Управление деятельностью фирмы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,26 Кб
  • Опубликовано:
    2016-07-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление деятельностью фирмы













Курсовая работа

По дисциплине: Менеджмент

Тема: Управление деятельностью фирмы


Мурина Наталья Леонидовна

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ коммерческой деятельность предприятия

1.1 Содержание и виды коммерческой деятельности

1.2 Политика работы с продукцией и ценовая политика

1.3 Продвижение товара и изучение рынка

Глава 2. Анализ и рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности ЗАО "Нива"

2.1 Общие сведения и экономические результаты деятельности предприятия

2.2 Товарная политика

2.3 Ценовая политика

2.4 Сбытовая политика

2.5 Совершенствование коммерческой деятельности предприятия

Заключение

Список использованных источников

Введение

Коммерческая деятельность представляет собой одно из ключевых направлений для организации бизнеса. Товарное обращение и коммерция являются совокупностью коммерческой операции и процесса, которые направлены на благополучную куплю-продажу товаров, а также на доведение товаров до потребителей. Чтобы получить хорошую прибыль, продажа товаров осуществляется благодаря ориентации на спрос. Термин "коммерческая деятельность" или "коммерция" может основываться в нескольких направлениях.

Поначалу она означала купеческую или торговую деятельность на рынке, которая имела в своих целях получить прибыль от торговых операций. Зачастую эти операции проводили купцы сначала между странами, а потом и внутри своих стран. Сейчас же, данная деятельность распространяется с грандиозным размахом во все страны, где и осуществляется купля и продажа товаров и услуг.

Таким образом, коммерческая деятельность - эта одна из самых важных областей деятельности человека, которая возникла в результате труда. Данная деятельность заключается в следующем - чтобы выполнить торговые и организационные мероприятия, которые направлены на продажу и покупку товаров и услуг с целью получения наибольшей прибыли.

Организация эффективной коммерческой деятельности все шире применяется многими предприятиями. У любого предприятия есть индивидуальные особенности, связанные с организационной структурой, ценностями, технологией, кадровым, научным потенциалом и т.п.

Вообще, коммерческая деятельность является неотъемлемой частью рынка потребителей. Она осуществляет процессы, которые связаны с продажей услуг и товаров. Таким образом, при помощи этой деятельности, спрос потребителя осуществляется, прибыль от продажи осуществляется, и целевые рынки товаров развиваются. Чтобы закупить товар и донести его до потребителя, необходимо изучить рынок, установить связи с поставщиками, осуществить коммерческие сделки, заключить контракт и произвести товарно-денежный обмен.

Актуальность темы обусловлена необходимостью комплексного рассмотрения проблемы формирования эффективной деятельности, а также вопросов организационного и финансового обеспечения функционирования коммерческой деятельности на предприятиях.

Цель данной работы - анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности ЗАО "НИВА".

Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:

.Изучить теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятия;

2.Исследовать деятельность ЗАО "НИВА";

.Разработать рекомендаций для улучшения деятельности предприятия.

Объект исследования деятельность ЗАО "НИВА".

Предмет исследования коммерческая деятельность ЗАО "НИВА".

Методы исследования: абстрактно-логический, синтеза, обобщающий, математического анализа.

Период исследования 2013 - 2015 гг.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретический анализ коммерческой деятельность предприятия

1.1 Содержание и виды коммерческой деятельности

Коммерция - это осуществление посреднической или торговой деятельности. Это часть бизнеса, отвечающая именно за торговлю определенным товаром. При рассмотрении данного понятия в более широком смысле можно сказать, что это предпринимательская деятельность, направленная на реализацию бизнеса с получением конечного дохода. Можно рассмотреть пример дистрибьюторской компании, чтобы понять, что такое коммерция.

Эта компания может быть разделена на ряд функциональных подразделений: отдел бухгалтерии, отдел финансов, юридический, логистический, а также коммерческий отдел. Если рассматривать понятие более узко, то коммерция - это деятельность всего отдела, указанного в списке последним.

Это складское оборудование и работники, торговые представители, экспедиция и транспорт. Коммерция - это все, что непосредственно несет ответственность за процесс торговли. Если это понятие рассмотреть в более широком диапазоне, то вся дистрибьюторская компания занята коммерцией, так как ее главным видом деятельности является торговля конкретными видами товаров. Эта компания получает доходы именно от такой деятельности.

Изначально это слово произошло от "commercium", что в переводе с латинского означает "торговля". Однако на данный момент коммерция ассоциируется с любым видом деятельности, связанной с бизнесом и приносящей доход.

Можно выделить реальный и виртуальный мир. В нашей жизни последний стал занимать все больше и больше места. Самое активное развитие в последнее время получили информационные технологии, то есть сеть Интернет. Сейчас это как отдельный мир в существующем мире. Большинство развивающихся компаний создает собственные сайты в сети.

Многие люди заводят собственные странички на всяческих ресурсах. Вся эта аудитория наполняет жизнью сеть Интернет. Именно поэтому бизнес пришел и сюда - появилась и е-коммерция. Объемы электронного бизнеса находятся в прямой зависимости от численности интернет-аудитории, то есть от количества пользователей, посещающих тот или иной сайт.

В России на данный момент активно происходит подключение к интернету массы людей. Ежедневно в сети находится огромное количество пользователей, ищущих общения, развлечений, информацию. И каждый такой пользователь приносит в сеть деньги. Это и делает всемирную паутину столь привлекательной для тех, кто желает организовать в ней собственное дело.

И можно сказать, что в таком случае электронная коммерция - это весьма успешный и прибыльный бизнес. В настоящий момент на данном поле работает не так уж много компаний, однако сюда привлекаются большие финансовые потоки. Сегодня этим могут заниматься не только крупные компании, но и обычные люди, понимающие механизмы передвижения денег во всемирной паутине. В человеческом мире всегда ценнее были знания, чем физическая сила.

А на сегодняшний день знания - это владение какой-то актуальной информацией. Электронная коммерция действует именно благодаря такой интернет-технологии. Люди или компании, занимающиеся производством разных товаров или реализацией всевозможных услуг при помощи сети Интернет, способны предложить их своим потенциальным потребителям.

Так их сможет увидеть огромное количество людей из разных мест планеты, что позволит электронному бизнесу развиваться и становиться все более успешным. Исключительно идя в ногу со временем, можно добиваться весомых результатов.

Коммерция - это, в широком смысле, вся деятельность компании или предприятия, поскольку на данный момент конечным результатом деятельности практически любой фирмы является продажа разнообразных продуктов и услуг.

Коммерческая деятельность представляет собой одно из ключевых направлений для организации бизнеса. Товарное обращение и коммерция являются совокупностью коммерческой операции и процесса, которые направлены на благополучную куплю-продажу товаров, а также на доведение товаров до потребителей. Чтобы получить хорошую прибыль, продажа товаров осуществляется благодаря ориентации на спрос. Термин "коммерческая деятельность" или "коммерция" может основываться в нескольких направлениях.

Поначалу она означала купеческую или торговую деятельность на рынке, которая имела в своих целях получить прибыль от торговых операций. Зачастую эти операции проводили купцы сначала между странами, а потом и внутри своих стран. Сейчас же, данная деятельность распространяется с грандиозным размахом во все страны, где и осуществляется купля и продажа товаров и услуг. Таким образом, коммерческая деятельность - эта одна из самых важных областей деятельности человека, которая возникла в результате труда.

