Стратегия интернационализации компании 'Starbucks'
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра мировой экономики и
международного менеджмента
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
На тему: Стратегия
интернационализации компании Starbucks
по дисциплине «Международный
маркетинг и стратегический менеджмент»
Санкт-Петербург
г.
Оглавление
Резюме
. Бизнес-идея проекта.
. Выбор страновых рынков.
. Выбор способа выхода на страновые рынки.
. Выбор сегментов потребителей.
. Определение целей и стратегий маркетинга.
. Продуктовый микс.
. Контрактно-ценовой микс.
. Сбыто-распределительный микс.
. Коммуникационный микс.
. Организация и бюджет.
. Стратегический план международного маркетинга
Список литературы:
Приложения.
Резюме
Когда путешествуешь по миру, иногда хочется чего-то знакомого. И это
что-то - кофейни Starbucks. Где бы ты ни был, там будет кофейня Starbucks
Coffee Company. Эта кофейная компания меньше чем за тридцать лет выросла из
небольшого регионального бизнеса до мирового лидера в индустрии кофе. Рост
компании значителен - начав в 1985 году с одного кафе, сегодня число кофеен
Starbucks неумолимо приближается к 20 тысячам более чем в 60 странах, при этом
сохранив свою первоначальную изюминку.
История компании Starbucks началась в 1971 году, когда три друга и любителя кофе - Джерри Болдуин,
Зев Сигл и Гордон Боукер решили открыть свой магазин по продаже кофе в Сиэтле.
Каждый из них вложил по 1350$ и взял кредит еще на 5000$. Так появился на свет
первый магазин Starbucks, название которого связанно с героем известного
американского романа Германа Мелвила «Моби Дик», а интерьер помещения
задумывался в классическом морском стиле. В 1982 году Говард Шультц
присоединяется к Starbucks в
качестве директора по розничным операциям и маркетингу, который позднее сделал
компанию одной из крупнейших кофеен в мире.
Целью данной работы, является анализ опыта крупной международной компании
Starbucks по освоению российского рынка и завоеванию на нем лидерских позиций.
Перед данной работой ставиться несколько задач:
. Исторический анализ менеджмента компанией охватывающий период от
ее становления до настоящего момента.
. Выявления стратегических особенностей и конкурентных преимуществ
компании, которые позволили стать ей мировым лидером на рынке кофеен.
.
Бизнес-идея проекта
- американская компания по продаже кофе и одноимённая сеть кофеен.
Управляющей компанией является Starbucks Corporation. Starbucks продает
эспрессо, другие горячие и холодные напитки на его основе, горячие и холодные
сэндвичи, пирожные, закуски и такие предметы, как кружки и стаканы.
Штаб-квартира компании находится в Сиэтле, штат Вашингтон.
Первоначально компания была образована в 1971 году учителем английского
языка Джерри Болдуином, учителем истории Зевом Сиглом и писателем Гордоном
Боукером.
В
1987 году магазины Starbucks были проданы за 4 миллиона долларов Говарду Шульцу
<#"874375.files/image001.gif">
рынок потребитель маркетинг международный
Анализируя следующий график, можно сделать вывод, что на внутреннем рынке
преобладает количество кофеен, которыми владеет сама компания Starbucks, тогда
как на зарубежном рынке примерно на 10-15% больше точек открыто по лицензии,
чем через прямое инвестирование. Тем не менее, Starbucks выкупает некоторые
компании, которые функционируют по их лицензионному соглашению, если считает,
что она успешна, а также требуется больше влияние головной компании.
В России компания осуществляла выход на рынок в партнерстве с кувейтской компанией Alshaya,
образовав совместное предприятие под названием ООО «Кофе Сирена». Следует
заметить, что эта компания уже имеет опыт работы на нашем рынке - она развивает
такие сети, как Mothercare, Body Shop, Next и др.
4. Выбор
сегментов потребителей
Основная целевая аудитория компании Starbucks представлена возрастной категорией
25-40, которая составляет около 49% общей аудитории. Компания обращается к
этому возрастному сегменту через свой современный дизайн интерьера и рекламной
компании, а так же поддерживает «марку» своих продуктов. В основном, это
городские жители с относительно высоким доходом, профессиональной карьерой и
сосредоточенностью на социальном благосостоянии. Этот сегмент растет на 3%
каждый год.
