Сервисная деятельность и торговля

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    746,53 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сервисная деятельность и торговля















Сервисная деятельность и торговля

Введение

торговля российский рынок

Общественное разделение труда и выделение торгового капитала из общего промышленного капитала выделило торговлю в отдельную самостоятельную отрасль хозяйства и экономики. В настоящее время торговая деятельность в России является самым распространенным видом предпринимательской деятельности. Специфика торговой деятельности такова, что она связана с большим количеством товарно-материальных ценностей. Торговый бизнес во многом способствует решению важнейшей задачи общественного производства - удовлетворению потребностей населения в предметах потребления и услугах. Переход к рыночным отношениям потребовал новых подходов к организации и технологии торговли. Возникла необходимость в подготовке новых специалистов и переподготовке действующих кадров, способных эффективно осуществлять коммерческую деятельность в новых условиях. Появилась потребность в совершенно иных нормативных правовых документах, регулирующих торговую деятельность.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что торговля продолжает оставаться одной из самых динамичных отраслей мирового бизнеса. Каждый человек, так или иначе, почти каждый день участвует в процессе торговли.

Цель данной работы состоит в изучении торговли, как вида сервисной деятельности.

В связи с этим основными задачами являются:

рассмотрение понятия и сущности торговли, её основных видов;

изучение состояния отрасли на данный момент, специфики труда работников, занятой в ней;

выявление проблем торговли и перспектив дальнейшего развития.

1.Понятие, функции, задачи и виды торговли

Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст) торговля - это «вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям»[2]. Она, реализуя производственную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением.

Торговля влияет на объём и структуру производства товаров, улучшение их ассортимента и повышение качества. Она активно воздействует на потребителей, воспитывает разумные потребности, продвигает новые товары.

Объектом действия в торговле являются: товарообмен, купля-продажа товаров, обслуживание покупателей.

Функции торговли:

-Изучение спроса на товары, поддержание баланса между предложениями и спросом

Воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров

Организация товародвижения, доведение товара до потребителя

Формирование товарных запасов

Сокращение издержек обращения в сфере потребления (т.е. затрат покупателей на приобретение товаров)

Осуществление торгово-технологических операций с товарами

Задачи торговли:

-Наращивание объемов товарооборота

Улучшение культуры обслуживания населения

Повышение доходности работы торговых предприятий

Эти задачи и функции неотделимы друг от друга. Их конечная цель - наиболее полное удовлетворение покупательского спроса потребителей. Именно торговля, реализуя производственную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает равновесие между спросом и предложением[6].

Сфера торговли делится на внешнюю (международную) и внутреннюю. Принципиальное отличие внешней торговли от внутренней торговли заключается в том, что товар при экспорте покидает таможенную территорию страны экспорта, пересекает таможенные границы стран вывоза и ввоза и остается на таможенной территории страны ввоза. При импорте - последовательность обратная.

Появление обширных единых таможенных территорий нескольких государств, в рамках которых межгосударственные таможенные границы отсутствуют, потребовало более точного определения термина «внешняя торговля», которое может быть использовано также применительно к внешней торговле услугами. В этом случае - внешняя торговля - это оплачиваемый обмен товарами и услугами между резидентами различных государств.

Торговля именуется внутренней, поскольку она не выходит за пределы той или иной страны, поскольку объекты ее либо изготовлены внутри страны и сбываются там же, либо произведены даже не в пределах ее, а за границей, но приобретены на внутреннем рынке и проданы там же.

В отличие от нее внешняя торговля заключается в привозе товаров из-за границы, в вывозе их туда или в провозе через страну из одного государства в другое. Она состоит, следовательно, в том, что товары производятся или приобретаются в одной стране, а сбываются в другой. Эти два момента отделены друг от друга переходом товара через границу государства; торговец или производитель товара одной ногой как бы стоит у себя дома, а другой - в иностранном государстве. Коль скоро товар уже переправлен через границу и продан там, дальнейшие сделки, перепродажа его в той стране, куда он вывезен, уже относятся снова к внутренней торговле, так как снова и приобретение, и сбыт его не выходят за пределы той же страны. Так что огромное большинство торговых сделок относится к внутренней торговле, внешняя же сводится к тем операциям, которые разбиты на две части лежащей между ними чертой государства.

Также внешняя и внутренняя торговля отличаются друг от друга тем, что:

• Ресурсы на международном уровне менее мобильны, чем внутри страны

• Во внутренней торговле каждая страна использует свою валюту, а во внешней - мировую

• Внешняя торговля более подтверждена политическому контролю [5].

Торговля подразделяется на два основных вида: Оптовая и розничная торговля.

Оптовая торговля - это любая деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их в целях или дальнейшего использования (переработка, пошив), или перепродажи. Поэтому при оптовой торговле товар закупается крупными партиями и в больших объемах.

Розничная торговля - это особая деятельность людей, связанная с осуществлением акта купли-продажи товаров конечным потребителем. Эта деятельность представляет собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена, и является завершающим звеном движения товара в сфере обращения[14].

Рыночное пространство включает в себя не только непосредственных производителей и потребителей товарной продукции, но и значительное число активных промежуточных звеньев, устанавливающих деловые отношения между ними. К таким звеньям относятся оптово-посреднические организации, которые оказывают существенные услуги, как производителям, так и конечным потребителям продукции.

Оптовая торговля является наиболее важным звеном, которое обеспечивает ускорение процесса товародвижения по каналам распределения. Рациональная организация и совершенствование оптовой торговли являются одной из важнейших задач. Оптовое звено определяет направление товарных потоков, преобразует производственный ассортимент в торговый и выступает проводником огромной массы товаров на потребительский рынок.

