Безработица в России и пути её преодоления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,27 Мб
  • Опубликовано:
    2016-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Безработица в России и пути её преодоления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА им. И.М. ГУБКИНА







Курсовая работа по дисциплине

«Организация, нормирование и оплата труда»

на тему: «Безработица в России и пути её преодоления»

Выполнил:

Дарьина А.А.,

группа ЗМ-13-1

Проверил:

Исламгалиева Е.Р.





Москва - 2016 г.

Введение


Среди всего многообразия социально-экономических проблем рыночной модели экономики одно из ключевых мест занимает безработица.

Труд - является базисным, основополагающим фактором производства, наравне с капиталом, землёй и природными ресурсами.

Как прочие системные проблемы, безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны. Неполноценная реализация потенциала имеющихся трудовых ресурсов приводит к тому, что экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей. Следовательно, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния развития экономики, для оценки его эффективности в целом. В силу этого проблема безработицы приобретает исключительную актуальность.

Проблематике занятости и безработицы уделяется самое серьезное внимание во всех странах мира. Как развивающиеся, так и развитые страны ищут пути решения сложной задачи - создания достойных и постоянных рабочих мест, так как достойная занятость это - единственный способ избавления от бедности и предпосылка устойчивого экономического развития страны. И не случайно в ряду задач, предусмотренных в рамках Цели развития тысячелетия, появилась новая - обеспечение полной и производительной занятости и достойного труда для всех.

Дополнительную актуальность теме данной работы придаёт факт сложной экономической ситуации, в которой оказалась Россия на фоне проблем в Украине, Турции и Сирии. Санкции международного сообщества, падение цен на нефть и девальвация национальной валюты обусловливают перспективный рост безработицы в России в 2015-2016 гг.

Цель данной работы - изучение сущности, видов и последствий безработицы.

Для достижения указанной цели будут решены следующие задачи:

) Рассмотреть сущность проблемы безработицы в современном мире, а именно:

исследовать историю изучения безработицы

сформулировать понятие, определить виды и последствия безработицы для экономики и общества

) Проанализировать особенности безработицы в России вплоть до конца 2015 года, а также определить пути решения данной проблемы.

Объект исследования - проблематика безработицы как социально-экономического явления.

Предмет исследования - перспективы и пути решения проблем безработицы в национальном масштабе.

Временные рамки исследования - в работе рассматривается динамика безработицы в России в 2008-2015 годах.

1. Понятие безработицы, её виды, причины и последствия


Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Теоретически это общественно-полезная деятельность, а практически - соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда. Идеологически это нейтральное (в отличие от труда, который может быть целесообразным, честным, созидательным и т.д.) понятие, обозначающее лишь то, чем занят человек.

Различают 5 статусов занятости:

.        Наемный труд (выполнение определенных обязанностей за заработную плату) Работник отделен от средств производства и продает свою способность к труду.

.        Предпринимательство инициативная деятельность человека с привлечением наемного труда; возможна благодаря обладанию человеком средствами производства. Тесно связано с организацией труда других людей.

.        Самозанятость. Эта особая форма трудовой активности населения, которая реализуется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех, кто трудятся за свой счёт, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами её реализуют и не используют наемного труда - иными словами, сочетают черты предпринимателя и наемного работника. К этой категории занятых относятся и помогающие члены семьи.

.        Труд в домашнем хозяйстве - деятельность по созданию благ для личного потребления, не предлагаемых для продажи на рынок.

.        Социально-полезная занятость вне сферы материального производства: волонтерство и т.д.

Безработица - сложное социально-экономическое явление, проявляющееся в отсутствии занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей работать.

Для объективного понимания сути безработицы нужно определить, кого следует считать безработным. Критерии для определения человека безработным обычно устанавливаются законом или соответствующими документами.

В РФ безработными признаются «трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации».

В современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует:

.        улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности как товара;

.        формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду;

.        повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;

.        наличию трудового резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.

В этой связи большой интерес представляет классификация форм безработицы по различным критериям представленных в таблице 1<#"872895.files/image001.jpg">

Рис. 1. Динамика уровня безработицы по данным Росстата, (*) 2015 год - в среднем за январь-апрель

Всего в России количество безработных по данным ЕМИСС (Единая межведомственная информационно-статистическая система) за первый квартал 2015 года равняется 4,3 млн. человек. Но следует учитывать, что и ЕМИСС, и Росстат не учитывают так называемую скрытую безработицу, когда формально работник числится работающим на предприятии, но фактически не работает, что связано с источниками, на которые опирается Росстат и ЕМИСС.