Молодежь в возрасте 18-24 года составляют около 40% продаж кофеен Starbucks. Для этого сегмента кофейни Starbucks это место, где можно расслабиться,
поучиться и встретиться с интересными людьми. Для компании очень важно, чтобы
данная возрастная категория была хорошо осведомлена о новых технологиях и
продуктах «как только, так сразу». Что и происходит по средствам средств
массовой информации и социальных сетей. Данный сегмент аудитории растет на 4,6%
в год.
Дети в возрасте 13-17 лет составляют около 2% продаж компании Starbucks. Следует заметить, что эти покупки
осуществляются в основном родителями. Для этой целевой аудитории
разрабатывается ассортимент напитков в низким содержанием кофеина, а так же
различные молочные напитки.
. Определение
целей и стратегий маркетинга
Проведем SWOT анализ компании:
По мнению экспертов, Starbucks в России следует
стратегии неагрессивного органического роста. Стратегия органического роста
представляет собой наиболее традиционную форму увеличения размеров бизнеса,
основанную на постепенном расширении численности фирмы и увеличения объема
выполняемых заказов. При этом основным источником роста являются собственные
ресурсы. Наиболее агрессивная форма данной стратегии включает прибавление новых
направлений услуг путем переманивания специалистов из других фирм.
Таблица. Преимущества и недостатки стратегии
органического роста
Преимущества
|
Недостатки и ограничения
|
• Сохранение независимости
фирмы. • Эволюционное развитие системы управления фирмой, нет рисков,
связанных с потерей управляемости резко увеличившимся бизнесом, а также
особой внутрифирменной культуры. • Относительно низкие затраты на реализацию
стратегии. • Низкие риски, связанные с конфликтом интересов клиентов и
финансовыми потерями. • Независимость дает фирме возможность для объединения
с другими компаниями на основе альянсов и сетевых организаций. • Более
персонифицированный клиентский сервис, свойственный меньшим по размерам фирмам.
|
• Невозможность
существенного увеличения размера фирмы за короткий промежуток времени. •
Стратегия имеет свои существенные ограничения в условиях медленно растущего
рынка. • Значительные ограничения для реализации стратегии в условиях
дефицита юристов. • Риск ухода специалистов в более крупные фирмы. •
Возможная потеря клиентов по мере их роста и выхода на новые региональные
рынки.
|
Цель компании Starbuks в России запустить не менее 500
кофеен в Москве в ближайшие годы.
Основными конкурентами компании (по количеству
торговых точек) в России являются «Шоколадница», «Кофе Хауз» и Coffeeshop Company.
Таблица. Основные конкуренты Starbucks в России.
Название
|
Количество торговых точек
|
Шоколадница
|
230
|
Кофе Хауз
|
211
|
Coffeeshop Company
|
78
|
Costa Coffee
|
28
|
Так же в этот список можно добавить McDonald's с его
McCafe, который пусть и является дешевым заменителем, но довольно серьезным
конкурентом для всех кофеин.
Одним из основных преимуществ национальных кофеен
является знание предпочтений потребителей. В линейки продуктов российских
кофеен «по умолчанию» входят блинчики, различные торты и пирожные по
традиционным рецептам и т.п. Чтобы удержаться на российском рынке иностранной
компании необходимо модифицировать ассортимент. Starbucks в этих целях расширила свое меню
пирогами «Медовик» и «Яблочный». Так же компания предлагает больше сендвичей и
круассанов, нежели в своих американских кофейнях, и в рецептуре напитков
появилось больше корицы и других специй так любимых русскими.
Таблица. Национальные конкуренты Starbucks в Москве.
Название сети
|
Кол-во точек
|
Средний чек, $
|
49
|
10-12
|
Шоколадница
|
31
|
10-15
|
Мока Лока
|
14
|
5-10
|
Кофе Тун
|
9
|
15-20
|
Эстерхази
|
6
|
25-30
|
Кофемания
|
5
|
20-25
|
Дольче Моменто
|
5
|
12.5
|
Монтана Кофе
|
5
|
5-7
|
Кофе Бин
|
4
|
10-13
|
Москва-Берлин
|
3
|
20-25
|
Крепери Де Пари
|
3
|
15-20
|
Каппучино Экспресс
|
2
|
10-12
|
Российский кофейный рынок вырос примерно на 3-5% за
2012г.. Темпы роста падают, в силу того, что рынок насыщается.
