Определение психологической готовности ребёнка к школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,68 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Определение психологической готовности ребёнка к школе

Введение

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Это один из аспектов решения более комплексной. Многогранной задачи, охватывающей все сферы жизни ребёнка, - общей подготовки детей к школе. Однако этот аспект исключительно важный, так как психологическая неподготовленность ребёнка является одной из причин школьных трудностей. Именно неготовые к школьному обучению дети чаще всего бывают невнимательны на уроке, выпадают из общей работы класса. Именно у них быстро пропадает желание учиться и всякий интерес к школьной жизни.

«Головна мета української системи освіти - створити умови для розвитку і самореалізації кожної особистості як громадянина України, формувати покоління, здатні навчитися впродовж життя…»* Для выполнения данной цели необходимо устойчивое положительное отношение к школьному учению, формирующиеся у ребёнка в период подготовки к школе.

Интерес к проблеме возникает в связи с началом массового обучения детей 6 - летнего возраста, проблемами, появляющимися у педагогов. Поэтому актуальность данной темы не только не угасла, возросла.

Цель выпускной работы: раскрыть некоторые аспекты определения психологической подготовки ребёнка к школе.

Задачи работы:

рассмотреть компоненты психологической подготовки детей к школе;

осветить методы определения готовности и диагностику уровня развития познавательных процессов;

описать особенности личностной готовности детей к школьному обучению.

Выпускная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографии.

По проблеме определения психологической подготовки ребёнка к школе существует много литературы. В книге Проскуры Е. В. «Как учить самых маленьких»* рассказывается об условиях, которые необходимы для воспитания у детей познавательной активности, творческого, исследовательского отношения к окружающему миру. Среди этих условий особое значение в умственном развитии ребёнка имеет ведущая для каждого возраста деятельность. Авторы широко использовали работы известных психологов, старались показать современные позиции науки в вопросах об умственных способностях ребёнка, путях формирования познавательной деятельности дошкольников. Предлагаются и ориентировочные задания для занятий с детьми в семье.

Пособие Л.Ф. Островской «беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников»** содержит материалы для бесед с родителями по вопросам нравственного воспитания в семье, раскрывает содержание и методы формирования у детей навыков культуры поведения, подчёркивает роль родителей в формировании у будущих первоклассников психологической готовности, правильного отношения к учению как к серьёзному и ответственному труду. Автор делает вывод, что «школа ждёт не столько, «образованного» ребёнка, сколько психологически подготовленного к учебному труду».*[11,107]

Предлагаемый Кравцовой Е. Е. в работе « Психологические проблемы готовности детей»* нетрадиционный подход к решению актуальной проблемы психологической подготовки ребёнка к школьному обучению позволяет отказаться от привычного многофакторного анализа. Понимание того, что за схемами интеллекта стоят формы сотрудничества, позволяет по-новому подойти к дифференциации дошкольников по степени готовности к школе. Данные выводы сделаны на основе работ, психологических исследований других известных психологов, в том числе и зарубежных, где в последнее время всё большее внимание уделяется проблеме готовности к школьному обучению.

Шабалина З.П. в книге «первый год самый трудный»** описывает основные компоненты психологической подготовки к школе. «Развитие личности школьника определяется не количеством усвоенных знаний по математике, русскому языку, природоведению, а совокупностью, богатством положительных мотивов, потребностей, интересов…»[16,8] Формирование мотивов, развитие волевых качеств, подготовка к общению - основные моменты рассматриваемой проблемы.

Вопросы особенностей психодиагностики детей младшего школьного возраста изложены в книге Немова Р.С. «Психология».*** Здесь же автор раскрывает методы определения готовности ребёнка к обучению в школе и диагностику уровня развития его познавательных процессов: мотивационная готовность, памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, общей ориентации детей в окружающем мире и запаса имеющихся у них бытовых знаний. Определены задачи каждого комплекса методик и рекомендации по их проведению.

В методических рекомендациях* под редакцией Л.А. Венгера, Г.Г. Кравцова рассматриваются показатели готовности ребёнка к обучению в четырёх основных аспектах: физическом, личностном, умственном и специальном педагогическом. «Показатели готовности детей к школьному обучению являются комплексом свойств и характеристик, описывающих наиболее значимые достижения в развитии ребёнка. Эти показатели нельзя использовать в целях диагностики, направленной на отбор готовых и отсев неготовых к школьному обучению шестилетних детей».[10,2] Они должны быть ориентирами в работе учителя, чтобы конкретнее определить направленность в обучении.

I Глава. Компоненты психологической подготовки к школе

Компонентами психологической готовности к школе являются: мотивационная, эмоционально-волевая и умственная готовности.