В региональном разрезе наихудшая ситуация в республике Ингушетия - уровень безработицы там равен 29,9% в апреле 2015 года. В других Северо-Кавказских республиках, а также Калмыкии, Забайкальском крае, Севастополе, республике Тыва и в Ненецком АО уровень безработицы превышал 10%.

Уровень безработицы в пределах 3% отмечается только в Москве и Санкт-Петербурге. Именно в Центральной части России, уровень безработицы либо не превышает, либо превышает незначительно средний по стране показатель в 5,8%. На значительной части территории России безработица достигает 6-8 % от количества экономически активного населения, среднее значение 7% (рис.2).

Рис. 2. Карта безработицы в России, по данным Росстата

Ещё одной причиной такого регионального различия по уровню безработицы (уровень безработицы в Москве в 18,7 раз ниже, чем в Ингушетии) является слабое региональное развитие и распределение финансов, большая часть которых уходит в федеральный бюджет. В результате регионы не имеют достаточных средств для вложений в развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест. Это особенно актуально для республик Северного Кавказа с высокой долей молодежи в структуре населения (от 20,7 до 34,8% населения младше трудоспособного возраста), которой в скором времени потребуются рабочие места. А также для регионов Сибири и Дальнего Востока в связи с высокой удаленностью и недостаточным развитием коммуникаций между этими регионами и Центральным экономическим регионом России. Из-за этих факторов экономика регионов развивается крайне низкими темпами. К этому добавляется и наличие по соседству стран с достаточно дешевой рабочей силой и развитыми производствами готовой продукции, что приводит к сырьевой специализации регионов.

Одной из причин регионального дисбаланса в уровне безработицы является и экономическая специализация регионов. В связи с политикой деиндустриализации, которую проводили в России с начала 1990-х годов, и ухудшением положения сельского хозяйства в связи с ориентированностью на построение постиндустриальной экономики, наихудшая ситуация в сфере занятости наблюдается в регионах, специализирующихся преимущественно на сельском хозяйстве и обрабатывающем производстве с одновременной невысокой долей сферы услуг в структуре экономики.

Безработица может быть не только ясно фиксируемой. Существует и так называемая скрытая безработица - те, кто в качестве безработных не зарегистрирован, либо те, кто и не уволен, формально занят, но не имеет возможности работать в полную силу. Например, находится в неоплачиваемом отпуске либо работает неполный рабочий день.

Есть ли способы оценить безработицу, в том числе и скрытую? Да, есть. Косвенно оценить безработицу можно с помощью:

. Соотношения количества резюме к количеству вакансий, а также по динамике числа резюме;

. Запросов по поисковым системам;

. Социологических опросов населения;

. Статистики банкротства компаний.

.1 Поиск работы на специализированных сайтах

безработица трудоустройство сайт социологический

Наибольшим количеством данных обладает портал HeadHunter.

Портал HeadHunter с января 2008 года публикует данные о количестве резюме и вакансий, а также их соотношении, которое названо индексом Пильсона. Он представляет отношение количества поданных резюме к количеству созданных вакансий.

По состоянию на 15 апреля 2015 года он равен 2,46 п., что на 1 п. ниже, чем максимальное значение за 2008-2009 гг., зафиксированное 26 февраля 2009 года, а 2 марта 2015 года было зафиксировано максимальное с конца февраля 2010 года значение в 2,6 п.

Тем не менее, в целом, по данным портала HeadHunter, количество резюме постоянно росло. Можно ли сказать, что это связано с увеличением количества экономически активного населения?

Как видно из графика на рис.3, количество экономически активного населения изменялось незначительно и в целом оставалось на прежнем уровне, при этом количество людей, ищущих работу, продолжало расти.

Рис. 3. Изменение количества экономически активного населения (по данным Росстата) и количества поданных резюме (данные портала HeadHunter)

Конечно, это может быть связано не только с потерей работы как таковой, но и поиском второй, а то и третьей работы.

На 1 июля 2015 года, количество безработных равно 4,65 млн. человек или 6,12%. По данным официальной статистики уровень безработицы меньше (5.4%), что означает рост именно скрытой безработицы.

Общая динамика показывает, что с 2010 года вплоть до июля 2013 года безработица постепенно уменьшалась, но затем начала расти, что, вероятно, связано с одним из пиковых значений коэффициента официальной ликвидации организаций, который рассмотрен ниже.

Некоторые сомнения в вычислениях могут быть связаны с тем, что данные Росстата до октября 2011 года были выше, чем уровень безработицы, посчитанный по индексу HeadHunter. Однако это может объясняться следующими факторами. 1. Банк резюме и вакансий на портале до 2011 года ещё не обрел достаточного охвата для отражения ситуации на рынке труда в целом.

