Социальная адаптация детей-сирот в приемной семье

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,22 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная адаптация детей-сирот в приемной семье

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

Школа гуманитарных наук

Филиал в г. Уссурийске





КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему

Социальная адаптация детей-сирот в приемной семье



Выполнила студентка гр. С10303

Хрулева Валерия Васильевна

Руководитель ст. преп. В.А. Томилов





г. Уссурийск - 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Сиротство как социальная проблема

.1 Понятие сиротства

.2 Причины сиротства в современном обществе

.3 Формы и средства решения проблемы сиротства

Глава 2. Приемная семья как форма борьбы с сиротством

.1 Роль приемной семьи в решении проблемы сиротства

.2 Проблемы жизнеустройства детей-сирот в приемной семье

.3 Адаптация детей-сирот в приемной семье: трудности и пути их решения

Заключение

Список литературы


Введение

Проблема социального сиротства - это самая актуальнейшая проблема на сегодняшний день.

Проблема социального сиротства в России, существовавшая еще в советские времена, несмотря на предпринятые государством усилия, к сожалению, не только далека от решения, но и обостряется с каждым годом в условиях непростого выживания российских семей в большинстве регионов страны. С начала 90- х годов число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, возрастало с каждым годом. Так, если в 1990 году всего было выявлено 49101 детей, оставшихся без по печения родителей , в 2004 году их было уже 132505, т.е. почти в два раза больше. Также увеличивалось число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Причем рождаемость в России в этот период постоянно снижалась. Лишение родительских прав и отказ от новорожденных являются основными причинами социального сиротства.

Альтернативной формой воспитания детей-сирот является приемная семья. По многочисленным данным в приемной семье, как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях. Но даже на первых этапах интеграции ребенка-сироты в замещающую семью возникает множество проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой семейной системы, её ресурсностью и готовностью к приему нового ребенка. С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях государственного учреждения правилами поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вносит свои проблемы в становление и развитие приемной семьи.

Актуальность проблемы изучения обусловлена потребностью комплексного осмысления феномена сиротства, так как данное социальное явление часто отрицательным образом сказывается на всем общественном состоянии.

Объект исследования: социальные проблемы детей-сирот в приемной семье.

Предмет исследования: социальные условия, влияющие на процесс адаптации детей-сирот.

Цель работы: рассмотреть проблемы социальной адаптации детей- сирот в приемной семье.

Задачи работы:

рассмотреть понятие сиротства;

определить причины сиротства в современном обществе;

раскрыть формы и средства решения проблемы сиротства;

изучить роль приемной семьи в решении проблемы сиротства;

выявить проблемы жизнеустройства детей-сирот в приемной семье;

рассмотреть трудности и пути их решения, адаптации детей-сирот в приемной семье.


Глава 1. Сиротство как социальная проблема

.1 Понятие сиротства

Масштаб сиротства в современной России, границы и характер его воздействия на социальную сферу общества, позволяют утверждать, что сегодня это национальная проблема, решение которой лежит на стыке семейной и социальной политики.

В любом государстве и любом обществе всегда были и будут дети-сироты и дети, которые по различным причинам остаются без попечения родителей. В обыденной речи и теоретических исследованиях мы часто встречаемся с такими понятиями как сиротство и социальное сиротство. Определение сиротства подразумевает детей-сирот в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Понятие «социальное сиротство» определяет целое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и др. Когда родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка, в этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное и биологическое сиротство - актуальные проблемы современности.

Вот основные виды сиротства:

собственно сироты - это дети, чьи родители умерли;

полусироты: дети, у которых умер один из родителей;

социальные сироты: дети, лишившиеся попечения родителей в силу разных жизненных обстоятельств.

дети, чьи родители очень редко принимают участие в воспитании. Такие дети воспитываются в интернате, далеко от родителей;

- домашние сироты - дети, имеющие родителей, которым не до ребенка, живущего с ним. Социальное сиротство-это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - это дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.2

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях

Заботу о детях сиротах и детях оставшихся без попечения родителей берет на себя государство и общество.

С каждым днем растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

По данным Министерства образования РФ на 2007 год, официально зафиксировано 742 тыс. детей* сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,5%

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях

В 2010 году наметилась положительная тенденция сокращения числа детей-сирот. Количество, выявленных и учтённых за 2010 год детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к 2007 году снизилось на 26,2% и составило 101 017 человек (в 2007 году - 136 790). С 2007 по 2010 годы отмечается снижение на 53,1% количества детей, устроенных в образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 год - 29 797 детей, 2010 год - 13 977 детей).

