Особенности жанра интервью на конкретных примерах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,08 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности жанра интервью на конкретных примерах

Министерство образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет»

Факультет Филологии и Журналистики








Курсовая работа

«Особенности жанра интервью на конкретных примерах»


Студента 1 курса Смирнова В.А.

Научный руководитель: Кандидат исторических наук Бобков А.К.







Иркутск-2015

Оглавление

Введение

Глава 1. Типология интервью

.1 Виды в зависимости от техники проведения

.2 Виды в зависимости от типа получаемой информации

.3 Виды в зависимости от поведения собеседника

Глава 2. Правила интервью

.1 Подготовка

.2 Вопросы

.3 Проведение

Глава 3. Подготовка к печати

.1 Обработка материала

.2 Этика и закон

.3 Оформление

Заключение

Список литературы

Введение

Почему я выбрал именно эту тему? Потому что считаю интервью одним из важнейших и самых интересных жанров публицистики. Но, при этом, интервью является так же одним из самых сложных жанров, а значит, подлежит более тщательному исследованию.

Тема актуальна для мировой журналистики, так как интервью является одним из самых востребованных у читателей жанров публицистики, а значит, изучение его особенностей может помочь начинающему журналисту в профессиональном росте. На эту тему написано множество исследований, но многие из них сильно разнятся не только в выводах, но и в базовых тезисах, поэтому моя работа призвана обобщить различные работы по теме ради систематизации наиболее рациональных подходов к проблеме.

В своей работе я использовал такие методы исследования как сравнение (сопоставление различных работ по теме), анализ (выделение и изучение отдельных частей работ), синтез (совмещение выделенных частей из различных источников), изучение и обобщение.

Перед нами стояла важная цель: исследовать жанр интервью при помощи различных источников информации, после чего сделать глобальные выводы касательно его особенностей. На пути к цели нам было необходимо решить следующие задачи:

·Систематизировать виды интервью по различным классификациям.

·Вычленить основные этапы подготовки и проведения интервью.

·Систематизировать и логически обосновать наиболее эффективный порядок задаваемых вопросов.

·Показать этапы обработки материала.

·Перечислить перечень запретов, которые журналист не должен нарушать в своей деятельности.

·Описать процесс правильного оформления готового материала для печати.

В первой главе речь идет о видах и типах интервью по трем классификациям: в зависимости от техники проведения, в зависимости от типа получаемой информации и в зависимости от поведения собеседника. Эта глава очень важна для изучения теоретической базы интервью, которую должен знать каждый журналист для успешного овладения техникой жанра.

Во второй главе приведен определенный перечень правил, выполнение которых является залогом создания удачного материала. Глава разбита на три раздела: в первом описываются основные этапы подготовки к интервью, во втором - техника составления вопросника, а в третьем - сам ход проведения беседы.

В третьей главе мы рассуждаем о том, какие действия необходимо совершить, перед публикацией, в том числе о том, как правильно организовать материал, избежать нарушения закона и стимулировать интерес читателей.

Глава 1. Типология интервью

Первым делом хотелось бы поговорить о различных видах, подвидах и разновидностях подвидов интервью. Понимать принципы, по которым выделяются и формируются эти подвиды очень важно для понимания структуры интервью как жанра, потому что стандартизация, как пишет Н.В. Веселкова, - это унификация параметров интервью в рамках конкретного исследования. В разных ситуациях необходимо применять разные стандарты интервью. Стандарты эти формализованы, то есть имеют строго определенные элементы, упорядоченная совокупность которых и образует форму целого. Так, например, в формализованном интервью вопросы и ответы на них четко определены для всех интервьюеров, а возможности отступить от них нет. Совсем другая ситуация в неформализованном интервью. Таким образом, в разговоре о стандартизации методисты считают необходимым предъявление определенных требований к ситуации и процедуре интервью, а под формализацией понимают определение внешнего вида инструмента, формулировку вопросов и ответов к ним. Структурированием называется установление устойчивых связей и стилевого соответствия между элементами интервью, упорядочивание их. Последним важным критерием формирования подвидов является недирективность, то есть мастерство нейтрального опроса, нацеленного на минимизацию «эффекта интервьюера». В определенном смысле недирективность является стандартом любого интервью, в том числе формализованного, и распространяется только на зондирующие вопросы.

.1 Виды интервью в зависимости от техники проведения

Обобщив всевозможные типологии, мы придем к выводу о том, что виды интервью различают по трем главным критериям - степени стандартизации вопросов, числу обсуждаемых тем и количеству опрашиваемых. Больше всего подвидов можно выделить по первому критерию, а именно по степени стандартизации беседы, т.е. жесткости и подробности разработанных правил установления контакта с респондентом, последовательности вопросов и их формулировке, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения.

Выделяются такие виды как:

. Формализованное (строго стандартизироанное) интервью (беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов) с закрытыми и открытыми вопросами. В таком интервью вопросы могут направляться интервьюируемому заранее

Так же его применяют для опроса группы людей, но эта практика относится скорее не к жанру интервью, а к методу сбора информации.

. Полуформализованное (полустандартизованное) интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Список вопросов составляется заранее, но в ходе беседы интервьюер может их изменять, что дает ему больше инициативы, и помогает получать как сведения о личности, так и по определенной проблеме.

. Неформализованное интервью (длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера). Оно характеризуется минимальным уровнем стандартизации.