Все это позволяет и производителям, и розничным торговцам обращаться к услугам оптовой торговли. Необходимость функционирования оптовой торговли вызвана тем, что непосредственная продажа товаров предприятиями-изготовителями населению практически трудно осуществима, так как они выпускают товары, которые реализуются в различных городах и населенных пунктах. Поэтому торговля товарами широкого потребления осуществляется в две стадии:

§   на первой, начальной стадии товары реализуются предприятиями-изготовителями торговым предприятиям (оптовая торговля) или торговыми предприятиями друг другу;

§   на второй, конечной стадии розничные торговые предприятия продают товары населению (розничная торговля).

В оптовой торговле товар может быть продан два и более раза - сначала на региональном, потом - на местном уровне.

Оптовая торговля определяет структуру и направление товарных потоков. Она выступает на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном.

Характерными задачами оптовой торговли являются:

§   поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;

§   закупка крупных партий товаров у предприятий-изготовителей;

§   увеличение числа ступеней промежуточных пользователей продукции;

§   формирование торгового ассортимента и приспособление его к запросам промежуточных и конечных потребителей;

§   проведение политики своевременного обновления и улучшения качества товаров;

§   обеспечение предприятиям-изготовителям сбыта их товаров;

§   маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных торговых предприятий;

§   информационное обслуживание;

§   принятие риска при обращении товаров.

Таким образом, у производителей и розничных торговых предприятий есть все основания пользоваться услугами оптовой торговли [14].

Определение понятия «розничная торговля» дано в части 2 ГК РФ, где указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, т.е. розничные торговцы реализуют товар конечным потребителям[1].

Розничная торговля сочетает в себе интересы продавца в получении доходов и потребности покупателя в получении высококачественных товаров и услуг.

Именно розничная торговля ориентирует отечественных производителей максимально учитывать запросы общества. В основе розничной торговли используется теория индивидуального выбора, которая исходит из принципа приоритета потребителя. Поэтому розничная торговля является социальным выражением качества жизни общества[14].

Розничная торговля решает следующие задачи:

§   приобретает товары у оптовика и предлагает их для продажи любому желающему (магазинная торговля) в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки);

§   формирует ассортимент товаров и перечень услуг для удовлетворения потребностей покупателей;

§   демонстрирует образцы на открытых торговых стендах в целях получения заказов на товары (пункт по приему заказов);

§   осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений (посылочная торговля);

§   организует торговлю с доставкой товара на дом. Торговля с доставкой на дом предлагает свои товары, как правило, за пределами местонахождения своих складов или работает вообще без таковых;

§   организует торговлю вразнос, когда розничный торговец ходит со своими товарами от дома к дому;

§   организует уличную торговлю - торговец сокращает хозяйке путь за покупками. В определенное время он появляется в жилом квартале в целях продажи жителям овощей, фруктов, яиц, напитков, солений и проч.;

§   осуществляет мелочную торговлю - торговцы предлагают свои товары на прилавках, которые устанавливают на площадях и улицах с оживленным движением или в местах проведения специальных мероприятий.

В условиях усиливающейся конкуренции в торговле активно развиваются розничные торговые сети, представляющие собой совокупность торговых предприятий, находящихся под общим управлением. Сетевая розничная торговля представлена различными форматами магазинов. Причем в различных странах и регионах преобладают различные форматы.

В процессе торговли, деятельность человека реализуется в определенных актах имеющих следующую структуру:

субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.);

средства (производственные, которые принимают непосредственное участие в процессе торговли: земельные участки, здания, сооружения, транспортные средства, оборудование, витрины…; непроизводственные, объекты коммунального и культурно-бытового назначения, находящиеся на балансе предприятий: жилые дома, детские сады, санатории, спортивные сооружения);

предмет (покупатель);

действие (операции по сбыту товаров, товарооборот, товарообмен);

результат ( реализация товара, прибыль).

Согласно общероссийской классификации услуг населению(ОКУН) к услугам торговли относятся:

Услуги розничной торговли

Реализация товаров

Упаковка купленных в магазине товаров

Прием (в том числе по телефону) и оформление

предварительных заказов на товары

Подготовка к определенному часу по предварительному заказу отдельных товаров, имеющихся в продаже

Прием и исполнение заказов на товары, реализуемые через секцию посылочной торговли

Погрузка и доставка тяжелых и крупногабаритных изделий автотранспортными средствами (если доставка не осуществляется "Трансагентством")

Оценка и прием на комиссию вещей на дому у комитента

Перечисление комитентам денежных средств за реализованные товары на указанный расчетный счет

Оценка ювелирных изделий из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней

Прием стеклопосуды на дому

Предоставление кабин для зарядки фотоаппаратуры

Предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм и просмотра видеокассет, которые имеются в продаже или запись которых осуществляется в магазине

Консультативные услуги специалистов о правилах и порядке пользования технически сложными товарами - новинками с демонстрацией их в действии

Консультации диетологов, косметологов

Гарантированное хранение купленного товара

Прием на хранение вещей покупателя и детских колясок (при наличии комплекса товаров для детей)

Предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей)

Послепродажное обслуживание

Услуги оптовой торговли

Закупочные услуги

Услуги маркетинга

.История возникновения отрасли за рубежом

История торговли как обмен товарно-материальными ценностями известна с каменного века. Уже тогда она существовала в привычном для нас значении: предложение к обмену с целью извлечения выгоды.Сначала торговля была исключительно натуральной и произошла она, по одной из версий, из обычая обмениваться подарками. Такой обмен носил символическое значение и санкционировал мир, союз, дружбу. Позже люди стали обмениваться предметами равноценными, например, молоток взамен топора или мясо животного вместо овощей или фруктов. Главными предпосылками для дальнейшего развития торговли стала специализация промышленности и монета, роль которой у разных народов играли драгоценности, рабы, меха, скот и т. д.

История торговли в древнем Востоке уходит за 3,5 тысячелетия до н. э. В Египте в ту эпоху существовала преимущественно сухопутная торговля: караваны привозили предметы роскоши - благоухания, металлы, дерево, драгоценные камни. Восточные торговцы раскидывали огромные шатры и раскладывали свой товар на продажу.