Данная деятельность заключается в следующем - чтобы выполнить торговые и организационные мероприятия, которые направлены на продажу и покупку товаров и услуг с целью получения наибольшей прибыли. Вообще, коммерческая деятельность является неотъемлемой частью рынка потребителей. Она осуществляет процессы, которые связаны с продажей услуг и товаров.

Таким образом, при помощи этой деятельности, спрос потребителя осуществляется, прибыль от продажи осуществляется, и целевые рынки товаров развиваются. Чтобы закупить товар и донести его до потребителя, необходимо изучить рынок, установить связи с поставщиками, осуществить коммерческие сделки, заключить контракт и произвести товарно-денежный обмен. Российский рынок за последние годы обрел много сложностей, но, несмотря на это, коммерческая деятельность торгового предприятия постоянно укрепляет материальную, правовую и экономическую базу.

К тому же, коммерческая деятельность оказывает огромное влияние на лучшее и эффективное производство, она воздействует на разные показатели деятельности какого-либо предприятия. Коммерческая деятельность может воздействовать на объемы продаж товара, на уровень издержек в коммерции, а также на показатели оборачиваемости.

В любой стране торговля является самым крупным направлением в экономике. Деятельность предприятий связана с тем, чтобы удовлетворить потребность своих клиентов, охватив при этом весь спектр вопросов экономического, финансового и организационно-технологического характера.

Многие торговые дома занимаются коммерческой деятельностью, а в большинстве случаев они специализируются на розничной торговле. Именно торговые дома оказывают большое влияние на развитие экономики. Коммерческая деятельность может осуществляться как в пределах родной страны, так в других странах. Так, международная коммерческая деятельность тоже направлена на то, чтобы извлечь прибыль.

Международный бизнес может осуществляться с двух сторон - со стороны частной фирмы и со стороны правительственного учреждения. Но сейчас более характерными считаются деятельность, основанная на межфирменных и внутрифирменных операциях. Международная коммерческая деятельность базируется на том, чтобы осуществить возможность извлечь выгоду именно из преимущества деловых межстрановых операций.

Таким образом, можно сказать, что коммерческая деятельность предприятий во многих странах определяет единую для себя цель - это получить максимальную прибыль от реализации товара. Товар, в свою очередь, определяется на основании в нем потребности. Коммерческая деятельность на сегодняшний день - это самый огромный спектр оказания и реализации услуг и товаров.

Все организации можно разделить на 2 категории: коммерческие и некоммерческие.

Главной целью создания и функционирования коммерческих организаций является получение прибыли. Для некоммерческих организаций - прибыль не является важной целью.

Виды коммерческих организаций согласно гражданскому законодательству:

·полные товарищества;

·производственные кооперативы;

·общества с ограниченной ответственностью;

·муниципальные и государственные унитарные предприятия;

·коммандитные товарищества;

·общества с дополнительной ответственностью;

·акционерные общества;

Особенности каждого вида:

Товарищества (полные) - это коммерческие организации, которые создаются на основе специального учредительного договора.

Предпринимательская деятельность в полных товариществах осуществляется от лица товарищества. Все участники товарищества несут имущественную ответственность за деятельность данной коммерческой организации. Убытки и прибыль распределяется между каждым участником пропорционально его вкладу.

Руководящий орган - собрание членов кооператива. - Общество с ограниченной ответственностью - организация, в которой уставной капитал разделен на доли между учредителями согласно учредительным документам. Прибыль между участниками ООО распределяется согласно их долям.

Участники не несут ответственности по долгам и обязательствам своей организации. Высшим руководящим органом ООО является собрание его участников. - Унитарные предприятия - это коммерческие организации, не имеющие права распоряжаться имуществом, которое закреплено за ними собственником.

Унитарное предприятие нельзя разделить между участниками. Собственником имущества такого предприятия признается государство или муниципальная служба. Орган управления - руководитель, назначенный собственником предприятия. - Товарищества (коммандитные) - это коммерческие организации, в которых участники отвечают по обязательствам и долгам предприятия своим имуществом.

В коммандитном товариществе, в отличие от полного товарищества, имеется несколько вкладчиков, которые несут ответственность за риск убытков. - Общество с дополнительной ответственностью - это общество, основанное одним или несколькими учредителями.

Уставной капитал ОДО разделен между участниками на доли, которые определены в учредительных документах. ОДО несет 2 вида ответственности:

·само общество в размере установленного фонда;

·каждый участник общества (согласно вкладам).

Акционерное общество - организация, в которой уставной капитал разделяется на равное по стоимости число акций, которые удостоверяют права участника относительно общества. Собрание акционеров - главный орган управления.

Число голосов, которое имеет каждый акционер, распределяется пропорционально количеству приобретенных акций. Прибыль также делится пропорционально числу акций. Акционерные общества, в которых акции могут продаваться не только акционерам, называют открытыми.

Акционерные общества, в которых акции нельзя продать без предварительного согласия акционеров, называются закрытыми. Регистрация коммерческих организаций проходит в регистрирующих органах. При этом обязательно учитываются особенности регистрации и создания организаций.

Коммерческая деятельность. Это словосочетание все чаще встречается в нашей повседневной жизни. В поколениях, сформировавшихся в России времен капитализма, все чаще появляются предприимчивые люди, готовые отказаться от опеки государства и наемного труда в пользу работодателя.

Коммерческая деятельность - это занятие, с каждым годом становящееся все более престижным. А понятие "бизнесмен" уже давно стало синонимом состоявшегося, респектабельного человека. Вместе с тем предпринимательство таит в себе множество сложностей и подводных камней.

Значительная часть начинающих коммерсантов, решившихся открыть свое собственное дело, вынуждена закрывать его уже в первый год деятельности. Попробуем разобраться в том, что же такое вообще коммерция? Определение коммерции предполагает деятельность с целью получения прибыли в результате удовлетворения потребительского спроса. Таким образом, предприниматель, покупающий товар за рубежом и продающий его российским гражданам, занимается коммерцией.

Коммерческая деятельность - это и парикмахерская в соседнем доме, где удовлетворяют спрос в сфере обслуживания, и изготовление аксессуаров или одежды с их последующей продажей.

Как видим, это понятие охватывает занятия совершенно разного характера. И здесь мы плавно перейдем к вопросу о разновидностях такой деятельности.

Различают следующие виды:

.Производственное предпринимательство. В основе такого бизнеса лежит производство и сбыт товаров, пользующихся спросом на рынке.

2.Консультативное предпринимательство - примером такой деятельности являются юристы, психологи, разнообразные частные школы, например, иностранных языков, частные репетиторы и так далее. То есть лица, продающие свой опыт и знания.

.Страховое предпринимательство, которое иногда выделяют в отдельный вид. Связана такая деятельность, разумеется, с гарантиями страховых выплат, за что клиент вносит периодические оговоренные взносы в фонд компании-гаранта.

.Посредническое предпринимательство, где коммерсант выступает связующим звеном между двумя заинтересованными сторонами, оказывая тем и другим услуги, необходимые для совершения сделки. - Коммерческое предпринимательство.

