Экологическая экспертиза проекта (на конкретном примере)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,96 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экологическая экспертиза проекта (на конкретном примере)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

Факультет очного обучения

Кафедра менеджмента

Направление подготовки «Менеджмент»

Дисциплина «Управление проектами»





КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

Экологическая экспертиза проекта (на конкретном примере)











Мурманск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

.1 Цели и задачи экологической экспертизы

.2 Принципы экологической экспертизы

.3 Правовая и нормативная основа экологической экспертизы

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА

.1 Основания для проведения экологической экспертизы проекта

.2 Этапы проведения экологической экспертизы

.3 Заключение государственной экологической экспертизы

ГЛАВА 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА «ШТОКМАН»

.1 Основные положения, цели и задачи проекта «Штокман»

.2 Экологическая экспертиза проекта

.3 Заключение экологической экспертизы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованию экологической экспертизы проекта - одному из важнейших способов выявления влияния любых аспектов человеческой деятельности на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности. Многими специалистами экологическая экспертиза расценивается как один из основных и эффективных правовых инструментов, который предотвращает нанесение вреда окружающей природной среде.

Основу российской системы экологической оценки составляют экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), а также согласование применяемых подходов с международной практикой при учёте специфики нашей страны.

Системы экологической оценки очень молоды. Активно развиваться системы экологической оценки стали в середине 19 в. в связи с проблемой предупреждения техногенных катастроф и вопросами организации экологического мониторинга, которые к настоящему времени не являются главным содержанием проблемы обеспечения экологической безопасности. Системы экологической оценки намечаемой деятельности сегодня используется практически всеми странами мира и многими международными организациями. Экологическая оценка основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии осуществления этой деятельности.

В России основными составляющими экологической оценки является экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами, и оценка воздействия на окружающую среду, проводимая заказчиками документации, подлежащей экспертизе.

Роль современной процедуры проведения ОВОС в обосновании инвестиции очень велика. Экологические ограничения хозяйственной деятельности при реализации предлагаемых инвестиционных проектов позволяют выполнять ранжирование территории по уровню экологической безопасности на региональном и локальном уровнях и определить допустимость будущих техногенных воздействий на объекты природы. Уже на стадии планирования готовятся рекомендации и регламенты обеспечения безопасности населения. Экономическая интерпретация экологических ограничений - это оценка ущерба природной среде и здоровью населения в результате воздействия различного рода, в том числе и чрезвычайного характера. Непосредственными предшественниками российской системы экологической оценки явились правила проектирования, территориальные комплексные схемы охраны природы и разрешения на отдельные виды природопользования, а также ведомственные и межведомственные экспертизы, не обеспечивающие подлинную комплексность анализа экологических воздействий. В настоящее время уже никто не сможет отрицать, что негативное воздействие людей на окружающую природную среду происходит с целью удовлетворить различные, прежде всего, материальные потребности человека. На современном этапе превалирует направленность на максимальную продуктивность, рентабельность и реализацию в короткие сроки, в то время как экологические аспекты учитываются чуть ли не в последнюю очередь. Данный подход отрицательно сказывается как на окружающей среде, неся за собой необратимые последствия, так и на самой деятельности, сообщая о халатности руководителя. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре - пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений. Именно этим обосновывается актуальность исследования выбранной темы. Цель данной работы - проанализировать важность применения экологической экспертизы проекта в настоящее время.

Задачи:

раскрыть понятие экологической экспертизы;

определить цели и задачи экологической экспертизы;

рассмотреть принципы экологической экспертизы;

проанализировать правовую и нормативную основу экологической экспертизы;

рассмотреть процесс проведения экологической экспертизы на конкретном примере проекта.

Объектом данной курсовой работы выступает процесс управления проектами, а предметом - экологическая экспертиза проекта.

Проблема экологического обоснования проекта очень актуальна и широко представлена в современной литературе. Ерофеев Б. В. «Экологическое право России», Фомин С.Л. «Экологическая экспертиза и ОВОС», Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. «Управление проектами», Букс И. И. и Фомин С.А. «Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду», Крассов О. И. «Экологическое право», Хотулева М. В. И Черп О.М. и др. «Как организовать общественную экологическую экспертизу», Васильев С.Л. «О введении государственной экологической классификации намерений и деятельности» и другие.

Методологической основой исследования в курсовой работе является анализ данных об экологическом аудите и рассмотрение всех категорий экологического обоснования проекта наиболее детализировано.

Структура работы состоит из введения, основной части, в свою очередь состоящей из трех глав, каждая из которых содержит в себе три параграфа, заключения, списка используемой литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

.1 Цели и задачи экологической экспертизы

Экологическая экспертиза является одним из жизненно важных способов выявления влияния любых аспектов человеческой деятельности на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает тем самым реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы. При этом в российском законодательстве существует и правовое определение более частного понятия государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) - государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду. Комментарий к данному закону определяет экологическую экспертизу как организационно-правовую форму предупредительного контроля и самостоятельный вид управленческой деятельности. А эколого-правовой словарь, прилагаемый к комментарию, добавляет к определению «предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ, решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)». В сопоставлении с западной терминологией предлагается рассматривать ГЭЭ, как стадию экологической оценки.

Экологическая экспертиза исполняет роль предупредительного экологического контроля, а также инструмента поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности. Ее проведение обеспечивает соблюдение и охрану конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

Анализ правовой природы рассматриваемых процедур позволяет дать им следующую характеристику. Оценка воздействия на окружающую среду - это обязанность заказчика обосновывающей документации, выполнение которой служит одной из гарантий права на благоприятную окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза является важнейшей функцией управления в сфере охраны окружающей среды, которую осуществляют органы Минприроды России, а общественная экологическая экспертиза - неотъемлемым элементом экологической правоспособности гражданина и общественных экологических организаций как юридических лиц.

