Внутренний аудит как объект контроллинга

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,39 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внутренний аудит как объект контроллинга

ФГБОУ ВПО «ВГТУ»

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Инженерно-экономический факультет

Кафедра экономики и управления на предприятии машиностроения







КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине «Контроллинг»

Тема «Внутренний аудит как объект контроллинга»

Разработала студентка А.Р. Бурдакова

Руководитель О.В.Исаева







Воронеж 2015

Введение

Вопросы эффективного построения и внедрения системы внутреннего аудита на предприятии является очень актуальным для предприятий, которые стремятся правильно построить свою бизнес стратегию. Роль внутреннего контроля трудно переоценить. С его помощью обеспечивается сохранность собственности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере производства и в финансах, формируются условия для повышения эффективности управления предприятием и улучшения качества продукции.

В условиях рыночной экономики произошли ощутимые изменения в планировании, учете и контроле финансово-хозяйственной деятельности. В частности, совсем другими стали цели предприятия, средства их достижения и экономика общества в целом.

Однако, очень часто возникает много спорных вопросов и проблем относительно ее внедрения и использования. Так, на предприятиях нет практических навыков и, соответственно, высококвалифицированного персонала, который мог бы обеспечить организацию системы внутреннего аудита на предприятии. Для наиболее эффективного осуществления внутреннего контроля организация должна использовать не только такие методы контроля, как контроль за ценами, плановыми заданиями, режимом работы, движения активов, но и такие методы, как планирование, мониторинг. Контроллинг является неотъемлемой составляющей системы организации внутреннего аудита и управления предприятием.

Исходя из вышесказанного тема анной курсовой работы является актуальной.

В ходе написания курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть теоретические основы контроллинга;

изучить понятие внутреннего аудита;

рассмотреть различия между понятиями внутреннего аудита и контроллинга;

произвести расчеты калькуляции затрат на изделие;

предложить рекомендации по совершенствованию контроллига качества внутреннего аудита на ОАО «ВАСО».

1. Теоретические основы контроллинга качества внутреннего аудита

.1 Контроллинг,как инструмент управления предприятием

Интерес к контроллингу, как к одному из новых направлений информационно-экономического развития предприятия, обусловливается в связи с появлением многочисленной переводной литературы по вопросам финансов, учета, ценообразования и др.

Зачастую контроллинг ошибочно отождествляется с контролем. Однако контроллинг - это гораздо больше, это комплексная межфункциональная концепция управления, целью которой является координация систем планирования, контроля и информационного обеспечения. Контроллер в определенном смысле является «экономической совестью» предприятия. Принципиально отличие между контроллингом как функцией и контроллером как носителем функции. С точки зрения системы управления контроллинг является центральной задачей менеджмента. Каждый менеджер при выполнении своих задач выполняет также функцию контроллинга. Контроллинг как процесс и образ мышления возникает на пересечении деятельности менеджера и контроллера при их командной работе.[2]

Взаимосвязь между управленческими задачами менеджера, контроллингом и задачами контроллера представлена на рисунке 1.


Контроллинг - это комплексная система, объединяющая управленческий учет, планирование, разработку бюджетов, а также анализ и контроль отклонений фактических результатов деятельности от плановых, поддержку принятия оптимальных управленческих решений.[1]

Контроллинг представляет собой целостную концепцию экономического управления предприятием, которая направлена на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли в условиях рынка.

Специалисты по учету и управлению излагают субъективные, в определенной степени, взгляды на сущность, содержание и функции контроллинга. Сравнивая и анализируя содержание определений, со всей очевидностью можно утверждать, что контроллинг является важнейшим средством успешного функционирования предприятия, так как:

обеспечивает необходимой информацией для принятия управленческих решений путем интеграции процессов сбора, обработки, подготовки, анализа, интерпретации информации;

предоставляет информацию для управления трудовыми и финансовыми ресурсами;

обеспечивает выживаемость предприятия на уровнях стратегического и тактического управления;

способствует оптимизации зависимости «выручка - затраты - прибыль».

В развитых странах Европы службы контроллинга на предприятиях или услуги привлеченных экспертов-контроллеров вполне привычны. Анализ спроса на рынке трудовых ресурсов такой страны, как Германия, показывает, что не только крупные, но и средние, а в последнее время и малые фирмы приглашают на работу специалистов-контроллеров. Этот факт свидетельствует о признании эффективности управления организацией на принципах контроллинга.

В современных условиях контроллинг становится реальным дополнением работы менеджеров.[7]

На малых предприятиях основные функции контроллинга выполняет либо руководитель фирмы, либо его заместитель. При этом многие задачи интегрируются и упрощаются. Например, задачи разработки планов, их координации и проверки на реализуемость можно рассматривать как единую задачу, если ее выполняет сам руководитель предприятия.

Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей.

К ним относятся:

• поддержка процесса планирования;

• учет для целей управления;

• контроль за реализацией планов, выявление и анализ отклонений;

• оценка бизнес-процессов и представление отчетности руководству;

• выработка рекомендаций по возможным решениям и оценка последствий их реализации.[5]

Структурная схема, иллюстрирующая роль контроллинга в процессе управления предприятием, представлена на рисунке 2.

Рис.2. Роль контроллинга в системе управления промышленным предприятием

На предприятии принято выделять две основные формы контроля:

стратегический;

текущий (оперативный).

Стратегический контроллинг предназначен для обеспечения координации функций стратегического планирования, контроля и системы информационного обеспечения процесса стратегического планирования и управления на предприятии.

Главной задачей стратегического контроля является поддержание жизнеспособности стратегического плана. Это предполагает проверку адекватности формулировки стратегии и методов ее реализации.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что процесс внедрения стратегического контроля на предприятии сопряжен с решением достаточно большого числа проблем, основные из которых связаны с изменением контролируемых параметров, организационной структуры и методов руководства предприятием.

Основная задача оперативного контроллинга заключается в оказании помощи управленческим работникам в достижении запланированных целей функционирования и развития предприятия. Он ориентируется преимущественно на краткосрочный результат и его инструментарий существенно отличается от подходов и методов стратегического контроллинга. Основные отличительные черты систем стратегического и оперативного контроллинга представлены на рис. 3

Использование методологии стратегического и оперативного контроллингов в качестве средства поддержки деятельности управленческих работников позволит значительно повысить эффективность управления функционированием и развитием предприятия.[15]

Рис.3 Разграничение сфер стратегического и оперативного контроллинга на предприятии

Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:

прогрессирующая нестабильность внешней среды, выдвигающая дополнительные требования к системе управления предприятием;

смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;

необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;

усложнение систем управления предприятием, требующее механизма координации внутри системы управления;

информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации, вызывающий потребность в построении специальной системы информационного обеспечения управления;

общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.[7]

В данном разделе нами было рассмотрено определение контроллинга, его роль и значимость на современных предприятиях. Также были изучены функции контроллинга и его формы (стратегический и оперативный).

Во втором разделе перейдем к рассмотрению внутреннего аудита, как объекта контроллинга.

