Шигарева Ю. «В поисках смысла» из номера: АИФ №3. Опубликовано 18.01.12.
Приложение
интервью газета аргументы информационный
В поисках смысла
Владимир Хотиненко - о бесах и новых лицах России
Автор: Юлия Шигарева
Опубликовано 18 января 12 (0:05)
Статья «В поисках смысла» из номера: АИФ №3
Режиссёр 20 января отпразднует 60-летие. А накануне юбилея он побеседовал с «АиФ» - и о своих новых работах, и о том, что мы обрели за 20 лет жизни в постперестроечную эпоху, а что можем утерять безвозвратно
ДОСЬЕ
Владимир Хотиненко - режиссёр, народный артист России. Родился в 1952 г. в г. Славгород (Алтайский край). Окончил в 1981 г. Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Снял фильмы «Мусульманин», «Поп», «72 метра», «Достоевский» и др.
Про лукавого
«АиФ»: - Вы, Владимир Иванович, приступая к новому фильму, сейчас в какое время смотрите? Ведь режиссёр умеет ловить то, что разлито в воздухе, и облекать его в зримые образы.
В.Х.: - Режиссёрская интуиция - вещь любопытная. Мы, наверное, как собаки, и вправду какие-то невидимые токи воздуха ощущаем. Но в последнее время меня интересуют, простите за высокопарный слог, фундаментальные вещи - то, что происходит с человеком, его метания и сомнения, которые от политических и социальных событий зависят мало. Поэтому я согласился взяться за сериал «Достоевский» - этот писатель о таких метаниях всё так хорошо рассказывал! А сейчас закончил первый вариант сценария фильма по «Бесам» Достоевского. Созвучие этого романа с нашим временем для меня очевидно.
«АиФ»: - Эти бесы - кто они? Или что?
В.Х.: - Они и кто, и что. То, что нас искушает, уводит от сущего, истинного, как это произошло с Николаем Ставрогиным. Это мучительные искания Бога, испытания веры и любви, мытарства мятежного духа. Попытки ответить на вечные вопросы бытия. И одновременно вся та мерзость, что копилась в человечестве веками. А вообще, тут всё просто. Бесы - это грехи. И ты либо сдаёшься им и грешишь, или не грешишь. Вот и всё! Боюсь, что, к сожалению, эта тема будет актуальна всегда.
Ведь не только Достоевский об этом писал. В своё время меня потрясли «Мартовские иды» Торнтона Уайлдера - о временах и нравах, царивших в последние годы правления Юлия Цезаря. Там тоже этой бесовщины, мерзости человеческой хватало. Перечитайте их - и вы увидите, как всё похоже!
«АиФ»: - Вот-вот... Столетия проходят, создаются гениальные произведения искусства. Казалось бы, читай, совершенствуйся. А человек так и не меняется!
В.Х.: - Ну почему же! Порой меняется. Наше время вырастило, к примеру, несколько новых пород людей. Одна из самых ярких - цивилизованные бандиты. Они уже не носят малиновых пиджаков и золотых цепей, на них работает целый штат помощников, консультантов по стилю, они выглядят по-европейски, активно ведут бизнес, даже пробиваются в высшие эшелоны местной власти. Но в душе-то остаются прежними! Да, бандиты были во все времена и в каждой стране, но они всегда существовали на периферии общества. А в современной России они задают тон на всех уровнях, начиная с языка (мы и сами не заметили, как слова из блатного жаргона типа «беспредел» и пр. укоренились в нашей повседневной речи) и заканчивая культурой: сегодня есть и радио-, и телеканал, где круглые сутки гоняют исключительно «блатняк». Где ещё в мире вы найдёте такое удовлетворение своих желаний в масштабах страны? Но хуже то, что они пытаются насадить не только свою культуру и язык, но и свои порядки - жизнь «по понятиям», а не по законам общечеловеческим, нравственным. Диктат силы, стремление нахрапом захватить понравившееся - «против лома нет приёма».
Другая группа выросла из тех, кого в СССР называли ИТР - инженерно-технические работники, техническая интеллигенция. И вдруг некоторым из них улыбнулось счастье - в мутное перестроечное время они смогли разбогатеть! Меня, признаюсь честно, эта категория раздражает сильнее всех. Потому что у них под интеллигентным обличьем кроется некая червоточинка, гнильца. Это те, кто на 100% воплощает поговорку «из грязи в князи» со всеми вытекающими отсюда моральными нюансами. Нашим реформаторам они гипотетически представлялись тем средним классом, который на Западе составляет основу буржуазного общества. Но упаси нас Христос от такого воплощения среднего класса!
Жаль, что пока никто из режиссёров не попытался эти группы вытащить на экран, сделав героями фильмов, чтобы таким образом попытаться осмыслить произошедшее.
Дать надежду
«АиФ»: - К вопросу о героях… У Брехта в пьесе «Жизнь Галилея» есть фраза «Несчастна та страна, которая НУЖДАЕТСЯ в героях». Мы, видимо,
несчастны вдвойне - мы нуждаемся в героях, созвучных новому времени, потому как старых поскидывали с пьедесталов. Но их нет и не предвидится!
В.Х.: - Героев нет, потому что исчезли идеалы. Ведь герой - это не просто тот, кто совершил подвиг. Это ещё и носитель неких моральных ценностей. А у нас эти ценности пока не появились. За исключением, может быть, одной - денег. Но деньгами душу не насытишь. Живот - да, а душу - нет.
Я перечислил народившиеся породы людей. Но гораздо страшнее другое - у нас исчезают два класса, два мощных полюса, на которых всегда держалась Россия: крестьянство и пролетариат. Вид брошенных деревень, умирающих заводов - это не просто элементы, омрачающие пейзаж. Это печальная констатация положения дел в стране. Вымирают целые пласты культуры, определённого жизненного уклада, те самые ценности моральные, которые действительно были ценностями для миллионов! Те же рабочие династии, где тонкости дела передавались от отца к сыну, где гордились своими умениями, где хранили традиции. На Западе они и сейчас есть, а у нас больше нет! Что этим людям предложили взамен потерянного места в жизни: бабки добывать? Крутиться, чтобы детей прокормить и в люди вывести? А куда выводить-то? В мир гламура? Но страсть к наживе нельзя считать той ценностью, что можно передать детям и внукам. Однако про эту проблему почему-то - ни гу-гу! У меня был сценарий «Пролетариат жив», но он не нашёл поддержки... Последний, кто пытался говорить об этом с экрана, был, по-моему, Вадим Абдрашитов, снявший фильм «Магнитные бури», как рабочие пытаются защитить свой завод от «прихватизаторов». И всё! И тишина!
«АиФ»: - И что мешает вам, умным, талантливым людям, входящим во всевозможные советы по культуре, поднажать на власть: «Ребята! Всё плохо! Пора уже за ум браться, а не в «Твиттере» посты строчить!»?