Цели ЭЭ в общем виде принципиально совпадают и заключаются на основании закона "Об экологической экспертизе" в предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта ЭЭ, а также в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной или иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной или иной деятельности, а в следующей статье устанавливает цель экологической экспертизы: "Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной или иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды".

Более подробно определены цели в приказе Госкомэкологии: "Под оценкой воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий".

Задачи ЭЭ и в действующем российском законодательстве до сих пор практически не раскрыты, но в общем виде их можно сформулировать следующим образом:

а) организация и проведение (на стадии подготовки решения) все сторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки, вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т. е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных социальных, экономических и экологических последствий;

б) оценка соответствия экологическим стандартам экспертируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных научно обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решения о реализации объекта экспертизы (задачи ГЭЭ);

в) информирование всех заинтересованных лиц (в том числе общественности) о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой деятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения для снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).

1.2 Принципы экологической экспертизы

Сформулированные в законе «Об экологической экспертизе» принципы выражают сущность и социальное назначение экспертизы, основы ее правового регулирования и осуществления. Принципы должны соблюдаться всеми участниками экспертного процесса, включая заказчика планируемой деятельности, проектные органы, органы экспертизы и общественные организации.

Принцип презумпции потенциальной экологической опасности и бой намечаемой хозяйственной и иной деятельности означает, что любой вид хозяйственной деятельности может влечь экологические следствия для окружающей среды. Обязанность заказчика намечаемой деятельности - дать экологическое обоснование; именно на инвесторе лежит бремя доказательства ее экологической безопасности. Необходимо спрогнозировать воздействие намечаемой деятельности на ОС, обосновать допустимость этого воздействия и предусмотреть необходимые природоохранные меры.

Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия реализации объекта экологической экспертизы адресован заказчику планируемой деятельности и органом государственной экологической экспертизы. Заказчик не вправе принимать решение о реализации намечаемой деятельности и осуществлять ее без положительного заключения государственной экологической экспертизы, обязан провести ее до начала деятельности. Этим и определяется обязательность и превентивный характер экологической экспертизы.

Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий реализуется согласно Положению по оценке воздействия. Предполагается подготовка заказчиком и проектировщиком-оценщиком «Материалов по оценке воздействия», в которых определяются воздействие, его масштаб область распространения, изменения в окружающей среде, природных процессах и явлениях, социальной среде и т.д., включая отдаленные последствия реализации проекта. Задача экспертизы: провеет «оценку» оценок воздействия, определить достаточность, обоснованность выбранных систем и методов оценивания и прогнозирования, оценить комплексность оценки воздействия.

Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы обусловлен правом каждого на благоприятную окружающую среду. Он предусматривает обязанность участников эколого-экспертного процесса соблюдать правовые, экологические требования проектирования, размещения, строительства, эксплуатации объектов экспертизы, выявлять, соблюдаются ли нормативы качества ОС в случае реализации проекта. Проектировщик обязан соблюдать нормативы качества среды, допустимом воздействия, экологические стандарты, природоохранные нормы правила проектирования. Задача эксперта: Государственной экологической экспертизы - выявление, соблюдение природоохранных и эко логических нормативов и требований в проекте.

Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, обязывает заказчика планируемой деятельности обеспечить представление на государственную экспертиз достоверной и полной информации об объекте экспертизы, оценки его воздействия на окружающую среду, о современной экологической ситуации в регионе, реализации проекта и т.д. Полной является информация, передаваемая органам экспертизы в соответствии с требованиями, которые предъявляются к комплектованию проектной документации. При не выполнении заказчиком принципов достоверности и полноты информации, представленной на экспертизу, эколого-экспертный орган может потребовать дополнительную информацию или вернуть заказчику материл на доработку.

Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на проведение экологической экспертизы и задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. И в соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспортируемого объекта и выводах по нему. Оказываемое в любых формах давление на эксперта является противоправным действием.

Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы - один из основных. Заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными. Это требование касается как индивидуальных заключений экспертов, так и сводных заключений экологической экспертизы, держащиеся в заключении суждения и выводы должны быть научно- аргументированными. Критериями при этом могут служить не только собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в области экологической экспертизы проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической эксперта и подготовке входящих в заключения выводов каждого участника эколого-экспертного процесса и комиссии в целом. Содержание принципа законности заключений экологически экспертизы заключается в том, что при планировании, проектировании деятельности заказчик (проектировщик) обязан учесть (выполнить, соблюсти) экологические требования, в том числе предусмотренные законодательством об охране окружающей среды и природопользовании.

Если в процессе проведения государственной экологической экспертизы данного объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта, другим словами, комиссия не вправе принять положительное заключение государственной экологической экспертизы.

При оценке объекта экологической экспертизы и подготовке экспертного заключения эксперты, и экспертные комиссии должны руководствоваться не соображениями политической, экономической и иной целесообразности того или другого решения, вывода, заключения, а соображениями научной обоснованности, объективности и законности выводов.

Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы адресован в основном участникам проведения государственной экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством России.

