Контроллинг: концепция и перспективы применения в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    333,65 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Контроллинг: концепция и перспективы применения в России














Контроллинг: концепция и перспективы применения в России

Введение

Актуальность работы. Деятельность промышленных предприятий на современном этапе обусловлена глубокими изменениями, происходящими в процессе их управления. После приватизации большинства предприятий система управления ими подверглась разрушению, а управление стало неадекватным новым рыночным условиям, не способным обеспечить их самостоятельное и стабильное экономическое развитие в условиях постоянно меняющейся внешней среды, воздействия фактора неопределенности и риска, свойственных переходной экономике. Вследствие этого, лишь незначительная часть предприятий оказалась устойчивой и способной реализовывать потребности общества в таких условиях, способствующих активизации различных негативных факторов во внешней и внутренней средах предприятия.

Пытаясь приспособиться к условиям внешней среды, отечественные предприятия опирались на опыт управления зарубежных фирм, а именно: на теорию и практику менеджмента. Но, как показывает анализ деятельности отечественных предприятий, традиционные методы, приемы и инструменты «классического» менеджмента сегодня работают недостаточно эффективно. Это можно объяснить тем, что при его заимствовании своевременно не была учтена важность вспомогательных институтов (маркетинга, логистики и др.), обеспечивающих качественное функционирование менеджмента.

Таким образом, на сегодняшний день наиболее актуальными становятся проблемы управления предприятием в области принятия управленческих решений, обусловленные ограниченным набором моделей управления и отсутствием регламентированных процедур их реализации, малым объемом информации (адекватной потребностям пользователей), а также недостаточной проработанностью автоматизированных систем управления и эффективных критериев оценки управляемых объектов. Одним из важнейших направлений в развитии теории и практики управления и совершенствования организации планирования, учёта, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является концепция контроллинга, реализация которой позволяет координировать управленческие воздействия в организации, а также в нужные сроки и качественно предоставлять необходимую информацию на различные уровни управления.

Контроллинг является ответом экономической мысли на беспрецедентное усложнение внешней и внутренней среды функционирования предприятия. В настоящее время в России возникает необходимость в целеориентированном управлении, направленном в будущее, на достижение желаемого состояния. Это приводит к осознанию потребности в обеспечении целенаправленного руководства предприятием через координацию управленческой системы.

Цель работы - изучить концепцию и перспективы применения контроллинга в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

ü  Проанализировать существующие определения контроллинга;

ü  Проанализировать концепции контроллинга;

ü  Рассмотреть контроллинг как концепцию, как тип управления, как систему;

ü  Изучить европейский опыт по внедрению контроллинга;

ü  Рассмотреть концепцию контроллинга в России;

ü  Изучить опыт применения контроллинга в России;

ü  Определить Перспективы применения контроллинга в России.

Теоретические основы концепции контроллинга заложены Д. Ханом, Й. Вебером, П. Хорватом и рядом других зарубежных авторов. Понятие контроллинга как научной категории уточнялось А. Дайле, Р. Манном, Э. Майером, а в России - С.Г. Фалько, В.В. Толкачем, Л.А. Малышевой, Э.М. Коротковым, М.Л. Лукашевичем, Е.Н. Тихоненковой. Методологии контроллинга посвящены работы Х.Й. Фольмута, А. Дайле, А.М. Карминского, Н.И. Оленева, А.Г. Примака, С.Г. Фалько, Н. Петрусевич. Среди современных работ по организации системы контроллинга можно отметить публикации Д. Хана и Х. Харальда, П. Хорвата, А. Дайле. Применение контроллинга в условиях современного российского бизнеса, а также в странах СНГ, изучают А.М. Карминский, В.В. Толкач, А.Ю. Анискин, А.И. Наумов и другие исследователи. В последние годы в России опубликовано много работ как по оперативному (А.К. Андронова, Е.Д. Печатнова, Д.В. Ковалев), так и по стратегическому контроллингу (Ю.П. Анискин, А.М. Павлова, И.В. Бородушко, Э.К. Васильева, Е.В. Толкачева, Н.Г. Круссер, С.Б. Сулоева и другие). Это позволяет говорить о высоком интересе к контроллингу в нашей стране.