. Поиск работы с помощью Интернет ещё не был достаточно популярен. По данным того же Росстата, в октябре 2011 года 59,6% безработных предпочитали искать работу через друзей, родственников и знакомых, 32,1% - обращались в государственные службы занятости, и лишь 8,3% пользовались иными способами поиска работы.


Статистика «Яндекса» по поиску со словом «вакансия» также показывает не очень хорошую картину. Абсолютное число поисковых запросов с марта 2013 года по апрель 2015 года выросло на 94,2%, достигнув максимума за последние два года. К сожалению, сравнить с более ранним периодом количество поисковых запросов не представляется возможным в связи с отсутствием таких данных.

По Росстату, в марте 2013 года уровень безработицы равнялся 5,7%, то есть на 0,1% меньше, чем в апреле 2015 года. В то же время, россиянам по неизвестной причине именно сейчас очень потребовалась работа, которую они стали искать в сети (рис.7).

Рис. 7. Динамика уровня безработицы (по данным Росстата) и количества поисковых запросов в системе «Яндекс» по слову «вакансия»

Если принимать за факт 5,7% безработных в марте 2013 года, и предположить, что безработица растет сообразно количеству запросов в сети (т.е. в июне 2015 года увеличилась в 1,53 раза, как и количество запросов), то она должна была бы вырасти на 3%, до 8,76%, однако по официальным данным выросла лишь на 0,1%.

Стоит отметить, что от общего количества поисковых запросов по слову «вакансия», постоянную работу ищут значительно реже, что позволяет говорить о росте именно скрытой безработицы.

Тем не менее, в 4,26 раз увеличилось количество запросов в сети по фразе «вакансия + постоянная работа» за последние два года (с мая 2013 года)

Любопытно, что было два всплеска подобных запросов: в октябре 2014 года и в марте 2015 года. Подобная ситуация наблюдалась с уровнем безработицы в 2008-2009 году: «октябрьский» всплеск в 2008 году во время кризиса, который позже повторился так же в марте 2009 года.

Поиск работы с помощью обращений в СМИ и Интернет - второй по популярности среди населения. Первый - обращение к родственникам, друзьям и знакомым, которые первые узнают о потере работы. Поэтому данные социологических опросов покажут и ситуацию с безработицей, и ожидания населения, что немаловажно - человек, который чувствует угрозу увольнения, будет стараться найти себе работу.

.3 Социологические опросы

В феврале 2015 года ФОМ проводил мониторинг в сфере занятости населения. В целом, случаи потери работы среди своих родственников, друзей и знакомых отметили 31% опрошенных, 27% опрошенных отметил сокращения у себя на предприятиях. 39% опрошенных сообщили о существовании вероятности увольнения, хотя в октябре 2008 года таких было 21%.

% опрошенных отметили скрытую безработицу на своем предприятии (неоплачиваемый отпуск, неполный рабочий день/неделя), 21% - среди родственников, знакомых и друзей.

В опросе участвовали 1500 респондентов от 18 лет и старше в 43 субъектах России, 71% из которых признали, что кризис в России существует - даже несмотря на то, что в СМИ официальные лица порою стараются опровергнуть этот тезис. Работающими из опрошенных были 56%, или 840 человек. Статистическая погрешность не превышала 3,6%.

Таким образом, около 27,4-34,6% населения отмечали случаи потери работы среди своих родственников, знакомых и друзей, 23,4 - 31,6% работающих россиян (примерно 16,7-22,6 миллионов человек) замечали сокращения на своих предприятиях.

Можно ли сказать, что опрос, проведенный в 43 из 85 субъектов России, охватывающий работающих человек и 1500 человек в целом, отражает полностью ситуацию с безработицей? Нет, однако даже при такой случайной выборке 100 городов и сел с официальной статистикой видны различия.

Интересно, что через три месяца, в июне 2015 года, очередной мониторинг ФОМ в сфере занятости показал следующие результаты. Увеличилось количество тех, кто замечал увольнения и потерю работы среди знакомых, друзей и родственников с 31% до 39%, что стало рекордом с октября 2008 года. Увеличилось и число тех, кто отмечал скрытую безработицу у своих друзей, родственников и знакомых, так же показав рекордные 29% опрошенных.

Россияне стали более скептически смотреть на возможность сокращения штатов на своих предприятиях, и, снова же, результат оказался рекордным. Если в 2008 году 61% считал, что такой вероятности нет, то уже в июне 2015 года таковых осталось 41%, при этом в два раза (с 7 до 14%) увеличилось число уверенных в собственном увольнении. При этом допускают такую вероятность, хоть и низкую, почти в 2,3 раза чаще (32% вместо 14% в 2008 году).

