Технические средства таможенного контроля

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технические средства таможенного контроля

1.Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России, назначение, состав, решаемые задачи

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) Федеральной таможенной службы (ФТС) России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности. ЕАИС понимается как инструмент реализации основных информационных технологий таможенной службы. Основным назначением ЕАИС таможенной службы является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов.

Для организации работ по реализации программ поэтапной разработки ЕАИС при ФТС России в 1991 г. создан Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) ФТС России как научно-производственная организация по созданию, внедрению и эксплуатации ЕАИС.

Аналогичные автоматизированные информационные системы созданы и продолжают развиваться практически во всех таможенных службах развитых стран. Например, в США, Англии, Франции, Германии такие системы создавались применительно к национальным таможенным правилам более 20 лет. ЕАИС ФТС России была создана в крайне сжатые сроки. Результатом первого этапа стал выпуск в 1994 г. сборника таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. К этому моменту была повсеместно внедрена технология автоматизированного ввода, контроля и сбора данных, начиная от таможенных постов и заканчивая формированием центральной базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТД). К 1996-1997 гг. закончился первый этап разработки ЕАИС, и к этому времени были компьютеризированы все наиболее важные функции таможенных органов.

Основная цель создания ЕАИС - разработка основных таможенных технологий и реализация функций таможенных органов как автоматизированных технологий внутри интегрированных информационных систем.

Указанная цель достигается за счет решения следующих основных задач:

·постоянного совершенствования программно-технического обеспечения ЕАИС путем внедрения современной компьютерной и телекоммуникационной техники, новейшего системного и прикладного программного обеспечения;

·создания единого информационного пространства таможенных органов с участием внешних субъектов (заинтересованные министерства и ведомства, органы местного управления, участники внешнеэкономической деятельности, банки, брокеры, таможенные и правоохранительные службы иностранных государств);

·формализации, стандартизации и упрощения таможенных процедур, технологий, нормативно-методической базы;

·повышения удобства обслуживания участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), снижения сроков оформления и досмотра товаров;

·разработки и внедрения объективной системы показателей оценки таможенных рисков, оценки ситуации и принятия решений;

·внедрения форм электронного декларирования и безбумажной технологии;

·уменьшения трудоемкости ввода, контроля и оформления документов, составления отчетов и справок;

·уменьшения количества ручных операций в процессах таможенного оформления и контроля;

·повышения достоверности информации, формируемой на всех уровнях таможенной системы;

·развития существующих и создания новых механизмов взаимодействия между таможенными органами и органами государственной власти и управления, министерствами и ведомствами (в том числе иностранными), банками, участниками ВЭД и т.д.

Сложность многоуровневой структуры системы таможенных органов России, множественность их функций и задач определили и сложность структуры ЕАИС.

Иерархическая структура ЕАИС строится относительно субъектов автоматизации и базируется на иерархической структуре таможенных органов. Структура включает подсистемы ФТС России, регионального таможенного управления (РТУ), таможни и таможенного поста.

Функциональная структура ЕАИС классифицирует подсистемы относительно объектов автоматизации и определяется составом функций и задач таможенных органов. Большая часть задач ЕАИС решается на нескольких уровнях иерархии.

ЕАИС - это постоянно развивающаяся система. Поэтому состав требований к ЕАИС в процессе ее развития претерпевал множество изменений. Необходимо учитывать, что разработка и внедрение новых подсистем, а также совершенствование существующих подчинено целям и задачам таможенных органов, которые диктуются экономической политикой России.

Требования к функциональной структуре ЕАИС учитывают состав задач таможенных органов. Роль таможенной службы России как инструмента экономической политики очень важна и постоянно повышается. В связи с этим непрерывно растет количество задач (в том числе федерального значения), решаемых таможенными органами. Этим обусловлено требование этапности реализации и внедрения подсистем, функций и задач. Поэтапная реализация и развитие ЕАИС позволяют в первую очередь автоматизировать главные и наиболее «критичные» направления деятельности, а также получать результаты за минимальные сроки.

Учитывая изменяющиеся требования к функциональной структуре ЕАИС, все разрабатываемые подсистемы и технологии должны быть гибкими и иметь возможность наращивания и модернизации в соответствии с потребностями ФТС России.