В новую фазу развития древневосточная торговля вступила с финикиянами - она стала морской. Теперь корабли увозили местные товары - строевой лес, металлы и плоды, а возвращались с зерном, вином, маслом, сырьем, скотом и прочими. Громадный толчок торговля получила у древних персов благодаря развитой транспортной системе. Товары развозились караванами и продавались в крупных городах на ярмарках. Конечно, торговое оборудование тогда находилось в зачаточном состоянии: либо вещи раскладывались в шатрах на земле, либо на простых стойках, скамьях и дощатых прилавках на улице.

В древней Греции подъем торговли начался вместе с колонизацией. Из различных регионов ввозились масла, серебро, хлеб, вино, пурпур и железо. Сосредотачивалась торговля на крупных рынках, где стояли открытые прилавки и навесы.

Торговля древнего Рима характеризуется ранним появлением ярмарок, приуроченных к празднествам. В огромном количестве продавались разнообразнейшие сорта рыбы, множество овощей и фруктов, вино, масла, соль. Для богатых римлян привозили изукрашенную серебром мебель ценных пород, мрамор и изящные статуи. До конца III века Римская империя была величайшей областью свободной торговли.

Поворот в европейской торговле случился в эпоху крестовых походов. Когда рыцари узнали роскошь Востока, спрос на восточные товары усилился, и Италия стала искать возможность обходить Византию, бывшую до сих пор посредником между Западом и Востоком. Купцы проникали вглубь Азии и на знаменитых восточных базарах скупали дорогие пряности и камфору, персидскую серу и китайский фарфор, индийскую сталь и стекло.

Открывались многочисленные торговые предприятия - лавки, родоначальники современных магазинов. В них устанавливались стеллажи, куда помещался товар, и был прилавок, за которым стоял продавец.

Огромное значение для развития торговли имели географические открытия, эпоха которых началась в 1475 году. Тогда португальцы достигли экватора. Открытие Америки и новых морских путей обеспечило доступ к новым рынкам сырья и сбыта и сделало торговлю всемирной.

В начале 20-го века появились первые витрины: количество магазинов росло, и покупателей нужно было чем-то привлекать. В 1909 году в Лондоне Гордон Селфридж открыл универмаг, витрина которого не отключалась ночью, и покупатели могли осматривать товар даже в темноте. Это быстро сделало магазин популярным. Позже витрины стали активно использовать и другие предприятия торговли: их разрисовывали популярные художники, в числе которых - Сальвадор Дали, они заполнялись удивительными инсталляциями.

Торговые центры в их современном понимании появились в начале 40-х гг. 20 века в США. Их возникновение обусловлено бурным развитием транспорта. Отсутствие стояночных мест привело к тому, что на территориях, свободных от жилищного строительства, возводились крупные центры, окруженные огромными стоянками. Первыми такими предприятиями считаются комплекс возле Сан-Диего и «Рузвельт-филд» у Нью-Йорка.

В Западной Европе такие центры стали строиться после Второй Мировой войны. Первыми были комплексы в Ковентри, Великобритания, и «Лиил-баан» в Голландии.

В июне 1963 года в пригороде Парижа Марселем Фурнье и Дени Деффорэ был открыт первый гипермаркет. Он занял площадь 2,5 тысячи квадратных метров и имел автостоянку на 500 мест. Поначалу торговый мир отнесся к этой идее как к чудачеству, однако компания «Карфур» продолжала расширяться, и вскоре открылось еще 5 гипермаркетов. Успех этой затеи стал очевиден, и примеру «Карфура» последовали другие.

Сначала гипермаркеты были, в основном, продовольственными магазинами, но постепенно обрели множественную специализацию, расширив товарный ассортимент. Сегодня это огромные торговые комплексы, где установлено новейшее торговое и холодильное оборудование, а все оснащение в целом ориентировано на удобство для покупателей.

На этом эволюция торговли, разумеется, не завершилась: следующим этапом стало перемещение магазинов в интернет. Это позволило сделать процесс покупки максимально комфортным. Потребителю не приходится тратить время на поиск необходимых вещей в физических торговых точках - он может открыть сайт интернет-магазина, где на виртуальных витринах представлены любые товары, снабженные подробным описанием и характеристиками. Выбрать и заказать их можно парой щелчков компьютерной мыши.

Можно предполагать разные варианты, как будет развиваться торговля, но одно можно утверждать точно: обмен с целью получения выгоды будет существовать до тех пор, пока живо человечество[17].

.Развитие торговли в России

Исходную точку в процессе возникновения и развития торговли составляет немая торговля, встречающаяся в качестве наиболее ранней формы торговли у всех народов.

О немой торговле на Руси у нас нет никаких сведений, но о таком способе обмена у различных племен, населявших Россию, упоминается в источниках. При этом способе торговли технологический процесс заключается в следующем: представители из разных племен прибывают в определенное заранее оговоренное место, возможно, это нейтральная земля или поселения где имелось определенное место совершения обмена; участники немой торговли выкладывали свой товар на определенное место, делали на них знак и оставляли; через некоторое время возвращались и находили нужный им для обмена товар, который обычно лежал где-то рядом с их товаром. Если товар им нравился, и полностью удовлетворял их требованиям, продавцы забирали его, а на этом месте оставляли свой товар, который был предложен изначально для немой торговли. Но были случаи, когда торговцы не находили нужного для себя варианта обмена, тогда они просто забирали свой товар.

Суть немой торговли, заключается не в незнании языка, а во взаимном недоверии, в нежелании входить в непосредственные сношения с иноплеменниками, к которым относятся как к врагам [7].

Первые упоминания о внутренних формах торговли в России относятся к 8-9 веку. Естественным центром всей экономической жизни в киевской Руси становится Киев. Замыкая собой, цепь русских городов по великому водному пути, он является главным сборным пунктом русской торговли и в короткое время достигает удивительного процветания. В Киев стремятся купцы из самых различных уголков Европы, привлекаемые оживленным обменом товаров. [8].