.2 Причины сиротства в современном обществе

Группа детей-сирот занимает особое место в составе социально уязвимых групп населения. Дети не могут представлять и отстаивать свои интересы самостоятельно, они зависимы от воли взрослых. Главная задача общества в этой ситуации - интегрировать детей в общество, дать жизненно необходимые навыки, которые облегчат процесс социализации.

Наиболее распространенные причины современного сиротства:

смерть родителей, либо дети, потерянные в силу природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к миграции.

родители, чаще всего мать добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще это наблюдается в младенческом возрасте, отказ новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом;

органы опеки и попечительства принудительно изымают ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители ведут антисоциальный образ жизни. Лишение родителей родительских прав это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется юридическим документом.

К условиям, провоцирующим сиротство в современных условиях, можно отнести следующие:

) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи.

Значимым фактором социального неблагополучия и рисков социального сиротства является жилищная проблема. Значительная часть семей либо не имеет собственного жилья (живет в арендуемых квартирах или домах), либо занимаемое помещение не соответствует даже санитарным нормам. Это характерно и для многих многодетных семей, дети из которых вынужденно оказываются в интернатных учреждениях, либо, в худшем случае, на улице.

Отсутствие работы, также относится к факторам, обусловливающим резкое сужение ресурсной базы семей и, как следствие, риски социального сиротства. Отсутствие постоянной занятости и регулярных доходов, хроническая бедность не только ограничивает потребление, оно является одним из факторов, меняющих модель поведения индивида. Человек, находящийся в состоянии депривации, начинает испытывать чувство безнадежности, безвыходности, невозможности изменить свое положение, которое оказывается неконтролируемым, неподвластным его воле. Это может постепенно привести к утрате чувства ответственности за себя, свою жизнь, жизнь и благополучие своих детей.

) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);

) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;

) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.

Из вышеперечисленных условий, порождающих современное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

Лишение родительских прав и отказ от новорожденных являются основными причинами социального сиротства. Проблеме отказа от ребенка в последние годы было посвящено несколько специальных исследований, проанализированы социальные и психологические причины этого явления. В частности, было показано, что, для значительной части женщин отказ от ребенка - это скорее социальная проблема. И если вовремя оказать им юридическую, психологическую и материальную помощь , много отказов от детей можно было бы предотвратить.

Что же касается лишения родительских прав, ежегодно численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, возрастала стремительными темпами.

Вывод: причинами современного сиротства является не только смерть обоих родителей, но и рост числа разводов, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, распространение жестокого обращения с детьми в семьях.

1.3Формы и средства решения проблемы сиротства

Государственные формы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Детский дом - воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц, из приемников-распределителей системы МВД.

Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств, менять место жительства. Например, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом. Ребенка могут взять опекуны, приемные родители, а потом «вернуть» обратно. Жизнь ребенка без родителей очень отличается от жизни сверстников, родители которых заботятся о них. У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома.

Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз:

) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;

) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение - домом, а воспитателей и детей - родственниками.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Школы интернаты. Еще одна форма устройства детей-сирот - это круглосуточные школы-интернаты. Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов:

интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);

интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

В них принимаются:

  • дети-сироты;
  • дети, отобранные у родителей по решению суда;
  • дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей, которых не установлено.

Различают несколько типов интернатов:

интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);

интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты..

Семейные формы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Российское законодательство утвердило безусловный приоритет семейной формы воспитания детей. В частности, в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 г. за №223-ФЗ (СК РФ), (в последнем изменении от 23 декабря 2010) определено: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации».

Граждане желающие взять ребенка в приемную семью, подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

Усыновление (удочерение) - принятие на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

По российскому праву усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства

Усыновление детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами закон ограничивает определенными условиями

Из двух форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей - усыновления и опеки - усыновление является наиболее оптимальной, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление позволяет ребёнку почувствовать себя полноценным членом семьи. Только при усыновлении ребёнок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, а также поменять имя и отчество ребёнка.

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребёнка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Опека - вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей <#"justify">Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Она была узаконена в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса. Постановление о приемной семье более мягкое, нежели правовая основа для усыновления. Конечно, главным требованием для приемных родителей были и остаются их добропорядочность и огромное желание взять на воспитание неродного ребенка. Приёмная семья образуется на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей - уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор. В договоре определяются права и обязанности, как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь - в зависимости от потребностей ребенка.