Требования по стандартизации и унификации вытекают из потребности совместимости всех подсистем и элементов между собой и автоматизированными системами других ведомств. В настоящее время в рамках ЕАИС внедрены и используются следующие основные отраслевые стандарты:

·состав и структура нормативно-справочной информации (НСИ);

·положение о фонде программных средств ГНИВЦ;

·формат электронной копии ГТД (ГТДэ);

·состав и формы отчетных документов, формируемых таможенными органами;

·порядок сбора, контроля, передачи и обработки первичной таможенной информации и др.

Требования по защите информации от несанкционированного доступа включают как требования по защите средств вычислительной техники и систем телекоммуникации, так и требования по защите автоматизированной системы. Формулирование и реализация требований по защите информации от несанкционированного доступа производятся в соответствии с ГОСТ 34.003-90, ГОСТ 34.601-90 руководящими документами Гостехкомиссии.

Требования по сохранности информации предполагают реализацию физической и системной защиты и информации на всех этапах сбора и передачи данных таможенной системы путем:

·резервирования информации;

·наличия процедур восстановления данных;

·организации хранения и порядка использования документов и магнитных носителей;

·наличия регламента и протоколирования случаев корректировки и удаления данных;

·использования ведомственных и защищенных каналов связи;

·регулирования доступа в помещения обработки и хранения информации.

Требования к производительности и оперативным характеристикам системы диктуются, с одной стороны, минимизацией времени выполнения операций в процессах таможенного оформления и контроля, жестким соблюдением регламентных сроков представления информации в вышестоящие органы, центральному аппарату и правительству, а с другой - большими объемами хранимых и обрабатываемых данных. Таким образом, требования к производительности в ЕАИС одни из самых высоких для класса экономических информационных систем.

Требования к видам обеспечения включают требования к нормативно-методическому, математическому, информационному, программному и техническому обеспечению. Конкретные требования формируются исходя из целей и задач разрабатываемых подсистем.

Центральная база данных ЕАИС ФТС России

Для решения задач централизованного сбора, хранения и обработки ГТДэ в 1990 г. были разработаны программные средства и организована центральная база данных (ЦБД) ГТД ГНИВЦ ФТС России. Первая ЦБД ГТД была создана на ЭВМ VAX-3500 в среде ОС VMS, СУБД- RDB. Для обеспечения полноты, достоверности ЦБД и оперативности поступления информации из таможенных органов была внедрена многоступенчатая технология сбора и контроля информации. Внедрение указанной технологии стало возможно после разработки АРМ ТИ и АРМДостоверность.

ЦБД ГТД в RDB позволяла решать задачи таможенной статистики внешней торговли, выполнять запросы правительства, руководства ФТС и сторонних организаций. Для ЦБД ГТД на RDB были разработаны как программные средства, решающие регламентные задачи ЕАИС, так и программные средства формирования гибких запросов. Количество решаемых на ЦБД ГТД задач неуклонно росло, но еще быстрее росли информационные потребности пользователей и сложность их запросов. В 1996 г. была организована ЦБД ГТД в среде СУБД ORACLE.

ЦБД ЕАИС представляет собой систему баз данных центрального аппарата таможенной системы. ЦБД ЕАИС включает технические средства центрального вычислительного комплекса, СУБД (ORACLE), средства ведения баз данных и непосредственно данные.

В состав ЦБД ЕАИС входят следующие основные БД:

. БД НСИ.

. ЦБД ГГД, содержащая данные ГТДэ, ДТСэ, КТСэ, описей документов по ГТД, данные оперативного мониторинга.

. БД валютного контроля, содержащая данные о движении капиталов и перемещении через таможенную границу денежных средств и наличной валюты.

4.БД контроля доставки товаров, включающая сведения о документах контроля доставки, книжках МДП и другие сведения, необходимые для контроля доставки грузов от приграничного пункта пропуска товаров к месту таможенного оформления.

5.БД ТПО.

.БД таможенных платежей в составе таблиц лицевых счетов участников ВЭД, сведения о поступлении денежных средств от участников ВЭД на счета Федерального казначейства, перечислении средств в госбюджет и т.д.

.БД электронной корреспонденции.

.Специальным образом организованные базы данных в виде хранилищ, витрин и т.д. для выполнения срочных запросов, получения отчетности, а также другие базы данных сравнительно небольшого объема.

