Особенности социализации подростков в семье

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,24 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности социализации подростков в семье

Содержание

Введение

. Психологические особенности подростков и их место в семье и обществе

. Семья - как институт социализации личности

. Гендерная социализация подростков в семье

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Современная система воспитания молодежи направленна на создание общества психически и физически здоровых, ответственных, творческих людей. При этом воспитание и социальная среда вступают во взаимную связь посредством социализации. Социализация позволяет молодым людям приспосабливаться к сложным и изменчивым условиям жизни в обществе. И особым составляющим в этом процессе является влияние семьи, как важного социального института и психологической среды, на социально-психологическое становление подростка.

Особенно проблемным периодом в личностном развитии детей является именно подростковый возраст. На этом этапе сохраняется формирующее влияние семьи на развитие личности подростка, в частности его самосознание, самопознание, отношение к себе и саморегуляцию. Внутрисемейные взаимоотношения, ценностные ориентации, моральные принципы и нормы семьи закладывают основы активного отношения подростка к себе как к субъекту воспитательного влияния, оказывают содействие утверждению его положительных черт: ответственности, инициативности, уверенности в собственных силах, стремления к самосовершенствованию, адекватной самооценки, готовности самостоятельно принимать решение и отвечать за их выполнение. У подростков, лишённых этого влияния, развитие названных качеств деформируется. Все это определяет актуальность выбора темы нашей реферативной работы.

Предметом исследования выступает психология подростков и семейных взаимоотношений, а объектом - способы родительского влияния на общую и гендерную социализацию подростков в семьях. При этом перед нами стоят задачи освещения главных особенностей подросткового возраста и семейного воспитания, специфики передачи гендерных ролей в семьях.

А целью написания работы является проверка правильности утверждения о том, что семья уходит на второй план при социализации подростка.

1.      Психологические особенности подростков и их место в семье и обществе

подросток семья социализация гендерный

Социализация личности - это сложный социально-психологический феномен, в основе которого лежит усвоение индивидом системы норм, ценностей, знаний, принятых в обществе. Результатом успешной социализации должно стать вхождение личности в общество, исполнение ее социальных, гендерных и др. ролей.

Проблемы социализации исследовали такие отечественные и зарубежные учёные, как Выготский Л.С., Э. Эриксон, Свенцицкий А.Л., Махиянова А.В. и др. А особенностям социализации подростков свои труды посвящали: Корчак Я., Тарабакина Л.В., Синькевич В.Ф., Райгородский Д. и др.

В процессе социализации значимыми этапами являются детство, и в частности, подростковый возраст, когда под влиянием воспитания и стихийных, нецеленаправленных воздействий внешней среды молодой человек вливается в общество. В это время происходит т.н. первичная социализация, наиболее важная для человека, корда семья, друзья, социальные институты, например, школа, активно помогают подростку адаптироваться, образовать социальные святи, сформировать мировоззрение, представление об обществе и правилах жизни в нем.

Под подростковым возрастом принято понимать период от 11 до 13-14 лет. Согласно периодизации эмоционально-волевого развития личности по Э. Эриксону на этот промежуток времени приходится этапе «дружелюбия против неполноценности». Подросток учиться ценить труд, усилия и жизненные достижения, борется с ленью, обучается устанавливать отношения в коллективе сверстников, которые наравне с родителями и учителями становятся значимыми для него. Это ранимый, сложным, нестабильный период.

Происходят многочисленные психосоматические и социальные перемены. По мнению Л. Выготского главная особенность подросткового возраста кроется в неравномерном органическом, социальном и половом созревании подростка, что он выразил в виде треугольника (Обухова, 2015).

Для подросткового возраста характерно самоутверждение, интенсификация контактов, взросление. Старые ценности раннего детского возраста теряют свою актуальность и формируются новая система ценностей, появляются новые авторитеты на фоне эмансипации подростка от родителей и др. родственников.