.1 Мотивационная готовность

Готовность к школе определяется наличием у ребёнка интереса к обучению как деятельности, и стремлением к новой социальной позиции. Эта тенденция проявляется в желании стать школьником, ходить в школу, учиться, как все ровесники и старшие дети. Такую направленность, «которая основывается на соответствующих представлениях ребёнка о школе, определяют как мотивационную готовность к школе.»[5,70] Своеобразие мотивационной готовности можно уяснить в процессе беседы с ребёнком, где нужно выяснить, желает ли ребёнок стать школьником, как оценивает обучение в школе в сравнении с дошкольным детством, какие имеет представления о школе. Правда высказанное желание ещё не является мотивом. «Мотив-это то, ради чего хочет ребёнок учиться, а не просто ходить в школу»[3,8] Мотивы познавательного характера имеют важное, если не сказать решающее, значение для организации учебного процесса. Известно, что легче и прочнее ученик усваивает то, в чём испытывает потребность. Конечно, в школе нельзя ограничивать круг учебного материала лишь потребностями ученика. Но можно и нужно развивать свои потребности, расширять и углублять свои интересы.

Поскольку познавательный интерес является самым действенным мотивом, начинать его формировать нужно как можно раньше.

Психологи отмечают характерные для шестилетних и семилетних учеников черты, благоприятные для развития мотивации: общее положительное отношение к школе, широта интересов, любознательность, непосредственность, открытость, доверчивость.

Мотивы не проявляются и не формируются изолированно один от другого, поэтому необходимо заботиться о развитии познавательных интересов в единстве с нравственными и широкими социальными мотивами учения. И всё же тем проявлениям, которые служат основой развития непосредственно познавательного интереса, следует уделять особое внимание. Учитывая, что познавательные мотивы неустойчивы, нужно поддерживать любознательность детей, их интерес к учебной работе во всяких её формах. Особенно важно при этом помочь шестилеткам преодолеть первые трудности в учении, которые нередко приводят к отрицательным эмоциональным переживаниям и даже нарушением психического развития. При новой методике обучения первоклассников без домашних заданий и отчеток значительно облегчается решение этой важной воспитательной проблемы.

Опыт школы убедительно показывает, что в 1 классе четырёхлетней начальной школы развитие положительных мотивов учения у шестилеток происходит успешнее, чем у семилеток, если учитель осознаёт важность этой воспитательной задачи и уделяет ей достаточно внимания, проявляет терпение. Последнее хочется подчеркнуть, потому что процесс формирования устойчивых мотивов учения более длительный, чем формирование знаний, умений и навыков по предметам. Мотивы могут возникать и исчезать, их может быть много и мало, они могут соединяться тем или иным способом.

В любом возрасте школьникам присущи так называемые «знаемые» и «действенные» мотивы. Часто ребёнок правильно рассказывает, как и почему он должен себя вести, а поступает иначе, руководствуясь другими побуждениями. Дело в том, что «поведение определяется не одним, отдельным мотивом, а всей их совокупностью и доминирующим в данное время».* Вместе с тем «знаемые» мотивы при настойчивой работе учителя превращаются в реально действующее. Вполне объяснимо, что в раннем школьном возрасте мотивационная сфера личности ребёнка наиболее подвержена изменениям. В этом смысле говорят о неустойчивости субъективной (связанной с личностными качествами) готовности детей к обучению.

Наличие у ребёнка соответствующих мотивов учения является первым условием успешного учения его в начальной школе.

.2Эмоционально-волевая готовность

Готовность к школе в эмоционально-волевой сфере рассматривается как следующий компонент в психологической готовности ребёнка к систематическому обучению. Основные показатели её:

определённая ступень сформированности произвольных психических процессов (восприятия, памяти, внимания);

умение преодолевать трудности, навыки самостоятельности и темп работы;

владение доступными правилами поведения;

умение правильно реагировать на оценку выполненного задания;

умение проанализировать и оценить свою работу.

Дети по своей природе деятельны, активны, но умение проявлять усидчивость, терпение, волю не приходит к ребёнку сразу. Эти качества формируются благодаря направленному воспитанию. Дети с неуёмной энергией, подвижностью, с безудержным темпераментом при соответствующем воспитании способны к волевым усилиям, могут подолгу сосредоточиваться на делах, требующих умственного напряжения и усидчивости. Говоря об усидчивости, имеется в виду не только ограничение двигательной энергии детей. Усидчивость означает умение ребёнка преодолевать трудности, внутренне мобилизовать себя, проявлять активность мысли, быть сосредоточенным в течение всего времени, пока не выполнит задание.

Первые пробы терпения и усидчивости ребёнок проявляет, когда впервые пытается что-то делать самостоятельно. От того, как взрослые воспримут самостоятельные шаги ребёнка, будет зависеть дальнейшее развитие волевых качеств.

«Одним из ценных свойств развивающего и познающего мир человека является стремлением к узнаванию нового».* Он интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается самостоятельно делать умозаключения. В этом источник проявляющегося стремления к знаниям. Взрослые должны поддерживать и развивать это стремление. Можно и нужно вводить ребёнка в мир непонятного, опираясь на его интерес к окружающему.

Особое внимание следует уделять детям, которые за помощью и поддержкой не обращаются, выполняют задание самостоятельно, но неправильно, а ошибок своих не замечают и результатами своими удовлетворены. Здесь несформированность волевых и эмоциональных компонентов (неумение преодолевать трудности, несоответствующая оценка работы) приводят к тому, что таким детям недостаточно получить задание в общем виде. В таких условиях, если даже задание повторить дважды, всё равно они не могут самостоятельно выделить главное, найти способ решения. И если в школе они будут иметь низкие оценки и не получат специальной помощи, то очень скоро привыкнут к этим оценкам, станут пассивными, или же найдут какой-нибудь другой выход (например, незаметно списывать у товарища или выжидать, пока задание будут выполнять на доске).