Самая распространенная форма в товарно-денежных операциях. Например, в России на этот сектор приходится 41 % всех сделок малой коммерческой деятельности. Простейшим примером выступает закупка оптовых партий товара у производителя и сбыт его в розницу конечному потребителю.

В случае постоянства успешных операций, собственный бизнес способен приносить весьма высокие доходы своему создателю. В таких случаях коммерческая деятельность - это однозначный успех и финансовая свобода. История знает тому немало примеров. Долгое время их особенно усердно порождали Соединенные Штаты. Это превратилось едва ли не в национальную идею, в "большую американскую мечту". Однако всегда следует помнить, что любой бизнес таит в себе и определенные риски. В зависимости от стартовых и внешних условий, они могут быть велики в разной степени. В наше время риски связаны, прежде всего, с монополизацией мировых рынков крупными корпорациями.

На бытовом уровне это означает, что супермаркет, появившись в спальном районе города, почти всегда наносит болезненные удары по мелким торговцам. А малоизвестному производителю сложно конкурировать с раскрученными брендами, сколь бы качественной не была его продукция. Говоря о России, к опасностям коммерческой деятельности приходится добавлять и неблагоприятный экономический климат в государстве.

1.2 Политика работы с продукцией и ценовая политика

В рыночной экономике цена на изделие определяется различными факторами, которые в систематизированном виде представляются как:

·ориентация на спрос;

·ориентация на конкурентов;

·ориентация на издержки.

На практике, как в торговле, так и на многих промышленных предприятиях, калькуляция цен осуществляется по следующему правилу: себестоимость (издержки изготовления) на единицу продукции плюс прибыль. Однако это правило установления цен может быть реализовано на рынке только тогда, когда клиенты согласятся принять рассчитанную таким образом цену. Часто на рынке выясняется, что в результате предпочтений клиентов определенные идеи в отношении на значения цены, существующие внутри предприятия, оказываются неосуществимыми или, что можно запросить цену, которая превышает расчетную. Поэтому необходимо уже до производства определенного изделия изучить тенденцию спроса и установить, на какие цены клиенты будут согласны на конкретном рынке.

Решающей для установления предлагаемой цены является также структура рынка, определяемая конкурентной ситуацией. В этой связи следует принципиально различать полипольные (много продавцов, имеющих небольшие доли рынка), олигопольные (небольшое количество крупных продавцов) и монопольные (один крупный продавец) рынки. В зависимости от доминирующей конкурентной ситуации могут реализовываться различные идеи в отношении назначения цен. При олигопольной конкуренции, прежде всего, а часто и при полипольной ее структуре, устанавливая или изменяя назначенную цену на какое-то изделие, следует учитывать реакцию конкурентов.

В условиях рыночной экономики большинство рынков характеризуется тем, что на них представлен не единственный тип покупателя, а присутствуют поддающиеся выделению группы клиентов, отличающиеся друг от друга тем, что они предъявляют к продукту различные требования. Лица, получающие высокие доходы, обращают, например, большое внимание на качество изделия (автомобиля, одежды и т.д.) и готовы заплатить за это более высокую цену. В то же время лица, относящиеся к слоям с низкими доходами, в значительной степени предпочитают продукты, отличающиеся приемлемым качеством при низких ценах.

Предприятие может воспользоваться этой различной платежной готовностью потребителей, предлагая одинаковый, по сути, продукт в различных исполнениях. Больше всего распространено различение дешевых изделий, обычных изделий и изделий, являющихся предметами роскоши. Часто оказывается достаточно лишь незначительно модифицировать сам продукт, изменив при этом упаковку или наименование изделия, чтобы предлагать на рынке один и тот же продукт различным группам клиентов. В этом случае говорят о горизонтальной дифференциации цен.

Другой вариант дифференциации цен возникает, когда предприятие продает свою продукцию на изолированных друг от друга рынках, где представлены клиенты всех категорий доходов. Типичным примером такой вертикальной дифференциации цен является установление различных цен предложения на внутреннем рынке и на зарубежном рынке в тех случаях, когда платежная готовность там серьезно различается. Например, цены на медикаменты и автомобили в разных странах весьма отличается друг от друга, что связано, в частности, с серьезными различиями в доходах населения самих стран.

Политика работы с продукцией включает в себя такие меры и инструменты, с помощью которых продукты могут разрабатываться или модифицироваться, чтобы они оптимально соответствовали требованиям рынка. Для многих изделий возможность выхода на рынки сбыта является ограниченной во времени. Разработка конкурирующих изделий, технический прогресс и изменение привычек потребителей приводят к тому, что с течением времени предприятию становится все труднее удерживать свою долю рынка, связанную с конкретным продуктом, и поддерживать высокие доходы. Если не учитывать сезонные и случайные колебания, то можно сказать, что для многих продуктов характерен определенный жизненный цикл, который можно разбить на несколько характерных фаз; выход на рынок, рост продаж, зрелость, насыщение и деградация.

В фазе выхода на рынок необходимы значительные инвестиции в освоение рынка, которое заключается в создании системы сбыта изделия, осуществлении рекламных мероприятий, установлении низких начальных цен. Объемы продаж (оборот) растут медленно, доходы невелики, очень вероятны даже убытки. В фазе роста в связи с достаточной известностью продукта можно увеличивать объем продаж, при этом за счет снижения издержек на единицу продукции растут доходы. В фазе зрелости продукт превращается в "само собой разумевшееся явление", в привычный предмет. Доходы в это время достигают максимума, однако рост сбыта замедляется, так как круг покупателей больше не увеличивается. В фазе насыщения рынка спрос остается на том же уровне или сокращается, так как потенциал рынка исчерпан, первичный спрос сменился спросом, связанным с замещением товара, а некоторые группы клиентов переходят к более современным конкурирующим продуктам. Если продукт занимает большую часть рынка, его в это время можно использовать в качестве "дойной коровы" для инвестирования разработки новых изделий за счет доходов, получаемых от его продажи. Фаза деградации начинается с усиления падения оборота и продолжается вплоть до ухода продукта с рынка.

Продолжительность жизненного цикла товаров весьма различна. Знание жизненных циклов и их отслеживание предприятием особенно важны для выбора времени разработки продуктов, идущих на смену существующим. Если предприятию не удается своевременно разработать новые изделия и успешно выйти с ними на рынок, то это, в конечном счете, может привести к потере рынка. Развитие конкурирующих изделий и технический прогресс вынуждают предпринимателей к проведению целенаправленного инновационного управления, учитывающего жизненные циклы изделий.

Если на рынке появляется новый продукт, то он должен обладать существенными отличиями по отношению к конкурирующим изделиям, а также максимально удовлетворять, запросы потребителей. Покупатель оценивает продукт на основании его свойств. При этом решающими являются не столько объективные (технико-конструктивные) его характеристики, сколько субъективное восприятие свойств продукта покупателем. Оно может серьезно отличаться от того, которое дают объективные показатели, и происходит это довольно часто. Поэтому при внедрении продукта на рынке, прежде всего, следует установить, по каким критериям уже продающиеся изделия оценивается с субъективной точки зрения покупателей.