.2 Внутренний аудит и его особенности

В условиях рыночной экономики усиливаются задачи по повышению рентабельности и текущий контроль деятельности предприятий. Множество предприятий страдают от неэффективности использования ресурсов - людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, ее уменьшения искажения со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно разрешить путем должной организации внутреннего аудита.

Согласно определению Международного Института Внутренних аудиторов, внутренний аудит - это функция, предоставляющая независимые, объективные гарантии и консультации, направленные на совершенствование хозяйственной деятельности предприятия. Внутренний аудит помогает достижению поставленных целей, с использованием систематизированного и последовательного подхода к оценке процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления и повышению их эффективности.[18]

Внутренний аудит является одним из способов контроля за правомерностью и эффективностью деятельности всех подразделений предприятия.

Внутренние аудиторы работают как в государственном, так и частном секторе.

Внутренние аудиторы осуществляют независимую экспертную оценку функций управления фирмы или компании. Они предоставляют фирме, осуществляющей управление, результаты анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о деятельности проверяемого предприятия. В основном, внутренний аудит рассматривает бухгалтерскую информацию и ее достоверность.[3]

Объем внутреннего аудита в разных организациях может отличаться, что обуславливается разными размерами и особенностями структуры экономического субъекта, а также требованиями руководства.

Как правило, внутренний аудит включает:

-        мониторинг внутреннего контроля;

-        анализ финансовой информации, а именно обзорные проверки источников, порядка измерения, классификации и составления отчетов по этой информации, детальное тестирование отдельных операций, счетов и процедур;

         проверку эффективности совершаемых операций, в том числе нефинансовый контроль за деятельностью организации;

         обзорные проверки соблюдения требований законодательства, а также выполнения решений руководства.[8]

Внутренний аудит подразделяется на операционный аудит, аудит на соответствие требованиям и аудит финансовой отчетности (рис. 4).

Рис. 4 Виды внутреннего аудита

Операционный аудит (аудит результатов, или управленческий аудит) - это изучение аудиторами операций с целью формирования рекомендаций по рациональному и экономному использованию ресурсов, для достижения целей.

Цель операционного аудита - помощь руководителям в исполнении их обязанностей. Результатом этого может быть увеличение рентабельности компании.

Операционный (управленческий) аудит включает такие виды аудита систем производства и управления:

-        функциональный (межфункциональный) - это аудит, который проводится с целью оценки качества выполнения функций производства и управления любым подразделением (должностным лицом предприятия);

-        организационно-технический - это аудит разных звеньев систем производства и управления на предмет организационной и технической деятельности их функционирования;

         всесторонний - это углубленный аудит, который проявляется в совокупности с организационно-техническим и функциональным аудитом и контролем элементов и процессов, которые связывают предприятие с внешней средой.

Аудит на соответствие требованиям подразделяется на два подвида:

-        аудит на соответствие принципам, который включает процедуры аудиторского контроля с точки зрения соблюдения (выполнения) предприятием законов и подзаконных актов и предписаний аппаратом управления предприятия;

-        аудит на соответствие целесообразности, который включает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц на предмет рациональности, умности, обоснованности и полезности их деятельности.

Аудит финансовой отчетности подразделяется на:

-        плановый - проводится в пределах утвержденного плана работы;

-        внеплановый - осуществляется по требованию владельца, руководителя и предприятия.

Внутренний аудит предусматривает три вида контроля:

         предварительный контроль на стадии рассмотрения первичных документов, во время визирования договоров, приказов, смет. В этом случае внутренний аудит претендует на роль профилактического мероприятия;

         текущий контроль осуществляется во время регистрации хозяйственных операций и инвентаризации;

         последующий контроль проводится на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации.

Таким образом, внутренний аудит является системным и строго документальным, непрерывным, универсальным (сплошным) мероприятием.[10]

Экономические субъекты, подлежащие обязательной аудиторской проверке:

Рис.5. Объекты внутреннего аудита

К объектам внутреннего аудита относятся: материальные, трудовые и финансовые ресурсы; источники этих ресурсов; хозяйственные процессы; экономические результаты хозяйственной деятельности; организационные формы и методы управления.

Каждый отдельный объект внутреннего аудита требует индивидуального подхода относительно использования приемов аудита, которые являются элементами его метода. Поэтому можно выделить следующие особенности объектов внутреннего аудита:

-        объектами внутреннего аудита в потребительской кооперации являются процессы ее хозяйственной деятельности (оборота, производства, непроизводственной сферы, банковской сферы);

-        конкретизация объектов внутреннего аудита осуществляется в виде хозяйственных операций того или иного процесса хозяйственной деятельности предприятий, которые подлежат аудиторскому контролю;

         на объекты внутреннего аудита имеет существенное влияние хозяйственная деятельность конкретного предприятия;

         изменение вида аудиторских услуг служит причиной трансформации объектов внутреннего аудита;

         объекты внутреннего контроля конкретного предприятия являются условно постоянными, но они могут изменяться в процессе изменения деятельности предприятия, на котором осуществляется внутренний аудит.[11]

Основными функциями внутреннего аудита является контроль за:

правильностью оформления принятия и отпуска материальных ценностей, оприходования, выдачи и перечисления денежных средств, создания и расходования собственного капитала;

соблюдением правил штатно-финансовой дисциплины;

правильным созданием и распределением прибыли.[]

Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:

. осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия включая рентабельность и защищенность от убытков;

. обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;

. обеспечение сохранности имущества;

. поддержание хороших отношений с регулирующими органами.[13]

Для наиболее эффективного осуществления внутреннего контроля организация должна использовать не только такие методы контроля, как контроль за ценами, плановыми заданиями, режимом работы, движения активов, но и такие методы, как планирование, мониторинг. Необходимо уделять большое внимание наиболее важным процессам и показателям (выпуск продукции, снабжение, реализация и т. п.), внутренней отчетности, внутреннему аудиту и т. п. Наиболее важным средством является контроллинг, суть которого заключается в планировании и прогнозировании деятельности предприятия.[4]

Таблица 1-Различия между понятиями «внутренний аудит» и «контроллинг»

Показатель

Внутренний аудит

Контроллинг

 

Определение

Система мероприятий, определенных управленческим персоналом предприятия с целью наиболее эффективного использования всеми работниками своих обязанностей по осуществлению хозяйственных операций

Инструмент принятия управленческих решений, внутренний консультант менеджмента предприятия

Сфера использования

Процесс принятия управленческих решений; процесс контроля

Процесс принятия управленческих решений; анализ экономической ситуации для внутреннего использования; процесс реализации управленческих решений; процесс контроля

Кто использует

Руководитель предприятия или уполномоченное лицо

Менеджмент предприятия высшего и среднего звена управления

Результаты использования

Принятие эффективных управленческих решений и повышения эффективности деятельности предприятия

Повышение эффективности деятельности предприятия, предвидение результатов деятельности; принятия эффективных управленческих решений


Контроллинг дает возможность прогнозировать хозяйственную и коммерческую ситуацию и определять причины отклонения и оптимизировать соотношения затрат и результатов. Для овладения контроллингом необходим широкий кругозор и способность мыслить аналитически .А внутренний аудит обеспечивает внутреннее управление деятельностью предприятия, обеспечивая принятие эффективных управленческих решений с целью достижения максимальной эффективности своей хозяйственной деятельности .