Если по данным Росстата безработными являются 4,4 миллиона человек, то большая часть бывших коллег опрошенных сразу же смогла найти себе работу, однако, как можно судить по данным порталов по поиску работы, количество резюме значительно превосходит количество вакансий, а поисковые запросы продолжают увеличиваться. Из этого следует, что в организациях наблюдается достаточно быстрая «текучка кадров».

Особенно любопытен тот факт, что по сравнению с кризисным 2008 годом ухудшение ситуации с увольнениями заметило большее количество респондентов, в то время как официальная статистика утверждает обратное: согласно ей, в 2008-2009 году уровень безработицы был выше, чем сейчас.

Любопытный опрос был проведен в феврале 2015 года польской рекрутинговой компанией WorkService. Опрос проводился среди 1000 руководителей российских компаний, из которых 21% заявил о сокращении штата на своих предприятиях. Таким образом, сокращения проводились практически на каждом пятом предприятии в России, что не могло не вызвать повышение безработицы. Ещё 14,6% опрошенных заявили, что сократили сотрудникам заработные платы.

Сокращение заработных плат - также один из факторов, заставляющих искать другую либо дополнительную работу.

.4 Состояние организаций и предприятий

Во время финансового кризиса 2008-2009 гг., резко увеличилось количество предприятий-должников, что привело к массовому банкротству, которое сыграло свою роль во всплеске безработицы в 2009 году.

В 2014 году в потоке новостей немногим темам уделялось внимание. Однако массовое банкротство туристических фирм к ним явно не относилось.

По данным единого федерального реестра сведений о банкротстве, по сравнению с первым кварталом 2014 года количество банкротств в 2015 году увеличилось на 22%. Стоит отметить, что по итогам 2014 года количество банкротств увеличилось на 20% по сравнению с 2013 годом. В целом за первые три месяца нового года обанкротились 3765 предприятий.

Количество предприятий, получивших сальдированный убыток, по данным Росстата, впервые с 2009 года достигло значения в 28,2% от общего числа организаций, что, с одной стороны, может быть связано с уходом предприятий в «тень» и уклонением от налогов, а с другой - с тяжелыми последствиями санкций и падением производства. Последнее подтверждается индексом промышленного производства, который в январе-апреле 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года упал на 1,5%. В апреле 2015 года по сравнению с мартом индекс промышленного производства упал на 6,5%.

Падение промышленного производства и убыточность предприятий также ведет к повышению скрытой безработицы.

Ещё одним косвенным свидетельством тяжелого положения на предприятиях выступает задолженность по выплате заработных плат, которая значительно выросла с начала года. Большую часть задолженности составляет задолженность из-за недостатка собственных средств предприятий (рис.13).

Рис. 13. Изменения суммы просроченной задолженности по заработным платам работникам, данные Росстата

Недостаток собственных средств вынуждает работодателя экономить на работниках - и это отражается не только на просроченной задолженности по заработной плате, но и на конкретных решениях руководителя, которые приводят к повышению или явной или скрытой безработицы.

Любопытная ситуация складывается в области демографии организаций. Так, согласно данным Росстата, коэффициент рождаемости организаций в 2008-2010 годах значительно превосходил коэффициент официальной ликвидации организаций, в то время как в сентябре 2014 года коэффициент официальной ликвидации организаций достиг своего пика начиная с 2005 года (рис.14).

Рис. 14. Динамика коэффициентов рождаемости и официальной ликвидации организаций, данные Росстата

Коэффициент официальной ликвидации организаций рассчитывается как отношение количества официально ликвидированных организаций за отчетный период к среднему количеству организаций, учтенных органами государственной статистики в Статистическом регистре за отчетный период, нормированное на 1000 организаций. Подобным образом рассчитывается и коэффициент рождаемости организаций с той лишь разницей, что учитываются зарегистрированные предприятия, а не ликвидированные.

Можно видеть, что первый «всплеск» ликвидации организаций, который «перебил» коэффициент рождаемости организаций, пришелся на конец 2011 года, после чего регулярно повторялся (рис.15).

Рис. 15. Изменение коэффициента официальной ликвидации организаций по месяцам, данные Росстата

В 2011 году произошел резкий рост ставок социальных платежей с 26 до 34%. Сразу же произошел первый «всплеск» ликвидации организаций, который, однако, не превысил рождаемости. Но к концу года, с временным лагом в 8-9 месяцев, произошел следующий, уже превысивший значение рождаемости организаций, всплеск.

В последующем, к началу 2012 года были внесены изменения по снижению ставок до 30%. Но при этом снижении ставок до 30% расширился круг застрахованных работников, изменился и перечень категорий работодателей, имеющих право на пониженный тариф. К льготникам добавили аптеки и социальные НКО, переведенные на Единый налог на вмененный доход. Однако по сравнению с 2010 годом, тарифы повысились, и это отразилось на ликвидации организаций (рис.16).