Рыночная экономика требует от предприятия постоянного приспособления существующих продуктов к меняющимся требованиям покупателей. Продукт должен модифицироваться таким образом, чтобы он соответствовал запросам потребителей и превосходил конкурирующие изделия по решающим с точки зрения конкуренции факторам. Модификация продуктов может затрагивать самые различные их свойства. Для усиления конкурентной позиции могут, изменяться физические и функциональные качества или эстетические свойства (упаковка, дизайн). Модификация монет осуществляться в форме варьирования продукции, и ее дифференциации. При варьировании продукции существующее изделие заменяется "лучшим" модифицированным изделием. При этом старый продукт изымается из производственной программы и заменяется новым. В таких случаях говорят также об обновлении продукта. Можно утверждать, что варьирование продукции отвечает потребности клиента в чем-то новом при сохранении старых привычных свойств продукта.

Дифференциация продукции имеет место тогда, когда в дополнение к существующему продукту на рынке появляются его модифицированные версии. Тем самым производственная программа расширяется, чтобы предложить другим группам потребителей новые варианты продукта. Дифференциация продукции находится в тесной связи с дифференциацией цен. Часто эти два инструмента применяются в сочетании. Такую процедуру называют сегментированием рынка (расчленение рынка в соответствии с существующим различием групп покупателей).

Когда предприятие разрабатывает принципиально новые изделия для новых целевых групп, говорят о диверсификации продукции. Не редко диверсификация служит для уменьшения риска. Предприятия отраслей, находящихся под угрозой, пытаются найти дополнительную точку опоры, инвестируя капитал в отрасли, обещающие успех. Различают вертикальную, горизонтальную и латеральную диверсификацию.

При вертикальной диверсификации производственную программу расширяют за счет продуктов, находящихся в других фазах жизненного цикла. Горизонтальная диверсификация направлена на расширение производственной программы путем включения в нее новых продуктов, которые связаны с ней родственной технологией, например выпуск рыбокомбинатом мясных продуктов или пивоваренным заводом безалкогольных напитков, что позволяет предприятии расширять рынок сбыта.

Если оно осуществляет латеральную диверсификацию, то включает в производственную программу совершенно новые изделия, предназначенные для новых рынков, и не находящиеся ни в какой технологической или предметной связи с предыдущей производственной программой.

1.3 Продвижение товара и изучение рынка

Политика продвижения товара как инструмент маркетинга должна ответить на вопрос, каким путем продукты должны попасть к потребителю.

Она включает в себя все виды деятельности, необходимые для того, чтобы предоставить клиенту желаемый продукт в нужном количестве и качестве в нужное время и в нужном месте. Если изготовитель собирается сам заниматься реализацией собственных изделий, говорит о собственной системе сбыта. В этой случае сбыт осуществляется подразделениями предприятия, которые в правовом и экономическом отношении являются несамостоятельными, либо торговыми филиалами предприятия. При этом торговые филиалы в финансовом, кадровом и организационном отношении следуют указаниям производителя.

Система сбыта, связанная с предприятием, имеет место в тех случаях, когда производитель передает работу по сбыту самостоятельным в правовом отношении, но зависимым от него экономически (например, через долевое участие или договорные отношения) предприятиям, которые осуществляют торговлю самостоятельно. В качестве примеров можно привести систему торговли по договорам и систему франшиз. Последняя состоит в том, что самостоятельный торговец (получатель франшизы) продает изделия в соответствии с целями предприятия, предоставляющего франшизу, и согласно разработанной предприятием программе сбыта, используя собственный капитал.

Форма сбыта устанавливает, осуществляется ли сбыт через торговые организации, относящиеся к предприятию или не относящиеся к нему. Относящиеся к предприятию торговые организации могут быть в правовом отношении самостоятельными (сбытовые общества и товарищества) или несамостоятельными (отделения сбыта, торговые филиалы, работающие на предприятие коммивояжеры).

Среди не относящихся к предприятию органов сбыта фигурируют, с одной стороны, так называемые сбытовые посредники (торговые представители, комиссионеры, торговые маклеры), а с другой - самостоятельные предприятия оптовой и розничной торговли.

В случае прямой продажи товара конечному потребителю производитель "экономит" на торговой наценке, но зато он сам вынужден нести те расходы, которые берет на себя торговля, и выполнять соответствующие работы, такие, как хранение товара на складе, подбор ассортимента для транспортировки и продажи, что затрудняет производителю осуществлять специализацию производства.

Задача изучения рынка состоит в том, чтобы путем использования системной, научно обоснованной методики получать и обобщать всю существенную информацию, которая необходима для предприятия, чтобы оно могло приспосабливаться к меняющимся условиям рынка и достигать поставленных целей.

Получаемая в результате изучения рынка информация может быть разделена на три группы:

.Информация о спросе: потенциал рынка, объем рынка, покупательная способность населения в разных регионах;

2.Информация о предложении; конкуренты, разделение рынка, конкурирующие изделия, предложения конкурентов;

.Информация о возможности использования инструментов маркетинга и их эффективности: эластичность сбытовых цен, традиции и привычки населения.

Среди источников информации, которыми можно пользоваться при изучении рынка, различают информацию, получаемую в первичных исследованиях, и информацию, являющуюся результатом вторичных исследований.

Первичные исследования предполагают проведение эмпирического изучения рынка. Используются следующие методы сбора информации: опрос клиентов, наблюдение поведения покупателей и эксперименты (опросы и тесты).

Как правило, первичные исследования проводятся не изолировано, а в сочетании с вторичными исследованиями. Вторичные исследования заключаются в извлечении искомой информации из уже существующих материалов, которые могут быть получены из следующих источников: внутренние источники, внешние источники информации о внутреннем рынке и внешние источники об иностранных рынках.

Глава 2. Анализ и рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности ЗАО "Нива"

2.1 Общие сведения и экономические результаты деятельности предприятия

ЗАО "НИВА" находится по адресу Московская обл., г. Дзержинский, ул. Алексеевская, 1.

Специализация ЗАО "НИВА" - молочно-мясное скотоводство с развитым производством зерна, картофеля, овощей.

За ЗАО "НИВА" закреплено 5405 га земель, из них 4672 га сельхозугодий, в том числе 3793 га пашни. Качественная оценка земли: сельхозугодия в среднем - 32 балла, пашни в среднем 33,4 балла.

Эффективность хозяйства напрямую зависит от размера и структуры посевных площадей и урожайности возделываемых культур.

Основной целью деятельности ЗАО "НИВА" является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для реализации своих экономических интересов и удовлетворения социальных нужд членов трудового коллектива.

Производственную структуру ЗАО "НИВА" составляют: полеводческая бригада, молочно-товарный комплекс, ферма по выращиванию молодняка КРС, тракторная бригада и вспомогательные производства.

Структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Коллектив предприятия прилагает необходимые усилия для повышения экономических показателей, а также развития взаимовыгодного сотрудничества со всеми заинтересованными предприятиями и организациями.

Состав и структура затрат на производство продукции растениеводства за 2013 года представлена в таблице 1.

