Учетная политика ОАО 'Башспирт'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    435,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учетная политика ОАО 'Башспирт'

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Принципы формирования учетной политики организации

.1 Понятие и принципы формирования учетной политики

.2 Нормативно-законодательная база по формированию учетной политики

.3 Структура учетной политики и ее формирование

.4 Раскрытие учетной информации

ГЛАВА 2. Организационно-экономическая характеристика исследуемой организации

.1 Организация деятельности ОАО «Башспирт»

.2 Экономическая характеристика ОАО «Башспирт»

.3 Организация бухгалтерского учета

ГЛАВА 3. Основные элементы учетной политики организации

.1 Основные элементы учетной политики организации

.2 Способы ведения бухгалтерского учета основных средств

.3 Способы ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов

.4 Организация бухгалтерского учета доходов и расходов организации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Значение учетной политики недооценивается многими организациями, где разработка данного документа носит формальный характер и не связана с изучением последствий применения тех или иных элементов учетной политики. В настоящее время учетная политика является одним из главных документов документооборота любой организации. При грамотном подходе к ведению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности предпринимательской деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.

Учитывая то, что бухгалтерский учет на предприятии осуществляется в определенном порядке, необходимо установить такой порядок, реализация которого обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей. Поэтому хозяйствующие субъекты разрабатывают собственную учетную политику.

Учетная политика - это совокупность организационных и методологических решений в области бухгалтерского учета, регламентированных и строго применяемых на практике экономическим субъектом. Следует отметить, что именно комплекс методологических решений в области бухгалтерского учета определяет, как факты хозяйственной жизни будут отражены в учете, устанавливает порядок признания, квалификации и оценки этих фактов, то есть в конечном итоге формирует содержание информации, получаемой заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Экономический смысл учетной политики организации сводится к обеспечению формирования и отражения в учете оптимальных финансовых результатов его деятельности. Финансово-хозяйственная ситуация на предприятии может быть представлена по-разному: без нарушений правил и принципов учета, но путем выделения одних ее сторон и нивелирования других.

Экономические выгоды, на которые может рассчитывать предприятие от эффективного ведения бухгалтерского учета, в значительной мере определяется учетной политикой. Профессионально и качественно сформированная учетная политика оказывает существенной влияние на величину себестоимости продукции, на показатели финансового и экономического состояния организации, на размер начисляемых и уплачиваемых налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество).

Все это позволяет рассматривать учетную политику в качестве одного из существенных факторов формирования величины основных показателей деятельности экономического субъекта, его ценовой политики, налогового планирования, менеджмента.

Данная курсовая работа посвящена изучению вопросов по формированию и использованию в бухгалтерском учете такого важного внутреннего документа как учетная политика предприятии.

Актуальность темы заключается в том, что в современных экономических условиях происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности. Необходимость изучения принципов формирования учетной политики и ее реализации на практике определило мой выбор темы.

Целью курсовой работы является рассмотрение принципов формирования эффективной учетной политики, соответствующей целям деятельности организации. Объектом исследования данной курсовой работы выступает ОАО «Башспирт».

Курсовая работа состоит из трех глав, заключения, списка использованных источников информации, приложений.

Глава 1. Принципы формирования учетной политики организации

1.1    Понятие и формирование учетной политики

бухгалтерский учетный политика

До принятия специального Положения по учетной политике о ней говорилось в Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета №48 от 24 июня 1992 года. А впервые термин «учетная политика» упоминается в Положении о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденном Приказом Минфина РФ №10 от 20 марта 1992 года. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» было разработано в рамках государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, отвечающую требованиям развития рыночной экономики. Положение по ведению бухгалтерского учета «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94), утвержденное в 1994 году, было первым национальным стандартом по бухгалтерскому учету!

На сегодняшний день основополагающим в вопросах формирования и раскрытия содержания учетной политики организации является Положение по ведению бухгалтерского учета «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 года №106н.

Итак, что же такое учетная политика организации? Федеральным законом РФ от 6 декабря 2011 год №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено: «Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику» (п.1 ст.8 ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ). К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации (п.2 ПБУ 1/2008).

