Методы диагностики основных волевых свойств личности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    72,05 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы диагностики основных волевых свойств личности















Методы диагностики основных волевых свойств личности

ВВЕДЕНИЕ

Человек осознает необходимость действовать и принимать соответствующие решения, но не всегда переходит к их реализации. Одной мотивацией этот переход объяснить нельзя. Например, люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к реализации стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями один из них прекращает действовать, а другой действует с удвоенной силой, эти проявления связывают с волей.

Изучение воли необходимо, что бы регулировать своё поведение и деятельность; преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков; сформировать способность к саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов.

В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств, связано с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых.

К волевым свойствам относятся: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание. Знание развитости этих свойств позволит человеку акцентировать своё внимание на развитие того свойства, которое больше требует развития для успешной деятельности в жизни и общении с другими людьми.

Актуальность этой работы состоит в том, что с проявлением воли мы сталкиваемся каждый день и нам необходимо знать, как она проявляется и каким образом её можно регулировать. Волевая активность требует преобразования взаимоотношений индивида со средой, формирования у него сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворения.

Знание методов, выявляющих волевые свойства личности, необходимо для практического психолога для того, чтобы уметь быстро и качественно определить нужный метод для клиента и провести его с наилучшими условиями (быстрота проведения, качественные результаты, объёмная интерпретация и простота в обработке полученных данных). Цель направляет и регулирует деятельность действия. Однако, цель, которая должна осуществляться как результат действия, теряет свои регулирующие функции, если она трудна и далека.

Цель исследования: изучить методы диагностики основных волевых свойств личности.

Предмет исследования: методы изучения волевых свойств личности.

Гипотеза исследования: наиболее оптимальной для изучения волевых свойств личности является методика «Самооценка волевых качеств у студентов-спортсменов» разработана Н.Е. Стамбуловой.

Задачи исследования:

. Осуществить теоретический анализ волевых свойств личности.

. Проанализировать основные методы изучения волевой сферы личности.

. Провести эмпирическое исследование особенностей воли.

Методы исследования: основными методами исследования выступили: теоретический анализ литературы и такая методика эмпирического анализа как: «Самооценка волевых качеств у студентов-спортсменов» разработана

Н.Е. Стамбуловой, которая была выбрана как самая лучшая.

Объект исследования: В качестве объекта исследования выступил - учениках 11 класса МОУИСОШ №4 посёлка Иноземцево в возрасте 17 лет.

Структура и объём работы: курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 12 источников, основное содержание курсового проекта изложено на … страницах.

I/ ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Понятие волевых свойств личности, их основная характеристика

Артур Ребер определяет волю как внутреннюю, личную способность к свободному совершению выбора или действия. Обычно она понимается как функция решения, когда человек решает осуществлять некоторые поведенческие акты и воздерживаться от других [1, с.219].

Тогда как Анатолий Геннадьевич Маклаков, определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [5, с.373].

Лев Семёнович Выготский дал такое определение понятию воля - стадия овладения собственными процессами поведения. Воля является непосредственным продуктом и результатом развития труда [2, с.27].

Роберт Семёнович Немов дал определению воля 7 следующих понятий:

. Воля - некоторая внутренняя сила психологического свойства, которая способна управлять другими психологическими явлениями и поведением человека.

. Воля - это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого самим человеком и связанного с его сознанием, мышлением, принятием решений и их последующим выполнением.

. Воля - это то, что представляет собой высший уровень регуляции поведения человека. Волевое поведение называется произвольным потому, что человек может им управлять.

. Воля - это то, благодаря чему человек способен ставить перед собой труднодостижимые цели и достигать их, преодолевая серьёзные внутренние и внешние препятствия на своё пути.

. Воля - это то, благодаря чему человек способен делать сознательный выбор и следовать ему в тех случаях жизни, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких, одинаково доступных форм поведения.

. Воля - то, чем отличается поведение человека от поведения животных. У последних воли нет, они действуют под влиянием или внешних воздействий или внутренних факторов чисто органического свойства.

. Воля - источник сознательных и разумных действий человека [8, с.124].

