примитивное, формально - ролевое, манипулятивное, светское общение, межличностное, личностно - групповое и межгрупповое.
Также, мною были перечислены функции общения: контактная, функция информационного обмена сообщениями, мотивация активности партнера по общению, координационная, понимание, эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных волнений, установление отношений, оказание влияния на партнера по общению.
2. Анализ психологических особенностей межличностного общения
.1 Характеристика межличностного общения
Основанием для теоретического обоснования межличностного общения является теория речевой деятельности, потому что вербальные средства общения играют основную роль в межличностном взаимодействии.
Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев рассматривали эту деятельность с точки зрения психологических основ поведенческой теории и установили мотив и цель ключевыми факторами вербальной коммуникации.
Рассмотрим понятие термина "мотивация" - состояние личности, которое определяет степень активности и направленности действий человека в ситуации. Мотив является поводом, причиной, объективной необходимостью совершить что - то, побуждение к чему - либо. Мотив сопоставляется с коммуникативной деятельностью. Цель почти всегда осознана, однако мотив может быть осознанным, но может быть и не осознанным. Мотив и цель могут совпадать. В ходе межличностной коммуникации, важным является уметь разгадать мотив партнера, особенно если смысл его фраз неясен.
Межличностная коммуникация может влиять на изменение мнений, социальных установок индивидов, участвующих в информационном обмене.
Социальное основание мотивов - общественные отношения. Мотивационная основа межличностной коммуникации может быть изучена на базе мотивационных теорий [14. Стр.65].
Межличностное взаимодействие между людьми может быть так названо, если оно удовлетворяет следующим критериям: в нем участвует небольшое число людей (группа из двух - трех человек); это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, соприкасаться друг к другу, легко осуществлять обратную связь; оно ориентировано на личность; каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик [15. Стр.9].
Анализ межличностного общения предполагает изучение того, при каких условиях и с помощью чего субъективный опыт одного субъекта может быть передан другому и истолкован им правильно. Следовательно, необходимо выявить и описать предпосылки и условия успешной или, напротив, затрудненной коммуникации.
Межличностное общение может быть успешным, если поставленные коммуникаторами цели, достигаются в максимальной степени. Безусловно, что достижению этой коммуникации содействует коммуникативная компетентность собеседников, которая проявляется в способности прогнозировать коммуникативную ситуацию, и уметь ориентироваться в ней; в умении найти соответствующую теме общения коммуникативную структуру и реализовать замысел общения; в способности анализа своего личного потенциала и потенциала партнера по общению; в навыках самонастройки, саморегуляции в общении, которые включают умение преодолевать коммуникативные барьеры, снимать стресс, эмоционально настраиваться на ситуацию, распределять свои силы в общении.
П. Вацлавик описал свойства коммуникации, имеющие большое прикладное значение в контексте межличностного взаимодействия и назвал их аксиомами человеческой коммуникации. Такие как: невозможность отсутствия коммуникации, любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения, пунктуация последовательности событий, симметрическое и комплементарное взаимодействие, коммуникация может быть как намеренной, так и ненамеренной, эффективной и неэффективной.
Знание этих свойств помогает объяснить осложнения, которые могут привести к затруднениям или тупикам межличностного общения.
Все процессы коммуникации происходят в определенном контексте. Переменными, формирующими определенный контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т. д. Наша интерпретация чьих-то слов или действий определяется характеристиками социальной ситуации, в которой происходит межличностная коммуникация.
Специфика межличностного общения заключена в том, что это интеросубъектный процесс - имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых активный субъект: взаимное информирование их предусматривает согласование совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предусматривает в своем партнере активного деятеля, и на эту его активность нужно ориентироваться, направляя ему информацию и анализируя его мотивы, цели, установки.
Главными характеристиками ситуации, которые воздействуют на поведение людей, являются: знакомая - незнакомая; формальная - неформальная; ориентированная на выполнение дела - ориентированная на общение; поверхностная - глубокая включенность.
Эрик Берн рассматривает ситуации с позиции потребности в структурировании времени в межличностном взаимодействии. Он предлагает рассматривать следующие способы структурирования времени: замкнутость; ритуалы; совместная деятельность; досуг; близость; игры [16. Стр.65].
Можно выделить несколько типов ситуации: официальные приемы; взаимодействие с близкими друзьями или родственниками; случайные встречи со знакомыми; формальные контакты; ассиметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями такие как обучение, руководство, опрос; решение конфликтов путем переговоров; дискуссии, дебаты [17. Стр.52].
