Регламентация социальной поддержки инвалидов нормами трудового права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,8 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регламентация социальной поддержки инвалидов нормами трудового права















Выпускная квалификационная работа

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ НОРМАМИ ТРУДОВОГО ПРАВА

Содержание

Введение

Глава 1. Защита инвалидов как социальная проблема

.1 Проблематика инвалидности

.2 Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов

Глава 2. Трудовые отношения с инвалидами

.1 Особенности приема на работу инвалидов

.2 Особенности трудовых отношений с инвалидами, складывающихся в процессе работы

Глава 3. Выплаты и гарантии инвалидам

.1 Гарантии инвалидам при сокращении штата предприятия

.2 Выплаты инвалидам, установленные законодательством

Глава 4. Трудности в трудоустройстве инвалидов

.1 Индивидуальная программа реабилитации и ее помощь инвалидам в трудоустройстве

.2 Проблематика трудоустройства инвалидов

Заключение

Библиографический список

Введение

Каждый человек, на мой взгляд, имеет право на социальное обеспечение, но только по мере нужды. Так, к особо нуждающимся можно приписать инвалидов, людей с ограниченными возможностями.

Инвалиды - люди, заслуживающие достойной жизни, и государство должно способствовать улучшению и упрощению жизни таких граждан в обществе.

Конституцией установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Этот принцип, в частности, касается и помощи всем нуждающимся, в особенности, инвалидам, которым нужна поддержка со стороны государства и, конечно, содействие в сфере труда, где людям с ограниченными возможностями приходится преодолевать определенные препятствия, чтобы зарабатывать на жизнь. Ведь ограниченность в выполнении определенных функций не лишает человека возможности заниматься любимым делом, оставляя возможность для посильной работы. В то же время инвалидность дает право на получение определенных льгот и выплат, которым наше государство все-таки уделяет внимание. Социальная поддержка, оказываемая со стороны государства, со временем приобретает все более значительный характер с целью сокращения дистанции, возникавшей между человеком здоровым и ограниченным в возможностях.

Инвалиды не должны быть отвергнуты обществом и их права не должны ущемляться. Так, понятие «человек с ограниченными возможностями» всего лишь официальное определение слова «инвалид». На деле у многих из этих людей колоссальный потенциал и огромное желание служить Родине, чем-то увлекаться, заниматься любимым делом и вести достойную жизнь.

Данная тема особенно актуальна и интересна в настоящее время, поскольку на сей день государство может предложить инвалидам не только определенные льготы и гарантии, но кроме того - различные виды социальной поддержки в виде содействия занятости, трудоустройства, в виде стимулирования к работе инвалидов на специализированных рабочих местах и предприятиях, а также к работе на дому, что значительно упростит жизнедеятельность таких граждан.

Целью данной работы является исследование видов социальной поддержки инвалидов в области трудоустройства, изучение нормативно-правовой базы по данной тематике и изучение работы государства по улучшению предоставления социальной поддержки инвалидам в сфере труда.

Глава 1. Защита инвалидов как социальная проблема

.1 Проблематика инвалидности

На сегодняшний день инвалидов можно отнести к наиболее социально незащищённой категории населения.

Инвалиды, по общему определению, - люди, у которых возможности их личной жизнедеятельности в обществе ограничены в связи с их физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Проблема инвалидности - это проблема общества, которое создает огромное количество барьеров, которые мешают человеку с инвалидностью инвалидностью реализовывать его права. Этот основополагающий принцип заставляет общество уничтожать барьеры - физические, информационные, доступ к правосудию и другие, которые создавались веками и от которых в один момент тяжело избавиться. Но это основное, с чем надо бороться".

Массовая проблематика инвалидности состоит в том, что доходы инвалидов гораздо ниже средних, в то время как потребности в медицинском, а также в социальном обслуживании намного выше. Более того, они в меньшей степени имеют возможность получить образование, а большинство просто не в состоянии заниматься трудовой деятельностью. Многие из них не имеют семьи и не желают участвовать в общественной жизни, боясь быть отвергнутыми обществом. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе явно в дискриминируемом меньшинстве. И хотя люди с ограниченными возможностями и, кроме того, их семьи до сих пор сталкиваются с барьерами во взаимопонимании с обществом, некоторые вещи свидетельствуют о том, что, в общем и целом, социальное отношение к таким людям и политика страны в этой сфере со временем изменились: на смену отсутствия внимания и даже отвержения пришло признание их прав и свобод, согласие на полноценное участие их в жизни общества. Такое изменение в законодательстве как принятие новых законов о защите инвалидов, учреждение реабилитационных центров - все это свидетельствует об изменяющейся со временем социальной политике по отношению к инвалидам.

.2 Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов

В Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые. Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами. Основную долю в общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы - 64 процента. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 процентов. Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач современной политики Российской Федерации.

За последние 30 лет в России успела сложиться стойкая тенденция и формирование политики, где правительство самых разных стран разрабатывают решения проблем инвалидов и оказывают некую помощь государственным и общественным организациям с реализацией политики, адресованной инвалидам и в ее определении.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов:

. Государство несет ответственность за устранение условий, приводящих как следствие к инвалидности, и решает вопросы, связанные непосредственно с последствиями инвалидности.

. Государство обеспечивает людям с ограниченными возможностями шанс добиться равного с другими гражданами уровня жизни, в частности касательно доходов, образования, занятости, трудоустройства, здравоохранения, участия в жизни общества.

. Инвалиды имеют право жить в обществе, стремящимся сформировывать условия полноправной жизни инвалидов, или, иначе говоря, так называемую безбарьерную среду.