Рис. 16. Изменение тарифной ставки и коэффициента официальной ликвидации организаций.

Такая ситуация с ликвидацией организаций может свидетельствовать о том, что если в 2008-2009 году безработица, вероятно, выросла за счет массовых сокращений на предприятиях (при этом сами предприятия оставались и потенциально оставались и рабочие места), то в 2014-2015 году рост безработицы обусловлен ликвидацией предприятий. Более того, общие тренды коэффициентов показывают, что за последние 10 лет ситуация менялась именно в сторону превышения коэффициента официальной ликвидации организаций. Такая ситуация значительно хуже по своим последствиям, чем просто массовое сокращение, в связи с тем, что вместе с организацией ликвидируются рабочие места.

Тем не менее, как показано ранее, показатель уровня безработицы прошлого кризиса ещё не достигнут, но и сказать о серьезном снижении безработицы так же нельзя.

Немалую роль в повышении либо понижении уровня безработицы играет и самозанятость населения, под которой понимается частное предпринимательство.

Статистика количества индивидуальных предпринимателей в России показывает увеличение количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, но при этом есть странность: ИП становится больше, а занятых в этой сфере - меньше (Рис.17).

Рис. 17. Динамика количества занятых в сфере ИП и количества зарегистрированных ИП по годам. * - количество ИП, зарегистрированных с 1.01.15г. по 1.06.15г.

Такая ситуация может объясняться двумя факторами: во-первых, может меняться масштаб предприятия ИП. Индивидуальные предприниматели из малых предприятий переходят в зону микропредприятий с минимальным количеством необходимых рабочих мест. А во-вторых, как видно из графика, количество ликвидированных индивидуальных предприятий с каждым годом увеличивается. И даже те рабочие места, которые есть, сокращаются.

Как можно видеть, количество прекративших свою деятельность индивидуальных предпринимателей сохранялось примерно в одинаковой пропорции с количеством зарегистрированных ИП на протяжении 4 лет. Однако в 2009 году количество ИП, прекративших свою деятельность, превысило количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, что может быть связано со сменой правящей верхушки и усилением либерализации экономики России. Как следствие, наибольшее влияние приобрели представители крупного бизнеса, которые и стали лоббировать свои интересы. Кроме того, начиналась очередная волна приватизации по плану, осуществляемому до сих пор.

2.5 «Неформальный сектор»

Официальная статистика дает такой показатель, как занятость населения в неформальном секторе. Предприятия неформального сектора экономики, по Росстату - это те предприятия, которые не зарегистрированы в качестве юридического лица. Как правило, к ним относят предприятия теневой части экономики.

Количество занятых в неформальном секторе с каждым годом растет. С 2001 года занятых в неформальном секторе стало на 7,2% больше (рис.18).

Рис. 18. Динамика численности занятых в неформальном секторе экономики, в % от общей численности занятого населения, по данным Росстата

При этом растет количество занятых в неформальном секторе с высшим образованием, начальным профессиональным и средним общим образованием (рис.19). Что показывает, во-первых, недостаток рабочих мест в «формальном» секторе, а во-вторых, недостаточность одной работы для поддержания достойного уровня жизни.

Рис. 19. Изменения структуры занятых в неформальном секторе экономики по уровню образования, данные Росстата

Однако такое изменение среди занятых в этом секторе экономики по уровню образования может быть связано и с тем, что всё большее число людей имеют высшее и среднее профессиональное образование. По данным статистики, с 2002 по 2010 год количество имеющих высшее образование выросло в 1,42 раза, имеющих среднее профессиональное образование - в 1,11 раз. При этом, как показано ниже, многие специалисты вынуждены работать не по специальности в связи с невостребованностью на рынке либо в связи с недостаточным числом рабочих мест.

2.6 Трудоустройство молодых специалистов

Трудности в поиске работы для не имеющих опыта выпускников ВУЗов стали уже притчей во языцех, а между тем именно отсутствие системы и регулирования трудоустройства выпускников ВУЗов является одним из факторов молодежной безработицы - одной из самых взрывоопасных по своим возможным социальным последствиям.

Для тех выпускников, которые отучились на бюджетных местах, предусмотрены направления на работу (рис.20).

Рис. 20. Количество получивших и не получивших направление на работу выпускников от общего количества выпускников, обучавшихся на бюджетной основе, данные ЕМИСС

Однако с каждым годом количество бюджетных мест в ВУЗах от общего количества мест сокращается, поэтому если посмотреть, какой процент выпускников получает направление на работу от общего количества выпущенных специалистов, то картина будет более драматичной (рис.21).