Еще одна классификация социальных ситуаций различает три уровня общения по степени личностной вовлеченности участников в преобразовании отношений: социально-ролевой; деловой; интимно- личностный.
Важнейшим условием межличностной коммуникации является способность индивида выделять такие стандартные, типичные социальные ситуации и знать, как себя вести в них. Люди обладают необходимыми знаниями, которые позволяют им понять поведение друг друга, согласовать свои цели и действия, найти общий язык, договориться. Это в большей степени относится к типичным ситуациям. Однако и среди них стоит выделить трудные или стрессовые: ситуации неодобрения или критики со стороны; ситуации публичного выступления и социальной активности; ситуации противостояния и выражения недовольства; ситуации сексуального контакта; ситуации интимности и теплоты.
Отнесение той или иной ситуации к трудной стрессовой определяется не только объективными параметрами самой ситуации, но и субъективным состоянием участников коммуникации, т.е. как индивид воспринимает ее. В связи с этим важным аспектом является восприятие, как процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных [18. Стр.87].
Таким образом, межличностное общение - это взаимодействие между несколькими людьми, которое осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого налаживается психологический контакт и определенные отношения между участниками общения.
2.2 Пространство, зоны и территория общения
Пространство общения - это общее визуальное и мыслимое пространство с однозначным пониманием смысла средств общения. Межличностное пространство является важным фактором в общении. Часто мы пытаемся "держаться подальше" от того, кого мы боимся; "держаться поближе" к тому, кто нам приятнее [19. Стр.65].
Во время разговора важен визуальный контакт собеседников, важно стремление нахождения в равных позициях общения, чтобы в словах имелся одинаковый смысл. Пространство при общении выступает в качестве знаковой системы и несет определенную смысловую нагрузку. Таким образом, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, который символизирует внимание к говорящему.
Проксемика - это наука, занимающаяся пространственной и временной организацией общения. Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья - рядом, участники деловой беседы - через угол стола, конкуренты - через стол.
При размещении участников за столом в условиях рабочего кабинета выделяется четыре основные позиции [20]: угловое равноправное расположение; угловое неравноправное расположение; партнерское расположение; конкурирующее - оборонительное расположение.
Позиция партнерского расположения обычно используется при соавторской работе над какой-нибудь проблемой. При таком расположении партнеры находятся в равноправных позициях по отношению друг к другу, и их не разделяет барьер в виде угла. Это одна из удачных стратегических позиций для обсуждения и выработки общих решений.
В конкурирующей - оборонительной позиции собеседники расположены напротив друг друга и разделены столом. Подобное разделение создает ощущение психологической защищенности собеседников и, в то же время, более способствует созданию атмосферы соперничества. Однако, такое же расположение может использоваться и при общении партнеров, безусловно доверяющих друг другу.
Размеры межличностного пространства могут влиять на процесс коммуникации, как положительно, так и негативно. Близкое расстояние затрудняет зрительный контакт и жестикуляцию, а большее удаление наоборот им способствует. Размеры межличностного расстояния между субъектами общения зависят и от их пола, национальной принадлежности, уровня культуры, возраста, отношения к нормам морали, количества выпитого. Например, дети и старики стараются держаться поближе к собеседникам, а вот взрослые предпочитают отдалиться. Мужчины стоят или сидят дальше, как правило, нежели женщины к партнеру, независимо от того, кто перед ними.
Личностные свойства тоже могут сказаться на размере межличностного пространства, так уравновешенные люди стремятся к его уменьшению, а беспокойные, суетливые и нервные люди стараются быть подальше. Социальный и правовой статус тоже оказывает свое влияние - если вступают в контакт по статусу равные люди, то он происходит на относительно близком между ними расстоянии [21].
Территория - это пространство, которое человек считает своим, словно оно является продолжением его физического тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собственность: его дом, окруженный забором, машину во дворе, его комнату, его кресло и он имеет также четко обозначенное воздушное пространство вокруг своего тела. Размеры личной пространственной зоны обусловлены социально и национально. Если, например, китайцы, привыкли к перенаселенности, то другие выбирают широкие открытые пространства и любят сохранять дистанцию.
Однако размеры личной пространственной территории человека среднего социального уровня одинаковы независимо от страны и места проживания.
Интимная зона (50 см) - самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность. В эту зону можно проникнуть только лицам, находящимся в тесном контакте - детям, родителям, супругам, любовникам, близким друзьям и родственникам. У нее две "фазы" - "близкая" и "далекая".
Близкая фаза - сверхинтимная зона радиусом в 15 сантиметров, в которую можно проникнуть лишь путем физического контакта; далекая - расстояние от 15 до 45 сантиметров, она используется при общении ближайших людей, любая попытка нарушить это пространство вызывает негативную реакцию.