. Инвалиды имею равные права с другими гражданами нашего общества. К компетенции государства относится формирование способов признания, обеспечения и реализации их прав и обязанностей как членов общества.

. Государство стремится к одинаковой доступности мер социальной политики в отношении инвалидов по всей территории России, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

. При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Отечественная политика в данное время является главным публичным механизмом, касательно определения, категоризации и утверждения инвалидности и по сей день остается фундаментальной в построении и поддержании зависимого статуса инвалидов.

Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:

Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

Наличие особого антидискриминационного законодательства в отношении к инвалидам.

Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.

Наличие неправительственных организаций инвалидов.

Возможность доступа инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности и даже политических прав.

Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

Кроме того, современные российские законы в сфере поддержки и помощи людям с ограниченными возможностями по содержанию приближены к нормативно-правовым актам и принципам, принятым во всем мире.

Глава 2. Трудовые отношения с инвалидами

Невзирая на ограниченность в возможностях и определенных функциях, многие инвалиды не утратили трудоспособность и готовы продолжать свою трудовую деятельность. Право каждого человека на труд провозглашается Конституцией РФ. Никто не вправе запретить им трудиться и зарабатывать. Напротив, государство всячески поощряет желание работать и создает определенные условия для инвалидов, способствуя более простому поиску работы и введя в законодательство ряд мер по упрощению процесса работы.

.1 Особенности приема на работу инвалидов

В соответствии с Законом, занятостью признается деятельность граждан, которая связана с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречит законодательству Российской Федерации, которая приносит, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми являются граждане:

работающие по трудовому договору, в частности выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны государства путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Квотирование рабочих мест входит в систему методов социальной защиты инвалидов, предусмотренную Конституцией Российской Федерации, нормами международного права в сфере занятости, действующим федеральным законодательством. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) ;

резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов. Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150;

стимулирования создания предприятиями, учреждениями, оранизациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 г. N 394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» стимулирование проводится путем:

а) выплаты работодателям из местных бюджетов и иных источников компенсации на покрытие доходов, недополученных вследствие применения на их предприятиях, в учреждениях и организациях труда инвалидов, применения других мер стимулирования их деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

б) оказания всемерной поддержки и помощи предприятиям, учреждениям и организациям, взявшим на себя полностью или частично функции по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

г) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, которые содержат комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности;

д) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, в том числе и обучения предпринимательской деятельности. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Трудовой Кодекс, как известно, гласит, что всем работодателям запрещается любое, будь то прямое или же косвенное, ущемление в правах, а также установление непосредственных или второстепенных привилегий при заключении трудового договора «в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников...».

Для выполнения работодателем требований законодательства, касательно запрещения ущемления прав инвалидов по причине их социального статуса, законодательство устанавливает специальные требования к российским организациям. Чтобы обеспечить инвалидам гарантированность трудовой деятельности и отсутствие в ней дискриминации закон обязывает:

·органы государственной власти устанавливать организациям квоту инвалидам при приеме на работу, которая определяется в процентном соотношении к среднесписочному количеству работников. От выдачи квот рабочих мест освобождены лишь общественные объединения инвалидов, а также сформированные ими же организации, уставный капитал которых содержит взносы общественного объединения инвалидов. При этом организационно-правовая форма и форма собственности организации, обязанной устанавливать квоту, не имеет значения, но численность работников в ней должна составлять более 100 человек;

·органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливать ограниченное количество специальных рабочих мест, имея под собой цель - трудоустройство инвалидов в каждой организации, предприятии, учреждении в рамках утвержденной квоты.

Под специальными рабочими местами для трудоустройства инвалидов подразумеваются рабочие места, которые требуют вспомогательных мер по организации труда, в том числе и приспособление основного и второстепенного оборудования, автоматического и специального оснащения, дополнительного оборудования и снабжения техническими устройствами и приборами, учитывая индивидуальные возможности инвалидов. К примеру, если сотрудник-инвалид, не может самостоятельно передвигаться без инвалидного кресла, работодатель обязан обеспечить доступный вход в здание, путем строительства пандуса.

Работодатель в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, таким образом, обязуется:

устанавливать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

·создавать инвалидам условия труда, соответствуя непосредственно индивидуальной программой реабилитации инвалида;

·в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Анализируя нормы Трудового кодекса РФ, Закон о социальной защите инвалидов и иные нормативно-правовые акты, можно вывести определенное заключение из вышеизложенного. Работодатель даже при неимении зарезервированных конкретно для инвалидов рабочих мест или квоты для приема инвалидов не имеет права отказать в приеме на работу инвалиду, при учете, что условия труда по должности, на которую претендует инвалид, будут соответствовать условиям труда, которые непосредственно рекомендованы индивидуальной программой реабилитации. Однако законодательство не запрещает задавать и другие требования, не запрещенные Трудовым кодексом РФ, а также определять необходимые условия приема на соответствующую должность: наличие определенной квалификации, навыков, умений, специального образования, опыта работы, знание каких-либо языков и т.д.

В то же время, если работодатель в пределах установленной квоты отказывает инвалиду в приеме на работу, ссылаясь, к примеру, непосредственно на здоровье работника, или же необоснованно отказывает в его регистрации в качестве безработного, работодатель облагается административным штрафом «на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей».

При принятии инвалида на работу, работодателям или же кадровым работникам следует помнить о требовании касательно содержания трудового договора. Иначе говоря, если инвалид все-таки принят на работу, то для него должно быть создано рабочее место, безопасное для здоровья и оптимальное для нормальной работы, и, кроме того, особые условия труда должны быть обязательно подстроены под инвалида. Условия труда лица с ограниченными возможностями всегда будут отличны от обычных условий труда со здоровыми гражданами, и, следовательно, они должны быть в обязательном порядке отражены в трудовом договоре.

