Международный опыт и перспективы развития женского движения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,34 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международный опыт и перспективы развития женского движения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет"

(ФГБОУВПО "КнАГТУ")

Социальный факультет

Кафедра Социальной работы и государственного муниципального управления

Специальность 040101 "Социальная работа"



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Гендерология и феминология"

Международный опыт и перспективы развития женского движения


Студент гр.9СР-1 Е. С Бейгул

Преподаватель Э.А. Васильченко

Нормоконтроль Э.А. Васильченко






Содержание

Введение

Глава 1. Возникновение и развитие женского движения

1.1 Зарождение женского движения в Европе

2. Современное женское движение и его проблемы

2.1 Современный феминизм и его основные направления

2.2 Перспективы развития женского движения в 21 веке

Заключение

Список литературы

Введение

В XX веке произошло резкое изменение роли женщины во всех сферах жизнедеятельности общества. Она прочно заняла значимое место в экономике, политике, культуре. Значимое, важное, но не равноправное. В начале XXI века, так же как и в начале XX века, пока рано говорить о достижении равноправия женщин и мужчин.

Длительная борьба женщин за равноправие привела к определенным изменениям общественного сознания во взглядах на социально-политическую роль женщины, но, несмотря на это, фактическое равноправие не достигнуто.

В настоящее время женские проблемы заняли особое место в периодике, литературе, искусстве. Несмотря на то, что как международные, так и национальные законодательные акты исходят из принципа равноправия, на практике женщины не обладают равноправием в общественной жизни и деятельности. Наблюдается ярко выраженное противоречие между новыми потребностями и отсутствием условий в обществе для их удовлетворения: возрастает общественное самосознание женщин, их больше не удовлетворяет навязанный им стереотип социальных ролей, где семья и материнство являются единственными ценностями. Ответом на существующие противоречия и являются женские движения.

Актуальность данной работы напрямую связана с важнейшей чертой женского движения: возникнув как общественно политическое движение за равноправие мужчин и женщин, женское движение переросло в движение за общественный прогресс, и те задачи и цели, которые ставят перед собой участницы движения, касаются отнюдь не только женщин, они значимы для развития всего общества в целом по пути гуманизма.

Цель данной работы - рассмотреть проблемы женского движения в прошлом и настоящем.

женское движение феминизм европа

Объектом рассмотрения являются непосредственно международные женские движения.

Предметом - перспективы развития женского движения.

Цель работы определила задачи:

) рассмотреть возникновение женского движения в Европ;

) определить основные этапы развития;

) изучить направления современного феминизма;

) выявить перспективы развития женского движения в 21 веке.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Возникновение и развитие женского движения

1.1 Зарождение женского движения в Европе

Начало 18 века - период некоторого отступления от идей женской рациональности и равенства с мужчинами. Особую популярность в среде привилегированных классов получила тогда идея культивирования женской "слабости" (появилось выражение "слабый пол"). Но уже к середине столетия критические голоса французских просветителей способствовали разоблачению мифа о женщине как неравном мужчине существе "второго сорта".

На протяжении всего 18 века женщины европейских стран принимали активное участие в жизни общества. Масса женщин работала на себя и обладала экономической независимостью; простолюдинки были вольны посещать публичные места, а светские дамы, организуя свои салоны, пытались вмешиваться через их посетителей - своих друзей - в политику. В общем хоре требований свободы от деспотизма женщины просили признания их прав на гражданскую жизнь - на образование, на труд, на уважение в семье и обществе.

В США свой голос в защиту женских прав первой подняла Абигейл Смит Адамс (1744-1818г. г.), которую считают первой американской феминисткой. Она вошла в историю феминизма знаменитой фразой: "Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов" (1776г.).

В предреволюционной Франции поборницы женских прав (мадам де Суаси, мадам де Гакон-Дюфур) также обращали внимание на женское бесправие. Однако главный документ Великой Французской революции, провозгласившей в 1789г. лозунг свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения, - Декларация прав человека и гражданина - был принят все же без учета женских требований и объявил свободными и равными только мужчин. Они же были названы позже "активными" гражданами. Как ни резок был появившийся вслед за Декларацией Протест французских женщин против созыва парламента (Генеральных Штатов) без их участия, французская Конституция 1791г. отнесла женщин к "пассивным" членам общества, не дав им права избирать и быть избранными. Отказ включить женщин в категорию "свободных" и "равных" и привел к возникновению во Франции движения в защиту женских гражданских и политических прав - феминизма. Инициативу женского движения в этой стране и славу первой французской феминистки приписывают Олимпии де Гуж, составившей в 1791г. Декларацию прав женщины и гражданки. В Декларации содержались требования предоставления женщинам политических, в том числе избирательных прав, возможности занимать государственные посты. Недовольство женских масс во Франции, быстро организовавшихся в женские клубы и собрания, подстрекательства к "походам" и бунтам, пыталось ввести в правовые рамки "Общество женщин революционных республиканок" - первая женская политическая организация, также возникшая в 1791г. Однако ее деятельность была в 1793г. запрещена Конвентом, а вскоре и автор Декларации Олимпия де Гуж была отправлена по ложному доносу на гильотину. Вскоре революция во Франции пошла на спад. В 1795г. женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804г. император Наполеон издал Указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

