Государственное регулирование экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,74 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование экономики

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Нижегородская академия

Кафедра экономики и экономической безопасности

Дисциплина: «Экономическая теория»








КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Государственное регулирование экономики»

Выполнил: рядовой полиции

Арутюнян Арташес Вагаршакович

Научный руководитель: доцент кафедры,

кандидат экономических наук,

доцент, полковник полиции

Шох Маргарита Альбертовна





Нижний Новгород 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики

.1 Эволюция научных взглядов на роль государства в экономике

.2 Современные модели государственного регулирования: кейнсианская и неоклассическая

.3 Место государства в экономике

Глава 2. Пути совершенствования государственного регулирования рыночных отношений

.1 Необходимость государственного регулирования рыночных отношений

.2 Государство и рынок: пути партнерства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Государство - прежде всего политическая регуляторная организация, имеющая публичную власть и специализированный аппарат регулирования общественных отношений.

В течение XX в. происходило усиление роли государства в экономике. Особенно эти процессы ускорились во второй половине прошлого века, обнаружено в расширении функций государства, развитию новых форм и методов экономической политики, не только уменьшают негативное влияние на рынок, но и способствуют нормальному воспроизводству средств производства, социальной стабильности и поддержке макроэкономического равновесия.

В последние десятилетия в развитых странах под воздействием информационно-технологической революции и развития экономики и глобализации экономических связей происходит расширение и усложнение регуляторных функций государства. Особой проблемой остается переход к сугубо экономических отношений налогоплательщиков и государства с преодолением экономически обоснованного вмешательства государственных ведомств в деятельность предприятий и организаций.

Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и другими функциями осуществляет определенные меры в организации и управлении экономикой, планировании и регулировании соответствующих процессов.

Обращение к историческому и современному опыту государственного регулирования создания условий перехода к рынку - важный аспект в разработке методов и средств его.

В то же время сегодня нет единого теоретического подхода к решению указанных вопросов. Как правило, исследования касаются отдельных направлений, разработок и мероприятий по их решению.

Отсутствие комплексной системы государственного регулирования налоговой сферы приводит к возникновению диспропорций и сбоев в хозяйственном механизме и к торможению развития производства.

Специфика переходного периода, в котором находится страна, нуждается в новых методах указанного регулирования. Опыт показывает, что роль государства в их создании весьма значительна, хотя в начале этого периода главным фактором считали саморегулирования рыночных процессов.

Однако сейчас роль государства в этом процессе очевидна. При падении объемов производства поступления в бюджет все меньше покрывают расходы, как на социальную сферу, так и на поддержку хозяйствующих субъектов [11, С. 91].

Цель курсовой работы - теоретическое обобщение и научно-методическое обоснование экономических интересов хозяйствующих субъектов за стимулирование экономического развития, определения экономической роли государства в экономике страны.

Согласно этой цели в процессе исследования были определены и решены следующие задачи:

установление объективной необходимости, места и роли государственного регулирования развития экономики в условиях формирования рыночных отношений;

обоснование принципа государственного регулирования этого процесса в течение переходного периода;

формулирование основных направлений государственного регулирования экономических интересов хозяйствующих субъектов в переходном периоде.

Данная работа может быть использована в качестве учебного пособия на лекционных и семинарских занятиях по экономической теории.

Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики

.1 Эволюция научных взглядов на роль государства в экономике

Практика хозяйствования современных развитых стран убедительно доказывает необходимость сочетания стихийно-рыночного, корпоративного и государственного регулирования в целях обеспечения эффективного функционирования экономики. Дискуссия о социально-экономической роли государства лежит не в плоскости вопрос: «важное государство?», А заключается в решении проблемы: «Насколько важно государство?».

Начиная от первых цивилизаций государство играло ведущую роль в общественно-политической и экономической жизни - от создания разветвленной ирригационной системы и построения мощного бюрократического аппарата управления (в древневосточных деспотиях) до законодательного закрепления права частной собственности и основания демократических основ государственного управления (в античном мире). Во времена средневековья получает распространение тезис о «божественный» характер государственной власти, происходит сращивание верхушки государственного аппарата и религиозно-церковной знати. Эпоха первоначального накопления капитала, всколыхнув Европу от «феодального сна» и вызвав изменение трактовки общественного и индивидуального богатства, привела к усилению роли государства в экономике. Утверждение абсолютизма способствовало формированию системы взглядов относительно государственного регулирования в экономическом учении меркантилизма [18, С. 234].

Экономическая роль государства, согласно теории меркантилизма, такова:

государственное регулирование сферы внешнеэкономических отношений, основанное на протекционистских принципах и предусматривает применение низких таможенных тарифов на импорт сырья и экспорт готовых изделий и высоких - на импорт промышленной продукции и экспорт сырьевых ресурсов;

государственная регламентация внутреннего промышленного производства из-за введения государственного контроля за качеством продукции, численности и квалификации работников, предоставления привилегий и монопольных прав вновь мануфактурам;

активная монополизация внешней торговли частным и государственным капиталом по обязательной государственной поддержки и стимулирования;

контроль денежного обращения и денежной системы, чеканки монет с предварительным их «порчей» для улучшения сальдо торгового и платежного баланса.