Таким образом, к детским домам можно отнести собственно детский дом, детский дом семейного типа.

Детский дом - это государственно-общественная форма устройства детей-сирот. Основные задачи детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Школа-интернат, государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.

Усыновление (удочерение) - принятие на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

Опека - вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей <#"justify">Глава 2. Приемная семья как форма борьбы с сиротством

.1 Роль приемной семьи в решении проблемы сиротства

Российское законодательство утвердило безусловный приоритет семейной формы воспитания детей. В частности, в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 г. за №223-ФЗ (СК РФ), (в последнем изменении от 23 декабря 2010) определено: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации».

В целях увеличения количества детей, воспитывающихся в семьях, решения проблемы материальной заинтересованности и поддержки граждан, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, была предусмотрена такая форма семейного устройства, как приемная семья. Это особенно важно для детей, которые в соответствии со своим правовым статусом или по состоянию здоровья не могут быть переданы на усыновление (удочерение), попечения родителей.

Граждане желающие взять ребенка в приемную семью, подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

Приемная семья - это такая форма устройства детей, при которой лица, осуществляющие охрану прав и интересов ребенка, получают вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей (ст. ст. 151-152 СК РФ). Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитанием ребенка (детей).

Приемная семья - это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от «классической» опеки является специфическое основание возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке. Приемные родители делают это за плату, а кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей (ст. 155 СК). В то же время в соответствии с п. 1 ст. 36 ГК РФ «обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом». Как видно, различия невелики.

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи.

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности.

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

При передаче в приемную семью не допускается разъединение братьев и сестер, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

На воспитание в приемную семью могут быть переданы дети в возрасте до восемнадцати лет, оставшиеся по различным причинам без попечения единственного или обоих родителей:

дети-сироты;

дети, родители которых неизвестны;

дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;

дети, родители которых объявлены в судебном порядке умершими;

дети, родители которых осуждены и отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

дети, родители которых находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

дети, родители которых уклоняются от их воспитания или от защиты их прав и интересов;

дети, родители которых отказались взять их из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений;

дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (ст. 121 СК; ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе; п. 20 Положения о приемной семье).

Итак, приемная семья - это такая форма устройства детей, при которой лица, осуществляющие охрану прав и интересов ребенка, получают вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей

.2 Проблемы жизнеустройства детей-сирот в приемной семье

Основополагающим фактором эффективности функционирования замещающей семьи является мотивация принятия в нее ребенка сироты. В исследовании Н.А. Палиевой, Г.Н. Соломатиной приводятся следующие мотивационные комплексы у кандидатов в приемные родители:

а) гармоничный (родители осознанно подходят к выбору ребенка, стараются понять его, взвешивают свои возможности, реально представляют трудности, обладают высокой педагогической культурой);

в) материальный (за счет детей решаются материальные проблемы, у родителей отмечается индифферентное, а иногда даже враждебное отношение к приемным детям);

г) нормативный (быть не хуже других, к детям предъявляются завышенные требования);

д) эгоцентричный (стремление заполнить образовавшуюся брешь после потери собственного ребенка или заполнить пустоту, возникшую после того, как выросли собственные дети, желание воздействовать на кого-либо из членов семьи или исправить свой неудавшийся педагогический опыт). Наиболее позитивным является гармоничный мотивационный комплекс.

В последние годы устройство детей в семью все больше приобретает коммерческий характер: ребенка берут в семью ради материальных выгод, а потом с легкостью отказываются от него, когда материальная выгода получена. Потребительское отношение к приемным детям, стремление с их помощью решить свои личностные или семейные проблемы, иногда носит скрытый характер. Возможна ситуация, когда родители, взяв ребенка из детского дома или приюта, хотят продемонстрировать свои педагогические способности, перевоспитав «трудного» ребенка в достойного и успешного. При этом для родителей с такими мотивами усыновления необходимо постоянное выражение благодарности за их поступок.

Ребенок становится средством, с помощью которого взрослые получают необходимые им ресурсы в виде признания, известности, повышения самооценки, если этого нет - ребенка возвращают. Следующим фактором неуспешности воспитания в замещающей семье является отсутствие информированности воспитателей о трудностях взаимодействия с приемными детьми, возникающих особенно остро в период его адаптации к новым социальным условиям.

