Особенности социализации современного подростка
Вашему вниманию
предлагается дипломная работа на тему «Особенности социализации современного
подростка»
Актуальность
выбранной темы заключается в том, что: Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической
ориентации государства, основные, традиционные агенты социализации находятся в
кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою
социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций.
Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе
привело к кризису в системе образования - нехватка учителей, учебного материала
- все это сказывается на уровне образования детей.
Подростки, вместо
контроля со стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе,
социализируются на улице в молодежных неформальных группах.
Задачи, которые были поставлены
во время подготовки работы:
1.) Изучение
литературы по предмету исследования. Таких авторов как Кон, Мудрик, Шибутани –
их работ по социализации.
2.) Выявление особенностей современной социализации,
связанных с изменением системы ценностей, в результате чего старшее поколение
не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;
3.) Анализ
особенностей социализации современного подростка.
4.) Описание факторов, влияющих на социализацию
современного
подростка,
включающие в себя СМИ, Школы, Семью и группу
сверстников.
5.)
Выявление роли
ведущего фактора в социализации подростка, по
средствам проведения исследования.
В ходе исследования выяснилось, что:
Процессы
социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с
особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда,
проницаемость социальных границ).
1) В
традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к
какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек
последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе
подвергается «предварительной социализации». В современном обществе социальная
мобильность носит вероятностный характер - с каждой стартовой позиции человек
может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить
человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала
попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться
(социализироваться).
2) Вторая
особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, -
множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном
обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы.
Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие
«мозаичного» характера социализации.
Проблемы социализации в современном российском
обществе связаны с тремя обстоятельствами:
1) изменением (разрушением)
системы ценностей, в результате чего
старшее поколение не всегда может
подготовить молодежь к жизни в
новых условиях;
общества; неспособностью многих
новых социальных групп обеспечить
воспроизводство своих рядов.
3) ослаблением системы формального
и неформального социального
контроля, как фактора
социализации.
К одной из наиболее явных особенностей современной
социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими
периодами.
Что касается социализации подростков, то:
-
несовпадение
между высоким уровнем притязаний и низким социальном статусом, который задан их
возрастом;
-
несовпадением
старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери и отца сын и
дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков,
заданных их психофизиологическим повзрослением;
-
противоречие
между ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и
поведения сверстников.
После изучения
теоретического материала, основываясь на работах Кона, о том, что главным
фактором социализации являются СМИ было проведено исследование:
Для выявления ведущего фактора социализации
современных подростков, и подтверждения или опровержения гипотезы о том, что
главенствующим фактором являются средства массовой информации, был составлен
опросник. Каждый из 24 вопросов теста выявлял приверженность подростка к тому
или иному фактору социализации, были универсальные вопросы, где предлагалось
выбрать не однозначное подтверждение факта «Да и Нет», а какой-то один из
предложенных факторов, который в данном случае влияет больше всего, так же
присутствовали варианты, когда можно было выразит нейтральное отношение к ним
всем. ( См. приложения ). Исследование проводилось на базе школы № 577 и в нём
принимали участие ученики 8-9 классов, в количестве 16-ти
человеке ( Примеры заполненного опросника См.
приложения ). Исследование выявило, что основным фактором социализации
большинство подростков называют Группу сверстников, на втором месте, с
небольшим отставанием идут СМИ, далее Семья и на последнем месте Школа.
1.)
Группа сверстников ( 8
человек )
2.)
СМИ ( 6 человек )
3.)
Семья ( 2 человек )
4.)
Школа ( 0 человек )
Таким образом можно констатировать, что гипотеза о
СМИ, как о ведущем факторе социализации не подтверждается, хотя, безусловно, он
является одним из основных. Что касается Семьи и Школы, то их плачевное
состояние вызвано, в случае семьи – гипертрофированным чувством взрослости и
стремлением к самостоятельности самого подростка, в случае со школой – возможно
плохой неуспеваемостью или же просто усталостью от неё к концу года.
Руководствуясь полученной информацией можно сделать следующий вывод: У современной молодежи отдых и досуг - ведущая
форма жизнедеятельности. От удовлетворенностью досугом теперь зависит
удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной
субкультуре. Субкультура часть общей культуры, система ценностей, традиций,
обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре,
надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении,
преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная
субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения.
Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают
неформальные подростковые группы.