В темпе работы ребёнка отражается возможность своевременно выполнять учебные задания и требования учителя. Ребёнок, выполняющий задание медленно, но правильно нуждается в помощи по организации темпа его работы. Ребёнку, который выполняет задание медленно и с ошибками,

прежде всего надо помочь понять само задание, и лишь после этого

добиваться ускорения темпа работы. Ребёнку, который выполняет задание быстро, но допускает много ошибок, тоже надо помочь разобраться в задании, и в этом случае замедление темпа деятельности может быть важным средством сосредоточения внимания на условии задания, формирования самоконтроля за процессом и результатом выполнения.

Среди множества задач, связанных с формированием готовности к школьному обучению, взрослые решают и такую, как воспитание у ребёнка культуры поведения на занятиях. «От решения этой задачи зависит культура учебного труда, качество усвоения материала, умение ребёнка укладываться во времени при выполнении задания, рационально и экономно работать в нужном темпе, согласовывая свои действия с действиями сверстников».[11,110] Соблюдения правил поведения на занятиях организует и дисциплинирует ребёнка, приучает его уважительно относиться к учебному труду. Так создаются оптимальные условия для того, чтобы все дети, и каждый в отдельности мог сосредоточиться, запомнить задание и самостоятельно его выполнить, проявив максимальную умственную активность.

Необходимо научить ребёнка умению считаться с окружающими, не мешать товарищам отвечать, когда спрашивают, внимательно выслушивать объяснения и ответы сверстников, соблюдать установленные правила. Значение этих правил особенно велико, т.к. способствует формированию осознанного отношения к учебному труду.

Руководствуясь правилами, дети постепенно приобретают навыки культурного поведения, которые становятся устойчивыми. «Правила приучают ребёнка действовать по закону «надо-должен», помогают ему осознать, что от его поведения зависит дисциплина и успех занятий - услышать и понять задание, выполнить его точно и хорошо. Всё это необходимо будущему школьнику, когда придётся с первого дня пребывания в школе подчинить своё «хочу - не хочу» обязательному «надо».*

Культура поведения ребёнка на занятиях - показатель его отношения к учебной деятельности.

Одной из причин трудностей, с которыми сталкиваются неготовые к школе дети, является «…сфера их собственного самосознания (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя)» **

Исследователи, изучавшие отношение к себе у школьников, отмечают, что самооценка детей, как правило, завышена. Характеризуя самооценку дошкольника, Л.С. Выготский писал: «ребёнок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщённого отношения к самому себе, которое остаётся одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой,

но обобщённых отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребёнка этого возраста нет. Следовательно, к 7 годам возникает ряд сложных новообразований…»*** Однако нельзя считать, что до кризиса 7 лет ребёнок себя не осознаёт, совсем не оценивает. Правда, сознание носит недифференцированный характер и отличается общими чертами: «я - самый сильный», «я - самый умный». С переходом в новый возрастной период происходят серьёзные изменения: расширяется внутренний круг его жизни, появляется тенденция к обоснованию своих оценок. Это становится исключительно важно для последующего формирования умения оценивать свою деятельность и результаты учения. Существует и иной способ помочь детям сформировать адекватное отношение к себе и умение конструктивно оценивать причины своих трудностей и неудач. Учитывая, что завышенная самооценка свойственна ребёнку не в силу его нескромности и бахвальства, а потому что он не умеет посмотреть на себя со стороны и увидеть других с разных сторон, не знает, как анализировать и сопоставлять свои и чужие работы, ни в коем случае нельзя искусственно понижать самооценку ребёнка. Надо учить его «видеть» других, показать возможность перехода с одной позиции на другую при рассмотрении одной и той же ситуации, помочь ему стать на позиции учителя, мамы.

1.3Умственная готовность

Чрезвычайно важным компонентом психологической готовности к школе является умственная готовность. Её целесообразно проследить в таких аспектах:

общая осведомлённость ребёнка в окружающем мире, его кругозор, элементы мировоззрения (представления о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях, системность этих представлений);

наличие предпосылок для формирования учебной деятельности (умение понять задание или инструкцию и самостоятельно руководствоваться ею);

владение некоторыми элементарными учебными навыками (умение осуществлять звуковой анализ слова; чтение по буквам, по слогам или словам; навыки вычисления; подготовка руки к письму).

Для определения умственной готовности можно использовать разные приёмы. Так, степень осведомлённости ребёнка в окружающем мире довольно чётко выявляется во время беседы, в которой можно выяснить, знает ли ребёнок свой домашний адрес, какие знает города, спросить, как называется наша страна, какие он знает виды транспорта, диких и домашних животных, знает ли, из чего делают хлеб, одежду, мебель.

В такой беседе выясняют кругозор. Большинство детей правильно и чётко отвечают на все вопросы, знают много видов транспорта, животных, соответствующим образом группируют их в классы.