Рынок - торг, торжище - являлся тем местом, где производился обмен и где можно было в древней Руси этим заниматься. По данным летописей Киевской Руси уже существуют плотничество, гончарное дело, кузнечное мастерство, ткатское дело, выделка мехов и кожи. Но все изделия этих промыслов имели сбыт только на внутреннем рынке, это было первое проявление розничной торговли. И все же главными предметами для русской внешней торговли были в основном продукты звероловства и пчеловодства и сельского хозяйства.

В это время не произошло еще выделение оптовой и розничной торговли. Все торгово-обменные операции происходили в одном месте - на рынке. Торговля носила ярмарочный характер. Главным торговым днем в городах считалась пятница, когда на городской площади открывался рынок [8].

В это время Киевская Русь еще не являлось единым государством, каждый город представлял собой отдельное княжество, и у каждого были свои рынки и внешняя и внутренняя торговля. Следующий этап становления торговли можно отнести к 12 веку. После раздробления Руси и упадка Киева экономическим центром становится Новгород.

В Новгороде торг занимал обширное место и подразделялся на ряды, сообразно роду продаваемых товаров или происхождению сидевших в лавках купцов. [7].

Здесь видно проявление первой специализации в торговле. После принятия христианства торговые операции стали проводить под покровительством церкви и также в непосредственной близости от нее. Духовенство хранило в церквях меры и весы. В церквях устанавливались также особые лари, в которых хранились торговые договора, записки и книги для закрепления торговых сделок [8].

Храм и площадь перед храмом были теперь нейтральными местами, где только и мог совершаться товарообмен, где прекращалась вражда и совершался торг под охраной божества [7].

Самое устройство церквей приспособлено было к торговым целям: в подвале сохранялся товар, в притворе он взвешивался [4].

Начиная с 12 века центром торговых отношений на Руси становится Москва. Москва- сердце России. Она является средоточием всей русской торговли и промышленности. Она дает торговле вес, меру, монету, направление [8].

Именно в Москве происходят все весомые торговые сделки, издаются государственные указы для регламентации и поддержки коммерции, живут и работают богатейшие купцы. По словам приезжих иностранцев в это время розничная торговля выглядела следующим образом: « В городе Москве больше торговых лавок, чем в Амстердаме или в ином целом княжестве. Лавки эти маленькие и иногда плохого качества; сравнивать же их с амстердамскими совсем нельзя, ибо пришлось бы признавать, что из одной амстердамской лавки можно выкроить десять и более московских.» [7, С.165].

Небольшие размеры торговых мест тесно связаны с различными видами торговых податей пошлин, которые получили широкое распространение на все территории страны. А так же и с особенностью внутренней торговли: « Торговлей в Москве занимаются решительно все» [8, С.139]. Все эти тенденции долгое время сохранялись на все территории России вплоть до эпохи правления Петра Великого.

Все торговые места были сосредоточены в гостиных дворах и торговых рядах, например в Москве в XVII веке имелись следующие гостиные дворы: старый и новый гостиные дворы, персидский двор, английский двор, соляной двор, рыбный двор, литовский двор, армянский двор и т.д. Гостиные дворы существовали преимущественно для оптовой торговли [8, С.139].

Розничная и мелкорозничная торговля была сосредоточена в торговых рядах: лоскутный, ветошный, рыбный, охотный и другие. Названия рядов полностью соответствовали ассортименту товаров, которые там предлагался к продаже населению.

Важную роль в формировании рынка на Руси, наряду с ярмарками, играли базары. В определенные дни недели базары проводились в тех городах, в которых разрешалось вести торг. В Москве и Ярославле ежедневно, в других 1-4 раза в неделю. Ярмарки же проводились один-два раза в год [8, С.74].

Следующий этап в развитии торговых предприятий относится к периоду правления Петра I. Для данного времени были характерны следующие особенности: ведущее место в экспорте заняли промышленные товары; торговля получила активный баланс: экспорт превысил импорт [9, С.192]; отмена внутренних пошлин на торговые операции; создание «коммерц-коллегии», государственного органа по контролю и руководству торговлей в России; регламентированное законодательством выделение купцов в сословия (гильдии); указом 1719 г. Была объявлена «повольная» торговля всеми предметами казенной монополии, за исключением поташа и смолы [8, С.142]; таможенная реформа 1753-57 гг. Отменила внутренние пошлины на торговые операции, что способствовало росту всероссийского рынка.

Во 2-й половине 18 века в Москве возникли первые магазины при купеческих домах. В 1797 году было разрешено иметь лавки при жилых домах, которые имели витрины и выставки.

В 18 веке торговля развивалась на принципах протекционизма. Высокие ввозные пошлины защищали внутренний рынок государства. В 1802-1810 гг. Торговлей ведало Министерство коммерции, с 1810 года - Министерство финансов. Во 2-й половине 19 века объем торговли резко увеличился. Рост городского населения и численности рабочего класса привел к расширению емкости внутреннего рынка. В 1885 году оборот внутренней торговли составлял около 5 млнд.руб, в 1900 - уже свыше 11 млрд.руб.

В конце 19 века возникли акционерные торговые товарищества, развивалась оптовая биржевая торговля. В 1885 году уже было более 700 тысяч торговых заведений, в 1900 - около 1.5 млн. Оборот внешней торговли за 1861-1900 вырос почти в 4 раза, а таможенные доходы государства - в 5 раз.

Вступление России на рубеже 19-20 веков в стадию империализма вызвало дальнейший рост торговли и ее концентрацию в руках монополий. Падала доля ярмарок во внутреннем товарообороте, развивалась магазинная форма торговли, появилась кооперативная торговля. В 1905 году было создано Министерство торговли и промышленности. В годы 1-й мировой войны 1914-1918 гг. сократилось производство потребительских товаров, росли цены, развивалась спекуляция. Царское правительство пыталось нормировать торговлю отдельными продуктами. Возник продовольственный кризис. После Октябрьской революции 1917 года Советским государством была создана новая система торговли - социалистическая, значительно отличающаяся от предыдущих форм торговли.