Ядром ЦБД ЕАИС является ЦБД ГТД. Эта база данных содержит сведения об основных документах таможенного оформления и используется при решении задач практически всех подсистем. К ГТД ЦБД одновременно обращается более 1000 пользователей. База данных обновляется ежедневно в оперативном режиме на основе сведений, переданных таможенными органами. Содержит два сегмента: выпущенные ГТД (оформление закончено), оперативная информация (ГТД, оформление по которым продолжается). Для удобства обработки ЦБД ГТД разделена по годам. В среднем в течение года оформляется 2,5 млн ГТД со сведениями о более 5 млн товаров. В составе основной БД 150 таблиц (не считая вспомогательных). Годовой объем собираемых данных около 100 Гбайт.

Oracle имеет наилучшие характеристики в классе реляционных СУБД по скорости обработки и организации хранения больших объемов данных. Кроме того, она предоставляет широкие возможности по резервированию, восстановлению и защите данных, аудиту пользователей, их прав доступа и выполняемых операций над данными. Это позволяет значительно повысить надежность системы и обеспечить защиту от несанкционированного доступа.

Технология сбора данных включает четыре уровня иерархии таможенной системы: таможенный пост - таможня - региональное таможенное управление (РТУ) - ГНИВЦ ФТС России. На уровне таможенного поста производятся основные действия по формированию, корректировке и контролю электронных копий документов. Это объясняется тем, что только в местах таможенного оформления есть возможность сопоставления электронных копий документов с первичными документами на бумажных носителях.

В связи с этим технология сбора данных на уровнях таможни, РТУ и ГНИВЦ предполагает операции форматно-логического контроля данных, формирования базы данных ГТД и документов, оформленных подчиненными органами, и передачу (ГНИВЦ не осуществляется) данных в вышестоящий таможенный орган. При обнаружении ошибок в процессе форматно-логического контроля ГТД направляется в нижестоящий таможенный орган, а из него - до уровня поста, где вносятся необходимые исправления.

Форматно-логический контроль данных ГТДэ, ДТСэ, КТСэ описей документов на уровнях РТУ и таможни производится с использованием АРМДостоверность, имеющего средства полного контроля заполнения реквизитов ГТДэ в соответствии с действующими на момент оформления нормативными актами. В РТУ и таможнях используется версия АРМДостоверность, реализованная с использованием системы программирования Clipper, в ГНИВЦ - версия «Достоверность О» в среде СУБД Oracle.

Система «тотального» контроля на всех этапах сбора данных позволяет минимизировать ошибки, повысить достоверность как баз данных, так и результатов решаемых задач.

Взаимодействие ЕАИС с внешними системами

Большая часть задач ЕАИС не является исключительно «таможенными» задачами. Некоторые другие решить без привлечения информации внешних подсистем затруднительно либо вообще невозможно. В свою очередь, ФТС России формирует информационные массивы на основе ГТД для передачи странам-контрагентам. При решении задач таможенного контроля, борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил и т.д. необходимо информационное взаимодействие с МВД РФ, Генеральной прокуратурой РФ и другими правоохранительными органами. Задачи борьбы с экономическими мошенничествами и преступлениями решаются совместно с ФНС РФ, Минфином РФ, ЦБ РФ.

Пополнение федерального бюджета - основная задача таможенных органов Российской Федерации. Функции учета и контроля поступления средств в счет уплаты таможенных платежей возложены на Минфин РФ (Федеральное казначейство), ЦБ РФ и ФТС России. В ФТС России вопросами учета, контроля и анализа таможенных платежей занимается Главное управление федеральных таможенных доходов (ГУФТД).

Автоматизированная система учета и контроля таможенных платежей имеет огромное государственное значение; одна треть доходной части бюджета составляют таможенные платежи. Таких высоких показателем нет ни в одной развитой стране мира.

Для обеспечения уровня собираемости таможенных платежей в автоматизированной системе «Таможенные платежи» разработаны программные средства по следующим направлениям:

·контроль правильности начисления таможенных платежей и их уплаты участниками ВЭД;

·контроль и анализ процесса перечисления таможенных платежей со счетов таможенных органов в госбюджет;

·контроль и учет исполнения участниками ВЭД соглашений и графиков погашения задолженностей по уплате таможенных платежей;

·анализ деятельности таможенных органов по взиманию таможенных платежей;

·анализ структуры и динамики товаропотоков в целях определения плановых показателей по взиманию таможенных платежей;

·анализ результатов применения системы льгот по уплате таможенных платежей;

·контроль деятельности таможенных органов по предоставлению льгот по уплате таможенных платежей;

·контроль и анализ деятельности крупных плательщиков таможенных платежей;

·контроль деятельности банков-гарантов;

·контроль взимания платежей в неторговом обороте.