Практически одновременно с О. де Гуж, в 1792г., свою книгу "Защита прав женщины" опубликовала в Англии и, одновременно, в США Мэри Уоллстонкрафт (1759-1797 гг.), поставив ряд актуальных вопросов эгалитарной социальной философии. Писательница полагала, что способность к рациональному мышлению не связана с полом, не зависит от него, а женская "слабость" и готовность покоряться есть ничто иное, как следствие мужского стремления воспитать их в женщинах. Впервые в истории и задолго до современных дебатов об экономической роли домашнего хозяйства, М. Уолстонкрафт сделала вывод о том, что в обществе, где домашние обязанности не оплачиваются, будет сохраняться экономическая зависимость женщины от мужа. Домашние дела и материнство М. Уолстонкрафт именовала "формой разумного гражданства", рассматривая их как общественные обязанности, а не как источник личного удовлетворения или страдания женщины.

В том же 1792г. в Германии вышла книга Теодора Готтлиба фон Гиппеля (1741-1796г. г.) - "Об улучшении гражданского положения женщины". С ее публикации началась история феминистской мысли в его стране. В своей книге фон Гиппель требовал равных прав для обоих полов и настаивал на том, что достижение этой цели должно быть уделом просвещенных мужчин, поскольку "женщинам внушили, что они неспособны к независимой политической деятельности".

1.2 Основные этапы развития

К началу 19 в. формирование феминистских теорий оказалось подкреплено развитием социально-философских концепций социалистов-утопистов - Сен-Симона и Шарля Фурье во Франции и британца Роберта Оуэна, полагавших, что личным примером и с помощью образования и просвещения можно положить конец неравенству полов. В многочисленных, но недолговечных социалистических коммунах, возникших под влиянием их идей, роль женщин была одной из самых обсуждаемых тем. Общим во взглядах социалистов-утопистов на проблему полов была убежденность в том, что равноправия мужчин и женщин невозможно достичь в существующей общественной системе, что нужно радикальное ее изменение, в частности - уничтожение частной собственности. Строя предположения о возможности создания идеального общества, эти теоретики полагали, что в будущем не только женщине должна быть предоставлена возможность участвовать в общественном производстве, но и мужчине необходимо будет иметь обязанности по дому и воспитанию детей (Ш. Фурье был поборником этого, настаивая на полном отказе от разделения труда не только в семье, но и в обществе - однако даже в его коммунах все обычные женские обязанности лежали по-прежнему на женщинах). Семью социалисты-утописты считали источником мужской власти над женщинами, бастионом эгоистического индивидуализма, ограничивающим свободу выбора. Свободу любви и смены партнера, равное право на которую должны были иметь оба пола, рассматривали как необходимую основу свободного общества.

Реализация этих задач на практике была малоуспешной; женщины - и в Англии, и во Франции - заинтересовались ими даже меньше мужчин. Некоторое распространение теории Фурье и Оуэна получили в низшем слое образованной части английского и французского общества. В рабочей же среде сохраняла популярность идея о семье, в которой муж является добытчиком, а жена - домохозяйкой. Участие работниц в общественных организациях первой половины 19 в. (чартистских, профсоюзных и др.) служила лишь подкреплением мужским инициативам, не имея феминистской направленности. К 50-м г. 19 в. политическое участие женщин из рабочей среды в них резко снизилось, а неприятие феминизма усилилось.

Социализм (утопического толка) и феминизм были объединены менее полувека. Их связывала общая идея о том, что через воспитание личности нового типа можно достичь политических и социально-экономических изменений. Последним выражением объединения двух социально-философских теорий было творчество последователя Р. Оуэна британца Уильяма Томпсона, написавшего в сотрудничестве с Анной Уиллер, ведущей феминисткой 1820-1830-х гг. "Воззвание одной половины человечества, женщин, против претензий другой половины человечества, мужчин" (1824г.). Воззвание вскрывало наличие взаимосвязи политической, экономической и личной власти, демонстрировало множественность способов закабаления женщин. Однако приемлемых путей преодоления неравноправия оно не предлагало, так как авторы считали, что интересы обоих полов совпадут, едва только женщины станут свободными и "радость партнерства превзойдет радость деспотизма".

Во второй четверти 19 в. требования феминисток в разных странах стали облекаться в форму общественных компаний и акций. Поначалу на первом месте в Европе и США стоял вопрос о доступе женщин к высшему образованию (в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, где было мало грамотных женщин, вопрос о женском образовании поднимался мужчинами). Далее встал вопрос о законодательных реформах. Всюду женщины боролись против двойных стандартов в отношении полов, за реформы в области права собственности, развода, возможности работать. Следующим этапом была постановка вопроса о праве голоса для женщин как средстве для обеспечения законодательных реформ.