Развитие познавательной деятельности удобнее проследить во время выполнения заданий на группировку, классификацию, используя картинки с изображением животных, овощей, фруктов, предметов домашнего обихода или геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету, размеру. Дети, допустившие в этом задании две и более ошибки, часто встречаются с серьёзными трудностями в обучении.

«Составляя представление об умственной готовности ребёнка к школе, главными будут сведения о кругозоре и познавательной деятельности, а данные о характере чтения, счёта дополнят их. В основном дети с чёткими и системными (а не поверхностными) представлениями об окружающем мире и с развитой познавательной деятельностью, как правило, владеют прямым и обратным счётом, знают место числа в натуральном ряду, состав числа, читают по слогам, некоторые-словами».*

Усвоение знаний требует от учащихся усилий, направленных на поддержку рабочего настроения, преодоление импульсивности поведения.

При выполнении учебных, трудовых и других заданий очень важно уметь быстро переключаться с одной деятельности на другую. Вместе с тем надо уметь сдерживать те свои действия, которые могут мешать работать в классе.

С первых дней ученик должен подчинять своё поведение правилам школьной жизни, строить свою учебную работу в соответствии с требованиями учителя. При этом ему приходится уступать своим желаниям, выполнять не всегда интересные, но обязательные задания. Именно недостаточное развитие организованности, неумение управлять своим поведением - один из распространённых недостатков подготовки детей к школе.

У детей дошкольного возраста умение владеть своим поведением

проявляется в способности подчиняться определённым требованиям, строить свою деятельность в соответствии с ними, контролировать своё поведение, сопоставляя его с определённым образцом или правилом.

Характерной особенностью человеческой деятельности является её целенаправленность, поэтому формирование организованности поведения ребёнка надо начинать с обучения его целенаправленной деятельности. В своём развитии ребёнок постепенно переходит от простых, близких целей к более сложным, отдалённым, овладевает разными способами достижения цели.

О способности ребёнка быть целенаправленным можно судить, наблюдая за характером его деятельности, за тем, как ребёнок идёт к цели: последовательно, без отвлечений или внимание его во время работы рассеивается; действует он самостоятельно или обращается за помощью; нуждается в напоминаниях, побуждениях или обходится без них; доводит начатую работу до конца или нет. Эти моменты можно использовать как показатели умения ребёнка регулировать своё поведение при выполнении некоторых учебных и трудовых занятий. «Целенаправленное планирование деятельности будет содействовать её осмыслению детьми, сосредоточению внимания, будет развивать умение регулировать своё поведение»*

Чтобы научить ребёнка планировать свою деятельность и предвидеть её результаты, надо предложить ему делить свою работу на этапы и обозначать их определёнными знаками.

Сначала следует объяснить ребёнку роль знаков: подчеркнуть, что перед выполнением любой, а особенно сложной, работы надо сначала выделить этапы, из которых она состоит, и обозначить каждый определённым знаком - например геометрическими фигурами. Такой знак будет напоминать и подсказывать, что за чем делать.

Когда ребёнок пользуется знаками. Его работа становится целенаправленнее, он меньше ошибается.

Довольно эффективным средством контроля за своими действиями для дошкольников оказались песочные часы. Они становятся для детей хорошим ориентиром: чем больше высыпалось песка, тем меньше времени остаётся для выполнения задания. Постоянное сопоставление часов за своими действиями помогает детям овладеть темпом выполнения работы.

Использование внешних опор следует сочетать с положительными оценками поведения детей, которые очень чувствительны к тому, как их оценивают взрослые.

«Таким образом, умственная готовность к обучению в школе - это результат систематического формирования у детей определённой системы общих знаний, на основе которых они ориентируются в доступных для понимания явлениях природы и общественной жизни; определённоё специальной подготовки к школьным урокам чтения, языка и математики; достаточных уровней познавательной деятельности, которые являются основой для построения будущей учебной деятельности. Только совокупностью этих сторон определяется умственная готовность к школе»*

II Глава. Личностная готовность детей к школьному обучению


.1Общение ребёнка со взрослыми

Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. «Подготовка ребёнка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной» позиции - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе».* Это личностная готовность выражается в способности общения с одноклассниками в школе, с учителями.

Общение детей дошкольного возраст, прежде всего, происходит в семье - с отцом, матерью, братьями, сёстрами. Если малыш получает ласку от близких, видит их улыбки, слышит приветливые голоса, доброжелательные обращения к друг другу и к нему, он испытывает эмоционально-положительные чувства. Это важный фактор в установлении первых человеческих контактов. Ребёнок чутко реагирует на настроение и тон взрослого. Такие важные человеческие качества, как общительность, спокойствие, выдержка. Жизнерадостность, чувство

собственного достоинства или угрюмость, резкость, высокомерие, некоммуникабельность, закладываются в детстве, поэтому для ребёнка семья с её эмоционально - нравственным климатом - великий учитель культуры.

Общение «ребёнок - родители» происходит повседневно в различных жизненных ситуациях, благодаря чему малыш приобретает опыт человеческих отношений, усваивает моральные нормы. Обогащение духовного мира дошкольника, постижение им явлений окружающей действительности, воспитание характера происходит в семье.

