Молодежь в современном обществе

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,32 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Молодежь в современном обществе













Молодежь в современном обществе

1. Социокультурная ситуация развития молодежи в условиях современного общества

Повседневная жизнь людей нередко подвергается риску. Особенно это касается молодежи. Она является одной из основных категорий населения, в наибольшей мере подверженной воздействию рискогенных факторов. Ведь ей присуще стремление к новому, неизведанному, а риск предоставляет шанс добиться успеха. Молодые люди меньше рефлексируют по поводу возможных последствий риска, но и часто проигрывают. Полагаясь на случай, молодые рискуют оказаться без желаемого образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе и остаться не у дел. Какие же социокультурные факторы и условия социальной жизнедеятельности современной молодежи позволяют нам утверждать, что данная социальная группа находится в зоне повышенного риска.

Однако прежде чем приступить к анализу МГР, следует уточнить, какие категории населения могут быть отнесены к понятию "молодежь".

В современных социологических исследованиях молодежь определяется не просто как возрастная группа, а как специфическое социально-демографическое образование, характеризующееся, с одной стороны, присущими ему психолого-физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в социальный механизм; с другой − своей субкультурой, внутренней дифференциацией, соответствующей социальному делению общества.

Основным группообразующим критерием применительно к молодежи выступают возрастные границы. К молодежной группе в современном обществе принято относить людей от 16 до 29 лет. Однако среди исследователей нет единства (некоторые включают в данную группу старших подростков, расширяя нижний возрастной предел до 13-14 лет).

Специфика молодежи как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами в современном обществе заключается в том, что ее представители находятся в стадии формирования и раскрытия своего социального потенциала. Основная масса не имеет своего социального статуса, занимая в социальной структуре место в соответствии с социальным положением родителей или будущим собственным статусом, связанным с получением профессии. В то же время, если статус взрослого человека всецело определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала, молодой человек включен в структуру неформальных отношений (молодежные движения, субъкультурные и пр. организации, политические, религиозные, идеологические объединения и пр.), и этот неформальный статус имеет для него существенное значение. Кроме того, молодежь, в силу того, что она во всех смыслах (социальном, психологическом, мировоззренческом) находится в процессе становления, она в большей степени, чем другие возрастные группы подвержена различным социальным, политическим, культурным, идейным влияниям, что способствует высокой подвижности ее ценностных ориентаций, а также делает более непредсказуемым и плохо прогнозируемым ее социальное поведение. Все эти специфические особенности молодежи, в значительной степени, определяют сложную возрастную социокультурную ситуацию развития и высокую степень вероятности попадания молодых людей в группу риска. Рассмотрим конкретно, с какими факторами риска приходится сталкиваться молодым людям.

Говоря о проблемах современной молодежи, следует исходить из ряда противоречий, обуславливающих развитие подрастающего поколения:

- между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей;

- между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни, что приводит к неоправданному риску;

- между достаточно четко осознанными желаниями и стремлениями и недостаточно развитой волей и силой характера, необходимыми для их достижения;

- между осознанием собственных идеалов и жизненных планов и их социальной абстрактностью;

- между желанием быстрее освободиться от родительской опеки и трудностями социальной и психологической адаптации к условиям самостоятельной жизни;

- между развитым эгоцентризмом, с одной стороны, и повышенным конформизмом к группе сверстников с другой;

- между стремлением самим сделать свой выбор и отсутствием желания нести ответственность за его последствия.

Выделенные противоречия обусловливают специфический характер социокультурной самореализации молодежи, маргинализацию ее социального положения.

. Социальные риски в жизни современных молодых людей

Проблемы молодежи России во многом связаны с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью и той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.