Борис Гурьевич Мещеряков и Владимир Петрович Зинченко определяют волю как способность человека действовать в направлении сознательно поставлено цели, преодолевая при этом внутренние препятствия [7, с.81].

Воля - это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения, но и в инициации действий, их осуществлении и контроле [10, с.59].

По мнению Марата Исхаковича Еникеева, воля - это сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции [3, с.38].

Таким образом, воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Выполнение волевого акта - несомненно, что волевому поведению предшествует принятие решения о том, что будет выполнено какое-либо определённое поведение. Но до принятия решения субъект должен обдумать, учесть те или иные соображения, которые помогут ему принять решение. Таким образом, волевой процесс содержит три периоды: подготовительный период решения, который выявит, какое решение следует принять и по каким соображениям; период самого решения и, наконец, период выполнения решения [11, с.130].

Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля - это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное.

Для того чтобы действие было осуществлением цели, необходимым условием становится такое его сознательное регулирование, при котором весь ход действия определяется целью и приводит к ее осуществлению.

Таким образом, волевая деятельность исходит из побуждений, источником которых являются потребности и интересы человека; направляется на осознанные цели, которые возникают в связи с исходными побуждениями; совершается на основе все более сознательного регулирования [6, с.295].

Волевому поведению свойственна упорядоченная целесообразность, однако она никоим образом не подразумевает активного вмешательства субъекта на каждом шагу, сознательного поиска и нахождения средств выполнения решения. Достаточно принять решение, чтобы дело как бы само собой двинулось вперед. Одним словом, протекание волевого, то есть намеченного, преднамеренного поведения, такое же, как и импульсивного поведения; и пока решение осуществить поведение остается в силе, оно протекает так же, как и импульсивное [12, с.135].

Понятие о воле как о детерминанте поведения человека, зародилось в Древней Греции, и впервые было явно сформулировано Аристотелем (384-324 гг. до н. э.). Он ввел это понятие как объяснительное, чтобы отличать поступки, совершаемые на основании разумного решения субъекта (потому что так надо), от поступков, вызванных его желаниями. При этом философ понимал, что не сами по себе знания являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая действие согласно разуму. Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части души, благодаря соединению разумного решения со стремлением (желанием), придающим решению побудительную силу. Само же стремление (желание) обусловлено побудительной силой предмета стремления. Таким образом, воля у Аристотеля сводится к управлению посредством разума побудительной силой желания (предмета стремления) человека: либо путем придания исходному желанию дополнительного побуждения (стремления) к предмету, либо посредством торможения побуждения, когда разум подсказывает, что нужно избежать стремления к тому или иному объекту.

Действия и поступки, осуществляемые по решению самого человека, Аристотель называл произвольными. Существенным для аристотелевского понимания роли волевого начала в детерминации поведения является то обстоятельство, что воля не только инициирует, но и выбирает произвольные действия, а также регулирует их осуществление. Кроме того, философ приписывал действию волевого начала способность человека владеть собой. В то же время любое волевое движение имеет, по Аристотелю, природные основания.

Человек осознает необходимость действовать и принимать соответствующие решения, но не всегда переходит к их реализации. Одной мотивацией этот переход объяснить нельзя. Например, люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к реализации стоящей перед ними задачи. Или когда при столкновении с трудностями один из них прекращает действовать, а другой действует с удвоенной силой, эти проявления связывают с волей [9, с.205].

Обычно в психологии выделяют две функции воли: побудительную (стимулирующую) и тормозящую. Более широко к анализу воли и структуре произвольного управления подошел Ильин. Он рассматривает волю как самоуправление поведением с помощью сознания, что предполагает самостоятельность человека в принятии решений, в инициации действий, их осуществлении и контроле. В структуру произвольного управления Ильин включает: самодетерминацию (мотивы, цели, желания); самоинициацию и самоторможение действия, самоконтроль, самомобилизацию и самостимуляцию.