.2 Особенности трудовых отношений с инвалидами, складывающихся в процессе работы

Касательно трудовых отношений, законодательство РФ всегда, как правило, на стороне работника, нежели работодателя. Так, во благо здоровью и в качестве предотвращения нарушения охраны детского труда, Трудовым Кодексом запрещается работать несовершеннолетним в ночное время суток. Та же ситуация обстоит и с инвалидами. Последним строго воспрещается устанавливать в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условия труда инвалидов, как-либо ухудшающие их положение в сравнении с другими работниками. То есть, работодатель не имеет права как-то ущемлять права работника касательно, например, оплаты труда, режима рабочего времени или времени отдыха, продолжительности ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и тому подобное.

Приводя сравнение, стоит заметить, что, наряду с другими работниками, инвалиды имеют явные преимущества, которые к тому же установлены законодательно.

Во-первых, наряду с несовершеннолетними инвалиды работают по сокращенной продолжительности рабочего времени для инвалидов I и II группы - не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Во-вторых, ежегодный отпуск инвалидов составляет не менее 30 календарных дней, в отличие от стандартного 28-дневного. Причем долгосрочный отпуск полагается в независимости от факта и длительности инвалидности, то есть совершенно не важно был ли сотрудник инвалидом в течение всего рабочего года, за который ему предоставляется отпуск, или же он заболел через некоторое время после преступления к работе. Факт наступления инвалидности, подтвержденный соответствующими документами, уже дает право на получение долговременного отпуска.

Следует также учитывать, что если после установления инвалидности сотрудник вдруг увольняется, компенсацию за отпуск ему следует выплатить пропорционально времени, когда он был признан инвалидом. То есть за то время пока сотрудник был здоров ему предоставляется отпуск из расчета 28 календарных дней за рабочий год, в то время как за ту часть, которая приходится на период после признания сотрудника инвалидом, - из расчета 30 календарных дней за рабочий год.

В отличие от других сотрудников у работника-инвалида есть привилегия не просить, а того более - требовать отпуск, однако заработная плата при этом не сохраняется. При этом работодатель не вправе отказать в предоставлении такого отпуска. Более того, написав письменное заявление, работник-инвалид имеет право претендовать на «неоплачиваемый отпуск до 60 календарных дней в году». Однако Трудовой Кодекс не установил обязанность работодателя предоставлять отпуск такому сотруднику именно в то время, когда удобно именно сотруднику, поэтому вопрос о времени предоставления отпуска разрешается обоюдно, по взаимному согласию сторон.

В-третьих, еще одним особым преимуществом сотрудников-инвалидов является продолжительность ежедневной работы, или смены, которая может устанавливаться «в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Законодателем установлены и более жесткие ограничения в части привлечения инвалидов: к сверхурочным работам. Так, работодатель не имеет права привлекать к ним работников-инвалидов без их согласия, которое к тому же будет действительно только при отсутствии запрета на них медицинским заключением.

Похожая ситуация обстоит с работой в выходные и нерабочие праздничные дни, а также с работой в ночное время, то есть с десяти вечера до шести утра. Инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом на отказ от работы и могут допускаться к такой работе только в крайнем случае и при условии, что это не запрещено опять же медицинским заключением по состоянию здоровья.

Привлечение данной категории работников к таким работам допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (ст. 96 ТК РФ, ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов). При этом на работодателя возлагается обязанность в письменной форме ознакомить инвалида со своим правом отказаться от данных видов работ.

Глава 3. Выплаты и гарантии инвалидам

Российское законодательство предусматривает определенные льготы для работающих инвалидов, направленные на создание условий для их возможности реализовывать свое право на труд, на создание оптимальных условий их безопасной работы, на недопустимость дискриминации инвалидов при трудоустройстве и увольнении с работы.

.1 Гарантии инвалидам при сокращении штата предприятия

Трудовое законодательство в отношении разных категорий работников устанавливает гарантии при сокращении численности штата предприятия, в частности, это касается и инвалидов.

Особое право остаться на своем рабочем месте при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации в числе прочих категорий работников имеют:

·работники, получившие в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

·инвалиды Великой Отечественной войны;

·инвалиды боевых действий по защите Отечества.

Помимо указанных лиц преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата имеют:

·инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;

·инвалиды вследствие воздействия радиации в результате аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и члены их семей, потерявших кормильца из числа вышеуказанных граждан-инвалидов, если смерть такого гражданина явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

.2 Выплаты инвалидам, установленные законодательством

Как и в случае с отпусками, временная нетрудоспособность, по которой выплачивается пособие, может изрядно затянуться. Согласно законодательству, инвалид, являясь лицом застрахованным, может отсутствовать по причине болезни до 4 месяцев подряд и 5 месяцев в общей сумме, если заболевание при этом не является туберкулезом. В то время как другие сотрудники, не являющиеся инвалидами, не имеют, как правило, такие привилегии, за исключением особых случаев.

Касательно туберкулеза стоит отметить, что при заболевании им лиц ограниченных в возможностях пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности или до дня пересмотра группы инвалидности как следствие заболевания.

При заболевании указанных лиц туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности или до дня пересмотра группы инвалидности вследствие заболевания туберкулезом.

Что касается размера пособия по временной нетрудоспособности, то работникам-инвалидам высчитывается по тому же принципу, что и «обычным» гражданам.

