Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьёй

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    216,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьёй

Оглавление

Введение

Глава I. Работа социального педагога с приёмной семьёй в теории и практике

1.1 Приемная семья как форма устройства детей- сирот

1.2 Толкование термина «приемная семья

.3 Понятие социально - психологической адаптации у детей в приемных семьях

1.4 Деятельность социального педагога с приемной семьей

Выводы по I главе

Глава II. Экспериментальное исследование работы социального педагога с приемными семьями

2.1 Организация и ход исследования на базе Гимназии №4 г. Смоленск

2.2 Социально педагогическая деятельность по профилактике психологической адаптации у детей в приёмной семье

2.3 Анализ результатов исследования социально - психологической адаптации детей в приемных семьях

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная с древних философов и заканчивая современными реформаторами. Сегодня институт семьи переживает трудности.

По официальным данным, в настоящее время в России около 4 млн беспризорных детей. 700 тыс. детей-сирот. 95 % из которых сироты при живых родителях [15, с.27]. Опыт многих стран показывает, что содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях не приносит желаемого результата, поэтому в настоящий момент актуализируется необходимость изучения различных форм жизнеустройства детей-сирот.

Сравнительно новым институтом устройства и социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является приёмная семья. Сегодня эта форма позволяет решать такие проблемы, как повышение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение необходимого уровня их социализации и воспитания.

Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Она была узаконена в 1996 году с момента принятия Семейного Кодекса [21, с.3]. Сегодня происходит осознание важности и эффективности данной формы жизнеустройства детей. Если в 2005 году приемных семей было 5827, в 2008 году - 22017 семей, то к началу 2011 года - 29005 семей [31]. Дети, попавшие в приемную семью, имеют различный жизненный опыт, у каждого из них есть свои индивидуальные потребности, однако все они переживают психологические травмы. Привыкание к новым условиям жизни связано с целым рядом трудностей, преодолением социальных, психологических, эмоциональных и педагогических барьеров, поэтому приемная семья должна быть предметом особого внимания социальных педагогов, особенно на начальном этапе [8, с.12]. Все это определяет актуальность темы исследования.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разделе VI Семейного кодекса РФ предусмотрены три основные формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья [24].

Изучением приемной семьи как формы устройства детей-сирот занимались педагоги И.Ф. Дементьева [5; 6], Л.Я Олиференко [5]. В своей работе И.Ф. Дементьева «Приемная семья - институт защиты детства» авторы раскрывают место приемной семьи среди других форм воспитания детей-сирот, предпосылки ее возникновения в российском обществе, права и обязанности приемных родителей и их воспитанников.

В настоящее время в научной литературе отсутствует единое общепризнанное определение термина «приемная семья», междисциплинарный характер которого предполагает разность его толкований. Свою трактовку понятия «приемная семья» предложили педагоги А. И. Довгалевская [7], Т.А. Куликова [10], И. Ф. Дементьева [5; 6], Л. Я. Олиференко [5], Н. П. Иванова [8], психолог О. В. Заводилкина [8] и др. Также трактовка понятия «приемная семья» нашла отражение в различных терминологических словарях: по педагогике [2], философии [32], экономике [37], социальной педагогике [12].

Отношения, складывающиеся в приемной семье - стресс как для воспитанников, так и для родителей. Вопросы адаптации детей-сирот в приемных семьях, особенности выстраивания отношений рассматривает педагог Н.П. Иванова [8]. В своей работе «Дети в приемной семье: советы начинающим родителям-воспитателям» автор рассматривает основные типы поведения детей-сирот при попадании в приемную семью, описывает возможные модели поведения родителей в том или ном случае с целью скорейшей адаптации ребенка и гармонизации отношений.

Изучением роли и места социального педагога в формировании отношений в приемной семье занимается социальные педагоги М.В. Шакурова [35], Т.И. Шалавина [36], Л.Т. Тюптя [30]. Так, Т.И. Шалавина в своей работе «Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения детей-сирот» раскрывает этапы работы социального педагога с приемной семьей, особенности социально-педагогического и психологического взаимодействия с приемными родителям и их воспитанниками.

Тема моей курсовой работы «Особенности социально педагогической деятельности с приемной семьёй ». Данная тема очень актуальна в наше время. Ее актуальность обуславливается : увеличением распространения сиротства, став характерными чертами социальной реальности в современном российском обществе ;повышение количества разводов, неполных семей, больных алкоголизмом и наркоманией, росту числа бездомных и беспризорных детей, социальному сиротству.

Необходимо исследовать ребенка в приемной семье.

Объект исследования - приемная семья.

Предмет исследования - социально-педагогическая деятельность с приемной семьей.

Цель исследования - выявить особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей.

Задачи исследования:

­         изучить приемную семью как форму устройства детей-сирот;

­         рассмотреть толкования термина «приемная семья»;

­         осветить деятельность социального педагога с приемной семьей;

­         выявить особенности социально - психологической адаптации приемных детей;

­         проанализировать особенности социально-педагогической работы с приемной семьей.

Гипотеза исследования. Социально-педагогическая деятельность направлено на обеспечение преодоления возникающих трудностей в адаптации ребенка в приемной семье и будет осуществляться более эффективно, если: педагогический адаптация приемный семья

в основе социально-педагогической деятельности лежит выявление социально-педагогических особенностей адаптации детей-сирот в приемной семье;

созданы необходимые условия, обеспечивающие успешность социально-педагогической помощи для детей в приемной семье;

Методы исследования:

­         эмпирические методы;

­         логико-теоретические методы: анализ, синтез, цитирование.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследования, степень научной разработанности, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования.

В первой главе «Приемная семья как общественное явление» перечислены существующие сегодня формы устройства детей-сирот, особый упор сделан на описание приемной семьи: изложены основные признаки приемной семьи, основания, в т.ч. законодательные, ее возникновения, права и обязанности приемных родителей и детей. Проведен анализ существующих определений термина «приемная семья». Раскрыта деятельность социального педагога с приемной семьей, основные ее этапы.

Во второй главе «Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей» выявлены основные этапы развития ребенка в приемной семье, психологические и педагогические барьеры, рассмотрена роль социального педагога в формировании благополучной приемной семьи, возможные стратегии, приемы и методы работы с родителями и детьми.

В заключении изложены основные выводы по теме исследования.

Глава I. Работа социального педагога с приёмной семьёй в теории и практике

1.1 Приемная семья как форма устройства детей-сирот

Общеизвестно, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания. Каждый ребенок в нашей стране имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Право ребенка жить и воспитываться в семье может быть реализовано в объеме и на уровне, благоприятном для развития его личности, в двух случаях: если сохраняется благополучная кровная семья и, если в соответствии с законодательно закрепленными социальными стандартами создается новая, замещающая ее, семья [6, с.5].

В России существует несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее подробно законодательно описанными на федеральном уровне являются три основных формы устройства детей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья [4; 23]. Кроме того, существуют и другие формы: гостевая семья («семья выходного дня»), патронатное воспитание и детский дом семейного типа. Они также имеют юридическое оформление, но оно менее детализировано. Семейные формы устройства детей являются наиболее предпочтительными, поскольку дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

Приемную семью необходимо четко отличать от других семейных групп, выполняющих аналогичную функцию: опекунской семьи, семьи-усыновителя, семейного детского дома.

