Споры относительно необходимости полового воспитания, особенно о целесообразности его проведения в школе, не утихают много лет. Небольшое число родителей и некоторые представители церкви выступают против любой формы полового воспитания на базе общеобразовательной школы, считая, что оно должно проводиться либо в домашних условиях (где оно вписывается в контекст семейных ценностей), либо в учреждениях, действующих под эгидой церкви. Однако большинство родителей и преподавателей считают, что участие школы в половом воспитании и необходимо, и целесообразно.
На протяжении последнего десятилетия взгляды на половое воспитание стали еще более противоречивыми. Все согласны с необходимостью вырабатывать у детей правильное отношение к половым вопросам, однако у каждого свое мнение о том, чему следует обучать, где и кто должен этим заниматься.
Половое воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие, способствующее формированию красивых взаимоотношений лиц разного пола, воспитанию высоконравственных отношений между мальчиками и девочками [Санюкевич, 1979].
Цель полового воспитания - это овладение детьми нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов, воспитание в школьниках нравственных качеств личности [Колесов, 1986].
Задачи полового воспитания:
когнитивная;
эмоционально-чувственная;
поведенческая.
Когнитивная задача заключается в сообщении элементарных сведений; формирования первоначальных представлений; уточнения, дополнения, конкретизирования, систематизирования, дифференцирования и обобщения знаний, в зависимости от возраста и уровня развития детей.
Эмоционально-чувственная задача предполагает развитие чувств и эмоций ребенка:
стимулировать проявления сопереживания, сочувствия во взаимоотношениях с детьми своего и противоположного пола;
стимулировать появление потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения;
актуализировать стремление быть похожим на настоящих мужчин, на настоящих женщин;
воспитывать чувства родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи;
способствовать становлению чувства человеческого достоинства и т. д.
Поведенческая задача заключается в формировании умений и навыков поведения детей в зависимости от возраста, пола и уровня развития:
восприятия детьми друг друга как представителей разного пола;
бесконфликтного поведения и общения детей друг с другом с учетом половых различий, культуры межполового общения;
выполнения специфических «мужских» и «женских» операций в разных видах деятельности;
культуры поведения в семье, проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи, ближайшим родственникам и т. д. [Пищаева, Денисова, 2007].
семья школьник сексуальный нравственный
2. Описание полового воспитания в школе детей младшего школьного возраста
С 6-7 лет появляются значительные изменения в жизни детей, связанные со школой. Появляются новые товарищи, учителя, приобретается поучительный опыт. К ребенку предъявляются новые индивидуальные и социальные требования.
Это благоприятный период для интеллектуального, так как внимание ребенка направлено вовне на приобретение информации, которую он теперь может сравнить с разных позиций, увязывая свои эмоции, ощущения с новыми знаниями.
По мнению педагогов исследователей Бендас Т. В., Ворониной О. А., Коваленко О. В., Мухиной В. С. и др. настоящими мужчинами и женщинами не рождаются, а становятся в процессе социализации.
Со временем личность начинает осознавать себя представителем того или иного пола, понимание собственных возможностей в роли мужчины или женщины, определение своего места в мужском и женском обществе, семье, избранной сфере общественной и трудовой деятельности, личной жизни и карьере. Одновременно в процессе собственной деятельности в зависимости от социальной ситуации у индивида (мальчика или девочки) экстериоризуются качества, присущие ему как мужчине или женщине.
Результат педагогического сопровождения - это самореализация и самоорганизация мальчика или девочки в роли будущего мужчины или женщины.