По второму критерию - числу обсуждаемых тем - виды интервью подразделяются на:

. Фокусированное, или направленное, интервью (подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен, может быть формализованным и неформализованным). На воображаемой шкале стандартизации этот вид занял бы промежуточное положение, поскольку представляет собой следующую ступень к уменьшению предписанности и несвободы во взаимодействии интервьюера и опрашиваемого.

. Нефокусированное (ненаправленное) интервью, где нет предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Здесь царствует тематическая солянка, вопросы на самые разные темы перемежают друг друга, не образуя логической последовательности.

Фокусированным, на взгляд авторов учебника «Методы социологического исследования», является лишь такое интервью, которое посвящено одной теме и позволяет ее рассматривать с разных сторон.

Фокусированное интервью обычно используется при опросе экспертов и специалистов в какой-либо сфере, когда нужны высказывания с наибольшей полнотой.

По третьему главному критерию виды интервью подразделяются на:

. Индивидуальное, или личное, интервью (беседа один на один интервьюера с опрашиваемым, без наблюдателей).

. Групповое интервью (беседа одного интервьюера с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет). Существуют такие его разновидности как фокус-группа и мозговая атака.

.2 Виды в зависимости от типа получаемой информации

. Информационное интервью - этот вид применяется при сборе материала для новостей, отличается жесткими временными стандартами и динамичным темпом. Несмотря на временные ограничения, подразумевает дух диалога и уважительного отношения к собеседнику.

. Оперативное интервью - еще более сжатая разновидность. Обычно это фокусированное интервью с экспертами и специалистами в определенных областях. Является обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.

. Блиц-опрос - ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному вопросу. Характерная особенность таких интервью - постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

. Интервью-расследование - проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Большое внимание должно быть уделено постановке целей и предварительной работе с материалами, изучению письменных источников и устных свидетельств, стратегии беседы. Помимо вопросов нужно - такие элементы коммуникации, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. Могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями.

. Интервью-портрет (или интервью-знакомство по Шостак)- сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя - словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

Интервью-портрет - один из самых популярных жанров в газетной периодике. Популярность вызвана следующим: интересом читателя к той или иной личности, возможностями данного жанра проникать во внутренний мир публикации, биографической достоверностью. Главная отличительная черта данного жанра - это его биографическая основа, которая лежит во всех разновидностях портретного интервью. Итак, портретное интервью бывает следующих разновидностей:

). Событийное портретное интервью - основано на каком-либо факте или эпизоде из жизни героя; целью данного интервью является информирование общественности о тех или иных деяниях человека; обычно подобного рода публикации строятся вокруг освещения жизненного эпизода, который добавляет новые краски в палитру портрета известного человека. В силу того, что подобные материалы по объёму невелики, обязательным элементом остаются биографические данные, которые с одной стороны могут напомнить читателям основные вехи из судьбы героя, с другой - быть удачно обыграны под основную идею материала.

). Биографическое портретное интервью, основной задачей которого является создание целостного образа человека через выяснения наиболее значимых фактов и эпизодов биографии; оно обладает очень сложной структурой, так как требует глубокого проникновения во внутренний мир героя и обращение к его биографическим сведениям.

). Юбилейное портретное интервью, поводом, для написания которого является празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки и т.д.;

). Политическое портретное интервью, основанное на признаниях и высказываниях известных политиков по поводу их политических пристрастий и взглядов, а также осмысления ими собственной политической карьеры.

1.3 Виды в зависимости от поведения собеседника

. С охотно сотрудничающим опрашиваемым - такое интервью, в процессе которого респондент готов поделиться с интервьюером максимально подробной информацией и заинтересован в максимальном качестве конечного материала. Часто опрашиваемый сам становится инициатором беседы.

. С «равнодушным» - интервью с человеком, который не пытается уходить от вопросов и не препятствует журналисту, но и помощи тоже не оказывает. Очень часто такое происходит во время интервью с экспертами, которым собеседник не интересен.

. С «сопротивляющимся» - интервью с респондентом, который негативно относится к журналисту и всячески препятствует ходу беседы, либо вообще отказывается давать интервью. Однажды в такую ситуацию попал Валерий Аграновский, когда пытался взять интервью у ученого-физика Г. Флерова. Тогда академик раздавал всем журналистам распечатку с готовым текстом, отказываясь вести беседу. Однако Аграновский сумел заинтересовать Флерова интересным вопросом и повернуть ситуацию в выгодную для себя сторону.


Глава 2. Правила интервью

Для понимания механизма журналистского интервью, необходимо выделить ряд правил, описывающий условные стадии этого процесса на примере абсолютно «идеального» интервью, не связанного никакими ограничениями. В реальной обстановке многие этапы интервью выпадают, но для достижения профессиональных результатов журналист должен стремиться пройти весь путь от начала до конца.

.1 Подготовка к интервью

Работу над интервью можно разложить на три последовательные стадии: подготовка; проведение; завершение.

Первая стадия, предваряющая ход беседы, нужна для планирования интервью, определения его цели, изучения информационные ресурсов и так далее. В рамках ее осуществляется первый контакт с собеседником, назначаются время и место встречи, продумывается стратегия беседы и основная тематика вопросов. Рассмотрим последовательно основные операции стадии подготовки к интервью.