1.3 Правовая и нормативная основа экологической экспертизы

Правовое регулирование эколого-экспертной деятельности как одного из видов экологического менеджмента - управления охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экобезопасности, является составной частью знаний будущего эксперта. Эти знания базируются на изучении соответствующих законов и подзаконных акты органов власти и управления РФ в области экологической экспертизы. При этом нормативная база в свою очередь, опирается на соответствующие нормативно-технические документы (стандарты, нормы, правила и т.д.) и методические (пособия, инструкции, рекомендации, методики и др.) материалы, разрабатываемые специализированными ведомствами и научными учреждениями. Структура российского законодательства в области экологической экспертизы. В настоящее время систему российского законодательства в области экологической экспертизы составляют, нормы статей 41и 42 Конституция РФ, целевой федеральный закон «Об экологической экспертизе» и ряд статей (ст. 35-39) базового закона РФ «Об охране окружающей природной среды», являющегося фактически основами российского экологического законодательства. Помимо федеральных законов действует ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства, конкретизирующих их. На основе Конституции и указанных законов федерального уровня представительными и исполнительными органами власти и управления субъектов федерации, а также органами местного самоуправления постепенно разрабатываются проекты и принимаются на своем уровне соответствующие законы (например, в республике Карелия или в Татарстане), другие правовые акты и административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня.

Действующие законы регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшей степени - общественную ЭЭ. Закон «Об охране окружающей природной среды» содержит специальный раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ, её цели и принципам (ст. 35), в том числе принципу обязательности (ст. 36), объектам (ст. 37) и ответственности за невыполнение требований ГЭЭ (ст. 38). Специальная статья закона посвящена общественной ЭЭ (ст. 39), которая практически не регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной экспертизы. Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области. Это статьи раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25-34), а также статьи разделов VI и VII (ст. 40-57), посвященные экологическим требованиям, учитываемым в ходе экологической экспертизы.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» развивает нормы указанного выше, более подробно регулирует отношения в области ЭЭ и целиком посвящен этому вопросу (т.е. является целевым законом). В этом законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст. 1), более подробно раскрываются принципы (ст. 3) и указываются виды ЭЭ (ст. 4).

Глава II закрепляет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, в т ч Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. 5), вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст. 9). Кроме того, данная глава впервые вводит понятие «специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы», распределяет их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст. 7) и территориальным (ст. 8) уровнями.

Глава III закона полностью посвящена государственной экологической экспертизе, конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня (ст. 11) и уровня субъектов федерации (ст. 12), дает юридическое определение понятия «специально уполномоченная государственные органы в области экологической экспертизу (ст. 13), закрепляет самый общий порядок проведения ГЭЭ (ст. 14), определяет статус и обязанности экспертной комиссии (ст. 15), её эксперта (ст. 16) и председателя (ст. 17), а фиксирует различия в юридической силе заключений эксперта комиссии и государственной экологической экспертизы (ст. 18).

Более подробно, чем в законе глава IV закона «Об экологической экспертизе» регламентирует общественную ЭЭ (ст. 20), определяя её объекты (ст. 21), порядок (ст. 22) и условия проведения (ст. 23), правила регистрации ОЭЭ (ст. 24), статус её заключения (ст. 25), права граждан и общественных организаций в этой области (ст. 19). В специальной главе (гл. V) закреплены права (ст. 26) и обязанности (ст. 27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. В общих чертах главой VI определен порядок финансирования ГЭЭ (ст. 28) и ОЭЭ (ст. 29).

Важнейшую роль в механизме реализации данного закона играет глава VII, закрепившая соответствующие виды нарушений (ст. 30) и виды ответственности за нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст. 31), административную (ст. 32), материальную (ст. 33) и гражданско-правовую (ст. 34). В общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст. 35). Закрепляется принцип верховности международного законодательства в области ЭЭ над российским национальным (ст. 36), а также содержатся нормы (ст. 38) о приведении в соответствии с данным законом всех правовых актов Президента, Правительства, ведомств и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам ЭЭ и реализации объектов, подлежащих ей.

Указанные выше федеральные законы формируют основы законодательства в области ЭЭ, но практически, не являясь законами прямого действия, они требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных нормативных и правовых актов Президента и Правительства РФ, ведомств, субъектов федерации и органов местного самоуправления. К данной нормативно-правовой документации в области ЭЭ относятся следующие подзаконные акты:

постановления Правительства РФ

указы Президента РФ

нормативные документы специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ России и территориальных органов этого комитета

приказы

нормативные документы и материалы других ведомств по ЭЭ

документы Минздрава России

документы

документы Госатомнадзора России

документы Росгортехнадзора и иных ведомств

нормативные документы и материалы субъектов федерации в области ЭЭ.

Международные документы.

Существуют и рекомендательные материалы, которые в России не применяются, но берутся в качестве прототипов при подготовке национальных документов в области ЭЭ и ОВОС. (Одним из важнейших международных документов в изучаемой области является Международная Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Конвенция, которую в 1991 году учредил ещё СССР)

Технические документы:

Государственные стандарты, нормы, правила и порядки, перечни и классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВН и др.), а также руководства, методики, методические и др рекомендации, справочные и иные пособия (РД, РДС, ОНД, МУ, МР и т.д.).

Таким образом, можно сделать вывод, что правовая основа является ключевой в экологической оценке любой деятельности.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА

.1 Основания для проведения ЭЭ

Порядок государственной экологической экспертизы закреплен в Главе III Федерального закона "Об экологической экспертизе" (порядок ее проведения - статья 14, положения, касающиеся экспертной комиссии, экспертов и заключения государственной экологической экспертизы - в статьях 15-18), а также в целом ряде подзаконных правовых актов:

Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. №698;

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2008 г. №283 "Об утверждении Административного регламента по исполнению федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня".

Приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 г. N 238 "Об утверждении положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации".

Инженерно-экологические изыскания выполняются для экологического обоснования строительства и иной хозяйственной деятельности с целью предотвращения, снижения или ликвидации неблагоприятных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий и сохранения оптимальных условий жизни населения.

Согласно п. 3.2 СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания и исследования выполняются в соответствии с установленным порядком проведения проектно-изыскательских работ для поэтапного экологического обоснования намечаемой хозяйственной деятельности при разработке следующих видов документации:

. Прединвестиционных концепций, программ, схем отраслевого и территориального развития, комплексного использования и охраны природных ресурсов, схем инженерной защиты, районных планировок и т.п.; задачами инженерно-экологических изысканий являются: оценка экологического состояния территории с позиций возможности размещения новых производств (допустимости дополнительной техногенной нагрузки) для разработки региональных схем расселения, природопользования, территориальных и отраслевых схем и программ развития, районных планировок и т.п.; предварительный качественный прогноз возможных изменений окружающей среды при реализации намечаемой деятельности и её негативных последствий (экологического риска).

. Градостроительной - генпланов городов (поселений), проектов детальной планировки, проектов застройки функциональных зон.кварталов и участков города; задачей инженерно-экологических изысканий является - обеспечение экологической безопасности проживания населения, оптимальности градостроительных и иных проектных решений с учетом мероприятий по охране природы и сохранению историко-культурного наследия в районе размещения города (поселения).

. Предпроектной - обоснований инвестиций в строительство объектов, промпредприятий и комплексов; задачей инженерно-экологических изысканий является - получение необходимых и достаточных материалов и данных для сравнения намечаемых конкурентноспособных вариантов размещения площадок с учетом природно-техногенных условий территории, состояния экосистем и условий проживания населения, а также обоснованного выбора варианта размещения и принятия принципиальных решений, при которых прогнозируемый экологический риск будет минимальным.

. Проектной - проектов и рабочей документации для строительства предприятий, зданий и сооружений. Изыскания для разработки предпроектной документации являются главным этапом инженерно-экологических изысканий для строительства, поэтому на предпроектных стадиях должен быть выполнен основной объем работ по обеспечению ОВОС, осуществлены необходимые прогнозные исследования и проведено согласование со всеми контролирующими, разрешающими и согласовывающим инстанциями.

Регламентом проведения ЭЭ установлены следующие основания проведения:

конкретный перечень объектов (проектов), имеющих нормативно и документировано выраженные требования по своему составу и объему;

решение соответствующего органа законодательной, исполнительной или судебной власти;

инициативное решение самого специально уполномоченного в области ЭЭ государственного органа (органа государственной ЭЭ);

решение органа местного самоуправления или результаты референдума (опроса - для ОЭЭ), выражающие мнение не менее одной трети граждан, проживающих на данной территории.

Исходя из принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой деятельности и обязательности экологической экспертизы, она, очевидно, должна проводиться во всех случаях по указанным в законе объектам - на основании представления материалов в экспертизу. Но отсюда пока ещё не следует прямое основание для её назначения, а только лишь косвенное, определяемое через права и обязанности специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ - это решение соответствующего уровня органа управления. Единственное прямое, законодательно закрепленное основание проведения ГЭЭ относится только к повторной экспертизе, которая осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда (ст. 14) закона.

На уровне подзаконных актов (в Регламенте проведения ЭЭ) основания сформулированы следующим образом - Государственная экологическая экспертиза проводится на основании:

поручений Правительства Российской Федерации;

решений органов государственной власти субъектов РФ (для территориальных органов),

указаний руководства Госкомэкологии России;

заявления заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе;

решения судебных органов соответствующей инстанции;

в порядке выборочной проверки проведения государственной экологической экспертизы специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.

Статья 12 этого же закона конкретизирует случаи проведения повторной экологической экспертизы по объектам, ранее получившим положительное заключение ГЭЭ:

изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды;

доработка объектов ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;

внесение изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ;

реализация объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ; Не менее важным, чем случай и основания, для экологоправовой практики является то, как определяются условия проведения ЭЭ. Ранее не регламентировавшиеся в законодательных актах, они закреплены теперь в законе (ст. 14). Не слишком углубляясь в подробности, к таким условиям по Закону можно отнести: соответствие формы и содержания представляемых материалов установленным требованиям и порядку проведения ГЭЭ; наличие в составе представляемой документации материалов ОВОС, необходимых положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих органов (ведомств); материалов обсуждений объекта ЭЭ с общественностью; предварительная оплата ЭЭ заказчиком документации и др.

Положение «О порядке проведения ГЭЭ» конкретизирует некоторые нормы Закона в отношении государственной ЭЭ, устанавливая, что ГЭЭ организуется и проводится при условиях:

регистрации представляемых материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;

оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления о регистрации и при необходимости - представления заказчиком в установленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы материалов;

соответствие материалов установленным требованиям;

создания экспертной комиссии и назначения приказом по специально уполномоченному органу в области ЭЭ ее состава;

назначения тем же приказом срока проведения ГЭЭ (до 4 месяцев, а в исключительно сложных случаях - до 6 месяцев);

выполнения Регламента государственной экологической экспертизы;

информирования заинтересованных организаций о её результатах все вышеперечисленные условия организации и проведения экологической экспертизы применяются как в случае государственной, так и общественной ЭЭ.