Для самоопределения младших школьников необходимо создать условия:
своевременная диагностика самоопределения школьников с целью выявления проблем в развитии и потенциальных возможностей их преодоления;
реализация во внеурочное время программы воспитания «Красота мужественности и женственности», содержание которой раскрывается в разделах «Человек - главное творение на земле», «Девочка - будущая женщина», «Мальчик - будущий мужчина», «Семья - мой дом, моя крепость»;
использование интегративной технологии, предусматривающей совокупность средств (изобразительное искусство, музыка, художественное слово, современные технические средства), форм организации детей (коллективно-творческие дела, кружки для мальчиков «Мальчишник» и девочек «Девичник», тематические праздники, индивидуальные занятия, экскурсии, игры, научно-исследовательские конференции), видов деятельности (учебной, игровой, изобразительной, музыкально-ритмической, театрализованной, спортивной);
применение форм и методов обучения (исследовательских проектов, моделирования, рефлексии, тренинга, элементов дискуссии, создания портфолио и др.), способствующих познанию красоты мужественности и женственности, идеала семьи и соотнесению их с реальной действительностью;
создание в школе социокультурной эстетической среды посредством произведений искусства разных эпох и народов (скульптуры, графики, живописи, фотографии и искусства дизайна), необходимых для познания идеальных образов мужчины, женщины, семьи;
взаимодействие учителя начальных классов с учителями музыки, физкультуры, изобразительного искусства, социальным педагогом, психологом с целью вычленения в программном содержании уроков задач, связанных с самоопределением личности, и использования методов подкрепления фемининного (женственного) поведения у девочек и маскулинного (мужского) - у мальчиков;
сотрудничество с семьей (обобщение и распространение опыта семейного воспитания мальчиков и девочек, ознакомление с семейными традициями, составление генеалогического древа, выполнение с детьми творческих заданий, участие родителей в конкурсах, подготовке исследовательских проектов и др.).
Немаловажную роль здесь играют папы и дедушки, которые в ходе внеклассных мероприятий выполняют компенсирующую функцию в воспитании детей из неполных семей.
Совместными усилиями педагогов, психологов, родителей можно сформировать из мальчишек и девчонок настоящих мужчин и женщин, ответственных за себя, свою семью и Отечество, сохраняя их мужскую и женскую индивидуальность в нашем противоречивом мире.
3. Роль семьи в половом воспитании младшего школьника
Воспитание детей начинается в семье. Поэтому уровень этической культуры родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения, семейные традиции имеют решающее значение в воспитании ребенка. Семья вместе со школой и общественными организациями должны подготовить не только будущего гражданина, но и будущего семьянина, научить ребенка жить правильно и красиво.
Важно, чтобы ребенок с раннего возраста получил первые представления о нормах и правилах поведения, усвоил хороший нравственный урок правильных взаимоотношений между полами, учился чувствовать, понимать чувства других людей, уважать их [Санюкевич].
Многие родители осознают необходимость полового воспитания ребят, правильно понимают его суть. Однако, несмотря на это, ошибочно полагают, что вопросы, связанные с половым влечением и взаимоотношением полов, дети разрешат когда-нибудь сами без их родительского участия. А часть этих пап и мам убеждены, что половое воспитание - дело только специалистов: врачей и педагогов. Дети, с которыми на темы пола не беседуют родители и учителя, часто получают информацию от подруг и товарищей. Эта информация не научна. А ведь незнание порождает опасную самостоятельность.
С какого же возраста следует начинать половое воспитание? Большинство родителей считают, что с 12 - 13 лет, остальные - с более старшего возраста. И те, и другие глубоко ошибаются: воспитывать ребенка надо с первого дня его жизни. Исследовавшие эту проблему ученые приводят такие данные: из 1000 мальчиков и юношей в возрасте от 10 до 20 лет более 12 процентов сведения о половой жизни получили до 10 лет, 25 процентов - до 12, 20 процентов - до 14 лет, т. е. большая часть обследованных мальчиков и юношей узнали о половой жизни еще до наступления половой зрелости. Свыше 40 процентов девочек слышали о половой жизни и интересовались ею в возрасте до 14 лет, при этом сведения получали в основном из случайных источников, которые не могут дать правильного представления об интимной стороне человеческой жизни [Санюкевич, 1979].
