь концентрация продаж обусловлена характером издержек и существующими барьерами для вступления в отрасль.

Также характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства.

Дело в том, что крупных фирм в отрасли никогда не может быть много. Уже многомиллиардная стоимость их заводов служит надежным барьером на пути проникновения новых компаний в отрасль. При обычном развитии событий фирма укрупняется постепенно и к тому моменту, когда в отрасли складывается олигополия, узкий круг крупнейших фирм уже фактически определен. Чтобы вторгнутся в него, надо сразу иметь такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия. Поэтому история знает лишь очень небольшое число случаев, когда фирма-гигант создавалась «на пустом месте» путем единоразовых огромных инвестиций.

Но даже если бы нашлись средства на сооружение большого числа гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость рынка ограничена. Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить продукцию тысяч мелких пекарен или авторемонтных мастерских. Однако никому не нужен металл в тех количествах, которые могли бы выплавить тысячи домен-гигантов.

Важнейшим фактором для превращения фирмы в олигополию или для ее вступления в олигополистическую отрасль является эффект масштаба. Дело в том, что существует целый ряд производств, эффективное функционирование которых возможно только по достижении производственными мощностями определенного масштаба. Лишь при том условии становится возможным получение нормальной прибыли при приемлемых издержках производства, что под силу не каждой фирме, ибо требует огромных средств.

Характерной особенностью олигополистической структуры является то, что фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие на олигополистическом рынке, взаимозависимы. При монополистической структуре такого положения не возникает (конкуренты отсутствуют), при совершенной и монополистической конкуренции - также (конкурентов, наоборот, слишком много, и учесть их действия невозможно). Между тем реакция фирм-конкурентов может быть различной, и прогнозировать ее сложно.

2.4   Чистая монополия

Характерным типом отраслевого субъекта в условиях несовершенной конкуренции является монополия [4 с. 60].

Российское антимонопольное законодательство не дает определение понятия «монополия», поскольку в реальности чистых монополий нет. Но есть предприятия, которым присущ главный признак монополии - значительная доля на рынке определенного товара. «Реальной монополией» считается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В таком случае говорят, что фирма занимает «доминирующее положение». Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет от 35% до 65%, если это установлено антимонопольным органом.

Ситуация монополии возникает в случае, если одна из фирм выступает на рынке единственным производителем продукта и у этого продукта нет близких заменителей. Экономический анализ чистой монополии важен потому, что в современных условиях в развитых странах около 5-6 % валового национального продукта производится в условиях, близких к чистой монополии, и общество небезразлично к тому, как функционирует это производство. Важно и то, что изучение чистой монополии позволяет глубже понять сущность олигополии и монополистической конкуренции.

Известно, что в условиях чистой конкуренции фирма не оказывает влияние на цену продукта, она просто приспосабливается к ней. Происходит это потому, что отдельно взятая фирма поставляет на рынок незначительное количество продукции. В противовес этому чистая монополия диктует на рынке цену, ибо является основным поставщиком этого вида продукции.

Основными целями для создания монополистических объединений являются:

.       формирование мощных экономических структур, способных конкурировать на мировом рынке;

2.     освоение новых рынков;

3.      устранение конкурентов на мировом рынке.

На первый взгляд кажется, что при абсолютной монополии монополист обладает полной властью над ценами и объемом продаж. В действительности это не так. Во-первых, объем продаж определяется спросом, который не зависит от производителя или продавца. Во-вторых, монополисту может оказаться выгодным самому снизить устанавливаемые им цены с целью увеличения объема продаж. Вместе с тем власть монополиста над рынком велика, особенно если это предметы первой необходимости. Поэтому государство препятствует возникновению и существованию абсолютно монополистических рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого на рынке продукта или особыми правами его собственника.

Различают три основных вида монополии: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия - это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в силу отсутствия конкуренции связанного с технологическими особенностями производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим спроса на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на товары субъектов естественных монополий.

Рождение таких монополий может происходить из-за барьеров для конкуренции, возведенных природой, - природные монополии (разработка месторождений уникальных полезных ископаемых) или продиктовано техническими экономическими) причинами (например, обслуживание единой канализации, водовода в поселении) [4 с.60].

Федеральным законодательством определены следующие подлежащие регулированию субъекты естественных монополий в сферах:

.       транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2.      транспортировки газа по трубопроводам;

.        услуг по передаче электрической и тепловой энергии;

.        железнодорожных перевозок;

.        услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов;

.        услуг общедоступной электрической и почтовой связи.

В экономической литературе выделяют 2 типа естественных монополий, ее виды представлены на рис 2.2.



Типы естественных монополий 


















Природные монополии  


Технико-экономические монополии 

Рис. 2.2. Типы естественных монополий

Рождение природных монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

Технико-экономические монополи можно называть монополиями, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Административная монополия возникает в силу действия государственных органов власти. Это представление исключительного права на выполнение определенного рода деятельности (например, лицензирование видов деятельности, аттестация и аккредитация отдельных профессий (профессиональных бухгалтеров и аудиторов, выпуск денежных знаков и т.д.)).