Определение целей интервью.

От ясности цели интервью зависит успех всех последующих шагов. Для того, чтобы проверить свои изначальные идеи, нужно поставить перед собой несколько вопросов, ответы на которые во многом прояснят ваши целевые установки:

·Зачем вы хотите взять интервью, и каких результатов хотите достичь?

·Почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника?

·Интересен ли он лично вам?

·Есть ли к нему интерес у широкой публики?

Для большей эффективности о своих целях необходимо рассказать и будущему собеседнику. Этим вы облегчите себе разработку вопросов, а так же уменьшите вероятность возникновения непонимания и сумеете убедить его в важности встречи для него самого. Тогда у вашего партнера тоже появляется вполне объяснимое чувство уверенности в том, что его выслушают, поймут и постараются донести услышанное до читателя.

Цели интервью определяются различными факторами: особенностями характера собеседника, сложившиеся социально-политические обстоятельства, масштабом проблем, связанных с героем и так далее.

Какие цели вы можете перед собой ставить? Выяснить обстоятельства и подробности какого-то происшествия? Вас привлекла фигура самого респондента? Вам нужна достоверная информация о каком-то явлении от специалиста?

Каждая из этих целей требует отдельного интервью. Однако что бывают ситуации, когда в беседе выясняются обстоятельства, способные изменить изначальные планы, а вам придется скорректировать цели интервью.

Предварительное исследование.

Перед журналистом стоит выбор, в каком объеме собирать информацию о будущем герое. По-сути, это выбор между подготовкой и экспромтом. Вот что по этому поводу думают два опытных журналиста.

Анатолий Рубинов: «Естественно, на интервью надо идти подготовленным. Министр путей сообщения будет смеяться над вами, если вы спросите его об изменении расписания электричек на следующий год. Но если вы посидите в библиотеке, изучите старинное расписание поездов четырнадцатого, сорок третьего, пятьдесят пятого года и сформулируете свою точку зрения на будущее расписание, тогда разговор будет совсем иным. Если министр увидит вашу осведомленность, почувствует ваш интеллект, ошеломленный, он может рассказать вам очень много интересного...».

Урмас Отт: «Интервью с Родниной и Евстигнеевым можно считать встречами-экспромтами, к которым у меня не было достаточно времени и возможностей тщательно подготовиться. Я признаюсь сейчас в этом со спокойной совестью, поскольку мой опыт подсказывает, что от подготовки может зависеть многое, но не все. Люди почему-то привыкли верить в то, что если ты предварительно изрядно попотел, то твой труд обязательно должен увенчаться шедевром. Увы, это далеко не всегда так. От чего на самом деле зависит успех, не знает, к счастью, никто, и я думаю, что моя профессия многое потеряла бы, лишилась очарования азартного ожидания, если бы кто-то когда-то открыл этот секрет. Я, во всяком случае, предпочту встретиться и без подготовки, чем сразу признать свое поражение, отказавшись от встречи. Если бы кто-то сейчас позвонил мне и сказал, что через пять минут у меня будет возможность встретиться с тем-то и тем-то и записать передачу, я бы непременно ухватился за эту возможность вместо того, чтобы попросить хотя бы несколько часов отсрочки и побежать в библиотеку. Конечно, человек этот должен меня по-настоящему интересовать и, конечно, я должен быть уверен в том, что он интересует и зрителей».

Если на подготовку нет времени, но, при этом, она необходима, то какими можно воспользоваться источниками? Вот перечень возможных вариантов информационных ресурсов:

·телефонный звонок;

·работа с редакционным досье;

·просмотр имеющихся ресурсов в Интернете, в том числе зарубежных, с помощью разных поисковых систем;

·советы и идеи коллег по работе;

·советы коллег из других изданий.

Если же время есть, то желательно воспользоваться источниками с максимально возможной полнотой. Ресурсы для предварительного исследования можно разделить на две большие группы: документальные и устные.

К документальным, которые представляют собой разного рода письменные источники, относятся:

·справочная литература (энциклопедии, словари, справочники);

·специальные источники (финансовая документация, статистические отчеты, данные социологических опросов и т.д.);

·научная литература (монографии, диссертации, научные статьи и т.д.);

·периодика (подшивки газет и журналов, подборки тематические или по персоналиям);

·досье (собственные, редакционные и т.д.);

·разного рода базы данных;

·ресурсы Интернета.

Устные (реже письменные) человеческие свидетельства представляют вторую группу. Эксперты в той или иной области, очевидцы событий, коллеги, друзья и родственники героя могут поделиться такими сведениями, которые вы не найдете ни в справочниках, ни в документах.

Полезные сведения о человеке или ситуации можно получить с помощью наблюдения предметно-вещественной среды: деталей одежды, окружающей обстановки, особенностей поведения и манер общения героя.

Назначение встречи.

О встрече договариваются заранее по телефону или посредствам электронной почты, хотя можно условиться об интервью и при непосредственном контакте.

С точки зрения психологии, последний вариант наиболее выигрышный, потому что респонденту сложнее отказаться.

