Автоматизированная система ведения учета операций на предприятии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Автоматизированная система ведения учета операций на предприятии

Введение

Целью данного дипломного проекта является разработка автоматизированной системы по ведению учета операций на предприятии ТОО «Фирма Радар».

Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы сотрудников предприятия, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения компании информационными средствами на базе компьютерных систем автоматизированного учета операций.

В этом ряду особое место занимают базы данных и другое программное обеспечение, связанное с их использованием в качестве инструмента для автоматизации труда. Их использование позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных производственных проектов, уменьшить непроизводительные затраты при их реализации, исключить возможность появления ошибок в подготовке технологической и других видов документации, что дает прямой экономический эффект.

Разумеется, для раскрытия всех потенциальных возможностей, которые несет в себе использование автоматизированных систем, необходимо применять в работе комплекс программных и аппаратных средств максимально соответствующий поставленным задачам. Поэтому в настоящее время велика потребность предприятий в компьютерных программах, поддерживающих и согласующих работу управленческого и финансового звеньев компании, а также в информации о способах оптимального использования имеющегося у компании компьютерного оборудования.

На сегодняшний день специалист по контролю за выполнением основных операций предприятия должен выполнять следующие задачи.

1.Ввести учет основных средств во всех подразделениях ТОО «Радар».

2.Производить закупку оборудования.

3.Вести контроль за поставками оборудования.

4.Выполнять поступившие заявки.

В то же время существующие программные продукты не поддерживают те требования, которые предъявляет предприятие. Поэтому было решено создать программный продукт, позволяющий производить учет операций полностью по ТОО «Радар».

Пояснительная записка к дипломному проекту состоит из четырех разделов.

1. Анализ предметной области

.1 Характеристика предприятия

Основная деятельность ТОО «Фирма Радар» направлена на реализацию комплекса задач связанных с организацией коммерческого учета тепловой энергии в сфере коммунальном хозяйстве. Основополагающим принципом в работе компании, является постоянная оценка степени удовлетворенности потребителя и его пожеланий.

Благодаря большому опыту работы и высокому профессионализму наших сотрудников, компания успешно осуществляет все мероприятия, связанные с организацией коммерческого учета тепловой энергии, а также, дает возможность обеспечить надежное и качественное сопровождение обслуживаемых нами объектов.

Сертифицированное качество производимых работ и поставляемой продукции подтвержденное органами государственного лицензирования.

ТОО «Фирма Радар» работает на рынке поставки и продажи приборов учета расхода воды, газа и тепла с 1999 года. Компания имеет государственные лицензии на все виды заявленных работ.

Основным видом деятельности нашей Фирмы является проектирование, монтаж, наладка и сервисное обслуживание приборов учета тепловой энергии и воды (как у потребителей, так и на источниках тепла), системах отопления, миникотельных и миниТЭЦ.

В полный перечень услуг входит следующее:

-продажа и установка счетчиков воды, газа, тепла и расходомеров;

-сервисное обслуживание и ремонт установленного оборудования;

-реализация сопутствующих товаров: фильтров, запорной арматуры, термостатических вентилей и др.

-продажа датчиков уровня жидкости, термопреобразователей, ПИД-регуляторов и других приборов производства «ОВЕН»

-по установке узлов учета тепловой энергии, включая разработку и согласование проектной документации, монтаж, пуско-наладочные работы, сдачу на коммерческий учет ресурсоснабжающим организациям.

ТОО «Фирма Радар» делает все для того, чтобы продукция пользовалась спросом на отечественном рынке, поэтому проводим активную рекламную и маркетинговую работу.

Специалистами фирмы проводится регулярный рейтинговый анализ продвижения и потребности в приборах учета в г. Костанай и Костанайской области.

ТОО «Фирма Радар» сотрудничает с крупнейшими российскими и казахстанскими поставщиками и производителями:

«Взлет», Санкт-Петербург, Челябинск;

«Взлет-Алатау», Алматы;

«ЭНКО», Алматы;

«Бетар Азия», Экибастуз;

«КИПСервис», Челябинск;

«Инжиниринг», Караганда;

«Эргономика», Караганда.

Надежность поставляемой продукции ТОО «Фирма Радар» - это репутация предприятия. Поэтому одним из главных правил предприятия, является правдивость по отношению к клиентам и партнерам. Огромное внимание традиционно уделяется качеству продукции, требованиям потребителей, срокам поставки, сервисному обслуживанию приборов, производится их диагностика и ремонт. И это доказано не словами, а временем. Цель - постоянное повышение качества сервисного и гарантийного обслуживания, а также кратчайшие сроки поставки. Престиж предприятия - это конкурентоспособность на рынке области.