База данных ФТС России и отчеты, представленные в ЦБ РФ, используются для составления платежного баланса Российской Федерации.

В качестве программных средств используются следующие системы:

. комплекс программных средств ТБСВК (для ГНИ ВЦ и ФТС России);

. АРМ Банк - для установки в уполномоченном банке. Имеются две реализации АРМ Банк:

·для СУБД MS SQL Server (клиентская часть разработана с использованием Visual Basic);

·для работы с dbf-файлами (программа разработана в системе программирования Clipper).

Перспективные направления развития ЕАИС

Развитие ЕАИС таможенной службы ведется в нескольких направлениях. Необходимость развития и модернизации ЕАИС диктуется рядом требований, в том числе политическими, экономическими, техническими и т.д.

Одно из направлений связано с совершенствованием системы электронного декларирования. На основании Таможенного кодекса Российской Федерации «декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей» (ТК РФ от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ, ст. 124). В составе ЕАИС проводятся работы по реализации и внедрению технологии электронного декларирования.

Таможенное оформление и таможенный контроль осуществляются с использованием автоматизированной информационной системы обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах, состоящей из подсистемы декларанта и подсистемы таможенного органа.

Декларант после представления таможенному органу товаров и транспортных средств в сроки, установленные таможенным законодательством Российской Федерации, формирует с использованием подсистемы декларанта ГТДэ и сведения о товарах и транспортных средствах (СТТ) в электронной форме, подписывает их электронной цифровой подписью (ЭЦП) и передает в узел обработки информации таможенного органа. Документы на бумажном носителе не представляются. В узле обработки информации таможенного органа в автоматическом режиме проверяется подлинность ЭЦП декларанта и проводится форматно-логический контроль соответствия ГТДэ определенным ФТС России структуре и формату данных, в результате которого ГТДэ принимается либо не принимается для дальнейшей обработки.

В случае успешного прохождения ФЛК узел обработки информации таможенного органа регистрирует ГТДэ и СТТ с присвоением уникального номера, после чего ГТДэ передается в формате штатных программных средств в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление и таможенный контроль. Для декларанта формируется сообщение, содержащее указанный номер, либо перечень ошибок в случае неуспешного прохождения ФЛК.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа посредством автоматизированной системы таможенного оформления осуществляет прием, регистрацию и проверку ГТДэ. Таможенный контроль заявляемых сведений осуществляется в общеустановленном порядке. Отметки о результатах проверки на этапах таможенного оформления и таможенного контроля вносятся в соответствующие служебные поля базы данных узла обработки информации таможенного органа, относящиеся к данной ГТДэ.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки ГТДэ и СТТ принимает решение о необходимости и форме таможенного досмотра товаров, а также о необходимости представления дополнительных СТТ. Принятое решение о необходимости представления дополнительных СТТ либо бумажных экземпляров документов доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа после завершения таможенного оформления и принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом подтверждает выпуск товаров ЭЦП (должностного лица), распечатывает ГТДэ на бланке грузовой таможенной декларации, проставляет в графе «Д «основного листа и графах «С» добавочных листов оттиски штампа «Выпуск разрешен», в графе «С» основного листа запись «Электронное декларирование» и заверяет их подписью и личной номерной печатью. Основное отличие технологии электронного декларирования в том, что ГТД и другие сведения представляются в таможенный орган только в электронном виде. Копия ГТД на бумажном носителе появляется после окончания таможенного оформления и таможенного контроля. Эффект от внедрения технологии электронного декларирования достигается за счет:

·уменьшения времени, необходимого для передачи ГТД и других сведений в таможенный орган;

·снижения трудоемкости процесса таможенного оформления и таможенного контроля в связи с отсутствием отдельных операций и более широкими возможностями автоматизации остальных этапов и операций (например, исключается операция сопоставления бумажной и электронной копий документов);

·возможности параллельной работы нескольких таможенных инспекторов с ГТД и др.

ЕАИС таможенной службы постоянно находится в процессе модернизации и реинжиниринга в связи с необходимостью приведения ее в соответствие с:

·постоянно изменяющейся нормативно-методической базой;

·возрастающим количеством задач и объемом обрабатываемых информационных массивов;

·существующим современным уровнем технических средств, программного обеспечения и технологий.

Реинжиниринг предполагает реализацию всех указанных требований в новых или модернизируемых программных средствах ЕАИС.

