Политика занятости и пути снижения безработицы в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    112,51 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политика занятости и пути снижения безработицы в России

Введение

Одной из причин социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.

Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательные потенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.

Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук.

Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

-        раскрытие сущности понятий: рынок труда, безработица и ее роли в современной рыночной экономике;

-        рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;

         изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Объектом изучения являются состояние и тенденции развития рынка труда России.

Предметом выступают социально-экономические механизмы снижения безработицы.

1.     
Понятие, причины и типы безработицы

безработица экономика труд рынок

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

По закону РФ “О занятости населения“ от 30 мая 1991 г. “безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины - до 55 лет, мужчины - до 60), постоянно проживающие на территории РФ, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.

Согласно определению международных организаций - Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), безработные - это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель.

Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны напрямую зависит от:

·        структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

·        экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

·        политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

·        сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

·        изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы.

В экономической науке принято выделять несколько видов безработицы. Например, безработица может быть добровольной и вынужденной.

Добровольная возникает в результате увольнения работника по собственному желанию, в основном по личным причинам. Это могут быть неудовлетворенность уровнем оплаты труда, условиями работы либо другие обстоятельства.

Вынужденная безработица является следствием сокращения потребности в рабочей силе в связи с неблагоприятной деловой конъюнктурой, структурными изменениями в выпускаемой продукции, технологиях производства. Она возникает также вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия, порождается новыми условиями функционирования предприятий и формами найма, а так же вынужденным переселением.

Различают также полную, частичную, явную и скрытую безработицу.

При полной безработице население, группа или отдельный человек вообще не имеют работы и соответствующего заработка; частичная, строго говоря, соответствует неполной занятости, т.е. ситуации, при которой человек не по своей воле трудится неполный рабочий день или неделю, получая соответственно меньшую часть дохода.

Явная безработица - это безработица в открытой форме, обязательно регистрируемая органами службы занятости, в отличие от скрытой, масштабы которой определяются исключительно косвенными методами, в том числе с помощью экспертных оценок. Именно скрытая безработица представляет особую опасность. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Здесь выделяют как бы три формы скрытой безработицы:

·        излишняя численность работников на предприятиях и в организациях, получающих полную заработную плату;

·        занятость неполного рабочего времени при соответствующей зарплате;

·        административные отпуска без сохранения или с сохранением содержания.

При проведении и в дальнейшем радикальных реформ на предприятиях скрытая безработица будет неизбежно переходить в открытую. Интенсивность этого процесса тем выше, чем больше происходит банкротств, ликвидаций и реорганизаций.

Одной из самых распространенных классификаций является разделение безработицы на фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Ее причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно не сразу.

Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере даже желательной. Потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем национального продукта. Таким образом, фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованной экономике.

Фрикционная безработица незаметно переходит в другую категорию, которая называется структурной безработицей.

Структурная безработица связана с изменениями в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.

Такая безработица уже куда болезненнее для людей, чем фрикционная. Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии, избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс все время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли (в настоящее время такие отрасли связаны как правило, с компьютерными технологиями, так появились такие профессии, как веб-дизайнер, системный администратор и многие другие). В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу. А люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных.

Структурная безработица, при всей своей болезненности, также может не волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше, то это означает, что в стране возникла третья, самая неприятная форма безработицы - циклическая.

Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных. В фазах оживления и подъема появляются новые рабочие места, и безработица рассасывается. Однако циклическая безработица в условиях переходной экономики имеет ряд существенных особенностей. В экономике переходных обществ циклическая безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к рассасыванию безработицы, чем это можно было ожидать.

Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста, прежде всего, за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике. Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной, нежели циклической.

Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.

Еще один из видов безработицы -сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Естественная безработица имеет два важных аспекта: во-первых, этот термин не означает, что экономика всегда функционирует при естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал, а во-вторых, естественный уровень безработицы не является постоянным, подвергаясь частому пересмотру вследствие институциональных изменений.

В настоящее время за норму принимается уровень естественной безработицы в 1,5-3%. В то же время для Росси вообще нельзя установить какой-либо допустимый, приемлемый уровень безработицы и, прежде всего, из-за низкого уровня жизни населения, когда невозможность трудоустройства или уход с работы резко снизит доходы.