Физиологические особенности развития ребёнка в этом возрасте, например, гормональное созревание, развитие нервной системы вызывают эмоциональную неустойчивость, ранимость, перепады настроения и упадок сил, что затрудняет процесс социализации. В это период для подростка важно понимание близких людей, доверительная близость и осторожность в общении. Подросток может отчуждаться от родных для того чтобы выработать самостоятельность. Также у человека в этом возрасте возникают первые романтические переживания, интимные влечения, что требует нахождения наедине с самим собой. Вместе с тем возрастает значимость сверстников, возрастает культ дружбы, привязанности и верности среди школьных или дворовых друзей. Но вероятно и негативное проявление этой тенденции. Например, проявляется излишняя стеснительность, замкнутость, избегание контактов со сверстниками, особенно противоположного пола, желание общаться с младшими детьми и утверждать свою власть среди них. Пониженная критичность, чувство незащищённости, вызывающие данные явления, провоцируются эмоционально-волевой нестабильностью подростков, которая исчезает лишь к 16-18 годам.

Неравномерность развития опорно-двигательного аппарата приводит к тому, что движения подростков становятся резкими, угловатыми, это причиняет моральные страдания детям, что хотят казаться красивыми, уверенными в себе, привлекательными. Особенно тяжело подростки воспринимают насмешки. У подростков, неудовлетворённых своей внешностью, чаще формируется негативная «Я-концепция» и пессимистический взгляд на жизнь и общество. Боле половины девочек - подростков озабочены свои весом, что создаёт риск развития анорексии. Молодой человек либо пытается всячески подражать другим людям, угождать им, любо включается в борьбу с обществом, противопоставляя себя ему.

Развитие воли происходит, как в процессе целенаправленного умственного и физического труда, обучения, выполнения домашних обязанностей, так и путем занятия спортом, самообразования. Нередко подростки превратно понимают «сильную волю», как упрямство, протест против устоявшихся норм и правил. Поэтому важным становится общее и трудовое воспитание подростка, овладение различными навыками.

Могут наблюдаться акселерация или инфантилизм. Первая сопровождается очень быстрым соматически и психологическим развитием подростка, вторая - наоборот замедлением, отстаиванием в развитии. Акселерацию иди инфантилизм вызывают, как эндогенные, внутренние факторы (работа внутренних желёз, особенности развития нервной системы), так и внешние, в частности тип воспитания. Например, инфантилизм чаще всего возникает из-за гиперопеки.

Важным психологическим явлением становится чувство взрослости, которое у подростков проявляется как представление о будущем, прогноз будущего личностного развития. И если раньше это прогноз припадал на 16-17 лет, то сегодня под влиянием социальных изменений приходится на 13 лет. При этом длительность подросткового этапа развития может возрастать, поскольку возрастает общая продолжительность жизни.

Подросток ощущает, что он уже не ребёнок, но его жизнь еще не изменилась, он посещает школу, его поведение все еще контролирует и координируют. Поэтому возможны реакции утверждения своей взрослости приемлемым путем (то есть без нарушения моральных правил общества), например, освоение новых ролей в семье, помощь близким, попытки получить первый заработок. Но возможно и возникновение девиантного поведения, включая нарушение семейных правил, правил общежития, норм поведения в школе и социума, вплоть до правонарушений и преступлений. Во многом освоение общественных норм происходит именно через общение со сверстниками, на которых проецируются будущие солильне роли взрослой жизни. Иногда протест против взрослого общества заставляет подростков формировать собственный круг - общество в обществе, так образуются неформальные субкультуры и др. общности с тесными социально-моральными связями.

Современные подростки чаще всего создают собственные группировки, референтные группы, пытаясь самоутвердиться, освоить социальные нормы, но при этом они проявляют недостаточные способности к самореализации. Возможно, это вызвано развитием информационного общества, когда Интернет, виртуальный мир, заменяют реальный мир с его возможностями для развития молодой личности. Сейчас сложно найти ребёнка с хобби и увлечениям, не связанными с компьютерными технологиями, непопулярны кружки технического творчества и самодеятельности.