Опекунская семья, как правило, предполагает родственные связи ребенка (прямые или косвенные) с опекунами, выбор которых производится органами опеки и попечительства на основании решения суда. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, а также оказывает в случае необходимости помощь советом и прямым действием для защиты прав опекаемого. Опекун не имеет права распоряжаться имуществом ребенка в своих личных целях, а лишь выполняет контрольную функцию для сохранения материальных ценностей опекаемого вплоть до его совершеннолетия [22].

Семья усыновителей, по существу, является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой усыновленный обретает статус родного, кровного ребенка, получает фамилию усыновителей и зачастую новое имя. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей в семье [22].

Есть также определенная разница между пребыванием детей в приемной семье и в семейном детском доме. Главное отличие состоит в том, что семейный детский дом предназначен для детей-сирот и детей-социальных сирот, т.е. имеющих биологических родителей, которые лишены своих родительских прав. Таким образом, в семейном детском доме пребывание детей обусловлено отсутствием контактов с биологическими родителями. Вместе с тем специалисты (психологи, педагоги, практические работники) сходятся во мнении, что полный отрыв детей от своих кровных родителей - процедура крайне нежелательная [22].

В отличие от семейного детского дома, приемная семья запрограммирована на сохранение и поддержание контактов ребенка с биологическими родителями, что в полной мере соответствует основному направлению политики в области поддержки и защиты детства, которое заключается в сохранении семьи для ребенка [ 22].

Структура и существование приемной семьи устанавливается законодательными актами. В соответствии с п.1-3 «Правил создания приемной семьи…», граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее восьми детей, именуются родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются приемными детьми [19]. Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в их трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни.

В приемных семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление об образовании семейного детского дома принимается местным органом исполнительной власти по предоставлению органов опеки и попечительства. Направление в семейный детский дом осуществляют органы народного образования на основании решения местной администрации. В настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся в статус «приемная семья» и заключают с местными органами власти специальный договор [19].

В России к началу 2014 года насчитывалось 3576 приемных семей, в которых воспитывалось более 17,7 тысяч детей [30]. Однако в последние годы из-за сложной социально-экономической ситуации в стране их число заметно сокращается, а новые почти не создаются.

Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью до разрешения проблем или до определения дальнейшей судьбы [33, с.121]. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных педагогов. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у родителей определенной профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовки; оплата услуг деятельности такой семьи; время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа приемных родителей происходит в их собственном доме [33, с.122].

Фостеровская (замещающая) семья - новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из родной семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в семье, болезнь или смерть родителей и др. Временная приемная семья как форма защиты детства является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран, например в Швеции [33, с.122]. В России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения, это связано с экономическими, социальными и политическими проблемами переходного периода нашей страны. Жизненный уровень большей части населения России настолько низок, что зачастую речь идет о выживании семьи, и только в редких, исключительных случаях семьи могут брать на себя функции временной приемной семьи.

Деятельность приемной семьи предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы: возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение [33, с.122]. При возвращении ребенка в родную семью предполагается устранение тех условий, при которых он был оттуда изъят: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи и др. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное нахождение означает необходимость срочной помощи в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потере родителей и других обстоятельств. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами. Учитывая сложность контингента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная запущенность, болезни, физические или психические недостатки), в ней должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка: комфортная психологическая обстановка, заботливое внимательное отношение, позволяющие ребенку выйти из стресса в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией. Основная цель такой семьи - поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если последнее невозможно, тогда он находится в приемной семье до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении дальнейшей его судьбы. Фактически замещающая приемная семья выполняет функции «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кризисных условий [33, с.124].

В Российской Федерации правовым основанием возникновения приемной семьи, ее деятельности служат ст. 151-155 Семейного кодекса РФ [23], которые конкретизируются «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423) [19], федеральным законом «Об опеке и попечительстве» (принят Гос.Думой 11 апреля 2008 года, № 48-ФЗ) [17] и рядом других документов.

С одной стороны, приемная семья обладает всеми признаками семьи как таковой, ибо это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством [23], с другой - в контексте соответствующих статей Семейного кодекса РФ она имеет свои, лишь ей присущие особенности, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства):

­         приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;

­         лица (лицо), заключающие договор, именуются родителями-воспитателями. Ими могут стать бездетные супруги или те, у кого есть собственные дети - как взрослые, так и несовершеннолетние;

­         труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации; повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;

­         воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;

­         приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с решениями, принимаемыми органами местного самоуправления [20, с.19].

Поскольку главное назначение приемной семьи - удовлетворение права ребенка жить и воспитываться в семье, Семейный кодекс РФ и «Правила создания приемной семьи…» много внимания уделяют созданию правовых предпосылок физического, психического, нравственного развития ее воспитанников.

Чтобы приемная семья была способна выполнять свои функции, ст. 153 Семейного кодекса РФ закрепляет основные признаки приемных родителей. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка [23]. Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством) защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий (п.4 «Правил создания приемной семьи…»). Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей) [19].

Серьезными гарантиями обеспечения интересов ребенка в приемной семье служат также правила, предусматривающие:

­         представление лицами, желающими стать приемными родителями, документов, подтверждающих наличие у них, во-первых, условий для семейного воспитания приемных детей и, во-вторых, медицинского заключения, выдаваемого после освидетельствования кандидата в приемные родители;

­         знакомство будущего приемного родителя с ребенком, подлежащим передаче в приемную семью;

­         получение будущими приемными родителями достоверной информации о несовершеннолетнем, которого они хотят взять на воспитание; одним из ее источников служит медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка;

­         согласие ребенка, достигшего 10 лет, на передачу его в приемную семью [17].

Все сведения, характеризующие потенциальные возможности приемного родителя как воспитателя, позволяют заключить договор о передаче несовершеннолетнего в семью, способную обеспечить его интересы. А достоверная и полная информация о ребенке позволит приемным родителям выбрать в последующем наиболее подходящие методы и способы семейного воспитания.

После заключения договора о передаче ребенка в приемную семью возникают:

­         права и обязанности приемных родителей. Согласно п. 2 ст. 153 Семейного кодекса РФ, эти права и обязанности полностью совпадают с правами и обязанностями опекуна (попечителя). Кроме того, приемные родители становятся обладателями прав и обязанностей, предусмотренных в каждом конкретном случае при заключении договора;

­         права воспитанника в приемной семье. По своему содержанию они совпадают с правами, принадлежащими каждому ребенку в соответствии со ст. 54-57 Семейного кодекса РФ. Т.е. воспитанник имеет право жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками, на защиту, выражать свое мнение. Что касается его имущественных прав, то эти права тождественны перечисленным в ст. 60. [23].

Таким образом, все стороны приемной семьи как социального явления жестко регламентируется нормативными актами - Семейным кодексом, Постановлениями Правительства, федеральными законами. Эти документы определяют порядок образования, взаимоотношения родителей и детей, их права и обязанности.

.2 Толкование термина «приемная семья»

Приемная семья - новое явление в российской действительности. Однако эта форма семейного воспитания детей-сирот в последние годы уверенно занимает второе место после опеки (попечительства) [30].

В течение последнего десятилетия XX века в Российской Федерации стала возрождаться практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семьи, первоначально созданных в виде детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств. В конце 1980-х-начале 1990-х годов около 400 российских семей из разных регионов страны по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса РФ в 1995 году. В ст. 123 СК определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей [23].