Незанятость в пределах естественной безработицы обязательно требует части ресурсов общества на пособия по безработице, организацию бирж труда, переподготовку, проведение и финансирование общественных работ, разработку и реализацию программ социальной поддержки различных групп безработных и т.д. В условиях экономической и политической нестабильности в обществе политика занятости должна быть направлена на то, чтобы не допустить массовой безработицы, и одним из главных аспектов этой политики должно стать формирование эффективного рынка труда.

В экономической теории наиболее известной теорией, объясняющей причины безработицы является теория Дж.М. Кейнса, которая сменила в середине 30-х годов теорию классиков-экономистов (А. Смит, А. Маршалл), считавших причиной безработицы высокий уровень заработной платы. По Кейнсу, безработица есть обратная функция совокупного спроса. «Объем занятости, - писал Кейнс, - совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса». Недостаточный объем эффективного спроса обусловливает вялость инвестиционного процесса и, следовательно, невозможность обеспечения занятости, что ведет к росту безработицы. Выход из этой ситуации Кейнс видел в повышении роли государства в формировании совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов, прежде всего - на инвестиционные товары.

Критики Кейнса, представители неоклассической школы, видят причины безработицы как раз в той государственной политике, которую развитые страны проводили «по рецептам» Кейнса. Так, например, Ф. Хайек считал, что безработица «есть прямой результат близорукой политики полной занятости, которую проводили в течение последних двадцати пяти лет». Рост государственных расходов, по мнению Ф. Хайека, неизбежно ведет к инфляции, которая, достигнув критической отметки, сама становится причиной увеличившейся безработицы. Выход из этого замкнутого круга один - прекратить инфляционную политику полной занятости. Конечно, на первом этапе это приведет к резкому скачку безработицы, но именно это, по идее Хайека, даст возможность выявить все пороки в размещении труда, разработать и осуществить неинфляционными методами программу обеспечения высокого и стабильного уровня занятости.

Монетаристы во главе с М.Фридменом выдвинули концепцию «естественной» безработицы, к которой они относят так называемую фрикционную безработицу. Фрикционная безработица охватывает работников, меняющих по тем или иным причинам место работы, например, в поисках более высокого заработка или работы с большей престижностью, более благоприятными условиями труда, или мигрирующих в связи с необходимостью смены места жительства. К естественной безработице относят также структурную, вызванную изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производственных процессов. Этот тип безработицы также является временным (хотя и более продолжительным, чем фрикционная безработица), так как исчезновения одних производств (отраслей) сопровождается бурным ростом других. Проблема лишь в том, насколько быстро безработные смогут приспособиться к изменившимся условиям на рынке труда.

Концепция «естественной безработицы» поддерживается практически всеми экономистами, в том числе и неокейнсианцами. Споры идут лишь о том, что вызывает рост безработицы выше естественного уровня, - недостаточность совокупного спроса или регулирующая политика государства, нарушающая «естественный» механизм формирования занятости и заработной платы на рынке труда.

Таким образом, западные экономисты признают, что безработица - неотъемлемый атрибут рыночной системы хозяйства, она неизбежна, а в своем «естественном» варианте даже полезна для обеспечения необходимой гибкости рынка труда. Но до сих пор не одно экономическое учение не является бесспорным с точки зрения объяснения причин безработицы и занятости.

Все имеющиеся взгляды на причины безработицы можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо сильно сказывается в развивающихся странах. Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые. В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства - безработица - уменьшение общего уровня доходов - снижение совокупного спроса - падение производства - безработица и т.д. В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

Все эти причины безработицы представляют собой скорее факторы, влияющие на размер и динамику безработицы. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда, т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.

2.     
Безработица в современной России

2.1    Факторы, способствующие безработице в России

Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:

·   подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);

·   частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

·   условная безработица (непостоянная работа);

·   временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);

·   потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

·   безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;

·   безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

·   вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);

·   безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;

·   безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;

·   безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;

·   первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

·   безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;

·   безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

·   безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;

·   безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)

·   безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;

·   безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

·   безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;

·   безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);

·   безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

2.2    Социальные последствия безработицы в России

С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных реформ.

При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:

·   Безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей.

·   При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок.

·   Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации.

Оценивая, безработицу как потери общества, следует отметить также следующие факторы экономической нестабильности:

·   снижение покупательного спроса;

·   сокращение сбережений;

·   снижение инвестиционного спроса;

·   сокращение предложения, спад производств.

·   Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. 45% зарегистрированных преступлений в России совершают лица, не имеющие постоянного источника дохода, т.к. рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на 4%.

При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты.

Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую можно задействовать при расширении производства или структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались не задействованы, т.к. работникам было легче работать на старых уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.

Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности. В силу отмеченных причин, умеренная безработица (3-7% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.

2.3    Уровень безработицы в современной России 2013-2014 г.

Росстат подвел итоги очередного квартального обследования населения по проблемам занятости (по итогам опроса населения по состоянию на третью неделю февраля за I квартал 2014 года). Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2014г. составила 75,2 млн. человек, или 52% от общей численности населения страны. Экономически активное население (рабочая сила) это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В численности экономически активного населения 71,0 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,2 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). На рисунке 1. показана динамика численности экономически активного населения.

В феврале 2014г. численность экономически активного населения была ниже, чем в феврале 2014г., на 100 тыс.человек, или на 0.1%. Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В в январе 2014г. в них работало 33,7 млн.человек, или 47.8% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,5 млн.человек (в эквиваленте полной занятости).

Рис. 1. Динамика численности экономически активного населения

Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в январе 2014. составило 35.2 млн. и было меньше, чем в январе 2013г. на 176 тыс. человек, или на 0,5%.

Безработица. Численность безработных, в соответствии с методологией МОТ, в феврале 2014 г. была на 400 тыс. человек ниже чем в феврале 2013 . В феврале 2014г., по оценке, 4,2 млн.человек, или 5,6% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,0 млн.человек, в том числе 0,8 млн.человек получали пособие по безработице. В таблице 1 приведены данные по динамике численности безработных за 2013 и 1 квартал 2014 года.

Таблица 1 Динамика уровня безработицы


Уровень безработицы

Справочно


всего

мужчины

женщины

город

село

удельный вес женщин в общей численности безработных, %

2013г.

Январь

6,0

6,4

5,5

4,8

9,7

45,2

Февраль

5,8

6,1

5,4

4,7

9,0

45,4

Март

5,7

5,9

5,4

4,8

8,4

46,4

Апрель

5,6

5,8

4,4

9,3

46,2

Май

5,2

5,5

4,8

4,5

7,4

45,0

Июнь

5,4

5,8

5,1

4,6

8,0

45,5

Июль

5,3

5,8

4,8

4,6

7,5

43,8

Август

5,2

5,7

4,7

4,3

8,1

44,0

Сентябрь

5,3

5,6

4,9

4,5

7,7

45,6

Октябрь

5,5

5,5

5,4

4,6

8,3

48,1

Ноябрь

5,4

5,6

5,3

4,7

7,9

47,1

Декабрь

5,6

5,7

5,4

4,7

8,3

47,4

2014г.

Январь

5,6

6,1

5,1

4,5

9,1

44,4

Февраль

5,6

6,1

4,7

8,8

44,8


Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2014г. составил 5,6 % и был на 0,2-0,4 процентного пункта ниже, чем в феврале 2013 года.

Численность безработных и уровень безработицы в декабре 2013г. были в среднем на треть ниже, чем в феврале 2003г., когда было отмечено их максимальное значение. На рисунке 2 график уровня безработицы за несколько лет.

Рис. 2. Уровень безработицы в России за несколько лет, по методологии МОТ

Численность занятого населения в феврале 2014 г. снизилась по сравнению с февралем 2013г. на 100 тыс. человек, или на 0.1%. Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в феврале 2014г. составил 64,4% против 64,8% в феврале 2013г.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2014г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 931 тыс.человек, что на 1,5% больше по сравнению с декабрем 2013г. и на 13,2% меньше по сравнению с январем 2013 года.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в январе 2014г. более 74% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в январе 2014г. составила 22,6%, среди безработных женщин - 29,9%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в январе 2014г. его использовали 61,9% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали треть безработных.

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в январе 2014г. составила 44,4%, доля городских жителей - 61,8%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В январе 2014г. это превышение составило 2,0 раза.

Рис. 3. Уровень безработицы по возрастным группам.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в январе 2014г. составил 36 лет. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 23,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,5%, 20-24 лет - 19,2%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,5%) и 20-24 лет (12,5%). По сравнению с январем 2013г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,9 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - уменьшился на 1,2 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в январе 2014г. составил 14,2%, в том числе среди городского населения - 12,1%, среди сельского населения - 19,8%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения - 3,6 раза, сельского населения - 2,4 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 33,6% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,7% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 36,3%, среди городских - 23,9%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 23,6% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2014г. их численность по сравнению с январем 2013г. уменьшилась на 219 тыс.человек, или на 18,2% и составила 1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 14,7% составляет молодежь до 20 лет, 47,4% - от 20 до 24 лет, 17,1% - от 25 до 29 лет.