Личная зона - от 15 сантиметров до 1,2 метра идеальна для хорошо знакомых и заинтересованных друг в друге людях.
Близкая фаза: 50 - 75 сантиметров; далекая фаза: 75 - 120 сантиметров, используется при ежедневном общении со знакомыми людьми [22. Стр.73].
Социальная зона - от 120 сантиметров до 3,5 метров, общение с большинством людей. В рамках данной зоны сила психологического воздействия значительно слабее, переговоры в этой зоне ведутся труднее, шансов на успех очень мало [23].
Общественная зона - более 3,5 метров, общение в аудитории. Эффективность общения в такой зоне резко снижается, переговоры вести невозможно.
Итак, проведя теоретический анализ этой главы, я ознакомилась с такими понятиями, как пространство, зоны и территория общения.
.3 Критерии и уровни успешности общения
Удовлетворенность общением и отношениями - характеристика субъективной стороны межличностных отношений на сознательном и бессознательном уровнях. Психологическое состояние, которое обладает мобилизующим эффектом во многих видах деятельности; включает чувство полноценности и устойчивости межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности, напряженности, чувства одиночества и т.д.
Психологический показатель успешности межличностного общения - спонтанность, легкость, которые обеспечиваются навыками и хорошей саморегуляцией, удовлетворенность общением вследствие достижения психологического контакта и взаимопонимания.
Отсутствие конфликтов ненадежный показатель успешности по двум причинам: 1) под вежливым спокойным тоном может наблюдаться замаскированная напряженность; 2) в современной социальной психологии и конфликтологии за конфликтами признается определенное позитивное значение.
Успешность межличностного общения может быть проявлена в достижении и сохранении психологических контактов с партнером, с целью стабилизации отношений на их оптимальной точке развития через приход к совместимости, согласию, взаимной адаптации и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия соответственно меняющимся обстоятельствам [24. Стр.121].
В таком случае, успешность - это процесс, в который оба общающихся должны вложить поровну для достижения взаимной удовлетворенности. Основные психологические критерии успешности общения: легкость, спонтанность, свобода, контактность, коммуникативная совместимость, адаптивность и удовлетворенность.
Контактность и коммуникативная совместимость обеспечивают переход к стадии коммуникативной успешности, на которой возникает эффект легкости, свободы, эмоциональной поддержки и сочувствия, взаимопонимания и удовлетворенности отношениями. Кульминация стадии доверительного общения - чувство психологической близости и безоговорочного принятия друг друга.
Успешность общения, как интегральная характеристика коммуникативного поведения человека, формируется с возрастом, с ростом чувства собственной уверенности в себе и своих возможностях. Развитию успешности способствует социально-психологический тренинг, в частности - перцептивно-ориентированный.
Психологические характеристики уровней успешности:
. Уровень мастерства и свободы в общении предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошие навыки и саморегуляцию, включенность в социальные связи, отсутствие фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования.
. Лидерский уровень - его легко достигают экстраверты, которые хорошо владеют навыками и умениями, уверенные в себе, лидеры по природе, находящие взаимопонимание с людьми, имеющие развитое чувство собственного достоинства, избавляющее от недоверия к людям и ссор и стрессов. Для лидеров характерно: смелость и активность в контактах, ситуативная застенчивость, манипулирование без лишних сантиментов, владение разными способами влияния и воздействия на людей, не авторитарность, любят давать советы.
. Радикально-партнерский уровень - характерен для партнерско - ориентированных радикалов, умеющих выслушать и найти общее решение. Для них характерно: конформность, хорошая работа в коллективе и группе, не агрессивность, высокий уровень эмпатии, эгоцентричность; хороший самоконтроль и самодисциплина.
. Рационально-консервативный уровень - лица консервативные, закрытые, расчетливые, погруженные в себя, мечтательные, плохо контролирующие собственные эмоции; эмпатия отсутствует.
. Агрессивно-авторитарный уровень - авторитарность сочетается с высокой агрессивностью, отсутствует достаточная гибкость в способах влияния, пониженное самоуважение, высокая тревожность; недостаточная сформированность навыков и умений, отсутствие манипулятивности, повышенная конфликтность, раздражительность, недоверчивость, отсутствие партнерской ориентации, нетерпение, взвинченность, подверженность стрессам.
. Уровень невротического одиночества и застенчивости - его составили люди с глубоким чувством одиночества, аутистичные, крайне невротизированные, плохо адаптирующиеся, с плохой саморегуляцией, повышенной самокритичностью и неуверенностью, застенчивые, сенситивные, необщительные скептики и просто холодные люди [25. Стр.123].