В СССР Коммунистическая партия и Советское государство с первых лет Советской власти уделяли большое внимание всемерному развитию и совершенствованию торговли. Наряду с национализацией была установленная государственная монополия на торговлю. Эти меры подорвали экономические позиции капиталистических элементов, облегчили борьбу со спекуляцией и создали условия для улучшения снабжения трудового народа. В целях обеспечения централизованного снабжения населения товарами, организации заготовок сельскохозяйственных продуктов в ноябре 1917 года был создан Народный комиссариат по делам продовольствия. Установлено централизованное распределение предметов потребления. С января 1919 года введена продразверстка, которая с переходом к новой экономической политике была заменена продналогом. Начав с товарообмена в рамках местного хозяйственного оборота, государство перешло к организации торговли в масштабах всего народного хозяйства. По мере укрепления социалистических форм в экономике страны, развития государственной и кооперативной торговли, вытеснялись частные посредники в оптовой и розничной торговле. В 1924 году был образован Народный комиссариат внутренней торговли, преобразованный в 1946 году в Министерство торговли СССР.

Для сбыта продукции были созданы отраслевые синдикаты и другие оптовые государственные организации. Важную роль играли товарные биржи и ярмарки. Розничная торговля находилась преимущественно в руках потребительской кооперации. Государственная торговля была представлена небольшой сетью торгов и др.организаций. Постепенное укрепление позиций торговли позволило уже в 1925-1926 гг. перейти к планированию завоза важнейших потребительских товаров в основные экономические районы страны и усилить роль планового начала во всех рыночных связях. Создавалась система оптовых баз, неуклонно расширялась торговая сеть государственной, кооперативной торговли и общественного питания, колхозная торговля.

Система внутренней социалистической торговли в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. обеспечила регулярное и устойчивое снабжение населения и Советской Армии. Несмотря на огромные трудности, вызванные войной, уже в конце 1947 года была отменена карточная система, введенная в 1941 г., и осуществлен переход к открытой торговле. К 1950 году был превзойден довоенный уровень розничного товарооборота и восстановлена торговая сеть. В последующие годы были обеспечены высокие темпы развития внутренней торговли, которая превратилась в одну из крупных отраслей народного хозяйства.

В соотношении между различными формами торговли предметами народного потребления намечается определенная тенденция: роль государственной торговли растет, роль колхозного рынка уменьшается при известной стабилизации доли кооперативной торговли в общем товарообороте.

Развитие торговли и улучшение обслуживания населения неразрывно связаны с созданием материально-технической базы, внедрением более совершенных видов торгового оборудования и технологических процессов, а также дальнейшим совершенствованием методов повышения эффективности торговли. Увеличивается сеть специализированных магазинов. Строятся крупные универсальные магазины по продаже товаров повседневного спроса (универсамы), создаются крупные складские хозяйства, холодильники, плодо-овощные базы и комбинаты. Большое значение для ускорения прогресса в торговле имело Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1972 года «О некоторых мерах по улучшению торговли и ее технической оснащенности». Значительное развитие получает механизация и автоматизация торговых процессов. Внедрение прогресссивных методов продажи товаров обеспечивает повышение экономической эффективности в коммерческой деятельности, работы предприятий торговли и способствует улучшению культуры обслуживания населения. Появились прогрессивные методы продажи товаров методом самообслуживания, продажа по образцам, по заказам населения, с доставкой на дом и др. К началу 1975 года товарооборот магазинов, применяющих прогрессивные методы продаж в государственной и кооперативной торговле страны достиг 55% от общего товарооборота, в том числе по методу самообслуживания - 47%.

В конце 20 века и начале 21 в связи с социально-политическими изменениями в жизни страны, торговля претерпевает немалые изменения и получает толчок к активному развитию в связи с переходом на рыночные отношения. Появление частного, развитие малого и среднего бизнеса также благоприятствуют расширению значения сферы торговли и услуг, а также их совершенствованию. Но при этом развитие не было безоблачным. Финансовый кризис 1997 года ввел Россию в глубокий кризис и покупательская способность населения была ничтожно мала. Именно в это время стали появляться социальные магазины и сети магазинов эконом-класса.

С ростом экономики и выходом из кризиса, начинается развитие торговли. Появляются крупные торговые сети. Появляются новые экономические модели и способы повышения эффективности коммерческой деятельности, заимствованные из-за рубежа. К 2005 году слово ритейл используется для указания крупного бизнеса, основанного на розничной торговле. В торговле ритейл покупает товары или продукты оптом у производителей или импортеров, а затем продает в розницу конечному пользователю. Магазины находятся в конце цепочки. Маркетологи производителей товаров стали рассматривать его как необходимую составную часть их общей стратегии распределения. В это же время стали появляться формы торговли по каталогам, интернету. Появились различные методы привлечения и охват различных сегментов потребителей с помощью рекламы и различных акций, основанные на современной науке влияния на повышение эффективности в коммерческой деятельности - маркетинге. Уже в 2007 году объем продаж российского рынка розничной торговли оценивался в 240 млрд.долларов и рынок розницы в России по объемам занимал 12 место в мире. Локомотивом, обеспечивающим такой стабильный рост отрасли торговли, стали крупные торговые сети.

На сегодняшний момент трудно представить себе серьезную производственную или коммерческую фирму, осуществляющую торговую деятельность, которая бы не имела в своей структуре маркетинговый отдел или отрицала эффективное использование методов и стратегии маркетинга.

.Современное состояние отрасли в России

Торговая сфера сегодня - один из наиболее динамично развивающихся секторов российского хозяйства. К середине первого десятилетия нового века сразу более десятка торговых компаний преодолели по объему годовой чистой выручки миллиардный рубеж в долларовом исчислении, а оборот отдельных крупных магазинов стал сопоставим с объемами производства солидных промышленных предприятий.

Сфера торговли оказывает возрастающее влияние на другие отрасли, работающие по всей цепи товародвижения, включая закупщиков, дистрибьюторов и производителей.