В январе 2014г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,2%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 26,5% (в январе 2013г. - соответственно 18,6% и 25,6%

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Рис. 4. Уровень безработицы по ФО.

В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.

Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО, Чеченская республика. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 12% - максимальный показатель по России).

Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся в административных отпусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15% соответственно.

Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя. Сюда относятся Костромская, Липецкая, Тверская и Тюменская области.

Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, Белоруссии, Закавказья.

Таким образом, наибольшие показатели уровня безработицы фиксируются в регионах с высоким естественным приростом населения, наименьшие - на территориях нового освоения. Как правило, безработица выше там, где преобладают предприятия ВПК, лёгкой промышленности, машиностроения; в регионах с развитой добывающей промышленностью (кроме угольной) и устойчивым АПК ситуация более благоприятная.

3.     
Политика занятости и пути снижения безработицы в России

3.1    Основные цели и задачи политики занятости

Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Основные направления данной политики следующие:

·        предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;

·        поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;

·        соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий;

·        социальная защита в области занятости;

·        сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;

·        координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

·        поощрение работодателей в создании новых рабочих мест;

·        международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.

Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Среди наиболее важных целей политики занятости - замедление сокращения занятости и роста безработицы на основе сохранения и создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики, первоочередное смягчение ситуации в "проблемных" (кризисных) регионах, совершенствование инфраструктуры рынка труда (в том числе повышение эффективности работы органов службы занятости), повышение мобильности, гибкости, профессиональной конкурентоспособности рабочей силы. По срокам действия система целей политики занятости включает две важные группы задач.

Первая группа - на долгосрочную перспективу - предусматривает стабилизацию, затем повышение общего спроса на труд на основе прогрессивного в структурно-технологическом отношении роста производства (ВВП) со снижением уровней потенциальной (скрытой) и частичной безработицы (неполной занятости). В достаточно отдаленной перспективе возможна постановка задачи сокращения реальной (по обследованиям Госкомстата РФ, частично сопоставимым с критериями МОТ) безработицы и регистрируемой безработицы.

Вторая группа задач - на краткосрочную и среднесрочную перспективу (до начала устойчивого роста производства ВВП) - воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных (скрытых) безработных и резкому увеличению структурно-регрессивной (т. е. сопряженной с опережающим падением производства и спроса на труд в наиболее перспективных отраслях обрабатывающей промышленности, науки и "социально-ориентированных" отраслях), реальной (открытой), безработицы, в том числе застойной (длительной) ее компоненты.

Успешное решение задач, отнесенных к долгосрочной перспективе, возможно при пересмотре сложившегося экономического курса с приданием ему более четкой направленности на повышение всех видов платежной, в том числе налоговой, дисциплины, на совершенствование регулирования внешнеэкономической сферы, на не инфляционную (т. е. без расширения денежной эмиссии) поддержку перспективных направлений производства, науки, сферы услуг.

3.2    Пути снижения безработицы, государственная политика занятости

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

4. разрешение трудовой эмиграции;

5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

По данным официальной статистики, показатели обеспеченности граждан рабочими местами улучшаются с каждым годом. Средний показатель уровня безработицы за первое полугодие 2013 года составил, по сведениям Роструда, приблизительно 1,3-1,4% от численности экономически активного населения страны (около 1 млн. чел.). Следует учитывать, что речь идет о так называемой зарегистрированной безработице, для определения которой учитываются только те граждане, которые признаны безработными службой занятости. В соответствии с данными Росстата, уровень безработицы составляет на сегодняшний день 5,6% (4.2 млн. чел.). Такая разница между данными Роструда и Росстата объясняется тем, что Росстат использует методологию МОТ, согласно которой безработными признаются граждане, которые занимаются поиском работы, используя при этом любые способы (обращение к знакомым, в частные агентства по подбору персонала, изучение вакансий в специализированных СМИ и Интернете и т. д.).

Вместе с тем, на рекрутинговом портале Superjob.ru сейчас зарегистрировано более 9 млн. резюме соискателей (12% от численности экономически активного населения), и еще около 120 тыс. резюме добавляются ежедневно).

Конституция РФ в качестве одного из базовых прав человека и гражданина закрепила право на защиту от безработицы, что находит выражение в принимаемых государством нормативных актах. Основные направления государственной политики в сфере занятости закреплены в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости). Несколько последних лет охарактеризовались активным принятием поправок в указанный закон и конкретизацией его положений в подзаконных актах.