В данном разделе было рассмотрено определение внутреннего аудита,его объекты,цели и функции.Также было установлено различие между понятиями внутренний аудит и контроллинг. Таким образом установлено, что контроллинг является неотъемлемой составляющей системы организации внутреннего контроля и управления предприятием.

.3 Контроллинг качества внутреннего аудита

На современном этапе развития аудиторской деятельности в России проблема обеспечения качества аудита является актуальной. Сложность ее решения заключается в специфике деятельности по оказанию аудиторских услуг. Эта деятельность основывается на интеллектуальных способностях лиц, которые их оказывают - аудиторах. Качество аудита можно улучшить за счет внедрения комплекса мероприятий по управлению и его обеспечению. В связи с этим, в контексте создания предпосылок повышения качества аудита, вопросы управления и обеспечения качества аудита в аудиторской организации, рассмотрим во взаимосвязи.

Контроллинг, ориентированный на обеспечение качества аудита, можно представить как комплексную систему управления аудиторской организацией, направленную на достижение результатов в соответствии с целями по обеспечению качества, чтобы удовлетворить потребности всех заинтересованных сторон.

Основная цель контроллинга качества аудита - ориентация системы управления аудиторской организацией на достижение поставленных целей, поиск и выявление узких мест, их анализ и корректировка деятельности аудиторской организации для того, чтобы эти проблемы не перерасли в кризис.

Контроллинг качества аудита должен включать два организационно и функционально связанных между собой уровня. На первом уровне рассматриваются вопросы, охватывающие всю деятельность аудиторской организации, на втором - вопросы выполнения конкретных аудиторских проектов (заданий) .[6]

Контроллинг качества аудита на первом уровне предполагает комплекс мероприятий по следующим направлениям:

· кадровая политика аудиторской организации (набор сотрудников, повышение их квалификации, обмен опытом, стажировки, организация кураторства ассистентам аудитора);

· методическое обеспечение аудиторской деятельности (наличие внутренних стандартов аудиторской деятельности, доступ к периодическим изданиям, справочно-информационным системам, специальной литературе);

· техническое обеспечение аудиторской деятельности (наличие персональных компьютеров с программным обеспечением по формированию рабочей документации, правовыми справочно-информационными базами).

На втором уровне контроллинг качества аудита предполагает комплекс мероприятий по следующим направлениям:

· формирование рабочих групп аудиторов и распределение аудиторов, в соответствии с их опытом и квалификацией, по участкам проверки для выполнения аудиторских заданий;

· обеспечение текущей проверки действий ассистентов аудитора и аудиторов руководителем рабочей группы;

· наличие внутренних стандартов, регламентирующих порядок исполнения конкретных задач в ходе аудита;

· отслеживание сроков выполнения аудиторских заданий и качества рабочей документации;

· проведение контрольных мероприятий в процессе всего аудита.[]

Контроллинг качества аудита, являясь системой комплексного управления аудиторской организацией, синтезирует, связывает воедино, интегрирует и координирует основные функции экономического управления, обеспечивая тем самым целостный взгляд на деятельность аудиторской организации в прошлом, настоящем и будущем. Поэтому организационная работа по управлению качеством в аудиторской организации будет заключаться в выполнении всего комплекса работ, связанных с информационным обеспечением, планированием, учетом, анализом, организацией оперативного управления, мониторингом и контролем ее деятельности. Контроллинг качества аудита решает задачу организации эффективной системы качества аудита. Это управленческий системно-ориентированный контроллинг

Целью организации и функционирования в аудиторской организации системы контроля качества аудита является своевременное выявление и устранение отклонений, ошибок и неэффективности в работе для создания гарантированного качества аудита - обеспечения разумной уверенности в том, что аудиторская деятельность осуществляется с соблюдением нормативно- правовых актов Российской Федерации, профессиональных стандартов аудита, норм аудиторской этики и в соответствии с ожиданиями основных групп пользователей. Вместе системы обеспечения и контроля качества, представляют реализацию контроллинга качества аудита в аудиторской организации и связывают воедино, интегрируют и координируют основные функции экономического управления, тем самым переводят управление аудиторской организацией на качественно новый уровень. [9]

Функции контроллинга в аудиторской организации осуществляют контроллеры. Контроллер отвечает за правильность использования методов и инструментов планирования, контроля, анализа и принятия решений, а также за прозрачность и наглядность представления результатов.

От контроллера требуются профессиональные знания и навыки, позволяющие реализовать информационно-аналитические функции в аудиторской организации. Его задача предоставлять нужную информацию в нужное время, в достаточном объеме, в нужном месте и требуемого качества. Контроллер - это внутренний консультант по вопросам обеспечения качества, организации, управления и координации для руководителя.[6]

Рис.6 Источники информации для контроллинга качества аудита

Таким образом, в конце данной главы можно сделать вывод, что контроллинг качества аудита обеспечивает целостный взгляд на деятельность аудиторской организации в прошлом, настоящем, будущем и комплексный подход к выявлению и устранению возникающих проблем. Это управленческий системно-ориентированный контроллинг, осуществляющий взаимосвязь управления и обеспечения качества аудита в аудиторской организации. При этом обеспечение качества аудита осуществляется через процесс управления деятельностью аудиторской организации, поэтому системы обеспечения качества и контроля качества аудита входят в институциональный механизм обеспечения качества аудита на уровне аудиторской организации.

2. Расчетная часть

Предприятие производит три вида продукции А Б и В. Производство и реализация продукции осуществляется ритмично. Предприятие производит три вида продукции А Б и В. Производство и реализация продукции осуществляется ритмично.

Вариант 1.

Исходные данные.

Таблица 1 - Исходные данные для расчета бюджета продаж и бюджета производства


Вид продукции

 


А

Б

В

 

Цена продукции, р.

108

91

55

 

Планируемый объем реализации продукции, тыс. шт.

0,55

1,65

3,2

Запас готовой продукции на начало, тыс. шт.

0,18

0,38

0,96

Запас готовой продукции на конец, тыс. шт.

0,13

0,23

0,46


Для производства продукции используется три вида основных материалов - X Y Z. Нормы расхода и стоимость основных материалов представлены в табл.4.

Таблица 2 - Исходные данные для расчета прямых материальных затрат


Вид материала

 


X

Y

Z

 

Цена материала, рубкг

180

25

10

 

Расход материала на изделие А, кгшт

0,1

0,75

0,5

Расход материала на изделие Б, кгшт

0,1

-

0,75

Расход материала на изделие В, кгшт

-

0,4

1,7

 



Таблица 3 - Исходные данные для составления бюджета закупок прямых материалов


Вид материала

 


X

Y

Z

 

Запас материалов на начало, кг

50

500

3590

 

Запас материалов на конец, кг

45

100

450


Изделия А Б и В проходят обработку в двух цехах - механическом и сборочном. Трудоемкость изготовления изделий в цехах и разряд работ представлены в табл.4:

Таблица 4 - Исходные данные для расчетов прямых расходов на оплату труда

Наименование статьи

Цех

 


механический

сборочный

 

Трудоемкость изготовления изделия А, н-ч

0,9

0,7

 

Часовая тарифная ставка при изготовлении изделия А, рубч

3,4

4

Трудоемкость изготовления изделия Б, н-ч

0,85

0,45

Часовая тарифная ставка при изготовлении изделия Б, рубч

2,8

6,2

Трудоемкость изготовления изделия В, н-ч

0,15

0,37

Часовая тарифная ставка при изготовлении изделия В, рубч

7,5

5


Общепроизводственные расходы механического цеха представлены в табл.5 сборочного цеха - в табл.6. Общехозяйственные расходы предприятия представлены в табл.7.