Подражая взрослым, он перенимает от них многие положительные моральные качества. Если общение «родители - ребёнок» в своей основе нравственно, то малыш одновременно овладевает и культурой поведения. «Здравствуйте», - говорит он при встрече со знакомыми. «Спасибо», - принимая от взрослого подарок. Все действия выражают приветливость. Так малыш поступает потому, что он не раз видел, как это делают старшие. Их опыт стал достоянием ребёнка. В этом случае он быстро схватывает и усваивает отдельные указания взрослых.

Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение. Ребёнок может огромное количество времени находиться с родителями, наблюдать за их «взрослой» жизнью, но оставаться пассивным. Он развивается, приобретает самостоятельность, опыт благодаря активному взаимодействию со взрослыми.

Дошкольный возраст - период познания мира и человеческих отношений. Задача взрослых - удовлетворить эту потребность. Постоянное общение ребёнка с близкими людьми - главный источник её решения. Совместные прогулки в парк, на стадион, поездки за город, в лес создают выгодные условия для общения с ребёнком, обогащающие его эстетические чувства, развивающие познавательные интересы.

Если ребёнок чувствует доброжелательность, расположение, заинтересованное к себе отношение взрослого, он с распахнутым сердцем бежит к нему со своими мыслями, немудреными «секретами», стремится высказаться о том, что взволновало и задело его воображение, что удивило и требует немедленного ответа. Впервые обращённый вопрос ребёнка «Что это?» - своеобразное пробуждение самостоятельной живой мысли. В детском вопросе заключен к окружающему интерес, а в ответе взрослого - источник удовлетворения и развития этого интереса. Своими объяснениями взрослый помогает осмысливать непонятное, учит ребёнка думать, развивает интерес к окружающему. Как отвечать на детские «почему?» Прежде всего, отвечать, а не отмахиваться от них, отвечать грамотно, не запутывать сознание ребёнка неверными или приблизительными разъяснениями. Не иронизировать, не посмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов.

Не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ. Стоит прикинуть, что лучше в данной ситуации: разъяснение или самостоятельный поиск. Иногда полезно озадачить ребёнка: «А как ты думаешь - почему?» Пусть попытается сам добраться до истины, понаблюдает, порассуждает в слух. Это натолкнёт его на путь эксперимента. И он, преодолевая трудности, делая самостоятельные заключения, быть может, найдёт ответ. Наводящим вопросом, частичным объяснением взрослый должен создать условия для поиска ответа.

Общение с маленьким человеком требует от взрослых терпения и такта. Разговаривать с ним - значит непременно обогащать его мудростью своей, передавать богатство своей души.

Одной из форм такого общения, я считаю, должна стать задушевная беседа. Лучшие часы и минуты семейного досуга память сохраняет на всю жизнь. Общение «родители - ребёнок» - это диалог двух сторон, выраженный не только в слове, но и в чувстве, действиях, отдельных реакциях: взгляде, жесте, вздохе, повороте головы, молчании. Вместе поразмышлять о прочитанной книге, просмотренной телепередаче важно для ребёнка - в этом проявляется его умение сопереживать, стремление переосмысливать полученные впечатления.

Общение взрослого с ребёнком происходит в процессе различной совместной деятельности: в играх, занятиях, труде, повседневных делах, что помогает ему приобретать знания, умения, навыки в активной деятельности, форме.

Совместная деятельность должна стать предметом разговора с ребёнком. Можно, на мой взгляд, расспросить, что и как он делал, считает ли, что хорошо справился с заданием, доволен ли тем, что сделано. Благодаря такому общению решаются важные педагогические задачи: умение ребёнка в слове излагать мысль, пробудить творческую фантазию, инициативность, стремиться к самооценке, уточнять знания, поддержать интерес к деятельности. Взрослый должен выступать не только в роли организатора, но и как её участник. Это особенно ценно, так как происходит косвенное влияние на образ действий и поведение ребёнка.

Многосторонне влияние близких людей на формирующуюся личность. Благодаря постоянному общению с ними ребёнок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям свойственна активная жизненная позиция, проявляющаяся в широте интересом, в действенном отношении ко всему происходящему, то и ребёнок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы.

Формирование личности наиболее успешно осуществляется в коллективе. Семья составляет органическую часть общества. «Это небольшой коллектив, члены которого взаимосвязаны определёнными обязанностями».* Там где ребёнок равноправный член семьи, где он причастен к её делам. Разделяет общие заботы, выполняет определённые

трудовые обязанности, создаются благоприятные условия для формирования у него коллективистических черт, активной жизненной позиции.

Место ребёнка как активного члена семейного коллектива определяется разумной и согласованной требовательностью к нему всех взрослых.

В семье ребёнок получает опыт общения, основанный на гуманных чувствах - любви, привязанности, заботливости, доброты, сочувствия. Но научить детей проявлять чувства: чуткость, сердечность, внимание невозможно без пробуждения в них чувств беспокойства об окружающих людях: об отце, матери, бабушке, дедушке. Ребёнок должен испытывать озабоченность оттого, что в семье кто-то нездоров или переживает неприятности. Сердечная зоркость становится внутренним качеством ребёнка, если его упражняют в добрых поступках, учат присматриваться к физическому и душевному состоянию близких ему людей.