Таблица 1. Состав и структура затрат на производство продукции растениеводства за 2015 г. (на ед. продукции)

Виды затратЗерноКартофельРапсОвощимлн руб. %млн. руб. %млн. руб. %млн. руб. %Оплата труда с начислениями17411,6798,3257,51191,2Семена1328,714415,182,412920,9Удобрения и средства защиты49833,122523,615948,110016,2Затраты по содержанию основных средств130,9606,3195,76710,8Работы и услуги946,2687,1185,46210,0Стоимость ГСМ на технологические цели22815,1636,67221,8355,6Стоимость энергоресурсов на технические цели (газ, электроэнергия) 151,0131,410,3111,8Прочие прямые затраты1207,916317,1133,9589,4Затраты по организации производства и управлению1036,813514,2154,5365,8Всего1503100,0950100,0330100,0617100,0

Виды затратКРСтыс. руб. %Оплата труда с начислениями74024,7Корма134244,8Затраты на содержание основных средств1284,2Работы и услуги1816,1Стоимость энергоресурсов на технологические цели622,1Прочие прямые затраты2337,7Затраты по организации производства и управлению2066,8Всего2990100,0

Наибольший удельный вес в структуре затрат на производство 1 ц прироста КРС занимают следующие виды затрат: корма - 44,8%, оплата труда с начислениями - 24,7%, затраты по организации производства и управлению - 6,8 %.

Показатели финансового состояния приведены в таблице 3.

Таблица 3. Показатели финансового состояния за 2013-2015 год

Показатели2013 г. 2014 г. 2015 г. НормативНаличие собственных оборотных средств, млн. руб. (К) -2350-4594-6087хКоэффициент текущей ликвидности (К1) 1,331,651,82К1 >= 1,5Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) -0,58-0,74-0,69К2 >= 0,2Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) 0,380,460,58К3 <= 0,85Коэффициент платежеспособности (К4) 0,630,580,55К4 >= 1,0

Финансовое состояние ЗАО "НИВА" за последний год улучшилось как результат оживления и роста объёмов, а также повышения эффективности производства. Однако финансовое состояние предприятия остаётся опасным. Наблюдается острый недостаток собственных оборотных средств (К = - 6087). Коэффициент текущей ликвидности характеризует способность организации погасить свою краткосрочную задолженность (не учитывая задолженность по долгосрочным кредитам и займам в отличие от коэффициента платежеспособности) за счет имеющихся оборотных средств. Коэффициент текущей ликвидности (К1) в 2014 году выше нормативного, что свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии организации. Значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) свидетельствует о неудовлетворительной структуре баланса. ЗАО "НИВА" нельзя считать устойчиво неплатежеспособной, так как за анализируемый период коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) не превышает допустимого значения 0,85. В целом финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать как неустойчивое.

Таблица 4. Основные экономические показатели за 2013-2015 гг, млн. руб

Показатели2013 г. 2014 г. 2015г. 2015г. к 2013г, в %Валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах, всего96559713898093,0В т. ч. растениеводства63526286550786,7животноводства330334273473105,1Среднесписочная численность работающих, всего (чел) 20520019193,2В т. ч. работников занятых в основной деятельности (чел.) 18418217595,1Фонд оплаты труда128813611 723133,8В т. ч. работников занятых в основной деятельности95711281 494156,1Затраты на произведенную продукцию, работы, услуги - всего 8680 862512 232140,9в т. ч. материальные затраты625463617 632122Выручка от реализации продукции552252567371133,5Выручка от реализации продукции без налогов сборов и платежей включенных в выручку от реализации489446786558134Налоги, сборы и платежи включенные в выручку от реализации продукции, работ и услуг628578813129,5Прибыль от реализации продукции+150+304731,3Рентабельность реализованной продукции, %10,98,711,8-11,3Чистая прибыль9477511455153,6Кредиторская задолженность283333284217148,9в т. ч. просроченная258287287111,2Дебиторская задолженность461511518112,4в т. ч. просроченная219753252,4

Таким образом, исходя из данных таблицы 4, можно сделать вывод, что предприятие ЗАО "НИВА" имеет стабильное положение и благоприятное финансовое положение, т.к. такие показатели как прибыль от реализации товаров и услуг, уровень рентабельности продукции, работ, услуг и уровень рентабельности продаж имеют положительное значение.

2.2 Товарная политика

Продукция предприятия относится к группе товаров народного потребления первой необходимости, определяющей здоровый образ жизни всех возрастных групп и слоев населения. Рассмотрим ассортимент продукции ЗАО "НИВА" (таблица 5).

Таблица 5. Ассортимент продукции растениеводства

Ассортиментные группыАссортиментная позицияЯчменьЯчмень пивоваренныйЯчмень фуражныйЯчмень для производственных целейРожьРожь, поставляемая для переработки в мукуРожь фуражнаяТритикалеТритикале, поставляемая для кормовых целей и переработки в комбикормаПшеницаПшеница, поставляемая для производственных целейПшеница фуражнаяРапсРапс на переработкуКартофельКартофель на промышленную переработкуКартофель для кормовых целейОвощиОвощи открытого грунтаОвощи защищенного грунта

Кроме овощей, плодов и ягод хозяйство выращивает в небольшом количестве также специи и приправы: тмин, кориандр, укроп, горчица.

Из таблицы 6. видно, что в 2015 году предприятием произведено:

·продукции растениеводство на сумму 2447 млн. руб, что на 15,1% меньше, чем в 2014 году;

·продукции животноводства на сумму 3445 млн. руб, что на 16,3% больше показателя 2014 года

Наибольший удельный вес в товарной продукции растениеводства в 2014 году занимали: зерно (33,8%), овощи открытого грунта (19,8 %), картофель (18,2%).

Таблица 6. Производство продукции, млн. руб

Товарная продукция2013г. 2014г. 2015г. Структура производства продукции за 2015 г. 2015 г. к 2013г. в%Зерно1013143982833,857,5Рапс37129342417,3144,7Картофель37953744618,283,1Овощи открытого грунта26554248419,889,3Овощи закрытого грунта22130,114,3Другая продукция растениеводства1285026210,7524,0Итого по растениеводству21582882244710084,9КРС (живая масса) на мясо56276285524,8112,2Лошади в живой массе110,03100,0Молоко цельное22311993254473,85127,6КРС (живая масса) на племенные цели-181210,611,6Мясо КРС в переработанном виде2024220,691,7Другая продукция животноводства2220,1100,0Итого по животноводству281829633445100116,3Всего497658455892100,8

Наибольший удельный вес в товарной продукции животноводства в 2015 году занимали: молоко цельное (73,85%), КРС в живом весе (24,8 %). Другая продукция производилась на незначительные суммы.

В общем, предприятие в 2015 году произвело продукции на сумму 5892 млн. руб, что на 0,8 % больше чем в 2014 году.

Таблица 7. Баланс продукции растениеводства за 2015 год, т

ПоказателиЗерновыеКартофельМаслосемена рапсаСахарная свеклаОвощиНаличие на начало года115269720355Приход, всего147582520163529002200В т. ч: произведено147582520163529002200Расход, всего13783234715092500,31806В т. ч: Продано91501200150022001300На корм скоту и птице2540667--100На семена79042090,31Прочие расходы на хозяйственные нужды980--300372Наличие на конец года2227930128399,7780

товарная политика ценовая сбытовая

Таблица 8. Баланс продукции животноводства за 2015 год

Виды и группы жив-хНа начало годаПриходРасходСреднего-довое поголовьеНаличие на конец годаРеализация на мясоПродажа населениюголЖив весголЖив весголЖив вес голЖив весголЖив весКРС, в т. ч: 44161839501214029464652710451244591870,6коровы17129235722941712466233Нетели436230850433439795337,6Телки 1-2 года9623957102852710536584135Молодняк на откорме108016842074235213663Взрослый скот на откорме226123485267711548

2.3 Ценовая политика

Ценообразование на продукты питания всегда находятся в поле внимания государственных органов управления. Цены на продукцию животноводства устанавливаются в соответствии с действующими в республике нормативными документами исходя из плановой себестоимости, установленных налоговых и неналоговых платежей, прибыли, необходимой для воспроизводства и определяемой с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка.