Таблица 5- Общепроизводственные расходы механического цеха, руб

Статья

Значение

 

1. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования


1.1 Амортизация оборудования

8356

1.2 Эксплуатация оборудования (кроме расходов на ремонт):


1.2.1 материалы

2686

1.2.2 электроэнергия

3133

1.2.3 вода

970

1.2.4 зарплата

2611

1.3 Текущий ремонт оборудования, в т. ч.


1.3.1 материалы

7460

1.3.2 зарплата

4625

2. Цеховые расходы


2.1 Зарплата аппарата управления цехом

9450

2.2 Амортизация зданий, сооружений

6300

2.3 Содержание зданий, сооружений, в т. ч.


2.3.1 материалы

2940

2.3.2 электроэнергия

1470

2.3.3 вода

840


Таблица 6 - Общепроизводственные расходы сборочного цеха, руб

Статья

Значение

1

2

1. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования


1.1 Амортизация оборудования

4697

1.2 Эксплуатация оборудования (кроме расходов на ремонт):


1.2.1 материалы

1691

1.2.2 электроэнергия

1973

1.2.3 вода

611

1.2.4 зарплата

2208

1.3 Текущий ремонт оборудования, в т. ч.


1.3.1 материалы

4697

1.3.2 зарплата

2912

2. Цеховые расходы


2.1 Зарплата аппарата управления цехом

6234

2.2 Амортизация зданий, сооружений

3714

2.3 Содержание зданий, сооружений, в т. ч.


2.3.1 материалы

1857

2.3.2 электроэнергия

928

2.3.3 вода

531


Общепроизводственные расходы цехов состоят из двух частей: расходов на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО) и цеховых расходов.

Таблица 7 - Общехозяйственные расходы предприятия руб

Статья

Значение

 

1. Зарплата работников аппарата управления

21000

2. Амортизация основных средств

4145

3. Содержание и ремонт основных средств общезаводского назначения


3.1 материалы

414

3.2 зарплата

829

3.3 электроэнергия

967

3.4 вода

276

4.Налог на имущество, тыс. р.

6

 


.1 Разработка бюджета продаж и бюджета производства

Бюджет продаж составим в виде табл.8.

Таблица 8 - Бюджет продаж

Изделия

Объем продаж, шт.

Цена реализации, р.

Выручка от реализации, р.

А

550

108

550*108=59400

Б

1650

91

1650*91=150150

В

3200

55

3200*55=176000

Итого

*

385550


Производственную программу составим в виде табл.9:

Таблица 9 - Бюджет производства

Показатели

изделие А

изделие Б

изделие В

1. Прогнозируемый объем продаж, шт.

550

1650

3200

2. Планируемый запас готовой продукции на конец года, шт.

130

230

460

3. Планируемый запас готовой продукции на начало года, шт.

180

380

960

4. Объем производства, шт. (п.1+ п.2- п.3)

500

1500

2700



2.2 Разработка бюджета прямых материальных затрат и прямых затрат на оплату труда

Бюджет прямых материальных затрат необходимо составлять на основе плановых объемов производства продукции.

Таблица 10 - Бюджет прямых материальных затрат

Материал

Цена, р.

изделие А

изделие Б

изделие В

Итого



Количество, кг.

Стоимость, р.

Количество, кг.

Стоимость, р.

Количество, кг

Стоимость, р

Количество, кг.

Стоимость, р.

X

180

0,1*500=50

180*50=9000

0,07*1500=105

180*105=18900

-

-

155

27900

Y

25

0,75*500=375

25*375=9375

-

-

0,4*2700=1080

25*1080=27000

1455

36375

Z

10

0,5*500=250

10*250=2500

2,15*1500=3225

3225*10=32250

1,7*2700=4590

10*4590=45900

8065

80650

Всего

*

*

20875

*

51150

*

72900

9675

144925


Таблица 11-Смета затрат на приобретение материалов

Показатели

х

у

z

1.Потребность в материалах на годовую производительную программу, кг

155

1455

8065

2.Запас материала на конец года, кг

40

130

550

3.Запас материала на начало года, кг

50

500

3590

4.Итого объем закупки материалов, кг

155+40-50=145

1455+130-500=1085

8065+550-3590=5025

5.Цена приобретения материалов, руб

180

25

10

6.Итого материальные затраты,руб

26100

27125

50250


Итого=103475 руб

Таблица 12 - Бюджет прямых затрат на оплату труда механического цеха

Изделие

Объем производства, шт.

Норма времени, нормо-ч.

Трудоемкость годовой производственной программы, ч. (гр. 2 * гр. 3 )

Часовая тарифная ставка, р/час.

Итого основная заработная плата производственных рабочих (гр. 4 * гр. 5 )

А

500

0,9

450

3,4

1530

Б

1500

0,85

1275

2,8

3570

В

2700

0,15

405

7,5

3037,5

Всего

4700

*

2130

*

8137,5


Таблица 13 - Бюджет прямых затрат на оплату труда сборочного цеха

Изделие

Объем производства, шт.

Норма времени, нормо-ч.

Трудоемкость годовой производственной программы, ч. (гр. 2 * гр. 3 )

Часовая тарифная ставка, р/час.

Итого основная заработная плата производственных рабочих (гр. 4 * гр. 5 )

А

500

0,7

350

4

1400

Б

1500

0,45

675

6,2

4185

В

2700

0,37

999

5

4995

Всего

4700

*

2024

*

10580


Таблица 14-Формирование бюджетов общепроизводственных расходов цехов, бюджетов общехозяйственных и коммерческих расходов

Статья

механический цех

сборочный цех

1. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

29841

18789

1.1 Амортизация оборудования

8356

4697

1.2 Эксплуатация оборудования (кроме расходов на ремонт):

9400

6483

1.2.1 материалы

2686

1691

1.2.2 электроэнергия

3133

1973

1.2.3 вода

970

611

1.2.4 зарплата

2611

2208

1.3 Текущий ремонт оборудования, в т. ч.

12085

7609

1.3.1 материалы

7460

4697

1.3.2 зарплата

4625

2912

2. Цеховые расходы

21000

13264

2.1 Зарплата аппарата управления цехом

9450

6234

2.2 Амортизация зданий, сооружений

6300

3714

2.3 Содержание зданий, сооружений, в т. ч.

5250

3316

2.3.1 материалы

2940

1857

2.3.2 электроэнергия

1470

928

2.3.3 вода

840

531

3 Взносы в социальные фонды

5005,8

3406,2

Итого общепроизводственных расходов

55846,8

35459,2


Таблица 15-Общехозяйственные расходы предприятия, руб.