Классическая школа экономической науки, придя на смену меркантилизма, предложила новое, ограниченное трактовки экономической роли и задач государства в рыночной экономике. Это было обусловлено успешным развитием капитализма свободной конкуренции, зарождением машинной индустрии на фоне перемещения сферы функционирования капитала по внешней торговле в промышленное производство. Анализируя вклад экономистов-классиков в казну экономической мысли, отметим, что большинство из них придерживалась концепции «минимального государства», предложенной А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».

К основным задачам государства (по А. Смиту) относятся: защита от внешнего насилия (поддержание обороноспособности); защита от внутреннего насилия и несправедливости (обеспечение правопорядка), обеспечение правосудия; предоставление всем членам общества так называемых общественных благ; сбор налогов для выполнения первых трех функций [14, С. 89].

Последний из представителей классической школы Дж. Милль дополнил рассмотрение экономических функций государства, предложив преодолеть индивидуализм и злоупотребления, вытекающие из права частной собственности, и совершенствовать распределение общественного богатства. Вместе с доведением эффективности свободной конкуренции Дж. Милль считал целесообразным осуществление институциональных реформ, активизацию участия государства в решении проблем социально-экономического развития общества (развитие науки, создание производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование профсоюзного и кооперативного движения, ограничение права наследования и т.д.).

Классические представления о механизмах и пределы государственного вмешательства, получили доминирующего влияния, спровоцировали появление альтернативных взглядов в состоянии их идейных противников. Например, экономисты-романтики, которые критиковали капитализм с позиций мелкотоварного производства, выразили отличные от классических и противоречивые между собой взгляды: о полном отказе от государства как социального института, организации безденежного обращения и беспроцентного кредита, следствием такого реформирования будет общество, где «капитал и труд станут тождественными, общество сможет существовать самостоятельно и не будет нуждаться в правительстве »(П. Прудон); о наращивании государственного регулирования экономических отношений, особенно в социальной сфере, поскольку «благосостояние» - это цель государственного вмешательства и объект изучения политической экономии (С. Сисмонди) [19, С. 73].

Немецкая историческая школа иначе реагировала на экономический либерализм классической школы, предоставляя принципиально новое звучание проблемам экономической политики в концепции «воспитательного протекционизма» и доведя необходимость формирования «национального характера» экономической теории и государственного регулирования. Мощная в политическом и экономическом отношении (монархическая) государство, экономический строй которой учитывал бы особенности развития национальной экономики, менталитет, традиции, обычаи, природные и географические условия, - идеал немецкой исторической школы.

Марксистская экономическая теория в вопросе об экономической роли государства была непоследовательной. С одной стороны, государство признавалась аппаратом насилия, средством эксплуатации наемных работников, с другой - надклассовой институтом, которая в условиях перехода к справедливому экономическому устройству осуществит тотальное огосударствление, национализации земли и имущества, ликвидирует право частной собственности (диктатура пролетариата), а затем наладит всеобъемлюще управления экономикой и обеспечит реализацию экономических интересов трудящихся. Марксизм противопоставил рассмотрения отдельных вопросов государственного регулирования теоретический анализ развернутой системы централизованного государственного управления экономикой. Последнее, по К. Марксу, необходимо через эксплуататорскую сущность существующего строя и государства, в частности, действие закона капиталистического накопления, противоречия воспроизводственного процесса и невозможность избежать кризисных явлений в капиталистической экономике.

Маржинализм и неоклассическая школа восприняли основные теоретические выводы классического учения: экономический либерализм, идею государственного невмешательства в производственную и коммерческую деятельность индивидов, тезис о рациональных (выгодные, эффективные) действия экономических субъектов, особенно отметив необходимость государственной поддержки свободного предпринимательства как основного звена рыночной системы и на антимонопольной направленности государственной экономической политики.

Конец XIX - начало ХХ в. ознаменовался переходом к новой стадии развития экономической системы, связанной с возникновением и бурным развитием монопольных образований, концентрацией и централизацией всех видов капитала во всех сферах хозяйства. С конца XIX в. почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства. Это привело к усилению экономической роли государства и побудило экономистов к поискам теоретического обоснования этой тенденции по двум основным направлениям:

идея «социального контроля» институционализма (Т. Веблен), которая предусматривала вмешательство государства в экономические процессы с целью ускорения установления индустриальной эпохи; в рамках экономической науки институциональная теория начала изучать формальные и неформальные «институты» и их эволюции, к которым принадлежала и государство;

полномасштабная система государственного регулирования экономики, построенная на новых макроэкономических принципах, предложенная Дж. Кейнсом [5, С. 98-100].