Себестоимость основных видов продукции за последние три года возрастает по всем видам продукции - это можно заметить из таблицы 9.

Таблица 9. Себестоимость основных видов продукции, тыс. руб. /т

Показатели2013 г. 2014г. 2015 г. 2015 г. к 2013 г., %; Зерно241272322133,6Рапс420390531126,4Картофель226294522230,9Овощи открытого грунта271260441162,7Молоко642696735114,5Прирост ж. м. КРС741084129367126,4

Таким образом, в 2015 году по сравнению с 2013 годом себестоимость основных видов продукции увеличилась по всем показателям. По зерну - на 33,6%, по рапсу - на 26,4%, по овощам - на 62,7%, по молоку - на 14,5%, прирост живой массы КРС - 26,4%.

Расчет производственных издержек на 2015 год рассчитан по следующим статьям затрат: сырье и основные материалы, транспортно-заготовительные расходы, вспомогательные материалы, топливно-энергетические ресурсы, основная заработная плата, начисления на заработную плату, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы.

Цена является одним из элементов комплекса маркетинга. В таблице 10. рассмотрим калькуляцию цен продукцию предприятия.

Больший процент затрат 33,3 % при выращивании зерновых и зернобобовых, а также 48,1 % при выращивании рапса приходится на покупку удобрений и средств защиты растений.

Более 44 % затрат приходится на выращивание зерновых и зернобобовых, 27,8 % - на выращивание картофеля, 18,1 % затрат приходится на выращивание овощей открытого грунта и лишь 0,5 % - затраты на овощи закрытого грунта.

Таблица 10. Калькуляция цены на продукцию за 2014 год, млн. руб

Статьи затратЗерновые и зернобобовыеКартофельРапсОвощи открытого грунтаОвощи защищенного грунтаЗатраты всего млн. руб, в т. ч.: 150395033061716Оплата труда с начислениями17479251197Семена13214481291Удобрения и средства защиты растений4982251591001Затраты по содержанию основных средств1396019672Работы и услуги946818621Стоимость ГСМ на техн. цели2286372351Стоимость энергоресурсов15131111Затраты по организации производства и управлению10313515361Прочие 12016313581

2.4 Сбытовая политика

Производственная деятельность ЗАО "НИВА" ориентирована, в первую очередь, на выполнение плана поставок сельскохозяйственной продукции на государственные нужды.

Таблица 11. Объем и каналы сбыта продукции за 2015 год, млн. руб.

ПродукцияРеализация государствуНаселениюИПДругим организациямИтогоСтруктура каналов реализацииЗерновые и зернобобовые612208311382814,8Овощи-15-4694848,7Картофель3152085264468,0Рапс424---4247,6Мясо8505--85515,3Молоко254460168-254445,6Итого47451,13,06085581100,0

Наибольший удельный вес в выручке от реализации продукции по каналам сбыта в 2015 г. составляет реализация для государственных нужд 85,0%. Почти 10,9 % продукции сбывается другим организациям. Сбыт продукции населению и индивидуальным предпринимателям - 0,02% и 0,05 % от общей выручки продукции, которая составила в итоге за 2015 год 5581 млн. руб.

Для реализации продукции собственного производства, а именно овощей, плодов и ягод ЗАО "НИВА" имеет три фирменных магазина общей площадью 181 м2.

Все фирменные магазины ЗАО "НИВА" (за исключением магазина №2) расположены в специально оборудованных отдельно стоящих зданиях, что обеспечивает удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса. Фирменный магазин №2 (встроенный) размещён на первом этаже конторы предприятия.

Основные экономические показатели деятельности трех фирменных магазинов за период 2014-2015 гг. представлены в таблице 12.

Таблица 12. Экономические показатели деятельности фирменной торговли за период 2014-2015 гг.

Показатели2014 г. 2015 г. 2015 г. в % к 2014 г. Количество единиц33100,0в т. ч. имеющих статус юридического лица33100,0Торговая площадь, кв. м166181109,0Розничный товарооборот, млн. руб. 234,4356,2151,9Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб. -45,3-36,079,4Затраты на реализацию, млн. руб. 79,898,0122,8Рентабельность, %-56,7-36,7+20,0 п. п. Отношение прибыли от реализации к РТО, %-21,8-10,146,3Отношение прибыли от реализации к затратам на производство и реализацию продукции, %-56,7-36,764,7Среднесписочная численность работников, чел. 45125,0Продажа товаров собственного производства в РТО, %64,090,0140,6

По данным таблицы 12. видно, что в связи с ростом товарооборота на 121,8 млн. руб. убыточность снизилась на 9,3 млн. рублей, а рентабельность возросла на 20 пункто-процентов.

Из таблицы 13. видно, что фактический розничный товарооборот за 2015 год в сопоставимых ценах составил 303,7 млн. рублей, то есть наблюдается увеличение розничного товарооборота в пересчёте по ценам 2014 года. План по розничному товарообороту перевыполнен на 18,7% или 56,2 млн. рублей. По сравнению с 2014 годом розничный товарооборот увеличился: физический объем (в сопоставимых ценах) в динамике возрос на 69,3 млн. рублей. Темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил 129,6 %.

Таблица 13. Выполнение плана и динамика товарооборота за 2014 - 2015 гг.

ПоказателиФактически за 2013 г. 2015 г. Выполнение плана за 2014 г. ОтклонениеФактически 2015 г. к 2014 г., %планфактот планаот 2014 г. Товарооборот в действующих ценах, млн. рублей234,4300356,2118,7+56,2+121,8151,9Товарооборот в сопоставимых ценах, млн. рублей234,4255,8303,7118,7+47,9+69,3129,6

Для оценки выполнения плана и динамики розничного товарооборота необходимо провести его анализ отдельными структурными подразделениями предприятия (таблица 14.).

На основании данных таблицы 14. видно, что в магазинах в 2015 году увеличились темпы роста розничного товарооборота по сравнению с 2014 годом: в магазине №1 товарооборот составил 119,3%, а в магазине №3 - 128,9% соответственно.

Таблица 14. Информация о выполнении плана товарооборота отдельными структурными подразделениями

Структурное подразделение2014 г. 2015 г. Отклонение2015 г. в % к 2014 г. Магазин №1147,1175,528,4119,3Магазин №268,2Магазин №387,3112,525,2128,9

Произведем анализ товарооборачиваемости в фирменных магазинах ЗАО "НИВА". Данные представлены в таблице 15.

Таблица 15. Анализ товарооборачиваемости в фирменных магазинах за 2014-2015 гг.