Наименование статьи

Значение, руб.

1. Зарплата работников аппарата управления

21000

2. Амортизация основных средств

4145

3. Содержание и ремонт основных средств общезаводского назначения

2486

материалы

414

зарплата

829

электроэнергия

967

вода

276

4. Взносы в социальные фонды

6548,7

5. Налог на имущество, р.

6000

Итого

40179,7


2.3 Формирование бюджетов общепроизводственных расходов цехов, бюджетов общехозяйственных и коммерческих расходов

В рамках смет ОПР и ОХР необходимо определить суммарную величину соответствующих расходов и сметные ставки распределения накладных расходов (Ссм).

Сметная ставка распределения накладных расходов представляет собой отношение суммарной величины накладных расходов к «базе распределения».

Ставка распределения показывает сколько рублей косвенных расходов приходится на рубль базы распределения и рассчитывается по формуле:

СР = С кос / БР

где СР - ставка распределения; С кос - косвенные расходы р.; БР - база р.

«Базой распределения» для всех накладных расходов является сумма заработной платы основных производственных рабочих. Однако, при определении сметной ставки распределения общепроизводственных расходов в качестве базы распределения берется заработная плата основных производственных рабочих соответствующего цеха, при распределении общехозяйственных расходов - величина» заработной платы основных производственных рабочих всего предприятия.

С опр.мех.=55846,8/8137,5=6,86 р/р

С опр.сбор=35459,2/10580=3,35 р/р

При калькулировании себестоимостинеобходимо определить величину общепроизводственных расходов, приходящуюся на одно изделие. В общем виде она определяется как произведение сметной ставки распределения накладных расходов на «базу распределения». То есть для общепроизводственных расходов она определяется как произведение сметной ставки ОПР на величину заработной платы основных производственных рабочих, приходящейся на одно изделие.

ОПРА=6,86*(0,9*3,4)+3,35*(0,7*4)=30,38 р

ОПРБ=6,86*(0,85*2,8)+3,35*(0,45*6,2)=25,68 р

ОПРВ=6,86*(0,15*7,5)+3,35*(0,37*5)=13,92 р

Сметная ставка распределения общехозяйственных расходов (С охр) определяется аналогично, однако базой распределения является суммарная величина заработной платы основных производственных рабочих всех цехов предприятия.

З.П. всего= 8137,5+10580=18717,5 р

Сохр=40179,7/18717,5=2,15 р/р

Далее при определении себестоимости одного изделия производится аналогичный расчет.

ОХР А=2,15* (0,9*3,4+0,7*4)=12,6 р

ОХР Б=2,15* (0,85*2,8+0,45*6,2)=11,12 р

ОХР В=2,15* (0,15*7,5+0,37*5)=6,4 р

Таблица 16 - Смета затрат на производство по экономическим элементам, в рублях

Экономические элементы

Сумма

1. Материальные затраты

103475

2. Затраты на оплату труда

18717,5

3. Взносы в социальные фонды

5615

3. Амортизация основных фондов

23067

4. Прочие затраты

0

Итого затраты на производство (Зп)

150874,5


Материальные расходы переносим из табл. 11, расходы на оплату труда находятся как сумма расходов на оплату труда работников механического и сборочного цехов, амортизация - это сумма амортизаций из табл. 5 и 6.

.5 Разработка плановой калькуляции себестоимости изделия

Представим ее в виде итоговой таблицы.

Таблица 17-Калькуляция затрат на изделие, в рублях

Статьи калькуляции

А

Б

В

1. Основные материалы, полуфабрикаты, ПКИ

41,75

34,1

27

2. Заработная плата основных производственных рабочих

5,86

5,17

2,95

3. Отчисления на социальное страхование ,(30% от з.п.)

1,76

1,55

0,89

4. Общепроизводственные расходы

30,38

25,68

13,92

5. Итого цеховая себестоимость

79,75

66,5

44,76

6. Общехозяйственные расходы

12,6

11,12

6,4

7. Итого производственная себестоимость

92,35

77,62

51,16

8. Коммерческие расходы (2,5% от п.7)

2,31

1,94

1,28

9. Полная себестоимость

94,66

79,56

52,44

10. Прибыль (10% от п.9)

9,466

7,956

5,244

11. Цена

104,1

87,5

57,7


Основные материалы=норма расхода*ст-ть ед.ресурса

А: 180*0,1+25*0,75+10*0,5=41,75 р

Б: 180*0,07+10*2,15=34,1р

В: 25*0,4+10*1,7=27 р

Заработная плата основных производственных рабочих для изделий:

А: 0,9*3,4+0,7*4=5,86 р

В: 0,15*7,5+0,37*5=2,975 р

В результате выполнения расчетной части были посчитаны калькуляции затрат на изделия А, Б и В были определены цены на каждое изделие и составлена общая смета затрат на производство. Таким образом для изделия А цена 104.1руб,для Б-87,5руб.  и для В-57,7руб.

3.Совершенствование контроллинга качества внутреннего аудита на ОАО "ВАСО"

.1 Совершенствование системы внутреннего аудита на ОАО "ВАСО"

На предприятии ОАО "ВАСО " внутренний контроль качества аудиторской деятельности осуществляется через совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством организации в качестве упорядоченного и эффективного средства ведения финансово-хозяйственной деятельности, выявления, устранения и предотвращения ошибок и искажения информации.

Внутренний аудит на ОАО «ВАСО» могут осуществлять как отдельные сотрудники организации (менеджеры, бухгалтеры, экономисты), так и специально созданная ревизионная комиссия.

Руководство ОАО «ВАСО», при разработке эффективной системы внутреннего аудита, старается учитывать самые разные обстоятельства, так же обстоятельства, которые входят в задачу аудитора по оценке системы внутреннего контроля предприятия. Управленческий учет на предприятии требует разной информации обо всех сторонах планирования и ведения бизнеса. Бухгалтерский учет, о котором аудитор представляет аудиторское заключение руководству предприятия, ограничен правовыми рамками Законов и Положений, которые содержат требования о целях, системе, методах, сроках и формах бухгалтерской отчетности предприятия.

Разрабатывая эффективную систему внутреннего аудита руководство ОАО «ВАСО» преследует следующие цели:

. Обеспечение надежной информацией руководства предприятия и принятие наиболее эффективных и своевременных управленческих решений.

Так, например, если уменьшается спрос на продукцию, которую производит предприятие, то необходимо своевременно обеспечивать руководство предприятия информацией о причинах снижения спроса для принятия наиболее эффективных и своевременных управленческих решений, о способах учета предпочтений покупателей и координации деятельности в целях снижения расходов.

. Обеспечение сохранности активов, документов и регистров предприятия.

Материальные активы на предприятии должны быть защищены надежной системой контроля в целях предупреждения их хищения, использования в неподобающих целях или случайного уничтожения.

Серьёзной защиты и контроля требует также дебиторская задолженность, важные документы, к которым относятся договора и контракты, а также регистры бухгалтерского учета.

Так как компьютерные системы постоянно развиваются, необходимо принять должные меры к обеспечению сохранности объемов информации, которая хранится на компьютерных носителях.