Торговля обеспечивает единство экономического пространства в Российской федерации. Происходит развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в производственной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров. Происходит интернационализация мировой экономики. В 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) и стала участницей международной торговли. Торговая отрасль России в настоящее время стала одной из крупных бюджетосодержащих систем. Её доля во Внутреннем валовом продукте страны составляет 22 %.

В торговле сегодня занято около 15 млн человек, что составляет 20 % в экономике страны. В отрасли действуют свыше 900 000 хозяйственных единиц. [12]


В текущем столетии темпы роста розничной торговли в России в 1,5 раза опережали темпы роста валового внутреннего продукта. При этом розничная торговля растет быстрее, чем реальные доходы населения, которые ежегодно повышались на 10-11%. Оборот розничной торговли в 2008 г. на 8,0% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Этому способствовал прирост финансовых активов граждан России: поданным ЦБ России, в 2008 г. объем банковских вкладов населения составил 261,1 млрд руб. на депозитных счетах и 5479 млрд руб. - на корреспондентских счетах. Эти данные позволяют сделать вывод о наличии объективных условий для дальнейшего развития розничной торговли в стране.

В рыночных условиях розничная торговля в России ориентируется на развитие торговли в странах с развитой рыночной экономикой, где широко внедряются достижения науки и техники, сосредоточены большие людские ресурсы, привлекаются значительные финансовые средства. Одной из основных тенденций российской розничной торговли является развитие сетевых форматов, гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров. Наиболее развита во всех странах сеть дискаунтеров, которая достигает почти 100%. [14]

Как и десять лет назад, обращает на себя внимание тот факт, что количество организаций оптовой торговли значительно превосходит количество предприятий розничной торговли. Причѐм здесь надо помнить о принципиальном отличии организаций оптовой торговли от организаций розничной торговли: они занимаются, прежде всего, продажей в целях не личного потребления, а дальнейшей перепродажи. Так вот, если в 2003 году количество таких перепродавцов составило 308,9 тыс., что превышало число организаций розничной торговли в 2,2 раза (138,8 тыс.), то в 2013 году это соотношение увеличилось до 2,7 раза (700 тыс. организаций по сравнению с 262,7 тыс. организаций розничной торговли). Получается, что чистых перепродавцов за прошедшее десятилетие стало в торговле заметно больше. Масштабы российской торговли (особенно оптовой) были значительными 10 лет назад и продолжают оставаться таковыми сейчас. [12]

Оборот розничной торговли в России за 2013 год составил 23 трлн 668,4 млрд рублей, что на 3,9% превышает результат предыдущего года. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики. [12]

За последние годы произошли заметные изменения в структуре оптового рынка. Так, существенно снизилась и продолжает снижаться доля бывших государственных оптово-посреднических организаций; одновременно существенно возросла доля новых посреднических структур. Все более отчетливо проявляется тенденция внутренних фирм на сложные потребительские рынки, соседних регионов.

Структура оптовой торговли на 2010 год более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 20,0% выручки создается за счет продаж непродовольственных товаров, порядка 18% - за счет продажи несельскохозяйственными продуктами и чуть более 15% - за счет продовольственных товаров.

 

Основной показатель хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли - оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения.


Характерная особенность российской розницы - доминирование в ней продуктовых ритейлеров. Эксперты отмечают, что так сложилось исторически - после кризиса 1998 года продуктовая торговля стала самым динамично развивающимся сегментов потребительского рынка, поскольку потребительская корзина средней семьи на 80-90% состояла из продуктов и товаров первой необходимости.

Сегодня эти пропорции изменились, однако российская семья по-прежнему тратит на покупку продуктов значительную часть бюджета - 42,2% (плюс еще 2,9% - на приобретение алкогольных напитков и табачных изделий)5. Тогда как, например, американцы на удовлетворение гастрономических запросов тратят 7,8% семейного бюджета.

Оставшиеся свободные средства россияне предпочитают вкладывать в бытовую технику и электронику. Этим объясняется наличие большого числа сетей бытовой техники и стремительно растущих в последнее время салонов сотовой связи.

Впрочем, рост того или иного сектора потребительского рынка еще не означает, что на нем появляются сильные ритейлеры. К примеру, притом, что фармацевтический рынок растет в среднем на 15% в год, в рейтинг попала только одна сеть - «Аптеки 36,6». Эксперты объясняют это тем, что половина российских аптек до сих пор муниципальные, а процесс их приватизации активизировался только в последний год.


В настоящий момент в России нет ритейлеров национального масштаба - на рынке преобладают региональные игроки. Эта особенность российской сетевой торговли вызвана в первую очередь огромными географическими масштабами страны, при которых для развития национального игрока требуется больше времени. Многие ритейлеры проводят экспансию в другие регионы, но они пока не достигли национального уровня.

Другой особенностью российского рынка можно считать преобладание отечественных игроков, в то время как рынок сетевой торговли, например, Восточной Европы в основном представлен международными операторами. Иностранные участники рынка присутствуют в основном в Москве и Санкт-Петербурге, а их региональная экспансия только начинается. В этом году некоторые операторы объявили о своих планах выхода на зарубежные рынки: «Патэрсон» открывает магазин в Киеве, в Киеве же переговоры о создании альянса с действующим местным оператором ведет «Перекресток», свою франшизу на Украину и в Казахстан продала «Пятерочка».