Младенец (возраст ребенка от 0 до года). До 6 месяцев помещение ребенка в замещающую семью может пройти безболезненно, если семья готова к приему ребенка. С 6 месяцев, когда ребенок начинает переживать эмоциональный стресс от разлуки с объектом привязанности, включение ребенка в семью может быть осложнено из-за разрыва первичной привязанности. Особенно сложным является период, когда у ребенка возникает страх незнакомого лица (это происходит примерно в 8 месяцев). Страх является показателем того, что устойчивые образы родителей и окружающей обстановки у него уже сложились. У ребенка повышается уязвимость к сепарации от объекта привязанности, и временно снижаются возможности для формирования новой. Дети негативно реагируют на изменение распорядка дня, по которому живет новая семья, их могут раздражать новые звуки, запахи, изменение температуры в помещении, стиль прикосновений замещающих родителей и т.д.

Проблемы могут возникать в когнитивной сфере, так как в этом возрасте активно развиваются элементарные представления о причинно-следственных связях, плохо согласующиеся с внезапным изменением всего уклада жизни.

Дети от 1 года до 3 лет. У этих детей отделение от объекта привязанности может нарушить формирующийся баланс между автономией и зависимостью. В поведении это может проявляться либо в «цеплянии» за взрослого, либо в чрезмерной самостоятельности. Перемещение в замещающую семью в этом возрасте осложняется тем, что ребенок должен привыкнуть к новой семейной роли, новой возрастной позиции. Например, если до этого с ним обращались неадекватно, делая из него «козла отпущения», то этот стереотип он будет пытаться перенести и на замещающую семью. Новая роль может вызвать у него протест. Появление в его окружении старших и / или младших детей также может быть для него неожиданным и нарушать его идентичность. При помещении в замещающую семью явно начинает наблюдаться регресс в речевом развитии. Нередко он вызван разлукой с «переводчиком» - членом семьи, который «лучше всех понимал упрощенные детские слова, жесты, и соответствующим образом реагировал на них, создавая зону ближайшего развития» Дошкольный возраст. В этом возрасте дети считают, что смена семьи - результат их мыслей, фантазий или плохого поведения. Эгоцентризм и магическое мышление являются характерными особенностями их познавательной сферы и оказывают влияние на формирование подобной реакции. Если искаженные представления о причинах расставания ребенка с семьей не подвергаются коррекции, то магическое мышление сохраняется дольше по сравнению со средней нормой. В этих случаях работа с ребенком при помещении в замещающую семью должна быть направлена на прояснение «магических» представлений о причинах его отделения от бывшего объекта привязанности и помещения в замещающую семью.

Особенно важна проработка его чувства «вины». Обычно ребенку в доступной для него форме сообщается о том, что он не виноват в том, что покинул родную семью. Однако утверждение о том, что ребенок не виноват, подразумевает существование кого-то еще, на ком действительно лежит некая вина. Более эффективно говорить о том, что произошло в терминах отношений и потребностей: что нужно было ребенку на момент его изъятия из семьи; что нужно было родителям и какие у них были возможности? Как члены семьи старались удовлетворить потребности ребенка? У всех ли членов семьи это получалось? Разговор о потребностях и взаимодействии членов семьи для удовлетворения их потребностей помогает детям лучше понимать и контролировать свое поведение, и в то же время дает понять, что они не должны отвечать за поведение взрослых. Если переживания ребенка, основанные на магическом осмыслении причин сепарации и помещения в замещающую семью, не находят выхода ни в беседе, ни в диагностической игре, ключом к их пониманию могут стать эпизоды странного (на первый взгляд, бессмысленного) поведения ребенка. Младший школьный возраст. У детей этого возраста за сепарацией от объекта привязанности и помещением в замещающую семью часто следует регресс в учебе. Различия в ценностных ориентациях семей могут приводить к конфликту представлений о «хорошем» и «плохом». С одной стороны, детям этого возраста легче переносить сепарацию, так как они способны представлять себе план работы с замещающей и кровной семьями и удерживать временную перспективу. С другой стороны, они способны на длительную привязанность, даже когда контакты с объектом привязанности прерваны, поэтому даже через несколько лет после помещения ребенка в новую семью нельзя не учитывать его отношения с теми, кто заботился о нем прежде.

Подростковый возраст. В этом возрасте потеря значимых лиц может спровоцировать депрессию. При этом сам подросток может стать инициатором разрыва с кровной семьей и помещения в замещающую. Он берет на себя ответственность за свою жизнь, прилагает усилия для того, чтобы поделиться наболевшей проблемой со специалистом (соцработником), например, сообщая о насилии в семье. Но иногда проблема не так серьезна и может быть решена в домашнем окружении подростка. Однако он все равно обращается за помощью, используя смену жизненной ситуации как копинг-стратегию.