Экономическая монополия развивается на основе закономерностей роста масштабов производства за счет концентрации производства за счет концентрации производства и капитала. Чтобы победить в конкурентной борьбе, предприниматели вводят новые продукты труда, технологии, новую технику, увеличивая масштабы производства и снижая затраты на производство и реализацию продукции.

Конкурирующие фирмы либо разоряются (подвергаются процедуре банкротства), либо объединяются сначала в картели, синдикаты, а затем в другие фирмы объединений. Картели и синдикаты, а также корнеры запрещаются российским антимонопольным законодательством, если они не докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

Картель - это объединение самостоятельных хозяйствующих субъектов путем принятия соглашения об объемах выпуска, рынках сбыта и ценах на однородную для всех продукцию.

Синдикат - объединение предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют юридическую самостоятельность, но реализуют свои товары через общую сбытовую структуру.

Корнер - это соглашение о скупке, изъятии с рынка какого-либо товара с целью создания искусственного дефицита, а затем продаже этого товара по повышенной цене [4 с. 61].

Монопольный рынок позволяет фирме получать самую большую из возможных прибылей рыночных структур за счет наибольшего сокращения выпуска отрасли по сравнению с состоянием рынка совершенной конкуренции и назначать соответственно самую высокую цену.


3. Особенность структуры рынков нефтяной и газовой отрасли

.1     Олигополия в нефтяной отрасли

Нефтегазовая промышленность - это сектор народного хозяйства, представляющий совокупность предприятий и организаций, которые обеспечивают разведку углеводородного сырья, строительство производственных объектов, добычу, транспортировку, переработку, реализацию нефти, газа и продуктов их переработки.

По объему добычи нефти России занимает 3 место в мире вслед за США и Саудовской Аравии. В Западной Сибири добывается самая дешевая и качественная нефть в России. В табл. 3.1. приводиться динамика добычи и запасов нефти по России в период с 2004 по 2009 гг.

Таблица 3.1. Добычи и запасов нефти по годам в РФ

Показатель

Годы


2004

2005

2006

2007

2008

2009

Добыча нефти, млн. т

348

380

421

459

470

480

Прирост запасов нефти, млн. т

300

260

380

239

285

353

Кратность восполнения запасов нефти

0,9

0,7

0,9

0,5

0,6

0,7


В течение 2004-2009 гг. сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственным участием. В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 2004 г. по 2009 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза - с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых автозаправочные станции (АЗС) за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%.

Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов.

Вертикально-интегрированные нефтяные компании - это крупные акционерные компании, контроль за которыми может находиться как в руках государства (компания «Роснефть» и др.), так и в руках частных акционеров («ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и др.).

Более 80% нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК (табл.3.2.). Почти вся добытая ВИНК нефть направляется на переработку на собственные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и на экспорт. Доля свободного рынка нефти от общего объема поставок нефти в Российскую Федерацию составляет около 15-20%. Небольшой сегмент независимого от ВИНК рынка нефти в основном ограничен поставками на НПЗ Уфимской группы и на Московский НПЗ: 40% свободного рынка формируется на Уфимской группе НПЗ, около 20% - на Московском НПЗ, на иных НПЗ - по 5-7%. Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНК. Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количества крупных трейдеров. Независимые компании, не имея возможности использовать мощности НПЗ со своей нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке по цене, включающей маржу сбытов ВИНК или трейдеров.


Таблица 3.2. Добыча нефти крупнейшими российскими компаниями в 2003-2010 гг., млн.т

Компания

Годы


2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Лукойл

53,4

62,2

74,1

75,3

78,9

84.1

87,8

90,4

Роснефть

12,6

13,5

15,0

16,1

19,6

21,6

74,4

81,7

ТНК-ВР

39,6

39,2

50,7

61,6

70,3

75,3

72,4

Сургутнефтегаз

37,6

40,6

44,0

49,2

54,0

59,6

63,9

65,6

Газпром

9,9

10,

10,6

10,8

11,0

12,0

12,8

13,4


На рис. 3.1. представлена гистограмма распределения добычи нефти между крупнейшими компаниями РФ за период 2003-2010 гг.

Рис. 3.1. Динамика добычи нефти в 2003-2010 гг. по компаниям, млн.т

Основными проблемами, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие участники рынка, являются: ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по переработки нефти; ограничение или отсутствие возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы; ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов; наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов; наличие у ВИНК большого административного ресурса; высокие первоначальные затраты [6, с.162].