ПоказателиГодОтклонение20142015+ / - %1. Розничный товарооборот, млн. рублей234,4356,2+121,8151,92. Среднегодовые товарные запасы, млн. рублей35,539+3,5109,93. Время обращения товаров, в днях *36054,539,4-15,172,34. Скорость обращения товаров, в оборотах 6,69,1+2,5137,8

Из таблицы 15. видно, что по сравнению с 2014 годом, в 2015 году розничный товарооборот увеличился на 121,8 млн. рублей или 51,9%. Вместе с тем, увеличилось количество среднегодовых товарных запасов на 3,5 млн. рублей или 9,9%. Время обращения товаров в отчетном году уменьшилось с 54,5 до 39,4 дня. С уменьшением времени обращения повысилась скорость обращения товарных запасов с 6,6 до 9,1 (на 37,8%). Повышение скорости обращения товарных запасов и снижение времени обращения произошло из-за увеличения количества среднегодовых товарных запасов в 2015 году.

2.5 Совершенствование коммерческой деятельности предприятия

Товарная политика. Для разработки ассортиментной стратегии и выработки эффективной ассортиментной политики часто прибегают к разделению товарной номенклатуры на группы в соответствии с объемами производства реализации по товарным позициям

Для совершенствования товарной политики предприятия рассмотрим применение АВС-анализа. В соответствии с ABC-анализом все объекты разделяются на три группы по вкладу в общий объем:

Группа "А" (объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет первые 50 % от общей суммы параметров) требует основного внимания и заботы предприятия.

Группа "В" (следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 50 % до 80 % от общей суммы параметров) также нуждается в постоянном изучении. Основные усилия здесь должны быть направлены на перевод объекта в группу "А" и предотвращении перехода в группу "С".

От группы "С" (оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 80 % до 100 % от общей суммы параметров) большинство аналитиков советуют решительно избавляться, т.к. это может быстро привести к улучшению краткосрочных показателей предприятия в связи с сокращением издержек.

Однако необходимо помнить, что непродуманное сокращение объектов группы С (20% дохода компании) приведет к тому, что через некоторое время оставшиеся объекты распределятся по тому же закону, но общий результат деятельности предприятия может снизиться на 50%.

В процессе анализа строится кривая концентрации Лоренца.

.Первый этап. Объектом является ЗАО "НИВА". Проведем анализ на основе ассортиментной номенклатуры овощей.

.Третий этап. Сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра.

.Четвертый этап. Определение групп А, В и С.

.Пятый этап. Сведение данных в сводную таблицу, и разработка рекомендаций.

Таблица 16. Расчет доли с накопительным итогом, %

№ товараНаименование товарных группВыручка от реализации, млн. руб. Доля объема реализации в общем объеме, %Доля с накопительным итогом, %Группа2Свекла28057,357,3А1Капуста15131,088,3В4Лук276,294,5С3Морковь173,397,8С5Кабачки91,799,5С6Огурцы30,5100С-Итого487100--

Таблица 17. Определение групп

ГруппаВыручка от реализации млн. руб. Количество товарных группмлн. руб. доля, %Единицдоля, %А28057,3116,7В15131,0116,7С5611,7466,6Итого4871006100

В результате проведенного анализа, наиболее важной для предприятия в смысле объема сбыта оказалась одна товарная групп свекла, эта группа составляет 57,3% объема реализации.

Группа С представлена группой товаров: лук, морковь, огурцы, кабачки (11,7 %).

Полученные результаты позволяют дать указания на товарные группы, которые требуют расширения, а какие - сокращения, возможно, и исключения. Анализируя полученные данные, мы видим, что предприятию необходимо увеличивать производство продуктов, попадающих в группу А и В, так как они приносят предприятию основную часть доходов. Товарные группы, входящие в группу С, необходимо сокращать или, вообще, исключать так как данная группа приносит только 11,7 % от всего получаемого предприятием дохода. Однако ЗАО "НИВА" не должен непродуманно сокращать производство товаров, входящих в группу С.

Ценовая политика. Закупочные цены на сельхозпродукцию урожая 2015 года, закупаемую для госнужд, увеличены в 1,3-2 раза.

Закупочные цены на фуражный ячмень, рожь, тритикале, пшеницу, овес, просо, горох и зерно кукурузы увеличены на 30%.

По сравнению с ранее действовавшими закупочными ценами на продукцию животноводства, реализуемую для республиканских государственных нужд, на 10% увеличены цены на крупный рогатый скот для убоя и его мясо, крупный рогатый скот мясных пород и их помесей для убоя.

Также на 10% повышены надбавки к предельным минимальным ценам, выплачиваемые за молодняк крупного рогатого скота высшей и средней упитанности, выращенный в организациях, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, на кормах, произведенных по беспестицидной технологии и с ограниченными дозами внесения минеральных удобрений, соответствующий повышенным зооветеринарным, санитарно-гигиеническим требованиям и поставляемый для производства мясных продуктов детского и диетического питания.

Безусловно, увеличение закупочных цен на скот приводит к соответствующему повышению розничных цен на реализуемые населению мясные продукты.

Таким образом, на величину цены оказывают воздействие внутренние факторы (цели организации и маркетинга, стратегии комплекса маркетинга, издержки, организация ценообразования) и внешние факторы (тип рынка; оценка соотношения между ценой и ценностью продукта, осуществляемая потребителем; конкуренция; экономическая ситуация; возможная реакция посредников; государственное регулирование цен).

Для проведения грамотной ценовой политики предприятию необходимо:

.Изучать ценовую политику конкурентов;

2.Использовать систему скидок (распродажа, за количество, постоянным покупателям, при внедрении новинок и др.).

.Формировать цены с учетом выбранных позиций по завоеванию рынков.

В 2015 году по сравнению с 2013 годом себестоимость основных видов продукции ЗАО "НИВА" увеличилась по всем показателям. По зерну - на 33,6%, по рапсу - на 26,4%, по овощам - на 62,7%, по молоку - на 14,5%, прирост живой массы КРС - 26,4%.

На скоропортящуюся плодово-ягодную и овощную продукцию с учетом малых сроков реализации предусмотрено утверждение закупочных цен 2 организациями-изготовителями с применением исходя из условий договоров скидок с прейскурантных цен в размере до 30 % от закупочных цен с согласованием пониженных цен с покупателями. На картофель и основные овощи, закладываемые в стабилизационные фонды для длительного хранения, закупочные цены формируются не выше утвержденных предельных закупочных цен на эти цели.

По последним изменениям, на 55-67% повышены закупочные цены на коровье молоко, крупный рогатый скот и мясо КРС, свиней и свинину, реализуемые для республиканских государственных нужд.

Закупочные цены на молоко повышаются на 55%, на свиней - 62%, на КРС - 67%.

Таблица 18. Закупочные цены на с\х продукцию, млн. руб. за тонну

Вид продукцииЦенаМолокоЭкстра1,88Высший сорт1,62Первый сорт1,49СвиньиЖивого веса4,496 - 9,537Убойного веса7,744 - 15,923КРСЖивого веса2,756 - 33,049Убойного веса7,113 - 61,615

Из данной таблицы 18. мы видим, что новая цена на молоко сорта экстра составит 1,88 млн. руб. за тонну, высшего сорта - 1,62 млн. руб., первого сорта - 1,495 млн. руб. Цена на свиней для убоя будет варьироваться в зависимости от категории от 4,496 млн. руб. до 9,537 млн. руб. за тонну живого веса (без НДС), на свинину за тонну убойного веса - от 7,744 млн. руб. до 15,923 млн. руб. Цены на КРС для убоя составят без НДС от 2,756 млн. руб. до 33,049 млн. руб. за тонну живого веса, за тонну убойного веса - от 7,113 млн. руб. до 61,615 млн. руб.