В.Х.: - Ну, плохо далеко не всё. Но с отдельными проблемами надо разбираться как можно быстрее. Да, перестройка принесла нам свободу слова. Но свобода эта постепенно превратилась в базар, где каждый кричит что хочет. На человека обрушивается поток всевозможной информации, и, оглушённый этим многоголосьем, он никак не может расслышать какую-то чистую ноту - будь это музыка, фильм или книга, - которая могла бы рассказать ему окрасоте жизни. Сейчас удивляются: отчего такой популярностью вновь стали пользоваться ленты, снятые в 60-е, 70-е годы! Знаете почему? Они - незамусоренные! Пусть они наивные, но они этой чистотой и сильны. Потому что, если человек не будет хотя бы догадываться о том, какой красивой может быть душа при всех тех сложностях, что нам приходится переживать, при всём том мраке, который в глубинах этой души кроется и про который писал Фёдор Михайлович, для него жизнь потеряет смысл. И ему на самом деле ничего не останется, кроме удовлетворения элементарных потребностей: пожрать, попить, поспать... А смысл-то? Для чего вся эта канитель?
Понимаете, я ведь успел пожить во все эпохи - только Владимира Ильича не застал! (Смеётся.) И очень хорошо помню: да, нам пытались вбивать в голову эти идеалы строителя коммунизма. Но на самом-то деле я, к примеру, жил по тому, что мне говорили родители, по героям кино - тот же «Коммунист» Райзмана, или «Чапаев», или мультик про Мальчиша-Кибальчиша. Специально называю самые такие «жупельные», что ли, примеры, хотя было множество других фильмов и книг, в которых обо всех этих важнейших вещах говорилось более тонко.
Надо чётко понимать: мы хотим воспитать наших детей нормальными, порядочными людьми или нет? Если мы предполагаем некое воспитание, тот культурный процесс, который ещё недавно существовал в стране (всё начиналось со стихов «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: - Что такоехорошо и что такое плохо?» и переходило к более сложным вещам), то им надо заниматься, и незамедлительно!
Посмотрите: уже несколько поколений в стране выросло в это безвременье, ребята, которых упустили... Они уже не очень хорошо знают, кто такой был Ленин, Сталин. К каким последствиям привела Февральская революция... А ведь то, что сегодня происходит в обществе, очень с теми временами созвучно. И неплохо бы знать историю своей страны, чтобы вновь не наступить на те же грабли. Если мы сейчас ещё одно поколение упустим - тогда вообще нам хана. В какой-нибудь другой стране с этим можно было бы справиться, а у нас всё по швам расползётся!
Растопившая лёд.
Как теннисистка Дементьева покорила сердце хоккеиста Афиногенова
Автор: Дмитрий Гранцев
Опубликовано 18 января 12 (0:05)
Статья «Растопившая лёд. Как теннисистка Дементьева покорила сердце хоккеиста Афиногенова» из номера: АИФ №3
Полгода назад теннисистка Елена Дементьева и хоккеист Максим Афиногенов сыграли свадьбу. С тех пор звёздная пара почти не общалась с прессой. Для «АиФ» Лена и Максим сделали исключение, пригласив нашего корреспондента в гости
Не с первого взгляда
«АиФ»: - Ребята, как начался ваш роман?
Максим Афиногенов: Я часто смотрел Ленины матчи по телевизору. Ничего личного, просто люблю теннис. Знакомиться вовсе не собирался. Но в 2004 году мы с друзьями прилетели в Париж на «Ролан Гаррос». Там я впервые и увидел Лену живьём. Пригласил её присесть к нам за столик, но она меня таким возмущённым взглядом одарила, что я чуть сквозь землю не провалился. Но именно в тот момент подумал: Лена - мечта любого мужчины. Решил, что буду её добиваться, несмотря ни на что.
Елена Дементьева: Конечно, я тогда возмутилась! Сидят молодые люди на теннисном стадионе, пьют вино, играют в карты и предлагают к ним присоединиться. Я такого поведения не приемлю! Для меня «Ролан Гаррос» - святое место. Всё это мне ужасно не понравилось. Но Макс приходил на все мои игры в Париже, болел, поддерживал. А уже после окончания турнира, когда в ресторане большой компанией отмечали российский финал (за «золото» Открытого чемпионата Франции-2004 боролись Дементьева и Мыскина. - Ред.), мы смогли лучше познакомиться... Кстати, с Максом я могла встретиться намного раньше. Ещё в -1999-м нас с мамой пригласили на хоккей в Майами. Наши места на трибуне находились рядом с местами родителей Максима. Мама познакомилась с ними, разговорилась, они обменялись телефонами. А потом она мне говорит: давай ту семью пригласим на ужин - приятные люди, сын у них молодой хоккеист. Я на неё посмотрела и твёрдо сказала: «Нет. Мне это неинтересно». У меня тогда было глубокое убеждение, что со спортсменами не знакомлюсь.
«АиФ»: - Вы поженились лишь спустя семь лет после знакомства на «Ролан Гарросе». Почему так долго тянули со свадьбой?
Е. Д.: Все эти семь лет мы оба были сконцентрированы на карьере. Спорт занимал главное место в жизни. Да и потом нам понадобилось достаточно много времени, чтобы сблизиться в принципе. Максим не сразу вошёл в круг нашей семьи. Его не так радушно, как мне хотелось бы, приняла моя мама. Это был долгий, мучительный процесс. Да и про себя не могу сказать, что сразу увидела в нём своего будущего мужа.
М. А.: У спортсменов редко всё получается как у нормальных людей. У нас ведь даже медового месяца как такового не было, поскольку уже через несколько дней после свадьбы у меня начались сборы в Питере. Но я придумаю что-нибудь на это лето. Обязательно удивлю супругу! Хотя отдых для нас - это когда я на теннисе, а Лена - на хоккее (смеётся).
Судя по всему, теннисистки с хоккеистами неплохо ладят. Настя Мыскина встречалась с игроком ХК ЦСКА, у Марии Кириленко, похоже, роман с Александром Овечкиным...
Е. Д.: Здесь всё просто. Теннис - очень жестокий, индивидуальный вид спорта. Мы все большие эгоисты. С таким характером приходится очень тяжело в обычной жизни. А хоккей, как командный вид спорта, формирует совершенно другую личность. Личность, которая всегда готова подставить плечо, выручить в любой ситуации. В союзе теннисистка - хоккеист как бы идёт процесс взаимообмена человеческими качествами. Мы дополняем друг друга. Вот, скажем, основная черта характера Максима, которая меня поражает до сих пор, - неравнодушие. Его не надо просить, намекать, Макс всегда готов помочь в любых вопросах. Такие люди - редкость. Как правило, в нашем мире никому ни до кого нет дела. Пожалуй, именно это качество меня и покорило.
У плиты и на диване
«АиФ»: - Андре Агасси говорит, что он под каблуком у своей жены Штеффи Граф. Мол, выиграл меньше теннисных турниров, чем супруга, и теперь отбывает на кухне трудовую повинность. А как у вас в семье? Титулами тоже меряетесь?