Мария Лукина описывает случай, произошедший с журналисткой Ольгой Шаблинской, которая почти год добивалась встречи со Львом Дуровым:

«Ей не везло: каждый раз, когда она уславливалась об интервью, в последний момент обязательно что-нибудь происходило, и все срывалось. «Мне срочно понадобилось уехать в Нижний Новгород, - пишет журналистка. - Билетов не было. Ворваться удалось лишь в вагон-ресторан. И тут... о чудо! Входит Лев Дуров. Следом - Жариков и Конкин. Когда дело дошло до песен, я пригласила Льва Константиновича на танец. Выяснилось, что едут артисты в Нижний Новгород, на открытие кинотеатра. Дуров нещадно топтал мне ноги, а я ему отомстила: "Я из АиФ. И это я вам весь год звоню!"... Через пару недель после памятного разговора в поезде Лев Константинович пригласил меня в театр на Малой Бронной на свой спектакль "Эзоп"».

Прежде чем пытаться назначить встречу, нужно иметь в виду, что никто не обязан давать вам интервью, а официальные лица, в обязанности которых входит общение с прессой, имеют право предоставить информацию в письменной. Поэтому, когда вы договариваетесь о беседе, лучше избегать слова «интервью»: оно звучит слишком официально, лучше сказать: «Не могли бы вы поделиться своими соображениями о...»; «Хотелось бы обсудить ситуацию...»; «Давайте поговорим об этом случае...».

Намеченный собеседник может привести вам самые разные причины отказа, и эти причины нужно предвидеть. Вот их небольшой перечень:

·Недоверие к журналисту (или ко всем). Известно, что новичку сложнее получить согласие на интервью, чем журналисту с именем и опытом.

·Сомнения в репутации издания. Отказа в интервью можно опасаться, если журналист представляет издание малоизвестное или, хуже того, с дурной репутацией.

·Недоверие к конкретному изданию, если с ним связан неудачный опыт взаимодействия или негативная публикация (критика в адрес героя, искажение смысла высказываний, неверное цитирование и т.д.).

·Усталость от журналистов, которая, как правило, характерна для звезд.

·Страх публичного выступления (особенно часто он возникает при виде телевизионной камеры или микрофона).

·Отсутствие интереса к предмету беседы.

·Недостаток у намеченного собеседника знаний о предмете беседы.

·Ограниченность времени.

Часто журналист не может добиться встречи из-за репутации издания, в котором он работает.

Отказы могут, как происходить по независящим от журналиста причинам, так и свидетельствовать о его ошибках, главной из которых является неумение убеждать потенциального респондента в важности беседы для него самого. Обычно людей мотивирует несколько факторов:

·Желание получить известность и признание, рассказать о себе;

·Желание повлиять на сознание людей;

·Желание просветить публику, разрушить предрассудки;

·Желание высказать свою точку зрения, пролить свет на проблему;

·Желание помочь другим людям избежать ошибок;

·желание появиться на экране.

Если вам отказывают в интервью из-за того, что собеседнику неизвестно ваше имя, попробуйте сделать себе рекламу: «Я взял интервью у того-то и того-то...». Аргументом же в пользу интервью популярного, но пользующегося дурной славой издания может быть его тиражность: «Ведь нас читают почти 85% горожан...».

Мария Лукина цитирует историю одной молодой журналистки, который удалось договориться об интервью с композитором Алексеем Рыбниковым: «Когда Алексей Львович уже сидел в машине, я подскочила к нему и почему-то сказала, что восхищаюсь его музыкой... к кинофильму "Буратино". Потом добавила, мол, можно ли взять у него интервью для "Новой газеты". Композитор пропустил мимо ушей мои восторги, а вот «Новой газетой» заинтересовался и спросил, там ли работает Зоя Ерошок. Зоя Ерошок действительно работала в моей газете, но свой материал о Рыбникове она делала для "Комсомольской правды" - самый лучший из всех, что я прочла. Немудрено, что он ее запомнил. Такие журналисты являются своего рода визитной карточкой газеты, она и нам, молодым, помогает. С Рыбниковым мы договорились, он дал мне свои телефоны. Мне не пришлось уговаривать человека долго».

Во время переговоров о встрече не забудьте взять у собеседника разрешение на фотосъемку, диктофонную запись и разговор с членами семьи.

Время и место интервью.

Прислушивайтесь к пожеланиям собеседника: от этого зависит уровень комфорта героя во время интервью. Желательно назначать встречу в удобном для него месте и в удобное время. Если собеседник не может выбрать место, предложите ему приехать в редакцию или попытайтесь найти территорию в совместном поиске. Если у интервью есть событийный повод, то это диктуют обстоятельства.

Необходимо учитывать специфику рабочего дня своего героя, то есть время, когда он работает. На встречи не стоит опаздывать.

.2 Вопросы

За вопросы можно садиться после того, как определены цели интервью, изучены все возможные вспомогательные материалы, а также назначены время и место встречи.

В зависимости от того, насколько собеседник расположен к общению, стоит продумать первые вопросы. Нужно решить, говорить ли о том, что не имеет отношения к намеченной цели и понадобятся ли вам специальные вопросы, чтобы установить более близкий контакт?

Предварительная работа с источниками поможет определить основную тематику вопросов, продумать их последовательность и наметить путь, по которому журналист вместе со своим героем пойдет к намеченной цели. Если вы изначально обговорили с собеседником свои цели и задачи, то и вопросы должны укладываться в рамки этого плана.

Какие бывают вопросы? Согласно книге Шумилино «Не могли бы вы рассказать» мы можем выделить три классификации:

·По функции.

·По воздействию на собеседника.