Формы проявления волевых процессов могут быть разнообразными, например, Мясищев выделяет 3 основные формы проявления воли:

) при выполнении физической и умственной работы;

) при наступившем утомлении или отказе от удовольствия во имя выполнения заданий по мотивам объективного характера;

) при изменении привычного темпа деятельности и действия.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда побуждение непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Если между побуждением и действием вклиниваются дополнительные действия, говорят о сложном волевом действии. Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий, однако большинство рассматривает следующие четыре стадии:

) возникновение побуждения и постановка цели;

) стадия обсуждения и борьба мотивов;

) принятие решения;

) исполнение.

На первом этапе зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к действию. На этом этапе нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения. После принятия решения ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов, человек испытывает облегчение. В сложном волевом действии за принятием решения следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланированных действий. Осуществление намеченной цели, может быть сопряжено с преодолением препятствий внешнего (предметы, люди, время, пространство) и внутреннего (усталость, болезнь, недостаток знаний и т. п.) характера. Внешние и внутренние препятствия порождают напряжение, которое разрешается либо поддержанием волевого усилия и движением к цели, либо отказом от действий. Анализ сложного волевого действия показывает, что в нем принимают участие многие психические процессы. В формировании программ решающее значение имеет мышление, в исполнительной части - умения, навыки, способности [10, с.642].

В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств, связано с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых. В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:

Целеустремленность - волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, целевая направленность принимаемых решений и их исполнения;

Решительность - волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов ее достижения. Решительность необходима особенно в сложных ситуациях, связанных с риском.

Смелость - способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия;

Настойчивость - волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели. От настойчивости следует отличать упрямство, где признается лишь собственное мнение, хотя оно может быть и ошибочным;

Выдержка (самообладание) - волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противопоставляется импульсивности - склонности действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков;

Мужество - сложное волевое свойство личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе. Это не кратковременное состояние, а длительное систематическое преодоление внутренних и внешних трудностей при решении больших и сложных жизненно важных задач;

Инициативность - волевое свойство, благодаря которому человек действует творчески, это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека;

Самостоятельность - волевое свойство, проявляющееся в умении самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения. Противоположное качество - внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им;

Дисциплинированность - это волевое свойство личности, заключающееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам [7, с.298].

Таким образом, когда мы пользуемся понятием «воля», мы с его помощью характеризуем не только поведение человека, но и его самого как личность. Мы, например, говорим: «Этот человек, безусловно, волевой, а тот человек, вероятно, безвольный». Пользуясь подобного рода высказываниями, мы имеем в виду, что люди могут обладать или не обладать некоторыми особенными качествами личности, которые называются волевыми. Такие качества действительно существуют. Их можно определить как свойства характера человека, в которых проявляется его воля. К этим свойствам относятся, например, упрямство, упорство, целеустремленность, настойчивость, ответственность, обязательность, исполнительность и ряд других личностных свойств. Знакомство с перечнем таких свойств показывает, что человек как личность может быть по-разному оценен с точки зрения уровня развития этих свойств. Например, такие волевые свойства, как упрямство и упорство, характеризуют человека как не очень высокоразвитую личность, а целеустремленность и ответственность, напротив, представляют человека как высокоразвитую личность. Отсюда вытекает, что по мере того, как личность развивается, совершенствуются и ее волевые качества.

.2 Основные методы изучения волевых свойств личности

В современной психологической литературе предлагаются следующие методы для изучения волевых свойств личности:

Остановимся на некоторых подробнее:

· Тест «Самооценка силы воли».

Инструкция:

На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «нет».

Если Вы ответили:

«да», то за это присваивается - 2 балла;

«не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл;

«нет» - 0 баллов.

При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.

Затем идёт текст опросника. Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитывается общая сумма набранных баллов. Если она находится в пределах:

от 0 до 12 баллов - у Вас слабая сила воли, Вас легко переубедить. Однако, знание своих «слабых мест» делает человека более сильным. Работайте над собой, совершенствуя свою волевую регуляцию.

от 13 до 21 баллов - у Вас сила воли средняя. В различных ситуациях Вы действуете по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда - настойчивость и упорство. Именно в этой мобильности и неодинаковости заключается Ваша привлекательность в общении и делах.