М. А.: Это у них в Америке считают: кто, что, сколько… У нас же в России чёткое распределение: женщина - у плиты, мужчина - на диване! Вне зависимости от заслуг и зарплаты! Хотя, если надо будет, яичницу Лене пожарить я всегда смогу.
«АиФ»: - Семейная лодка может разбиться о быт?
М. А.: Знаете, мы с Леной всё время в разъездах. Так что пока быт нам даже в радость и лодка наша на плаву. Конечно, в мечтах хотелось бы, чтобы она вообще была непотопляемой.
«АиФ»: - Кстати, про разъезды. Лена учится в Москве, у Максима - контракт с питерским СКА. Сложно жить на два города?
М. А.: 50 минут полёта - разве это расстояние?!
Е. Д.: Тяжело было, когда Максим играл в НХЛ, а у меня был безумный график турниров. Тогда мы жили на десять стран. Два города по сравнению с теми перелётами - такая мелочь. Тем более что мне очень нравится Питер. Это абсолютно западный город. Первое время я постоянно ловила себя на мысли: почему все надписи здесь на русском языке? И только потом вспоминала: ой, я же в России! Я никогда не пила кофе капучино, и неожиданно для себя в Петербурге мне его ужасно захотелось попробовать. Здесь, кажется, его пьют все в любое время суток. Теперь и у меня питерская капучиномания (смеётся). У нас с Максимом от Питера было какое-то невероятное волнение. Мы, как сумасшедшие, бегали по музеям, соборам, театрам. Нам все говорили: успокойтесь, у вас масса времени впереди, насмотритесь ещё на город. Но мы не могли остановиться. Я до сих пор не перестаю удивляться, когда смотрю на красоты набережных. На Неве у меня появилось желание фотографировать: город, людей, здания, небо… И пусть у нас не было медового месяца в традиционном понимании, но именно в Питере я прочувствовала: для меня вся жизнь - медовый месяц. Везде хорошо, где мы есть.
«АиФ»: - Идеальная семья... какова она, на ваш взгляд?
Е. Д.: Вы лучше про идеалы спрашивайте у тех, кто отметил золотую свадьбу. Сразу после загса засыпали вопросами: «Ну как она, семейная жизнь? Счастливы ли вы в браке?» Я ещё не успела понять. Подходите лет через 10-15, может, я вам и отвечу (смеётся). Знаю одно - без уважения, желания строить жизнь в одном направлении очень сложно. Посмотрите, сколько разводов! Вероятно, в России женщин больше, чем мужчин, и это порождает какую-то вседозволенность. У нас стало нормой иметь любовницу. И самое ужасное - никто за это не осуждает. Обо всей стране не могу судить, но вот Москва - достаточно развратный город, тут непросто сохранить семью.
М. А.: Главные ценности закладывают в нас родители в детстве. Если они смогли собственным примером показать, что такое настоящая семья, то тебе будет легко прожить с одним человеком всю жизнь. Могу холостякам дать совет: заканчивайте сами стирать носки! (Смеётся.) Серьёзно, женитесь. У меня лично поводов для радости в жизни появилось больше.
Чудо Скворцовой
Как спортсменка вышла за пределы возможного
Автор:Мария Позднякова <#"justify">За судьбой 20-летней спортсменки Ирины Скворцовой следила вся Россия.
Два года назад в Германии на соревнованиях по бобслею из-за ошибки арбитра в боб Ирины врезался другой спортивный снаряд <#"justify">Героев нам не надо?
Владимир Войнович - о том, надо ли сказку делать былью
Автор: Валентина Оберемко
Опубликовано 01 февраля 12 (0:05)
Статья «Героев нам не надо?» из номера: АИФ №5
Известный писатель - о том, надо ли сказку делать былью
ДОСЬЕ
Владимир Войнович родился в 1932 г. в Сталинабаде, писатель, поэт, художник. В 1980 г. был выслан из страны и затем лишён советского гражданства. Жил в Европе и США. Сейчас - в России.
Урвать кусок
«АиФ»: - Владимир Николаевич, помимо литературы вы занимаетесь ещё и живописью, но картины у вас всё больше юмористические. Сатире больше нечего бичевать?
Это пример абстрактный. А вот конкретный: тонет корабль в Италии, наверняка там были пассажиры и члены экипажа, которые первыми побежали в спасательные шлюпки. Но были и такие, кто пропускал более слабого, мужчина - женщину, женщина - ребёнка. В Америке самолёт упал в воду, человек с берега прыгал, чтобы спасти выживших, нескольких спас, а сам утонул. А кто-то из пассажиров, наоборот, за других хватался, топил их, пытаясь выжить любой ценой. Такие люди - опять же повод для сатиры. Тщеславие, честолюбие - это всё смешно. Например, у немцев образованный человек пишет на визитной карточке «доктор», а если у него два высших образования, он пишет «доктор, доктор». Я видел, у одного визитка была с надписью: «Доктор, доктор, доктор». Смешно же! Так что для сатирика будет всегда достаточно работы.
«АиФ»: - Но работа эта - не самая безопасная в нашей стране. К сатире власть не всегда относится с пониманием. Поэтому многие художники пытаются ей служить, чтобы откусить свой кусок пирога…
В.В.: - Это наша национальная особенность - потому что в западных странах художники, которые к власти приближены, никакой особой выгоды от этого не имеют. Но при советской власти это явление было гораздо масштабнее: от близости к власти порой зависела судьба писателя. Сейчас люди тоже говорят то, чего не следовало бы, но это не так опасно. Пока…
Критиковать власть нужно всегда. Потому что она имеет обыкновение отрываться от народа, не исполнять обещания, нарушать законы, ею же принятые. Общество всегда должно держать её под контролем. И это правильно, когда писатель участвует в осуществлении морального контроля над властью. Мне, к примеру, не нравится, что два человека решили, на какой срок кого выдвигать, придумали продлить срок президентского правления, когда-то установленный Конституцией. Я за то, чтобы руководство страны менялось. Есть такая аксиома: всякая власть развращает, а власть абсолютная развращает абсолютно. Человек, который находится на вершине власти, так или иначе от жизни отрывается, начинает совершать очень грубые ошибки, за которые приходится расплачиваться миллионам людей.
Именно поэтому в Конституции и прописано, что глава государства должен сменяться через определённое время, и никому эти сроки не продлеваются до бесконечности. Наверху любимцев быть не должно!
Пора определиться!
«АиФ»: - В СССР тех, кто осмеливался обличать существующие порядки, считали героями. Сегодня в России кого можно было бы назвать героем?
В.В.: - Герои появляются только тогда, когда в них есть необходимость. Сейчас действительность пока что не требует от нас героических усилий, поэтому очень хорошо, что их нет.
«АиФ»: - Вы написали чудесную пародию на современный гимн - мол, мы и царя хороним с почестями, и к Ленину тоже относимся с почестями. Это у нас такой исторический компромисс?