Глава 4. Трудности в трудоустройстве инвалидов

.1 Индивидуальная программа реабилитации и ее помощь инвалидам в трудоустройстве

Каждому инвалиду федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы индивидуально разрабатывается программа реабилитации, включающая в себя перечень различных мероприятий по реабилитации, восстановлении способностей инвалида к бытовой, общественной и, в особенности, профессиональной деятельности, в зависимости от его потребностями, учитывая его социальный статус и реальные возможности.

С целью разрешения проблемы профессиональной реабилитации органы службы занятости населения оформляют договоры, разрабатывают и осуществляют на практике мероприятия совместно с разного рода заинтересованными организациями: органами социальной защиты, бюро медико-социальной экспертизы, объединениями работодателей.

Органы службы занятости населения близко содействуют с бюро медико-социальной экспертизой. Уполномоченные сотрудники бюро снабжают их информацией об инвалиде: о его образовании, его социально-бытовом, социально-экономическом и социально-средовом статусах; длительности, динамике и группе инвалидности, что уже дает возможность оценивать потенциал на выздоровление инвалида и его силы, состояние психики, качественность работоспособности. Органы занятости получают таким образом отчет о профессиональных интересах, об обучаемости и уровне образования, а также определяют самостоятельно показанные, как и противопоказанные условия труда, рекомендованные профессии или должности.

Работа по профессиональной реабилитации связана с решением многих проблем.

Прежде всего, стоит заметить, что трудоустроиться инвалидам, исходя из медицинских рекомендаций кране сложно, имея под собой причину численного превышения инвалидов, которые тоже нуждаются в трудоустройстве, в поиске подходящий вакансий и не могут найти подходящую по причине профессионально-квалификационного дисбаланса спроса и предложения этой особой категории рабочей силы. Эта проблема, к сожалению, всегда способствовала присвоению статуса «безработных» большей части зарегистрированных инвалидов.

Кроме того, в разделе «Профессиональная реабилитация» рекомендации по труду указываются порой без учета профессиональных навыков. Таким образом, инвалид зачастую просто не получает должной необходимой ему помощи в реабилитации своих способностей и, напротив, попросту их теряет.

Для основного числа инвалидов, которые обращаются с вопросами регистрации с целью поиска подходящей работы, в индивидуальной программе реабилитации указывается очень узкий и не актуальный для современности список профессий. К примеру, вахтер, контролер, лифтер. В большом количестве обычно такие специалисты не требуются. Однако эти специалисты обычно не требуются в большом количестве, иными словами, всех нуждающихся в заработке инвалидов органы занятости просто не устроят при все желании и нужде инвалидов в работе. Имелись даже случаи, когда инвалиды не были ознакомлены с рекомендациями по работе и отказывались от предлагаемых им вариантов трудоустройства: в итоге те ссылались на то, что не могут трудиться, не желая работать в столь не привилегированных должностях.

И, таким образом, в связи с тем, что очень узкий список профессий, изложенных в индивидуальной программе реабилитации не может позволить трудоустроить часть инвалидов, смотря на вещи реально, инвалиды не имеют мотивации трудиться и, являясь безработными некоторое время, вскоре вновь обращаются для регистрации в качестве безработного.

Проблема состоит также в осознании факта того, что при оформлении новой индивидуальной программы реабилитации инвалидов предыдущая работа службы занятости с этими гражданами просто не учитывается, также отсутствуют предложения по профильной подготовке и переподготовке инвалида.

Еще более сложная ситуация обстоит с детьми-инвалидами. Чтобы стать востребованными на рынке труда, они нуждаются в высоком уровне образования и профессиональной подготовки и практики. Однако на сей день общество не стремиться предлагать им гарантированную, возможность стать полноценными его членами и быть востребованными на рынке труда равна фактически нулю.

Профессиональное обучение безработных инвалидов включает в себя следующие виды обучения:

профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;

переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;

обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;

повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;

профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности) ;

повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1285 «О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» основными задачами лечебно-трудовой деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являются трудовая терапия и улучшение общего состояния здоровья граждан, их трудовое обучение и переобучение с целью освоения новой профессии в соответствии с их физическими возможностями, медицинскими показаниями и иными обстоятельствами.

Вовлечение граждан в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе с учетом их состояния здоровья, интересов, желаний и на основании заключения врача стационарного учреждения (для инвалидов - в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертной комиссии).

В стационарных учреждениях организуются разнообразные виды лечебно-трудовой деятельности, отличающиеся по своему характеру и сложности и отвечающие возможностям граждан с различным уровнем интеллекта, физического дефекта, остаточной трудоспособности. Лечебно-трудовая деятельность может организовываться также в виде работы в подсобных сельских хозяйствах стационарных учреждений.

Лечебно-трудовая деятельность граждан в стационарных учреждениях проводится инструкторами по труду и инструкторами по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации.

Для выполнения работ, необходимых для организации лечебно-трудовой деятельности, могут привлекаться специалисты и рабочие.

Продолжительность лечебно-трудовой деятельности граждан не должна превышать 4 часов в день.

На каждого гражданина, участвующего в лечебно-трудовой деятельности, врачом стационарного учреждения ведется индивидуальная карта лечебно-трудовой деятельности.

Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой деятельности осуществляется врачом стационарного учреждения конкретно для каждого гражданина с учетом его желания, о чем делается соответствующая запись в истории болезни и индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.

Лечебно-трудовая деятельность каждого гражданина осуществляется под наблюдением и контролем врача стационарного учреждения, и результаты ее проведения фиксируются в индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.

В стационарных учреждениях помещение и оборудование для лечебно-трудовой деятельности должны соответствовать требованиям безопасности и гигиены труда, а также быть доступными для граждан с учетом их физического и психического состояния и возраста.

Граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, обеспечиваются в соответствии с действующим законодательством специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам с учетом вида и характера деятельности.