По форме вопросы делятся на открытые (называют тему или предмет, а далее интервьюируемый сам структурирует ответ) и закрытые (ответы заложены в вопросе).

По функции на основные (для получения наиболее важных сведений), зондирующие (помогают понять причины поведения собеседника) и дополнительные (задаются, чтобы получить дополнительные сведения по основному вопросу). Так же можно выделить контрольные вопросы, которые помогают проверить знания собеседника.

По воздействию на собеседника выделяются нейтральные, которые в свою очередь подразделяются на личные (выясняют индивидуальное мнение), безличные (дают ответ о мнении других), прямые и косвенные, и наводящие (подсказывают собеседнику ответ).

2.3 Проведение интервью

Когда определены цели и задачи, проведен сбор информации, назначена встреча и разработана стратегия, можно приступать к интервью. Интервью - это такой разговор, который строится по определенным правилам профессионального журналистского общения и протекает в вопросно-ответной форме. А значит, успех зависит от того, насколько профессионально задаются вопросы и как полно на них отвечают.

Помимо вопросов интервью включает другие вербальные компоненты. Разговор начинается с произнесения этикетных фраз и слов приветствия. После этого собеседники должны установить взаимный контакт. Обычно его пытаются достичь отвлеченными вопросами.

Нужно выстроить беседу так, чтобы ход ваших мыслей был понятен собеседнику, последовательность вопросов подчинялась целям интервью, и в ней прослеживался порядок. Очень важно завершить беседу на нужной ноте, задав последний вопрос и вопросы уточняющие, а так же слова прощания.

Беседа всегда начинается с приветствия, тактика которого зависит от конкретной ситуации. Оно может быть официальным (по имени и отчеству), полуофициальным (по полному имени и на «вы»), неофициальным (по имени и на «ты») или фамильярным (по краткому имени и на «ты»).

Обычно тон приветствия подсказывают нам какие-то устоявшиеся правила, основанные на возрасте и статусе собеседника. Однако всегда может случиться курьез. Например, Урмасом Отт описывает случай, произошедший с в Латвии:

«Я решил начать нейтрально, но в то же время и небезопасно, испытать Лиепу и свое интуитивное его ощущение. И хотя сейчас, когда я перечитываю тот первый заданный Лиепе тогда вопрос, мне немного стыдно, я не могу от него отказаться, просто умолчав о нем. Итак, вот первый вопрос, который я задал в ноябре 1986 года Марису Лиепе, когда он по приглашению передачи "Телевизионное знакомство" приехал в свою родную Ригу.

О. Здравствуйте, Марис! Нам очень приятно встретиться с вами именно здесь, в Риге, потому что вы - рижанин. Мы оба прибалты и можем, наверное, говорить друг с другом даже без отчества. Как вы к этому относитесь?

Л. Ну, учитывая, что я основную часть своей жизни прожил в Москве, я, к сожалению, привык к отчествам.

О. Значит, Марис...

Л. Эдуардович...

О. Эдуардович, да...».

Обычно стиль общения соответствует нормам, принятым в данной социальной группе. Однако манеры героя не должны слепо копироваться журналистами.

Другой случай, демонстрирующий ошибку при официальном обращении, описан в книге Марии Лукиной «Технология интервью»:

«Телеведущий Лев Новоженов, обратившись вполне вежливо, по имени и отчеству, в эфире к актрисе Валентине Титовой, получил в ответ длинную отповедь: «Я вас прошу, не называйте меня Валентина Антиповна. У актеров существует имя. Я не знаю, зачем нужна приставка-отчество? С ней очень официально, и ощущение, что сидишь глубоко-глубоко под землей...». - «Но это хороший русский обычай», - робко возразил Новоженов своей визави. «Когда выказывают уважение при встрече, действительно говорят: «Здравствуйте, уважаемый Лев Юрьевич!», но если мы с вами встречаемся на глазах у нашей публики, то, конечно, хочется, чтобы они видели не официальное лицо, а своего близкого человека». Ошибка ведущего заключалась в парадном тоне обращения к собеседнице, которая хотела предстать перед зрителем не официальной дамой, а в обличий «друга семьи»…»

После приветствия идет «Разминка»: коротким разговор, который помогает установить взаимосвязь и настроиться на «общую волну». Так же, по реакции на этот разговор, журналист может определить психологическое состояние своего героя.

Для того чтобы контакт двух людей состоялся, в начале беседы должна быть сформирована дружелюбная, неагрессивная атмосфера. А значит, и предмет разговора не должен касаться таких потенциально провокационных сфер, как политические взгляды, доходы, межнациональные отношения, религиозные убеждения и т.п. Прекрасно разряжают обстановку шутки, остроумные реплики, но только если у обеих сторон все в порядке с чувством юмора.

Для создания взаимосвязи неплохо поговорить о том, что входит в сферу интересов вашего героя. Валерий Аграновский в книге «Вторая древнейшая» советует зайти еще дальше: обсудить факт из биографии собеседника.

Кстати, самым беспроигрышным для «разрядки напряженности» является разговор о домашних животных - собаках, кошках и прочей живности. В них, как правило, хозяева души не чают.

Можно обобщить основные правила «разминки» перед интервью:

·Устранить все барьеры общения.

·Придерживаться нейтральных, приятных собеседнику тем.

·Найти точки пересечения интересов.