В.В.: - Наше общество и в советское время было разделено. И сейчас в стране сосуществуют две идеологии, исключающие друг друга. Вот мы сейчас как будто строим капитализм, все признают, что у нас свободный рынок, экономика. Но в то же время огромное количество людей каким-то образом сочетают всё это с ностальгией по коммунистическому прошлому. Зачем тогда мы строим капитализм? Если капитализм хороший, значит, советская власть была плохая. Если советская власть хорошая, значит, капитализм плохой. Пора бы уже как-то определиться.
«АиФ»: - Но ведь по советскому прошлому ностальгируют не только пенсионеры, но и молодые люди, которые не помнят или не знают этого периода…
В.В.: - Мне удивительно, что ностальгируют даже по худшим проявлениям советского строя - сталинскому режиму. Этого я понять не могу. Частично только понимаю, что людям, которые видят сегодняшнюю несправедливость, жуткую коррупцию, неслыханное воровство и грабёж страны, кажется, что в прошлом было лучше, потому что тогда воровали меньше. Да, тогда воровали меньше, но больше тратили денег на вооружение, на поддержку всяких подрывных организаций в западных странах, кормили коммунистические партии на Западе, готовили мировых террористов, диверсантов. Сегодня часто показывают советские фильмы, снимают сериалы о том прошлом, где в основном действуют только честные коммунисты, честные чекисты. Вот люди и думают: «Тогда жили правильно. Законы были хоть и суровыми, но справедливыми». Но это не так…
Я лично советскую власть не любил, не верил в коммунизм и сейчас не верю. Говорят: «Хорошая теория, исполнение плохое». Но и теория была несбыточная. Сказка. А по сказке строить реальное общество нельзя. Коммунизм - это от каждого по способности, каждому по потребности. Но потребности же растут! Например, если взять Абрамовича: у него яхты, особняки по всему миру. Если у каждого будут такие потребности, то морей и океанов на яхты не хватит! Поэтому коммунизм - утопия. И попытка его построить обошлась в миллионы человеческих жизней, в трагедию для миллионов семей.
Маленькие достижения
«АиФ»: - Вы как-то сказали, что не получается солидарности у нас, потому что русские - трудно организуемые. Но ведь во время Великой Отечественной войны солидарность была!
В.В.: - А когда КГБ арестовывал людей, солидарности не было. От «врагов народа» отказывались ближайшие родственники, родные дети отрекались от родителей, на собраниях кого-то несправедливо исключали из партии - и все поднимали руки, голосовали «за», потому что боялись. Война - это исключение. Да, был порыв защитить свою страну. А потом солидарность проявилась в 1991 году - вышли к Белому дому, построили баррикады. И сейчас опять, вроде, собираются…
«АиФ»: - К чему, как вы думаете, это приведёт?
В.В.: - Противостояние общества и власти, когда оно уже проявляется в открытую, будет только нарастать. И сколько времени это займёт - вопрос. Правда, теперь события развиваются быстрее. Раньше страны могли себе позволить жить в изоляции от внешнего мира. Сейчас никто в изоляции жить не может - нам информация льётся из Интернета в глаза и в уши. Вот хотя бы история с нашими «синими ведёрками». Ещё недавно разъезжали чиновники, большие и маленькие, и даже какие-то самозванцы на автомобилях с мигалками по встречной полосе, на красный свет. А появилось движение «синих ведёрок», и уже кое-кто из этих мигалочников снял свои «ведёрки», а кое с кого другие люди их сняли. Теперь они уже опасаются выезжать на встречку. Я еду, смотрю: мигалка есть, а он скромно тащится в общем ряду. Это результат гласности, которую принёс нам Интернет, одно из маленьких, но достижений.
Надо петь о России!
февраля Льву Лещенко исполняется 70 лет
Автор: Валентина Оберемко
Опубликовано 01 февраля 12 (0:05)
Статья «Надо петь о России! 1 февраля Льву Лещенко исполняется 70 лет» из номера: АИФ №5
ДОСЬЕ
Лев Лещенко родился в 1942 г. в Москве. Певец, народный артист РСФСР. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней. Женат.
Не обидеть соседа
«АиФ»: - Лев Валерьянович, вас народ любил и любит. И власти не обижали, наградами не обделяли. Хотя так уж в России складывается - у нас обычно почитают тех, кто стоит в оппозиции. Как вы думаете, задача художника - раскрывать тем, кто у руля государства, глаза на происходящее или, не отвлекаясь на злобу дня, делать своё дело - петь, играть, рисовать?
Л.Л.: - Ничего не имею против, если мне вручат награду. Считаю, что таким образом власть отмечает любовь народа ко мне. А искусство, прежде всего, должно отражать нашу жизнь. И если общество благополучно, то почему бы не говорить о заслугах власти, которая это благополучие обеспечила? Не могу сказать, что наша прежняя жизнь была неблагополучной. Всё-таки в социальном плане людям жилось лучше, чем сегодня, морально-этические нормы тоже были гораздо выше. И золотой век нашего искусства пришёлся на предперестроечные годы. Сколько потрясающих фильмов было снято в то время! Все песни, которые сегодня перепевают, создавались в те годы. Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Тарковский, Рязанов появились ведь не сегодня. А сейчас искусство стало конфликтным: я против власти - это уже интересно. А как только по голове власть гладишь - ты ретроград, прислужник, приспешник. Но и во власти не все так плохи. Есть те, кто хочет сохранить богатство, накопленное предыдущими поколениями. Разве сейчас мы можем представить себе строительство Магнитки, «Атоммаша», -КамАЗа, Тольятти, космодрома? Что мы создали за последние годы? И как можно было тогда не воспевать героизм этих простых людей - шахтёров, хлеборобов, нефтяников, - которые пахали на благо Родины? Те, кто сейчас такое творчество осуждает, никогда не были на буровой. А я ездил на буровую, забирался в шахту, летал на сверхзвуковых самолётах, был в Афганистане. И я знаю, как вкалывали наши люди. Это они создавали нашу страну. А сейчас мы ничего не делаем. Так давайте сохраним хотя бы то, что есть! Мы прошли все этапы, мы знаем, как это, когда нет хлеба, что такое огромные очереди в полупустые продуктовые магазины. Мы хотели тогда одним прыжком оказаться в другой жизни. Но так не бывает! Надо было постепенно всё менять. Сейчас говорят, что надо было брать другую модель: сохранять страну и развиваться, как китайцы, оставив вертикаль власти...
«АиФ»: - Вас в перестройку клевали за патриотические песни. И многих ваших коллег - тоже. Видимо, так заклевали, что сейчас ничего подобного не слышно.