от 22 до 30 баллов - у Вас большая сила воли, Вы волевой человек. Однако, помните что Вы не одни, а уступки, компромиссы и переговоры тоже приводят к успеху в общении и делах [15].

· Методика «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств».

Методика разработана А.И. Высоцким.

Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества, отражающие

активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа).

Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств.

Оценка силы волевых качеств, производится по пятибалльной системе: 5 -волевое качество очень сильно развито, 4 - сильно развито, 3 - слабо развито, 2 - очень слабо развито, 1 - волевое качество не присуще данному субъекту (для большей точности оценка может быть выражена с десятыми долями балла, например, 3,7 или 4,2 и т. д.).

Общая оценка каждого волевого качества, определяется как среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно четырем и выше, данное качество проявляется сильно, в остальных случаях - волевое качество считается слабо проявляющимся. Так определяется сила каждого из изучаемых волевых качеств.

Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество считается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и более раз в неделю или если два и более признаков проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более редком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.

Приводим признаки этих волевых качеств у школьников:

Признаки дисциплинированности:

сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);

добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.); недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);

соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);

умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.); умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав; умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.).

Признаки выдержки: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);

умение тормозить проявление чувств, при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);

планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности:

• быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

• выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

• проявление решительных действий в непривычной обстановке. Признаки инициативности:

• проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

• участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

• активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

• стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

Выводы. Если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к данной деятельности, если в двух и более видах деятельности - то это, скорее всего качество личности [16 <#"870543.files/image001.gif">

Рисунок 1. Процентное соотношение выраженности целеустремленности у подростков (нужно подписывать именно так)


3. Смелость и решительность


4. Инициативность и самостоятельность


. Самообладание и выдержка


Анализ полученных данных показывает, что первое волевое качество (Целеустремленность - это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности) выражена плохо, только у одного испытуемого. Целеустремлённый человек точно знает, чего хочет, куда идет и за что борется; Это наличие у человека убеждений, от которых он не отказывается даже под давлением обстоятельств.

Для него характерно наличие руководящей цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление. Из этой общей перспективной цели у него исходят частные цели и задачи деятельности как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; всё же лишнее, ненужное отбрасывается.

Второе волевое качество (Настойчивость (упорство) - это способность преодолевать внешние и внутренние препятствия при достижении поставленной задачи). Для спортсменов они наиболее важны, потому что именно благодаря этим двум качествам можно многого добиться и достичь. У испытуемых наблюдается низкая выраженность качества.

Третье волевое качество (Смелость (решительность) - это способность и умение самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения и упорно реализовывать их в реальной деятельности). У решительного человека начавшаяся борьба мотивов завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности - это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое и со знанием дела, и с учётом конкретных обстоятельств. У испытуемых наблюдается низкая выраженность качества.

Четвёртое волевое качество (Инициативность (самостоятельность) - способность человека к самостоятельным волевым проявлениям). Она выражается в самостоятельной постановке целей и в самостоятельной организации действий, направленных на достижение этих целей. Эта черта характера отличается большой сложностью. Для проявления инициативы необходимо понять сложившуюся обстановку, в которой приходится действовать, правильно ориентироваться в окружающей обстановке и уметь оценивать ее. Продумать, что надо сделать для того, чтобы наилучшим образом добиться поставленной цели, т.е. разработать план действий, решиться выполнить его и взять на себя ответственность за предпринимаемые действия. Качество выражено плохо у всех испытуемых, кроме одного.

Пятое волевое качество (Самообладание (выдержка) - это умение и привычка контролировать свое поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях). Выдержка понимается, как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т. е. подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности. Средняя выраженность качества у испытуемых.