Из нормы ПБУ 1/2008 следует, что формировать учетную политику обязаны все организации, имеющие статус юридического лица, за исключением кредитных организаций, а также филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации. А вот раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично, согласно законодательству РФ учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета, на основе ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации (п.4 ПБУ 1/2008). При разработке и утверждении учетной политики организации преследуются две основные цели:

)        закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учета;

)        регулирование максимально возможного количества элементов организации бухгалтерского учета (на уровне внутреннего нормативного документа), включая организацию документооборота, организацию работы бухгалтерской службы, организацию взаимодействия бухгалтерской службы с другими структурными подразделениями и с руководящими органами и персоналом.

При формировании и раскрытии отдельных элементов учетной политики необходимо учитывать нормы Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», которые являются нормами прямого действия. На выбор конкретных правил и условий, отражаемых в учетной политике организации, влияют следующие факторы:

-    отраслевая принадлежность и вид деятельности;

-        объем производства и реализации продукции, численность рабочих, стоимость имущества организации;

         управленческая структура организации (наличие филиалов, структурных подразделений);

         степень развития информационной системы в организации;

         материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);

         уровень квалификации бухгалтерских кадров;

         другие.

Основными методологическими принципами разработки учетной политики являются допущения и требования, соответствующие общим принципам бухгалтерского учета.

Допущения - базовые принципы, предполагающие определенные условия, создаваемые организацией при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться.

Требования - основные принципы, означающие неуклонное следование установленной методологии бухгалтерского учета.

Выделяются четыре допущения:

имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. На практике указанное допущение проявляется в организации учета финансовых вложений, внутрихозяйственных расчетов, расчетов с учредителями, расчетов по договору совместной деятельности, расчетов по договору доверительного управления имуществом и т.п.;

непрерывности деятельности: организация в обозримом будущем будет продолжать свою деятельность, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Иными словами, учетная политика не должна предусматривать реорганизацию или ликвидацию организации в течение того периода, на который эта учетная политика сформирована;

последовательности применения учетной политики: учетная политика, принятая организацией, применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Это допущение не означает, что учетная политика не может изменяться от одного отчетного года к другому. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Данная информация должна включать следующие позиции:

-    причину изменения учетной политики;

-        обоснованность такого изменения;

- оценку последствий изменений в денежной оценке;

- временной определенности фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Этим допущением устанавливается единый принцип признания выручки от реализации продукции (работ, услуг) и определения финансовых результатов - метод начисления. Тем не менее, кассовый метод продолжает официально применяться. Организации, использующие при разработке учетной политики и при составлении бухгалтерской отчетности отступления от допущения временной определенности, должны оговорить (в пояснительной записке) данный факт.

Хотя бухгалтерский учет регламентируется общими нормативными документами для всех организаций, у каждого из них могут быть различные цели и задачи. При разработке учетной политики и организации бухгалтерского учета должно быть обеспечено выполнение следующих требований:

- требование полноты: учетная политика должна обеспечить полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Это требование означает, что в учете должны отражаться все хозяйственные операции, которые могут оказать влияние на финансовое состояние организации, независимо от степени вероятности и существенности такого влияния. Однако, операции, не являющиеся объектами бухгалтерского учета (в т.ч. фактами хозяйственной деятельности), отражению в бухгалтерском учете не подлежат. По данному поводу в Информации Минфина РФ № ПЗ-10/2012 разъяснено, что не должны приниматься к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни. А также указано, что не подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета несуществующие объекты, отражаемые в учете лишь для вида. Указанное требование не относится к резервам, фондам, предусмотренным законодательством РФ, и расходам на их создание;

- требование своевременности: своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Это требование фактически сводится к выполнению условий оформления бухгалтерских документов при совершении хозяйственных операций или непосредственно по их завершении. Одной из проблем, часто встречающихся на практике, нормативно не урегулированной, является решение вопроса: в каком отчетном периоде признавать расходы и доходы, подтвержденные документами, датированными следующими отчетными периодами? По данному вопросу бухгалтер может принять решение самостоятельно и закрепить его в учетной политике для целей бухгалтерского учета;