·Стараться узнать как можно больше о собеседнике.

·Проявить интерес к окружающей обстановке, но избегать. критических замечаний и советов по ее поводу.

·Снять напряжение помогает смех.

·Расположить человека помогают комплименты.

После «разминки» нужно переходить к осуществлению задуманной стратегии. Она продумывается на этапе подготовки, параллельно или после составления вопросника. Главная стратегическая цель - создание таких условий, в которых можно ожидать наиболее полной информационной отдачи интервьюируемого. Однако цели журналиста не всегда совпадают с намерениями собеседника, из-за чего тот может скрывать сведения или манипулировать ими. Поэтому очень важно продумать стратегию так, чтобы достичь наилучшего результата.

Удачный исход интервью зависит от того, сумел ли журналист «подобрать ключ» к собеседнику. Журналисты еще говорят: надо «почувствовать собеседника», «настроиться на его волну», «попасть в его систему координат».

Неохотно идут на контакт официальные лица, а также их представители - пресс-секретари или чиновники из отделов по связям с общественностью.

Взаимная нелюбовь и настороженность может привести к предвзятости и необъективности обеих сторон, в результате чего в общении начинает проявляться агрессия. Однако агрессивность журналист должен заменять настойчивостью, хотя она и не всегда гарантирует нужную реакцию собеседника.

Важно правильно выбрать последовательность задаваемых вопросов. Во многом эта последовательность зависит от того, какой тип информации вы собираетесь получить: событийную, предметную или личностную. В зависимости от этого необходимо выбрать один из трех принципов последовательности задаваемых вопросов: хронологического, логического, импровизационного.

На основании вышеизложенного материала можно выделить основанные правила хода проведения интервью:

·Преамбула интервью, или «разминка».

·В начале интервью задаются нетрудные для собеседника, например фактические, вопросы.

·Далее можно приступать к основным вопросам.

·Главный вопрос стоит задавать ближе к концу.

Очень важен заключительный этап интервью, в котором, как правило, заранее можно спланировать только время окончания. Соблюдать договоренность о продолжительности интервью - хороший тон. Желательно также завершать разговор на позитивной ноте. Даже если в конце задавались нелицеприятные вопросы, надо попробовать «увести» разговор в сторону, заговорить о чем-нибудь приятном для собеседника, чтобы ни у кого не осталось неприятного осадка.

В идеале завершать интервью нужно тогда, когда и репортер, и интервьюируемый приходят к обоюдному выводу, что все вопросы исчерпаны. Но Мария Лукина советует следовать двум правилам: «уходить с достоинством» и «не злоупотреблять гостеприимством», а так же еще одному, «золотому», правилу - уходить так, чтобы у собеседника осталось желание общаться с вами еще, готовиться к новой встрече.

Вот перечень шагов, которые помогут правильно закончить интервью:

·Заканчивайте интервью строго в условленное время, если собеседник не хочет продолжать.

·Наблюдайте за собеседником, чтобы замечать признаки утомления.

·Просмотрите свои записи и уточните непонятные места.

·Поинтересуйтесь, не хочет ли собеседник что-либо добавить к сказанному.

·Возьмите разрешение на публикацию документов.

·Прощаясь, обсудите возможность встретиться еще раз.

·В заключение можно спросить о чем-нибудь приятном для собеседника.

·Даже когда диктофон выключен, продолжайте запоминать, что говорит собеседник.

Как видите, перечень правил, согласно которым следует проводить интервью, очень обширен. Можно обобщить его до нескольких пунктов:

·Изучайте собеседника до начала интервью

·Тщательно продумывайте список вопросов

·Найдите общий язык собеседника

·Умейте вовремя завершить интервью

Таким образом, можно заключить, что процесс проведения интервью проходит в четыре стадии: изучение, подготовка вопросов, установление контакта, завершение.

Глава 3. Подготовка к печати

В третьей главе речь пойдет о заключительном этапе интервью: подготовке для сдачи материала в печать. Здесь мы исследуем различные стадии обработки полученных данных, перечисляем запреты, которые журналист не должен нарушать, а так же поднимаем проблему правильного оформления интервью для печати.

.1 Обработка материала

Сначала интервью нужно «расшифровать», то есть сначала в точности понять, что говорил собеседник, чтобы избежать фактических ошибок, а потом записать дословный текст беседы. На этом этапе нужно убедиться, что в словах собеседника нет фактических ошибок, а если таковые есть, обратиться к респонденту за разъяснением. Обязательно проверять правописание имен и фамилий географических названий и статистических данных.

После этого материал приходится сокращать, удаляя из него то, что не помогает раскрыть главную цель интервью.

Далее идет создание композиции. Под композицией понимается построение литературного, научного или иного произведения, объединяющее все его элементы в единое целое. Организующим принципом построения композиции является то или иное логическое основание. На самом деле построение композиции начинается на этапе построения вопросника, однако, после того, как текст записан, журналист придает ей законченную форму, выбирая подходящую форму для организации текста журналистского произведения. Так же к созданию композиции относится включение дополнительных материалов.

Распределять вопросы можно по хронологии или по логическому принципу, когда идет включающие выяснение доводов, причин, оснований и следствий того или иного поворота событий: каждый вопрос должен логически вытекать из предыдущего ответа. Есть третий способ - драматургический: с завязкой, кульминацией, развязкой сюжета. Он часто применяется в портретных интервью.