Во Франции борьба женщин за право голоса заставила их присоединить свои требования к общей критике социального порядка: в ходе революции 1848г. там была сделана новая неудачная попытка включить требование женского равноправия в общий список демократических преобразований. В Германии выразительницей идей женского равноправия в это время стала Луиза Отто-Питер - одна из основательниц "Всеобщего германского женского союза" (1847г.). В своих выступлениях ее сторонницы требовали для женщин политических свобод, права на образование и работу, экономической независимости, права голосовать. После поражения революции 1848г. здесь тоже наступило время реакции, женщины Германии отошли от политики, их общества запрещались, а газеты подвергались цензуре. В Англии женскому движению повезло больше: в 40-е гг. в Шеффилде и Манчестере - центрах радикальной оппозиции - появились организации, требовавшие предоставления женщинам равных с мужчинами прав и продолжавшие свою деятельность до конца 19 в.

Самым же успешным оказалось женское движение в США. В 1848г. в городе Сенека Фолз (штат Нью-Йорк) 68 женщинами и 32 мужчинами, участниками Движения против рабства, была подписана Декларация позиций и резолюций, касавшаяся положения женщин. Она начиналась словами: "Все женщины и мужчины созданы равными…". Заявив требования предоставления женщинам прав на собственность, образование, оплачиваемый труд и участие в политической и религиозной жизни общества, Декларация стала поворотным пунктом в истории американского и мирового феминизма, положив начало формированию его либерально-реформистского направления. Участницы и участники встречи в Сенека Фолз не отрицали существующего общественного порядка, но желали расширить правовую защиту женщин и дать им равные с мужчинами права, в частности - и избирательные.

Рождение либерального феминизма в Старом Свете связано с именами Марион Рейд ("Мольба за женщину", 1845г.) и жены известного писателя Д.С. Милля, сохранившей свою фамилию, - Гарриет Тейлор ("Избирательные права для женщин", 1851г.). Одну из самых известных своих книг - "Подчиненность женщины" (1851г.) - Д.С. Милль написал под влиянием и при участии жены. Вслед за Г. Тейлор, Д.С. Милль считал брак "единственным видом рабства, признаваемым новейшими законами", так как воспитание женщины и выработка в ней ожидаемых "слабостей", считал он, ограничивают свободу ее жизненного выбора и обрекают на роль сексуального объекта. Книга формулировала цели феминистской пропаганды, чтобы "женщина могла подняться из положения прислуги до положения партнера".

Социальную базу либерального феминизма середины - второй половины 19в. составляли представительницы привилегированной части общества, образованной и интеллектуальной части среднего и высшего классов. С середины 19 в. они стали создавать кружки и группы (особенно успешным был "Комитет женской собственности" в Лондоне, 1855г.), придавая большое значение "респектабельности" своих действий. Подчеркивая общность интересов всех женщин и свое противостояние интересам мужчин, реформистки считали, что с помощью новых законов помогут решить свои проблемы женщинам всех социальных слоев. Некоторое своеобразие имел либеральный феминизм в США, где викторианские религиозные идеалы о женских добродетелях оказались в странной смеси с либеральными положениями о правах личности и равенстве, ее правовой, экономической и социальной независимости.

С середины 19 в. берет начало противостояние либерального европейского и американского движения за права женщин и марксизма.К. Маркс и Ф. Энгельс не считали тему угнетения по признаку пола важным аспектом своей теории, поэтому их взгляды не включали анализа женского социального опыта. Их последователи, развернув широкую пропаганду в середине - второй половине 19 в., считали себя выразителями интересов всех угнетенных без различия пола. Они открыто критиковали либеральных феминисток как выразительниц интересов лишь образованной и сравнительно обеспеченной части женского населения и рассчитывали привлечь на свою сторону тех, чьи интересы оказались обойдены либералками - прежде всего женщин из рабочей среды. Вынужденные нести двойное бремя - семейных забот и работы на фабрике, - работницы и жены рабочих оставались в то время социально пассивными. Улучшение своего положения они видели не в приобретении гражданских и политических прав, а в возможности оставаться в семье и спокойно вести хозяйство. Марксисты обещали им единовременное решение этой и всех других проблем в случае, если женщины-работницы и жены рабочих поддержат подготавливаемый ими социальный переворот, который ликвидирует угнетение всех социальных групп. Эти обещания основывались на представлении о невозможности существования патриархата и внеэкономического угнетения женщин в обществе, свободном от частной собственности и эксплуатации.

Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса положили начало развившимся позже социалистическому и марксистскому направлениям в феминизме. В центре внимания марксистов всегда была тема женского труда. Высокая оценка значимости экономического фактора в обеспечении самостоятельности и равноправия, историзм (рассмотрение прав и привилегий лишь в определенном историческом контексте) и, следовательно, понимание историчности любой идеологии (в том числе идеологии мужского превосходства) обогатили феминизм теоретически и методологически. Марксизм первым в мировой истории идей рассмотрел проблему принуждения не как однонаправленный процесс, но как процесс взаимодействий, в которых участвуют и угнетаемые (в классическом марксизме - пролетарии, а марксистском феминизме - женщины).