Анализ полученных данных показывает, что выбранная методика довольно качественно и полно раскрыла выраженность волевых качеств, которые мы стремились раскрыть в этой курсовой работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый теоретический анализ литературы показал, что понятий волевых свойств личности в психологии существует на данный момент огромное множество, так как понятие воли является одним из наиболее сложных, в психологической науке. Сложность научного осмысления воли объясняется тем, что она тесно связана с предельно сложным психологическим явлением - сознанием и выступает одним из его важнейших атрибутов. Будучи тесно связанным, также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека. В самом общем виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Анализ диагностического материала по изучению волевых свойств личности показал, что (тут нужно указать много ли методик я нашла про волю, на сколько они удобны, валидны.. в общем характеристики методик, на кого рассчитаны эти методики (дети, взрослые, подростки) кому они больше всего подходят.

Проведённое эмпирическое исследование показало, что успех, связанный со спортивными достижениями зависит не только от характера и других существенных факторов, но и от волевых свойств личности, которые можно в себе развивать, прикладывая определённые усилия.

Таким образом, основными выводами исследования можно считать следующие:

. Человек как личность может быть по-разному оценен с точки зрения уровня развития этих свойств. По мере того, как личность развивается, совершенствуются и ее волевые качества, например целеустремленность и ответственность характеризуют человека как высокоразвитую личность, упрямство и упорство наоборот.

. Методы по изучению воли довольно разнообразны, для практического психолога очень важно знать какие из них наиболее валидны, а какие не подходят для профессионального использования.

. Нами была выбрана следующая методика - «Самооценка волевых качеств у студентов-спортсменов» разработана Н.Е. Стамбуловой, потому что она проста в использовании, проста в обработке, имеются качественные данные, так же объёмная интерпретация и подробное описание волевых качеств личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой толковый словарь Т.1 (А-О); Пер. с англ./Ребер Артур. - ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2001 г. - 592 с.

. Выготский Л.С. Словарь/Под ред. Леонтьева А.А. - М.: Смысл, 2007 г. - 119 с.

. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. - СПб.: Питер - (Серия "Мастера психологии") 2009 г. - 368 с.

. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер - (Серия "Учебник для вузов") 2010 г. - 583 с.

. Максименко С.Д. Общая психология. Издательство: Рефл- бук. Год: 2004 г. - 523 с.

. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь./ Сост. И общ. Ред. - СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, (Проект "Психологическая энциклопедия") 2004 г. - 672 с.

8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - Кн. 1: Общие основы психологии. 2014 г. - 688 с.

9. Нуркова В.В. и Березанская Н.Б. Психология. М.: Юрайт-Издат, 2004 г. - 484 с.

. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, -Ч1. - 2003 г. - 304 с.

. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком - (Серия «Мастера психологии») 1999 г. - 720 с.

. Узнадзе Д.Н. Общая психология Под ред. И.В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, :ил. - (Серия "Живая классика") 2004 г. - 413 с.

13. <http://www.i-u.ru/biblio/archive/pashukova_praktikum/03.aspx>

. http://www.psiholognew.com/star014.html

. <http://psylist.net/praktikum/00465.htm>

. http://sbiblio.com/biblio/archive/ilin_psi/06.aspx

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Стимульный материал к методике

Материал к методике «Самооценка волевых качеств у студентов-спортсменов»

Текст методики.

Целеустремленность:

. Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.

. Неудача в соревновании побуждает меня тренироваться с удвоенной энергией.

. Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.

. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в институте.

. Во время тренировки мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.

. Если уж ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно.

. В каждом тренировочном занятии ставлю перед собой конкретные задачи.

. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.

. Четкое планирование работы не характерно для меня.

. Редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в институте, в будущей практической работе.

. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.

. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.

. У меня есть главная цель жизни.

. После неудачи в соревновании долго не могу заставить себя тренироваться в полную силу.

. К общественной работе отношусь с меньшей ответственностью, чем к учению и занятиям спортом.

. Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.

. Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.

. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.

. Всегда стараюсь до конца выполнить любое общественное поручение.

. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.

Смелость и решительность:

. Принимая какое-нибудь решение, всегда реально оцениваю свои возможности.

. Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.

. Мне трудно выполнять свои обещания.

. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.

. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.

. Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.

. Установив для себя распорядок дня, четко его придерживаюсь.

. Меня часто мучают сомнения.

. Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.