Одним из приоритетных направлений информационно-технической политики ФТС России является формирование единого информационного пространства на таможенной территории Российской Федерации. В этом направлении разрабатываются программные средства, позволяющие перейти к использованию технологий «клиент-сервер», Web-технологий взамен обособленных (локальных) рабочих мест и технологий «файл-сервер».

С использованием Web-технологий реализованы:

·система оперативного мониторинга процессов таможенного оформления и таможенного контроля;

·автоматизированная информационная система по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

·информационно-справочная система центрального аппарата ФТС России на основе Intranet-сервера.

Внедрение Web-технологий позволяет в режиме реального времени использовать информационные массивы ГНИВЦ,ФТС, других министерств и ведомств для решения задач таможенных органов. К сожалению, возможности по использованию Web-технологий таможенными органами в настоящее время существенно ограничены, и для получения необходимых данных формируются официальные запросы, которые исполняются в течение длительного времени.

Формирование единого информационного пространства предполагает расширение состава информационных объектов и субъектов ЕАИС, использование различных информационных массивов не только федеральных и местных законодательных, судебных и исполнительных органов, но и баз данных и информационных систем предприятий и организаций. В свою очередь, возможна организация доступа к информационным массивам таможенных органов заинтересованным лицам в рамках их полномочий и с соблюдением мер безопасности и конфиденциальности.

Реинжиниринг ЕАИС предполагает также внедрение и использование современных технических средств (в том числе телекоммуникационных), общесистемного программного обеспечения, СУБД и систем программирования, что обеспечивает высокий технический уровень ЕАИС в целом.

2.Защита информации в информационных технологиях. Обеспечение информационной безопасности в таможенных органах

В то время как информационная безопасность - это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Информационная безопасность (англ. information security)- все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчетности, аутентичности и достоверности информации или средств её обработки.

В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий:

·конфиденциальность (англ. confidentiality)- состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на нее право;

·целостность (англ. integrity)- избежание несанкционированной модификации информации;

·доступность (англ. availability)- избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.

Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:

·неотказуемость или апеллируемость (англ. non-repudiation)- невозможность отказа от авторства;

·подотчётность (англ. accountability)- обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;

·достоверность (англ. reliability)- свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;

·аутентичность или подлинность (англ. authenticity)- свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным.

В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся:

Акты федерального законодательства:

·Международные договоры РФ;

oКонституция РФ;

oЗаконы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);

oУказы Президента РФ;

oПостановления правительства РФ;

oНормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;

oНормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.

Подробнее списки и содержание указанных нормативных документов в области информационной безопасности обсуждаются в разделе Информационное право.

К нормативно-методическим документам можно отнести

·Методические документы государственных органов России:

oДоктрина информационной безопасности РФ;

oРуководящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии России);

oПриказы ФСБ;

·Стандарты информационной безопасности, из которых выделяют:

oМеждународные стандарты;

oГосударственные (национальные) стандарты РФ;

oРекомендации по стандартизации;

oМетодические указания.

В зависимости от приложения деятельности в области защиты информации (в рамках государственных органов власти или коммерческих организаций), сама деятельность организуется специальными государственными органами (подразделениями), либо отделами (службами) предприятия.

Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации:

·Комитет Государственной думы по безопасности;

·Совет безопасности России;

·Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);

·Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России);

·Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);

·Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);

·Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Службы, организующие защиту информации на уровне предприятия

·Служба экономической безопасности;

·Служба безопасности персонала (Режимный отдел);

·Отдел кадров;

·Служба информационной безопасности.

Для построения Политики информационной безопасности рекомендуется отдельно рассматривать следующие направления защиты информационной системы:

·Защита объектов информационной системы;

·Защита процессов, процедур и программ обработки информации;

·Защита каналов связи;

·Подавление побочных электромагнитных излучений;

·Управление системой защиты.

При этом по каждому из перечисленных выше направлений Политика информационной безопасности должна описывать следующие этапы создания средств защиты информации:

1.Определение информационных и технических ресурсов, подлежащих защите;

2.Выявление полного множества потенциально возможных угроз и каналов утечки информации;

.Проведение оценки уязвимости и рисков информации при имеющемся множестве угроз и каналов утечки;

.Определение требований к системе защиты;

.Осуществление выбора средств защиты информации и их характеристик;

.Внедрение и организация использования выбранных мер, способов и средств защиты;

.Осуществление контроля целостности и управление системой защиты.