Предмет работы - концепция контроллинг

Объект работы - концепция и перспективы применения контроллинга в России.

Методы работы - анализ и обобщение полученного материала, а так же опыта, собранного из книг, статей и научно-практических публикаций.

1. Теория

 

.1 Анализ существующих определений контроллинга


Для достижения цели, заявленной во введении к данной работе - изучить концепцию и перспективы применения контроллинга в России - необходимо ознакомиться с мировым теоретическим и практическим опытом, накопленным в этой области. По результатам анализа развития научной мысли на предмет концепции контроллинга можно утверждать, что существует множество определений его сущности. Западные экономисты сходятся во мнении, что контроллинг есть управленческая концепция, которая охватывает все сферы деятельности предприятия: финансы и учёт, менеджмент и маркетинг, интегрируя и координируя деятельность различных служб для достижения оперативных и стратегических целей. В нашей стране развитие за последнее десятилетие экономической мысли в сфере технологии менеджмента повлияло на появление различных трактовок контроллинга, таких как «внутренний аудит» или «составная часть управленческого учёта и бюджетирования». В табл. 1 представлена систематизация толкований понятия контроллинга, приведенных различными авторами.

Таблица 1. Определения сущности контроллинга различными авторами

Определения контроллинга

Авторы

Система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля деятельности предприятия

Д. Хан

Контроллинг - лоция и навигационный прибор для достижения цели - прибыли.

В. Хофенбек

Определения контроллинга

Авторы

Контроллинг - система управления прибылью

Р. Манн

Контроллинг - подсистема управления, которая координирует подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения, поддерживая тем самым системообразующую и системоувязывающую координацию

П. Хорват

Контроллинг представляет собой элемент управления социальной системой, выполняя свою главную функцию поддержки руководства в процессе решения им общей задачи координации системы управления с упором, прежде всего на задачи планирования, контроля и информирования

Ю. Вебер

Контроллинг - это концепция, направленная на ликвидацию «узких мест» и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определённых результатов

Э. Майер Ю.П. Анискин А.М. Павлова

Контроллинг - это система эффективного управления предприятием и обеспечения его долгосрочного стабильного существования на рынке на основе реализации функций разработки и обоснование управленческих решений и контроля над их выполнением

Н.М. Большаков

Контроллинг - это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений

С.В. Данилочкин Н.Г. Данилочкина Т.А. Головина Р.Е. Исакова Л.В. Попова Р. Краузе

Контроллинг - это целостная концепция экономического управления предприятием, ориентирующая руководителей на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли

И.Л. Коленский М.Л. Лукашевич Н.Н. Пущенко В.А. Старых Е.Н. Тихоненкова А.А. Харин

Контроллинг - это концепция системного управления и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечить долгосрочное эффективное функционирование организации

А.М. Карминский Н.И. Оленев А.Г. Примак С.Г. Фалько

контроллинг концепция внедрение

Таким образом, разные исследователи по-разному подходят к этому вопросу. Общим недостатком большей части приведенных определений сущности контроллинга является их некоторая ограниченность одной или двумя функциями контроллинга. Однако, несмотря на разногласия в определениях, проблемное поле контроллинга вырисовывается достаточно четко - контроллинг:

ü  является системой с определенным набором целей, элементы которой тесно взаимосвязаны между собой и с элементами системы управления (менеджмента) на предприятии;

ü  ориентирован на достижение поставленных целей в будущем;

ü  создает инструментальную, методическую и информационную среду для принятия управленческих решений.