2.2 Этапы проведения экологической экспертизы

Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем виде включает в себя следующие этапы:

. Заказчик экологической экспертизы направляет в уполномоченный орган материалы. Для этого заказчик направляет сопроводительное письмо (письменное обращение) с приложением необходимых материалов в уполномоченный орган. Документация, являющаяся объектом экологической экспертизы, представляется в 2-х экземплярах.

Представляемые на экологическую экспертизу материалы включают:

документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе;

материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке; заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Для отдельных объектов экологической экспертизы (проектная документация для объектов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также для некоторых объектов на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, для олимпийских объектов в Сочи) установлены особенности состава представляемых на экспертизу материалов.

. При комплектности материалов заказчику направляется извещение о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы, смета, счет, сообщается срок проведения экспертизы.

Срок государственной экологической экспертизы составляет:

для простых объектов государственной экологической экспертизы - до 30 дней;

для объектов государственной экологической экспертизы средней сложности - до 60 дней;

для сложных объектов государственной экологической экспертизы - от 60 до 120 дней.

. После получения оплаты уполномоченный орган:

подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения государственной экологической экспертизы;

с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;

подготавливает проект приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы.

. Издается приказ об организации и проведении государственной экологической экспертизы. В приказе указываются: cостав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии); сроки; задание на проведение государственной экологической экспертизы.

. Проводится организационное заседание экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. С экспертами подписываются индивидуальные договоры на возмездное оказание работ (услуг) с руководителем экспертной комиссии и всеми членами экспертной комиссии. Экспертам выдаются индивидуальные задания, утвержденные руководителем комиссии, и документация, подлежащая экспертизе. Ответственный секретарь согласовывает с руководителем и членами экспертной комиссии проект календарного плана работы экспертной комиссии.

. Подготавливаются индивидуальные и групповые заключения экспертов, проводятся заседания экспертной комиссии, на которых обсуждается проект сводного заключения. Руководитель экспертной комиссии подготавливает проект сводного заключения.

. Заключительное заседание экспертной комиссии и подписание сводного заключения (заключения государственной экологической экспертизе).

2.3 Заключение экологической экспертизы проекта

Заключением экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе").

Обсуждается проект сводного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения, затем руководитель и члены экспертной комиссии подписывают акты приемки выполненных работ.

При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе.

При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.

Заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

реализации объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения ГЭЭ.

ГЛАВА 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА «ШТОКМАН»

.1 Основные положения, цели и задачи проекта

Компания «Штокман Девелопмент АГ» - совместное предприятие, зарегистрированное 15 февраля 2008 года для решения задач финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации объектов Первой фазы освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Доли участия в проекте распределены следующим образом: ОАО «Газпром» - 75%, Total S. A. (Франция) - 25%.

Штаб-квартира Компании расположена в г.Цуг, Швейцария. Филиалы Компании открыты в Москве, с.Териберка Мурманской области.«Штокман Девелопмент АГ» будет собственником и оператором инфраструктуры Первой фазы освоения Штокмановского ГКМ на протяжении 25 лет.

В рамках Первой фазы будет добываться 23,7 млрд. м3 природного газа в год.

Штокмановская структура (вероятность существования месторождения) была выявлена в 1981 году в результате комплексных морских геофизических исследований, проведенных специалистами треста «Севморнефтегеофизика» с научно-исследовательского судна «Профессор Штокман», в связи с чем и получила свое название. Тогда же было начато изучение ее геологического строения. В 1985 году структура была подготовлена к оценке бурением. В 1988 году было начато строительство первой поисковой скважины проектной глубиной 4500 метров, которое было завершено 27 июля 1988 г. на глубине 3153 метров. В результате ее испытания были открыты две залежи свободного газа с газовым конденсатом, и на Государственный баланс запасов по состоянию на 1 января 1989 г. впервые поставлены более 2,4 трлн м3 свободного газа промышленных категорий.

Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено в центре шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря на расстоянии около 600 километров к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря в этом районе Баренцева моря достигает 340 метров. По разведанным запасам природного газа Штокман является сегодня одним из крупнейших в мире. Запасы месторождения по категории C1+C2 составляют около 3,8 трлн. м3 природного газа и порядка 37 млн. т газового конденсата.

Разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения создает основу для промышленного освоения углеводородного потенциала арктического шельфа, а также укрепляет позицию России в качестве ведущего игрока не только на европейском газовом, но и на глобальном энергетическом рынке.

Газ, добытый в рамках Штокмановского проекта, будет играть важную роль в поставках голубого топлива на европейский и международный рынки. Штокман определен в качестве ресурсной базы для поставок газа по трубопроводу «Северный поток» в страны Западной Европы, а также для производства российского СПГ, который впоследствии будет реализован на западноевропейском и североамериканском рынках.

Штокман обеспечит долгосрочные поставки энергетического сырья зарубежным партнерам Российской Федерации и станет важным фактором обеспечения энергетической безопасности на европейском континенте.

Программа разработки Штокмановского месторождения предусматривает полный цикл освоения месторождения, от исследований до переработки и транспортировки, и рассчитана на три фазы. Первая фаза освоения месторождения предусматривает добычу 23,7 млрд м3 природного газа в год.

Важность Штокмановского проекта определяется несколькими факторами. Проект создаст основу для дальнейшей разработки арктического шельфа. Штокман на длительный срок укрепит энергетическую безопасность на региональном, европейском и глобальном рынках, поставляя газ, необходимый для удовлетворения растущего спроса на энергоресурсы. Диверсификация экспортных продуктов (трубный газ и СПГ), а также маршрутов их вывода на глобальный рынок сбыта сделает поставки газа более гибкими и потому - надежными.

