Контейнерные перевозки в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,34 Мб
  • Опубликовано:
    2016-05-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Контейнерные перевозки в России

Оглавление

Введение

. Элементы процесса контейнерных перевозок

.1 Понятие контейнера. Виды контейнеров

.2 Инфраструктура

. Виды контейнерных перевозок

.1 Морские перевозки

.2 Автомобильные перевозки

.3 Железнодорожные перевозки

.4 Направления и динамика контейнерных железнодорожных перевозок

3. Контейнерные терминалы

.1 Железнодорожные терминалы

.2 Крупнейшие контейнерные терминалы России

Заключение

Список источников информации

Введение


В условиях современного транспортного рынка актуален вопрос взаимодействия различных видов транспорта. Одним из наиболее эффективных способов доставки грузов являются контейнерные перевозки. Транспортировка с помощью контейнеров - это наиболее удобный на сегодняшний момент способ перевозить большие партии товаров практически на любые расстояния. Без контейнеров не обходятся ни внутренние, ни международные грузовые транспортные перевозки <#"869326.files/image001.jpg">

Рис.1. Динамика грузооборота контейнерных грузов в российских портах, млн TEU

Также в одном из крупнейших проектов последнего времени - сухогрузном районе порта Тамань планируется строительство контейнерных терминалов общей мощностью около 2 млн. TEU, возможные инвесторы - UCL Port и Global Ports (Национальная контейнерная компания).

На Дальнем Востоке ООО «Восточная стивидорная компания» планирует увеличение мощностей вплоть до 2 млн. TEU, в порту Владивосток мощность контейнерного терминала планируется увеличить с 500 до 650 тыс. TEU.

Таким образом, если бы все эти заявленные планы были реализованы, мощность контейнерных терминалов страны увеличилась бы почти в 2 раза - примерно до 11 - 12 млн. TEU к 2020 году. Но не все эти проекты будут реализованы в тех масштабах, о которых заявлено, как из-за сложностей реализации, так и в силу несоответствия этих планов рыночной конъюнктуре.

Сложившуюся ситуацию уже можно охарактеризовать как профицит контейнерных мощностей, который будет усиливаться в будущем. Это приведет к усилению конкуренции в контейнерном сегменте и реструктуризации планов развития игроков контейнерного рынка.

 

.2 Автомобильные перевозки


Автомобильный сегмент рынка контейнерных перевозок самый открытый для появления новых игроков, но наиболее закрытый информационно. Ни в какой статистике не учитываются внутренние перевозки, и лишь по данным морских портов можно судить о том, сколько контейнеров вывозится (или ввозится). Рынок немал - по итогам 2013 года около 3,4 млн TEU.

Примерно такой же (или больший) объем контейнеров был затарен и погружен на автотранспорт на контейнерных терминалах внутри страны.

 

2.3 Железнодорожные перевозки


В советский период активное применение контейнеров в железнодорожных перевозках началось после Великой Отечественной войны. Однако поначалу большая часть перевозок осуществляется в среднетоннажных контейнерах - з и 5 т, и лишь затем к ним добавились более привычные на сегодняшний день контейнеры по 20 и 30 т (20- и 40-футовые).

Однако по ряду причин инфраструктура для контейнерных перевозок, активно создававшаяся в советское время наряду с железнодорожной инфраструктурой, оказалась не приспособленной к масштабному развитию перевозок в крупнотоннажных контейнерах.

Станции проектировались под иной грузооборот (структуру грузов), на большинстве из них не предусматривались контейнерные площадки достаточной вместимости. Поскольку изначально не везде были заложены возможности дальнейшего развития площадок, на многих станциях, особенно в крупных городах, их дальнейшее развитие стало затруднительным из-за территориальных ограничений.

Для обслуживания контейнерных поездов требуются пути длиной не менее 850 м (соответствует 57 условным вагонам), а современный уровень станций и подъездных путей необщего пользования далеко не всегда (а точнее, довольно редко) это позволяет.

Советская система контейнерных перевозок работала иначе. Скорость и регулярность перевозок, Характерные для современных линейных сервисов, тогда не являлись приоритетом. Контейнерные поезда надолго задерживались в пути, останавливались на сортировочных станциях. Большую часть контейнерного парка МПС составляли мало- и среднетоннажные контейнеры. Перевозки морскими крупнотоннажными контейнерами в советское время велись в незначительном объеме.

Первые отправки контейнерных поездов с крупнотоннажными контейнерами состоялись в 1971 году. В 1972 году к тестовому маршруту Москва-Ленинград были добавлены еще два: Москва-Харьков и Москва-Рига. Однако массового распространения контейнерные поезда так и не получили.