Рис. 21. Количество получивших и не получивших направление на работу выпускников от общего количества выпускников ВУЗов. * - в другие категории выпускников входят не работающие выпускники, обучающиеся на следующей ступени образования, самостоятельно устроившиеся на работу, самозанятые выпускники, обучавшиеся на бюджетных местах ВУЗов.

Как можно видеть на диаграмме, в 2014 году лишь 12,2% специалистов с высшим образованием получили направление на работу, причем их количество сократилось на 3% с 2006 года.

Повышение количества направлений на работу в 2006 году относительно 2005 года связано с проведением реформы образования, согласно которой государство стало субсидировать обучение на некоторые специальности тех, кто не смог пройти на бюджетное место по конкурсу с обязательной отработкой по специальности либо последующим возмещением государству потраченных на студента средств. Однако право на эти субсидии имеют только те, кто учится по приоритетным направлениям подготовки.

Показательно количество человек, работающих по специальности. Ценность этого показателя заключается в том, что он демонстрирует подход к образовательной политике в государстве, которая становится причиной переизбытка одних специалистов при дефиците других. Как видно из диаграммы на рис.22, хуже всего дела обстоят у тех, кто получал высшее образование по специальностям в сфере лесного, сельского и рыбного хозяйства, а также в сфере обслуживания, приборостроении и оптотехнике, специальностям в области социальных наук.

Рис. 22. Соотношение работающих по специальности и не по специальности среди получивших высшее образование в России в 2013г., по данным Росстата

В среднем 30.64% получивших высшее профессиональное образование работают не по специальности.

Сейчас часто говорят о том, что более востребованы на рынке труда специалисты со средним специальным образованием, однако и у них ситуация с трудоустройством по специальности ничуть не лучше, чем у тех, кто имеет высшее образование (рис.23).

Рис. 23. Соотношение работающих по специальности и не по специальности среди получивших среднее профессиональное образование в России в 2013г., по данным Росстата

Как можно видеть, и в случае со специалистами со средним специальным образованием наименее востребованы специалисты в сфере лесного, сельского и рыбного хозяйства, приборостроения и оптотехники. К этому добавляются специальности в области геодезии и землеустройства, естественных наук, химических и биотехнологий, автоматики и управления. В среднем по специальности работают 53% специалистов со средним профессиональным образованием, и почти 47% работают не по специальности.

Если взять среднее значение по совпадающим в среднем и высшем профессиональном образовании специальностям, то наихудшая ситуация с трудоустройством у специалистов в области лесного хозяйства, приборостроении и оптотехники, сельского и рыбного хозяйства, специалистам в области естественных наук, химической и биотехнологии. В среднем более половины специалистов в этих областях работают не по специальности.

Наилучшая ситуация у специалистов в области здравоохранения - не по специальности работают лишь 8,55% специалистов, что не в последнюю очередь связано с особенностями медицинского образования (рис.24).

Рис. 24. Соотношение работающих по специальности и не по специальности среди имеющих среднее специальное и высшее образование

Не лучшим образом складывается и ситуация со специалистами с начальным профессиональным образованием (рис.25).

Рис. 25. Соотношение работающих по специальности и не по специальности среди получивших начальное профессиональное образование в России в 2013 г., по данным Росстата

Начальное профессиональное образование в России сейчас переживает не самые лучшие времена. Однако среди тех, кто получил его, более всего работают не по специальности в сфере лесного, сельского и рыбного хозяйства, что является общей чертой для всех специалистов вне зависимости от полученного образования. Такая ситуация связана с обстановкой в сельском хозяйстве и лесной промышленности: усиливающаяся сырьевая ориентация экономики России вкупе с расчетом на иностранные инвестиции, сверхоткрытость рынка приводят к упадку реального сектора, и в первую очередь - сельского и рыбного хозяйства как наиболее сложных для развития в российских условиях.

В среднем, основная работа не связана с полученной специальностью у 38% россиян, получивших начальное профессиональное, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Невозможность найти работу по специальности также может быть причиной безработицы, в особенности среди молодых специалистов.

3. Пути решения проблем безработицы в России в рамках государственной социальной политики


Решение проблем безработицы в России занимается Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. План деятельности данного министерства на 2013-2018 годы сформирован на основании поручений Президента Российской Федерации, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных 31 января 2013 г., иных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В план включены мероприятия, обеспечивающие достижение следующих общественно значимых целей деятельности Правительства Российской Федерации:

. Квалификация и профессиональные достижения определяют размер заработной платы работников.

. Расширены возможности трудоустройства граждан.

. Обеспечено улучшение условий труда.

. Трудовые права граждан защищены.