Политика информационной безопасности оформляется в виде документированных требований на информационную систему. Документы обычно разделяют по уровням описания (детализации) процесса защиты.

Документы верхнего уровня Политики информационной безопасности отражают позицию организации к деятельности в области защиты информации, её стремление соответствовать государственным, международным требованиям и стандартам в этой области. Область распространения документов верхнего уровня обычно не ограничивается, однако данные документы могут выпускаться и в двух редакциях - для внешнего и внутреннего использования.

К среднему уровню относят документы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности. Это требования на создание и эксплуатацию средств защиты информации, организацию информационных и бизнес-процессов организации по конкретному направлению защиты информации. Все документы среднего уровня политики информационной безопасности конфиденциальны.

В политику информационной безопасности нижнего уровня входят регламенты работ, руководства по администрированию, инструкции по эксплуатации отдельных сервисов информационной безопасности.

Таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения.

Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенными органами применяются информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые, производимые или приобретаемые таможенными органами в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

Условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

Для целей обеспечения взаимодействия таможенных органов на таможенной территории таможенного союза создаются интегрированные информационные системы и информационные технологии.

Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, осуществляется в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза.

Уровень защиты информации, обеспечиваемый программным техническим средством защиты информации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории обеспечивается таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.

Обмен информацией между таможенными органами осуществляется в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.

Таможенные органы участвуют в международном информационном обмене с таможенными органами иностранных государств, а также международными и иными организациями в порядке и на условиях, определяемых законодательством государств-членов таможенного союза.

3.Экспертиза ценности документов (бумажных и электронных) в таможенном органе, цели, этапы

Экспертизой ценности документов называется изучение документа на основе принципов и критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для хранения

Задачи экспертизы ценности документов

Первая задача - отбор наиболее ценных документов из ведомственных в государственные архивы на государственное (постоянное) хранение и определение профильности документов тому или иному государственному архиву.

Вторая задача - определение сроков хранения документов, информация в которых может быть использована в течение какого-то периода времени. В зависимости от установленных сроков хранения такие документы могут быть разделены на две группы:

. для долговременного хранения (например, документы по личному составу со сроками хранения 75 лет на момент заведения дела);

. для временного хранения.

Третья задача - обеспечение полноты состава архивного фонда путем восполнения утраченных документов, что можно сделать за счет идентичных документов из фондов однородных учреждений, а также выше- или нижестоящих учреждений.

Четвертая задача - отбор на хранение наиболее информативно емких документов.

Этапы экспертиза ценности документов

Экспертиза проводится в три этапа: в делопроизводстве, в ведомственном и государственном архивах.

В делопроизводстве решается проблема определения сроков хранения документов уже при составлении номенклатуры дел, т.е. когда дело еще «не родилось».

В ведомственном архиве происходит выделение из документального фонда учреждения дел для постоянного хранения и подготовка их к сдаче в государственный архив. Если в учреждении имеются юридически самостоятельные структурные подразделения, то из ценных документов формируют несколько архивных фондов. Кроме этого отбирают для уничтожения документов временного хранения, срок хранения которых истек. При этом особое внимание должно быть уделено документам, срок хранения которых 75 лет (по личному составу), ведь за каждым из них стоит судьба человека. Все эти важные задачи решаются совместно с комиссией, которая по-научному может называться центральной экспертной комиссией (ЦЭК) или просто экспертной комиссией (ЭК).

В государственном архиве, во-первых, проверяют решение экспертных органов ведомственных архивов и утверждают их и, во-вторых, проводят целевую комплексную экспертизу ценности документов или разбор россыпи документов.

Целевая комплексная экспертиза - это экспертиза, которая проводится в целях выявления дублетности сразу по нескольким фондам:

)вышестоящих и подчиненных одному ведомству учреждений;

)однородных учреждений, действовавших на одной территории (школы одного района);

)лиц, связанных родственными или личными отношениями.

Такой комплексный подход возможно осуществить только в государственном архиве, куда поступают сотни и тысячи фондов разных учреждений.

В результате экспертизы ценности документов выделяются две группы дел:

)дела для постоянного и долговременного (75 лет) хранения;

)дела, предназначенные для уничтожения.

На дела, подлежащие уничтожению, составляется акт; дела для постоянного и долговременного хранения в дальнейшем заносятся в описи. Акты и описи представляются на рассмотрение соответствующей экспертной комиссии, или экспертно-проверочной комиссии, или центральной экспертно-проверочной комиссии ЦЭПК.