Глава отраслевой ассоциации «Росчайкофе» Рамаз
Чантурия согласен с этим утверждением. «В последние годы объем потребления
остается стабильным - на уровне 112-114 тыс. т. Теперь развитие рынка будет
зависеть от усилий по продвижению категории и созданию культуры потребления,
как в европейских странах», - полагает эксперт. Среднедушевое потребление кофе
в России составляет 700-750 г, тогда как в развитых европейских странах этот
показатель колеблется в пределах 5-6 кг, а в Финляндии достигает 12 кг. В
денежном выражении рынок продолжит расти.
. Продуктовый
микс
Product/Продукт.
Обычно компания Starbucks предлагает аналогичные продукты на всех своих рынках, и Россия не стала
исключением. Starbucks является счастливым обладателем
широкого ассортимента кофейных напитков, который безостановочно пополняется. В
первую очередь это классические напитки: эспресссе, американо, капучино, латте,
мока, макиато, шоколадные напитки с различными вкусовыми добавками и
топпингами. Starbucks разработал свой уникальный напиток
под названием фраппучино, который продается под брендом компании по всему миру.
К кофейным напиткам добавляется чайная линейка «Tazo Teas», а так же вода Etho. Ассортимент напитков дополняет богатый выбор
выпечки, закусок и салатов. Помимо всего вышеупомянутого, на кассе всегда можно
найти леденцы, конфетки, шоколадки и даже растворимый кофе. Покупателям так же
предоставлен выбор кофейных зерен, молотого кофе, а так же различные сувениры и
все, что необходимо для приготовления кофе на дому.
Price/Цена
Ценовая политика Starbucks построена на качестве, дифференциации и значимости бренда. Компания
предлагает продукты и сервис высокого качества для потребителей, которые
готовые заплатить более высокую цену.
В среднем, цены в российских кофейнях выше американских на 40-50%, в силу
того, что в России выше арендная плата. Средний чек в российской кофейне Starbucks составляет 300-400р.
Place/Место.
Кофейни Starbucks обычно распологаются в местах высокой концентрации
потребителей: таких как торговые центры, аэропортах, реже - самостоятельные
торговые точки в центре города. Сейчас в России насчитывается 66 кофеен.
Promotion/Продвижение.
Starbucks много делает для продвижения своего бренда в России. Хотела бы обратить
внимание на три аспекта: карта Starbucks, подарки и сувениры, а так же благотворительная деятельность.
· Карта Starbucks позволяет зачислять денежные для будущих покупок в кофейнях Старбакс.
Денежные суммы, зачисленные на карту, не подлежат возврату. Денежная сумма,
зачисленная на Карту Старбакс, является предварительной оплатой товаров и услуг
участвующих кофеен Старбакс. Ни кредитная карта, ни кредитная линия, ни
предоставление овердрафта, ни депозитный счет не связаны с Картой Старбакс.
Никакие проценты, дивиденды или любая другая прибыль с сумм, зачисленных на
Карту Старбакс, не будут накапливаться или выплачиваться или зачисляться или
передаваться клиенту Старбакс. Суммы, зачисленные на Карту Старбакс, не
гарантированы никаким лицом или организацией.
· Подарки и сувениры Starbucks - это хороший способ построить
или поддержать дружеские отношения с теми, кто вам по-настоящему дорог. Они
несут в себе тепло кофе, вдохновение, заботу и внимание, которые согревают и
питают человеческий дух. В число подарков входят тамблеры, керамические кружки,
термокружки, чайники, кофе-прессы, кофе (в зернах и молотый), чай.
· Благотворительная деятельность компании представлена заботой
об окружающей среде. Так же компания позиционирует себя, как несущую
ответственность перед обществом и сотрудниками (партнерами). Starbucks активно
участвует в проблемах защиты окружающей среды в странах выращивания кофе;
организует специальные программы по переработке отходов; создает проекты для
«Команды Зеленых» в кофейнях. Компания стараемся вносить значительный вклад в
жизнь и развитие общества, в котором живут и работают клиенты и сотрудники
(партнеры) Starbucks.
. Контрактно-ценовой
микс
Компания Starbucks позиционирует себя как поставщика качественного кофе
за умеренную цену. Но в России это немного не так - цена за кружку кофе в
кофейне Starbucks в России дороже, чем, например, в
Европе.