На успешность общения также влияют и личностные черты человека, так например общительность - одна из коммуникативных черт личности, к которым следует отнести и другие черты: контактность, следование социальным нормам во взаимодействии, экспрессивность, робость, инициативность и т. п.
В общительности выражена потребность человека в окружающих и контактах с ними, стремление к ним, их интенсивность и легкость, склонность индивида к дружескому поведению в ситуации общения и установлению приязненных отношений, умение не теряться в момент общения, стремление брать на себя инициативу в контакте, роль лидера в группе. Предполагает наличие коммуникативных навыков, которые обеспечивают легкость общения и не обременяющих партнеру контакт: умение слушать и слышать, высказываться к месту, поддерживать беседу и менять темы разговоров, знакомиться, находить уместную форму обращения к собеседнику; уместность и богатство невербальных средств общения [26. Стр.134].
Контактность - управление ситуацией общения, психологическими способами влияния в ходе организации социального взаимодействия; это - процессуальное качество, для которого важны пространственно - временные характеристики осуществления общения, ситуация общения, мотивы и индивидуальные особенности собеседников.
Еще одним критерием успешности общения является коммуникативная совместимость - это вид социально-психологической совместимости, который означает готовность и умение сотрудничать, создавать атмосферу взаимной удовлетворенности общением, обеспечивать хороший психологический климат в коллективе.
Адаптивность в общении свидетельствует о готовности к пересмотру привычных решений, следовании общественным нормам, быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства, уверенности в себе и своих принципах, умении сохранять настойчивость, способности абсолютной включенности в связи при общении; при этом человек достаточно гибко и свободно владеет своими состояниями. Хорошая адаптивность - высокая мера личной свободы при общении, противопоставлена конформному поведению.
При конформности человек меняет свое поведение, мнение под влиянием других людей так, чтобы оно соответствовало требованиям окружающих; конформностью называют желание адаптировать свое поведение к требованиям других.
Также для становления и успешного развития человеческих взаимоотношений, для создания благоприятного психологического климата на работе и вне ее, имеет большое значение такой стиль общения, как типичная форма реагирования в человеческих контактах, обусловленная индивидными, личностными, социальными факторами. Сформированный устойчивый индивидуальный стиль общения свидетельствует об уровне коммуникативного мастерства, которого достигнул человек. Стиль допускает последующее обучение новым умениям и навыкам общения, приемам воздействия и влияния, способам снятия напряженности и адаптации, преодоления препятствий. Профессиональная деятельность накладывает особое влияние на стиль общения, в силу интенсивного и разностороннего общения. Поэтому выделяют стили общения учителя, полицейского, медика, военного и т. д. [27. Стр.135]
Стиль общения обладает содержательными характеристиками, в которых отражаются: доминирующая мотивация личности; специальные способности к эмпатии и пониманию людей; уровень собственного достоинства; направленность личности и в связи с этим характер воздействия на людей. В стиле общения многое определяется темпераментом, нейродинамическими особенностями, деятельностью эндокринной, гуморальной, кровеносной систем, то есть прирожденными особенностями человека.
Таким образом, основанием для теоретического обоснования межличностного общения является теория речевой деятельности, потому что вербальные средства общения играют основную роль в межличностном взаимодействии.
Проведя теоретический анализ второй главы, можно подвести итог, а именно, характеристика межличностного общения предполагает изучение того, при каких условиях и с помощью чего субъективный опыт одного человека может быть передан другому и истолкован им правильно.
Психологическим показателем успешности межличностного общения является его спонтанность, легкость, обеспеченная навыками и хорошей саморегуляцией, удовлетворенность общением вследствие достижения психологического контакта и взаимопонимания.
Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение согласия.
Заключение
Межличностное общение - это, как правило, двое - трое участников, которые находятся по близости, могут легко осуществлять обратную связь; оно личностно-ориентировано; каждый из участников признает ценность партнера и уважает особенности его эмоционального состояния, личности.
Психологический аспект существенным образом обогащает процесс двустороннего информационного обмена, оказывает регулирующее воздействие на процесс общения.
Межличностное общение может влиять на изменение мнений, социальных установок индивидов, участвующих в информационном обмене. Мотив общения сопоставляется с коммуникативной деятельностью, выполняет побудительную функцию субъекта к активности, цель почти всегда осознанна, однако мотив может быть как осознанным, так и неосознанным. Мотив и цель могут совпадать при достижении замысла. В ходе общения важно разгадать мотив партнера, особенно если смысл его фраз неясен.