Конечно, многие родители из-за слабой подготовленности к разговору на такую деликатную тему хотели бы отнести его на более позднее время, надеясь, что вопросы полового воспитания возьмут на себя в школе учителя и врачи. Но отодвигать беседу «на потом» не удается, так как подростки часто не скрывают интереса к вопросам пола. Половое воспитание надо начинать с раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание кажется родителям очень трудной педагогической задачей. Конечно, это не просто, но порой взрослые сами усложняем эту задачу, выделяя ее из общей системы воспитательных мероприятий. Вопрос должен рассматриваться в общем плане гармонического развития личности подростка. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими воспитательными сторонами, начиная с самого раннего детства.
А.С. Макаренко никогда не отрывал половое воспитание от нравственного и говорил: «Вопрос о половом воспитании становится трудным только тогда, когда его рассматривают отдельно и когда ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов».
Дети очень тонко улавливают не только нюансы голоса, поведения, выражение лица родителей. Они хотят видеть в своих отцах и матерях высокие нравственные качества: вежливость, справедливость, чуткость, скромность, общественную активность и трудолюбие. Родители должны быть особенно требовательны к себе, чтобы сохранить авторитет в глазах детей. Взрослые порой забывают, что зоркие глаза детей всегда наблюдают за ними, подмечают все, чем заняты родители, какие и как обсуждают проблемы, какие читают книги, какие смотрят фильмы и т.д.
Семья играет основную роль в воспитании детей. Если родители любят и уважают друг друга, а также своего ребенка, то он ни в коем случае не вырастет грубым, жестоким и лживым [Санюкевич, 1979].
. Методические рекомендации родителям по половому воспитанию младших школьников
В то время как ребенок дорос до школы, основа его полового воспитания уже заложена живым примером и общением с родителями с первых дней жизни; уже в главном предопределено отношение ребенка и к школьным урокам, и к книгам. Образ будущих отношений с человеком противоположного пола уже в общих чертах сформирован, поскольку в ранние детские годы воспитание происходит по типу отождествления себя с родителем своего пола и подражания ему. Родители не просто воздействуют на ребенка, а общаются с ним, т. е. знают, как никто другой, его сегодняшние потребности и проблемы [Ковинько, 1998].
Отец и мать по-разному общаются с сыном и дочерью, что чрезвычайно важно для правильного формирования мужественности или женственности. Сын в поведении отца находит образец своего поведения, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы; стиль отношений родителей служит для него моделью взаимоотношений полов. То же можно сказать и о дочери, для которой образцом поведения служит мама, прообразом будущего избранника - папа.
Родители могут сделать в половом воспитании то, чего не в состоянии сделать больше никто - они могут научить своих детей взаимному уважению и любви. Родители способны помочь своим детям в построении будущей счастливой гармоничной семьи разумным и деликатным поощрением в девочке женственных качеств, а в мальчике - мужественности.
Правильно направлять девочку - это значит одевать и воспитывать ее в соответствии с полом, развивать интерес к играм, соответствующим женским занятиям, приучать к домашнему труду, прививать «женские» умения, поощрять в будущей маме отзывчивость и заботливость.
Чтобы воспитать будущего мужчину ответственным и самостоятельным, нужно упражнять его чувство ответственности, давать возможность (тактично направляя) принимать самостоятельные решения. Здесь вредны как полное подавление воли ребенка, так и излишняя нежность матери, «заласкивание», под влиянием которых мальчик обычно вырастает безвольным, пассивным, зависимым. И так же, как должны задуматься родители девочки, которая не играет в куклы и дерется с мальчишками, так же следует присмотреться к сыну родителям слишком тихого, примерного и послушного мальчика. В таком ребенке нужно попытаться пробудить инициативу, увлечь интересным «мужским делом», которое позволило бы ему завоевать авторитет в «мужском» коллективе [Ковинько, 1998].