требование осмотрительности: большую готовность признания в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Это требование на практике может быть реализовано посредством создания резервов на возмещение полученных убытков, а также возмещения непредвиденных расходов. Так акционерные общества, согласно Закону об акционерных обществах, обязаны создавать резервный фонд на покрытие убытков и погашение обязательств. Что касается организаций других организационно-правовых форм и иных видов резервов, то им предоставлено право (не обязанность) их создавать. Кроме того, субъекты экономического учета могут создавать резерв сомнительных долгов, резерв под обесценение материальных ценностей и т.п.;

требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формой, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. В настоящее время данное требование реализовано на уровне нормативных актов Министерства финансов РФ - порядок составления бухгалтерских проводок, условия принятия объектов учета к бухгалтерскому учету и списания с него, порядок внесения изменений и исправлений в первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета достаточно жестко регламентированы в действующих стандартах бухгалтерского учета;

требование непротиворечивости: тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца. В процессе разработки учетной политики это требование следует учитывать при составлении графика документооборота и обязанностей должностных лиц по организации бухгалтерского учета;

требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. На практике данное требование означает рациональную организацию документооборота, включение в состав обязанностей должностных лиц ответственности за своевременное составление первичных бухгалтерских документов, их передачу по принадлежности формирование регистров бухгалтерского учета.

Разработка учетной политики организации - как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения - одна из важных задач, которую должен решить главный бухгалтер. От того насколько правильно он составит учетную политику, во многом будет зависеть эффективность учетной работы организации.

1.2    Нормативно-законодательная база по формированию учетной политики организации

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

Первый уровень - законодательные документы (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в России. В документах данного уровня закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами, влияющими на учетную политику организации, являются Федеральный закон РФ “О бухгалтерском учете”, законы РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, Налоговый кодекс РФ и другие.

Второй уровень - положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством Финансов РФ как методологическим центром. Это в первую очередь, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Финансов России от 29 июля 1998г. № 34н (действующая редакция от 25.10.2010 г.). Документы этого уровня определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого уровня, например, Федеральным законом “О бухгалтерском учете”.

Четвертый уровень - рабочие документы, формирующие учетную политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации. Эти документы разрабатываются организацией самостоятельно на основе документов первых трех уровней.

Учетная политика организации - это основной элемент документооборота экономического субъекта.

Все элементы организации и ведения бухгалтерского учета должны соответствовать требованиям Федерального закона от 6 декабря 2011 г №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Частью 2 ст.8 Закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. установлено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации, федеральным и отраслевыми стандартами.

Нормативной базой учетной политики организаций являются следующие документы:

Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н;

Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. №44н;

ПБУ 6/01«Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н;

ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;

ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № З3н;

ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н;

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденное Приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 107н.

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2002 г. № 126н.

Помимо вышеперечисленных положений, нормативными документами в которых также рассматриваются вопросы учетной политики, которыми следует руководствоваться при ее выборе, являются:

-       Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда». ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 116н;

-       План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н;

-       Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указами о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н;

-       Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н. С 1 января 2001 года в документах налогового законодательства появилась запись о необходимости формирования учетной политики для целей налогообложения.

В Главе 21 «Налог на добавленную стоимость» в п. 12 статьи 167 НК РФ подчеркивается, что для целей налогообложения организации следует применять учетную политику и утверждать ее соответствующим распорядительным документом руководителя организации.

При этом учетная политика для целей налогообложения должна отвечать следующим требованиям:

)        применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения, соответствующим распорядительным документом руководителя организации;

)        учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации;

)        является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

С 1 января 2002 года главой 25 НК РФ было введено понятие налогового учета.

Согласно статье 313 НК РФ налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным кодексом.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете установленного правилами бухгалтерского учета.

Исходя из приведенной нормы Налогового кодекса для расчета налоговой базы, используются, прежде всего, данные бухгалтерского учета. При расхождении правил бухгалтерского учета и требований главы 25 НК РФ составляются дополнительные расчеты. Однако, учитывая значительные расхождения порядка группировки и учета хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, организация может принять решение построить налоговый учет параллельно с бухгалтерским учетом

Таким образом, учетная политика любой организации должна полностью соответствовать нормативно - правовым документам. Поэтому руководителям и бухгалтерской организации необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве РФ.

.3      Структура учетной политики и подходы к ее формированию

Принятая учетная политика организации должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, организационный и технический (см. рис1).