.2 Современные модели государственного регулирования: кейнсианская и неоклассическая

В основе кейнсианского представление об экономической роли государства лежит проблема формирования эффективного спроса, который обеспечит реализацию созданного обществом богатства. Кризисное состояние экономики побудил Дж. Кейнса к решению проблемы реализации богатства с помощью принципиально нового подхода и расширение направлений государственного регулирования, среди которых - бюджетное регулирование с традиционно высоким уровнем перераспределения национального дохода через госбюджет, направленное на обеспечение финансирования государственных инвестиций; осуществления значительных социальных расходов.

Для «запуска» инвестиционного мультипликатора осуществляются:

большие правительственные заказы на производство военной техники и вооружения, стимулирует развитие военно-промышленного комплекса и поддерживает высокий общий уровень экономической конъюнктуры;

кредитно-денежное регулирование, использует ставку процента как основной регулятор инвестиционной активности и допускает денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита и с целью «удешевления» денег. Политика «дешевых денег» обеспечивает снижение предоставления преимуществ ликвидности и, как следствие, стимулирует увеличение расходов всеми экономическими субъектами;

налоговое регулирование, основанное на прогрессивной системе налогообложения с высокими налоговыми ставками для корпораций и лиц со значительными доходами и доходами с целью повышения склонности к потреблению, а следовательно, и инвестиционного мультипликатора;

регулирования социальной сферы, прежде всего решения проблем занятости путем регулирования рынка труда, оказание помощи по безработице, увеличение социальных программ и тому подобное;

внешнеэкономическое регулирование, основанное на применении фиксированных валютных курсов и ориентированное на замкнутую экономику [10, С. 12-13].

Послевоенный период показал возможность применения модифицированного варианта кейнсианской теории при решении проблем экономического роста, опиравшегося на расширенную трактовку экономических функций государства. В это же время появляется рассмотренная выше формула экономических функций государства П. Самуэльсона: «стабильность, эффективность, справедливость». В дальнейшем эти функции приобретали разный смысл в зависимости от того, экономисты какой школы или направления экономической мысли объясняли их содержание.

Современная неоклассическая модель государственной экономической политики, возникшая в 70-х годах ХХ в. в условиях кризиса кейнсианской модели государственного вмешательства и критического пересмотра кейнсианских теоретических рекомендаций, основывается на теориях монетаризма и экономики предложения и предусматривает:

денежно-кредитное (антиинфляционное) регулирования, в основе которого контроль за объемом денежной массы в обращении и недопущения неконтролируемого денежной эмиссии, то есть соблюдения "денежного" правила монетаризма о 3-5-процентный темп ежегодного роста денежной массы;

ограниченное бюджетное регулирование, основная цель которого - сбалансирования доходов и расходов бюджета, во избежание бюджетного дефицита;

дерегулирование экономики за счет ликвидации регламентации цен, заработной платы, рынка рабочей силы, а также либерализации антимонопольного законодательства и приватизации;

ограниченное социальное регулирование (сокращение финансирования социальных программ и социальной инфраструктуры);

внешнеэкономическое регулирование, ориентированное на усиление открытости экономик и участие в мировых интеграционных процессах и основанное на гибких валютных курсах [2, С. 112].

Основные модели государственного регулирования в современных экономических системах приобретают модификаций вследствие таких причин: возрождение тезиса исторического направления экономической мысли о национальной системе государственного регулирования, в связи с чем выделяются модели рыночной экономики и государственного регулирования по национальному признаку (американская, немецкая, японская, корейский и др.); синтезирования и взаимопроникновения многих противоположных теорий, в частности по вопросам экономической роли государства (кейнсианской-неоклассический синтез, левое кейнсианство и марксизм, неоклассическая теория экономического благосостояния и социально-институциональное направление и т.п.); учета в современной экономической науке наряду с устоявшимися неоклассическими и кейнсианскими подходами достижений новой институциональной теории.

В общем, государственное регулирование дополняет и корректирует свободный рыночный механизм. Основная проблема экономического развития сегодня и в будущем - нахождение оптимального соотношения рыночного и государственного регулирования. Взаимодействие этих двух сторон экономического механизма и неустойчивый баланс их отношений свидетельствуют об усилении в отдельные периоды или экономической роли государства, или действия стихийно-рыночных сил [17, С. 164].

.3 Место государства в экономике

Современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются только масштабы вмешательства государства в экономику. Так, классики экономической теории (Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования. Однако кризис капиталистической экономики 1929-1933 гг. Ознаменовала конец «эры» свободного предпринимательства, показала, что рыночная экономика без вмешательства государства развиваться не способна.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж.М.Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946 г.). Данная теория получила применение на практике в экономике США (в 50-е годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики многих развитых капиталистических стран.

Государственное регулирование рыночной экономики - это влияние государства на воспроизводственные процессы в экономике посредством прямого инвестирования, правовых и экономических рычагов с целью ориентации хозяйственных субъектов и отдельных граждан на достижение целей и приоритетов государственной социально-экономической политики. Государство может выполнять свои функции влияния на экономику прямо (через финансирование развития государственного сектора, науки, культуры, образования, социальной защиты населения) или косвенно (через систему правовых и экономических регуляторов, предоставляя им возможность ориентировать деятельность хозяйственных субъектов и отдельных граждан на достижение целей и приоритетов социально-экономической политики). С помощью правовых регуляторов государство устанавливает «правила игры» на рынке, а через систему экономических регуляторов целенаправленно «настраивает» рыночный механизм, чтобы на его основе стимулировать или сдерживать деловую активность в рациональных рамках [23, С. 295].