В неблагоприятном положении оказываются сыновья властных матерей - семейных лидеров. Подавление самостоятельности и искаженный пример мужчины - отца, играющего в семье подчиненную роль, нарушает выработку мужских черт характера и линии поведения. Подростки из таких семей в качестве компенсации могут стремиться к ранней половой активности. Здесь нужно сказать и о такте и гибкости родителей в их стремлении развить у сына мужественность, необходимости считаться с характером и склонностями ребенка. Чрезмерно жесткая позиция и преувеличенные требования могут принести вред, вплоть до заболевания.
Родители должны понимать, что мужественное или женственное поведение будет различным у людей с разным типом характера. Наиболее успешно происходит становление личности детей, в том числе и их мужественности-женственности, в полной и гармоничной семье, где отношения между родителями строятся на основе взаимного уважения мужского и женского престижа, взаимного понимания и взаимопомощи.
Значительно осложняется формирование мужского и женского типов поведения в неполной семье. В личностном становлении мальчиков, в усвоении ими мужской роли отцу принадлежит особое место. Мальчики, лишенные достаточного общения с отцом, в будущем часто не умеют исполнять отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на становление личности своих собственных детей. Поэтому, если мальчик воспитывается в неполной семье, нужно сохранить для него общение с отцом. Правильно поступают те матери, которые не пытаются привить ребенку отрицательного отношения к отцу и не препятствуют его встречам с сыном. Если контакт с отцом невозможен, нужно постараться, чтобы мальчик мог ориентироваться на пример другого воспитателя - родственника, педагога, тренера [Ковинько, 1998].
Здесь нужно сказать и еще об одном нередко встречающемся отклонении в воспитании, подавляющем формирование мужественности у мальчиков. Речь идет о неосознанном стремлении одиноких матерей компенсировать недостаток мужского тепла и ласки за счет ласкового общения с сыном. Такие матери часто обнимают сыновей, целуют в губы, могут брать мальчика в постель, раздеваться при нем и т. д. Все это сексуально стимулирует ребенка, настроение его может становиться подавленным, мрачным, поведением пассивным. Матери должны помнить о вреде подобного стиля взаимоотношений с сыном.
Девочке ласки не наносят вреда. Напротив, ей необходимы нежные прикосновения. Однако и здесь возможно эротизирующее влияние на ребенка. У девочек, воспитывающихся в неполной материнской семье, менее успешно формируется представление о мужском поведении, поэтому у них меньше шансов правильно понимать своих будущих мужей и сыновей, т.е. исполнять роль жены и матери. Нередко сильное влияние на формирование у девочки представления о мужчинах оказывает отрицательный пример личной жизни матери, крушение ее семейной жизни, ее разочарование в муже (а иногда и в мужчинах вообще). Умная мать не будет навязывать дочери своих разочарований, постарается выйти в воспитании за рамки личного опыта. Но даже и в этом случае формирующийся у девочки идеал мужчины часто бывает нереалистичным, заимствованным из книг и фильмов, что легко приводит к разочарованию в жизни. Поэтому широко распространенное представление о безвредности для девочек воспитания одной матерью является заблуждением [Ковинько, 1998].
Родители должны быть готовы к некоторым неловким ситуациям и успешно из них выходить. Например, как быть, если ребенок застал одного из родителей обнаженным? Реакция ребенка на это будет зависеть от реакции самого родителя. Если взрослый растерян, возмущен, негодует, прогоняет ребенка, то возможная эмоциональная напряженность нарушает контакты взрослого и ребенка и убеждает ребенка в запретности и постыдности наготы и всего, относящегося к полу. Это затрудняет создание правильной базы полового воспитания. С другой стороны, сознательное демонстрирование своей наготы взрослыми может создать большие сложности в общении ребенка со сверстниками, которым он об этом рассказывает, а также с самими родителями, так как это смущает ребенка и пробуждает нежелательное напряжение как у ребенка, так и у взрослых. Поэтому не следует обнажаться больше, чем это принято, но если мама или папа случайно оказались раздетыми в присутствии ребенка, надо спокойно одеться, не проявляя смущения или гнева.