Доминирование ВИНК при крупно оптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов. Оптовые поставки нефтепродуктов с НПЗ ВИНК своим региональным сбытам производятся в приоритетном порядке (объемы, цены). При этом существует негласное правило: ВИНК не продает нефтепродукты оптом в регионы, где присутствует сбыт данного ВИНК. Это вынуждает независимых участников рынка либо закупать нефтепродукты у сбыта ВИНК, либо искать альтернативные схемы поставки (поставка партии частями из разных регионов, через соседние регионы с арендой мощностей по хранению, с использованием автотранспорта и др.), что приводит к нерентабельности работы. Создание же новых мощностей по хранению нефтепродуктов зачастую нецелесообразно, в связи с наличием уже существующих мощностей (включая законсервированные), достаточных для удовлетворения спроса на услуги по хранению. В 67 субъектах Российской Федерации (более 75%) на рынках хранения нефтепродуктов присутствуют хозяйствующие субъекты, доминирующие (в т.ч. совместно) с долей более 50%, в 57 регионах это сбыты ВИНК. Экономическая концентрация на рынках хранения нефтепродуктов характеризуется подавляющим преобладанием единоличного доминирования: из 67 монополизированных рынков на 59 - долю более 50% занимает одна компания, в 50 регионах это сбыты ВИНК, в 9 - независимые участники рынка. Более 50% АЗС принадлежат независимым операторам. Вместе с тем, в 62 регионах присутствуют хозяйствующие субъекты, которые доминируют (в том числе совместно) на рынках розничной реализации различных нефтепродуктов, и во всех 62 случаях на рынках присутствуют сбыты ВИНК. В 57 регионах ВИНК единолично доминируют на рынках розничной реализации нефтепродуктов, независимые компании - в 18.

На рис. 3.2. представлен рейтинг ВИНК по добыче нефти с газовым конденсатом в 2008 г.

Рис. 3.2. Рейтинг ВИНК России по добыче нефти с газовым конденсатом в 2008 г, %

Первое место по добыче нефти с газовым конденсатом занимает Лукойл, второе - ТНК-ВР, третье - Сургутнефтегаз.

На 1 января 2009 г. эксплуатационный фонд нефтедобывающих скважин по нефтяной отрасли России увеличился по сравнению с 1 января 2008 г., на 1315 единиц (+0,8%) и составил 158 444 скважины.

Неработающий фонд скважин по отрасли в 2008 г., по сравнению с 2007 г., уменьшился на 427 единиц (или на -1,7%) и составил 25 359 скважин или 16,0% эксплуатационного фонда (табл. 3.3).

Таблица 3.3. Использование фонда нефтяных скважин в 2008 г. по компаниям, единиц

Компания

Эксплуатационный фонд скважин

Фонд скважин, дающих продукцию

Неработающий фонд скважин

Бездействующий фонд скважин

Лукойл

28 097

23 964

4 133

2 928

Роснефть

239

230

9

6

Газпром

5 508

4 960

548

376

Сургутнефнегаз

18 124

16 763

1 361

984

ТНК-ВР

21 519

15 224

6 295

5 549


Рассчитаем индекс концентрации, пользуясь данными табл. 3.4.

Таблица 3.4. Данные для расчета индексов концентрации и Херфиндаля-Хиршмана за 2008г.

Компания

Выручка в млн. долл.

Рыночная доля, %

Лукойл

69971

49,5

Роснефть

7980

5,6

Газпром

7785

5,5

Сургутнефнегаз

21546,7

15,2

ТНК-ВР

34098

24,1


Получаем, что CR1=49,5% (Лукойл), то есть отрасль средне концентрирована. CR3=49,5%+24,1%+15,2%=88,8% (Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз), здесь, уже по трем предприятиям, мы видим, что отрасль высококонцентрирована.

Определим индекс Херфиндаля-Хиршмана: HHI = 49,52 + 5,62 + 15,22 + +5,52 + 24,12 = 3323,8. Это значение индекса свидетельствует о высококонцентрированном рынке и более слабой степени конкуренции на рынке, что подтверждает число продавцов не велико.

На основе приведенных расчетов и построенных гистограмм можно сделать вывод, что компания «Лукойл» занимает лидирующее место по добыче нефти за период 2003-2010 гг., по добыче нефти с газовым конденсатом в 2008 г., по эксплуатационному фонду скважин и фонду скважин дающих продукцию в 2008 г. среди других российских ВИНК. На втором месте - «ТНК-ВР», на третьем - «Сургутнефтегаз».

Внутренняя цена на российскую нефть формируется в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным транспортом) к продаже ее давальцам для переработки на НПЗ. Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России. Фактически внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен. Основной объем предложения нефти на свободном внутреннем рынке формируется регулярными продажами ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР» и независимыми малыми добывающими компаниями. ОАО «Лукойл» и ОАО «НК «Роснефть» также осуществляют поставки нефти на внутренний рынок. Однако торги ОАО «НК «Роснефть» при продаже нефти внутри страны характеризуются непрозрачностью и нестабильностью предложения объемов, ОАО «Лукойл» продает весь объем, а ОАО «ТНК-ВР» большую часть, с использованием ценовых формул, зависящих от мировых котировок. Таким образом, внутренняя цена на нефть формируется на свободном рынке только при поставках нефти ОАО «Сургутнефтегаз» (500-800 тыс.т. в месяц), малыми добывающими компаниями (100-300 тыс.т. в месяц) и ОАО «ТНК-ВР» (оценочно 100-300 тыс.т. в мес.) независимым участникам рынка для переработки на Уфимской группе НПЗ, Московском НПЗ и некоторых других НПЗ, что составляет лишь 4-7% от общего объема переработки нефти в Российской Федерации (18-20 млн.т. в мес.). Исходя из этого, цена на нефть в России определяется в результате баланса спроса и предложения на относительно небольшие объемы нефти и не отражающие баланс рынка в целом.