Подросток, как мы поняли, с одной стороны стремится стать во всем равным взрослому, но с другой стороны ограничен рамками детства. Дети этого возраста проявляют раздражение и агрессивность под влиянием этого барьера, а взрослые проявляют нервозность и страх, что только осложняет процесс социализации. Подростки все время рассматривает две модели «Я и общество» и «я в обществе». Их поведение становится то активным, то индифферентным, то напряжённым и конфликтным. Особенно часто конфликты случаются в семье. Чаще всего подросток изучает позицию «Я и общество» и это целесообразно, т.к. для данного возраста характерна четкая индивидуализация, отделение себя от других людей с целью самопознания путем сопоставления и противопоставления. Подражание становится более осмысленным, в одежде и манере поведения подросток старается выразить свою взрослость.

Подросток критически оценивает поток информации от родных, знакомых, учителей, друзей, из СМИ, литературы, массовой культуры. И в этот период очень важно, чтобы родители и старшие люди, значимее для подростка, помогали ему отобрать информацию, нужную для социализации, успешного вхождения в общество. Если взрослые научат их воспринимать и отличать позитивное и негативное, красивое и уродливое, важное и значительное, то у подростков сформируется моральный, социально-психологический опыт. Этот опыт позволяет не только объективно оценить окружающую действительность, но и уметь анализировать, прогнозировать. Управляя своим поведением, преодолевая пропасть между сознанием и поступком, подросток входит в социум. Умение соотносить моральные правила с реальной деятельностью очень важно для подростков.

Чем хуже складываются отношения подростка со взрослыми, тем больше он отдаляет от них и приближается к сверстникам. И, наоборот, нормальные отношения в семье, с учителями, позволяют подросткам устанавливать баланс в контактах. Эталоном поведения соответственно будет служить не только поведение взрослых, но и сверстников из референтной группы. Эти ценности формируют социально-психологический портрет подростка. Референтная группа или другие авторитеты становятся движущей силой социализации подростков. На сегодняшний день на социализацию подростков влияют самые разные процессы, как положительные, так и отрицательные. С одной стороны мы видим попытки духовного, культурного возрождения общества, внедрение культа гуманности, демократии, с другой стороны - мифологизированные ценности агрессии, богатства, силы, власти, сексуальности и т.д. Глобальные социально-психологические, экономические события влияют на семьи и проживающих в них подростков, на школы, общественные объединения и общество в целом. Подросток сталкивается не только с проблемой поиска собственного «Я», но и с проблемами добра и зла, войны и мира, экологическими и многими др. проблемами. Все это может вызвать социальную фрустрацию.

В российской традиции общение подростков со старшим поколением преимущественно заключается в передаче опыта от старших младшим, включая социально-психологический опыт. Но современные подростки избирательно используют историческое наследие, внося элементы новизны в социальную жизнь. Семейные отношения становятся более гибкими, а подростки более самостоятельными в решении своих проблем. Но сохраняется проблема непонимания, корда взрослые считают, что их недооценивают, а подростки, что их не понимают и относятся к ним несправедливо.

Бурные социальные перемены приводит к тому, что передача опыта между поколениями затруднена, а разница между ними становятся более значимой. Людям, воспитывавшимся в условиях ценностей советской эпохи сложно понять современную молодежь, даже родители, чьё детство припало на переходный период 1990-х г. с трудом понимают своих детей. Поэтому позиция подростков по отношению к социально-историческому прошлому становится выборочной, безусловно, они не могут принять те нормы и ценности, что господствовали в обществе 20 или 30 лет назад. Шаблонное восприятие всего старого, как хорошего и полезного, и нового, как упадочного, равно, как и наоборот непродуктивно. Бывают ситуации, корда подростки, воспитанные в семье в условиях специфической этнопсихологической и социально-культурной среды оказывается как бы изолированным от всего общества, невзирая на то, что они, по мнению их родителей, переняли лучший образец поведения, лучший социально-психологический опыт, продиктованный традициями. Таким подросткам сложно адаптироваться в инновационной системе социализации, они могут проявлять растерянность, пассивность, а иногда прибегать и к девиантным формам поведения.

Другую проблему составляет «маргинализация», когда подросток переезжает из села в город, меняет ближайшее окружение или учебное заведение. Процесс адаптации требует от подростка отказа от некоторых индивидуальных особенностей.