Неотъемлемой частью развития сетевой торговли является появление так называемых private labels - марок, принадлежащих магазинам. Это продукция, которая производится по заказу торговой сети и продается только через эту сеть. Для нашей страны это сравнительно новое явление, однако на отдельных рынках оно уже достаточно заметно. В России private labels занимаются «Магнит», «Пятерочка», «Рамстор», «Перекресток», «Копейка», Metro и другие. Появление private labels в первую очередь является доказательством силы сетей, так как данное направление может быть прибыльным только при достаточно высоких оборотах. Преимущества private labels очевидны для всех глобальных участников рынка: ритейлеров, производителей и потребителей. Для ритейлеров это в первую очередь высокая маржа при более низкой цене продукта и рост лояльности покупателей. Ведь если потребителям понравится данный продукт, то для повторной покупки они придут в эту сеть. Для производителей - это стабильная загрузка производственных мощностей, а также более выгодные условия сотрудничества с сетями: учитывая все более растущую роль сетевой торговли, их требования к производителям повышаются. И, наконец, для потребителя private labels представляют собой приемлемое соотношение цена-качество. [13]

Оборот розничной торговли в январе-августе 2015г. Во Владимирской области составил 122449,6 млн. рублей, что в товарной массе на 12,5% меньше, чем в январе-августе 2014г. В августе 2015г. оборот розничной торговли составил 16713,1 млн. рублей, больше на 1,3%, чем в июле 2015г. и меньше на 10%, чем в августе 2014г.


В структуре оборота розничной торговли в январе-августе 2015г. удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 52,1%, непродовольственных товаров - 47,9% (в январе-августе 2014г. соответственно 51,8% и 48,2%). Пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий за этот период населению продано на 63837,9 млн. рублей, непродовольственных товаров - на 58611,7 млн. рублей. В товарной массе это составило соответственно 86,2% и 89% к январю-августу 2014г.

.Специфика труда работников торговли

Все трудовые процессы, выполняемые работниками торговых предприятий, разделены на два различных по своей природе и содержанию вида:

связанные со сменой форм стоимости товара;

связанные с продолжением процессов производства в сфере обращения.

Первый вид труда обеспечивает смену форм стоимости и включает в себя процессы купли-продажи, обслуживания покупателей, ведения учета и отчетности, организации рекламы и др.

Второй вид труда включает в себя такие трудовые процессы, как транспортировка, фасовка, хранение, подсортировка, погрузка, выгрузка товаров и др.

Оба вида труда взаимосвязаны и составляют основу организации торгово-технологического процесса. Таким образом, первая особенность труда на торговых предприятиях - его двойственный характер.

Второй особенностью является то, что труд, связанный с продолжением процессов производства в сфере обращения, занимает большой удельный вес в общей сумме всего трудового процесса - в основном из-за низкой оснащенности торговых предприятий техникой. Как правило, большинство процессов, связанных с преобразованием промышленного ассортимента в торговый, фасовкой, подсортировкой, т.е. с предпродажной обработкой товаров, производится вручную. Наличие больших затрат живого труда является негативным фактором (тем более что около 80% занятых в торговле - женщины, а в розничной торговле в среднем за смену приходится перемещать в зависимости от размера магазина от 3 до 15т груза).

Третьей особенностью является то, что труд, связанный со сменой форм стоимости товара, довольно однообразен и вместе с тем требует большого нервного и физического напряжения. Это обусловлено, во-первых, тем, что организация торгово-технологического процесса не предполагает или сильно ограничивает свободу проявления инициативы работником; во-вторых, недостаток средств автоматизации приводит к тому, что аналитические, учетные, статистические расчеты производятся вручную.

Четвертая особенность труда в торговых предприятиях - значительное влияние вероятностных факторов. Интенсивность покупательских потоков в течение дня, зависящая также от месторасположения предприятия, значительные колебания спроса по товарным группам и прочие факторы в одних случаях приводят к неизбежным простоям работников, в других - к очень высокой нагрузке и резкому повышению напряженности труда.

Пятой особенностью труда в торговых предприятиях является то, что конечный результат труда - не продукт, а услуга. [13]

Требования к подготовке работников, торговли изложены в соответствующих тарифно-квалификационных справочниках и правилах торговли различными товарами, а также трудовых контрактах. (ГОСТ Р 51305-99)[3].

Численность работающих в торговом предприятии зависит от ряда факторов: режим работы предприятия; объем товарооборота; вид товара; применяемые организационные формы реализации товара; применяемая оргтехника; дополнительные услуги, оказываемые покупателю.

Производительность труда работников торговли рассчитывается в натуральном и денежном выражении.

Организация заработной платы в торговле строится на общих принципах: сдельная система, повременная оплата, различные системы материального поощрения. В последнее время получает распространение договорная система.

Подготовка кадров для торговли осуществляется через систему профессиональных учебных заведений различного уровня.

По данным Росстата, на 1 января 2012 в секторе торговли РФ действовало более 3 миллионов хозяйствующих субъектов (число организаций розничной торговли 373 тысячи, число организаций оптовой торговли - 1286 тысяч, число индивидуальных предпринимателей, действующих в розничной торговле, - 1709 тысяч человек).

В секторе торговли работает около половины малых предприятий РФ, на которых трудятся свыше 3 миллионов человек. На сектор торговли приходится более 70% оборота малых предприятий РФ. Именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране. [11]

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Средняя заработная плата в экономике(т.р.)

22 627

 23 143

26 112

29 581

31 892

34 589

35 488

Заработная плата в торговле(т.р.)

20 043

19 249

22 191

25 575

31 261

32 212


6.Проблемы развития торговли в России

 

Проблемы, связанные с государственным регулированием сектора торговли <http://zakonbase.ru/content/part/727692>

До последнего времени регулирование отрасли торговли в России характеризовалось низкой степенью вмешательства со стороны государства. Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. Так, например, отсутствие жесткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой, привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов. Высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями современных форматов, уровням цен между различными регионами.

Действующую нормативную правовую базу, регулирующую отношения в сфере торговли, характеризуют: недостаточная системность действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торговли; избыточность правового регулирования.

Проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития инфраструктуры <http://zakonbase.ru/content/part/727693>

Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в России, является недостаточный уровень развития инфраструктуры, а именно неразвитость торговой инфраструктуры по сравнению с зарубежной, неприспособленность инфраструктуры, созданной до 1990-х годов, для развития современных форм торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями.