Водосчетчики, или счетчики расхода воды, предназначены для учета водопотребления в системах водоснабжения любого типа:

в индивидуальных домах

в квартирах (квартирные счетчики воды), административных зданиях, офисах

Теплосчетчики применяются в следующих зданиях/помещениях:

в многоквартирных домах;

в учрежденческих и административных зданиях;

в отдельных помещениях, зданиях, сооружениях.

Все приборы внесены в Государственный реестр средств измерений и разрешены к применению для коммерческого учета.

Методы измерения по счетчикам воды существуют совершенно различные. В зависимости от используемого метода счетчики бывают: электромагнитные, ультразвуковые, вихревые и тахометрические. Они очень отличаются друг от друга, как по ценовым, так и по потребительским характеристикам. На данный момент все вышеперечисленные счетчики являются самыми востребованными и используются для учета воды в городских квартирах.

В ультразвуковых расходомерах используется время - импульсный метод измерения разности времени прохождения ультразвуковых колебаний по направлению и против направления потока жидкости в трубопроводе. Ультразвуковые расходомеры бывают врезного и накладного типа.

В электромагнитных счетчиках для воды действует принцип, который основывается на измерении электродвижущей силы индукции в электропроводящей жидкости, движущейся в магнитном поле, создаваемом электромагнитом прибора. Электродвижущая сила, наведенная в жидкости и зависящая от скорости потока, с помощью электродов подается в измеритель, где вычисляется расход и объем жидкости, прошедшей через сечение трубопровода.

Вихревой метод измерения расхода основывается на преобразовании частоты отрыва вихревой дорожки, которая образуется за установленным в потоке телом, в электрический сигнал электромагнитным или ультразвуковым методом.

Электромагнитные, вихревые и ультразвуковые расходомеры, чаще всего, используются в составе теплосчетчиков.

Тахометрические счетчики для воды считаются самыми распространенными. Они недорого стоят и обладают неплохими метрологическими характеристиками.

Принцип действия тахометрических приборов основывается на измерении числа оборотов крыльчатки (крыльчатые водосчетчики) или турбины (турбинные водосчетчики), которая вращается под действием протекающей воды. Количество оборотов крыльчатки или турбины пропорционально количеству протекающей через счетчик воды.[1]

.2 Постановка задачи

Разработать автоматизированную систему ведения учета операций на предприятии, которая должна отвечать следующим качествам:

-простота освоения программы и простота работы с ней;

-стандартизация интерфейса, т.е. сходства с существующими стандартами типа IBM WINDOWS;

организация удобного диалога ЭВМ и пользователя;

качество экранного дизайна;

открытость для модификаций и дополнений последующими версиями и разработками;

возможность изменять количество организаций поставщиков и заказчиков.

.3 Содержание и требования, предъявляемые к информации

В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности предприятия на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимными подразделениями фирмы осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средствах связи.

В деятельности предприятий, представляющих собой комплексы задач, обработка информации является первостепенным и непременным фактором нормального функционирования данной структуры. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности информации. Для многих организаций внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается, прежде всего, процессов обеспечения предприятий продукцией, поступающей со специализированных подразделений.

Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности.

Соответственную роль в принятии решений играет научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках своей организации. Это непрерывно пополняемый общий фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которого обеспечивает организации высокий уровень конкурентоспособности.

Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия соответствующих решений.

Для современных условий характерно применение высокоэффективного учета операций на предприятии, основанного на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации на базе компьютеров с процессорами Intel Pentium.

Информационный процесс, направленный на получение научно-технической, плановой, контрольной, учетной и аналитической информации, в информационных системах унифицирован и базируется на электронно-вычислительной технике.

Повышение эффективности использования информационных систем достигается путем сквозного построения и совместимости информационных систем, что позволяет устранить дублирование и обеспечить многократное использование информации, установить определенные интеграционные связи, ограничить количество показателей, уменьшить объем информационных потоков, повысить степень использования информации.

Информационное обеспечение предполагает: распространение информации, т.е. предоставление пользователям информации, необходимой для решения научно-производственных задач; создание наиболее благоприятных условий для распространения информации, т.е. проведение административно-организационных, научно-исследовательских и производственных мероприятий, обеспечивающих ее эффективное распространение.

Информация и, особенно, ее автоматизированная обработка, является важным фактором повышения эффективности производства.