4.Понятие и сущность ТСТК. Роль и место ТСТК в таможенном контроле

Применение технических средств таможенного контроля является важным инструментом в деятельности таможенных органов по пресечению и выявлению нарушений в сфере таможенного законодательства. Использование ТСТК обеспечивает проверку соответствия сведений о декларируемых товарах (документальной информации) данным, получаемым при проведении фактического таможенного контроля (таможенного осмотра, досмотра). автоматизированный информационный технология таможенный

Эффективное и целенаправленное использование ТСТК определяется уровнем подготовки инспекторского состава, знанием основных тактико-технических характеристик ТСТК и методик их применения.

Технические средства таможенного контроля (ТСТК) - комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными службами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов перемещаемых через Государственную границу объектов с целью выявления среди них предметов, материалов и веществ, запрещенных к ввозу и вывозу или не соответствующих декларированному содержанию.

ТСТК позволяют осуществлять таможенный контроль предметов ручной клади, международных почтовых отправлений, грузовых упаковок, а также труднодоступных мест транспортных средств.

Средства поиска являются самыми широкоиспользуемыми среди технических средств таможенного контроля. Несмотря на свою видимую простоту, ТСП(технические средства поиска) выполняют важнейшую функцию предотвращения преступлений, связанных с таким преступлением как контрабанда.

- Технические средства поиска.

1.Технические средства поиска тайников и сокрытых вложений

oТехнические средства обследования труднодоступных мест объектов таможенного контроля

oТехнические средства локации тайников и сокрытых вложений

oСпециальные меточные средства

·Технические средства поиска оружия, боеприпасов, взрывчатых устройств

·Технические средства поиска наркотических веществ

·Технические средства поиска взрывчатых веществ

·Технические средства поиска драгоценных камней

·Технические средства поиска драгоценных металлов

·Технические средства поиска ядовитых и отравляющих веществ

·Примерами ТСП являются:

а) металлодетекторы - электронные приборы, позволяющие обнаруживать предметы из черных и цветных металлов; бывают портативные, переносные и стационарные;

б) зеркала досмотровые - телескопические держатели с набором сменяемых зеркал разных форм и размеров; применяются с ручными осветительными приборами для досмотра днищ автотранспортных средств, а также со специальными крючками для изъятия предметов из труднодоступных мест в транспортных средствах;

в) щупы досмотровые - металлические стержни особой закалки разных диаметров и длины, бывают с отверстием специальной формы для забора проб из вложений прокалываемых объектов (мягких и картонных упаковок, сидений в транспортных средствах, сыпучих грузов и т.д.);

г) эндоскопы - оптические приборы, предназначенные для досмотра труднодоступных мест в транспортных средствах и емкостей, заполненных различными, в т.ч. и агрессивными, жидкостями. Изготавливаются в трех модификациях: "жесткие" (бароскопы) - металлические трубочки разной длины и диаметра с встроенной системой оптических жесткозакрепленных элементов и световолоконным жгутом подсветки, "гибкие" (флескоскопы), выполненные на основе волоконной оптики и имеющие два световолоконных жгута - для подсветки и непосредственного обзора исследуемого пространства, а также "полужесткие".

- Технические средства обследования труднодоступных мест объектов таможенного контроля.

Для обследования труднодоступных мест объектов таможенного контроля необходимо применение таких технических средств таможенного контроля как: наборы досмотровых зеркал, наборы досмотровых оптических приборов - эндоскопов, наборы досмотровых щупов, специальные осветительные приборы - досмотровые фонари.

Наибольшее распространение в досмотровой работе таможенных служб на участках контроля транспортных средств - автомашин, железнодорожных вагонов, речных и морских судов, самолетов и вертолетов - получили наборы досмотровых зеркал, применяемые в сочетании с электрофонарями.

В случаях обнаружения посторонних вложений для их изъятия на тех же удлинительных штангах вместо зеркал устанавливаются специальные крючки или магниты.

Для осмотра днищ автомашин и особенно туристских автобусов применяется модель передвижного (на колесиках) досмотрового зеркала среднего размера с подсветкой зоны небольшими прожекторными лампами и длинной рукояткой с кнопками управления и питания ламп.

Комплект досмотровых щупов КЩ-3 предназначен для поиска посторонних твёрдых предметов и упаковок в сыпучих и мягких средах. Имеет возможность забора проб контролируемых сред. Могут использоваться в комплекте со средствами для обнаружения взрывчатых и наркотических веществ.