Гражданам, участвующим в лечебно-трудовой деятельности, выплачивается вознаграждение в размере 75 процентов стоимости выполненных работ с зачислением остальных 25 процентов на счета стационарных учреждений, в которых проживают эти граждане, для использования на улучшение материально-бытового, социально-медицинского обслуживания граждан и на другие их нужды.

Администрация стационарного учреждения в случаях, установленных действующим законодательством, оказывает содействие в правильном и целесообразном расходовании денежных средств, полученных в результате лечебно-трудовой деятельности, тем гражданам, которые в силу особенностей заболевания не могут рационально их расходовать.

При отсутствии условий для организации лечебно-трудовой деятельности (одного из ее видов) в самом стационарном учреждении такая деятельность может быть организована вне его.

Взаимоотношения стационарного учреждения с другими учреждениями, предприятиями и организациями, в которых организуется лечебно-трудовая деятельность, определяются заключаемым между ними договором.

В договоре, в частности, предусматриваются обязанности учреждения, предприятия и организации, в которых организуется лечебно-трудовая деятельность, по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, доступности для граждан рабочих мест, предоставлению помещений и рабочих мест, соответствующих санитарным нормам и правилам, организации надлежащего санитарно-бытового обслуживания.

Граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, должны быть предварительно ознакомлены с ее условиями, порядком содержания и уборки оборудования, аппаратуры, инструментария и рабочего места, устройством оборудования и аппаратуры и их назначением, правилами, нормами и инструкциями по охране труда при выполнении тех или иных видов работ. О проведении инструктажа должна быть сделана соответствующая отметка в индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.

Запрещается участие в лечебно-трудовой деятельности граждан, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда. Принуждение граждан к лечебно-трудовой деятельности не допускается.

.2 Трудоустройство инвалидов у работодателей

Трудоустройство инвалидов может осуществляться не только через органы службы занятости населения, но и при прямом обращении инвалидов к работодателям.

Однако при самостоятельном поиске работы у инвалидов возникает далеко немало трудностей:

·отсутствие регулярной и доступной информации об имеющихся вакансиях;

·частые отказы инвалидам в приеме на работу еще до собеседования;

·дискриминация.

Согласно международно-правовым нормам политика государств по отношению к инвалидам должна быть направлена на предотвращение ущемления их человеческого достоинства и социального отторжения, на создание условий для равноправного и всестороннего участия лиц с ограниченными возможностями в жизни общества.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г., предусматривают, что государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. Законы и правила в области занятости не должны быть дискриминационными в отношении инвалидов и не должны создавать препятствий для их трудоустройства (п. 1 правила 7).

По сравнению с другими социальными группами лиц, являющихся неконкурентоспособными на рынке труда, инвалиды испытывают наибольшие сложности в процессе реализации формально равного права на труд. Множественной дискриминации в сфере занятости подвергаются женщины-инвалиды, лица с ограниченными возможностями старших возрастных групп. Нерешенные проблемы трудоустройства инвалидов снижают качество их жизни, влекут серьезные угрозы маргинализации населения.

Как лица, ограниченные в трудоспособности и жизнедеятельности, инвалиды нуждаются в создании условий для повышения их конкурентоспособности, реализации права на образование, в облегчении условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и в опоре на общую стратегию социальной инклюзии. В развитых странах преобладает мнение, что такие проявления дискриминации, как экономическое и психологическое давление, ограничение доступа к социальным благам (например, отсутствие специальных приспособлений в общественных местах), не могут быть решены только путем оптимизации трудового законодательства.

За рубежом и в России есть противники установления для инвалидов мер социальной и правовой защиты (например, квот при приеме на работу), считающие их «дискриминацией наоборот». Однако Конвенция Международной организации труда (МОТ) от 20 июня 1958 г. N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» не включает в понятие дискриминации всякие различия, исключения или предпочтения, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий (ст. 1). Специальные позитивные меры, направленные на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей инвалидов и других трудящихся, не должны считаться дискриминационными в отношении других трудящихся (ст. ст. 2, 4 Конвенции МОТ от 20 июня 1983 г. N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов).

В международном праве предусматривается содействие трудоустройству инвалидов как на открытом (свободном) рынке труда, так и на закрытом (в специализированных организациях, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями).

МОТ рекомендует меры по созданию возможностей трудоустройства инвалидов на свободном рынке труда, в том числе по финансовому стимулированию предпринимателей для поощрения их деятельности по организации профессионального обучения и последующей занятости инвалидов, разумному приспособлению рабочих мест, трудовых операций, инструментов, оборудования и организации труда, чтобы облегчить такое обучение и занятость инвалидов, а также по оказанию правительством помощи в создании специализированных предприятий для инвалидов, которые не имеют реальной возможности получить работу в неспециализированных организациях. Это может улучшить положение в области занятости работающих в них инвалидов и по возможности подготовить их к работе в обычных условиях (подп. "а", "б", "с" п. 11 Рекомендации МОТ от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов) .

Европейская социальная хартия (в редакции 1996 г.) обязывает государства активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной производственной среде и приспосабливать условия труда к нуждам нетрудоспособных, а там, где это невозможно, создавать специальные рабочие места и производственные участки для инвалидов (п. 2 ст. 15).

В декабре 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла всеобъемлющую и единую Конвенцию о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов, которая с 30 марта 2007 г. открыта для подписания и ратификации государствами-участниками и должна стать первым международным договором о правах человека в XXI веке. В соответствии с данным актом дискриминация по признаку инвалидности означает любое различие, исключение или ограничение по признаку инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, использования или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любой иной области (ст. 2). Это определение соответствует понятию негативной (отрицательной) дискриминации инвалидов, которая и требует ликвидации.