Л.Л.: - Мы упустили момент в воспитании патриотизма. В прошлом боялись говорить, что существует государство Россия. Тогда нашу Родину мы называли Советский Союз. Россия была единственной республикой, в которой не было даже первого секретаря местного ЦК компартии. Я служил на телевидении и радио 10 лет. Там мне часто говорили: «Не надо, Лёвочка, Россию упоминать, дабы не обижать соседей». В результате мы убили трепетное патриотическое отношение к своей нации. Я не приемлю ксенофобии, я достаточно толерантный человек во всех отношениях, но считаю, что Россия - это основоопределяющая страна для всего прошлого и нынешнего соцлагеря. Наша страна дала возможность людям из соседних республик и государств учиться, зарабатывать деньги, строить заводы, фабрики. Они все живут за счёт России. Почему же и сейчас нас осуждают за то, что мы называем Россию первой страной, и всячески пытаются расшатать наши устои? Как только мы пытаемся говорить о своей Родине в патетических тонах, нас сразу упрекают в шовинизме. Почему? Ведь мы действительно всё ещё великая держава. О России надо с чувством патриотизма, с чувством гордости говорить, писать, снимать фильмы, петь песни.
«АиФ»: - Но понимает ли молодое поколение, о чём поётся в песне «День Победы»?
Л.Л.: - Думаю, люди интеллигентные, умные, конечно, понимают. А те, кто смотрит программы типа «Дом-2» и не знает, кто такой Гагарин, - о них и говорить нечего. Старые песни были рассчитаны не на дебилов, извините за выражение, они образовывали, воспитывали. А чему может научить современная песня или телепрограмма? Как могут образовать скандальные журналисты из жёлтой прессы? Даже сексу они не могут научить, потому что сексу учатся в интимной обстановке, а не публично. Это как в анекдоте: «А можно ли заняться сексом на Красной площади?» - «Нет». - «Почему?» - «Советами замучают».
«АиФ»: - Но ведь и умные люди готовы подвергать сомнению всё, в том числе и подвиги наших солдат на той войне.
Л.Л.: - Я не понимаю, как можно переосмыслить героизм наших солдат, которые 4 года сидели в холодных окопах? Вот возьмите сейчас и пойдите пару дней просидите в мёрзлой земле, поешьте из котелка стылую кашу, а может быть, и её не будет, только кусок заплесневевшего хлеба попадётся... А люди сражались в такой обстановке! Да, были те, кто предавал, но зачем об этом говорить? Нормальный человек, у которого в семье погибли деды, отцы, этого даже слушать не станет.
Встал - отжался
«АиФ»: - Поделитесь с читателями секретами здоровья. Вы из семьи долгожителей - ваш папа 100 лет прожил.
Л.Л.: - Во-первых, умеренность во всём. Чтобы сохранить здоровье, необязательно жить в роскошном особняке и плавать в личном бассейне. Летом можно купаться в озере, зимой ходить на лыжах, главное - двигаться, закаляться. Утром встал, сделал 10 отжиманий, пробежался, походил - уже польза. У нашего поколения вообще ничего не было. Мы к валенкам коньки прикручивали - так и катались. Когда играли в баскетбол, мяч кидали в кольцо, сделанное из дужки венского стула. Но мы стремились развиваться. А теперь все хотят только получать удовольствие. У нас образовалось общество потребления, а не созидания. Это страшно: сел на диван, включил телик, посмотрел, съездил отдохнуть, своровал, облапошил - мечта каждого второго, если не первого. Но, чтобы быть здоровым, надо здраво мыслить. Будет здоровое общество - будет и его гражданин здоров.
Знать себе цену
Алексей Пиманов - о коррупции, человеке и законе
Автор: Юлия Шигарева
Опубликовано 08 февраля 12 (0:05)
Статья «Знать себе цену» из номера: АИФ №6
«Пока мерилом успеха у нас будет место в списке «Форбс», а не то, что ты оставишь будущим поколениям, в стране ничего не изменится», - уверен автор и ведущий программ «Человек и закон» и «Кремль, 9»
Не история - миф!
«АиФ»: - Ну что, Алексей Викторович, взбудоражили вы народ! После сериала «Жуков», продюсером которого вы выступили, снова начались споры, кем же маршал был на самом деле, героем войны или героем-любовником. А ведь Жуков - это один из немногих, кто всеми нами воспринимался как герой.
А.П.: - Да, герой. Но при этом в течение последних 20 лет его поливали грязью! И били по нему - били сильно. А мы… Мы лишь постарались восстановить реальную историю его жизни. То, что его сослали в Одессу, было. И что Сталин его и любил, и ненавидел, и боялся одновременно - тоже было. И Берию он арестовывал, и Хрущёв, которого он защитил и который через три месяца его предал, - тоже было. А его личная жизнь… Нам хотелось рассказать об этом так, чтобы люди поняли: это был нормальный живой человек, который влюблялся, расставался…
Я ведь когда почитал, что про него писали и пишут так называемые «историки» - сознательно беру это слово в кавычки… Я уже сталкивался с такими моментами, когда работал над циклом передач «Кремль, 9». И понял, что большая часть нашей истории в её сегодняшнем изложении - это миф, построенный по принципу «мне кажется, что такое вполне могло бы произойти».
«АиФ»: - Так, может, оттого что наша история на мифах базируется (как и экономические теории - на инфляции в 7%, хотя все в стране знают, какая она на самом деле), мы и не можем ни со своим прошлым разобраться, ни настоящее нормально выстроить?
А.П.: - Сейчас меня снова начнут обвинять в том, что я излишне оптимистично смотрю на вещи, но!.. Ведь каким-то образом наши предки собрали в единую страну одну шестую часть суши? Сейчас часто говорят: «Вот они были не такие…» Такие не такие, но собрали! Построили одно из самых великих государств в истории человечества. Вы вспомните: в 1917 году в стране было более 80% крестьян и около 12% рабочих. То есть большая часть населения была необразованной. Но к ¬1950-м гг. каким-то образом их всех обучили! И откуда-то взялась промышленность, которая и во время войны сумела устоять. У нас в сериале есть эпизод, когда Сталин и Жуков разговаривают и Сталин говорит: «Ты кто? Сын сапожника? И я сын сапожника. И мы с тобой, два сына сапожника, выиграли войну у маршалов, баронов и генералов. А знаешь почему? Потому что они есть красиво научились, а воевать разучились!» Мы просто сами себе цены не знаем!
По кодексу чести
«АиФ»: - В передачах «Человек и закон» вы рассказывали о сотнях преступлений. И что? Посадки где? - как говорил один известный человек. Или вы боретесь с ветряными мельницами?
А.П.: - Война с ветряными мельницами шла в конце 90-х. Когда на наши расследования они даже не реагировали. Сейчас ситуация изменилась. Сегодня ребята из моей команды только пару звонков сделают, готовя сюжет, - как тут же начинаются звонки ко мне: «Не надо ничего снимать!» Потому что реально боятся! И это означает одно: система реагирует, и серьёзно. И начнёт потихоньку трансформироваться.