Однако Закон о занятости определяет безработных как граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Следовательно, большинство закрепленных в нем мер поддержки распространяются только на тех нетрудоустроенных граждан, которые встали на учет в службу занятости.

Вместе с тем, в последние годы государство с целью борьбы с безработицей довольно интенсивно изменяет и дополняет законодательство о труде в целом. К таким поправкам можно отнести, в частности, следующие:

. Определение стратегических направлений государственной политики в сфере занятости. Так, были приняты следующие документы:

·              Государственная программа "Содействие занятости населения", принятая на 2013-2020 годы и иные программные документы (распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2149-р, распоряжение Правительства РФ от 19 июня 2013 г. № 1000-р, приказ Минтруда России от 26 июня 2013 г. № 280 "Об утверждении детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов"). Среди закрепленных программой мероприятий - дифференцированная политика использования труда мигрантов, стимулирование работодателей к улучшению условий труда и т.д.

·              Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2013-2015 годы, размещенный на официальном сайте Минтруда России. В соответствии в этим прогнозом в ближайшие два года прогнозируется снижение числа трудоспособных граждан в связи с сокращением численности населения, что, впрочем, будет частично компенсировано повышением количества работающих лиц старше пенсионного возраста и мигрантов (постановление Правительства РФ от 3 июня 2011 г. № 440 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов").

. Детальная регламентация деятельности Роструда. Этот блок актов конкретизировал порядок, сроки и результаты оказания некоторых государственных услуг в сфере содействия занятости.

·              Правительством РФ утвержден порядок регистрации граждан в органах службы занятости. Установлено, что первоначально гражданин регистрируется в целях поиска подходящей работы, но если найти такую работу для него не удалось, он может быть зарегистрирован в качестве безработного. Основания отказа в регистрации гражданина в качестве безработного закреплены в закрытом перечне (например, если зарегистрированный в целях поиска подходящей работы гражданин дважды в течение 10 дней с момента постановки на учет откажется от двух вариантов подходящей работы, включая временную).

Важным является и определение критериев подходящей работы (она должна соответствовать профессиональной пригодности и уровню подготовки работника, условиям последнего места работы, состоянию здоровья соискателя и транспортной доступности рабочего места), а также категорий безработных, которым можно предлагать общественные работы и работу временного характера и т.д. (постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы");

·              Утвержден стандарт государственной услуги по оказанию содействия в трудоустройстве и поиску работников. В частности, закреплены критерии принятия решения об оказании госуслуги, состав, последовательность и сроки реализации административных процедур (например, время оказания услуги для впервые обратившегося гражданина не должно превышать 20 минут), а также их результаты (приказ Минтруда России от 13 ноября 2012 г. № 524н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников").

·              Приняты акты, позволяющие облегчить гражданам поиск работы путем их социализации и оказания им психологической помощи. Так, в начале января 2013 года Минтруд России утвердил два стандарта оказания государственных услуг нетрудоустроенным гражданам. Одна из этих услуг заключается в социальной адаптации соискателей силами служб занятости. Она предполагает индивидуальный анализ причин, вызывающих трудности в поиске работы, а также обучение технологиям поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования с работодателем (в том числе в форме тренингов) и т.п. (приказ Минтруда России от 9 января 2013 г. № 3н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда"). Помимо этого, получила реализацию норма ст. 7.1-1 Закона о занятости о возможности получения безработными гражданами бесплатной психологической поддержки. При этом гражданин может как обратиться за получением этой услуги по своей инициативе, так и согласиться с соответствующим предложением службы занятости. Соискатель проходит психологическое тестирование, и затем участвует в групповых тренингах (максимально допустимое время - четыре часа) либо получает индивидуальные консультации (продолжительностью не более 90 минут) (приказ Минтруда России от 9 января 2013 г. № 4н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан").

·              Уточнен порядок информирования о состоянии рынка труда, правах в области занятости и защиты от безработицы. Так, предусматриваются несколько способов предоставления таких сведений: по заявлению гражданина (в том числе иностранного гражданина или лица без гражданства), по телефону, а также путем размещения информации в сети Интернет на официальном сайте Минтруда России. Кроме того, закреплен состав предоставляемых сведений (основные показатели рынка труда и их динамика, перечень наиболее востребованных профессий с указанием средней зарплаты и т. д.) (приказ Минтруда России от 22 февраля 2013 г. № 74н "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы").