«Давайте разберемся, как появляется в России эта чашка кофе. Первое -
зерно. В целях экономии это может быть робуста (которая собственно и
используется в кофейнях Starbucks). Чтобы ввезти кофе в Россию, надо заплатить пошлину. И брокерам, потому
что самостоятельно будешь оформлять бумаги четыре месяца. Дальше могут быть
административные истории, но мы научились работать идеально, чтобы к нам
перестали ходить заинтересованные лица. Есть еще аренда. Вчера смотрел место
под кофейню в Камергерском: всего 150 кв. м, а цена - $3200 за 1 кв. м в год. А
поскольку мы должны согласовывать вывеску с ТСЖ, начинается шантаж: покрасьте
нам чердак или подвал... Вот из чего складывается стоимость чашки кофе в
России. Мы можем изменить только один параметр: зерно. Остальное за нас
регулирует государство», - говорит основатель сети "Кофеин" Евгений
Коган.
Но учитывая растущее количество конкурентов, компания начала идти на
уступки. Взять, например, ситуацию, сложившуюся в 2009. СМИ буквально трубили,
что Starbucks теряет свою лидирующую позицию.
Говард Шульц, генеральный директор компании, заявил тогда: «Слухи, что
Starbucks уступает свою долю розничного рынка конкурентам, сильно преувеличены.
Мы знаем, что потребители нуждаются в хорошем соотношении цены и качества, а не
только в низких ценах. В ближайшее время мы намерены вооружить наших партнеров
и потребителей фактами о кофе Starbucks». Но изменения в ценах все же начали
появляться.
Сеть кофеен пообещала изменить ценовую политику на некоторых рынках. В
частности, большая порция кофе со льдом подешевела на 45 центов (или больше) -
в зависимости от страны. Руководство Starbucks решилось на этот шаг, чтобы
привлечь и сохранить потребителей в условиях рецессии, замечает Wall Street
Journal.
На данный момент цены на основные напитки следующие:
Таблица. Цены на напитки в кофейнях Starbucks.
Напитки на основе эспрессо
|
Толл (354 мл)
|
Гранде (473 мл)
|
Венти (591 мл)
|
Американо
|
140
|
166
|
171
|
Латте
|
183
|
213
|
233
|
Каппучино
|
187
|
222
|
Карамель Маккиато
|
220
|
252
|
267
|
Мокка
|
208
|
235
|
250
|
Эспрессо
|
Соло (30 мл)
|
Доппио (60 мл)
|
|
Классический Эспрессо
|
98
|
113
|
|
Эспрессо Маккиато
|
116
|
131
|
|
Эспрессо Кон Панна
|
116
|
131
|
|
Рождественский вкус
|
Толл (354 мл)
|
Гранде (473 мл)
|
Венти (591 мл)
|
Клюквенный Белый Мокка
|
222
|
247
|
257
|
Имбирно-пряничный Латте
|
212
|
237
|
247
|
Орехово-Ирисный Латте
|
212
|
237
|
247
|
Традиционные напитки
|
Толл (354 мл)
|
Гранде (473 мл)
|
Венти (591 мл)
|
Свежесваренный кофе
|
99
|
117
|
125
|
Кофе во френч прессе
|
|
290 (8 чашек)
|
|
Горячий шоколад
|
Толл (354 мл)
|
Гранде (473 мл)
|
Венти (591 мл)
|
Фирменный Горячий Шоколад
|
197
|
223
|
237
|
Чай и травяные напитки
|
Толл (354 мл)
|
Гранде (473 мл)
|
Венти (591 мл)
|
Свежезаваренный чай
|
153
|
153
|
153
|
Травяные напитки
|
153
|
153
|
153
|
Охлажденный чай
|
153
|
153
|
153
|
193
|
223
|
236
|
Фраппучино
|
Толл (354 мл)
|
Гранде (473 мл)
|
Венти (591 мл)
|
Шоколадный Ява
|
220
|
245
|
260
|
Карамельный
|
211
|
235
|
256
|
Классический
|
188
|
215
|
236
|
Ванильный (без кофе)
|
199
|
225
|
246
|
Шоколадный (без кофе)
|
199
|
225
|
246
|
Фруктовые напитки со льдом
|
Толл (354 мл)
|
Гранде (473 мл)
|
Венти (591 мл)
|
Манго-Маракуйя
|
193
|
220
|
256
|
Малина - Черная Смородина
|
193
|
220
|
256
|
. Сбыто-распределительный микс
ведет строгий контроль покупки и обжарки кофе-бобов. Закупая цельные
зерна из стран Латинской Америки (Колумбия), Азии (Индонезия) и Африки
(Эфиопия), соблюдая разработанные специалистами стандарты, компания сама
обжаривает кофе-бобы.