Упражнения: «Если папа пришёл с работы расстроенный, расспроси, что случилось, чем удручён»; «Узнай у дедушки, как прошёл его первый трудовой день после отпуска»; Пожелай маме доброго рабочего дня, скажи ей, что будешь хорошо себя вести»; Постарайся вспомнить о своих обещаниях». Словом, отношения с ребёнком строить так, чтобы он чувствовал: он ответствен за настроение близких ему людей и своим поведением не может их огорчать. Заботиться, опекать - значит помнить о других, их делах и удобстве, отодвинуть на второй план собственное «я». Если общение, при котором ребёнок проявляет нравственную активность, приносит ему удовлетворение и радость, то это развивает в нём оптимизм и веру в свои возможности.

Семейные праздники. Они объединяют всех членов семьи вокруг общих дел, и в этом ребёнок ощущает особую прелесть: все в приподнятом настроении, в приятных заботах и он тоже.

Важно, чтобы любое семейное торжество обогащало духовный мир ребёнка, развивало в нём умение радоваться. Дети не должны быть лишь потребителями радостей, они должны уметь радовать других.

Социальный опыт ребёнка во многом зависит от общественного «лица» семьи. Так взрослые становятся носителями социального опыта и культуры. Общение и совместная деятельность выступают источником развития ребёнка.

Проведя исследования в своём классе (4-А класс, СШ№9 г. Стаханова), получила следующие результаты:

просмотр телепередач и обсуждение66%

совместная трудовая деятельность66%

совместные прогулки59%

игры взрослых и детей56%

совместное чтение и обсуждение21%

Можно сделать вывод: уровень общения взрослых с детьми в данном классе - средний. Вместе с родителями определяем цель: стремление к высокому уровню общения с детьми, учитывая значимость и роль общения в формировании личности ребёнка.

«Значительная часть трудностей в обучении шестилеток связана с тем, что дети не могут долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу, сосредоточиваться на учебном действии. Причины подобных трудностей надо искать в сфере общения взрослого с ребёнком, сложившегося к началу поступления в школу».* Положительное значение здесь имеет наличие у ребёнка во внимании личностных форм общения со взрослым, не зависящих от конкретных ситуаций. Такое общение характеризуется потребностью ребёнка во внимании и сопереживании взрослого и её удовлетворением со стороны взрослого. Для детей, достигших этой формы общения, типично внимание ко взрослым, стремление услышать и понять их обращение, а тек же уверенность в таком же внимании к себе со стороны взрослого. Выявлена такая особенность этих детей, как способность различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на улице, в своём доме, в чужом доме, в учреждении). В силу этого сознания такие дети проявляют адекватное отношение и ко взрослому, учителю. Если же у ребёнка потребность в подобном общении ещё не сформировалась, то и такое отношение ко взрослому пока не возникает, что, конечно, затрудняет процесс обучения.

.2 Общение и взаимодействие со сверстниками

Установлено, что начальные формы учебной деятельности носят коллективный характер. Истоки поведения коллективиста находятся в тех семьях, где растут двое-трое детей. В этих семьях создаются благоприятные условия для установления отношений, основанных на равенстве. Родители не сосредоточивают внимание на одном ребёнке, происходит постоянное общение с братьями и сёстрами. Растущие вместе, он6и привыкают к взаимным уступкам, у них вырабатывается умение считаться с другим человеком, уважать его права. Благодаря общению «брат - сестра» у каждого формируется немало положительных нравственных качеств. При правильных взаимоотношениях, направляемых взрослыми, в мальчике раньше созревает чувство ответственности - заступаться, опекать, проявлять великодушие, мужественность; в девочке проявляется женственность, нежность, заботливость, мягкость, сердечность. Это важно потому, что уже с детских лет у них формируется правильная ориентация на внутрисемейные отношения. Но для полного развития ребёнка нельзя ограничивать его потребность в общении лишь семейным окружением. Ему нужны сверстники. Сфера общения «братья - сёстры» более привычна для ребёнка, а общение со сверстниками за пределами семьи требует умение строить отношения, считаясь с «характером» своего партнёра. То, что допустимо между близкими людьми, неприемлемо в отношениях с «чужими», и это ставит ребёнка перед необходимостью вступать в более сложные отношения. Взрослые должны направлять отношения детей так, чтобы те получали радость и удовлетворение от общения друг с другом.

Дети, у которых сформирован интерес к совместной деятельности, самостоятельно ищут путь для сближения. Это стремление надо поощрять: поиск общения всегда сопряжён с проявлением психических усилий. Чтобы наладить игровые связи, от ребёнка требуется умение завоевать расположение сверстника. Это приводит его к выбору определённых форм поведения: быть доброжелательным, вежливым, уметь предложить сюжет игры и выслушать встречный вариант, проявить выдумку, не жадничать из-за игрушки, в общем, быть интересным партнёром.

Детей полезно объединять общим трудовым поручением, заданием, связанным с определённым занятием. В зависимости от ситуации можно предложить помочь друг другу одеться, поучить складывать одежду, пересказать услышанную сказку. Любое общение надо направлять так, чтобы оно содействовало формированию в детях положительных чувств и поступков, вызывало в них доброжелательность, стремление помогать друг другу, добиваться общими усилиями поставленной цели.