Обобщая трактовки сущности контроллинга, представленные в табл. 1., последний может быть определен как целеориентированная система планирования и контроля, обеспечивающая интеграцию, системную организацию и координацию фаз процесса управления, функциональных областей, организационных единиц и проектов предприятия. Основную роль в контроллинге играет исследование экономической сферы предприятия, определение текущего состояния «Есть» по отношению с состоянием «Должно быть», моделирование управленческих воздействий и анализ на этой основе процессов и ситуаций, которые могут привести предприятие к намеченным целям.

Области менеджмента, такие как планирование, контроль, анализ, учёт являются не столько составными частями контроллинга, сколько инструментальными областями и организационными механизмами, на основе информации от которых реализуется функция контроллинга на предприятии.

Система контроллинга оперирует информацией - результатами, которые сформировались в ходе реализации на предприятии соответствующих функций управления. Сущность контроллинга заключается «в сведении воедино, интеграции, этих информационных потоков и на основе их координации, определения направления воздействия на внешнюю и внутреннюю среду для достижения цели и своевременного доведения информации до лиц, принимающих управленческие решения (управляющей подсистеме)».

Цель системы контроллинга определяет основные ее функции. Среди специалистов, занимающихся проблемами контроллинга, нет четкого и единого мнения по данному вопросу. Так, например, А.М. Карминский придерживаются той точки зрения, что «контроллингу присущи функции планирования, контроля, регулирования и информационная функция».

Можно сказать, что контроллинг выполняет роль компаса в процессе деятельности организации, осуществляет лоцию к достижению целей предприятия, выявляет векторы необходимых управляющих воздействий на окружающую среду организации.

 

.2 Анализ концепций контроллинга


С развитием промышленности и рынков деятельность экономических субъектов стала более наукоемкой. Потребовалось принятие решений на основе экономических, технических и иных знаний.

Принятие решений и управление достижением целей стали коллегиальными, стали учитываться не только финансовые, но и технические, логистические, социально-психологические аспекты деятельности. На стыке учета, контроля, планирования, консультирования появилась концепция контроллинга. Ее развитие связано с тем, какому аспекту отдавался приоритет: с 1930-х до 1960-х годов - экономической системе (учетная концепция); к 1970-1980-м годам - управленческой информационной системе (концепция с ориентацией на информацию); с 1990-х годов - собственно системе управления (управленческая концепция контроллинга). Сравнительный анализ концепций контроллинга по ориентации, сущности и основным задачам представлен в табл. 2.

Таблица 2. Основные концепции контроллинга

Ориентация концепции

Сущность и основные задачи в рамках данной концепции

Этапы развития концепции

На систему учета

Централизация и переориентация в будущее системы учета, концентрирующейся на регистрации фактической информации прошлых периодов

30-е гг. XX в.

На управленческую информационную систему

Концептуальная разработка, внедрение и последующее обслуживание информационной системы управления

70-80-е гг. XX в.

Ориентация концепции

Сущность и основные задачи в рамках данной концепции

Этапы развития концепции

На систему управления: ü планирование и контроль ü координация  ü стратегия

  90-е гг. XX в.    Начало ХХI в.гг.


В общих словах, можно сказать, что концепция контроллинга предполагает, что в целях более эффективного управления предприятием необходимо иметь своевременную и достоверную информацию о его состоянии и возможностях для принятия грамотных управленческих решений. Для представления такой информации используется ряд экономических показателей, которые должны не только отражать состояние предприятия на настоящий момент, но и оценивать его в перспективе. В качестве критериев существования предприятия в краткосрочном периоде выступают показатели результата его деятельности. Прибыль рассматривается как источник финансирования перспективного развития в краткосрочном периоде. Таким образом при краткосрочном или оперативном планировании предполагается формирование оптимальной, обеспечивающей достижение заданного уровня результата, производственной программы, а так же использование показателей затрат производства и выручки, рассчитанных на базе текущих пен и оценок имущества но восстановительной стоимости. Разработка оптимальной производственной программы осуществляется в соответствии со стратегическим планом деятельности предприятия на год, а также по кварталам.