Ранимость подростков, нестабильность эмоциональной сферы может привести к акцентуации характера и даже к развитию неврозов и психопатий, потому очень важно помочь подростку в процессе социализации и взросления вообще. Необходимо нормировать уровень эмоционально-психологической загрузки, оберегать молодую личность от негативных влияния и непосильных заданий. И в первую очередь эти обязанности возлагаются на родителей, семью.

2.      Семья - как институт социализации личности

Семья - это важный, а вместе с тем устойчивый и древний социальный институт. Это социальная группа и вместе с тем набор психологических связей, основанных на взаимной привязанности и ответственности, любви. В семье проявляется активность всех ее членов, невзирая на тип и размер семьи. В ней же происходит физическое, психологическое, социальное становление детей. Осуществляется их первичная социализация, формирование «Я - образа» личности.

При этом семья выполняет психологическую, экономическую, репродуктивную, хозяйственно-бытовую, и наконец, социальную функцию, поэтому ее нередко называют «ячейкой общества». Человек может стать личностью, членом общества только в семье. Воспитательные функции семьи всегда тесно связанны с ее социальной функцией. Именно от родителей ребёнок черпает первые знания об общественных нормах. Все это в идеале должно происходить в атмосфере доверительного общения, сочувствия, взаимной поддержки.

В частности, обязательным для детей является соблюдение таких правил как: приветствие при встрече, вежливое обращение с просьбой, благодарность за услугу, тактичность и т.п. Эти нормы настолько обычные, что может показаться, что на них не следует и останавливаться. Тем не менее, некоторые родители иногда обращают внимание лишь внешняя сторона, а именно: красивые манеры. Но необходимо, прежде всего, воспитывать у детей положительное, гуманное отношение к людям, учить выражать его в приветствии, благодарности, способе ведения разговора и т.п.

В подростковом возрасте важно помочь детям ориентироваться в широком море правил, ценностей и норм, диктуемых, как СМИ, так и социальными институтами, другими людьми. Важно сформировать в сознании ребёнка чёткую иерархию общечеловеческих и социальных ценностей, на основе кторых он выберет свой жизненный путь и переживёт не только первичную, но и вторичную социализацию.

Воспитание в неполной, многодетной семье, равно как и в семье с одним ребёнком в значительной степени отличается. Но приоритетным направлением остается подготовка ребёнка в общественной жизни.

В подростковом возрасте ребёнок меньше общается с родителями и старшими членами семьи, но важно качество этого общения, оно должно быть диалогичным, основанным на равенстве позиции подростка и взрослого. Потому что, как мы знаем, подросток может очень болезненно воспринимать границу барьер между детством и взрослостью. По этому поводу обращаясь к родителям, Януш Корчак писал: «Наивно мнение молодого воспитателя, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, сам он, зрелый, сформированный, неизменный не поддаётся воспитывающему влиянию среды, окружения и детей».

Психологические исследования свидетельствуют о том, что для успешной социализации подростка родителям важно отказаться от осуждения, строгой критики, фиксации на недостатках и промахах подростка.

Также важно, чтобы в подростковом возрасте ребёнок получил адекватную самостоятельность, соответствующую его нуждам и возможностям. Ведь близость родителей и детей внутренне конфликтна, особенно заметно это становится у подростков, когда потребность в самоутверждении доминирует.

Если не придерживаться этих правил у ребёнка может возникнуть диффузия социальной идентичности и регресс к инфантильным формам поведения с накоплением внутренней тревоги и невротизацией личности. Может возникать эмоциональная отчуждённость, а также неумение устанавливать контакт, особенно с противоположным полом.

В неблагополучных семьях, когда родители не исполняют свои функции воспитателя, не обеспечивают детям психологической безопасности, у подростка также развивается инфантилизм со склонностью к девиантному поведению.

Существует зависимость между структурным составом семьи и ориентацией подростков на обучение: неблагоприятные показатели присущи подросткам из сводных семей (с отчимами), при этом девочки, в отличие от мальчиков, реже ориентированы на вступление в ВУЗ по сравнению с девочками из материнских семей. Это может объясняться отсутствием норм, которые регулировали бы как внутренние семейные отношения повторных браков, так и взаимодействие с другими социальными институтами. Здесь также нужно учитывать, что отношения ребёнка с небиологическим отцом часто усложняются отсутствием генетических связей.