.4 Основные принципы, цели, задачи и функции внутрифирменной системы обработки информации

Основными принципами и целями внутрифирменных систем обработки информации являются:

-определение требований к содержанию информации и к ее характеру, в зависимости от целенаправленности;

-выработка системы хранения, использования и предоставления информации;

определение потребностей в технических средствах (в том числе, в компьютерной технике) на предприятии в целом;

разработка программного обеспечения, создание и использование банков данных;

автоматизированная обработка вводимой и текущей информации и выдача информации.

Важными задачами внутрифирменной системы управления являются:

-координация деятельности по сбору и обработке данных;

-определение основных направлений системы сбора, обработки и хранения первичных данных;

определение основных направлений развития технологии обработки информации.

Оснащение электронной техникой позволяет экономить управленческие расходы на эффективную работу, обеспечивает эффективное внутрифирменное планирование. [2]

.5 Формы как носители информации

Обычно необходимая информация заносится на определенные формы-носители информации. Формы могут содержать информацию по предприятию в целом и по каждому подразделению в отдельности. Каждая форма имеет свой перечень статистических данных и фактологический информации, позволяющих произвести оптимально детальный экономический анализ состояния и развития предприятия, разработать и принять необходимые управленческие решения. Так, например, существуют формы, в которые заносятся данные, о выпуске и продаже продукции за установленный период времени; о материально-производственных ресурсах (запасах); о численности персонала и наличии свободных рабочих мест.

Различают следующие виды бланков форм: формы для хранения информации, формы регистрации данных, формы статистической (финансовой) отчетности, формы обследований.

Заполненные формы хранятся в памяти ЭВМ и при необходимости могут быть выведены на экран дисплея или получены путем распечатки на принтере.

Поскольку потребности в получаемой информации и ее содержании у предприятия могут изменяться в зависимости от изменяющихся внутренних условий, возникает необходимость в постоянном уточнении и переработке форм, содержащих первичные данные. [3]

.6 Информационные базы данных

Информационные базы данных включают весь комплекс статистических показателей, характеризующих деятельность предприятия в целом, а также, фактологический материал относительно всех факторов, оказывающих влияние на состояние и тенденции развития предприятия. Обычно, при формировании базы данных, решается вопрос и о системе хранения и обновления данных, а также, обоснованная увязка данных, их взаимная согласованность, возможность проведения сравнений и сопоставления оценок, хранимых в банке данных. Данный вопрос имеет существенное значение при объединении первичных данных в укрупненные группы (файлы) со своими реквизитами. Базы данных непрерывно обновляются на определенной систематической основе с учетом требований основных пользователей базой данных. [3,4]

Во многих организациях и предприятиях созданы базы данных, в которых хранится информация о состоянии финансового положения предприятия, о состоянии товарооборота на складе, о кадровом составе работников, постоянно обновляемая и максимально подробная, систематизированная по самым разнообразным признакам. Выбор информации делается с выводом на печатающее устройство отчетов, что позволяет следить за балансом предприятия, перемещением финансовых средств, делать прогнозы о будущем развитии.

Пользование банками данных, введенных в ЭВМ, резко ускоряет процесс получения информации из круга источников первичной информации и обеспечивает возможность выбора правильного и точного метода исследований для решения современных научных и технических проблем.

Комплексная автоматизированная обработка информации предполагает объединение в единый комплекс всех технических средств обработки информации с использованием новейшей технологии, методологии и различных процедур по обработке информации.

Создание комплексной автоматизированной системы предполагает использование всего комплекса технических средств обработки информации, переход к единой системе обработки всех видов информации.

В последние годы устройства автоматизированной обработки текстовой информации стали широко использоваться руководителями всех уровней, которые в отображенном на экране документе делают свои замечания, ставят резолюции, что упрощает процесс согласования их действий, ускоряет процесс подготовки управленческих решений.

Всей внутрифирменной системой информации управляет, как правило, специализированный аппарат управления. В общем случае он включает в себя:

-вычислительный центр для обслуживания фирмы в целом;

-центральную службу информации;

-информационную систему в производственных подразделениях, включающую отделы: обработки и анализа информации, обработки входящей и выходящей документации, хранения и выдачи информационных материалов, вычислительной техники.

В случае малого предприятия данный аппарат управления, как правило, состоит из двух отделов:

-отдел автоматизации (отдел программирования);

-технический отдел (отдел сетевых разработок).

Могут создаваться, также, и центры хранения записей, где информация хранится на оптических носителях и может быть в кратчайший срок выдана по запросу через локальную вычислительную сеть.

Внедрение ЭВМ в информационно - управленческую деятельность фирм повлекло за собой возникновение и развитие новых видов профессиональной деятельности, связанных с обслуживанием ЭВМ, а именно программистов, операторов, обработчиков информации.