В подростковом возрасте потребность в чувстве принадлежности определенной культуре, роду, семье, обостряет конфликт лояльностей у молодых людей, переживших сепарацию от родной семьи достаточно давно. Такие дети нередко переживают психологически сложные состояния, связанные с актуализацией «признаков крови», что может привести к глубоким конфликтам с приемными родителями и наложить отпечаток на их психологическую идентичность

Проблемы формирования привязанности приемный ребенок - замещающий родитель.

Многие авторы отмечают множество трудностей, с которыми сталкиваются усыновители и приемные дети даже в самых благоприятных условиях.

Формирование у приемного ребенка эмоциональной привязанности к новым родителям чрезвычайно важно. Это имеет особенно большое значение в тех случаях, когда ребенок усыновляется не сразу после рождения. Травма, связанная с отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на когнитивные, эмоциональные и сенсорные процессы усыновляемого, что существенно затрудняет у него формирование эмоциональной привязанности к новым родителям.

Для таких детей характерна тенденция к проявлению гиперконтролируемого, конфликтного поведения в ситуациях, связанных с установлением эмоциональной близости с приемными родителями. Такое поведение может глубоко фрустрировать родителей, особенно в тех случаях, когда они имеют определенные ожидания относительно того, как ребенок должен вести себя.

Ребенок, попадая в принимающую его семью, взаимодействует не просто со взрослым, который занимается его воспитанием, но и строит отношения со всей семьей в целом, то есть имеет дело уже с системными процессами. В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям системы. Но и она в свою очередь не в состоянии избежать изменений, несмотря на свое сопротивление им, и либо переструктурируется (как на уровне структуры, так и на уровне выработки нового репертуара стратегий функционирования), либо отвергает ребенка. В процессе интеграции ребенок становится либо частью семейной системы, и тогда мы можем сделать заключение об его адаптации, либо остается внешним элементом и, как результат, - дезадаптируется. Ситуация приема выступает для некоторых семей как попытка избежать изменений внутренних отношений с помощью изменения семейной структуры за счет включения новых членов. Особенно для российской семьи (в силу слабости супружеской подсистемы) одним из наиболее кризисных этапов развития является «пустое гнездо». Канун «пустого гнезда» повышает уровень тревоги семьи настолько, что система начинает «работать» в кризисном режиме. Это позволяет объяснить, во-первых, мотивацию приема детей-сирот в некоторых семьях с целью разрешения новых проблем прежними способами (прием ребенка, когда собственные дети повзрослели), во-вторых, попытку разрешить старые, накопившиеся в системе проблемы за счет новых членов семьи. Данный факт очень важно учитывать при отборе и подготовке семей, так как новая система - замещающая семья - может быть разрушена под тяжестью неразрешенных проблем «базисной» семьи. В определенной мере нарушения поведения у приемного ребенка (особенно с течением времени) становятся такой же «коммуникативной метафорой» (шифром потребностей семейной системы), как и нарушения у кровных членов семьи.

Замещающая семья имеет собственные закономерности развития, опора на которые позволяют выстроить эффективное социально-психолого-педагогическое сопровождение семьи на сложных этапах приема независимо от формы семейного жизнеустройства.

2.3 Адаптация детей - сирот в приемной семье: трудности и пути их решения

Возникновение понятия «адаптация» относится ко второй половине XVIII века (от лат. аdapto - приспособляю, adaptane - приспособление, adaptacio - приспособляемость, приспосабливаемость) и связано оно с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления органов зрения и слуха в ответ на действия адекватных раздражителей. Постепенно границы применения данного понятия расширились, и в настоящее время в научной литературе понятие «адаптация» трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования.

Адаптация ребенка включает ряд подуровней: адаптация к своему физическому «Я», адаптация к себе как «самости» (самоидентификация), социальная адаптация, проявляющаяся в идентификации себя с определенной социальной общностью (нация, страна, семья) и адаптация к требованиям, предъявляемым индивиду социальной средой.

Адаптация выступает в форме психологических механизмов имитации (подражание) и идентификации (отождествление), что обуславливает огромную роль непосредственного окружения ребенка. Тем самым, ребенок может быть хорошо адаптирован, например, в криминальной среде, и одновременно дезадаптированным в благоприятных условиях.