Уровень цен зависит от конъюнктуры внешнего рынка, системы налогообложения, соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке, текущей экономической ситуации в стране. По разным оценкам, цены могли быть ниже от 10 до 20 процентов. Повышенные цены на заправках поддерживаются из-за завышенных (вследствие нарушений антимонопольного законодательства в 2008 и 2009 годах) цен в оптовом звене.

Цена на нефть, точнее, котировки нефти - важнейший показатель для российского фондового рынка. Динамику котировок нефти диктует, в основном, экономическая ситуация в США. Динамика цены на нефть за период с 2004 по 2011гг (на конец года) представлена на рис. 3.3.

Рис. 3.3. Динамика цены на нефть за период 2004-2011 гг, баррель

Согласно представленному графику следует, что цена на нефть в 2011 г. увеличилась на 66, 7 баррель по сравнению с 2004 г. Наблюдается спад цены в 2008 г. на 54,7 баррель по сравнению с предыдущем годом, это связано с экономическим кризисом.

Одним из вариантов ценового поведения на олигополистических рынках является «лидерство в ценах». Существование нескольких олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме ценовой конкуренции привела бы только к общим потерям. У олигополистов есть общий интерес для удержания единых цен и недопущения «ценовых войн». Это достигается с помощью негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера. Последняя - это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара, остальные же фирмы принимают ее.

Развитию конкуренции на внутреннем рынке нефтепродуктов должны также способствовать меры по развитию глубокой переработки нефти, повышению экономической привлекательности инвестиций в нефтепереработку. Существенным фактором, оказывающим влияние на уровень и динамику внутренних цен на нефтепродукты, является монополизированная система реализации нефтепродуктов внутри страны, характеризующаяся непрозрачным ценообразованием и закрытостью хозяйственных отношений между участниками рынка. По сложившейся практике, нефтепродукты, производимые ВИНК на собственных НПЗ реализуются оптом в следующем порядке приоритетности:

) экспорт;

) сбытовые компании, входящие в данную ВИНК;

) независимые участники рынка.

Сбытовая политика ВИНК влияет на рынок в периоды сезонного роста спроса на нефтепродукты, когда независимые участники испытывают острый дефицит продукта, в то время как компании ВИНК такого дефицита не ощущают. В сентябре-октябре 2011 г. в европейской части Российской Федерации возник локальный дефицит дизельного топлива, сопровождавшийся существенным ростом цен (динамика потребительских цен на бензин представлена в табл. 3.5. и 3.6.). В результате проведенного анализа ФАС России установлено, что дефицит возник вследствие сокращения поставок дизтоплива на внутренний рынок: экспорт был более привлекателен в связи с резким ростом мировых цен на нефть и дизтопливо и ожиданием последующего повышения таможенной пошлины, при этом одновременно сразу на 6 НПЗ Российской Федерации проводились ремонтные работы. Некоторое увеличение производства дизельного топлива для поставки на экспорт и покрытия дефицита произошло за счет сокращения производства авиакеросина (близкие по составу фракции), что привело к нестабильности цен (рост 30%). Реализация нефтепродуктов с НПЗ ВИНК независимым участникам происходит на полузакрытых торгах (или при отсутствии таковых), в которых могут принять участие приближенные к ВИНК компании. Как правило, схема таких продаж поощряет коррупцию среди менеджмента ВИНК, который создает «бумажные» посреднические структуры. Таким образом, действительно независимые от ВИНК компании не имеют возможности купить продукт непосредственно с НПЗ ВИНК и приобретают его у таких посредников по завышенной цене. Кроме того, при продаже оптовых партий нефтепродуктов с НПЗ ВИНК повсеместно выставляется условие запрета на их розничную продажу в регионах, где располагаются автозаправочные комплексы данной ВИНК. Такая сбытовая политика, проводимая практически всеми ВИНК, стимулирует неэффективоность и необоснованные издержки на логистику, «бумажных» посредников, излишние запасы и т.д. Все это способствует формированию необъективных, завышенных цен на нефтепродукты.

Подобное устройство рынка, порожденного и поддерживаемого всеми крупнейшими ВИНК, наносит ущерб эффективности самим ВИНК. Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влияния различных ВИНК в оптовом и розничном сегментах. Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы продаж нефтепродуктов, способствует недоверию между ВИНК - каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего, как правило, доминирующего влияния. Общее описание сложившейся структуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНК нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга. Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами между ВИНК, этого не происходит. Таким образом, по мнению ФАС России, негативное влияние на эффективность работы компаний и свободное ценообразование на нефть и нефтепродукты в России вертикальной интеграции может быть устранено через существенное повышение прозрачности при операциях с нефтью и нефтепродуктами и вовлечение в торговый оборот нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ВИНК.