Далее фразы нужно обработать стилистически. Дело в том, что исходные высказывания респондентов делаются в устной форме и их нужно превратить в грамотную письменную речь.

И тут встает вопрос о том, в каких пределах можно изменять первоначальный вариант разговора. Мнения журналистов по этому вопросу разделились. Одни считают, что респондент тоже является автором текста, а значит его часть журналист не имеет право изменять. По мнению других, журналист единственный автор, а значит, имеет право распоряжаться словами собеседника, но, разумеется, речь идет о стиле и полноте информации, а не о прямом искажении текста. Однако, если работать только над своими вопросами, есть опасность показать оппонента в невыгодном свете. Если же править ответы, то есть опасность исказить их смысл.

.2 Этика и закон

Очень важно сказать о том, как отношение интервьюера и респондента регулируются в законодательстве РФ, потому что только знание правовой базы может помочь журналисту избежать серьезных проблем.

Конфиденциальность информации.

Иногда источник просит не называть его имени в тексте. Иногда когда публикация сведений представляет угрозу жизни для него или его близких. В законе о СМИ конфиденциальной информации посвящена статья 41, которая гласит: «Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени». Однако, источник может быть назван, «когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом».

Тогда закон вступает в конфликт с профессиональной этикой, не разрешающей нарушать конфиденциальность. Ярким примером является история Елены Масюк, которая брала интервью у Шамиля Басаева, а затем отказалась раскрывать его местонахождение. Так этот случай анализирует Г. Лазутина:

«Во время войны с Чечней, когда в российских СМИ события освещались в основном с позиций официальных властей (1994-1996 гг.), руководство НТВ поручило журналистке Елене Масюк взять интервью у Шамиля Басаева. Правительство объявило его террористом, поскольку он организовал захват больницы в Буденновске, сделав всех ее пациентов заложниками.

Елене Масюк удалось встретиться с Басаевым в засекреченном месте через несколько недель после событий в Буденновске. Интервью прошло в эфир. После этого журналисткой заинтересовались правоохранительные органы. Российская прокуратура выдвинула против нее обвинение в сокрытии местонахождения преступника. Несмотря на давление, оказанное на нее и работавшего вместе с нею телеоператора, раскрыть местонахождение Басаева они отказались - в соответствии с требованиями Закона о СМИ и предписаниями Кодекса профессиональной этики (как, впрочем, отказалось сделать это и руководство телекомпании). Исполнению закона, требующего от граждан помощи следствию в поимке лиц, подозреваемых в преступлениях, они сочли необходимым предпочесть исполнение Закона о СМИ и заповедей профессиональной морали.

В данном случае коллизия была разрешена на уровне коллегиально выработанной на НТВ позиции, однако для широкой профессиональной среды эта коллизия осталась фактически незамеченной. Ни Союз журналистов, ни Фонд защиты гласности, ни какая-либо иная журналистская общественная организация не сделали этот эпизод предметом специального рассмотрения. И хотя на журналистских тусовках о нем несколько раз упоминалось, то было, скорее всего, просто выражение сочувствия Елене Масюк.

Между тем профессионального обсуждения заслуживали многие аспекты происшедшего. И очень жаль, что коллективная рефлексия как акт поиска наиболее точного выхода из подобных коллизий не состоялась...».

Чтобы избежать юридических и этических конфликтов с источником, журналисту следует договориться о том, на каких условиях он предоставляет информацию. Вот стандартные условия передачи:

·Оглашена может быть вся информация и указан ее источник.

·Полученная информация может быть оглашена при условии, что не будет указан источник, ее предоставивший.

·Полученная информация может быть использована без прямой ссылки на источник.

·Информация не может быть опубликована, она конфиденциальна.

Тайны

Вот перечень прав, которые не должен нарушать Журналист:

·Право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства.

·Право на неприкосновенность жилища.

·Право на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений.

·Право на тайну усыновления.

·Право на врачебную (медицинскую) тайну.

Вот перечень незасекреченных сведений:

·О чрезвычайных происшествиях и катастрофах и их последствиях;

·О состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства;

·О состоянии преступности;

·О привилегиях и льготах граждан, должностных лиц и предприятий;

·О фактах нарушения прав и свобод человека;

·О золотом запасе и валютных резервах;

·О фактах нарушения законности органами власти и чиновниками.

Закон РФ «О государственной тайне», ст. 5 содержит перечень сведений, составляющих государственную тайну: это сведения в военной области, науке, технике, экономике, внешней политике, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

Скрытая запись

Скрытая запись - это такая запись, когда собеседник не знает, что ведется запись и не видит записывающее оборудование. Запись в общественных местах не может считаться скрытой, даже если не все действующие лица о ней осведомлены.

Скрытой записи посвящена статья 50 «Закона о средствах массовой информации», дам запись одобряю в трех случаях:

·Если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;

·Если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

·Если демонстрация записи производится по решению суда.

Оформление

Читатели воспринимают газетный текст, не только исходя из его содержания, поэтому материал должен быть оформлен так, чтобы вызывать наибольший интерес. Сами журналисты не занимаются версткой, зато придумывают заголовок, подзаголовок и лид, а так же могут подбирать иллюстрации. Все это напрямую воздействует на читателя, делая текст более или менее привлекательным в его глазах.