Чтобы избежать лишней работы с посредниками, компания разработала схему
под названием «fair trade» (честная торговля), по которой закупает зерна на
прямую у фермеров-производителей. Таким образом, доходы фермеров выросли на
100-150%.
Помимо кофейных зерен, компания нуждается в поставках молока и молочной
продукции. Наибольший объем молочных закупок приходится на США, Канаду и
Великобританию.
Связанные с напитком принадлежности, включая изделия с логотипом компании
и его торговой маркой, производятся и распространяются по договорам с
многочисленными различными поставщиками. Компания приобретает широкий
ассортимент бумажных и пластмассовых изделий, таких как чашки и столовые
приборы, от нескольких компаний для поддержания потребностей своих розничных
магазинов, а также его производственных и распределительных операций.
В России схема поставок ничем не отличается от схем в других кофейнях
сети Starbucks. Кофейные зерна поступают в страну
из самой компании (кофейных жаровен), остальное продовольствие закупается у
местных поставщиков по договорам долгосрочного характера, в том числе молоко и
молочные продукты, выпечка, салаты и закуски (которые готовятся в местных
пекарнях и кондитерских и поставляются в кофейни ежедневно).
. Коммуникационный микс.
Помимо рекламы на ТВ и радио компания уделяет большое внимание средствам
интернет-рекламы. В настоящее время через социальные сети и различные
интернет-ресурсы можно достучаться до большего количества представителей
целевой аудитории.
По данным на январь 2014 у официальной страницы Starbucks на портале Facebook около 36 млн последователей, 5.68
млн читателей на Twitter и 2,49 млн
последователей в социальной сети Instagram. Не забывает компания и о русификации, у русской странички на Facebook “ Starbucks Russia ” около 30 тыс. пользователей поставили «лайк», в
официальной группе ВКонтакте 31 тысяча подписчиков.
Помимо флайеров, раздаваемых в кофейнях и на улице, странички в
социальных сетях так же пестрят различными рекламными объявлениями и
специальными предложениями. Карту Starbucks, о которой писалось выше, не нужно больше получать в
кофейне, ее можно скачать, как приложение на телефон или планшет. Компания
смело идет в ногу со временем.
Не забывает компания и о крупном портале YouTube - более чем 24 тыс.
человек подписаны на канал Starbucks на YouTube - куда компания загружает
рекламные и информационные ролики. В свободном доступе есть интересный
видеоматериал о благотворительной деятельности компании, рассказ об образовании
компании, и даже детальная информация о производстве кофе.
. Организация и бюджет
Компания Starbucks International имеет следующую организационную
структуру:
Рис. Организационная структура Starbucks.
Юридический отдел находится в прямом подчинении у президента компании.
Основная задача этого отдела - поддержание высоких стандартов в сфере
юридического обслуживания и бизнес этики. Работа отдела связана с защитой
корпоративной, коммерческой и интеллектуальной собственности, условиями работы
и рабочими контрактами, договорами лицензирования, а так же ведение судебных
процессов.
Отдел поставок отвечает за обеспечение кофеен всем необходимым - от кофе
зерен до термокружек.
Отдел по работе с человеческими ресурсами в первую очередь занимается
работой с партнерами по всему миру: проводит тренинги, занимается публикацией
ознакомительной литературы и т.д.
Специалисты отдела финансов работают в следующих сферах: бухгалтерский
учет, финансы подразделений, корпоративное развитие, финансовые услуги,
внутренний аудит, отношения с инвесторами, налоги и таможенные пошлины,
казначейство и управление рисками.
Деятельность компании обеспечивается за счет собственной ежегодной
прибыли, вложений инвесторов, а также за счет долгосрочных кредитов, выдаваемых
на основании оценок рейтинговых агентств.
В приложении 1 представлены результаты финансовой деятельности за 2013г.
по регионам.
. Стратегический план международного маркетинга
В качестве некого умозаключения, можно сказать, что компания Starbucks разработала достаточно эффективную
стратегию выхода на иностранные рынки. Выбрав в качестве «черновика» страны Азии,
компания набралась опыта, чтобы выходить на рынки других стран.