Основное беспокойство у торговых организаций всех товарных сегментов вызывает низкая обеспеченность дорогами многих населенных пунктов и даже отсутствие дорожной связи между отдельными территориями. Такое положение дел не позволяет в сроки в достаточном количестве осуществлять поставки товаров во многие регионы, нарушает процесс товарообмена между регионами.

Аналогично складывается ситуация и со складскими площадями. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами.

Проблему представляет собой также сложность и недостаточная прозрачность процедуры получения земли и разрешений на строительство торговых и логистических объектов.

Зачастую подведение коммуникаций приходится самостоятельно осуществлять компаниям, строящим объект, что приводит к удорожанию стоимости строительства до трех раз. Такая ситуация снижает инвестиционную привлекательность отрасли и тормозит строительство новых торговых и логистических объектов.

Недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах <http://zakonbase.ru/content/part/727694>

В России отдаленные и труднодоступные территории зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. Около 5% населения России не имеют доступа к торговым объектам, вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой. Особенно характерна подобная ситуация для городов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа, удаленных от городов сельских районов.

Среди основных проблем можно выделить:

отсутствие платежеспособного спроса;

отсутствие развитой инфраструктуры;

отсутствие предложения логистических услуг;

отсутствие квалифицированных кадров среднего и высшего звена.

Проблема недостатка и низкой квалификации кадров <http://zakonbase.ru/content/part/727695>

Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами пятую часть экономически активного населения страны с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по стране. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые обусловлены главным образом быстрым ростом торговой отрасли в последние годы, низким социальным престижем низко квалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям в российских вузах.

Персонал, занятый в розничной торговле, условно можно разделить на три категории:

низко квалифицированный персонал, например, кассиры, продавцы, операторы торгового зала, грузчики;

персонал средней квалификации, например, менеджеры магазинов, руководители отделов;

топ-менеджмент, высшее руководство розничных компаний.

Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии. Текучесть персонала данной категории может доходить до 80% в год, а спрос может превышать предложение в отдельных случаях в два раза.

Также существует дефицит кадров средней и высшей квалификации, который связан, с одной стороны, с быстрым ростом розничной торговли, с другой стороны, с недостаточным качеством подготовки выпускников вузов, обучающихся торговым специальностям.

.Перспективы развития торговли в России

Исходя из анализа проблем стоящих перед сектором торговли в РФ, можно сформулировать 7 ключевых задач стратегии:

· Повышение эффективности регулирования сектора торговли

· Развитие инфраструктуры торговли

· Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах

· Снижение кадрового дефицита в торговле

· Обеспечение необходимого уровня конкуренции

· Поддержка развития малого и среднего бизнеса без ограничения развития сетей

· Стимулирование развития удаленных каналов продаж

Для определения сценариев развития торговли использовался документ Министерства Экономического Развития Российской Федерации от октября 2009 г. «Сценарные условия функционирования экономики РФ, основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 года». Для временного периода 2012 - 2020 года применяется прогноз из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от ноября 2008 года[10].

В России наблюдается бурное развитие и адаптация Интернет-торговли, идет развитие сектора ИКТ, который в мире является непосредственным двигателем Интернет торговли. Стоит отметить, что данный вид продажи товаров имеет колоссальный успех среди целевой аудитории, потому что, как правило, за недостаточностью времени, многие люди просто не посещают торговые точки.

Для того, чтобы бизнес в сфере Интернет-ритейлинга приносил положительный результат, необходимо использовать способ продвижения магазинов (компаний) в социальных медиа. Распространение и обмен информацией в глобальной сети между пользователями формируют особый вид покупательского поведения. Целевая аудитория перед приобретением товара тщательно изучает его и сравнивает с аналогами. Но окончательное решение часто принимают лишь после того, как прочитают мнение других пользователей. По результатам исследования, для российских потребителей, помимо личных рекомендаций знакомых, Интернет становится основным информационным ресурсом и местом принятия решения о покупке. При выборе Интернет-магазина 59 % опрошенных учитывают личные рекомендации знакомых, а 42 % респондентов - онлайн-отзывы других пользователей [7].

Интернет-ритейлинг имеет свои особенности. Он открывает новые возможности и для потребителей (покупателей), и для поставщиков, и для коммерческих организаций. На современном этапе развития такой сектор экономики, как Интернет-торговля, находится в фазе становления и набирает обороты.

Следует отметить, что показатели проникновения Интернета (от которых зависит в огромной степени и уровень распространения электронной торговли) в Центральной России и в крупных городах много выше, чем в других регионах нашей страны. Но в последние время наблюдается положительная динамика данного процесса. В ближайшие годы показатели по рынку электронной коммерции в России будут значительно увеличиваться, наблюдается положительная тенденция роста объемов рынка. Но существует ряд проблем, которые замедляют этот процесс, поэтому для равномерного развития с наименьшими потерями и рисками необходима поддержка государства. Главная задача государства - создать стабильную ситуацию на рынке электронной коммерции и сделать его конкурентоспособным игроком на мировой онлайн-площадке.

Заключение

В данном реферате были рассмотрены основные составляющие торговли, её понятие, особенности, виды и функции. Рассмотрены этапы развития отрасли в нашей стране и за рубежом, её состояние на современном этапе в России.

Таким образом, из анализа текущего состояния сектора торговли в Российской Федерации можно заключить, что существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса, развитием кооперации и дистанционной торговли.

Список литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. - Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - №5. - Ст. 410.

.Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения"

.Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу»

.Аристов. Промышленность древней Руси. 1860. с.207.

.Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. Учебник.2007, 359с.

.Каплина С.А. Организация и технология розничной торговли: учебник. 2013. 333 с. ISBN: 978-5-222-20382-8

.Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности / Сост. А.В. Куряев. - Челябинск: Социум, 2003. - 557 с.

.Манько А.В. Коммерция: Учебно-методичекое пособие. - Финансы и статистика, 2002. - 256 с.

.Орленко Л.В. История торговли: Учебное пособие. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006. - 352 с. (Высшее образование).

Похожие работы на - Сервисная деятельность и торговля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!