Формируя учетную политику, в первую очередь необходимо проанализировать те виды деятельности, которые организация уже осуществляет и (или) планирует осуществлять в ближайшее время. Именно для этих видов деятельности и необходимо определить совокупность способов потребных для отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности.

С 2013 года организации должны формировать учетную политику, опираясь на положения Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». При формировании учетной политики организация вправе осуществлять выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету (п.7 ПБУ 1/2008).

Рис. 1 Структура учетной политики в организации

Общие требования к организации бухгалтерского учета установлены статьей 7 указанного закона «О бухгалтерском учете». При этом порядок организации бухгалтерского учета должен устанавливать способ его ведения и степень централизации (при наличии в организации филиалов), структуру бухгалтерии. Технология обработки учетной информации прямо зависит от степени автоматизации учетных процессов.

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Методический аспект включает:

. Критерий отнесения предметов к основным средствам и МБП.

. Способ погашения стоимости находящиеся в эксплуатации МБП.

. Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.

. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

. Порядок финансирования ремонта основных средств.

. Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производствен-ных запасов).

. Формирование учетных групп материальных ценностей.

. Способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения

материальных ценностей.

. Способ учета выпуска продукции,

.Сроки погашения расходов будущих периодов.

.Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.

.Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

.Порядок создания резервов по сомнительным долгам.

.Необходимость, порядок создания и использования фондов специального назначения.

В составе организационных аспектов учетной политики организации могут быть утверждены (п.4 ПБУ 1/2008): формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; правила документооборота и технология обработки информации; порядок контроля над хозяйственными операциями; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Технический аспект показывает - как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета. Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:

. План счетов бухгалтерского учета.

. Форма бухгалтерского учета.

. Технология обработки учетной информации.

. Организация внутрипроизводственного контроля.

. Организация составления отчетности.

. Инвентаризация имущества и обязательств.

Учетная политика формируется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) которым установлено, что «Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации».

При этом утверждаются организационные, методические и технические аспекты учетной политики организации. Учетная политика формируется с учетом допущений и требований, указанных в п.5 ПБУ 1/2008.

При формировании учётной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учёту. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учёта, то при формировании учётной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа.

Принятая организацией учётная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные организацией при формировании учётной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

.4      Раскрытие и изменение учетной политики

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знаний о применении которых, заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств (п.17 ПБУ 1/2008).

Установленный положением (ПБУ 1/2008) порядок раскрытия учетной политики, определяет способы ведения бухгалтерского учета, которые организация должна утвердить в учетной политики:

·  Амортизации основных средств;

·              Оценки материально-производственных запасов;

·              Оценки товаров;

·              Оценки незавершенного производства и готовой продукции;

·              Признания прибыли от продажи продукции, товаров, услуг, работ;

·              Другие существующие способы.

Помимо способов, указанных в пункте 19 ПБУ 1/2008, организация вправе предусмотреть в учетной политике и другие аспекты бухгалтерского учета.

Закрепленные в учетной политике существенные способы ведения бухгалтерского учета раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информации об учетной политике, если в нее не вносились изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год.

Пункт 22 ПБУ 1/2008 определяет информацию, которую организация должна раскрывать в случае изменения учетной политики. В состав данной информации входят:

·  Причина изменения учетной политики;

·              Содержание изменения учетной политики;

·              Порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

·              Сумма корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящийся на одну акцию, - по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

·              Сумма соответствующей корректировке, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически невозможно.

Глава 2. Организационно-экономические характеристики

ОАО «Башспирт»

.1 Организация деятельности ОАО «Башспирт»

ОАО «Башспирт» - один из крупнейших производителей спирта и алкогольной продукции в России. Предприятие выпускает широкий ассортимент продукции - спирты, водки, бальзамы, вино, настойки, а также натуральный уксус, минеральные и питьевые воды.

ОАО «Башспирт» осуществляет в установленном законодательством РФ и РБ порядке следующие виды деятельности: производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков, этилового спирта, вин; переработка отходов спиртового производства; закупка, хранение и переработка зерна и другие виды деятельности (см. Приложение 1)

В структуру ОАО «Башспирт» по состоянию на 01.01.13г. входят 5 филиалов, расположенных на территории Республики Башкортостан (см. рис. 2): Бирский СВК, Белебеевский СВК, Стерлитамакский СВК, Ермолаевский СВК, Уфимский СВК.