Реляционные базы данных.

Все системы управления базами данных предназначены для хранения и обработки информации. Реляционный подход к управлению базами данных основан на математической модели, использующей методы реляционной алгебры и реляционного исчисления. Тем не менее, большинство действительно необходимых определений из области управления базами данных скорее относятся к практической, чем к теоретической стороне этого вопроса [6].

С. Дейт дает следующее неформальное определение системе управления реляционными базами данных (СУБД).

-вся информация в базе данных представлена в виде таблиц;

-она поддерживает три реляционных оператора-выбора, проектирования и объединения, с помощью которых вы получаете необходимые вам данные (и можете выполнять эти операции, не требуя от системы физической записи получаемых с их помощью данных в каком-то определенном виде).

Др. И.Ф. Кодд, автор реляционной модели, разработал целый список критериев, которым должна удовлетворять реляционная модель. Описание этого списка, часто называемого «правилами Кодда», требует введения сложной терминологии и теоретических выкладок, что выходит за рамки данного дипломного проекта. Тем не менее, опишем состоящий из 12 правил тест Кодда для реляционных систем, и будем использовать его совместно с общим определением Дейта.

Чтобы считаться реляционной, система управления базами данных должна:

-представлять всю информацию в виде таблиц;

-поддерживать логическую структуру данных, независимо от их физического представления;

использовать язык высокого уровня для структурирования, выполнения запросов и изменения информации в базах данных (теоретически это может быть любой язык баз данных, практически для этого используется язык SQL);

поддерживать основные реляционные операции (выбор, проектирование и объединение), а также теоретико-множественные операции, такие как объединение, пересечение и дополнение;

поддерживать виртуальные таблицы, обеспечивая пользователям альтернативный способ просмотра данных в таблицах;

различать в таблицах неизвестные значения (nulls), нулевые значения и пропуски в данных;

обеспечивать механизмы для поддержки целостности, авторизации, транзакций и восстановления данных.

Далее проведем аналитический обзор этих пунктов, ко многим из них будем обращаться в дальнейшем.

Реляционная модель.

Первое правило Кодда гласит, что вся информация в реляционных базах данных представляется значениями в таблицах (tables). В реляционных системах таблицы состоят из горизонтальных строк (row) и вертикальных столбцов (column). Все данные представляются в табличном формате - другого способа просмотреть информацию в базе данных не существует.

Несколько замечаний по терминологии. Поскольку такие понятия как таблица, строка и столбец являются общепринятыми в коммерческих системах управления реляционными базами данных, будем стараться использовать их в этом дипломном проекте. Однако иногда можно встретиться и с такими понятиями, как отношение (relations), кортеж (tuple) и атрибут (attributes). Это соответственно синонимы понятий таблица, строка и столбец, так же, как и файл (file), запись (record) и поле (field). Первые три считаются академическими терминами, последние - взяты из общего лексикона, используемого в области обработки данных. Набор связанных таблиц образует базу данных (database). Таблицы в реляционной базе разделены, но полностью равноправны. Между ними не существует никакой иерархии и, вообще говоря, они не обязательно даже физически связаны друг с другом.[7]

Каждая таблица состоит из строк и столбцов. Каждая строка описывает отдельный объект или сущность (entity) человека, компанию, торговую сделку или что-нибудь другое. Каждый столбец описывает одну характеристику объекта-имя человека или его адрес, телефонный номер компании или ее президента, лоты распродажи или дату. Каждый элемент данных, или значение (value), определяется пересечением строки и столбца таблицы. Чтобы найти требуемый элемент данных, необходимо знать имя содержащей его таблицы, столбец и значение его первичного ключа (primary key), или уникального идентификатора (каждая строка должна единственным образом идентифицироваться по одному из своих значений.)

В реляционных базах данных существует два типа таблиц - пользовательские таблицы (user tables) и системные таблицы (system tables). Пользовательские таблицы содержат информацию, для поддержки которой собственно и создавались системы реляционных баз данных-данные по сделкам, заказам, персоналу и т.д. Системные таблицы, известные также под названием системные каталоги (system catalog), содержат описание базы данных. Системные таблицы обычно поддерживаются самой СУБД, однако доступ к ним можно получить так же, как и к любым другим таблицам. Возможность получения доступа к системным таблицам, по аналогии с любыми другими таблицами, составляет основу другого правила Кодда для реляционных систем.

Независимость.