О необходимости государственного регулирования экономики говорит весь мировой опыт. Государство через свою особую роль в обществе во все времена в той или иной степени вмешивалась в экономические процессы. Но сначала это вмешательство было обусловлено ее собственным возникновением и необходимостью, вытекающей из этого факта, изъятия в свою пользу определенной части общественного продукта для содержания государственного аппарата: аппарата чиновников, государственной власти, армии, полиции, судов и др. Такое изъятие и перераспределение требовали от государства создания соответствующего законодательства, которое бы стояло на страже государственных интересов и определяло обязанности всех членов общества. Указанные чисто иждивенческие интересы государства определяли ее ограниченную, пассивную роль в регулировании экономики.

В этих условиях активное роль сыграл рыночный механизм. Рыночная конкуренция, влияя на цены и доходы, автоматически и достаточно оперативно приспосабливала разрозненные действия хозяйственных субъектов, постоянно менялась, регулировала равновесие между спросом и предложением, обеспечивала макроэкономическую стабильность. Однако по мере развития товарного производства, его монополизации и осложнения воспроизводственных процессов стали отчетливо проявляться ограничения в регулирующих возможностях рыночного механизма. В экономике стали возникать существенные недостатки: длительные нарушения равновесия между совокупным спросом и предложением, инфляция, безработица. При указанных условиях возникла объективная необходимость активизации роли государства в регулировании экономики.

Вместе с тем следует отметить, что государственное регулирование экономики является «волшебной палочкой», которая автоматически устраняет недостатки рыночного механизма. Очень многое зависит от степени, форм и методов вмешательства государства в экономику, их соответствия условиям конкретной страны. Мировой опыт показывает, что в применении государственного регулирования рыночной экономики не существует мировых стандартов, а слепое копирование чужого опыта может нанести только вред.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики следует из объективно присущих государству экономических функций. Они весьма разнообразны.

Регулирующие функции государства в рыночной экономике сведено к трем основным из них - законодательной, стабилизирующей, распределительной [7, С. 243].

Первая заключается в разработке системы экономических, социальных и организационно-хозяйственных законов и постановлений, которые устанавливают определенные правовые основы рыночной экономики, гарантируя таким образом одинаковые права и возможности всем субъектам любой формы собственности и хозяйствования.

Для развития конкуренции как основного условия и регулятора рыночной экономики государство разрабатывает антимонопольное законодательство. Оно дает возможность субъектам рыночной экономики реализовать свои интересы в согласованных действиях без нарушения объективных законов рынка.

Стабилизирующая функция государства обеспечивает поддержание высокого уровня занятости населения и ценовой равновесия и стимулирует экономическое развитие страны.

Для этого необходимо определить на государственном уровне цели, направления и приоритеты этого развития, предоставить соответствующие ресурсы для их реализации, применяя денежно-кредитные и бюджетно-налоговые средства: обеспечить предложение денег; стабильные уровни занятости населения и цен, проводя соответствующую фискальную и кредитно-денежную политику, направленную на предотвращение инфляции и безработице.

Распределительная функция государства заключается с одной стороны в достижении справедливого распределения доходов в обществе, а с другой - эффективному размещении ресурсов в рыночной экономике.

Для осуществления этой функции, которая способствует исправлению определенных недостатков рыночной системы, государство перераспределяет средства различных групп населения, имеющих высокие доходы, в пользу нетрудоспособных и малообеспеченных, проводя соответствующую фискальную и политику регулирования цен.

Кроме того, государство устанавливает и контролирует минимальный размер заработной платы; берет на себя функцию обеспечения общественными благами, в производстве которых частные и коллективные субъекты не заинтересованы, но без этих благ не возможно существование общества.

Государство играет также важную роль в регулировании внешнеэкономических отношений и валютного рынка, миграции капиталов и рабочей силы и контроле платежных балансов.

Это способствует стабилизации национальной экономики и развитию мирового хозяйства. Выполнение государством регулирующих функций в условиях рыночной экономики обеспечивает достижение баланса экономики на макроуровне, проведение эффективной денежно-кредитной политики, социальная защита малообеспеченных слоев населения.

Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе следующие: защита среды обитания человека, развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и тому подобное [15, С. 313].