·              Определена процедура, сроки и результаты госуслуги по предоставлению социальных выплат безработным гражданам. В частности, установлено, что основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют (приказ Минтруда России от 29 июня 2012 г. № 10н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными").

·              Урегулирован порядок взаимодействия служб занятости как с соискателями, так и с организациями-работодателями при организации оплачиваемых общественных работ. В принятом стандарте закреплены требования к отбору видов общественных работ и конкретных работодателей, а также детально прописаны все этапы процедуры направления безработного для участия в общественных работах (приказ Минтруда России от 11 февраля 2013 г. № 52н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ"). Был также принят стандарт по организации временного трудоустройства, касающийся несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, некоторых категорий граждан в возрасте от 18 до 20 лет, инвалидов, лиц предпенсионного возраста и других групп граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве (приказ Минтруда России от 12 февраля 2013 г. № 58н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые").

Во многих стандартах предусмотрена возможность обращения за получением госуслуги в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных услуг и средств электронной подписи, что свидетельствует о желании государства максимально облегчить прохождение процедуры трудоустройства безработными гражданами.

Вместе с тем, минимальный размер пособия по безработице остается неизменным еще с 2009 года и составляет 4900 руб.

. Запрет на использование в объявлениях о вакансиях дискриминационных критериев отбора сотрудников (пол, раса, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, имущественное, семейное, социальное и должностное положение, возраст, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность или непринадлежность к общественным объединениям или каким-либо социальным группам). Правило о запрете подобной дискриминации при приеме на работу было введено Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившем в силу 14 июля.

Среди подобных не связанных с деловыми качествами работника требований наиболее часто встречаются ограничения по полу и возрасту соискателя. Предполагалось, что такие нововведения позволят оказать поддержку гражданам, находящимся в социально уязвимом положении и потому подверженным дискриминации. Однако опрос наших пользователей показал, что более половины респондентов не считают, что эта инициатива окажется результативной.

Еще более актуальными и интересными являются меры, направленные на обеспечение занятости отдельных категорий населения. К последним относятся такие группы граждан, как:

. Пенсионеры по старости. Незанятые граждане, получающие пенсию по старости, могут быть зарегистрированы в качестве ищущих работу, но не в качестве безработных (ч. 3 ст. 3 Закона о занятости). Недавно регионы получили право организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, которым была назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить свою трудовую деятельность (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Отдельные гарантии установлены для граждан предпенсионного возраста при отсутствии возможности их трудоустройства. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона о занятости, им может быть назначена пенсия на период до достижения возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочная трудовая пенсия (не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста).

. Инвалиды. Субъекты федерации обязаны устанавливать квоты при приеме на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников для тех организаций, в которых трудятся свыше 100 человек (к примеру, в Приморском крае и Нижегородской области соответствующая квота составляет 2%).

июля 2013 года были приняты поправки в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которые предоставили регионам устанавливать такие квоты и для организаций, в которых работают не менее 35 и не более 100 человек. В этом случае размер квоты не должен превышать 3% от среднесписочной численности работников (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). В некоторых субъектах предусмотрены также субсидии работодателям при приеме на работу инвалидов, связанные с оплатой труда инвалидов, оснащением дополнительного рабочего места (в среднем размер компенсации за обустройство одного рабочего места составляет около 50-66 тыс. руб., а иногда (Краснодарский край, Самарская область, Иркутская область) - до 100 тыс. руб.), в том числе с приобретением специального оборудования и т. д. (Приморский край, Ярославская область, Новосибирская область, Курская область и т. д.).

. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С 1 января 2012 года регионы получили право разрабатывать условия и программы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации для этой группы безработных (Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Эта услуга предоставляется бесплатно, и кроме того, нередко компенсируются расходы на проезд к месту обучения и найм жилья, а также предоставляется возможность пройти бесплатное медицинское освидетельствование. В некоторых субъектах женщины получают ежемесячную стипендию на время обучения (к примеру, в Ярославской области ее размер составляет 2500 руб.). Предельный срок обучения также устанавливается регионами (например, в Приморском крае он составляет три месяца, в Ханты-Мансийском АО - восемь месяцев).