Тем не менее, только управленческая концепция позволяет говорить о контроллинге как о новой дисциплине, имеющей собственный объект исследования - систему управления. Здесь контроль выступает не только как инструмент обратной связи в управлении деятельностью организации, но и как инструмент интеграции системы управления. Предпосылки и тенденции развития функции контроля, ведущие к возникновению контроллинга как типа управления, показаны на рис. 1.

Рис. 1 Трансформация функции контроля в процессах развития организации

 

.3 Контроллинг как концепция, как тип управления, как система


Основные положения концепции контроллинга включают: специфику взаимодействия функции контроля с другими функциями управления и место системы контроллинга в организации; влияние контроля на социально-психологические процессы в управлении, на систему принятия решений и ответственности; формирование комплекса инструментов и информационного обеспечения для мониторинга интеграционных процессов; формирование системы показателей, отражающих процессы и результаты контроллинга.

На основе концепции контроллинга в организации возникает система контроллинга - совокупность инструментов, связей, процедур, методов. Содержание данной системы зависит от специфики организации, от принятого подхода к контроллингу.

Соотношение концепции контроллинга, контроллинга как типа управления и системы контроллинга показано на рис. 2.

Концепция контроллинга

Основные положения

Взаимодействия функции контроля с другими функциями управления

Место системы контроллинга в организации

Влияние контроля на социально-психологические процессы в управлении

Влияние контроля на систему принятия решений и ответственности

Формирование комплекса инструментов и информационного обеспечения для мониторинга интеграционных процессов

Формирование системы показателей, отражающих процессы и результаты контроллинга

Контроллинг как тип управления

Связан с высокой значимостью контроля в процессе реализации ключевых функций управления

Связан с межфункциональной интеграцией управления

Ориентирован на изменение разрыва между текущим состоянием и целью

Ориентирован не на поиск виновных в отклонениях, а на решение проблемы путем управленческого воздействия на процесс достижения цели либо путем корректировки цели и плана

Способствует повышению ответственности лиц, принимающих решения

Учитывает психологические аспекты контроля и самоконтроля

Система контроллинга в организации

Совокупности инструментов, связей, процедур, методов

Содержание системы зависит от специфики организации, от принятого подхода к контроллингу, от целевых установок

Рис. 2 Контроллинг как концепция, как тип управления, как система

Наличие системы контроллинга не отменяет необходимость традиционного управления организацией; основная роль системы контроллинга заключается в правильном выборе инструментов управленческого воздействия и интерпретации полученных результатов. Деятельность контроллеров включает повторяющиеся (подобно циклу управления) этапы планирования, учета, организации информационных потоков, мониторинга и контроля. В зависимости от временного горизонта, можно выделить стратегический, оперативный и диспозитивный (операционный) контроллинг.

В целом, координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей, контроллинг представляет собой обратную связь в контуре управления за счет выбора организационного, математического и информационного (технического, программного, лингвистического) обеспечения и является синтезом планирования, учета, контроля, экономическою анализа, организации информационных потоков и многого другого.

Концепция контроллинга на предприятии в виде обобщенной схемы представлена на рис. 3.

Рис. 3 Концепция контроллинга на предприятии

 

.4 Опыт Европы по внедрению контроллинга


Если обратиться к опыту европейских стран, то в Германии, где контроллинг развивается с 50-х годов прошлого столетия, больший интерес к контроллингу традиционно проявляют крупные компании, что вполне понятно. По мере роста компании внутрифирменная прозрачность обычно пропадает, а желание держать руку на пульсе остается. Крупные компании могут себе позволить финансировать внедрение новых управленческих технологий, ведь если хотя бы одна из этих технологий «выстрелит», эффект от ее внедрения покроет затраты на все прочие «новинки». Малые и средние компании бюджетами на рискованные проекты, как правило, не располагают и дожидаются результатов внедрения новых идей в крупном бизнесе.