государственное регулирование рыночная экономика

Глава 2. Пути совершенствования государственного регулирования рыночных отношений

.1 Необходимость государственного регулирования рыночных отношений

В рыночной экономике государство вмешивается в рынок лишь настолько, насколько это необходимо для устойчивости и макроэкономического равновесия и для обеспечения деятельности механизма конкуренции. В экономике могут возникнуть ситуации, которые оговариваются:

Неспособностью конкуренции;

Неспособностью рынка обеспечивать людей общественными товарами;

Внешними эффектами или последствий действий, не принимаются во внимание людьми, которые осуществляют (отрицательными - когда действия одного субъекта рынка наносят ущерб другим; положительными - когда действия субъекта рынка дают благо другим). В значительном количестве случаев внешние эффекты малозаметны на уровне частной инициативы и нуждаются в корректировке со стороны государственных и общественных структур. Государство, таким образом, должен выполнять функцию определения внешних эффектов и перераспределения доходов, которую не в состоянии выполнить традиционный рыночный механизм;

Неполнотой рынков (полный рынок обеспечивает потребителей товарами, цены на которые превышают затраты на их производство);

Несовершенством информации;

Экономической нестабильностью.

И при таких обстоятельствах рыночный механизм не обеспечивает оптимального использования ресурсов и тогда создаются недостатки рынка.

Еще одной причиной участия государства в экономическом регулировании является наличие товаров и услуг коллективного пользования или так называемых общественных товаров. К таким услугам можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, государственного управления и т. д. Расходы на все виды деятельности такого рода должен покрывать государство, направляя сюда через бюджет необходимые ресурсы. Граждане же должны платить за них поровну, внося собственные платежи в бюджет в виде налогов [1, С. 97].

Вместе с тем, необходимо учитывать и недостатки государства при реализации социально-экономической политики, выборе методов и средств государственного регулирования экономики. Недостатки государства - это его неспособность обеспечить эффективное воздействие на распределение ограниченных ресурсов и несоответствие политики распределения ограниченных ресурсов распространенным в обществе представлениям о справедливости. Выделяют четыре группы факторов, которые негативно влияют на обоснование и реализацию государственных управленческих решений в сфере государственного регулирования экономики.

Это:

. Ограниченность информации. Государственные органы, как и другие субъекты рынка, не обладают абсолютно полной и объективной информации о состоянии экономики. Применение любых инструментов государственного регулирования экономики должна основываться на анализе возможных последствий принятия решений. Поэтому там, где нет объективных данных, что делает невозможным прогнозирование результатов с достаточной достоверностью, следует воздерживаться от чрезмерного государственного вмешательства в экономику. В условиях глобализации и распространения информационных инфраструктур для успешного построения демократического общества необходимо обеспечить возможность широкого общественного диалога вокруг процесса принятия политических решений, и в этом смысле средством обеспечения этого диалога является развитие информационных технологий [6, С. 168].

. Неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на ее действия. Не только вмешательство государства в экономику, но и реализация на первый взгляд обоснованных государственных решений могут вызывать негативные побочные последствия.

. Несовершенство политического процесса. Под влиянием избирателей, групп специальных интересов, политических манипуляций государственные органы способны применять неадекватные методы регулирования и тем самым проводить неэффективную политику. Средством преодоления этого недостатка является введение своеобразной технологии, которая называется «публичная политика». Основными чертами публичной политики является работа с группами интересов, рассмотрение альтернатив, публичные обсуждения на всех этапах подготовки решений, внедрение решений через управление изменениями и тому подобное.

. Ограничение контроля над государственным аппаратом. Особенности положения и поведения бюрократии способны усиливать неэффективность функционирования экономики, в частности приводить к чрезмерному росту управленческого аппарата и неоправданного увеличения бюджетных расходов.

Итак, для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно имеют место и недостатки рынка, и недостатки государственного воздействия. При этом ослабить влияние одних недостатков чаще всего можно только усилением влияния других. Поэтому, принимая экономические решения, следует сопоставлять последствия воздействия недостатков рынка и государства, чтобы определить оптимальную форму и границы государственного регулирования.

Особенно актуально проблема оптимального соотношения между влиянием рынка и государства на управление экономикой для России, которая стала на путь перехода от административно-командной системы управления к цивилизованной рыночной экономики [8, С. 112].

Следует отметить, что рыночная конкуренция, влияя на цены и доходы, длительное время может достаточно эффективно приспосабливать действия хозяйствующих субъектов экономической ситуации, постоянно меняется, регулировать равновесие между спросом и предложением, что обеспечивает макроэкономическую стабильность.

Однако в современных условиях сложных воспроизводственных процессов проявляется ограниченность регуляторных возможностей рыночного механизма. Это проявляется через инфляцию, безработицу, длительное нарушение равновесия между спросом и предложением. В этих условиях есть объективная необходимость в активизации роли государства в регулировании экономики.

Государственное регулирование охватывает все направления общественного производства. Однако первоочередное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. Эти вопросы составляют основное содержание государственного регулирования экономики. В то же время, учитывая имеющиеся особые условия реформирования решаются острые экономические и социальные проблемы, в частности структурные преобразования, технологические обновления, преодоления кризисных явлений [21, С. 64].

Цель государственного регулирования экономики - создать такую хозяйственную систему, которая бы ориентировалась на выбор эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства и обеспечение благоприятных социально-экономических условий жизнедеятельности.