Некоторые специалисты по проблемам молодежи считают, что каждый молодой человек потенциально находится под риском. Эта позиция определяется представлением о том, что взросление означает и неизбежную борьбу за то, чтобы быть собой, отличаться от других, а, следовательно, уже в самом процессе возрастного развития заложены противоречия, неизбежно сопровождающиеся различными рисками. Ряд исследователей утверждают, что ситуация риска определяется отсутствием морального воспитания, что типично в последние десятилетия для российского общества и результатом становится то, что многие молодые люди рискуют угодить в ловушки современного общества. Молодежный возраст представляет период становления личности. Незавершенность этого процесса определяет подверженность молодежи разнообразным влияниям, а отсутствие жизненного опыта мешает выработать правильное отношение к тем или иным людям или событиям. Поэтому молодая личность нуждается в целенаправленном, ценностноориентированном воспитании. Если же общество устраняется от реализации воспитательных функций, процесс приобретает стихийный характер, а, следовательно, степень риска возрастает.

Довольно много есть сторонников того, что молодежь в группе риска это попросту те молодые люди, которые пробуют наркотики и алкоголь (слишком узкий подход - чуть позже). Но есть и другие, которые убеждены, что застойная безработица и бедность, которая переходит из поколения в поколение - вот то, что реально угрожает молодежи.

Социальная нестабильность и неопределенность. Жизнедеятельность молодежи осуществляется в социальных условиях, которые также таят в себе различные угрозы и риск. Снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего, что привносит неопределенность и нестабильность в жизнедеятельность вступающих в общественные отношения молодых людей. В социокультурно стабильном обществе между поколениями не наблюдается резкой разницы. Эта плавность межгенерационного перехода говорит об эффективности механизмов социализации. Облик общества, хотя неизбежно и меняется, но сохраняет достаточный уровень преемственности. В ситуации социальной нестабильности и повышенной рискогенности нормы и ценности, которыми руководствовались отцы, подвергаются резкому отрицанию, нормальное межгенерационное взаимодействие нарушается, возникает конфликт ценностей, молодежь оказывается дезориентированной.

Влияние групп сверстников. В социальных науках развитие молодежи предстает как направленное изменение ее социальных качеств в процессе воспроизводства социальной структуры, т.е. как определенная направленность ее мобильности. В обыденном сознании молодого человека это выражается в стремлении достигнуть статуса представителей референтных для него групп. В этот возрастной период мнение сверстников, место в формирующейся групповой иерархии превращается в сверхценность. Собственная роль в группе абсолютизируется и воспринимается как универсальная жизненная роль. Поэтому часто люди, оказавшиеся в юности аутсайдерами, сохраняют эту установку и впоследствии. Достижение желаемого статуса в группе приносит удовлетворение и является стимулом для дальнейшего статусного продвижения, а нереализованность планов приводит к разочарованию и поиску других путей жизненного самоопределения. Недостижимость желаемой идентичности вызывает у индивида глубинный разрыв с обществом и с самим собой. Это т.н. кризисный тип социализации, для которого характерно несовпадение выполняемых индивидом функций и ролей, рост девиаций и т.д.

Ограничение вертикальной мобильности. Но даже в условиях нормальной социализации социальное и личностное самоопределение сопряжены с риском. Прежде всего, это определяется ограниченными возможностями, предоставляемыми обществом для вертикальной мобильности молодых людей. Осознание ограничений стимулирует молодых людей к решительным и рисковым действиям, исход которых в условиях нестабильности слабо прогнозируем. Успех способствует социальному самоопределению молодого человека. Однако, не сумев реализовать себя в обществе, молодежь становится перед альтернативой: оказаться на обочине жизни или пойти по пути нарушения правовых и нравственных норм. Усиливается состояние неопределенности. Тогда риск появляется вновь, но уже при попытке преодолеть неопределенность, и выражается в неблагоприятных последствиях в случае неуспеха, вероятность которых весьма велика. Возрастание степени риска для многих молодых людей оборачивается угрозами для карьеры, семьи, стабильной жизни.