Термин «адаптация» стал неизменным в современной практической и теоретической психологии, где его употребляют, с одной стороны, для обозначения свойств человека, которые характеризуют его устойчивость к условиям социальной среды, с другой, адаптация выступает, как процесс приспособления человека к меняющимся условиям, который представляет собой сложное и многогранное явление.

В педагогике рассматривается такое понятие как «социальная адаптация» и под этим понимается активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности адаптация происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и других механизмов).

Термины «адаптация» и «социальная адаптация» являются неизменными в современной практической и теоретической психологии, социальной педагогике.

Т.А. Василькова и Ю.В. Василькова рассматривают такой вид адаптации как социально-психологическая, которую они определяют как адаптацию к общению, зависящую от новых условий существования и коммуникативных свойств личности, обеспечивая личности комфортность в социальной среде.

В последнее время широко используется такое понятие, как «адаптация детей-сирот». Адаптация ребенка в новой семье - это процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям. Адаптация приемного ребенка в семье, как подчеркивает Ключников С.В, осуществляется с помощью широкого спектра средств, обусловленных специфическими особенностями того общества, в которых он растет и воспитывается, а также возрастными особенностями. К ним относятся: уход за ребенком, формирование бытовых и гигиенических умений и навыков, окружающие ребенка продукты материальной и элементы духовной культуры (начиная от колыбельных песен и сказок до шедевров мирового искусства). У детей формируются умения строить общение с приемными родителями, воспитателями, учителями, сверстниками, происходит последовательное приобщение приемного ребенка к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, спорте, а также в семейной, общественной и религиозной.

Главным фактором, формирующим личность ребенка-сироты, является социальная среда, в частности семейная среда. Среда имеет исключительное значение для человека, особенно, для ребенка. В ней формируется индивидуальность личности, и именно «семейная среда» во многом способствует позитивному формированию личности. Приемная семья - это, прежде всего, социальный институт, определяющий психическое развитие ребенка, среда социализации личности, среда, где он получает опыт общения, где формируются и закрепляются ролевые установки и отношения в процессе правильной организации воспитания и образования.

Адаптация детей-сирот в приемной семье имеет целый ряд особенностей, поскольку эти дети испытывают трудности при овладении социальными знаниями, умениями и навыками, у них есть отставание в психическом, интеллектуальном и физическом развитии, возникают трудности при установлении эмоциональных связей с другими людьми, в первую очередь с приемными родителями.

У каждого приемного ребенка есть своя «история», и каждая «история» накладывает свой отпечаток на жизнь и развитие ребенка.

Адаптация ребенка в приемной семье - двухсторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Адаптация родителей к появлению нового члена семьи, предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа.

В первые две-три недели закладываются основы будущих взаимоотношений в семье. Успешность адаптации ребенка в первую очередь зависит от умения взрослых построить внутрисемейное общение.

Воспитанники специализированных учреждений, как правило, испытывают затруднения в общении с членами семьи, не сразу «вписываются» в сложившуюся систему семейных отношений. Они глубоко обижены кровной семьей, не умеют сопереживать другому человеку, проявлять любовь к нему, не доверяют окружающим, сохраняют дистанцию при взаимодействии с ними. Им трудно контролировать поведение, видеть последствия своих поступков, быстро освоить правильный тон общения. Первое, что они хотят понять, попадая в новое место, - это «почему я здесь?», «долго ли я тут пробуду?», «что будет со мной в дальнейшем?»

Приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. А это означает, что приспосабливается не только ребенок, но и каждый член семьи. И чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты к новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей, а также всех членов приемной семьи между собой.

Первоначальный период воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемной семье любого типа называют «медовым месяцем». Считается, что это время, несмотря на многочисленные трудности и притирки характеров, привычек, является счастливым, так как приносит много радости, как воспитателям, так и ребенку.

Период адаптации ребенка в разных семьях не проходит одинаково, его особенности зависят от многих причин, связанных как с семьей, его личной готовностью воспитывать приемного ребенка, так и характером и поведением самого ребенка, его отношением к своему прошлому и настоящему положению.

И при сочетании этих условий и причин получается множество вариантов адаптации. Действительно, каждый ребенок проходит свой единственный период адаптации, определенный той единственной ситуацией, в которую он попадает.