Таблица 3.5. Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо по России, руб/л


2011 год


18 июля

25 июля

1 августа

8 августа

Бензин автомобильный

25,50

25,57

25,67

25,88

В том числе:

А-76 (АИ-80)

23,57

23,63

23,72

23,87

АИ-92

25,51

25,58

25,69

25,91

АИ-95

27,37

27,43

27,54

27,77

Дизельное топливо

24,47

24,48

24,56

24,72


Повышение стоимости бензина зафиксировано в 65 центрах субъектов РФ - на 3,6% (до 26,22 руб./л). В 16 центрах субъектов РФ цены на автомобильное топливо остались на уровне предыдущей недели.

Таблица 3.6. Динамика потребительских цен на бензин и дизельное топливо, %


2010 год

8 августа 2011г. к


18 июля

25 июля

1 августа

8 августа

25 июля 2011г.

декабрю 2010г.

Бензин автомобильный

100,1

100,3

100,4

100,8

101,2

112,5

В том числе:



А-76 (АИ-80)

100,1

100,3

100,4

100,6

101,0

119,3

АИ-92

100,2

100,3

100,4

100,9

101,3

110,5

АИ-95

100,2

100,2

100,4

100,8

101,2

109,7

Дизельное топливо

100,0

100,0

100,3

100,7

101,0

107,0


Потребительские цены на бензин в среднем по стране с 1 по 7 августа 2011 года увеличились по сравнению с предыдущей неделей на 0,8%. Таким образом, средняя стоимость одного литра бензина в России сейчас составляет 25,88 рублей. По маркам бензина больше всего подорожал Аи-92.

Согласно отчету Федеральной службы государственной статистики РФ, стоимость бензин марки А-76 увеличилась на 0,6% и составила 23,87 рублей за литр, стоимость марки Аи-92 выросла на 0,9%, до 25,91 руб./л, цена марки Аи-95 повысилась на 0,8%, до 27,77 рублей за литр. Стоимость дизельного топлива также стала больше на 0,7% и составляет на 8 августа 24,72 рубля за литр.

Определим количество участников рынка, а также объемы выпуска продукции на каждом из них. Таким образом, мы выявили всех участников рынка, определили объемы выпуска автобензина трех марок, а также нашли совокупные объемы производства по каждому виду продукта, определили доли участников рынка автобензина. Эти данные сгруппируем в табл. 3.7.

Таблица 3.7. Данные для расчета индексов концентрации и Херфиндаля - Хиршмана за 2008 г.

Компания

АИ -76

АИ - 92

АИ - 95


Объем производства бензина, тыс.т

Рыночная доля, %

Объем производства бензина, тыс.т

Рыночная доля, %

Объем производства бензина, тыс.т

Рыночная доля, %

Лукойл

2148,3

32,7

1520,2

34,5

203,7

39,3

ТНК-ВР

2599,6

39,5

1260,8

28,6

108,4

20,8

Роснефть

513,3

7,8

1075,3

24,4

138,2

26,6

Сургутнефтегаз

1097,3

16,7

540,4

12,3

66,5

12,8

Газпром

216,8

3,3

11,2

0,3

2,1

0,4


По данные табл. 3.7 можно сделать выводы о том, что лидером по производству бензина марки АИ - 76 является ТНК-ВР, его доля рынка составляет 39,5%. На втором месте Лукойл, доля рынка которого - 32,7% и на третьем месте Сургтнефтегаз - 16,7%. Лидером по производству автобензина марки АИ - 92 является Лукойл, доля которая составляет 34,5%. На второй позиции ТНК-ВР -28,6%, а на третьей - Роснефть с долей рынка 24,4%. На рынке бензина АИ - 95 лидирует также Лукойл (39,3%), второе место занимает Роснефть (26,6%), а на третьем месте -ТНК-ВР, доля рынка которого 20,8%. Благодаря выявленным лидерам на рынках автобензина можно определить показатели рыночной концентрации.

Коэффициент рыночной концентрации для рынка бензина марки АИ - 76: CR3=39,5%+32,7%+16,7%=88,9%.

Коэффициент рыночной концентрации для рынка бензина марки АИ - 92: CR3=34,5%+28,6%+24,4%=87,5%.

Коэффициент рыночной концентрации для рынка бензина марки АИ - 95: CR3=39,3%+26,6%+20,8%=86,7%.

Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана для рынка бензина марки АИ - 76: HHI = 32,72 + 39,52 + 7,82 + 16,72 +3,32 = 2980,2.

Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана для рынка бензина марки АИ - 92: HHI = 34,52 + 28,62 + 24,42 + 12,32 + 0,32 = 2754,9.

Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана для рынка бензина марки АИ - 95: HHI = 39,32 + 20,82 + 26,62 + 12,82 + 0,42 = 2848,7.