В Конвенции о защите прав инвалидов особо выделен принцип недискриминации. Он является производным от провозглашенного принципа уважения неотъемлемого достоинства, личной самостоятельности, независимости человека, включая свободу делать свой собственный выбор, и получает развитие в иных общих принципах Конвенции о защите прав инвалидов (ст. 30). Подтверждено, что конкретные меры, необходимые для ускорения или достижения фактического равенства инвалидов, не считаются дискриминацией, по смыслу данной Конвенции (ст. 5) .

В области труда и занятости Конвенция о защите прав инвалидов исходит из признания права инвалидов на труд наравне с другими. Оно включает право иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который свободно выбран или принят на рынке труда, и производственную среду, которая носила бы открытый и инклюзивный характер и была доступна для инвалидов. Государства-участники должны принимать надлежащие меры, в том числе в области законодательства, по запрещению дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, непрерывность занятости, продвижение по службе, предоставление инвалидам разумных удобств на рабочем месте (ст. 27).

В отечественной юриспруденции предоставление инвалидам мер социальной и правовой защиты (дополнительных гарантий) в области занятости обычно соотносится с понятием дифференциации в правовом регулировании труда на основе такого субъективного фактора, как состояние здоровья. Исходя из ст. 3 ТК РФ, не являются дискриминацией ограничения при приеме на работу с учетом состояния здоровья инвалидов, установление для них реабилитирующих условий труда, гарантий в области рабочего времени и времени отдыха, преимущественного права на заключение трудового договора о надомной работе.

По официальным данным, численность российских инвалидов превышает 11 млн. человек, и только 15% инвалидов трудоспособного возраста «вовлечено в профессиональную деятельность». На основе системы многопрофильной реабилитации инвалидов в Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы» намечено замедлить процесс инвалидизации населения, вернуть к профессиональной, общественной, бытовой деятельности около 800 тыс. инвалидов, тогда как в течение 2000 - 2005 гг. были реабилитированы 571,2 тыс. человек. Планируется увеличение производственных мощностей, укрепление материально-технической базы и техническое перевооружение, модернизация предприятий Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане, создание на предприятиях, находящихся в собственности общероссийских организаций инвалидов, не менее 4250 рабочих мест за счет федерального бюджета и внебюджетных средств.

В настоящее время на российском рынке труда сохраняется возникшая при переходе к рынку тенденция сокращения численности работающих инвалидов. Лица с ограниченными возможностями сталкиваются с различными проявлениями дискриминации в сфере занятости. Многие работодатели и работники воспринимают инвалидов исключительно как обузу на производстве. Нередко это психологически обусловлено отсутствием понимания положения инвалидов, их потребностей и возможностей. Сказывается недостаток информации о том, в какой мере работодатели финансируют предоставление установленных законодательством гарантий для лиц, испытывающих трудности в поиске работы. Так, эрудит и автор нашумевших книг о судьбах цивилизаций А. Никонов расценивает прием на работу беременной женщины не иначе как акт благотворительности со стороны работодателя, ошибочно утверждая, что работодатель оплачивает полагающиеся женщине в связи с материнством отпуска.

Актуальными для России являются положения Конвенции о защите прав инвалидов о необходимости принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры, с тем чтобы: а) повышать осведомленность в обществе в целом об инвалидах и укреплять уважение их прав и достоинства; б) вести борьбу со стереотипами, предрассудками и пагубной практикой в отношении инвалидов, в том числе по признаку пола и возраста, во всех случаях жизни; в) расширять понимание потенциала и вклада инвалидов (ст. 8). Разработка и реализация таких мер (просветительских кампаний, обучающих программ и т.д.) должны содействовать преодолению явлений социал-дарвинизма в обществе, усилившихся в условиях рыночной экономики.

Трудоустройство инвалидов осложняется тем, что большинство из них нуждаются в специальных условиях труда. Установленные федеральным законодательством налоговые льготы для работодателей, использующих труд инвалидов и организующих их обучение, не компенсируют требуемые расходы. Проблемы финансового обеспечения, а также организации деятельности по созданию специальных рабочих мест для инвалидов обострились в условиях осуществляемой ныне бюджетной и административной реформы, передачи для осуществления полномочий федеральных органов власти в сфере занятости на региональный уровень. В субъектах Российской Федерации только формируются банки данных инвалидов, желающих трудиться, определяются финансовые возможности специального трудоустройства исходя из расчетной стоимости рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Механизм сотрудничества региональной власти и работодателей в сфере занятости инвалидов находится в стадии становления. Привлекают внимание и заслуживают более широкого применения предпринимаемые в субъектах Российской Федерации меры по субсидированию на конкурсных началах проектов предпринимателей по созданию рабочих мест для инвалидов, иному стимулированию социально ответственного поведения работодателей, использованию в сфере трудоустройства лиц с ограниченными возможностями инструментов социального партнерства.

На открытом рынке труда в интересах малого бизнеса с 1 января 2005 г. был повышен норматив численности работников для квотирования трудоустройства инвалидов с 30 до 100 человек, что привело в некоторых субъектах Российской Федерации к снижению количества работодателей, обязанных трудоустраивать инвалидов, до нескольких процентов от их общего числа. Поэтому положительно то, что в феврале 2007 г. Государственная Дума одобрила законопроект о снижении планки минимальной численности работников для квотирования рабочих мест для инвалидов до 50 человек.