В основе работы по первому направлению - формирование национальной системы профессиональных квалификаций, включающей пересмотр квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, утверждение 800 профессиональных стандартов, создание базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Утверждение и последующая актуализация профессиональных стандартов дадут возможность работникам приобретать в ходе профессиональной подготовки и повышения квалификации компетенции, требующиеся на современном рынке труда. Создание базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров позволит осуществлять методическую помощь организациям, обеспечивающим повышение квалификации рабочих кадров, развивать систему профессионально-общественной аккредитации обучающих организаций и программ.

Данные мероприятия направлены на решение задачи по увеличению к 2020 году доли высококвалифицированных работников до трети от числа квалифицированных работников. Для мотивации работника к повышению эффективности труда важным фактором является справедливость в оплате труда. Предусмотренные мероприятия по обеспечению прозрачности оплаты труда руководителей учреждений, ограничению выплат руководителям государственных и негосударственных организаций будут способствовать недопущению неэффективного расходования средств на оплату труда без увязки со сложностью и результатами труда.

В целях расширения возможности трудоустройства граждан предусматривается упростить порядок приема на работу, предоставить возможность поиска работы с помощью системы удаленного доступа в сети «Интернет».

Предусматривается обеспечить создание ежегодно 14,2 тыс. специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, увеличить количество квотируемых рабочих мест для приема инвалидов на малые и средние предприятия, предоставить бесплатную возможность пенсионерам, стремящимся возобновить трудовую деятельность, повысить квалификацию или пройти переподготовку.

Запланировано провести комплекс мероприятий по повышению качества и доступности услуг в области содействия занятости населения, сократить время ожидания получения государственных услуг по содействию занятости.

Для выявления и последовательного сокращения рабочих мест с вредными условиями труда предусматривается создать механизм специальной оценки условий труда и принять соответствующий федеральный закон.

При внедрении специальной оценки условий труда предлагается принять меры, предусматривающие снижение административной и финансовой нагрузки на работодателей за счет введения упрощенной процедуры оценки (декларирования) условий труда для предприятий малого и среднего бизнеса.

Вместе с созданием экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда предлагается усилить ответственность работодателей за несоблюдение законодательства об охране труда.

В целях обеспечения достойного уровня социальной защиты работающих граждан при наступлении страховых случаев предусматривается усовершенствовать систему обязательного социального страхования.

В качестве необходимой меры предлагается ввести обязательное социальное страхование работников на случай утраты заработка вследствие банкротства работодателя, обеспечить предоставление пособий гражданам по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения и добросовестности работодателя.

Совершенствование обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предлагается осуществлять по следующим направлениям:

введение механизма выявления ранних признаков и профилактики профессиональных заболеваний в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

введение нового механизма активной реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве и пересмотр условий назначения страхового обеспечения.

Предусматривается обеспечить эффективную защиту трудовых прав граждан - к 2018 году на 12% повысить долю устраненных нарушений трудовых прав граждан в выявленных нарушениях трудового законодательства.

Будет введен запрет на распространение информации о вакансиях, содержащей ограничения дискриминационного характера (по полу, возрасту, месту жительства и другим признакам).

3.1 Общие меры по сокращению безработицы


Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы?

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

· улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

· устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

· стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

· поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на данные места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем данный способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. В России это реализуется через программы поддержки малого предпринимательства.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

· экономическое стимулирование молодежной занятости;

· создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

· создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все данные программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять данные программы в жизнь вкупе.

Итак, еще раз подчеркнём ключевые пути решения проблем безработицы:

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например, работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы в России.

Заключение


В современном мире безработица воспринимается как естественная и неотъемлемая часть рыночной экономики. Но одновременно с этим безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы наиболее серьезными являются: недопроизводство продукции и услуг, недоиспользование производственного потенциала общества, существенное снижение уровня жизни населения, снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда; увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций.

В начале мая 2015 г. глава Министерства экономики А. Улюкаев предложил остановить финансирование программ по борьбе с безработицей в связи с тем, что реальные значения безработицы оказались менее серьезны, чем ожидаемые. Однако основная волна безработицы начинается не сразу, а через некоторое время после начала кризиса.

Во время кризиса 2008-2009 годов первая информация о сокращениях появилась в СМИ в октябре 2008 года, но основная волна безработицы наблюдалась позже, в январе-апреле 2009 года. Таким образом, основная волна безработицы оказалась отложена во времени примерно на 7-8 месяцев.

Изменение показателей безработицы в 2014 году и начале 2015 года очень похоже на динамику уровня безработицы в 2008-2009 году, но в абсолютных значениях ниже. Если исходить из расчетных данных по индексу HeadHunter, то в марте 2009 года 6,37 млн. человек были безработны, а в марте 2015 года 5,99 млн. человек. Большое значение для показателей безработицы имеет также и тот факт, что в Санкт-Петербурге и Москве уровень безработицы крайне низок на фоне большого количества проживающего населения. Если посчитать уровень безработицы без учета Москвы и Санкт-Петербурга, то в целом по России в апреле 2015 года он будет равен 6%.