В настоящее время в научной литературе отсутствует единое общепризнанное определение термина «приемная семья», междисциплинарный характер которого предполагает разность его толкований. Так, педагоги А. И. Довгалевская [7] и Т. А. Куликова [10] определяют приемную семью как семью, образованную в результате принятия на воспитание ребенка, лишившегося родительского попечения. Педагоги И. Ф. Дементьева [6] и Л. Я. Олиференко [5] под приемной семьей понимают социальный институт, который обеспечивает воспитание детей, изъятых из кризисных семей по причине угрозы их здоровья и жизни [5,с.24 ]; психолог О. В. Заводилкина [8] и педагог Н. П. Иванова [8] обозначают этим термином одну из форм устройства детей, оставшиеся без попечения родителей, на воспитание в семьи [8, с.12].

Педагогический энциклопедический словарь Б.М. Бим-Бада предлагает следующую трактовку термина: приемная семья - одна из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных и лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты и др. [2, с.215]

В энциклопедическом словаре экономики и права дается следующее определение: приемная семья - в соответствии с семейным правом РФ - одна из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей [36, с.317].

Юридический словарь определяет приемную семью (англ. foster family) как правовой институт в семейном законодательстве РФ [3, с.595].

Философский энциклопедический словарь дает следующие определение приемной семьи: объединение людей с целью устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, связанное юридической, хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни приемных родителей и их воспитанников [31, с.332].

Социологическая энциклопедия предлагает называть приемной семьей объединение людей с целью устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью [28, с.432].

В психологической энциклопедии приемная семья трактуется как группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей [21, с.656].

В «Словаре терминов по теории социальной работы» приемная семья определяется как малая группа, создаваемая в целях воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [14, с.221].

В словаре по социальной педагогике приемная семья трактуется как малая социальная группа, члены которой связаны договорными отношениями, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью [12, с.163].

Педагог И.Н. Курбацкий в своей монографии [11] отмечает, что существует традиционный подход к пониманию приемной семьи, который нашел отражение в определении понятия «приемные дети». Данное определение гласит: «приемные дети - дети, оставшиеся без родительского попечения, и принятые в новый семейный коллектив, или воспитываемые с участием нового члена семьи - отчима или мачехи, а также других лиц, заменяющих родителей, в условиях отношений усыновления, опеки (попечительства)» [11, с.30]. Согласно данному определению, приемной семьей может называться любая форма семейного устройства ребенка-сироты, а также семья, в которой ребенок является приемным по отношению к одному из родителей. По мнению И.Н. Курбацкого, проблема соотнесения законодательного и традиционного толкования данного термина может быть разрешена в результате согласования обеих позиций путем введения широкого и узкого понятий приемной семьи. Широкое понятие соответствует традиционному значению и формулируется следующим образом: приемная семья - семья, образованная в результате принятия на воспитание супругами или отдельными лицами, не состоящими в браке, ребенка, оставшегося без попечения родителей [11, с.32].. В широкое понятие приемной семьи целесообразно включить и такие категории семей, в которых ребенок воспитывается с участием мачехи или отчима. Узкое понимание понятия «приемная семья» основывается на современном семейном законодательстве и трактуется как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями [11, с.33]. Но это только одна сторона вопроса, определенная путаница наблюдается и при соотнесении понятий «приемная семья» (в узком значении) и «патронат», что часто приводит к ошибочным выводам об их идентичности или подструктурности [11, с.35].

Семейный кодекс Российской Федерации окончательно определил формы семейного устройства детей-сирот: усыновление, опека (попечительство) и приемная семья [23]. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации. Как правило, это патронат, т.е. форма временного устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основе заключения договора с органом опеки и попечительства, который предполагает разделение с этим учреждением степени ответственности за воспитание детей [22]. Примером отличий патроната как формы устройства детей-сирот является форма экстренного устройства в семью патронатного воспитателя. Эта форма предполагает, что на патронатное воспитание могут передаваться дети из кризисных семей, в которых существует угроза со стороны родителей их жизни или здоровью. Отличительными признаками являются также более кратковременный характер и разделение ответственности за воспитание ребенка между органами опеки и попечительства и воспитателями при патронате [11, с.36].

Таким образом, в настоящее время отсутствует единое и общепринятое определение понятия «приемная семья», что создает определенные неудобства, связанные с необходимостью уточнения смыслового значения в каждом конкретном случае. В научной литературе интерпретация приемной семьи как малой группы (узкое значение) чаще всего используется в различных сферах психологии и микросоциологии, а как социальный институт (широкое значение), данный термин может трактоваться с позиций макросоциологического анализа, что позволяет рекомендовать введение в научный оборот понятия «приемное родительство» [13].

В настоящее время развитие института приемной семьи в России носит стихийный характер, а возникающие на практике многочисленные проблемы разрешаются без достаточного научного обоснования [26, с.22]. Отсутствие единого и общепринятого понятия приемной семьи не позволяет четко обозначить изучаемый предмет, приводит к разночтениям в научной среде. Исходя из этого, на основании действующего законодательства, под приемной семьей мы понимаем семью, которая образуется на основе договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами) и предусматривающего оплату их труда, размер которой устанавливается субъектом Российской Федерации в зависимости от количества приемных детей (но не более восьми).

Кроме того, очевидна необходимость разработки качественно иной идеологии и системы реализации государственной семейной политики, учет уже существующего положительного опыта, накопленного регионами, что обеспечило бы более высокое положение приемной семьи в обществе, основанное на ответственности государства за укрепление и развитие данного социального института.

.3 Понятие социально - психологической адаптации у детей в приемных семьях

Возникновение понятия «адаптация» относится ко второй половине XVIII века (от лат. аdapto - приспособляю, adaptane - приспособление, adaptacio - приспособляемость, приспосабливаемость) и связано оно с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления органов зрения и слуха в ответ на действия адекватных раздражителей. Постепенно границы применения данного понятия расширились, и в настоящее время в научной литературе понятие «адаптация» трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования.

Адаптация как явление исследуется на различных уровнях - от философского до биологического.

В настоящее время существуют несколько классификационных моделей, но наиболее распространенными и общепризнанными являются следующие виды адаптации:

) прогрессивная, регрессивная - по направленности изменений индивида;

) добровольная, вынужденная - по характеру осуществления;

) производственная, брачная, соседско-приятельская, политико-правовая, учебная, социально-психологическая, социальная, экономическая - по объекту;

) внешняя, внутренняя - по направленности;

) предметно-деятельностная, личностная - по структурным компонентам адаптивной среды;

) первичная, вторичная - по характеру инноваций;

) переадаптация, дезадаптация, реадаптация - по психологическому содержанию.

Адаптация рассматривается на трех уровнях: на уровне личности (микроуровень), на уровне социальных институтов (макроуровень) и на уровне общества (метауровень).

Адаптация ребенка включает ряд подуровней: адаптация к своему физическому «Я», адаптация к себе как «самости» (самоидентификация), социальная адаптация, проявляющаяся в идентификации себя с определенной социальной общностью (нация, страна, семья) и адаптация к требованиям, предъявляемым индивиду социальной средой.

Адаптация выступает в форме психологических механизмов имитации (подражание) и идентификации (отождествление), что обуславливает огромную роль непосредственного окружения ребенка. Тем самым, ребенок может быть хорошо адаптирован, например, в криминальной среде, и одновременно дезадаптированным в благоприятных условиях.