Агропромышленному комплексу нужно работать сегодня над снижением затрат. Нужно добиться того, чтобы поставка сельскохозяйственной продукции и продукции перерабатывающей промышленности на внутренний рынок также была рентабельной. Тогда можно не волноваться о неорганизованном вывозе товаров и не будет разницы, куда их поставлять - на экспорт или на внутренний рынок.

Сбытовая политика. Экономическая эффективность отраслей АПК в значительной степени зависит от организации сбыта продукции, выбора каналов ее реализации. Выделяют оптовую и розничную торговлю.

У ЗАО "НИВА" есть 3 фирменных магазина, через которые оно осуществляет розничную торговлю.

Реализация готовой продукции через собственную сбытовую сеть осуществляется определенным образом. Потребитель, желающий приобрести товар, приходит непосредственно в сбытовую контору производителя (отдел продаж) и за наличные деньги приобретает товар. Покупатель тут же забирает товар со склада на основании накладной, которая выписывается при оплате продукции. Отличие конечного потребителя на договорной основе от простого потребителя заключается в том, что покупке предшествует заключение договора, в котором указываются сроки поставки, условия оплаты, ответственность сторон.

Таблица 19. Анализ товарооборачиваемости в фирменных магазинах за 2014-2015 гг.

ПоказателиГодОтклонение2014г. 2015г. + / - %1. Розничный товарооборот, млн. руб. 234,4356,2+121,8151,92. Среднегод. товарные запасы, млн. руб. 35,539+3,5109,93. Время обращения товаров, дней54,539,4-15,172,34. Скорость обращения товаров, обороты6,69,1+2,5137,8

Из выше приведенной таблицы видим, что товарооборот в фирменных магазинах увеличился, время обращения товаров сократилось на 15 дней.

Заключение

И так, в заключение можно сказать, что цель работы: анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности ЗАО "НИВА", была достигнута. На основе работы можно сделать следующие выводы:

.повышение урожайности способствуют эффективному ведению сельскохозяйственного производства, что приводит к увеличению валового сбора зерновых, зернобобовых, другой продукции растениеводства, которую, в свою очередь, способны обеспечить хозяйство концентратами. Это исключит их дополнительную закупку, следовательно, поможет сэкономить на этом денежные средства хозяйства;

2.успешность сбытовой политики зависит от анализа обеспеченности производственной программы заключенными договорами на поставку произведенной продукции, а это, в свою очередь, тесно связано с оценкой риска невостребованной продукции. Для того чтобы снизить этот риск, необходимо постоянно проводить анализ обеспеченности производства договорами и заказами;

.наибольший удельный вес в выручке от реализации продукции по каналам реализации в 2015 г. составляет реализация для республиканских государственных нужд 85,0%. Второе место занимает реализация другим организациям - 10,9%;

.финансовое состояние ЗАО "НИВА" улучшилось как результат оживления и роста объёмов, а также повышения эффективности производства;

.предприятие ЗАО "НИВА" имеет стабильное положение и благоприятное финансовое положение, т.к. такие показатели как прибыль от реализации товаров и услуг, уровень рентабельности продукции, работ, услуг и уровень рентабельности продаж имеют положительное значение;

.продукция предприятия относится к группе товаров народного потребления первой необходимости, определяющей здоровый образ жизни всех возрастных групп и слоев населения.

.в 2015 году по сравнению с 2013 годом себестоимость основных видов продукции увеличилась по всем показателям;

.более 44 % затрат приходится на выращивание зерновых и зернобобовых, 27,8 % - на выращивание картофеля, 18,1 % затрат приходится на выращивание овощей открытого грунта и лишь 0,5 % - затраты на овощи закрытого грунта;

.наибольший удельный вес в выручке от реализации продукции в 2015 г. составляет реализация для государственных нужд 85,0%;

.в связи с ростом товарооборота на 121,8 млн. руб. убыточность снизилась на 9,3 млн. рублей, а рентабельность возросла;

11.фактический розничный товарооборот за 2015 год в сопоставимых ценах составил 303,7 млн. рублей, то есть наблюдается увеличение розничного товарооборота в пересчёте по ценам 2014 года; по сравнению с 2014 годом, в 2015 году розничный товарооборот увеличился на 121,8 млн. рублей или 51,9%. Вместе с тем, увеличилось количество товарных запасов на 3,5 млн. рублей или 9,9%.

1Предпринимательская организацияорганизация, ориентированная на рост и больше рассчитывающая на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы2Прогнозпредсказание будущего, основанное на известных тенденциях и фактах, создаваемое с целью обоснования оптимальных решений и выявления возможных их последствий3Программно-целевая структурадвойственная (матричная) структура, совмещающая элементы функциональной и дивизионной структур, т.е. осуществляющая принцип двойного подчинения (линейному руководителю дивизионной структуры и руководителю проекта функциональной службы) 4Проектные организационные структурыоргструктуры управления, применяемые в организациях, занятых целенаправленными изменениями в действующей или создаваемой системе управления5Системанекоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого6Сложность внешней средычисло факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора7Среда косвенного воздействияфакторы, не оказывающие прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее влияющие на них: состояние экономики, научно-технический прогресс, социо-культурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах8Среда прямого воздействияфакторы, непосредственно влияющие на операции организации и испытывающие на себе прямое же влияние операций организации: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты9Стратегия дифференциациистратегия концентрации усилий организации в определенных приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими10Стратегия фокусированиястратегия, основанная на достижении конкурентных преимуществ в определенном сегменте отраслевого рынка11Структурасовокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях12Структура управленияупорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого

Список использованных источников

1.Амблер Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2013. - 461 с.

2.Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга - М.: Фолиум, 2009г.217с.

.Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. - М.: ИНФРА М, 2010 - 148с.

.Бове К. Современный маркетинг. - Тольятти, 2011 г., 704 с.

.Буров В.П. Галь В.В. и др. Бизнес - план инвестиционного проекта. Методика составления. - М.: УИПКК АП, 2013. - 211 с.

.Календжяна С.О. Как составить план по маркетингу торговой компании: Пер. с англ. - М.: Дело, 2012.327с.

.Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ - М.: Центр экономики и маркетинга. - 2010г.382 с.

.Короткий Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 2

.Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2015. - 326 с.

.Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: пер. с англ. - Второе европейское издание. - М.: ИНФРА-М, 2012.271 с.

.Лазурко, Н.В. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии / Н.В. Лазурко - М.: ВЛАДОС, 2011г.241с.

.Ламбен Ж. - Ж. Стратегический и операционный маркетинг. / Пер. с англ. под ред.В.Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2012. - 830 с.

.Маркетинг / под ред. Романова А.Н. / - М.: ЮНИТИ, 2014 г. - 560с.

.Основы маркетинга / под ред.Ф. Котелкова / М.: Ростинтэр, 2013г.704 с.

.Панкратова Ф.Т. Маркетинговая деятельность. - М.: ЮНИТИ, 2012г.264с.

.Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 248 с.

.Тарасов Е.О. Анализ маркетинговой деятельности предприятия М.: Лаборатория книги, 2010. - 179 с.

.Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник / Под общ. ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 560с.

Похожие работы на - Управление деятельностью фирмы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!