С середины 19 в. и в Старом, и в Новом Свете образованные женщины привилегированного класса стали активнее включаться в общественную жизнь, требуя политического равноправия. Основные центры борьбы за него оказались во второй половине 19 в. в Англии и США, отчего английский термин "суфражизм", означающий избирательное право вообще, вошел в историю как определение политического направления в феминизме.

Первая постоянная группа сторонников и сторонниц предоставления женщинам права голоса (англ. suffrage) в Британии - Шеффилдская ассоциация за предоставление права голоса (Sheffield Association for Female Suffrage) была создана в 1851г. К 1867г. в Манчестере при активном участии Лидии Беккер и Ричарда Панкхерста было создано "Общество женского избирательного права". Активистки общества во главе с Л. Беккер развернули бурную пропагандистскую деятельность, начав издание "Женского суфражистского журнала", приобретя в довольно короткий срок известность и авторитет. В 1868г. общество было преобразовано в Национальную федерацию суфражистских обществ (НФСО), которая в течение года объединила 5000 членов и по примеру которой в 1869г. была создана женская суфражистская ассоциация в США. Благодаря беспримерной активности ее членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию (в 1869г. об этом объявил Вайоминг, в 1893г. - Колорадо, в 1896г. - Айдахо и Юта).

Когда в 1888г. феминистки разных стран объединились в "Международный совет женщин", сторонницы борьбы за право голоса составили в нем самую значительную часть. Входившие в нее члены британской НФСО (около 50 000) организовывали демонстрации, шествия, банкеты и пикники, туры по стране, приемы, встречи с религиозными и женскими организациями. К рубежу веков под ее давлением английский парламент принял законы, предоставляющие право незамужним состоятельным женщинам поступать в университеты, медицинские школы, владеть собственностью и управлять ею (с 1882г.), а с 1894г. дал женщинам право голоса на местных выборах.

Обзаведясь своим штатом сотрудников, издавая газету "Общее дело" ("The Common Cause"), НФСО старалась распространить идеи суфражизма в Уэльсе, Ирландии и Шотландии, опираясь на дух независимости этих земель. Ярким примером достижимости целей для американских и английских суфражисток служили Новая Зеландия, где имущие женщины получили активное избирательное право (хотя и не могли быть избранными) в 1893г., и Австралия, где в 1902г. женщины получили и активное, и пассивное избирательные права.

Однако в Англии принятие закона о праве женщин участвовать не только в местных, но и в парламентских выборах все откладывалось. Это привело к разочарованию ряда членов НФСО в либеральных методах борьбы. Недовольные объединились вокруг радикальной феминистски Эммелин Панкхерст (жены Р. Панкхерста) и ее дочерей Эвелин и Кристабель. Руководимое ими Манчестерское отделении НФСО в 1903г. заявило о своем преобразовании в Женский социально-политический союз (ЖСПС), который породил новое направление в суфражизме: милитантство (от militant - воинственный).

Если интересы суфражисток были представлены в программных требованиях Лейбористской партии (создана в 1900г.), что укрепляло сотрудничество женщин и мужчин в политике (в 1904г. был создан "Международный альянс за избирательные права женщин", объединившего и мужские, и женские организации), то "милитантки" (которых в США именовали "суфражетками", противопоставляя умеренным суфражисткам) твердили о своей внепартийности и отказывались сотрудничать с мужчинами. Их организация признавала только женское членство. Пропагандировались воинственные методы привлечения внимания к требованию права голоса для женщин: милитантки/суфражетки разбрасывали листовки с гостевой галереи парламента, приковывали себя наручниками к перилам в общественных местах, устраивали несанкционированные митинги и шествия, разбивали камнями окна правительственных зданий, а оказавшись в тюрьме - объявляли голодовки в знак гражданского неповиновения. В отличие от НФСО, в ЖСПС принимались и женщины-работницы, что существенно расширило социальную базу движения за женское избирательное право. Переход милитанток к открытым покушениям на собственность ведущих политиков (поджоги, разгромы, воздействие кислотой), т.е. усиление террористических приемов борьбы, дискредирировало организацию и дало новые аргументы противникам женского равноправия. Перспективы получения женщинами права голоса без применения радикальных средств (как случилось во входившей в состав Российской империи Финляндии в 1905г.) заставили суфражисток и НФСО публично порвать с милитантками и добиться предоставления женщинам права голоса без их помощи в 1928г.

2. Современное женское движение и его проблемы

2.1 Современный феминизм и его основные направления

Новый виток в развитии женских движений начался в конце 19 - первой половине 20 веков. В этот период сформировались три основных направления: либерально-демократическое, радикальное и социалистическое.