Благодаря механизму государственного регулирования экономики необходимо создать условия:

Для эффективного функционирования рыночной среды;

Устранение негативных последствий рыночных процессов;

Защиты интересов на мировом рынке;

Решение проблем, которые рыночный механизм решить не может или решает их плохо.

Таким образом, государственное регулирование рыночных отношений необходимо для достижения двух взаимосвязанных целей - это защита интересов как граждан, так и общества в целом от тех негативных последствий, которые могут для них порождать рыночные отношения и обеспечение реализации отдельных общественных интересов, не может реализовать рынок.

Параметры влияния государства на рыночные события классифицируются по трем группам: регулирование процесса вхождения в рынок; регулирования рыночного ценообразования; регулирования рыночных объемов производства.

Сегодня общепризнанной является объективная необходимость перехода к регулируемому рынку, однако четко не определены формы, принципы и средства государственного регулирования. Поэтому особое значение приобретает установление круга объектов государственного влияния, поскольку именно объект вызывает адекватную ему экономическую форму государственного регулирования. Развитие объекта регулирования обусловливает развитие форм и средств его регулирования [3, С. 23-45].

На современном этапе модель регулирования национальной экономики России можно очертить такими аспектами:

. Она может гармонично сочетать антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и экономическое макрорегулирование экономики.

. Новые модели экономики должен предусматривать относительно длительное функционирование сильного государственного и частного секторов экономики, причем доля последнего должна ежегодно увеличиваться. Это свидетельствует о необходимости структурной перестройки не только межотраслевых комплексов, но и экономики страны в целом. При этом преобладание в начале государственного сектора экономики не предусматривает каких-либо льгот, преимуществ или исключительных прав, какими бы пользовались предприятия этого сектора. Приобретенный опыт по приватизации предприятий, а также мировой опыт свидетельствует, что за три-четыре года невозможно качественно трансформировать предприятия в сфере современного предпринимательства. Это обусловлено прежде всего несовершенством законодательной и нормативной базы, инерцией мышления руководителей и высших органов управления. Поэтому процесс трансформации государственного сектора в частный будет постепенным и продлится неопределенное время. Это означает, что государство должно использовать кейнсианские принципы макроэкономического регулирования. При этом следует учесть постсоциалистический характер экономики и взять за основу смешанную модель управления рыночной экономикой европейского типа, когда рыночный механизм функционирует под строгим контролем государства. В то же время курс на интенсивное становление частного сектора - это не форсированный и бездумный распределение государственных предприятий, их немедленное передачи в частный сектор. Такие проблемы должны решаться последовательно и с помощью механизмов конкуренции, разгосударствления, приватизации, банкротства, слияния, поглощения и других трансформаций [13, С. 95].

. В ближайшем будущем экономика должна быть только смешанной, одним из критериев управляемости которой будет противоречивое единство сравнительно жесткого государственного регулирования экономики и рыночного саморегулирования. При этом ослабление и сужение сферы макрорегулирования должно осуществляться только по мере становления и усиления действия механизмов рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.

. Усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере рыночной экономики должно осуществляться одновременно с усилением влияния государства в социальной сфере. Любые попытки перейти к рыночному саморегулированию в сфере распределения в стране с постсоциалистической экономикой губительны [12, С. 43-56].

.2 Государство и рынок: пути партнерства

Экономическая наука давно доказала и практика экономически развитых стран подтвердила целесообразность и необходимость добиваться в социально-экономической политике оптимального сочетания государственного регулирования экономики с рыночной саморегуляцией.

В условиях обострения глобальных проблем роль государства в регулировании социально-экономического развития каждой страны представляется по-своему решающим. При доминировании власти над обществом роль государства всегда была, есть и будет решающим. Так что вполне закономерно, что общество предъявляет высокие требования к государству и механизмов его экономического роста, которые оно само должно в своих же интересах развивать.

С одной стороны, с обеспечением благоприятной экономической конъюнктуры появились серьезные возможности для ускорения экономического роста, а с другой - необходимо обеспечить сбалансированное развитие экономики и не допустить значительного развития инфляции и ухудшения других макроэкономических показателей развития. Существует много вариантов решения проблемы, и все они имеют ряд как преимуществ, так и недостатков. К сожалению, в государственных органах управления единства по данному вопросу нет.

В науке управления такой принцип - точно сформулировать цель и выбрать один из наиболее эффективных путей их достижения, а не заниматься бесконечно их выбору. Проблема нашего государственного управления возможно заключается в том, что последние 15 лет мы не можем сформулировать стратегическое экономическая задача для страны и наметить более или менее осмысленный путь к поставленной цели [16, С. 53].

Следует помнить, что до тех пор, пока действительно рыночные отношения не займут господствующее положение, управления предприятиями и роль в нем государства существенно отличаться, в частности, от западных прототипов. Перспектива заключается в том, чтобы создать механизм, который объединял бы рыночные и государственные рычаги управления. Для этого его формы следует трансформировать так, чтобы указанное сочетание мало непротиворечивый характер.