Полученные данные свидетельствуют о том, что рынок автобензина в 2008 г. был высококонцентрированным. Такой тип рынка характеризуется наличием большого числа производителей с приблизительно равными объемами производства. Безусловно, на рынке существовали лидеры, но на тот момент времени они не обладали достаточной долей рынка, чтобы занять высокие позиции и приблизиться к монопольной власти.

Олигополии характеризуются взаимозависимостью. Взаимосвязь субъектов олигополии особенно четко проявляется в ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену, другие немедленно отреагируют на подобное действие, ведь в противном случае они потеряют покупателей на рынке. Взаимозависимость в действиях выступает универсальным свойством олигополии.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах. Практически на всех территориях России, уровень конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (их дочерними структурами).

Задача ФАС - это недопущение появления новых сговоров, олигополий, завышения цен. В рамках программы развития конкуренции предусматривается совершенствование налоговой системы, рост объемов продаж на открытых торгах, повышении прозрачности сделок, сокращение административных барьеров для входа в отрасль.

3.2 Монополия в газовой отрасли

Газовая промышленность - один из наиболее стабильно работающих элементов топливно-энергетического комплекса и всей экономики России. Доля газа в первичном топливно-энергетическом балансе страны составляет около 50 %. Россия занимает первое место в мире по добыче, разведанным запасам и прогнозным ресурсам газа и обеспечивает около 25 % его мирового производства. Россия - крупнейший в мире экспортер газа, обеспечивающий более 40 % международных поставок. В табл. 3.8. приводиться динамика добычи и запасов газа по России в период с 2004 по 2009 гг.

Таблица 3.8. Добычи и запасов газа по годам в РФ

Показатель

Годы


2004

2005

2006

2007

2008

2009

Добыча газа, млрд. м3

581

595

620

634

640

656

Прирост запасов газа, млрд. м³

500

514

560

582

660

560

Кратность восполнения запасов газа

0,9

0,9

0,9

0,9

1,0

0,9

Объем разведочного бурения на нефть и газ,  тыс. м

1847

1105

1080

925

804

923



В современной организационной структуре газовой промышленности России главным производителем и поставщиком газа является ОАО «Газпром» (табл. 3.9.). ОАО «Газпром» - вертикально-интегрированная газовая компания, контролируемая государством. В отличие от ВИНК, «Газпром» включает как добывающие, перерабатывающие и сбытовые подразделения, так и транспортные и занимает монопольное положение на российском газовом рынке. ОАО «Газпром» является ядром газовой отрасли. В состав группы компаний ОАО «Газпром» входят 62 организации с 100 % долевым участием ОАО «Газпром», в том числе 6 газодобывающих и 17 газотранспортных обществ с ограниченной ответственностью.

Таблица 3.9. Динамика добычи природного газа и нефтяного газа по компаниям в России в 2003-2010 гг., млрд. м3

Компания

Годы


2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ОАО «ГАЗПРОМ»

545,6

523,2

515,5

519,9

540,2

542,8

547,1

550,3

Независимые производители природного газа

18,6

30,0

33,2

40,8

39,5

45,5

44,4

46,3

в т.ч. НОВАТЭК

0

0

0

14,2

19,8

20,9

25,4

28,8

Нефтяные компании

27,8

31,0

32,2

34,0

40,5

44,9

49,0

58,5

в т.ч. ЛУКОЙЛ

3,4

3,6

4,3

4,1

4,8

5,0

5,8

14,1

Роснефть

4,9

5,6

6,1

6,4

7,0

9,4

13,0

13,6

ЮКОС

1,5

1,6

1,7

2,4





Газпром нефть

1,3

1,6

1,4

2,0

2,0

2,0

2,1

Сургутнефтегаз

11,1

11,1

11,1

13,3

13,9

14,3

14,4

14,6

ТНК-ВР

3,7

5,8

5,5

4,8

6,8

8,0

8,7

8,7

Татнефть

0,7

0,7

0,8

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

Башнефть

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,3

Славнефть

0,7

0,7

0,7

0,6

0,8

0,9

1,0

1,0

Русснефть

0

0

0

0

0,7

0,8

1,1

1,6

Операторы СРП

0

0

0,3

0,2

0,2

0,3

0,5

1,0

Россия в целом

592,1

581

595

620

634

640

656

678,2


В последние годы в структуре добычи газа произошло некоторое сокращение доли ОАО «Газпром» (на 8 % в период 2003-2010 гг.) при одновременном увеличении доли независимых производителей природного газа и нефтяных компаний. В 2003 г. ОАО «Газпром» добыл 92%, независимые производители природного газа - 3%, нефтяные компании - 5%; в 2010 г. доля ОАО «Газпром» составила 84,9% общего объема добычи.

Рассчитаем индекс концентрации, пользуясь данными табл. 3.10.

Таблица 3.10 Данные для расчета индексов концентрации и Херфиндаля-Хиршмана за 2008г.

Компания

Выручка, млн. руб.