В результате контейнерные площадки стали создаваться на подъездных путях организаций. Этому способствовало и то, что деятельность некоторых традиционных грузополучателей (различных производств) в новых рыночных условиях сокращались, освобождая инфраструктурные резервы.

Этот исторический экскурс позволяет понять одну из ключевых проблем российского контейнерного рынка - недостаточность инфраструктуры и имеющиеся ограничения по ее развитию. Перспективы железнодорожных контейнерных перевозок связаны со строительством новых терминалов и площадок.

 

.4 Направления и динамика контейнерных железнодорожных перевозок


Основу железнодорожных контейнерных перевозок (крупнотоннажные контейнеры) составляют внутрироссийские перевозки - 1374 тыс. TEU в 2013 году. За 9 лет, с 2005 по 2013 год, их обьем вырос на 41%, или почти на 400 тыс. TEU. Около 8% всех внутрироссийских перевозок осуществляется в направлении морских портов для дальнейшей отправки морским транспортом (в каботаже) или принятия груза с моря. В последние годы количество отправок выросло, с 2005 по 2013 - примерно на 90%.

Второй по объему сегмент перевозок - это импорт. С 2005 по 2013 год железнодорожные перевозки в импорте выросли более чем в 3 раза - до 804 тыс. TEU. Около половины импортных грузов прибывают на морских судах и перегружаются на железную дорогу, еще 45% движутся через сухопутные погранпереходы. За последние 5 лет перевозки из морских портов выросли в 2,8 раза, через погранпереходы - в 2,3 раза.

Экспортный сегмент в 2013 году составил 685 тыс. TEU, с 2005 по 2013 год объем перевозок вырос в 2,6 раза, или почти на 500 тыс. TEU. В 2009-3013 годах экспорт в направлении морских портов вырос в 2,8 раз, а в направлении погранпереходов - на 46%.

Транзит в общем объеме железнодорожных контейнерных перевозок составляет менее 8%, или 235 тыс. TEU. Из них около 40% перевозок осуществляется в направлении морских портов. Еще в 2009 году транзит через морские порты практически отсутствовал. Транзит через железнодорожные погранпереходы в 2009-2013 годах вырос на 20%.

За последние 9 лет (2005-2013 гг.) основной прирост происходил за счет внешнеэкономических перевозок, причем экспорт и импорт в сообщении с морскими портами росли опережающими темпами. Несмотря на то, что в абсолютном измерении внутренний рынок железнодорожных контейнерных перевозок доминирует, можно сказать, что развитие морских контейнерных перевозок стало стимулом и для внутрироссийского рынка, и это справедливо в отношении как железнодорожных, так и автомобильных контейнерных перевозок.

Рис.2. Динамика объемов железнодорожных контейнерных перевозок, в тыс. TEU

Рис.3. Структура грузопотоков российского рынка контейнерных железнодорожных перевозок в 2013 г

Рост перевалки контейнеров в морских портах способствовал концентрации грузопотоков и более массовому развитию технологии ускоренных контейнерных поездов (УКП). В основном контейнерные поезда изначально создавались в привязке к консолидированным внешнеэкономическим грузопотокам.

Кроме этого, в силу особенностей российской географии ускоренные контейнерные поезда получили масштабное развитие на Транссибирской магистрали, особенно заметное в последние годы. В 2013 году по Транссибу в составе контейнерных поездов перевезено 571,6 тыс. TEU, что на 39,9% выше показателя 2012 года. Для сравнения, в 2002 году по данным ОАО «ТрансКонтейнер», объем перевозок в УКП по всей России составлял 165 тыс. TEU

В 2009 году была начата работа по внедрению транспортного продукта «Транссиб за 7 суток». Основной целью реализации данного проекта изначально являлось увеличение экспорта транспортных услуг. Однако пока что наибольшую пользу от этого проекта получили российские клиенты - объемы перевозок в сообщении с морскими портами превышают транзит. Общее количество маршрутов контейнерных поездов превышает 30.

По данным ОАО «РЖД», в 2013 году маршрутная скорость поездов в рамках проекта «Транссиб за 7 суток» составила 1051 км/сутки. Для сравнения, средняя маршрутная скорость следования ускоренных контейнерных поездов по сети - 861 км/сутки.

Препятствием для развития контейнерных перевозок, по данным ОАО «РЖД», является отсутствие вагонов со скоростью курсирования 100 км/ч, ограничение скорости в кривых для порожних вагонов, а также ограниченный полигон (всего 7%) с допустимыми скоростями движения 90 км/ч и более.