Игнорирование особенностей пути рыночного развития и навязывание стране некоего «западного» или «восточного» варианта выглядит, с практической точки зрения, как элементарное пренебрежение уроками современной истории. А с теоретической точки зрения, стремление иностранных советников сегодня вмонтировать экономические размышления А. Смита о «невидимой руке», которая управляет рынком, и воспеваемого всеми адептами рыночной экономики (К. Поппер, Ф. Хайеком, М. Фридмена и многими другими) способность рынка к «спонтанному саморегулированию» экономики, на чем настаивают иностранные советники, - не что иное, как стремление достичь космоса на конной тяге. Почему? Потому, что они не допускали и мысли о необходимости сознательного регулирования экономики, вмешательство государства, социальной ориентации рынка и так далее [9, С. 114].

Итак, рынок не всесилен и «без государства ему не обойтись». Необходимое дополнение рынка государственным регулированием, поскольку в плановой экономике инвестиции концентрировались в руках плановых органов и использовались с целью осуществления эффективных проектов. А в настоящее время доходы разворовываются, капиталы вывозятся за границу и в развитии экономики не укладываются. Как следствие - производственные фонды безнадежно устаревают и выходят из строя. В результате закрывается путь к росту экономики и благосостояния населения. Отсюда вывод: нам необходимо принять модель смешанной экономики (нужное хозяйствования различными способами, как рыночными, так и плановыми), в которой государство должно активно влиять на ее развитие.

Различные социально-экономические теории - марксизм, кейнсианство, монетаризм - используются как база для обоснования характера и степени государственного воздействия на экономику. Если руководствоваться Бюджетным кодексом России, то российскую экономику следует представлять в виде совокупности трех секторов: государственного, муниципального и частного. В состав госсектора включаются все юридические лица, управление которыми осуществляется государством через органы исполнительной власти; в муниципальный - юридические лица, которые находятся в подчинении органов местного самоуправления; в частный - юридические и физические лица, которые не входят в состав государственного и муниципального секторов экономики. Однако часто бюджетный процесс отождествляют с управлением только затратной частью бюджета, а управление его доходной частью относят к вопросам налогового регулирования или специфического права взимания неналоговых платежей. Итак, акцент в рамках бюджетного процесса делается на управлении расходной части. Но цели, связанные с управлением экономикой государства, в том числе и бюджетного процессу, не будут достигнуты без прогноза и анализа доходной части бюджета. Таким образом, процедура бюджетного процесса должна быть направлена на обеспечение сбалансированных обязанностей и ресурсов, эффективности доходной и расходной частей бюджета, а также на создание рациональной системы управления государственными финансами [4, С. 51].

Сегодняшнее состояние политической и экономической нестабильности непосредственно связан с характером того политического режима, который обычно устанавливается после экономических или революционных потрясений общества. Его важнейшая черта - постоянное маневрирование власти между социальными группировками с существенно различными социально-экономическими интересами. В результате возникает очень своеобразная система, в которой сама стабильность обеспечивается за счет колебания власти, стремящейся к созданию новых коалиций.

Словом, несмотря на очевидную политическую консолидацию элиты, можно с уверенностью констатировать длительный период нестабильности в нашей стране. Разумеется, это уже нестабильность совершенно другого рода, чем нестабильность революционной эпохи, поскольку теперь в стране в течение определенного периода храниться стабильность и порядок, а существенные политические колебания и взрывы начнут происходить периодически, время от времени, хотя сам факт их возможности создает достаточно неприятный фон для социально-экономического развития страны [20, С. 52-64].

Заключение

Процесс государственного регулирования экономики создавая соответствующие условия становится двигателем экономического развития. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики следует из объективно присущих государству экономических функций. В условиях существования различных форм собственности роль государственного регулирования заключается, с одной стороны, в обеспечении юридического механизма их реализации, а с другой - в направленном воздействии на рыночные параметры, обеспечивающие организацию функционирования экономической системы как целого.

Но в последнее время появляются дискуссионные научные исследования где обосновывается тезис что управление является составной регулирования. Исходя из этого утверждения государственное регулирование экономики рассматривают как систему мероприятий для осуществления поддерживающей, компенсационной, управленческой и др. видов деятельности государства, направленных на создание нормальных условий эффективного функционирования рынка и решения сложных социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества. Поддерживающая деятельность государства это правовое обеспечение рыночной деятельности, создание рыночной и производственной инфраструктуры, поддержания конкурентной среды и тому подобное.

Компенсационная деятельность государства компенсирует недостатки или негативные последствия функционирования рынка путем проведения антимонопольных и экологических мероприятий, организации системы защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, борьбы с безработицей. Управленческая деятельность государства это управление в сфере экономических и социальных отношений в целях реализации определенных целей.

Государство использует много административных и экономических регуляторов рыночных отношений. Однако ни один из них не идеален, поскольку, обеспечивая положительный эффект в одном направлении приводит к негативным последствиям в другом.

Разные страны применяют неодинаковые методы регулирования общественно-экономического развития. В одних из них предпочитают кредитованию, в других - системе налогов, в третьих решающая роль принадлежит индикативное планирование развития государства.