. Обеспечение эффективности хозяйственной деятельности в целях избежания непроизвольных затрат во всех областях хозяйственной деятельности, а также для предотвращения неэффективного использования всех прочих ресурсов.

Бывают случаи, когда затраты на выполнение задач, указанных в первом и втором пункте, в цифровом выражении превышают ту возможную прибыль, которую предприятие сможет получить в результате проведения предлагаемых мероприятий. Из этого следует, на первый взгляд, что мероприятия, которые указаны в первом и втором пунктах, могут оказаться неэффективными.

Но отказ от выполнения предложенных мероприятий по обеспечению надежной информацией и сохранности активов и регистров может привести к непоправимым потерям. Так ели заинтересованные лица утратят или похитят данные о количестве и ценах поставляемого сырья, то возможно снизится конкурентоспособность производимой продукции.

. Обеспечение соответствия предписанным учетным принципам.

Система внутреннего контроля должна обеспечивать необходимую степень уверенности в том, что должностные лица и работники предприятия строго придерживаются требованиям и правилам, которые закреплены внутренними документами предприятия. К таким документам можно отнести:

положения об отделе, службе, иных подразделениях данного предприятия;

должностные инструкции руководителей, менеджеров и специалистов предприятия;

приказ об учетной политике предприятия;

приказы и распоряжения генерального директора и иных руководителей, которые были изданы в соответствии с их компетенцией.

. Обеспечение выполнения требований федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и местных органов власти при осуществлении финансово-хозяйственных операций.

Внутренний контроль предприятия, как правило, базируется на контрольных функциях руководителя каждого подразделения. В обязанности каждого руководителя входит постоянное осуществление контроля за результатами работы своих подчиненных. Также учитываются все функциональные особенности каждого руководителя подразделения в области контроля организации. Роль и функции внутреннего контроля определяются самой организацией в зависимости от специфики и содержания деятельности организации, объемов показателей финансово-экономической деятельности, системы управления, состоянием внутреннего контроля.

Эффективность системы внутреннего аудита ОАО «ВАСО» во многом зависит от того, какое место в системе управления предприятием оно занимает и на каких принципах осуществляется ее работа.

Эффективность деятельности предприятия в области производственно-финансовой деятельности в основном зависит от правильности организации системы внутреннего аудита на предприятии и постоянного совершенствования ее структуры.

Внутрихозяйственный контроль на ОАО «ВАСО» возложен на ревизионную комиссию. Но как показывает многолетний опыт, в условиях современной рыночной экономики, руководство может игнорировать систему контроля или преднамеренно приводить ложные сведения в финансовой отчетности. Для устранения данного возможного нарушения в сфере управления предприятием необходимо создание вместо ревизионной комиссии внутреннего аудита, как самостоятельного подразделения, аппарата управления. Целью создания аппарата управления является обеспечение наиболее эффективной деятельности всех служб по защите законных имущественных интересов собственников предприятия. В зависимости от объемов и назначения организации функции внутреннего аудита могут возлагаться на специальные службы или отдельного специалиста аудитора или ревизионной комиссии, для обеспечения эффективности внутреннего аудита, как от функциональных подразделений, так и от бухгалтерии.

Таким образом главным совершенствованием системы внутреннего аудита на ОАО "ВАСО" можно считать создание подразделения внутреннего аудита вместо ревизионной комиссии ранее существовавшей на данном предприятии.

Для наиболее эффективного осуществления внутреннего контроля организация должна использовать не только такие методы контроля, как контроль за ценами, плановыми заданиями, режимом работы, движения активов, но и такие методы, как планирование, мониторинг. Необходимо уделять большое внимание наиболее важным процессам и показателям (выпуск продукции, снабжение, реализация и т. п.), внутренней отчетности, внутреннему аудиту и т. п. Наиболее важным средством является контроллинг, суть которого заключается в планировании и прогнозировании деятельности предприятия.

Контроллинг качества внутреннего аудита поможет предотворатить на ОАО "ВАСО" любые негативные тенденции в силу влияния ряда ограничений, присущих любой системе контроля.

3.2.Методика проведения контроллинга качества внутреннего аудита на ОАО "ВАСО"

Для организации контроллинга качества внутреннего аудита на ОАО "ВАСО" необходимо применить следующую методику.

В настоящее время существуют следующие методики проверки системы внутреннего контроля качества аудита. Типовой программой проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций предусмотрен раздел, представленный в виде анкеты, для проверки внутрифирменного контроля качества . Анкета содержит вопросы, которые сводятся к формальному перечислению требований к внутреннему контролю качества аудиторской работы, установленных федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 7 «Внутренний контроль качества аудита». В данном случае от контролера требуется описать, как применяется каждое требование. Однако недостатком такой методики является то, что она не охватывает проверку конкретных процедур по обеспечению качества аудиторской работы в отношении каждого элемента системы внутреннего контроля качества аудита.

В программе выделены следующие направления контроля:

) порядок признания новых клиентов;

) контроль независимости персонала;

) оценка уровня образования для обеспечения необходимой компетентности сотрудников аудиторской организации (индивидуального аудитора);

) методы руководства и контроля за работой членов аудиторской группы;

) рассмотрение сложных для оценки вопросов (например, отрицательное аудиторское заключение, приглашение внешних специалистов);

) порядок хранения рабочих документов.

В отношении проверки системы внутреннего контроля качества аудита программой предусмотрены следующие направления проверки:

) независимость;

) принятие и обслуживание клиентов;

) прием на работу;

) профессиональное образование (обучение);

) распределение заданий среди сотрудников;

) профессиональная документация;

) консультации;

) контроль качества работы аудиторской фирмы в процессе аудита;

) последующий контроль качества работы аудиторской фирмы.

Приведенные направления проверок соответствуют требованиям действующих аудиторских стандартов и соответственно на их основе возможно объективно и системно оценить, как осуществляется внутренний контроль качества аудита в аудиторской организации..

Для целей внешнего контроля качества аудита в отношении системы внутреннего контроля качества аудита можно выделить два основных направления проверки качества работы аудиторской организации:

. Проверка организации системы внутреннего контроля качества аудита. Цель проведения проверки по данному направлению - установление, организована ли система внутреннего контроля качества аудита в аудиторской организации и соблюдены ли требования к организации этой системы. Проверка направлена на соблюдение требований, установленных п. 1 ст. 14 Закона об аудиторской деятельности, подп. «г» п. 4 Положения об аудиторской деятельности, п. 4-7 федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 7 «Внутренний контроль качества аудита».

Рекомендуется применять на ОАО "ВАСО" для проверки по данному направлению «Контрольный лист по проверке требований, предъявляемых к организации системы внутреннего контроля качества работы в аудиторской организации» (приложение 1).[9]

. Проверка эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита. Цель проверки эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита - установление, реализуются ли политика и конкретные процедуры по обеспечению качества работы аудиторской организации в целом по каждому из установленных элементов такой системы

Для проверки эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита предлагаем «Контрольный лист по проверке эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита» . Контрольный лист содержит вопросы, которые распределены в соответствии с элементами системы внутреннего контроля качества аудита, что дает возможность провести комплексную проверку системы внутреннего контроля и выразить мнение об эффективности ее функционирования. Все вопросы сформулированы в строгом соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) № 7 «Внутренний контроль качества аудита» и Методическими рекомендациями по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг.