Плохо сочетаются контейнерные поезда и со скоростным пассажирским движением, по крайней мере, при имеющемся развитии инфраструктуры. Для организации ускоренных контейнерных поездов необходимо, чтобы поезд без остановок проходил по главному пути. На одном из самых важных направлений (Санкт-Петербург-Москва) благодаря развитию скоростного пассажирского движения возможности организации УКП практически исчерпаны.

контейнерный терминал перевозка железнодорожный

3. Контейнерные терминалы

 

.1 Железнодорожные терминалы


Перспективы развития железнодорожных контейнерных терминалов определяются динамикой перевозок по направлениям и структурой по видам грузов, характеристиками грузоотправителей.

Рис.4. Схема расположения ключевых точек роста железнодорожных контейнерных терминалов в РФ

В экспортном сообщении до 80% перевозок составляют 4 основные товарные группы: бумага (30%), химикаты (18%), цветные и черные металлы (17%), лесоматериалы (14%). Контейнеризация этих грузов во многом вызвана спецификой действующей системы тарифообразования ОАО «РЖД», при которой перевозка этих грузов в контейнерах становится предпочтительной. Отгрузка продукции осуществляется, как правило, с собственных подъездных путей предприятий-производителей. Промышленные предприятия представляют собой весомый сегмент операторов и собственников контейнерных терминалов в России. Следует оговориться, что указанная номенклатура грузов успешно перевозится во внутрироссийском сообщении.

В импортном направлении около 80%перевозок составляют следующие 4 категории: автокомплектующие (38%), потребительские товары (16%), метизы (12%), химикаты (12%). В первом случае получателями грузов являются автопроизводители, имеющие собственные терминалы, которые могут находятся в оперативном управлении логистических операторов. Так, например, концерн Volkswagen принимает автокомплектующие на станции Перспективная. Что касается остальных категорий грузов, их получателями, как правило, являются торговые организации, не имеющие собственных железнодорожных контейнерных площадок и пользующиеся услугами других операторов.

Номенклатура перевозок во внутреннем сообщении гораздо более разнородна; перевозки осуществляются преимущественно с использованием терминалов операторов, причем крупнейшим из них является ОАО «ТрансКонтейнер».

Безусловным лидером по числу контейнерных терминалов является Москва (с близлежащими регионами) как крупнейший центр потребления и дистрибуции.

Санкт-Петербург как крупнейший потребительский центр, морской порт и точка размещения автосборочных производств также аккумулирует контейнерные грузопотоки.

Контейнерные перевозки в сообщении с Уралом и Сибирью большей частью осуществляется по железной дороге. Города-миллионники, расположенные по ходу Транссибирской магистрали, являются центрами роста контейнерных мощностей.

Еще одна зона развития - на погранпереходах с Китаем (Забайкальск) и вблизи от границы России с Казахстаном. Казахстан активно развивает транзитные контейнерные перевозки, в том числе на этот грузопоток ориентированы транспортно-логистические центры в Челябинске и Самаре.

Точкой роста контейнерных перевозок являются также автосборочные производства (автокомплектующие составляют 38% импортных контейнерных перевозок) в России - Санкт-Петербург, Калуга, Калининград и т.д.

Традиционно контейнерные перевозки в большом объеме ведутся для снабжения труднодоступных регионов, в том числе для последующей перевалки на речной транспорт. По сей день в этих перевозках часто задействованы мало- и среднетоннажные контейнеры, однако возрастает объем перевозок крупнотоннажными. Наряду с нуждами снабжения регионов импульс этим перевозкам дает развитие нефтегазовых проектов, для которых необходим завоз материалов и оборудования, а также вывоз нефтеналивных грузов в танк-контейнерах (например, со станции Нягань).

Дальнейший потенциал развития контейнерных терминалов связан с ростом и модернизацией мощностей на указанных ключевых направлениях перевозок.

Помимо этого, перспективным направлением может стать развитие контейнерных терминалов для обслуживания действующих и перспективных нефтехимических кластеров в Тобольске, Томске, Уфе, Самаре и др.

В условиях мировой рецессии, сворачивания глобализации именно внутренние перевозки могут стать резервом роста для контейнерного рынка, тем более это актуально для такой протяженной страны, как Россия.

3.2 Крупнейшие контейнерные терминалы России


Российские контейнерные перевозки базируются на крупных терминалах, которые приспособлены для работы со стандартными контейнерами. Именно эти объекты способствуют развитию отрасли грузоперевозок на территории Российской Федерации.