Понимаете, нам всем хочется быстрых результатов. Но пытаться перепрыгнуть пропасть в два прыжка - ничего хорошего не получится. Возьмите ту же реформу МВД. Мы в очередной раз пытаемся реформировать существовавшую систему. Но как решить главную проблему, никто не знает! Кадровый состав, люди! Невиданная в истории России коррумпированность системы. И проблема эта уходит в 90-е годы. Что тогда операм сказали? Вот тебе 1000 рублей оклада, пистолет и погоны. Иди зарабатывай. И они пошли - выкидывать бандитов с рынков, из палаток. А дальше они завели туда тех, кто оказался повязан с ними деньгами, бизнесом, кровью. И стали помогать выводить деньги в офшоры, организовывать «крыши» и т. д. И высшие чины в подчинённые себе брали не тех, кто готов служить не за страх, а за совесть, выводя бандитов на чистую воду. Они брали тех, кто уже встроился в эту коррупционную систему.
Хорошо, сегодня уберут генералов, кто оказался во всё это замешан. Кто придёт на их место? 300 полковников - таких же коррумпированных. Вы убрали полковников. Кто придёт им на смену? Коррумпированные майоры. И всё будет по-прежнему! Где взять новых, чистых? Это после революции 1917 года можно было организовать комсомольский набор и бросить лучшие кадры на решение проблемы. А вы попробуйте сегодня прийти на Болотную и там набор добровольцев объявить: «Давайте, ребята, приходите на службу, будем с вашей помощью наводить порядок в органах!» Они придут, ага! Вот и получается: взорвать, сломать что-то очень легко. А заново создавать приходится в течение десятилетий. Клевать по зёрнышку!
«АиФ»: - То есть начинать надо было не с генералов, а с детей, с начальной школы?
А.П.: - Конечно! С образования, с воспитания! Чтобы во все структуры новая кровь пришла! Молодому поколению, тем, кому сегодня лет 20-30, историю своей страны напомнить. Как могла выживать страна, золотой запас которой в 1999 г. равнялся 10,7 млрд долл.? (Сейчас, к слову, он порядка 700 млрд долл.!) Когда денег не было ни на зарплаты, ни на пенсии. Все средства, которые только смогли выкачать и вывести за рубеж, были выкачаны и вывезены.
Всего этого нынешний молодняк или не знает, или забыл. И как заводы останавливались, забыли. А я хорошо помню, как в 1997-м приехал на предприятие, на котором строились подводные лодки. И как там в обеденное время раздался гудок, и на завод - не С, а НА завод - пошли люди с детьми.
Я спросил у директора: «Что происходит?» И он ответил: «Когда-то наш завод был одним из мощнейших в стране, а сегодня здесь работает только один цех - кухонную утварь делает. И я могу раз в день давать людям бесплатные горячие обеды - они так семьи свои кормят!»
Понимаете, дело ведь не в топоре и не в «железной руке». Дело в другом. Вспомните, какой она была, сталинская элита. Директора предприятий, к примеру. Тот же Лихачёв. Он имел пятикомнатную квартиру, домработницу, спецпитание, дачу в Жуковке, возможность отдыхать в элитных санаториях, членство в Верховном Совете, орден Ленина, зарплату в 1000 рублей. И возможность быть репрессированным. И всё! Он не мог - да и не хотел! - вывести прибыль завода на Каймановы острова! По этому кодексу чести - работать не на свой карман, а на благо страны - жили директора тысяч предприятий в стране. И построили ту мощную индустрию, которую мы благополучно распилили в 90-е годы. А за последние 20 лет никто вообще ничего не строил. Так вот: если мы за 20 реформенных лет никаких результатов не получили, значит, система должна работать как-то по-другому? Как её перенастроить? Очень просто. До тех пор, пока наши дети, заходя в Интернет, будут узнавать, что самые уважаемые люди в стране - это люди из списка «Форбс»… люди, которые, повторю, за минувшие 20 лет не построили ни одного предприятия, равного тому, что было создано в СССР, в нашей стране ничего не изменится. И при этом у нас нет списка лучших академиков. Или лучших учителей. Или лучших шахтёров, фермеров, которых бы знала и на которых бы равнялась вся страна. Более того, рядом с нами живёт гений - математик Григорий Перельман. Он решил сложнейшую задачу тысячелетия. Мы им восхищаемся? Ни в коем разе! Мы не в пример для подражания его превратили, а в объект шуток и насмешек за то, что он отказался от премии в 1 миллион долларов и ходит за хлебом в простую булочную. Да, ходит! Да, отказался от миллиона. Потому что живёт в системе других ценностей. Но мы-то это молодому поколению не объяснили. Наоборот, у них сложилось чёткое убеждение: Перельман - сумасшедший, а члены списка «Форбс» - кумиры.
И до тех пор, пока мерилом успеха у нас будет не то, что ты оставишь после себя другому поколению, а вещи и списки «Форбс», у нас ничего не изменится, какую бы «железную руку» мы ни призвали на борьбу с коррупцией.
Мама Вилли Винки
Ирина Токмакова: «Ребёнок - не монстр»
Автор: Полина Иванушкина
Опубликовано 08 февраля 12 (0:05)
Статья «Мама Вилли Винки. Ирина Токмакова: «Ребёнок - не монстр»» из номера: АИФ №6
Она помнит Барто, Маршака и Родари. Она написала книги, которые уже 50 лет глядят на читателя с полок магазинов, как будто в детском отделе никогда не менялись ни времена, ни нравы. Стихи «Крошка Вилли Винки», «Усни-трава», «Сонный слон», повесть «Аля, Кляксич и буква «А»… Ей 82. Она «последняя из могикан», старейшая из ныне живущих детских поэтов советской эпохи.
Вы красавица!
Да, но стара, как Мафусаил!
Красная помада, красная кофта, коралловые бусы. Вчера только из кардиореанимации. На столе присланная издательством гора из «Трёх поросят» в переводе И. Токмаковой и отпечатанные на компьютере («Смогла освоить, хоть и старые мои мозги скрипят!») свежие стихи про 10 гномов - тех, про которых она начала писать ещё в прошлой жизни: «К нам по утрам приходит гном. В Москве приходит, прямо в дом!»
Стихи для детей сейчас плохо пишутся - достаточно посмотреть на то, что показывают по телевизору, на цены и на домашние мои беды - за один год я похоронила мужа и сына… Хотя грех жаловаться человеку моего возраста, который до сих пор востребован и работает каждый день!
Со мной в классе училась дочка Лебедева-Кумача. Она дала отцу почитать мои стихи, и он написал мне рецензию как настоящему поэту. Но плохую. И я сломалась.
Она уже дописывала диссертацию на филфаке, работала гидом-переводчиком, была замужем, когда всё сломалось заново.
Это был момент большого семейного драматизма. Я бросила всё и стала писать детские стихи. Дело в том, что в одной из туристических групп мне попался замечательный старичок швед, который, услышав, как я читаю вслух шведского поэта, прислал для моего сына его сборничек. Я перевела его для себя, а муж Лёва отнёс стихи в издательство. Так всё и началось.
Муж был единственным, кто поддержал жену в «момент большого семейного драматизма», и оставался первым читателем Ирины Токмаковой следующие полвека.
Подборку её первых стихов из «Мурзилки» выловил Маршак и сам позвонил никому не известной Ире Токмаковой. Попросил зайти. Она ночь не спала перед встречей.