Между административными и экономическими методами регулирования развития страны нет четкой границы, они дополняют друг друга и оптимального сочетания дают наибольший эффект. В условиях глобализации общественно-экономических процессов особое значение приобретает регулирования внешнеэкономических связей страны.

В условиях обострения глобальных проблем роль государства в регулировании социально-экономического развития каждой страны представляется по-своему решающим. При доминировании власти над обществом роль государства всегда была, есть и будет решающим. Так что вполне закономерно, что общество предъявляет высокие требования к государству и механизмов его экономического роста, которые оно само должно в своих же интересах развиваться.

Исследование существующих проблем в нашей стране приводит к источникам его становления как страны с рыночной экономикой. Трансформация командно-административной экономики коснулась всей системы хозяйствования и привела к необратимым последствиям. Рассмотрение вопроса развития нашего государства, с точки зрения идеологии рыночных отношений, позволил определить степень развития основных экономических процессов и их влияние на практическую деятельность субъектов хозяйствования.

Положительным в настоящее время для России в ситуации кризиса мирового хозяйства является, как бы парадоксально это не звучало, - неразвитость экономики и слабая интеграция в мировые товарный и финансовый рынок. Кроме того, на фоне ухудшения конъюнктуры на мировом рынке и снижения деловой активности в развитых странах, ситуация в развивающемся государстве, для инвесторов, будет более привлекательной. Эти обстоятельства очень слабым утешением для сглаживания негативных факторов, влияющих на экономику, однако это показывает неоднозначность кризисно создающих факторов и как следствие антикризисного управления как одного из методов государственного регулирования рыночной экономикой.

Экономика в целом нестабильна и находится в состоянии депрессии, спад промышленного производства имеет системный характер, глубокие инфляционные процессы протекают рядом с интенсивным ростом всех видов неплатежей, обострились отношения между предприятиями.

Итак, основными принципами создания системы государственного регулирования экономики являются:

разумной достаточности - государству переподчиняются только те экономические функции, которые ни при каких условиях не могут выполнять нижестоящие звенья хозяйственной системы (производители и другие субъекты рыночных отношений) вследствие ограниченной компетентности;

адекватность - система государственных регуляторов экономики и системы их применения должны отражать реально существующее положение социально-экономического развития;

постепенности - командно-административные регуляторы заменяются экономическими по мере того, как для этого создаются объективные условия в виде процессов разгосударствления, демонополизации, приватизации, стабилизации экономики, создания рыночной инфраструктуры.

Список использованной литературы

1.Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. - М.: Логос, 2012. - 248 с.

2.Борисов Е. Ф., Волков Ф. М. Основы экономической теории. - Москва: Высшая школа, 2013. - 224с.

.Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве // МЭ и МО. - 2012. - № 11. - С. 23-45.

4.Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В. М., Волгина Н. А. - М.: ОАО НПО Экономика, 2014. - 125 с.

5.Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. - М.: Логос, 2013. - С. 98-100.

.Иохин В. Я. Экономическая теория. М.: Экономист, 20ё4. - 861 с.

7.История экономики. Учеб. Пособие/ под ред. Кустова Т. Н., Каманина О. В. - М., 2011. - 487 с.

8.Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. М.: «Владос», 2012. - 214 с.

.Камаев В. Д. Экономическая теория. Учебник. М.: «Владос», 2013. - 411 с.

10.Клейнер Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. / Г. А. Клейнер, Д. В. Петросян, А. С. Беченов. // Вопросы экономики. - 2014. - №4. - С. 12-13.

11.Любимов Л. Л. Основы экономических знаний. / Л. Л. Любимов, Н. А. Раннева. - М.: Вита-Пресс, 2012. - 189 с.

.Мерзляков И. П. О становлении рыночной экономики // Финансы. - 2014. - № 1. - С. 43-56.

.Самуэльсон П. Э. Экономика. М.: НПО Алгон, 2012. - 509 с.

.Самуэльсон П. Э. Экономика. / П. Э. Самуэльсон, Нордхаус В. Д. - М.: Вильямс, 2013. - 498 с.

.США: политическая мысль и история. / под ред. Н.Н. Яковлева. - М.: Наука, 1976. - 619 с.

.Тарасевич Л. С. Макроэкономика. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. - 305 с.

17.Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. - 3-е изд., - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2012. - 496 с.

18.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 2010. - 864 с.

.Хан И.Г. Политология. Учебное пособие. К.: Лебедь, 2013. - 337 с.

.Холланд С. Планирование и смешанная экономика // Вопросы экономики. -2013. - №1. - С. 52-64.

.Чепурин М. Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. СПб.: Питер, 2012. - 384 с.

22.Чувилин Е.А. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. / Е. А. Чувилин, В. М. Дмитриева. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 234 с.

23.Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие / Полетаева Н. И., Голубович В.И., Пашкевич Л. Ф. и др. / Под ред. проф. Голубовича В. И. - М.: Экоперспектива, 2013. - 592 с.

Похожие работы на - Государственное регулирование экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!