Ниже представлен перечень крупнейших объектов страны, отвечающих за транспортировку стандартных грузовых контейнеров, их описание, характеристики и другая полезная информация.

Рис.5. Карта контейнерных терминалов России

. «Первый контейнерный терминал»

Крупнейший контейнерный терминал на территории России расположен на базе Большого Порта Санкт-Петербурга. Это один из первых подобных объектов, построенных на территории Советского Союза. На сегодняшний день он занимает лидирующее место по объемам проходящего через него груза.

Терминал оснащен самым современным оборудованием в сфере обслуживания контейнерных перевозок, включая крупнейшую в Европе рефрижераторную площадку.

Рис.6. Первый контейнерный терминал

Данный терминал тоже расположен на базе Большого порта Санкт-Петербурга. Его грузопоток составляет около 1 000 000 TEU ежегодно. Терминал оборудован по последнему слову техники, его площадь составляет 34,5 Га. Он способен работать с любыми видами контейнеров, включая рефрижераторные, негабарит и опасные грузы. 7 причальных кранов и 2 мобильных позволяют осуществлять быструю разгрузку и погрузку грузовых судов, а также перегружать контейнеры на грузовики и железную дорогу.

Рис.7. Контейнерный терминал ОАО «Петролеспорт»

. ОАО «Владивостокский МТП»

На базе Владивостокского морского торгового порта расположен крупнейший контейнерный терминал на Дальнем востоке. Владивостокский порт основан в 1897 году и располагается на северо-западном берегу бухты Золотой Рог. Контейнерный терминал оборудован причальными кранами и железнодорожными и автомобильными подъездами для быстрой перегрузки с грузовых судов на различные виды транспорта.

. ООО «Восточная стивидорная компания»

Восточная стивидорная компания (ВСК) является крупнейшим терминалом по объемам транспортировки стандартных грузовых контейнеров на Дальнем Востоке России.

На конец 2013 года пропускная способность составила 550 000 TEU и продолжает ежегодно расти. Полный комплекс логистических услуг, удобное географическое положение и современное оборудование делает ВКС наиболее востребованным контейнерным терминалом на территории Дальневосточного региона.

. ОАО «Новорослесэкспорт»

Контейнерный терминал занимает площадь в 16.77 Га. Данный терминал может вместить единовременно до 11 200 TEU, имеет более 1200 точек подключения рефрижераторных контейнеров. Порт оснащен складскими, погрузочно-разгрузочными, сортировочными комплексами отлично укомплектованными современным оборудованием.

Новороссийск является ключевым логистическим узлом региона, что позволяет данному контейнерному терминалу динамично развиваться и постоянно увеличивать объемы транспортируемых грузов.

. ООО «Моби Дик»

Транспортный объект «Моби Дик» расположен на территории предприятия «Морской портовый комплекс», он способен осуществлять перевалку контейнеров в размере 400 000 TEU ежегодно. Единовременная вместимость этого контейнерного терминала составляет 7500 TEU, он способен размещать до 500 рефрижераторных контейнеров.

Терминал расположен в городе Кронштадт на острове Котлин. Непосредственная близость к Санкт-Петербургу создает для порта отличные условия для доставки грузов в регионы России.

Рис.8. Контейнерный терминал ООО «Моби Дик»

. ОАО «Новороссийское УТЭП»

Пропускная способность этого терминала составляет свыше 350 000 TEU ежегодно. Общая площадь объекта - 30 Га, Новороссийское УТЭП способно единовременно хранить до 11 000 TEU, а количество точек подключения рефконтейнеров не уступает другому новороссийскому терминалу ОАО «Новорослесэкспорт» и составляет 1100 единиц. Данный терминал обладает всем необходимым технологическим оборудованием для успешной логистической и складской деятельности в сфере перевозки стандартных контейнеров.

Рис.9. Контейнерный терминал «Новороссийское УТЭП»

. ООО «Балтийская стивидорная компания»

Этот терминал недавно обновил складское и причальное перегрузочное оборудование, в связи с чем существенно увеличилась пропускная способность терминала. На сегодняшний день она составляет около 250 000 TEU в год. Единовременная вместимость терминала составляет 5500 TEU.

Введение в эксплуатацию этого терминала способствует существенному развитию данного региона, а контейнерные перевозки в Калининградской области вышли на совершенно новый уровень. Он был введен в эксплуатацию в 2006 году.