. Вряд ли смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.

. Когда анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свои действия.

. Как правило, избегаю рискованных ситуаций.

. Не испытываю страха перед сильным соперником.

. Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра все шло по-старому.

. Возможность конфликта заставляет меня держать свое мнение при себе.

. Обычно мне легко удается справиться со своими сомнениями.

. Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.

. С трудом преодолеваю страх.

. Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.

. Возможность рискнуть доставляет мне радость.

Настойчивость и упорство

. Начиная любое дело, уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.

. Всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

. Я не в состоянии принудить себя тренироваться на фоне усталости.

. В соревновании борюсь изо всех сил до последнего мгновения.

. Мне трудно доводить до конца общественные дела.

. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе.

. На тренировочном занятии заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал.

. Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.

. Мне больше по душе легкие, пусть даже менее результативные, пути к цели.

. Обычно не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.

. У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.

. Систематически готовлюсь к учебным занятиям в институте.

. Неудача в ходе соревнований резко снижает мою активность и желание продолжать борьбу.

. В споре чаще всего уступаю другим.

. До конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необходимо.

. Испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.

. Не могу заставить себя работать систематически.

. Выполняя общественные поручения, всегда добиваюсь того, что необходимо.

. Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

Инициативность и самостоятельность:

. Как правило, все важные решения принимаю без посторонней помощи.

. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком.

. Никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений.

. При подготовке к учебным занятиям довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограничиваясь лекцией или учебником.

. Отсутствие тренера на соревновании (его советов, поддержки и т. п.) значительно снижает мои результаты.

. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.

. На тренировочных занятиях стараюсь придумывать новые упражнения.

. Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.

. Прежде чем что-то сделать, всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомых.

. В разговоре или при знакомстве стремлюсь предоставить инициативу другому.

. Для меня удобнее всего выполнять работу по точно известному образцу.

. Обычно отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.

. К общественной работе отношусь не формально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной.

. При изучении любого учебного предмета не стремлюсь знать больше, чем требуется для сдачи зачета или экзамена.

. Обычно не задумываюсь над содержанием тренировки, точно выполняю то, что предлагает тренер.

. Стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.

. Если уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.

. Процесс творчества не привлекает меня.

. Результаты моих выступлений в соревнованиях практически не зависят от того, присутствует ли на них мой тренер.

. В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе мне неинтересно.

Самообладание и выдержка

. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.

. В споре мне обычно удается сохранять спокойствие и объективность.

. Не могу нормально тренироваться, если меня что-то тревожит.

. В течение всего соревнования четко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение.

. Совершенно не переношу боли.

. Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.

. Неприятности в институте и дома не снижают качества моей тренировки.

. Долгое ожидание очень мучительно для меня.

. Бывает, когда я встревожен, волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.

. Во время экзамена иногда не могу ответить даже то, что знаю.

. Считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.

. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.

. На экзамене всегда мобилизуюсь и получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.

. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.

. В процессе соревнований с трудом владею собой.

. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он неуместен.

. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.

. В сложной ситуации обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.

. Могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо.

. Специально учусь владеть собой.

Приложение 2

Результаты первичной обработки данных

Таблица 1

Результаты изучения волевых свойств личности


Волевые качества

Испытуемые

Целеустремленность

Настойчивость

Смелость

Инициативность

Самообладание

1 (В.М.)

29 (ср.)

6 (н.)

7 (н.)

17 (н.)

28 (ср.)

2 (О.Я.)

17 (н.)

16 (н.)

16 (н.)

21 (ср.)

3 (В.К.)

22 (ср.)

15 (н.)

5 (н.)

32 (выс.)

25 (ср.)

4 (С.А.)

30 (ср.)

26 (ср.)

13 (н.)

3 (н.)

22 (ср.)

5 (С.С.)

33 (выс.)

16 (н.)

12 (н.)

10 (н.)

23 (ср.)

% Высокий

20

0

0

20

0

% Средний

80

20

0

0

100

% Низкий

0

80

100

80

0


Похожие работы на - Методы диагностики основных волевых свойств личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!