Независимость данных - критический аспект при управлении любой системой баз данных. Она позволяет изменять приложения, не изменяя для этого структуру базы данных, и изменять конструкцию базы данных, не оказывая при этом влияния на работу приложений. Система управления базами данных не должна вынуждать выносить окончательные решения о том, какие данные должны сохраняться, как получать к ним доступ и что будет нужно пользователям. Система не должна становиться бесполезной при изменении потребностей.

Реляционная модель обеспечивает независимость данных на двух уровнях - физическом и логическом. Физическая независимость данных (physical data independents) означает с точки зрения пользователя, что представление данных абсолютно не зависит от способа их физического хранения. Как следствие этого, физическое перемещение данных никоим образом не может повлиять на логическую структуру базы данных и ваше восприятие данных. Такие изменения обычно становятся просто необходимыми, особенно в больших многопользовательских системах. Например, при недостатке места для хранения информации может потребоваться установка дополнительных физических носителей. Когда устройство выходит из строя, увы, его приходится быстро заменять. Иногда может потребоваться увеличить производительность системы или упростить ее использование, изменив для этого методы доступа к физическим данным. (Эти методы связаны с созданием стратегии доступа (access strategies) и применением индексов (index).)

Другой тип независимости, обеспечиваемый реляционными системами - логическая независимость (logical independents) означает, что изменение взаимосвязей между таблицами, столбцами и строками не влияет на правильное функционирование программных приложений и текущих запросов. Можно разбивать таблицы по строкам или столбцам, а приложения и запросы все равно будут выполняться, как и раньше. Несмотря на изменение логической структуры базы данных, всегда можно воспользоваться старыми запросами. Требование логической и физической независимости данных составляет основу двух других правил Кодда.

Язык высокого уровня.

Определение реляционной системы, так же, как и правила Кодда, требует, чтобы весь диалог с базой данных велся на едином языке - иногда его называют общим подъязыком данных (comprehensive data sublanguage). В мире коммерческих систем управления базами данных такой язык получил название SQL. SQL используется для манипуляций с данными (data manipulation) выборки и модификации, определения данных (data definition) и администрирования данных (data administration). Любая операция по выборке, модификации, определению или администрированию выполняется с помощью оператора (statement) или команды (command) SQL.

Имеется две разновидности операций по манипуляции с данными - выборка данных (data retrieval) и модификация данных (data modification). Выборка - это поиск необходимых вам данных, а модификация означает добавление, удаление или изменение данных. Операции по выборке (чаше называемые запросами (query)) осуществляют поиск в базе данных, наиболее эффективно извлекают затребованную вами информацию и отображают ее. Другие команды SQL предназначены для создания и удаления таблиц, индексов и других объектов. Последняя категория операторов SQL - операторы администрирования, или команды управления данными (data control). Они позволяют вам координировать совместное использование базы данных и поддерживать ее в наиболее эффективном состоянии.[8]

Реляционные операции.

В определении системы управления реляционными базами данных упоминаются три операции по выборке данных - проектирование, выбор (иногда называемый ограничением (restrictions)) и объединение, которые позволяют строго указать системе, какие данные вы хотите увидеть. Операция проектирования выбирает столбцы, операция выбора - строки, а операция объединения собирает вместе данные из связанных таблиц. Логическая и физическая независимость, о которой мы упоминали выше, означает, что вам не нужно беспокоиться о физическом расположении данных и о том, как их искать - это проблемы исключительно систем управления базами данных. Проектирование - операция проектирования позволяет указать системе, какие столбцы таблицы должны просматриваться. С концептуальной точки зрения: операция проектирования определяет подмножество столбцов в таблице. Обратите внимание, что результаты выполнения проектирования (как и любой другой реляционной операции) также отображаются в форме таблицы. Результирующие таблицы иногда называют производными таблицами (derived tables), чтобы отличать их от базовых таблиц (base tables), содержащих исходные строки данных. Выбор - операция выбора позволяет вам получать из таблицы подмножества ее строк. Чтобы указать, какие строки нужны, соответствующие условия нужно разместить в предложении WHERE. В предложении WHERE оператора SELECT определяется критерий, которому должны соответствовать выбираемые строки. Можно комбинировать в запросе операции проектирования и выбора, чтобы получить требуемую информацию. Объединение - операция объединения может работать одновременно с одной или несколькими таблицами, соединяя данные таким образом, что можно легко сопоставить или выделить определенную информацию в базе данных. Операция объединения обеспечивает SQL и реляционную модель необходимой мощностью и гибкостью. Можно выявить любую взаимосвязь, существующую между элементами данных, а не только связи, введенные при конструировании базы. Когда «объединяются» две таблицы, на период действия запроса они как бы становятся единой таблицей. Операция объединения соединяет данные, сравнивая значения в заданных столбцах и отражая результаты. [8]

Целостность.