Либерально-демократическое направление на Западе называют полоролевой подход. Основой этого подхода является обеспечение равенства мужчин и женщин в публичной сфере. Причину неравноправия женщин либеральные феминистки видели в отсутствии у женщин определенных гражданских и юридических прав. Женщине в Западном обществе предписывалась роль домохозяйки, которая закрепляла такие параметры ее положения, как отсутствие экономической независимости и самостоятельного источника существования, выполнение материнской и супружеской роли в семье. В результате этого одинокие и бездетные женщины оказывались исключенными и воспринимались, как девиация. Классик этого направления Т. Парсонс в 30-40-х годах выразил предписанный статус домашней хозяйки в западном обществе через концепцию полоролевого разделения на примере семьи. Согласно его теории, женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, а мужчина инструментальную. Экспрессивная роль заключается в установлении внутреннего баланса в семье, это роль домохозяйки; инструментальная - в регуляции отношений между семьей и другими социальными системами, это роль добытчика.

Хотя позиция Парсонса в последствии была подвергнута критике, а затем и полному забвению со стороны феминистической мысли, его анализ разделения половых ролей проясняет и подтверждает положение женщины в западном обществе. Более того, сам полоролевой подход стал первой теорией, объясняющей функционально обусловленное различие мужской и женской роли в семье и обществе. В рамках этого подхода выявлены напряжения половых ролей и сформулировано положение о кризисе западной семьи и, соответственно мужественности и женственности.

Либеральные феминистки осмысляли положение женщин в рамках парсонсианства, формулируя тезис об угнетении женщин и предписанными им традиционными ролями. Такая установка выдвинула перед движением задачу выхода женщины за пределы роли домохозяйки. Либеральные феминистки подразумевали для домохозяек обширную программу социальных преобразований в системе образования, в производственной, политической и законодательных сферах. Все эти реформы направлены на обеспечение равных прав и возможностей женщин в публичном мире, на изменение положения в сторону "равного статуса"

Установкой либерального феминизма стала ориентация на новое, "объективное" знание о женщинах и мужчинах. Такое "истинное" знание предполагалось получить, сделав женщин "видимыми", то есть включив их в качестве субъекта и объекта познания. Данная методология стала называться "добавление женщин". Включить женщин как субъект познания означало обеспечить фактическое присутствие их в научном сообществе. Включить как объект - означало сделать женский опыт предметом исследования. Для выполнения этой двойственной стратегии в рамках либерального направления разрабатывались, с одной стороны, программы обеспечения женских квот на различных статусных позициях, а с другой - обсуждаются женская история, литература, труд то есть изучаются женщины.

Радикальное направление является наиболее ярким и влиятельным по своим идеям. Оно обратилось к поискам общего, глубинного основания угнетения женщин. Таковым, по их мнению, является патриархат - система мужского доминирования над женщинами во всех сферах. Женщина остается угнетенной до тех пор, пока не будут осмыслены истинные основы патриархата, заключенные в сфере приватности и интимности. Сексуальность и репродуктивные возможности интерпретируются как основа угнетения женщины наряду с капиталистическими производственными отношениями.

Радикальное направления женского движения продолжал традицию либерально-демократического, далее проблематизируя положение домохозяйки. Но в области практик и опытов центральными проблемами становятся особенности женского опыта: репродуктивного - рождение детей, заботы и воспитания, угнетения патриархальным обществом, опыта страдания и, наконец, совместного переосмысления женской роли.

Политическим фактором этого направления стала радикальная ветвь женского движения марксистской и социалистической направленности. Политические возможности массового демократического движения, привели студенток - участниц университетских протестов в "группы роста сознания" [4, с.181]. В этих группах молодые женщины обсуждали свои, казалось бы, личные проблемы - зависимость от партнера, оскорбление чувства собственного достоинства, проблемы контакта и понимания с мужчинами. Таким образом, осуществлялась коллективная проблематизация исполняемых женских ролей. Их личное становилось публичным. Через разделенную неудовлетворенность образовывалась женская коллективная идентичность "сестринства", которая должна была найти опору в некой социальной теории угнетения.

Радикальные феминистки адаптировали марксистские и психоаналитические категории к анализу отношения полов. Центральной стала категория патриархата, главными были вопросы угнетения женщин, власти, проблемы неравенства.

Как и в любом течении в женском движении присутствует экстремистское направление. Представители этого направления не готовы идти на компромиссы и агрессивно отстаивают свои идеи. Экстремисты настаивают на превосходстве женщин и во многом даже унижают мужчин. Они публикуют различные статьи и выпускают брошюры пропагандируя свои идеи, но не смотря на это направление не получило широкого распространения.

Яркой представительницей радикального направления является Кейт Миллетт. Она писала о подавлении феминного в культуре, как основе социальной политики патриархата. Термин "патриархат" использовался задолго до работы К. Миллетт "Сексуальная политика", но именно она сделала его ключевым понятием анализа культуры. Патриархат в понимании К. Миллетт есть власть отцов: семейная, социальная, идеологическая, политическая в которой женское всегда подчинено мужскому.