Если исходить из данных, полученных с помощью индекса портала HeadHunter, разница между пиковым значением безработицы в феврале 2009 года и пиковым показателем в феврале 2015 года составила 0,57%, а не 3,6%, как дает Росстат. Кроме того, данные Росстата для статистической сопоставимости не учитывают данные по республике Крым и городу Севастополю, которые, тем не менее, уже являются территорией Российской Федерации. Уровень безработицы в Крыму в первом квартале 2015 года составил 9%, в Севастополе - 12,3%, в целом на полуострове безработными считаются 106,7 тысяч человек.

В России уровень безработицы сильно различается в региональном разрезе, что при сохранении текущей региональной политики может привести к серьезным негативным последствиям, особенно в регионах Северного Кавказа и на Дальнем Востоке.

Количество создаваемых рабочих мест, которое СМИ освещают как великое достижение, крайне недостаточно. Например, для Дальнего Востока, на котором по данным ЕМИСС безработными являются 224,2 тысячи человек, создание около 40 тысяч рабочих мест не сможет решить проблему.

Кроме того, поменялся и тип безработицы. Безработица в 2014-2015 году растет по большей части за счет скрытой безработицы, в отличие от безработицы во время кризиса 2008-2009 года. Сложность в регистрации такого вида безработицы приводит к фактической невозможности адекватно оценить происходящие в экономике процессы, а также позволяет использовать низкие показатели в политических целях, что подкрепляет позитивные социальные настроения.

Меры по борьбе с безработицей, которые реализуются государством, явно недостаточны и не эффективны, борются исключительно с явной безработицей, не учитывая необходимость борьбы со скрытой, о чем свидетельствует активность по поиску работы в сети «Интернет».

Кроме того, в условиях дефицита бюджета и системных проблем, вызванных самой моделью развития, создание новых рабочих мест крайне проблематично. С этой целью планируется привлекать иностранные инвестиции, однако в связи с внешнеполитическими событиями и ухудшением отношения к России в мире источниками внешних инвестиций могут стать только азиатские страны. Россия оказывается загнана в угол, и вряд ли стоит надеяться на то, что азиатские инвесторы не воспользуются сложившейся ситуацией в своих целях, выдвинув условия по привлечению собственной рабочей силы.

Сложившаяся ситуация в сфере занятости в дальнейшем, если исходить из опыта 2008-2009 годов, будет ухудшаться. Особенную сложность представляет рост именно скрытой безработицы в связи с тем, что она практически не фиксируется. Вместе с не очень благоприятной ситуацией в области демографии организаций, состояние в сфере занятости главным образом отразится на благосостоянии и уровне жизни граждан, что вместе с процессами, которые происходят в социальной сфере, в дальнейшем может стать триггером для деструктивных процессов, особенно в регионах.

Безработица наносит прямой и очень существенный ущерб жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательные возможности, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.

Библиография


1.   Вишневская Н. Рынок труда - в поисках эффективной стратегии /Н.Вишневская// МЭиМО, - 2014, № 5. - С.15-23

2.      Гусейнов, Р. М. Экономическая теория: учебник / Р. М. Гусейнов, В. А. Семенихина. - 3-е изд. - М.: Омега - Л, 2010. - 439 с.

3.      Кокоулина Е. О задаче создания высокопроизводительных рабочих мест /Е.Кокоулина// Экономист, 2013, № 10. С 15-22

4.   Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. проф. А. Г. Грязновой, проф. Н. Н. Думной - 6-е изд - М.: КНОРУС, 2011. - 680 с.

5.      Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь/ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. -5-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА - М, 2010 - 495с.

6.   Тарасевич, Л. С. Макроэкономика: учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. - Изд. 3-е - СПбГУЭФ, 2011. - 656 с.

7.      Тарануха, Ю. В. Микроэкономика: учебник / Ю. В. Тарануха, - 3-е изд. - М.: Дело и сервис, 2011. - 368 с.

.        Тодаро М.П. Экономическое развитие / М.П. Тодаро, ЮНИТИ, 2011. - 667 с.

.        Экономическая теория: учебник /под ред. В. И. Видяпина, М.: ИНФРА-М, 2014.  - 714 с.

.        Экономика: учебник/под ред. А. С. Булатова -5-e изд. -М.: ИНФРА- М, 2011. - 831 с.

.        Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. проф. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. - 5-e изд- М.: КноРус, 2010. - 464 с.

Похожие работы на - Безработица в России и пути её преодоления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!