Взрослые иногда искренне полагают, что помещение ребенка в семью воспринимается им как благо, как спасение. Обычно каждый ребенок, которого изъяли из родной семьи, даже признавая, что в ней не все было хорошо, хочет вернуться к своим родителям, родным и помещение в приемную семью считает скорее отрицательным фактом, чем положительным. Поэтому первым важным шагом должно стать определение положения ребенка в этой семье. Ребенок не всегда понимает, почему он здесь, сколько будет жить в этой семье, вернется ли к своим родным, сможет ли с ними встречаться. Привязанность к родным усиливается, если мама или отец больны, требуют помощи и т.д. Необходимо все это объяснить ребенку, найти приемлемые пути для поддержания эмоционального равновесия в отношениях с ребенком. Тогда он быстрее сможет принять жизнь новой семьи.

Приемная семья и ребенок - сирота в процессе адаптации проходят несколько стадий.

Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей.

Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое», или «Регрессия». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу - взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это - другие люди, в семье - другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.

Как отмечают психологи, в этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как:

фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности; чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т.п. В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, привычек приемной семьи и привычек ребенка.

Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. У некоторых детей могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Отмечается возврат энуреза, вредных привычек.

Чувство жертвы обстоятельств приводит ребенка к мысли, что взрослые не беспокоятся о нем, и он может захотеть уйти из дома. Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, и поэтому они отказываются покидать новый дом. Некоторые дети длительное время боятся остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что они уйдут и не вернутся.

Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом.

Третья стадия - «Привыкание», или «Медленное восстановление».. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.

Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. У многих детей меняется даже внешность, становится более выразительным взгляд. Они становятся эмоциональнее; расторможенные - более сдержанными, а зажатые - более открытыми. Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим его в свою семью.

Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться. Приемные (усыновленные) дети в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье - это включение ребенка в семейную среду через его вхождение в систему внутрисемейных отношений и приспособление к этим отношениям не только ребенка, но и всех членов семьи, а также социального окружения, и формирование у ребенка образцов поведения и мышления, которые отражают систему ценностей данной семьи и общества.

Решение взять в свою семью приемного ребенка - нелегкий и очень ответственный шаг, требующий от родителей много сил и терпения. К счастью, на сегодняшний день существуют организации, которые помогают будущим приемным родителям в решении многих психологических и социальных проблем, которые могут возникнуть после его принятия. Особое внимание психологи обращают на период адаптации, который иногда длится около года: с момента, когда ребенок в первый раз видит свою приемную семью, и до того, как он начинает чувствовать себя ее полноценным членом. Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям.


Заключение

Существует два понятия сирота и социальный сирота. В обоих случаях ребенок лишается своих родителей в силу различных ситуаций, если сирота потерял родителей навсегда, то социальный сирота имеет биологических родителей, либо лишенных родительских прав, либо признанными недееспособными или безвестно отсутствующими.

Причины сиротства кроются в нарушении структуры и функций семей, в росте числа разводов и количества неполных семей, в асоциальном образе жизни ряда семей, в падении жизненного уровня, ухудшении условий содержания детей, распространении жестокого обращения с детьми в семьях.

Государственные учреждения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, функционируют с целью их жизнеустройства: для защиты их прав и законных интересов и создания нормальных условий для физического, психического и духовного развития. Обязанности по выявлению, учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определению форм жизнеустройства и их организации возложены на органы опеки и попечительства. Проблемы детей - сирот начинаются почти с самого рождения им приходится постоянно менять место жительства. Сироты теряют связь со своими родственниками, дети сироты всегда относятся к группе риска.

Под жизнеустройством понимается создание детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нормальных условий для физического, психического и духовного развития, защита их прав и законных интересов в замещающей семье (семье усыновителя, опекунской, приемной или патронатной семье) или государственном учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей.

Существующие в нашей стране формы устройства детей-сирот можно разделить на три категории: семейные, государственные и государственно-общественные, сочетающие элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства.

Усыновление является оптимальной формой устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Для многих детей возможность обрести семью связана с передачей их под опеку (попечительство).

В целях возможности оставления ребенка с родителями, оказания им профессиональной помощи, а в случаях невозможности - обеспечение устройства ребенка в замещающую семью, разработана такая форма жизнеустройства детей, как патронатное воспитание.