Кроме того, Штокмановский проект создаст базу для переноса в Россию современных технологий управления, проектирования и производства промышленной продукции для освоения морских месторождений углеводородов и, что немаловажно, обеспечит загрузку производственных мощностей российских промышленных предприятий в условиях глобального экономического кризиса.

Штокман - стратегический российский проект для дальнейшей разработки арктического шельфа. Запасы углеводородов в Арктическом бассейне, по некоторым оценкам, достигают 200 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте. Это означает, что Арктика может содержать более четверти еще не разведанных мировых запасов углеводородного сырья. Штокмановский проект открывает собой эпоху промышленного освоения Арктики.

Штокман на долгий срок укрепит энергетическую безопасность.

По разведанным запасам природного газа Штокман сегодня входит в десятку крупнейших месторождений в мире, его запасы оцениваются в 3,9 трлн м3 природного газа и около 56 млн т газового конденсата. Этот объем сопоставим с мировым потреблением газа на протяжении 1,3 года и на долгое время обеспечит добычу газа для поставки на целевые рынки.

Не менее важен перенос опыта и знаний. Одной из важнейших задач в рамках проекта является привлечение максимального числа российских предприятий. Российские промышленные предприятия, работая в консорциуме с ведущими мировыми нефтегазовыми компаниями, получат бесценный опыт проектирования и производства промышленной продукции для освоения морских месторождений углеводородов. Участие российских компаний в освоении Фазы 1 Штокмановского проекта станет стартовой площадкой для их участия в реализации последующих фаз.

Сегодня и в будущем одной из приоритетных задач является минимизация или полное устранение возможных негативных факторов, связанных с реализацией проекта. Для этих целей в ходе проекта будут применяться самые строгие стандарты в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды. В ходе реализации проекта «Штокман Девелопмент АГ» будет систематически и на высоком профессиональном уровне осуществлять контроль всех рисков, связанных с ее деятельностью.

Стандарты безопасности будут применяться на нескольких уровнях:

детальный технический дизайн проекта

использование современного оборудования

использование высококачественных материалов

внедрение комплексной системы обеспечения и контроля качества (QA/QC)

мониторинг строительства и эксплуатации

Принимая во внимание масштабы и сложность Штокмановского проекта, «Штокман Девелопмент АГ» принимает на себя повышенные обязательства по сохранению окружающей среды, минимизации возможного негативного воздействия на уникальную и уязвимую экосистему акватории Баренцева моря и его прибрежной территории.

Политика «Штокман Девелопмент АГ» по охране окружающей среды придает экологическим вопросам первоочередное значение на всех уровнях организационной структуры компании и требует соответствия высочайшим российским и международным стандартам в области охраны окружающей среды.

В целях обеспечения максимальной безопасности при строительстве и последующей эксплуатации объектов морской и береговой инфраструктуры в рамках Штокмановского проекта специалисты компании тщательно прорабатывают технический дизайн проекта, формируют комплекс регулярных мер по обеспечению безопасности.

Компания «Штокман Девелопмент АГ» привлекла известные европейские и российские компании для проведения масштабных исследований и изысканий в зонах воздействия проекта: морской, прибрежной, береговой. Данные, полученные в ходе изыскательских работ, используются для изучения состояния окружающей среды и учитываются при разработке технического дизайна проекта для того, чтобы свести любое экологическое воздействие к минимуму.

3.2 Экологическая экспертиза проекта

экологический экспертиза проект штокман

В отношении Штокмановского проекта экологическое сопровождение имеет, пожалуй, особенное значение. Проект связан с освоением шельфа высокоширотных районов, и, соответственно, связан со значительными экологическими рисками. В первую очередь они обусловлены сложными природно-климатическими условиями, в которых будет реализовываться проект, а также экологическими ограничениями, связанными с уязвимостью морских экосистем, наличием ряда промысловых и редких видов биоты в районе. Кроме того, район Штокмановского проекта - зона интенсивного судоходства и размещения российских военно-морских сил.

Эколого-биологические исследования района Штокмана начаты давно, и в их реализации принимают участие крупные известные научные коллективы различных отраслей: ММБИ, ПИНРО, ААНИИ, АМИГЭ и др. Результатом выполненных работ стал накопленный за много лет обширный материал, дающий ретроспективные данные о состоянии и динамике основных компонентов природной среды.

Экологическое сопровождение проектов нефтегазового освоения, согласно действующему законодательству, включает в себя следующие взаимосвязанные стадии: проведение инженерно-экологических изысканий, разработку природоохранных разделов (перечень мероприятий по ООС, ОВОС) в проектной документации, разработку и реализацию программ экологического мониторинга, проведение экологического аудита предприятия.

В случае освоения ШГКМ мы имеем дело с очень крупным и разнородным по природным условиям объектом - морская акватория лицензионного участка месторождения, более 500 км трассы подводного трубопровода, пересекающего различные участки Баренцева моря, сухопутный участок строительства завода сжиженного природного газа (СПГ) и окружающая его зона литорали и сублиторали. На все эти разнородные природные системы будет оказываться воздействие в ходе подготовительных, строительных работ и эксплуатации Штокмана. Эти обстоятельства определили комплексный подход к проведению ИЭИ в рамках Штокмановского проекта и они же требуют подобного подхода к проведению последующих стадий экологического сопровождения, в частности - экологического мониторинга.