Рыночная доля, %

Газпром

998

62,8

Роснефть

151

9,5

Лукойл

115

7,2

Сургутнефнегаз

120

7,5

ТНК-ВР

98

6,1

Татнефть

52

3,4

Башнефть

56

3,5


Получаем, что CR1=62,8% (Газпром), то есть отрасль высоко концентрирована. CR3=62,8%+9,5%+7,5%=79,8% (Газпром, Роснефть, Сургутнефтегаз), здесь, уже по трем предприятиям, мы видим, что отрасль высококонцентрирована.

Определим индекс Херфиндаля-Хиршмана: HHI = 62,82 + 9,52 + 7,22 + +7,52 + 6,12 +3,42 +3,52 = 4203,3. Это значение индекса свидетельствует о высококонцентрированном рынке и более слабой степени конкуренции на рынке, что подтверждает число продавцов не велико. В основном это значение составляет Газпром, это подтверждает, что предприятие занимает монопольное положение на российском газовом рынке.

На рис. 3.4. представлена динамика удельного веса ОАО «Газпром» в суммарной добыче газа по России.

Рис. 3.4. Динамика удельного веса ОАО «Газпром» в суммарной добыче газа по России, %

Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.

С момента принятия соответствующего Федерального закона в 2006 году «Газпром» получил исключительное право на поставку газа за пределы России <#"531365.files/image008.gif">

Рис. 3.5. Экспорт природного газа из России в 2007 г.

Рис. 3.6. Экспорт природного газа из России в 2008 г.

Экспорт газа в 2008 г. вырос на 13,9%, до 131,11 млрд м3. Причем, поставки в страны Западной Европы увеличились на 22,2%, до 65,17 млрд м3, в страны Центральной Европы - на 38%, до 23,92 млрд м3. В то же время государства СНГ и Балтии получили 42,02 млрд м3 российского газа, что на 5,5 % меньше поставок в этом направлении, осуществленных в 2007 г.

На рис. 3.7. представлена динамика объема продаж газа в России «Газпромом», млрд м3 за период 2001-2010 гг.


Рис. 3.7. Динамика объема продаж газа в России «Газпромом», млрд м3 за период 2001-2010 гг.

В 2010 году Группой «Газпром» реализовано 480,4 млрд куб. м газа. Из них на российский рынок поставлено 262,1 млрд куб. м, на рынки стран СНГ и Балтии -70,2 млрд куб. м, в дальнее зарубежье -148,1 млрд куб. м.

В 2010 году наблюдалось восстановление мировой экономики, что привело к росту потребления газа в мире. На российском рынке рост потребления газа в 2010 году составил 6,5%. На основном экспортном рынке «Газпрома» - европейском - уровень потребления газа уже превысил докризисные значения. Рекордные значения потребления газа в Европе были обусловлены как погодными условиями, так и восстановлением экономики европейских стран.

Чистая выручка за 2010 год от продажи газа в Европу и другие страны снизилась на 6 228 млн руб., или на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., и составила 1 099 225 млн руб. Это объясняется, главным образом, снижением средних расчетных цен, выраженных в рублях (включая акциз и таможенные пошлины), на 3%. Чистая выручка от продажи газа в страны бывшего Советского Союза увеличилась на 140 208 млн руб., или на 45%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., и составила 450 137 млн руб. Рост продаж по данному сегменту объясняется увеличением объемов продаж газа в натуральном выражении на 24%, или на 13,5 млрд куб. м, что было усилено ростом на 10% средних расчетных цен, выраженных в рублях (включая таможенные пошлины, за вычетом НДС). Показатели чистой выручки от продажи газа за 2009 и 2010 года представлены на рис. 3.8.

Рис. 3.8. Показатели чистой выручки от продажи газа в РФ

Это объясняется, главным образом, увеличением средней цены продажи газа на внутреннем рынке, устанавливаемой Федеральной службой по тарифам, что было усилено увеличением реализованных объемов газа на 1%, или на 3,8 млрд. куб. м.

Технологическая особенность естественной монополии определяет основную проблему данной отрасли - невозможность конкурентного решения («первого оптимума» в экономики).

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Система государственного регулирования экономикой, сформированная во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. При этом одним из главных инструментов, ограничивающих монополистическую деятельность, основой, создающей гарантии для существования конкуренции, является антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство - это законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие создаю монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции», пресекает злоупотребления со стороны монополистов (хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара). Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.

рыночная структура олигополия монополия

Заключение

В курсовой работе была показана структура товарного рынка России. Были изучены типы рыночных структур, рассмотрены особенности рыночных структур нефтегазового комплекса.

Условия, в которых протекает хозяйственная деятельность, весьма разнообразны, поэтому решения, принимаемые продавцами и покупателями, существенно различаются в конкретных рыночных ситуациях. Для того чтобы облегчить анализ этих ситуаций, их необходимо каким-либо образом классифицировать. В экономике принята их классификация по критерию количества экономических субъектов, выступающих как на стороне предложения, так и на стороне спроса. В соответствии с этим критерием различают четыре основные рыночные структуры:

.       Чистая конкуренция;

2.      Монополистическая конкуренция;

.        Олигополия;

.        Чистая монополия.