В организации различных форм жизнеустройства принимают участие такие социальные институты, как образование, здравоохранение, социальная защита и семья. Создана правовая основа, в обществе осознана важность решения проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тем не менее, в современном российском обществе не предпринимается достаточно действенных мер по оптимизации данного процесса. Функционирование системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, невозможно без участия населения, среди которого обнаруживаются потенциальные усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели. Высокий уровень готовности населения принять ребенка-сироту на воспитание в свою семью, положительное отношение населения к необходимости создания социальных служб сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны способствовать развитию системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Адаптация ребенка в приемной семье - двухсторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Период адаптации ребенка является наиболее важным этапом в становлении приемной семьи.


Список использованной литературы

1.Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход / С.А. Беличева. - М.: Изд-во Социальное здоровье России, 2006. - 154 с.

2.Василькова, Ю.В. Социальная педагогика.- М.: Академия, 1999. - 299с.

3.Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А. Галагузова. - М.: ГИЦ Владос , 2006. - 356с.

.Карпунина Е.В. Как усыновить ребенка? - Москва: Эксмо, 2011. - 256 с.

5.Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2003. - 386 с.

6.Музаева, Ю.А. Минимизация проблемных полей в педагогической профилактике девиантного поведения детей-сирот в детском доме. - Омск, 2007.-243 с.

.Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, Г.И. Северина. - Тула.: Приок. кн. изд-во, 1988.- 196 с.

9.Сафонова, Т.Я. Реабилитация детей в приюте / Т.Я. Сафонова,- М.: Просвещение, 1999.-123с.

10.Фирсов, М.В. История социальной работы в России. - М., 1999. -384 с.

Законодательные материалы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) // Российская газета от 25 декабря 1993 года (с изменениями и дополнениями от 31.01.2008 г.).

2.Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 1 июля 2011 года №169-ФЗ (Российская газета, №142, 04.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года №169-ФЗ).

Составная часть журнала

11.Анализ выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования в России. - 2006.- №6. - С. 31-36.

12.Бузина, Е.З. Профилактика социального сиротства // Беспризорник. - 2005. - №4. - С. 37-57.

13.Гордеева, М.В. Роль федеральных целевых программ в улучшении положения детей в Р.Ф. // Отечественный журнал социальной работы. 2004.- №1.- С. 36-42.

14.Дементьева, И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: Проблемы и перспективы в условиях рынка // Социс. - 2006. - №10. -С. 34-38.

15.Егорова, М.О. Профилактика сиротства как актуальная задача социальных служб // Социальная работа. - 2007.- №5. - С. 13-14.

.Журнал исследований социальной политики / Рыкун А.Ю. Профилактика социального сиротства, 2009.-С 241

17.Иванова, Г.М. К вопросу о социальном сиротстве / Г.М Иванова, О.В. Голубь // Вестник благотворительности. - №2. - 2001. - С. 12-13.

18.Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное обслуживание. -2000.- №4. - С. 8

19.Красницкая Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика //ОБЖ.- 2002.- №11. - С. 57-58.

20.Михеева, Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. - 2009. - №5. - С. 53-59.

21.Михеева, Л.Ю. Опеке и попечительству - государственную поддержку // Закон и право. - 2009. - №12. - С. 44-47.

.Мигунова, Т.А. Социальное сиротство: проблемы и пути решения // Беспризорник. - 2003. - №4. - С. 16-26.

.Мухина, В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях/ И.А. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме.- М.: 1996. - С. 7-11.

.Макарова С.В. Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми: история его становления в России // Вопросы ювенальной юстиции. - М.; Юрист, 2006. - №1 - С.5-7

.Ожанова Р.К. Некоторые аспекты опеки и попечительства как социального института // Вестник Амурского государственного университета: Научно-теоретический журнал. - Благовещенск, 2009. - №20. - С. 49-51.

26.Мигунова, Т.А. Социальное сиротство: проблемы и пути решения // Беспризорник. - 2003. - №4. - С. 16-26.

27.Мухина, В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях/ И.А. Мухина // Воспитание развитие детей в детском доме.- М.: 1996.- С. 7-11.

.Назарова, И.Б. Возможности и условия адаптации сирот в последующей жизни // Социс.- 2001.- №4. -С. 75-78.

.Ослон, В.Н. Проблемы сопровождения замещающей семьи // Детский дом. - 2008. - №28. - C. 4-6.

.Присяжная, Н.В. Дети-сироты постинтернатное жизнеустройство.// Социс -2007. - №11. - С. 54 -63.

Электронные ресурсы

31.Социальное сиротство в России

32.Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями)

.Благотворительный фонд "Мир детства" статья «Сиротство в России»

.Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павла Астахова

Похожие работы на - Социальная адаптация детей-сирот в приемной семье

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!