Что касается отраслей бизнеса, то первыми интерес к контроллингу проявили производственные компании. Это связано с острой ценовой конкуренцией в большинстве производственных отраслей, постоянным обновлением технологий, сокращением жизненных циклов продуктов и ростом косвенных затрат. Все эти факторы заставляют непрерывно искать внутренние резервы для повышения эффективности деятельности компании.

Однако обострение конкуренции и динамичность внешней среды послужили причинами внедрения контроллинга и в торговых компаниях, и в сфере услуг. В последние годы контроллинг активно внедряется в практику работы компаний так называемого некоммерческого сектора - больниц, государственных учреждений, коммунальных служб, армии и даже футбольных клубов, что свидетельствует о значимости контроллинга для любой современной компании.

Вопросы организации контроллинга решаются индивидуально для каждого предприятия с учетом специфики его деятельности. Однако, говоря о наиболее общих требованиях и подходах, существующих в настоящее время за рубежом, можно выделить основные.

Первый подход - это создание собственного подразделения контроллинга. Данный вариант обладает следующими преимуществами:

ü  сотрудники компании хорошо знакомы с внутренней организацией компании и отраслевыми особенностями бизнеса;

ü  полученные навыки и опыт остаются внутри компании;

ü  руководство компании может использовать отдел как «площадку» для профессионального роста и карьерного развития будущих управленческих кадров.

Второй способ - это использовать аутсорсинг (outsourcing - в пер. с англ. - выполнение всех или части функций по управлению организацией сторонними специалистами), то есть полностью или частично передать функции контроллинга специализированной компании или внешнему консультанту.

Наконец, третий вариант - ко-сорсинг. Он заключается в том, чтобы создать органы контроллинга в рамках компании, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта.

Не всем предприятиям, как считают эксперты, целесообразно создавать собственное подразделение контроллинга. Потенциальные преимущества использования аутсорсинга и ко-сорсинга включают:

ü  - возможность использовать услуги экспертов в различных областях;

ü  - доступ к высокопрофессиональным управленческим кадрам;

ü  - гибкость в вопросе привлечения ресурсов (например, при внедрении новой системы не придется расширять штат менеджеров или отвлекать ресурсы от выполнения других проектов);

ü  - доступ к передовым технологиям и методикам управления прибылью предприятия.

К аутсорсингу и ко-сорсингу прибегают различные организации. Это могут быть как небольшие фирмы, к примеру, малые и средние предприятия, у которых нет достаточных финансовых ресурсов для создания собственного подразделения, так и крупные компании.

2. Контроллинг в России

 

.1 Концепция контроллинга в России


Изученный в первой граве работы материал, позволяет утверждать, что контроллинг как система имеет ряд школ, ряд различающихся по многим параметрам концепций. В этой связи имеют право на существование и российские концепции, которые учитывали бы ряд особенностей в учете, анализе и управлении в нашей стране. В настоящее время в экономической литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую. По немецкой концепции, которая в основном применяется в России, центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах: • документальной; • плановой. Сравнение американской и немецкой концепций контроллинга приведено на рис. 4.

Рис. 4. Отличительные особенности американской и немецкой моделей контроллинга

Несмотря на быстрые темпы развития контроллинга в крупных российских корпорациях, когда за несколько лет адаптируются и осваиваются методики и инструменты, разрабатываемые в других странах десятилетиями, в большинстве организаций его становление происходит крайне медленно. В настоящее время, как правило, он ограничивается оперативным уровнем, сосредоточиваясь на функциях поставки, агрегации, интерпретации информации для управления и координации оперативной деятельности (рис. 5).

Рис. 5 Эволюция контроллинга за рубежом и в России

В России наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане проявляется со стороны банков - наиболее динамично развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны. К числу приоритетных задач контроллинга отнесены:

ü  создание системы управленческого учета,

ü  разработка комплексной информационной системы стратегического и оперативного планирования.