Представьте: он разговаривает со мной так, как будто он Маршак и я Маршак! Помню, когда вышла от него, во мне внутри словно лампочка загорелась…
И горит до сих пор.
«Чувствую себя барахлом»
Ирина Петровна, как вам современная детская литература?
Не скажу, - отрезает она. - Если что-то начать говорить, это значит вызвать против себя целую армию - ещё киллера, не дай бог, наймут… Понимаете, сейчас много писателей, которые раздают друг другу премии, называют классиками, а ведь ни Маршак, ни Чуковский никогда себя классиками не называли - они были труженики. А сейчас профессионализм сожрала коммерция, от него остались одни изюминки в булке. Даже многие талантливые люди начинают халтурить в погоне за гонораром - деньги всех свели с ума... (Делает паузу. Гладит кошку и всё-таки отвечает - не только про литературу.) Дело в том, что весь настрой человеческой головы и души поменялся. Сейчас трудно объяснить, как мы жили. Вам кажется, что в сплошном сталинском аду. Да, его никто не отменял, но вместе с тем была и жизнь...
Например, моя мама работала врачом, директором дома подкидышей, которых было очень много в 30-е годы. Наша семья жила в этом же здании на первом этаже. Моя мама имела неподотчётный директорский фонд и в жизни не взяла оттуда ни копейки. В 12 часов дня она всегда снимала пробу с обеда, и не дай бог, если вдруг моя старшая сестра пойдёт вместе с ней и поварихи начнут совать Лесеньке пирожки! Мама тут же каменела и говорила сестре: «Пошла вон!» Раньше воспользоваться чем-то казённым было позором…
Какие-то вещи внушались ещё в школе. Например, нет чужой беды. Первый раз я услышала широко сейчас принятое выражение «это ваши проблемы» в 1983 году. Тогда я летела из Парижа с писательской конференции в Москву, а так как наши сбили какой-то корейский самолёт, по всему миру был объявлен бойкот «Аэрофлоту». Я подхожу к окошечку, чтобы лететь домой, а меня отправляют туда, откуда пришла. А у меня ни денег, ни визы! И вот тогда-то от девушки в окошечке я и услышала впервые: «Это ваши проблемы!» И была этим совершенно фраппирована. А сейчас эту фразу слышишь на каждом шагу.
Ужасное и неужасное соседствовало раньше рядом. Да, был диктат в области культуры, мы его на себе пережили, особенно шестидесятники, но вместе с тем процветал МХАТ. С одной стороны, был этот чудесный театр, с другой - давили Булгакова, уничтожили Бехтерева… Говорят, он пришёл с какой-то консультации в Кремле и сказал, что «был у одного параноика». И всё - с ним было покончено.
Да, был разрыв между партийной элитой и народом, но не было этих безумных богатств, не было людей, которые делают себе золотые унитазы…
Мы с мужем, будучи в высшей степени безденежными людьми, сумели вступить в кооператив, купить квартиру - вот эту, как я говорю, в стиле «позднехрущёвский ренессанс». А что я могу теперь? Я, лауреат Государственной премии, кем себя чувствую? Что я могу сделать, чтобы помочь своей внучке купить жильё - так, как когда-то помогли мне родители, жившие на одни свои зарплаты - врача и инженера? Чувствую себя барахлом…
Она надевает очки, наклоняется к строчкам, набранным на компьютере, и читает про «свежего гнома», его голубую кастрюльку, стряпню с корицей, «кашу, суп или жаркое или что ещё другое». Говорит: «Я взяла добрую тональность, а то всё вокруг слишком яростное». А я удивляюсь, как в этом яростном мире выживают её добрые стихи.
Безбожная магия
Какие книги нужны сегодняшним детям, Ирина Петровна?
Как какие? Разве что-то поменялось настолько, что и детские книги должны стать другими? Деревья ведь остались. Снег всё так же идёт, цветы цветут. Бывают папа и мама, бывает весело и грустно… Разве теперешний ребёнок - это такой монстр, перерожденец? Да, нынешние дети рождаются уже с компьютером в голове (и я себя не то что ругаю неандертальцем - чувствую обезьяной на их фоне), да, ему портят жизнь паршивыми мультиками, но маленький ребёнок остался тем же!
Вам предлагали переводить «Гарри Поттера»…
Да, ещё до всего бума с этой книгой мне прислали её из Америки. Я не смогла дочитать до конца - мне показался примитивным язык. Я считаю безнравственным устраивать магию на детском уровне. Вообще всё это, по-моему, сугубо коммерческий проект с тёмной, безбожной подоплёкой. Хотя что я говорю - вызываю огонь на себя: говорят, даже в доме президента читают «Гарри Поттера».
У вас есть написанное в соавторстве с покойным сыном «Пособие для начинающей мамы и продвинутого малыша»...
Я очень не люблю мам, которые любят не ребёнка, а себя, жалеют себя за то, что от многого им пришлось отказаться ради своего материнства... Особенно много знаю таких теперешних. Думаю, ребёнок обязательно должен получать ласку. Недоласканный ребёнок вырастает с тяжёлым комплексом неполноценности. Нужно поменьше ругать, побольше хвалить, ни в коем случае не навешивать ярлыки - «ты неряха», «ты тупица». Нужно помогать выйти из положения - не «неумёха ты косорукий», а «давай попробуем снова». И ещё мне кажется, что не стоит долго держать малышей в памперсах - по-моему, они от этого глупеют. А может, это просто я такая старорежимная…
Фазиль Искандер: «Быть или не быть стыду и совести?»
Известный писатель - о кассовой борьбе и декорации прав человека
Автор: Андрей Володин
Опубликовано 15 февраля 12 (0:05)
Статья «Фазиль Искандер: «Быть или не быть стыду и совести?»» из номера: АИФ №7
Известный писатель - о кассовой борьбе и декорации прав человека
Недавно писатель Фазиль Искандер получил сразу две награды за свой труд: литературную премию «Ясная Поляна» в номинации «Современная классика» и премию Правительства РФ в области культуры.
Однако патриарх отечественной и мировой литературы, которому в марте исполнится 83 года, не почивает на лаврах, а продолжает творить и, кроме того, довольно резко высказывается по поводу российской действительности. «Иллюзии насчёт демократии развеялись без следа», - констатирует он сегодня. Чего же ждать в будущем? На этот и другие вопросы автор «Детства Чика», романа-эпопеи «Сандро из Чегема» и повести-притчи «Кролики и удавы» ответил «АиФ».
«Стыд» - неприличное слово
«АиФ»: - Фазиль Абдулович, вы сказали: «Демократия лишила нас главного - мечты о демократии». Мечта о коммунизме развеялась ещё раньше. К чему стремиться? К светлому капиталистическому завтра?