Согласно исследованиям обнаружена также зависимость между уровнем благосостояния семьи и ориентацией подростков на вступление в ВУЗ и успешностью их обучения: мальчики из обеспеченных семей в два раза чаще ориентированные на получение высшего образования и лучше учатся по сравнению с мальчиками из «малообеспеченных» семей. У девочек отличия по этим характеристикам незначительны.

Дети из неполных семей хуже приспосабливаются к гендерным социальным ролям, им бывает сложнее создать собственную благополучную семью. Поэтому мы можем отметить, что важной особенностью социализации подростков в семье является гендерно-ролевая социализация, что возможна лишь в рамках семьи. Ведь именно в семье дети наблюдают за распределением ролей мужчины и женщины, мужа и жены, матери и отца. Семейные половые роли откладывают значительный отпечаток на психику, мировоззрение и поведение человека.

3.      Гендерная социализация подростков в семье

Гендерная ролевая социализация - неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая, как отмечают учёные, включает в себя три компонента: развитие идей о себе, как о представителе определённого пола; возникновение половых ролевых стереотипов и ценностных ориентаций; возникновение форм поведения, согласно полу. Ведущими механизмами гендерной социализации можно считать родительскую идентификацию и половую дифференциацию.

Половая социализация оказывает содействие формированию гендерного поведения. Существуют разные трактовки данного понятия: это и поведение, которое реализует социальные, нормативные ожидания, определяющие, чем должны, или не должны заниматься мужчины и женщины; и поведение, присущее человеку определённого пола при выполнении им разных социальных ролей. А также это социальное поведение, которое реализует комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресованных обществом представителям мужского или женского пола. Относительно подросткового возраста, гендерное поведение понимается как особая модель социального поведения, отражающая систему представлений о своем половом образе, который раскрывается в разных ситуациях, в деятельности, в способах взаимоотношений девочек и мальчиков, обусловленных эталонами мужского и женского поведения.

Очень важно, чтобы в этом процессе отцовское и материнское влияние сбалансировалось. Так, на ранних этапах жизни для детей обоего пола более важен психологический контакт с матерью, в подростковом возрасте на первый план выходит отцовское воспитание, особенно если речь идет о мальчиках - подростках. У подростков мужского пола должна формироваться т маскулинность, то есть традиционно ожидаемое обществом поведение мужчины, а у девочек - подростков - фемининность. Безусловно, в чистом виде эти качества не встречаются, особенно в современном обществе.

Пренебрежение к интересам ребёнка, отчуждённость, равнодушие, бесконтрольность со стороны матери и отсутствие отцовского примера для наследования подталкивают подростка к проявлению более маскулинных черт личности. Определенное равнодушие приводит к тому, что подросток становится более агрессивным, погруженным в собственный мир.

Повышенные требования со стороны родителей стимулируют подростка к определённому уровню ответственности перед старшими членами семьи, перед педагогами. Подросток старается во всем соответствовать этому уровню требований, которые перед ним ставит взрослый: в поведении, обучении, отношениях с другими. А тип семейного воспитания с гиперопекой и гиперпротекцией вырабатывают у подростка определённые привилегии относительно других. Ребёнок считает себя более важным и недостижимым для других. Тем самым родители бессознательно предоставляют подростку больше возможностей для того, чтобы он проявлял фемининные черты личности.

На освоение половых ролей подростком влияют принятие со стороны отца и матери, уровень строгости, согласия и последовательности обоих родителей или одного из них в неполной семье, характер сотрудничества и близости поколений, в т.ч. степень контроля, требовательности по отношению к детям в семье.

Главными эталонами гендерного поведения являются отцы. Отец дает ребёнку мир мысли, закон, порядок и дисциплину. Он необходим ребёнку на протяжении всего ее развития. Отец для подростка - источник безопасности. Роль отца, который активно общается с детьми и является для них авторитетом, незаменима. Ребёнок лучше социализируется, находясь в близком контакте с таким отцом, устраняется опасность возникновения акцентуаций и психопатологий.

Итак, отец возникает как авторитетный социальный образец, пример поведения, его присутствие в семьи придаёт подростку уверенность и самостоятельность в принятии решений. Лишь отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давления, что важно при нахождении в референтных группах сверстников.