Несмотря на количество теоретического и практического материала, посвященного концепции контроллинга и вопросам реализации ее на предприятиях, издаваемого в России и за рубежом, общий уровень развития концепции контроллинга на предприятиях нашей страны невысок, но растёт в современных условиях хозяйствования. Совершенствование процессов управления на предприятиях за счёт внедрения системы контроллинга оказывает непосредственное влияние на процессы принятия хозяйственных решений и является одной из задач реализации стратегии выживаемости и экономической стабильности хозяйственных субъектов.

2.2 Опыт применения контроллинга в России


Любую технологию свободного рынка необходимо изучить, понять ее эффективность. Когда-то маркетинг и PR были новым явлением для российских компаний, но теперь они активно внедряются. Контроллинг отличается от известных технологий тем, что он может быть эффективен только в том случае, если его используют на предприятии с прозрачной схемой: именно это пока мешает быстрому внедрению контроллинга в России, где предприниматели в большинстве своем привыкли работать по серым схемам. Если, например, в отделе продаж практикуют откат, то результаты деятельности работы подразделения, представляемые для анализа контроллера, будут искажены, и решения, принятые на основании таких показателей, отрицательно отразятся на деятельности компании. Но переходить к прозрачным схемам работы и контроллингу российским предприятиям все же рано или поздно придется, так как это определяет инвестиционную привлекательность и позволит сохранить свою долю рынка

В отличие от европейских компаний, в большинстве российских фирм управленческий учет в крайне незначительной степени пересекается с бухгалтерским. Это объясняется большой долей «серых» операций, вызванных бюрократизацией и налоговой политикой государства, а также стремлением компаний минимизировать налоги. Для внедрения контроллинга российским предприятиям приходится объединять в одной системе учета прежде строго дифференцированную информацию о «белых» и «серых» операциях, что создает дополнительную нагрузку и может потребовать расширения штата бухгалтеров.

И без контроллинга в среднестатистической российской компании ведется, как минимум, два учета - бухгалтерский и управленческий. Бухгалтерский учет связан со сбором и обработкой информации для предоставления ее внешним контролирующим и проверяющим госорганам, а управленческий строится в соответствии с принципами здравой экономической логики и дает понимание того, что на самом деле происходит в компании.

Такие аспекты, как самостоятельная оценка сомнительной дебиторской задолженности и неликвидов на складе или расчет упущенной выгоды, чрезвычайно актуальные для большинства отечественных компаний, в бухгалтерском учете не отражаются. Кроме того, «многие отечественные компании ведут еще один учет - в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards - IFRS)».

Чрезвычайно осложняют контроллинг российские нормы бухучета и разнообразные ограничения. Регулирование бизнеса направлено в основном на то, чтобы заставить компании платить больше налогов. Закон лимитирует представительские и рекламные расходы, расходы на консалтинговые услуги. Если расходы компании превышают установленные законом нормы, она обязана покрывать их из чистой прибыли, то есть из прибыли после уплаты налогов.

Многие отечественные компании все еще переживают период бурного роста, и контроллинг для них пока не актуален. В таких фирмах еще не наступила стадия поиска внутренних резервов, этап «выжимания капель воды из чуть влажного полотенца». Но в тех компаниях, которые уже вступили в более спокойную фазу развития, стандартные программы по «наведению порядка», как правило, начинаются с постановки управленческого учета и бюджетирования, причем во многих случаях - практически с нуля. Чаще всего это определяется желанием руководства или учредителей.

Широкому распространению контроллинга в России препятствует популярность холдинговых структур. Особенности контроллинга в таких компаниях связаны с необходимостью учитывать специфику нескольких отраслей одновременно. Контроллинг в холдинговых структурах, как правило, включает анализ системы внутренних (трансфертных) цен и работы холдингового казначейства, которое предоставляет капитал в пользование бизнес-единицам компании за определенную плату.