Рисунок 2 Расположение филиалов ОАО «Башспирт» на территории РБ

Отношения между структурным подразделением-филиалом и головным предприятием определяется учредительными документами, Положением о филиале и доверенностью, выданной генеральным директором ОАО «Башспирт» руководителю филиала.

Оптовая торговля осуществляется через оптовые склады ОАО «Башспрт», являющиеся структурными подразделениями предприятия.

.2 Экономическая характеристика ОАО «Башспирт»

Экономические показатели ОАО «Башспирт»

Наименование показателя

Данные по итогам за6

Темп роста, %


2010 г.

2011 г.

2012 г.

В 2011г.

В 2012г.

Произведено товарной продукции, млн.руб.

3 937,3

4 596,9

5 795,2

116,8

126,1

Среднесписочная численность работников, чел

2 810

2 698

2 601

-

-

Среднемесячная зарплата работников, руб

20 626

21 511

26 243

99

122

Выручка от продажи, тыс.руб.

3 323 041

3 801 821

4 620 181

114

122

Себестоимость продаж, тыс.руб.

2 221 530

2 572 602

3 072 026

116

119

Чистая прибыль

500 996

456 498

700 959

121

134

Стоимость чистых активов организации

2 298 182

2 714 565

114

118


За 12 месяцев 2012 года ОАО «Башспирт» уплачено налогов в бюджеты всех уровней и страховых взносов во внебюджетные фонды 6 706,7 млн. руб. (122,3% к уровню 2011г.), в т.ч. акцизы - 4 980,7 млн. руб. (126,4% к 2011г.), НДС - 1 190,2 млн. руб. (115,5% к 2011г.).

Основные причины изменения показателей, характеризующих размеры предприятия, вызваны объективными факторами внешней среды предприятия, в том числе ростом ставки акцизов, изменениями налогового законодательства, ростом уровня инфляции и пр.

.3 Организация бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет ОАО «Башспирт» организован в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учетная политика организации утверждена приказом руководителя ОАО «Башспирт» № 1019 от 29.12.2006 г., в связи с преобразованием ГУП «Башспирт» в ОАО «Башспирт»(см. Приложение 2).

Бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером, осуществляет бухгалтерский учет финансово-хозяйственной для создания финансовой отчетности и налоговый учет для создания налоговой отчетности.

Бухгалтерские службы каждого филиала, возглавляемые главными бухгалтерами филиалов, осуществляют бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности филиала. Главные бухгалтеры филиалов подчиняются главному бухгалтеру организации.

Бухгалтерский (финансовый) учет ведется на основе журнально-ордерной системы учета с использованием электронных вычислительных средств, с выведением информации на бумажных носителях. Учет хозяйственных операций ведется с использованием регистров, предназначенных для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документов, для отражения на счетах бухгалтерского учета.

ОАО «Башспирт» применяет План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом МФ РФ №94Н от 31.10.2000г.

На балансе филиалов отражаются затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг). Отдельный баланс структурного подразделения-филиала является частью баланса ОАО «Башспирт», представляя собой внутренний документ, и внешним пользователям, включая налоговые органы, не представляется (см.Приложение 2).

В учетной политике ОАО «Башспирт» определены порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств. Например:

инвентаризацию основных средств, нематериальных активов, материалов, производственно-хозяйственного инвентаря (в том числе и не введенного в эксплуатацию) проводить ежегодно;

инвентаризацию кассовой наличности, ценных бумаг, и денежных документов, бланков строгой отчетности проводить не реже одного раза в квартал по распоряжению руководителя;

инвентаризацию готовой продукции, тары, спиртов, незавершенного производства - ежемесячно;

инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности в течении года и перед составлением годовой отчетности;

и т.д.

Также учетной политикой организации определен порядок контроля хозяйственных операций, в котором установлены службы, контролирующие части расходов организации. Так, например, в части исполнения смет затрат на производство и реализацию ЛВИ осуществлять контроль возложен на планово-экономический отдел ОАО «Башспирт».