. ОАО «Владивостокский морской рыбный порт»

На базе порта Владивостока функционирует крупный контейнерный терминал Дальнего Востока, его проходная способность составляет 150 000 TEU. Этот порт имеет богатую историю, а контейнерные перевозки - это далеко не приоритетное направление его деятельности. Однако, он занимает 3 место по транспортировке грузовых контейнеров на Дальнем Востоке. Терминал оборудован всем необходимым оборудованием для быстрой перегрузки стандартных контейнеров, имеются складские и сортировочные комплексы.

. ОАО «Корсаковский МТП»

По технологическому оснащению это наиболее развитый терминал в регионе, кроме того, он имеет удобное географическое положение.

Терминал оснащен контейнерной площадкой емкостью в 15 000 TEU для единовременного хранения, 420 точками для подключения рефконтейнеров. Площадь объекта составляет около 50 Га, глубина у причалов составляет 13,5 метров. Грамотное расположение порта позволяет заходить в пролив с обеих сторон, не создавая при этом очередей из судоходного грузового транспорта, что существенно увеличивает скорость разгрузки и погрузки.

 

Заключение


На основании проанализированной информации можно сделать вывод, что организация перевозок с помощью контейнеров - это наиболее удобный и универсальный способ перевозки. В ходе написания курсовой работы была подробно рассмотрена современная логистическая контейнерная инфраструктура, а именно изучены компоненты контейнерной транспортной системы и оборудование, используемое при контейнерной системе организации перевозок.

Также были выявлены современные тенденции в развитии контейнерных перевозок. Поскольку объем перевозки грузов как на международных, так и на внутренних транспортных артериях за последние полстолетия вырос в десять раз и продолжает расти темпами более высокими, чем ВВП отдельной страны, развитие перевозок на основе средств контейнерной транспортной системы является важным направлением повышения эффективности перевозок, в частности на данный момент рассматривается целый ряд проектов, целью которых является приспособить для контейнерной перевозки грузы, которые ранее перевозить контейнерным способом считалось невозможным. В анализе контейнерных терминалов России было представлено 10 наиболее крупных терминалов, оснащенных самым современным оборудованием в сфере обслуживания контейнерных перевозок.

Сам контейнер же представляет собой прямоугольную камеру, предназначенную для перевозки практически любых видов грузов. При этом он идеально приспособлен для оперативной и удобной погрузки на различные виды транспорта.

Сущность системы контейнерных перевозок грузов заключается в том, что груз перевозится с начального до конечного пункта в единой грузовой емкости - контейнере, которых в пунктах перевалки передается с одного вида транспорта на другой. Представляя собой съемный кузов автомобиля или вагона, контейнер одновременно выполняет функцию внешней тары и временного склада для хранения груза.

Неоспоримым преимуществом контейнера является также его высокая прочность и надежность. Не менее важным является и то, что перевозимый товар остается конфиденциальным. Все это позволяет гарантировать безопасную перевозку разнообразных грузов различными видами транспорта.

В настоящее время используются разные виды и типы контейнеров, отличающиеся как по назначению, так и грузоподъемностью. Он может быть выполнен из различных материалов и иметь разнообразную форму.

Основу железнодорожных контейнерных перевозок составляют внутрироссийские перевозки. За 9 лет, с 2005 по 2013 год, их обьем вырос на 41%, или почти на 400 тыс. TEU. Около 8% всех внутрироссийских перевозок осуществляется в направлении морских портов для дальнейшей отправки морским транспортом (в каботаже) или принятия груза с моря. В последние годы количество отправок выросло, с 2005 по 2013 - примерно на 90%.

В результате широкого развития контейнерных перевозок в потах была создана сложная инфраструктура (терминалы, погрузочно-разгрузочное и складское оборудование и т.д.), появились специальные суда-контейнеровозы, был создан специальный парк автомобильных прицепов и железнодорожных платформ.

Итак, контейнерные перевозки - самых удобный, экономичный и экологичный вид транспортировки грузов. Но главной проблемой для их развития в России по-прежнему остается низкий уровен контейнеризации грузов. В РФ он значительно ниже (при импорте составляет 30%), чем в Европе, где контейнеризировано около 90%. Соответственно, контейнеризация грузов в России должна расти более высокими темпами. Основным препятствием для этого в настоящее время является отсутствие внутренней инфраструктуры для транспортировки, обработки контейнеров.

Список источников информации


1.          Гопкало Ольга. Тенденции и проблемы развития инфраструктуры для контейнерных перевозок в России. [Текст] / Ольга Гопкало // Логистика. - 2014. - 12. - С. 48-53.

.            http://contplus.ru/spravka/kontejnernyie-terminalyi-rossii.html

.            http://www.gtla.ru/konteynernie_perevozki.php

Похожие работы на - Контейнерные перевозки в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!