Ф.И.: - К тому, чтобы не было войны. Мечтайте о мирном будущем и о том, чтобы все слои общества были в стране востребованными. Сегодня классовая борьба превратилась в кассовую борьбу. Так оно всё-таки лучше, но вопиющее бесправие неимущих уж слишком бросается в глаза. От Декларации прав человека мы пришли к декорации прав человека. Надежда в том, что в итоге всё это когда-нибудь преобразуется в социальный строй с человеческим лицом. А как он будет называться - разве важно?
«АиФ»: - Говорят, сейчас вы очень переживаете из-за того, что свобода, которую Россия получила в 91-м и за которую вы сами ратовали, будучи депутатом последнего Верховного Совета СССР, принесла обществу освобождение не только от тоталитаризма, но и от стыда, совести и морали…
Ф.И.: - Да, это так. Нынешняя жизнь полна неутешительных парадоксов. Сегодня само слово «стыд» стало неприличным, будто нецензурщина или ругательство, а вместе с ним слова «бескорыстность» и «совесть». На человека, который их произносит, смотрят с опаской. Мол, чего от него ждать?.. Я долго думал: в чём же дело? И понял: в глубине души нашего человека живёт стремление к абсолюту. Стремление к абсолюту совести породило великую русскую литературу. А стремление к абсолюту свободы - великое одичание общества. Продолжу стихами: «Куда ни сунься - всюду хам. / Что остаётся делать нам? / Как хамскую умерить прыть? / Попробуйте перехамить!» А что ещё остаётся делать? Вот так мы всей страной и «перехамливаем» друг друга. И многие внутренне порядочные люди уже перестают этому сопротивляться. «От Белоруссии и до Камчатки / Жизнь положила тебя на лопатки»... Один интеллигентный человек недавно сказал мне: «Я устал от честности. Это не значит, что я впаду в бесчестность, но могу впасть в безразличие...»
«АиФ»: - Может, мы подсознательно хотим освободиться от нравственности? Тем более раз уж дозволено сверху?
Ф.И.: - Это, знаете ли, тайная склонность человека. Совесть мешает ему жить так, как он хочет. Он должен сдерживаться и оглядываться на других. А такие «тормоза» мало кого устраивают. Вот и выходит, вместо воли - гуляйполе...
«АиФ»: - Значит, свобода для нас - всё-таки зло?
Ф.И.: - Если она снимает оковы нравственности и допускает беспредел - конечно. А свобода, которая защищает естественные интересы человека, - благо. Как отличить одно от другого? В этом и есть «быть или не быть» будущей России. В СССР оставаться порядочным было легче: в те годы зло имело чётко очерченные границы. Если кто-то нарушал их вопреки своей совести, то он хотя бы осознавал, что творит. Нынешнее зло расплывчато и туманно и поэтому гораздо страшнее...
Советская власть, загнав народ в яму, тем самым невольно оградила его от пропасти. А сейчас мы, не удерживаемые ничем, балансируем на самом краю нравственной бездны. Митинги шумят, а народ безмолвствует, потому что не знает: быть или не быть «стыду и совести»? Есть ли свет в конце тоннеля? В любом случае есть совет: «Если у выхода из пессимизма вас ожидает цинизм, поворачивайте обратно...» Преобразования в стране ещё не закончились. На Западе свобода пришла на столетия раньше, чем в России. Они там научились обуздывать её излишества. А мы - нет.
«АиФ»: - Тем не менее говорят, что цена, которая заплачена за свободу, непомерно большая для обычных людей.
Ф.И.: - Эту цену невозможно измерить. Но всё-таки необходимо, чтобы страна была свободной. Взять себя в руки и жить настоящей, честной и полноценной жизнью человек должен в любом случае. Нам с вами ничего не остаётся, как подчиниться этому закону. Разумеется, я бы хотел, чтобы всё было легче и разумнее. Да и кто бы не хотел? Но мы же с вами в России.
«Нерусскость» - не проблема?
«АиФ»: - Вахтанг Кикабидзе, объясняя, почему после российско-грузинского конфликта в 2008 г. он отказался от ордена Дружбы, которым его наградили к 70-летию, и от гастролей в России, сказал «АиФ»: «Моя родина, Грузия, мне дороже. - И прибавил: - В фильме «Мимино» герои говорят: «Человек должен жить на своей земле». Что дороже вам - Россия или Абхазия?
Ф.И.: - Я об этом никогда не задумывался. Хотя меня иногда спрашивают: «Почему вы выбрали в качестве места жительства Москву, а не родной Сухум?» Что им ответить? Я русский писатель. Пишу свои произведения на русском языке, воспевая при этом свою Абхазию. В Москве я не чувствую себя чужаком. Я её, собственно, и не выбирал. За меня выбрала жизнь, ещё в молодости. Я здесь учился, потом работал. И свой тут уже давно. Недавно мой сын Александр спросил меня: «Пап, а тебе когда-нибудь мешало, что ты не русский?» Я подумал и ответил: «Ты знаешь, Саша, - нет, никогда!» И не мне одному. «Нерусскость» в России не была помехой очень многим. Только в последнее время это стало для кого-то проблемой. Но она, эта проблема, несвойственна самой России. Значит, всё вернётся на круги своя.
«АиФ»: - Грузины говорят об Абхазии: «Это наше внутреннее дело! Мы сами разберёмся, мы с абхазами соседи, а на Кавказе сосед - как ближайший родственник. И если к нам не лезть, то мы друг с другом договоримся всегда». А вы как считаете?
Ф.И.: - Дай бог, чтобы так. Если с обеих сторон будет такое желание, сделать это возможно и при этом обойтись без крови, войны и чьего-то вмешательства извне. Могут ли абхазы и грузины в будущем мирно жить рядом? А почему нет? Это зависит от них самих. Но лучше всё-таки, я думаю, им будет не в одном государстве, а действительно, как добрым соседям. Надо уметь прощать обиды.
«АиФ»: - А как же кровь, пролитая с обеих сторон на войне? Её тоже надо простить?
Ф.И.: - Ну а что вы предлагаете - мстить друг другу? И что дальше? Это не выход, а путь в никуда. России после распада Союза удалось избежать междоусобных войн. И в этом её сила.
«АиФ»: - Ваши слова: «Мудрость в том, чтобы примириться с жизнью, пойти с ней на компромисс». С чем вы примириться так и не смогли?
Ф.И.: - Со злом. Я понял, что зло так свойственно человеческой душе, что изгнать его оттуда и из социальной жизни мы не в силах. Часть зла всегда остаётся. Я, как мог, боролся с ним, но так и не победил. Зло можно только сдерживать, пытаться без него обойтись. Общество всё время должно вырабатывать в себе это чувство - что оно не может мириться с тьмой и хаосом. Но человек - незаконченное положительное существо. Он всегда думает, что при большом желании может взять и переиначить всё к лучшему. Но это дело очень многих поколений. Надо набраться терпения.
«АиФ»: - Того же правила вы придерживаетесь и в творчестве?
Ф.И.: - Книги - другое дело. Надо щадить людей, но мыслить нужно беспощадно. Писать - это редактировать жизнь так, чтобы в ней можно было жить. Чем я и занимаюсь.