С другой стороны, представляется неосновательным восстановление нормы об обязанности работодателя произвести плату в размере прожиточного минимума в бюджет субъекта Российской Федерации за каждого инвалида, нетрудоустроенного в счет квоты. Назрело время обязать работодателей к непосредственному трудоустройству лиц с ограниченными возможностями, гарантировать работодателям в установленных пределах возмещение расходов по созданию условий труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. Следует усилить контроль за расходованием средств, которые могут быть аккумулированы в фонде трудоустройства инвалидов, а также за качеством квотируемых рабочих мест, не допускать дискриминации инвалидов по условиям оплаты труда.

В некоторых комментариях к спорной норме об обязательной плате за отказ инвалиду в приеме на работу в счет квоты прозвучало, что при ее введении работодатели не смогут отмахнуться от инвалидов. Но так ли это? В большинстве случаев работодатели как раз предпочтут реальному трудоустройству инвалидов невысокую по размеру выплату, дискриминируя инвалидов отказом в заключении трудового договора.

Плата представляется оправданной лишь при наличии исключительных оснований, которые следует закрепить законодательно с учетом накопленного регионального опыта решения этих вопросов. Конкретизация указанных оснований необходима, кроме того, для решения проблем привлечения к административной ответственности работодателей, виновных в отказе в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты (п. 1 ст. 5.42 КоАП) .

Обращает внимание и то, что по размерам административные штрафы за нарушения законодательства о труде инвалидов превосходят плату за невыполнение норм квотирования. При соответствующем целевом использовании эти штрафы могли бы также служить разрешению финансовых проблем квотирования рабочих мест для инвалидов. В Украине, например, квотирование рабочих мест для инвалидов является обязательным для организаций с численностью работников более 8 человек, контролируется Фондом социальной защиты инвалидов, который функционирует за счет бюджетных средств, добровольных взносов, административных штрафов и используется для решения проблем занятости инвалидов в масштабах всего государства.

Есть место дискриминации инвалидов и на закрытом рынке труда. Некоторые меры поддержки предоставляются общероссийским объединениям инвалидов, их организациям и учреждениям (например, налоговые льготы, предусмотренные п. 3 ст. 381, п. 5 ст. 395 НК РФ) и не установлены для региональных, местных объединений инвалидов, их организаций и учреждений. В юридической литературе обоснованно указывается, что не соответствует нормам международного трудового права и, в конечном счете, дискриминирует инвалидов то, что решение вопросов государственной поддержки одной и той же категории граждан-инвалидов зависит от статуса общественной организации.

На практике инвалиды не могут конкурировать со здоровыми работниками по стоимости производимой продукции и услуг, несмотря на их высокое качество. В целях сохранения рабочих мест для инвалидов в Федеральном законе РФ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлены некоторые преимущества при размещении заказов общероссийским организациям инвалидов в отношении предлагаемой цены контракта. Но гарантии получения таких заказов являются недостаточными, и основной проблемой для специализированных предприятий инвалидов становится обеспечение инвалидов работой. В связи с этим заслуживает внимания проект федерального закона «О государственной поддержке общественных объединений инвалидов», предусматривающий резервирование для этих объединений определенной доли государственных заказов на выполнение некоторых видов услуг, производство и поставку отдельных видов продукции для государственных нужд, а также привлечение организаций инвалидов к выполнению государственного социального заказа.

Ограничивают право инвалидов на труд нормы законопроектов, не отвечающие международно-правовым стандартам, а также сохраняющийся вакуум в правовом регулировании некоторых насущных вопросов трудоустройства инвалидов.

Так, руководитель Центра Института экономики РАН Е. Гонтмахер не без оснований сетует, что подготовленный Минздравсоцразвития проект Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению, расходится с нормами Конвенции о защите прав инвалидов и мировой практикой. В проекте ничего не сказано, например, о венерических заболеваниях, препятствующих государственной службе, но содержатся запреты данной занятости для лиц, страдающих гипофизарным нанизмом, слабовидящих и тех, кто передвигается на инвалидной коляске; не учитывается необходимость создания специальных условий труда для инвалидов.

Не вполне разрешены в российском законодательстве вопросы резервирования рабочих мест для инвалидов. На федеральном уровне Постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150 утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда (гравер, диспетчер, юрист и др., всего более 100 профессий). Вместе с тем инвалиды имеют право на свободный выбор профессии, доступной им по состоянию здоровья, а при замещении вакансий, тем более в условиях рыночной конкуренции, требуется должная квалификация работников.

Было бы целесообразным при посредничестве органов службы занятости резервировать в пределах квоты рабочие места для инвалидов, проходящих профессиональную подготовку, переподготовку по рекомендуемым им и требующимся в организации профессиям. Кроме того, в федеральном законопроекте «О первом найме» следует учесть интересы молодых инвалидов из числа выпускников учреждений системы профессионального образования, чтобы предоставить им возможность заключения трудового договора с работодателями на резервируемые в установленном порядке рабочие места.

Существует множество вариантов дискриминации, которые можно объединить в четыре типа:

Психологическая дискриминация имеет место быть, когда работодатель может принять заявление на работу, однако делает он это настолько без желания, безучастно, что инвалид в последствие не желает знать итог своего визита.

Статистическая же дискриминация характеризуется тем, что работодатель заочно вычеркивает инвалида из «листа ожидания» , имея якобы основание и объяснение своим действиям, что статистические данные предполагают, что инвалиды в среднем работают менее эффективно. И это будет причиной для отказа - якобы неэффективная для фирмы стрессоустойчивость сотрудника, не способная улучшить дела компании, а наоборот, увеличивающая расходы.

Дискриминация по требованиям - работодатель сознательно и специально завышает критерии к должным навыкам работника для выполнения определенного вида работы под предлогом сохранения определенного стандарта рабочей силы.