Глава 3. Основные элементы учетной политики организации

.1 Основные элементы учетной политики организации

Во втором разделе учетной политики ОАО «Башспирт» (см. Приложение 2) раскрывается информация о способах бухгалтерского учета. Основными элементами учетной политики ОАО «Башспирт» являются:

1.  Учет основных средств;

2.      Учет нематериальных активов;

.        Учет материально-производственных запасов (материалов, товаров, готовой продукции);

.        Учет кредитов и займов;

.        Учет доходов;

.        Учет расходов;

.        Учет валютных операций;

.        Распределение и использование прибыли.

В связи с тем, что в соответствующих положениях по бухгалтерскому учету не установлены четкие требования и нормы бухгалтерского учета, а предложены варианты способов учета, организации необходимо установить один приемлемый способ и утвердить его в учетной политики организации.

.2 Способы ведения бухгалтерского учета основных средств

ПБУ 1/2008 поставлены четыре условия, одновременное выполнение которых, позволяют принять актив к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, среди которых отсутствует критерий стоимости. В целях рациональности ведения учета многочисленных объектов, удовлетворяющих условиям ПБУ 6/01 в учетной политике ОАО «Башспирт» закреплен стоимостной критерий объектов, принимаемых к учету .

Из четырех способов начисления амортизации предложенных п.18 ПБУ 6/01 ОАО «Башспирт» принят способ начисления амортизации - линейный. Для внешних пользователей бухгалтерской отчетности раскрыта учетная информация о порядке учета операций при строительстве хозяйственным способом, в котором установлен перечень группировки затрат по статьям расходов, способ распределения косвенных расходов. Ремонтный фонд организация не создает (см. Приложение 2).

.3 Способы ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов

В соответствии с ПБУ 5/01 "Положение по учету материально-производственных запасов" в бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) принимаются активы:

–         используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнении работ, оказании услуг);

–         предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

–         используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).

Основная часть материально-производственных запасов используется в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции по средней себестоимости единицы.

По учету материально-производственных запасов (материалов, товаров, готовой продукции) раскрыта информация по транспортно-заготовительным расходам, которые связаны с приобретением материально-производственных запасов - в учете присоединяются непосредственно к стоимости полученных запасов.

Учет готовой продукции ведется без использования счета 40 «Выпуск готовой продукции» по нормативной себестоимости с доведением до фактической себестоимости методом отнесения отклонений. Отклонения учитываются на счете 43 «Готовая продукция» с выведением отдельного субсчета и по окончании месяца распределять на реализованную, перемещенную в фирменные магазины продукцию и остатки на складах.

Определен способ учета специальной оснастки и специальной одежды, определен способ погашения стоимости специальной одежды, срок эксплуатации которой превышает 12 месяцев - линейный.

.4 Организация бухгалтерского учета доходов и расходов

Доходами от обычных видов деятельности признается выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. В учетной политике ОАО «Башспирт» уточняется: «при условии, если эти работы и услуги в Уставе организации значатся в качестве предмета деятельности». Остальные доходы следует признавать прочими доходами.

Учетной политикой ОАО «Башспирт», утвержденной приказом № 1019 от 02.12.2006г., установлено, что доходы от сдачи имущества в аренду следует признавать доходами от обычных видов деятельности и учитывать на счете 90 «Продажи». Прочими доходами поступления от сдачи имущества в аренду признаются при условии разового характера указанной операции.(см. Приложение 2)

Приказом № 1355 от 31.12.2008г. (см. Приложение 3) об изменениях и дополнениях к учетной политике внесены изменения - доходы от сдачи имущества в аренду признаются прочими доходами. Данное изменение обеспечивает меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

Расходами от обычных видов деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.(п.5 ПБУ 10/99). В учетной политике ОАО «Башспирт» уточняется: «при условии, если эти работы и услуги в Уставе организации значатся в качестве предмета деятельности». Все остальные расходы признаются прочими расходами.

Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, следует отражать на счете «Расходы будущих периодов». В приложении к приказу ОАО «Башспирт» №1233 от 31.12.2010 г. (см. Приложение 4) отражены изменения и дополнения к учетной политике организации: «При этом исходя из требования рациональности бухгалтерского учета (п.6 ПБУ 1/2008) определить, что расходы будущих периодов размером не более 50 000 рублей учитывать в расходах единовременно в том периоде, в котором они были произведены».