В графе «Комментарии» контрольного листа следует кратко описать практическую реализацию данного вопроса, привести ссылки на внутренние регламентирующие документы. Пояснения вписываются в эту графу после обсуждения с соответствующим персоналом аудиторской организации, что создает обоснованную уверенность в том, что существенные моменты не были проигнорированы.

Однако следует учитывать, что количество и содержание процедур зависит от специфики деятельности аудиторской организации, включая размер и характер деятельности, географическую разбросанность, организационную структуру, соотношение бюджетов затрат и доходов. В связи с этим вопросы, включаемые в контрольный лист, могут варьироваться в зависимости от указанных факторов.

Оценка результатов проверки производится путем выражения мнения эксперта об организации и эффективности функционирования ее системы внутреннего контроля качества аудита. Профессиональное мнение эксперта носит субъективный характер, так как основано на его знаниях и опыте работы.

С целью формирования общего мнения об организации и эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита в аудиторской организации эксперту на основании результатов проверочных тестов по указанным направлениям проверки следует оценить:

) обеспечивает ли система внутреннего контроля качества аудита соблюдение установленных критериев качества;

) обеспечивает ли система внутреннего контроля качества аудита достижение установленной цели политики внутреннего контроля качества, т. е.:

придерживаются ли работники аудиторской организации принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения;

обладают ли работники аудиторской организации надлежащими навыками и профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;

имеют ли работники, которым поручается проведение аудита, специальную подготовку и опыт, необходимые в данных условиях;

направляется ли работа аудиторов и осуществляется ли текущий контроль на всех уровнях внутреннего контроля качества;

проводятся ли при необходимости консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;

проводится ли работа с потенциальными и существующими клиентами;

направлена ли деятельность аудиторской организации на понимание текущих и будущих (скрытых) потребностей клиентов, выполнение их требований и ожиданий;

оценивается ли регулярно эффективность принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита;

) обеспечивает ли система внутреннего контроля качества аудита предотвращение возникновения или своевременное устранение возможных ошибок и недостатков в аудиторской работе.

По результатам проверки качества контролер может дать рекомендации по устранению существенных недостатков и повышению качества аудиторской работы аудиторской организации в целом.

.3. Автоматизация контроллинга аудиторской деятельности

"Комплекс Аудит" - программа автоматизации аудиторской деятельности повышенной производительности от разработчиков первой в отечественной практике программы комплексной автоматизации аудиторской деятельности "Помощник аудитора" - "Гольдберг-Софт".

Программа AuditXP "Комплекс Аудит":

Предлагает оригинальную методику проведения аудита, содержащую встроенные алгоритмы расчетов, планирования, формирования и анализа выборки, выбора видов выявленных нарушений и автоматического построения выводов по разделам аудита и итогового заключения.

Не требует самостоятельной настройки и доработки методики проверки.

Имеет дружественный интерфейс и интуитивно понятный алгоритм работы, позволяющий легко и быстро обучиться работе в программе.

Содержит полный комплект рабочих документов аудитора по всем разделам аудита (подготовительный, планирование аудита, проведение аудита, заключительный) - это более 500 бланков, процедур, справочных таблиц и отчетов.

Имеет встроенный алгоритм сравнения данных бухгалтерской базы с данными бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Включает методику контроля качества аудиторской проверки и блок аналитических процедур и финансового анализа.

Предоставляет возможность автономной работы аудиторам на переносных компьютерах (типа ноутбук) и последующую выгрузку результатов аудита по разделам (этапам) в один выбранный компьютер без использования сетевой версии. При этом число аудируемых предприятий практически неограниченно.

Содержит встроенный редактор бланков, который позволяет создавать новые и изменять уже существующие бланки аудиторских процедур или вообще полностью изменить программу под внутренние стандарты аудита организации.

Аудиторская проверка предприятия в программе AuditXP "Комплекс Аудит" разделена на несколько этапов - подготовительный, планирование аудита, проведение аудита, заключительный.

этап - подготовительный. На этом этапе производится изучение потребностей клиента, подготавливается информация о нем, составляются документы, определяющие цели и задачи аудиторской фирмы, а также перечень оказываемых аудиторских услуг. Завершается этап заключением договора.

этап - планирование аудита. Этот этап обычно представляет сложность для всех аудиторских фирм, особенно для малых и средних. В соответствии со стандартами аудита необходимо определить уровни существенности, аудиторские риски, а также рассчитать величину выборки. Используемые в системе процедуры позволяют также распределить величину существенности по статьям баланса. Системой, также, формируется общий план и сводная программа аудита.

Рис.8 Общий вид раздела "Планирование аудита"

Кроме того, на этом этапе доступны такие дополнительные сервисы, как расчет стоимости аудита (определение стоимости аудиторской проверки на основе анализа трудозатрат и стоимости чел/часов работы аудитора), нормативы трудозатрат (свод нормативов трудозатрат на проведения той или иной аудиторской процедуры) и т.д.

этап - проведение аудита. Это самый трудоемкий этап работы. На данном этапе производится классификация выбранных разделов аудита. На 3-м этапе предусмотрено 16 таких разделов (Нематериальные активы, Основные средства и т.д.). Для каждого из разделов аудита составлена программа работ, представляющая собой перечень всех необходимых аудиторских процедур по каждой предпосылке финансовой отчетности относящимся к данному конкретному разделу. Для каждой аудиторской процедуры разработан свой рабочий бланк (рабочий документ аудитора).

Кроме того, на этом этапе производится конверсия бухгалтерской базы данных аудируемого лица (1С, Турбо Бухгалтер - напрямую из базы данных, из других бухгалтерских программ - через файл в формате excel). Данная процедура позволяет значительно ускорить проведение аудиторской проверки одновременно повысив ее качество. Это достигается за счет автоматического построения, на основе загруженных данных, выборочной совокупности, а также, упрощения процедуры ввода найденных аудитором ошибок и замечаний. Особого внимания заслуживает процедура - "Расшифровка статьи баланса. Сверка показателей в бухгалтерской отчетности и регистрах учета". Данная процедура позволяет сравнить данные баланса с данными бухгалтерской базы клиента, при условии, конечно, что эти данные были предварительно загружены в программу при помощи конвертера бухгалтерских баз. Процедура представляет собой встроенную машину проводок, которая формирует показатели статей баланса из данных бухгалтерских счетов и сравнивает их с показателями в отчетности.

Рис.9.Пример отчета проведения аудита на предприятии.

4 этап - заключительный этап. Это этап подготовки официального аудиторского Заключения, составления отчета аудитора и письменной информации аудируемому лицу. На этом этапе в соответствии с федеральными стандартами проводятся такие заключительные процедуры, как:

сбор информации об аффилированных лицах и их сделках;

анализ событий, произошедших после отчетной даты;

формируется мнение по допущению непрерывности деятельности клиента в течение ближайшего года.