В начале этой цепочки стоят инженерно-экологические изыскания (ИЭИ), которые должны предоставить разработчикам проекта и недропользователям информацию об исходном (фоновом) состоянии окружающей среды территории, на которую планируется оказать воздействие при строительстве, обустройстве и эксплуатации объекта. Чем более подробна и актуальна будет собранная информация о территории предполагаемого размещения объекта в ИЭИ, тем более вероятно принятие взвешенных и экологически правильных решений по строительству, эксплуатации и консервации планируемого объекта в дальнейшем. При этом важно оценить не только состояние естественных природных экосистем, но и уровень их уже имеющейся антропогенной трансформации в результате предыдущей хозяйственной деятельности, а также имеющиеся экологические риски и ограничения.

В составе ИЭИ были выделены 3 крупных блока - сухопутные (береговые) ИЭИ, прибрежные ИЭИ и морские ИЭИ. Генеральным подрядчиком по проведению экологических изысканий была определена компания ООО «ФРЭКОМ». Для проведения комплекса работ по ИЭИ, включающим разнообразные исследования - от радиологических до социальных - компанией «ФРЭКОМ» был сформирован коллектив соисполнителей, включающий, в первую очередь, профильные региональные научные и научно-производственные организации, имеющий большой опыт работ в регионе и конкретно в зоне освоения ШКГМ - ФГУП ПИНРО, АМИГЭ, Мурманская ГМС, а также организации из других регионов - НПО «Тайфун», ФГУП «Урангео», Институт истории материальной культуры РАН и др.

Отдельной задачей являлось обобщение большого массива имеющихся данных по экологической обстановке в зоне ШГКМ, в особенности - в морской его части, и использование этих данных. Разработанная программа ИЭИ по всем трем блокам в процессе проведения изысканий подвергалась корректировке и расширению в результате постоянного анализа на семинарах Scoping.

Морские и прибрежные ИЭИ проводились с использованием научного флота ФГУП ПИНРО. Наблюдения проводятся во все 4 сезона 2008 г. особое внимание уделялось следующим аспектам: рыбо-хозяйственному значению, а также высокому уровню биоразнообразия и продуктивности районов ШГКМ и трассы; наличию интенсивного судоходства и баз ВМФ в районе как потенциальных источников загрязнения.

Были проведены океанографические, гидрохимические исследования, оценка донных отложений, гидробиологические исследования в отношении всех групп морских организмов, включая нейстон, как наиболее уязвимую группу при возможных авариях и загрязнении, исследования орнитофауны морских и прибрежных районов. Отдельно исследовалась береговая полоса от губы Долгой до губы Опасова - как зона возможного воздействия проекта.

Сухопутные ИЭИ проводились в 2007-2008 г. в составе комплексных инженерных изысканий и охватывали участок от пос. Териберка-Лодейное до губы Опасова. На данной территории изучено современное состояние всех компонентов экосистем, включая водоемы суши, проведена подробная оценка геохимической и радиоэкологической обстановки. Важнейшими аспектами сухопутных исследований были: выявление редких и охраняемых видов флоры и фауны, ценных и уязвимых биотопов и ландшафтов, рыбо-хозяйственная оценка, в особенности для водоемов, имеющих нерестовое значение и рекомендации по его сохранению, изучение опасных экзогенных процессов. Проведены исследования по оценке биоразнообразия территории, в том числе биоиндикационными методами (почвенная мезофауна).

Особым блоком ИЭИ являлись социальные исследования. Они проводятся с соблюдением российских требований и рекомендаций международных финансовых институтов. Эти работы должны стать основой социального мониторинга и социальной политики недропользователей в регионе реализации Штокмановского проекта. В ходе работ по результатам анкетирования и опросов в населенных пунктах, изучения статистики и архивных материалов будут выявлены социальные риски, ожидания местного населения от проекта, намечены пути взаимовыгодного сотрудничества. Кроме того, проведено полное историко-археологическое обследование территории с фиксацией археологических, а также историко-культурных объектов.

3.3 Заключение экологической экспертизы

В октябре 2008 года Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) выдала положительное заключение государственной экологической экспертизы по обоснованию инвестиций в проект обустройства первой очереди Штокмановского месторождения с производством и морской транспортировкой сжиженного газа. Соответствующий приказ N381 был подписан 13 октября. Заключение ГЭЭ действует в течение 5 лет.

В 2007-2009 годах «Штокман Девелопмент АГ» реализовала масштабную программу инженерно-экологических изысканий в морской, прибрежной и береговой зонах. Полученные сведения используются для изучения состояния окружающей среды и учитываются при проработке технического дизайна проекта, для того чтобы свести к минимуму негативное экологическое воздействие. На данный момент выбрана оптимальная технология обустройства морского добычного комплекса и прокладки подводных трубопроводов. По всем морским объектам получено положительное заключение Государственной Экологической Экспертизы.

В рамках второй и третьей фаз Штокмановского проекта в районе поселка Териберка Мурманской области должен был появиться морской порт, в котором бы осуществлялась перевалка добываемого на месторождении газа, транспортируемого в сжиженном состоянии. Заказчиком проекта, а также инициатором проведения экологической экспертизы является ООО «Газпром добыча шельф», дочернее предприятие ОАО «Газпром».