У компании нет стандартизированного метода выхода на иностранный рынок,
наоборот, Starbucks комбинирует известные способы.
Анализируя действия компании на иностранных рынках можно вывести следующую
зависимость между внешней рыночной средой и способом выхода Starbucks на
конкретный зарубежный рынок:
) На рынках, сложных для индивидуального освоения, на которых
присутствуют политические барьеры, высокий уровень конкуренции либо
существенный культурные отличия, Starbucks открывает совместное предприятие с
местной компанией, у которой есть широкий опыт организации производственного
процесса в сфере ресторанного бизнеса;
) На рынках, схожими по культурным обычаям, экономической и
политической ситуации с рынком США, на которых степень риска оценивается как
средний или низкий, Starbucks вкладывает прямые инвестиции в открытие дочерней
компании, которая находится под управлением Starbucks Coffee International.
) В случае если на рынке невозможно открыть собственную или
совместную компанию, либо на момент анализа зарубежного рынка на нем отмечается
нестабильная экономическая и политическая ситуация, которые увеличивают
потенциальные риски финансовых потерь, Starbucks рассматривает возможности
продажи лицензии местной компании.
Компания на данный момент работает на трех сегментах: Северная и Южная
Америка; Европа, ближний Восток и Африка; Китай и Тихоокеанский регион.
Сравнивая результаты деятельности компании в этих регионах за 2012 и 2013 гг.
можно сделать вывод, что деятельность компании в целом осталась на прежнем
уровне, лишь заметен рост в Азии и Тихоокеанском регионе:
Таблица. Увеличение уровня продаж в 2012-13гг.
|
2012
|
Изменения
|
Северная и Южная Америка
|
9936
|
11000,8
|
11%
|
Европа, Ближний Восток и
Африка
|
1141,3
|
1160
|
2%
|
Китай и Тихоокеанский
регион
|
721,4
|
917
|
27%
|
Список литературы
1. Официальный сайт
компании Starbucks - starbucks.com
<http://www.starbucks.com>
. Годовой отчет
компании Starbucks за 2013г.
. Виханский О.С.
/Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М./
Экономистъ, 2004.
. А.Кокшаров /
«Starbucks. Весьма прибыльное "третье место"» / экономический журнал
«Эксперт» - expert.ru
<http://www.expert.ru>
. Официальный сайт
бизнес-исследовательской компании «Hoover’s» - hoovers.com
<http://www.hoovers.com/>
. Интернет-портал
креативной рекламы «Adme» - adme.ru
<http://www.adme.ru/>
. Интернет-портал
посвященный кофе и кофейной тематике - coffeetime.ru
<http://www.coffeetime.ru/>
. П. Куликов / «Кофе
хаос» / журнал «Секрет Фирмы»
<http://www.kommersant.ru/sf/?IssueID=41990> № 31 (263) / 11.08.2008
<http://www.kommersant.ru/sf/?IssueID=41990>
. Интернет-потрал,
посвященный кофе - prokofe.ru <http://www.prokofe.ru/>
. Интернет
энциклопедия Wikipedia ru.wikipedia.org
. Социальные сети: Facebook,
twitter, instagram, ВКонтакте. Видео-портал YouTube.
. Новостной портал РБК
Daily - rbcdaily.ru
. Библиотека
маркетолога - marketing.spb.ru
. Интернет-газета
«Ведомости» - vedomosti.ru
Приложения
Приложение 1. Результаты деятельности, 2013 фискальный год
|
Северная и Южная Америка
|
Европа, Ближний Восток и
Африка
|
Китай и Тихоокеанский
регион
|
Развитие цепей поставок
|
Другие сегменты
|
Всего
|
Общий чистый доход
|
11000,8
|
1160
|
917
|
1420,7
|
393,7
|
14892,2
|
Амортизация
|
429,3
|
55,5
|
33,8
|
1,1
|
11,7
|
531,4
|
Доход (убыток) от долевого
участия
|
2,4
|
0,4
|
152
|
96,6
|
-
|
251,4
|
Оперативный доход (убыток)
|
2365,2
|
64,2
|
321,2
|
415,5
|
34,5
|
3131,6
|
Общие активы
|
2323,4
|
510,6
|
805
|
89,2
|
821,1
|