Термин «адаптация» стал неизменным в современной практической и теоретической психологии, где его употребляют, с одной стороны, для обозначения свойств человека, которые характеризуют его устойчивость к условиям социальной среды, с другой, адаптация выступает, как процесс приспособления человека к меняющимся условиям, который представляет собой сложное и многогранное явление.

В педагогике рассматривается такое понятие как «социальная адаптация» и под этим понимается активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности адаптация происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и других механизмов).

Термины «адаптация» и «социальная адаптация» являются неизменными в современной практической и теоретической психологии, социальной педагогике.

Т.А.Василькова и Ю.В.Василькова рассматривают такой вид адаптации как социально-психологическая, которую они определяют как адаптацию к общению, зависящую от новых условий существования и коммуникативных свойств личности, обеспечивая личности комфортность в социальной среде.

В последнее время широко используется такое понятие, как «адаптация детей-сирот», в частности мы рассматриваем процесс адаптации ребенка-сироты в замещающей семье. В целом, процесс адаптации - процесс привыкания, «притирания» людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Испытывать, что такое адаптация, каждому человеку приходилось в жизни не раз (при вступлении в брак, при перемене места жительства, смене места работы и т.п.). Адаптация ребенка в новой семье - это процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям. Адаптация приемного ребенка в семье, как подчеркивает Ключников С.В., осуществляется с помощью широкого спектра средств, обусловленных специфическими особенностями того общества, в которых он растет и воспитывается, а также возрастными особенностями. К ним относятся: уход за ребенком, формирование бытовых и гигиенических умений и навыков, окружающие ребенка продукты материальной и элементы духовной культуры (начиная от колыбельных песен и сказок до шедевров мирового искусства). У детей формируются умения строить общение с приемными родителями, воспитателями, учителями, сверстниками, происходит последовательное приобщение приемного ребенка к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, спорте, а также в семейной, общественной и религиозной.

В. В. Ковалев, рассматривая социально-психологическую адаптацию как приспособление человека к коллективу, вхождение в коллектив, критерием её успешности определяет установление нормальных межличностных отношений.

Свиридов Н.И. считает, что содержанием социально-психологической адаптации является вхождение индивида в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов поведения и мышления, которые отражают систему ценностей и норм данного производственного коллектива (группы), приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этом коллективе.

Парохин В.П., исследуя начальную стадию адаптации индивида в новой социальной среде, показал, что для успешной адаптации важно умение человека быстро находить свое место в совместной деятельности, свою роль в новом коллективе.

Главным фактором, формирующим личность ребенка-сироты, является социальная среда, в частности семейная среда. С.Т. Шацкий писал о том, что «отражение среды на ребенке мы видим везде и всюду, главное - в его деятельности». Среда имеет исключительное значение для человека, особенно, для ребенка. В ней формируется индивидуальность личности, и именно «семейная среда» во многом способствует позитивному формированию личности. Приемная семья - это, прежде всего, социальный институт, определяющий психическое развитие ребенка, среда социализации личности, среда, где он получает опыт общения, где формируются и закрепляются ролевые установки и отношения в процессе правильной организации воспитания и образования.

Адаптация детей-сирот в приемной семье имеет целый ряд особенностей, поскольку эти дети испытывают трудности при овладении социальными знаниями, умениями и навыками, у них есть отставание в психическом, интеллектуальном и физическом развитии, возникают трудности при установлении эмоциональных связей с другими людьми, в первую очередь с приемными родителями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье - это включение ребенка в семейную среду через его вхождение в систему внутрисемейных отношений и приспособление к этим отношениям не только ребенка, но и всех членов семьи, а также социального окружения, и формирование у ребенка образцов поведения и мышления, которые отражают систему ценностей данной семьи и общества.

1.4 Деятельность социального педагога с приемной семьей

Приемная семья - это, прежде всего, профессиональная семья, по поручению государства грамотно воспитывающая детей, оставшихся без попечения родителей [20, с.7]. Главной целью приемной семьи является создание оптимальных комфортных условий для социальной адаптации и реабилитации детей-сирот в благоприятной обстановке.

Приемная семья проходит сложные пути развития, на которых возникают трудности в установлении контакта с ребенком определении педагогических стилей воспитания формировании эмоциональной близости. Случается так, что на практике родители-воспитатели сталкиваются с такими проблемами во взаимоотношениях с детьми, к которым абсолютно не были готовы. Проблемы могут быть самыми разнообразными: незнание особенностей психологического развития детей-сирот чрезмерное желание дать ребенку как можно больше; разность жизненных установок родителей и приемных детей; давление со стороны окружающих; трудности в психологической совместимости. Решить эти проблемы самостоятельно без квалифицированной помощи психологов, педагогов, специалистов по социальной работе бывает практически невозможно [25, с.76].

Деятельность социального педагога с приемной семьей - это целенаправленная деятельность по созданию необходимых условий для оптимального функционирования приемной семьи и развития детей [34, с.198].

Основными функциями социального педагога в социальной работе с приемной семьей является:

­         изучение соответствия объективных и субъективных характеристик семьи, претендующей взять ребенка, нормативным требованиям;

­         подготовка потенциальных приемных родителей к содержанию в семье ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;

­         подбор и подготовка детей для конкретной приемной семьи;

­         социально-педагогическое сопровождение ребенка в приемной семье;

­         работа по оценке эффективности функционирования приемных семей;

­         коррекционная и профилактическая работа с кровной семьей младенцев [24, с.52].

Основными задачами социального сопровождения являются:

­         эффективное использование имеющихся ресурсов для оптимальной и быстрой адаптации приемной семьи и приемного ребенка с целью решения проблем последней;

­         оказание помощи приемной семье для того, чтобы в будущем она могла решать проблемы, возникающие в основном путем мобилизации собственных ресурсов;

­         обеспечение партнерских отношений между приемной, социальной службой, другими государственными и общественными организациями для комплексного обеспечения прав приемного ребенка [24, с.52].

Деятельность социального педагога осуществляется в несколько этапов (см. табл.1) [5, с.33]

Таблица 1 - Этапы социально-педагогической деятельности с приемной семьей.

Этапы социально-педагогической деятельности

Функции деятельности социального педагога

Методы социально-педагогической деятельности

Информационная

Анкетирование, беседа, интервью, изучение баз данных

2. Изучение будущих приемных родителей

Диагностическая (первичная диагностика)

Анкетирование, беседа

3. Посещение семьи и учреждений, в которых находился ребенок (кризисная семья, приют, детский дом и др.)

Посредническая

Наблюдение, беседа

4. Изучение будущей приемной семьи и ее окружения

Диагностическая (углубленная диагностика)

Анкетирование, тестирование, беседа, убеждение, изучение документации

5. Вводное обучение: лекция, рассказ, беседа, видеофильмы

Обучающая (предварительное обучение)

Лекция, беседа, наблюдение, убеждение, упражнения

6. Помещение ребенка в приемную семью; углубленный курс обучения приемных родителей

Патронирующая



Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья. На этом этапе социальный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету, участвует в создании банка данных о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот [5, с.35].

На втором этапе претендентам предлагают заполнить анкету, в которой будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные. Выбор данных зависит от приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Оценка потенциальных приемных родителей предполагает сбор материалов, документов, свидетельств, на основании которых будут утверждаться кандидатуры приемных родителей. Важной составляющей процедуры отбора является ознакомление с жилищными условиями кандидатов и встречи социальных работников с членами потенциальной приемной семьи Независимо от того, кто из членов семьи решил стать приемным отцом/матерью, изучается вся семья, ее способность создать положительный воспитательный климат. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи [5, с.36; 33, с.116].