Социально-экономический кризис в России ухудшил социальное положение молодежи и поставил в конфликтные противоречия с обществом. Это предопределило для многих молодых людей появление риска нереализованных возможностей и социального исключения (эксклюзии). Он непосредственно связан с фундаментальным свойством общества риска, каковым, несомненно, можно считать современное российское общество, - неопределенностью и непредсказуемостью жизненного пути, самоопределения и самореализации в большей или меньшей степени всех молодых людей, что не может не влиять на характер социального развития молодежи как группы.

Профессиональное самоопределение. В период ранней юности человек переживает процесс профессиональной самоориентации, поиск своего места во взрослом мире. Повышенный интерес к "красивым" профессиям. Однако отсутствие возможностей (способностей) может вызвать разочарование в себе и в жизни. Но есть и другой аспект проблемы. В силу возрастных психологических особенностей молодежь активно стремится к достижению активно навязываемых ей (в первую очередь СМИ) вариантов существования. Установка на материальные ценности корректирует профессиональное становление молодежи, которое определяется не стремлением к самореализации и творчеству в труде, а поиском работы с ситуационно высоким заработком. Эта установка закрепляется реальным условием транзитивного общества - высоким уровнем молодежной безработицы, которой подвержены те возрастные когорты, где наиболее интенсивно идут процессы социально-профессионального становления. Следовательно, молодые люди более уязвимы и открыты для маргинализации, отчуждения от общества и социального исключения.

Стратификационный разрыв. В современной России имущественное и социальное расслоение настолько существенно, что принадлежность к определенной социальной страте всецело определяет жизненные перспективы и возможности самореализации молодых людей. Молодежь из разных социальных слоев имеет неодинаковые шансы уже на этапе жизненного старта. С одной стороны, уже можно говорить о сформировавшейся элитной группе "золотой молодежи", высокий статус и неограниченные материальные, социальные и образовательные возможности которой отражают эксклюзивное положение в обществе родителей. С другой стороны - значительный слой молодежи, в силу бедности и низкого социального статуса родителей обладающей чрезвычайно узким диапазоном жизненных перспектив. И если, скажем, для молодого россиянина из семьи с высоким материальным достатком - это выбор между учебой в отечественном или зарубежном вузе, для юноши или девушки из семьи некоторых категорий служащих - между учебой или работой, то выходцам из малообеспеченных, многодетных или неполных семей часто приходится выбирать между социальной пассивность., пессимизмом и агрессивностью, между жалким существованием и криминалом. Как видно - рискуют все. Но для одних - это риск нисходящей мобильности, а для других - угроза криминализации. Притом, что вероятность риска многократно увеличивается для молодежи из малообеспеченных семей.

Ориентация на удовольствия и развлечения. Как отмечают многие исследователи, у современной молодежи преобладает потребительский тип социального функционирования. Во многом под влиянием средств массовой информации система оценок и предпочтений у них все больше ориентируется на досуг. Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, в общественной работе у современных молодых людей зачастую замещено иными потребностями и интересами − модная одежда, музыка, видео, спиртные напитки, информация, значимая для данной микросреды, и т. д.

Такая ситуация выражается в стремлении получить максимальное удовольствие от жизни. Это порождает ряд рискогенных эффектов. В частности то, что сегодня между реальной ситуацией, в которой находится российская молодежь, и ее ожиданиями имеет место огромный разрыв. Несмотря на то, что за последнее время уверенность в завтрашнем дне, амбиции и предприимчивость молодежи в целом выросли, она воспринимает нынешнее российское общество как социальную пирамиду, которой занимает в основном три нижние ступени из десяти. По данным института социологии молодежи 60,1% молодых россиян испытывают социальную незащищенность.

В свою очередь это приводит к возникновению аддиктивного поведения (от англ. addiction-зависимость), связанного с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания, в том числе с помощью различного рода психоактивных веществ.

социокультурный молодежь самоопределение общество

Литература

1.Волков Ю.Г. Социология. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2004.

2.Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003.

.Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Негативные тенденции в формировании молодежной субъкультуры. (электронная версия).

.Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.

Похожие работы на - Молодежь в современном обществе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!