Целостность (integrity) - очень сложный и серьезный вопрос при управлении реляционными базами данных. Несогласованность между данными может возникать по целому ряду причин. Несогласованность или противоречивость данных может возникать вследствие сбоя системы - проблемы с аппаратным обеспечением, ошибки в программном обеспечении или логические ошибки в приложениях. Реляционные системы управления базами данных защищают данные от такого типа несогласованности, гарантируя, что команда либо будет исполнена до конца, либо будет полностью отменена. Этот процесс обычно называют управлением транзакциями (transaction management). Другой тип целостности, называемый объектной целостностью (entity integrity), связан с корректным проектированием базы данных. Объектная целостность требует, чтобы ни один первичный ключ не имел нулевого значения. Третий тип целостности, называемый ссылочной целостностью (referential integrity), означает непротиворечивость между частями информации, повторяющимися в разных таблицах. Например, если вы изменяете неправильно введенный номер расчетного счета покупателя в одной таблице, другие таблицы, содержащие эту же информацию, продолжают ссылаться на старый номер, поэтому вы должны обновить и эти таблицы. Чрезвычайно важно, чтобы при изменении информации в одном месте, она соответственно изменялась и во всех других местах. Правила Кодда гласят, что системы управления реляционными базами данных должны обеспечивать не только объектную и ссылочную целостность, но и позволять «вводить дополнительные ограничения на целостность, отражающие специальные требования». Кроме того, по определению Кодда, ограничения на целостность должны:

-определяться на языке высокого уровня, используемом системой для всех других целей;

-храниться в словаре данных, а не в программных приложениях.

Первоначально только несколько реализаций реляционных баз данных удовлетворяли критериям Кодда на целостность, но ситуация постепенно изменялась. Стандарт 1992 года (часто называемый «SQL92») поддерживает ограничения, обеспечивающие ссылочную целостность и позволяющие задавать бизнес правила. Эти возможности в том или ином виде реализованы в большинстве систем.[7,8]

.7 Структура данных

. Что такое «хорошая структура» - это, в первую очередь, «прозрачная» структура. Проще говоря, хорошая структура:

-максимально упрощает взаимодействие с базой данных;

«выжимает» максимум производительности из системы.

Некоторые факторы, упрощающие понимание базы данных, не имеют строгих технических определений и не являются частью процесса проектирования. Тем не менее, широкие таблицы трудно читать и в них сложно разбираться. В то же время разделение данных на целый ряд небольших таблиц усложняет отслеживание взаимосвязей между ними. Выбор подходящего числа столбцов обычно является компромиссом между простотой понимания базы и правилами нормализации. Хорошо разработанная база данных предотвращает ввод противоречивой информации и случайное удаление данных. Это достигается за счет минимизации ненужного дублирования данных в таблицах и поддержки целостности. Наконец, хорошо разработанная база должна обладать достаточной производительностью. Опять-таки здесь играет большую роль число столбцов в таблицах: выборка данных будет проводиться медленнее, если информация размешена не в одной, а в нескольких таблицах. Однако большие таблицы могут требовать от системы обработки большего количества данных, чем это на самом деле необходимо для выполнения конкретного запроса. Другими словами, количество и размер таблиц существенно влияют на производительность. (Также с точки зрения производительности критическим является выбор столбца, по которому выполняется индексирование и тип индексирования.) Индексирование в большей мере является вопросом физического проектирования, нежели логического.[6]

2. Плохая структура базы данных

-приводит к непониманию результатов выполнения запросов;

-повышает риск введения в базу данных противоречивой информации;

порождает избыточные данные;

усложняет выполнение изменений структуры созданных ранее и уже заполненных данными таблиц.

Не существует идеального решения, полностью удовлетворяющего все требования, предъявляемые при проектировании баз данных. Часто приходится чем-то жертвовать, основываясь на требованиях и особенностях приложений, которые будут использовать базу данных.

.8 Задачи, выполняемые приложением

База данных «Автоматизированная система ведения учета операций на предприятии» предназначена для автоматизации работы специалиста (приходование, выполнение заявок, и т.п.). В техническое задание на реализацию базы данных входили следующие задачи:

1.Оформление приемки счетчиков.

  1. Оформление заявок.
  2. Внесение информации о выполнении заявок.
  3. Ведения учета поверок приборов.
  4. Работа с физическими лицами.
  5. Работа с юридическими лицами.
  6. Формирование отчетов по нарядам.
  7. Формирование отчетов на поверку.
  8. Добавление различного количества организаций использующих оборудование.