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием [5, c.37].

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Социальный педагог проводит беседы с членами семьи, определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у ее членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог совместно с другими специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это может проводиться путем беседы или анкет. Также могут быть запросы в органы общественного порядка и в поликлинику (для оценки здоровья приемной семьи). Утверждение кандидатов проводится по результатам процедуры оценки. Они могут быть утверждены для воспитания одного конкретного ребенка, некоторого количества детей или определенной социальной группы. После утверждения кандидатов подписывается соглашение между приемными родителями и представителями местной власти, в котором определяются обязанности сторон по воспитанию ребенка, условия партнерства приемной семьи и местных органов власти, сроки воспитания в приемной семье, специализация семьи [5, с.37]

Пятый этап связан с предварительным курсом обучения будущих родителей, который может включать теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, он разрабатывает программу вводного курса. Подготовка проходит путем тренингов, которые проводят социальные педагоги. Как правило, такие тренинги рассчитаны на 10 еженедельных встреч [5, с.38].

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этой случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семью социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье. Проводится углубленный курс обучения родителей, социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качестве родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от индивидуальности ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.) [5, с.38].

После устройства ребенка в приемную семью, работа социального педагога продолжается. Процесс социально-педагогического сопровождения приемной семьи состоит из встреч социального педагога с родителями с определенной последовательностью, во время которых он изучает условия воспитания ребенка, оказывает помощь в решении проблем воспитания, а в случае необходимости привлекает к работе с приемной семьей других специалистов социальной сфер. В этом процессе социальный педагог выполняет ряд функций, среди которых выделяются:

­         оценочная - определение конкретных потребностей приемной семьи и ресурсов, необходимых для содержания ребенка;

­         вспомогательная - обеспечение услуг приемным семьям в вопросах, которые они могут самостоятельно решать;

­         организационное объединение усилий различных учреждений и специалистов с целью удовлетворения потребностей приемной семьи;

­         образовательно-воспитательная - обеспечение членов приемной семьи необходимыми знаниями и навыками;

­         консультативная - предоставление приемным родителям информации об имеющихся возможностей решения конкретной проблемы и помощи другим специалистам в выборе наиболее эффективного метода поддержки;

­         посредническая - направление приемных родителей и детей в соответствующие учреждения и в конкретных специалистов;

­         координационный - координация процесса предоставляемой различными учреждениями и специалистами;

­         адвокатская - защита прав и интересов как приемного ребенка, так и приемной семьи;

­         административная - осуществление деятельности по планированию мероприятий, оказание помощи приемным детям и оценки ее эффективности;

­         аналитическая - сбор и анализ информации, необходимой для принятия решений [27, с.7].

Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи проводится по трем основным направлениям: образовательному, психологическому, посредническому [29, с.40].

Образовательное направление социально-педагогической работы предусматривает помощь в обучении и воспитании ребенка. Помощь в обучении направлена на предотвращение появления семейных проблем и формирование педагогической культуры приемных родителей. В основе этого лежат социально-педагогические методы, учитывающие наиболее типичные ошибки в воспитании детей в семье: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость и т.п. Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкой просветительской работы среди приемных родителей по вопросам педагогической, социально-педагогической и правовой подготовки приемных родителей к воспитанию детей. Эта деятельность может проходить в виде практических занятий, которые помогают в значительной степени упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус Социальные навыки, приобретенные во время практических занятий, могут быть такими: умение распоряжаться домашним бюджетом, рациональное ведение домашнего хозяйства, правильное питание детей разного возраста, навыки санитарии и гигиены, этика семейной жизни, культура взаимоотношений между членами семьи, адекватное социальное реагирования на проблемные ситуации и т.д. [29, с.41]

Социально-психологическая поддержка приемной семьи направлена на восстановление благоприятного микроклимата во время семейных кризисов Коррекция семейного микроклимата проводится тогда, когда в семье имеет место психическое насилие над ребенком, которое приводит к нарушению его психологического и физического состояния. Такими видами насилия является запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия. Социальный педагог должен скорректировать отношения в семье так, чтобы все необходимые меры для обеспечения в ней порядка и дисциплины поддерживались с помощью методов, построенных на уважении достоинства ребенка [29, с.41].

Посредническая функция социального работника в социальной работе с приемной семьей осуществляется в трех направлениях: социальная помощь приемной семье в организации жизнедеятельности; координация взаимосвязи семьи с организациями и учреждениями, социальными службами для решения вопросов социальной поддержки и защиты, а также с другими специалистами, которые задействованы в процессе социально-педагогического сопровождения. Для реализации этой функции социальный работник выполняет следующие основные профессиональные роли:

­         советник - информирует семью о важности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей;

­         консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства, межличностных отношений и взаимодействия в семье; информирует о методах воспитания, которые можно применить в условиях конкретной семьи; разъясняет приемным родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье;

­         защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с нарушением его прав и проблемами, которые из этого вытекают [29, с.42].

Таким образом, деятельность социального педагога с приемной семьей происходит в несколько этапов, суть которых сводится к выбору и дальнейшему социально-педагогическому сопровождению приемной семьи. На каждом этапе социальный педагог помогает, воспитывает, образовывает приемных родителей, помогает им решать проблемы приемных детей, выступает посредником во взаимодействии приемной семьи с властными органами, общественными организациями.

Выводы по 1 главе

Социально-педагогическая деятельность, как и любой тип деятельности, определяется целью, субъектом и объектом деятельности, ее функциями, методами и способами организации этой деятельности. Целью социально-педагогической деятельности с приемной семьей является - нормальное воспитание и развитие ребенка в семье. В качестве субъектов деятельности выступают социальный педагог и другие специалисты, как было сказано выше. Объектом деятельности выступает ребенок в приемной семье.

Воспитание ребёнка в семье, тем более приёмного, непростая задача. Его воспитание должно стать профессиональным делом. Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение приемных детей - важное условие, которое может помочь детям-сиротам стать благополучными людьми, достойными гражданами. Во многом нормальное развитие приемных детей в приёмных семьях проходит благодаря личности педагога, который курирует семьи, его умению строить доброжелательные отношения, толерантности и профессиональной компетентности

Глава II. Экспериментальное исследование работы социального педагога с приемными семьями

2.1 Организация и ход исследования на базе Гимназии №4 г. Смоленск

Целью исследования является:

Выявить уровень социально- психологической адаптации у детей из приёмных семей.

В рамках моего исследования был проведён констатирующий эксперимент.

Задачи исследования:

)Определить уровень социально -психологической адаптации ребенка в приёмной семье

)Выявить данный вид адаптации у ребенка

Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ» Гимназия №4 «города Смоленска.

При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы в число респондентов были включены 30 семей , имеющие по одному приемному ребенку. Возраст родителей составлял от 30 до 45 лет .При опросе родителей выяснила, что доход семей составляет от 20 тысяч и выше. У 10 смей кроме приемного ребенка есть 1 собственный ребенок ,а у 20 семей- 2 собственных детей. Необходимо отметит тот факт ,что все приёмные дети находятся в семье не больше 6 месяцев.

Для определения уровня адаптации детей в приёмной семье необходимо вывить критерии, по которым будет проверяться уровень адаптации Прежде всего необходимо проверить :

)        Нервно -психологическое состояние .Данный критерий проверялся с помощью опросника нервно-психологического напряжения Т.А. Немчина. Опросник представляет собой перечень признаков нервно -психологического напряжения ,содержит 30 основных характеристик этого состояния ,разделённых на три степени выраженности.