Помимо платного капитала управляющая компания может предоставлять бизнес-единицам определенные услуги (учет, планирование, IT-поддержку, юридическое обеспечение), которые также не являются для бизнес-единиц бесплатными.

Еще одна чисто российская проблема - недоверие к западному опыту управления. Усугубляет ситуацию терминологическая неразбериха: каждый практик и теоретик понимает и переводит тот или иной термин, связанный с контроллингом, по-своему.

Часть российских специалистов прошла обучение в Германии, часть - в Великобритании и США. Соответственно, единства во мнениях о том, как именно следует переводить на русский язык термин Marginal Costing, не существует. Чаще всего встречаются такие варианты: учет по усеченной себестоимости, расчет маржинальных затрат, расчет предельных затрат, расчет переменных затрат, маржинальный расчет себестоимости, маржинал-костинг.

1.      недостаточное понимание концепции контроллинга;

2.      отсутствие обученных и опытных кадров для контроллинга;

3.      недостаточное участие руководства организаций в построении системы контроллинга и ее эксплуатации;

4.      системные проблемы в области управления организациями;

5.      уклон в сторону оперативного контроллинга, преобладание учетно-аналитического аспекта над активной «обратной связью».

В рамках теоретического развития и практического применения контроллинга в России необходимо широкое сотрудничество государственных и муниципальных органов, представителей бизнеса и образовательно-консультационных организаций в следующих областях:

ü  обучение специалистов, исследования и разработки по применению контроллинга в России;

ü  мотивирование использования контроллинга в бизнесе;

ü  оценка эффективности контроллинга и способы его оптимизации;

ü  поиск возможностей применения концепции контроллинга в различных видах деятельности.

Расширение сфер применения контроллинга в организации должно привести к дальнейшей интеграции управления, так как управление разными аспектами деятельности будет строиться на одних принципах. Так, в литературе и на практике разрабатываются вопросы технологического контроллинга, связанного с развитием производств путем инвестиций в инновационные технологии. Решения в этой области должны приниматься на стыке технологических и экономических проблем. На основе изучения современных публикаций можно выделить еще ряд актуальных направлений развития контроллинга: в области инновационного менеджмента; в области логистики и материального обеспечения; в организациях некоммерческого сектора и в органах государственного и муниципального управления и других отраслях и видах деятельности.

Например, в логистике и материальном обеспечении применение контроллинга приводит к оптимизации «цепей поставок» между различными предприятиями, а следовательно, к сокращению транзакционных издержек и повышению эффективности бизнеса. В организациях некоммерческого сектора, как правило, испытывающих дефицит ресурсов, применение контроллинга способствует прозрачности финансовых потоков и повысит доверие к этим организациям. В органах государственного и муниципального управления применение контроллинга позволит решить проблемы взаимодействия между подразделениями органов власти, а также задачу по созданию «единого окна» для частных и юридических лиц.

Наиболее эффективным может быть применение контроллинга в управлении инновациями.

Как правило, создание продуктов с использованием новшеств и их коммерциализация требуют создания эффективной бизнес-единицы. Но российские предприниматели-новаторы сталкиваются с организационными, психологическими и иными проблемами, которые мешают успешному продвижению их разработок на рынке. Как правило, эти трудности отражают специфику инновационных фирм как субъектов малого бизнеса, испытывающих ограниченность ресурсов. Учет специфики инновационной деятельности при применении контроллинга на этапах от разработки до коммерциализации продуктов позволит повысить ресурсную эффективность инновационного бизнеса.

Рост значимости нематериальных активов, ноу-хау, управления знаниями, неформальных отношений во многих отраслях экономики приведут к развитию новой концепции контроллинга - «знаниевой» концепции с преобладанием «мягких», встроенных в бизнес-процессы методов контроллинга. Это даст предприятиям России, в том числе малому бизнесу, дополнительные преимущества в использовании своего инновационного потенциала. Разработка основных положений этой концепции является перспективным направлением исследования.