В 2013 году по результатам проверки Росприроднадзор признал строительство порта нецелесообразным. Тем не менее, препятствием для реализации планов по Штокману в длительной перспективе этот факт не станет. По неоднократным заявлениям должностных лиц и реализаторов проекта, он остается одним из приоритетов российской нефтегазовой отрасли. Запасы месторождения оцениваются примерно в 3,9 трлн кубометров газа и 56,1 млн тонн газового конденсата. (Приложение 1)

Реализаторам не удалось доказать экологическую безопасность по отношению к окружающей среде, поэтому деятельность проекта была временно приостановлена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях экологическая экспертиза становится основным элементом принятия решения на любом уровне управления. В первую очередь, это связано с переходом от административных методов регулирования экономики к рыночным, что предусматривает развитие независимой экологической экспертизы как одного из важнейших инструментов в процессе принятия решений.

Будущие поколения должны иметь такие же возможности удовлетворения потребностей, как и нынешнее. Для этого совокупный природный и экономический потенциал, оставляемый для них, должен быть сохранён или приумножен в результате намечаемой деятельности.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии законодательством, практически все проекты, перед тем, как они будут представлены на утверждение, обязательно должны пройти такую процедуру, как государственная экологическая экспертиза проектов. Важность и необходимость этой процедуры обуславливается тем, что охрана природы - общественно необходимая деятельность. Следует понимать, что затраты государства на охрану природы не менее важны, чем другие экономические и социальные общественно необходимые затраты (на культуру, спорт, образование, здравоохранение и т.д.) Деятельность по охране природы преследует как социальные цели, так и хозяйственные (сохранение механизмов воспроизводства природных ресурсов), что создает надежные предпосылки устойчивого развития государств.

Сегодня экологическая экспертиза является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института, которые, безусловно, нужно устранять, к примеру, путем повышения контроля и отказа от рассмотрения проектов законодательных актов, если они не сопровождаются заключением Государственной экологической экспертизы или заключением об отсутствии необходимости ее проведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 21.07.2014 N 219-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2014) [Электронный ресурс]. (дата обращения: 03.04.15)- СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

.Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 12.02.2015) [Электронный ресурс]. - (дата обращения: 03.04.15)- СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе»от 22.09.08 № 942 с изм. 11.06.13, САПП. 2013. № 39. [Электронный ресурс] - URL:#"justify">.Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" № 698 от 11.06.1996 г. (ред. 13.02.14) [Электронный ресурс]: - (дата обращения: 29.03.15) - СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

.Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Перечня нормативных документов, рекомендуемых киспользованию при проведении ГЭЭ и при составлении экологическогообоснования хозяйственной и иной деятельности»от 25.09.2013, № 397[Электронный ресурс]: - (дата обращения: 08.04.15) - СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

.Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Регламента проведения ГЭЭ»от 17.06.2010 № 280 [Электронный ресурс].(дата обращения: 03.04.15) - СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

.Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ. РДС И-201-95. Госстрой РФ. М., 2012.[Электронный ресурс]. - URL: #"justify">.Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности от 29.12.2011, № 539. - М.: БЕК, 2011, 324 с.

.Методические указания по проведению государственной экологической экспертизы. Главная экологическая экспертиза. - М.: БЕК, 2014, 93 с.

.Арустамов Э. А. Природопользование. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский Дом «Дашков и К». 2010.-284 с.

.Бринчук М.М. Экологическое право. - М.: Юристъ. 2011. - 236 с.

.Бринчук М. М. и др. Комментарии к федеральному закону "Об экологической экспертизе". - М.: Космо, 2013, 98 с.

.Букс И. И., Фомин С. А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. - М.: Дело,2011. - 243 с.

.Ерофеев Б. В. Экологическое право России. - М., 2012. - 648 с.

.Матвеев А.В., Котов В.П. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. - СПб:СПбГУАП. 2014. - 104с.

.Крассов О. И. Экологическое право. - М.: Дело, 2011. - 350 с.

.Компания «Штокман» [Электронный ресурс]. -URL:#"justify">.ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. - URL:#"justify">.Полковников А.В.Управление проектами. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. - 203 с.

.Реймерс Н. Ф. Природопользование. - М.: МысльЮ2010. - 637 с.

.Управление проектами. / Под общ.ред. И.И. Мазура.- М.:Омега-Л,2013.- 960с.

.Управление Росприроднадзора по Мурманской области [Электронный ресурс]. - URL:#"justify">.Фомин С.Л. Экологическая экспертиза (под общей ред. В.И. Данилова-Данильяна) - М.:МНЭПУ, 2014.-546 с.

.Фомин С.А Государственная экологическая экспертиза. - М.: Юристъ.2012. - 201 с.

.Хотулева М. В., Черп О. М. и др. Как организовать общественную экологическую экспертизу. Рекомендации для общественных организаций. - М.: МНЭПИ, 2014. - 112 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Информация об объектах государственной экологической экспертизы федерального уровня (по состоянию на 13.09.2013)

Морской порт в губе Териберская» (в составе инвестиционного проекта «Комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения. 2 и 3 фазы»)ООО «Газпром добыча шельф»021877/32 от 05.09.12Материалы комплектныСчет 147 от 16.10.12ОплаченПриказ Росприроднадзора № 677 от 14.12.12, срок работы 3 месяцаСостоялось Приказ об утверждении заключения от 14.03.2013 № 123. Отрицательное заключение Техническая документация на установку по обезвреживанию твердых (в том числе ртутьсодержащих) отходовООО «Челнок-Санкт-Петербург024023/32 от 01.10.12Материалы комплектныСчет 143 от 03.10.12ОплаченПриказ Росприроднадзора № 676 от 14.12.12, срок работы 3 месяцаЗаседание состоялось 20.12.12 в 16 часовПриказ об утверждении заключения от 14.03.2013 № 124. Отрицательное заключение

Похожие работы на - Экологическая экспертиза проекта (на конкретном примере)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!