Исследование проводится индивидуально.

После заполнения бланков производится подсчет набранных испытуемыми баллов путём их суммирования. Минимальное количество балов -30,максимальное - 90баллов. Диапазон слабого нервного- психологического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного - от 51 до 70баллов, чрезмерного или интенсивного - от 71 до 90 баллов.

)Соотношение. Для определения данного критерия использовалась методика исследования самоотношения по С.Р. Пантелееву. Данная методика направлена на изучение особенностей самоотношения по следующим шкалам :

«открытость»;

«самоуверенность»;

«саморуководство»;

«отраженное самоотношение»;

«самоприятие»;

«самопривязанность»;

« внутренняя конфликтность»;

« самообвинение»;

Испытуемому предлагается 110 утверждений, по которым он должен выразить свое согласие или несогласие. Подсчет баллов проводится в соответствии с ключом , чем выше балл , тем выраженнее исследуемый параметр

)Самостоятельность в принятии решения , открытость , стремление к сотрудничеству с приёмными родителями .Данный критерий определяется с помощью методика диагностики социально - психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймона.

Ответ заносится в бланк для ответов в ячейки , соответсвующей порядковому номеру высказывания. Используя показатели и ключи интерпретации ,подсчитывается интегральные показатели по шкалам : «адаптаци»,»самоприятие» ,»принятие других» и тд. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируется как чрезвычайно низкие , а « после »самого высокого показателя в зоне неопределенности - как высокие.

На основе сбора данных был проведен качественный и количественный анализы данных .Заключительным шагом стало формулирование выводов констатирующего исследования .

Таблица 1.

Интегральные показатели

Средние значения по интергальным шкалам. Дети из приемных семей

Адаптивность

58

Самопринятие

56

Принятие других

41

Эмоциональный комфорт

43

Интернальность

39

Доминирование

51


Результаты по методики социально- психологической адаптации Р. Роджерса и Р.Даймона показали:


Дети из приемных семей показали довольно низкие результаты по шкале адаптивности и довольно высокие показатели по шкале дезадаптативности - по интегральному показателю «адаптивность « 45% детей имеют низкие показатели , в зоне неопределенности у 40% детейи высокие показатели имеют 15% детей.

По шкале принятие себя ,также определены довольно низкие показатели , а в то время как по шкале неприятие себя , наоборот , высокие - по интегральному показателю «самопринятие »

Высокие показатели у 19%детей, принявших участие в исследовании , у 49%детей результаты расположены в зоне неопределенности со смещением к низким показателям и у 32%детей низкие показатели. Как показывают полученные результаты , дети из приемных семей низко оценивают себя , что приводит к снижении самооценочной стороны самоотношения детей.

Эмоциональный комфорт на высоком уровне определено у 21%детей, на среднем уровне у 41%детей, в то время как 38%детей имеют низкий уровень эмоционального комфорта

Более половины детей склонны чувствовать себя беспомощными , неспособными принимать решения ,пассивно подчиняющиеся другим людям .На социально -психологическом уровне это проявляется как уступчивость ,ведомость ,податливость чужому мнению .

Определяя особенности проявлений самоотношения по методике исследования самоотношения по С.Р.Пантелееву , испытуемым был предложен опросник с 110 утверждениями , с предложением выразить свое отношение к утверждениям. После подсчета баллов ,были сделаны выводы , что у детей из приемных семей по шкале «открытость»8%испытуемые показали высокие значения , 57% средние и 25%низкие значения ; по шкале «самоуверенность «12%испытуемых с высокими значениями , 51%со средними и 37%с низкими показателями. Оценивая свою «самоценность»по соответствующей шкале 10% показали высокие результаты , 53%средние и 37%низкие показатели ; по шкале «самопринятие» 21%детей показали высокие результаты ,48% средние и 31%низкие .У старшеклассников высокие результаты по шкале «внутренние конфликты «48%, низкие 20%.

По шкале «самообвинение» 28% у детей показали высокие результаты , 43%средние и 29%низкие значения.

Таблица 2. Методика исследования самоотношения по С.Р.Пантелееву.

Шкалы

Дети из приёмных семей

1.Открытость

7,5

2. Самоуверенность

9,2

3.Саморуководство

6,2

4.Отраженное самоотношение

5,4

5.Самоценность

9,2

6.Самопринтие

9,1

7.Самопривязанность

4,8

8.Внутренняя конфликтность

13,4

9.Самообвинение

8,7


Опросник нервно -психологической напряженности Т.А.Немчина позволил выявить особенности нервно -психологической напряженности у исследуемых детей.

Данные , полученные в ходе исследования , говорят о том , что уровень нервно -психологического напряжения выше у детей из приемных семей.

У 36%детей из приемных семей определен высокий уровень НПН, средний уровень определен у 41%детей, у 22%детей выявлен низкий уровень НПН.

Из исследования можно сделать вывод о том ,что для детей - сирот характерен низкий уровень адаптивности , негативное отношение к собственной личности и принятию себя , отрицательное отношение к другим людям , так же у таких детей наблюдается низкий уровень социального комфорта.

Всё это говорит об их низком уровне социально - психологической адаптации .Возможно низкий уровень связан с коротким сроком пррибывание детей в приёмных семьях.

2.2 Социально педагогическая деятельность по профилактике психологической адаптации у детей в приёмной семье

Полученные мной результаты подтвердили необходимость проведения профилактической работы, направленной на:

повышение уровня социально - психологической адаптации у детей

формирование положительной самооценки по восприятию себя.

В ходе данного исследования использовались лекции с приемными родителями , беседы в форме диалога с ребенком ,упражнения ,подвижные игры и т.д.

В ходе профилактической деятельности мной была проведена

Лекция-беседа «Принцип безусловного принятия в семейном воспитании».

После занятия приемные родители получили индивидуальные консультации. Вопросы родителей свидетельствуют о желании повысить уровень психологической и педагогической компетентности, об осознании недостаточности имеющихся знаний, умений и навыков. Родителям нужны советы и рекомендации о том, как справиться с неадекватным поведением ребенка, каковы причины такого поведения.

По результатам бесед с приемными родителями сделаны следующие выводы:

1.      У части приемных родителей имеются нереалистичные несоизмеримые с возможностями детей ожидания.

2.      Родители не обладают достаточными знаниями о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей; при организации адаптации ребенка к условиям семьи не учитывают последствий состояния материнской депривации, связанного с лишением ребенка возможности удовлетворения важнейших психологических потребностей и характеризующегося отклонениями в эмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии.

.        Большие затруднения испытывают приемные родители в связи с ситуацией «раскрытия тайны происхождения ребенка», родителей волнуют вопросы: каковы оптимальные формы преподнесения ребенку этой информации и на каком возрастном этапе необходимо это сделать. Более корректной представляется постановка вопроса таким образом: когда необходимо начать говорить с ребенком на эту тему, когда следует начать диалог о прошлом ребенка, который будет иметь продолжение.

.        У части родителей наблюдается выраженная враждебность по отношению к членам биологической семьи ребенка. При этом ребенок оказывается в ситуации наличия разногласий между взрослыми представителями двух семей. Приемные родители неосознанно манипулируют чувствами ребенка для утверждения своей позиции.