 

 


Заключение


Ознакомившись в процессе написания работы «Контроллинг: концепция и перспективы применения в России», с учебными пособиями, печатными и Интернет изданиями, изучив практический опыт, можно сделать следующие выводы:

ü  По результатам анализа развития научной мысли на предмет концепции контроллинга можно утверждать, что существует множество определений его сущности.

ü  Контроллинг - целеориентированная система планирования и контроля, обеспечивающая интеграцию, системную организацию и координацию фаз процесса управления, функциональных областей, организационных единиц и проектов предприятия.

ü  Концепция контроллинга предполагает, что в целях более эффективного управления предприятием необходимо иметь своевременную и достоверную информацию об его состоянии и возможностях для принятия грамотных управленческих решений.

ü  На основе концепции контроллинга в организации возникает система контроллинга - совокупность инструментов, связей, процедур, методов. Содержание данной системы зависит от специфики организации, от принятого подхода к контроллингу.

ü  Вопросы организации контроллинга решаются индивидуально для каждого предприятия с учетом специфики его деятельности. Однако, говоря о наиболее общих требованиях и подходах, существующих в настоящее время за рубежом, можно выделить основные: создание собственного подразделения контроллинга, аутсорсинг и ко-сорсинг.

ü  Несмотря на количество теоретического и практического материала, посвященного концепции контроллинга и вопросам реализации ее на предприятиях, издаваемого в России и за рубежом, общий уровень развития концепции контроллинга на предприятиях нашей страны невысок, но растёт в современных условиях хозяйствования.

ü  По немецкой концепции, применяющейся в России, центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета в следующих формах: документальной, плановой и контрольной.

ü  К числу проблем, выходящих за рамки отдельных предприятий, решение которых должно способствовать применению контроллинга в практике отечественного бизнеса, можно отнести: недостаточное понимание концепции контроллинга; отсутствие обученных и опытных кадров для контроллинга; недостаточное участие руководства организаций в построении системы контроллинга и ее эксплуатации; системные проблемы в области управления организациями; уклон в сторону оперативного контроллинга, преобладание учетно-аналитического аспекта над активной «обратной связью».

ü  Можно выделить ряд актуальных направлений развития контроллинга: в области инновационного менеджмента; в области логистики и материального обеспечения; в организациях некоммерческого сектора и в органах государственного и муниципального управления и других отраслях и видах деятельности.

ü  Рост значимости нематериальных активов, ноу-хау, управления знаниями, неформальных отношений во многих отраслях экономики приведут к развитию новой концепции контроллинга - «знаниевой» концепции с преобладанием «мягких», встроенных в бизнес-процессы методов контроллинга.

 


Список литературы


1. Журов П.П. Управление системой контроллинга промышленной организации. Волгоград: Изд-во ВГТУ. - 2007. - С. 124

2.      Кайданова Е. Контроллинг - это реализация стратегии // Деловой еженедельник «ЭКОНОМИКА И ВРЕМЯ» (СПб) №23 (609) от 26.06.2006. - С. 17

.        Карминский, A.M. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 256

.        Круссер Н.Г. Автореферат: Контроллинг как инструмент координации процессов управления при реализации стратегии предприятия (на примере предприятий газовой отрасли). Сыктывкар. 2006. - С. 28

.        Материалы сайта http://www.intalev.ru

.        Попов, С.А. Модульная программа для менеджеров. Стратегическое управление / С.А. Попов. М.: ИНФРА-М, 2006. 304 с.

.        Хан, Д. Планирование и контроль: концепции контроллинга: пер. с нем. / Д. Хан; под ред. и с предисл. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. С. 800.

.        Шеремет, А.Д. Управленческий учет: учебное пособие. 2-е изд., испр. / А.Д. Шеремет. М.: ИД: ФБК ПРЕСС, 2004. С. 512.

Похожие работы на - Контроллинг: концепция и перспективы применения в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!