Также представителями этого направления были Андрей Дворкин, Кристина Дальфи.

Социалистическое направление синтезировало марксистские и феминистские взгляды. Основными причинами дискриминации женщин здесь считались частная собственность и классовая структура общества. В марксизме такие идеи высказывал Ф. Энгельс в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". В этой работе вторая глава посвящена семье. В ней Энгельс рассказывает о формах семьи и этапах ее развития. До его работы считалось, что существует только патриархальная семья, и этот тип семьи считали современной буржуазной семьей (за исключением многоженства). Женщина в такой семье полностью подчинена мужчине "…единобрачие появляется в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии между мужчиной и женщиной союза. Напротив. Оно появляется как порабощение одного пола над другим…первая появляющаяся в истории классов противоположность совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским". Однако в отличие от Энгельса, не допускавшего существования особого, отделенного от пролетарского, женского движения, социалистические феминистки настаивали именно на необходимости вычленения из проблем классовых и общественных - собственно женских проблем.

Сторонники данного подхода обращают внимание на роль исследователя/исследовательницы как "социального конструктора знания", на его/ее предвзятость, на недостижимость истинного и неизменного знания. Символом веры становятся множественность женственности, мужественности и их отношения.

К этому направлению отнесены те женские организации, которые основывались на марксистские концепции решения женского вопроса, подходили к проблеме равноправия полов с классовых позиций, связывали устранение дискриминации женщин с ликвидацией частной собственности. Таким образом, достижение стратегической цели в борьбе за равноправие совпадало с главной задачей всего рабочего движения - социалистической революцией. Женщины выступали за 8-ми часовой рабочий день, за принятие законов об охране материнства, то есть они боролись за свои права. В отличие от либерально-демократического направления женские клубы были немногочисленны.

В России получает еще развитие такое направление, как национал-патриотическое. Это женские организации, которые придерживались официальной концепции о роли женщины в обществе и считали идеи о равноправии вредными. Такие организации как "Союз русских женщин", "Союз русского народа" и др. В эти союзы входили представительницы высших слоев общества и решали такие вопросы как подъем русского самосознания, поддержание русского духа среди молодежи. Представительницами этого направления были Линда Гордон, Мэри ОБрайен, Зилла Айзенстайн и др.

В настоящее время эти три течения не существуют в столь явном виде, как это было в первой половине 20 века. В настоящее время женские движения носят более специализированный характер. Выделяют культурный феминизм, теоретики которого выступают за развитие сепаратной, отдельной от мужчин женской культуры; гуманистический феминизм - его сторонники настаивают на необходимости развития гуманистических акцентов в культуре, в которой учитывались как женские, так и мужские интересы; "черный" феминизм, то есть негритянский, американский и ряд других, связанных с национальностью и расой. Феминизмы различаются географически (американский, европейский, третьего мира, постсоветский и постсоциалистический), этнически (феминизм "белых", "черных" и "цветных"), конфессионально (христианский, формирующийся исламский), по методам и направленности действий (экофеминизм, пафицистский, сепаратистский), по идеологии (либеральный, социалистический и марксистский, радикальный), по принадлежности к направлениям в философии и психологии (модернистский, основанный на концепции социального конструирования; постмодернистский и постструктуралистский, психоаналитический), по сексуальной ориентации и идентичности приверженцев (лесбийский, садомазохистский, а также объединяющий всех непризнанных обществом индивидов нетрадиционной сексуальной ориентации квир-феминизм). На рубеже 20-21 вв. в США можно было найти представителей почти всех течений, в Британии и Австралии более распространен социалистический феминизм, во Франции - постмодернистский.

2.2 Перспективы развития женского движения в 21 веке

Отличительным признаком стремительно меняющейся общественной ситуации является и возникновение новых направлений в науке, в том числе политической, и практики, к числу которых относятся и гендерные исследования, и феминистское общественное движение. Несмотря на то, что и первые, и другие в различных общественно-политических системах имеют различные подходы, тем не менее, все они направлены на выявление и преодоление социальных различий между мужчинами и женщинами, как необходимое условие прогресса современного общества.

Многие страны находятся на стадии практического применения гендерных разработок. Это относится, прежде всего, к скандинавским странам - Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии. Так как гендерные исследования в этих странах являются руководством к действию, они поощряются и финансируются. Не случайно, благодаря "гендерно-чувствительной" социальной и экономической политике, уровень жизни в этих странах необычайно высок. И, в свою очередь, достигнутый высокий уровень жизни позволяет с особым вниманием относиться к нуждам всех без исключения групп населения, в том числе маргинальных.