.        Часть приемных родителей нуждается в ободрении и поддержке. У приемных родителей: присутствует страх будущего в связи с ощущением неопределенности прогноза в отношении характера будущих действий биологических родственников. Приемных родителей беспокоит, как сложатся их дальнейшие взаимоотношения с ребенком.

.        У родителей отсутствуют необходимые им психологические знания об особенностях формирования отношений здоровой привязанности между ребенком и членами семьи.

.        Характер эмоциональных связей между ребенком и приемным родителем, наличие страха расставания с ребенком в связи с возможным его уходом из семьи свидетельствует о целесообразности перехода к другой форме замещающей семьи: усыновлению. Сдерживающим фактором, видимо, является материальная сторона.

.        Положительным результатом развития института приемной семьи явится повышение количества усыновленных детей из числа приемных.

Исходя из данных выводов с целью оптимизации детско-родительских отношений в приемной семье, можно сделать следующие рекомендации:

2.      Необходимо рассматривать способы взаимодействия с ребенком, направленные на формирование у ребенка чувства принадлежности к семье, определение своего места в семье и обществе. Среди них: празднование не только дня рождения ребенка, но и дня приема ребенка в семью, оформление альбома жизни ребенка в семье с включением рассказов и фотографий из совместной домашней жизни и др.

.        Работая с семьей, формировать согласованность в действиях и подходах к воспитанию ребенка, оказывать психологическую помощь в выстраивании линии поведения в отношениях с ребенком, изучать способы установления доверительных отношений с ребенком.

.        В психологической работе с приемными детьми активно использовать методы игротерапии, арттерапии, сказкотерапии.

.        Необходима работа психотерапевтического характера, направленная на оказание психологической поддержки семье в проблемных ситуациях; необходимо формирование у родителей уверенности в возможности преодоления трудностей.

.        Необходимо оказание помощи родителям в осознании процессов жизнедеятельности семьи для принятия целесообразных решений в нужный момент.

.        Поддерживать и развивать гуманистические установки родителей по отношению не только к детям, но и биологическим родственникам ребенка, способствовать снижению степени враждебности в отношениях.

.        При составлении заключения о готовности кандидата стать приемным родителем, учитывать индивидуально-психологические качества кандидатов и имеющиеся у них необходимые для воспитания ребенка интеллектуальные, моральные, эмоциональные ресурсы, чтобы родители не попадали в ситуации, требования которых не соответствуют их возможностям. Учет личностных качеств необходим также в связи с тем, что они определяют общую атмосферу дома, стиль и прочность взаимоотношений взрослых и детей.

.        Сотрудникам органов опеки и попечительства необходимо активно взаимодействовать не только с представителями приемных семей, но и с окружением ребенка (воспитатели детских садов, учителя и т.д.), учитывая возможности «терапии средой».

Для того, чтобы проверить эффективность профилактической деятельности, осуществленной в ходе формирующего этапа исследования, был проведен контрольный эксперимент, результаты которого описаны в следующем параграфе

2.3 Анализ результатов исследования социально - психологической адаптации детей в приемных семьях

С целью проверки эффективности результатов формирующего эксперимента мной был проведен контрольный этап эксперимента, который был направлен на анализ уровня адаптации детей в приёмных семьях.

По результатам психологической диагностики, проведенной при помощи различных методик исследования, были получены положительные результаты.

Следует отметить, что в отличие от первого раза, учащиеся более ответственно подошли к выполнению данного задания, о чем можно судить, исходя из полученных результатов.

Интегральные показатели

Средние значения по интергальным шкалам. Дети из приемных семей

Адаптивность

78

Самопринятие

70

Принятие других

54

Эмоциональный комфорт

53

Интернальность

63

Доминирование

77


Результаты по методике социально- психологической адаптации Р. Роджерса


Мной повторно была проведена анкета, с целью выявления эффективности проведенных мероприятий.

Детям сиротам и дети, оставшихся без попечения родителей, имеют разную степень адаптированности к приемной семье. Основная часть детей, она составляет 55%, попадают в пределы средней степени адаптации. Уровень по методике и диагностике самочувствия было хорошие, активности и настроения показали, что у детей благоприятное состояние. У мальчиков самочувствие было гораздо, лучше, чем у девочек. Данная методика дала нам средние уровни, но так же нормальное состояние и настроение.

Отношения с родителями в нормальной семье не всегда бывают благополучными, и в приемных семьях это можно ожидать. Методика «шкала адаптации и сплоченности» дает нам следующие результаты: средние показатели, такие показатели в обычной семье - это семья с подростками, отношения детей приемных на среднем уровне.

Качественный анализ по адекватной самооценке ребенка в приемной семье, был проведен как на девочках, так и на мальчиках, у девочек самооценка по результатам методики была занижена, у мальчиков же она была на нармальном уровне. Каждый ребенок узнал свой уровень самооценки.

Результаты по «Методики и диагностике социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»:

У девочек адаптивность в выше нормы, это говори о том, что девочки быстрей адаптируются, чем мальчики. У мальчиков в целом результат дезадаптивности. Принятия себя и принятия других на среднем уровне и у мальчиков, и у девочек. Эмоциональный комфорт у детей среднего уровня.

В целом, анализ данных позволяет сделать вывод о том, что Психологическая адаптация мальчиков немного ниже, чем у девочек, мальчики лучше приспосабливаются к условиям социальной среды.

Психологическую адаптацию воспитанников мы можем проследить через взаимоотношения с приемными родителями и с одноклассниками этих детей.

Чтобы повысить самооценку и сплоченность в семье, необходимо провести беседы с ребенком, обсудить, что его беспокоит, поговорить о его поведении, отношении с родителями. Не нужно делать замечания, не обосновано для ребенка, он не поймет и может обидеться.

учитывая полученные результаты, можно порекомендовать приемным родителям:

создавать эмоционально - комфортную обстановку для ребенка;

удовлетворять важнейшие потребности - в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении;

включать ребенка в разнообразные виды деятельности для полноценного развития;

в воспитательной работе сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала ребенка;

одна из важнейших проблем - потребность детей-сирот в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности ребенка. Рекомендуем уделять ребенку персонально столько времени, сколько вы можете, но в это время сосредоточить свое внимание исключительно на нем;

учитывая потребность у ребенка в общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение - ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в психологической адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в повседневном общении с детьми родителям необходимо использовать технологии развивающего общения

Выводы по 2 главе

В процессе проведенного исследования моя гипотеза адаптация детей в приемных семьях будет более успешной при наличии экстранаправленной, интранаправленной, гуманизирующей ролевой идентичности у членов семьи с учетом влияния таких психологических факторов, как эмоционально-личностный, психологической совместимости родителей и ребенка, а также фактор проблемных зон ребенка в период адаптации, подтвердилась, так как по полученным результатам можно увидеть , что наблюдалось снижение тревожности, выросли показатели социальной активности, и наблюдалась положительная динамика в развитии детей. Так же настроение улучшилось.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Мы определили основные характеристики детей-сирот, как особой социальной группы, нуждающейся в социальной поддержке. Фактическое положение дел сегодня близко. Бурные социальные перемены в стране привели к тому, что количество детей-сирот растет при общем снижении численности населения.

Деятельность семьи как социального института направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей. Благодаря воспитанию детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Семья формирует у ребенка представление о социальных связях и приобщает ребенка к основным общественным ценностям, морально-культурным стандартам поведения. Способность членов семьи принимать ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его представление о самом себе. Институт семьи - важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества.

