Школьная неуспеваемость
Школьная неуспеваемость
Ольга Данилова.
Психологические методы решения проблемы. Комплексное
развитие психических свойств ребенка
Сегодня
учеников жалеют — и нагрузка у них не по годам, и социальное неравенство в
классах, и учителя, обозленные на весь мир из-за своей мизерной зарплаты. При
этом многие забывают о том, что именно в детстве у человека самые высокие
способности воспринимать и усваивать информацию. В психологии есть понятие
сензитивного возраста, введенное известным отечественным автором Л. С.
Выготским.
Сензитивный возраст
Согласно
этому понятию, в жизни человека есть особые периоды, в которых он может
развивать то или иное свойство или способность гораздо быстрее и легче, чем в
другие. Эти периоды и называются сензитивным возрастом. Известно, например, что
ребенка до трех лет легче научить говорить на иностранных языках, плавать,
кататься на коньках. Сензитивные периоды для развития речи, памяти, мышления,
внимания тоже проходят в детстве.
Мы
не случайно ведем в первый класс ребенка 7 или 8 лет. Возраст готовности к
школе является сензитивным для волевых процессов, а значит, и для развития
произвольности в других психических свойствах. У детей в этом возрасте
неограниченные возможности для принятия и усвоения информации. Поэтому, если
ребенок жалуется на утомляемость или усталость, причиной этому будет не сам
материал, а его изложение, степень заинтересованности им ребенка.
Внутренние и внешние причины неуспеваемости
Опытный
школьный психолог всегда разделяет две группы причин неуспеваемости — внешние и
внутриличностные. К внешним причинам относятся те помехи и препятствия среды, с
которыми сталкивается ученик при выполнении домашнего задания, при ответе на
уроке. Сюда относятся и семейные конфликты, и проблемы с одноклассниками.
Представьте,
каково, например, отвечать на уроке ребенку, над которым в это время смеется
весь класс, в котором он является изгоем. Одним словом, если результаты
диагностики способностей у отстающего ребенка соответствуют норме, значит,
что-то мешает ему пользоваться этими способностями.
Внутриличностные
причины школьной неуспеваемости — это какие-либо нарушения или отклонения
психических процессов, их неразвитость.
Очень
важно понять истинную причину неуспеваемости. Рассмотрим простой пример:
учителя и родители жалуются на плохое запоминание ребенком пройденного
материала. Психолог в результате психодиагностики свойств памяти действительно
обнаруживает некоторые особенности, мешающие запоминанию, и начинает коррекцию
этого психического процесса. Проведя различные игры и задания, улучшающие
память и запоминание, психолог вновь тестирует ребенка и выявляет значительные
улучшения памяти. Однако на уроке ребенок почему-то не показывает этих
улучшений, по-прежнему отставая от своих одноклассников.
В чем же проблема?
В
поверхностном рассмотрении психических свойств. Видеть в плохом запоминании
неразвитость процессов памяти — однобокий подход. Ребенок не может применить
полученные приемы и мнемотехники, поскольку не ассоциирует предметные задачи с
теми, которые ему давал психолог. Для этого нужно параллельно развивать
абстрактно-логическое мышление.
В
основном, конечно, в подборе методик для диагностики причин школьной
неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание,
память, восприятие информации. Методики на мышление и другие психические
процессы разумно подбирать соответственно последующей коррекции. В этом плане
компьютерные методики диагностики психических процессов выигрывают у
"бумажных". Их выполнение происходит через решение какой-нибудь
наглядной задачи, причем оно включает в себя элементы тренировки этих
процессов. Так, например, пакет компьютерных методик "Зоопарк",
направленный специально на диагностику внимания ребенка, может использоваться и
в качестве тренажера.
Многочисленные
современные исследования показывают, что повышение успеваемости ученика —
комплексная цель, требующая целостного рассмотрения детской психики. Сегодня
школьные психологи не говорят отдельно о развитии какой-либо психической
характеристики, а ставят цель общего психического развития личности ребенка.
Недавнее
исследование российских ученых из Психологического института РАО показало
эффективность применения программы целостного психического развития учеников. В
результате проведения уроков психологического развития в начальной школе 99%
учеников продвинулись в своем интеллектуальном развитии, у многих наблюдалось
повышение мотивации к обучению, интерес к знаниям.
Программа,
разработанная в Психологическом институте, включает воздействие на когнитивные
структуры психики ребенка, такие как синтез, анализ, обобщение, индукция и
дедукция. Оказалось, что предметы начальной школы (русский язык, чтение,
математика) требуют участия этих когнитивных структур для понимания и усвоения
материала. Уроки психологического развития продолжительностью 40-45 минут
включали различные методы тренировки мышления, логики с их переносом
непосредственно на практические задачи.
Комплексная задача психолога
Следовательно,
задача психолога — обучать ребенка мыслить. С правильно построенной системой
мышления правильно развиваются и память, и внимание, и речь. Кстати, для
развития абстрактно-логического мышления сензитивный возраст приходится именно
на начальную школу.
Правильная
организация мышления требует произвольности основных психических процессов,
попросту — участия воли. Волевые процессы у ребенка 7 — 8 лет также находятся в
сензитивном периоде.
Возможно,
что кроме работы непосредственно с психическими свойствами, психологу придется
иметь дело с психологическими защитами ребенка, возникшими в результате
учительского или родительского воздействия. У детей младшего школьного возраста
самой распространенной защитой является регрессия — переход к уже известным
формам поведения, которые свойственны пройденному жизненному этапу.
Защита
срабатывает в ответ на фрустрацию. Так, если ребенок чего-то не добился, а его
поругали, да еще и не объяснили детально, за что именно, то он применяет защиту
— может начать сосать палец, лечь на пол и свернуться клубочком, может
проявлять агрессию, закатывать истерику. Все это — формы поведения,
свойственные предыдущему — дошкольному — этапу его жизни. С психологическими
защитами работает психотерапевт. Однако многие психологи видят в ней рефлекс,
который угасает без стимула. Соответственно, если исчезнет проблема
неуспеваемости, угаснет и защита.
Психологическая
работа с неуспеваемостью учащихся — тема очень популярная и актуальная, ей
посвящаются многочисленные исследования, разрабатываются новые программы. Если
вас заинтересовал этот вопрос, тему всегда можно продолжить.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.effecton.ru/