Что касается нашей страны и других стран СНГ, проблема социальной дискриминации женщин приобрела особую злободневность в связи с распадом социалистического общественного строя - сменой социально-экономического уклада и фактической ликвидацией социальных гарантий для семьи, детей, женщин. Также, имеет место целенаправленное отчуждение женщин от политики, от власти, от участия в принятии политических решений и ответственности за их осуществление. Конечно же, с таким положением дел трудно мириться, особенно в условиях нарастающей мировой тенденции к установлению равноправия полов во всех сферах деятельности.

Значительные расхождения между де-юре и де-факто в положении женщин, на наш взгляд, является одним из факторов, перешедших в наследство от советской действительности. Так как, пожалуй, в те времена ничто так не демонстрировало разницу между декларацией и реальностью в повседневной жизни. Действительно, советские законы в отношении равных прав и возможностей были самыми прогрессивными в мире, но механизмов обеспечения равенства выработано не было.

После распада СССР во всех постсоветских государствах наблюдается ухудшение положения женщин. Женщины выталкивались из властных структур, рынка труда, открыто пропагандировалась идея "естественного предназначения женщины". Это позволяет сделать вывод о том, что во всех постсоветских государствах продолжает работать старая советская традиция, согласно которой трудности очередного переходного периода - сначала к социализму и коммунизму, а теперь к рыночной экономике и демократии - во многом преодолеваются за счет женского населения. Таким образом, переход к демократии также заставляет усомниться в провозглашаемых демократических ценностях. Очевидно, что при построении нового типа демократического общества надо искать другие подходы и решения. Поэтому, на наш взгляд, лучший опыт мирового сообщества, который обратил свои взоры на гендерные перспективы, применим в современных условиях Казахстана, но требует критического осмысления и переработки.

С вступлением Казахстана в Организацию Объединенных Наций пришло новое содержание понятия прав человека - прав женщин. ООН предложила свои отработанные в течение десятилетий подходы к решению женских проблем и женского политического участия. Эти подходы в виде пилотных проектов и так называемых "лучших практик" (Best Practices) пришли и в нашу страну. За годы независимости внешняя политика Казахстана способствовала вхождению государства в мировое экономическое хозяйство и глобальные политические институты. Женское движение в Казахстане, существовавшее прежде в виде женсоветов, также, став частью мирового женского движения, стало обретать новые черты гражданского общества. Большое влияние на формирование его политической повестки оказывают ООН, ОБСЕ, Европейский и Межпарламентский союзы и ряд других международных организаций. Понятия "гендер", "гендерные отношения", "актуализация гендера" и "гендер и развитие" стали привычными понятиями в активной женской среде. И хотя значение и роль феминизма, а также все связанное с этим движением, по-прежнему не признается в нашей стране, именно феминизм заложил основу для будущих побед женщин над устоявшимися несправедливыми к женщинам традициями и стереотипами. Благодаря идеям феминизма, и особенно его интеграционным течениям, был совершен переход к партнерским гендерным отношениям, были разработаны стратегия и тактика внедрения эгалитарных отношений в обществе. Многообразие форм внедрения идей феминизма прослеживается на примерах таких стран как США, Великобритания, Германия, Скандинавские страны. Нас этот опыт интересует как возможность его изучения и адаптации к специфическим условиям нашей страны.

На женское движение в нашей стране, направление его развития, а также на государственную политику большое влияние оказал шведский опыт. Это вызвано, по-видимому, двумя причинами. Во-первых, эту страну рекомендовала ООН в качестве образца эгалитарных отношений в обществе, для изучения и внедрения опыта этой прогрессивной демократической страны. Во-вторых, Швеция одна из первых среди европейских стран предложила поддержку женскому движению в 1997 году и продолжает ее оказывать в настоящее время. Шведское агентство по международному сотрудничеству осуществляет ряд пилотных проектов в Казахстане, работая с женскими НПО и Национальной и региональными комиссиями по делам семьи и женщин нашей республики, повышая потенциальные возможности женщин-лидеров, обучая их методам и технологиям проведения политических кампаний, муниципального самоуправления, механизмам внедрения законодательства в области равных возможностей.

Эту страну называют страной "государственного феминизма". Ее уникальность состоит в том, что там не наблюдается женского движения в привычном понимании. Швеция и другие Скандинавские страны достигли такого высокого уровня развития, что общественный феминизм перерос в государственную политику, практически слился с ним, - то есть произошло то, чего добиваются женщины в остальной части мира. То есть, идеи равноправия настолько переросли в насущные заботы этого государства, что женские организации работают в рамках государственных планов, где им отводятся немаловажные роли в поддержании высокого социально-экономического статуса населения. И хотя доля женского представительства в Парламенте (Риксдаге) и кабинете министров приближается к соотношению 50: 50, женщины, тем не менее, продолжают отдавать предпочтение привычным для них сферам социальной политики. Тогда как вопросы обороны, финансов и экономики по-прежнему являются прерогативой мужчин. Поэтому сами шведские женщины считают, что реального равноправия они пока не достигли. Благодаря существующему с 1980 года закону о равных возможностях, происходит постепенное выравнивание заработной платы в различных отраслях, и поэтому происходит медленный переток части мужского населения в исконно женские сферы труда. Отсюда можно сделать еще один вывод: даже в демократических государствах с развитой устоявшейся экономикой и исторической тягой к равноправию полов, каковыми являются скандинавские страны, действительно равноправных обществ пока не создано. Но опыт этих стран, особенно в отношении государственных мер по гендерной политике, вполне пригоден для его адаптации и применения в условиях любых стран, в том числе и в Казахстане.