Купание мальчика вместе с матерью надо прекратить, когда ему исполнилось 4 года, девочек с отцом - с 2 лет. Совместное мытье в ванне брата и сестры можно продолжать до 8 - 9 лет, помня, что это иногда является единственным источником информации о половых различиях.
Отдельно следует сказать о вреде физических наказаний для психосексуальпого развития ребенка. Физические наказания, в частности, шлепки по ягодицам, могут вызывать эротические ощущения, вплоть до оргазма, в связи с чем дети иногда сами провоцируют на это взрослых. Приятные ощущения, возникающие во время наказаний, в дальнейшем связываются с болевыми ощущениями, которые могут стать необходимым элементом сексуальных переживаний. Таким образом, родители должны понимать, что половое воспитание представляет собой осознанную и грамотную помощь ребенку в его психо-сексуальном и нравственном развитии. Его целями являются формирование у детей правильного отношения к вопросам пола, овладение ими нравственной культурой взаимоотношений, подготовка к браку и семейной жизни [Ковинько, 1998].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив тему полового воспитания школьников можно сделать вывод, что она является одной из важнейших составляющих в сфере духовного, нравственно-этического воспитания. В то же время родители и наставники детей уклоняются от посвящения детей в этой области. В связи с нехваткой информации дети изучают тему отношений между полами методом проб и ошибок, что приводит к жизненным неудачам подростков, многочисленным абортам у несовершеннолетних женщин, стремительному распространению заболеваний, передаваемых половым путем, увеличению числа брошенных младенцев и росту проституции.
В первую очередь необходимо донести до родителей и учителей методику полового воспитания. Семья должна с первых дней жизни ребенка помогать ему в самоопределении своего пола. Своим правильным примером родители должны показывать, какими должны быть отношения между мужчинами и женщинами. Дочь должна учиться от матери женственности, а сыну необходимо общение с отцом. При каждом удобном случае рассказывать о физиологических особенностях ребенка и его половом развитии.
Некоторые родители стесняются обсуждать эти темы или делают это негативным способами. Классные руководители, школьные психологи, социальные педагоги должны подкреплять полученные знания детей в семье научными статьями, так же проводить беседы и наблюдать за развитием воспитанников.
Так человек сможет с достоинством вступить во взрослую половую жизнь, не тая чувства вины и страха, а общество получит настоящих мужчин и женщин, хороших родителей и всесторонне развитых личностей.
Список используемой литературы
. Бурова С.Н. Будущая жена и мать, 1986
. Добрович А.А. Беседы о половом воспитании, 1982
. Ковинько Л. В. Воспитание младшего школьника, 1998
. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании, 1986
. Малова Т. В. Педагогическое сопровождение гендерного самоопределения личности, 2010
. Санюкевич Л. И. Половое воспитание детей и подростков, 1979.
. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье, 1983
. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик - подросток - юноша, 1982.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Простые правила для учителей и родителей, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми:
. Вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы;
. Избегать длинных поучительных лекций по половым вопросам;
. В беседе не ограничиваться одними биологическими фактами, высказывать свое к ним отношение;
. Если ребенок употребляет непристойные слова, необходимо спокойно объяснить ему их значение, а потом сказать, почему не нужно так говорить;
. Научите ребенка говорить взрослым нет, чтобы избежать сексуального насилия с их стороны;
. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста;
. Мальчики и девочки должны знать о физиологических особенностях противоположного пола;
. Необходимо рассказывать детям о СПИДЕ и других опасных болезнях;
. При разговоре с детьми стараться не вызывать смущения у них;
. На вопросы детей отвечайте четко, в пределах осознания ответа ребенком.