- Специальные меточные средства.

Одним из методов оперативного поиска тайников в рейсовых транспортных средствах загранследования - поездах, самолетах, судах - является метод постановки и последующего считывания специальных контрольных меток, реализуемый с помощью некоторых видов ТСТК. Невидимые глазу контрольные метки с помощью карандашей, фломастеров, конспиративно наносятся оперативными работниками на те места транспортного средства, которые в силу своих конструктивных особенностей потенциально могут использоваться в качестве тайников для укрытия и перевозки предметов контрабанды. При последующем таможенном контроле данного транспортного средства эти метки считываются специальными приборами. Для этих целей применяются специальные люминесцентные пасты и чернила, которые невидимы в обычных условиях, но под действием ультрафиолетовых или инфракрасных лучей - светятся.

- Технические средства поиска наркотических веществ

В мировой таможенной практике пока отсутствуют технические средства, позволяющие однозначно с высокой степенью достоверности обнаруживать наркотические вещества (НВ) в любых видах контролируемых объектов и оперативных условиях.

Для обнаружения НВ применяются технические средства контроля на базе приборных физических и физико-химических методов (рентгеноскопия, метод ядерно-квадрупольного резонанса, хроматомасспектрометрия, спектроскопия ионной подвижности) и метод с использованием специально подготовленных собак.

Рентгеноскопия основана на регистрации изменения интенсивности рентгеновского излучения после прохождения через досматриваемый объект и широко используется в промышленности и медицине.

Физические методы - рентгеноскопия и ЯКР - предназначены для обнаружения сосредоточенных масс НВ и даже в лучших образцах имеют предел обнаружения НВ на уровне долей килограмма. Специфичность обнаружения НВ методом ЯКР достаточно высокая, рентгеноскопия в широко распространенных моделях не специфична по отношению к НВ и позволяет только обнаруживать места сокрытия контрабанды с отличающимися от упаковки показателями поглощения рентгеновского излучения.

Третье направление создания технических средств поиска НВ основано на свойстве наркотиков - их аэрозольной дисперсии, т.е. присутствии микрочастиц вещества в воздушной среде (в нашем случае - в упаковках НВ) и, следовательно, обладающих всеми характерными для своих видов физико-химическими параметрами. Выделение предельно малых количеств веществ из забираемой из подозрительной упаковки воздушной пробы и сравнение их характеристик с заложенными в банке данных ЭВМ параметрами известных НВ дает достаточно точный ответ на присутствие (или отсутствие) НВ в контролируемой упаковке или объеме.

Литература

1. Судебные речи выдающихся русских юристов. В. Д. Спасович. Дело Давида и Николая Чхотуа и других (Тифлисское дело); Равновесие - Москва, 2013. - 125 c.

. Таможенное право; Юнити-Дана - Москва, 2007. - 392 c.

. Таможенное право; Юнити-Дана, Закон и порядок - Москва, 2010. - 224 c.

. Таможенное право; АСТ, Сова, ВКТ - Москва, 2011. - 160 c.

. Брюховец, Н.А.; Чахоян, Л.П. Английский язык: менеджмент, маркетинг, таможенное дело; СПб: Профессия - Москва, 2000. - 288 c.

. Гарднер Э. С. Дело о наивной девушке. Дело о длинноногих манекенщицах (комплект из 2 книг); Отечество - Москва, 1991. - 368 c.

. Коник Н. В., Невешкина Е. В. Таможенное дело; Омега-Л - Москва, 2011. - 208 c.

. Маховикова Г. А., Павлова Е. Е. Таможенное дело; Юрайт - Москва, 2013. - 408 c.

. Молчанова О. В., Коган М. В. Таможенное дело; Феникс - Москва, 2007. - 320 c.

. Толкушкин А. В. Таможенное дело; Юрайт - Москва, 2008. - 453 c.

. Толкушкин А. В. Таможенное дело; Юрайт - Москва, 2011. - 560 c.

. Толкушкин А. В. Таможенное дело; Юрайт - Москва, 2012. - 560 c.

. Толкушкин А. В. Таможенное дело. Конспект лекций; Юрайт - Москва, 2011. - 258 c.

. Халипов С. В. Таможенное право; Юрайт - Москва, 2012. - 460 c.

. Эрл Стенли Гарднер Дело о соломенной вдовушке. Дело об утопленном утенке; Братство - Москва, 1993. - 368 c.

Похожие работы на - Технические средства таможенного контроля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!