.9 Технические требования, предъявляемые к автоматизированной системе

При проектировании системы автоматизации принимались во внимание следующие требования:

система должна нормально функционировать на стандартных персональных компьютерах клона IBM на базе процессора Intel Pentium с тактовой частотой 100 МГц (минимальные требования), подсоединенных к локальной офисной вычислительной сети в режиме выделенных серверов;

система не должна иметь привязки к аппаратной части для возможности переноса ее на новую платформу из-за неизбежного морального старения компьютерной техники;

архитектура системы должна быть выбрана таким образом, чтобы минимизировать вероятность нарушения штатного режима работы системы (выход системы из строя, разрушение информационной базы данных, потери или искажение информации) при случайных или сознательных некорректных действиях пользователей;

основная программная оболочка должна иметь интуитивно ясный дружественный интерфейс и не должна требовать от пользователей специальной подготовки, не связанной с их профессиональными обязанностями;

система должна иметь возможность наращивания в программной части.

система должна функционировать под управлением операционных систем семейства Windows.

. Анализ исходных данных и выбор оптимального инструментария для разработки АС учета

2.1 Назначение разрабатываемой автоматизированной системы

Разрабатываемая автоматизированная система предназначена для ввода, хранения и обработки информации о ведении учета по приборам на предприятии «Радар», информации о проведении проверок, сведений о поставщиках и поступивших заявок. Реализация такой автоматизированной системы позволит значительно облегчить работу сотрудников предприятия:

Поможет быстро и оперативно получать требуемую информацию;

Облегчит ввод данных;

Позволит быстро получать отчёты;

Позволит быстро и точно найти нужную информацию.

2.2 Определение структурной схемы

При разработке нового приложения необходимо разработать правильную структуру таблиц. Плохая структура приведёт к неэффективности и не возможности реализации некоторых функций. Хорошо продуманный набор таблиц не только помогает решать текущую задачу, но и оставляет задел для будущих модернизаций и усовершенствований, и что ещё более важно, значительно сокращает время написания программы, позволяет вызывать и обрабатывать данные, используя запросы и SQL-операторы.

Базам данных постоянно грозит опасность стать громоздкими, застывшими и чрезмерно сложными системами. Новые функции порождают новые виды запросов к базе данных, это увеличивает набор логических связей между её элементами. В связи с этим необходимо продумывать и использовать простые и ясные схемы организации данных.[7]

Для разработки структура данных используем реляционную модель базы данных, которая основана на математических принципах теории множеств. Прежде всего, в основе теории лежит определение отношений между отдельными таблицами с помощью связующих полей. Теория не требует и не предполагает какого-то определённого числа этих отношений, но поскольку каждая таблица связана ещё хотя бы с одной, все таблицы в базе данных оказываются прямо или косвенно связанными. Теория так же утверждает, что управление данными становится очень простым, если данные организованы согласно правилам нормализации. Для получения первой нормальной формы таблиц не должно быть повторяющихся полей и составных значений. Для получения второй нормальной формы требуется зависимость каждого не ключевого поля от полного набора полей первичного ключа. Для получения третьей нормальной формы таблица должна удовлетворять требованиям первой и второй нормальных форм, а так же для каждой таблицы должны быть определен первичный ключи, состоящий из одного поля или комбинации полей, по которому можно однозначно определить не ключевое поле.

Описанные выше правила нормализации помогают эффективно связывать отношения между собой одним из ниже перечисленных способов:

Один ко многим - когда любой записи в первой таблице соответствует несколько записей во второй таблице;

Один к одному - когда любой записи в первой таблице соответствует только одна запись во второй таблице;

Многие ко многим - когда любой записи в первой таблице соответствует несколько записей во второй и наоборот.

В большинстве случаев между двумя таблицами используется отношение «один ко многим».

Результат запроса к одной или нескольким таблицам, также предоставляется в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь свой ключ или идентификатор, уникально определяющую запись. В наборе записей об объекте возможно наличие более одного элемента данных, значения которого уникально идентифицирует запись об объекте. Каждый из таких элементов будет являться ключом, один из которых обычно выбирается в качестве первичного ключа. Элементы данных, которые не являются первичными ключами, называются атрибутами. В записи об объекте значения атрибутов идентифицируются значениями первичных ключей. Также в реляционных базах данных возможно объединения информации из разных таблиц или запросов на основе совпадающих значений определённых атрибутов.