Заголовок должен зацепить читателя. Однако придумать его не просто. Юрий Лепский в своем материале «Белеет парус одинокий» для сайта «RG.RU» советует найти в тексте ключевое слово и использовать его вместе с афоризмом, цитатой из литературы или как часть каламбура. Так же можно изменять уже готовые сочетания.

Анатолий Санотенко рассказывает, каким не должен быть заголовок: слишком длинным, перегруженным (числительными, деепричастиями, деталями, аббревиатурами и т.д.), не относящимся к теме.

Для создания подзаголовка можно использовать факты из материала или какие-то яркие образы, которые могут возникнуть при прочтении. Подзаголовок должен конкретизировать основные темы текста и помогать читателю сделать более точные предположения по поводу его содержания.

В начале интервью всегда нужно писать лид - краткое авторское вступление, которое «разогревает» и еще больше увлекает читателя, помогает удержать его внимание и заставить прочитать текст до конца. Иногда лид «выхватывает» наиболее любопытный и захватывающий фрагмент материала.

Снимки к материалу являются неотъемлемой частью произведения и придают ему эстетическую завершенность. В результате исследований, изучающих привычки читателей, выяснилось, что фотографии являются вторым по привлекательности элементом оформления после заголовков; они в не меньшей степени возбуждают любопытство и стимулируют внимание аудитории. Взгляд читателя после заголовка обращается к снимкам, поэтому при их подборе надо постараться, чтобы эти два элемента были связаны контекстуально. Для оформления газетного интервью больше всего подойдут снимки, на которых изображен герой материала. Если интервью посвящено какому-либо событию, то в качестве иллюстрации можно публиковать фотографию места, где оно произошло, или конкретного объекта. Подписи к иллюстрациям и фотографиям должны нести информационную нагрузку, они должны еще и цементировать, сцеплять весь комплекс - от заголовка до лида.

Можно сделать вывод о том, что без обработки собранный во время беседы материал не пригоден для печати. Голый текст вряд ли будет интересен читателю, поэтому его необходимо стилистически и визуально оформить, и привести к композиционной целостности. Однако нельзя забывать, что границы предполагаемой редактуры всегда обозначены авторским замыслом.

Заключение

На основании вышеизложенного материала можно сделать ряд выводов по каждой из глав. Видов и типов интервью очень много, и каждый применяется в зависимости от конкретной ситуации. Процесс проведения интервью проходит в четыре стадии: изучение, подготовка вопросов, установление контакта, завершение. Без обработки собранный во время беседы материал не пригоден для печати.

Мы систематизировать виды интервью по трем классификациям: в зависимости от техники проведения, в зависимости от типа получаемой информации и в зависимости от поведения собеседника. Так, по первой классификации можно выделить формализованное (строго стандартизироанное), полуформализованное (полустандартизованное) и неформализированное, фокусированное и нефокусированное, индивидуальное и групповое интервью. По второму информационное, оперативное, блиц-опросс, интервью-расследование и интервью-портрет. По третьему интервью с сотрудничающим опрашиваемым, с «равнодушным» и с «сопротвляющимся».

Так же мы сумели вычленить основные этапы подготовки интервью. К ним относится определение целей, проведение исследования, назначение встречи, выбор времени и места.

Мы сумели систематизировать и логически обосновать наиболее эффективный порядок задаваемых вопросов.

На основании собранны данных сумели выделить основанные правила хода проведения интервью:

·Преамбула интервью, или «разминка».

·В начале интервью задаются нетрудные для собеседника, например фактические, вопросы.

·Далее можно приступать к основным вопросам.

·Главный вопрос стоит задавать ближе к концу.

Сделали выводы о том, как правильно начинать и заканчивать интервью.

Показали этапы обработки материала: расшифровка, сокращение, создание композиции, стилистическая правка

Перечислили список запретов, которые журналист не должен нарушать в своей деятельности: нарушение конфиденциальности,прав на неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, тайну переписки, тайну усыновления, на врачебную (медицинскую) тайну.

А так же описали процесс правильного оформления готового материала для печати.

Мы выполнили все поставленные перед собой цели и задачи, а значит, исследование можно считать успешным.

интервью беседа информация

Список использованной литературы

Законы и акты

.Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1

2.Законе РФ «О государственной тайне»

.Конституция РФ

.Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ

.Уголовный кодекс, ст. 137.

.Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ

Книги

.Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М.: ВАРГИУС, 2001, - 145 с.

2.Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью. М., изд-во «Наука», 1993, - 210 с.

.Добренькое В.И., Кравченко А.И.. Методы социологического исследования: Учебник. - М.: ИНФРА-М,. - 768 с.

.Лукина М.М. Технология интервью: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003, - 255 с.

.Отт У. Вопрос + ответ = интервью. М.: Московский рабочий, 1991.-382 с.

.Шостак М.И. Журналист и его произведения. М.: «Гендальф», 1998, - 96 с.

.Шумилина Т.В. Не могли бы вы рассказать : метод интервью в журналистике. М.: Изд-во Московского университета, 1976, - 134 с.

Периодика

.Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью. Социологический Журнал. №3 за 1994 год.

Сайты

.Анатолий Санотенко «Как писать заголовки, чтобы они «цепляли»?».

2.Юрий Лепский «Белеет парус одинокий». RG.RU, 28.10.2008

Похожие работы на - Особенности жанра интервью на конкретных примерах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!