. Безработные граждане, готовые переехать в другой регион. При наличии подходящих вакансий в другом регионе нетрудоустроенный гражданин может по своей инициативе или согласившись с предложением службы занятости получить поддержку в переезде, в том числе и при переезде с семьей (приказ Минтруда России от 7 марта 2013 г. № 92н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости"). Поскольку оказание содействия таким гражданам также относится к региональным полномочиям (п. 8 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона о занятости), конкретный состав и размер денежной поддержки устанавливается законами субъектов федерации. Как правило, оплачиваются проезд к месту работы, суточные расходы, а также выплачивается единовременное пособие. Иногда компенсируются и расходы на провоз имущества (Томская область), наем жилья (Ярославская область). Некоторые регионы публикуют на официальных сайтах служб занятости перечень вакансий, открытых в других местностях, при переезде в которые и последующем замещении вакансии можно получить государственную поддержку.

. Мигранты. С обеспечением занятости российских граждан тесно связана госполитика в области использования труда мигрантов. Законодатель пытается восполнить правовые пробелы, позволяющие принимать на работу мигрантов в обход требований трудового законодательства. Так, с 1 января 2013 года применяется уточненный порядок исчисления взносов в ПФР в отношении этой группы работников. Если раньше мигранты относились к застрахованным лицам только при заключении с ними трудового договора на срок более шести месяцев (это позволяло работодателям неоднократно заключать договоры на меньший срок и экономить тем самым на суммах страховых взносов), то теперь учитывается общий период работы у одного работодателя в течение календарного года, в том числе по нескольким договорам (подробно об этом читайте в нашем материале "Страховые взносы по мигрантам").

Требования к мигрантам, а также к использующим их труд работодателям, в последние годы не только уточняются, но и постоянно ужесточаются. К примеру, с 1 декабря 2012 года мигранты обязаны проходить тестирование на знание русского языка для работы в некоторых сферах. Кроме того, мигрантов могут депортировать при нарушении ими ПДД в ходе коммерческих перевозок, обязать получить российские водительские права, а также обязать оформлять медицинский полис до въезда в Россию. В ряде СМИ прошла информация о том, что подготовлены и скоро будет внесены в Госдуму законопроекты о повышении страховых взносов за трудовых мигрантов до 28% фонда оплаты труда и о повышении ставки налога на прибыль для таких работодателей до 30%.

Общие настроения общества по отношению к трудовым мигрантам отражают законодательные инициативы, размещенные на сайте "Российская общественная инициатива" - о незамедлительной депортации мигранта сразу после окончания срока трудового договора (аналогичный законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы депутатами), о ротационной основе их труда (после одного года работы запрет въезда на три года), о создании трудовых городков для работающих мигрантов и даже о введении налога на рождение детей мигрантов на территории России. Половина россиян считают, что мигранты лишают их рабочих мест3.

О тенденциях и противоречиях миграционного законодательства читайте в аналитической статье "Миграционному кодексу Российской Федерации БЫТЬ?!".

. Несовершеннолетние граждане и молодые специалисты. Закон о занятости предусматривает организацию регионами временного трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет (ч. 8 ст. 7.1-1 Закона о занятости, приказ Минтруда России от 12 февраля 2013 г. № 58н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые"). В некоторых регионах эта мера оказалась довольно эффективной. Так, по итогам 2011 года в Тульской области более 40% таких выпускников после участия во временных работах получили работу на постоянной основе.

Выпускники государственных вузов, обучавшиеся на бюджетных местах и по очной форме обучения, также вскоре могут получить гарантии трудоустройства. В Госдуме находится на рассмотрении законопроект о введении квот при приеме на работу молодых специалистов с организацией рабочих мест для них за счет средств работодателей. Большинство посетителей нашего портала (73%) поддерживают эту инициативу, тогда как профессионалы нередко относятся к этой идее отрицательно.

. Военнослужащие. Закон о занятости давно содержит правило о преимущественном праве прохождения подготовки, повышения квалификации и поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия для военнослужащих, уволенных с военной службы, а также их супругов (ст. 13, ч. 3 ст. 23).

С июля 2013 года право на прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в приоритетном порядке получили и граждане, прошедшие военную службу по призыву (в течение трех лет после увольнения с военной службы) (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Судебная практика также подтверждает право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, пройти в год увольнения профессиональную подготовку вне зависимости от того, насколько далеко находится учебное заведение от места его службы (определение Военной коллегии ВС РФ от 15 декабря 2011 г. № 210-В11-24).