Поэтому на всех уровнях власти вопрос усыновления детей-сирот, обеспечение им полноценного будущего стоит на первом месте. Необходимость разработки мер, для улучшения условий жизни детей-сирот обусловлена обострением проблемы социального сиротства. Кроме того, сложившаяся система государственных учреждений интернатного типа находится в прямом противоречии с гарантированным каждому ребенку правом семью.

Новый опыт отношения к самому себе усваивается ребенком через отношение к нему в семье. Дети очень сильно меняются, оказавшись в нормальной семейной обстановке. Они догоняют в физическом и интеллектуальном плане своих ровесников и внешне ничем не отличаются от них. Проходят заболевания психомоторного характера. Детей, живущих в приемной семье, со временем удается построить позитивные, здоровые привязанности, объединить свой прошлый и текущий опыт и войти во взрослую жизнь с ощущением стабильности и причастности.

Таким образом, мы изучили приемную семью как объект социальной работы: основные понятия, проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в замещающую семью, отечественный опыт социально-педагогического сопровождения приемных семей.

На основе изученных материалов можно сделать вывод о том, что приемная семья является на сегодняшний день одной из наиболее эффективных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Изучение и анализ системы организации и существования приемных семей, подходов к созданию условий эффективного существования показал, что приемная семья является формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, главная цель которой - создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка в семье.

Заключение

Приемная семья предусмотрена Семейным кодексом РФ как одна из трех форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. В развитие СК РФ принято Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье». Вместе с тем на практике такая форма устройства детей на воспитание в семью является наименее востребованной, о чем свидетельствует незначительное количество созданных на сегодняшний день приемных семей 1. Этому можно найти много причин, в том числе экономических. Но препятствием для последовательной реализации положений о приемной семье на практике служат и некоторые недостатки правовых предпосылок существующих форм устройства детей на воспитание и регламентации отношений, складывающихся в рамках приемной семьи[11, с. 20].

В полном соответствии с нормами международного права в ст. 1 СК РФ провозглашен в качестве одного из основополагающих принципов российского семейного законодательства приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип отражен в ст. 123 СК РФ, согласно которой только при отсутствии возможности устройства на воспитание в семью допускается устройство детей в воспитательные учреждения (в том числе в детский дом семейного типа), предназначенные зля детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» предусматривается создание детских домов семейного типа, имеющих организационно-правовую норму детского учреждения. Сходство детского дома семейного типа с приемной семьей состоит в самой идее создания подобного рода детского учреждения. Она заключается в организации обстановки, максимально приближенной к обычной семье. Представляется, однако, что при всех достоинствах этой идеи существует некоторая непоследовательность в ее нормативном закреплении.

Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы.

На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию - первичной базисной социализации личности ребенка - в силу разного рода причин или социальных дефицитов структурные, деформация взаимоотношений в подсистемах её, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести изменения.

Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления этого процесса определяется её воспитательным потенциалом.

Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роли субъекта этого процесса и должна пониматься как сложная социальная система, состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, способствует повышению её воспитательного потенциала.

Список литературы

1.    Бикулова, И.П. Особенности социализации детей-сирот [Текст] / И.П. Бикулова // Социальная педагогика - 2013. - №5. - С.18-20

2.      Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с. С. 215

.        Большой юридический словарь [Текст] / сост. Л.В. Тихомиврова. - М.: МНФРА-М, 2007. - 858 с.

.        Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс]: федер.закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Консультант Плюс

5.    Дементьева, И. Ф. Приемная семья - институт защиты детства [Текст]: методич. рекомендации / И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко. - М., 2000. - 122 с.

6.    Дементьева, И.Ф Российская семья: проблемы воспитания [Текст]: рук-во для педагогов / И.Ф. Дементьева. - М., 2000. - 38 с.

.        Иванова, Н.П. Дети в приемной семье [Текст]: советы начинающим родителям-воспитателям / Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина. - М.: Дом, 1993. - 83 с.

9.    Коваль, Л.Г. Социальная педагогика. Социальная работа [Текст] / Л.В. Коваль, И.Д. Зверева , С.Р. Хлебик - Киев, 1997 - 256 с.

10.    Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А.Куликова. - М.: Мастерство, 2000. - 156 с.

11.  Курбацкий, И. Н. Педагогическое и правовое толкование понятия «приемная семья» [Текст] / И. Н. Курбацкий // Педагогика. - 2002. - № 5. - С. 35-40.

12.  Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике [Текст] / Л. В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 220 с.

13.  Мартынова, Е.В. Проблемы толкования термина «приемная семья» [Электронный ресурс] / Е.В.Мартынова. - Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/

14.  Медведева, Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы [Текст] / Е.С. Медведева. - М.: Юристъ, 1997- 424 с.

15.    Морозов, В.В. Проблема сиротства в зеркале сиротства бытия…[Текст] / В.В, Морозов // Социальная педагогика. - 2013. - №1. - С.27-30

16.  О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: федер. закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ // Рос. газ. -2001. - 31 декабря. - С. 2-3.

17.    Об опеке и попечительстве [Электронный ресурс]: федер. закон принят Гос.Думой 11.04.2008 № 48-ФЗ// Консультант Плюс

18.  Основы социальной работы [Текст]: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок - 2-е изд., исправ. и доп. - М: ИНФРА-М, 2002. - 312 с.

.      Положение о приемной семье [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 // Консультант Плюс

20.    Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье» [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 // Консультант Плюс

21.  Приемная семья: оценка эффективности опеки [Текст]: методич. рекомендации для соц. работников / ред. О.О. Яременко. - М.: Рус. ин-т соц. исслед., 2000. - 78 с.

22.  Психологическая энциклопедия [Текст] / ред.: Р.Корсини, А.Ауэрбах. - СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.

23.    Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://momo65.net.ru/department_of_guardianship/

24.  Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // Консультант Плюс

25.  Семья как объект социальной работы [Текст] / ред. Е.П. Тонконогова. - СПб., 2006. - 198 с. - (Новое в гуманитарных науках; Вып.20)

26.    Соломатина, Г.Н. Адаптация детей-сирот к условиям приемной семьи [Текст]/ Г.Н. Соломатина // Вопросы психологии. - 2008. - №6. - с. 76-82.

27.  Социальная работа: технологический аспект [Текст]: учебн. пособие / под ред. А.Й. Папского. - М.: Центр учеб. лит., 2004. - 150 с.

28.    Социальное становление ребенка в приемной семье: социальное сопровождение [Текст]: учебно-методич, пособие. - М.: Рус ин-т соц исслед, 2000 - 127 с

29.  Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т.2: Н-Я [Текст] / рук. авт. колл. Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003. - 862 с.

30.  Тюптя, Л.Т. Социальная работа (теория и практика) [Текст]: учебн. пособие / . Л.Т. Тюптя, И.Б.Иванова. - М.: ВМУРОЛ, 2004. - 390 с.

31.  Усыновление в России [Электронный ресурс]: интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент воспитания и социализации детей. - Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics/

32.    Философский энциклопедический словарь [Текст] / ред.-сост. Е.Ф. Губский [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 574 с.

33.  Фирсов, М.В. Теория социальной работы [Текст]: учебн. пособие / М.В. Фирсов, Э.Г. Студенова. - М: ВЛАДОС, 2001. - 420 с.

34.  Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей [Текст] / Е.И. Холостова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. - 242 с.

35.    Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учебн. пособие / М.В, Шакурова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 272 с.

Похожие работы на - Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьёй

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!