-й этап также содержит такие аналитические процедуры как: "Анализ аудита статей баланса", "Анализ пояснительной записки" и т.д.

Рис 10. Общий вид раздела "Заключительный этап"

Компьютерная программа Audit XP "Комплекс Аудит", разработанная компанией Гольдберг-Софт ориентирована на то, чтобы с одной стороны максимально облегчить труд аудиторов, а с другой стороны обеспечить соблюдение всех правил и норм аудиторской деятельности и формирование комплекта аудиторской документации, полностью отвечающей нормативным требованиям.[17]

Для средних и малых аудиторских организаций.

Программа Audit XP "Комплекс Аудит" предназначена для автоматизации аудиторской деятельности, в первую очередь, средних и малых аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, т.к. ее применение позволяет организовать работу аудиторской компании в точном соответствии с действующими Федеральными Правилами (стандартами) аудита, Международными стандартами аудита, без разработки собственных стандартов аудиторской деятельности, что позволяет значительно снизить издержки на организацию аудиторской деятельности.

Для методолога. Вместе с тем, для методолога компании, если таковой имеется, использование системы Audit XP "Комплекс Аудит" позволяет соблюдать корпоративный стиль в оформлении документов, повышать эффективность контроля качества ведения рабочей документации, обеспечивает соответствие деятельности стандартам аудита и корпоративным стандартам, а встроенный редактор бланков позволяет создавать новые и изменять уже существующие бланки аудиторских процедур или вообще полностью изменить программу под внутренние стандарты организации. Применение стандартов, предлагаемых программой Audit XP "Комплекс Аудит", позволяет повысить профессиональный уровень и качество работы аудиторов за счет правильной организации их работы.

Для аудитора .Программа Audit XP "Комплекс Аудит" автоматизирует практически все рутинные операции, выполняемые аудиторами на проверках, существенно снижает трудоемкость и вероятность ошибки, а, следовательно, сроки и качество проведения аудита. Об этом говорит само название программы - Audit XP "Комплекс Аудит" (от лат. eXtra Performance - Повышенная производительность), т.е. комплексный аудит с повышенной производительностью.

Для руководителя .В свою очередь, снижение трудоемкости и сроков выполнения работ ведет к значительному сокращению издержек и повышению производительности труда каждого специалиста компании, в результате чего увеличивается экономическая эффективность деятельности.

Современные условия диктуют переход на автоматизированное осуществление функций аудитора, что значительно экономит трудовые затраты и время аудитора. Осуществление автоматизированного аудита базируется на обширном программном обеспечении, постоянно обновляющемся и совершенствующемся во времени. [19]

качество внутренний аудит затраты

Заключение

Таким образом, контроль качества аудита в аудиторской организации - это комплексная функция и неотъемлемая часть управления деятельностью. Как функция управления внутренний контроль качества аудиторской деятельности - это совокупность специальных действий и процедур по проверке различных сторон деятельности и управления для выявления отклонений, нарушений и выработки корректирующих управленческих воздействий с целью обеспечения качества аудиторских услуг и удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон. Как самостоятельный управленческий процесс и целостная система контроль качества в аудиторской организации представлен системой контроля качества аудита или системой внутреннего контроля качества аудиторской деятельности

Система внутреннего аудита, как бы хорошо она не был организована, не может безусловно предотвращать любые негативные тенденции в силу влияния ряда ограничений, присущих любой системе контроля

возможность ошибки;

возможность злоупотребления, в том числе сговора между контролируемыми и контролирующими лицами;

ненадлежащее вмешательство руководства в работу системы внутреннего контроля. Примером такого вмешательства может быть процесс, связанный с компьютерными программами. Так в компьютерную программу можно поставить защитную программу, которая будет блокировать введение суммы, которая превышает определенную величину и требует специального подтверждения верности операции. Бухгалтер как правило воспринимает блокировку как сбой в программе, приглашает специалиста, который снимает блокировку.

отсутствие адекватной реакции на информацию, которую представляет система внутреннего контроля.

Все эти тенденции способен предотвратить контроллинг.В итоге можно отметить, что если предприятие хочет эффективно работать, ему необходимо постоянно совершенствовать как систему внутреннего аудита,так и систему контроллинга.

В результате выполнения курсовой работы нами были изучены теоретические основы контроллинга качества внутреннего аудита , был произведен расчет калькуляции себестоимости изделий, выделены направления совершенствования контроллинга качества внутреннего аудита на ОАО «ВАСО» и предложена методика для совершенствования.

Приложение

«Контрольный лист по проверке требований, предъявляемых к организации системы внутреннего контроля качества работы в аудиторской организации»








Список литературы

1.Анискин Ю. П., Павлова А. М. «Планирование и контроллинг»: Учебник. - М.: Омега - Л, 2013 г.

.Башкатова Ю. Роль контроллинга в планировании основной деятельности предприятия//Власть. 2010. № 12. -С. 30-32.

.Бурцев, В. В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения / В. В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом, 2002. № 4. с.10-14.

.Гусева Л. П. Методы контроллинга и внутренний контроль качества: взаимосвязь и различия [Текст] / Л. П. Гусева, И. И. Кульнева, Л. Ф. Лахина // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 294-298

5.Гусев М. М. Интерпретация и роль производственного контроллинга в системе управления промышленным предприятием -Экономика, управление, финансы <http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/10/825/>: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 31-33.

.Елизарьева, М.В. Контроль качества аудита в Российской Федерации в рамках институциональной структуры регулирования/ М.В. Елизарьева, О.Н. Харченко // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - №3. - С. 250-253.

.Елфимова И.Ф., Хвостикова В.А. Контроллинг: учеб. пособие. 3-е доп. и перераб. / И.Ф. Елфимова, В.А. Хвостикова. Воронеж: ФГБОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2012. 163 с.

.Кондрашова Н.Г. Контроллинг качества аудита: взаимосвязь управления и обеспечения качества в аудиторской организации - "Международный бухгалтерский учет", 2013, N 47

.Некрасова, Е. Строгий самоконтроль / Е. Некрасова //CIO, 2011. № 4. с.17-19.

.Орлова О.Е. Внутренний контроль: организационный аспект /О.Е. Орлова//Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения.- 2012.- № 21.-С.36-40.

.Остлев Г.Я., Концевая С.Р., Галлямова Т.Р. Формирование и стандартизация внутреннего аудита в коммерческих организациях // Международный бухгалтерский учет. 2012. №45.

.Соколов Б. Н. Системы внутреннего контроля (организация, методика, практика). / Б. Н. Соколов, В. В. Рукин Москва: Экономика, 2012. - 442 с.

13.Сусин В. К. Контроль и ревизия: учебное пособие / В. К. Сусин, В. П. Шегурова, О. В. Шибилева. - Саранск, 2010. - 220 с.

.Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга : пер. с нем. / под ред. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича - М.:Финансы и статистика, 2010.

15.Шеремет А.Д. Аудит: Учебник./ Шеремет. А.Д., Суйц В.П. - 5-е изд. Перераб. И доп. -М.: ИНФРА. - М, 2010. -448с.

Похожие работы на - Внутренний аудит как объект контроллинга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!