Законодатель уделил внимание и такому способу борьбы с безработицей, как содействие самозанятости населения (ч. 8 ст. 7.1-1 Закона о занятости). Регионы вправе предусмотреть такие меры, как помощь безработному в составлении бизнес-плана, проведение тренингов и распространение обучающей литературы по организации собственного дела, финансовая поддержка (в том числе возмещение расходов на подготовку документов для регистрации организаций или ИП, их нотариальное заверение, на оплату госпошлины и изготовление печатей и штампов и т. д.). В некоторых субъектах предусмотрены и единовременные выплаты на организацию своего дела - например, в Оренбургской области ее размер составляет 67 620 руб.

Правда, в отношении уже трудящихся самозанятых граждан государственная политика оказалась непоследовательной. После двукратного увеличения страховых взносов для ИП с начала текущего года и последовавших за этим сокращения числа ИП и серьезного общественного резонанса в Госдуму были внесены два законопроекта - об исчислении суммы взноса из одного МРОТ для индивидуальных предпринимателей с суммой годового дохода менее 300 тыс. руб., а если годовой доход индивидуального предпринимателя превышает 300 тыс. руб. - исходя из одного МРОТ плюс 1% от суммы такого превышения (сейчас сумма страховых взносов исчисляется исходя из двух МРОТ), а также о "налоговых каникулах" для впервые регистрирующихся ИП сроком на два года.

Многие эксперты относятся к нововведениям государственной политики борьбы с безработицей в отношении отдельных категорий населения довольно скептически. Так, президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров отмечает: "Это инициативы, которые в большинстве случаев пытаются бороться со следствиями разных проблем, при этом не учитывая причины этих самых проблем. Надо не с безработицей бороться, а занятостью заниматься. Тогда безработица сама собой исчезнет".

С 1 января 2012 года вступили в силу изменения в Закон о занятости, дополнившие его ст. 7.1-1, определяющей полномочия регионов в области содействия занятости населения (Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Как правило, субъекты федерации принимают свои законы и целевые программы, в которых определяются показатели и сроки работы по снижению уровня безработицы в регионе. Одновременно действуют федеральные стандарты оказания государственных услуг, которыми обязаны руководствоваться региональные службы занятости при их предоставлении.

Оказание регионами государственных услуг в сфере обеспечения занятости граждан (ч. 8 ст. 7.1-1 Закона о занятости) обеспечивается за счет средств самого субъекта. Для частичной компенсации затрат регионов предусмотрены предоставляемые на конкурсной основе субсидии из федерального бюджета, порядок предоставления и размер которых регулярно устанавливается Правительством РФ начиная с 2008 года (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 1089, постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. № 1011, постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1146, постановление Правительства РФ от 15 декабря 2012 г. № 1307).

Организация социальных выплат безработным гражданам (пособия по безработице, материальная помощь, стипендии и т. д.) по-прежнему относится к полномочиям Российской Федерации, однако это полномочие передано для реализации регионам с компенсацией их расходов за счет субвенций из федерального бюджета.

Закон о занятости закрепил еще одну гарантию граждан в сфере занятости - возможность заключить со страховой организацией договор страхования на случай потери работы. Требования к этому договору не определены, поэтому его условия устанавливаются самими страховыми организациями - как в качестве самостоятельного договора, так и в составе иного договора (например, ипотечного). Чаще всего страхователи предъявляют требования к возрасту (не менее 25 лет и не более 55-60 лет) и общему трудовому стажу (от шести месяцев до одного года).

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

·   улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

·   устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

·   стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

·   поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет попожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

1. экономическое стимулирование молодежной занятости;

2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

·   Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

·   Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

·   Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

·   Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

·   Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

·   Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

·   Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, хотя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во- первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во- вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Заключение

Важнейшим показателем - индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

-        макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

-        государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово - кредитными методами;

-        регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

-        регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости - это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.


1. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации“ от 19.04.1991 № 1032-1(ред. от 27.12.2009)

2. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда:.: ИНФРА-М, 2009

3. Слагода В.Г. Экономическая теория. - М.: ФОРУМ, 2010

4. Панин А. Рынок труда РФ в 2013 году // Центр политической информации. 2013

5. Ефимова Е.А. Регулирование рынка труда в субъектах Российской // Проблемы современной экономики. 2010. №4

6. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости http://www.rostrud.ru

7. www.gks.ru

8. Газета «Новости» (хроника дня) http://www.gazeta.ru

Похожие работы на - Политика занятости и пути снижения безработицы в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!