Для определения типа рыночной структуры можно использовать показатели рыночной власти фирмы. К таким показателям относят индекс Бейна, Индекс Тобина, индекс Лернера, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации, коэффициент относительной концентрации, коэффициент энтропии, дисперсия рыночных долей, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана.

Рынок, где господствует чистая конкуренция, - исторически самый развитый и простой для ценообразования и обмена. Он состоит из множества продавцов и покупателей одноимённого товара.

Конкуренция в условиях монополистической конкуренции выражается в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция, таким образом, отличается от чистой конкуренции и от чистой монополии численностью субъектов рынка: здесь действует не один монополист и не масса продавцов, их число умеренное.

Под олигополией следует понимать ситуацию на рынке, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Ситуация монополии возникает в случае, если одна из фирм выступает на рынке единственным производителем продукта и у этого продукта нет близких заменителей.

Нефтяная промышленность особенно важна для экономики России, поскольку несмотря на все попытки уйти от сырьевой зависимости, нефтяная промышленность является важнейшим источником доходов государства. Деятельность нефтяников во многом определяет уровень поступления доходов в бюджет государства. За счет этих поступлений в свое время был сформирован Стабилизационный фонд.

Если говорить об отрасли, то она носит олигополистический характер. Рынок нефтепродуктов контролируются несколькими ВИНК. ВИНК контролируют объемы добычи нефти, объемы сбыта внутри страны и на экспорт, процессы ценообразования. Рынки сбыта внутри страны также разделены между ведущими ВИНК.

После сравнения крупных российских компаний можно сделать вывод, что компания «Лукойл» занимает лидирующее место по добыче нефти за период 2003-2010 гг., по добыче нефти с газовым конденсатом в 2008 г., по эксплуатационному фонду скважин и фонду скважин дающих продукцию в 2008 г. среди других российских ВИНК. На втором месте - «ТНК-ВР», на третьем - «Сургутнефтегаз».

Олигополии характеризуются взаимозависимостью. Взаимосвязь субъектов олигополии особенно четко проявляется в ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену, другие немедленно отреагируют на подобное действие, ведь в противном случае они потеряют покупателей на рынке. Взаимозависимость в действиях выступает универсальным свойством олигополии.

В силу такой структуры рынка, важности рынка для экономики всей страны регулированию рынка уделяется большое внимание со стороны государства, в частности Федеральной антимонопольной службы (ФАС). ФАС отмечает, что практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, существуют завышенные цены.

Когда на рынке много фирм - действует конкуренция, снижающая цены на товары и услуги. Если в отрасли одна компания - это монополия контролирует объем продаж и устанавливает монопольно высокую цену.

«Газпром» - это пример естественной монополии в России, он является крупнейшим экспортёром. Создание конкурентного рынка газа в России в настоящее время практически невозможно. Это может произойти лишь в том случае, если все месторождения на севере Западной Сибири будут исчерпаны. Тогда менее выгодные месторождения станут более востребованными.

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства.


Список использованных источников

1. Зайцев Н.А. Экономика промышленного предприятия. М.: «ИНФРА - М», 2008.

. Земенкова Ю.Д. История и перспективы развития нефтегазовой промышленности и топливно-энергетического комплекса: Учебное пособие. - СПб.: Недра, 2008.- 224с.

. Красникова Е. Рыночная трансформация российской экономики как процесс первоначального капитала. «Учебник. Вопросы экономики» №2, 2006.

4. Максимова В. Ф. - Рыночная экономика. Учебник. Т. 1. Теория

рыночной экономики. Часть 1. Микроэкономика. - М.: «Совмин-ТЭК»,2006.-168с.

. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли: учебное пособие. М: ИНФРА-М - 2009, 309 с.

. Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник для экономического факультета СПбГУ. - М.: ЗАО, 2009. - 815 с.

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 512с.

. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. Пособие. - М.: ИД Юрайт, 2010. - 906 с.

. Россия и страны мира: Стат.сб/Росстат.-М.,2008.-361с

10. Рынок его функции и структура. Рефераты на 5 баллов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://5ballov.qip.ru/referats/preview/17609 (дата обращения 04.10.2011).

11. Руднева Л.Н., Краснова Т.Л., Ёлгин В.В. Основы экономической деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности. Учебник для вузов.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. - 248 с.

12. Рыночные структуры и виды конкуренции. Золотая коллекция 2007: рефераты и сочинения [Электронный ресурсы]: интеракт.учебник.- ООО «БИЗНЕССОФТ», Москва, 2007г. - 1 электрон.диск (CD-ROM)

13. Современная экономическая теория [Электронный ресурс]: Режим доступа: www. modern-econ.ru (дата обращения 06.10.2011).

14. Структура рынка [Электронный ресурс]: Режим доступа: <http://www.cooldoclad.narod.ru/> (дата обращения 29.09.2011).

. Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ О естественных монополиях

. Шафраник Ю.К. Нефтегазовый фактор России: Москва, 2006-160с.

. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: учебник. - М.: Наука, 2007 - 569с.

Похожие работы на - Структура рынка и типы рыночных структур

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!