Чем больше подросток привязан к матери (по сравнению с отцом), тем он менее активен, хуже может противостоять агрессии окружения. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем, более вероятны сниженная самооценка, тем меньше значения он придаёт духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими ценностями.

Отец также играет важную роль в развитии девочки - подростка. Его черты, особенности его поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются, временами бессознательно, и становятся образцом, своего рода полюсом (положительным или отрицательным), к которому будут со временем притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы поведения будущей женщины с мужчинами. Тёплые отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью.

Такая модель отношений оказывает содействие подростку в принятии себя как женщины и помогает в гетеросексуальной адаптации. Это же касается и мальчиков - подростков. Если мальчик идентифицируется со своим отцом и сохраняет при этом тёплые отношения с матерью, то его дальнейшие отношения с женщинами, вероятно, будут благоприятными. Самооценка мальчиков зависит от степени поддержки их родителями.



Заключение


Социализация, как процесс вхождения личности в общество является сложным и неизбежным процессом, через который проходят все люди, однако, не все проходят его успешно.

Процесс социализации в целом непрерывен, но первичная социализация осуществляется лишь в детстве и важный ее этап припадает на подростковый возраст. Подростки, то есть дети в возрасте от 11 до 14 лет, переживают переходный период от детства к взрослению. Они уже не дети, но еще и не взрослые. Происходит кризис взросления, когда подросток становится ранимым, а его эмоционально-волевая сфера - нестабильна. Усугубляется ситуация физиологической перестройкой организма. Возможна акселерация, то есть ускорение психосоматического развития подростка или наоборот - инфантилизм - замедленное развитие.

Подросток старается самоутвердиться, как социально приемлемыми, так и не приемлемыми способами. При этом он может отдаляться от семьи и сближаться с референтными группами сверстников. Родителям в это время важно проявить по отношению к своим взрослеющим детям тактичность, терпение, чуткость. Подростку необходимо осознавать, что к его мнению прислушиваются. Тогда будет возможен диалог и передача социально-психологического опыта от старших членов семей к младшим. Ведь для успешной социализации подростку важно выбрать те ориентиры, ценности и знания, которые помогут ему определить своё место в обществе.

Еще одной важной особенностью, можно сказать ценностью социализации подростков в семье является гендерная социализация, когда мальчики и девочки учатся исполнять мужские и женские роли в обществе. Для успешной гендерной социализации желательно, что семья была полной, были установлены тёплые психологические отношение между супругами и детьми. То есть мы можем отметить ошибочность мнения о том, что семья уходит на второй план при социализации подростка. Но при этом особенно важно психологическое благополучие семьи.

Список использованной литературы


1.      Араканцева Т.А. Гендерная социализация ребёнка в семье. - М.: МПСИ, 2011. - 137 с.

.        Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации. История и современность. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. - 216 с.

.        Белолюбская А.Ю., Барахсанова Е.А. Роль семьи в социализации подростка // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации, 2015. С . 44-45.

.        Казанская В. Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей. - СПб, Питер, 2011. - 288 с.

.        Козлов В.В., Шухова А.Н. Гендерная психология. - М.: Речь, 2010. - 272 с.

.        Корчак Я. Как любит ребёнка. - М.: АСТ, 2014. - 480 с.

.        Махиянова А.В. Социализация в современном обществе (гендерные модели и особенности) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 256-264.

.        Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2015. - 460 с.

.        Подросток и семья. Под ред.. Райгородского Д. - М.:Бахрах-М, 2013. - 656 с.

.        Свенцицкий А.Л. Социальная психология. - М.: Юрайт, 2014. - 408 с.

.        Синькевич В.Ф. Семья, как фактор социализации личности подростка // Социализация личности в условий реализации государственного образовательного стандарта, 2015. С. 171 - 176.

.        Соловьёва А.В. Психологическая защита в подростковом возрасте. Сущность, содержание, причины. - М.: Наука, 2013. - 184 с.

.        Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2011. - 208 с.

.        Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребёнка. - М.: Владос, 2010. - 319 с.

Похожие работы на - Особенности социализации подростков в семье

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!