Главное общение «ребёнок - ребёнок»; «ребёнок - дети» идёт по собственному побуждению, так как жизнь в обществе сверстников ставит в условия делать что - то вместе: трудиться, играть, заниматься, обсуждать, советоваться, помогать, проявлять внимание и заботу о своём товарище.

Для успешного перехода от дошкольных к собственно школьным формам обучения необходимо такое развитие общения, когда дети устойчиво удерживают во взаимодействии общую цель деятельности и соответствующее отношение к партнёру. «в этом случае, общение детей имеет внеситуативный «деловой» контекст, например, наиболее прост и доступен детям тот тип контекстного общения, который устанавливается между партнёрами по совместной игре соревновательного характера».* Большинство игр с правилами как раз относятся к соревновательным. Этот «кооперативно - соревновательный» тип, или уровень, развития общения детей - второй важнейший показатель и существенный компонент психологической подготовки детей к школе. Только достигнув такого уровня, ребёнок начинает видеть позицию партнёра и удерживать во внимании ситуацию задачи.

Для выявления способности детей устанавливать содержательные контакты друг с другом и взаимодействовать в ситуации совместной деятельности используются различные методики и приёмы. Много может дать и простое наблюдение (если хорошо знать, что именно нужно увидеть).

Чтобы установить способность детей к сотрудничеству и содержательному общению друг с другом в совместной деятельности, часто используется специальная игровая методика «Лабиринт». Это задание может быть выполнено детьми только в том случае, если они как-то договорятся друг с другом, будут согласовывать свои действия друг с другом. В противном случае действия каждого из них будут препятствовать действиям другого, и цель останется недостигнутой.

На основе проведённого эксперимента по методике «Лабиринт» с учащимися 1-х классов г. Стаханова СШ№9 я пришла к выводам:

хорошо подготовленные к школе дети имеют высокий тип общения со сверстником, а плохо подготовленные дети достаточно низкий;

все дети, хорошо подготовленные к школьному обучению, показали по методике «Лабиринт» «кооперативно - соревновательный» тип общения со сверстниками.

Эти данные могут свидетельствовать, что «кооперативно - соревновательный» тип общения ребёнка со сверстником существенным образом связан с психологической готовностью к школьному обучению. Это уровень, когда дети устойчиво удерживают общую игровую цель и отношение к партнёру как к противнику по совместной игре. Но это минимальный уровень, необходимый для развития и взаимодействия детей, когда становится возможным построение новой ведущей деятельности. Об этом же говорят результаты исследований психологов, показавших, что начальная форма полноценной учебной деятельности может быть только коллективной и совместной деятельностью самих школьников, школьников и учителя.*

Эти стороны реально связаны с реальным процессом школьного обучения и формированием у детей учебной деятельности. Выделенные стороны личностной готовности к школьному обучению соотносятся с основными структурными компонентами учебной деятельности.

III Глава. Методы определения готовности ребёнка к обучению в школе

Методами определения готовности ребёнка к обучению в школе являются анкетирование и тестирование, направленные на выяснение общей ориентации детей в окружающем мире, на определение отношения ребёнка к обучению в школе, на проверку достаточного минимума.

Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний

Под общей ориентацией детей в окружающем мире и запасом бытовых знаний понимаются сведения, которые ребёнок имеет о себе, про близких и дальних родственников, где он живёт, об окружающей природной среде, о предметах домашнего обихода, о пространстве и времени, об инструментах и материалах. Предполагается, что с возрастом эти знания у ребёнка постепенно расширяются и становятся глубже.

«В данной методике вопросы сформулированы и подобраны таким образом, что бы правильно и полностью на них могли ответить только способные дети»* Сделано это по следующим причинам:

для того, чтобы иметь возможность выявить действительно способных детей;

для того, чтобы более точно разделить детей на группы по степени их общей ориентированности и запасу бытовых знаний.

Методика 1.

Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу.

Как тебя зовут?

(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой)

Сколько тебе лет?

Как зовут твоих родителей?

(Называние уменьшительных имён не рассматривается как ошибка)

Как называется город, в котором ты живёшь?

Как называется улица, на которой ты проживаешь?

Какой у тебя номер дома?

Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?

(Правильным считается тот ответ, в котором названо не менее двух диких и двух домашних животных)

В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев?

Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?

Назови предметы одежды и столовые предметы, которыми ты пользуешься?

(Правильный ответ - тот, в котором перечислены не менее трёх предметов одежды и не менее трёх разных столовых приборов)

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребёнок получает 1балл. Максимальное количество баллов, которое может получить ребёнок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребёнку отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребёнок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов.


3.1 Отношение ребёнка к обучению в школе

готовность школа обучение познавательный

Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

В данной методике не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, «… во-первых, здесь встречаются сложные вопросы, на один из которых ребёнок может ответить правильно, а на другой - неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и от части неверными».[8,171] для сложных вопросов, на которые ребёнок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла.

Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развёрнутый, вполне убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 балла. Неверным считается ответ, в котором нет намёка на приобретение полезных знаний, умений или навыков. Если после дополнительного, наводящего вопроса на поставленный вопрос ребёнок полностью ответил, то он получает 1 балл.

С учётом введённой промежуточной оценке в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по данной методике) является ребёнок, который в итоге ответил на все вопросы и набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребёнок, набравший от 5 до 8 баллов. Не готовым к обучению считается ребёнок, чья сумма баллов составила менее 5.

Методика 2.

Хочешь ли ты пойти в школу?

Зачем нужно ходить в школу?

Чем ты будешь заниматься в школе?

Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

Что такое уроки? Чем на них занимаются?

как нужно вести себя на уроках в школе?

Что такое домашние задания?

Зачем нужно выполнять домашние задания?

Чем ты будешь заниматься дома, когда придёшь из школы?

Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнёшь учиться в школе?

Максимальное количество баллов, которое ребёнок может получить по этой методике, равно10. считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.

.2 Проверочный комплекс достаточного минимума

Данная методика построена в соответствии с принципом достаточного минимума - оценивание «лишь тех психических свойств (качеств) ребёнка, без знания которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту…»* Тогда основным предметом обследования должны быть умственные способности дошкольника. Определены уровни всех проверяемых способностей: умственная активность, саморегуляция, фонематический слух, словарь, память и логическое мышление.

Тест различения фонем.

(К-Г) Кора, кора, кора, кора, гора, кора, кора, кора.

(С-Ш) Сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый.

(В-Вь) Вол, вол, вол, вол, вол, выл, вол, вол, вол.

Тест копирования бессмысленных слогов:

(10 вариантов взаимозаменяемых заданий)

Вел зу бот

Ко рат вен

Са пре веж

Пул ке баж

Кот взо ли

Бру то шас

Тор же МУР

Лу кеб шан

Су боз кин

Гор ну маж

Тест словаря.

Расположен в порядке перехода от конкретных ко всё более абстрактным понятиям.

Мотоцикл, щётка, тетрадь, ботинки, шкура, ябеда, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

Тест кратковременной памяти и умозаключений.

Тест носит комбинированный характер: воспроизведение текста (количество повторений для выполнения) для определения кратковременной памяти и определения уровня способности осуществлять умозаключения (количество повторов для правильного выполнения). Определение уровня умственной активности ребёнка осуществляется по наблюдениям за выполнением предыдущих четырёх тестов. Школа оценок и ряд критериев подробно даны Ю.З. Гильбухом.*

Заключение

Уточним понятие «психологическая готовность ребёнка к школе». При общей характеристике данное понятие определяется как «комплекс психических качеств, необходимых ребёнку для успешного начала обучения в школе». И далее: «Включает положительное отношение к школе и учению (мотивационную готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевую готовность), наличие определённого запаса знаний, умений, навыков, уровень развития познавательных процессов (умственную готовность), а также сформированность качеств, обеспечивающих установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь классного коллектива, выполнение совместной деятельности (нравственную готовность)»*

Однако при подходе к этому определению с психодиагностической

стороны обнаруживается недостаток - отсутствие точных критериев. Отсюда следует вывод: психологическая готовность ребёнка к школьному обучению не может быть величиной абсолютной. Это понятие должно рассматриваться в относительном плане. Ребёнок, который не готов к обучению в обычном (смешанном) классе, может быть достаточно подготовленным, если иметь в виду более индивидуализированные, комфортные условия. С этой точки зрения среди здоровых детей не существует учеников, психологически не готовых к школе, а есть только дети с большей или меньшей степенью готовности.

Таким образом, вместо предъявления всем поступающим в школу детям единого стандарта готовности школа должна сама сделать шаг навстречу тому разнообразию учебных возможностей, которое наблюдается среди школьников. И она такой шаг сделала, предложив первоклассникам определённый комплекс разнотипных классов с одинаковым объёмом учебного материала и при относительно одинаковом уровне его усвоения.

Список использованной литературы

Буцкіна С.В. Формування мотиваційної готовності дітей 6-7 років до навчання в школі.// Практична психологія та соціальна робота. -2001-№5.С.16-19

Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника.-К.,1993

Завтра в школу. Під ред.. Котило В.К.-К.: Рад. Школа,1977

Кравцов Г.Г. и др. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе.-М.: Знание,1987

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М.: Педагогика.1991

Коломинский Я.Л. и др. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-МА.: Пресвещение.1988

Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті.

Немов Р.С. Психология-Кн.3 Психодиагностика.-М.:Владос.2000.С.56-59

Основы дошкольной педагогики. Под ред. Запорожца А.В. и др.-М.,1989

Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к школьному обучению.- Под ред. Венгера Л.А. и др.-К.,1989

Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников.- М.: Просвещение.1990

Подготовка детей к школе в детском саду.-Под ред. Сохина и др.

Психологический словарь. Под ред. Давыдова В.В. М.,1983

Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. Под ред. Давыдова В.В.-М.,1983

Урбанская О.Н. Работа с родителями младших классов.- М.: Просвещение.1986

Шабалина Э.П. Первый год - самый трудный.-М.: Просвещение.1990

Похожие работы на - Определение психологической готовности ребёнка к школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!