Сторонники эгалитарных отношений в обществе стремятся изменить социальную реальность таким образом, чтобы женщины играли более активную роль в формировании этой реальности, новых принципов существования сообщества, отношений, которые основывались бы не на патриархатной модели, а на идеалах паритетного сотрудничества.

В целом, можно сказать, что к началу XXI в. женщины достигли значительного прогресса, добившись избирательных прав почти во всех странах мира, доступа в политическую систему, т.е. завоевав определенные позиции в государствах. Однако, создание такой политической атмосферы, в которой женщины были бы всесторонне и справедливо представлены и разделили бы на равных власть с мужчинами, остается главной целью, за осуществление которой борьба будет продолжаться.

Заключение

Таким образом, международное женское движение оказало огромное влияние на положение женщины в современном обществе, отношение к ней со стороны мужчин и самой к себе. Теперь женщина более независима, самостоятельна и воспринимается в большей степени как субъект, а не как объект воздействия.

На основании рассмотрения данной темы можно сделать некоторые выводы: женские движения возникли не из ничего, их появление было обусловлено многими причинами, в том числе и развитием самого общества; на разных исторических этапах женские движения принимали разнообразные формы, вплоть до самых крайних, таких как феминистский сепаратизм. В большинстве цивилизованных стран равенство мужчин и женщин закреплено в правовых актах, что является неоспоримым достижением женских движений, но часто государство, признавая равенство возможностей, предоставляет эти возможности только мужчинам, что недопустимо и является одной из форм дискриминации женщин. Также одна из заслуг женских движений - создание большого числа женских организаций и объединений, различных по задачам, пронизывающих все сферы жизни.

Однако, несмотря на множество достижений, женские движения на всех этапах своего развития испытывали множество трудностей. В настоящее время встает острая необходимость для активизации женских движений. Это очевидная потребность общемирового сообщества. Гендерное равенство является важнейшим условием развития и сохранения мира в любой стране. Женщина, двигая дело своего освобождения, в то же время помогает и всему освобождению страны, потому что освобождение женщины есть не только ее личное движение вперед, но, больше того, оно накладывает печать на всю жизнь страны, создается свободная жизнь. Пора, наконец, понять, что женское движение направлено не на борьбу с мужчинами, а на организацию женщин, на мобилизацию целой половины населения для борьбы с предрассудками; на борьбу с однобоким мужским строем общества.

Список литературы

1. Шоре, К. Хайдер, Г. Зверевой. - Москва: Изд. центр РГГУ, 2009. - 530 с. - Библиогр.: с.528-530, в конце ст. и в подстроч. примеч.

. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире / М. Мид; пер. с англ. и общ. ред.М. Ошуркова, Л. Михайловой, Д. Кутузовой; Ин-т соц. и гендер. политики. - Москва: РОССПЭН, 2012. - 412 с. - Библиогр.: с.407-411.

. Шныров О.В. Гендерная дискриминация: проблемы, подходы, решения: сб. науч. ст. / М-во образования и науки РФ, Иван. гос. ун-т [и др.]; отв. ред. : О.В. Шнырова]. - Иваново, 2008. - 355 с.

. Тончу Е.А. Женщина и образование / Елена Тончу. - Москва: Тончу, 2010 [т.е. 2009]. - 599 с. - Библиогр.: с.588-597

. Тончу Е.А. Женщина и общество / Елена Тончу. - Москва: Тончу, 2009. - 550 с. - Библиогр.: с.544-548. - Календарь дат: с.499-516. - Имен. указ.: с.517-543

. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная политика и социальная работа: Гендерные аспекты. Учебное пособие / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. РОССПЭН.М. 2011. - 563 с.

. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. Едиториал УРСС.М. 2004.

. Мезенцова Е. Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы: [сборник] / пер. с англ. под общ. науч. ред.Е. Мезенцевой. - Москва: Идея-пресс, 2010. - 312 с. - Библиогр.: с.297-312.

. Водопьянова Е.В. Европейский феминизм: идеи и движения /

Е.В. Водопьянова // Соврем. Европа. - 2010. - № 4. - С.60-69.

. Эпштейн Б. Взлеты и падения феминизма / Б. Эпштейн; пер. с англ.В. Фещенко // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. - 2008. - № 4 (июль-август). - С.280-287.

. Миллет К. Политика пола / К. Миллет; пер. с англ.Н. Мовниной // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. - 2008. - № 4 (июль-август). - С.252-266.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!