Чистая дискриминация - работодатель отказывает в приеме на работу всем инвалидам, так как считает, что инвалид не может выполнять ту или иную работу либо что он создает «большие проблемы» для работодателя.

Во всех этих случаях, можно подать иск в суд с заявлением о дискриминации и нанесения морального вреда.

Заключение

Защита инвалидов является долгом нашего общества и Государства. Ведь в большинстве своем инвалиды - это ветераны войны, наши бабушки и дедушки, люди прожившие жизнь и на последнем ее этапе испытывающие такие материальные сложности, и это также люди молодые, что даже в разы прискорбнее, которые еще не прошли свой жизненный путь и уже сталкиваются с тем, что их не принимают в обществе, не понимают, не сочувствуют им.

Инвалиды - люди, которым не просто не в жизни. Все еще способные на труд, многие из них пытаются жить нормальной жизнью, но наше общество не дает им возможности чувствовать себя наравне со здоровым населением страны, ущемляя в сущности их права, давая слабую надежду куда-то устроиться.

Не смотря на всяческое провозглашение властью, что Россия - страна толерантная, эти слова не соответствуют действительности, потому что страна, прежде всего, - это общество, то из чего состоит любое государство. А наше общество не желает быть соучастниками бед других людей, оно не стремиться брать на работу инвалидов, предвзято думая, что тот будет обузой для всей организации. Поэтому, не смотря на утвержденные в законе положения о запрете отказа на прием инвалидов, работодатели изворотливо избегают статьи об инвалидах в трудовом кодексе, пытаясь отвязаться от нежелательного кандидата на рабочее место.

Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на всевозможные методы законодательства, перечисленные мной в моей курсовой работе, хоть как-то улучшить проблему безработицы среди инвалидов, частные лица все равно будут отказывать им в трудоустройстве.

Казалось бы, для частичного решения этой проблемы, можно было ввести санкции, возлагаемые на работодатели, отказывающегося брать на работу инвалида. Однако, даже подав иск в суд, работодателя оправдают, ведь тот может сказать, что он не одобрил заявление на работу чисто исходя из несоответствующей компетенции инвалида, претендующего на работу, и это никак не связано с дискриминацией. А посему, я считаю, что даже с введением мер, направленных на защиту инвалидов в сфере труда, мало что измениться и ситуация останется прежней: инвалидов так и будут брать лишь на узкий круг вакансий, где те вынуждены работать даже без команды, вне организации - лифтером, контролером, в одиночку.

инвалид реабилитация трудоустройство

Библиографический список

Нормативно-правовые документы:

.Конституция Российской Федерации: публикуется с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ.-М.:Эксмо, К 65 2013.-32 с.-(Законы и кодексы)

2.Всеобщая декларация прав человека: принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Консультант Плюс: справочно-правовая система. -Интернет-версия.-М., 2014.

.Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2009; далее - Закон о социальной защите инвалидов) Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года // Консультант Плюс: справочно-правовая система -Интернет-версия. -М., 2009

.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ), принятый ГД ФС РФ 20.12.200 , в действующей редакции от 15.02.2014, ст. 64.

.Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 29.04.2009, с изм. от 10.11.2009);

.Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (в ред. от 23.07.2008).].

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ, принятый ГД ФС РФ 20.12.200 , в действующей редакции от 15.02.2014, Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в

Литература:

Книги

.Буянова М.О. Право социального обеспечения : учеб. пособие для вузов / М.О.Буянова [и др.]; под ред. Ю.П.Орловского.-М. : Издательство Юрайт, 2014,-539 с.-Серия : Бакалавр. Базовый курс.

2.Галаганов В.П. Право социального обеспечения [Текст]: учебник/ В.П.Галаганов.-2-е изд., перераб. и доп.-М. : КНОРУС, 2014.-512 с.-(Среднее профессиональное образование)

.Бондарева Э.С. Квотирование рабочих мест для инвалидов: проблемы реализации. // Трудовое право, 2011 № 8. // Консультант Плюс.

4.Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. // Консультант Плюс.

.Гонтмахер Е. К госслужбе не годен // Российская газета. 2007. 13 февраля.

.Гусков К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М., 2014.

.Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы. // Адвокат, 2010 № 5. // Консультант Плюс.

.Маслов А. Льготы для инвалидов. // Бизнес-адвокат, 2002 № 18.

.Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990.

.Михайлов А.А. Комментарий к законам о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов в Российской Федерации // Работодатель. 2006. N 1.

.Никонов А. Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека. М., 2005.

.Парягина О.А. Инвалиды: дискриминация и занятость. // Трудовое право, 2007 № 4. // Консультант Плюс.

.Право социального обеспечения: учебник Под ред. К.Н. Гусова. М., 2011.

.Свинцов А.А., Радуто В.И. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования. // Социальное и пенсионное право, 2006 № 4. // Консультант Плюс.

.Серегина Л.В. Квотирование рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. // Трудовое право, 2007 № 3. // Консультант Плюс.

.Социальная доктрина Российской Федерации. Под ред. В.И.Жукова. М., 2010.

.Социальная политика: Учебник. Под ред. Н.А. Волгина. М., 2002.

.Социальное законодательство. Научно-практическое издание. Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2005.

.Цыганов М.Е. Интеграция инвалидов в сферу занятости: опыт стран Евросоюза // Труд за рубежом. 2003. N 4.

.Щур Д.Л. Особенности национальной системы квотирования рабочих мест. М., 2006. // Консультант Плюс.

Интернет-ресурсы:

.Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ

.Конституция Российской Федерации

3.Официальный сайт Международной Организации Труда

.ИПП Гарант

.ИПП Консультант

Приложение 1


Похожие работы на - Регламентация социальной поддержки инвалидов нормами трудового права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!