Основное преимущество реляционной модели - это возможность добавлять новые элементы данных, если этого требуют новые функции или приложения. Могут добавляться и новые связи между существующими и вновь добавляемыми отношениями.

В любом случае реляционная модель данных удобна тем, что в отличие от других способна накапливать новые данные и новые связи без разрушения старых подсистем.

2.3 Выбор конкретного программного инструментария

Система управления базами данных предоставляет полный контроль над процессом определения данных, их обработкой и совместным использованием. СУБД также существенно облегчает каталогизацию и обработку больших объемов информации, хранящихся в многочисленных таблицах. Разнообразные средства СУБД обеспечивают выполнение трех основных функций: определение данных, обработку данных и управление данными. Все эти функциональные возможности в полной мере реализованы в базе данных Microsoft Access.[8]

В Microsoft Access предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации.

В Microsoft Access основными объектами являются таблицы, запросы, формы, отчеты, программы и классы. Обычно, термин база данных относится только к файлам, в которых хранятся данные. В Microsoft Access база данных включает набор таблиц, представлений и хранимых процедур. Ниже приведен список основных объектов Microsoft Access.

Таблица - объект, который определяется и используется для хранения данных. Каждая таблица содержит информацию о субъектах (предметах) определенного типа. Поля (столбцы) служат для хранения различных характеристик субъектов, а каждая запись (строка) содержит сведения о конкретном субъекте. Для каждой таблицы можно определить первичный ключ (одно или несколько полей, имеющих уникальное для каждой записи значения) и один или несколько индексов, ускоряющих доступ к данным.

Запрос - объект, позволяющий пользователю получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. Для определения запроса можно использовать конструктор отчётов или написать инструкцию SQL. Можно создать запрос на выборку, обновление, удаление или добавление данных. С помощью запросов можно также создавать новые таблицы, используя данные из одной или нескольких существующих таблиц.

Форма - объект, предназначенный для ввода данных, отображения их на экране или управления работой приложения. Формы можно использовать для того, чтобы реализовать требования пользователя к представлению данных таблиц или наборов записей запросов. С помощью форм можно в ответ на некоторое событие запустить функцию, процедуру, метод формы или класса.

Отчёт - объект, предназначенный для форматирования, вычисления итогов и печати выбранных данных.

В таблицах хранятся данные, которые можно извлекать с помощью запросов. Для облегчения проверок целостности, хранения информации о связях, а так же для хранения запросов для представлений, таблицы можно объединять в базу данных. Используя формы, пользователь может выводить данные на экран или изменять их. Необходимо заметить, что формы и отчеты получают данные как непосредственно из таблиц, так и через запросы.

Microsoft Access воспринимает множество самых разнообразных форматов данных, включая файловые структуры других СУБД. Существует возможность осуществления импорта и экспорта данных из текстовых и электронных таблиц.

Среда визуального программирования Delphi является системой программирования очень высокого уровня. Она берет на себя значительную часть работы по управлению компьютером, что делает возможным в простых случаях обходиться без особых знаний о деталях его работы, в отличие от традиционных систем программирования.[9,10]

Delphi - язык и среда программирования, относящаяся к классу RAD - (Rapid Application Development - «Средство быстрой разработки приложений») средств CASE-технологии. Delphi сделала разработку мощных приложений Windows быстрым процессом, доставляющим вам удовольствие. Приложения Delphi, для создания которых требовалось большое количество человеческих усилий например С++, теперь могут быть написаны одним человеком, использующим Delphi.

Визуальное программирование как бы добавляет новое измерение при создании приложений, давая возможность изображать эти объекты на экране монитора до выполнения самой программы. Без визуального программирования процесс отображения требует написания фрагмента кода, создающего и настраивающего объект «по месту». Увидеть закодированные объекты было возможно только в ходе исполнения программы. При таком подходе достижение того, чтобы объекты выглядели и вели себя заданным образом, становится утомительным процессом, который требует неоднократных исправлений программного кода с последующей прогонкой программы и наблюдения за тем, что в итоге получится.

Благодаря средствам визуальной разработки можно работать с объектами, держа их перед глазами и получая результаты практически сразу. Способность видеть объекты такими, какими они появляются в ходе исполнения программы, снимает необходимость проведения множества операций вручную, что характерно для работы в среде, не обладающей визуальными средствами - вне зависимости от того, является она объектно-ориентированной или нет. После того, как объект помещен в форму среды визуального программирования, все его атрибуты сразу отображаются в виде кода, который соответствует объекту как единице, исполняемой в ходе работы программы.

Похожие работы на - Автоматизированная система ведения учета операций на предприятии

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!