Психологическое состояние и характеристика субъективной стороны межличностных отношений, которое обладает мотивирующим эффектом, включающее чувство полноценности и устойчивости межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности, напряженности, одиночестве - удовлетворенность общением и отношениями.
Межличностное общение может быть успешным, если поставленные коммуникаторами цели, достигаются в максимальной степени. Безусловно, что достижению этой коммуникации содействует коммуникативная компетентность собеседников, которая проявляется в способности прогнозировать коммуникативную ситуацию, и может ориентироваться в ней; в умении найти соответствующую теме общения коммуникативную структуру и реализовать замысел общения; в способности анализа своего личного потенциала и потенциала партнера по общению; в навыках самонастройки, саморегуляции в общении, которые включают умение преодолевать коммуникативные барьеры, снимать стресс, эмоционально настраиваться на ситуацию, распределять свои силы в общении.
Успешность межличностного общения может быть проявлена в достижении и сохранении контактов с партнером, с целью стабилизации отношений на их оптимальной точке развития через приход к совместимости, согласию, взаимной адаптации и удовлетворенности путем корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия соответственно меняющимся обстоятельствам.
Но отсутствие конфликтов не показатель успешности, потому что под вежливым тоном может наблюдаться замаскированная напряженность, которая будет назревать и копиться, ища выход. И, к тому же, в современной конфликтологии за конфликтами признается определенное позитивное значение.
Список использованной литературы
1.Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2005 [1. Стр.64].
.Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2005 [2. Стр.65].
.Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2005 [3. Стр.67].
.Бодалев, А.А. Психология межличностного общения / А.А. Бодалев. - М.: ВЛАДОС, 2010 [4. Стр.43].
.Клюев, Е.В. Речевая коммуникация / Е.В. Клюев. - М.: Рипол Классик, 2005 [5. Стр.28].
.Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. - М.: ЛКИ, 2009 [6. Стр.16].
.Кукушкин, В.С. Психология делового общения / В.С. Кукушкин. - М.: МарТ, 2009 [7. Стр.34].
.Желнин, А. Язык интонации, мимики, жестов / А. Желнин. - СПб.: Питер, 2006 [8. Стр.59].
.Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. - М.: ВЛАДОС, 2007 [9. Стр.67].
.Крысько, В.Г. Психология и педагогика: курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега, 2009 [10. Стр.36].
.Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001 [11. Стр.35].
.Глуханюк, Н.С. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печеркина. - М.: Академический проект, 2005 [12. Стр.115].
.Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М.: Академия, 2005 [13. Стр.89].
.Лунев, П.А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / П.А. Лунев. - М.: ИП РАН, 2009 [14. Стр.65].
.Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова. - СПб.: Питер, 2011 [15. Стр.9].
.Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - М.: Омега, 2010 [16. Стр.65].
.Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения: учебник / В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 [17. Стр.52].
.Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. - М.: Владос, 2009 [18. Стр.87].
.Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. - М.: ВЛАДОС, 2007 [19. Стр.65].
.Пространственная организация общения: электронный ресурс. - http://www.elitarium.ru/2010/12/15/prostranstvennaja_organizacija_obshhenija.html [20].
.Пространственная организация общения: электронный ресурс. - http://www.elitarium.ru/2010/12/15/prostranstvennaja_organizacija_obshhenija.html [21].
.Колтунова, М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет / М.В. Колтунова. - М.: Экономическая литература, 2005 [22. Стр.73].
.Четыре зоны общения: электронный ресурс. - Режим доступа: http://vasilistova.ru/biznes-2/4-zony-obshheniya. [23].
.Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова. - СПб.: Питер, 2011 [24. Стр.121].
.Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова. - СПб.: Питер, 2011 [25. Стр.123].
.Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Е.В. Руденский. - СПб.: Питер, 2009 [27. Стр.134].
.Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Е.В. Руденский. - СПб.: Питер, 2009 [27. Стр.135].
.Аргентова, Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности / Т.Е. Аргентова // Психологический журнал. - 2004. - № 6. - С. 130-136.
.Вотчин, И.С. Общение и личность / И.С. Вотчин. - Новосибирск: НГПУ, 2009. - 98 с.
.Колтунова, М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет / М.В. Колтунова. - М.: Экономическая литература, 2005. - 268 с.
.Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии / Е.С. Кузьмин. - СПб.: Речь, 2005. - 368 с.
.Леонтьев, Л.А. Психология общения / Л.А. Леонтьев. - М.: Академия, 2004. - 224 с.