В целях обеспечения достоверности учета необходимо осуществлять раздельный учет затрат по производству и реализации различных видов продукции (работ, услуг) в соответствии с планом счетов, утвержденным приказом руководителя ОАО «Башспирт». При этом затраты основного производства учитывать на счете 20 «Основное производство»; затраты вспомогательного производства - на счете 23 «Вспомогательное производство» по каждому виду производства. Затраты по обслуживанию основного производства с кредита счета 23 следует списывать в дебет счета 20. Затраты, связанные с выполнение работ и услуг для сторонних организаций с кредита счета 23 в дебет счета 90 «Продажи».

Затраты, учитываемые на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и счете 26 «Общехозяйственные расходы» списываются в дебет счета 20 «Основное производство» пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, внутри цеха по видам готовой продукции - пропорционально выработке на единицу продукции.

Брак учитывается на счете 28 «Брак с производстве» по плановой себестоимости. Незавершенное производство отражается в бухгалтерском учете по прямым статьям затрат

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены такие моменты бухгалтерского учета, как учетная политика предприятия, основные положения и значения, нормативная база регулирования, а также влияние принятой учетной политики на бухгалтерскую отчетность организации на примере ОАО «Башспирт».

В результате выполнения данной курсовой работы можно сделать ряд заключений.

·        Учетная политика трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определен первичным наблюдением, стоимостным измерением, текущей группировкой и итоговым обобщением фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика должна разрабатываться каждым предприятием для обоснования и регулирования ведения бухгалтерского учета на данном предприятии. В ней должны быть отражены все особенности методов ведения бухгалтерского учета в организации.

·        Формирует учетную политику предприятия главный бухгалтер. При этом он исходит из обязательных соблюдений допущения и требований, зафиксированных в системе нормативного регулированию бухгалтерского учета составляющий его базовые принципы.

·        Содержание учетной политики должно включать методологические, технические и организационные аспекты. Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета исходя из действующей нормативной базы. Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Организационным аспектом учетной политики является форма организации бухгалтерской службы управления.

·        Учетная политики организации должна соответствовать действующим на территории РФ нормативно-правовой базе и учитывать все происходящие в ней изменения, в соответствии с которыми должны производиться преобразования учетной политики.

·        Учетная политика может претерпевать изменения в результате изменения методов ведения на предприятии, а также преобразования законодательства РФ. Эти изменения могут оказать значительное влияние на финансовое положение предприятия, которое должно быть оценено в денежном выражении и отражено в бухгалтерской отчетности.

По результатам написания курсовой работы сделаны следующие выводы:

в работе раскрыто содержание понятия «Учетная политика»;

рассмотрена классификация элементов методического раздела учетной политики;

определены цели формирования учетной политики.

Практическая реализация рассмотренных мероприятий позволит любой коммерческой организации сформировать оптимальную для данного экономического субъекта учетную политику.

Список использованной литературы

1.      24 положения по бухгалтерскому учету. // Сборник действующих Положений по бухгалтерскому учету.- Москва, Проспект, 2011

.        Акатьева М.Д. «Современные тенденции в формировании учетной политики организации» / М.Д. Акатьева // журнал «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии», 2013, №5;

.        Захарьин В.Р. «Особенности формирования учетной политики на 2013 год: организационные аспекты» / В.Р. Захарьин // журнал «Новая бухгалтерия», 2013 №1;

.        Захарьин В.Р. «Учетная политика - 2013» / В.Р. Захарьин // журнал «Экономико-правовой бюллетень», 2013, №1;

.        Иоффе Л. «Корректируем учетные политики» / Л.Иоффе // журнал «Практический бухгалтерский учет», 2013, №12;

.        Медведев М.Ю. // Все ПБУ (Положения по бухгалтерскому учету): Постатейные комментарии. // 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : ООО «Проспект», 2011;

.        Налоговый кодекс РФ. Часть 1 от 31.07.98, № 146-ФЗ: принят ГД ФС РФ 16.07.1998, (ред. от 28.12.2013), // Справочная система «Консультант плюс»;

.        Семенихин В. «Учетная политика - 2014» / В.Семенихин // Журнал «Аудит и налогообложение», 2013, № 10;

.        Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. От 28.12.2013) «О бухгалтерском учете» // Справочная система «КонсультантПлюс»

Похожие работы на - Учетная политика ОАО 'Башспирт'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!